РУБРИКИ

Курсовая: Структура экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Структура экономики

ситуации весьма актуально звучит прогноз Ю.В. Яременко о том, что рыночная

самонастройка себя не оправдает, так как она в лучшем случае обеспечит нашей

экономике чисто сырьевой профиль, но в области производства современной

продукции Россия может оказаться в «хвосте» мирового технологического

процесса, производя сырье для развитых и даже развивающихся стран.

В научно-исследовательских работах Института экономики УрО РАН, посвященных

анализу тенденций, изучению условий и факторов развития черной металлургии,

формированию концепции и стратегии развития регионального металлургического

комплекса на перспективный период нашли отражение подходы и обоснования

структурной политики, данные Ю.В. Яременко. Этими исследованиями подтверждена

несостоятельность стратегии чрезмерной экспортной ориентации отрасли в ущерб

внутренним потребителям. Анализ тенденций развития металлургических

предприятий Урала показал, что существующая экспортная политика ставит

развитие металлургического производства, в том числе и регионального, в

зависимость от изменяющейся конъюнктуры мирового рынка. Так, в 1994-1996 гг.

в металлургии региона наблюдался существенный рост доли экспорта в общем

объеме производства черных металлов (к 1997 г. экспортировалось более 36%

производимых в области черных металлов, а удельный вес черной металлургии в

промышленном экспорте территории составил 53%). Затем в 1997-1998 гг.

обострение конкуренции на рынке стали привело к снижению рентабельности и

сокращению экспорта металлопродукции. Улучшение ситуации на внешних рынках в

1999-2000 гг. вновь сменилось в 2001-2002 гг. обострением конкуренции и

введением ограничительных мер на экспорт отечественной металлопродукции со

стороны других стран.

При формировании региональной стратегии развития металлургического комплекса

Институтом обоснована, исходя из складывающейся ситуации на отечественном и

зарубежных рынках, прогнозная ориентация отрасли на рост производства черных

металлов при улучшении качественных характеристик и расширении сортамента

металлопродукции с преимущественным поступлением ее во внутреннее

потребление. Рассмотрены альтернативные варианты, предполагающие существенную

трансформацию структуры производимой продукции по следующим направлениям:

повышение удельного веса стали, выплавляемой и разливаемой прогрессивными

способами, и более высокие темпы роста производства продукции

высокотехнологичных переделов по сравнению с традиционной металлопродукцией.

Реализация данной стратегии предусматривает усиление регулирующих функций

государства на внутреннем рынке и проведение грамотной протекционистской

политики на мировых рынках.

2.2. Значение инвестиций в формировании структуры экономики.

Анализ макроэкономической ситуации и инвестиционной политики последних лет,

прежде всего 1998-2001 гг., позволяет сделать убедительный вывод о том, что

для преодоления кризисной ситуации в народном хозяйстве и обеспечения его

подъема требуется прежде всего оживление инвестиционного процесса в стране. В

этом мнении едины как ученые-экономисты, так и хозяйственные руководители

всех уровней.

Эта проблема активно обсуждалась при подготовке бюджета на 2001 г. в

Правительстве и в ходе его рассмотрения на заседаниях Государственной Думы

[6].

Главная трудность экономических преобразований на сегодняшний день

заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений

и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку

капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция

обусловила норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность

большинства производственных проектов, что сделало недоступным средне и тем

более долгосрочные кредиты.

Вложения в реальный сектор из-за высокого риска малопривлекательные для

банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения.

Потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более

доходные и надежные финансовые активы, в том числе в государственные ценные

бумаги.

Что касается государственной инвестиционной политики, ее главная слабость - в

незащищенности расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих

расходов в силу ряда причин до последнего времени осуществлялось по

остаточному принципу, следствием чего стали нарастающая из года в год

кредиторская задолженность в инвестиционной сфере и постоянное сокращение

объема реально осуществляемых инвестиций в производство.

Однако чтобы использовать такое улучшение инвестиционного климата, нужен

импульс, который сдвинет инвестиционный механизм с мертвой точки, приведет

его в движение. В качестве такового предлагается Бюджет развития, который

должен стать неотъемлемой и органической частью федерального бюджета. При

правильной организации управления Бюджетом развития возможна дополнительная,

как минимум десятикратная, мобилизация средств частных инвесторов

(отечественных и зарубежных) для финансирования приоритетных проектов в

реальном секторе экономики.

В Бюджете развития предлагается сосредоточить только часть ресурсов,

выделяемых государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы для

выполнения государством своих обязательств социального характера -

строительство социально значимых объектов, обеспечение безопасности

функционирования технически сложных систем (таких как атомные электростанции,

аэронавигация, речные пути), а также строительство дорогостоящих

инфраструктурных объектов - будут обеспечиваться через текущий бюджет.

Главное же состоит в том, что за Бюджетом развития предлагается закрепить в

законодательном порядке определенную, возрастающую по годам долю источников

финансирования дефицита федерального бюджета -внутренних и внешних

заимствований. Другим средством пополнения Бюджета развития должен стать

возврат ранее предоставленных из него средств вместе с процентами.

