РУБРИКИ

Курсовая: Малый бизнес в России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Малый бизнес в России

перекладывать рост своих из­держек на потребителей.

Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства

является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении МП,

«вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «ес­тественного

отбора» в условиях рыночной конкуренции.

Проблемы становления малого бизнеса в России.

По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны

приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России,

находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и

развитие малого бизнеса должно стать основной задачей общества, чтобы

обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Для начала

следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого

бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе

технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и

оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-

закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий для проведения экономических реформ в

России, чтобы вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма,

добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является

развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу

конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной

экономики, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает

дополнительные рабочие места, является основным источником формирования

среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых

предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом

частном бизнесе менее 1 млн. человек.

Это связано с тем, что в условиях инфляции, налоговой нестабильности,

отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели стали быстро

переходить в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие

коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные

закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из

государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения,

не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудования, культуру торговли,

многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Поэтому

в массовом сознании вес еще существует представление о предпринимательстве,

как о чем-то нежелательном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная

неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие

бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении,

неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь

государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма

реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в

получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов

поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к

сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и

посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,

работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее

положение. Кроме того, существует большое количество предприятий,

зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров

народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее,

занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве,

например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по

официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков

закупочных.

Высокие налоги, возрастающая арендная плата за помещение и оборудование,

отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение

эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на

расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень

финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей

с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на

приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное

воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства

оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка

специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Все это приводит к тому, что только зарегистрированных предприятий малого

бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству

продукции.

Как показывает опыт зарубежных стран, непременным условием успеха малого

бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое

предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной

поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем

стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции,

предоставления налоговых льгот, развития системы страхования, организации

материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение

законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остро стоит проблема формирования финансовой базы становления и

развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены льготы. Это

могут льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая

политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с

установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития

экономики. Неоправданно высокое налогообложение приводит к сокращению доли

малых предприятий. Общее направление совершенствования налоговой системы –

усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Необходимо

освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии.

И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.

Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к

предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны

применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и

организационном обеспечении малого бизнеса в качестве особого сектора

экономики России. Однако не существует действующей системы стимулирования

образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их

поддержки. Не разработана программа развития малых предприятий.

В РФ необходимо провести комплекс первоочередных мер по развитию малого

бизнеса, который должен осуществляться в следующих направлениях:

· нормативно-правовое;

· финансово-кредитное;

· информационно-техническое;

· организационное;

· внешнеэкономическая деятельность.

В государственной программе должны быть также отражены механизмы денежно-

кредитной, налоговой, бюджетной политики, материально-технического снабжения,

системы официальных гарантий, которые бы обеспечивали создание равных

стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов

рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,

инвестиционного предпринимательства, информационной, консультационной

деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной

системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и

переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально

активных слоев населения.

Для реализации данных программ необходимо, чтобы были привлечены не столько

средства государственного бюджета, сколько возможности частного, а при

необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования

государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а

страхование и предоставление гарантий под кредит.

Характерные особенности малых предприятий

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных

особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права

собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:

ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений

между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации

работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие

фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой

объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем

и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание

сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью

ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка,

но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс

и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется

родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю

деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор

порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если

«гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и

кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия

полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и

«неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного

капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это

соотношение 80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у

малых оно составляет 20:80.

Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.

Главным преимуществом МП в условиях современного рын­ка является намного

более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить»

возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией сво­их

ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания

особенностей МП: оно не связано об­ширной производственной программой,

разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом,

требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми

обязательствами перед акционерами, ожида­ющими дивидендов от вложенного

капитала; ему проще пе­рестроить свою рыночную стратегию, как только найдена

новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продук­цию; перед ними вряд ли

встанет проблема организованного противодействия наемных работников,

отстаивающих с по­мощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработ­ной

платы.

Кроме того, малое производство, как правило, более эко­номично. У МП, по

сравнению с КП, короче сроки капи­тального строительства, для их создания нужен

относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5

раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия

обычно лучше использу­ют свой капитал, оборудование и производственные площади,

не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на

административно-управленческих расходах благодаря про­стоте и гибкости

процедуры управления.

Преимущества маневренности и экономичности ста­новятся особенно важными,

когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее

жизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и именно в та­ком

качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый

компонент, в существова­нии которого крайне заинтересован крупный бизнес.

