РУБРИКИ |
Курсовая: Современный кризис Российской экономики |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Современный кризис Российской экономикиКурсовая: Современный кризис Российской экономикиСовременный кризис Российской экономики Содержание: 1. Введение 2. Исторические рамки проблемы 3. К вопросу о теории 4. Программа правительства Е.Гайдара 5. Программа правительства В. Черномырдина 6. Выводы Введение В последние годы Россия переживает один из самых драматических периодов своей истории. Рухнул тоталитаризм — коммунистический режим. Величайшая из когда-либо созданных империй Советский Союз — главный продукт этого режима — распался на 15 независимых государств. Сошла с исторической арены Коммунистическая партия Советского Союза, объединявшая в себе все функции управления во имя поддержания власти невиданного доселе партийного, хозяйственного и идеологического аппарата во главе с горсткой людей, обладавших огромной, все проникающей и бесконтрольной властью над народом. Исчерпала себя, доказав свою полную неэффективность, командно- распределительная социалистическая экономика, основанная не на реальной мотивации трудовой активности, а скорее на идеологических и националистических критериях, выдаваемых аппаратом за великую цель всей нации. Замедление темпов роста и кризис такой экономики были неизбежными. С конца 70-х годов начался спад производства, т. е. реальный экономический кризис. Эта экономика производила огромное количество неконкурентоспособных, низкокачественных продуктов на гигантских по размерам предприятиях и платила всем работникам заработную плату на уравнительной основе независимо от результатов трудовой деятельности. В таком качестве она устраивала огромные массы людей, не знакомых с реальной культурой труда и его мотивацией. Естественно, что уход столь могучих сил породил не только вакуум, но и мощные, часто слепые центробежные сепаратистские силы, способные развалить и саму Россию. Именно в этих условиях в стране начались реальные экономические реформы как главная гарантия удаления от коммунистического прошлого, перехода от тоталитаризма к демократии, от казарменного распределения продуктов и доходов к реальной рыночной и денежной системе. Реальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с освобождением от государственного контроля большинства розничных и оптовых цен, сопровождались неизбежным падением жизненного уровня населения, усилением экономического кризиса и вызвали у многих поначалу впечатление шока. И поскольку экономические реформы запоздали и проводились в условиях заметно продвинувшейся политической эмансипации и демократизации общества, гласности и непривычного для страны плюрализма мнений, становления новых политических движений и партий, они вызвали огромный резонанс в обществе. Естественно, что в таких условиях обострение политической борьбы стало неизбежным. К сожалению, по ряду историко-культурных и национальных причин она приняла нецивилизованные, деструктивные формы. В 1992—1993 гг. образовалось двоевластие, принцип разделения властей был нарушен, возник блок консервативных, коммунистических и реваншистских сил, который привел к кровавому путчу в октябре 1993 г. Организаторы путча устроили кровавые побоища на улицах Москвы, что и привело к расстрелу парламента. Теперь уже ясно, что экономические реформы в России идут намного сложнее и противоречивее, чем в пост коммунистических странах ЦВЕ и Балтии. Начало реформ совпало с развалом СССР и СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), усилившимися дезинтеграционными процессами в самой России, ликвидацией станового хребта бывшей советской империи — КПСС, резким ухудшением экономического положения в стране к концу 1991 г. В этих условиях реформы в России могли осуществляться лишь радикальным, а не постепенным путем. Бывшая партийно-хозяйственная номенклатура и силы истинных приверженцев антирыночной марксистско-ленинской идеологии были деморализованы, иначе бы они не позволили поставить под сомнение “ценности” “реального социализма”, создававшегося в стране более 70 лет. Переход от сверх централизованной командной к рыночной экономике в российских масштабах исторически беспрецедентен и крайне сложен. По своей сути он должен быть полным, последовательным и охватывать не только макро- , но и микро уровни всей экономической системы. Здесь необходима решительная политическая воля к рыночным преобразованиям, широкое и твердое индикативное государственное регулирование в интересах этих преобразований и соответствующая помощь Запада. В настоящее время часто говорят о внутренних трудностях и тяжелом наследстве, тормозящих ход экономических реформ в России, забывая о благоприятных факторах. К их числу относятся: огромный ресурсный, производственный и научно-технических потенциал страны, образованное население, поддержка со стороны Запада, а также то, что в процессе рыночного реформирования своей экономики Россия уже сменила несколько команд реформаторов, наблюдая их ошибки, и идет вслед за странами ЦВЕ, Балтией и Китаем, учась на их ошибках тоже. Исторические рамки проблемы Представляется, что с исторической точки зрения экономические реформы в нашей стране в послевоенный период полезно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле экономические реформы в бывшем Советском Союзе имеют долгую историю. Даже если оставить в стороне нэп, введенный в 1921 г., сразу же после смерти Сталина в стране заговорили о необходимости уделения большего внимания личному потреблению, пересмотру народнохозяйственных