Правительство ставит задачу сократить разрыв между государственными

капитальными вложениями и величиной дефицита федерального бюджета таким

образом, что в 2000 г. государственное накопление, равное разнице между этими

показателями, стало положительным.

Средства, привлекаемые в Бюджет развития в виде займов, предполагается

направлять на цели, достижение которых способно принести доходы, что позволит

рассчитаться с этими займами. Поэтому поступающие средства должны размещаться

на срочной и возвратной основе. Одновременно в целях обеспечения максимально

высокой эффективности использования средств Бюджета развития необходимо

проводить конкурсный отбор финансируемых проектов. При современном

экономическом положении страны важнейшим приоритетом может быть только быстрое

наращивание средств для экономического роста. Лишь такой подход позволит

покончить с кризисом в наиболее короткие сроки

[7].

Изучение мирового опыта организации финансирования инвестиционных проектов

показывает, что сочетание высокой надежности вложения средств с эффективностью

достигается при использовании принципа проектного финансирования. Его

обязательным условием является вложение инвестором определенной части

собственных финансовых ресурсов. Как правило, по проектам, на финансирование

которых выделяются ресурсы из Бюджета развития, собственные средства инвестора

должны составлять минимум 20%. В этих условиях финансовая поддержка государства

может составлять до 40%, что соответствует мировой практике. При этом, по

аналогии с практикой международных финансовых организаций, предлагается

использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит

бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает товары и услуги, необходимые

для реализации проекта на условиях тендера среди поставщиков. Одновременно

государство может за счет Бюджета развития предоставить коммерческому банку

гарантии финансирования данного проекта в размере до 40% средств, ссужаемых им

инвестору. Ограничение предоставляемой гарантии определяется необходимостью

адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической

эффективности проекта. Чем выше уровень защиты гарантией, тем меньший объем

гарантий может быть предоставлен[8]

.

Доходы Бюджета развития предлагается формировать, как уже говорилось, за счет

источников финансирования дефицита бюджета, в том числе и целевых

инвестиционных кредитов Мирового банка, и кредитов, выдаваемых в соответствии

с заключенными межправительственными соглашениями. Расходы Бюджета развития

направляются,

Во-первых, на прямые инвестиции государства, предоставляемые по конкурсу для

софинансирования проектов. Два года работы Минэкономики России с

представляемыми на конкурс инвестиционными проектами позволили отработать

методику и отладить организацию дела, существенно подтянуть уровень культуры

действий участников конкурса. С учетом накопленного опыта предлагается

расширить условия конкурса для отдельных групп проектов, принимая во внимание

объективные различия отраслей, в том числе по срокам окупаемости.

Второе направление расходов Бюджета развития - кредитование экспортных

операций, включая пополнение оборотных средств такие кредиты также должны

предоставляться по конкурсу на срок до одного года.

Третье направление - капитальные вложения на мероприятия, связанные с

санацией предприятий распределение средств по предприятиям также имеется в

виду проводить на конкурсной основе.

И четвертое направление - покрытие обязательств по выданным государством

гарантиям. В проекте федерального бюджета на 2001 г. предусмотрено

предоставление таких гарантий на сумму до 50 трлн. руб. Указанные гарантии

предназначены для частичной страховки коммерческих банков от не возврата

ссуд, выданных ими на инвестиционные проекты. Такое решение связано с риском.

Но этот риск оправдан, так как позволяет устранить основную причину,

удерживающую банки от предоставления долгосрочных ссуд. Вместе с тем и у

государства, и у банка-кредитора появляются независимые риски на одного и

того же заемщика, что резко увеличивает требования к качеству отбора заемщика

и проекта. Кроме того, обязательным условием предоставления государственной

гарантии следует считать страхование и перестрахование риска проекта и

имущества заемщика.

При уровне предлагаемого гарантийного покрытия в 40% привлеченные кредитные

ресурсы составили в 2001 г. около 125 млрд. руб. Возможные выплаты по

гарантиям (исходя из срока окупаемости проектов до 4,5 лет и предположения,

что из десяти проектов один сорвется) могут начаться в 1998 г. и составить

1,2 трлн. руб. в первый год. С увеличением в дальнейшем предоставляемых

гарантий к 2000 г. эта сумма возросла до 5,3 трлн. руб.

Дополнительно к 125 трлн. руб. индуцированные инвестиции могут увеличиться

еще на 60 трлн. руб. путем частичной капитализации средств самого Бюджета

развития и привлечения средств сторонних со инвесторов (в первую очередь

внешних).

Улучшение инвестиционного климата и принятие Бюджета развития - необходимые,

но не достаточные меры. Предстоит не только расширить инвестиционные ресурсы,

но и сделать экономику, особенно на уровне предприятий, на микро уровне

восприимчивой к инвестициям. Кратко это сводится к следующему.

