РУБРИКИ

Курсовая: Налогообложение России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Налогообложение России

превышать размера 1% годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и

организаций, расположенных на территории регионов.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за

землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная

цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме

арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в

аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в

случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог

земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия,

объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные

граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность,

владение, пользование или в аренду на территории России.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются

земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам

(сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам

для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного

строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства,

кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства,

жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности

и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей

материального производства и непроизводственной сферы.

Если земельный участок, обслуживающий строения, находится в раздельном

пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого

участка земельный налог исчисляется отдельно. Площадь земли, которая

находится в совместном пользовании этих лиц и граждан, распределяется между

ними для исчисления налогов пропорционально площади строений, находящихся в

их раздельном владении. За земельные участки, обслуживающие строения,

находящиеся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан,

земельный налог исчисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле

на эти строения, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих

право собственности, владения и пользования этими земельными участками, или

соглашением сторон.

Основанием для установления и взимание налога и арендной платы за землю

является документ, удостоверяющий право собственности, владения или

пользования земельным участком.

Земельный налог юридическим лицам исчисляется исходя из площади земельного

участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Ставки

земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя

из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю», которые

дифференцируются по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного

налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога,

исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами

государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным,

кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского

типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам в размере 3 % ставки

земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для

соответствующих зон данного города и поселка.

Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными

гражданами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере 3%

ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа.

Налог за часть площади дачных участков, индивидуальных и кооперативных

гаражей, расположенных в городах и рабочих поселках, сверх установленных норм

их отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15%, а свыше двойной

нормы – по полным ставкам земельного налога, установленным для городских

земель.

Доля средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья,

перечисляемых республиками в составе РФ, краями, областями, автономной

областью, автономными округами на специальный бюджетный счет РФ,

устанавливается законодательными органами исходя из потребностей в средствах на

централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные ст. 24 Закона РФ

«О плате за землю».

Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка

определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за

расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения

экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в

собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю,

передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог

земельного участка.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством

России.

Нормативная цена земли определяется для случаев, предусмотренных земельным

законодательством:

· при предоставлении земли в собственность гражданам: для

крестьянского (фермерского) хозяйства сверх средней земельной доли,

установленной в районе; для садоводства и животноводства при предоставлении

для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий; для индивидуального

жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках;

для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в

сельской местности сверх норм отвода земли;

· при установлении коллективно-долевой и коллективно-совместной

собственности на земельный участок сверх площади, бесплатно предоставляемой в

районе;

· при изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных,

общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;

· при переходе права собственности на жилой дом, строение, сооружение;

· при получении банковского кредита под залог земельного участка;

· в других случаях предусмотренных действующим законодательством.

Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в

размере 50-кратной ставке земельного налога в рублях на единицу площади

земель соответствующего целевого назначения. При этом за минимальный уровень

ставки для расчета нормативной цены земли принимается 100 руб. за 1 га.

При определении нормативной цены земли за основу принимается ставки

земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов,

использованных при установлении налога.

Льготы, предоставленные по земельному налогу при учете нормативной цены земли

не учитываются.

Местным органам государственной власти при продаже земельных участков на

конкурсной основе разрешается повышать нормативную цену, но не более чем на

50%. При продаже земельных участках на аукционах и при реализации заложенных

в банке и не выкупленных в срок участков их цена не ограничивается

Налог на рекламу является одним из самых существенных по объему

поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих

расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг.

Рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ,

услуг через средства распространения информации. К средствам распространения

информации относятся печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты,

справочники, отправление прямой печатной рекламы и другой печатной продукции),

эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты

(бегущая строка, световая фиксированная строка), иллюстративно-изобразительные

средства (щиты, вывески, афиши, календари, плакаты и т.п.), аудио- и

видеозапись, имущество юридических лиц и др.

Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:

· предприятия и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус

юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения и предприятий и

организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет, а также

иностранные юридические лица;

· физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в

качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории

города.

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и

распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).

Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% стоимости (величины

фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.

Источником уплаты сбора со сделок, совершаемых на биржах является

прибыль предприятия, оставшаяся в его распоряжении после уплаты налога на

прибыль.

Объектом сбора является сумма сделок, совершаемых на бирже.