пропорций в пользу производства предметов потребления, подъему сельского хозяйства и смягчению жесткости директивного централизованного планирования. В этом отношении характерны сентябрьский Пленум ЦК партии (1953г.) и реформы отраслевого управления (1957 г.), когда были ликвидированы почти все отраслевые министерства и созданы 104 территориальных органа управления — совнархозы. Это была попытка как-то скорректировать работу жесткого командно-распределительного, сверх централизованного механизма управления экономикой, созданного в 30-х годах. Все это не дало ожидаемых результатов, но начавшиеся попытки реформ породили широкие дискуссии по экономическим вопросам в первой половине 60-х годов, приведшие к более продвинутой хозяйственной реформе 1965 г. (называемой косыгинской). В соответствии с нею были воссозданы отраслевые министерства, сокращено число обязательных плановых показателей, произошли изменения в системе ценообразования, появилась небольшая финансовая самостоятельность предприятий, введены некоторые элементы рыночного механизма. Реформа 1965 г. оказала благоприятное воздействие на развитие советской экономики, привела к ускорению темпов экономического роста на короткий срок. По официальным данным, произведенный национальный доход в 1966—1970 гг. возрастал в среднем за год на 7,8%; продукция промышленности — на 8,5; продукция сельского хозяйства — на 4,4. (Для сравнения: в предыдущем пятилетии, в 1961—1965 гг., произведенный национальный доход возрастал в среднем на 6,5%; продукция промышленности — на 8,6; продукция сельского хозяйства— на 2,3). Эффект этой реформы был недолгим, и темпы экономического роста в следующем пятилетии заметно снизились. Они составили в 1971—1975 гг. по национальному доходу — 5,7; продукции промышленности — 7,4; продукции сельского хозяйства — 0,8% в год. В июле 1979 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об улучшении планирования и совершенствовании экономического механизма для повышения эффективности производства и качества работы. Его можно понимать как новую попытку реформ, хотя и менее решительную и важную, чем в 1965 г. Главные цели этого постановления заключались в усилении ответственности всех звеньев управления, повышении эффективности капиталовложений путем предоставления государственным предприятиям большей финансовой самостоятельности, усиления материального стимулирования для выполнения плана посредством более тесной увязки оплаты с результатами труда, увеличения доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, использования значительной ее части в качестве поощрительных фондов, замены множества обязательных плановых показателей тремя — производительностью труда, качеством продукции и степенью выполнения плановых поставок. Характерно, что, ощущая полную неэффективность и бесперспективность плановой, командной, распределительной экономики, руководители бывшего Советского Союза не ставили прямо вопрос об отказе от планирования, о необходимости ориентации производства на спрос. Они затрагивали вопрос лишь о частичном, дозированном и под неусыпным их контролем введении некоторых элементов рыночной экономики в плановую. Именно тогда развернулась интересная дискуссия между “рыночниками” и “антирыночниками” в условиях социалистической экономики. Об отказе от социализма практически никто и не помышлял. В первой половине 80-х годов были введены новые правила в практику хозяйственного развития. Они включали: — усиление банковского контроля над финансами; — более реалистичную процентную ставку; — акцент на использование банковского кредита вместо бюджетных субсидий; — расширение прав местных органов власти в использовании земли, трудовых ресурсов, в производстве потребительских товаров, в защите окружающей среды, в проведении строительных работ и т. д. Однако реального перехода к рынку не было. Отраслевые министерства и Госплан продолжали держать предприятия в жестких руках административного подчинения и директивных плановых заданий. Экономика работала не на реальный платежеспособный спрос, а на заданные “сверху” показатели, и поэтому ежегодно производилось огромное количество ненужной продукции, которая частично уничтожалась. В конце 70-х — начале 80-х годов у России была возможность пойти по пути Китая и, начав с сельского хозяйства, даже в рамках социалистической системы, проводить крупные и более комплексные рыночные реформы. Тогда политическая ситуация в стране, порядок и дисциплина были намного лучше, чем в 90-х годах. Но престарелые советские руководители не были столь дальновидными, как китайские, и выбрали путь мелких и частичных попыток реформ, которые не смогли изменить традиционный экономический механизм, так как не затрагивали базовых принципов административно-командной системы. Китайские руководители такие принципы затронули, но строго отгородили реформационные процессы конкретными районами и отраслями при сохранении командно-распределительной тоталитарной системы. К тому же экономическое содержание этих реформ в бывшем СССР носило не столько половинчатый, сколько косметический характер. Видимость преобладала над сущностью. Более того, весь аппарат административно-командной системы был сохранен, а он сопротивлялся даже слабым попыткам что-либо изменить в командно-распределительной экономике. Тем не менее, известный советский дипломат О. Трояновский в своих воспоминаниях высоко оценивает деятельность А. Н. Косыгина, под руководством которого предпринимались попытки реформирования советской экономики в 1965 и 1979 гг. Он пишет: “Если бы Косыгин, а