РУБРИКИ

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

г.

Оценивая итоги реализации данной программы, необходимо отметить, что на

практике осуществить переход к активной политике занятости не удалось.

Продолжались сокращение общей численности занятых в экономике, рост

официального и фактического уровня безработицы в стране, увеличение ее

средней длительности, снижения показателей трудоустройства безработных

граждан, остался низким уровень подготовки кадров: в 1993 г. было направлено

на профессиональное обучение 5,4% безработных, в 1994 г. – 6,5%. В 1994 г. в

политике занятости преобладали сдерживающие массовую безработицу пассивные

меры, о чем свидетельствует рост объемов скрытой, частичной безработицы,

повышение доли регистрируемых безработных, получающих пособия по безработице.

Федеральная программа содействия занятости населения в РФ в 1994 г. имела

краткосрочный характер, однако практика показала, что нужна долгосрочная

стратегия борьбы с безработицей и что проблему занятости невозможно решить

лишь государственными мерами на рынке труда. Магистральное направление

сокращения безработицы до ее социально приемлемого, естественного уровня в

стране пролегает через усиление структурно-инвестиционной политики, скорый

экономический рост, технологическую реконструкцию и структурную перестройку

экономики на принципах эффективной социально ориентированной рыночной

экономики.

Таким образом, возникла необходимость разработки новой государственной

концепции по снижению безработицы. Государственная политика борьбы с

безработицей на среднесрочную перспективу была представлена в Программе

Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997

годах». В частности, в подразделе этой программы, посвященном

государственной политике на рынке труда, отмечалось, что «преодолеть

безработицу можно только путем общего оздоровления экономики, способного

предоставить возможности для стабильной занятости и достойных гражданина

доходов». При этом особое значение в стабилизации рынка труда в Российской

Федерации предавалось расширению негосударственного сектора, где к середине

90-х гг. было занято уже 40,2 млн. человек, или более 60% общей

численности работающих, а также росту частных инвестиций за счет

аккумуляции сбережений населения.

Большое значение в снижении безработицы предавалось также реализации

федеральных инвестиционных проектов, регулированию заработной платы и

доходов, рабочего времени и трудовых отношений внутри предприятий.

Для снижения безработицы среди подростков и выпускников высших учебных

заведений правительством Российской Федерации предусматривались меры по

профессиональной ориентации молодежи, субсидированию организации ученических

рабочих мест на предприятиях, сезонной занятости молодежи, в том числе на

базе действующих учебных заведений, развитие молодежных бирж труда, центров

социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и

лиц, оставшихся без попечения родителей. Эти меры тем более важны, что

проблема нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет чревата

серьезными последствиями. Она должна решаться восстановлением на практике

обязательности полного среднего образования и введением социальных стипендий

для учащихся средних школ их малообеспеченных семей.

Существенное значение Правительство придавало обучению безработных основам

предпринимательской деятельности, их финансовой поддержке при становлении

собственного дела, в том числе формированию социально-деловых центров как

инкубаторов малого предпринимательства.

Правительство РФ предусматривало также разработать программы экстренных

краткосрочных мер для снятия социальной напряженности в регионах.

Финансирование этих мероприятий могло осуществляться за счет оперативного

перераспределения средств Государственного фонда занятости.

Однако разработанная на 1995-1997 гг. Правительственная программа политики на

рынке труда также не поспособствовала переходу к эффективной активной и

превентивной политике занятости. Об этом свидетельствовал продолжавшийся

рост застойной безработицы и отсутствие серьезных успехов в борьбе с ней.

Глава 3. Пути, формы и методы сокращения безработицы в России

3.1 Активизация политики занятости

Учитывая неуспех проведенных государством программ по снижению безработицы,

на современном этапе развития России необходимость активизации политики

занятости все еще является актуальной проблемой.

Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в

народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению

социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала».

Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике

профилактики и минимизации безработицы является наиболее важной задачей

органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров,

которые призваны решать эти задачи [14, с.18].

