РУБРИКИ

Курсовая: Малый бизнес в России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Малый бизнес в России

Курсовая: Малый бизнес в России

Содержание:

Введение

3

Основная часть:

История развития российского малого бизнеса 5

Особая роль малого бизнеса в экономике России 6

Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса 10

Качественные характеристики российского малого предприятия 14

Проблемы становления малого бизнеса в России 15

Характерные особенности малых предприятий 17

Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре 18

Особенности целеполагания 19

Особенности менеджмента. 20

Особенности финансирования деятельности 21

Особенности трудовых отношений 22

Особенности политики государства по отношению к деятельности малого

предприятия24

Социальная значимость малого предпринимательства 26

Будущее малого предпринимательства 29

Приложение 31

Заключение 32

Список литературы 33

Введение.

Малый бизнес России — вопрос не мелкий.

Нельзя давать «малышей» в обиду.

Из выступления Президента России В. В. Путина на

Всероссийской конференции представителей малого бизнеса

«Скорее живой, чем мертвый» - эта известная пого­ворка вполне применима к

современному положению мало­го бизнеса в нашей стране.

Россия переживает тяжелейшие времена. Но не пере­велись те, кто готов,

засучив рукава, взяться за тяжелей­шую работу по возрождению России. Для

успеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простые вопросы:

откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И не просто

рабочие места, а в срок и хоро­шо оплачиваемые. Как избавить десятки

миллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормаль­ным

жильем? Как задавить казнокрадство и организован­ную преступность?

Во многих развитых странах это самая активная часть населения, которая, делая

свой бизнес аккуратно, пополня­ет государственную казну. А у нас при слове

«предпринима­тель» возникает одна ассоциация - навьюченные тюками «челноки».

А лозунг «Поддержим российского производите­ля» к ним абсолютно не относится.

Эти ребята в основном поддерживают турецкого и китайского производителей, а

все потому, что выгодно и им, и иностранцам. Да и налоги в этих странах

божеские, точнее, в пять раз ниже наших. Что же, мы настолько отсталая

страна, чтобы пополнять замор­скую казну? Пока так и получается, все оттого,

что законно делать свой бизнес в России невыгодно. На данный мо­мент наши

предприниматели тянут на себе четыре десятка налогов.

Прежняя государственная экономическая политика фак­тически уничтожила один из

важнейших секторов рыночной экономики - малое и среднее предпринимательство.

Если бы только налоги... Как быть с государственным «рэкетом», который мешает

развитию бизнеса? В сравни­тельно благополучной Москве на открытие,

например, химчистки, требуется до 600 дней! Зарегистрировались? Но и после

этого около 40 чиновничьих структур могут вас про­верить и приостановить,

оштрафовать, закрыть. Абсурд? Значит, нужен новый закон - «О свободе

предпринима­тельства».

Как утверждают многие предприниматели, есть целые регионы, где для начала

дела надо идти к преступному «ав­торитету» и только потом к губернатору. При

этом чисто криминальные отрасли (торговля оружием, наркотиками) развиты в

России не более чем в других странах. Значит, у нашей организованной

преступности должны быть другие источники. И они видны невооруженным глазом -

это мощнейшая те­невая экономика. Закрытые опросы в одном из районов

То­льятти выявили 98% теневого оборота! Откуда взялся такой громадный теневой

оборот в России? Может, опять мента­литет мешает? Но почему те же россияне,

став западными бизнесменами, чтят закон?

На старте реформ в 1992-1993 гг., когда нашим пред­принимателям установили

рекордные налоги в 50% от вало­вого внутреннего продукта (ВВП), они даже

попытались их платить. Но вскоре многие сообразили - и либо ушли, либо начали

наращивать теневой оборот, доведя его постепенно от 30 до 50% и даже до 90%.

Однако природа не терпит пустоты. Налоги с теневого оборота и есть мощнейшая

фи­нансовая база криминального мира. И в теории, и на прак­тике эта проблема

не может быть решена без кардинально­го сокращения налогового бремени.

Большинство предпри­нимателей готовы выйти из тени - головная боль и

внут­ренние издержки от тройной бухгалтерии им надоели.

