РУБРИКИ

Курсовая: Налогообложение России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Налогообложение России

Курсовая: Налогообложение России

Сибирский институт финансов и банковского дела

Кафедра Экономики

Курсовая работа

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Налогообложение в России

Выполнила студентка Руководитель: Шиян

группы БШ-111

Елена Ивановна

Сенотрусова Ирина

Новосибирск

2000 г.

Содержание

Введение..........................................3

Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации

1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов............4

1.2. Классификация налогов.............................6

1.3. Функции налогов..................................9

1.4. Налоги как инструмент государственного регулирования.....11

Глава 2. Налоги Российской Федерации

2.1. Налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, объединений

и организаций..............................14

2.2. Акцизы и другие федеральные налоги....................19

2.3. Налоги республик в составе РФ и местные налоги с юридических

лиц...............................................21

2.4. Налоги с физических лиц.............................26

2.4.1. Подоходный налог................................28

2.4.2. Налоги на имущество.............................30

2.4.3. Другие налоги с физических лиц.....................32

Глава 3.Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

.........................................35

Заключение......................................43

Список

литературы................................45

Введение

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает вели­чайший

экономический эксперимент - переход от планового управления народным

хозяйством к использованию рыночных механизмов экономиче­ского развития.

Новые экономические инструменты сосуществуют с оста­точными элементами

предыдущей экономической системы и укоренивши­мися традициями в сознании

субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством,

что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять

реформы в области права, полити­ки и экономики. В настоящее время практически

всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы

налоговых орга­нов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода

экономики на ры­ночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществле­ния

проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого

аспекта реформы, который подвергался бы такой же серь­езной критике и был бы

предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей

по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший

элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических

преобразований в стране. По­этому к выдвигающимся предложениям о серьезной

ломке созданной к на­стоящему времени налоговой системы необходимо подходить

весьма осто­рожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих

преобразова­ний, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской

Федерации.

Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ

налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и

функции, а также изучение налогов как инструмент государственного

регулирования.

Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в РФ.

Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий,

акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и

физических лиц.

Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз

налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу налоговой

реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ.

Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации

1.1.Принципы налогообложения и сущность налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности,

вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую,

экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства

взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-

экономических процесс-

-ов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу

формирования и использования финансовых ресурсов государства –

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную

реализацию социальной, экономической, оборонной и

других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-

бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на

классы и появлением государства, которому требовались

средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», -

подчеркивал К. Маркс[12, 308]. В эпоху становления и развития

капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для

содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков

сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового

внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность

налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового

внутреннего продукта:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-

ные блага и получающие определенный доход;

· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в

сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей

формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде-

ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих

субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,

с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.

А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах

богатства народа» считал основными принципами налогообложения всеобщность,

справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был

дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог

может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и

возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта

налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой

налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г.

был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации».

Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм

налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался

принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами

«задним числом».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других

платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний

продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников

общественного производства и государства как организатора общественной жизни

в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих

объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные

отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов

не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он

продолжается в распределении денежных доходов основных участников

общественного производства в пользу государства: от работников – в форме

подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от

хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых

платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

· прибыль (доход);

· стоимость определенных товаров;

· добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

· имущество юридических и физических лиц;

· передача имущества (дарение, наследование);

· операции с ценными бумагами;

· отдельные виды деятельности;

· другие объекты установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за

установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц

(коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в

налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического

лица, численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения

заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России зарегистрировано

более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из которых две трети

(66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые» налогоплательщики (не

представляют отчетность, не платят налоги, находятся в розыске).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и

других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков –

юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины

и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

1.2. Классификация налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и

других платежей подразделяется на группы по определенным критериям,

признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости

налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан к доходам

землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные).

Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал),

дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно

двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и

на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит,

- это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на

потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного

критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени

переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и

организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на

имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат

основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых

операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные

товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами,

транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-

культурной сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые

налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель составлял

44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).

Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы,

включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном

государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система представлена

федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской Федерации вся

совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1)

федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных образований,

Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

4. налог на операции с ценными бумагами;

5. таможенная пошлина;

6. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за

загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);

8. подоходный налог с физических лиц;

9. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе:

налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей

автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение

транспортных средств;

10. транспортный налог;

11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская

Федерация» и образование на их основе слов и словосочетаний;

12. лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения

алкогольной продукции;

13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;

14. гербовый сбор;

15. государственная пошлина;

16. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги субъектов РФ включают:

1. налог на имущество предприятий;

2. лесной налог;

3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).