Активизация занятости возможна путем стимулирования предпринимательства и

самозанятости, массовой профессиональной подготовки и переподготовки

кадров, организации общественных работ, а также помощи в трудоустройстве, в

особенности людям, испытывающим при этом особые сложности.

Рассмотрим последовательно потенциалы в Российской Федерации каждого из

направлений активизации занятости [10, С. 343-363].

Развитие малого предпринимательства – одно из наиболее перспективных

направлений борьбы с безработицей. Малое предпринимательство позволяет

создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской

экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных

предпринимателей.

В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупной

промышленности, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой

капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным

производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в

развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа рабочих

мест, налоговых поступлений.

Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на малом

предпринимательстве. Например, в Москве 51% средств городского бюджета

поступает с малых предприятий, в Ингушетии – 80%. В 2001 г. на малых

предприятиях России было занято 6483.5 тыс. человек, получающих здесь свои

основные или дополнительные доходы1

.

Учитывая эффективность в переходный период малого бизнеса в стране,

целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его

правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт

других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что развитие

малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение

экономики этих стран в переломный период их истории.

Повсеместное создание новых малых предприятий в государственном,

муниципальном и частном секторе при поддержке государства и защите

предпринимательства является первостепенной задаче. По данным ООН. В мировой

экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около

60% валового внутреннего продукта. Развитие малого и среднего бизнеса в

России в значительной мере определит ход институционально-структурной

перестройки ее экономики с формированием конкурентной рыночной среды,

разгосударствлением собственности, становлением смешанной экономики.

Численность граждан, непосредственно связанных с этой сферой

предпринимательства в России, в 1995 г. составила почти 1/3 экономически

активного населения, в 2000 г. – примерно 10%. По различным оценкам,

необходимая для устойчивости рыночной экономики в стране «критическая масса»

малых и средних предприятий составляет порядка 3.5-5.5 млн. единиц. Наиболее

перспективными областями для становления малого и среднего бизнеса в России

являются фермерские хозяйства и переработка сельскохозяйственной продукции

(особенно из личного подсобного хозяйства), сфера услуг, ремонт и

строительство жилья, дач, производство стройматериалов из местного сырья,

розничная торговля и народные промыслы. По оценкам специалистов, развитие

малого и среднего предпринимательства в России позволит избавить от

безработицы до 50% высвобождающихся в ходе структурных реформ рабочей силы.

Важным факторов стимулирования предпринимательской деятельности среди

безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в

различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение

льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий

по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной

аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении

бизнес-планов.

Целесообразно использовать опыт стран Восточной Европы, где при службах

занятости учреждены коммерческие центры по поддержке инициативных форм

предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Эти центры

осуществляют посреднические функции между решившими начать собственное дело

гражданами и местной исполнительной властью в аренде нежилых помещений,

транспорта, средств связи и др.; консультируют по вопросам образования малых

предприятий, их лицензированию и регистрации, маркетингу, бухгалтерскому

учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; льготное кредитование

начинающих предпринимателей под составленные бизнес-планы, прошедшие

банковскую экспертизу. Формы льготного кредитования включают возвратные

ссуды на погашение процентов по предоставленным ранее кредитам, гарантии

под взятые кредиты (до 70% их общего размера), субсидии на уплату процентов

по кредитам.

Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необходимо

сохранять на длительный период их деятельности, в особенности прибыли,

инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест на малых

предприятиях. Как показала российская практика, предоставление малому

бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в «налоговую гавань» по

окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и

учреждается «новое» малое предприятие.

Принятие Федерального Закона «О некоммерческих организациях» (от 12 января

1996 г. №7-ФЗ, с изменениями от 26 ноября 1998 г. и 8 июля 1999 г.)

позволило стимулировать развитие малых форм некоммерческого хозяйствования

в сфере социально значимых услуг (образование, здравоохранение, культура,

социальное обеспечение и др.).

