РУБРИКИ

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Финансово-экономический факультет

Кафедра «Экономика и управление»

Курсовая работа по курсу

«Экономическая теория»

Особенности налогового обложения предприятий, фирм, корпораций

Выполнил: студент гр. БО‑101 Ковчегин И. А.

Преподаватель: д. э. н., проф. Викулина Т. Д.

Содержание

Стр.

Введение. 2

1. Особенности налоговой системы России до 2002

года и необходимость проведения реформ. 3

2. Характеристика основных видов налогообложения предприятий.. 7

3. Перспективы развития налогообложения предприятий.. 37

Заключение. 47

Приложения.. 49

Литература.. 55

Введение

Россия – великая страна, с богатой историей и традициями. На протяжении веков

судьба нашей великой страны проходила по одному только ей присущему пути.

В начале настоящей курсовой работы хочется указать именно на величественность

и неповторимость пути России ввиду того, что только индивидуальные

особенности, традиции и нововведения российского государства могут вновь

поставить наше государство на одну ступень с самыми сильными экономически

развитыми государствами мира.

Так уж сложилось в мире, что порой самые неожиданные и необычные открытия,

разработки и проекты приводили к очень неплохим результатам, как в отдельных

областях жизнедеятельности, так и в целом в государстве.

Хотелось бы на это надеяться сегодня и применительно к области финансов в

нашей стране, а точнее, к области государственных финансов, бюджетного

устройства, и в частности, к сфере налогообложения.

Уже на протяжении нескольких лет данная сфера в России испытывает, пожалуй,

одни из самых сильных потрясений. С одной стороны может показаться, что за

короткий промежуток времени наше государство получило бесценный опыт оттого,

что сумело опробовать массу всевозможных налоговых новинок и проектов, какие-

то оно оставило, как наиболее оправдавшие себя, другие канули в вечность, как

низкоэффективные. Но, похоже, что далеко еще до тех времен, когда налоговая

система России все-таки вберет в себя все самое лучшее, и перестанет

постоянно находится в состоянии «свободного плавания».

Весь смысл описанного выше хотелось бы обратить на то, что в 2002 году

произошло одно из самых значимых событий в области налогообложения, а именно,

коренное изменение порядка исчисления одного из самых значимых для

государства налогов – налога на прибыль. Хотелось бы надеется, что

разработчики нового налога на прибыль преследовали именно цель повышения

эффективности налога на прибыль, упрощения порядка его исчисления, и в целом

– увеличения собираемости данного налога.

Цель данной работы критически оценить новый порядок исчисления налога на

прибыль, дать сравнительную характеристику основным элементам налога с ранее

действовавшим законодательством. Кроме того, в курсовой работе отражаются

положительные и отрицательные стороны при исчислении налога на прибыль в

соответствии с главой 25 Налогового кодекса, регламентирующей порядок

исчисления и уплаты налога на прибыль. Актуальность данной проблемы

заключается в том, что практики применения нового законодательства по налогу

на прибыль еще не существует, и от того, как предприятия воспримут новый

порядок обложения прибыли и организуют внутрифирменное ведение налогового и

бухгалтерского учета, зависит как сама эффективность введенного налога на

прибыль, так и дальнейшее развитие налоговых реформ в Российской Федерации.

В целом, задачи настоящей курсовой работы состоят в том, чтобы показать

различия между основными элементами налога на прибыль и плательщиками налога

по законодательству, действовавшему до 2002 года и по 25 главе Налогового

кодекса РФ.

1. Особенности налоговой системы России до 2002

года и необходимость проведения реформ.

В России проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в

практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта

экономики, который под­вергался бы столь серьезной критике и был бы предметом

таких жарких дискуссий.

Внимание государственных чиновников и теоретиков в области налогообложения к

налогу на прибыль всегда отличалось особенным интересом, и история налога

на прибыль в российском государстве ведет свой отсчет с давних времен.

Подобный налог действовал в 1920-е годы в форме подоходного налога с

государственных и кооперативных предприятий и организаций. Начиная с 1930 г.

