РУБРИКИ

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение

которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка

65% всех российских частных предприятий были малыми.

К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи,

приблизившись к отметке 1994 года. Следует учесть, что начиная с 1996 года,

статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения

предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации”. Новые критерии заметно

сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое

число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения

доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли

строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой

деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным

обслуживанием.

О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры

за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России (таблица 1).

Таблица 1

Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 -

2000гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)

Предприятия1.01.96 г. Кол-во%1.01.97 г. Кол-во%1.01.98 г. Кол-во%1.01.99 г. Кол-во%1.01.00 г. Кол-во%
Всего877,3100,0841,7100,0861,1100,0868,0100,0890,6100,0
В том числе: Промышленные128,514,65131,4715,62135,215,7136,115,7140,015,72
Строительные145,516,58139,2216,54136,115,8137,515,8141,6115,9
Торговли и общепита374,642,70358,9642,65386,344,5386,144,5420,3647,2
Коммерческие42,44,8335,64,2334,44,035,24,034,733,9

Науки и научного

обслуживания

48,85,5646,715,5538,744,538,84,536,514,1

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка,

объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным

фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура

распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец

1999г. (таблица 2).

Таблица 2

Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1999г.

Экономические районыКоличество предприятий Тыс. ед.%, к общему числу
Российская Федерация890,6100,0
Северный21,32,4
Северо-западный,126,614,2
в том числе г. Санкт-Петербург115,0112,9
Центральный,275,430,9
в том числе г. Москва180,320,2
Волго-вятский29,03,3
Центрально-чернозёмный28,93,2
Поволжский88,19,9
Северо-Кавказский69,57,8
Уральский93,910,5
Западно-Сибирский74,78,4
Восточно-Сибирский35,24,0
Дальневосточный38,24,3
Калининградская область9,81,1

По состоянию на 1 января 1999г. треть от общего количества малых предприятий

концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-

Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко

представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%)

областях.

Анализируя таблицу2, можно заметить, что распределение малых предприятий по

экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых

предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в

котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных

предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существуют

объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом

районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в

целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и

периферийных районов.

В таблицах приведены данные по официально зарегистрированным предприятиям.

Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно

представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше.

Поэтому более реальны финансово-экономические показатели малых предприятий,

отражающие конечный результат их деятельности.

Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без

совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на

предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1%

(в 1998г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность

по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% (85,4%), операции с

недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное

обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).

По сравнению с 1998г. годом среднесписочная численность работников всех малых

предприятий в 1999г. уменьшилась на 4,7%. Распределение среднесписочной

численности работников малых предприятий по отраслям экономики

характеризуется данными, представленными в таблице 3.

Таблица 3

Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по

отраслям экономики в 1999 г.

1999г.

тыс. человек

в % к итогув% к 1998г.
Всего6207,8100,095,3
Промышленность1357,621,990,8
Сельское хозяйство138,72,287,7
Транспорт177,32,981,4
Строительство1344,921,785,7
Торговля и общественное питание2202,935,5106,6
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка193,63,1118,8
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения92,31,576,5
Наука и научное обслуживание146,32,483,9

В 1999 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых

предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям -

1100,7 рубля). Следует отметить также, что общим для всех экономических

районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по

сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы

занятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народном

хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.

В 1999 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по

всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около

7% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России,

занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем

произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился

по сравнению с 1998 г. на 13,6%.

По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ,

услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого объема приходиться на валовой

доход предприятий торговли и общественного питания (26,1%), выпуск

промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительных работ

(26,1%).

Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%,

свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года

составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих

на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель

сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП,

принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на

малом предприятии.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по

общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный.

Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах –

членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности

распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной

Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями.

В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС

только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа

предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего

числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный

показатель для сектора МСП – порядка 65% (таблица 4).

Таблица 4.

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних

предприятий (МСП) в разных странах:

Страны

Кол-во МСП

(тыс)

Кол-во МСП

на 1000

жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численности

занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания26304613.64950-53
Германия22903718.54650-52
Италия39206816.87357-60
Франция19803515.25455-62
Страны ЕС1577045687263-67
США1930074.270.25450-52
Япония645049.639.57852-55
Россия8445.658.31310-11

Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами

статистики, к началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек. Однако, по

оценке специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз больше. В

органах статистики зарегистрированы по преимуществу индивидуальные

предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270

тысяч. В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с

точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики,

потребностей переходного периода в РФ.

За прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая

предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи

государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны

механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в

жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым

предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые

услуги.

Статистическая справка:

Достигнутый уровень развития малого предпринимательства наглядно отражают

данные государственной статистики. К началу 2000 года число малых предприятий

составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см. рис. 1).

Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%,

свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 1 График изменения количества МП в России.

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года

составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на

российских предприятиях (см. рис. 2). По сравнению с 1994 годом данный

показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения

МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих

на малом предприятии.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 2 График изменения количества работников на МП в России.

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых

предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП

расположены в Центральном районе (см. рис. 3). Среди городов сохраняют

лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено

соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 3 График распределения МП по территории РФ.

Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального

района (см. рис 4). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю

жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно

работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой

дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды

предпринимательства.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 4 График распределения работающих на МП по России.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по

общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный.

Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. рис. 5), тогда

как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по

плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню

Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 5 График распределения количества МП в зависимости от регионов России на

1000 жителей.

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В

России доля МП в общем числе предприятий составляет 29% (см.рис. 6). В

странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа

предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего

числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель

для сектора МСП – порядка 65%.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 6 График распределения количества МП в зависимости от регионов России.

Помимо малых предприятий, в соответствии с российским законодательством

субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные частные

предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к

началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек (см. рис. 7).

Однако, по оценке специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз

больше. В органах статистики зарегистрированы по преимуществу индивидуальные

предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270

тысяч (см. рис. 8), почти треть из них сосредоточены в

Северо-Кавказском районе.

В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки

зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей

переходного периода в РФ.

Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате

финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы

для развития предпринимательства.

Чтобы оценить последствия кризиса для малого предпринимательства, можно

воспользоваться данными статистики, а можно и напрямую спросить об этом у

предпринимателей. Первый путь приведет в Госкомстат России, второй – на II

Всероссийский съезд представителей малых предприятий, проходивший в октябре

1999г. в Москве.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 7 График распределения индивидуальных предпринимателей по России.

Обратимся к цифрам. Прежде всего о том, что их надо долго ждать. В разгаре

год 2000-ый, а в официальных статистических изданиях достаточно подробные

данные по малым предприятиям (МП) есть лишь за 1998 год. По ним можно судить

о мгновенной реакции бизнеса на обвал рубля. Да еще надо учесть кумулятивный

отрицательный эффект от ухудшения условий для предпринимательской

деятельности, наметившегося с начала 1998 года.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 8 График распределения фермерских хозяйств по России.

По совокупности причин, среди которых доминирует августовский кризис, малый

российский бизнес к концу 1998г. как бы уменьшился в размерах. Если число

малых предприятий, 868 тысяч в целом по РФ, за год практически не изменилось,

то сброс численности занятых в малом бизнесе составил 14 процентов. На

столько же в 1998 году уменьшился объем товаров и услуг, произведенных МП. И

совсем неважно обстоят дела с эффективностью. Вместо 37900 млрд. рублей

прибыли по итогам и в ценах 1997г., за 1998г. российские малые предприятия

наработали на 28550 млн. рублей убытка.

В трех основных отраслях: промышленности, строительстве, торговле и

общественном питании, зафиксированы следующие изменения. Резкое сокращение

числа занятых произошло на промышленных и строительных МП, на 17% и 27%

соответственно. Численность работающих на МП торговли и общественного питания

практически не изменилась.

Снижение объемов производства произошло повсеместно, но если в строительстве

на 1%, в промышленности на 7%, то в торговле и общественном питании почти на

треть. Что до прибыли, то по итогам 1998 года ею смогли похвастаться лишь

строительные МП. Правда, относительно 1997 года их совокупная прибыль

уменьшилась на 72%. Но в сравнении с промышленностью (убыток на 4725 млн.

рублей), торговлей и общественным питанием (убыток на 5971 млн. рублей)

2516млн. рублей прибыли строителей выглядят не так уж плохо.

Однако больнее всего кризис ударил по малому предпринимательству Москвы.

Столичные преимущества от близости финансовых потоков, относительно высокого

уровня доходов населения враз обернулись потерей рынков сбыта, разрывом

хозяйственных связей, обострением конкуренции. Как следствие, за 1998год

численность работающих на московских МП сократилась на треть, объем

производства товаров и услуг – на 40%, а совокупный убыток в 17253 млн.

рублей в 1,3 раза превысил прибыль, полученную в 1997 году.

