РУБРИКИ

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Содержание

Введение.....................................................................

.............................

1. Классификация СМО и их основные элементы ...............................

2. Обслуживание с

ожиданием..............................................................

3. Пример использования СМО с ожиданием......................................

Расчеты......................................................................

.............................

Выводы.......................................................................

............................

Список

литературы...................................................................

.............

Приложение

1............................................................................

.............

Приложение

2............................................................................

.............

ВВЕДЕНИЕ

Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с

необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в

очередях в билетных кассах, в крупных аэропор­тах, при ожидании обслуживающим

персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в

ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта

станков и обо­рудования, на складах снабженческо-сбытовых органи

заций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех

перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. И

зучением таких ситуаций занимается теория

массового обслуживания.

В теории систем массового обслуживания (в дальнейшем просто -CMÎ)

обслуживаемый объект называют требованием. В общем

случае под требованием обычно понимают запрос на

удовлетворение некоторой потребности, например, раз

говор с абонентом, посадка самолета, покупка билета, получение материалов на

складе.

Средства, обслуживающие требования, называются

обслуживающими устройствами или каналами обслуж

ивания. Например, к ним относятся каналы телефонной связи,

посадочные полосы, мастера-ремонтники, би­летные кассиры,

погрузочно-разгрузочные точки на базах и складах

.

Совокупность однотипных обслуживающих устройств называется

îáñëóæèâàþù

èìè

óñòðîéñòвами.

Такими системами могут быть телефонные стан­ции, аэродромы, билетные кассы,

ремонтные мастерские, склады и базы

снабженческо-сбытовых организаций и т.д.

В теории СМО рассматриваются такие случаи, когда

поступление требований происходит через случайные промежутки времени, а

продолжительность обслуживания требований не является постоянной, т.е. но­сит

случайный характер. В силу этих причин одним из

основных методов математического описания СМО является аппарат теории случайных

про­цессов .

Основной задачей теории СМО является изучение режима функциони­рования

обслуживающей системы и исследование явлений, возникающих в процессе

обслуживания. Так, одной из характеристик

обслуживающей системы является время пребывания требования в очереди. Очевидно,

что это время можно сократить за счет увеличения

количества обслужи­вающих устройств. Однако каждое дополнительное устройство

требует определенных материальных затрат, при этом увеличивается время

без­действия обслуживающего устройства из-за отсу

тствия требований на обслуживание, что также является негативным явлением.

Следовательно, в теории СМО возникают

задачи оптимизации: каким обра

зом достичь оп­ределенного уровня обслуживания (максимального сокращения

очереди или потерь требований) при минимальных затратах, связанных с просто­ем

обслуживающих устройств.

Раздел І. Классификация СМО и их

основные элементы

СМО классифицируются на разные группы в зависимости от состава и от времени

пребывания в очереди до начала обслуживания, и от дис­циплины обслуживания

требований.

По составу СМО бывают одноканальные

(с одним обслуживающим уст­ройством) и

многоканальными (с большим числом обслуживающих устройств)

. Многоканальные системы могут состоять из

обслуживающих устройств как одинаковой, так и

разной производительности.

По времени пребывания требований в очереди до начала обслуживания системы

делятся на три группы:

1) с неограниченным временем ожидания (с ожиданием),

2) с отказами;

3) смешанного типа.

В СМО с неограниченным временем ожидания очередное требование, застав все

устройства занятыми, становится в очередь и ожидает обслуживания до тех пор,

пока одно из устройств не освободится.

В системах с отказами поступившее требование, застав все уст­ройства

занятыми, покидает систему. Классическим примером системы с отказами может

служить работа автоматической телефонной станции.

В системах смешанного типа поступившее требование, застав все (устройства

занятыми, становятся в очередь и ожидают обслуживания в течение ограниченного

времени. Не дождавшись обслуживания в установ­ленное время, требование

покидает систему.

В системах с определенной дисциплиной обслуживания поступившее

требование, застав все устройства занятыми, в зависимости от своего приоритета,

либо обслуживается вне очереди, либо становится в оче­редь.

Основными элементами СМО являются: входящий поток требований, очередь

требований, обслуживающие устройства, (каналы) и выходящий поток требований.

Изучение СМО начинается с анализа входящего потока требований. Входящий поток

требований представляет собой совокупность тре­бований, которые поступают в

систему и нуждаются в обслуживании. Входящий поток требований изучается с

целью установления закономер­ностей этого потока и дальнейшего улучшения

качества обслуживания.

В большинстве случаев входящий поток неуправляем и зависит от ряда случайных

факторов. Число требований, поступающих в единицу времени, случайная

величина. Случайной величиной является также ин­тервал времени между

соседними поступающими требованиями. Однако среднее количество требований,

поступивших в единицу времени, и средний интервал времени между соседними

поступающими требованиями предполагаются заданными.

