РУБРИКИ

Курсовая: Валютные биржи

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Валютные биржи

способности официальных органов удерживать курс на постоянном уровне. Многие

государства, выходив­шие из кризиса, на определенном этапе придерживались

фиксированного курса.

г) Смешанный вариант

Можно проводить политику регулируемого "плавания", непрерывно незначительно

изменяя валютные курсы и при­меняя наряду с этим корректирующие

внутриэкономические меры по стабилизации экономики страны.

В настоящее время проведение подобной политики в России явилось бы наиболее

перспективным, способным привести к наиболее положительным сдвигам и на

валют­ном рынке, и в экономике страны в целом.

Как во всех сферах внешнеэкономической деятельности . так и в валютных

отношениях государство вынужденно маневрировать между либерализмом и разного

рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде!

Государство может запретить нац. экспортерам продавать вырученную валюту на

рынке и обязать сдавать ее в обмен на нац. валюту по официальному курсу.

Таким образом государство формирует свои валютные резервы, которые затем

используются для оплаты международных обязательств , для валютных интервенций

, для пополнения валютных резервов и т.д.

Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости )

валюты. Режим или порядок обратимости нац. валюты определяет условия

включения нац. экономики в мировую, возможности использования преимуществ

международного разделения труда, перемещения капитала в страну из стран.

Режим обратимости определяет 3 разновидности валют

1. Частично конвертируемая валюта ЧКВ

· ЧКВ может обладать внутренней обратимостью. Это означает, что граждане

и юридические лица данной страны могут без ограничения покупать иностранную

валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с

зарубежными партнерами.

· При внешней обратимости свободный обмен международных валют на нац.

валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.

Внешняя обратимость предполагает возможность свободной конверсии средств в

данной валюте на счета иностранных фирм.

2. Полная конвертируемость. Она включает в себя как внутреннюю так и

внешнюю конвертируемость. Таким признаком обладают очень многие валюты в

мире. Но только рад из них считаются свободно конвертируемыми ( СКВ ). СКВ

обычно используется для определения валютной цены. СКВ считается свободной в

том смысле , что ода в полном объеме выполняет функции мировых денег.

3. Неконвертируемая ( замкнутая ) валюта - это валюта тех стран где

применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу . обмену . продажам и

покупкам валюты. Это валюта , которая функционирует только в пределах данной

страны и не обменивается на другие иностранные валюты.

Конвертируемость валют предполагает наличие резервных валют.

Резервная валюта - это национальные кредитно-денежные средства ведущих стран

участниц мировой торговли. Они используются для международных расчетов по

внешнеторговым операциям , иностранным инвестициям . при определении цены.

Резервной она называется потому , что в этой нац. валюте центральные банки

других стран накапливают и хранят резервы для международных расчетов. Для

того чтобы та или иная нац. валюта могла выступать в качестве резервной

валюты , нужно чтобы данная страна занимала значительные позиции в мировой

экономике, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах , что бы

эта страна имела развитую сеть кредитно-банковских учреждений , в т.к. и за

рубежом , емкий рынок ссудных капиталов. Осуществляя валютную политику ,

государство проводит меры косвенного и прямого регулирования валютного курса.

Косвенное воздействие на валютный курс связано с осуществлением мер

направленных на стабилизацию денежно-кредитной и финансовой системы страны.

Если центральный банк осуществляет мероприятие , направленное на снижение

инфляции . то это непременно скажется на обменном курсе нац. валюты -

обменный курс будет стабилизироваться.

Меры прямого регулирования валютного курса:

· Политика учетной ставки центрального банка. Повышая учетную ставку (

т.е. процент который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им

кредит ), ЦБ прямо воздействует на валютный курс в сторону его повышения.

Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше

покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на

валюту ведет к повышению обменного курса нац. валюты.

· Валютная интервенция. Это способ воздействия ЦБ страны на процессы

формирования курса своей валюты на международном валютном рынке. Валютная

интервенция осуществляется путем купли-продажи иностранной валюты имеющейся в

резервах ЦБ. Для повышения курса своей нац. валюты ЦБ продает определенную

сумму иностранной валюты против нац. для понижения курса своей валюты

покупает иностранную валюту в обмен на национальную.

2.2 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный контроль

осуществляется органами валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся Правительство Российской Федерации,

Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному и

экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему

органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и

экспортному контролю.

Агентами валютного контроля в России являются подотчетные соответствующим

органам валютного контроля организации осуществляющие свои функции в

соответствии с законодательством.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными

Центральному Банку России.

Исключительно важное место среди субъектов валютного контроля занимают

таможенные органы.

Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля

определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).

В компетенцию таможенных органов входит:

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ

и ценных бумаг в валюте РФ;

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных

ценностей;

- контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через

таможенную границу товаров и транспортных средств.

Началом современного этапа развития валютного законодательства в РФ стало

вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в

ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции

Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ

действует на территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте,

по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия

валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта

регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и

содержание.

В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита валюты

РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами

осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с

нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье 3

подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные

ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности

на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных

платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье

4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка

РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.

Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было

установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк

РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт

«агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе

законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом

разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права

и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные

операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного

законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и

агентов валютного контроля.