Плательщиками сбора являются участники сделки, осуществляющие в установленном

порядке эти операции, за исключением сделок, предусмотренных законодательными

актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносится по сбору

со сделок, совершаемых на биржах, зачисляется в районные бюджеты районов,

городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов

государственной власти – в районные бюджеты районов (в городах).

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

устанавливается на основании Закона РФ «Об основах налоговой системе в

Российской Федерации».

Объектом обложения сбора является стоимость заявленных к аукциону товаров или

суммы, на которую выпущенная лотерея.

Плательщиками лицензионного сбора являются предприятия, организации, в том

числе бюджетные организации, являющиеся юридическими лицами по

законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями,

международные объединения и организации, иностранные фирмы, филиалы и другие

аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также

граждане - устроители местных аукционов и лотерей, имеющие разрешение на их

проведение.

Ставки лицензионного сбора устанавливаются решениями районных и городских

органов государственной власти в размере, не превышающим 10% стоимости

заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные

билеты.

Сбор за право торговли устанавливается районными, городскими,

поселковыми, сельскими представительными органами власти.

Плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-

правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся

юридическими лицами по законодательству РФ, а также граждане РФ и других

государств, осуществляющие торговлю товарами и изделиями, как через

постоянные торговые точки, так и в порядке свободной торговли с рук, выносных

лотков в местах, определенных местными органами исполнительной власти.

Конкретные ставки сбора за право торговли определяются местными

представительными органами власти при принятии решения о введении этого сбора

в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и

вида товара и т.д.

Уплата сбора производится путем приобретения разовых талонов по месту

торговли. Реализация указанных талонов может производиться по решению

исполнительных органов власти специально выделенными сборщиками.

Местные органы власти могут устанавливать для отдельных категорий

плательщиков льготы по оплате сбора за право торговли, которые должны быть

определены в принимаемом решении. Льготы по уплате налогов установленные

законодательными актами по отдельным отраслям народного хозяйства, по местным

налогам и сборам действуют в том случае, если они подтверждены решением

местного органа власти по введению этих налогов.

Целевые сборы с граждан и предприятий, организаций, учреждений на

содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования, и

другие цели устанавливается в соответствии с подпунктом 1 «ж» п.1 ст. 21

Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ».

Ведение целевых сборов на те или иные цели определяются органами власти для

решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.

Плательщиками указанного сбора являются предприятия, учреждения и организации

независимо от организационно-правовых форм – юридические лица, осуществляющие

свою деятельность на территории подведомственной местному органу

представительной власти, который ввел этот сбор, включая филиалы

(обособленные структурные подразделения) расположенные отдельно от места

регистрации юридического лица, а также граждане, проживающие на

соответствующей территории, в дальнейшем именуемые «физические лица».

Предельный размер ставки сборов не может превышать размера 3% фонда

заработной платы, рассчитанной от установленной законом

Минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12

минимальных установленных законов размеров месячной оплаты труда для

физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.

Представительные органы власти своими решениями могут устанавливать льготы и

сроки уплаты целевых сборов.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

устанавливается на основании подпункта «ч» п.1 ст.21 Закона РФ «Об основах

налоговой системы в РФ».

Плательщиками налога являются юридические лица – предприятия и организации

всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными

инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные

подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории,

подведомственной представительному органу власти.

Налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, его

конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными

органами власти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции

(работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на

соответствующей территории.

2.4.Налоги с физических лиц

2.4.1.Подоходный налог.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ,

граждане других государств и лица без гражданства).

Объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное место жительство в РФ,

является совокупный доход, полученный в календарном году на территории РФ,

континентальном шельфе, в экономической зоне РФ и за пределами РФ как в

денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Доходы граждан, не имеющих постоянного места жительства в РФ, подлежат

обложению налогом, только если они получены из источников на территории РФ,

континентальном шельфе и в экономической зоне.

В состав совокупного дохода граждан также включаются суммы материальных и

социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями и организациями

работникам.

В случае, когда предприятие или организация отпускает физическим лицам

продукцию собственного производства безвозмездно или с оплатой ее по цене,

более низкой, чем цена, по которой данная продукция реализована сторонним

потребителям, сумма дохода, полученного гражданина за счет разницы между

этими ценами, должна быть включена в его совокупный доход.

