РУБРИКИ

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Содержание

Введение ................................3

1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в

России

1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4

1.2 Виды малых предприятий.......................10

1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11

1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12

1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой

промышленностью............................13

2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и

пути их

решения

2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15

2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28

2.3. Инвестиционная политика ......................35

3. Взаимодействие малого бизнеса с государством

3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36

3.2. Система налогообложения.......................38

3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40

Заключение...............................45

Список литературы............................46

Введение

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,

который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни

общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров

для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет

необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях

хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических

реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению

потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,

формирование широкого круга собственников является развитие малых форм

производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает

необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и

эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России

невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора

экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально

тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной

зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и

дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость

принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый

бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на

структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной

структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса;

разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и

малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и

проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для

промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода,

переживаемого Россией.

Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь

старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную

выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят

следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в

Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят

предприятия малого бизнеса.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый

бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль,

специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед

российским малым бизнесом.

1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.

1.1 Этапы развития малого бизнеса.

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс

развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но

его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый

бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в

немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать

новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали

обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки ма­лые

предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы

хозяйствования. Доминирующий сегодня ча­стный сектор зарождался именно в сфере

малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным

данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем

ко­личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП

приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4

% стоимос­ти основных средств экономики России и 14% числа занятых,

произ­водят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по

народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью

раскрытых внут­ренних возможностях развития малого предпринима­тельства.

Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства

потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую

такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до

10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие

(от 100 до 300-500 занятых).

В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:

Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность

центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при

общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность

участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование

эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе

частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса

расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;

предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка

потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения".

Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил

обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,

направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению

так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального

перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности

российской экономики. Именно в это время было узаконено частное

предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие

арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность

малого предпринимательства.

Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и

появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении

государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы,

открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы­сокими с

се­редины 80-х годов темпами роста числа малых предприя­тий (в 2,1 раза) и

чис­ленности занятых в них. Этот факт носит фено­менальный характер,

поскольку осуществленная тогда либерализа­ция цен и введение налогового

прессинга сильно подорвали финансо­вую базу малого предпринимательства.

Бурная ин­фляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений

населения, а с дру­гой - к резкому увеличению процентных ставок банковского

кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не

пре­одоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличе­нию числа

малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслужива­ния. В ней

число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в

сфере сельского хозяй­ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-

техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению

фун­кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на­родного

образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого

предприни­мательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе­ре

материального про­изводства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера­пии была

малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в

частности, сферы малого предпринимательст­ва. Но следует признать, что в

ус­ловиях активизации рыночных ре­форм МП продемонстрировали и свои

пози­тивные возможности. Важ­нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии

стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого

кризиса через самозанятость, предос­тавление воз­можности получения

дополнительных (помимо основной, часто формальной за­нятости) средств к

существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще

периоду перестройки, в сфере МП стала образовы­ваться нормаль­ная конкурентная

прорыночная среда, характеризующа­яся борьбой малых пред­приятий за

выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.

Сказанное, правда, не озна­чает, что криминальные структуры оставили малый

бизнес в покое.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие

торгово-посреднического малого предприниматель­ства стало ответной реакцией

на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще

в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны

создали благо­приятные условия для любой торговой деятельно­сти.

Падение потребительского платежеспособного спроса

торговое малое пред­принимательство тогда активно компенсировало импортом

товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства),

но пользовав­шихся ажиотажным спросом у российс­кого потребителя. Быстрая

оборачивае­мость мелких торговых капи­талов превращала их в капиталы средних

размеров. Более того, мел­кая торговля быстро реагировала на нарастающую

социально-эконо­мическую дифференциацию российского общества, группируясь в

ни­шах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким

уров­нем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими тор­говыми палатками стали

возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с

"челночной" деятельности.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести и их

участие в создании новых хозяйственных свя

зей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача

пози­ций военно-промышленного комплекса {ВПК}, утрата рынков стран Восточной

Европы и пр.) полная "закупорка" ра­нее сложившихся каналов взаимосвязей между

производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности

малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных

связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с

соответствующими ры­ноч­ными, высокоэффективными каналами движения товаров от

про­изводителей к потребителям. В стратегическом плане задача созда­ния такого

каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных

капитальных вложе­ний.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движе­ния к

новой системе внутрикооперационных связей в

российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спа­сающего многие

предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных,

но все же ра­ботавших хозяйствен­ных связей.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и по­среднической

деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством

налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть нало­говой

системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику

хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности долж­но

было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей есте­ственную реакцию

отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию

наложился явный экс­тремизм правительственной налоговой полити­ки,

направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом

правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить

налоги в полной мере. Предпринима­телей тем са­мым подталкивали к тому, чтобы

искать и находить способы сокры­тия доходов от налогообложения. Торговля и

посредничество, ориен­тированные на работу с

трудноконтролируемыми наличными сред­ствами, открывали боль­шие возможности

для ухода от налогов.

