|
|
|
|
Диплом: Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия
Из таблицы видно, что кредиторская задолженность на 1 декабря 2002 года
составила 10 375,5 млн.рублей, из нее на просроченную приходилось 2 501,1
млн.рублей или 24% от общего объема кредиторской задолженности (на 1 декабря
2001 года – 4 088,8 млн.рублей (5,3%). По сравнению с предыдущим месяцем
общий объем кредиторской задолженности снизился на 2,1 %, в том числе по
просроченной вырос – на 5,5%. В просроченной кредиторской задолженности
основную долю занимают долги предприятий промышленности – 1 269,8 млн.рублей
или 51%.
Задолженность по полученным кредитам банков и займов организаций на 1
декабря 2002 года составила 6 830,5 млн.рублей или 1,0% от общего объема
задолженности по полученным кредитам банков и займам.
«Таблица 10»
Структура просроченной дебиторской задолженности организаций по основным
отраслям экономики на 1 декабря 2002 года
| Всего по г. Орлу | В том числе | Промыш- ленность | Транс- порт | Связь | Строи- тельство | Торговля и обществен- ное питание | ЖКХ | Кол-во предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, всего | 373 | 98 | 20 | 6 | 71 | 76 | 19 | Продолжение «Таблицы 10» | в т.ч. имеющих просро- ченную задолженность | 141 | 48 | 9 | 3 | 39 | 7 | 9 | Сумма задолженности, всего, млн.рублей | 7994,7 | 2344,5 | 108,5 | 204,3 | 811,6 | 241,8 | 397,2 | В т. ч.просроченная | 2380,5 | 1224,7 | 13,3 | 65,8 | 105,5 | 3,9 | 239,3 | Из нее: | | | | | | | | Задолженность покупате- лей и заказчиков за товары, работы и услуги | 1955,2 | 1145,3 | 12,1 | 60,5 | 91,6 | 3,9 | 234,5 |
Из таблицы видно, что дебиторская задолженность на 1 декабря 2002 года
составила 7 994,7 млн.рублей, из нее просроченная – 2380,5 млн.рублей или
30,0% от общего объема дебиторской задолженности (на 1.12.2001 года – 2 306,1
млн.рублей или 19%). По сравнению с предыдущим месяцем общий объем
дебиторской задолженности вырос на 2,8%, в том числе по просроченной – на
3,1%. В структуре просроченной дебиторской задолженности основную долю
составляют предприятия промышленности – 51%, где 88% ее приходится на отрасль
электроэнергетики (1 078,4 млн.рублей – задолженность потребителей за
электроэнергию).
Наличие кредиторской задолженности, необеспеченной дебиторской, является
одной из основных причин неплатежеспособности предприятий.
«Таблица 11»
Структура кредиторской задолженности, необеспеченной дебиторской по состоянию
на 1 декабря 2002 года, млн.рублей
| Задолженность | Превышение кредиторской за- долженности над дебиторской | Дебиторская | Кредиторская | Всего | в % к дебиторской задолженности | Всего | 7994,7 | 10375,5 | 2380,8 | 30 | В том числе: | | | | | Промышленность | 2344,5 | 3495,1 | 1150,6 | 49 | Продолжение «Таблицы 11» | Транспорт | 108,5 | 146,1 | 37,6 | 35 | Связь | 204,3 | 772,3 | 568,0 | в 2,8 р | Строительство | 811,6 | 1284,1 | 472,5 | 58,2 | Торговля и общественное питание | 241,8 | 637,0 | 395,2 | в 1,6 р | Жилищно-коммунальное хозяйство | 397,2 | 848,3 | 451,1 | 113,6 |
Из таблиц видно, что дебиторская задолженность по состоянию на 01.12.2002
года составляет 7 994,7 млн.рублей, а кредиторская – 10 375,5 млн.рублей.
В связи с недостаточностью средств городского бюджета в ограниченном объеме
выделялись ассигнования на приобретение оборудования и капитальный ремонт.
Вместе с тем, в 2002 году приобретено 15 компьютерных классов, оплата 30%
стоимости которых осуществлена за счет средств городского бюджета, остальные
70% - из федерального и областного бюджетов. С 01.09.2002 года в областной
бюджет переданы 3 школы-интерната, находящиеся в государственной
собственности, что позволило снизить нагрузку на городской бюджет.
Музыкальным школам при плане 24 148 тыс.рублей освоено 23 134 тыс.рублей или
95,8%. По сравнению с 2001 годом расходы увеличились на 47%.
«Таблица 12»
Расходы на управление культуры за 2002 год, тыс.рублей
Наименование | Бюджет на 2002 год | Факт за 2002 год | % исполн | Управление культуры, всего | 40 630 | 38 693 | 95,2 | В том числе: | | | | - государственное управление и местное самоуправление | 1 124 | 921 | 81,9 | Продолжение «Таблицы 12» | Из них: | | | | Расходы на содержание аппарата и обеспечение деятельности | 1 124 | 921 | 81,9 | - образование | 24 148 | 23 134 | 95,8 | Из них: | | | | Общее образование | 24 148 | 23 134 | 95,8 | - культура и искусство | 15 358 | 14 638 | 95,3 | Из них: | | | | Дворцы и дома культуры, другие учреждения клубного типа | 2 562 | 2562 | 100 | Библиотеки | 5 299 | 5 032 | 95,0 | Театры, концертные и другие организации | 1 732 | 1 732 | 100 | Прочие учреждения и мероприятия в Области культуры | 5 765 | 5 312 | 92,1 |
Из таблицы видно, что учреждениями культуры при плане 15 358 тыс.рублей
освоено 14 638 тыс.рублей или 95,3%. По сравнению с 2001 годом расходы
увеличились на 32%. Резкий рост расходов на музыкальные школы и учреждения
культуры произошел в связи с оплатой коммунальных услуг за счет средств
городского бюджета.
| | |
«Рис. 5»
Исполнение бюджета по расходам на управление культуры за 2002 год
Прямые расходы на здравоохранение составили 197 253 тыс.рублей при плане 217
178 тыс.рублей. План выполнен на 90,8%, по сравнению с 2001 годом расходы
увеличились на 10%. На медикаменты израсходовано 17 475 тыс.рублей или 94,6%
к плану, в том числе по бесплатным медикаментам – 16 009 тыс.рублей или
95,5% к плану. Финансирование осуществлялось ежемесячно 1 раз в две недели в
соответствии с фактическими затратами.
В связи с ограниченностью средств бюджета недофинансированы расходы на
приобретение оборудования на 1 044 тыс.рублей и капитальный ремонт учреждений
здравоохранения на 1 716 тыс.рублей. Но вместе с тем, по поликлинике № 3
допущен перерасход по статье «Капитальный ремонт» за счет использования
остатков средств на 01.01.2002 год.
За счет средств городского бюджета для реализации программы всеобщей
диспансеризации детей приобретено 4 компьютера. Для детской поликлиники № 2 и
поликлиники № 1 приобретено по автомобилю для обслуживания вызовов населения
на дом.
За счет благотворительных средств, поступивших в 2002 году для станции скорой
помощи было приобретено 6 автомобилей на сумму 1 555 тыс.рублей.
