РУБРИКИ |
Диплом: Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике
А вот пик поглощений, приходящийся на крупные фирмы «второго эшелона», довольно специфичен. В настоящее время, когда разорение крупной фирмы стало редкостью, именно этот показатель подтверждает трудность существования в тени лидера. Когда-то Цезарь предпочел быть первым в деревне, а не вторым в Риме. И был совершенно прав. Вторым в Риме он просто не сносил бы головы. Многие крупные компании руководствуются теми же мотивами, выбирая нишевую стратегию и уклоняясь от противоборства с доминирующей корпорацией (на графике показан вариант альтернативного, т. е. патиентного, положения на рынке). Два типичных приема позволяют приспособить патиентную стратегию к крупным размерам фирмы. Первый прием (им воспользовалась, в частности, компания «Даймлер-Бенц») состоит в сосредоточении производства на выпуске изделий наивысшего уровня качества и обеспечении его крупных масштабов за счет международной реализации продукции. В каждой стране продается сравнительно мало «мерседесе-бенц». Эти дорогие машины не конкурируют с дешевыми автомобилями массовых марок, но во всем мире других марок. И концерн «Электролюкс» был в то время небольшим нишевым производителем. Затем концерн провел беспрецедентную серию захватов. Сначала поглощались сравнительно небольшие производители «белого товара»: «Артур Мартин» (Франция, захвачен в 1976 г.), «Хускварна» (Швеция, 1978 г.), «Тэппен» (США, 1979 г.). Потом дело дошло и до ведущих компаний: «Занусси» (Италия, 1984 г.), «Байт» (США, 1986 г.), «Торн-ЭМИ» (Англия, 1987 г.). Всего было захвачено более 400 фирм, и в результате концерн «Электролюкс» стал самым крупным в мире производителем «белого товара». Более всего, тактика концерна была похожа на авантюру. Маленькая фирма захватывала одну компанию за другой. Драконовскими методами проводила на них санацию (увольнения, закрытия заводов и т. д.), с прибылью продавала ненужные подразделения поглощенных фирм, а на вырученные деньги покупала новые компании. Риск действительно был огромен. К тому же решения надо было принимать очень быстро. К примеру, заплатить 750 млн. долл. за американскую компанию «Вайт» менеджеры концерна «Электролюкса» согласились после менее чем недели размышлений. Но возможно не меньшему риску концерн «Электролюкс» подвергся, если бы пассивно оставался в своей нише. В отрасли началась структурная перестройка и, следовательно, формирование единого вместо сегментированного рынка. Позже, в 1989 г., один из руководителей концерна Л. йохансон отметил: «Только вопросом времени является выравнивание поведения потребителей в США и (Западной) Европе. Потребители в Нью-Йорке, Милане и Стокгольме уже теперь имеют больше общего, чем покупатели из нью-йоркских районов Манхэттен и Бронкс (богатые и бедные кварталы города. — А. Ю.)». Если бы концерн «Электролюкс», решительно покинув свою нишу, не выступил бы в роли консолндатора отрасли, ее взяла бы на себя другая компания. И можно допустить, что среди прочих трофеев включила бы в свой состав и концерн «Электролюкс». Реальность такой возможности подтверждает история развития американской пищевой промышленности в последние десятилетия. В 1975 г. наиболее мощными компаниями пищевой промышленности Соединенных Штатов Америки являлись 6 корпораций («Крафт», «Эсмарк», ЛТВ, «Беатрис», «Грейхаунд» и «Дженерал фуд»). Каждая пз них была крупным производителем определенных продуктов питания. Между тем на прежде сильно раздробленном рынке все четче стали намечаться тенденции унификации. Немногочисленные особо удачные марки продуктов стали пользоваться большей популярностью и находить спрос по всей стране. Подобное положение явно способствовало выдвижению компании-лидера. Однако среди пищевых корпораций США не нашлось ни одной, способной играть эту роль. Такая нерешительность, верность нишевой тактике в изменившихся условиях привели к тому, что самыми крупными производителями пищевых продуктов стали «варяги»: табачные монополип «Филип Моррис» и «Р. Дж. Рейнольд» (ныне «Р. Дж. Р. Набиско»). К 1987 г. старая группа ведущих фирм отрасли полностью утратила занимаемые позиции. Из 6 компаний 4 были захвачены другими фирмами, 2 «покинули» от-оасль. Ничего даже отдаленно похожего не наблюдалось ни в какой другой отрасли промышленности Соединенных Штатов Америки. Не только захват, но даже смещения старых лидеров на вторые места практически отсутствовали. А уж полная смена всей верхушки компаний отрасли была совершенно исключена. Анализ деятельности компаний-патиентов позволяет понять одну из функций весьма распространенной во временной капиталистической экономике тактики захватов и поглощений. Нишевая стратегия столь эффективно предохраняет контролируемый компанией сегмент рынка от вторжения извне, что в иной форме часто просто не может осуществляться процесс концентрации производства, даже если объективные условия для него созрели. Вышедший за пределы своей ниши патиент или мощная монополия должны поглотить предприятия ведущих конкурентов, чтобы открыть путь эффективному массовому производству.