налогообложение юридических лиц по существу было упразднено и заменено так

называемой «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и

отчислений из прибыли в бюджет. В 1991 году был введен налог на прибыль, и он

начал взиматься с 1 января 1992 года.

Уже около 10 лет действует в российской экономике налого­вая система, введенная

в действие с начала 1992 г. Это позволя­ет, опираясь на практику, сделать

определенные выводы о ее эффективности и ответить на возникающие при этом

неизбеж­ные вопросы. Соответствует ли эта система условиям переход­ного периода

к рыночным отношениям. Учитывает ли она ре­альную экономическую ситуацию, в

которой проводятся рыноч­ные преобразования. Выполняет ли она заданные ей

функции. Положительно ответить на эти вопросы можно только с известной долей

оптимизма. Анализ чисто фискальной стороны дейст­вия налоговой системы

подтверждает лишь положение о пере­носе тяжести налогового бремени и источников

формирования бюджета в условиях действия свободных цен на косвенные на­логи,

которыми облагаются средства, расходуемые на потребле­ние. Но опять же надо

быть большим оптимистом, чтобы даже с точки зрения чистого фиска говорить об

идеальности действовавшей налоговой системы: ведь она не обеспечивала в полной

ме­ре потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных

программ, связанных со структурной пере­стройкой производства и конверсией

военной промышленности. Не хватало финансовых ресурсов и для обеспечения полной

со­циальной защиты населения в условиях перехода к рынку. В то же время весьма

и весьма спорно утверждение, что действовавшая налоговая система не

препятствовала развитию предприниматель­ства, что налоговое бремя не было очень

велико и не приводило к чрезмерному изъятию средств государством.

[1] И поэтому важны оптимиза­ция видов и ставок налогов, количества и

качества налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы.

Мировой опыт говорит, что изъятие у налогоплательщика до 30–40% его дохода – вот

тот порог, за пределами которого на­чинается процесс сокращения сбережений и

тем самым – и ин­вестиций в экономику.

[2] Нынешний уровень изъятия средств у российского налогоплательщика,

исправно платящего установленные налоги, находится, к сожалению, за пределами

той границы, за которой начинает падать интерес к производству.

При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей

стране необходимо учитывать особенности российской налоговой системы,

обязывающие сопоставлять не уро­вень среднего налогового бремени, не величину

налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между

катего­риями плательщиков, а также специфику формирования налогооб­лагаемой

базы.[3]

К сожалению, сегодня налицо явно неравномерное распре­деление налогов между

отдельными группами налогоплательщи­ков. В принципе, налоговая система

по­строена так, что перед нею все равны. Не существует какой-либо

«дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или

территориальному расположению. Однако весь упор работы налоговой службы

направлен на тех налого­плательщиков, которых легко проверить, тогда как

отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на

не­законном основании. Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную

налоговую нагрузку, а другие – или минимальную, или вообще не платят налогов.

Ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц в России

находятся на уровне ставок, дейст­вующих во многих странах с развитой

рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня отдельных стран. Но к сожалению,

такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положе­ния дел,

поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой

базе, которая в России более широкая и вследствие чего существенно большая и

величина уплачивае­мых налогов.

Следует, например, вспомнить, что при расчете налога на прибыль в нашей стране

не полностью вычитаются из доходов расходы, связанные с производством и

реализацией продукции. Это относится, в частности, к расходам на рекламу, на

подго­товку кадров, на страхование и т.д.

[4]

Одна из основных бед российской налоговой системы за­ключается в том, что

наряду с законами действуют многочис­ленные подзаконные акты: инструкции,

дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма... Это прежде

всего затрудняет работу самих налоговых служб. Нарекания по поводу слишком

частых изменений налогового законодательства (примерно один раз в полгода), в

принципе справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно обойтись.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговая система

– это важнейший элемент рыночных отно­шений, и от нее во многом зависит успех

экономических преоб­разований в стране. В нашем обществе, к сожалению,

усилиями и органов власти, и экономической науки, и практики за долгие годы

создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области

должно приниматься с учетом возмож­ных социальных и политических последствий.

