РУБРИКИ

Курсовая: Рынок труда

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Рынок труда

занятости в отрасли (LM и Lи

соответственно) по сравнению с ее равновесным уровнем в условиях со­вершенной

конкуренции LE. Что же касается заработной платы, то ее

став­ка при монополии профсоюза (Wu) - выше, а при монопсонии (w

m) - ниже той, которая сложилась бы в том случае, если бы рынок труда

был конку­рентным (we). В зависимости от соотношения сил

между профсоюзом и работодателем, ставка заработной платы будет колебаться в

промежутке между wm и Wu, т. е. ее уровень, а также

уровень занятости, будет весьма неопределенным. Известный американский

экономист Джон Гэлбрейт не случайно назвал профсоюзы «уравновешивающей силой»,

возникшей в от­вет на монопсонистическую власть крупнейших фирм. Но конечный

исход этой борьбы гигантов вовсе не гарантирует приближения ставки заработ­ной

платы к конкурентному уровню.

Следует заметить, что чистая монополия или чистая монопсония встре­чаются на

рынке труда крайне редко. Дело в том, что в среднем членами профсоюза -

являются 20-40 процентов рабочих разных отраслей, а это ос­лабляет монополию

профсоюза. Монопсоническая власть так же не абсо­лютна, поскольку у

работников почти всегда имеются альтернативные воз­можности трудоустройства.

Монополия означает определённую степень власти над ценой. И эта власть может

базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого

производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные и

явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных

дефицитов и др. Цены на всё вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в

домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и

транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить

определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано

антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой

попытки защитить и усилить конкуренцию путём создания препятствий для

возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого

экономического регулирования необходимо для:

· обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и

регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для

кредиторов и новых инвесторов);

· определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и

эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

· Стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней

занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности

инвестиций;

· Создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения

открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). (15, с. 3)

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США,

имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трёх китах»,

трёх законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная

монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли,

сговор о ценах.

2. Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в

области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда,

когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определённые виды

слияний, переплетающиеся директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмена (1936 год) – запрет на ограничительную

деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и

др.

В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в

России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от

американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все

понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет

множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по

своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций,

то есть проблема решена формально-административным образом. (10, с.80)

Нашу экономическую политику всё время кидает из административного произвола

по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек.

Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором –

несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право

решать, а в обеспечении должной направленности деятельности, достигаемом

путём более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы

соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры,

адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. (13, с. 3)

ГЛАВА II. Необходимость и возможность

регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в

России.

2.1. Механизм саморегулирования

рынка труда.

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда,

соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок

труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.

Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех

сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на

внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и

эффективности. Повышение общего уровня труда реальной заработной платы

повышает общий уровень жизни работоспособных наёмных работников.

Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и

отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной

защищённости населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной

степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной

платы на рынке труда.

Колебания цены труда в сторону её снижения приводят к обратным результатам:

ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его

предложение, снижаются налоговые поступления и т.д. (10, с. 79)

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли

предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне

естественно его стремление извлечь из наёмного труда максимальную выгоду при

минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли,

которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей.

Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать

сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя

старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников,

увеличивая его масштабы. Вместе с тем стремясь уменьшить затраты на найм

рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию

труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система

образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой её инвестиционной активности. По

размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение

доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается её

банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной

экономики даёт немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от

цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулирую его

колличественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при

благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в

народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается

заработная плата, которая привлекает наёмных работников в динамичные отрасли

до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда

и определяющей динамику рынка, является прибыль предпринимателя. Именно

поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Этот

самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли,

определяющей цену труда. Последняя побуждает наёмных работников переходить с

одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на

рынке, как это уже отмечалось в Главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что

спрос на труд предприниматель предъявляет когда найм работников даёт ему

прирост доходов после продажи произведённой продукции на рынке. Если данный

прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через

снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому

он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения

спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя

выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и

резервирую одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае

предложение рабочих рук на рынке труда возрастает пари сохранении

потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест. (11,

с. 51)

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому

состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного

веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъёме резервные

рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает

инфляцию, съедает рост доходов наёмных работников за счёт быстрой потери

деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в

конечно итоге ведут к росту безработицы.