2 Крупные предприятия2.1 Большой бизнес: стандартность, дешевизна, качествоСреди институтов современного буржуазного общества, вероятно, нет такого второго, который бы подвергался столь же систематической и обоснованной критике, как капиталистическая монополия. В последние годы в ходе обсуждения в советской печати проблемы монополизма ведомств и отдельных предприятий-поставщиков соответствующие параллели стали проводиться и применительно к нашей экономике. Оценка монополий в этом случае также оказалась резко отрицательной. Нет ли, однако, в этом подходе известной односторонности? Может ли один из важнейших элементов современной экономики, а монополии при всех их недостатках, несомненно, являются таковым, играть только негативную роль? Можно ли вообще чисто абстрактно оценивать роль монополии, не учитывая, в каких конкретных условиях она существует? Безусловно, современная крупная капиталистическая корпорация — это предприятие, действующее (как и другие фирмы) в своекорыстных целях и благодаря господству на рынке располагающее (уже в отличие от прочих) несравненно большими, порой мало чем ограниченными возможностями для достижения поставленных целей. Способность следовать своей выгоде, не считаясь с общественным интересом, внутренне присуща любой монополии. Но ведь нельзя не учитывать, что монополии являются производителями массовой продукции, иными словами, это фирмы, производственная программа которых . ориентирована на самые типичные и распространенные потребности рынка. Критика монополии сосредоточена на первой — подчеркнем, реально существующей и крайне негативной — стороне деятельности гигантов. Но стоит задуматься и над второй. Если в обслуживании наиболее ходовых потребностей рынка именно монополии вытеснили все другие типы капиталистических предприятий, то, значит, они оказались способными более полно и эффективно их удовлетворять. Захват рынка не может быте долговечным, если он не опирается на соответствие основных характеристик товаров запросам потребителей. В расхожих представлениях продукция монополий обычно ассоциируется с дороговизной, техническим застоем и низким качеством. На наш взгляд, .даже специально трудно было бы придумать характеристику более далекую от действительности, чем эта. Ее живучесть можно объяснить смешением того, как реально ведут себя крупнейшие фирмы на рынке, с тем, к чему стремилась бы монополия в «тепличных», идеальных для проявления ее всевластия условиях. Описывая сущность рыночной стратегии монополий, следует отметить, что именно крупнейшие корпорации наводняют западный рынок массовыми, стандартными, качественными товарами по доступным ценам. «Бытовое» доказательство реальности этой (условно назовем ее позитивной) стороны деятельности монополий хорошо известно читателям, но, к сожалению, редко осознается в качестве такового. Дело в том, что почти все самые распространенные товары (в том числе импортируемые в страны бывшего СССР), по которым, собственно, и судят о достижениях наиболее развитых капиталистических стран, изготовлены монополиями. И репутация передовых государств Запада как производителей товаров, имеющих превосходные технические, качественные и ценовые характеристики (включая сюда дешевизну — советские внешнеторговые объединения не покупают дорогих изделий), завоевана как раз продукцией монополий. Не случайно, например, во многих развивающихся государствах ФРГ называют страной мерседеса. С теоретической точки зрения подобное положение не кажется парадоксом. Суть в том, что монополии не только потенциально способны резко повышать цены, тормозить научно-технический прогресс и т. д., они же одновременно располагают наилучшими возможностями для выпуска дешевой и качественной продукции. Действительно, массовый выпуск позволяет держать на низком уровне издержки производства. Стандартность изделий упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию, что, в свою очередь, обычно и улучшает, и удешевляет товар. Огромные финансовые ресурсы дают возможность осуществлять масштабные научные исследования, систематически изучать потребности рынка. Какую из двух равно доступных, но диаметрально противоположных стратегий (выпуск дорогих и плохих или дешевых и хороших товаров) выбирают монополии, всецело зависит от условий на рынке. В послевоенный период в большинстве случаев крупнейшие корпорации делают выбор, в пользу второй стратегии. Три фактора, на наш взгляд, предопределили такой выбор: конкуренция, рост рынка и научно-технический прогресс. Проанализируем влияние этих факторов более подробно. 1. Монополия не устраняет конкуренции. Общеизвестность этой ленинской мысли, к сожалению, слишком часто сочетается со старомодным ее толкованием. Подлинная борьба усматривается лишь в схватках гигантов, в остальных случаях — только удушение аутсайдеров. Подобный взгляд, вероятно, был оправдан в период незрелой монополистической экономики, когда монополии активно вытесняли более слабых соперников, по существу, отличавшихся от них самих лишь меньшими размерами и производивших точно такую же продукцию. Но этот процесс давно закончен. Современный мелкий и средний бизнес приспособился к условиям монополистической экономики. Сосредоточив свою активность в тех сферах, где небольшие предприятия эффективны, используя нишевую стратегию, делая ставку на прорывные направления НТР, опираясь на все эти приемы, мелкий и средний бизнес стал менее уязвим и одновременно способен успешно атаковать гигантов, если те допустят ошибку. В том же направлении действует и рост интернационализации. Даже мелкая фирма способна доставить большие неприятности гиганту, если она является дочерним обществом мощного иностранного концерна. В итоге давление конкуренции на ведущие корпорации резко усилилось. Тактика сговора ради повышения цен или ухудшения качества стала для них менее привлекательной. 2. Глава компании «Сони корпорсйшн» А. Морита однажды поделился воспоминаниями о создании знаменитого «вокмена» — портативного магнитофона с наушниками. Его прототип, требовавший еще дополнительной доработки, стоил 45 тыс. йен. Но продавался (при отсутствии всяких конкурентов!) за 30 тыс. йен. Расчет (с блеском подтвердившийся) был на то, что доступная цена создаст товару широкий рынок, а это в конечном счете окажется выгоднее. Такая тактика достаточно типична в условиях растущего рынка. В период между двумя мировыми войнами, когда в западной экономике господствовали застойные тенденции, подобная линия поведения была неоправданна: расширить физический объем продаж было почти невозможно и увеличить прибыль можно было лишь за счет повышения цен. Напротив, более благоприятная конъюнктура послевоенных лет способствовала тому, что такая тактика стала преобладающей. Многие фирмы стремятся «расти» вместе с рынком. Доступными ценами и высоким качеством они формируют общественную потребность а товаре и выигрывают от того, что сами же ее удовлетворяют. 