РУБРИКИ

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Всероссийская государственная налоговая академия

Факультет кадрового управления

Кафедра Управление персоналом

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика и социология труда»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Научный руководитель:

Малиева Н.А.

Москва, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................3

Глава 1. Место и роль безработицы в системе социально-рыночных

отношений............................5

1.1.Сущность и содержание рынка труда................5

1.2.Понятие безработицы и причины ее возникновения..........7

1.3.Классификация безработицы в зависимости от причин ее

возникновения..........................12

1.4 Социально-экономические последствия безработицы........16

Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в условиях России....19

2.1.Специфические черты российского рынка труда..........19

2.2.Основы государственной политики занятости............22

2.3.Государственные программы снижения безработицы........27

Глава 3. Пути, формы и методы сокращения безработицы в России..32

3.1Активизация политики занятости................32

3.2Создание более гибкого рынка труда.............41

3.3Новая государственная программа снижения безработицы......44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................48

Приложение 1..........................49

Приложение 2..........................50

Приложение 3..........................52

Введение

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития

российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной

производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение

потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные

производительные расходы государства (или, точнее, средств

налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию

безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании

имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая

границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в

стране не может быть и речи.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им

реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде

деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и,

что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных,

способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную

напряженность в обществе.

Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей

для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В

силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к

рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует

самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других

обществоведческих наук.

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании. всестороннем

теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций,

которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной

экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости

трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального,

социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы

безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня

занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной

рыночной экономике;

- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и

обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;

- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его

основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.

Предметом же выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

Работа основана на трудах отечественных экономистов по вопросам снижения

безработицы, материалы периодической печати. Также были использованы

законодательные и нормативные акты.

Глава 1. Место и роль безработицы в системе социально-рыночных отношений

1.1 Сущность и содержание рынка труда

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в

согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений

1:

1. Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом

и предложением рабочей силы на рынке труда.

2. Рынок труда – это место пересечения различных экономических и

социальных и интересов и функций.

3. С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его

сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о

переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение,

охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность

экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда

(Приложение 1).

Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса

и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не

пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

ТР=СР-УС,

где СР – совокупный рынок труда;

ТР – текущий рынок труда.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения

рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов

1:

§ открытый рынок труда – это экономически активное население, которое

ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные

рабочие места во всех секторах экономики.

§ скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в

экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с

изменением его структуры могут быть высвобождены.

Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его

основные элементы:

§ субъекты рынка труда;

§ правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;

§ конъюнктура рынка;

§ службы занятости населения;

§ инфраструктура рынка труда;

§ система социальной защиты населения и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

1.2 Понятие безработицы и причины ее возникновения

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей

силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и

услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной

экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей

силы над спросом на нее.[1]

Безработица представляет собой неотъемлемый элемент общественного

воспроизводства, основанного на рыночных отношениях. Она играет существенную

роль в рыночной экономике.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в

рассматриваемый период:

n не имели работы (доходного занятия);

n занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или

коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати,

непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю),

использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации

собственного дела;

n были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных

критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости,

относятся лица, не имеющие ра­боты, ищущие работу и в установленном порядке

получив­шие официальный статус безработного в органах государствен­ной службы

занятости.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по

различным причинам, но и лиц, добро­вольно оставивших работу и

предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам

включает четыре основные категории рабочей силы:

n потерявшие работу в ре­зультате увольнения; добровольно оставившие работу;

n пришед­шие на рынок труда после перерыва;

n впервые пришедшие на рынок труда.

Соотношение этих категорий зависит, прежде все­го, от фазы экономического цикла.

Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины

безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял французский

экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай

закона спроса и предложения. Графически закон рынка труда Ж. Б. Сэя

можно представить в следующем виде: (см. Приложение 1, рис.1).

