РУБРИКИ

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

- не предусмотрено право снижения налоговой ставки органами местного

самоуправления (в части, поступающей в местные бюджеты). В 2001 году - первом

году, когда часть налога на прибыль поступала в местные бюджеты - органы

местного самоуправления могли вообще не устанавливать этот налог или

устанавливать ставку в любом размере до 5 процентов. Другой стороной

формулировки НК РФ, устанавливающей размер ставки для местных бюджетов,

является то, что теперь этот налог будет обязателен к установлению и взиманию

- независимо от позиции органов местного самоуправления;

- в отдельную группу налогоплательщиков по налоговым ставкам по налогу,

поступающему в региональные бюджеты впервые не выделены организации,

получающие прибыль от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж,

брокерских контор, банков, других кредитных организаций (в 2001 году не свыше

27 процентов. Исключение составляет ЦБ РФ, для которого налоговая ставка

установлена особо.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с

деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство,

устанавливаются в следующих, размерах:

- 20 процентов - с любых доходов, кроме указанных ниже (ставка не

изменилась);

- 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду

(фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или

контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для

транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок (в

настоящее время - 6 процентов);

- 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских

организаций иностранными организациями (ставка не изменилась).

Как видно, налоговые ставки по налогу на прибыль для иностранных юридических

лиц изменились только по одной позиции, да и то в сторону повышения.

Вспомним, что ранее налогообложение иностранных организаций, не имеющих

постоянных представительств, регулировались отдельной Инструкцией

Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. № 34.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов,

применяются следующие ставки:

- 6 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских

организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми

резидентами Российской Федерации (в 2001 году - 15 процентов);

- 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских

организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде

дивидендов российскими организациями от иностранных организаций (налоговая

ставка не изменилась).

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых

обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

- 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и

муниципальным ценным бумагам (кроме государственных и муниципальных ценных

бумаг, выпущенных до 20 января 1997 года), условиями выпуска и обращения

которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

- 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и

муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно,

а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного

облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации

облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III,

эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования

внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего

валютного долга Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным по доходам

иностранных организаций, а также по доходам в виде дивидендов и доходов по

долговым ценным бумагам, зачисляется только в федеральный бюджет.

Таким образом, мы можем наблюдать значительное снижение налоговых ставок на

прибыль организаций.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль до и после 2002г. – один

из важнейших элементов.

Сумма налога до 2002 г. определялась плательщиками на основании

бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с Законом

Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» и положениями Инструкции № 62.

Для предприятий и организаций в зависимости от показателей финансово-

хозяйственной деятельности было предусмотрено 3 способа уплату налога на

прибыль.

Предприятия могли уплачивать в бюджет в течение квартала авансовые взносы

налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за

налогооблагаемый период и ставки налога.

При таком способе уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна

была производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в

размере одной трети квартальной суммы указанного налога.

Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль,

исчисляли сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли,

подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на

прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала,

полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате

в бюджет, определялась с учетом ранее начисленных сумм платежей.

Все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий,

имели право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя

из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.

По предприятиям, перешедшим на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль,

исчисление фактической суммы налога на прибыль производилась на основании

расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно

нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими

прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки

налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет,

определялась с учетом ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчеты

представлялись предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не

позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Одновременно с расчетом налога по фактически полученной прибыли предприятиями

представлялись дополнительные материалы по определению налогооблагаемой

прибыли, а также обоснованные расчеты по предоставлению налоговых льгот.

Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от

предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль могли

производить ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за

предшествующий отчетный период.

Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определялся предприятием и

действовал без изменения до конца календарного года, о чем до начала года в

письменном виде уведомлялся налоговый орган по месту своего нахождения.

Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль,

для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет

авансовых сумм налога на прибыль, представляли налоговым органам по месту

своего нахождения до начала квартала справки по форме согласно приложению № 7

к Инструкции № 62.

Справки о предполагаемых суммах налога на прибыль высылались предприятиями в

двух экземплярах, из которых один экземпляр передается финансовому органу по

месту нахождения предприятия.

Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной

прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал

подлежала уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования

Банка России, действовавшей в истекшем квартале, согласно приложению № 8 к

Инструкции № 62.

Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически

полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определялась на основании

расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых

платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах

налога в бюджет (с учетом изменений) исходя из предполагаемой прибыли.

Дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из

сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога и

скорректированные на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации

за пользование банковским кредитом, относились на финансовые результаты.

Суммы налога на прибыль, исчисленные самими плательщиками исходя из

фактически полученной прибыли по ежемесячным расчетам (за все месяцы года),

уплачивались ими в доход бюджета не позднее 25-го числа месяца, следующего за

отчетным. По предприятиям, уплачивающим авансовые платежи налога на прибыль,

суммы, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчетам,

вносились ими в пятидневный срок со дня, установленного для представления

бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный

срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за

истекший год.

В эти же сроки уплачивали платежи налога на прибыль малые предприятия исходя

из фактически полученной прибыли по квартальным и годовым расчетам.

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога, на прибыль, начиная с 2002 года.

Статья 55 НК РФ определяет, что налоговый период – это календарный год или

иной период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база

и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период

может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых

уплачиваются авансовые платежи.

До 2002 года налоговым и одновременно отчетным периодом по налогу на прибыль,

по мнению налоговиков, мог считаться месяц, 2 месяца, а также квартал,

полугодие, 9 месяцев и год. То есть налоговый период ставится в зависимость

от того, в каком порядке налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог на

прибыль - ежемесячно или ежеквартально. Такая точка зрения отчасти

обусловлена отсутствием в законе о налоге на прибыль точного определения

понятий «налоговый период» и «отчетный период».

Статья 285 главы 25 в принципе не допускает разночтений. С 1 января 2002 года

налоговый период по налогу на прибыль равен календарному году, а отчетными

периодами признаются 1 квартал, полугодие и 9месяцев календарного года.

Первое, на что следует обратить внимание налогоплательщикам – с 1 января 2002

года изменятся сроки уплаты налога на прибыль по результатам деятельности

календарного года. Теперь налог подлежит уплате не позднее срока,

установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный

или налоговый период. Таким сроком в соответствии с главой 25 является 30-е

число месяца, следующего за отчетным. До 2002г. эти платежи вносились в

бюджет дифференцированно, в зависимости от того, за какой период произведен

расчет налога. Как было отмечено ранее, по месячным расчетам налог на прибыль

уплачивался не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. По

квартальным расчетам - в течение пяти дней со дня подачи бухгалтерского

отчета за квартал, а по годовым - в десятидневный срок со дня, установленного

для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

Существенным изменением в порядке уплаты налога на прибыль является отмена

дополнительных платежей, которые налогоплательщики рассчитывали с учетом

ставки рефинансирования Банка России. Речь идет о разнице между суммой налога,

подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими

авансовыми взносами налога за истекший квартал.

Одновременно глава 25 вводит новый порядок исчисления ежемесячных авансовых

платежей. В соответствии со статьей 286 налогоплательщики самостоятельно

рассчитывают сумму налога на прибыль исходя из величины налоговой базы и

ставки налога. Исключение составляют случаи, когда такая обязанность

возложена на налоговых агентов.

Как и ранее, в 2002 году допускается ежемесячная или ежеквартальная уплата

налога на прибыль. Так как налоговым периодом является календарный год,

исчисляемые и уплачиваемые по итогам отчетных периодов платежи признаются

авансовыми.

Статьей 286 предусмотрены две системы исчисления авансовых платежей. Это так

называемая система квартального авансового платежа и система ежемесячных

авансовых платежей от фактически полученной прибыли.

Система квартального авансового платежа предполагает, что по итогам каждого

отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют его сумму исходя

из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению

и рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания 1

квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Квартальные авансовые платежи

уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций

за соответствующий отчетный период. Их сумма определяется с учетом ранее

начисленных сумм авансовых платежей.

При этом в течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают

ежемесячные авансовые платежи. Глава 25 предусматривает два случая расчета и

уплаты ежемесячных авансовых платежей.

Первый – это уплата ежемесячных авансовых платежей, определенных расчетным

путем, а второй - когда ежемесячные авансовые платежи исчисляются исходя из

фактически полученной прибыли. При этом предусматриваются не только разные

способы расчета таких платежей, но и разные сроки их уплаты.

В первом случае уплата ежемесячных авансовых платежей будет производиться

равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального

авансового платежа за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором

производится их уплата. В связи с этим налогоплательщикам больше не придется

представлять до начала текущего квартала справки о суммах налога,

рассчитанных исходя из предполагаемой прибыли.