Огромный прак­тический и теоретический опыт экономически развитых стран в

этой области может быть использован лишь относительно, с учетом

экономических, социальных и политических условий развития России.

Сложность проведения налоговой реформы связана с адаптацией российской

экономики к рыночным отношениям. Поэтому задача сегодня – обеспечить

стабиль­ность налоговой системы в современных условиях. Как и при

формировании общественных экономических отношений, в на­логовой сфере

приходится идти методом проб и ошибок. При этом следует постоянно помнить,

что шараханья из стороны в сторону более опасны, чем консервативное отношение

к уже созданному.

Таким образом, эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени

зависит от способности государства ликвидировать спад производства,

осуществить серьезные преобразования для укре­пления финансовой системы и

расчетов в народном хозяйстве, обеспечить реальную помощь в становлении и

развитии малого бизнеса.

2. Характеристика основных видов налогообложения предприятий

Реформа – это всегда переоценка и определенное отрицание того, что

существовало до ее реализации.

Проводимая в стране налоговая реформа призвана создать нормальные, стабильные

экономические условия для предпринимательской деятельности, сделать налоговую

систему по возможности нейтральной к принятию экономических решений,

обеспечить права собственников по распоряжению их доходами и имуществом,

улучшить благосостояние населения, расширить налоговую базу за счет

активизации экономической деятельности и тем самым увеличить доходы бюджета и

государственных фондов социального назначения. Этому должно способствовать

снижение налогового бремени организаций и граждан, установление простых,

ясных и стабильных условий налогообложения.

Ряд важных законодательных решений, принятых в последнее время, направлен на

последовательное осуществление намеченной политической линии в области

налогообложения. К такого рода решениям можно отнести снижение ставок

подоходного налога, установление регрессивной шкалы ставок социального налога,

отмену или значительное снижение так названных «оборотных» налогов,

реформирование налогообложения прибыли организаций и т.п. Осуществляются меры

по всеобъемлющей кодификации налогового законодательства

[5].

Пожалуй, впервые за все время становления российской налоговой системы столь

отчетливо слышны голоса одобрения нововведений в сфере налогообложения,

связанных с принятием отдельных глав части второй Налогового кодекса

Российской Федерации (далее НК РФ).

Также следует отметить, что первоначальный вариант 25 главы содержал в себе

множество противоречий и неразъяснимых вопросов, которые значительно

затрудняли исчисление налога. И на сегодняшний момент уже практически готовы

изменения в 25 главу. Остается надеяться, что мероприятия по внесению

изменений в 25 главу только улучшат положение налогоплательщиков, а также

создадут комфортные условия для последующей практики исчисления налога на

прибыль.

Актуальность установления единых и постоянных правил исчисления налога на

прибыль сегодня очень высока ввиду того, что значение налога на прибыль

трудно переоценить для государства. Данный налог относится к группе прямых и

пропорциональных налогов. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять

свое основное функциональное предназначение – не препятствовать стабильному

развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и

услуг), а также законному наращиванию капитала. Он занимает среди доходных

источников государственного бюджета важное место после косвенных налогов. По

данным официального сайта Министерства по налогам и сборам, в структуре

доходов консолидированного бюджета РФ до 2000 года налог на прибыль занимал 2

место после НДС (1998 г. – 18,9 %, 1999 г. - 25 %). В 2000-2001 гг. налог на

прибыль вышел на 1 место в структуре консолидированного бюджета РФ (2001 г. –

26,3%), хотя по сравнению с 2000 годом поступления в консолидированный бюджет

по этому виду налога сократились на 0,8% (Приложение 3). В структуре

федерального бюджета данный налог занимает также одно из ведущих положений

(2000 г. – 27,9%), но также как и в консолидированном бюджете, поступления в

федеральный бюджет по налогу на прибыль упали в 2001 году на 6,2% по

сравнению с 2000 годом, а в 2002 – еще на 6,7% по сравнению с 2001 г. По

состоянию на февраль 2003 года поступления по доходу на прибыль составляют

только 9,7% (Приложение 4).