В феврале 2003 года был принят новый закон «О валютном регулировании и

валютном контроле». Ниже будет представлено экспертное заключение,

подготовленное Фондом развития парламентаризма в России в марте 2003г. В этом

документе, на мой взгляд, достаточно хорошо проиллюстрированы все плюсы и

минусы законопроекта:

«Представленный проект федерального закона внесен в Государственную Думу

Правительством РФ и представляет собой новую редакцию действующего Закона

Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года

(с последующими изменениями и дополнениями). Законодательные предложения

разработчиков документа обосновываются необходимостью последовательной

либерализации валютного законодательства и устранения имеющихся пробелов и

противоречий. Основными недостатками действующего закона являются: –

избыток разрешительных процедур, тормозящих развитие внешнеэкономической

деятельности и порождающих ситуации, опасные в смысле коррупции; –

несостоятельность действующей системы административного контроля за валютными

операциями не только для противодействия "бегству" капиталов, но и даже для

учёта его движения; – отсутствие механизмов реального противодействия

притворным сделкам, позволяющим уводить за рубеж "грязные деньги" с помощью

подставных фирм; – отсутствие четкого регулирования осуществления полномочий

органов и агентов валютного контроля; – наличие большого количества

отсылочных норм, следствием чего оказываются запутанность действующего

законодательства и его неудобство для субъектов регулирования. Таким

образом, важнейшими задачами реформы валютного законодательства являются

уточнение законодательных определений и основных требований к осуществлению

валютных операций, а также чёткое разграничение полномочий органов и агентов

валютного контроля. Кроме того, речь идет о необходимости дополнить

законодательство нормами прямого действия по вопросам, урегулированным в

настоящее время подзаконными актами, не перегружая при этом закон излишними

подробностями, затрудняющими его применение. Новый федеральный закон о

валютном регулировании и контроле должен отвечать требованиям либерализации

валютного контроля в сочетании с разумной достаточностью ограничений и

механизмов государственного регулирования. Очевидно также, что

законодательные предложения должны рассматриваться с точки зрения их

практической применимости и эффективности в рамках поддержания стабильности и

прогнозируемости национальной валюты и противодействия вывозу капитала

недобросовестными участниками валютных отношений. Преамбула законопроекта

предусматривает, что важнейшими целями законодательства о валютном

регулировании и валютном контроле являются обеспечение реализации единой

государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской

Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов

прогрессивного развития национальной экономики и международного

экономического сотрудничества. Несмотря на то что основным фактором

предотвращения вывоза капитала за рубеж является, в целом, создание

оптимальных социально-экономических и политических условий для привлечения

отечественных и иностранных инвестиций, законодательство о валютном

регулировании и валютном контроле выполняет роль важнейшего регулирующего

инструмента государственной экономической политики. Концептуальной новеллой

законопроекта является положенный в основу его норм диспозитивный принцип

"разрешено всё, что не запрещено". Так, в законопроекте предусмотрено, что

если порядок проведения валютных операций, порядок открытия и режимы счетов

не установлены органами валютного регулирования в соответствии с

законопроектом, то валютные операции осуществляются, счета открываются и

операции по счетам проводятся без ограничений. Кроме того, ст. 3 проекта

содержит принципы валютного законодательства, которые, с одной стороны,

указывают на основные направления правового регулирования в этой сфере и

конкретизируются нормами закона, а с другой стороны, могут быть применены как

нормы прямо действия в случае наличия пробелов и неточностей. Кроме того,

основными чертами представленного проекта являются: – либерализация

существующей системы валютного контроля, с сохранением требований об

обязательной репатриации валютной выручки; – установление переходного

периода, в течение которого будут действовать предусмотренные законопроектом

ограничения; – наличие большого количества отсылочных норм, предполагающих в

дальнейшем принятие многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, что

говорит о рамочном характере законопроекта; – расплывчатость критериев, при

которых могут быть введены ограничения (требования о резервировании, открытии

счетов и т.п.) для осуществления отдельных валютных операций. Хотя в

пояснительной записке к проекту федерального закона провозглашается

необходимость повышения "прозрачности" российского валютного

законодательства, следует отметить наличие в тексте законопроекта целого ряда

отсылочных норм, не имеющих прямого действия (особенно ст.ст. 8 и 9), для

реализации которых понадобится издание соответствующих подзаконных

нормативных правовых актов. Отметим, что принципиальным недостатком

действующего в настоящее время Закона РФ "О валютном регулировании и валютном

контроле" является именно его несостоятельность как законодательного акта

прямого действия. Это обусловлено присутствием огромного массива отсылочных и

диспозитивных норм, из-за чего содержание закона становится неопределенным и

зависимым от конкретных решений Банка России и уполномоченных федеральных

органов исполнительной власти. Неоднократно подчеркивалось, что валютное

регулирование и валютный контроль осуществляются сегодня не на основании норм

закона, а путём принятия многочисленных подзаконных нормативных правовых

актов. Авторами законопроекта предпринята попытка создания согласованной

системы валютного законодательства, в основу которой будет положен

рассматриваемый документ. В соответствии со ст. 4 проекта в состав валютного

законодательства включается неопределенный круг нормативных правовых актов.

Следует отметить, что подобный подход является крайне неудачным. Во-первых,

ст. 4 не отражает содержания п. "ж" Конституции РФ, в соответствии с которым

валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Во-вторых,

подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти не являются

законодательными актами и не могут быть включены в состав валютного

законодательства. В-третьих, законопроект никак не ограничивает предмет

регулирования подзаконных актов, а также не указывает на круг субъектов,

уполномоченных принимать нормативные акты, регулирующие валютные отношения.

Представляется, что принятие подзаконных нормативных актов может

осуществляться лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Положительным примером регулирования системы отраслевых законодательных и

подзаконных актов могут служить, в частности, ст.ст. 1–6 Налогового кодекса

РФ. Законопроектом предусматривается, что валютные операции по движению

капитала осуществляются без ограничений, за исключением операций,

предусмотренных статьями 8 и 9 законопроекта, в отношении которых ограничения

могут вводиться в целях предотвращения существенного сокращения

золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации,

а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

В связи с этим необходимо отметить следующее. Законопроект не устанавливает

достаточно четких критериев, на основании которых органами валютного

регулирования устанавливаются те или иные ограничения. Представляется, что

заложенная в законопроекте возможность, в частности, необоснованного

установления порядка обязательного резервирования средств может отрицательно

сказаться на инвестиционной привлекательности российской экономики. Кроме

того, эффективность подобных мер вызывает сомнения, так как вывоз валютных

ценностей может быть осуществлен с помощью текущих валютных операций.