Безотлагательных мер государства требует защита малого российского бизнеса

от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за доходами

малых предприятий и их налогообложением со стороны государственных органов,

ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение

организованной преступности из малого бизнеса было бы мощным стимулом к

расширению участия населения России в его развитии. Незащищенность

предпринимательства резко сокращает массовость участия граждан в малом

бизнесе, в особенности законопослушной части населения, и создает

пространство для заполнения его «теневыми» структурами. Удельный вес

незаконной экономической деятельности в России, по оценкам экспертов,

составляет от 25% до 40%.

Особую роль в условиях активизации структурных преобразований в экономике

играет профориентация и профессиональное обучение безработных граждан

и незанятого населения.

Анализ показывает, что в России в ходе реформ объемы образовательных услуг,

оказываемых рабочим. Снизились уже к середине 90-х гг. на 60,5%, руководящим

работникам и специалистам – на 63,5%. Периодичность повышения квалификации

специалистов составляет сегодня 7-8 лет, что значительно ниже показателей,

характерных для развитых стран, где они колеблются в пределах от 3 до 5 лет.

Длительная пауза в переподготовке не отвечает актуальным потребностям

реформируемой экономики страны, требованиям системы непрерывного

образования работников, включая внутрифирменное и опережающее обучение

персонала для профилактики массовой безработицы.

В современной России необходимо более активное становление системы

подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием

потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения

квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных

учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз

увеличить число проходящих профессиональную переподготовку безработных,

расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого

хозяйствования в перспективных отраслях экономической деятельности, вовлекая

в эту сферу прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Анализ подтверждает, что учебно-материальная база системы профессионального

образования в России позволяет увеличить размеры подготовки кадров

примерно в 1,8-2 раза. Это будет способствовать сокращению предложения на

рынке труда на приблизительно 2 млн человек. Кроме того, расчеты

свидетельствуют, что затраты на выплату стипендий в системе переподготовки

и профессионального обучения кадров на рынке труда составляют только 66%

расходов по выплате пособий безработным со стажем работы в народном

хозяйстве и примерно 2/3 размера пособий по безработице для граждан без

стажа работы. Таким образом, в государственной политике борьбы с

безработицей важную роль должно играть массовое профессиональное обучение

безработных, выпускников средних школ и лиц, находящихся под угрозой

увольнения с предприятий.

Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития

общественных работ.

На Западе, например, программы развития общественных работ берут свое начало

еще в 30-е гг. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональный

характер и включали в себя работы, не требующие высокой квалификации. Сегодня

эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы

населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, например в

межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В

оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации,

переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функцией общественных

работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях.

Так, согласно расчетам специалистов из ФРГ, каждые 100 рабочих мест в сфере

общественных работ стимулируют возникновение еще 30-40 новых рабочих мест в

других отраслях экономики, являются важным направлением активной политики

занятости1.

В восточных землях Германии, где уровень безработицы из-за обвального

сокращения производства был достаточно высок, а инвестиционный процесс

отличался слабостью, на общественных работах в сфере социальных услуг, в

библиотеках, общественных парках, на реконструкции и ремонте общественных

зданий было занято 27,2% общего числа безработных, зарегистрированных на

бирже труда в новых землях. Однако в России накопленный другими странами

опыт борьбы с массовой и застойной безработицей пока не используется,

отсутствуют конкретные программы развертывания общественных работ на

федеральном и региональном уровнях. Среди мер по борьбе с безработицей

развитие общественных работ особенно актуально для депрессивных регионов,

где закрываются неперспективные производства и останавливаются

градообразующие предприятия.

Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного

муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и

экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для

развития предпринимательской деятельности, привлечения частного, иностранного

капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ

необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного

участия в их разработке и финансовом обеспечении региональных, местных

органов власти и государственной службы занятости.