Среднее число требований, поступающих в систему обслуживания за единицу времени,

называется интенсивностью поступления треб

ований и определяется следующим

соотношением:

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

где Т - среднее значение интервала между поступлением очередных требований.

Для многих реальных процессов поток требований достаточно хоро­шо описывается

законом распределения Пуассона. Такой поток

называет­ся простейшим.

Простейший поток обладает такими важными свойствами:

1) Свойством стационарности, которое

выражает неизменность вероятностного режима потока

по времени. Это значит, что число

требований, поступающих в систему в равные промежутки времени, в среднем

должно быть постоянным. Например, число вагонов, поступающих под погру

зку в среднем в сутки должно быть одинаковым для различных перио­дов

времени, к примеру, в начале и в конце декады.

2) Отсутствия последействия, которое

обуславливает взаимную не­зависимость поступления того или иного числа

требований на обслужи­вание в непересекающиеся промежутки времени. Это значит,

что число требований, поступающих в данный отрезок времени, не зависит от

чис­ла требований, обслуженных в предыдущем промежутке времени. Напри­мер,

число автомобилей, прибывших за материалами в десятый день ме­сяца, не зависит

от числа автомобилей, обслуженных в четвертый или любой другой предыдущий день

данного месяца.

3) Свойством ординарности, которое выражает практическую

невозмож­ность одновременного поступления двух или более требований

(вероят­ность такого события неизмеримо мала по отношению к рассматриваемому

промежутку времени, когда последний устремляют к нулю).

При простейшем потоке требований распределение требований, поступающих в

систему подчиняются закону распределения Пуассона:

вероятность Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы того,

что в обслуживающую систему за время t поступит именно k требований:

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

гдеКурсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы . - среднее число требований, поступивших на обслуживание в единицу времени.

На практике условия простейшего потока не всегда строго выполняются. Часто

имеет место нестационарность процесса (в различные часы дня и различные дни

месяца поток требований может меняться, он может быть интенсивнее утром или в

последние дни месяца). Существует также наличие последействия, когда

количество требований на отпуск товаров в конце месяца зависит от их

удовлетворения в начале месяца. Наблюдается и явление неоднородности, когда

несколько клиентов одновременно пребывают на склад за материалами. Однако в

целом пуассоновский закон распределения с достаточно высоким приближением

отра­жает многие процессы массового обслуживания. Почему такое предположение

в ряде важных случаев оказывается верным, дает ответ общая теорема

А.Я.Хинчина, которая представляет исключительную теоретиче­скую и

практическую ценность. Эта теорема имеет место в случае, когда входящий поток

можно представить в виде суммы большого числа незави­симых потоков, ни один

из которых не является сравнимым по интенсив­ности со всем суммарным потоком.

Приведем “не строгую” формулировку этой теоремы (полная формулировка и

доказательство приведены в).

Теорема (А.Я.Хинчин) Если входящий поток представляет собой сумму

большого числа независимых между собой стационарных и ординар­ных потоков,

каждый из которых вносит малый вклад в общую сумму, то при одном дополнительном

условии аналитического характера (которое обычно выполняется на практике) поток

близок к простейшему.

Применение этой теоремы на практике можно продемонстрировать, на следующем

примере: поток судов дальнего плавания в данный грузовой порт, связанный со

многими портами мира, можно считать близким к простейшему. Это дает нам право

считать поток прибытия судов в порт распределенным согласно процесса

Пуассона.

Кроме тогî, наличие пуассоновского потока требований можно оп­ределить

статистической обработкой данных о поступлении требований на обслуживание.

Одним из признаков закона распределе

ния Пуассона является равенство математического ожидания случайной величи

ны и дисперсии этой же величины, т.е.

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Одной из важнейших характеристик обслуживающих устройств, кото­рая определяет

пропускную способность всей системы, является время обслуживания.

Время обслуживания одного требования (Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

)- случайная величина, которая может изменятся в большом диапазоне. Она

зависит от стабиль­ности работы самих обслуживающих устройств, так и от

различных пара­метров, поступающих в систему, требований (к примеру, различной

гру­зоподъемности транспортных средств, поступающих под погрузку или вы­грузку)

.

Случайная величина Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

полностью характеризуется законом распре­деления, который определяется на основе

статистических испытаний.

На практике чаще всего принимают гипотезу о показательном законе

распределения времени обслуживания.

Показательный закон распределения времени обслуживания имеет место тогда,

когда плотность распределения резко убывает с возраста­нием времени t.

Например, когда основная масса требований обслужива­ется быстро, а

продолжительное обслуживание встречается редко. Нали­чие показательного

закона распределения времени обслуживания уста­навливается на основе

статистических наблюдений.