План расходов по оплате взносов ТФОМС за неработающее население выполнен на
90,9% (план 145 480 тыс.рублей, факт 132 231 тыс.рублей).
«Таблица 13»
Расходы на капитальное строительство из бюджета г. Орла
за 2002 год, тыс.рублей
| Бюджет на 2002 г | Факт за 2002 год | % исполн | Капитальное строительство, всего | 21 200 | 21 200 | 100 | В том числе: | | | | -муниципальное жилищное строительство | 3 200 | 3 200 | 100 | -коммунальное строительство | 1 300 | 1 300 | 100 | из них: | | | | водовод поселка Лужки | 300 | 300 | 100 | котельная по ул. Карачевская | 1 000 | 1 000 | 100 | Продолжение «Таблицы 13» | -образование | 10 289 | 10 289 | 100 | из них: | | | | плавательный бассейн (школа № 45) | 5 300 | 5 300 | 100 | пристройка к школе № 24 | 2 289 | 2 289 | 100 | школа № 10 пос.Лужки | 700 | 700 | 100 | художественныя школа | 2 000 | 2 000 | 100 | -здравоохранение | 4 411 | 4 411 | 100 | из них: | | | | поликлиника медобъединения им.Боткина | 3 511 | 3 511 | 100 | хирургический корпус больницы им.Семашко | 900 | 900 | 100 | -прочие | 800 | 800 | 100 | из них: | | | | Храм Иконы Смоленской Божией Матери | 800 | 800 | 100 | -долевое участие в строительстве жилого дома по пер.Южный | 1 000 | 1 000 | 100 | -прочие | 200 | 200 | 100 | из них: | | | | выставочный зал художника Курнакова | 200 | 200 | 100 |
Из таблицы видно, что расходы на капитальное строительство за 2002 год
составили 21 200 тыс.рублей или 100% от утвержденных на год ассигнований, в
том числе:
· Муниципальное жилищное строительство – 3 200 тыс.рублей;
· Коммунальное строительство – 1 300 тыс.рублей;
· Образование – 10 289 тыс.рублей;
· Здравоохранение – 4 411 тыс.рублей;
· Прочие – 800 тыс.рублей;
· Долевое участие в строительстве жилого дома по пер. Южный – 1 000
тыс.рублей;
· Прочие – 200 тыс.рублей.
| | |
«Рис. 6»
Исполнение бюджета по расходам на капитальное строительство за 2002 год
Расходы на государственную поддержку транспортных предприятий, осуществляющих
пассажирские перевозки, сложились в целом за истекший год в сумме 16 354
тыс.рублей при плане 16 620 тыс.рублей. МП ПАТП-1 профинансировано на сумму
14 399 тыс.рублей или на 98,0% от плана. МП «Орелэлектротранс»
профинансировано в сумме 1 955 тыс.рублей при плане 1 920 тыс.рублей. На
37 000 тыс.рублей Управлением финансов и налоговой политики администрации
Орловской области проведен зачет кредиторской задолженности прошлых лет за
теплоэнергию ОАО «Орелэнерго» в соответствии с соглашением с РАО ЕЭС от
06.09.2002 г. № 1-1380. Кроме того, муниципальному транспорту выдан
бюджетный кредит в сумме 21 560 тыс.рублей.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство при плане 282 925 тыс.рублей
фактически составили 279 560 тыс.рублей или 98,8%.
По Жилищному ремонтно-эксплуатационному объединению при плане 188 692
тыс.рублей освоено 186 230 тыс.рублей. На оплату потребленной теплоэнергии по
отоплению и горячему водоснабжению жилых домов направлено 137 201 тыс.рублей
или 73,7% общей суммы расходов.
На возмещение расходов от предоставления малоимущим слоям населения субсидий
на оплату жилья и коммунальных услуг (трансферты населению) израсходовано 789
тыс.рублей или 87,7% от плана. Из указанной суммы 516 тыс.рублей
компенсировано ГУДПП «Орелоблэнерго», 273 тыс.рублей – тресту «Орелгоргаз».
На покрытие убытков МУП ЖРЭО от основной деятельности направлено 47 820
тыс.рублей.
МУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» профинансировано в сумме 92
897 тыс.рублей или 99,2% от плана, из них расходы на содержание дорог и
искусственных сооружений составили 35 142 тыс.рублей. За отчетный период в
городе отремонтировано и реконструировано 227,5 тыс.кв.м. асфальтобетонных
покрытий, уложено 6,3 тыс.кв.м. тротуарной плитки. Целевая программа по
капитальному ремонту и строительству тротуаров выполнена на 421 тыс.рублей.
Расходы на уборку города составили 24 942 тыс.рублей.
Расходы на озеленение сложились в сумме 10 033 тыс.рублей. Целевая программа
нового зеленого строительства выполнена на 2 777 тыс.рублей.
Расходы на освещение улиц и текущее обслуживание сетей составили 11 143
тыс.рублей. По мере необходимости проводился текущий ремонт уличного
освещения и обеспечивалась праздничная иллюминация города.
Расходы на содержание и благоустройство кладбищ сложились в сумме 1 298
тыс.рублей. Целевая программа по благоустройству и расширению территорий
городских кладбищ выполнена на 813 тыс.рублей.
На другие мероприятия МУ УКХ израсходовано 10 339 тыс.рублей. Проведена
реконструкция дороги по ул. 2-ой Посадской, построено 658 м водопровода, 219
м хозбытовой канализации.
За 2002 год МУП «Банно-прачечное хозяйство» профинансировано в сумме 400
тыс.рублей или 80% от предусмотренной суммы.
«Таблица 14»
Расходы на финансирование целевых программ в 2002 году, тыс.рублей
Наименование программы | Бюджет на 2002 г | Факт за 2002 год | % исполн | 1.Целевая программа по обеспечению образовательных учреждений г. Орла информационно-вычислительной техники | 2 000 | 1 376 | 68,8 | 2.Целевая программа модернизации и технического оснащения централизованной библиотечной системы г. Орла | 587 | 578 | 98,5 | 3.Комплексная целевая программа «Молодежь Орловщины» | 308 | 234 | 76,0 | 4.Целевая программа оснащения медицинским оборудованием, твердым инвентарем и автотранс- портом городских учреждений здравоохранения | 4 693 | 2 977 | 63,4 | 5.Комплексная целевая программа благоустройства города | 2 320 | 4 011 | 172,9 | 6.Целевая программа капитального строительства объектов | 21 200 | 21 200 | 100,0 | 7.Программа выполнения наказов избирателей | 14 783 | 15 353 | 103,9 |
Из таблицы видно, что расходы на финансирование целевых программ составили 45
729 тыс.рублей.
В истекшем году сохранен порядок финансирования защищенных статей бюджета.
Задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, компенсационным
выплатам педагогам на приобретение методической литературы и книгопечатной
продукции, пособиям на детей и подростков, находящихся под опекой и
попечительством, бесплатным медикаментам в течение 2002 года не допускалось.