Таков безрадостный пейзаж, на фоне которого начался 1999 год. Смогли ли

предприниматели переломить негативные тенденции и воспользоваться

немногочисленными положительными результатами кризиса, главный из которых –

высвобождение рыночного пространства из-за ухода импортеров и более слабого

отечественного бизнеса. Ответ на этот вопрос дал анкетный опрос, проведенный

Ресурсным центром малого предпринимательства среди делегатов II

Всероссийского съезда представителей малых предприятий (Москва, 28 октября

1999г.). Всего было опрошено порядка 250 руководителей МП разных отраслей из

11 российских регионов.

Судя по результатам опроса, приведенным в диаграмме на рис. 9, через год

после кризиса предприниматели в основном позитивно оценили его последствия для

возможности развития бизнеса. Половина респондентов сочли влияние

положительным, треть – отрицательным, каждый шестой / седьмой – нейтральным.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 9 График предположительного влияния на развитие бизнеса после кризиса

Среди основных факторов, определяющих предпринимательскую деятельность, наиболее

сильное негативное влияние кризиса отмечено в таких областях, как возможность

привлечения внешнего финансирования (см.рис.10) и величина

платежеспособного спроса (см.рис.11). Половина руководителей МП оценили

его последствия по этим вопросам как отрицательные.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 10 График влияния привлечения заемных средств после кризиса.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 11 График влияния кризиса на платеже способность.

Большей частью положительно кризис сказался на возможности освоения новых видов

деятельности (см.рис.12), конкурентоспособности товаров и услуг

(см.рис.13).

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 12 График влияния кризиса на основную деятельность.

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 13 График влияния кризиса на конкурентоспособность..

Интегральный показатель последствий кризиса – оценка общего состояния МП, также

склоняется к положительной (см.рис. 14).

Курсовая: Малый бизнес место и роль в экономике

Рис. 14 График зависимости общего состояния МП.

Через год после кризиса лишь порядка десятой части предпринимателей оценили

состояние своего бизнеса как плохое. Как удовлетворительное – порядка

половины респондентов, как хорошее – две пятых. Прогноз на 2000 год еще более

оптимистичен. Порядка двух третей руководителей МП спрогнозировали хорошее, а

порядка трети – удовлетворительное состояние своих предприятий. Лишь каждый

двенадцатый / тринадцатый – плохое.

За достаточно обнадеживающими общими показателями, как и за всякими

усредненными, скрыты чьи – то выдающиеся успехи и сокрушительные неудачи.

Так, среди МП разных отраслей по преимуществу положительное влияние кризиса

зафиксировано в сфере материального производства и прежде всего в

промышленности. Здесь значительно расширились возможности для

предпринимательской деятельности за счет подъема уровня конкурентоспособности

товаров и услуг, роста платежеспособного спроса. По результатам опроса,

таково мнение 60% руководителей МП. Бизнес в торговле, напротив, столкнулся

со значительным спадом спроса, с резким ограничением возможностей привлечения

внешнего финансирования.

Влияние кризиса имеют и ярко выраженную территориальную специфику,

характеризующуюся более четким проявлением его негативных последствий в

наиболее крупных городах, прежде всего в Москве. Результаты опроса

подтверждают, что за посткризисный год возможность для развития бизнеса в

столице уменьшилась в большей мере, чем в целом по стране. Доля московских

предпринимателей, констатировавших отрицательное влияние кризиса на развитие

своего дела, в 1,3 раза превышает аналогичный показатель в целом по выборке.

(Напомним, в ней представлены МП из 11 регионов – субъектов Федерации).

Итоговая оценка общего состояния московских МП значительно ниже, чем в

среднем по РФ. Москвичи признавали состояние своих фирм плохим в 1,7 раза

чаще, а хорошим – в 1,6 раза реже. И перспективы на год 2000-ый для них менее

радужны. На оценку «хорошо» рассчитывают в 1,4 раза меньше руководителей

столичных МП, к оценке «плохо» заведомо готовы в 2 раза больше.

Итак, для малого бизнеса, прежде всего в отраслях материального производства,

финансовый кризис со временем сдвинул стрелку экономической конъюнктуры по

направлению к «ясно». И те МП, что сумели уцелеть в первые посткризисные

месяцы, смогли этим воспользоваться. Статистические данные зафиксировали рост

совокупных показателей масштабов и эффективности малого предпринимательства

по итогам 1999 года. Общее число МП увеличилось на 2,6%, численность

постоянных работников – на 4,5%, объем произведенной продукции – на 61,8%.