семья

Курсовая: Рынок труда

доход

Рис. 8

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти

факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и

распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты запада признают

неравенство в распределении доходов и богатства. Причём под богатством они

понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а

под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путём в

течение какого либо периода. Западные экономисты используют так называемую

кривую Лоренца (см. рис.8) для изучения распределения доходов между разными

группами населения. Статистика разных стран показывает, что большая часть

населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Поэтому кривая

Лоренца (если рассматривать ее с экономико-математической точки зрения) при

продвижении от беднейших слоёв населения к богатейшим получает всё больший

угловой коэффициент наклона касательной, т.е. поднимается всё круче.

Существует также различия в степени неравенства доходов между разными

странами, например в США, оно заметнее, чем в странах Западной Европы.

Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах

государство более широко использует перераспределение национального дохода в

пользу беднейших слоёв, используя систему налогообложения и другие механизмы

для сокращения неравенства, формируемого рынком. (9, №27)

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма)

считают недопустимым глубокое вмешательства государства в экономику. Помощь

государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное

иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы

предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и

новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в

другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов,

рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с

рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая

распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания

сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т.к.

она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют

экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного

мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят.

Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно

необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и

социальной стабильности в обществе

2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государствен­ное

воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму

трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в

государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя

основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные соци­альные

программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице,

различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы

содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения

наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные

рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг

труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на

внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично

берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания

общенациональной сети по трудоустройству. Го­сударственные системы обучения и

переобучения работников содейству­ют максимально быстрой адаптации последних

к меняющимся требовани­ям рынка.

В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения.

Они связаны с практическим воплощением в жизнь теорети­ческих концепций

современных неоклассиков во многих раз­витых странах Запада. Теоретические

взгляды современных представи­телей неоклассической школы исходят из того,

что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость,

что по суще­ству перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического

неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в

его механизм.

В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала

характеризоваться слабым повышением эффективности производства и ус­тойчивой

массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и

ускорение научно-технического прогресса, структурная пе­рестройка экономики,

обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые

требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях

должен отличаться повышенной профес­сиональной, квалификационной и

региональной, а подчас и международ­ной мобильностью. Такая мобильность

немыслима в условиях «блокирова­ния» рынка государством и профсоюзами.

Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное

дерегулирование и флексибилизация рынка труда, т. е. повышение его

гиб­кости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть

достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.

Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем

прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базиро­ваться не на методе

аналитической оценки рабочих мест, который приме­нялся в 1960-80-х гг., а на

принципах индивидуализации ставок заработ­ной платы. Возрастает роль

единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим

трудовым вкладом работника, а с его об­щей компетентностью, потенциальными

возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом

квалификации. Использу­ются и такие формы материального вознаграждения, как

участие в прибы­лях компании, причем работник может нести и риск убытков

предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда,

со­циальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятос­ти.

Получают распространение нестандартные виды занятости, особенно в условиях

компьютеризации общественной жизни, — надомничество, вре­менная работа по

индивидуальным контрактам, частичная занятость.

В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляют­ся

требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений,

относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы

социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал.

Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое

законодательство, а индивидуальное тру­довое соглашение.

Тем не менее, итогом флексибилизации рынка труда не может быть то­тальный

демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий

трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных

отношений. Речь идет о поиске такого механизма функ­ционирования рынка труда,

который позволил бы с наибольшей оптималь­ностью сочетать экономическую

эффективность с социальным прогрессом общества.

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е.

политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А.

Смит в своём труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно

его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе

которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к

прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из

неё исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий. (17)

Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подвергалась критике и значительной

модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной

конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления,

приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за

активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только

жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия

национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица,

объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется

нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции. (16,17)

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке

труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в

трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать

реализации требований экономической эффективности, которые предполагают

мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая

степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней

численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности

населения в рабочих местах и т.п.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически

эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть

процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны

являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на

всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую

решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то

в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может

быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении

экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и

решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников,

работодателей и государственных органов для согласования путей решения

проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической

эффективности производства, поэтому более рациональное использование

работников является приоритетным направление по сравнению с сохранением

существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счёт

этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих

отношения эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва

рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на

рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в

экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и

инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,

способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также

учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест

меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли

государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность

предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать

определёнными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту

социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях

высвобождение рабочей силы. (15,с. 21)