Почему же именно теперь все эти свойства малого биз­неса оказались столь

широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону

рыночный ста­тус МП, послужили компьютерная революция 70-х гг. и ми­ровой

энергетический кризис. Они вызвали переход произ­водственных систем ведущих

промышленных стран на но­вую технологическую базу.

С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении

микросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадки оборудования

перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее

номенклатуру. Для КП становится более выгод­ным передавать МП часть заказов

на мелкосерийную про­дукцию, специальные модули или завершающие операции по

сборке. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро

обзавелись современным оборудовани­ем. На основе субконтрактов многие из них

получили доступ к технической документации, рабочим чертежам,

производ­ственным ресурсам КП. Будучи заинтересованными, в «при­вязке»

зарекомендовавших себя субпоставщиков, КП конст­руируют и проектируют для них

новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать

ме­тоды контроля за качеством продукции и т. п.

Перестраиваться стали и сами КП. Мотив «экономии на масштабах», т. е.

укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий, отошел

на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов

экономической целесообразности и стала давать обратный эффект - усиление

неуправляемости, инертности, бюрок­ратизации, отставание от требований рынка

и технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость

крупного производства обернулась огромным ростом издер­жек, убытками и

задолженностью. Поэтому с 70-х гг. круп­ное производство в ведущих странах

Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации -

вы­деления специализированных звеньев и участков в неболь­шие фирмы,

самостоятельные в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную

конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе ассоциированные с

головным пред­приятием.

Многосторонняя кооперация небольших и совсем мел­ких специализированных

предприятий, имеющих самое раз­ное происхождение и различный хозяйственно-

правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного про­изводства.

Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы - субподряда

в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов

обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия

быстрого питания и т. д.), совмес­тного выхода на внешние рынки, венчурного

бизнеса и т. п.

Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависи­мость потребительского спроса

от колебаний моды, успе­вая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные

зап­росы покупателей (работа на заказ). Во многом его разви­тие

предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной

среде. Если несколько десяти­летий назад залогом успешного сбыта товаров было

его со­ответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна, оригинальность

внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все

более определя­ется качеством и разнообразием сервиса.

Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация

производства и потребления. Значительная часть МП создается для освоения

ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения

транспорт­ных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий

производства или спроса.

Венчурные МП, которые занимаются поиском принципи­ально новых продуктов и

процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на

себя до­работку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих

крупных и капитальных затрат.

Особенности целеполагания.

В рыночных условиях раз­личия между крупными и малыми предприятиями в

воп­росах целеполагания определяются тем, что первые фор­мируют рыночную

конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют

детальные стра­тегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и

ориентировочных оценок основных параметров деятельно­сти, поэтому даже

важнейшие решения зачастую принима­ются ситуативно.

Неразвитость стратегического мышления наиболее бо­лезненно сказывается в

первые годы существования МП, когда на деле проверяется необходимость

предлагаемых им товаров и услуг. Если МП нашло свою нишу, в дальнейшем из-за

ее локальности надо лишь поддерживать стационар­ный режим функционирования на

основе стандартных опе­ративных решений. Потребность в стратегическом плане

по­является, если малый бизнес решил перешагнуть порог, от­деляющий его от

среднего.

Ограниченный временной горизонт управленческих ре­шений МП в ситуации

неустойчивой рыночной конъюнкту­ры переходного периода имеет определенные

преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного

предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обуслов­лен регулирующим

воздействием государства (или отсутстви­ем такового воздействия), чем

внутрифирменными факто­рами, стратегический план развития, разрабатываемый в

скользящем режиме и включающий средне- и краткосроч­ные программы, может

оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно

диагности­ровать, контролировать конъюнктуру в условиях стабиль­ности, такой

порядок управления, присущий большому биз­несу, плохо приспособлен к

необходимости быстрой адаптации, в случае постоянно меняющейся внешней среды.

На­против, оперативный режим управления МП, указывающий возможность

существования, развития фирмы, главным об­разом с благоприятной внешней

обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в

пере­ходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов.

Упрощенный менеджмент создает МП опре­деленное преимущество, проявляющееся в

гибком, быст­ром приспособлении к меняющимся требованиям и услови­ям, что

особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Выделение управленческих функций происходит на МП за счет персонификации их в

узком кругу лиц и начинается с учетно-бухгалтерской. Это объясняется

запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью

зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-

индивидуалов, платящих низкие на­логи, имеющих упрощенную форму отчетности,

нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединив­шись, нанять

профессионального бухгалтера.