Очевидно, что случаи, когда Правительство РФ и Банк России могут вводить

ограничения на проведение капитальных валютных операций, должны быть чётко

сформулированы в тексте законопроекта. В соответствии с положениями главы V

проекта "Заключительные положения" с 1 января 2007 года будут сняты следующие

ограничения: – порядок резервирования и возврата суммы резервирования; –

регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения

капитала; – порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и

нерезидентами; – порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных

на территории иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ; –

переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами РФ

в порядке, устанавливаемом Банком России. Предполагается, что с 1 января

2007 года норма об уведомительном порядке открытия и закрытия счетов,

предусмотренная законопроектом, будет действовать в отношении всех счетов,

открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных

государств. Таким образом, большинство мер валютного контроля будет

действовать до начала 2007 года. Тем не менее, в пояснительных материалах к

законопроекту не представлено обоснования выбора указанной даты. Следует

отметить, что альтернативные законодательные инициативы содержат предложения

об отмене всех "валютных ограничений" к 1 января 2005 года, либо через

полгода после вступления новой редакции закона в силу. Необходимо рассмотреть

вопрос о поэтапном проведении столь существенной либерализации валютного

регулирования. Помимо этого, отмена ограничений для открытия счетов на

территории иностранных государств, не являющихся членами Организации

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки

финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), не должна противоречить

тенденциям международного регулирования вопросов незаконной легализации

"грязных денег", которые сложатся к началу 2007 года. Учитывая, что ст.ст. 8

и 9 проекта будут отменены после 1 января 2007 года, представляется неясным

порядок применения по истечении переходного периода положений ст. 7, которая

содержит ссылку на данные статьи. Так как полномочие Правительства и

Центрального банка РФ по изданию обязательных для исполнения нормативных

актов, по существу, не будет ограничено четкой компетенцией этих органов в

сфере валютного регулирования, законопроект должен предусматривать новую

редакцию ст. 7, вступающую в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с

положениями законопроекта обязательная продажа валютной выручки резидентов

осуществляется в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше

30% от суммы. Полностью отменить это правило также предполагается к 2007

году. Для сравнения отметим, что действующее законодательство предусматривает

обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров

(работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через

уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней со дня

поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком,

установленным Банком России. Снижение нормы обязательной продажи валютной

выручки до 30%, на наш взгляд, позволит сделать её менее обременительной для

участников внешнеэкономической деятельности, но в то же время сохранить её

как необходимую меру валютного регулирования. Кроме того, представляется

правильным закрепление на законодательном уровне перечня сумм, которые не

включаются в сумму валютной выручки, подлежащей продаже, определение случаев

уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов

(расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок,

расчеты по которым осуществляются в соответствии с названным законом в

иностранной валюте). В соответствии со ст. 14 проекта, резиденты могут без

ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на

территории определенной группы иностранных государств, являющихся членами

Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы

разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Контроль за

данными действиями будет осуществляться с помощью процедуры уведомления – об

открытии/закрытии счёта необходимо уведомить органы валютного контроля не

позднее одного месяца со дня заключения/расторжения договора об открытии

счета с банком, расположенным за пределами Российской Федерации. Хотя

введение подобной нормы свидетельствует о либерализации валютного

регулирования, экспертами неоднократно отмечались опасность значительного

оттока капитала из РФ как следствия введения в действие указанной нормы, а

также возможность возникновения серьёзных проблемы для национальной

банковской системы. Законопроект предусматривает, что все текущие валютные

операции, а также операции движения капитала, за исключением прямо

предусмотренных законопроектом случаев, осуществляются без ограничений.

Данное положение законопроекта, безусловно, служит целям либерализации

валютного регулирования. Однако необходимо отметить, что законопроект относит

к операциям движения капитала предоставление кредитов и займов на любые

сроки, тогда как действующее законодательство не предусматривает никаких

ограничений для предоставления кредитов и займов на срок до 180 дней. Таким

образом, в проекте частично ужесточается режим валютных операций, что, по-

видимому, противоречит общей концепции документа. Отказ от действующего

сегодня разрешительного порядка осуществления операций, связанных с движением

капитала, подкреплен содержащимся в ст. 6 проекта запретом на установление

органами валютного регулирования требования о получении резидентами и

нерезидентами индивидуальных разрешений. Действующее законодательство

предусматривает, что валютные операции, связанные с движением капитала,

осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России, который в основном

сводится к необходимости получения разрешения на осуществление капитальной

валютной операции. Статья 8 законопроекта предусматривает, что операции

движения капитала, указанные в ней, осуществляются в порядке, устанавливаемом

Правительством РФ. Законопроект вводит перечень регулирующих мер,

устанавливаемых Правительством РФ. К таковым относятся требования к способам

обеспечения исполнения обязательств, включая требования о заключении

договоров страхования, резервирование в Банке России или уполномоченном банке

на срок не более 2 лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50% от суммы

проводимой валютной операции, резервирование в Банке России или

уполномоченном банке на срок не более 60 календарных дней до даты

осуществления валютной операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от