Для поддержки социально уязвимых групп населения на рынке труда

необходимо способствовать их трудоустройству на целевых основах, используя

такие программы, как «Новый старт» и «Клуб ищущих работу». Это поможет

безработным развивать навыки самостоятельного поиска работы, восстанавливать

мотивацию к труду у длительно безработных. В середине 90-х гг. прошлого века

в 68 регионах России уже функционировало около 200 клубов ищущих работу,

более 40% участников этой программы были трудоустроены, каждый третий

направлен на профессиональное обучение. Подобного рода инициатива предполагает

развитие программ по созданию дополнительных рабочих мест, которые могли бы

быть заняты неконкурентоспособными группами населения. Эти рабочие места

должны квотироваться на предприятиях, независимо от их

организационно-правовых форм.

Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой

«защищенной занятости», то есть защищенные от конкуренции мастерские,

рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и

учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.

Смягчение пресса женской безработицы в России, связанной с решением проблем

защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ

поддержки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг,

обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования,

развитие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная занятость,

надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспеченных и

неполных семьях. В частности путем субсидирования оплаты услуг детских

дошкольных учреждений.

Необходимо не просто квотировать рабочие места на предприятиях для всех

категорий социально уязвимых на рынке труда граждан (с санкциями за отказ

предпринимателей в приеме их на работу в пределах квоты), но и поощрять

работодателей, участвующих в проведении политики рациональной занятости. А

поскольку она снижает эффективность производства, эти потери работодателей

должны быть компенсированы государством, особенно в кризисный период. Для

этого могли бы быть использованы прямые или налоговые субсидии.

Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее

субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости,

предпринимателей и профсоюзов.

Активизация работы государственных органов занятости в центре и на местах по

улучшению учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан на

компьютерной основе, требует их повсеместного оснащения современной

электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по

всей стране, создания банков рабочих мест в регионах, расширения

специализированных бирж труда. Все эти меры позволят ускорить процесс поиска

подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на

предприятиях, явятся стимулом для развития системы переподготовки и повышения

квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их

территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы в

стране. Более активную роль в информировании и консультировании,

профориентации незанятого населения призваны играть средства массовой

информации.

Для обеспечения потребностей в переподготовке кадров на рынке труда

необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в

субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать

предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты

повышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы,

колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой занятости

определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и собственные

учебные центры.

Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных

целевых программ: региональных и отраслевых.

Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики

безработицы в конкретных регионах и отраслях. Например, в тех отраслях

(промышленность, строительство, наука) и регионах (Мордовия, Чувашия,

Владимирская, Ивановская и Кировская области), где накоплен высокий

потенциал скрытой безработицы, более целесообразно развитие малого и

среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых

работников по новым профессиям и специальностям.

3.2 Создание более гибкой модели рынка труда

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности

легализованный рынок труда, гаран­тирующий низкую безработицу (на уровне США,

примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы

экономического роста (3-5% в год с соответствующим рос­том заработной платы).

Для этого придется немало поработать, прежде всего, над пра­вовой

инфраструктурой. Не­обходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать

пожизненный найм, формаль­но доминирующий сегодня в России; предусмотреть и

обеспечить относительную простоту увольнения эконо­мически избыточных

работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта

избыточность способ­ствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и,

в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении

является одним из фак­торов, обеспечивающих мо­бильность рабочей силы.

Коллективные договоры дол­жны заключаться преимущественно на уровне

предприя­тия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем

более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные

диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разоре­нию

многих предприятий, ко­торые в противном случае могли бы выжить. Право на

забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить

эффективным арбитражем, механизмами обеспечения ис­полнения индивидуальных и

коллективных трудовых до­говоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до

суда не всегда могут достучаться да­же крупные работодатели или профсоюзы, не

говоря уже об отдельном работнике [8, С.24].

Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней

заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким

уровнем без­работицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата

составляет поряд­ка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею

повысить ее до прожи­точного минимума, то есть примерно до 50% средней

за­работной платы по стране, — это приведет к снижению за­нятости для России

в целом и обернется настоящей катас­трофой для многих бедных регионов.