Именно поэтому возникло общероссийское обществен­ное политическое движение

«Развитие предприниматель­ства», участники которого в составе новой Думы

заплани­ровали ряд законопроектов. К действующим федеральным законам,

возможно, добавятся следующие: «О третейских судах в Российской Федерации»,

«О специальных режимах налогообложения субъектов малого предпринимательства»,

«О франчайзинге», «Об оценке земель» и др. Это необходи­мые правовые акты.

Если они будут приняты, тогда-то рос­сийский производитель развернется!

Предпринимателям крайне необходима поддержка в Государственной Думе.

Президент также обещает не давать «малышей» в оби­ду. Именно так заявил В. В.

Путин, приняв участие во Все­российской конференции представителей малых

предприя­тий. Тем самым он дал понять, что бизнес России - вопрос для него

отнюдь не мелкий: ведь сегодня таких предприятий в стране 890 тысяч, а

трудятся там бо­лее 7,5 млн. россиян.

«Невозможно защититься как от бандитского рэкета, так и чиновничьего

произвола», «опасно давит на них фис­кальный пресс, бюрократические

сложности», - констати­ровал В. В. Путин. И перечислил целый ряд контрмер.

Это и создание более эффективной судебной системы, для чего будет увеличено

на 2 тысячи число арбитражных судей; и стимулирование банков к выдаче

кредитов тем, кто хочет открыть свое дело; и передача малым фирмам бесхозных

помещений, военного имущества; и щадящий режим на стар­те. Чтобы исключить

чудовищный произвол чиновников, про­веряющих малые предприятия, В. В. Путин

предложил со­здать специальное министерство контроля. Хотя сегодня недостатка

в контролирующих организациях нет - работал бы закон.

В очередной раз защитить интересы малого бизнеса ре­шили и московские

городские власти, которые являются инициаторами многих прогрессивных идей в

этой области. Плановые проверки деятельности малых предприятий,

рас­положенных на территории первопрестольной, теперь бу­дут проводиться в

два раза реже.

До недавнего времени подобные инспекции малых пред­приятий, в которых

участвовали все уполномоченные орга­ны надзора и контроля - санэпидемстанция,

пожарная ох­рана и др., - могли осуществляться два раза в год, а фак­тически

значительно чаще. Теперь эта периодичность комплексных проверок оставлена

только для фирм, чьи услуги или продукция напрямую связаны с жизнью и

здоровьем москвичей, например, предприятия общепита, медицинские центры,

частные производители продуктов питания и т. д. Остальные же малые

предприятия Москвы будут подвер­гаться плановому контролю лишь один раз в

год. При этом так называемые проверки «по сигналу» по-прежнему ста­нут

проводить сразу по получении информации о некаче­ственной деятельности или

продукции той или иной фирмы.

Примечательно, что штрафы, накладываемые при об­наруженных нарушениях на

столичных предпринимателей, отныне будут перечисляться не на счета

контролирующих органов, как это было раньше, а непосредственно в город­скую

казну.

Все вышеперечисленное позволяет наконец, надеяться, что так необходимому

государству российскому малому биз­несу, которому сегодня вполне

соответствует известная пого­ворка «скорее живой, чем мертвый», будет включен

зеле­ный свет. А дееспособному многомиллионному населению на­шей страны этот

вид бизнеса необходим как воздух не толь­ко для выживания и раскрепощения, но

и для своего мате­риального процветания, морального самоутверждения и

са­мореализации.

Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечить хорошей

зарплатой, пенсиями, жильем большин­ство своих граждан. Многое необходимо

делать прямо се­годня, и сделать это может только раскрепощенный малый и

средний бизнес.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$

затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные

предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90%

внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Основная часть

История развития российского малого бизнеса.

Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность

центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при

общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность

участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование

эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе

частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса

расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;

предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка

потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения".

Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил

обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,

направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению

так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального

перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности

российской экономики. Именно в это время было узаконено частное

предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие

арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность

малого предпринимательства.

Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и

появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении

государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы,

открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации

и развития всех видов предпринимательства, появления множества

собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли,

общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового

потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено

стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности

сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее

малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, на­пример,

научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существо­вание, либо

меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была

ге­нерировать новые тенденции в развитии российского малого

пред­приниматель­ства. Обозначился очередной этап качественных изменений в

динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было

отмечено выше, значительным сокраще­нием прироста числа МП.