Первое - реформа предприятий, предусматривающая переход к принятым в мировой

практике стандартам бухгалтерского учета, оценку основных производственных

фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью, существенное

улучшение корпоративного управления, строгое и форматизированное разделение

прав и обязанностей менеджера, с одной стороны, и прав и обязанностей

собственника - с другой. Укрепление правовой базы и расширение практики

применения механизма санации и банкротства неплатежеспособных предприятий

будет способствовать усилению роли собственника и ответственности менеджера,

выявлению направлений эффективного развития производства.

Второе - страхование имущества (особенно крупными предприятиями), которое

пока еще в стране не получило должного развития. В результате за пожар на

КамАЗе заплатили все налогоплательщики России. В числе прочего развитию

имущественного страхования препятствуют слабость российских страховых

компаний, ограничения по отнесению страховых затрат на себестоимость

продукции (эти платежи в соответствии с действующим порядком могут составлять

не более 1% от реализуемой продукции).

Третье - развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную

сферу сбережений населения. Для этого широкое распространение должна получить

система паевых инвестиционных фондов и пенсионных фондов. Зарубежный опыт

показывает, что две трети средств они вкладывают в ценные бумаги, а одну

треть - в инвестиционные проекты.

Четвертое - ипотека. Необходимо активно содействовать становлению

общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формированию

вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского

кредитования широких долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов. Особое

значение имеют принятие нормального Земельного кодекса, развитие легального

рынка земли, что даст существенный импульс кредитованию сельского заемщика

под залог его главного имущества - земли.

Помимо инвестиционных ресурсов, финансируемых из федерального бюджета и

бюджетов субъектов Федерации, капитальные вложения в отраслях естественной

монополии, по существу, являются также государственными. И они весьма

значительны. Таким образом, значительный объем капитальных вложений,

оформляемых как государственные или являющихся таковыми по своей сути,

осуществляется вне Государственной инвестиционной программы, а потому их

эффективность и использование по целевому назначению контролируются весьма

слабо. Что касается связанных кредитов под гарантии Правительства, то здесь

ситуация должна улучшаться с принятием Бюджета развития. По отношению к

государственным капитальным вложениям в отраслях естественной монополии и в

составе бюджетов субъектов Федерации вопрос остается открытым.

Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1999-2002 гг. будут

играть собственные средства предприятий - 60-65% всех капиталовложений. В

составе финансовых источников после переоценки основных фондов возрастает доля

амортизационных отчислений, за счет которых в 1999 г. было профинансировано

38%, а в 2000 г. - 41% всех капиталовложений

[9].

Рост объемов привлекаемых средств предполагается за счет кредитов

коммерческих банков, эмиссии ценных бумаг, иностранных инвестиций. Защита

привлекаемых кредитов будет обеспечиваться системой гарантий.

Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства

средств населения. Их доля в 1999 г. достигает 3,8%, а в 2002 г. - 3,2% от

общего объема инвестиций в экономику страны.

Таковы основные факторы активизации инвестиционной деятельности в Российской

Федерации.

2.3. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики

Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться более

перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в ближайшие 10

лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии наверняка станет для

России основным источником инвестиционного капитала. Однако, до того, как это

произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные инвесторы, а

зарубежные правительства и официальные организации.

Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении финансовой

помощи России, различна.

Во-первых, следует упомянуть Международный валютный фонд (МВФ). Это

организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается

финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей

валютно-финансовой нестабильностью.

В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно

которому страны члены могут получить кредиты от него лишь при условии, что

они обязуются проводить определенную экономическую политику. Условия,

выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности

реформ.

Вторым крупным международным кредитором является Всемирный банк. В отличие от

МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных

макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами

долгосрочного экономического развития.

Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие, как

либерализация торговли, приватизация, реформы системы образования и

здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру, т.е. реформы, которые являются

залогом долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает

долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным

странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по

кредитам. Банк специализируется на двух видах кредитов, Целевые кредиты

предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов,

например строительства дороги, моста или электростанции.

Третья влиятельная и кредитная организация это Европейский банк реконструкции

и развития (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для оказания помощи странам

Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе рыночных преобразований.

ЕБРР являет собой пример «банка регионального развития», главная за дача

которого содействовать долгосрочному экономическому росту определенного

региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое

же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов, прежде всего

молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.

Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь,

поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных западных

правительств. Эта помощь принимает, по меньшей мере, две формы. Во-первых,

правительства Запада предоставляют правительствам других стран (например,

России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с

неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера. Во-вторых,

они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли приобрести у страны

донора промышленное оборудование и другие товары. Таким образом, подобные

кредиты выгодны обеим сторонам.

Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных источников,

однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее реальным

потребностям.

2.4. Структура экономики как объект государственного регулирования

Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности

народного хозяйства, повышения темпов экономического роста. Можно сказать,

что успешное экономическое развитие большинства стран Запада в немалой

степени объясняется глубокими структурными преобразованиями, обеспечивающими

общий подъем производства и другие качественные изменения.