В соответствии со статьей 287 организации перечисляют такие ежемесячные

авансовые платежи в срок не позднее 15-го числа каждого месяца текущего

отчетного периода. По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных

авансовых платежей, уплаченные в течение его, засчитываются при уплате

квартальных авансовых платежей.

Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового

периода.

Глава 25 устанавливает также ряд условий, которые организация должна

выполнить для того, чтобы уплачивать налог ежемесячно исходя из фактически

полученной прибыли. В частности, налогоплательщик должен заранее уведомить

налоговый орган о переходе на ежемесячную уплату авансовых платежей по

налогу. И сделать это нужно до 31 декабря года, предшествующего налоговому

периоду, в котором произойдет такой переход. А в дальнейшем в течение всего

налогового периода следует неизменно уплачивать ежемесячные авансовые

платежи.

Хотелось бы заметить, что далеко не все налогоплательщики могут уплачивать

ежемесячные авансовые платежи. Для некоторых организаций обязательной

является система квартального авансового платежа.

К ним относятся, во-первых, юридические лица, у которых за предыдущие четыре

квартала сумма выручки от реализации продукции не превышала в среднем 3 млн.

рублей за каждый квартал. Во-вторых, это бюджетные учреждения. В-третьих,

некоммерческие организации, у которых вообще нет дохода от реализации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации

через постоянное представительство, также не могут уплачивать ежемесячные

авансовые платежи. Кроме того, систему квартального авансового платежа должны

будут применять участники простых товариществ (в отношении доходов,

получаемых ими от участия в совместной деятельности), инвесторы соглашений о

разделе продукции (в части доходов, полученных от реализации указанных

соглашений), а также выгодоприобретатели по договорам доверительного

управления.

Порядок уплаты налога организациями, имеющими обособленные подразделения,

закреплен статьей 288 главы 25. По сравнению с ранее действующим этот порядок

практически не меняется. Однако изменится расчет некоторых показателей,

участвующих в определения доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное

подразделение.

Так, с 2002 г. организации будут уплачивать авансовые платежи, а также суммы

налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской

Федерации и бюджетов муниципальных образований по местонахождению головной

организации, а также по местонахождению каждого из ее обособленных

подразделений.

При этом сумма налога будет рассчитываться исходя из доли прибыли,

приходящейся на эти обособленные подразделения. Она определяется как средняя

арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников

(расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости

амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в

среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и

остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.

Таким образом, порядок и сроки уплаты налога на доходы предприятий по

сравнению с ранее действующим законодательством не претерпели существенных

изменений.

3. Перспективы развития налогообложения предприятий

В течение 90-х годов уровень изъятия по налогу на прибыль зависел в первую

очередь от стоящих перед бюджетом задач. С принятием гл.25 Налогового кодекса

Российской Федерации изменилась основная задача налога на прибыль: в новой

налоговой системе он призван стимулировать рост деловой активности через

снижение ставки, что позволяет говорить о налоге на прибыль как об

инструменте регулирования экономики Российской Федерации.

Традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных

инструмента налоговой системы: ставки и льготы. Если их сравнить между собой

как налоговые рычаги, то можно сделать вывод, что ставки оказывают общее

стимулирующее действие на экономику, а налоговые льготы – целевое.

Целевая направленность системы льгот по налогу на прибыль должна быть

обусловлена задачами экономической политики страны, а при определении объема

и конкретного состава льгот должны быть учтены:

1) опыт налоговых реформ в промышленно развитых странах;

2) процессы унификации налогообложения;

3) национальные особенности экономики страны.

Предположим, что первым рычагом налогового регулирования государство

воспользовалось в достаточной степени, уменьшив ставку по налогу на прибыль с

35 до 24%. Ставка налога на прибыль в 24% дает потенциальную возможность для

расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в

распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в

большей степени в динамике. Поэтому для пролонгирования стимулирующего влияния

на экономику предпочтительнее было бы уменьшать ставку в несколько этапов

[12].

Анализ реформ, происходивших в зарубежных странах, позволяет сделать вывод о

том, что именно процесс поэтапного снижения ставки оказывал стимулирующее

воздействие, а стабилизация ставки на одном (даже низком) уровне уменьшала

этот эффект. Уменьшив ставку сразу на 11 пунктов, Правительство РФ не

оставило запаса для дальнейшего снижения. В то же время только резкое

снижение ставки разово стимулирует перераспределение доходов между теневым и

легальным сектором экономики, что и было сделано с введением гл.25 НК РФ.