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились

кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

замедлении темпов роста числа малых предприятий и даже их уменьшении.

Особая роль малого бизнеса в экономике России

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на

основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого

бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на

данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается

деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие,

управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями,

на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам

малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер

капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых

странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса

является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило,

предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:

От 1 до 20 – ремесленные;

От 20 до 100 – малые;

От 100 до 500 – средние предприятия.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый

многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в

значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический

уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они

принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных

производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.

Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда

следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью

малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой

мелкого производства в условиях рынка.

Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор на количественные

характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров

малого предприятия (численность занятых, объем годового оборота, размер

уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и

т.д.). Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г.

определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие

организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций

(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов,

доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся

субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых

средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих

предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой

рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие

народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности

занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и

реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в

отдельных странах играют ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в

течение 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что

развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений

экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению

потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются как юридические лица,

так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица».

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как

преимущества, так и недостатки. Зарубежный и отечественный опыт развития

малого бизнеса указывает на следующие его преимущества: более быстрая

адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий

субъектов малого бизнеса; гибкость в принятии и выполнении принимаемых

решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои

способности; более низкая потребность в капитале и др. Собственники малых

предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда

высокий уровень желания в достижении успеха, что положительно в целом

сказывается на деятельности предприятия. Субъекты малого бизнеса лучше знают

уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к

существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым

содействуют подготовке профессиональных работников. Малые предприятия по

сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как

по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ,

оказании услуг.

В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки,

среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска,

поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от

крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность

руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий

хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и

получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого

бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с

условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в

целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность

качественных характе­ристик МП трансформируется в специфическую роль мало­го

бизнеса как сектора экономики, определяя его экономи­ческую и социальную

значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня

преимущества мало­го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики

выражены четче, чем недостатки. В этом заключается спе­цифика малого

предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада,

«принимать на себя» реше­ние многих социальных и экономических проблем.

Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого

предпринимательства, обусловленных:

1.Характером производственного процесса:

· ограниченность масштабов применяемых средств производства и

технологических процессов;

· небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

· упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы управления и руководства:

· единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

· особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его

непосредственную включенность практически во все функциональные области;

· компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

· отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных

связей, неформальный характер планирования и контроля;

· быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

· особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином

(малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

· гибкость, восприимчивость к нововведениям;

· небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

· низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение

основного капитала лишь малую долю доходов;

· высокая оборачиваемость капитала;

· существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических

решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности

семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних воздействий:

· локальность ресурсных и сбытовых рынков;

· не формальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

· положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними

предприятиями;

· сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической

обстановки, изменениям законодательства;

· ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов

(если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые

биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков,

собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

· большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма

организации экономической жизни общества со своими отличительными

особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных дан­ных: результатов опросов

предпринимателей, статистичес­ких показателей. Следует, однако, помнить:

предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточ­но

успешные, по крайней мере, реально функционирую­щие, фирмы. Это те МП,

которые прошли испытание вре­менем, нашли свою нишу, способы удержать, даже

расши­рить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имею­щейся информации,

достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 г. их количество не растет,

напротив, оно не­сколько уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес

стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало

значительно сложнее, чем поддер­живать стационарный режим уже запущенного

дела. Про­цесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП

приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая -

всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую спо­собность адаптироваться к

внешним условиям, своим разви­тием укрепляя рыночные отношения. По данным

монито­ринга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы

плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних

предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджет­ных поступлений. Доля

просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у

крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически

вообще ее не имеют. Лидеры из числа круп­ных предприятий, напротив, имеют

просроченную задол­женность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые

предприятия являются достаточно устойчивым ис­точником постоянной занятости,

постоянных доходов насе­ления. Доля просроченной задолженности по заработной

пла­те на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на круп­ных.

Для работников малый бизнес - возможность избавить­ся от прежнего

стереотипного отношения к труду как к зат­рате времени, а не энергии, сил.

Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров

фор­мируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах

деятельности. У крупных предприятий ус­пех в большей мере определяется

отраслевой принадлежно­стью, а не рыночно ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйствен­ных связей, ее нижний,

местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных,

особенно с по­требителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок

сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в

интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров

заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями

ана­логичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное ос­воение рынка.

Вместе с тем большинство развивающихся МП не стре­мится перешагнуть

формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь

4% предприя­тий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних

фирм, выделения отдельных производств в само­стоятельные предприятия. Тем

самым тормозится расшире­ние среднего бизнеса, формирование рациональной

струк­туры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти

следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание

условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный

режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного

динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду,

благо­приятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго

существующие при одном владельце, приносят более высокий доход, чем фирмы,

которые часто меняют владельцев.

Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих

проблем:

· формирование конкурентных рыночных отношений, которые способствуют лучшему

удовлетворению потребностей населения и общества;

· повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению

запросов потребителей, малых бизнес способствует повышению качества товаров,

работ, услуг и культуры обслуживания;

· приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

· содействие перестройки экономики. Малый бизнес придает экономике гибкость,

мобильность;

· привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в

малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей

заинтересованностью, чем в крупных;

· создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

· способствование раскрытию таланта людей, развитию различных видов ремесел;

· формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

· активизация научно-технического прогресса;

· освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных

производств;

· освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин,

тормозящих развитие малого предпринимательства.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад

производства, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок,

слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний

предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры,

как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, которое

связывает предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-

продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ для

регулирования развития бизнеса на региональном уровне.

В-пятых, слабость государственной поддержки малого бизнеса.

Коммерческие организации – субъекты малого бизнеса.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие

извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в

форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов,

государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-

правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и

общества, функционирующие в разных отраслях экономики. А основными

организационно-правовыми формами субъектов малого бизнеса являются полные

товарищества, товарищества на вере (коммандитные), ограниченное товарищество

(общества с ограниченной ответственностью), открытые и закрытые акционерные

общества. А теперь более подробно остановимся на их характеристике.

Полное товарищество.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные

товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются

предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут

ответственность по его обязательствам своим имуществом. Это означает, что

если частное лицо вошло в товарищество на правах одного из учредителей, то

случае банкротства у него будет конфисковано все личное имущество, выходящее

за рамки жизненно необходимого: картины, мебель, ювелирные изделия и т.д.

Участниками полного товарищества могут быть физические лица,

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или

юридические лица как коммерческие организации. Договор об их совместной

деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве

образования такого товарищества. Таким образом, учредительным документом

полного товарищества является учредительный договор, который должен быть

подписан всеми участниками полного товарищества. В учредительный договор

должны быть включены следующие обязательные сведения:

- порядок совместной деятельности по созданию полного товарищества;

- о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов;

- наименование полного товарищества и место его нахождения.

Полное товарищество должно иметь фирменное наименование, содержащее либо

имена всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя одного или

нескольких участников с добавлением слов « и компания» и слова «полное

товарищество».

Управление полным товариществом осуществляется по общему согласию всех его

участников; каждый участник полного товарищества имеет один голос. Но бывают

случаи, когда решение принимается большинством голосов участников, в таком

случае будет иной порядок определения количества голосов его участников при

принятии решений.

Каждый участник полного товарищества имеет право действовать от имени

товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники

полного товарищества ведут дела совместно, либо ведение дел поручено

отдельным участникам. При совместном ведении дел его участниками для

совершения каждой сделки необходимо согласие всех участников. Если ведение

дел полного товарищества поручено поручается одному лицу, то остальные

участники для совершения сделки должны иметь доверенность от лица, на

которого было возложено ведение дел товарищества.

Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его

участники несут ответственность своим имуществом по обязательствам

товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем,

наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его

вступления в полное товарищество. В тоже время участник, выбывший из полного

товарищества, отвечает по обязательствам, возникшим до момента его выбытия,

наравне с оставшимися участниками в течение двух лет после его ухода.

Прекращение деятельности полного товарищества может быть осуществлено путем

его реорганизации или ликвидации в соответствии с законом. Полное

товарищество может функционировать, если в его составе есть хотя бы два

участника. Если же в составе полного товарищества остается один участник, то

полное товарищество должно быть ликвидировано.