В целом ситуация 1992г. может быть охарактеризована обще­принятым термином

"грюндерство". Малое предпринимательство было составным элемен­том этого

массового процесса учредительства. Бир­жи, банки, страховые фирмы, крупные

частные и полугосударствен­ные акционерные предприятия возникали по всей

России в невероят­ных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для

са­мостоятельной предпринимательской деятельности, право зани­мать­ся

финансовым планированием, что ранее было абсолютной монопо­лией

государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с

раз­валом государственных, прежде всего бюджетных пред­приятий и организаций,

с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и

услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное

грюн­дерство объясняет­ся не столько экономическими причинами, сколько общими

законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России

си­туации кардинального общественного перелома.

Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое по­явление эфемерных

фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокаче­ственных

почвах, где с точки зрения экономи­ческой целесообразности таких хозяйств в

принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые

предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесо­образности, не

имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды,

мечты их организаторов на достаточно абстрактную "

луч­шую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества

свобод­ного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле

психологические ожидания скорого процве­тания доминировали над трезвым

экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного появления много­численных частных

мелких фирм в условиях очень быстро­го свертывания какого-либо спроса на

научную продукцию из-за ост­рейшего инвестиционного кризиса, спада

инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации

и развития всех видов предпринимательства, появления множества

собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли,

общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового

потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено

стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности

сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее

малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, на­пример,

научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существо­вание, либо

меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была

ге­нерировать новые тенденции в развитии российского малого

пред­приниматель­ства. Обозначился очередной этап качественных изменений в

динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было

отмечено выше, значительным сокраще­нием прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предпри­ятий явля­лись

резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высо­кой

доходностью, исчерпание психологичес­ких ожиданий беспредельных фи­нансовых

возможностей самостоя­тельной предпринимательской деятельности. В нормальной

рыноч­ной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по

доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и

крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне дос­тойного, но

все же аутсайдера.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая ма­лый бизнес, жила

по законам первоначального на­копления капиталов, то к 1995 г. все четче

стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже

встречались слу­чаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало

дорогостоя­щие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой

становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг

средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, ры­ночной

концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной

деятельности. Получил развитие процесс погло­щения предприятий. Часто

наи­более рентабельные малые предприя­тия оказываются первой жертвой таких

по­глощений. Например, в Красноярске на месте еще недавно многочисленных

индивиду­альных тор­говых ларьков возникли хорошо оформленные торговые

павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП,

не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были

вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе

российских реформ процессы цент­рализации и концентрации капиталов также

противостоят увеличе­нию численности МП. Но в дальнейшем, возможно, новые

крупные и средние предприятия будут самым активным образом сти­му­лировать

создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических

цепочек, т.е. в будущем наибольшее распространение получат холдинги, т.к.

именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.

На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и

завершение перерегистрации малых предприятий, создан­ных еще по законам бывшего

СССР. Действующие МП в ходе перере­гистрации принимали новые организационные

формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина

числивших­ся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была

достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существен­ный вклад в общее

замедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрации

и ликвидации не работающих пред­приятий в полной мере проявил себя в 1995 г. в

связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского

кодекса (ГК). В соответствии с положениями его

первой части малые предпри­ятия, имеющие форму товариществ (а это была очень

распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переофор­мить

свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хо­зяйственные

формы. Если учесть, что даже по официальным оценкам Госком­стата РФ, более

трети зарегистрированных малых предприятий либо не присту­пали к хозяйственной

деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировав­шись, то очевидно, что

начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и соответственно официальная ликвидация

реально не функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему

существенному снижению числа малых пред­приятий в России. А с учетом того, что

в ряде российских регионов реально дей­ствует чуть более половины

зарегистрированных МП (по данным Госкомстата РФ), перерегистрация внесет

определенные коррективы и в региональную струк­туру малого предпринимательства

страны.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не

проявил свою силу - и в экономическом, и в соци

альном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприя­тия, как рост

безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г.