Российские производители товаров потребительского назначения, и малые

предприятия в том числе, сумели воспользоваться благоприятной экономической

конъюнктурой, потеснив импортеров на отечественной потребительском рынке. К

началу 1998г. доля импортных товаров на российском потребитель рынке

составляла 49%, к концу – 37%. За 1999 год произошла стабилизация доли

импортеров на уровне 30% (в сопоставимых ценах).

Однако, влияние конъюнктурных факторов недолговечно, а внутренний потенциал

саморазвития малого бизнеса в значительной мере исчерпан. Для того, чтобы

данный сектор смог реализовать возложенные на него функции, необходимо прежде

всего стабилизировать экономику в целом. Предпринимательство не может сколь

угодно долго генерировать «точки роста» в условиях, угнетающих

предпринимательскую активность, не выродившись при этом в криминально-

нелегальную деятельность.

2.2 Основные проблемы малого бизнеса

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России

напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных

отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости

этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 5).

Таблица 5

Основные проблемы частного предпринимательства в России

Порядок значимости по мере упоминанияОсновные проблемы
1Налоги
2Законодательство
3Инфляция
4Экономическая ситуация в целом
5Поставки, дефицит
6Трудности получения и высокая ставка за кредит
7Неплатежеспособность партнёров, клиентов
8Несовершенство банковской системы
9Политическая ситуация
10Бюрократия
11Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
12Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
13Недостаток информации, культуры, опыта
14Кадровые проблемы
15Рэкет
16Отрицательное отношение к предпринимателям

Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс

собственников, существует как реальность. Наличие прослойки, пусть очень

маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. В

резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были

выделены следующие проблемы:

ü медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

ü низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий,

особенно в производственной сфере;

ü не во многих регионах разработаны и приняты органами власти

нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а

там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;

ü недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена

информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в

организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей

различных регионов между собой.

На состоявшейся, в рамках Всероссийского экономического форума, научно-

практической конференции, Президент Российской ассоциации развития малых

предприятий Александр Иоффе отметил, что властям нужны очень простые

инструменты - ум, воля, совесть. «Ни Министерство антимонопольной политики и

развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечные

структуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеи

совершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только на

словах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть только тогда, когда его много,

и только в этом случае он становится действенной силой экономики, важным

социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет, что

поддержка экономической инициативы граждан является важнейшим приоритетом.

Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти, и обратная связь. И

тогда удастся разобраться с налогами и административными барьерами».

Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малым бизнесом

председатель Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса

Александр Попов: «.Жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодное

лицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать. А это значит,

что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их

выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти

препятствия создаются ради поборов.

Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социального развития,

- считает А.Попов, - вследствие применяемой системы транзитных счетов, не

дает возможности малым предприятиям использовать перечисляемые ими средства

для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.»

О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академии менеджмента и

рынка Вениамин Каганов. "Чтобы принимались правильные решения чиновниками

всех уровней, - считает В. Каганов, - их нужно вовлечь в систему обучения,

может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас

все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и

работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят

подготовку для работы в поле предпринимательства".

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой

финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не

проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют

это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита

размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится

во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там

финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся

в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь

кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим

спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков,

складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие

занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких

технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно

затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Многие

малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из

600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина

дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь

свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу

неудач.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

44% - опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах,

снабжении и производстве;

15% - отсутствие опыта работы в отрасли;

1% - небрежность в ведении дел;

1% - мошенничество или бедствие;

6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют

соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным

образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается

криминализация малого предпринимательства. В этой связи очень показателен

наиболее ти­пичный ответ на вопрос выборочных обсле­дований руководителей малых

пред­приятий о влиянии на их деятель­ность криминальных структур. Значительная

часть респондентов от­вечают, что они вообще

ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ

указывает не на преодоление зави­симости МП от криминальных структур, а как раз

наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую

вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает

оставаться существенным факто­ром, препятствующим нор­мальному развитию

российского малого предпринима­тельства.

Далее обратимся к вопросу "обычного ненормативного" пове­дения - применению

сило­вых действий, вымогательств и угроз в де­ловых взаимоотношениях. Известно,

что в опросах об­щественного мнения преступность в течение последних пяти лет

достаточно устой­чиво ставится российским населением на второе место среди

наиболее острых проблем (первое место занимает рост цен). Для российского

бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему.

Только за 1994 г. было убито 94 (!) руководителя круп­ных коммерческих фирм. По

отдельным данным, около 70% коммер­ческих

предприятий вынуждены платить силовым группи­ровкам.