Скажем, в Дагеста­не минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней

заработной платы. Легальная экономика в реги­оне вообще перестанет

существовать — просто по эле­ментарным законам экономи­ческой реальности [2,

С. 52].

Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования

миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на

российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.

Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется:

межрегиональная мобильность. Насколько остро сто­ит проблема

территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы

и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз,

второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что

зарегистрированная без­работица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной

экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в

Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая

безработица. Нали­чие таких диспропорций это тоже прямой вычет из

эконо­мического роста и фактор повышенной безработицы.

Здесь не срабатывают в первую очередь экономи­ческие факторы, связанные с

рынком жилья, — даже прописка в данном случае де­ло третьестепенное. Одно из

основных препятствий для внутренней миграции — суб­сидирование оплаты жилья.

Рынок официально арендуе­мого жилья у нас невозмо­жен просто потому, что

му­ниципальное жилье оплачи­вается по цене ниже рыноч­ной. Естественно, спрос

на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно

распреде­ляемый ресурс. Поэтому, ес­ли человек оставил свое арендуемое жилье

в одном регионе, он не может полу­чить его в другом. Значит, пе­реехать он

может, только по­менявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции.

Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически

не­возможен, что в свою оче­редь блокирует миграцию. Арендуют жилье

приблизи­тельно 50% россиян. Следо­вательно, половина населе­ния страны не

имеет возмож­ности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая

половина населе­ния — собственники жилья, это довольно высокий пока­затель. С

точки зрения влия­ния на занятость, миграцию, безработицу это отрицатель­ный

фактор. Чтобы испра­вить сложившееся положе­ние, прежде всего, нужно

сформировать рынок заклад­ных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то

облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и по­купку в другом

[2, С.63-64].

Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному

месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример

нужно брать опять-таки с США. В период Великой депрессии собствен­ность на

жилье там преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы

доля собственного жилья резко упала, но не менее масштабный струк­турный

кризис 70-80-х годов Штаты перенесли значительно легче.

3.3 Новая государственная программа снижения безработицы

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России

являются переход к активной политике занятости в сочетании с

макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка

труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005

гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от

06.05.2003 г. за №568-р1.

В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении,

представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг.

ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности

занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним

можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и

слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области

политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное

перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка

малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования

иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам

экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение

объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого

бюджетных средств.

Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального

направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование

создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального

партнерства на отраслевых рынках труда.

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно

целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий

вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в

«перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных

программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения

занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-

энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства

как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития

инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных

образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов

взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально

планирования в организациях; создание консультационных пунктов на

предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так,

выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на

Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных

учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о

необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с

градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию

занятости.

Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное

направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого

направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную

приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским

гражданам и актуальность легализации мигрантов.

В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на

первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным

группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб

занятости; предусматривается также разработка специальных программ

трудоустройства наименее защищенных групп граждан.

В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы

информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной

информации для клиентов этих служб.

В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с

аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.

Заключение

В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-

экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности

безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы

снижения безработицы.

Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения

безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и

самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки

работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.

Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы

предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также

выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и

социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики

страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения

безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной

политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в

стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу

по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики

занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив

региональных рынков труда.

В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не

очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. –М.: Изд-во «ЮНИТИ»,

1999. –382 с.

2. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М.: Изд-во

«Питер», 2004. - 186 с.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. – М.: Изд-во «Норма», 2001. – 434 с.

4. Докучаев Д. К., Карпенко И.М. Малый бизнес громко заявляет о своих

интересах // Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 8-13.

5. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций. - М.:

Изд-во «Логос», 2001. – 412 с.