Основные решения почти всегда руководитель МП при­нимает единолично.

Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время

на их обсуж­дение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что

задумано, решения не искажаются при их «трансляции». В случае удачи

авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее

руковод­ство.

Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может

обернуться барьером для развития биз­неса. При таком порядке управления

значительно возраста­ет роль предпринимателя, его врожденных качеств,

про­фессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением

сказать, что количество стабильно функ­ционирующих МП не может превышать

число людей, спо­собных к самостоятельной предпринимательской деятельно­сти.

Единоначалие имеет и негативные последствия, при­чем даже в режиме оперативного

управления предприяти­ем. Не подконтрольность руководителя провоцирует

ошибоч­ные решения. Совершенные промахи, подрывая его авто­ритет, снижают

«управляемость» работников, а, в конечном счете — внутренний потенциал бизнеса.

Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических

решений. Именно поэтому с увеличени­ем масштабов бизнеса, горизонтов

внутрифирменного планирования происходит усложнение структуры управления

предприятием, размежевание прав собственности и контро­ля. В целом российские

МП в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за

неразвитости рыноч­ных отношений, нестабильности внешней среды под этот

стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У ма­лых, средних и крупных

предприятий сегодня есть общие проблемы, «разведенные» в ситуации благоприятной

эконо­мической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре,

порядке разработки и реализации целей пред­приятия. Подчас возможность

предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом

бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже неболь­шие торговые фирмы могут

успешнее планировать деятель­ность на перспективу, чем средние, а то и крупные

произ­водственные предприятия.

Особенности менеджмента.

Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность

руково­дителя во всех делах фирмы - одни из наиболее ярких отличий

российского МП от крупного. Специфика менедж­мента малой фирмы заключается в

том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства

проблем. Возможность концентрации власти определяется самим масштабом

бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число

партнеров огра­ничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех дер­жать в

поле зрения. Наряду с этим МП не свойственно, да и не нужно, принимать

нестандартные управленческие ре­шения, кардинально меняющие ситуацию внутри

фирмы и вне

ее. Следовательно, и нет потребности в управленцах - специалистах высокого

класса. Для руководства МП доста­точно средней квалификации в сочетании с

доступностью информации, консультационных услуг.

Руководитель МП должен принять на себя всю полноту ответственности, так как

услуги профессионалов-управлен­цев стоят дорого. Выгода, которую может дать

постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на

его содержание. Лишь когда фирма ориенти­рована на рост, на преодоление

барьеров входа в группу предприятий более крупного бизнеса, требования к

управ­лению возрастают, появляется необходимость усилить ру­ководство за счет

создания более сложной структуры.

Особенности финансирования деятельности.

Одно из главных отличий МП от крупного предприятия - порядок финансирования,

предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних

источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных,

друзей. В условиях развитого рынка для МП существует еще один источник -

банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках

специальных программ, с привлечением специализированных программ,

специализи­рованных финансовых структур, при поддержке государ­ства.

В сегодняшних российских условиях, как свидетельству­ют результаты всех

опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования

крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность

меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП, носит

застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МП сведено к

минимуму. Сокра­щается число предпринимателей, планирующих привлечь

краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают

небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата.

Предпринимателей отпу­гивают высокая ставка процента, короткий срок

кредитова­ния, требование залога. Кроме того, пока сфера предприни­мательства

остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять

деятельность, привлекая сред­ства извне. Прежде всего это касается

производства с его относительно меньшей ликвидностью.

Рассматривая особенность МП, заключающуюся в пре­имущественном использовании

внутренних источников фи­нансирования, следует иметь в виду негативные

последствия этого процесса, как для отдельных фирм, так и для сектора малого

бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления,

трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже

наиболее успеш­ным МП попасть в разряд средних.

Недостаток собственных средств, принципиально невос­полнимый в рамках

отдельного МП, в сочетании с невоз­можностью привлечь внешнее финансирование

нередко ог­раничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот харак­терный

пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее

высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних

масш­табов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыноч­ные ниши опустели

из-за деградации заполнявших их преж­де крупных предприятий. Свернув

нерентабельные произ­водства, они не в силах «содержать себя» за счет

оставших­ся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. За­полнить

образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, ко­торый либо отпочковался от

крупного в процессе реструк­туризации, либо вырос из малого. Второй путь был

не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требу­ет финансовой

подпитки извне, причем в относительно сжа­тые сроки, пока сохраняются

конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.

Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья кон­курентоспособность на

внутреннем и внешнем рынках пред­полагает постоянное совершенствование

технических пара­метров. Существующие на фирме технические разработки

позволяют поддержать конкурентоспособность, создать ус­тойчиво развивающийся

бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется

достаточно серьез­ное (по масштабам МП) единовременное финансовое влива­ние,

отдача от которого в будущем возместит все затраты.

И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если МП

опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет

прибыль­ным, когда замкнется цепь: разработка - организация про­изводства -

сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необ­ходимо соответствующее стартовое

финансирование. В си­туации, когда стартовый капитал формируется

исключитель­но за счет личных средств предпринимателей, научные раз­работки,

требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого

предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где

инновацион­ные МП доводят разработки до пробных образцов и конт­рольных

испытаний. В случае удачи их внедрением занима­ются крупные фирмы. Другая

возможность - привлечение венчурного капитала.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного

финансирования, перераспределяя по­лученный доход между заработной платой и

инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в

большинстве случаев руководитель единолично рас­поряжается доходами. Другой

вариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МП

непро­изводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают»

профильную деятельность, занимаясь торгов­лей, посредничеством. Но

относительное финансовое благо­получие предприятия оборачивается потерей

времени в кон­курентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому

пред­приниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве,

поэкспериментировав с торговлей, часто сво­рачивают ее.

Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без вмешательства

государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных

средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с

народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло

малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно

раз­витых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшее условие для

расширения масштабов малого предпринима­тельства. Привлечение внешнего

капитала к финансирова­нию перспективного бизнеса - залог поддержания

оптималь­ной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и

крупные предприятия. Решается эта задача, как за счет прямой финансовой

помощи государства, так и пу­тем создания механизмов, косвенно направляющих

частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование МП.

Особенности трудовых отношений.

В рыночной эконо­мике для МП по сравнению с крупным характерна большая доля

затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к

трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала.

Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с одной

стороны, экономить на оплате труда, а с другой - ин­тенсифицировать труд

работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями

при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомнен­ным минусом

для развития фирмы. Решая вторую, стремят­ся повысить степень вовлеченности

работников в дела пред­приятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных

взаимоотношений - отношений членов большой семьи.

Рыночная специфика решения кадровых вопросов при­суща и российским МП

переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя

дефицит тру­довых ресурсов руководители МП отмечают значительно чаще, чем

директора крупных предприятий, его основная причина - не более низкая

зарплата работников, а повы­шенные требования к трудоотдаче. По мнению

предприни­мателей, трудно найти того, кто стремится работать интен­сивно и

добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное

наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея

ограниченные ис­точники финансирования, МП не в состоянии содержать «лишних

людей».

Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяется

взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и

между работника­ми. От степени мотивированности работников к труду зави­сит

возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия.

Наиболее действенный способ по­высить их заинтересованность в успехе фирмы -

устано­вить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с

ним в представлении работников отождествля­ются как победы, так и поражения.

Тогда, если предприни­матель обладает даром сплотить, увлечь, повести за

собой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фак­тор роста

бизнеса.

Тесные личностные отношения руководителя МП и ра­ботников возможны, так как

структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить

индивидуаль­ные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого

работника. Их спектр широк: от угрозы лишить­ся работы, постоянного заработка

до возможности самореа­лизации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо

ус­тойчивее те МП, где материальная заинтересованность со­четается с

профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

Дружеские отношения между работниками также не­обходимы для МП с их

спецификой вынужденного совмеще­ния обязанностей. Наиболее жизнеспособны из

них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Некон­фликтные

внутренние отношения - реальность большин­ства МП: коллективы небольшие,

изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей

ра­боты. Большинство работают постоянно. Это принцип руко­водителей: не брать

временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.

В целом в представлении большинства предпринимате­лей внутрифирменные

отношения ассоциируются со стерео­типом «большой семьи», где глава -

руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места

сепара­тизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают

возможность создания СТК, профсоюза. Неконт­ролируемые объединения

работников, формальные или не­формальные, есть лишь на тех предприятиях,

руководите­ли которых сумели использовать их в своих интересах. На­пример,

привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем

самым усиливая вовле­ченность всего коллектива, поднимая уровень его

мотиви­рованности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопу­лярных решений -

перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный стереотип

работника (а стереотипы по­ведения устойчивее условий, их порождающих)

предпола­гал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомо­щи,

взаимовыручке. Проблема заключается в том, что не­пременным атрибутом

семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое

место зани­мало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Уровень

мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на МП дает

возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе,

прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когда работник

нацелен на карьерный рост, который отож­дествляется с ростом престижа фирмы.