При показательном законе распределения времени обслуживания ве­роятность Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

события, что время обслуживания продлиться не более чем t, равна:

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

где v - интенсивность обслуживания одного требования одним

об­служивающим устройством, которая определяется из соотношения:

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы , (1)

где Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

- среднее время обслуживания одного требования одним об­служивающим

устройством.

Следует заметить, что если закон распределения времени обслужи­вания

показательный, то при наличии нескольких обслуживающих уст­ройств одинаковой

мощности закон распределения времени обслуживания несколькими устройствами

будет также показательным:

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

где n - количество обслуживающих устройств.

Важным параметром СМО является коэффициент загрузки Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

, который определяется как отношение интенсивности поступления

требований Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы к

интенсивности обслуживания v.

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы (2)

где a - коэффициент загрузки; Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

- интенсивность поступления тре­бований в систему; v - интенсивность

обслуживания одного требования одним обслуживающим устройством.

Из (1) и (2) получаем, что

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Учитывая, что Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы - интенсивность поступления требований в систему

в единицу времени, произведение Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

показывает количество требова­ний, поступающих в систему обслуживания за среднее

время обслужива­ния одного требования одним устройством.

Для СМО с ожиданием количество обслуживаемых устройств п должно быть строго

больше коэффициента загрузки (требование установившегося или

стационарного режима работы СМО) :

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы .

В противном случае число поступающих требований будет больше суммар­ной

производительности всех обслуживающих устройств, и очередь будет

неограниченно расти.

Для СМО с отказами и смешанного типа это условие может быть ос­лаблено, для

эффективной работы этих типов СМО достаточно потребо­вать, чтобы минимальное

количество обслуживаемых устройств n было не меньше коэффициента загрузки Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

: Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Раздел ІІ.Обслуживание с ожиданием

1. Постановка задачи.

СМО с ожиданием распространены наиболее широко. Их можно разбить на 2 большие

группы - разомкнутые и замкнутые. Эти системы

определяют так же, как системы с ограниченным входящим потоком.

К замкнутым относятся системы, в которых поступающий поток

требований ограничен. Например, мастер, задачей которого является наладка

станков в цехе, должен периодически их обслуживать. Каждый налаженный станок

становится в будущем потенциальным источником требований на подналадку.

В подобных системах общее число циркулирующих требований конечно и чаще всего

постоянно.

Если питающий источник обладает бесконечным числом требований, то системы

называются разомкнутыми. Примерами подобных систем могут служить

магазины, кассы вокзалов, портов и др. Для этих систем поступающий поток

требований можно считать неограниченным.

Мы рассмотрим здесь классическую задачу теории массового обслуживания в тех

условиях, в каких она была рассмотрена и решена К.Эрлангом. на n одинаковых

приборов поступает простейший поток требований интенсивности Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

. Если в момент поступления имеется хотя бы один свободный прибор, оно

немедленно начинает обслуживаться. Если же все приборы заняты, то вновь

прибывшее требование становится в очередь за всеми теми требованиями, которые

поступили раньше и ещё не начали обслуживаться. Освободившийся прибор

немедленно приступает к обслуживанию очередного требования, если только имеется

очередь. Каждое требование обслуживается только одним прибором, и каждый прибор

обслуживает в каждый момент времени не более одного требования. Длительность

обслуживания представляет собой случайную величину с одним и тем же

распределением вероятностей F(x). Предполагается, что при xКурсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

0.

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

где Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы - постоянная.

Только что описанная задача представляет значительный прикладной интерес, и

результаты, с которыми мы познакомимся, широко используются для практических

целей. Реальных ситуаций, в которых возникают подобные вопросы, исключительно

много. Эрланг решил эту задачу, имея в виду

постановки вопросов, возникших к тому времени в телефонном деле.

Выбор распределе

ния (1) для описания

длительности обслу­жи

вания произведен не

случайно. Дело в том, что в этом предположении

задача допускает

простое решение, которое с

удовлетворительной для практики точностью оп

исывает ход интересующего

нас процесса. Распределение (

1) иг­рает в теории

массового обслуживания исключ

ительную роль,

которая в значител

ьной мер

е вызвана следующим его сво

йством:

При показате

льном распределении

длительности обслужива­ния распре

деление длительности

оставшейся части работы по обсл

уживанию не зависит от того, сколько оно уж

е продолжалось.

Действительно, пусть Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

означает вероятность того, что

обслуживание, которое ужо продолжается вр

емя а, продлится еще не ме

нее чем Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

. В предположении, что длительность

обслуживания распределена показательно, Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

. Далее ясно, что Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

и Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы . А так как

всегда и Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

, Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы и,

следовательно,

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Требуемое доказано.

Несомненно, что в реальной

обстановке показательное время обслу

живания является

, как правило

, лишь грубым приближением к д

ействительности.