К местным налогам относятся следующие налоги:

1. налог на имущество физических лиц;

2. земельный налог;

3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;

4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной

зоне;

5. курортный сбор;

6. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона

или временного патента);

7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на

нужды образования и другие цели;

8. налог на рекламу;

9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных

компьютеров;

10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и

лотерей;

11. сбор за парковку автотранспорта;

12. сбор за право использования местной символики;

13. сбор за участие в бегах на ипподроме;

14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;

15. сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических

и физических лиц – владельцев строений);

16. сбор с владельцев собак (кроме служебных);

17. сбор за право проведения кино- и телесъемок;

18. лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20. сбор за выигрыш на бегах;

21. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается перечень,

включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 – 1996 гг.

благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых

изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях различных уровней»,

налоговое творчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200

(в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных налога). В

правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается установить

закрытый перечень налогов и сборов – 12 федеральных, 8 региональных и 12

местных.

Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что

такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни

федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за

бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо

путем расщепления ставки). Учетно-экономическая целесообразность диктует иную

группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

· налоги, вносимые на издержки производства и обращения;

· налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

· налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения

прибыли);

· налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении

плательщика.

1.3. Функции налогов

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его

свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное

назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного

распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная

распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого

централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений в

обществе.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение

налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в

бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления для

собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.).

Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и

централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего

экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что

появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их

сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря

контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма,

обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется

необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях

действия распределительной функцией. Таким образом, обе функции в

органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений

и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной

мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики

(юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали

установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов

показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты налогов – явление частое.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих

многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то,

что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный

характер: наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать

армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение,

здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым

активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции

появилась регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый

механизм. В налоговом регулировании возникло стимулирующая подфункция,

которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений).

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие

из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов

отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые

налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие

налоговые льготы.

Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на стимулирование:

· финансирования затрат на развитие производства и жилищное

строительство;

· малых форм предпринимательства;

· занятости инвалидов и пенсионеров;

· благотворительной деятельности в социально-культурной и

природоохранной сферах;

Установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной разработке

областного бюджета.

Преференции, как правило, устанавливаются в виде скидок (отмены) таможенных

пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры, которые на

отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в недостаточных

объемах. Преференциональный импортный режим распространяется и в отношении

товаров, происходящих из развивающихся стран определяется федеральным

правительством.

Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование

природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство

минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для финансирования расходов

из соответствующих бюджетных фондов, где они и аккумулируются.

1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования

Федеративный характер Российского государства, включающего 89 национально-

государственных и административно-территориаль-

ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии

субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке

объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме.

Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-

экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы

регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном

бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими

бюджетами – региональными и местными.

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны

обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и

один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных

доходных источников.

Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в

процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в

соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный

налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным

налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и

даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все

суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.

Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий

и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими

доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования

поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов

либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке.

Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные

бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждение федерального

бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает

ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при

утверждении своего регионального бюджета.

Из налогов субъектов РФ один – налог на имущество юридических лиц – равными

долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные налоги

распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти

субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в

местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта

налогообложения. Три местных налога – на имущество физических лиц, земельный

и регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, устанавливаются

законодатель-ными актами РФ и взимаются представительным органом субъекта РФ.

Остальные местные налоги вводятся решениями местных органов самоуправления.

В 1994 г. бюджетные взаимоотношения между федеральным и региональным уровнями

реформируются на основе разделения ответственности за развитие экономики и

социальной сферы и распределения налоговых поступлений в соответствующие

бюджеты.

Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования бюджетных

расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные потребности, многим

субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан фонд финансовой

поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли, подлежащей

зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда распределяются между

регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ, соотношение доходов

регионального бюджета на одного жителя в сравнении со средним уровнем по

России в целом и данному экономическому району. Это позволяло менее

субъективно подходить к определению потребности того или иного региона в

финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.

Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения средств

ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере 14% от

суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением доходов от

таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также

доходов целевых бюджетных фондов.

Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов субъекта

РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой фонд

финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся и особо

нуждающихся.

Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура согласования

ожидаемых поступлений по основным видам налогов с представителями регионов,

то такой подход приводит к тому, что в настоящее время субъекты Федераций в

большей степени заинтересованы в сокрытии собственной финансовой базы и

выбивании у Центра дополнительной финансовой помощи, нежели повышении уровня

общей налогоспособности региона. Таким образом, возникает своеобразный

порочный круг, в котором 11 субъектов Федерации не получают финансовой помощи

из ФФПР , однако, являются основными субъектами формирования доходов

федерального бюджета.

Построение рационального механизма формирования и использования средств ФФПР

зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и расщепления

основных бюджетно формирующих налогов по уровням бюджетной системы.

Глава 2.Налоги Российской Федерации

2.1.Налоги на добавленную стоимость и на прибыль предприятий, объединений и

организаций.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в

бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и

обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции

(товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на

издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение НДС

производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по

реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных

на стороне.