Быстрый рост производства в ряде новых индустриальных стран Юго- Восточной

Азии произошел прежде всего за счет формирования нестандартных для этих стран

отраслей, т.е. за счет резкого изменения структуры хозяйства.

Глубокая структурная перестройка в пользу индустриального развития была

осуществлена и в СССР в первые десятилетия советской власти. Это позволило в

сравнительно короткие сроки вывести страну на одно из ведущих мест в мире по

общему объему промышленного производства. Однако сформировавшаяся структура

была далеко не оптимальной. В рамках промышленности неоправданно высокую долю

(абсолютную и относительную) занимали отрасли добывающей промышленности и

производство вооружений. Постепенно структура хозяйства все более утрачивала

прогрессивную социальную направленность. Это обострило и затянуло процесс

перехода к рыночной экономике и сделало проблему структурной перестройки

одной из центральных для выхода страны из кризиса.

Структура экономики - понятие многоаспектное, поэтому рассматривать и

анализировать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение

различных элементов хозяйственной системы. Для макроэкономического

прогнозирования наибольшее значение имеют воспроизводственная, отраслевая,

социальная, технологическая, региональная (территориальная или

пространственная) структуры.

Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, структурную

перестройку нужно начинать с определения “полюсов роста”, т.е. имеется в виду

четкое понимание того, на развитие каких отраслей нужно опираться сегодня и

завтра.

В основе процветания и быстрого экономического роста лежит способность страны

обеспечивать высокие темпы роста эффективности производства и в то же время

выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на

мировом рынке. Добиться этого можно правильно определив “полюса роста”.

Многие развивающиеся страны, располагающие природными богатствами, остаются

тем не менее в числе слаборазвитых именно потому, что не сумели вовремя

определить “полюса роста” и правильно распределить между ними ресурсы. Однако

рынок сам по себе не способен своевременно выявить отрасли, на которые можно

опереться в будущем и быстро сконцентрировать необходимые ресурсы для

ускоренного развития этих отраслей. Иными словами, рынок не в состоянии

провести ускоренную структурную перестройку экономики. Это функция

государства, т.е. структура экономики является объектом государственного

регулирования.

Опираясь на зарубежный опыт и, прежде всего, на опыт Японии и Южной Кореи, в

содержании структурной перестройки экономики можно выделить ряд этапов:

I. Определение “полюсов роста”, т.е. приоритетных отраслей, на которые можно

опереться сегодня и в будущем.

Существует 6 критериев, которым должна соответствовать приоритетная отрасль:

· Экспертный потенциал – главный

критерий. Продукция предприятий данной отрасли должна продемонстрировать

возможности для быстрого наращивания экспорта, базируясь на сравнительных

преимуществах национальной экономики. Затем рассматриваются и оцениваются

перспективы усиления конкурентоспособности данной отрасли на внешнем рынке.

Обычно среди сравнительных преимуществ в расчет принимались два критерия:

низкая стоимость рабочей силы и необходимость обеспечения высокой занятости.

Естественно, что при оценке экспортного потенциала составлялись прогнозы

рыночной конъюнктуры на ту или иную продукцию на мировом рынке, определились

долгосрочные тенденции роста.

· Перспективы спроса на продукцию

данной отрасли на внутреннем рынке. Зависимость экономики страны от экспорта

должна была смягчаться до некоторой степени растущим внутренним спросом.

Здесь применялись в основном традиционные методы определения эластичности той

или иной продукции по доходу: чем выше уровень развития страны, тем выше

спрос на продукцию данной отрасли внутри страны.

· Развитие нации в целом. Развитие

отрасли должно было способствовать росту научного и вообще интеллектуального

потенциала страны.

· Минимизация зависимости от

импорта сырья и энергии, снижение ресурсоемкости промышленного производства в

целом.

· Минимизация несоответствий и

дисбалансов торговли.

· Напрямую конкурировать с

высокоразвитыми странами Южной Кореи было трудно. Поэтому развитие приоритетной

отрасли должно было смягчать в максимально возможной степени неблагоприятные

для страны условия конкуренции на внешнем рынке

[10].

Если ускоренное развитие данной отрасли будет способствовать повышению

эффективности производства в других секторах и отраслях экономики, то такая

отрасль также могла стать приоритетной.

После того, как приоритеты определены, начинается этап реализации ускоренного

развития отрасли.

II. Разработка и реализация индустриальной политики (промышленной политики).

Основными инструментами реализации индустриальной политики в Японии и Южной

Корее являлись: финансовые субсидии, иностранная валюта и налоговые льготы,

разрешения импортировать определенные товары, различного рода монопольные

права (это все способствовало росту экспорта); экономическое планирование,

носящее рекомендательный (индикативный) характер; поддержка правительством

большого бизнеса. В отличие от других новых индустриальных государств Южная

Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес

всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупных конгломератов

приходится примерно половина национального дохода. Крупные конгломераты в

Южной Корее называются чаеболами. Они во многом схожи с ведущими финансово-

промышленными группами в Японии.