Таким образом, составители НК РФ попытались создать законодательные предпосылки

для предотвращения налогового призвола, поэтому вся система взаимоотношений

государственных органов с налогоплательщиками, их властные полномочия встроены

в определенные рамки и процедуры, у них появились обязанности перед

налогоплательщиками, а у последних - реальные возможности досудебной защиты

своих прав и интересов. Все это явилось естественной реакцией на фискально -

карательную направленность налогового законодательства и налоговой практики

прошедших с 1992 г. лет и реализацией в налоговом законодательстве положений

Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина, об обязанности

государства их соблюдать и защищать. Интересами "общего блага" нельзя оправдать

бесправие создателей этого "общего блага".

[6]

Теперь рассмотрим, кто же являлся плательщиком налогов по законодательству,

действовавшему до 2002 и в соответствии с новым Налоговым кодексом РФ.

Ранее перечень плательщиков налога на прибыль был приведен в статье 1 Закона

РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и

организаций», а также в разделе 1 Инструкции № 62. В соответствии с ними,

плательщиками налога на прибыль признавались предприятия и организации (в том

числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству

Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также

созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными

инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие

предпринимательскую деятельность; филиалы и другие обособленные подразделения

предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций,

за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской

Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский)

счет; филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской

Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-

Петербурге.

К отдельной категории плательщиков были отнесены предприятия железнодорожного

транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и

эксплуатации газового хозяйства.

К отдельной группе плательщиков налога на прибыль также были отнесены

компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с

законодательством иностранных государств, которые осуществляют

предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные

представительства (далее – иностранные юридические лица).

Следует отметить, что в прежнем законе были предусмотрены исключения из

перечня плательщиков налога на прибыль. К таким относились предприятия любых

организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими

сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и

переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной

продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального

типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными

(представительными) органами субъектов Российской Федерации.

На основании Закона № 2116-1 издавалось несколько инструкций,

регламентирующих порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, в каждой их

которых всегда присутствовали те или изменения и уточнения. В части

плательщиков налога на прибыль также не обходилось без изменений. Так, в

последней, 62 Инструкции «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на

прибыль предприятий и организаций», из перечня плательщиков налога на прибыль

были исключены филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и

организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный счет. Данное изменение было

вызвано тем обстоятельством, что Федеральным законом от 09.07.1999 № 155-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие

части первой Налогового кодекса РФ», определялось, что до введения в действие

части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными

налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства

организаций, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в

порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими

порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов, филиалами и

представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного

(текущего) счета.

Порядок расчетов с бюджетом предприятий и организаций, в состав которых

входят структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного

(текущего, корреспондентского) счета, определялся статьей 1 Закона РФ от 27

декабря 1991 г. № 2116 - 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

(далее - Закон № 2116 - 1).

Названным Законом установлено, что предприятия, в состав которых входят

территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного

баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, налог на прибыль,

подлежащий уплате в бюджеты субъектов РФ, зачисляют в доходы бюджетов

субъектов РФ, по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя

из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой

пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и

стоимости основных производственных фондов.

Необходимость введения данного порядка расчетов была обусловлена предложениями

глав администраций субъектов РФ об обязательном участии каждого структурного

подразделения в формировании доходов бюджетов по месту их нахождения, так как

работники предприятий и структурных подразделений пользуются социальной

инфраструктурой региона, расходы по содержанию которой финансируются из

бюджетов субъектов РФ.[7]

Порядок определения налогооблагаемой прибыли и суммы налога на прибыль по

структурным подразделениям, устанавливался Постановлением Правительства РФ от

01.07.95 г. № 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами

субъектов РФ по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых

входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие

отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета».