Кривая спроса на труд отражает спрос на труд со стороны

предпринимателей. Кривая предложения труда отражает его величину в

связи с изменением уровня заработной платы. Если уровень оплаты

труда будет повышен с точки D до точки С, это, с одной стороны,

приведет к сокращению спроса на труд до величины СА, т. е. к

увольнению части наемных работников, с другой стороны, это приведет

к увеличению предложения на труд на величину АВ. Возвращение в

точку равновесия Е приведет к исчезновению безработицы: весь спрос

на труд будет удовлетворен его предложением при данной цене труда

на уровне точки D.

Вывод из закона Ж. Б. Сэя достаточно ясен и прост: причина безработицы

чрезмерно высокий уровень заработной платы.

Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора

века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке

труда была подвергнута критике английским экономистом, священником

Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население

в течение значительного периода времени могут быть избыточными по

отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является

сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается

демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы

роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в

чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального

развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет

место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение

населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы -

в другом.

Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его

мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не

быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях

роста технического строения промышленного производства. Переменный

капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более

медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым

на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство

предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу,

являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса

устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается

циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого

становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение

армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил

логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и

ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста

национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения

не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения.

Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так

называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение

потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие,

падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию

производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу,

который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал

тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она

ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что

предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату

квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска

продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет

возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного

на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей

зарплатой). В своей книге А. Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение,

что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать

занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников

безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия

безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким

уровнем заработной платы.

Принципиально новые подходы к данной проблеме были представлены в

знаменитой работе английского экономиста Олбани Филлипса (1914 – 1975),

которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по

Великобритании за 1861 – 1957 гг., автор построил кривую (см. рис.3) ,

характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы

и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки

росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Кривая О.

Филипса*(рис.4) оказалась вогнутой относительно оси ординат: одному и

тому же приращению заработной платы соответствовало сравнительно

небольшое сокращение безработицы при низком ее уровне и значительное

– при высоком: (см. Приложение 1, рис.2).

Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретации выведенной им

зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимо более

детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставками

заработной платы. Однако последователи Дж. М. Кейнса стали увязывать

кривую О. Филлипса с ростом цен, а, следовательно, с инфляцией. На

оси ординат стали откладывать уже не прирост номинальной заработной

платы, а прирост цен, уровень инфляции, полагая, что рост зарплаты

автоматически ведет к повышению цен, к инфляции. Теперь для

увеличения занятости стали рекомендовать увеличение инфляции в пределах

управляемости.

Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые

разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную

модель. Графически это выглядит следующим образом: (см. Приложение 1,

рис. 3).

Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что

сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает

безработицу, ибо она неизбежно предполагает:

1) разорение части предприятий;

2) накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;

3) диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и

инвестиций;

4) циклический характер производства;

5) несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и

прежде всего на рынке труда.

1.3 Классификация безработицы в зависимости от причин ее возникновения

В зависимости от причин возникновения различают безработицу

1: фрикционную, структурную, циклическую, застойную, добровольную,

сезонную и скрытую.

Фрикционная безработица традиционно рассматривается как безработица,

вызванная естественным стремлением человека искать более выгодные и интересные

сферы приложения своей рабочей силы. Фрикционная безработица – это безработица

«между работами», когда человек оставил прежнее место работы и находится в

поиске другого. Причин поиска новой работы может быть множество: лучшие

условия труда и более высокая заработная плата, возможности большей

профессиональной реализации, переезд на новое место жительства, конфликтные

ситуации в трудовом коллективе. Вообще психологи читают, что для сохранения

жизненного тонуса, работоспособности и морально-психологического равновесия

человек должен за свою жизнь не менее шести раз менять место работы.

Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий.

Поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате

труда, безработный может отказаться от первого предложенного ему рабочего

места.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С

течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят

важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на

рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий

уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые,

увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это

изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная.

Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть

навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу

получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит

краткосрочный характер, а структурная долговременна и поэтому считается более

серьезной проблемой.

Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий,

которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или

экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и

социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то

такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться, безусловно,

позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах

всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий

рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-

техническим развитием. Однако в конкретных условиях переходной экономики

фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные

формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых

рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим

спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких

технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей

силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в

продавцов и грузчиков.