В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том

числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая

здания и сооружения, а также электро - и теплоэнергия, газ.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в

него включается сумма акцизов.

Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде

наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода. При

этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости товаров,

включающей сумму налога.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых

налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции (товаров), работ

и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Данный перечень является

единым на всей территории РФ, и не может быть изменен решениями местных

органов государственной власти.

Плательщиками налога являются:

· предприятия и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включая

предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и

иную коммерческую деятельность;

· филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий,

находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и

самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги);

· международные объединения и иностранные юридические лица,

осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на

территории РФ.

Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются

предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным

законодательством РФ.

Не оплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица.

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

а) 10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей

по перечню, утвержденному Правительством РФ;

б) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные

продовольственные товары.

При реализации товаров по государственным регулируемым ценам и тарифам, при

уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения товаров, а

также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при

осуществлении торгово-закупочной, посреднической деятельности и т. д.),

вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки соответственно 9,09 и

16,67 %.

Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в бюджет

осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых

налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки,

установленные действующим законодательством.

Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой

системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.

Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная

сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата

хозяйственной деятельности предприятия и организации.

Плательщиками налога на прибыль является предприятия и организации, их

филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и

расчетный счет.

Объектом обложения налога является валовая прибыль, которая представляет

собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работы, услуг),

основных фондов, иного имущества предприятия и доходов внереализационных

операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Решение проблем, связанных с правильным применением действующего

законодательства по налогообложению прибыли предприятий и организаций,

следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства полученные

предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-

хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-вещественной

форме, следует считать доходами, подлежащие обложению налогом на прибыль, а

какие не подлежат включению в состав объекта налогообложения.

Для этой цели предприятия следует разделить на две основные группы: 1)

осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода); 2) не

преследующие в своей деятельности цели получения дохода.

К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для

осуществления предпринимательской деятельности.

Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации, т.е.

предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной

деятельности полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а

также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны,

объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и

фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным в их уставах,

финансируется главным образом за счет средств учредителей.

Состав доходов предприятий относящихся ко второй группе не включаются

средства, полученные как в денежно, так и в вещественно-материальной форме

(основные средства, нематериальные активы, материалы, фактически

произведенные затраты и т.п.) в результате целевых отчислений на содержание

таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые

спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и

целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств

относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства

предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями

предприятиям и организациям в денежной или натуральной форме на проведение

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и

другие средства с последующим отчетом об их использовании.

Для всех без исключения предприятий не включается в состав налогооблагаемой

прибыли следующие средства:

· внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах,

предусмотренных учредительными документами. Средства, направленные на

пополнение уставного фонда сверх вышеназванных размеров, в полном объеме

включается в состав облагаемой прибыли.

· объединяемые предприятиями для осуществления совместной деятельности

без образования юридического лица на балансе одного из участников такой

деятельности, который в соответствии с достигнутыми соглашениями выполняет

обязанности поведения учета доходов и расходов, возникающих при осуществлении

совместной деятельности, в пределах размеров, установленных договором о

совместной деятельности.

Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства:

· от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков);

· полученные от учреждений банков, других кредитных учреждений,

предприятий и организаций во временное пользование в виде ссуд, займов,

финансовой помощи (в том числе и по договорам совместной деятельности). Если

по истечении установленного договорами срока пользования временно полученными

средствами, а также установленного законодательством срока исковой давности

(в настоящее время срок давности составляет 3 года) такие средства не будут

возвращены кредитору, они в полном размере включаются в состав

внереализационных доходов;

· поступившие предприятия либо филиалы или структурному подразделению,

не имеющему статуса юридического лица, от других филиалов или структурных

подразделений, входящих в состав данного предприятия, в порядке

перераспределения средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога

на прибыль;

· ассигнование из бюджета, полученные для финансирования капитальных

вложений, других мероприятий целевого назначения (кроме ассигнований на

покрытие убытков);

· доходы, полученные от долевого участия в деятельности других

предприятий, от акций (налогообложение таких доходов, выплачиваемых за счет

средств, остающихся в распоряжении предприятий после уплаты налога на

прибыль, производится по установленным ставкам у источника выплаты).

Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет исходя из

облагаемой прибыли и установленной ставки налога.

В настоящее время налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями

в федеральный бюджет по ставке 13 %, в бюджеты субъектов РФ – 22%, для банков

и страховщиков, бирж, брокерских контор, по прибыли от посреднической

деятельности – 30%.

Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации

основных направлений экономической политики, действующим законодательством

установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму

налога на прибыль.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически

произведенных затратах и расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении

предприятия, уменьшается на суммы:

1) направленные предприятиями сферы материального производства

на финансирования капитальных вложений по развитию собственной

производственной базы, а также в порядке долевого участия, включая расходы на

погашения кредитов банков, выданные на эти цели, а также всеми предприятиями

на жилищное строительство.