Общую схему плательщиков налога на прибыль в соответствии с Законом № 2116-1

изображена на рисунке 3.

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Рис. 3. Общая схема плательщиков налога на прибыль.[8]

Такую подробную классификацию плательщиков налога на прибыль имела российская

налоговая система до 2002.

Начиная с 2002 года, законодатель решил пойти другим путем, и упростил и

унифицировал определение плательщиков налога на прибыль. Статья 246 НК

устанавливает только 2 вида плательщиков: российские организации и

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через

постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

К российским организациям относятся юридические лица, образованные в

соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается

организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или

оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим

обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и

осуществлять предусмотренные права, нести обязанности, быть истцом и

ответчиком в суде.

В зависимости от наличия прав учредителей в отношении созданных ими

юридических лиц, последние делятся на три группы:

- хозяйственные товарищества и общества, производственные и

потребительские кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние

предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;

- общественные и религиозные организации и объединения, фонды,

ассоциации и союзы.

При этом следует отметить, настоящим законодательством теперь признаются

плательщиками налога на прибыль любые юридические лица, у которых возникает

объект налогообложения, вне зависимости от цели их создания, то есть как

коммерческие, так и некоммерческие организации. Например, плательщиками налога

на прибыль в частности являются: промышленные предприятия, банки, страховые

организации, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные организации,

фонды, ассоциации и др.[9]

Возвращаясь к ранее описанным характеристикам налогоплательщиков, отметим

следующее. Не смотря на то, что 25 глава НК дает очень краткую, и в то же

время очень объемную классификацию плательщиков налога на прибыль, необходимо

учитывать, что некоторые налогоплательщики не уплачивают налог на прибыль по

отдельным операциям в силу наличия льгот или отсутствия налогооблагаемого

дохода.

Например, согласно ст. 2 ФЗ № 110 - ФЗ предусмотренный абз. 1 п.5 ст. 1

Закона № 2116 - 1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль действует

до вступления в силу главы НК РФ, регулирующей специальный режим

налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских

организаций не являются налогоплательщиками. Однако ст. 288 главы 25

устанавливает особенности исчисления и уплаты налога организацией, имеющей

обособленные подразделения.

Организации, применяющие особый режим налогообложения, который

предусматривает замену обязанности по уплате налога на прибыль на уплату

специального налога, плательщиками налога на прибыль в рамках особого режима

не являются.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О едином налоге на

вмененный доход для определенных видов деятельности» определяет порядок

установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для

определенных видов деятельности.

Плательщиками этого единого налога также являются юридические лица,

осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах

(например, розничная торговля горюче-смазочными материалами, оказание на

коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, оказание

услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей и т.д.).

Согласно ст.1 указанного выше закона со дня введения единого налога на

территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков этого налога не

взимаются налоги, предусмотренные ст.ст.19-21 Закона РФ «Об основах налоговой

системы в РФ», за исключением отдельных видов налогов.

В ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» среди иных налогов

указан «налог на прибыль организаций». Поскольку Федеральный закон от 31 июля

1998 г. «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов

деятельности» не утрачивает силу в связи с принятием главы 25 «Налог на

прибыль организаций» Налогового кодекса РФ, то организации - плательщики

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности,

плательщиками налога на прибыль не являются.

При этом необходимо учитывать, что данное положение касается только

деятельности, осуществляемой в рамках Федерального закона от 31 июля 1998 г.

«О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Для

этого, согласно п.4 ст.4 указанного закона организации, осуществляющие наряду

с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога иную

предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет

имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе

деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

предусматривает введение для организаций упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности.

Согласно п.2 ст.1 указанного закона применение упрощенной системы

налогообложения, учета и отчетности для организаций, означает замену уплаты

совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных

местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам

хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Поскольку Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

также не утрачивает силу в связи с принятием главы 25 «Налог на прибыль

организаций» ч.II Налогового кодекса РФ, то организации-плательщики единого

налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, плательщиками

налога на прибыль не являются.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через

постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ,

связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу

плательщиков налога на прибыль.