Однако представляется, что эффект, достигаемый от расширения налогооблагаемой

базы за счет теневого сектора, будет незначительным по следующим причинам:

– издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-прежнему намного

меньше совокупной налоговой нагрузки, получаемой от уменьшения налога на

прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого

единого социального налога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и

теневой бизнес с учетом фактора риска, оценивается на уровне 15 - 20%, что в

ближайшей перспективе недостижимо

[13];

– эффект от снижения ставки возникнет не сразу, а через несколько

хозяйственных оборотов;

– крайне отрицательно влияет на привлекательность легального бизнеса

запутанность и противоречивость налогового законодательства, сложность и

объем учетной работы, техника взимания налогов;

– статистические данные по развитым странам не подтверждают факт уменьшения

размеров теневой экономики при уменьшении ставки налога на прибыль: за

последние пять лет, когда повсеместно снижалось обложение корпораций, объем

теневой экономики в среднем по странам, входящим в организацию экономического

сотрудничества и развития (ОЭСР), увеличивался на 6,2% в год

[14].

Как отмечалось выше, другим рычагом налогового регулирования являются льготы.

Основными характеристиками новой налоговой системы, по замыслу авторов реформы,

должны стать либеральность, нейтральность и справедливость налоговой реформы.

Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных

необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних

налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других

[15].

Однако нельзя абсолютизировать положение об отмене льгот. Мировой и

отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что

иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции:

возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития

отечественного производства. Ликвидировав практически все льготы по налогу на

прибыль, государство лишило себя одного из двух налоговых рычагов.

С утратой силы Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий

и организаций" ликвидированы основные инвестиционные льготы. Было бы

неправильно сказать, что в гл.25 НК РФ стимулирование инвестиций отсутствует.

Улучшению инвестиционного климата способствуют следующие положения гл.25 НК РФ

[16]:

– механизм ускоренной амортизации;

– новый порядок налогообложения капитала, ценных бумаг, других финансовых

инструментов;

– освобождение от налогообложения инвестиций от иностранных инвесторов на

финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии

их использования в течение одного календарного года с момента получения;

– включение расходов на освоение природных ресурсов и расходов на НИОКР в

состав прочих расходов в течение пяти (трех) лет соответственно;

– включение в состав внереализационных расходов процентов по долговым

обязательствам инвестиционного характера;

– ряд положений, влияющих на повышение финансовой устойчивости организаций,

например: увеличение срока переноса убытков до 10 лет, снятие ограничений в

целях налогообложения по размерам расходов на добровольное страхование

имущества, отчисления в резервные фонды и др.

Все вышеперечисленные льготы носят косвенный характер и не оказывают прямого

стимулирующего эффекта на активизацию инвестиционной деятельности.

Одной из основных проблем современной российской экономики является низкий

уровень ее технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как

следствие, низкая производительность экономики в целом. В связи с этим одной из

основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе

является, и это записано во всех программных документах, стимулирование роста

инвестиционной активности. В связи с этим важнейшая задача налоговой реформы –

налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации.

Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы

инвестиционных льгот по налогу на прибыль

[17].

Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной

активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на

прибыль инвестиционными льготами прямого действия. Наибольшее распространение

среди таких льгот в зарубежных странах получила льгота в виде инвестиционного

кредита, то есть вычет из налога на прибыль определенной части инвестиционных

расходов компаний. Аналогом этой льготы в Российской Федерации на протяжении 10

лет была льгота на финансирование капитальных вложений, которая отличалась от

инвестиционного кредита тем, что вычет производился не из суммы налога, а из

налогооблагаемой базы. Основной причиной отмены льготы были бюджетные потери.

Так, за 2000 г. предприятия продекларировали 200 млрд руб. налоговых вычетов,

направляемых из прибыли до налогообложения на капитальные вложения. По расчетам

Правительства РФ, в 2000 г. эффективная ставка налога на прибыль (после всех

льгот) достигла 19,5% [18].