суммы проводимой валютной операции, открытие счета в уполномоченном банке,

установление режима счета. В соответствии со статьей 9 законопроекта

валютные операции движения капитала, указанные в этой статье, осуществляются

между резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Банком

России и может предусматривать: – требование об открытии счета в

уполномоченном банке; – установление режима счета; – требование о

резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой

валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления

валютной операции (либо на срок не более 1 года в сумме, не превышающей в

эквиваленте 20% от суммы проводимой операции). Перечень конкретных мер

валютного регулирования, применяемых Правительством РФ и Центральным банком

РФ в рамках установления порядка осуществления отдельных валютных операций

движения капитала, не является исчерпывающим. Нормы, предусмотренные ст.ст. 8

и 9, носят диспозитивный характер и не исключают установления иных

ограничений, не предусмотренных федеральным законом. Кроме того, п. 2 ст. 7

проекта также не лимитирует перечень ограничений, вводимых для капитальных

валютных операций, указанием на те меры валютного регулирования, которые

предусмотрены в ст.ст. 8 и 9. Таким образом, нормативные правовые акты

Правительства РФ и Центрального банка РФ могут содержать не предусмотренные в

законопроекте меры валютного регулирования, устанавливаемые в целях

предотвращения золотовалютных резервов, колебаний курса валюты РФ и т.д.

Таким образом, законодательное ограничение полномочий органов валютного

регулирования, предлагаемое проектом, носит половинчатый характер.

Необходимо обратить внимание на значительные последствия применения мер

валютного регулирования, предусмотренных в законопроекте. Так, обязанность

резервирования может быть установлена для отдельных видов валютных операций

на определенный срок (не более 2 лет), а предельная сумма резервирования

составляет от 20 до 100% от суммы проводимой операции. Под резервированием в

законопроекте понимается внесение суммы денежных средств в валюте Российской

Федерации на специальный счет без начисления процентов в Центральном банке

Российской Федерации или в уполномоченном банке с последующим внесением

уполномоченным банком суммы резервирования в Центральный банк Российской

Федерации. Введение данной меры может повлечь за собой снижение

инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики, повысить

издержки на проведение валютных операций, а также приведет к изъятию из

оборота компаний значительных средств на продолжительное время без уплаты по

ним процентов. В связи с этим представляется, что возможность и случаи

введения указанных мер подлежат уточнению и тщательной проверке с точки

зрения экономической обоснованности и возможных последствий для

внешнеэкономической деятельности в целом. Представляется целесообразным

рассмотреть вопрос о дополнении перечня операций движения капитала валютными

операциями, связанными с приобретением недвижимости за границей, что явится

дополнительной мерой противодействия утечке капитала. Отдельная статья в

законопроекте посвящена ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской

Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных

бумаг. Основные принципы осуществления этих операций, в отличие от

действующего законодательства, устанавливаются на законодательном уровне.

Законопроектом предусматривается, что без каких-либо подтверждающих

документов может вывозиться валюта в сумме, эквивалентной 1.500 долларов США.

При единовременном вывозе валюты, превышающей в эквиваленте 1.500 долларов

США, но не более суммы 10.000 долларов США, физические лица – резиденты и

нерезиденты представляют таможенным органам документы, подтверждающие перевод

или ввоз этим лицом иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие данным

лицом иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном

банке либо её покупку в уполномоченном банке, обмен иностранной валюты на

другую (конверсию), на сумму наличной иностранной валюты, рассчитанную как

разницу между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и суммой, равной в

эквиваленте 1.500 долларов США. Вместе с тем, законом от 27.02.03 № 28-ФЗ "О

внесении изменений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном

контроле"", предусмотрен иной порядок вывоза наличной иностранной валюты и

другие нормативы её вывоза. В соответствии с указанным федеральным законом

физические лица – резиденты могут единовременно вывозить из Российской

Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в

сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. При

этом не требуется представление таможенным органам Российской Федерации

документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была

ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или

приобретена в Российской Федерации. При единовременном вывозе из Российской

Федерации физическими лицами – резидентами наличной иностранной валюты в

сумме, не превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная

иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу Российской

Федерации. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими

лицами – резидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в

эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта

подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации путем подачи

письменной таможенной декларации. Таким образом, положения законопроекта

являются более "жёсткими" по сравнению с поправками в закон "О валютном

регулировании и валютном контроле", которые вступят в силу с 15 марта 2003

года. Необходимость обращения в органы валютного контроля за предварительной

регистрацией предусмотрена законопроектом в следующих случаях: для открытия

счета в банке за пределами Российской Федерации, вывоза резидентом или

нерезидентом иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и

внутренних документарных ценных бумаг, а также для ввоза в РФ валюты РФ и

внутренних документарных ценных бумаг. Действующее законодательство подобного

правила не содержит. Для осуществления процедуры предварительной регистрации

в Банк России необходимо представить довольно большой пакет документов. В

предварительной регистрации может быть отказано только по основаниям,

предусмотренным в законе. Предусматривается запрет на отказ в предварительной

регистрации в случаях, не указанных в законе, в том числе по мотивам

отсутствия экономической целесообразности. Отметим, что введение подобного

института свидетельствует о том, что валютный контроль переходит из стадии

административной в стадию информационную, когда основное – это сбор

информации, а не установление запретительных мер. Статья 1 предусматривает

введение новых понятий "внутренних" и "внешних" ценных бумаг, не используемых

в гражданском законодательстве и в законодательстве о фондовом рынке. Следует

подчеркнуть, что признаки, положенные в основу данной классификации, в ряде

случаев не позволят отнести ту или иную ценную бумагу только к одной из

категорий. Учитывая вышеизложенное, концепция законопроекта может быть

принята за основу при условии существенной доработки отдельных положений,

касающихся полномочий Правительства РФ и Центрального Банка РФ по

осуществлению мер валютного регулирования и контроля.»