К иностранным организациям относятся: иностранные юридические лица, компании

и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью,

созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,

международные организации, их филиалы и представительства, созданные на

территории РФ.

Для того чтобы иностранные организации относились ко второй группе

налогоплательщиков, они должны обладать двумя следующими признаками:

1) действовать на территории РФ через постоянное представительство;

2) получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого

представительства.

При определении понятия «постоянного представительства» необходимо

руководствоваться ст.306 Налогового кодекса РФ, а также соответствующими

международными налоговыми договорами (соглашениями).

В соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса РФ под постоянным

представительством иностранной организации в РФ для целей исчисления налога

на прибыль понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора,

агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место

деятельности этой организации, через которое организация регулярно

осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

- пользованием недрами и (или) использованием других

природных ресурсов;

- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству,

установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации

оборудования, в том числе игровых автоматов;

- продажей товаров с расположенных на территории РФ и

принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной

деятельности, за исключением предусмотренной п.4 ст.306 Налогового кодекса

РФ.

Как было отмечено ранее, наряду с общим определением

постоянного представительства иностранных организаций, необходимо учитывать

особенности, закрепленные международными соглашениями. Так, например, в ст. 5

Соглашения от 29 мая 1996 г. Между Российской Федерацией и Федеративной

Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении

налогов на доходы и имущество установлено, что выражение «постоянное

представительство» означает постоянное место предпринимательской

деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью

или частично, в частности через: а) место управления; б) отделение; в)

контору; г) фабрику; д) мастерскую и е) рудник, нефтяную или газовую

скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

Вторым условием, определяющим статус иностранных организаций в качестве

плательщиков налога на прибыль, является получение доходов от источников в

РФ, в связи с наличием этого представительства. К таким доходам относится:

а) доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления

деятельности на территории РФ через ее

постоянное представительство;

б) доход иностранной организации от владения, пользования и (или)

распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ;

в) иные доходы от источников в РФ, перечисленные в п.1

ст.309 Налогового кодекса РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Для выполнения налоговых обязанностей данная категория иностранных

организаций должна выполнить требования по постановке на налоговый учет в

российских налоговых органах в соответствии с Положением об особенностях

учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом МНС РФ от

07.04.2000 г. № АП-3-06/124).

К категории иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ

относятся также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные

образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в

соответствии с законодательством иностранных государств, международные

организации.

Отличительной чертой данной группы иностранных организаций от рассмотренных

ранее является то, что получение ими дохода не связано с наличием у них на

территории РФ постоянного представительства. К таким доходам в частности

относятся: дивиденды, процентный доход от долговых обязательств любого вида,

доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности,

доходы от международных перевозок, штрафы и пени за нарушение российскими

лицами договорных обязательств и др. Данные доходы облагаются налогом,

который удерживается источником выплаты.

От налогоплательщиков налога на прибыль в соответствии с гл.25 необходимо

отличать налоговых агентов.

Согласно ст.24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на

которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по

исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.

При этом необходимо отметить, что налоговыми агентами по налогу на прибыль

являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого

налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и

отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ

через постоянное представительство.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

В соответствии с названной выше ст.24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты

обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств,

выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные

фонды) соответствующие налоги;

Обязанность по удержанию налога на прибыль предусмотрена в двух случаях: а)

при выплате дохода от долевого участия, в порядке, предусмотренном п.2 ст.275

Налогового кодекса РФ; б) при выплате доходов иностранным организациям, в

порядке, предусмотренном ст.ст.309-310 Налогового кодекса РФ.

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту

своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме

задолженности налогоплательщика;

В отношении данной обязанности необходимо отметить, что глава 25 «Налог на

прибыль организаций» четко не устанавливает основания, которые должны

рассматриваться в качестве невозможности удержания налога на прибыль. Более

того, в п.1 ст.310 Налогового кодекса РФ закреплено, что, если доход

выплачивается иностранной организации в натуральной или иной не денежной

форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае, если

сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной

организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить

налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход

иностранной организации, получаемый в не денежной форме.