Таким образом, проанализировав проект бюджета г. Орла за 2002 год и
рассмотрев его основные параметры, можно сделать вывод, что план доходов
городского бюджета за 12 месяцев исполнен на 101,4% (план – 1 138 945
тыс.рублей, исп. – 1 155 780 тыс.руб). Сверх плана поступило 16 835 тыс.руб.
Хотя согласно Постановления № 25/314-ГС от 28 ноября 2002 г, принятого на
двадцать пятом заседании городского Совета второго созыва, в проект бюджета
г. Орла был заложен дефицит 54 900 тыс.рублей или 5% от собственных доходов
бюджета.
Источниками покрытия дефицита бюджета являются изменения остатков бюджетных
средств, бюджетные ссуды и бюджетные кредиты (Приложение 1).
Бюджет города по расходам исполнен на 96,4% (план 1 193 845 тыс.рублей,
исполнение – 1 150 753 тыс.рублей). Объем непрофинансированных расходов в
целом за 12 месяцев составил 43 092 тыс.рублей, из них профинансировано:
· в области здравоохранения и физической культуры на 90,8% или
недофинансирование составило 20 117 тыс.рублей (план – 218 978 тыс.рублей,
исполнение – 198 861 тыс.рублей);
· в области культуры на 95,2% или недофинансировано 1 637 тыс.рублей
(план – 40 630 тыс.рублей, исполнение – 38 693 тыс.рублей);
· в области социальной политики на 92,6% или недофинансировано 2 059
тыс.рублей (план 27 810 тыс.рублей, исполнение – 25 751 тыс.рублей).
В разрезе экономических статей существенно недофинансированы оплата
коммунальных услуг, капитальный ремонт, приобретение расходных материалов и
предметов снабжения, хотя по всем этим статьям имеется значительная
кредиторская задолженность. Недостаточно финансируются целевые программы. В
связи с этим нарушается статья 8 Постановления городского Совета народных
депутатов от 28.02.2002 г. «О бюджете г. Орла на 2002 год» в части заключения
и оплаты договоров в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на эти
цели.
Таким образом, исполнение доходов бюджета больше исполнения расходов бюджета
на 5 027 тыс.рублей или 0,4%.
3. Современное состояние бюджетного дефицита
3.1. Структура бюджета г. Орла за 2003 год и анализ
Согласно Постановления № 25/312-ГС от 28 ноября 2002 года, принятого на
двадцать пятом заседании городского Совета второго созыва, были рассмотрены
основные параметры проекта бюджета г. Орла в проекте консолидированного
бюджета Орловской области на 2003 год и городской Совет народных депутатов
отмечает, что нормативы отчислений от регулирующих налогов г. Орлу рассчитаны
областным управлением финансов исходя из завышенного объема собственных
доходов (налог на прибыль организаций завышен на 70 млн. рублей). Но даже
согласно этих расчетов предполагаемых к получению доходов в сумме 1265,6 млн.
руб. не хватит для покрытия минимальных расходов в 2003 году, так как в
составе этих расходов совсем не учтены расходы на капитальное строительство,
расходы на жилищно-коммунальное хозяйство при существующей 55 процентной
покрываемости затрат населением занижены на 404,1 млн. руб.
Кроме того, в проекте областного бюджета не предусмотрена дотация г. Орлу на
приемку ведомственного жилого фонда, хотя в проекте фед. бюджета на 2003 год
на эти цели Орловской области предусмотрено 111,8 млн.рублей.
Расходы на покрытие убытков предприятий транспорта города, получаемых в
результате предоставления льгот по решениям областных органов власти, в 2003
году составят 128,6 млн. руб., из них: по ДМУП "Орелгорэлектротранс" - 74
млн. руб.; ПАТП - 54,6 млн. руб. В проекте областного бюджета на эти цели
планируется лишь 23 млн. рублей, соответственно 12 млн. рублей и 11 млн.
рублей. Причем ДМУП "Орелгорэлектротранс" сумма финансирования уменьшена на
2,8 млн. рублей по сравнению с бюджетом 2002 года.
Таким образом, предложенные на 2003 год нормативы отчислений от
регулирующих налогов бюджету г. Орла не позволят обеспечить получение
собственных доходов в объеме, необходимом для обеспечения нормального
функционирования инфраструктуры города.
Учитывая дефицит средств в проекте областного бюджета на 2003 год и
отсутствие реальной возможности включения всех необходимых затрат города, в
целях сохранения бесперебойной работы городских служб жилищно-коммунального
хозяйства и транспорта на уровне текущего года необходим увеличить доходную
часть бюджета города Орла на 2003 год.
На основании вышеизложенного, председателю городского Совета народных
депутатов и мэру города продолжить работу в областном Совете и
администрации области по вопросу увеличения доходной части бюджета г. Орла
на 2003 год.
Согласно Приложения 1 к Постановлению городского Совета народных депутатов от
06.02.2003 года № 28/350-ГС был подготовлен проект бюджета г. Орла по
доходам на 2003 год.
«Таблица 15»
Проект бюджета г. Орла по доходам на 2003 год, тыс.рублей
Код клас-сификации | Наименование групп, подгрупп и статей доходов | проект 2003 г. | 1000000 | Налоговые доходы | 1188626 | 1010000 | Налоги на прибыль | 834537 | 1010100 | - налог на прибыль организаций | 423872 | | в том числе: | | 1010102 | налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ | 301141 | 1010110 | налог на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет | 122731 | 1010200 | - налог на доходы физических лиц | 410665 | | | | 1020000 | Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы | 124860 | 1020200 | - акцизы по подакцизным товарам | 54000 | 1020700 | - налог с продаж | 70860 | 1030000 | Налоги на совокупный доход | 64108 | Продолжение «Таблицы 15» | 1030100 | - единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 9398 | 1030200 | - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 54710 | | | | 1040000 | Налоги на имущество | 112261 | (1040100, 1040300) | - налог на имущество физических лиц | 2364 | 1040200 | - налог на имущество предприятий | 109897 | | | | 1050000 | Платежи за пользование природными ресурсами | 40188 | 1050700 | - земельный налог | 40188 | | | | 1400000 | Прочие налоги, пошлины и сборы | 12672 | 1400100 | - государственная пошлина | 5022 | 1400502 | - целевой сбор на содержание милиции | 1250 | 1400503 | - налог на рекламу | 6400 | | | | 2000000 | Неналоговые доходы | 81579 | 2010200 | - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 72809 | | в том числе: | | 2010202 | арендная плата за земли городов и поселков | 22700 | 2010240 | прочие доходы от сдачи в аренду имущества | 50109 | 2010833 | - перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов | 140 | 2012000 | - доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей | 7000 | 2060000 | - административные платежи и сборы | 30 | 2070000 | - штрафные санкции, возмещение ущерба | 1600 | | ИТОГО ДОХОДОВ | 1270205 | 3020200 | Субвенции из областного бюджета | 5256 | 3070000 | Прочие безвозмездные перечисления | 4500 | 5000000 | Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности | 13293 | Продолжение «Таблицы 15» | | ВСЕГО ДОХОДОВ | 1293254 | | Дефицит бюджета | 7000 | | Источники покрытия дефицита бюджета: | | 04330 04340 | - поступления от продажи земельных участков | 7000 |
Из таблицы видно, что план доходов города утвержден в сумме 1 293 254
тыс.рублей и основными статьями доходов являются:
1) Налоговые доходы – 1 188 626 тыс.рублей, из них:
· Налог на прибыль – 834 537 тыс.рублей;
· Налог на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы -
124 860 тыс.рублей;
· налог на совокупный доход – 64 108 тыс.рублей;
· налог на имущество – 112 261 тыс.рублей;
· платежи за пользование природными ресурсами – 40 188 тыс.рублей;
· прочие налоги, платежи и сборы – 12 672 тыс.рублей;
2) Неналоговые доходы – 81 579 тыс.рублей, из них:
· доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности – 72 809 тыс.рублей;
· перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных
предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов – 140 тыс.рублей;
· доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других
материальных ценностей – 7 000 тыс.рублей;
· административные платежи и сборы – 30 тыс.рублей;
· штрафные санкции, возмещение ущерба – 1 600 тыс.рублей;
3) Субвенции из областного бюджета – 5 256 тыс.рублей;
4) Прочие безвозмездные перечисления – 4 500 тыс.рублей;
5)Доходы от предпринимательской и иной деятельности – 13 293 тыс.рублей
Дефицит бюджета составит 7 000 тыс.рублей.