Тесные отношения руководителей с работниками под­разумевают необходимость

соблюдения их интересов, в час­тности, когда речь идет об оплате труда.

Особенности налоговой политики государства по от­ношению к деятельности

малого предприятия.

По антимонопольному законодательству федеральным органам исполнительной

власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов, а также

установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного

региона РФ в другой;

выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров

или о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей;

предоставление отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных льгот,

ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям,

действующим на данном рынке, и др.

Но практика показывает повсеместные нарушения антимонопольного

законодательства в различных субъектах Российской Федерации.

Главное направление поддержки малого предпринимательства в области сбыта -

обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции для

государственных нужд. Установление обязательной квоты на размещение

госзаказов на малых предприятиях (не менее 15% от общего объема) дает им

гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимально

планировать свою производственную и финансовую деятельность.

В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких

хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное

финансирование, лизинг. В результате их использования:

1) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия;

2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических,

сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.

Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринима­тельство в

рыночной экономике - налоговая политика, вы­полняющая две основных функции:

фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного

и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку

конкретных сфер деятельности, секторов, хо­зяйствующих субъектов. В российской

экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию.

С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизне­са в целом и его

различных групп проблема налогообложе­ния прочно занимает первое место.

Налоги, сужающие фи­нансовые возможности фирмы, - это болевая точка

пред­принимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика

российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь

не исчерпывается непо­сильным налоговым бременем. Для российских

предприни­мателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку, собирая

их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители

МП также подвергают крити­ке налоговую систему: механизмы и процедуру расчета

и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

Так, в результатах проведенного опроса 180 предпри­нимателей отмечается как

чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и

норматив­ных актов, нечеткость формулировок, сложность восприя­тия инструкций

и нормативных документов, а особенно по­рочная практика введения их «задним

числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП во взаимоотноше­ниях с

налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию,

интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами

принимают ошибочные решения. Некоторые предпринима­тели обвиняли чиновников в

предвзятом отношении к мало­му бизнесу.

Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой

системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней

приспосабливаясь, вынуждены, были нести сопутствующие издержки. Для

начи­нающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-

информационного плана всегда представляет организационные трудности.

Материалы интервью показывают, что предпринимате­ли, хотя и рассматривают

налоги как непосильные, посте­пенно к ним приспособились, выработали пути

адаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравне­нием оценок

остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их

руководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту

налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое

положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок

уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала 1995 г.

предприниматели переместили основное острие своей критики налоговую систему в

целом.

Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем

важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность

налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения,

количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный

аспект (он включает вопросы информационного обеспечения, организации работы

налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными

чиновниками).

Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно, малый

бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяю

на МП в первые годы работы, а также в приоритетных ви­дах деятельности. По

оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% МП. Предоставляют

налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время

налоговые льготы всегда лидируют в перечне пред­почитаемых руководителями мер

государственной поддер­жки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83%

предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимос­ти от экономического

положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки

предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили

почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предпри­ниматель посчитал

реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогда как

каждый второй придер­живался противоположного мнения. Исходя из этого,

необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и

исполнительной власти.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе

налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного

законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,

форми­рования сети бизнес парков, нала­живания эффективной координации в этой

об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с

мест­ными органами власти.

Важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления

развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

· производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

· производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного

потребления;

· лекарственных препаратов и медицинской техники;

· оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

· строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия

развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая

осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,

предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и

льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в

большинстве промышленно развитых стран является система государственных

заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу

гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить

производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать

оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и

частными предприятиями специальные службы по оказанию различных

консультационных услуг малым компаниям.

В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известные

зарубежные компании: "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок".

Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в

таких сферах деятельности, как: предприятия питания, строительство, услуги по

трудоустройству, бытовое обслуживание населения, заправка и обслуживание

автомобилей, гостиницы и мотели. Развитию франчайзинга в России в современных

условиях препятствует ряд обстоятельств: отсутствие специальной нормативно-

правовой базы и должного информационного обеспечения, недостаточная

осведомленность предпринимателей о возможностях и особенностях такого

способа ведения бизнеса, нехватка знаний, необходимых для его осуществления,

отсутствие соответствующих консультационных структур, а также общие проблемы

финансово-кредитного характера.