не Брежнев стал первым человеком в государстве, то страна могла бы пойти по пути реформ, причем реформ продуманных и хорошо обоснованных”. Но наиболее важные экономические реформы в бывшем Советском Союзе имели место во второй половине 80-х годов при М. С. Горбачеве. Хотя они проводились все в тех же рамках “рыночного социализма”, и все же по сравнению со всеми предыдущими попытками были наиболее продвинутыми и далеко идущими. Однако горбачевский период отличается, прежде всего, не экономическими, а политическими реформами, которые рассматривались как база для первых. Горбачев серьезно подорвал советскую тоталитарную систему, всеобъемлющую власть одной партии — КПСС, официальную государственную идеологию — марксизм-ленинизм, выдававшуюся официальной пропагандой за науку всех наук, сделал решающие шаги в направлении развития гласности, подлинной демократии, дал возможность специалистам показать всю порочность и бесперспективность сохранения централизованной планово-распределительной экономической системы. Что касается экономических реформ Горбачева, то здесь необходимо отметить следующие элементы. В феврале 1986 г. XXVII съезд КПСС призвал к перестройке всей системы управления в сфере экономики. Элементами этой реформы являлись: — сосредоточение Госплана СССР на стратегических целях и задачах экономического развития; — трансформация государственных предприятий и ассоциаций в гибкие, само финансирующиеся организации на базе так называемого полного хозрасчета; — упор в управлении на экономические рычаги и стимулы; — перестройка систем снабжения, ценообразования, финансов и кредита. Съезд поддержал развитие кооперативной и частной собственности в стране. В ноябре 1986 г. был принят Закон об индивидуальной (частной) деятельности. В нем отмечались 29 форм индивидуально-трудовой деятельности, среди которых наконец-то нашлось место и для частных предприятий. В июне 1987 г. принят Закон о государственном предприятии (ассоциации). В 25-ти статьях Закона изложены права и обязанности государственных предприятий. Главное — их финансовая самостоятельность, ответственность за производство, реализацию своей продукции и использование полученного дохода. Специально подчеркивалась роль конкуренции, необходимость банкротств несостоятельных предприятий, подчиненность указаниям государственного плана. Взаимоотношения между государственными предприятиями и министерствами определялись в этом Законе по следующим направлениям: ориентация на показатели государственного плана (теперь уже необязательные), государственные заказы, стабильные долгосрочные нормативы и лимиты (коэффициенты капитало- и материалоемкости и т. д.). Помимо этого предприятия должны были заключать между собой договоры в целях лучшего выполнения планов и обмена произведенной сверх плана продукцией. В июне 1988 г. был принят Закон о кооперативах. Он определил экономические, социальные, организационные и правовые условия функционирования кооперативов. По Закону кооперативы — независимые организации граждан, объединившиеся для осуществления экономической и других видов совместной деятельности на базе принадлежащей им или арендуемой у государства собственности. В соответствии с Законом кооперативы являются экономически независимыми, самоуправляющимися и само финансирующимися организациями. Для их создания требуется всего лишь согласие местного органа власти. В том же году был принят Закон о государственном предприятии, в соответствии с которым предприятия получили значительную свободу и права в распоряжении своими доходами, поисках поставщиков сырья и покупателей возросшей части своей продукции. Концепция “полного” хозрасчета в условиях рыночного социализма получила, наконец, свое наиболее широкое воплощение, что не было сделано в 1965 и 1979 гг. Эти законодательные акты серьезно подорвали централизованную плановую систему, но и не стали реальным шагом на пути к рынку. Реалии оказались далекими от намерений. Предприятия, получив самостоятельность, все свои доходы обратили на прирост заработной платы, а не на инвестиции. В результате экономическое положение в стране не улучшалось, спад производства продолжался, инфляция получила дополнительный импульс, дестабилизация общественной жизни и экономики усилилась. Партийная номенклатура раскололась на две части: одна требовала возврата к старой дисциплине, жесткому централизованному планированию, другая выступала за продолжение реформ на более радикальной основе. В начале 1990 г. было принято решение о проведении реформы партии и конституционной реформы, но практически в этом направлении ничего не было сделано. В 1989—1990 гг. была введена программа регулируемой рыночной экономики Рыжкова—Абалкина, ориентированная на создание “социалистического” рынка в рамках “социалистического выбора” при сохранении командно-административного государственного вмешательства в экономику в условиях централизованного планирования. Основные черты программы регулируемой рыночной экономики: — разнообразие форм собственности, их равенство перед законом, поощрение конкуренции между ними; — использование рынка как главного инструмента координации деятельности производителей, развитие не только рынка товаров и услуг, но и рынков труда и капитала; — макроэкономическое регулирование народного хозяйства посредством экономических рычагов и стимулов, индикативного планирования; — оплата труда строго в соответствии с реальными результатами. Второй съезд народных депутатов СССР принял эту программу в конце 1989 г. Ее практическая реализация предусматривала две