Другой классической формой безработицы является циклическая безработица.

Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада,

т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих,

или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги

уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине

циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом

спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится

меньше.

Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд

существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая

безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода

постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное

оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию

безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к

глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста, прежде всего,

за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ

или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы.

Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду

экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.

Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной

, нежели циклической.

Застойная безработица наиболее характерная для экономики переходного

общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы

переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят

к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в

будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу,

а подчас и не ищущих ее.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует

прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не

хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному

устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории

населения.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства,

выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть

в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и,

следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а

безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные

колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся,

прежде всего, сельское хозяйство, строительство, туристический бизнес.

Реальную проблему сезонная безработица представляет только в тех регионах, где

превалирующими являются именно указанные виды экономической деятельности.

Наконец, скрытая безработица, которая характерна для

отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного

использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом,

предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на

сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или

рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако

фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица

является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.

Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что безработица может быть

вызвана различными причинами: спад в экономике (циклическая), природные

факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая

безработица), несовершенство информации на рынке труда (фрикционная). Все эти

причины, а, следовательно, и соответствующие им виды безработица существуют

и в России, причем в своих специфических проявлениях.

Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует ее общий уровень в

стране.

1.4 Социально-экономические последствия безработицы

Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества

достаточно противоречиво.

В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:

Во-первых, безработица выступает как условие роста производства,

появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы

затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных

ресурсов: труда, земли, капитала.

Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех,

кто пока занят в производстве.

В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные

социально-экономические последствия.

1. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического

потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием

естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).

Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда,

при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К

естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е.

нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы

можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов

1.

Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный

ВНП, т. е. такой объем валового национального продукта, который

можно произвести в условиях естественного уровня занятости.

Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а

фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы.

В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВНП

общество недополучает вследствие превышения естественного уровня

безработицы. Американский экономист Артур Оукен (1928 –1980)

сформулировал закон1, согласно

которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП

существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение

безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост

реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а

цифра 2,0 – коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень

безработицы в данном году равен 4%, а фактический ее уровень – 7%,

то разница составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена

(3% 2,0 = 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. руб., то

общество недополучило в данном году 6% от 200 трлн. руб., т. е. 12

трлн. руб., а потенциальный ВНП в данной стране в данном году

составил бы 212 трлн. руб.

2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной

платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов

предпринимателей.

3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а

получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто

протекают для него болезненно.

4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня

жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют

временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и

инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.

5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую

травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть

близких, тюремное заключение и т. п.). Многие социологи связывают

рост преступности с ростом безработицы.

Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в Российских условиях

2.1 Специфические черты российского рынка труда

Наиболее существенная отличительная особенность российского рынка труда - это

наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще

препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных для

большинства работников условиях. Это и необходимость регистрации, формально

заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном

дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и

социальной поддержки в сфере занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90 - е

гг. стали трудоизбыточными.

Так, в целом ряде областей и республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей

силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в ивановской области

- в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской

областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз.

1

В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей

силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос

на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников,

программистов, экономистов и мн. др.) при растущей безработице в большинстве

профессиональных категорий рабочей силы.

Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила,

по оценке, 72,7 млн. человек, или около 49% от общей численности населения

страны, в их числе 64,4 млн. человек, или 88,5% экономически активного

населения заняты в экономике и 8,3 млн. человек (11,5%) не имели занятия, но

активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации

Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в

органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4%

экономически активного населения. Необходимо отметить, что в ближайшие три

года численность населения трудоспособного возраста будет расти за счет

выхода на рынок труда поколения родившихся в 80-е годы.

Динамика численности экономически активного населения приведена в Приложении 3.

При этом значительный объем экономически активного населения (1,5 млн.

человек) составляют нелегальные иммигранты, усугубляющие криминализацию

экономической деятельности.

Это происходит постольку, поскольку одним из следствий социально -

экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР

является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и

Балтии. Тенден­ция в этой области в последние годы показывают, что

привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым

элементом рынка труда в России и ее регионах.

Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных

факторов, так и недостаточной гибкости форми­рующегося рынка труда

потребности в рабочей силе отдельных пред­приятий не удовлетворяются

полностью за счет местных трудовых ресурсов.

В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих

специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявлен­ной предприятиями и

организациями в службы занятости потребнос­ти в работниках составляли

рабочие. При этом они требовались пред­приятиям как производственной, так и

непроизводственной сферы. Проблема свободных рабочих мест реальна и весьма

болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут

за­полнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены

привлекать дополнительных работников из-за рубежа.

Еще один существенный фактор - наряду с ростом рынка образовательных услуг в

90-е гг., большинство предприятий практически свернули внутрифирменную

подготовку и повышение квалификации рабочих. Общий уровень квалификации и

профподготовки кадров был значительно снижен как из-за старения

производственных технологий, так и из-за длительных и порой необратимых

остановок производства, а между тем, с 1999 г. спрос на квалифицированную

рабочую силу резко возрос.

Сегодня в России достаточно острой является проблема сельской безработицы,

отмечается ее рост.

Также можно констатировать наличие существенного неформального сектора

экономики, в который вовлечено до 12 млн. человек, то есть примерно 20% всех

занятых.

2.2 Основы государственной политики занятости

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и

непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд

законодательных и экономических мер по снижению безработицы.

Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит

в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры

предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает

разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры

рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной

политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики,

Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости,

Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы

занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы

занятости должно работать около 5% от общей численности службы. Основной

объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные

(городские и районные) службы занятости.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами

политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи

безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование

денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения

безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых

рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству

и т.д.

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При

пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании

им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает

сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих

мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. []

Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно.

Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя

работников к участию в создании общественного продукта и помогая им в

трудоустройстве. Кроме того, активной политике занятости должны

предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной

поддержки безработных. Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив

социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к

стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При

этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа

с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест),

активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения

рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка

самозанятости).

По В.М. Генкину1, активная политика

занятости проявляется по следующим основным направлениям:

- помощь в трудоустройстве;

- содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;

- содействие самозанятости и предпринимательству;

- организация общественных работ;

- помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в

трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие

контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена

система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в

них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для

безработных, так и для работодателей. Информация о ранке труда сообщается

населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т.д.),

благодаря организации бирж труда, ярмарок вакансий и т. д. Помощь в

трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости

населения РФ. Согласно ст.12 (п.1) «государство гарантирует гражданам.

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве».

Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним

из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это

обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных

изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации

персонала. Опыт всех стран демонстрирует, что вероятность оказаться без работы

уменьшается с ростом квалификации.

Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на

базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае

ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику

предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятия затраты

на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему

налоговых льгот.

Программы общественных работ появились в США в 30-е годы. Сейчас они

действуют во многих странах на региональных уровнях. Задачи организации

общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами

безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры

регионов и т. п. Недостатком общественных работ является то, что они, как

правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им

поиски постоянной работы.

Содействие самозанятости и предпринимательству направлено на создание

условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и

других. Это направление в наибольшей мере соответствует сути активной

политики занятости.

Во многих развитых странах действуют программы обучения предпринимательству и

помощи тем, кто хочет открыть собственное дело. В частности, лица, не имеющие

работы, могут получить всю сумму причитающегося им пособия по безработице за

максимальный срок в качестве стартового капитала, необходимого для начала

предпринимательской деятельности. Существуют также различные формы

предоставления кредитов и налоговых льгот тем, кто сам обеспечивает себя

работой. В России, по данным Госкомстата, в среднем на малых предприятиях

работают 9 человек, то есть тот, кто создал такое предприятие, обеспечивает

занятость еще 8 работникам.

Малое предпринимательство имеет значительные перспективы в научно-

техническом и художественном творчестве, кустарных промыслах, обслуживании

населения, консультировании и других сферах.

Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи,

пожилых людей, каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.

Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с

социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству

всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями

предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности.

Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех

странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт

может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем

вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей.

Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя

молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении

на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм

компенсируются государством.