В состав совокупного дохода включается также сумма стоимости имущества,

распределяемого в пользу граждан при ликвидации предприятий и организаций

(кроме ранее внесенных гражданами паевых взносов и доходов, получаемых

гражданами от продажной цены имущества (активов) предприятий, ликвидируемых и

ликвидированных в порядке и на условиях, предусмотренных Государственной

программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ).

При этом распределенная доля имущества включается в состав совокупного дохода

по свободным (рыночным) ценам на дату распределения.

В совокупный доход в частности не включаются:

· государственные пособия по социальному страхованию и социальному

обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности;

· все виды пенсий;

· компенсационные выплаты.

Совокупный годовой доход для целей налогообложения дополнительно уменьшается

на суммы, не превышающие за каждый полный месяц, в течение которого получен

доход, пятикратного и трехкратного размера минимальной месячной оплаты труда

у некоторой категории граждан.

У остальных граждан уменьшение производится:

· доход которых в течение года не превысил 5000 руб., - на сумму

дохода в двукратном размере минимального размера оплаты труда;

· доход которых в течение года составил от 5000 руб. до 20000 руб., -

на сумму дохода в однократном размере минимального размера оплаты труда.

У граждан, доход которых превысил 20000 руб., уменьшение не производится.

Подоходный налог с начисленных гражданам доходов взимается только путем

удержания сумм налога из их доходов. Уплата налога с доходов граждан за счет

средств предприятий, учреждений и организаций не допускается.

Граждане, получающие доходы от предпринимательской деятельности, а также

другие доходы, налогообложение которых осуществляется непосредственно

налоговыми органами, производят исчисление подоходного налога на основании

представляемых в налоговый орган деклараций о предполагаемых и фактически

полученных доходов за каждый год.

С облагаемого совокупного годового дохода, указанного в декларации о доходах,

исчисление налога производится по установленным ставкам.

2.4.2.Налоги на имущество

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ,

иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в

собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные

строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и

некоторые другие транспортные средства. Налоги на имущество физических лиц

зачисляются в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения.

Определенная категория граждан полностью освобождается от уплаты налогов на

строения, помещения и сооружения.

Местные органы власти имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать

дополнительные льготы по налогам, установленным законом, как для категорий

плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Налог на строение, помещение и сооружение уплачивается гражданами ежегодно по

ставке не превышающей 0,1% их инвентаризационной стоимости.

Налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощности мотора. Он

исчисляется ежегодно по состоянию на 1 января на основании сведений,

предоставляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным

судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных

средств.

Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования и

дарения являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства,

которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории

РФ в порядке наследования или дарения.

Налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельства о праве на

наследство или удостоверения ими договоров дарения в случае, если общая

стоимость переходящего в собственность физического лица имущество превышает:

· при оформлении права наследования – 850-кратный действовавший на

момент открытия наследства размер минимальной месячной оплаты труда;

· при оформлении договоров дарения – 80-кратный действовавший на

момент совершения сделки дарения размер минимальной месячной оплаты труда.

Налог с имущества, переходящего гражданам в порядке наследования, исчисляется

в следующих размерах:

Стоимость имуществаСтавка налога

От 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

· наследникам первой очереди

· наследникам второй очереди

· другим наследникам

От 1701-кратного до 2550-кратного размера минимальной месячной оплаты труда:

· наследникам первой очереди

· наследникам второй очереди

· другим наследникам

Свыше 2550-кратного размера минимальной месячной оплаты труда:

· наследникам первой очереди

· наследникам второй очереди

· другим наследникам

5% от стоимости имущества

10% от стоимости имущества

20% от стоимости имущества

42,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 10% от стоимости имущества

85-кратного размера минимальной оплаты труда+20% от стоимости имущества

170-кратного размера минимальной оплаты труда + 30% от стоимости имущества

127,5-кратногоразмера минимальной оплаты труда + 15% от стоимости имущества

255-кратного размера минимальной оплаты труда + 30% от стоимости имущества

425-кратного размера минимальной оплаты труда + 40% от стоимости имущества

Налог с имущества, переходящего гражданам в порядке дарения, исчисляется в

следующих размерах:

Стоимость имуществаСтавка налога

От 80-кратного до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

· детям, родителям

· другим физическим лицам

От 851-кратного до 1700-кратного размера минимальной оплаты труда:

· детям, родителям

· другим гражданам

От 1701-кратного до 2550-кратного размера минимальной оплаты труда:

· детям, родителям

· другим гражданам

Свыше 2550-кратного размера минимальной оплаты труда:

· детям, родителям

· другим гражданам

3% от стоимости имущества

10% от стоимости имущества

23,1-кратного размера минимальной оплаты труда + 7% от стоимости имущества

77-кратного размера минимальной оплаты труда + 20% от стоимости имущества

82,6-кратного размера минимальной оплаты труда + 11% от стоимости имущества

247-кратного размера минимальной оплаты труда + 30% от стоимости имущества

176,1-кратного размера минимальной оплаты труда + 15% от стоимости имущества

502-кратного размера минимальной оплаты труда + 40% от стоимости имущества

2.4.3.Другие налоги с физических лиц

Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание

заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными

актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в

качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков,

которым предоставляются льготы по сборам, устанавливаются местными органами

государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен

превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для

отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при

рассмотрении заявления о регистрации.

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывшие в

расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в

соответствии с решениями Правительства России, без путевок, курсовок и

проживающие в гостиницах, а также в палатках, автомашинах и т. п.

Предельная ставка курортного сбора устанавливается в размере 5% минимальной

месячной оплаты труда в РФ. Конкретные ставки курортного сбора

устанавливаются по территории местными органами государственной власти.

Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.

"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в

установленном порядке, образует налоговую систему. " (Закон РФ "Об основах

налоговой системы в Российской Федерации")

Вообще характерной чертой налоговой системы России стало появление большого

количества местных налогов и сборов. Например, если в начале прошлого года по

г. Москве они составляли менее 1% в городском бюджете, то после введения

Московской городской Думой всех местных налогов (налога на развитие

просвещения и налога на развитие жилого фонда и соцкультсферы) их доля в

бюджете выросла до 12,2%. (Газета «Налоги».-1998.-№4.-с.5)

Глава 3. Перспективы развития налоговой системы России.

Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации связывают с

принятием Налогового кодекса РФ. Весной 1998 г. он прошел первое чтение в

Государственной Думе.

Налоговая система должна быть адекватной развитию экономики и формам

предпринимательской деятельности. Налоговая реформа в настоящее время

«пробуксовывает» потому, что она проводится в период производственного спада,

снижения инвестиционной активности, бюджетного дефицита, кризиса взаимных

неплатежей предприятий. Тем важнее найти оптимальный путь экономического

развития и налогового реформирования.

Налоговая реформа должна стать коллективным делом, наиболее рациональные и

эффективные идеи отразятся в Налоговом кодексе, которому предстоит стать

основным федеральным законодательным актом, регулирующим все проблемы

налогообложения. Он призван установить принципы построения и функционирования

налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов,

сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов.

Налоговый кодекс должен определить правовое положение налогоплательщиков,

налоговых органов, кредитных учреждений и других участников налоговых

отношений. Перед Налоговым кодексом стоит задача разработать основные

положения по определению объектов налогообложения, ведению учета поступающих

финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за

налоговые правонарушения, обжалованию действий должностных лиц

Государственных налоговых органов.

В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью,

частой сменой «правил игры с государством», принятием налоговых актов «задним

числом», противоречивостью законов и подзаконных актов, создающей

возможность, а порой просто необходимость их толкования. Это отпугивает

иностранных инвесторов, создает серьезные препятствия в работе отечественных

производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система

финансовых санкций, не делающая различий между умышленными и случайными

налоговыми нарушениями. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное

укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.

Налоговый кодекс должен внести ясность во многие вопросы. Прежде всего он

призван стабилизировать систему налогов по крайней мере в пределах

финансового года, а впоследствии данный интервал должен увеличиваться.

Предстоит полностью искоренить порочную практику принятия законов о налогах с

обратным ходом действия. Все изменения должны производится только вместе с

формированием бюджета на будущий год и заранее становится известными

налогоплательщику. Готовящиеся проекты следует широко обсуждать с

привлечением специалистов, включая и стороны налогоплательщиков, как это

делается во многих развитых странах.

Налоговому кодексу предстоит создать единую комплексную систему в стране,

устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность

всех уровней власти в проведении налоговой политики. Следует найти наиболее

оптимальные соотношения прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и

налогов на капитал, налогов на юридических и на физических лиц. Необходимо

дифференцировать финансовые санкции в зависимости от характера налогового

правонарушения, установить их классификацию и признаки.