"Черный вторник"

Состояние дел на валютном рынке, находившемся под контролем Центрального

банка еще в сентябре 1994 г., когда курс рубля к доллару США возрос с 2204 до

2643 рублей за 1 доллар США, не предвещало резких колебаний. Более того,

многие аналитики сходились во мнении, что, выйдя на новый уровень, связанный

с влия­нием сезонных колебаний, темпы прироста валютного кур­са

стабилизируются. Однако 10 октября курс доллара со­вершил рывок на 185

пунктов, а на следующий день вопре­ки ожиданиям многих участников валютного

рынка, и в первую очередь Центрального банка, - еще на 845 пунктов, в

результате чего за один день национальная валюта обесцени­лась на 21,5%,

котировки наличной валюты в этот день поднялись до 4000 - 5000 рублей за 1

доллар США. Разни­ца между покупкой и продажей валюты составляла 500 -1000

рублей за 1 доллар США. На создавшуюся ситуацию мгновенно отреагировал

товарный рынок: на многие това­ры цены поднялись на 50, 100 и даже 200%.

Последствия биржевой сессии на ММВБ во вторник 11 октября 1994 г. для

экономики страны казалось, будут сокрушительными:

практически все усилия правительства, направленные на ужесточение денежно-

кредитной политики в стране, могли быть сведены на "нет" в этот вторник.

Однако в результате совместных действий правительства и Центрального банка на

следующий день курс доллара США снизился на 190 пунктов, а на следующий день

- еще на 742 пункта, вернув­шись на те же позиции, которые он занимал до 10

октября. При этом, однако, цены на товары не снизились до исход­ных позиций.

Для выявления причин происшедшего была создана специальная правительственная

комиссия, а правительство Москвы потратило много сил для снижения

необоснованно завышенных цен. Были изменены правила торгов на ММВБ,

17 ноября 1998г.

С ноября '97 года российская экономика вошла в полосу острого и затяжного

кризиса на финансовых рынках, который стал тяжёлым испытанием для наших

финансов и денежной системы.

До ноября в экономике отмечались определённые позитивные тенденции- снижение

инфляции (≈ до 11% в год), прекращение спада и небольшой рост

производства. При этом происходил рост денежной массы и кредитных вложений в

реальную сферу (на 38% в год), процентные ставки для конечных заёмщиков

снизились ≈ с 70 до 30%. Эти факты свидетельствуют о начале

интенсивного процесса монетизации экономики. Существенно возросли иностранные

инвестиции.

По данным министерства экономики, за '97 год объём зарубежных инвестиций

составил 3,2 млрд. долл., что в 1,5 раза больше чем за '96. Общий объём

накопленных иностранных инвестиций в '97 году достиг, по оценке, 9,3 млрд.

долл.

Наиболее привлекательные отрасли российской экономики для иностранных прямых

инвестиций приведены в диаграмме:

Курсовая: Валютные биржи

Накопленный с '92г. объём иностранных инвестиций в Россию составил на конец

'97 года всего 23 млрд. долл. Насколько малы эти показатели для нашей страны,

становится ясно при сравнении с Китаем, в который ежегодно поступают

иностранные инвестиции в размере 20 – 25 млрд. долл.

Правда, эти позитивные тенденции развивались на фоне ряда застарелых

слабостей нашей экономики, прежде всего бюджетного кризиса, связанным с

плохим сбором налогов, высокими обязательствами государства по расходам и

неэффективной системой контроля за использованием государственных средств, и

как следствие, значительным дефицитом федерального бюджета.

Федеральный бюджет России за '97 год сведён с дефицитом 86,5 трлн.

неденоминированных рублей (≈ 14,9 млрд. долл.), что составляет 3,2% к

ВВП, свидетельствуют данные Госкомстата и Минфина России.

Законодательно установленный размер бюджетного дефицита России на '97 год

составлял 3,5% к ВВП. Вместе с тем, по результатам исполнения федерального

бюджета '97 года дефицит достиг 21,1% от общей суммы расходов, при

законодательно установленном размере в 18,01%. Дефицит федерального

бюджета'97 на 38,2% был покрыт за счёт внутреннего финансирования (в основном

доходов от операций с ГКО). Из внешних источников профинансировано 61,8%.

Доходы федерального бюджета'97 составили 74,3% от законодательно утверждённой

суммы (т.е. без учёта секвестра). Расходы бюджета исполнены на 77,3% от

утверждённой суммы и на 97,1% от секвестрированного объёма ассигнований.

В основном, поэтому в ноябре'97 российская экономика оказалась весьма

чувствительна к волне мирового финансового кризиса, пришедшего из Азии, к

ухудшению конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей, а по-русски, к

падению цен на нефть.

Следует отметить, что и в первые 5 месяцев '98 года по основным объективным

показателям в российской экономике дела в целом шли не хуже, чем в '97. Рост

потребительских цен с начала года составил 4%, что в 1,5 раза ниже темпа

инфляции за тот же период '97. Объём ВВП и промышленной продукции остались

практически стабильны. Стабильны также показатели, характеризующие уровень

жизни населения.

Однако на финансовых рынках ситуация развивалась драматически. С ноября'97

трижды (ноябрь, январь, май) наблюдались резкие падения котировок российских

государственных и корпоративных ценных бумаг, доходность по ГКО выросла с 19-

22% в ноябре'97 до 60-70% в мае-июне'98.

Резко обострилось положение с бюджетом. Несмотря на сокращение бюджетного

дефицита (4,4% к ВВП против 6,7% в '97 по международному определению) и

превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд. р. за 5

месяцев), всё больше средств пришлось использовать на погашение долговых

обязательств, чтобы не перефинансировывать их по чрезмерно высоким ставкам

доходности. С апреля снова стал ухудшаться сбор налогов и соответственно

бюджетных назначений по непроцентным расходам. Вновь стала расти задолженность

по ЗП бюджетникам и пенсиям.

В этих условиях вновь подскочили ставки по ссудам для реальной сферы,

сократились кредитные вложения. Позитивные тенденции оказались сломлены.

Страна оказалась перед опасностью нового обострения кризиса.