«Рис. 7»
Бюджет г. Орла по доходам на 2003 год
Согласно Приложения 2 к Постановлению городского Совета народных депутатов от
06.02.2003 года № 28/350-ГС был подготовлен проект бюджета г. Орла по
расходам на 2003 год.
«Таблица 16»
Проект бюджета г. Орла по расходам на 2003 год, тыс.рублей
Код | Наименование разделов и подразделов | Сумма | 0100 | Государственное управление и местное самоуправление | 107401 | 0106 | Функционирование органов местного самоуправления | 107401 | | | | 0500 | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 1300 | 0501 | Органы внутренних дел | 1300 | | | | 0700 | Промышленность, энергетика и строительство | 28148 | | в т.ч. выполнение наказов избирателей | 6800 | 0701 | Топливно - энергетический комплекс | 448 | 0705 | Другие отрасли промышленности | 11000 | Продолжение «Таблицы 16» | 0707 | Строительство, архитектура | 16700 | | в т.ч. выполнение наказов избирателей | 6800 | | | | 0800 | Сельское хозяйство и рыболовство | 352 | 0802 | Земельные ресурсы | 352 | | | | 1000 | Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | 3000 | 1001 | Автомобильный транспорт | 1000 | 1005 | Прочие виды транспорта | 2000 | | | | 1200 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 273611 | | в т.ч. выполнение наказов избирателей | 4220 | 1201 | Жилищное хозяйство | 69371 | 1202 | Коммунальное хозяйство | 203040 | | в т.ч. выполнение наказов избирателей | 4220 | 1203 | Прочие структуры коммунального хозяйства | 1200 | | | | 1300 | Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 130 | 1303 | Гражданская оборона | 130 | | | | 1400 | Образование | 510593 | 1401 | Дошкольное образование | 164422 | 1402 | Общее образование | 322591 | 1407 | Прочие расходы в области образования | 23580 | | | | 1500 | Культура, искусство и кинематография | 21011 | 1501 | Культура и искусство | 21011 | | | | 1600 | Средства массовой информации | 2296 | 1602 | Периодическая печать и издательства | 2296 | | | | 1700 | Здравоохранение и физическая культура | 279861 | 1701 | Здравоохранение | 93320 | 1703 | Физическая культура и спорт | 11800 | 1704 | Обязательное медицинское страхование | 174741 | Продолжение «Таблицы 16» | 1800 | Социальная политика | 32196 | 1801 | Учреждения социального обеспечения | 27584 | 1802 | Социальная помощь | 4304 | 1803 | Молодежная политика | 308 | | | | 3000 | Прочие расходы | 40355 | 3002 | Проведение выборов и референдумов | 165 | 3003 | Бюджетные ссуды | 28000 | 3004 | Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам | 12190 | | | | | ИТОГО РАСХОДОВ | 1300254 | | в т.ч. выполнение наказов избирателей | 11020 | | Из общей суммы расходов: | | | текущие расходы | 1236826 | | капитальные расходы, из них: | 63428 | | капитальное строительство | 16000 | | капитальный ремонт | 32130 | | приобретение оборудования | 15298 |
Из таблицы видно, что план расходов города утвержден в сумме 1 300 254
тыс.рублей и основными статьями расходов являются:
· Гос.управление и местное самоуправление – 107 401 тыс.рублей;
· Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства – 1 300 тыс.рублей;
· Промышленность, энергетика и строительство – 28 148 тыс.рублей;
· Сельское хозяйство и рыболовство – 352 тыс.рублей;
· Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика – 3 000 тыс.рублей;
· Жилищно-коммунальное хозяйство – 273 611 тыс.рублей;
· Образование – 510 593 тыс.рублей;
· Культура, искусство и кинематография – 21 011 тыс.рублей;
· Средства массовой информации – 2 296 тыс.рублей;
· Здравоохранение и физическая культура – 279 861 тыс.рублей;
· Социальная политика – 32 196 тыс.рублей;
· Прочие расходы – 40 355 тыс.рублей.
«Рис. 8»
Бюджет г. Орла по расходам на 2003 год
«Таблица 17»
Расходы на капитальное строительство из бюджета г. Орла
на 2003 год, тыс.рублей
| Бюджет на 2003 г | Капитальное строительство, всего | 16 000 | В том числе: | | -муниципальное жилищное строительство | 4 000 | из них: | | Снос аварийного и ветхого жилья | 1000 | 75-кв. жилой дом по ул. Черепичной | 3000 | -образование | 9 800 | из них: | | плавательный бассейн (школа № 45) | 6 000 | Продолжение «Таблицы 17» | пристройка к школе № 24 | 3 000 | пристройка к школа № 10 пос.Лужки | 800 | -здравоохранение | 2 000 | из них: | | поликлиника больницы им.Боткина | 1 500 | хирургический корпус больницы им.Семашко | 500 | -прочие | 200 | из них: | | выставочный зал по ул. Салтыкова-Щедрина | 200 |
Из таблицы видно, что на капитальное строительство планируется израсходовать
16 000 тыс.рублей, в том числе на муниципальное жилищное строительство – 4
000 тыс.рублей; образование – 9 800 тыс.рублей; здравоохранение – 2 000
тыс.рублей; прочие – 200 тыс.рублей. По сравнению с 2002 г. план сократился
на 5 200 тыс.рублей или на 25%.