III. Свертывание и ликвидация старых неэффективных, не удовлетворяющих

требованиям рыночной экономики производств.

IV. Развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и

видов деятельности благодаря методам индустриальной политики.

V. Рост новых производств компенсирует спад в старых производствах, и тем

самым обеспечивается устойчивая стабилизация объема ВНП, продукции

промышленности и с/х.

VI. Темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства

на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск продукции, пользующейся спросом

с приемлемыми издержками[11].

И таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства и

территориальном размещении производительных сил.

Структурная перестройка в России имеет свою специфику, состоящую в следующем:

1. Отправным пунктом структурной перестройки является структура экономики,

сложившаяся в условиях планово-распределительной системы и изоляции от

мирового рынка.

Основные черты прежней структуры: глубокие деформации, низкая

конкурентоспособность большинства изделий обрабатывающей промышленности,

высокий уровень монополизации производства и обращения.

2. Действие рыночных сил может привести к формированию ущербной структуры

экономики, характеризующейся низким уровнем накопления и инвестиций,

преобладанием в производстве и экспорте сырья и энергоносителей.

3. Структурная перестройка происходит на фоне криминализации экономики, в

т.ч. кредитно-финансовой сферы. Причем криминализируются те отрасли, на

которые делается ставка при выводе экономики России из кризиса.

Преодоление этих негативных тенденций и осуществление структурной перестройки

экономически требует повышения роли государства.

Структурная перестройка экономики предполагает осуществление следующих

институциональных преобразований:

- реформа предприятий;

- развитие рынка ценных бумаг;

- приватизация и управление государственной собственностью;

- поддержка предпринимательства;

- антимонопольная политика, регулирование естественных монополий;

- развитие банковского сектора.

2.5. Некоторые современные проблемы.

Двенадцатилетний опыт развития российской экономики в новых условиях

позволяет с достаточной уверенностью прогнозировать ее будущее. Опыт такого

прогнозирования имеется. Так, еще в 1990 г. Ю.В. Яременко предсказывал:

«Жизнь в соответствии с законами рыночной экономики означала бы для нас

немедленное подпадание под давление условий мирового рынка, резкое увеличение

экспорта сырья и энергоресурсов, лавинообразный сброс выпуска продукции

обрабатывающих отраслей, т.е. кризис, справиться с которым нельзя без

демпфирующей структурной подготовки. Не поможет даже то, что будут созданы

подобия рыночных институциональных структур, внешне весьма похожих на те,

которые существуют на Западе».

В то же время динамично меняющаяся обстановка требует непрерывного обновления

прогнозов. В частности, сегодня «сохраняющиеся положительные темпы

промышленной динамики маскируют важный качественный поворот. – переход от

модели внутренне ориентированного роста к модели экспортно-ориентированного

роста, опирающейся на сырьевые отрасли». О скорости этого поворота говорит

то, что вклад экспортно-ориентированных топливно-сырьевых отраслей в прирост

производства товаров вырос с 24-27% в 2000-2001 гг. до 45 в 2002 г., а

конечных отраслей, наоборот, снизился с 49-50 до 37%.

Содержание и возможные последствия реализации экспортно-ориентированного

сценария хорошо изучены. Не раз отмечалась, в частности, его «запредельная

социальная жесткость». Но и экономические проблемы далеки от решения. Так,

загрузка мощностей в наукоемких отраслях составляет не более трети.

Авиазаводы, к примеру, производят в год всего 5-7 гражданских самолетов при

мощности 150-180. И наконец, вновь «стала развертываться классическая спираль

инфляции издержек».

Практическое отсутствие бюджета развития сочетается с высоким уровнем бюджетного

профицита, что применительно к бюджету 2003 г. означает сокращение конечного

спроса на сумму более 70 млрд. руб. [25]. Нельзя назвать рациональной и

политику всемерного (до 13% ВВП) сокращения «непроцентных» расходов бюджета

(той единственной его части, которая направлена на решение

социально-экономических проблем) в условиях, когда вычетом из экономического

роста являются именно процентные расходы. В подготовленном

Минэкономразвития и торговли документе «План действий правительства РФ по

реализации в 2003 г. программы социально-экономического развития РФ на

среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)» в качестве главной причины неурядиц

в российской экономике по-прежнему называются «недопустимо высокое

вмешательство государства в экономическую деятельность», «значительная доля

государства в перераспределении экономических ресурсов (и как следствие высокое

налоговое бремя)» и «избыточное прямое участие государства в производстве

товаров и услуг, что ведет к созданию неравных условий конкуренции».

В действительности объективный ответ на вопрос, «много» или, наоборот, «мало»

у нас государства, не может быть дан вне анализа стоящих перед ним задач и

без оценки потенциала частного сектора – не того воображаемого, который

«должен быть», а того, который реально есть. И если посмотреть, к примеру, на

события прошедшей зимы в сфере коммунального хозяйства, очевидно, что

решающий вклад в решение его проблем по-прежнему вносят не «конкурирующие

между собой» частные компании, а все те же МЧС и армия.