Все неприятности почему-то начинаются с понедельника. Всю предыдущую неделю

страну мучили «ночные кошмары» и беспокоило смутное предчувствие

надвигающейся беды. Неужели грянет? Но к субботе нервное перенапряжение и

усталость дали себя знать, и граждане, слегка ошарашенные зрелищем финансовой

и фондовой катастрофы, отправились отдыхать. Только в резиденции президента

«Русь» в это время вовсю кипела работа. Четыре человека - Борис Ельцин,

Сергей Кириенко, Анатолий Чубайс и Валентин Юмашев сошлись вместе для того,

чтобы уже в понедельник страна поперхнулась глотком утреннего кофе и потом

долго недоумевала, что бы все это значило.

13 августа стало "черным четвергом" для российских рынков. Котировки акций в

этот день снизились до беспрецедентного уровня. Возникла реальная угроза

краха банковской системы.

Несмотря на то, что власти продолжали утверждать, что не допустят девальвации

рубля, а премьер Кириенко заявил, что причины кризиса находятся в области

психологии, а не реальной экономики, то, что произошло в конце предыдущей

недели, можно назвать одним словом - паника.

Кризис коснулся сразу нескольких рынков. Утро четверга началось с нового

падения цен на фондовом рынке. Фактически парализованной оказалась торговля

на рынке государственных ценных бумаг - ГКО. На западных рынках упала

доходность российских еврооблигаций. Объемы торгов свелись к минимуму. Никто

не хотел рисковать и покупать ценные бумаги. Иностранные инвесторы бросились

выводить свои денежные средства. Резко на 15-20% рухнули котировки акций

крупнейших российских компаний. Несмотря на сверхпривлекательную доходность

государственных облигаций, которая достигала на пике 300% годовых, что

примерно соответствует уровню 1995 г., в основном торговались бумаги с очень

короткими сроками обращения. Все фондовые индексы резко пошли вниз. Решением

Федеральной комиссии по ценным бумагам почти на час были приостановлены торги

на биржевых площадках. Получасовой интервал в торгах позволил несколько

снизить накал страстей, однако даже без этих решений активность участников на

рынке была невелика.

На завершающем этапе операции в бой вступила тяжелая артиллерия. Не раньше и

не позже, а почему-то именно 13 августа известный финансовый спекулянт Джордж

Сорос выступил в лондонской газете «Financial Times» с заявлением о том, что

кризис финансового рынка в России достиг смертельной фазы. По мнению

финансиста, для выхода России из кризиса ей потребуется не менее 50 млрд

долл. Золотовалютный резерв ЦБ РФ тогда находился на уровне 18 млрд долл.,

еще 17 млрд было предоставлено в виде займа. Не хватало еще 15 млрд. Он

призвал государства "большой семерки" незамедлительно помочь России, выделив

ей дополнительно недостающие 15 млрд долл. В сложившейся ситуации лучшим

выходом из создавшегося положения для России Сорос считал всю ту же

девальвацию рубля в пределах 15-20%, и после этого жесткую привязку рубля к

доллару США или евро. Правда, днем позже, когда дело было сделано, Сорос

заявил, что его просто неправильно поняли, что заваливать рубль никак не

входило в его планы, а совсем даже наоборот, и что вообще рубль тут ни при

чем. Оказывается, игра велась против немецкой марки, а рубль так, под горячую

руку подвернулся. Действительно, фонды Джорджа Сороса провели почти за сутки

крупную операцию по продаже доллара США и покупке немецкой марки на сумму

порядка 2 млрд долл. Однако не стоит забывать, что Сорос имел серьезные

финансовые интересы и в России. Его вложения в российский рынок оценивались в

2,5 млрд долл., поэтому его заявление о необходимости удешевления рубля можно

расценивать как подготовку к осенней распродаже госсобственности.

А в ЦБ открещивались от девальвации как могли. Заместитель председателя ЦБ

Денис Киселев, комментируя заявление Сороса, сказал, что реализация мер,

предлагаемых им, не позволит решить стоящих перед правительством задач, но

внесет нервозность на финансовые рынки. Проведение единовременной девальвации

рубля на 10-20% внесет дополнительный дестабилизирующий фактор на рынки и

создаст благоприятные условия для спекулятивной игры. Начальник PR Ирина

Ясина заявила, что «мы не рассматриваем эту проблему в принципе. Все слухи о

том, что у нас готовятся некие документы - это вымысел и ложь. Мы не

рассматриваем эту проблему, потому что мы очень хорошо понимаем, что она не

ведет ни к чему хорошему, а наоборот создает дополнительные проблемы, как то,

усугубляющаяся бедность, обесценение тех вкладов, которые есть сейчас у наших

граждан в любом банке страны. И плюс это большие трудности для банковской

системы, из которых безболезненно она не выйдет... Призывы о том, что нам

необходимо девальвировать рубль, раздающиеся из-за рубежа или внутри страны,

мы воспринимаем только как призывы людей, либо далеких от жизни этой страны,

либо корыстных».

Кабинет Кириенко тоже демонстрировал уверенность в своих силах и четкое

следование собственной программе. Премьер прямо заявил, что никаких

финансовых предпосылок для паники нет. При общении с журналистами Кириенко

акцентировал внимание на то, что сегодня бюджет страны сбалансирован как

никогда. Даже при худшем варианте развития событий правительство сумеет

расплатиться по своим долгам. «Сегодня мы имеем гораздо больший запас

резервов Центрального банка с учетом полученных средств от МВФ... Мы сделали

несколько вариантов бюджета августа - и пессимистический и оптимистический.

Даже вот сейчас в худшем варианте, когда рынки закрыты, и мы не можем

рефинансировать государственный долг на рынках, все равно бюджет августа

сбалансирован. Мы практически завершили выплату задолженности по денежному

довольствию, по зарплате за июль и в любом случае профинансируем все

необходимые расходы, первоочередные расходы августа, при этом обеспечив

полное обслуживание долга».