Тем не менее общепризнанным фактом является то, что в условиях, когда принятые

во всем мире механизмы привлечения капитальных вложений за счет кредитов и

эмиссий у нас не работают, инвестиционная льгота по прибыли являлась основным

источником капитальных вложений. Льготы уменьшают поступления налога на прибыль

во всех странах, причем в размерах, сопоставимых с российскими. Так, в начале

90-х годов поступления по налогу на прибыль были сокращены в результате

действия льгот в США на 20%, в Англии – на 25%, в Германии – на 16%

[19]. Негативное отношение к этой льготе было также связано с тем, что она

становится причиной двойного вывода из-под налогообложения одних и тех же

инвестиций. Но именно это свойство обуславливает наибольший стимулирующий

эффект вышеназванной льготы в виде дополнительной выгоды (а не отсрочки платежа

при ускоренной амортизации) в случае осуществления инвестиций. В различных

вариантах проекта гл.25 НК РФ планировалась поэтапная отмена этой льготы в

течение 10, затем 5 лет, но в результате льгота была отменена полностью; при

этом предполагается, что ее ликвидацию компенсирует введение механизма

ускоренной амортизации.

Анализ тенденций применения механизма ускоренной амортизации в странах ОЭСР

(Организации экономического сотрудничества и развития) четко показывает

снижение в последнее время роли этого инструмента налогового регулирования.

Однако следует оговориться, что, как правило, ускоренная амортизация

применяется в комплексе с инвестиционным налоговым кредитом и

исследовательским налоговым кредитом, что связано с различным стимулирующим

эффектом со стороны этих льгот. В Приложении 2 проведен сравнительный анализ

инвестиционной льготы и механизма ускоренной амортизации.

Из Приложения 2 видно, что инвестиционная льгота как льгота прямого действия

носит более активный и целевой характер по сравнению с механизмом ускоренной

амортизации в связи с тем, что в случае инвестирования дает предприятию

дополнительную материальную выгоду в виде недоплаченного налога. Ускоренная

амортизация не может заменить инвестиционную льготу, так как ее механизм не

стимулирует модернизацию, расширенное производство и НИОКР, потому что

ускоренной амортизации может подлежать и приобретенное старое оборудование,

заменившее выбывшее полностью изношенное оборудование

[20]. Наиболее правильным будет, если эти две льготы будут применяться в

комплексе, так как они связаны с разными этапами процесса инвестирования:

механизм начисления амортизации в большей степени подходит для аккумулирования

средств с целью будущего обновления, в то время как инвестиционная льгота

нацелена на компенсацию части затрат или выплату кредита сразу после

осуществления капитальных вложений.

Для усиления регулирующего воздействия налога на прибыль на экономику с целью

преимущественного стимулирования расширенного воспроизводства и модернизации

целесообразно инвестиционную налоговую льготу, предоставляемую в виде скидки

из налогооблагаемой базы, дифференцировать в зависимости от вида оборудования

и срока его службы. Механизм предоставления льготы должен стимулировать

инвестиции в более дорогостоящее оборудование с длительным сроком

эксплуатации.

Для действенного регулирующего воздействия недостаточно только применять

ускоренную амортизацию и льготы на финансирование капитальных вложений. В

странах ОЭСР по налогу на прибыль имеются в настоящее время 10-20 льгот:

например, в США – 20, в Германии – 15, во Франции – 10

[21]. Поэтому целесообразно для стимулирования именно расширенного

воспроизводства, а не простого замещения ввиду износа ввести дополнительную

льготу на прирост капитальных вложений. В перспективе при стабилизации

российской экономики эта льгота может заменить основную инвестиционную льготу.

Инвестиционная налоговая льгота является весьма эффективным средством

стимулирования расширения и обновления основных фондов. Несомненно, эта

льгота поощряет приобретение и эксплуатацию новейшего оборудования, переход

на новые технологии, но она все же недостаточна для стимулирования

предприятий финансировать собственные перспективные научные программы,

поскольку результаты от их реализации не могут в короткие сроки окупить

осуществленные затраты. Эту функцию должны выполнять специальные налоговые

льготы, предоставляемые организациям при проведении ими НИОКР.

Статья 262 гл.25 НК РФ предусматривает капитализацию расходов на НИОКР (а

ст.261 - расходов на освоение природных ресурсов) и их списание в течение

трех лет после завершения работ. Эта новация российского законодательства

более прогрессивна по сравнению с предыдущим состоянием налога на прибыль, но

имеет недостатки и по форме, и по содержанию, так как в данном виде она не

стимулирует инновационную деятельность.