стадии: в 1990—1992 гг. ликвидировать бюджетный дефицит, несбалансированность потребительского рынка, провести налоговую реформу и реформу ценообразования; в 1993—1995 гг. создать рынок в условиях сохранения государственного плана, изменить структуру собственности. Хотя программа Рыжкова—Абалкина была более радикальной, чем реформаторские попытки в 1987 и 1988 гг., тем не менее она тоже исходила из желания улучшить, перестроить социализм; её представители не понимали, что социализм в принципе перестраивать бессмысленно, так как он органически вместе с лежащей в его основе идеологией не вписывается в рамки эффективной рыночной экономики. По оценке Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК), реформы Горбачева стали пятой по счету попыткой в послевоенные годы реформировать советскую экономическую систему, и она в очередной раз провалилась. У Горбачева тоже была историческая возможность осуществить постепенный переход к рынку: сначала по-китайски, т. е. по пути создания двухсекторной экономики с постепенным вытеснением государственного сектора за счет динамично развивающегося частного, а затем по пути использования внешних кредитов в целях смягчения социальных последствий реальных рыночных и системных преобразований в стране. Однако оба предложения, дававшиеся разными специалистами, были проигнорированы: Горбачев, проводя важные демократические преобразования и политическую перестройку, практически не осуществлял никакой серьезной экономической реформы и, более того, принципиально выступал против приватизации государственной собственности. Самой ранней программой реформ для М. С. Горбачева была программа, предложенная в 1987 г. Н. П. Шмелевым в его известной работе “Авансы и долги”. Автор предложил начать реформы с сельского хозяйства, с насыщения потребительского рынка, с реального развития частной инициативы в мелком и среднем бизнесе, занять на Западе 10—15 млрд. долл. на эти цели. Это был мягкий, щадящий вариант реформы, но и его не приняли. Не была поддержана и знаменитая рыночная программа “500 дней” С. Шаталина и Г. Явлинского. К концу своего пребывания у власти Горбачев практически покинул стан демократов и стал поддерживать консерваторов, испугавшись коренных институциональных преобразований в стране. Проводя перестройку, Горбачев и не мыслил ее как возврат к капитализму. Его “новое мышление” витало вокруг совершенствования социализма, более полного использования его преимуществ, активизации человеческого фактора которое ничего реального не дало. Это была серьезная политическая и историческая ограниченность, которая вскоре и определила его судьбу. Более того, горбачевская перестройка, давшая важные плоды в деле расшатывания тоталитарной советской системы, в проведении необходимых политических преобразований, в сфере экономики оказалась связанной с грубыми, порой непростительными просчетами, такими как: —резкое увеличение бюджетного дефицита, денежной эмиссии, приведшие к ускорению инфляции; —непродуманная антиалкогольная кампания, осуществленная типично административными методами и обусловившая резкое сокращение доходов бюджета; —кампания “ускорения” экономического развития на базе НТП, повлекшая за собой ущерб потребительскому потенциалу населения в результате искусственного нагнетания инвестиций в машиностроение; —резкое сокращение золотого запаса страны; —чрезмерное ограничение кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности; —повышение закупочных цен на сельхозпродукцию при фиксировании розничных цен на продовольствие, что привело к увеличению дотаций и стало одной из причин роста бюджетного дефицита; —распространение хозрасчета на отдельные территории, в результате чего последние перестали платить налоги в общегосударственную казну; —всеобщий переход на бартер и ограничения на вывоз товаров с отдельных территорий; —резкое увеличение задолженности страны Западу. Отрицательно повлияли на экономику страны в горбачевские времена такие факторы, как падение мировых цен на нефть, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, забастовки шахтеров, этнические конфликты и национальный сепаратизм. Но главное заключалось в том, что социалистическая экономика к этому времени себя уже полностью изжила, доказав свою абсолютную неэффективность в результате отсутствия реальной мотивации трудовой активности, огромного перерасхода всех видов ресурсов в производстве. Парадокс в том, что марксизм, считая в теории развитие производительных сил мотором общественного прогресса, на практике привел к их расточению, крайне неэффективному использованию, перенакоплению всех видов ресурсов. Лень и имитация работы стали нормой советской трудовой “этики”. Замедление темпов роста, начавшееся еще в конце 50-х годов и перешедшее с середины 70-х годов в спад производства, т. е. в реальный экономический кризис, который был лишь усилен горбачевской перестройкой, — закономерный результат исторического процесса в нашей стране. Сталинская модель хозяйствования, созданная в бывшем Советском Союзе, могла давать частичный эффект лишь на короткие отрезки времени, но в долгосрочной перспективе, на постоянной основе она была абсолютно неэффективной. Эта модель изолировала Советский Союз от мирового рынка, от НТП, она сделала почти всю производимую им продукцию некачественной и неконкурентоспособной, изуродовала всю структуру “социалистического производства”. В конечном счете, она себя исчерпала и провалилась. Однако М. Горбачев не понял того, что разрушение советской тоталитарной общественной системы должно быть неразрывно