В этих условиях необходим не «уход государства из экономики», а наоборот,

всемерная активизация экономической политики. Например, политика «Нового

курса» в США спасла эту страну в годы «Великой депрессии». Главным

препятствием на этом пути считается ограниченность бюджетных ресурсов.

Сложилась даже целая философия «жизни по средствам» (не для всех,

разумеется), варьирующая в своих рекомендациях от «селективной политики» до

прямого секвестирования бюджета. Достойный ответ на эти советы давал Ю.В.

Яременко: «Селективная политика выделения ресурсов, – писал он в 1993 г., –

может быть эффективна. только на фоне крупномасштабных мер, ликвидирующих

ресурсные и технологические пробелы в масштабе целых отраслей и всей

экономики».

В российских условиях возможности пополнения бюджета зависят в первую очередь

от решения проблемы ренты. Это определяется сырьевым характером экономики и

огромными масштабами межрайонных различий, генерирующих рентные отношения.

Корни этой проблемы уходят в советское прошлое, когда материальные источники

ренты были закреплены за предприятиями «в вечное и бесплатное пользование»

(формула, употреблявшаяся обычно по отношению к колхозным землям, но

распространявшаяся фактически и на другие природные ресурсы). Однако в

постсоветские годы положение коренным образом изменилось: рента превратилась

в доминирующую часть стоимости ВНП, жестко закрепленную за олигархическими

структурами. Сложилось положение, когда «один субъект обмена – это отрасль,

располагающая рентой, а следовательно и доходами, а другой субъект –

обрабатывающая отрасль, у которой высокие издержки и нет доходов». Задавая

риторический вопрос: «Может быть между ними обмен?», Ю.В. Яременко сам же

давал на него ответ: «Нет!»

В результате львиная доля сбережений «заперта» сегодня в экспортном секторе.

На его долю приходится 3/4 прибыли и 2/3 инвестиций (а вместе с естественными

монополиями – даже 80%). И наоборот, рентабельность в конечных отраслях

остается критически недостаточной для модернизации производственного

аппарата.

В последние годы ненормальность этого положения стала признаваться и

официально. Так, еще в Президентском послании Федеральному Собранию РФ 2001

г. была сформулирована установка на «усиление рентной составляющей в

налогообложении». Но, по справедливому замечанию С.Ю. Глазьева, «эта

установка была реализована «с точностью до наоборот». Мало того, что налог на

сверхдоходы недропользователей, посредством которого должно происходить

изъятие части природной ренты в доходы госбюджета, не введен (природная

рента, т.е. сверхприбыль от эксплуатации наиболее доходных месторождений,

осталась в карманах у пользователей принадлежащих обществу природных

ресурсов) – олигархи пролоббировали налог на добычу полезных ископаемых,

фактически включаемый в цену продукции и уплачиваемый ее потребителями».

Тезис о реформировании «недропользования на основе. обеспечения финансовых

интересов государства как собственника природных ресурсов» включен и в

подготовленный Минэкономразвития «План действий правительства РФ по

реализации в 2003 г. программы социально-экономического развития РФ на

среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)». Однако он вступает в явное

противоречие с другим положением того же раздела («Приоритеты Правительства

РФ в области реформирования государственного управления») о «сокращении

присутствия государства как собственника в экономике», и нетрудно догадаться,

какому тезису будет отдано предпочтение при практической реализации Плана.

В этих условиях для восстановления поддерживающих функций добывающей

промышленности необходима какая-то форма национализации сырьевых отраслей,

монополия внешней торговли, экспортные тарифы. Лишь после этого появится

возможность осуществить последующие структурные приоритеты: модернизацию

производственного аппарата, восстановление технологического ядра

обрабатывающей промышленности, обеспечение национального потребительского

стандарта. Остается лишь добавить, что изъятие ренты в доход государства

позволит не только сблизить условия хозяйствования различных отраслей, но и

существенно снизить налоговое бремя.

Укрепление доходной базы бюджета особенно важно для регионов. Именно их

воспроизводственные системы (в первую очередь) вырабатывают качественные

ресурсы. Для этого, однако, необходимо привлечение в территориальные бюджеты

достаточного количества инвестиций. Задача эта некоторое время успешно

решалась: до 2000 г. (включительно) как объем, так и доля территориальных

инвестиций быстро росли. Продолжению этого позитивного процесса мешают, однако,

установки правительства на снижение доли расходов консолидированного бюджета в

ВВП и сокращение доли территориальных бюджетов в налоговых доходах:

всего за 3 года – с 1997 по 2000 г. – эта доля снизилась с 55,8 до 43,5%. В

результате в 2001 г. доля инвестиций в основной капитал из консолидированных

бюджетов субъектов РФ вновь снизилась – с 14,4 до 12,6%.