С одной стороны, механизм учета этих расходов в целях налогообложения после

завершения работ в соответствии с гл.25 НК РФ не оказывает влияния на

начальный этап финансирования исследований и на финансовое обеспечение НИОКР

в процессе их осуществления, когда перед организациями, осуществляющими

инновационную деятельность, остро стоит проблема поиска источников

финансирования, а с другой - не способствует проведению сложных и

продолжительных работ. Поэтому в данном виде законодательство о налоге на

прибыль не оказывает стимулирующего действия на инвестиции в НИОКР. Для

решения этой задачи целесообразно предусмотреть в законодательстве о налоге

на прибыль льготы, стимулирующие инновационную деятельность (далее -

инновационные льготы).

Для нашей же страны более актуален вариант льготы, стимулирующей не только

расширение исследовательских программ, но в главной степени поощряющей начало

инновационной деятельности. Скидка из налогооблагаемой базы в виде некоторого

процента от прироста расходов на НИОКР может быть дополнительной льготой,

стимулирующей расширение НИОКР, но вариант основной инновационной льготы

должен быть, по моему мнению, следующий: вычет расходов на НИОКР в полном

объеме из доходов в первый год их проведения; в последующий период размер

вычета не должен превышать 25% фактических затрат на НИОКР с капитализацией

оставшейся суммы и ее списанием в соответствии со ст.262 НК РФ в течение трех

лет равными долями после окончания работ.

Итак, если на данном этапе необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с

помощью налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность

оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна

предусматриваться в законодательстве о налоге на прибыль. Однако было бы

неправильно вести речь только о восстановлении инвестиционной льготы: в

российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать

развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность

целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки,

представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль

также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым

льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее

значимости все же является менее эффективным рычагом регулирования. Введение

в налоговое законодательство льгот необходимо осуществлять по нарастающей для

усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения

прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем их качественной

регламентации и действенного контроля со стороны налоговых органов.

Учитывая, что при решении задач догоняющего развития Россия проходит длительную

стадию структурной трансформации экономики страны в логике постиндустриализма,

при определении пакета льгот по налогу на прибыль должен использоваться принцип

отраслевой нейтральности, характерный для промышленно развитых стран,

находящихся в фазе постиндустриализма. Однако, принимая во внимание уровень

развития экономики, состояние основных фондов большинства отраслей, а также

современные задачи экономической политики России, второй принцип налогового

регулирования в постиндустриальных странах, согласно которому система льгот по

налогу на прибыль направляется на преимущественное стимулирование инвестиций в

НИОКР по сравнению со стимулированием расширения капиталов, для России

переходного периода не подходит, так как инвестиции в расширение и модернизацию

действующего производства так же важны, как и инвестиции в научно - техническую

деятельность[22]. Поэтому до

окончания переходного периода между этими двумя направлениями стимулирования за

счет льгот должен быть обеспечен паритет.

Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику

через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены

льготы на постоянной основе.

Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала,

видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков.

Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов

воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные

исследования до инвестиций в действующее производство.

Заключение

В результате исследования особенностей налогообложения прибыли предприятий,

фирм и корпораций можно сделать выводы:

1. В основных элементах налога на прибыль и плательщиках налога произошли

значительные изменения. По отдельным позициям законодатель установил

абсолютно новые термины, механизмы, порядки применения нового

законодательства. По другим позициям произошло введение правил и порядков из

других отраслей финансового права.

2. Значительные изменения произошли в определении объекта обложения налогом

на прибыль. Вместо одной статьи "Объект обложения налогом и порядок

исчисления облагаемой прибыли" Закона № 2116-1, глава 25 НК РФ устанавливает

в соответствующих статьях объект налогообложения, порядок определения

доходов, а также определяет, что понимается под доходами и расходами от

реализации, внереализационными доходами и расходами и т.п.

3. В главе 25 «Налог на прибыль организаций» части II Налогового кодекса РФ

не стало содержаться какого-либо определения прибыли, в качестве

определенного экономического показателя.

4. Ранее прибыль, прежде всего, рассматривалась в качестве показателя,

определяемого по данным бухгалтерского учета. Прибыль по новому налогу на

прибыль определяется уже по данным налогового учета, который совпадает (или

может совпадать) с бухгалтерским учетом лишь по отдельным показателям.