«Рис. 9»
Расходы на капитальное строительство из бюджета г. Орла на 2003 год
«Таблица 18» Расходы на финансирование целевых программ в 2003 году, тыс.рублей
Наименование программы | Бюджет на 2003 г | 1.Целевая программа по обеспечению образовательных учреждений г. Орла информационно-вычислительной техники | 2 600 | 2.Комплексная целевая программа «Молодежь Орловщины» из них: Городская пионерская организация «Орлята» | 308 50 | 3.Целевая программа оснащения медицинским оборудованием, твердым инвентарем и автотранс- портом городских учреждений здравоохранения | 3 340 | 4.Целевая программа капитального строительства объектов | 16 000 | 5.Программа выполнения наказов избирателей | 11 020 |
Из таблицы видно, что расходы на финансирование целевых программ в 2003 году
составят 33 268 тыс.рублей. По сравнению с 2002 г. план снизился на 12 623
тыс.рублей или 38%.
Таким образом, 6 февраля 2003 года, заслушав информацию финансово-
казначейского управления администрации г. Орла о проекте бюджета на 2003 год,
Орловский городской Совет народных депутатов постановил внести поправки в
проект бюджета города, принятого в первом чтении:
1. увеличить доходы по статье «Арендная плата за земли городов и поселков»
на 7 700 тыс.рублей;
2. увеличить доходы по статье «Прочие доходы от сдачи в аренду имущества» на
7 300 тыс.рублей;
3. увеличить доходы по статье «Доходы от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности» на 13 293 тыс.рублей;
4. перенести из доходов по статье «Доходы от продажи земли» 3 000 тыс.рублей
в статью «Источники покрытия дефицита бюджета» по статье «Поступления от
продажи земельных участков» и увеличить «источники покрытия бюджетного
дефицита» на 4 000 тыс.рублей;
5. увеличить расходы бюджета города на 32 293 тыс.рублей;
6. установить дефицит бюджета в размере 7 000 тыс.рублей с источником
покрытия «поступления от продажи земельных участков».
И с учетом таких изменений доходная часть бюджета г. Орла на 2003 год
составит 1 293 254 тыс.рублей, а расходная часть – 1 300 254 тыс.рублей с
дефицитом 7 000 тыс.рублей и источником покрытия дефицита бюджета являются
поступления от продажи земельных участков (Приложение 2).
3.2. Методы покрытия бюджетного дефицита
Источником покрытия бюджетного дефицита г. Орла, согласно Постановления
Орловского городского Совета народных депутатов, являются поступления от
продажи земельных участков предприятиям, хозяйственным организациям и
физическим лицам.
Также, судя по практике за 2002 год, источниками покрытия бюджетного дефицита
могут быть:
· изменения остатков бюджетных средств в структуре бюджета города;
· бюджетные ссуды;
· бюджетные кредиты.
Но на мой взгляд, существуют еще и следующие методы и источники, которые
приведут к покрытию бюджетного дефицита, помимо запланированных в бюджете
городской администрацией:
· муниципальный облигационный заем – эмиссия муниципальных ценных бумаг;
· рациональное использование средств бюджета:
- сокращение потерь в области жилищно-коммунального хозяйства;
- профилактические мероприятия в области здравоохранения;
· создание благоприятных условий для предпринимательства;
· оказание платных услуг муниципальными предприятиями.
Изменения, связанные с проводимой в стране налоговой реформой, ведут к
сокращению доходной базы бюджета города. Безусловно, от органов местного
самоуправления потребуется максимум усилий, чтобы обеспечить исполнение
бюджета. В связи с этим, без привлечения заемных средств невозможно
обеспечить в полном объеме финансирование расходов, необходимых для
стабильной работы бюджетных учреждений и предприятий городского хозяйства.
Использовать деньги надо не по мере поступления в бюджет, а когда это выгодно.
Город к зиме целесообразно готовить летом. Во-первых, сглаживается
традиционный осенний всплеск инфляции. Во-вторых, работа обходится гораздо
дешевле без учета зимних коэффициентов.
Кроме того, не проведение работ может вылиться в нежелательные для экономики
города проявления. К примеру, внезапная авария собьет хозяйство с нормального
ритма, а отсутствие отопления увеличит число болеющих, что приведет к
уменьшению числа работающих граждан, к незапланированным расходам по
содержанию лечебных учреждений, увеличению расходов на дотационные оплаты
медикаментов.
Однако летом наблюдается затухание деловой активности. Налогов,
следовательно, поступает меньше. Выход - занять деньги, когда они
действительно нужны городскому хозяйству.
Для привлечения дополнительных средств в бюджет города есть возможность
использовать менее затратный, по сравнению с банковскими кредитами, рыночный
инструмент - муниципальный облигационный заем. В данном случае,
муниципальный облигационный заем выступает как форма привлечения средств для
покрытия дефицита городского бюджета через эмиссию муниципальных ценных бумаг -
от имени администрации города. Существующая практика показывает, что этот
рыночный инструмент является менее затратным и более долгосрочным, а также дает
возможность привлечь значительно большой объем средств, по сравнению с такой
традиционной формой заемных средств, как банковский кредит. Поскольку
средства предоставляются широким кругом инвесторов, которые, в отличие от
банков, обычно не ограничены внутренними нормами распределения капиталов по
различным видам вложений и нормативами максимального размера риска на одного
заемщика банка.
Для обеспечения дополнительных гарантий инвесторам - покупателям облигаций
городских облигационных займов, а также создания дополнительной надежности
системы городских облигационных займов рекомендовать три степени гарантии.
Первая - гарантия бюджета. В кассовом плане каждого месяца в составе
защищенных статей предусмотреть расходы на погашение. Одна из статей доходов
- налоги на имущество - выделить на обеспечение займа.
Вторая гарантия - кредитная линия, открытая в банке. Если бюджет не в силах
отдать долг, его погашает банк, а у города остается задолженность перед
банком.
Третья гарантия - образовать специальный залоговый фонд обеспечения городских
облигационных займов из состава имущества, находящегося в собственности
города, а также имущества, оформляемого в залог при реализации инвестиционных
проектов.
Городские облигационные займы призваны решать следующие задачи в их контексте:
- аккумулирования средств, поступающих от размещения облигаций городских
займов и деятельности, связанной с реализацией городских программ и
инвестиционных проектов;
- финансирования городских программ, инвестиционных проектов и покрытия
дефицита городского бюджета в соответствии с решениями администрации города;
- исполнения обязательств по городским облигационным займам в соответствии с
решениями администрации;
- финансирования расходов, связанных с выпуском, обращением, погашением
облигаций, осуществлением налоговых платежей, а также возмещения
организационных расходов по займам;
- создания необходимых дополнительных резервов для обеспечения проведения
городских облигационных займов и финансирования инвестиционных проектов.
- размещение временно свободных средств в финансовых активах;
создание резервов в соответствии с решениями администрации.
Источниками покрытия дефицита городского бюджета должны стать такие известные
методы как снижение расходных частей бюджета на коммунальные услуги, но не за
счет увеличения бремени плательщиков по их оплате, а за счет сокращении
потерь.
Как источник снижения расходов на коммунальные услуги можно рассматривать
энергосберегающие технологии при отоплении, освещении; предварительной
подготовке муниципальных помещений к зимнему периоду; снижения потерь на
передачу теплоэнергии за счет улучшения качества теплосетей; приближения
источника тепла к потребителю; улучшения теплоотдачи конечных источников за
счет применения новых технологичных материалов и конструкций; применение
современных теплоизоляционных материалов - это приведет к исключению
необходимости использования нештатных локальных электрических источников
тепла, приводящих к повышенному расходу электроэнергии и нагрузке на
электросети.