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов» удержанных и

перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально

по каждому налогоплательщику;

Согласно п. 3 ст.310 Налогового кодекса РФ налоговый агент

по итогам отчетного (налогового) периода в установленные сроки представляет

информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных

налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту

своего нахождения.

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы,

необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания

и перечисления налогов.

В соответствии со ст.289 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны

представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты).

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоги

платят люди, трудом, разумом, волей которых создается экономический источник

налогов. Хотя юридически плательщиками налогов наряду с физическими лицами

являются организации (юридические лица, корпоративные образования т.п.),

подлинными, действительными носителями налогового бремени являются граждане,

которым далеко не безразличен общий уровень налоговых изъятий

[10].

Теперь определим различия в объекте и базе налогообложения по старому и

новому НК РФ.

В соответствии со ст.38 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения

является любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую

характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о

налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Согласно п.3 ст.2 Закона № 2116-1 прибыль (убыток) от реализации продукции

(работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации

продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и

реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), которая

представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства

продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива,

энергии, основных фондов, ресурсов, а также других затрат на ее производство

и реализацию.

Вместо одной ст. 2 «Объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой

прибыли» Закона № 2116-1 глава 25 НК РФ устанавливает в соответствующих

статьях объект налогообложения (ст.247 НК РФ), порядок определения доходов

(ст.248 НК РФ), а также определяет, что понимается под доходами и расходами

от реализации (ст.249, 252, 264 НК РФ), внереализационными доходами и

расходами (ст.250 и 265 НК РФ) и т.п.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль, как устанавливает ст.247 НК

РФ, признается прибыль, которая получена налогоплательщиком:

- для российских организаций - полученный доход за вычетом

произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через

постоянные представительства, - полученный через постоянные представительства

доход за вычетом величины произведенных расходов этими представительствами в

соответствии с требованиями главы 25 НК РФ;

- для иностранных организаций - доход от источников в Российской

Федерации, к которым относятся дивиденды; доходы в результате распределения

прибыли и имущества; процентный доход от долговых обязательств; доходы от

использования предоставленных прав на объекты интеллектуальной собственности

и др.

В главе 25 «Налог на прибыль организаций» ч.II Налогового кодекса РФ не

содержится какого-либо определения прибыли, в качестве определенного

экономического показателя. Однако если сравнить объект налогообложения по

налогу на прибыль предприятий и организаций и объект налогообложения по

новому налогу на прибыль организаций, то можно выявить существенное различие.

Так, согласно п.1 ст.8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» сумма налога определяется плательщиками на

основании бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии со ст.313

Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам

каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Сравнимые положения, несмотря на то, что они не тождественны, в общем, ведут

речь об исчислении налогооблагаемой базы и налога на прибыль (что в конечном

итоге определяет прибыль).

При сравнении данных положений видно, что ранее прибыль, прежде всего,

рассматривалась в качестве показателя, определяемого по данным бухгалтерского

учета. Прибыль по новому налогу определяется уже по данным налогового учета,

который совпадает (или может совпадать) с бухгалтерским учетом лишь по

отдельным показателям.

Таким образом, прибылью по новому налогу является показатель, сформированный

специально для целей налогообложения по правилам налогового учета.

Классификацию прибыли в качестве объекта налогообложения можно произвести по

двум основным критериям: а) по налогоплательщикам; б) по ставкам налога на

прибыль.

Согласно первой классификации для каждой группы налогоплательщиков

предусмотрен самостоятельный порядок определения прибыли в качестве объекта

налогообложения.

Прибылью для российских организаций является полученный доход, уменьшенный на

величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 «Налог

на прибыль организаций» ч. II Налогового кодекса РФ.