Значение такой формы взаимодействия крупного и мелкого производства, как

лизинг объективно обусловлено самим ходом российских экономических реформ. С

одной стороны, многие крупные предприятия (в первую очередь ВПК) не

используют значительную часть производственных фондов, с другой стороны,

подавляющая масса мелких производителей не располагает адекватной

материальной базой и не имеет финансовых средств для закупки необходимой

техники. Применение лишь 20% незадействованного сегодня оборудования

позволило бы произвести в секторе малого предпринимательства продукции на 500

трлн. рублей.

И хотя на начало 1996 г. в России насчитывалось около 25 активных лизинговых

компаний, практически лишь Московская лизинговая компания (МЛК)

специализируется на работе с малым бизнесом.

Социальная значимость малого предпринимательства.

Количественное определение МП удобно своей просто­той, но недостаточно для

уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он

играет в про­изводственной системе. Его дополняют качественные опре­деления.

Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что

касается целей производства, характера менеджмента, организации

производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприя­тия,

особенностей финансирования.

Для МП выбор целей и способов деятельности опреде­ляется окружающей средой.

Если МП занимает или стре­мится занять на рынке доминирующее положение и

строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес исхо­дит из

имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в соответствии с

меняющейся конъюнктурой. Раз­работка рыночной стратегии на перспективу

становится для него целесообразной лишь по мере наращивания объема

производства, перехода в статус среднего предприятия.

Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным в руках некоторых

лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами деятельности

фирмы. Очень часто совмещаются управленческие и инже­нерно-технические

функции. Для выполнения более специ­альных операций (бухгалтерский учет,

разработка рацио­нальных форм документооборота, организация офисной

де­ятельности, закупка и эксплуатация конторской техники и т. п.), для

решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекать внешних

консультантов, но постоян­но их в своем штате не содержит.

Отношения руководителей МП с персоналом нередко имеют патриархальную окраску

и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает трудовую мотивацию и

вовлеченность наемных работников в дела предприятия. На МП обычно нет

влиятельных профсоюзных ячеек, которые в крупных производственных комплексах

в значительной сте­пени формируют деловой климат. Это отражается на

интен­сивности трудового процесса (на МП она обычно выше), среднем уровне

заработной платы (которая выше на КП) состоянии социального обеспечения (МП,

не достигшие оп­ределенной численности занятых, как правило, не платят

обязательных социальных взносов и не практикуют заклю­чения коллективных

договоров). Во многих странах МП ин­тенсивно используют дешевый труд надомных

рабочих, в том числе «теневых». Часто в таком качестве выступают иммигранты,

нанимаемые на самых невыгодных для них условиях.

В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого

бизнеса, привлекает в нее боль­шое число молодых, динамичных людей. Их влечет

жела­ние стать независимыми, возможность реализоваться, быс­тро поднять

благосостояние семьи, осуществить на практи­ке какую-либо техническую идею и

т. п. Большинство гото­во ради этого идти на риск, работать с повышенной

интен­сивностью. Для многих важно и то, что в периоды кризиса малый бизнес

приспосабливается и выживает главным обра­зом за счет временного снижения

заработной платы или уве­личения продолжительности рабочего времени, а не за

счет сокращения производства и массовых увольнений, как обыч­но поступают

крупные фирмы.

Отличительной чертой МП является характер его фи­нансирования: источниками

инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды,

а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможно­сти получения

банковских ссуд, к которым приходится об­ращаться предприятиям любого

размера, МП находится не в самом выгодном положении. Доверие банков

увеличивает­ся прямо пропорционально росту объема коммерческих опе­раций

предприятия.

Формы малого предпринимательства чрезвычайно раз­нообразны - от традиционно

торговой лавочки или ремес­ленной мастерской до инновационной фирмы,

создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и выра­стающей

затем в транснациональную корпорацию с огром­ным объемом продаж (примерами

могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих

странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план МП, кооперированные с

крупным производством на основе спе­циализации и субподряда. Имеются и

независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли.

Та­ковы, например, узкоспециализированные металлургичес­кие мини-заводы,

которые не уступают КП по показате­лям качества и значительно превосходят их

по экономично­сти (на них приходится около 13% мирового производства

арматурной стали).

Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом

сосредоточения в этом секторе преобладаю­щей части рабочих мест. В годы

энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась

крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план

вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу,

ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах

обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предпри­ятий и

динамикой численности их персонала: на КП заня­тость сокращалась, а на МП -

росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн. новых рабочих мест, в

то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн.; при

этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В

странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс.

пред­приятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и

потребительских услуг.

Сама природа малого предпринимательства содейству­ет тому, что немалая часть

новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения -

женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в ЕС

на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей.

Часто мелкое предприни­мательство служит способом избавления от безработицы.

Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий со­здавалась в годы кризиса

людьми, какое-то время оставав­шимися вне рынка труда.

Женский бизнес в его различных формах образует ве­сомую составляющую сектора

МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн. женщин ведут собственную

предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей.

Кроме того, наемный женский труд час­то используется как надомный, временный

или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного

рабочего дня трудились 30% экономически активного жен­ского населения и

только 4% - мужского.

Характерно, что темпы роста производительности тру­да в расчете на одного

занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста

заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу

экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем

росте производитель­ности труда, которую крупным предприятиям с их сильны­ми

профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных

конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

Учитывая возможности сектора МП в плане расшире­ния занятости, правительства

ведущих стран Запада счита­ют его поддержку одним из приоритетов своей

экономичес­кой и социальной политики. Бюджетные программы и рабо­та

специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на

стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи,

женщин, представите­лей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на

организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.

Эти меры особенно широко используются для возрож­дения экономики регионов,

находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение

экономического и социального климата в таких регионах возможно только при

участии достаточно большого числа (критической мас­сы) МП. Какие бы

конкретные цели ни преследовала регио­нальная политика, главным условием ее

успеха всегда яв­ляется мобилизация местного «низового» предприниматель­ства.

Большую социальную и общественную ценность пред­ставляет накопленный малым

бизнесом опыт кооперативно­го предпринимательства.

Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП,

включенное в сетевую структу­ру, состоящую из десятков тысяч подобных

предприя­тий. Эта структура функционирует на началах производ­ственной

демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над

деятельностью выборных орга­нов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому

и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается

на развитую сеть кооперативных банков.

Системы мер поддержки МП, сложившиеся к настоя­щему времени в различных

странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их

основе кон­цепций экономической политики, выбора приоритетов и ис­пользуемых

средств, объема вовлеченных бюджетных ре­сурсов. В ЕС, постепенно

становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает

определен­ные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка.

Поэтому в последние годы здесь уделяется все боль­ше внимания разработке и

проведению единой межгосудар­ственной политики в отношении сектора МП.

Будущее малого предпринимательства.

В преддверии возвращения из отпусков парламентариев и вхождении политической

жизни в нормальное русло зазвучали самые разные идеи чиновников о снижении

налогового бремени для малого и среднего бизнеса.

Начал эстафету замминистра экономического развития и торговли Аркадий

Дворкович, рассказавший о ряде нововведений, которые Минэкомразвития намерено

инициировать в налоговом законодательстве. Во-первых, изменениям подвергается

закон об НДС для малых предприятий, который . даже не вступил еще в действие.

Речь идет о принятом в июле 2002 года и вступающем в силу с 1 января 2003

года законе об освобождении малых предприятий об уплате как внутреннего, так

и импортного НДС. Ряд технических ошибок, допущенных из-за «скорости»

принятия закона, по словам Дворковича, привел к образованию дыры, позволяющей

налогоплательщикам уклоняться от уплаты НДС при импорте, - для этого импорт

должен проходить через малое предприятие, что, как оказалось, не трудно

устроить. По этой причине соответствующая льгота может быть отменена уже в

этом году. Во-вторых, Минэкономразвития собирается выступить с инициативой

снижения ставки НДС, которая в настоящее время составляет 20%, а также

максимальной 35,6-процентный ставки единого социального налога, но произойдет

это не ранее 2004 года, и то при условии бездефицитного исполнения бюджета –

2003. Сам Дворкович полагает, что ставку НДС можно было бы сократить сразу до

15-17 %, а единый социальный налог (ЕСН) уменьшать постепенно: например, с

2004 года снизить ЕСН с действующих 35,6% до 33%, а затем в течение

нескольких лет – до 25%.