Превентивные меры по поддержанию объектов жилищно- коммунального хозяйства в
работоспособном состоянии предотвратит непредвиденные расходы, связанные с
эксплуатацией в зимний период. Не секрет к чему приводит халатное отношение к
отопительным сетям, авральные работы по ликвидации нештатных ситуаций могут
тяжелым бременем лечь на плечи бюджета города. Здесь обязательным пунктом
должно быть предусмотрено реформирование жилищно-коммунального сектора,
что в долгосрочной перспективе даст гораздо более значительную экономию средств
городского бюджета. Переход от практики латания дыр к практике поэтапного
планового финансирования – есть нематериальный подход к получению материальных
активов в городском бюджете.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства нашего города.
Этому должно способствовать также рациональное использование выделяемых на
эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии
действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы,
занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городского
бюджета незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории
на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между
городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими
организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не
только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по
городскому благоустройству.
Как один из источников предотвращения всплесков расходов на здравоохранение
необходимо предусмотреть профилактические мероприятия, к примеру,
вакцинация против гриппа, что должно привести к уменьшению числа больных,
следовательно, снижению расходов на оплату медикаментов, увеличению числа
работающих в зимний период. Необходимо добиваться проведения санитарно –
профилактических мероприятий на предприятиях с большими скоплениями граждан.
Исходя из структуры поступлений в доходную часть бюджета, принимая во внимание
значительную часть при его формировании налоговых поступлений, администрации
города необходимо эффективнее заниматься обеспечением благоприятного
климата для предпринимательства, созданием экономических и правовых условий
для развития малого бизнеса, предоставлением малым предприятиям
финансово-имущественной и организационно-методической поддержки. Приведенные
примеры мероприятий позволят рассчитывать на увеличение статей налоговых
поступлений городского бюджета.
Одним из резервов формирования доходной части бюджета являются доходы от
оказания платных услуг муниципальными предприятиями. Здесь не будет
секретом, что повысить количественно поступающие доходы можно при улучшении
качества обслуживания, количества предлагаемых услуг населению,
совершенствования управления муниципальными предприятиями и их развития.
Также можно рассматривать для покрытия бюджетного дефицита и следующие методы:
· мобилизация доходов за счет улучшения работы производственной сферы
и собираемости налогов;
· сокращение расходов за счет совершенствования расходов ведомственной
структуры сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений и усиления режима
экономии;
· создания резервного фонда на покрытие непредвиденных, чрезвычайных
ситуаций, катастроф, стихийных бедствий.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,
главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической
власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает
государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны,
бюджет, являясь всего лишь комплектом документов, разрабатываемых одной
ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию
- фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.
Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике
является производным продуктом, он полностью зависит от избранного
варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых
ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны,
именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств,
процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является
конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает
инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
Как показал анализ исполнения бюджета города Орла по доходам и расходам,
основная цель политики в области расходов заключалась в обеспечении
сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета.
Расходование средств производилось исходя из обеспеченности приоритетов в
области социальной сферы, экономически значимых мероприятий.
Однако следует отметить, что при формировании бюджета расходы бюджетных
учреждений полном объеме профинансированы на:
· оплату труда с начислениями,
· пособия на приобретение методической литературы,
· пособия на детей, находящихся под опекой и попечительством,
· приобретение учебников детям-сиротам,
· проведение спортивных мероприятий и соревнований.
В истекшем году сохранен порядок финансирования защищенных статей бюджета.
Задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, компенсационным
выплатам педагогам на приобретение методической литературы и книгопечатной
продукции, пособиям на детей и подростков, находящихся под опекой и
попечительством, бесплатным медикаментам в течение 2002 года не допускалось.
Бюджетный дефицит - это хорошо или плохо? Конечно, однозначный ответ дать
нельзя. Хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может
возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического
кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства
профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом
экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования
производства. Как показывает история, в этом случае государство может
позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в
течение длительного периода времени при условии, что экономика страны
развивается еще более бурными темпами.
Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит.
Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов
финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны,
причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило
правительству США сделать свой огромный трехтриллионный долг безопасным для
национальной экономики и для благосостояния граждан
Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от
действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение
расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для
развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем
рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и
общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не
имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над
доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования
нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту
отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.
При различиях в объемах, задачах, способах наполнения бюджета формируемого
правительством и городским советом, основные экономические принципы работают
одинаково.
Формирование расходной части бюджета адекватной доходной, грамотное проведение
инвестирования на развитие экономики города, использование современных
экономических инструментов для покрытия бюджетного дефицита, вот
основные направления для его устойчивости.
В бюджет г. Орла за 2002 год поступило 1 155 780 тыс.рублей при плане
1 138 945 тыс.рублей или план выполнен на 101,4%. Сверх плана поступило 15
962 тыс.рублей. За январь-декабрь прошедшего года собрано всего налогов и
других обязательных платежей на 27% больше, чем в 2001 году, в том числе в
местный бюджет - на 17% больше. Наибольшую долю в поступивших налогах
занимают: налог на добавленную стоимость – 34 %, подоходный налог с
физических лиц – 21%, налог на прибыль – 19%. Приведенные цифры показывают
источник, имеющий громадный потенциал. Поступления по этим статьям дохода
(налог на добавленную стоимость, налог на прибыль) можно увеличить, усиливая
работу с частными предприятиями, акционерными обществами, направленную не на
предоставления льгот, ухудшающих состояние бюджета, а на режим максимальной
поддержки, снижения бюрократических барьеров при осуществлении
предпринимательской деятельности. Как следствие экономического роста
предприятий будет увеличение рабочих мест, увеличение заработной платы
работников, что естественно приведет к увеличению поступлений по этой статье
дохода бюджета.
В целом по г. Орлу поступления налогов на душу населения составили 9779
рублей, в том числе по налогам в местный бюджет – 5 159 рублей, что больше
уровня прошлого года на 21 и 10 %%, соответственно.
Бюджет г. Орла по расходам за 2002 год исполнен на 96,4%. При плане 1
193 845 тыс.рублей расходы составили 1 150 753 тыс.рублей. В сравнении с 2001
годом рост расходов произошел на 14,5% или на 145 892 тыс.рублей.
Можно отметить некоторую стабилизацию в расчетах за коммунальные услуги,
продукты питания, о чем свидетельствует сокращение кредиторской
задолженности. По расчетам за коммунальные услуги она снизилась с 12 898
тыс.рублей до 9 475 тыс.рублей, по продуктам питания - с 5 136 тыс.рублей до
3 263 тыс.рублей.
В связи с недостаточностью средств городского бюджета в ограниченном объеме
выделялись ассигнования на приобретение оборудования и капитальный ремонт.