связано с целенаправленной сменой сталинской модели хозяйствования. В первые годы своего правления он ввел по образцу своих предшественников, ратовавших за преимущественный рост производства средств производства, программу “ускорения” на базе стимулирования роста машиностроения. Лишь потом жизнь заставила его сделать некоторые шаги в сторону рынка. Но до самых своих последних дней в качестве руководителя СССР он был против частной собственности, против ликвидации централизованного планирования, против земельной реформы. Командно-распределительная, административная, централизованно плановая экономика СССР пустила в стране глубокие корни. Были созданы гигантские промышленные и сельскохозяйственные предприятия-монополисты, такие экономические гиганты, которые вписываются не в рынок, а только в натуральное хозяйство, в само обеспечивающееся производство. Не было нормальной производственной инфраструктуры, так как вложения в нее не приносили ускорения темпов, не существовало ни частных банков, ни кредита. В течение многих десятилетий запрещалось частное предпринимательство, все брало на себя государство, которое не могло справиться с непосильными ему задачами и решало их по-своему: не экономически, а казарменно и бюрократически. Рубль не был конвертабельным, почти вся торговля осуществлялась по административным, а не рыночным ценам, владение твердой валютой запрещалось. Все это говорит о том, что переход к рынку в России будет неизбежно долгим и болезненным. Отход от рынка потребовал нескольких поколений, полный переход к нему займет не меньше времени. Естественно, что отход от плановой системы неизбежно ввергает страну в состояние хаоса, болезненной трансформации. Но этот переходный период необходимо пройти, чтобы встать на путь цивилизованного развития, с которого страна сошла на достаточно продолжительный срок. Перестройка, объявленная и практически начатая М. Горбачевым, была подготовлена осознанием либерально-демократической частью партийной элиты СССР неэффективности и в конечном счете исторической обреченности “реального социализма”, созданного в СССР, и его экономики. Оппозиционные настроения в кругах этой элиты стали довольно широко, хотя и негласно распространяться в стране еще со времен брежневского застоя и довольно определенно выражаться в годы правления Ю. Андропова. Не случайно в это время на самом верху политической власти в стране рассматривались варианты самых мрачных прогнозов, вплоть до развала общественной системы и распада страны. По существу, приход М. Горбачева с его перестройкой в какой-то мере был подготовлен Ю. Андроповым. В узком смысле экономические реформы начались в России, лишь в 1992 г. под руководством Б. Ельцина и Е. Гайдара. Именно эти реформы следует считать реальными, призванными создать не отдельные элементы рынка в чуждой ему среде, а подлинный рынок товаров и услуг, рынок капитала и рабочей силы с присущим ему механизмом конкуренции, а также естественную замену тоталитарной общественной системы цивилизованной, демократической, рыночной. Однако и ельцинско-гайдаровские экономические реформы также были связаны с серией крупных ошибок и просчетов. Это и кризис платежей, не комплексность и непоследовательность в проведении реформ, слабая поддержка зарождающегося предпринимательства и многое другое. Но самое главное, с чем был связан рассматриваемый период реформ, это, конечно, политическое противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, которое не дало возможности реализовать истинные замыслы реформаторов, а также слабость управленческих институтов. И, тем не менее, если экономические реформы при Горбачеве не проводились, а точнее, были псевдореформами, то ельцинские реформы стали фактом, реальностью. Они изменили социально-экономический строй в России, осуществили институциональную трансформацию всего общества, хотя этот процесс еще далек от своего завершения. Однако радикальный период экономических реформ продолжался около полугода. Затем он был сменен периодом застоя реформ, периодом шатаний и оставался практически на одном месте. И только в 1997 г., казалось, пришло время возвращаться вновь к радикальной экономической реформе, однако в августе 1998 г. произошла катастрофа: Россия на время отказалась выплачивать свой внешний долг, разрушила итак плохо ранее сложившуюся финансово-банковскую систему, провела фактическую девальвацию рубля. Законность и экономическая целесообразность этой акции сегодня не только изучаются, но и расследуются в нашем обществе. К вопросу о теории Экономические реформы, проводимые во всех пост коммунистических странах, не имеют и не могут иметь надежную теоретическую базу. Теоретическая база ковалась для перехода от рыночной экономики к нерыночной, от капитализма к социализму. Это был хорошо известный нам марксизм-ленинизм — идеологический стержень тоталитарного общества, великий миф, околдовавший значительную часть человечества на протяжении более 100 лет. Но почему-то никто не догадался сочинить теорию обратного перехода от нерыночной экономики к рыночной, от социализма к капитализму. В капиталистических странах с нормальной рыночной экономикой нет нужды в теоретизированиях по поводу трансформации неэффективного нерыночного хозяйства, в эффективное рыночное. Считается, что эффективность и сама рано или поздно придет на смену неэффективности, демократия победит тоталитаризм(Хайек и Мизес). Тем не менее, есть две теории, на которые обычно опираются реформаторы во всех пост социалистических странах: кейнсианство и монетаризм. В соответствии