Главными причинами лихорадки на фондовых рынках, по убеждению премьера,

являются причины внешние и психологические - падение мировых цен на нефть и

общее для всех развивающихся рынков негативный настрой. А лучшим ответом

паникерам Кириенко считает безусловное исполнение программы правительства, и

Кабинет министров придерживается именно этой тактики. В самый разгар паники

премьер был подчеркнуто спокоен и деловит. Заседание правительства в четверг

прошло строго по заявленной повестке дня. Кабинет одобрил пакет вносимых в

Думу законопроектов, которые, по замыслу правительственных финансистов, и

должны способствовать впредь пополнению казны. Меньше всего премьер был

склонен вступать в дискуссии о будущих сценариях, а слова "девальвация рубля"

вообще не произнес ни разу. «Психоз больше чисто психологический, -

подчеркнул Кириенко, - он связан с ситуацией внешней, он связан с

конъюнктурой и различными спекуляциями в общественном мнении о какой-то,

якобы, утечке информации, о каких-то потенциальных безумных сценариях

действий. Могу совершенно ответственно сказать, что программа правительства

сформулирована - совместная программа правительства и Центрального банка, и

единственное, что мы будем делать - это безусловно ее выполнять».

Что характерно, и президент, и премьер делали свои судьбоносные заявления вне

пределов столицы. Находящийся в отпуске президент во время посещения

Новгорода впервые за время обострения кризиса прямо заявил на всю страну, что

из-за финансовых неурядиц он не собирается прерывать отпуск: «Девальвации не

будет. Твердо и четко». Премьер, в свою очередь, тоже посчитал необходимым

развеять остатки сомнений, еще раз высказавшись по поводу перспектив

девальвации и финансового кризиса после окончания заседания ассоциации

«Большая Волга», проходившем в Казани. «Некоторые сомневаются, - сказал

Кириенко, - в том, что мы все вместе, государство сможем переломить тенденцию

и начать жить по средствам. Опасения инвесторов - они же понятны. Они

заключаются в одном - экономические преобразования, которые надо сделать,

тяжелы, сложны, требуют очень жестких действий. Но ничего другого, кроме как

реализовать программу, обеспечив сбалансированность доходов и расходов, на

этой основе стабилизировать финансовый рынок, а после этого реализовать

нормальную промышленную политику, обеспечивающую сбалансированность

платежного баланса страны - не существует. Мы обязаны это сделать».

Центральный банк, в свою очередь, поспешил заверить, что все держит под

контролем и готов к решению любых возникающих проблем. Решение совета

директоров банка ввести лимиты на продажу валюты для коммерческих банков уже

затормозило спрос на доллары. Эту шокирующую новость Ирина Ясина

прокомментировала так: «Вся та валюта, которая нужна банкам для выполнения

обязательств перед кредиторами, будет им продана без разговоров. Вся та

валюта, которая необходима для выполнения обязательств перед вкладчиками,

тоже будет продана. Только в том случае, если банк хочет превратить свои

рублевые активы в валютные и оставить их без

движения, так сказать, на черный день, в кубышку, вот тогда мы будем

настаивать на том, чтобы не продавать им валюту».

К пятнице фондовый и финансовый рынки лежали в руинах. Банковская система

страны пребывала в тяжелейшей коме. Если биржевая паника сама собой начала

понемногу утихать, то межбанковский рынок просто умер. Для предотвращения

лавинообразного невыполнения банками своих обязательств, ЦБ в 10 раз увеличил

объемы однодневных кредитов. Крупным банкам, чтобы покрыть потери, возникшие

из-за падения российских еврооблигаций, также были выделены кредиты.

Поскольку банки закрыли друг на друга лимиты, реальную валюту они могли

купить только на ММВБ по фиксированному курсу ЦБ. Несмотря на то, что объемы

торгов достигли рекордного уровня, многие банки приостановили операции с

наличной валютой. Ажиотажный спрос на валюту объяснялся прежде всего

ожиданием девальвации. Только жесткие нестандартные решения могли вывести

страну из финансового тупика. И такие решения были приняты.

В понедельник правительство РФ и Центробанк распространили совместное

заявление, содержащее комплекс мер, направленный на нормализацию финансовой и

бюджетной политики.

Первое. Для того, чтобы ослабить остроту спекулятивных атак и избежать

сокращения валютных резервов ЦБ, направляемых на поддержание курса рубля, с

17 августа валютный коридора расширен почти на 50%. Теперь цена за доллар

может колебаться от 6 до 9,5 руб. Официальный курс рубля определяется

Центральным банком ежедневно по итогам торгов на биржевом и внебиржевом

секторах внутреннего валютного рынка. Для контроля за динамикой колебаний

валютного курса в установленных рамках государство будет использовать свои

валютные резервы. Система плавающего изменения курса означает возможность

более гибко реагировать на ситуацию на рынке, а отнюдь не девальвацию,

подчеркнул Кириенко. Что ж, может быть. Во всяком случае решительность и

смелость Сергея Кириенко вполне компенсируют его извинительные в таких

двусмысленных обстоятельствах попытки сохранить лицо.

Второй пункт касается государственных кредитных обязательств. Снижение

нагрузки на бюджет и реструктуризация внутреннего долга позволит

правительству высвободить средства на погашение задолженности перед бюджетной

сферой и на социальные выплаты. В этих целях государственные ценные бумаги со

сроками погашения до 31 декабря 1999 г. будут переоформлены в новые ценные

бумаги, а пока не завершится переоформление, торги по ГКО-ОФЗ

приостанавливаются. Государство без сомнения обеспечит их погашение, но в

более растянутые сроки. Это означает гарантию того, что пирамида ГКО не

обрушится на головы наших сограждан, а будет аккуратно демонтирована.