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление

экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во первых,

может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения

этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация

работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства,

расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической

отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный

потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность

народного хозяйства в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости

требуется:

· появление рыночного ориентированного, защищённого государством и

социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов,

поощрение его предпринимательской активности;

· привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

· обеспечение условий для материальной заинтересованности

работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их

удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся

уровню материально технической базы. (10,с. 77)

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого

рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным

регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной

структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития

производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более

полное использование местных ресурсов и возможностей с учётом личного

трудового потенциала, устранение отстаивания сфер социальной инфраструктуры

регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность

рабочей силы, требующая определённого регулирования, т.к. велика опасность

усиления различий в обеспечении регионов рабочей силой, в частности

возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения

производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала,

взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-

промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до

сих пор развивается преимущественно одно соперничество, а не производственные

услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого

бизнеса, падения платёжеспособного спроса населения, отсутствия необходимых

навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции,

проявляющимися как в старых, так и новых формах. Этому способствуют

компенсационные надбавки, натурализованная оплата труда. Резко возросли

различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников.

Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать

применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать

повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой

является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с

рентабельностью производства.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного

обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и

соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

2.3 Правовое регулирование рынка труда.

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного

сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя,

признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения

действующего законодательства от руде. Определённые новации в трудовом

законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке

разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в

КЗОТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо

всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть

глубоко продуманным, опирающимся на положения конституции РФ, отечественный

опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней

экономической ситуации. (9,№ 30)

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются

на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер

регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ

конституционных норма позволяет сделать вывод о равной защите прав на

трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность.

Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие,

взаимный учёт прав и интересов трудового договора. Однако, будучи в

юридически равном положении с работодателем, работник фактически является

более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя,

что даёт ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально

противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и

он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль

здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее

механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право

РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран,

прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно,

т.к. сущность взаимоотношений наёмных работников и работодателей в принципе

везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех

ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать

специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель

трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью

вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных

предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать

регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на

уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников,

обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им

должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений. (9,№ 30)

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России

является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство,

оставаясь фактическим гарантом трудовых прав граждан, практически утратило

функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что

предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии

социально-экономических решений и определении условий труда и передачу

решения многих вопросов на уровень конкретных сторон. (15,с. 29)

С учётом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений

можно отнести следующее:

· признание правового равенства сторон трудовых отношений и

выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;

· учёт интересов работников и работодателей, государственная защита

их интересов;

· Гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета

личности перед интересами производства;

· Учёт особенностей специфических категорий трудящихся и характера

отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых

отношений;

· Установление действенных мер ответственности за нарушение

трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом

подготовленного закона недостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное

сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать

эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны

часто с не отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением

закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности

требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что

гарантируемые государством права работников должны защищаться прежде всего

путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без

многомесячных и унизительных ожиданий.

2.4. Деятельность профсоюзов.

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная

организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по

профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют

контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники

безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия

коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В

связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных

метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

· профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается,

например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию

законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к

той или иной профессии.

· профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы,

содействуя установлению ее высшей точки равновесия.

· профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При

этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например,

содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти

меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате

чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

(5, с. 110)

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно

обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной

экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к

политике повышенного спроса на конечный продукт, выступая за введение

протекционистских таможенных тарифов. Профсоюзы работников автомобилестроения

выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили

должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.

Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой

своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые

являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы

работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие

условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо

техническое новшество.

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению,

в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза

вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут

привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто

увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить,

что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более

типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у

руководства фирм , когда могут вынудить его принять дополнительные издержки.

Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же

забастовки.

Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов.

Часто успех подобного рода формы протеста зависит от целого ряда факторов,

как-то: прибыльность фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом

свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей

компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза

причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с

забастовкой.

Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных

интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной

ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы

имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления

включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне

предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные

организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего

субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняя защитную функцию, снижая

этим социальное напряжение.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм

их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор

большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняя жизненно

важные для работников социальные функции.