именно с ними и складывается практика эволюционного или радикального проведения экономических реформ. Эволюционисты (или “постепенники”), выступают за длительный и осторожный путь к рынку с сохранением многих старых структур и механизмов, присущих тоталитарному обществу, социалистической системе. Опираясь на кейнсианскую концепцию, они требуют серьезного государственного вмешательства в экономику (в наших условиях — административного и прямого), возврата к отраслевым министерствам, к системе государственных заказов и закупок, субсидий и льготных кредитов для внеэкономической поддержки неэффективных предприятий и целых секторов в экономике, к государственному установлению цен и заработных плат на фиксированном уровне, всячески тормозя начавшийся процесс приватизации. Отсюда исходят и предложения о возврате к “рыночному социализму”, о создании двухсекторной экономики — рыночной и государственной, о протекционизме, об использовании китайского опыта и т. д. Радикалы, опираясь на монетаризм, не отрицают необходимости серьезного государственного вмешательства в экономику. Но они имеют в виду экономическое регулирование, т. е. такое вмешательство государства в экономику, которое должно проходить не напрямую, а через интересы экономических субъектов, через экономические рычаги и стимулы в целях достижения высокой эффективности производства и жизненного уровня населения. А главное, это вмешательство должно быть направлено, прежде всего, на поощрение предпринимательства, частного самоокупаемого сектора, многоукладности экономики и конкуренции. Радикалы (монетаристы и либералы) выступают за быстрые и решительные не только рыночные, но и системные, институциональные преобразования, как экономики, так и всего общества России, за ломку многих государственных структур отжившей командно-распределительной системы и замену их структурами рыночной, а точнее, капиталистической системы. В последние полтора десятилетия позиции монетаристов серьезно укрепились в мире после известных провалов кейнсианских методов регулирования на практике. Все западные демократии проповедуют свободу конкуренции и разных форм собственности с упором на частную и избегают прежних прямых методов государственного регулирования экономики. Коренной тезис либералов- монетаристов — освобождение, либерализация цен, т. е. создание в экономике своего рода естественной сигнальной системы, дающей производителю и потребителю сигналы на то, что производить и что покупать, куда направлять ресурсы по критерию эффективности производства и потребления. Рынок же может создать такую сигнальную систему только в условиях свободы ценообразования. Экономическая стабилизация и рациональное поведение людей, по мнению родоначальника этой школы М. Фридмана, невозможно без господствующей роли свободных рыночных цен в экономике. Наконец, монетаристы говорят о жестком регулировании денежной массы, о решительном снижении, а то и ликвидации бюджетного дефицита — важнейшей причине инфляции в стране. Отсюда исходят предложения о первичной роли финансовой стабилизации по отношению к антикризисной политике. И при этом — жесткое государственное регулирование денежной массы, денежной эмиссии, государственных кредитов и субсидий. Деление ученых и политиков на кейнсианцев и монетаристов, на радикалов и эволюционистов-постепенников имеет место не только в России и других пост коммунистических странах, но и в странах Запада, где в последнее время появилось много специалистов по трансформации социализма в капитализм. Наиболее радикальную позицию на Западе занимают МВФ, американский экономист Д. Сакс и шведский экономист А. Ослунд. Это сторонники шоковой терапии, которая заложена и в “стандартный метод” МВФ, примененный на практике во многих развивающихся странах, попавших в критические ситуации. Суть этого подхода: либерализация цен, ликвидация так называемого денежного навеса и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли, обеспечение хотя бы частичной конвертируемости валюты; дерегулирование экономики; отмена субсидий, резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация. Сегодня западные эволюционисты-постепенники также представлены именитыми учеными. Это К. Ласки (Австрия), А. Ноув (Великобритания), Д. Берлинер (США) и многие другие, критикующие концепции и практику МВФ. Они выступают против либерализации цен и быстрой приватизации. Они считают, что созданные при коммунистическом тоталитарном режиме институты имеют значительную ценность и могут не только сосуществовать с новыми рыночными институтами, но и постепенно врастать в них. Они полагают, что нужно иметь время не только для рождения нового, но и для трансформации старого. К такой точке зрения склоняются многие западные кейнсианцы и социал-демократы, сторонники “рыночного социализма”, институционалисты и эволюционисты. Однако это все больше в теории. Что же касается практики, то здесь ведущую роль играет живой опыт восточноевропейских стран и Китая, раньше нас начавших переход к рынку. Выбор модели реформы реально зависит от экономической и политической ситуации в стране, от степени ее готовности к переходу к рыночной системе. Обычно рекомендации МВФ склонны принять те страны, где уже существует высокая инфляция, грозит большой экономический кризис или даже развал экономики. Если страна более или менее благополучна, то она выбирает градуалистский путь реформации. Но и в том и в другом случае необходима твердая политическая воля, четкая и сильная политика, широкая общественная поддержка проводимых реформ. Если этого