Прибыль = Доход - Расход

Прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через

постоянные представительства в РФ, является полученный через эти постоянные

представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими

постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с гл.25

«Налог на прибыль организаций» ч.II Налогового кодекса РФ.

Прибыль = Доход представительства - Расход представительства

Прибылью для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность

через постоянные представительства в РФ, является доход, полученный от

источников в РФ, определяемый в соответствии со ст.309 Налогового кодекса РФ.

Прибыль = Доход от источников в РФ

В отношении иностранных организаций необходимо отметить, что они могут иметь

одновременно два вида объекта налогообложения. Так, в случае одновременного

осуществления деятельности на территории РФ через постоянное

представительство и получения иного дохода от источников в РФ, не связанного

с деятельностью через это представительство, у иностранной организации

возникает два самостоятельных вида объекта налогообложения.

Более того, согласно п.4 ст.307 Налогового кодекса РФ при наличии у

иностранной организации на территории РФ более чем одного постоянного

представительства, деятельность которых не осуществляется в рамках единого

технологического процесса, налоговая база и сумма налога рассчитываются

отдельно по каждому отделению. Данное положение фактически означает, что по

каждому постоянному представительству иностранной организации формируется

самостоятельный объект налогообложения.

Вторая классификация прибыли в качестве объекта налогообложения

осуществляется в связи с установлением разных ставок по отдельным видам

налогооблагаемой прибыли (дохода).

Согласно ст.284 Налогового кодекса РФ для российских организаций

устанавливаются пять видов ставок налога на прибыль. Для иностранных

организаций предусмотрено шесть видов ставок налога на прибыль.

Исчисление налога на прибыль в соответствии с ранее действовавшим

законодательством, впрочем, как и в соответствии с главой 25 НК РФ – процесс

достаточно сложный.

Схематично расчет налога на прибыль предприятий и организаций в соответствии

с положениями Закона от 27 декабря 1991 г. № 2116 - 1 «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» показан в Приложении 1.

Согласно ст.8 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от

27.12.91 № 2116-1 (далее по тексту - Закон о налоге на прибыль) сумма налога

на прибыль определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета и

отчетности самостоятельно в соответствии с настоящим законом. При этом,

поскольку Закон о налоге на прибыль содержал специальные требования к

определению налогооблагаемой прибыли, бухгалтерская прибыль, как уже было

сказано, нуждалась в корректировке. В соответствии с п.5.2 Инструкции 62

одновременно с расчетом налога по фактической прибыли предприятия и

организации, за исключением банков и страховых организаций, представляли

дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли согласно

приложению № 4 к Инструкции № 62.

Таким образом, главные опасения связаны с сохранением и усилением

фискально-карательного подхода к налогообложению, с расширительным определением

налоговой базы по ряду основных налогов, стремлением необоснованно ущемить

интересы налогоплательщиков, с практическим отказом от идеи сформировать НК РФ

как закон прямого действия[11].

Теперь сравним основной элемент налоговой системы – налоговые ставки.

В связи с отменой налоговых льгот по налогу на прибыль, главой 25 НК РФ

предусмотрено существенное снижение налоговых ставок.

В соответствии со статьей 284 НК РФ в общем случае налоговая ставка

устанавливается (исключения установлены для доходов иностранных организаций,

доходов полученных в виде дивидендов, а также доходов по долговым

обязательствам) в размере 24 процентов (в 2001 году – не более 35 процентов).

При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента,

зачисляется в федеральный бюджет (в 2001 году - 11 процентов);

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5

процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (в 2001 году -

не свыше 19 процентов);

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов,

зачисляется в местные бюджеты (в 2001 году - не свыше 5 процентов).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в

части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При

этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процента.

Таким образом, помимо размера налоговых ставок, внесены следующие изменения:

- право снижать налоговые ставки законодательным или представительным

органам власти субъектов РФ ограничено 4 процентами (14,5 - 10,5). Ранее

такого ограничения не было;

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.