официальная безработица оставалась на уровне 2-3%

экономически активного населения. Реальная безра­ботица может быть на порядок

выше, на что указывают альтернатив­ные расчеты экспертов профсоюзных

объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус

работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует,

со­здает социально-психоло­гический эффект, при котором люди отка­зываются

заниматься иной самостоя­тельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы

в сфере малого бизнеса. Более распространен­ным оказывается случайный, часто

нигде не регистрируе­мый вспомо­гательный заработок от мелких перепродаж или

выполнения подсоб­ных работ. Но как только правительство России на деле, а не

на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельных пред­приятий,

рост официальной безработицы, несомненно, вызовет но­вую волну увеличения числа

МП.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отра­жение в от­дельных

отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет

опережающими темпами увели­чилось количество МП в строи­тельстве и на

транспорте (на 18 и 19% в

1995 г.). В торговле и сфере обществен­ного питания число МП уменьшилось

примерно на 10%. В общей коммерческой

деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере об­слу­живания

произошло абсолютное сокращение числа малых предприя­тий (-5,6%).

В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравне­нию с 1994 г.

увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста неве­лика, но она

подтвер­ждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП

вы­сказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала

предприятий. И что очень важ­но, они указы­вают на то, что настало время

перехода от полулегаль­ной занятости к нормаль­ной, адекватной действующим

законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их

капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышлен­ности - в

7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая россий­ским прави­тельством

политика умеренно-жесткой финансовой стаби­лизации, с одной сто­роны,

сопровождалась значительным замедле­нием темпов роста количества МП

, но с другой стороны, имела выраженный

оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая

экономическая ситуация, в которой МП на­ча­ли играть роль, характерную для

малого предпринимательства в нор­мальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоя­тельно

при­спосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей

жизнеспособно­сти МП активно скрывают реальную хозяйствен­ную и

инвестиционную деятель­ность. Более чем половина МП нетор­гового профиля

помимо основной деятель­ности в 1995г. занималась еще и торговлей как

несложной, но относительно при­быльной дея­тельностью с быстрым сроком

оборачиваемости капиталов. А торго­вые капиталы все чаще устремляются в

производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении

их макроэкономического веса по всем показателям неиз­бежен. Его следует

ожи­дать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы

ры­ночного хозяйствования, реши­тельных шагов в области демонополизации

эконо­мики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе

ожив­ления и подъема производства и производственного инвестирования.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных

тенден­ций роста рос­сийского малого предпринимательства, кардинального

расширения поля его дея­тельности требуется активизация государ­ственной

поддержки МП на всех уров­нях. В первую очередь в под­держке нуждается сфера

кредитования и страхования малого бизне­са, стимулирования его инвестиционной

активности. Настоятельной необходимостью является

декриминализация малого бизнеса. Чрез­вычайно важно также расширение

инновационной и научной деятель­ности МП в интере­сах развития всех сфер

российской экономики. Начало реального подъема в эко­номике позволит перейти к

следующе­му этапу по-настоящему рыночного развития российского малого бизнеса.

Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их

способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что

очередной - шестой этап (с 1995г. по ...) развития предпринимательства

сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов

. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и

обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное

функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов,

каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.

Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания

в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве

среды хозяйствования.

На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в

условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству

большого числа крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому, что крупные

компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство

средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998

года, вообще перестали существовать.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт,

особенно на фоне продолжающегося спада прак­тически во всех сферах российской

экономики. По официальным ста­тистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996

г. в России насчи­тывалось 877 тыс. малых предприятий, на ко­торых было занято

8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а

с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре

доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре

-Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились

кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

замедлении темпов роста числа малых предприятий.

1.2. Виды малых предприятий

Дадим краткую характеристику малым предприятиям. Сталкиваясь с малыми

предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые предприятия

одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным,

семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть

включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер

предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в

законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий:

государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их

часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые

государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых

предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-

то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования,

материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти

системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого

предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем.

Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами,

членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными,

совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того,

малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами,

предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то

это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым

государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава

государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид

созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так именно

применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам

малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

1.3. Правовые основы малого бизнеса

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление

существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-

правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с

целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую

очередь предоставления льгот по налогообложению. Ниже приведены некоторые

законы и постановления правительства направленные на поддержание и

регулирование процессов связанных с формированием малого бизнеса.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и

предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20

июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные

понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства,

статус предпринимателя, формы предпринимательской деятельности.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406

«О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены

критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность

установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой

поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло

постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития

конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд

поддержки малого предпринимательства).

В июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие

положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного

стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого

предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ

по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г.

Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной

поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг. В ней

были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области,

включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-

кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых

предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения

государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа

государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении

программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и

экономический рост в 1997-2000 годах". В данном постановлении подчеркивается

высокое значение развития малого бизнеса в условиях нарушенных

производственно-хозяйственных связей, а также дается определение

классификации фирм в зависимости от их численности.

Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении

"Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной)

экономики". Настоящее постановление содержит описание системы экономических

досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых с

целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой продукции

с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается

в целях уклонения от налогообложения.

Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 "О Федеральной

программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации на 1998 - 1999 годы". В Программу включены подпрограммы:

привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое

предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-

коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской

местности; использование возможностей малого предпринимательства при

реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной

целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998

- 2000 годы". Постановление предусматривает реализацию мер, предусмотренных

программой "Молодежь России" (1998-2000гг.), а также соответствующими

региональными программами по поддержке и расширению занятости молодежи,

включая молодежное предпринимательство.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции

инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

Постановлением предусматривается комплекс мер по преобразованию

(приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в

инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на

создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной

деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции

и освоение высоких технологий.

1.4. Особенности и функции малого предприятия

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных

особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права

собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:

ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений

между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации

работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие

фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой

объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем

и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на

обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью

ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка,

но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс

и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется

родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю

деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор

порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если

«гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и

кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия

полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и

«неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного

капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это

соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у

малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие

экономические функции:

ü во-первых, функция работодателя;

ü во-вторых - производителя продукции и услуг;

ü в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;

ü в-четвертых – налогоплательщика;

ü в-пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные:

ü во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие

люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;

ü во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения

(женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут

найти себе применение на крупных предприятиях;

ü в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест

производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых

кадров.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция

малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной

экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке промышленных

отходов крупных и средних предприятий.

1.5. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с

большой промышленностью.

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления

небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и

ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников

сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким

образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в

доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве

мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении

является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия

утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия

для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех

сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и

инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых

предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это

предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное

развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный

импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа

глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в

приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано

подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта

новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы

переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика -

это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет

возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных

изменениях в экономике.

Эту «доводку крупных преобразований» призваны обеспечивать малые предприятия, но

только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков

небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые

предприятия данного направления.

Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым

высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их

переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере

груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной

занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае

они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них

сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. При

хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, малые

предприятия дают значительную отдачу.

Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется

малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в

странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется

принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные

объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга,

особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных

разработках. Например в США, девять из каждых новых десяти технологических

идей рождаются в малых фирмах.

В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в

ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес

существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину

каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной

России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически

отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей

мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так

скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и

малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности

Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть

субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия - сотни и тысячи

таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и

крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его

продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании

являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то

инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого

бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени,

обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока

далеки от этой идеальной картины.

Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом - это в первую

очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе

дробления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов предприятия. И вторая

группа - это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем

удалось установить связи крупным предприятиям.

Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап - это период поздней

перестройки, период так называемой «приватизации», когда малые предприятия

создавались главным образом с вполне известными целями - чтобы каким-то образом

сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации,

выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали

первоначальное накопление капитала.

Второй этап - это уже период приватизации, когда малые предприятия

создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов

инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.

В дальнейшем оказалось что, подавляющая часть этих малых

предприятий, в течение первых двух лет своего существования закрываются, однако

оставшаяся часть становится полностью самостоятельными, и фактически являются

серьезными конкурентами материнским предприятиям.

Стимулировать кооперацию крупного и малого бизнеса можно только путем

разумной экономической политики. Наличие малого бизнеса, поднимет крупную

промышленность, - и тогда эти взаимоотношения возникнут сами собой. В

дальнейшем можно будет уже ставить вопрос о необходимости стыковки малого и

крупного бизнеса в определенной отрасли. При хотелось бы отметить, что

формирование таких взаимоотношений является оптимальным только в условиях

развитого рынка.

2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и

пути их решения

2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России.*

*-данные основаны на исследовании проведенное Ресурсным центром России

(июнь 2000г.)

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько

быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве

страны.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство,

прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч

новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.