Коммандитное товарищество.

Товарищество на вере или коммандитное – модифицированная форма полного

товарищества. Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с

участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность и отвечающими

по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется

один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их

вкладами в общество. Такие участники, которые рискуют лишь в пределах своего

вклада, являются внешними участниками и называются коммандистами. Они не

принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской

деятельности.

Главной особенностью коммандитного товарищества является положение полных

товарищей, участвующих в деятельности товарищества. Так, все полные товарищи

подписывают учредительный договор о создании товарищества на вере, управляют

им, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Вкладчики же не имеют права участвовать в управлении и ведении дел

товарищества на вере, оспаривать действия полных товарищей по управлению.

Однако они несут обязанности и имеют права, как и полные товарищи в

коммандитном товариществе.

Вкладчик имеет право:

· получать часть прибыли товарищества;

· знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;

· по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад

в порядке, предусмотренном учредительным договором;

· передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику

или третьему лицу.

Участниками товарищества на вере в качестве полных товарищей могут быть

индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве

вкладчиков – граждане и юридические лица. Государственные органы и органы

местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере.

Участник полного товарищества не может полным товарищем в товариществе на

вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником

полного товарищества.

Учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор,

который подписывается всеми полными товарищами. Он должен включать в себя

следующее:

- условия о размере и составе складочного капитала товарищества;

- о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов;

- о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

Кроме того, в учредительном договоре должен быть установлен порядок получения

вкладчиками части прибыли, условия получения вкладчиками своего вклада при

выходе из товарищества, условия распределения имущества между полными

товарищами и вкладчиками при ликвидации товарищества на вере после

удовлетворения требования кредиторов, место нахождения товарищества на вере,

фирменное наименование.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех

полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное

товарищество», либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов

«и компания» и слова «коммандитное товарищество» или «товарищество на вере».

Например, названия типа «Джонсон-Джонсон и К0», «Иванов, сыновья и К

0» и т. п.

Ограниченное товарищество.

Ограниченное товарищество (общество с ограниченной ответственностью) – такое

объединение, которое формируется на основе заранее определенных вкладов

пайщиков. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается

общество, уставный капитал которого разделен доли определенных размеров;

участники такого общества не отвечают по его обязательствам и рискуют лишь в

пределах своих вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченная

ответственность».

Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут

быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного

самоуправления не вправе выступать участниками ООО.

Учредительным документом ООО является учредительный договор, подписанный его

учредителями, и утвержденный ими устав.

В учредительных документах ООО должны определяться его наименование, место

нахождения, порядок управления; содержаться сведения о размере уставного

капитала общества; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов,

об ответственности участников за нарушения обязанностей по внесению вкладов.

В учредительном договоре учредители должны принять обязательства по созданию

общества, определить порядок совместной деятельности по его созданию,

установить условия передачи обществу своего имущества и участия в его

деятельности, определить условия и порядок распределения между участниками

прибыли и убытков. Участник ООО вправе в любое время выйти из общества

независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть

выплачена стоимость имущества, соответствующая его доле в уставном капитале

общества.

Фирменное наименование ООО должно содержать наименование общества и слова «с

ограниченной ответственностью».

Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование

уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников;

он определяет минимальный размер имущества общества. Размер уставного

капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.

Минимальный размер уставного капитала в различных странах различен: в Австрии

он составляет 500 тыс. шиллингов, в России – 10 тыс. рублей, в Венгрии – 1

млн. форинтов.

Органами управления ООО являются общее собрание участников общества и

исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью ООО и

подотчетный общему собранию его участников.

Акционерное общество.

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный

капитал которой разделен на определенное число равных долей - акций.

Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается

нарицательной стоимостью приобретенных ими акций.

Акционерами могут быть граждане (физические лица) или юридические лица,

принявшие решение об его учреждении. Решение об учреждении АО принимается

учредительным собранием. Число учредителей открытого АО не ограничено, а

закрытого АО не может превышать 50 человек. Акционерное общество может быть

создано одним лицом, которое принимает решение о создании АО единолично.

Однако АО не может быть учреждено другим хозяйственным обществом, которое

состоит из одного лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать

учредителями АО.