Данная льгота, являясь наиболее существенной налоговой льготой для всех

категорий плательщиков, предоставляется при условии полного использования ими

сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату и не должна уменьшать

фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем

на 50%.

2) затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе

объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и

спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов

престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели ,0при

долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений.

3) взносов на благотворительные цели.

Не подлежит налогообложению прибыль:

· религиозных организаций от культовой

деятельности и от реализации предметов, необходимых для совершения культа;

· общественных организаций инвалидов, а также

находящихся в собственности этих организаций учреждений, предприятий и

объединений в части, направляемой на уставную деятельность этих организаций;

· образовательных учреждений в части, направленной

на нужды обеспечении, развития и совершенствования образовательного процесса.

2.2. Акцизы и другие федеральные налоги

Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в

процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями.

Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в

доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные

товары предприятия и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности.

Объектом обложения акцизами являются стоимость подакцизных товаров,

определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ,

поскольку с их помощью изымается избыточный доход, полученный в экономической

зоне России.

Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно. При этом сумма

акциза в расчетных документах выделяется отдельной строкой.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих

налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на

пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств

, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных

средств.

Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем

отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и

служат главным образом источником финансирования проводимых государством

мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего

пользования общегосударственного и местного значения и соответственно

зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные

фонды – Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.

Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов

(автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и

сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются

юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица.

Объектом налогообложения для предприятий-изготовителей горюче-смазочных

материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов исходя

из фактических цен реализации, без НДС. При перепродаже горюче-смазочных

материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от

реализации горюче-смазочных материалов (без НДС) и стоимостью их приобретения

(без НДС).

Налог уплачивается по ставке 25 %, как правило, ежедекадно, ежемесячно и

ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота и в соответствии

с действующим законодательством полностью зачисляется в Федеральный дорожный

фонд.

Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование

граждан являются предприятия-изготовители легковых автомобилей, реализующие

легковые автомобили в личное пользование граждан. Объектом налогообложения

акцизами является оборот по реализации легковых автомобилей в личное

пользование граждан.

Ставки акцизов на легковые автомобили, реализуемые предприятиями-

производителями в личное пользование граждан, устанавливаются Правительством

РФ.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия,

организации и физические лица – предприниматели.

Объектом налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении

работ, оказании услуг – выручка (валовый доход) от реализации продукции; при

перепродаже покупных товаров – валовый доход. При этом из налогооблагаемой

базы исключаются НДС, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных

материалов.

Налог уплачивается по ставке: 2,5 % выручки (валового дохода) от реализации

продукции (работ, услуг).

От уплаты налога на пользователей автомобильных дорог освобождаются

предприятия осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования

(внегородских автомобильных дорог, которые являются государственной

собственностью РФ)

К таким предприятиям относятся специализированные дорожные организации, а

также другие юридические лица, выполняющие работы по содержанию дорог (в

денежном выражении) в объеме не менее 75 % расчетной суммы налога на

пользователей автомобильных дорог. Указанная льгота предоставляется

юридическим лицам, заключившим с государственным органом, уполномоченным

управлять дорожным хозяйством, или с юридическим лицом по поручению этого

органа контракт (договор) на выполнение одного или нескольких видов работ по

содержанию указанного в контракте (договоре) участка автомобильной дороги

общего пользования.

Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия,

объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица

без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы,

мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины на пневмоходу, по ставкам,

установленным в зависимости от двигателей с каждой лошадиной силы.

Плательщикам налога на приобретение автотранспортных средств являются

предприятия, организации и предприниматели, приобретающие автотранспортные

средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.

Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется от продажной цены

(без НДС и акцизов) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и

легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили – по

ставке 20%; прицепы и полуприцепы – по ставке 10%.

Суммы платежей по налогу на приобретение автотранспортных средств включаются

плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции,

выполненных работ и предоставленных услуг в течение срока эксплуатации

автотранспортного средства путем начисления износа по действующим нормам

амортизационных отчислений.

Транспортный налог в ранге обязательного федерального налога введен в

налоговую систему Российской Федерации начиная с 1994 г.

До этого такой налог мог устанавливаться органами государственной власти

субъектов РФ с 1992 г.

Налог взимается с юридических лиц (кроме бюджетных организаций) в размере 1%

их фонда оплаты труда независимо от источников его формирования и в полном

объеме включается в состав издержек производства и обращения.

Суммы транспортного налога направляются в бюджеты субъектов РФ и

предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского

транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского

железнодорожного транспорта.

2.3.Налоги республик в составе РФ и местные налоги с юридических лиц.

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и

организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный

баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие

предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном

выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой

совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных

запасов и затрат.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может

превышать 2% налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости

от видов деятельности предприятий, устанавливаются органами государственной

власти субъектов РФ.

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Данный сбор устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.