По нашим данным, свыше 1/4 руководителей малых

предприя­тий (26,2%) заявляют, что слу­чаи силовых вымогательств и угроз часты,

еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7%

опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутст­вуют. В 1993

г. 1/6 руководителей заяви­ли, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с

сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнивать полученные

резуль­таты с устойчивостью ответов о нарушении деловых обязательств). Отчасти

это связано с тем, что за­данный три года назад вопрос о рэкете был неудачен по

форме, сужал проблему группового и ор­гани­зованного насилия.

В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отно­шении новых

хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло

серьезное смещение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об организованной

охране. И малые, и крупные предприятия вынуж­дены

искать профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три

категории организаций: пред­ставители официальных правоохранительных органов

(на коммер­ческой ос­нове); официально зарегистрированные частные охранные и

сыскные агентства, образуемые, как правило, бывшими работника­ми

правоохранительных органов; криминальные группировки, зани­мающиеся

обеспечением так называемых "крыш". В результате биз­несмены систематически

оп­лачивают услуги "своих" охранников, а не платят "чужим".

Спектр силовых методов достаточно широк. Как важная

часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профес­сиональные

силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными

и необязательными партнерами и клиентами, для решения про­блем, связанных с их

задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение "братков"

обхо­дится в половину возвращаемой суммы, официальные агентства бе­рут от 15 до

40%.

Роль организованного насилия не исчерпывается криминальны­ми факторами. Во

многих случаях это замещение утерянных инстру­ментов вертикального давления на

партнеров (в том числе давления через партийные органы в советское время),

своего рода "компенса­ция" за утерю административной защиты. При отсутствии

действен­ного законодательного и судебного регули­рования силовые методы вошли

как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отно­шений. Когда закон

нем, а мораль слепа, зарвавшихся возвраща­ют в

нормативные рамки более грубыми и примитивными способами. И зона силовых

методов, судя по всему, продолжает рас­ширяться.

Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и

торговые струк­туры, активно работающие с наличным денежным оборотом.

Действительно, опрошенные финан­систы более других озабочены данной

проблемой. А вот существенных отличий в оценках заня­тых в торговле и сфере

услуг от общей массы предпри­нимателей зафиксировать не удалось.

Стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хо­зяйственными

руководите­лями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий

для малого предпринима­тельства. Респонденты с

более высоким образовательным уровнем несколько чаще указывают на наличие

вымогательств (вряд ли они чаще с ними сталкиваются, скорее, мы опять имеем

дело с более болезненной ре­акцией).

По мнению государственных служащих и деятелей общест­венных объединений,

ситуация, как и при невыполнении обяза­тельств, выглядит еще более тяжелой,

причем различия с оценкой малых предпринимателей даже увеличиваются до 10

процентных пунктов.

Можно ли успешно хозяйствовать без угроз и применения силы - не в идеальном,

заоблач­ном мире, а в реальных сегодняшних усло­виях? Более половины

респондентов (52 %) уверены, что можно. Еще более трети (38,3%)

считают, что это возможно с трудом. И только 9,4%

поста­вили категоричное "нет". Причем ру­ководители малых предприятий в данном

случае явно выделяются своим оптимизмом на фоне всех прочих групп - более

крупных пред­принимате­лей, представителей государственного управления и

обще­ственных организаций. О возможности отказа от применения силы говорят

"экономические оптимисты": те, кто прогнозирует рост всех основных

хозяйственных показателей в сфере малого бизнеса и не ожидает массовых

банкротств. А вот с финансовым положением соб­ственного предприятия связь уже

не наблюдается.

Теперь обратимся к "силовым методам" иного рода, связанным с вымогательством

со сто­роны чиновников. Из области "горизонталь­ных" хозяйственных отношений

переходим в область "вертикальных". Проблемы бюрократизма обычно

характеризуются печально высоким рейтингом среди наиболее болезненных

проблем, с которыми сталкива­ются руководители малых предпри­ятий (по

результатам нашего оп­роса, бюрократизм и недостаточная безопасность бизнеса

делят 5-6-ю позиции из полутора десятков наиболее острых проблем). Известно,

что чиновники имеют немало возможностей для создания барьеров на пути малого

предпринимательства. Усложненный порядок регистра­ции предприятий,

необходимость платить за каждый документ (от­нюдь не символические суммы),

задержки с оформлением и даже отказы в регистрации (по сути,

противо­законные) - со всем этим пред­приниматель вынужден сталкиваться, еще

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.