5. Прибылью по новому налогу стал являться показатель, сформированный

специально для целей налогообложения по правилам налогового учета.

6. Согласно Налогового кодекса РФ доходы и расходы должны определяться на

основе первичных документов и документов налогового учета.

7. Разработчики гл.25 НК РФ не избежали тех же ошибок, которые были допущены

при разработке и принятии предыдущих глав НК РФ: многие формулировки новой

главы грешат расплывчатостью и неоднозначностью, а некоторые нормы прямо

противоречат друг другу.

8. В НК РФ предусмотрено распределение амортизируемого имущества по 10

амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного

использования.

9. В связи с отменой налоговых льгот по налогу на прибыль, главой 25 НК РФ

предусмотрено существенное снижение налоговых ставок. Одним из существенных

изменений в порядке уплаты налога на прибыль стала отмена дополнительных

платежей, которые налогоплательщики рассчитывали с учетом ставки

рефинансирования Банка России.

10. Изменения в новом законодательстве по налогу на прибыль отразились на

всех без исключения элементах налога на прибыль, и можно считать, что по сути

введен совершенно новый налог, с новыми элементами, порядком исчисления и

уплаты.

Приложение 1

Приложения

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Формирование налога на прибыль предприятий и организаций[23]

Приложение 2

Сравнительная характеристика анализа инвестиционной льготы и механизма

ускоренной амортизации[24]

Признак

сравнения

Ускоренная

амортизация

Инвестиционная

льгота

1

2

3

4

1

Характер

льготы

Косвенная льгота

Льгота прямого

действия

2Вид льготы Отсрочка уплаты налога

Вычет из

налогооблагаемой базы

3Действие льготыПассивное Активное
4

Влияние на

инвестиции

Накопленная амортизация

может быть использована

на цели, не связанные с

инвестированием

Гарантированно

поощряет инвестиции

5

Поощрение

обновления и

модернизации

Распространяется на

все установленное

оборудование

безотносительно к его

состоянию

При правильной

регламентации

действует только при

приобретении нового

оборудования

6

Предоставление

льготы по

времени

Льготирование

протяженно по времени,

без учета того факта,

что финансирование

произошло одномоментно

Предоставляется

сразу после факта

инвестирования в

момент очередного

срока уплаты налога

7

Бюджетные

потери

По оценкам финансовых

аналитиков на 2002 г.,

соответствует выводу

из-под налогообложения

300 - 350 млрд руб.[25]

По оценкам финансовых

аналитиков на

2002 г., вывод из-под

налогообложения мог

превысить

300 млрд руб.

8

Эффективная

сфера

применения

Более эффективно

работает в новых

производствах с

непродолжительным

циклом, а в

капиталоемких

отраслях - нет

Привлекательна для

инвесторов во всех

отраслях

1

2

3

4

9

Возможность

превышения

налоговых льгот

над налоговыми

обязательствами

Допускает возможность

перевеса налоговых

льгот над налоговыми

обязательствами

Не допускает

возможности перевеса

налоговых льгот над

налоговыми

обязательствами, так

как в случае, если

предприятие не

получает прибыли, оно

не сможет получить

льготу

10

Использование

средств,

полученных от

льготы

Аккумулирование средств

для будущих инвестиций

Компенсация части

затрат после

осуществления

капитальных вложений

Приложение 3

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет за

январь-декабрь 2000 года (в %)[26]

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет за

январь-декабрь 2001 года (в %)[27]

Приложение 4

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет за январь-декабрь

2000 года (в %)[28]

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет за январь-декабрь

2001 года (в %)[29]

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет за январь-декабрь

2002 года (в млрд. руб. и %)[30]

Курсовая: Особенности налогообложения предприятий, фирм и корпораций

Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет за январь-февраль

2003 года (в %)[31]

Литература

1. Богданович А. Теневая экономика продолжает рост // Эксперт. – 2001. –

№42.

2. Брызгалин А.В. Комментарий к налоговому кодексу РФ. Части 2. – М., 2001.

3. Величенков А. Меняю доход на прибыль // Российская газета. – 2001. –№28

4. Вишневская Н.Г. Регулирующая роль налога на прибыль на современном

этапе и в перспективе // Налоговый вестник. – №10 – 2002.

5. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового

бремени в переходной экономике // Вопросы экономики. – №2 – 2002.