нет, то любая модель реформ обречена на провал. Совершенно четко по двум разным моделям реформирования своей экономики и общества пошли Польша и Венгрия. Обе страны добились реальных положительных результатов, так как правильно учли свою специфику. Что касается Китая, то он, в отличие от Польши, Венгрии и Чехословакии, сохранил прежний тоталитарный коммунистический режим, Коммунистическую партию и все структуры командно-распределительной системы, но в рамках “рыночного социализма” серьезно расширил рыночные отношения и стимулы, дав простор экономическому росту на базе вовлечения огромного аграрного сектора в товарно-денежные отношения и развития полутора десятков свободных экономических зон с широким участием иностранного капитала. Несмотря на постепенную трансформацию своей экономики, Китай скрупулезно следует рекомендациям МВФ, проводя политику макроэкономической стабилизации, сбалансирования бюджета и недопущения инфляционных процессов. В 1978 г., когда в Китае начались экономические реформы, основная часть населения работала в коммунах, т. е. в коллективном и не получавшем дотаций сельском хозяйстве, а на госпредприятиях работало менее 20% населения. Кроме того, экономика Китая не была столь сверхцентрализована и монополизирована, как экономика бывшего СССР, там не было и такого количества крупных промышленных предприятий. Поэтому китайские опыт и модель реформирования для России вряд ли подходят. Как оценить экономические реформы в России, и какая модель этих реформ лучше соответствует ее экономической, политической и социальной сути? На практике Россия проводит свои экономические реформы не строго в соответствии с какой-либо одной точкой зрения или школой, а по-разному, сочетая радикализм и эволюционизм и платя при этом огромную цену. Ход российских экономических реформ не умещается в узкие рамки той или иной теории. Он объясняется не одной, а многими теориями, да и то лишь частично. Поэтому заранее, исходить из какой-либо одной теории, как это делали раньше при подходе к той или иной реформе, это неплодотворный подход. Теория— это обобщение практики, а практика должна быть прагматичной и ориентироваться исключительно на здравый смысл, экономический и социальный интерес. Таким образом теория в свою очередь, должна претерпевать изменения под воздействием последующей практики. И если теория не меняется, она отрывается от жизни и исторически отвергается как несостоятельная для изменившихся условий. Примеров тому много, и марксизм-ленинизм является одним из них. Конкретный выбор окончательного варианта реформы в решающей степени зависит от социально-экономического положения страны, исторических и национальных предпосылок. В России к тому же этот выбор происходил на фоне распада Советского Союза, развала СЭВ, растущей дезинтеграции самой России, падения КПСС. Не будь путча в августе 1991 г., давшего толчок к развалу СССР и КПСС, вряд ли гайдаровский вариант был бы возможен. Процесс реформ резко интенсифицировался именно под влиянием неудавшегося путча и ухода со сцены консервативного правительства В. Павлова при президентстве М. Горбачева. Однако радикализм экономической реформы Е. Гайдара просуществовал недолго, менее чем через полгода он сменился эволюционизмом под влиянием мощных консервативных сил и настроений в обществе. Как уже отмечалось, теория не может и не должна быть исходным пунктом экономической реформы, той или иной ее модели. Но это не значит, что у реформ вообще нет ничего исходного, одна лишь текущая прагматика и трезвый расчет. В условиях России так вообще не бывает. Марксизм-ленинизм, традиция большевистских подходов незримо присутствуют в головах даже самых молодых реформаторов. При подходе к экономическим реформам, выбору той или иной их модели важно ответить на следующие 3 вопроса: 1). Каково отношение к “реальному социализму”, уже проявившему себя на протяжении не столь малого времени в бывшем СССР и странах Восточной Европы? 2). Каково отношение к опасности реванша, возвращения, даже частичного, в социалистическое прошлое? 3). Когда было лучше в нашей стране? Переход от командной экономики к рыночной в нашей стране оказался делом очень трудным. И не потому, что большинство россиян считают “реальный социализм” верхом совершенства, а потому, что более чем за 70-летний период в стране сложилась огромная инерция мышления, поведения, образовался определенный тип человека с определенным характером и образом мышления (иждивенчество, безынициативность, постоянное ожидание указаний “сверху”, несамостоятельность, слепой патриотизм, заидеологизированность). Эта инерция и отсутствие разветвленной рыночной инфраструктуры, а также состояние неустроенности и подавленности общества при резком спаде производства и жизненного уровня населения в переходный период сильно мешают переходу к рынку. Программа правительства Е. Гайдара Ельцинско-гайдаровские реформы, проводимые с начала 1992 г., впервые стали реальными рыночными реформами на практике. Взятому курсу на радикальные экономические реформы противоречила вся предыдущая история безуспешных попыток введения каких-либо элементов рынка, учета реального спроса в рамках “реального социализма”, системы централизованного планирования. Главная задача, поставленная перед правительством Гайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночной экономики и реальном вхождении страны в рынок до неизбежной отставки правительства. Команда Гайдара вначале была дружной и однородной, состояла из единомышленников. Это была команда, которая сразу же предупредила общественность, что