В этих условиях актуальной становится задача перехода к региональной политике,

основанной на концепции устойчивого развития [27, 28] и ставящей во главу угла

развитие инфраструктуры35. Такой переход затрудняется сейчас попытками

перевести практически весь комплекс отраслей инфраструктуры – от МПС до

здравоохранения – на самофинансирование. При этом не учитывается экономическая

специфика инфраструктурного комплекса – характерная практически для всех его

отраслей (транспорта, связи, коммунального хозяйства) тенденция снижения

предельных издержек при увеличении объема деятельности. Это значит, что при

продаже инфраструктурных услуг по оптимальной цене (всегда равной, по

определению, именно предельным издержкам) самоокупаемость предприятий –

поставщиков этих услуг невозможна.

Другими словами, требование самофинансирования инфраструктурных отраслей

вступает в противоречие с принципами оптимального ценообразования (т.е.

достижения рыночного равновесия), ведет в случае его реализации к заведомо

неэффективному использованию ресурсов. Но это значит, что для всего этого

огромного сектора экономики бездоходность (а в ряде случаев и внешнее

финансирование, дотации) оказывается вполне нормальным экономическим

явлением. Этого никак не могут понять наши администраторы, требующие выжимать

максимум рентабельности не только из отраслей инфраструктуры вообще, но и

чуть ли не из каждого вида перевозок в отдельности.

Заключение.

Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой

инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление

экономического роста, представляются следующие. Во-первых,опираясь на

зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер

добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс

формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в

реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных

ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок

ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное

принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования

потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере,

особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного

установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или

государственные ценные бумаги .

Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер,

направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора к

инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий, а

значит и развития ими собственного производства, является, по моему

убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и

общеэкономического кризиса.В числе указанных мер центральными могли бы стать

общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и «Эффективный

проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную массу

российских предприятий к разработке и реализации планов перспективного

развитня, предусматривающих коренную организационную и техническую

перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату последняя

может быть полной, заключающейся в системном преобразовании основных звеньев

деятельности предприятия (организации управлении, материально-технической

базы, выпускаемой, продукции), либо частичной, состоящей в качественном

преобразовании хотя бы одного из таких звеньев. Приватизированные и

акционированные предприятия участвуют в этой программе добровольно. Вместе с

тем государство может понуждать отдельные, наиболее важные для страны

предприятия в участию в ней через механизм банкротства, одной из главных

процедур которого является реорганизация, осуществляемая с помошью внешнего

управления и санации.

Государство должно оказывать участникам программы определенную

организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания

необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации,

привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций,

предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы —

«Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный

процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой

окупаемостью.

Чтобы не сбиться с доро­ги, следует тщательно проду­мать маршрут. Нужна

кон­цепция развития инвестиция в России. «Первая помощь». которую сегодня

пытается оказать правительство разби­той параличом инвестицион­ной сфере,

конечно, лишь от­даленно напоминает курс дол­госрочного лечения.

Не хватает главного. Чтобы мобилизовать все рассмотрен­ные выше источники

финанси­рования, необходимо обозна­чить конечные цели инвести­рования. Четко

и ясно. Не цифрами и процентами воз­можного поста, а реальными делами. Нужны

националь­ные инвестиционные идеи: к примеру, построить хорошие дороги и

квартиры для росси­ян, выпускать конкуреитоспособные автомобили. На­мерения

решить эти проблемы уже были. Вот только с испол­нителями не везло...

Библиографический список:

1. Большой экономический словарь. - М.: Правовая культура,

1998 г.

2. Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы

экономики, №1, 1997 г.

3. Гэлбрейт Дж. Экономическая теория и цели общества. – М.

1976 г.

4. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100

процентов контроля // Золотой рог.- 1998.- 24 февраля.

5. Иноземцев В.Л. К теории общественной формации. – М., 1995

6. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: количественные

предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. – М.: Наука,

1999

7. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном

обществе.// Вопросы философии №12, 2000

8. Иностранные инвестиции в России современное состояние и

перспективы / Под ред. И.П. Фаминского - М.: Международные отношения, 1998.

9. Кондратенко Е. Инвестиционные ресурсы - проблемы

аккумуляции. - М.: Экономист, 1998 г.

10. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и

политика: В 2-х т. Т.1: Пер. с 13-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М.,2000

11. Общая экономическая теория. // Под ред. Баликоева В.З.- М.,1999

12. Осадчая И. О цивилизационном подходе к анализу капитализма.

// МэиМО, 1991, №5

13. Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика //

Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.

14. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений //

Экономика и жизнь 1998.- № 13.

15. Селезнёв А. Банковская система - ядро инфраструктуры

финансового рынка // Экономист, №7, 1997 г.

16. Смирнов В. К задействованию внебюджетных источников

финансирования // Российский экономический журнал.- 1997.- №5-6.

17. Студенцов В. Общецивилизаионный и формационный подходы:

скептический взгляд. // МэиМО, 1991, №6

18. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Диспаритет цен в России и в

мире // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6.

19. Узяков М.Н. О перспективах экономического роста в России //

Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.

20. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России //

Статистическое обозрение 1998.- № 2.