6. Закон Российской Федерации от 27.12.91г. № 2116-1 «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями). [СПС «Консультант

плюс» – март 2003]

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» [СПС «Консультант плюс» – март 2003]

8. Мареева В.К. и др. Комментарий к Инструкции по налогу на прибыль //

Консультант. – январь 2001. – №2

9. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.:

ЮНИТИ, 1998.

10. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. проф. В.Г. Князева, проф.

Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2001г. №

117-ФЗ. [СПС «Консультант плюс» – март 2003]

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98г. № 146-

ФЗ. [СПС «Консультант плюс» – март 2003]

13. Никитин С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие

предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая

экономика и международные отношения. – 2000. – №11

14. Письмо МНС РФ от 18 декабря 2001 г. N ВГ-6-02/940@ «О налогообложении

бюджетных организаций (учреждений)» [СПС «Консультант плюс» – март 2003]

15. Приказ МНС РФ от 15 июня 2000 г. N БГ-3-02/231 «Об утверждении Инструкции

Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «О порядке исчисления и

уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». [СПС

«Консультант плюс» – март 2003]

16. Приказ МНС РФ от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98 «Об утверждении

Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль

организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [СПС

«Консультант плюс» – март 2003]

17. Слом В.И. Не всякий закон - есть право // Налоговый вестник. – 2000. – №10

18. Слом В.И. Снова о юридических аспектах налогообложения // Налоговый

вестник. – 1999. – №10

19. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение – М., 2001.

[1] Налоговые системы зарубежных

стран / Под ред. проф. В.Г. Князева, проф. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и

доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 – с.6

[2] Там же, с.7

[3] Там же, с.7

[4] Налоговые системы зарубежных

стран / Под ред. проф. В.Г. Князева, проф. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и

доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 – с.8

[5] Слом В.И. Не всякий закон - есть

право // Налоговый вестник – 2000. – №10. – с.11

[6] Слом В.И. Снова о юридических

аспектах налогообложения // Налоговый вестник – 1999. – №7. – с. 19

[7] Мареева В.К. и др. Комментарий к

Инструкции по налогу на прибыль // Консультант. – 2001. – №2. – с.23

[8] Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №

2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (СПС «Консультант плюс»)

[9] Брызгалин А.В. Комментарий к

налоговому кодексу РФ. Части 2. – М., 2001. – с. 57

[10] Слом В.И. Снова о юридических

аспектах налогообложения // Налоговый вестник – 1999. – №7. – с. 20

[11] Слом В.И. Не всякий закон -

есть право // Налоговый вестник – 2000. – №10. – с. 12

[12] Вишневская Н.Г. Регулирующая

роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый

вестник – 2002. – №10 – с. 17

[13] Вишневский В., Липницкий Д.

Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике //

Вопросы экономики. – 2002. – №2 – с. 115.

[14] Богданович А. Теневая

экономика продолжает рост // Эксперт. – 2001. – №42 – с. 42.

[15] Вишневская Н.Г. Регулирующая

роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый

вестник – 2002. – №10 – с. 18

[16] Вишневская Н.Г. Регулирующая

роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый

вестник – 2002. – №10 – с. 18

[17] Вишневская Н.Г. Регулирующая

роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый

вестник – 2002. – №10 – с. 19

[18] Величенков А. Меняю доход на

прибыль // Российская газета. – 2001. – №28. – с. 9

[19] Никитин С., Никитин А.,

Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в

развитых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. –

2000. – №11 – с. 55.

[20] Вишневская Н.Г. Регулирующая

роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый

вестник – №10 – 2002 – с. 20

[21] Налоги и налогообложение /

Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 172.

[22] Вишневская Н.Г. Регулирующая

роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый

вестник – 2002. – №10 – с. 21

[23] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение – М., 2001. – с.83

[24] Вишневская Н.Г. Регулирующая

роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый

вестник – №10 – 2002 – с. 22-23

[25] Величенков А. Меняю доход на

прибыль // Российская газета. – 2001. – №28. – с. 9

[26] http://www.nalog.ru/stats/archive_004.shtml

[27] http://www.nalog.ru/stats/diagrams_214.shtml

[28] http://www.nalog.ru/stats/archive_004.shtml

[29] http://www.nalog.ru/stats/diagrams_214.shtml

[30] http://www.nalog.ru/stats/

[31] http://www.nalog.ru/stats/

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.