6. Колосова Р.П., Артамонова М.В. Рынок труда, занятость и социально-трудовые

отношения в переходной экономике России. - М., 1995. -286 с.

7. Капелюшников Р. И. Пластичная модель. // Отечественные записки. –2003. №3.

С. 53-56.

8.Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. -

2004. №10. С.21-27.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс. – М.: Изд-во «ИНФРА–М» 2003. Т. 1

10. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. –М.:

Изд-во РАГС, 2004. –384 с.

11. Российская газета. 14.05.2003. №89(3203).

12. Российский статистический ежегодник. М., 2002.

13.Рофе А.И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов

труда. Учеб. пособие «МИК», 1997. – 216 с.

14. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке

труда // Вопросы экономики, 2001, № 2. С.16-18.

15. Экономика. // Под ред. Булатова А.С. - М.: Изд-во «Юристь», 2002.

–896 с.

Приложение 1

Совокупный рынок труда:

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

С УС П

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

С – совокупный спрос на труд;

П – совокупное предложение труда;

УС – удовлетворенный спрос на труд.

Приложение 2

Рис.1 Уровень безработицы

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России Уровень заработной платы

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

Кривая предложения труда

.

E

Кривая спроса на труд

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

Количество труда

Рис.2 Кривая О. Филипса

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

Годовой процент прироста Годовой прирост цен,

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России номинальной заработной платы или инфляция

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

1 2 3 4 5 Уровень безработицы (%)

Рис.3 Акселерационная модель монетаристов

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России Прирост цен

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

Курсовая: Социально-экономические механизмы снижения безработицы в современной России

Безработица

Приложение 3

Динамика численности экономически активного населения за 2002 и 2003 года

Экономически активное населениеВ том числе

млн.

чел.

в % к соответст вующему периоду предыдущего годазанятые безработныебезработные, зарегистрированные в службах занятости

млн.

чел.

в % к соответст вующему периоду предыдущего года

млн.

чел.

в % к соответст вующему периоду предыдущего годамлн. человекв % к соответст вующему периоду предыдущего года

2002г.

январь72,699,765,398,67,3109,82,5104,0
февраль72,699,665,198,37,5111,62,699,5
март72,799,765,198,37,6113,22,595,3
апрель72,799,664,998,27,8112,12,591,1
май72,799,664,898,27,9113,02,489,5
июнь72,799,664,898,27,9112,52,388,3
июль72,799,564,898,27,9111,82,286,7

2003г.

январь72,7100,164,598,88,2112,52,078,3
февраль72,6100,064,398,88,3110,82,077,7
март72,699,964,398,88,3109,22,076,9
апрель72,7100,064,399,18,4108,01,976,8
май72,7100,064,499,48,3105,31,977,4
июнь72,7100,064,499,48,3105,31,877,9
июль72,7100,064,499,48,3105,81,879,8

1 Адамчук В.В. и др. «Экономика и

социология труда»(с.31-36,79-82) Москва :ЮНИТИ,1999г

1 Завельский М.Г. Экономика и

социология труда: курс лекций. Москва: Логос,2001г. (с.61-84)

[1] Экономика. // Под ред. Булатова А. С. - М ., 1997. С.. 242.

1 Плакся В. И. Безработица. –М., 2004. С. 203-207.

1 Рофе А.И. и др. «Рынок

труда,занятость населения,экономика ресурсов труда»,учебное пособие

«МИК»,1997г.

1 Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. «Экономикс» Москва:Республика 1995г.

1 Экономика. Под Ред. Булатова - стр. 235.

1 Генкин В.М. Экономика и социология труда. –М., 2001. С.393.

1 Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 152.

1 Докучаев Д. К., Карпенко И.М.

Малый бизнес громко заявляет о своих интересах // Российский статистический

ежегодник. М., 2002. С.318.

1 Колосова Р.П., Артамонова М.В.

Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения а переходной экономике

России. - М., 1995. С.14-15.

1 Российская газета. 14.05.2003. №89(3203). С.7.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.