Ряд экономистов и предпринимателей предлагают исходить из постулата об

изначальной порочности действующей налоговой системы РФ и необходимости в

связи с этим ее коренного пересмотра, изменения самих принципов, на которых

она зиждется.

Например, предлагается отменить или резко снизить налоги на прибыль и на

доходы и заменить их налогами на имущество, которые придется значительно

увеличить по земельным налогам и другими ресурсными платежами.

Другой вариант состоит в снижении налогового гнета на предприятия и

организации и переносе его на физических лиц.

Еще один вариант предусматривает резкое снижение налогов на добавленную

стоимость и на прибыль и замену их рентными платежами за использование

природных ресурсов, повышенным налогообложением добывающих отраслей

промышленности.

Есть сторонники замены налога на прибыль на доход предприятий и организаций.

Предлагаются смешанные системы, состоящие из данных вариантов, и совсем

уникальные, не апробированные нигде в мире, системы налогов. Наконец, есть

сторонники простого снижения налогов без увязки с расходной частью бюджета в

расчете на то, что такая мера автоматически разовьет и расширит налоговую

базу и принесет потребные доходы.

Безусловно интересные идеи высказывает группа специалистов из Екатеринбурга

под руководством В. Н. Фролова.

Авторы данной теории вносят предложение отменить налог на прибыль и

подоходный налог с физических лиц, снизить в 1,5 раза ставку налога на

добавленную стоимость, установив ее в размере 13%, а для

сельскохозяйственного производства – 7%, в 1,5 раза повысить ставку налога

на имущество с 2 до 3%, ввести ряд новых налогов. В предлагаемой системе

иерархия налогов выглядит следующим образом: налог за право на добычу

полезных ископаемых, представляющих собой рентный платеж за использование

природных ресурсов, налог на средства, использованные на потребление, который

заменит, по мысли автора, два ныне действующих налога: на прибыль и

подоходный. В качестве налогооблагаемой базы предлагает суммировать все виды

выплат физическим лицам в натуральной и денежной формах, включая ссуды,

представительские расходы, имущество, передаваемое в собственность физических

лиц.

На третьем месте заметно сниженный НДС. Затем налог на имущество предприятий

не только с увеличенной ставкой, но и с ежеквартальной корректировкой на

индекс инфляции. Авторы пишут, что «Рост ставки налога на имущество по

сравнению с действующим вариантом должен привести к более эффективному его

использованию. Неиспользуемое имущество будет продано или передано тем, кто

сможет им грамотно распорядиться, что также должно способствовать структурной

перестройке"»(13,6).

Следующее место занимает экологический налог, но, к сожалению, и у

екатеринбургских авторов он провозглашен, но не разработан, как и ныне

функционирующей налоговой системе.

Далее идут: плата за пользование землей, она существует, акцизный сбор –

тоже. Налог на вывоз капитала, с одной стороны, может оказаться полезным, но

с другой – затруднит международные экономические отношения нашей страны. И,

наконец, плата за трудовые ресурсы и за сокращение числа рабочих мест.

По мнению авторов, в основу предлагаемой концепции закладывается принцип:

больше налогов платит тот, кто больше имеет и больше потребляет.

Программу альтернативного курса экономической политики, направленную на

социально-экономическое возрождение России, выдвигает академик РАН Д.С.

Львов, одно из ключевых мест в которой занимают предложения по проведению

налоговой реформы. Если В.Н. Фролов предлагает отменить налог на прибыль

предприятий и организаций, то Д.С. Львов, напротив, считает, что на первом

этапе налоговых преобразований его роль следует усилить. «В нынешней

ситуации, - подчеркивает он, - для нас важны такие налоги, которые не

являются ценообразующими, т.е. не вызывают механического увеличения затрат,

автоматического перекладывания дополнительных издержек с одних плеч на другие

и, в конечном итоге, на потребителя. Только в этом случае мы сумеем сдержать

инфляцию»(14,12).