Проведенный анализ бюджета города Орла, методы формирования доходной и
расходной части показывают о существовании проблемных участков
финансирования, требующих дополнительных источников. Мною рассмотрен как один
из источников покрытия бюджетного дефицита формирования резервного фонда -
городской облигационный займ. В работе показано, что использование этого
высокоэффективного инструмента, как показывает мировая и Российская
экономическая практика, может позволить городскому Совету улучшить гибкость
при формировании доходных статей бюджета, дать необходимую подпитку
инвестиционным проектам, призванным увеличить доходную часть бюджета. Здесь
возможно проявление недоверия со стороны населения к инструменту внутреннего
заимствования, что вполне понятно после дефолта 1998 года, что требует
методически выверенного подхода к работе по размещению займа, формирования
страхового фонда в необходимом и достаточном размере, полному и
своевременному информированию покупателей займа об условиях размещения и
погашения. Особо требует уделить внимание организационным вопросам выпуска
облигационного займа, уместным будет создание обособленной городской
структуры, включающей подготовленных финансовых специалистов. Проведение
вышеуказанных мероприятий даст выверенный, мощный и гибкий инструмент для
финансирования дефицита бюджета города.
Как указано в работе естественным и давно знакомым источником снижения статьи
расходов является экономия бюджетных средств, основным источником, в которой
может стать жилищно-коммуналный сектор, реформирование которого должно быть
предусмотрено обязательным пунктом, практика показала, что «старый ЖКХ» не
справляется в должном объеме с задачами, возложенными на него.
Переход от практики латания дыр к практике поэтапного планового
финансирования – есть нематериальный подход к получению материальных активов
в городском бюджете. В целом проведенный анализ показывает, что необходимая
работа по предотвращению бюджетного дефицита ведется городским Советом, что
дает свои положительные результаты, видна методичная и плодотворная работа
специалистов, но вместе с этим есть резервы по пополнению бюджета города,
есть финансовые инструменты регулирования и пополнения доходных статей.
Исполнение плана бюджета на 2003 года, сравнение с выполнением предыдущих
бюджетов, анализ проведенных для покрытия бюджетного дефицита мероприятий
даст новый импульс для более плодотворного и качественного формирования
бюджета города на 2004 год.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон
от 31 июля 1998г., № 145-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.
Федеральный закон от 31 июля 1998г., № 146-ФЗ.
3. Постановление Орловского городского Совета народных
депутатов «Об исполнении бюджета г. Орла за 1-ое полугодие 2002 года» №
22/271-ГС от 29 августа 2002 г.
4. Постановление Орловского городского Совета народных
депутатов «О поправках бюджета г. Орла на 2002 год» № 22/273-ГС от 29 августа
2002 г.
5. Постановление Орловского городского Совета народных
депутатов «О проекте бюджета г. Орла на 2003 год (первое чтение)» № 27/336-ГС
от 26 декабря 2002 г.
6. Постановление Орловского городского Совета народных
депутатов «О проекте бюджета г. Орла на 2003 год (второе и третье чтение)» №
28/350-ГС от 06 февраля 2003 г.
7. Постановление Орловского городского Совета народных
депутатов «Об исполнении бюджета г. Орла за 2002 год» № 30/376-ГС от 27 марта
2003 г.
8. Федеральный закон «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации» № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 г.
9. Бюджетная система РФ/Под ред. М.В. Романовского, О.В.
Врублевской. – М.: Юрайт-М, 1999, 298 с.
10. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в РФ. – М.:
Перспектива, 1998. – 213 с.
11. Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому
регулированию/Под ред. В.И. Ленина, А.Н. Швецова. – М.:Формула права, 2001. –
254 с.
12. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. – М.:
ЭКМОС, 1998, - 268 с.
13. Государственные и муниципальные финансы/Под ред. А.М. Бабич,
Л.Н. Павлова. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 328 с.
14. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.:
ИНФРА-М, 1997. – 248 с.
15. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе
макроэкономи-ческого регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 224
с.
16. Финансы/Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика,
1995. – 308 с.
17. Финансы/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М.
Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2001. – 354 с.
18. Финансы/Под ред. П.И. Вахрина, А.С. Нешитого. – М.: Москва,
2000. – 239 с.
19. Шиллер М.Н., Брэдли С.Л. Макроэкономика сегодня. – М.: Дело
ЛТД, 1998. – 702 с.
20. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.
Тарасевича. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 305 с.
21. Амиров В.Б., Богачева О.В. Проблемы укрепления бюджетов
субъектов РФ и местного самоуправления/Финансы/ 1997, № 9, с.9-11.
22. Белова В.Л. Ведениев макроэкономику: бюджетный
дефицит/социально-политический журнал/ 1998, № 6, с.15.
23. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в
регионе /Финансы/ 1999, № 8, с. 9-12.
24. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение
платежного кризиса в российской экономике/Вопросы экономики/ 1996, № 12, с.
15.
25. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов/Финансы/ 1999, №
12, с. 12-14.
26. Павлова А.А. Источники финансирования бюджетного
дефицита/Экономист/ 1998, № 1, с. 76-80.
27. Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита:
проблемы и тенденции/Экономист/ 1998, № 1, с. 70.
28. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой
самостоятельности местного самоуправления/Финансы/ 1999, № 3, с.5-9.
29. Телепнев С.А. Финансы местного самоуправления/Финансы/ 2000,
№ 2, с. 8-9.
30. Шафигуллин А. Анализ муниципального бюджета/Городское
управление/ 1999, № 3, с.11-13.
31. Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского
государства /Финансы/ 1998, № 4, с.51-54.
Приложение 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 25/314 - ГС
от 28 ноября 2002 г.
(принято на двадцать пятом заседании
городского Совета второго созыва)
О поправках к бюджету
города Орла на 2002 год.
Заслушав информацию финансово-казначейского управления администрации г. Орла
о поправках к бюджету на 2002 год,
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПОСТАНОВИЛ:
1. Поправки к бюджету города Орла на 2002 год утвердить по доходам и расходам
в сумме 34200 тыс. руб.
2. Пункт 2 постановления от 26.09.2002 г. №23/289 - ГС изложить в следующей
редакции "Принять бюджет города Орла на 2002 год по доходам в сумме 1133400
тыс. руб., по расходам в сумме 1188300 тыс. руб. с дефицитом 54900 тыс. руб.
или 5 процентов от собственных доходов бюджета.
Установить, что источниками покрытия дефицита бюджета являются изменения
остатков бюджетных средств, бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.
Установить оборотно-кассовую наличность по бюджету города Орла на 01.01.2003
г. в размере 3500 тыс. руб.".
Председатель Совета В. Н.
Иконников
Согласовано:
Мэр города Орла
_______________ В.И. Уваров
Приложение 2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 28/350 - ГС
от 6 февраля 2003 г.