3. Монополистическим манипуляциям на рынке не способствует и научно- техническая революция. Завышенные цены, низкое качество или техническая устарелость товара во многом предопределяют необходимость его замены принципиально новым продуктом. Монополия, негибко реагирующая на указанные тенденции, рискует однажды остаться с полностью утратившим конкурентоспособность товаром. Американская исследовательница Л. П. Байт провела сопоставление ведущих корпораций, доминировавших в своей отрасли, с другими крупнейшими фирмами, не являющимися, однако, лидерами соответствующих отраслей. Выяснилось, что лидеры получают более высокие и более стабильные прибыли. При этом они затрачивают на научно-технические исследования более крупную часть своего оборота, больше средств (в процентном отношении) направляют на капиталовложения, а также на рекламу и маркетинг. Все сказанное подтверждает, что современная монополия по-прежнему стремится к получению сверхприбылей и успешно решает данную задачу. Но добивается своего она в нынешних условиях не путем грубого силового давления на рынок, а благодаря максимальному учету запросов массового потребителя. Доказательство тому — непропорционально большие вложения капитала в производство, науку и маркетинг. Роль крупнейших капиталистических монополий как изготовителей массовой продукции предопределяет их особое положение среди прочих компаний. Объективно это положение должно отличаться значительно большей устойчивостью, поскольку создание крупного производства требует значительного времени и больших средств. Оно не может попеременно проводиться то одной, то другой фирмой. Иными словами, должна сложиться и долгое время существовать без заметных изменений своего состава небольшая группа неоспоримых лидеров. Факты действительно позволяют выделить такие элитные группы крупнейших предприятий. Из данных табл. 4 видно, что современный деловой мир строго иерархичен. В каком случае больше отрыв фирмы от ее ближайшего соперника: в том случае, если мы сопоставляем по величине первую и вторую компанию страны или, скажем, 101-ю и 102-ю? На первый взгляд — это вопрос конкретной ситуации, одинаково возможен и тот и другой вариант. В действительности же разница в размерах между компанией- лидером и прочими фирмами очень велика (в предыдущей главе рассматривались причины этого). А чем меньше корпорация, тем меньше и ее отрыв от ближайших конкурентов. Так, по спискам компаний трех стран (США, ФРГ, Швеции) было подсчитано, на сколько процентов оборот самой крупной фирмы больше оборота второй по величине компании. Затем вторая по размерам фирма была сопоставлена с третьей, та - с четвертой и т. д. Результаты подсчетов весьма характерны. В первой десятке разница в размерах компаний очень значительна. В среднем каждая фирма превосходит следующую по величине более чем на 10%. Разрыв между корпорациями, замыкающими список 50 и 100 крупнейших компаний, существенно меньше (соответственно около 2 и 1 %). Наконец, обороты фирм, занимающих последние места в числе 200 и 500 крупнейших, отличаются друг от друга на доли процента. Таблица 4 Сравнительные размеры фирм в зависимости от их места в списке крупнейших корпораций в 80-е годы
Следствием такой структуры рынка является большая изменчивость внизу иерархической пирамиды и почти полная неподвижность на ее вершине. Действительно, будь оборот американской фирмы, занимающей 500-е место, на 5% больше, чем был в реальности , она переместилась бы на 490-е место, обойдя 10 компаний. Для 100-й фирмы дополнительные 5% оборота в среднем означали бы подъем на б ступеней вверх, для 50-й — на 3. А фирма в первой десятке скорее всего просто не изменила бы своего места. Характерно, что с 1972 по 1986 г. в десятку крупнейших корпораций ФРГ вошла лишь одна новая компания, кстати, уже в 1972 г. занимавшая 11-е место. В американской «десятке» за 1969—1987 гг. появились две новые компании. Даже резкие скачки оборота преобладающих в ней нефтяных монополий (как следствие резкого изменения цен на мировом рынке нефти) существенно не отразились на ее составе. В итоге ведущие корпорации имеют большой запас прочности. Годами, а то и десятилетиями молодая агрессивная фирма может, казалось бы, успешно атаковать их позиции и все же не добиться решающей победы. Одним из наиболее разительных примеров такого развития событий является вторжение японских компании на автомобильный рынок США. Ситуация стала неблагоприятной для американских концернов не менее 20 лет назад. С тех пор превосходство меньших по размерам, но значительно более эффективно действующих японских производителей подтверждается многими показателями (техническое совершенство автомобилей — качество — цены). Тем не менее положение ведущих концернов США остается исключительно прочным. Прибыль компании «Дженерал моторз», например, в 1988 г. составила около 5 млрд. долл. и была самой большой за всю ее историю (более чем в 2 раза превышающую доходы ближайшего японского конкурента — фирмы «Тоёта»). Наиболее примечательно в приведенном примере, на наш взгляд, то, что оборонительная стратегия компании «Дженерал моторз» отнюдь не была идеальной. Влиятельный западногерманский журнал «Виртшафт-свохе» поставил в вину главе концерна Р. Смиту целый список грехов, включавший такие, как очень крупные, но недостаточно эффективные капиталовложения (60 млрд. долл.), неумение работать с людьми, неспособность сократить самые высокие в автомобилестроении США издержки и т. д. Более того, журнал назвал Р. Смита самой спорной фигурой, когда-либо стоявшей во главе «Дженерал моторз». И несмотря на все эти ошибки, автомобильный гигант выстоял, остался прибыльным и, вероятно, в будущем сможет перейти в контратаку. Такова степень живучести наиболее мощных монополий. Благодаря своей силе крупнейшие корпорации выполняют функции своеобразного пресса, вытесняющего из своей области деятельности все другие фирмы и прочно закрепляющего ее за собой (по принятой терминологии такая стратегия называется виолентной, а проводящие ее фирмы — виолентами). Это становится важнейшим системообразующим фактором, во многом определяющим характер развития хозяйственных процессов. Остановимся лишь на некоторых ситуациях, возникающих в экономике из-за деятельности виолентов. Во-первых, складывается особый характер функционирования монополизированной части рынка. С решениями, принимаемыми в штаб-квартирах фирм-виолентов, непосредственно связана судьба целых отраслей промышленности. Разумеется, прочие фирмы также активно разрабатывают свою стратегию, но прямого воздействия на всю экономику планы каждой отдельной компании не оказывают. Значение имеет лишь усредненная рынком совокупность всех решений. Напротив, через деятельность крупнейших компаний в рыночное хозяйство вторгается зависимость от замыслов отдельной фирмы, т. е. плановое начало со всеми своими плюсами и минусами. Об этих плюсах и минусах стоит, пожалуй, сказать подробнее. Выработка рациональной долговременной программы в условиях непредсказуемого, изменчивого развития рынка — такова цель, стоящая перед каждой крупной компанией. На первый взгляд она недостижима: нельзя заранее приготовиться неизвестно к чему. Опыт, однако, показывает, что большинство фирм решает ее, отдавая предпочтение осторожным, но беспроигрышным сценариям развития. Там, где они срабатывают, плановое начало дает ведущим монополиям крупные преимущества, в противном