Приложения.

Приложение1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Октябрь

2003г.

В % к

Январь-

октябрь

2003г.

в % к

январю-

октябрю

2002г.

Справочно

октябрю

2002г.

сентябрю

2003г.

октябрь 2002г. в % к

январь-

октябрь

2002г.

в % к

январю-

октябрю

2001г.

октябрю

2001г.

сентябрю

2002г.

Валовой внутренний продукт,

млрд.рублей

6028,01)

107,02)

103,63)

Выпуск продукции и услуг

базовых отраслей экономики4)

108,590,8106,9104,490,8103,9

Объем промышленной продукции,

млрд.рублей

771,7107,2101,2106,8103,9101,9104,0

Инвестиции в основной капитал,

млрд.рублей

209,3112,995,2112,2102,795,2102,5

Продукция сельского хозяйства,

млрд.рублей

146,0113,177,7100,5110,374,1101,2
Грузооборот транспорта, млрд.т-км378,5107,6107,1107,3104,5105,6105,6

в том числе железнодорожного

транспорта

145,1106,2108,7110,2102,1105,3104,1

Оборот розничной торговли,

млрд.рублей

403,4107,1103,4108,1110,0103,3109,2

Внешнеторговый оборот,

млрд.долларов США5)

17,5

117,96)

97,17)

124,08)

116,76)

98,37)

103,78)

в том числе:
экспорт товаров11,3116,495,7125,0114,097,599,5
импорт товаров6,2120,7100,0122,1122,099,8112,3

Реальные располагаемые

денежные доходы9)

117,3108,4113,9111,4105,5109,9

Начисленная среднемесячная

заработная плата одного

работника9):

номинальная, рублей5722124,0103,0124,3132,4102,8136,2
реальная109,5102,0109,1115,3101,7117,5

Общая численность безработных,

млн.человек (оценка)10)

5,9101,4103,5106,993,4105,787,6

Численность официально

зарегистрированных безработных,

млн.человек

1,511)

111,2100,4118,0

118,310)

101,6

117,410)

Индекс потребительских цен113,2101,0

109,712)

114,8101,1

111,512)

Индекс цен производителей

промышленной продукции

112,7101,2

111,812)

116,7102,1

116,012)

___________________

1) I полугодие 2003г. (вторая оценка).

2) I полугодие 2003г. в % к I полугодию 2002г. (вторая оценка).

3) I полугодие 2002г. в % к I полугодию 2001 года.

4) Индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики (ИБО) исчисляется на основе данных об изменении физического объема выпуска продукции промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, розничной торговли.

5) Данные за сентябрь 2003г. рассчитаны Банком России в соответствии с методологией платежного баланса в ценах франко-граница страны экспортера (ФОБ).

6) Сентябрь 2003г. и сентябрь 2002г. в % к сентябрю предыдущего года, в текущих ценах.

7) Сентябрь 2003г. и сентябрь 2002г. в % к предыдущему месяцу, в текущих ценах.

8) Январь-сентябрь 2003г. и январь-сентябрь 2002г. в % к соответствующему периоду предыдущего года, в текущих ценах.

9) Предварительные данные.

10) Без учета Чеченской Республики.

11) В том числе 302,9 тыс.человек в Чеченской Республике.

12) На конец периода, в % к декабрю предыдущего года.

Приложение 2. Отраслевая структура производства промышленной продукции в

России, %

Отрасль

1990 г.1995 г.2001 г.2002 г.
(январь-октябрь)(январь-февраль)
Электроэнергетика

15

9,9

9,8

14,5

Топливная

16

22

19,7

17,9

Черная металлургия

7,9

9,4

8,1

7,6

Цветная металлургия

9,5

8,5

8,7

7,2

Химическая и нефтехимическая промышленность

8,5

7,8

6,4

6,1

Машиностроение и металлообработка

20,1

15,6

19,4

18,8

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

4,6

3,6

4,4

4,9

Строительных материалов

3,1

2,6

3

2,5

Легкая

8,4

3,1

1,6

1,7

Пищевая

10,2

11,2

14,4

13,8

Мукомольно-крупяная и комбикормовая

1,5

1,5

Прочие

3

3,5

Доля промышленности в ВВП

26

30,5

30,6

[1] Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики, №1, 1997

[2] Свириденко В. В ожидании

иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь 1998.- № 13.

[3] Самуэльсон П. Экономика. - М., 1992

[4] Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики, №1, 1997

[5] Самуэльсон П. Экономика. - М., 1992

[6] Уринсон Я. О мерах по оживлению

инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики, №3, 2001

[7] Свириденко В. В ожидании

иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь 2001.- № 13.

[8] Иностранные инвестиции в России

современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского - М.:

Международные отношения, 1998.

[9] Глазьев С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики, №3, 2001

[10] Свириденко В. В ожидании

иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь 1998.- № 13.

[11] Глазьев С. Стабилизация и

экономический рост // Вопросы экономики, №3, 2001

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.