Значительно менее внятными цифрами оперирует первый заместитель руководителя

«Яблоко» Сергей Иваненко, заявивший в недавнем интервью, что уже в сентябре

фракция планирует внести большой пакет «революционных» законопроектов об

индивидуальном предпринимательстве без обязательной регистрации. Иваненко

озвучил представление «Яблока» о революционности: согласно этим проектам,

бизнесмен выступает только как физическое лицо, «он платит раз в год

приходный налог и больше не имеет никаких дел с государством». Позволим,

однако, предположить, что шансы «яблочных» инициатив перейти в статус

законов, крайне призрачны.

В свою очередь, министр МАП РФ Илья Южанов высказался против отмены 88-го

Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательства». По

мнению министра, несмотря на действенность закона о поддержке

предпринимательства (работают лишь четыре статьи), его полная отмена, которую

ратует Минпромнауки РФ, приведёт к фактическому прекращению государственной

поддержки малого предпринимательства, что недопустимо. Дело в том, что,

согласно данным МАП, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых

предприятий, тогда как в странах-членах ЕС – не менее 30. Предсказуемо

выделяются на этом фоне только Москва и Петербург, где не каждую 1000 жителей

приходиться 20 и 23 малых предприятия соответственно. Южанов сообщил, что в

бюджете 2003 года на поддержку малого предпринимательства запланировано 100

миллионов рублей (для сравнения, в бюджете 2002 года эта сумма составляла 20

миллионов рублей). По мнению министра, основную часть средств следует

направить на разработку новых инструментов развития малого бизнеса, и лишь

малую – на микрофинансирование. Между тем, например, на одного экономически

активного российского гражданина из федерального бюджета в среднем в год

выделяется 0,3 рубля (т.е. 30 копеек), из региональных бюджетов на первом

месте по оказанию помощи малому бизнесу стоит Бурятский АО, на втором –

Ханты-Мансийский, на третьем – Ненецкий, и только на четвертом – Московская

область.

Однако объем расходов на малый бизнес « будет на прямую зависеть от

результатов налоговой реформы», как сообщил на недавней пресс-конференции

председатель Бюджетного комитета Государственной Думы РФ Александр Жуков.

Таким образом, государственное финансирование пребывающего в младенческой

стадии российского малого бизнеса будет зависеть от реформирования

перегружающей этот бизнес налоговой системы.

Приложение.

Количество малых предприятий и распределение их по основным отраслям экономики.

Предприятия1.01.951.01.971.01.001.01.02
Тыс. ед.%Тыс. ед.%Тыс. ед.%Тыс.ед.%

Всего

В том числе:

896,9100828,0100879,3100843,0100
Промышленные127,214,2129,315,6134,215,8125,014,6
Строительные123,513,8137,016,5126,314,4116,813,8
Торговли и общепита419,446,8353,142,7407,544,4370,244,0
Коммерческие51,95,835,04,237,24,335,54,3

Науки и научного

Обслуживания

51,75,846,05,639,64,529,23,5
Других отраслей123,213,7127,615,4134,516,6166,319,8

Региональная структура малого предпринимательства

-----------------------------------------------------------------------------

--------------

Экономические районы Доля в общем числе МП

-----------------------------------------------------------------------------

--------------

Центральный (в т.ч. Москва) 30,5 (20,0)

Северный 2,9

Северо-западный 9,6

Волго-Вятский 2,9

Центрально-Черноземный 2,7

Поволжский 9,6

Северо-Кавказский 9,8

Уральский 10,6

Западно-Сибирский 10,5

Восточно-Сибирский 5,2

Дальневосточный 5,0

------------------------------------------------------------------------

Заключение

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в

России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и

обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую

правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она

однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным

принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие –

несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с

целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция

обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем

выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие

среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм;

неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в

территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность

правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития,

от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие

всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания

предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах

Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный

зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к

сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что

имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний

бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства,

так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое

предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно

видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России

кризисной ситуации была бы государственная политика правительства,

направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства

в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и

среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно,

большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в

системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной

политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку

воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию

современной стратегии экономического роста в течение долговременного

перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной

разработки новой государственной политики в области малого

предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих

отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного

приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и

формирование всероссийского рынка.

Список литературы:

· Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: «Наука»,1993.

· Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной

экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.

· Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского

предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

· Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.

· Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы

экономики.1996, №7.

· Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса М. 2001.

· Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации

развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10,

11-12

· А.С. Пелиха Экономика предприятия -2002г

· Д. Менделюк Бизнес журнал 2002, №9

· Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.:"Банки и биржи",

1998.

· «Комсомольская правда» 27 января 2000 г

· Internet

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.