Особую проблему представляет трудоустройство людей предпенсионного возраста

(50 лет и старше). Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то

сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными

причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых

предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства

подобные задачи, как правило, не решаются.

Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются

через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В

России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше

40 тыс. штатных сотрудников. В 1991-1997 гг. при содействии службы занятости

трудоустроено около 7 млн. человек.

2.3 Государственные программы снижения безработицы

Государственная политика на российском рынке труда долгое время

характеризовалась в основном преобладанием пассивных мер, таких, как

сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата

пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства

безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования

занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы с самого начала

носили подчиненный характер.

По данным Госкомстата, в 1996-2001 гг. из числа обратившихся в органы

Федеральной службы занятости доля трудоустроенных повысилась с 43,4% в 1996 г.

до 67,7% в 2001 г. Численность признанных безработными снизилась с 91,1% в 1996

г. до 85,6% в 2001 г., в том числе получателей пособий по безработице – с 90,4%

до 89,7%1. Нужны били коренной

пересмотр деятельности служб занятости, изменение их финансирования,

разработка комплексных программ развития занятости и борьбы с безработицей на

основе перехода к активной политике российского государства на рынке труда.

Одной из первых программ борьбы с безработицей в России была Федеральная

программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 г.,

утвержденная Правительством РФ 15 июня 1994 г. Эта программа была

направлена на активизацию политики занятости в стране путем преодоления

неблагоприятных макроэкономических тенденций, сдерживания массового

высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях;

создания условий для развития и расширения занятости в негосударственных

секторах экономики; обеспечения эффективной защиты граждан, вынужденно

потерявших работу или подвергающихся риску увольнения; дополнительного

содействия занятости групп населения, испытывающих особые трудности с

трудоустройством; смягчения последствий долговременной безработицы.

Достоинство программы состояло в том, что поставленные в ней перед

государством задачи были определены весьма широко, а недостатком является

краткосрочный период его действия (1 год), тем более, что утверждена она была

только в середине 1994 г. Это не могло способствовать эффективному достижению

программных целей.

Важнейшей задачей государства по экономической поддержке занятости, согласно

программе, являлось сдерживание сокращения перспективных рабочих мест,

содействие росту инвестиционной активности. В программу была заложена

реализация 35-40 федеральных инвестиционных проектов, что представляло собой

замену системы дотаций и субсидий в сфере поддержки занятости. Для

стабилизации положения на региональных рынках труда предусматривалось создать

специальные фонды поддержки и выравнивания регионального развития –

инвестиционные фонды, создаваемые на бюджетной и внебюджетной основе.

В программе были предусмотрены меры по предотвращению массового

единовременного высвобождения трудящихся из кризисных производств путем

государственного субсидирования оплаты труда работников, введения

компенсационных выплат для лиц, занятых не полностью и находящихся в

административных отпусках на тех предприятиях, которые имели экономическую

перспективу и программу выхода из кризисной ситуации. Эти меры позволили

снять угрозу обвального роста открытой безработицы, однако низкий уровень

указанных компенсационных выплат не способствовал стабилизации трудовых

коллективов на перспективных предприятиях.

В целях скорейшего возвращения безработных к труду путем подбора рабочего

места, развития профессиональной квалификации, обучения навыкам активного

поиска работы, участия в целевых программых служб занятости,

предусматривалось увеличение доли затрат Государственного фонда занятости

населения на активную политику с 17% в 1993 г. до 42% в 1994 г. Приоритетными

направлениями активной политики государства на российском рынке труда были

заявлены:

- оперативное содействие трудоустройству;

- дополнительные меры для занятости лиц с ограниченными возможностями

на рынке труда (квотирование рабочих мест, субсидии работодателям, обучающим

и создающим рабочие места для социально уязвимых групп населения);

- программы организации общественных работ и сезонной занятости,

развития предпринимательства и самозанятости;

- профессиональное обучение и консультирование.

Программой предусматривалось усиление федеральной поддержки регионов с

критическим положением на рынке труда за счет увеличения федеральной части

Государственного фонда занятости населения РФ с 10% в 1993 г. до 20% в 1994

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.