Акционерные общества бывают двух типов: закрытые и открытые. Акции открытых

обществ распространяются в свободной продаже, акционеры могут отчуждать

принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Закрытым

акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются

только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Закрытые АО

не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции.

Учредительным документом АО является устав, требования которого обязательны

для всех органов акционерного общества и его акционеров. Он должен содержать

следующие сведения:

· полное и сокращенное фирменное наименование АО;

· место его нахождения;

· тип АО (открытое или закрытое);

· количество, номинальную стоимость, категории акций (обыкновенные,

привилегированные) и типы привилегированных акций;

· права акционеров

· размер уставного капитала АО.

АО имеет фирменное наименование, содержащее указание на организационно-

правовую форму и тип АО (открытое или закрытое). АО может иметь полное или

сокращенное наименование на различных языках.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости

акций общества, приобретенных акционерами. Сумма уставного капитала общества

определяется национальным законодательством страны: в России – 10 тыс. рублей

для закрытого общества и 100 тыс. руб. для открытого (на 1991 г.).

Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные, а также один или

несколько типов привилегированных акций, номинальная стоимость последних не

должна превышать 25% уставного капитала АО. При учреждении акционерного

общества его акции должны быть среди учредителей. Все акции общества являются

именными.

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание

акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание

акционеров). На годовом собрании акционеров решаются вопросы: об образовании

совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии; утверждение

годовых отчетов, счетов прибылей и убытков АО, распределение его прибылей и

убытков и др.

Частное предприятие.

Из гражданского законодательства не вытекает, что индивидуальные (частные)

предприятия также можно отнести к субъектам малого бизнеса, однако в

зависимости от численности занятых работников они должны относиться к малым

предприятиям

Частное предприятие – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и

собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками.

Преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций

являются:

· полная самостоятельность, свобода и оперативность действий, не требующая

для принятия решений получения согласия партнеров;

· заинтересованность в упорной работе, в тщательном собственном контроле над

делами, в принятии обдуманных решений, так как все доходы поступают к единому

владельцу предприятия;

· конфиденциальность деятельности.

Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и

недостатки, которым относятся:

· ограниченность привлечения значительных финансовых средств;

· полная имущественная ответственность за долги в случае банкротства;

· недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий;

· слабость управления. Обычно владелец является управляющим по всем

вопросам: экономическим, финансовым, кадровым и др. Как правило, владельцам

не хватает профессиональных знаний и опыта;

· трудность в получении кредита;

· высокий уровень банкротства.

Качественные характеристики российского малого предприятия.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых

предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них

являются:

· совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов

деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на

однопродуктовую модель развития;

· стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная

часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда,

франчайзинга и т.п.;

· общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в

сочетании со значительным инновационным потенциалом;

· высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких

специалистов из государственного сектора экономики;

· низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры

рыночных отношений;

· высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке,

усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и

нарастающей криминализацией общества;

· неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых

предприятий;

· стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки

локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

· работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и

конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и

обучающих услуг.

Используемые количественные критерии определения типа предприятия - это

операционный инстру­мент, необходимый для проведения измерений,

сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения пред­приятий к

разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных

особенностей малых предпри­ятий. Во многом поэтому российский малый бизнес

вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большин­стве промышленно

развитых стран. Специфика МП в усло­виях рынка определяется его особенностями

в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование,

планирование выпуска, кадровая политика. Эти характери­стики предопределяют

как преимущества, так и недостатки предприятий относительно небольшого

размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конк­ретных

управленческих задач. Их недостатки - объектив­ная основа возникновения

барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом

рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых.

Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление

барьеров, обусловленных не­развитостью рыночных отношений в нашей стране.

Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые мес­та. Главное для них - малая

величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства МП основным

источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в

бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного

ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский

кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с МП, потому

что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кре­диты КП, и сопряжены с

гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более

высокий про­цент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт,

трудности доступа к коммерческому кредиту порож­дают у многих МП хроническую

нехватку оборотного капи­тала, что и становится причиной большинства

банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо в условиях инфляции,

поскольку, в отличие от КП, они имеют лишь ограниченные возможности

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.