случае неизбежны болезненные неприятности. Не случайно внутрифирменное планирование гигантов довольно беспомощно в создании принципиально новых продуктов (см. ниже в разделе об эксплерентах), но эффективно в их тиражировании и осуществлении текущей технической доводки. Для сравнения приведем два примера. Технологически передовая электронная промышленность Западной Европы не имеет крупного производства компьютеров главным образом потому, что ее лидеры — голландская компания «Филипс» и западногерманская фирма «Сименс» — первоначально недооценили революционность процессов в этой области техники и стали догонять далеко ушедших вперед конкурентов лишь в 80-е годы. Точно так же в Соединенных Штатах Америки до сих пор нет национальных производителей такого распространенного товара, как миллионами продаваемые в этой стране видеомагнитофоны. Напротив, продуманная техническая политика шведских фирм «Вольво» и «Сааб- Скания» в достаточно традиционной отрасли — автомобилестроении — позволила Швеции стать базой двух мощных автомобильных концернов, хотя, по мнению экспертов, в такой маленькой стране нет условий для существования даже одного (например, своего автомобильного производства не имеют Швейцария, Дания и Бельгия). Во-вторых, формируется непосредственное окружение монополии из зависимых (в той или иной мере) мелких и специализированных фирм. Автор уже анализировал эту проблему, рассматривая подобный симбиоз с точки зрения небольшой компании, а именно как часто используемую подобными фирмами стратегию выживания. Гиганты, однако, также навлекают из этой ситуации пользу: повышают гибкость приспособления к требованиям рынка н снижают издержки. В итоге возникает прочный комплекс «монополия и ее окружение», нередко сочетающий преимущества крупных и мелких компаний. Поясним сказанное на конкретном примере. Компьютерный колосс ИБМ, будучи неоспоримым лидером в производстве крупных и малых ЭВМ, долгое время испытывал серьезные трудности в среднем сегменте рынка (так называемые мини-ЭВМ). Проблема состояла в том, что основным потребителем машин этого класса являются мелкие предприятия. Они не имеют обученных программистов и вместе с тем вынуждены решать достаточно сложные и обычно непохожие одна на другую задачи. Заниматься проблемами каждой мелкой фирмы ИБМ был не в состоянии и продавал свои машины без специального программного обеспечения. А в итоге терял клиентов, хотя технически его компьютеры были превосходны. Выход был найден в заключении соглашения о сбыте и обслуживании мини-ЭВМ с 400 независимыми мелкими компаниями. И сразу выявился целый ряд достоинств этого решения. Местные фирмы-представители не только подготовили программы для каждого пользователя, они оказались лучше .информированными обо всех потенциальных клиентах, живущих неподалеку. Им легче, чем гигантскому концерну, доверяли информацию, да и сам контакт двух мелких фирм при заключении сделок оказался эффективней. В итоге 40% клиентов, купивших новую мини-ЭВМ, были, что называется, отбиты у конкурентов ИБМ. В-третьих, высокая эффективность виолентов в отраслях массового производства служит своеобразным фактором естественного отбора, заставляющим прочие компании обходить занимаемые виолентами сегменты рынка, а это достигается лишь при активном использовании достижений научно-технического прогресса. При господстве виолентов нововведения оказываются даже не просто важным, а практически единственным средством, опираясь на которое небольшая компания может войти в число ведущих фирм. Мелкая компания в современных условиях становится крупной не в ходе постепенного расширения производства традиционной продукции, такой эволюционный путь для нее закрыт. Ведь само существование малой фирмы, то, что ее до сих пор не вытеснила с рынка какая-нибудь монополия, может значить лишь одно — в избранной ею сфере деятельности крупное производство не имеет решающих преимуществ над мелким. При попытке механически расширить выпуск товаров она столкнется и с ожесточенным противодействием ничем не уступающих ей мелких производителей, и с давлением гигантов, чуть только ее производственная программа вторгнется в их сферу деятельности. Только инновации открывают возможности роста. Только новые, никем не занятые сегменты рынка могут служить его долговременной базой. 2.2 «Гордые львы», «Большие слоны», Неповоротливые бегемоты» Устойчивость верхушки монополистического бизнеса не равносильна полному отсутствию изменений в ее рамках. Выше уже упоминалось выделение швейцарским экспертом X. Фризевинкелем трех типов крупных корпораций, названных им «гордыми львами», «могучими слонами» и «неповоротливыми бегемотами». Его анализ относился только к фармацевтике, но основной принцип классификации (подразделение фирм в зависимости от степени динамичности их развития), на мой взгляд, применим к компаниям любых отраслей. Относительно меньшая часть гигантских корпораций, несмотря на свои размеры, не утрачивает способности к быстрому росту (группа «гордых львов»). Обычно это фирмы с четким производственным профилем, мало диверсифицированные, но в своей сфере специализации относящиеся к числу безусловных лидеров. Особенность их позиций на рынке обычно связана с обладанием техническими или организационными преимуществами о важном и перспективном сегменте рынка. Японская компания «Сони корпорейшн», например, долгие годы занимает в бытовой электронике именно такую позицию. Она первой начала массовое производство транзисторных радиоприемников, бытовых видеомагнитофонов, «вокменов», освоила лазерную технологию звукозаписи на серебристые компакт-диски. Наконец, в последнее время по сравнению с другими компаниями у нее большие успехи в технологии телевидения будущего, обеспечивающего идеальную четкость изображения (система ХДТВ). Мы сознательно привели весь этот перечень, чтобы показать, как велик может быть вклад только одной монополии в научно-технический прогресс. Подобным набором нововведений, способным сделать честь конструкторским усилиям целого государства, может похвалиться ряд крупнейших «корпораций-львов». Стремление полностью использовать плоды своих открытий заставляет эти компании выступать возмутителями спокойствия, делать основную ставку на прямую победу над соперниками в конкурентной борьбе. Именно динамичные «львы» дают наиболее яркие примеры агрессивной конкуренции в верхнем эшелоне пирамиды корпораций. Активная эволюция крупной фирмы, однако, обычно заканчивается не состоянием «гордого льва», а позицией «могучего слона». Компании этого типа утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность. В состоянии «слона» поэтому компания может пребывать многие десятилетия. Устойчивость обеспечивается преимущественно тремя факторами: большими объемами производства, его диверсификацией и наличием широкой международной сети филиалов. В условиях жесткой конкуренции трудно непрерывно быть первым в создании новинок, но широкий в ассортиментном и географическом отношении охват рынка позволяет стать менее зависимым от исхода самой гонки. Ни одно новшество, внедренное соперниками, не затронет всех сегментов рынка. Следовательно, у корпорации всегда останется