РУБРИКИ |
Курсовая: Малый бизнес в России |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Малый бизнес в Россииперекладывать рост своих издержек на потребителей. Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении МП, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции.
Проблемы становления малого бизнеса в России.По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого бизнеса должно стать основной задачей общества, чтобы обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово- закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий для проведения экономических реформ в России, чтобы вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной экономики, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. человек. Это связано с тем, что в условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели стали быстро переходить в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудования, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Поэтому в массовом сознании вес еще существует представление о предпринимательстве, как о чем-то нежелательном, а о предпринимателе – как о спекулянте. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков закупочных. Высокие налоги, возрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Все это приводит к тому, что только зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству продукции. Как показывает опыт зарубежных стран, непременным условием успеха малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. Весьма остро стоит проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены льготы. Это могут льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение приводит к сокращению доли малых предприятий. Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Необходимо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении малого бизнеса в качестве особого сектора экономики России. Однако не существует действующей системы стимулирования образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана программа развития малых предприятий. В РФ необходимо провести комплекс первоочередных мер по развитию малого бизнеса, который должен осуществляться в следующих направлениях: · нормативно-правовое; · финансово-кредитное; · информационно-техническое; · организационное; · внешнеэкономическая деятельность. В государственной программе должны быть также отражены механизмы денежно- кредитной, налоговой, бюджетной политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые бы обеспечивали создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного предпринимательства, информационной, консультационной деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Для реализации данных программ необходимо, чтобы были привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. Характерные особенности малых предприятий Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях. Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре. Главным преимуществом МП в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей МП: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У МП, по сравнению с КП, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления. Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес. Почему же именно теперь все эти свойства малого бизнеса оказались столь широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный статус МП, послужили компьютерная революция 70-х гг. и мировой энергетический кризис. Они вызвали переход производственных систем ведущих промышленных стран на новую технологическую базу. С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении микросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадки оборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее номенклатуру. Для КП становится более выгодным передавать МП часть заказов на мелкосерийную продукцию, специальные модули или завершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро обзавелись современным оборудованием. На основе субконтрактов многие из них получили доступ к технической документации, рабочим чертежам, производственным ресурсам КП. Будучи заинтересованными, в «привязке» зарекомендовавших себя субпоставщиков, КП конструируют и проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать методы контроля за качеством продукции и т. п. Перестраиваться стали и сами КП. Мотив «экономии на масштабах», т. е. укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий, отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект - усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание от требований рынка и технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издержек, убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. крупное производство в ведущих странах Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации - выделения специализированных звеньев и участков в небольшие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе ассоциированные с головным предприятием. Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно- правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы - субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т. п. Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса. Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть МП создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса. Венчурные МП, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат. Особенности целеполагания. В рыночных условиях различия между крупными и малыми предприятиями в вопросах целеполагания определяются тем, что первые формируют рыночную конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стратегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельности, поэтому даже важнейшие решения зачастую принимаются ситуативно. Неразвитость стратегического мышления наиболее болезненно сказывается в первые годы существования МП, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых им товаров и услуг. Если МП нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационарный режим функционирования на основе стандартных оперативных решений. Потребность в стратегическом плане появляется, если малый бизнес решил перешагнуть порог, отделяющий его от среднего. Ограниченный временной горизонт управленческих решений МП в ситуации неустойчивой рыночной конъюнктуры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обусловлен регулирующим воздействием государства (или отсутствием такового воздействия), чем внутрифирменными факторами, стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосрочные программы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагностировать, контролировать конъюнктуру в условиях стабильности, такой порядок управления, присущий большому бизнесу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адаптации, в случае постоянно меняющейся внешней среды. Напротив, оперативный режим управления МП, указывающий возможность существования, развития фирмы, главным образом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в переходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает МП определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации. Выделение управленческих функций происходит на МП за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей- индивидуалов, платящих низкие налоги, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединившись, нанять профессионального бухгалтера. Основные решения почти всегда руководитель МП принимает единолично. Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время на их обсуждение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что задумано, решения не искажаются при их «трансляции». В случае удачи авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руководство. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может обернуться барьером для развития бизнеса. При таком порядке управления значительно возрастает роль предпринимателя, его врожденных качеств, профессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функционирующих МП не может превышать число людей, способных к самостоятельной предпринимательской деятельности. Единоначалие имеет и негативные последствия, причем даже в режиме оперативного управления предприятием. Не подконтрольность руководителя провоцирует ошибочные решения. Совершенные промахи, подрывая его авторитет, снижают «управляемость» работников, а, в конечном счете — внутренний потенциал бизнеса. Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличением масштабов бизнеса, горизонтов внутрифирменного планирования происходит усложнение структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контроля. В целом российские МП в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыночных отношений, нестабильности внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У малых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы, «разведенные» в ситуации благоприятной экономической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации целей предприятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже небольшие торговые фирмы могут успешнее планировать деятельность на перспективу, чем средние, а то и крупные производственные предприятия. Особенности менеджмента. Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах фирмы - одни из наиболее ярких отличий российского МП от крупного. Специфика менеджмента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем. Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех держать в поле зрения. Наряду с этим МП не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие решения, кардинально меняющие ситуацию внутри фирмы и вне ее. Следовательно, и нет потребности в управленцах - специалистах высокого класса. Для руководства МП достаточно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг. Руководитель МП должен принять на себя всю полноту ответственности, так как услуги профессионалов-управленцев стоят дорого. Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание. Лишь когда фирма ориентирована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий более крупного бизнеса, требования к управлению возрастают, появляется необходимость усилить руководство за счет создания более сложной структуры. Особенности финансирования деятельности. Одно из главных отличий МП от крупного предприятия - порядок финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для МП существует еще один источник - банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства. В сегодняшних российских условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МП сведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью. Рассматривая особенность МП, заключающуюся в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса, как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным МП попасть в разряд средних. Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного МП, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах «содержать себя» за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства. Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам МП) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты. И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка - организация производства - сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные МП доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность - привлечение венчурного капитала. Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МП непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают» профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее. Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса - залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача, как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование МП. Особенности трудовых отношений. В рыночной экономике для МП по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений - отношений членов большой семьи. Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским МП переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит трудовых ресурсов руководители МП отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина - не более низкая зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные источники финансирования, МП не в состоянии содержать «лишних людей». Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы - установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фактор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя МП и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те МП, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу. Дружеские отношения между работниками также необходимы для МП с их спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные внутренние отношения - реальность большинства МП: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело. В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава - руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения работников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях, руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его мотивированности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений - перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение. Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на МП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы. Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда. Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия. По антимонопольному законодательству федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на: введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности; установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона РФ в другой; выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров или о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; предоставление отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке, и др. Но практика показывает повсеместные нарушения антимонопольного законодательства в различных субъектах Российской Федерации. Главное направление поддержки малого предпринимательства в области сбыта - обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции для государственных нужд. Установление обязательной квоты на размещение госзаказов на малых предприятиях (не менее 15% от общего объема) дает им гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимально планировать свою производственную и финансовую деятельность. В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования: 1) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия; 2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию. С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом и его различных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место. Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, - это болевая точка предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских предпринимателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители МП также подвергают критике налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала. Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения их «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому бизнесу. Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены, были нести сопутствующие издержки. Для начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно- информационного плана всегда представляет организационные трудности. Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути адаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала 1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую систему в целом. Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками). Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяю на МП в первые годы работы, а также в приоритетных видах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придерживался противоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти. Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти. Важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены: · производство и переработка сельскохозяйственной продукции; · производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; · лекарственных препаратов и медицинской техники; · оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; · строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения. Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения. Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое. Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известные зарубежные компании: "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок". Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в таких сферах деятельности, как: предприятия питания, строительство, услуги по трудоустройству, бытовое обслуживание населения, заправка и обслуживание автомобилей, гостиницы и мотели. Развитию франчайзинга в России в современных условиях препятствует ряд обстоятельств: отсутствие специальной нормативно- правовой базы и должного информационного обеспечения, недостаточная осведомленность предпринимателей о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, нехватка знаний, необходимых для его осуществления, отсутствие соответствующих консультационных структур, а также общие проблемы финансово-кредитного характера. Значение такой формы взаимодействия крупного и мелкого производства, как лизинг объективно обусловлено самим ходом российских экономических реформ. С одной стороны, многие крупные предприятия (в первую очередь ВПК) не используют значительную часть производственных фондов, с другой стороны, подавляющая масса мелких производителей не располагает адекватной материальной базой и не имеет финансовых средств для закупки необходимой техники. Применение лишь 20% незадействованного сегодня оборудования позволило бы произвести в секторе малого предпринимательства продукции на 500 трлн. рублей. И хотя на начало 1996 г. в России насчитывалось около 25 активных лизинговых компаний, практически лишь Московская лизинговая компания (МЛК) специализируется на работе с малым бизнесом.