Автор приходит к выводу, что основу новой системы должна образовать по

преимуществу рентная составляющая налогообложения. По его мнению, налоги

следует переориентировать на ренту с природных ресурсов. Д.С. Львов учитывает

необходимость постепенной, менее болезненной, адаптации предприятий к новым

условиям и в связи с этим выдвигает идею поэтапного перехода. И на первом

этапе главным становиться налог на прибыль. При этом ставка налога повышается

до 45 – 55%, но НДС и налог на заработную плату отменяется. На последующих

этапах можно было бы применить более эффективные формы налогообложения

прибыли. Например, фиксированные, не зависящие от объема выпускаемой

продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Использование системы

фиксированных платежей подготовит базу для перехода к рентному

налогообложению. В будущем потребности бюджета будут удовлетворять главным

образом за счет ренты с природных ресурсов, которая и создает основную массу

народнохозяйственной прибыли.

Однако следует иметь в виду, что налоги на природные ресурсы в виде рентных

или иных платежей окажутся заложенными в цену продукции, в том числе

обрабатывающей промышленности, ибо сырье она получает от добывающих отраслей,

т.е. по данной теории от главных плательщиков налогов. И когда произойдет их

всеобщее подорожание, то это войдет в себестоимость продукции и повысит

розничные цены.

Во всяком случае такой переход требует детальных расчетов и анализа всех

последствий, которые могут оказаться весьма негативными.

В последнее время усиливаются позиции сторонников переноса центра тяжести

налогообложения с юридических на физических лиц.

Соглашаясь с политикой прогрессивного обложения лиц с высокими доходами,

которых, кстати, в процентном отношении в нашем обществе весьма немного,

трудно согласиться с переносом налогового гнета на граждан в целом, тем более

это вряд ли осуществимо на практике, если исходить из средних доходов. На 80%

населения увеличивать налоговое давление просто нельзя.

В нашей стране всегда было много экономистов, поддерживающих теорию, что

основным объектом налогообложения должна служить не прибыль предприятий, а

его доход. Но до определенного момента, конкретно до 1996 г., налог на

прибыль играл особую роль. Он выступал регулятором фондов оплаты труда

отдельных предприятий, позволяя перераспределять через бюджеты фонды

потребления высокодоходных производств. С утратой данной функции налог на

прибыль потерял преимущества перед налогом на доход.

Многовариантность развития налоговой системы поставила перед разработчиками

Налогового кодекса очень непростые задачи. Главная из них решить: по какому

пути идти. Или перечеркнуть все созданное за последние годы и разработать

принципиально новую налоговую систему с иными видами налогов. Или

совершенствовать действующую систему налогов, приближая ее и далее к мировой

практике, но с учетом специфических условий российской экономики.

Авторы проекта Налогового кодекса РФ совершенно обоснованно избрали второй

путь. Такое решение, кроме прочего, позволяет избежать проблем двойного

налогообложения. При изменении видов налогов, например, при введении вместо

общепринятого налога на прибыль налога на потребление вся система избежание

двойного налогообложения мгновенно автоматически рухнет, что не может не

сказаться отрицательно на внешней торговле, инвестировании иностранного

капитала и т.д.

В то же время при сохранении общих принципов намечены немалые перемены. В

частности, многие налоги, хотя и сохраняют свое название, серьезно

преобразуются. Так, при взимании НДС намечается вывести из-под

налогообложения дополнительные средства и поступления, которые не имеют

прямого отношения к добавленной стоимости. Предполагается решить ряд проблем

по взиманию НДС при внешнеторговых операциях со странами ближнего и дальнего

зарубежья. Не сразу, а постепенно стереть различия между зарубежными

странами, бывшими таковыми и в прошлом, и странами СНГ.

В целом речь идет о максимальном приближении российского НДС к европейскому.

Также к европейским меркам приближается количество подакцизных товаров и

механизм взимание акцизов. Началось их сокращение и постепенный переход от

процентных надбавок к розничным ценам к абсолютным суммам на единицу изделий

в натуральном выражении.

В налоге на прибыль предприятий и организаций предполагается трансформировать

налогооблагаемую базу. Вывести из нее все затраты, связанные с осуществлением

экономической деятельности, с получением прибыли. Сюда относятся в полном

объеме расходы на рекламу, на обучение персонала и ряд других затрат,

ограниченных нормативами.

Налоги, связанные с использованием природных ресурсов, не включают

поземельное налогообложение, налог на воду и лесной налог. Их взимание не

относится к прерогативе федеральных органов власти.

Среди местных налогов особое место занимает налог на недвижимость. По замыслу

авторов проекта Налогового кодекса налог на недвижимость может вводиться в

действие по совместному или согласованному решению органа местного

самоуправления и соответствующего регионального органа власти. Одновременно

они принимают решения о прекращении действия местных налогов на землю и на

имущество предприятий.