(принято на двадцать восьмом заседании
городского Совета второго созыва)
О проекте бюджета города Орла
на 2003 год (второе и третье чтения)
Заслушав информацию финансово-казначейского управления администрации города
Орла о проекте бюджета города на 2003 год,
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПОСТАНОВИЛ:
1. Внести поправки в проект бюджета города Орла на 2003 год, принятый в
первом чтении:
- увеличить доходы по коду 2010202 "Арендная плата за земли городов и
поселков" на 7700 тыс. руб.;
- увеличить доходы по коду 2010240 "Прочие доходы от сдачи в аренду
имущества" на 7300 тыс. руб.;
- увеличить доходы по коду 5000000 "Доходы от предпринимательской и иной,
приносящей доход деятельности" на 13293 тыс. руб.;
- перенести из доходов код 2040000 "Доходы от продажи земли" 3000 тыс. руб. в
"Источники покрытия дефицита бюджета" по кодам 04330, 04340 "Поступления от
продажи земельных участков" и увеличить "источники покрытия дефицита бюджета"
на 4000 тыс. руб.;
- увеличить расходы бюджета города Орла на 32293 тыс. руб.;
- установить дефицит бюджета в размере 7000 тыс. руб. с источником покрытия
"поступления от продажи земельных участков".
2. Принять бюджет города Орла на 2003 год во втором и третьем чтениях по
доходам в сумме 1293254 тыс. руб., по расходам 1300254 тыс. руб. с дефицитом
7000 тыс. руб. Установить, что источником покрытия дефицита бюджета являются
поступления от продажи земельных участков.
Установить оборотную кассовую наличность по бюджету города Орла на 01.01.2004
года в размере 3500 тыс. руб.
3. Доходы городского бюджета на 2003 год формируются за счет отчислений от
налогов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет области в размере:
- 71,4 процента налога на прибыль, исчисленного по ставке 16 процентов;
- 100 процентов налога на прибыль, исчисленного по ставке 2 процента;
- 50 процентов налога на доходы физических лиц;
- 100 процентов акцизов на алкогольную продукцию;
- 50 процентов налога на имущество предприятий;
- 60 процентов налога с продаж;
- 75 процентов единого налога на вмененный доход для отдельный видов
деятельности;
- 75 процентов единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной
системы налогообложения;
- 50 процентов средств земельного налога и арендной платы за земли города,
ставки земельного налога и арендной платы за землю, действовавшие в 2002
году, применяются с коэффициентом 1,8 для всех категорий земель;
- 100 процентов налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
- 100 процентов госпошлины, налога на рекламу, целевого сбора с граждан и
предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, доходов от сдачи
в аренду и продажи, находящегося в муниципальной собственности имущества;
- прочих налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в местный
бюджет по нормативам и в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Орловской области;
4. Утвердить в городском бюджете на 2003 год доходы по основным источникам
согласно приложению №1, расходы бюджета города на 2003 год:
- по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджета
согласно приложению №2;
- по ведомственной структуре, функциональной, экономической классификации и
распорядителям бюджетных средств согласно приложению №3.
5. Установить, что средства, полученные бюджетными учреждениями от
предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, расходуются в
пределах утвержденных смет доходов и расходов (приложение №3а) и отражаются в
отчете об исполнении бюджета города в установленном порядке.
6. Утвердить главным распорядителем бюджетных средств по счетам городского
бюджета администрацию города в лице финансово-казначейского управления и
распорядителями средств - бюджетные учреждения, имеющие право распределять
средства по подведомственным получателям средств.
7. Установить, что заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров,
исполнение которых осуществляется за счет средств городского бюджета,
производится в пределах утвержденных им бюджетных ассигнований в соответствии
с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджета
города. Принятые бюджетными учреждениями обязательства, вытекающие из
договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств бюджета города,
сверх утвержденных им ассигнований, не подлежат оплате за счет средств
городского бюджета.
8. Установить, что средства, поступающие на счета бюджетных учреждений,
финансируемых из городского бюджета в погашение дебиторской задолженности
прошлых лет в полном объеме зачисляются в доход городского бюджета.
9. Установить отчисления на счет управления Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Орловской области 20 процентов доходов от
дополнительно поступивших в городской бюджет налогов в результате проведенной
налоговыми органами контрольной работы.
10. Установить на 2003 год лимит предоставления налоговых кредитов, отсрочек
и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, включая пени, в
городской бюджет в размере до 3-х процентов от планируемого объема доходов.
11. Установить, что:
- за нецелевое использование предприятиями и организациями средств городского
бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, взимается
штраф в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение срока
использования бюджетных средств не по целевому назначению;
- за несвоевременный возврат предприятиями и организациями средств городского
бюджета, предоставляемых им на возвратной основе, сокращается или
прекращается предоставление всех форм бюджетной поддержки, в том числе
предоставление отсрочек и (или) рассрочек уплаты в городской бюджет налогов и
сборов;
- за просрочку уплаты основой суммы долга, а также процентов за пользование
средствами городского бюджета, предоставленными на возвратной основе,
начисляется и взимается пеня в размере одной трехсотой действующей в течение
срока просрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день
просрочки исполнения обязательств по уплате сумм долга и процентов за
пользование средствами бюджета;
- возврат предоставленных на возвратной основе предприятиями и организациями
средств городского бюджета, а также плата за пользование этими средствами
приравниваются к платежам в городской бюджет и взыскиваются финансово-
казначейским управлением администрации города Орла в безакцептном порядке.
12. Предоставить право администрации города давать муниципальные гарантии на
получение кредитов предприятиями и организациями в пределах 0,01 процента
расходов городского бюджета со сроком возврата кредитов в течение текущего
бюджетного года.
13. Установить на 2003 год лимит предоставления бюджетных кредитов
муниципальным предприятиям в размере 3 процентов от объема расходов бюджета.
В целях поддержки муниципальных предприятий предоставить беспроцентный
бюджетный кредит:
- муниципальным транспортным предприятиям МУ ПАТП-1, МУП
"Орелгорэлектротранс" на срок до 10 лет;
- муниципальным аптекам на срок до 1 года.
14. Установить верхний предел муниципального долга в размере 50000 тыс. руб.
и предоставить администрации города Орла право осуществления внутренних
муниципальных займов (ссуд, кредитов).
15. Установить, что бюджетная роспись городского бюджета на 2003 год
направляется администрацией города Орла в городской Совет народных депутатов
и контрольно-счетную палату города Орла для сведения не позднее 17 дней после
утверждения бюджета города.
16. Утвердить в качестве защищенных статей расходов городского бюджета на
2003 год расходы на заработную плату работников бюджетной сферы с
начислениями на нее, компенсационные выплаты педагогам на приобретение
методлитературы, пособия на детей, находящихся под опекой и попечительством,
бесплатные медикаменты, компенсацию за питание в школах, не имеющих столовых,
страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего
населения.
17. Утвердить на 2003 год объем капитального строительства из городского
бюджета в сумме 16000 тыс. руб. согласно приложению №4.
18. Утвердить перечень муниципальных целевых программ, финансирование которых
предусмотрено в бюджете города Орла на 2003 год (приложение №5).
19. По итогам исполнения бюджета города Орла за I квартал 2003 года
рассмотреть вопрос о включении в бюджет города ассигнований на финансирование
строительства школы №10.
20. Администрации города Орла представлять в городской Совет народных
депутатов на утверждение ежеквартальные и для сведения оперативные месячные
отчеты об исполнении городского бюджета 2003 года.
Председатель Совета В. Н.
Иконников
Согласовано:
Мэр города Орла
_______________ В.И. Уваров
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
|