время и ресурсы, чтобы догнать конкурентов. Часто «слоны» вполне сознательно избегают чести быть первыми, ибо риск первопроходца всегда велик, а крупное производство не прощает ошибок, поскольку слишком велики затраты. Вот почему ведущие корпорации используют все свои возможности лишь тогда, когда успех уже наметится, и нередко при этом оттесняют компанию-новатора. Возник даже специальный термин «тактика ловкого второго». Суть этой тактики такова: фирме совсем не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. Ведь открытие само по себе имеет преимущественно научное значение, коммерчески же выгодным становится лишь при массовом тиражировании и применении в разных областях. Здесь-то и сказываются преимущества монополии-«слона». Благодаря широко диверсифицированному и массовому производству именно она извлекает наибольшую пользу от применения новинки в самых разных областях. Не случайно в науке тактика «ловкого второго» была впервые описана применительно к концерну «Сименс», типичному «слону», охватывающему своей программой чуть ли не всю электротехнику. Кто бы ни сделал изобретение, выгоду от него всегда получит «Сименс», поскольку использует его в бесчисленных электротехнических устройствах. Быть может, даже таких, о самом существовании которых и не подозревает первооткрыватель. Закат монополии связан со стадией «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, корпорация постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причины такого развития событий заключаются в распылении активности по слишком широкому кругу направлений, усложнении организационной структуры компании, омертвлении значительной части капитала в утративших перспективы производствах. Вот как, например, журнал «Менеджер магазин» (ФРГ) охарактеризовал проблемы известного голландского электротехнического концерна: «Гигант «Филипс» просто не желает двигаться вперед. План решительного сужения излишне широкой производственной программы сорван. Как в мелочной лавке ассортимент простирается от бритвы до прибора для лечения нервов, от долгоиграющей пластинки до персонального компьютера. Концерн имеет около 350 фабрик, разбросанных по всему свету. Часто страдая от их неполной загрузки, «Филипс» пытается все, вплоть до последнего гвоздя, производить сам. Долгие годы дебатировавшаяся перестройка организационной структуры теперь осуществлена, но только на бумаге... Следствие: «Филипс» не способен действовать по своему почину, он может лишь пассивно реагировать». Ситуация, однако, не является безнадежной. Вряд ли есть серьезная угроза, скажем, существованию концерна Филипс». Выход состоит, как правило, в дезинвестициях, т. е. безжалостном избавлении от убыточных производств (безжалостном в первую очередь по отношению к работающим на них — такова социальная иена санации) и снижении издержек на сохраняемых предприятиях, что позволяет улучшить финансовое состояние корпорации. Опыт «Юнайтед стейт стил» (США, ныне компания называется «Ю. С. Экс») и «Бритиш стил» (Великобритания) или «Тиссен» (ФРГ) подтверждает, что санация даже в старых отраслях может быть осуществлена успешно (все перечисленные компании металлургические) н способствовать новому росту. Хотя, разумеется, дело не всегда кончается благополучно. Не исключено, что в такой ситуации компания утратит самостоятельность или постепенно перейдет на второстепенные роли. Таблица 5 Изменение места компании в 1987 г. по сравнению с 1969 г. в списке 250 крупнейших корпораций США
Более конкретное представление о взаимодействии разных типов крупнейших фирм дают данные табл. 5. Анализируя приведенные показатели, следует отметить сравнительно сильное обновление корпоративной элиты Соединенных Штатов Америки. Лишь около половины рассматриваемых компаний занимало в 1987 г. примерно те же места, что и за 18 лет до этого. Иными словами, в указанные годы непрерывно осуществлялся приток «свежей крови». В верхние эшелоны он приносил технологические и организационные нововведения, разработанные более мелкими компаниями. Особенно интенсивен был восходящий поток: почти 40% компаний сильно переместилось вверх в списке крупнейших корпораций (а в целом ряде случаев и впервые вошли в него). При этом шансы попасть в число быстрорастущих фирм сильно отличались по отраслям. Например, высокими они были в издательском деле, обработке металлов, производстве ЭВМ, фармацевтике, пищевой и лесобумажной промышленности. Напротив, низкие шансы были характерны для текстильной, аэрокосмической и нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии, в автомобилестроении, а также в производстве промышленного и сельскохозяйственного оборудования. Следовательно, активное перемещение вверх, если отвлечься от некоторых исключений, наблюдалось преимущественно у фирм новых отраслей. Все сказанное позволяет сделать такой важный вывод. Процесс обновления корпоративной верхушки, как правило, состоит не в том, что старые лидеры сталкиваются в острой борьбе с новыми гигантами и вытесняются последними. В тех отраслях, где «слоны» прочно удерживают свои позиции, поток перемещающихся вверх фирм незначителен. Пополнение элиты осуществляется за счет компаний, обосновавшихся в новых, растущих сегментах рынка. Обратим внимание и на крайне незначительное (8% — см. табл. 5) число фирм, сильно переместившихся вниз в списке крупнейших корпораций. Правда, среди компаний, занимавших с 101-го по 150-е место, неудачно развивавшихся фирм примерно вдвое больше, чем в среднем. Видимо, и в этом показателе проявляется стратегическая слабость рыночной позиции вице-лидеров, т. е. второстепенных производителей массовой продукции. Но это не меняет ситуации: среди 250 ведущих корпораций ухудшилось положение в 4 раза меньшего числа компаний, чем улучшилось. Разумеется, в принципе число компаний, утративших свои позиции, должно соответствовать числу фирм, укрепивших их. Все компании не могут одновременно стать первыми. Поднимаясь вверх, фирма автоматически оттесняет обойденные ею компании на более низкие места. То, что в реальном списке 250 крупнейших компаний США за 1987 г. мы видим крайне мало фирм, занимавших в 1969 г. более высокое положение, может означать только одно: компании-неудачницы не деградируют, медленно смещаясь вниз по списку, а совсем исчезают из него в результате захвата более мощным конкурентом. Крупное производство не может вновь превратиться в мелкое. Но если оно неэффективно организовано (не случайно одна из групп монополий получила название «неповоротливых бегемотов»), то предприятие обычно меняет владельца. В целом процесс ротации ведущих компаний таков. Молодые гиганты не занимают место старых, а становятся рядом с ними. В свою очередь, производственный потенциал теряющих жизнеспособность корпораций не утрачивается, а встраивается в систему более мощных компаний (обычно с сохранением основных выпускаемых продуктов, торговых марок и организационных отношений). Стабильность структуры не мешает изменениям, изменения же не разрушают структуры. Механизм рыночной экономики стихийно отработал ту форму обновления, которая, видимо, единственно приемлема для массового производства: обновление без потрясений.