Некоторые выводы проекта Налогового кодекса не представляются очевидными.

Весьма дискуссионен вопрос о всемерном сокращении налоговых льгот.

Утверждается, что льготы разъедают нашу налоговую систему, их отмена позволит

компенсировать выпадающие бюджетные доходы, в последующем снизить налоги,

восстановить принцип равномерности и справедливости распределения налогового

бремени; кроме того, налоговые льготы являются питательной средой для

всевозможных злоупотреблений.

Если просто проводить политику налоговых льгот, то это означает лишить

государство одного из инструментов регулирования экономики, возможности

определять и стимулировать приоритетные отрасли.

В нашей экономики и так серьезно сказывается, причем отрицательно,

равномерность и «справедливость» налогообложения. Одинаковые для всех или

почти для всех ставки основных федеральных налогов – на прибыль, на

добавленную стоимость и т.д. – приводят к тому, что налоговое давление в

производстве выше, чем в торгово-закупочной деятельности, в обслуживании.

Можно ликвидировать некоторые налоговые льготы, но это не должно коснуться

льгот по налогу на прибыль, стимулирующих инвестиционную активность, не

должно коснуться малого бизнеса, противостоящего бывшим государственным

монополиям, еще и сегодня удерживающим товарный рынок. Что касается научных

исследований, поисковых работ, то льготы следует не прекращать, а расширять.

Учитывая нерешенность жилищной проблемы, нужны льготы по НДС для организаций,

строящих жилые дома, и по подоходному налогу – для граждан-застройщиков. А

также по налогу на имущество для владельцев жилья, кроме тех, кто использует

его для извлечения дохода. Следует говорить о разумной налоговой политике, в

том числе с помощью льгот, а не о всемерном их сокращении.

Некоторые предложения требуют уточнения. Вместо федерального налога на

прибыль предприятий и организаций планирует введение двух налогов:

федерального налога на доход (прибыль) предприятий и регионального налога с

тем же названием. Здесь возникают два вопроса.

Во-первых, необходимо четко заранее определиться с объектом обложения, что же

это будет: прибыль или доход? Потеряв функцию регулирования фонда оплаты

труда, налог на прибыль начал сужаться и терять свою лидирующую роль в

налоговой системе России. Вышеприведенные предложения, содержащиеся в

проекте, расширяют понятие расходов на производство, что, может быть, и

целесообразно, но сведет понятие прибыли к еще меньшему уровню. Возникла идея

о том, что в налоговом законодательстве следует отказаться от понятия «

себестоимость», а из полной выручки предприятие разрешить вычитать все

деловые расходы, определив лишь перечень тех затрат, которые не вычитаются не

при каких обстоятельствах или вычитаются не в полном объеме.

В связи с этим правомерно вернутся к мысли о налогообложении дохода или

выручки, после чего хозяйствующие субъекты могут полностью распоряжаться

оставшимися финансовыми ресурсами без всяких нормативов со стороны

государства.

Во-вторых, при любом варианте возникает проблема ограничения налоговой

ставки. Сейчас применяется вариант единого федерального налога на прибыль,

сумма которого в определенном соотношении, 13% и обычно 22% делится между

федеральным и региональным бюджетами. А из региональной части поддерживаются

местные бюджеты. Такая система помимо России функционирует в Германии и ряде

других европейских стран.

Предлагается ввести федеральные экологические налоги. В принципе введение их

необходимо. Но правильнее было бы иметь их в качестве региональных, как

принято в большинстве стран. Иногда это даже местные налоги. Дело в том, что

на экологические налоги не следует возлагать фискальную функцию. Можно

сказать, что чем меньше поступлений от них, тем лучше. Они должны быть

инструментом региональной и местной политики в стимулировании сохранении

окружающей среды и природного ландшафта.

Предполагается введение налога с розничных продаж. Это означает, что

появляется еще один косвенный налог на потребителя помимо НДС и акцизов.

Вводить его не поборов до конца инфляцию, едва ли целесообразно.