Социальная значимость малого предпринимательства.Количественное определение МП удобно своей простотой, но недостаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он играет в производственной системе. Его дополняют качественные определения. Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприятия, особенностей финансирования. Для МП выбор целей и способов деятельности определяется окружающей средой. Если МП занимает или стремится занять на рынке доминирующее положение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес исходит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Разработка рыночной стратегии на перспективу становится для него целесообразной лишь по мере наращивания объема производства, перехода в статус среднего предприятия. Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным в руках некоторых лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами деятельности фирмы. Очень часто совмещаются управленческие и инженерно-технические функции. Для выполнения более специальных операций (бухгалтерский учет, разработка рациональных форм документооборота, организация офисной деятельности, закупка и эксплуатация конторской техники и т. п.), для решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекать внешних консультантов, но постоянно их в своем штате не содержит. Отношения руководителей МП с персоналом нередко имеют патриархальную окраску и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает трудовую мотивацию и вовлеченность наемных работников в дела предприятия. На МП обычно нет влиятельных профсоюзных ячеек, которые в крупных производственных комплексах в значительной степени формируют деловой климат. Это отражается на интенсивности трудового процесса (на МП она обычно выше), среднем уровне заработной платы (которая выше на КП) состоянии социального обеспечения (МП, не достигшие определенной численности занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносов и не практикуют заключения коллективных договоров). Во многих странах МП интенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых». Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодных для них условиях. В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого бизнеса, привлекает в нее большое число молодых, динамичных людей. Их влечет желание стать независимыми, возможность реализоваться, быстро поднять благосостояние семьи, осуществить на практике какую-либо техническую идею и т. п. Большинство готово ради этого идти на риск, работать с повышенной интенсивностью. Для многих важно и то, что в периоды кризиса малый бизнес приспосабливается и выживает главным образом за счет временного снижения заработной платы или увеличения продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовых увольнений, как обычно поступают крупные фирмы. Отличительной чертой МП является характер его финансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращаться предприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении. Доверие банков увеличивается прямо пропорционально росту объема коммерческих операций предприятия. Формы малого предпринимательства чрезвычайно разнообразны - от традиционно торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и вырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж (примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план МП, кооперированные с крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Таковы, например, узкоспециализированные металлургические мини-заводы, которые не уступают КП по показателям качества и значительно превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали). Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн. новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн.; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг. Сама природа малого предпринимательства содействует тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в ЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей. Часто мелкое предпринимательство служит способом избавления от безработицы. Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризиса людьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда. Женский бизнес в его различных формах образует весомую составляющую сектора МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн. женщин ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей. Кроме того, наемный женский труд часто используется как надомный, временный или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного женского населения и только 4% - мужского. Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры. Учитывая возможности сектора МП в плане расширения занятости, правительства ведущих стран Запада считают его поддержку одним из приоритетов своей экономической и социальной политики. Бюджетные программы и работа специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи, женщин, представителей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки. Эти меры особенно широко используются для возрождения экономики регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической массы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала региональная политика, главным условием ее успеха всегда является мобилизация местного «низового» предпринимательства. Большую социальную и общественную ценность представляет накопленный малым бизнесом опыт кооперативного предпринимательства. Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП, включенное в сетевую структуру, состоящую из десятков тысяч подобных предприятий. Эта структура функционирует на началах производственной демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над деятельностью выборных органов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков. Системы мер поддержки МП, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора МП. Будущее малого предпринимательства. В преддверии возвращения из отпусков парламентариев и вхождении политической жизни в нормальное русло зазвучали самые разные идеи чиновников о снижении налогового бремени для малого и среднего бизнеса. Начал эстафету замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, рассказавший о ряде нововведений, которые Минэкомразвития намерено инициировать в налоговом законодательстве. Во-первых, изменениям подвергается закон об НДС для малых предприятий, который . даже не вступил еще в действие. Речь идет о принятом в июле 2002 года и вступающем в силу с 1 января 2003 года законе об освобождении малых предприятий об уплате как внутреннего, так и импортного НДС. Ряд технических ошибок, допущенных из-за «скорости» принятия закона, по словам Дворковича, привел к образованию дыры, позволяющей налогоплательщикам уклоняться от уплаты НДС при импорте, - для этого импорт должен проходить через малое предприятие, что, как оказалось, не трудно устроить. По этой причине соответствующая льгота может быть отменена уже в этом году. Во-вторых, Минэкономразвития собирается выступить с инициативой снижения ставки НДС, которая в настоящее время составляет 20%, а также максимальной 35,6-процентный ставки единого социального налога, но произойдет это не ранее 2004 года, и то при условии бездефицитного исполнения бюджета – 2003. Сам Дворкович полагает, что ставку НДС можно было бы сократить сразу до 15-17 %, а единый социальный налог (ЕСН) уменьшать постепенно: например, с 2004 года снизить ЕСН с действующих 35,6% до 33%, а затем в течение нескольких лет – до 25%. Значительно менее внятными цифрами оперирует первый заместитель руководителя «Яблоко» Сергей Иваненко, заявивший в недавнем интервью, что уже в сентябре фракция планирует внести большой пакет «революционных» законопроектов об индивидуальном предпринимательстве без обязательной регистрации. Иваненко озвучил представление «Яблока» о революционности: согласно этим проектам, бизнесмен выступает только как физическое лицо, «он платит раз в год приходный налог и больше не имеет никаких дел с государством». Позволим, однако, предположить, что шансы «яблочных» инициатив перейти в статус законов, крайне призрачны. В свою очередь, министр МАП РФ Илья Южанов высказался против отмены 88-го Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательства». По мнению министра, несмотря на действенность закона о поддержке предпринимательства (работают лишь четыре статьи), его полная отмена, которую ратует Минпромнауки РФ, приведёт к фактическому прекращению государственной поддержки малого предпринимательства, что недопустимо. Дело в том, что, согласно данным МАП, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС – не менее 30. Предсказуемо выделяются на этом фоне только Москва и Петербург, где не каждую 1000 жителей приходиться 20 и 23 малых предприятия соответственно. Южанов сообщил, что в бюджете 2003 года на поддержку малого предпринимательства запланировано 100 миллионов рублей (для сравнения, в бюджете 2002 года эта сумма составляла 20 миллионов рублей). По мнению министра, основную часть средств следует направить на разработку новых инструментов развития малого бизнеса, и лишь малую – на микрофинансирование. Между тем, например, на одного экономически активного российского гражданина из федерального бюджета в среднем в год выделяется 0,3 рубля (т.е. 30 копеек), из региональных бюджетов на первом месте по оказанию помощи малому бизнесу стоит Бурятский АО, на втором – Ханты-Мансийский, на третьем – Ненецкий, и только на четвертом – Московская область. Однако объем расходов на малый бизнес « будет на прямую зависеть от результатов налоговой реформы», как сообщил на недавней пресс-конференции председатель Бюджетного комитета Государственной Думы РФ Александр Жуков. Таким образом, государственное финансирование пребывающего в младенческой стадии российского малого бизнеса будет зависеть от реформирования перегружающей этот бизнес налоговой системы. Приложение. Количество малых предприятий и распределение их по основным отраслям экономики.
Региональная структура малого предпринимательства ----------------------------------------------------------------------------- -------------- Экономические районы Доля в общем числе МП ----------------------------------------------------------------------------- -------------- Центральный (в т.ч. Москва) 30,5 (20,0) Северный 2,9 Северо-западный 9,6 Волго-Вятский 2,9 Центрально-Черноземный 2,7 Поволжский 9,6 Северо-Кавказский 9,8 Уральский 10,6 Западно-Сибирский 10,5 Восточно-Сибирский 5,2 Дальневосточный 5,0 ------------------------------------------------------------------------
ЗаключениеВ данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы. Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка. Список литературы: · Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: «Наука»,1993. · Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12. · Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10 · Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8. · Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7. · Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса М. 2001. · Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10, 11-12 · А.С. Пелиха Экономика предприятия -2002г · Д. Менделюк Бизнес журнал 2002, №9 · Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.:"Банки и биржи", 1998. · «Комсомольская правда» 27 января 2000 г · Internet Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|