Так, нередко время обслуживания

не может быть

меньше, чем некоторая

определенная величина.

Пред­положен

ие же (1) приводит к тому, что з

начительная доля тре­бова

нии нужда

ется лишь в кратковременной операции, бл

изкой к 0. Позднее перед нами возникает задача

освобождения от излишнего

ограничения, накладываемого

предположением (1). Необходимость этого была яс

на уже самому Эрлангу,

и он в ряде работ делал усилия найти

иные удачные распределения для дли­тельности

обслуживания. В частн

ости, им было предложено так

называемое распределен

ие Эрланга, плотность рас

пределения ко­торого дается формулой

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

где Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы >0, a k— целое положительное число.

Распределение Эрланга представля

ет собой распределение суммы

k- независимых сл

агаемых, каждое

из которых имеет рас­пределени

е (1).

Обозначим для случая распределения (1) через Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

время обслуживания требования. Тогда средняя длительность обслуживания равна

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Это равенство даст нам cпосоá

оценки параметра Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

по опытным да

нным. Как легко

вычислить, дисперсия

длительности обслуживания

равна

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

2. Процесс обслуживания как марковский случайный процесс.

В указанных нами предполож

ениях о потоке требований и о длит

ельности обслуживания задачи теор

ии массового обслуживания приобретают

некоторые черты, облегчающие проведен

ие исследований. Мы отмечали уже вычислитель

ную простоту. Те­перь отметим более принцип

иальное соображение

, которое ста­нем развивать применительно к и

зучаемой задаче.

В каждый момент рассматриваемая сист

ема может находить­ся в одном

из следующих состоянии

: в момент t в системе на­ходятся

k требовании

(k=0, 1, 2, ...). Если

kКурсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы rn, то в

систе­ме находятся и

обслуживаются k требований, а

m-k - приборов свободны. Если kКурсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

m, то m требований обслуживаются, а k-m находятся в оче

реди и ожидают

обслуживания. Обозначим ч

ерез Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы состояние,

когда в системе

находятся k требован

ий. Таким образом, система может находиться в

состояниях Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

... Обозначим через Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

вероятность того, что система в мо­мент t

окажется в состоянии Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

.

Сформулируем, в чем заключае

тся особенность изучаемых нам

и задач в сделанных

предположениях. Пусть в некоторый момент Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

наша система находилась и состоянии Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

. Докажем, что последующее течен

ие процесса обслуживания не зав

исит в смысле теории вероятностей от того,

что происходило до момен­та Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

. Действительно, дальнейшее теч

ение обслужива

ния пол­ностью определяется тремя следующими

факторами:

моментами окончания обслуживаний, производящихся в мо­мент Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы ;

моментами появления новых требований;

длительностью обслуживания требований, поступивших после Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы .

В силу особенностей показатель

ного распределения длитель­ность остающейся част

и обслуживания не зави

сит от того, как долго уже продолжалось обслуживан

ие до момента Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы . Так

как поток требований

простейший, то прошлое не вл

ияет на то, как много требований появится после

момента Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

. Наконец длительность обслуживания требований,

появившихся после Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы ,

никак не зависит от того, что и как обслуживалось до момента Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

.

Известно, что случайные процессы, для которых будущее развитие зависит только от

достигнутого в данный момент состояния и не зависит от того, как происходило

развитие в прошлом, называются процессами Маркова или же

процессами без последействия. Итак, система с ожиданием в случае

простейшего потока и показательного времени обслуживания представляет собой

случайный процесс Маркова. Это обстоятельство об­легчает дальнейшие

рассуждении.

3. Составление уравнений.

Задача теперь состоит в том, чтобы найти те уравнения, которым удовлетворяют

вероятности Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы . Одно

из уравнения очевидно, a именно для каждого t

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы (2)

Найдём сначала

вероятность того, что и момент t.+h

все приборы свободны. Это может произойти

следующими способами:

· в момент t

все при

боры были свободны и за

время h новых требований не поступало;

· в момент t один прибор был занят обслуживанием требования, все

остальные приборы свободны; за время h

обслуживание требования было завершено и новых требований не поступило.

Остальные возможности, как-то: были заняты два или три прибора и за время h

работа на них біла закончена - имеют вероятность о(h), как легко в этом

убедится.

Вероятность первого из указанных событий равна

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы ,

вероятность второго события

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы .

Таким образом

Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

.

Отсюда очевидным образом приходим уравнению

Перейдём теперь к составлению уравнений для Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

при Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы 1. Рассмотрим

отдельно два различных случая: 1Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

и Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы . Пусть в начале 1Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

. Перечислим только существенные состояния, из которых можно прийти в состояние Курсовая: Классификация систем массового обслуживания и их основные элементы

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.