Отсутствие Налогового кодекса РФ – одна из главных причин постоянной

корректировки налогового законодательства сразу после его принятия в декабре

1991 г., а значит и не стабильности налоговой системы. Введение в действие с

1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса – результат многолетнего и

мучительного труда правительства и парламента России. Проект налогового

кодекса был разработан правительством еще в конце 1995 г. но Налоговый кодекс

был введен не с 1997 г., а на два года позднее. Упущенное время обернулось

кризисом налоговой системы причин для длительной разработки кодекса много: и

отсутствие единого концептуального подхода, и непоследовательность проведения

самой налоговой реформы как в центре, так и в субъектах РФ, и отсутствие

компьютерных систем для Госналог службы и казначейства. Но главная причина в

том, что у государства не хватило достаточно политической воли, чтобы власть

употребить и налоги собрать, и своевременно разработать и ввести налоговый

кодекс. По мнению российского экономиста В. Мау, именно в финансовой сфере

появились в наибольшей степени слабости российского государства. Часть вторая

Налогового кодекса, в которой будут расписаны порядок налогообложения по всем

федеральным налогам и установлены принципы налогообложения по региональным и

местным налогам, позволит по всей России ввести унифицированную процедуру

установления ставок налогов. Только Налоговый кодекс являющийся документом

прямого воздействия, в состоянии быть основой регулирования бюджетно-

налоговых отношений, утратят силы разрозненные и противоречивее налоговые

законы и соответствующие инструкции Минфина, министерства РФ по налогам и

сборам. Но надо подчеркнуть, что оптимистические прогнозы о введении части

второй Бюджетного кодекса 1/I-2000 подтверждаются. Пессимисты считают, что

нужно будет два-три года, чтобы ввести в действие главную часть Налогового

кодекса. И это, естественно ставит под вопрос проведения нового продуктивного

этапа налоговой реформы в стране(19,28).

Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во

внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными

актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту

налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании

доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них:

реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный

обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая

политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и

юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного

регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она

выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства,

определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим

необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым

общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества

налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в

период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также

препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность

налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы

налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию

налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем

самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия

времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы

методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о

завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому

представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные

институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в

области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории

налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и

увязывая его с российскими реалиями.

Введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса –

результат многолетнего и мучительного труда правительства и парламента

России. Если характеризовать Налоговый кодекс РФ в целом, то можно сказать,

что он обобщил теорию и практику налогообложения, учел опыт, накопленный в

нашей стране и за рубежом. Его доработка и уточнение ряда положений

необходимы, но это естественный процесс. Принятие Налогового кодекса РФ

является крупным позитивным шагом в развитии налоговой, а следовательно,

экономической реформы в нашей стране.

Список литературы

1. Налоговый кодекс. Общая часть (проект). Комментарии С.Д.

Шаталова М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996г. –

656 с.

2. Дашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра-

М, 1997г.

3. Основы налоговой системы: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Д.Г.

Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г. – 422с.

4. Закон "Об изменениях в налоговой системе России". "Э. и

Ж.",№4 1994

5. Киперман Г.Я..Белялов А.3. "Налогообложение предприятий и

граждан в Российской Федерации", Москва, МВЦ "АЙТОЛАН',1992 г.

6. Налогообложение в России. – М. 1994.

7. Налоговый кодекс РФ. – М. – 1999.

8. Налогообложение доходов физических лиц. – 1999

9. Черник Д.Г. и др. Налоги. – М.: 4-е изд. 1999.

10. Налоги в России: Налоговая система в России. – М. – 1994.

11. Налоги и налогообложение. М. – 1998.

12. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – т.4.

13. Какой быть налоговой реформе в России. – Екатеринбург: Ассоциация

«Налоги России». – 1993.

14. Львов Д.С. Реформы с позиции современной науки. Научные труды

Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России.

Т.2.- М., С-Пб.-1995.

15. Умарова И.Э. Регулирующие налоги в системе межбюджетных отношений//

Финансы.-1999.- №10.- с. 36-38.

16. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе//

Финансы.-1998.-№11.- с. 18-23.

17. Лазарев А.С., Шемелева Ю.С. Проблемы налоговых субъектов малого

предпринимательства//Финансы.-1999.-№9.-с.29-32.

18. Комарова И.Ю. Льготы по налогу на прибыль, проблемы и пути их

совершенствования// Финансы. – 1998.-№11.-с.24-26.

19. Пушкарева В.М. Налоговая реформа как фактор рыночного

развития//Финансы. –1999.-№11.-с.27-29.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.