Третье. Чтобы окончательно не «посадить» ликвидность банков и компаний,

обеспечить защиту российского рынка от дестабилизирующего воздействия

миграции краткосрочного спекулятивного капитала, правительство вводит

временные ограничения на операции капитального характера для резидентов РФ. С

17 августа '98г. объявлен трехмесячный мораторий на осуществление выплат по

возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов, на выплату

страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг и на

выплаты по срочным валютным контрактам. Особо подчеркнем, что объявленные

меры не коснутся международных обязательств России, которые будут

обслуживаться строго по графику. Одновременно вводится запрет для

нерезидентов на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1

года. Нетрудно представить себе реакцию иностранных кредиторов, и без того не

страдающих избытком доверия, но тут логика правительства проста и понятна.

Эти меры объективно работают на улучшение всей экономической ситуации и

инвестиционного климата в стране. Отпугнув недоверчивого портфельного

спекулянта, они будут способствовать приходу серьезных стратегических

инвесторов в реальный сектор экономики.

Кроме того, поддержка правительством и ЦБ создания платежного пула из 12-ти

крупнейших российских банков, целью которого является поддержание

стабильности межбанковских расчетов, означает намерение взять наконец под

жесткий контроль банковскую систему страны, что есть несомненное благо как

для крупных банков, так и для исполнительной власти. Обрушившийся финансовый

рынок нуждается в реконструкции и притоке дополнительных средств. В целях

создания ликвидного рынка для коммерческих банков правительство начнет

размещение краткосрочных (одно- и двухнедельных) государственных ценных

бумаг. Будет расширен спектр бумаг, выпускаемых для населения.

Среди проявлений финансового кризиса в России, особенно обострившегося к

августу 1998 года, можно назвать следующее.

Во-первых, снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к

Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России. Прежде

всего, это означает утрату возможностей занимать деньги как на внешних, так и

на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие,

дальнейшее отдаление перспектив экономического роста.

Во-вторых, резкое снижение уровня цен на рынке государственных долговых

обязательств и последующее принудительное переоформление ГКО-ОФЗ в

долгосрочные низкопроцентные бумаги, по сути означающее дефолт

государственных обязательств.

В-третьих, быстрая девальвация национальной валюты, стабильность которой

являлась стержневым условием всего предыдущего курса макроэкономической

стабилизации.

В-четвертых, резкое ускорение инфляционных процессов в экономике как

следствие повышения цен на импортную продукцию, составляющую значительную

долю всего российского потребления и бегства от рублей в условиях

девальвации.

В-пятых, закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования

дефицита государственного бюджета вследствие беспрецедентных мер

Правительства по существу означают переход к инфляционному характеру

финансирования и возвращение к практике кредитования Центробанком

Правительства России или достижение бездефицитного бюджета. Это, в свою

очередь, повысит темпы роста денежной массы и неизбежно скажется на росте

потребительских цен, курсе доллара и общем ослаблении жесткости денежно-

кредитной политики.

В-шестых, крах отечественного банковского сектора, происходящего не только

из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации

важнейшего источника получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ. Специфика

отечественной финансовой системы состояла в её крайней зависимости от

пирамиды государственных ценных бумаг. Таким образом, дефолт на данном рынке

в отсутствие других надежных источников дохода у коммерческих банков

(например, кредитов в реальный сектор) должен привести к обострению кризиса

неплатежей по всей стране, осуществляемых банковской системой.

В-седьмых, дефолт на рынке ГКО-ОФЗ, серьезно ухудшивший финансовое состояние

большинства российских банков, практически разрушил межбанковский кредитный

рынок. В целях выживания банки объединились в несколько групп, однако, и это

скорее всего не станет панацеей, поскольку несмотря на то, что крупному

финансовому институту или группе легче получить кредит, западные банки вряд

ли станут кредитовать наш западный сектор.

В-восьмых, обвал на российском рынке акций, отразивший реальную

привлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор.

Индекс РТС-1 с начала октября 1997 года (максимальное за всю историю значение

индекса РТС-1, зафиксированное 6 октября 1997 года составило 571,66.) до

начала сентября 1998 года упал на 90%.

В-девятых, ожидаемое усиление деловой активности в нефтегазовом и других

экспортоориентрованных секторах экономики благодаря изменению соотношения

"затраты в рублях/выручка в валюте" может не произойти, поскольку в условиях

обострения бюджетного кризиса государство постарается выбирать все

дополнительные прибыли из сектора.

В-десятых, произошло обострение социально-политический ситуации, поскольку

любой кризис, а тем более, девальвация национальной валюты, быстро

уменьшающая размеры рублевых сбережений и доходов населения является

дополнительным козырем в руках оппозиции.

Список использованной литературы.

1. Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. - М.: ПАИМС,

1995.

2. Хапов А. Новое валютное регулирование // Внешняя торговля. 1992. №

11 - 12.

3. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном

контроле" от 27 февраля 2003 года № 28-ФЗ

4. Курс экономики: Учебник.— 2-е изд., доп./Под ред. Райзберга Б.А..—

М.:ИНФРА-М, 1999. — 716 с.

5. Финансовое право. Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н..

/под ред. Проф. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 448 с.

6. www.forex.h1.ru

7. www.e-finansist.ru

8. www.investo.ru

9. www.fxclub.ru

10. Ерпылева Н. – Правовые аспекты механизма валютного регулирования в

Российской Федерации. // Хозяйство и право, 1999, № 1, № 2;

11. Алексеев М.Ю. – Рынок ценных бумаг – М.: 1992 г.;

12. Голубков А.Ю. – Правовое регулирование рынка ценных бумаг //

Государство и право. 1997 г., № 2;

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.