проводимые ими реформы будут трудными и болезненными, поэтому их надо проводить решительно и быстро. Экономический кризис в стране после августовского путча 1991 г. набирал темпы, после распада СССР еще больше усилился. К началу 1992 г. сложилась критическая ситуация, когда, по существу, был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет, а старая система государственных цен полностью себя изжила. В результате инфляции никто не хотел продавать продукцию по искусственно низким государственным ценам, соотношение между государственными и рыночными ценами установилось на уровне 1:40—1:50. Деньги стали терять смысл, начался переход к натуральному обмену между предприятиями. Регионы принимали запретительные меры по вывозу продукции со своих территорий, возникли таможни. Люди повсеместно стали использовать бартер. В этих условиях надо было либо вводить карточную систему, систему жесткого государственного уравнительного распределения продукции в натуральном виде, либо идти на радикальную экономическую реформу, связанную в первую очередь с либерализацией финансовой и денежной системы. Президент и его команда избрали путь радикальных экономических реформ, учитывая инерционность нашего прошлого. Конечно, можно было пойти более умеренным путем, указанным в ранее принятой Россией программе “500 дней”, но был избран более твердый и жесткий курс, предложенный Е. Гайдаром. В программе “500 дней”, подготовленной в 1990 г. группой советских экономистов под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского, говорилось, что главной целью экономической реформы является “экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы”. Авторы программы “500 дней” отмечали следующие принципы функционирования новой экономической системы, которая должна быть создана: —максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя); —полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную; —конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности; —свободное ценообразование, балансирующее спрос и предложение; —дополнение товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком; —открытость экономики, ее последовательная интеграция в мировое хозяйство; —обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан; —отказ всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности. В соответствии с программой “500 дней” в течение первых 100 дней (программа чрезвычайных мер) должен быть принят пакет законов, необходимых для функционирования рыночной экономики; начинается приватизация и акционирование государственной собственности; проводится жесткая финансово- денежная политика, ведущая к резкому сокращению бюджетного дефицита и прекращению роста денежной массы; начинается земельная реформа; проводится сокращение военных расходов и инвестиций за счет бюджета; прекращается выплата всех дотаций и субсидий предприятиям; начинается поэтапная либерализация розничных цен. В течение следующих 150 дней (101—250-й) намечалось снятие государственного контроля за ценами уже для широкой товарной массы, полная ликвидация бюджетного дефицита, широкое развитие приватизации, демонополизация и ликвидация устаревших административных структур, индексация доходов с учетом динамики цен. В течение последующих 150 дней (251—400-й) на базе развития рыночных отношений и все более полного насыщения рынка намечалось достичь его стабилизации, еще дальше продвинуть приватизацию и либерализацию цен, ввести конвертабельность рубля. Наконец, в оставшиеся 100 дней (401—500-й) ожидалось начало подъема в экономике, развертывания масштабной структурной перестройки. Из этого краткого напоминания о программе “500 дней” ясно, что она представляет собой не более чем схему последовательности действий в рамках перехода к рынку. Сам переход к рынку за 500 дней осуществить нереально. В лучшем случае эту программу следует рассматривать в качестве стартера запуска рыночных преобразований, но не более того. Вместе с тем ясно, что программа “500 дней”, как и ельцинско-гайдаровская программа, находилась в русле радикальных системных преобразований экономики и общества. Однако в отличие от последней в ней больше внимания уделялось социальной поддержке населения и меньше внимания — борьбе с инфляцией, а либерализация цен отнесена ко второму этапу вслед за начавшейся приватизацией и жесткой финансово-денежной политикой, проводимых в чрезвычайном порядке. За эти отличия оппозиция потом будет отчаянно ругать ельцинско-гайдаровскую программу, в целом более технологичную, но и жесткую. Это было связано, прежде всего, с тем, что в стране к началу 1992 г. сложилась острейшая критическая ситуация, когда цены бесконтрольно резко взметнулись вверх, рынок распался, и полки магазинов оказались пустыми в буквальном смысле. В 1991 г. страна, по существу, находилась в состоянии экономического коллапса. Производство сокращалось, бюджетный дефицит составлял 27% от ВНП, скрытая безработица достигла 35% от численности рабочей силы, спрос намного превышал предложение, образовался огромный “денежный навес”, достигавший сотен миллиардов рублей. Одновременно быстро увеличивался государственный долг (в 1985 г. — 20 млрд. долл., в 1991 г. — 80 млрд.) и снижался золотой запас страны (1500 т в 1985 г. и лишь 80 т в 1991 г.). Никто за эти итоги ответственность на себя не взял. В ноябре—декабре 1991 г. очереди были за всем: за хлебом, мясом, колбасными изделиями, водкой, овощами... Уже вводились карточки по регионам, в московских магазинах для Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|