ГЛАВА III. Проблемы функционирования рынка труда

в переходной экономике современной России.

В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно

низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы

безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая

безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя).В то же время

велика и скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и

индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность учета создает искаженное

представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не

имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за

ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица

реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в

различных регионах страны ситуация существенно различается).

До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не

вследствие сокращения потребностей предприятий в рабочей силе. В то же время

процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в

«теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный

характер, хотя и не однозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет

сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия

кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех

потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может

удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом,

усиливается диспропорция в экономике, снижается величина собранных налогов и

т. д.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а

неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь

находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть

населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых

, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный

дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства , с одной стороны, и

низкая эффективность организации производства и труда – с другой, увеличивают

масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-

квалификационной структуры занятых.

Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим

пофессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу

развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего машиностроения. В

целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых

профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение

занятых по отраслям (прежде всего возрастание непроизводственной сферы), в

целом необходимое и прогрессивное, не только превышает возможности народного

хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля

охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в

большей мере свидетельствует о сохранении прежней неудовлетворительной

ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке

труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения

России; во–вторых, они будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом

определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе.

Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на

рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события

в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение

профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения

подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся

средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую

деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части

населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них

стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде

мойки машин и торговли газетами, или работа в «теневом» секторе экономики.

Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому, если

не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникает

опасность криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-ти – 24-х лет – это студенты и молодые люди,

завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой

уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного

профессионального и социального опыта, и в силу этого менее

конкурентоспособны.

В 25 – 29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию,

некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще

всего уже имеют семью и предъявляют достаточно высокие требования к

предлагаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди

учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от работы время.

Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных

заведений. Отсутствие механизма , регулирующего трудоустройство выпускников

учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную

тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется

четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе

отразится на социальной структуре общества.

Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в

повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на

профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в

воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей

перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного

населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего

образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому

необходима рациональная организация профессионального образования молодежи,

согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями

на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей

считает получение полноценного образования необходимым условием достижения

желаемого социального статуса и более высокого материального положения.

Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной

инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные

учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения

перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной

подготовки работника неизбежно возрастает. Это будет способствовать

увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт

подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более

позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно

изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения

сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии

получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у

них появляется необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и

практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной

экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной

темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой

проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые

выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда - это

не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения

труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-

продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со

стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие

интересы наемных работников перечисленными в пункте 2.4 способами, и

государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей

посредством специализированных организаций и законодательного регулирования

трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в

противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая

ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на

рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она

осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может

быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и

переподготовки кадров, которая по сути входит в состав потенциального рынка

труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в

совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему

эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства

государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений.

Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной

экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток

капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на

предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и

т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным

саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным

вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной

социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы,

и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный

«теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке

труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и

социальной жизни общества.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.

2. Павленко В.А. «Рынок труда» М. , 1997г.

3. Е. М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков

до профессоров» Москва 1998г.

4. «Курс экономической теории». Под редакцией Чепурина М.Н., Киров, 1999г,

5. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на

рынке труда», «Вопросы экономики», №2, 1999г. , стр.102 – 113.

6. Микульский К. «Формирование новой модели занятости» «Экономист», №3

, 1999г., стр.47 – 52.

7. Чернина Н. «О новой модели занятости» «Российский экономический

журнал», №11-12, 1996г., стр.50 – 59.

8. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда» «Экономист», №8, 1996г., стр.62

– 70.

9. Еженедельник «Эксперт», №10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 1999г.

10. Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк

социально-трудовой политики», №2, 1999г., стр.76 – 91.

11. «Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1997г.

12. Фишер, Р. Шмалензи. «Экономика», М., 1997г.

13. «Обуздаем ли монополии», Российская газета, 9июля 2000г.

14. В. Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства»,

Экономическая газета, 1 февраля 1999г.

15. «Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники», М.,

2000г.

16. «Большая советская энциклопедия».

17. «Краткий экономический словарь».

[1] Максимизация экономической ренты

- одно из альтернативных объяснений поведения профсоюза. Существуют и другие

цели профсоюзов на рынке труда.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.