3 Государственная поддержка малого бизнеса3.1 Мировой опытКак уже говорилось, в мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки —Мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского Союза Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются: · развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий; · создание новых рабочих мест; · экономический рост малых предприятий; · привлечение иностранных инвестиций; ( инновационная деятельность; · трансферт (передача) технологий. В большинстве стран — членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности предприятий. Так, в Испании в течение последних лет возник ряд проблем, связанных с согласованием функций и действий властей различного уровня. Особенную остроту они приобрели после появления здесь фондов ЕС по поддержке малого предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без ведома правительства Испании. Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики и(или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого предпринимательства. Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий. Суммируя опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных направлений. Помощь в создании малых предприятий. Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих предпринимателей. Система образования в ЕС поставлена так, что юные граждане еще в школе знакомятся с азами бизнеса. Учат премудростям предпринимательства и взрослых. При этом наряду с так называемым начальным курсом, дающим минимальный объем знаний и навыков. преподается и углубленный, который носит прикладной характер и учитывает специфику деятельности обучаемого. Разрабатываются особые курсы для женщин и этнических меньшинств. В Ирландии, например, с 1992 г. действует Программа обучения работе, призванная повысить конкурентоспособность мелких фирм и уровень профессиональной подготовки на малых промышленных предприятиях. Курс, рассчитанный на 26-52 недели, частично оплачивается государством. С какими трудностями сталкивается начинающий предприниматель? Они типичны: недостаток стартового капитала, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и рыночной конъюнктуры. Вот почему в странах ЕС начинающим бизнесменам государство оказывает как финансовую, так и консультационную помощь, организует обучение. Например, в Дании за безработным, пожелавшим открыть собственное дело, в течение стартовых 3,5 лет сохраняется половина пособия по безработице. Подобная система принята и в Великобритании, где безработные, приступившие к организации собственного бизнеса, получают еженедельную субсидию в размере 40 ф. ст., которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. В 1989-1990 гг., например, подобные субсидии получали около 1 млн чел. В рамках действующей с 1983 г. программы «Молодые предприниматели» финансовая, юридическая и консультативная помощь оказывается кооперативам и частным предпринимателям. В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — Служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения и инициативные группы. В Германии лицам, создающим новые малые фирмы, предоставляются кредиты сроком до 20 лет. Кроме того, правительство выделяет средства на создание новых мелких предприятий. В 1988 г. на эти цели было ассигновано 720 млн марок. Развитие субподряда. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших корпораций. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного конечного продукта и достигнуть большей экономической самостоятельности. Однако малое предпринимательство сталкивается здесь с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, недостаток данных о рыночной конъюнктуре. Соответственно основные меры поддержки малого бизнеса в данной сфере связаны с информированием и консультированием. Вывод малого бизнеса за рамки национального рынка. В последние годы в ЕС частично или полностью упразднены многие барьеры, стоявшие на пути международной торговли, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Однако, как и в случае с субподрядом, вовлечению малого бизнеса в этот процесс препятствуют конкуренция и недостаточная осведомленность. Примером государственной поддержки в данной области может служить британская программа «Экспортная инициатива», которая ориентирована на повышение заинтересованности потенциальных экспортеров из числа малых фирм в международной торговле и увеличении ее объемов. Программа эта реализуется: • отделом торговли и промышленности, который связан с частным сектором и предоставляет экспортерам-новичкам консультации специалистов; • информационным центром, работающим по принципу «самопомощи»— допуска начинающих к массивам данных о рынках; • справочной службой, которая оказывает консультационные услуги, информирует о спросе на продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований, а также снабжает адресами и телефонами потенциальных контрагентов. Финансирование малого бизнеса. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков увеличилось почти вполовину. Однако большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. В частности, в Германии в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, из которого перечисляются средства частным специализированным банкам, дающим мелким фирмам долгосрочные инвестиционные кредиты по льготным процентным ставкам. В федеральной программе субсидирования мелких и средних германских фирм на 1990 г. специальная статья помощи для повышения доли собственных средств составила около 30% всех субсудий. Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства. В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Европейский Союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 1990-х гг. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (81К Е01Р), региональную систему поощрений (51ВК), систему поощрений за рациональное использование энергии (51иК.Е), систему поощрений малых инвестиционных проектов (РР1) и инноваций в информационных технологиях. Получение средств способствовало преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем. Предоставление налоговых льгот. Все государства ЕС так или иначе смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства. Так, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы мелких фирм сокращен налог на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, особенно связанные с высокой степенью риска. Кроме того, частная инициатива стимулируется предоставлением налоговых скидок, упрощением финансовой процедуры слияния и разукрупнения фирм, снижением всех ставок индивидуального подоходного налога, повышением порога зарплаты, подлежащей налогообложению по наивысшей ставке. В Германии к концу 1988 г. от 50 до 60% всех ремесленных предприятий были освобождены от промыслового налога. В 1985 г. был принят «Закон о снижении налогов», предусматривающий снижение ставок налогов в 1986 и 1988 гг. В ходе налоговой реформы 1986-1990 гг. выросли с 10 до 20% нормы особых амортизационных отчислений для мелких и средних предприятий и сроки амортизации. Был принят новый, линейно-прогрессивный метод отчисления налога. В 1990 г. сократили степень прогрессии и снизили до 53% предельную и до 19% минимальную ставку подоходного налога. Верхняя граница применения минимальной ставки упала с 18 тыс. до 8,1 тыс. марок годового дохода. С 1 января 1990г. мелкие предприятия освобождены от налога с оборота, если их оборот не превышает 25 тыс. марок (ранее этот показатель составлял 20 тыс. марок). Создание новых рабочих мест. Как уже указывалось, и не единожды, малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небывало высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу еще в 1960-е гг. В Греции, к примеру, принята специальная программа по созданию рабочих мест в малом бизнесе для молодежи и женщин. Региональное оздоровление. В малом бизнесе правительства стран ЕС справедливо усматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок зон. Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно- коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы его существования 19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы на общую сумму 650 млн ф. ст. В январе 1990 г. боннское правительство объявило об открытии льготных кредитов для содействия развитию малого бизнеса в бывшей ГДР. При полном выкупе предприятий Немецкий кредитный банк предоставлял новым владельцам кредит под залоговую стоимость земельного участка (6,5% с отсрочкой погашения долга на 2 года). С июля 1990 г. в новых землях наблюдается рост числа малых фирм. Поощрение инноваций. Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности. Особенно показательны германские инициативы. В 1989 г. правительство разработало концепцию стимулирования научных исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширения госзакупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхование банковских кредитов на приобретение современного оборудования. Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и средним фирмам научно-технические общества. В 1990-1993 гг. Министерством экономики сформулирована программа «Евро- фитнес», призванная помочь малым фирмам подготовиться к функционированию в условиях единого внутреннего рынка ЕС. На эти цели ассигновалось 25-27 млн марок в год. Выделенные правительством средства расходовались на проведение отраслевых и структурных исследований, консультационную помощь, поощрение участия в выставках и ярмарках. Программа охватывала и новые земли. Поддержка малого бизнеса в США Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации —Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями. Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу о положении малого бизнеса, на основании которого американские законодатели разрабатывают разнообразные программы помощи малым компаниям. Подобные программы составляют также различные правительственные ведомства (министерства торговли, сельского хозяйства и т.д.). В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%. Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий. В середине 1980-х гг. расходы на эти цели достигали 1% ежегодного бюджета Национального научного фонда (ННФ), что в 1985 г. составило 12 млн дол. Разработанная ННФ программа предусматривала финансовую поддержку инноваций в малых фирмах (с числом занятых до 300 чел.), главным образом — субсидирование прикладных исследований. Реализация проекта предполагала три этапа. На первом этапе отобранным компаниям предоставлялись субсидии в размере до 35 тыс. дол. для изучения возможностей разработки новшеств. Второй этап, наступавший через 6 месяцев, заключался в оценке результатов экспертами ННФ. В случае признания предложений перспективными компания получала около 200 тыс. дол. на их реализацию в течение 1-2 лет. В соглашении оговаривалось, что не менее 2/3 расходов наразработку проектов должны нести сами малые фирмы. Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Так, в 1983 г. при Уэйнском университете штата Мичиган был создан Центр развития малого бизнеса. Центр в сотрудничестве с АМБ осуществляет программу, предусматривающую: консультирование мелких фирм штата через 13 региональных отделений; разработку учебных курсов по проблемам малого бизнеса; изучение проблем малого бизнеса в штате; оказание правовой защиты мелким фирмам. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту. Глобализация ключевых отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника, машиностроение, привела к росту объемов международной торговли, однако большинство американских компаний остались в стороне от этих процессов. Не сразу осознали всю серьезность проблемы и федеральные власти. Так, в 1987 г. США израсходовали на содействие экспорту всего лишь 0,06 из каждого доллара валового национального продукта, что составило 0,29 из каждого доллара суммарных расходов федерального бюджета и 1,2 дол. на душу населения, тогда как Канада истратила на те же цели в 25 раз больше. Неудивительно поэтому, что в 1987 г. дефицит торгового баланса США достиг 189 млн дол.; из 3,9 млн предприятий экспортом занимались не более 10 тыс. Средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем более что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний. Исследования, проведенные компанией «Работы для будущего», выявили, что около 35 тыс. работников и работодателей в четырех штатах были не готовы к глобальной конкуренции, которая стояла последней в перечне проблем, беспокоящих руководителей предприятий. Опрос, проведенный в мае 1992 г. Национальной федерацией независимых компаний, показал, что большинство владельцев мелких фирм недооценивают растущую глобализацию экономики. В списке 75 потенциальных проблем малого бизнеса экспорт занимал последнее место. В июне 1995г. президент США созвал в Белом Доме конференцию по проблемам малого бизнеса, где были сформулированы основные рекомендации по стимулированию экспорта для государственных органов, таких как Торговая палата США, департаменты сельского хозяйства, транспорта, энергетики, образования, труда, финансов, обороны, Экспортно-импортный банк США, Агентство развития торговли, Агентство международного развития. Агентство по защите окружающей среды, Информационное агентство. Отдел по управлению и составлению бюджета, Национальный совет безопасности, Комиссия по международной торговле. Совет экономических советников. В этих рекомендациях можно выделить несколько основополагающих моментов. Защита интеллектуальной собственности. Торговым представителям США было предложено прилагать все усилия для защиты в международном масштабе прав интеллектуальной собственности и введения обоюдных унифицированных стандартов, централизованной регистрации, эффективной процедуры разрешения международных споров на предмет действия торговых марок. Конгресс получил рекомендацию защищать патентные права в международном масштабе с учетом интересов малого бизнеса, в том числе добиться того, чтобы: а) срок действия патента составлял 20 лет со дня подачи заявки или 17 лет со дня выдачи патента; б) патент не публиковался до момента его выдачи; в) патент сохранялся за изобретателем, а не за тем лицом, которое первым обратилось за регистрацией. Обеспечение широкого доступа к информации. Владельцы малых фирм ратуют за введение глобальной системы, которая обеспечила бы доступ к правительственной информации и ресурсам. Президент рекомендовал Конгрессу и Правительству разработать новую программу, которая бы распределяла ресурсы частного сектора на нужды ассоциаций малых предприятий в целях содействия выходу их членов на мировой рынок путем обучения предпринимателей, создания бизнес-инкубаторов и торговых миссий, кооперации в области маркетинга и международной торговли. Финансирование экспортных операций. Конференция рекомендовала Конгрессу и Правительству поощрять спонсорскую деятельность Экспортно-импортного банка, кредитование экспорта, выдачу необеспеченных ссуд на пополнение экспортного оборотного капитала, а также ссуд на отдельные операции и резервных ссуд как альтернативу кредитам под обеспечение активами на основе данных бухгалтерского баланса, В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта. Поддержка малого бизнеса в Японии Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат. Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления: · обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий); · поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле; · сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки. Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. В последнем случае Корпорация кредитного страхования малых и средних предприятий и органы префектур ссужают Общество гарантии кредитов, которое направляет выделенные средства в частное кредитное учреждение, а то, в свою очередь, предоставляет малому предприятию заем в сумме, которая в 5-8 раз превышает вклад Общества гарантии кредитов, на срок до 5-7 лет. Практикуется также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы. Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур. Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий. Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников. Государство и местные власти в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17. Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения. Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством. Поддержка малого бизнеса в ЮАР Делами малого предпринимательства в ЮАР ведает Корпорация развития малого бизнеса, которая создана как акционерное общество со смешанным капиталом, формируемым на паритетной основе правительством и частным сектором. Корпорация ставит целью: · финансовую поддержку малых фирм; · предоставление малым предприятиям производственных, торговых и служебных помещений; · оказание услуг в части обучения, консультирования, информационного обеспечения, маркетинга и т.п.; · стимуляцию интереса к проблемам малого бизнеса; · защиту предпринимателей, в том числе путем совершенствования законодательства. За время своего существования корпорация предоставила малым предпринимателям более 40 тыс. займов на сумму 1,5 млрд рандов. Применяются различные схемы финансирования проектов — от мини-ссуд (100-5000 рандов на срок до 1 года) до крупных долгосрочных кредитов (0,5-1 млн рандов) на приобретение земли и недвижимости. Кредитная политика корпорации основана на предоставлении займов в тех случаях, когда затруднен доступ к обычным, банковским источникам капитала, и на более благоприятных условиях. Применяется кредитная ставка для первоклассных заемщиков (по которой получают кредиты банков крупные компании). Требования в отношении гарантий и обеспечения займов значительно мягче обычно предъявляемых. Срок погашения ссуды, как правило, соответствует сроку окупаемости проекта. Действует система отсрочки платежей. Решая вопрос о предоставлении ссуды, работники корпорации руководствуются соотношением собственных и заемных средств. Предприниматель должен профинансировать не менее 25% стоимости проекта и обеспечить увеличение доли собственного капитала в ходе развития предприятия. Средства частных акционеров используются для займов малым фирмам формального сектора в рамках общей программы финансирования. (Деление на формальный и неформальный сектор связано с тем, что в ЮАР около 70% предпринимателей составляют уличные торговцы, действующие без всякого разрешения. Государство
3.2 Опыт УкраиныЦель государственной поддержки бизнеса - создание одинаковых условий для всех субъектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур с другими сферами общественного производства. В особенности такой поддержки требует мелкий и средний бизнес, и не без оснований, поскольку эти формы в новых условиях хозяйствования выступают структурообразовательным фактором экономики. Большие предприятия, которые есть стрежнем любой области, всегда воплощают результаты структурных изменений, и в этом понимании олицетворяют стабильный, „консервативный" начало экономики. Мелкие и средние предприятия бизнеса, готовя почву для становления новых видов производства и рынков новых изделий, впервые осваивая научно- технические открытия, то есть внедряя инновационные процессы, функционируют как революционные, инициирующие структурные сдвиги, основы, которые естественно объединяются с предприимчивостью деловых людей. Серьезные структурные народнохозяйственные изменения происходят тем более быстро и эффективно, чем выше степень социальной бесконфликтности. И здесь большая роль предприятий маленького и среднего бизнеса, которые способные мобильно обеспечивать новые рабочие места для людей, которые высвобождаются при закрытии или перепрофилировании больших предприятий. Предприятия маленького и среднего бизнеса во многом повышают жизнеспособность больших, их конкурентоспособность. Высокая рентабельность большого производства предопределяется массовостью выпусков продукции и стабильностью ассортимента изделий. Вместе с тем ускорение научно-технического прогресса резко сокращает эти возможности: необходимо постоянно вносить коррективы в технико-экономические параметры продукции, реагируя на изменения рынка. Сохранить свои преимущества и приспособиться к новым требованиям гигантам сборочных производств помогают предприятия маленького и среднего бизнеса, которые оперативно приводят ассортимент комплектующих изделий в соответствие с достижениями науки и техники. Причем количество таких предприятий должна превышать непосредственные потребности сборочных производств, поскольку только на подобной основе будет существовать полноценная конкуренция. Это одна из основных предпосылок успешного взаимодействия маленьких, средних и больших предприятий. К сожалению, в нашей экономике такой взаимосвязи нет. Все это свидетельствует о том, что развитие экономики без смещения акцента в сторону предприятий бизнеса невозможный. К сожалению, борьба политических сил за власть под лозунгом уничтожения административно-командной (тоталитарной, диктаторской) системы" привела к тому, что и в само понятие „государственного", как правило, вкладывается отрицательное содержание и общественность ныне склонна все государственное считать нерациональным и неприемлемой. Не является исключением и поддержка бизнеса, предпринимательства. В ней усматривается попытка государства снова начать тотальное регламентирование деятельности людей, которые стремятся обнаружить инициативу и завзятость, или небескорыстное стремление государственных чиновников помочь нажиться богатой. Этими общественными расположениями духа не без успеха пользуются много предпринимателей, которые сбило солидный капитал и фактически стали в своей сфере монополистами. Они не заинтересованы в содействии увеличению предпринимателей в разных областях экономики. Тем не менее, если за точку отчета брать не интересы монополий, а народнохозяйственные потребности, становится очевидной потребность государственной поддержки развития предприятий бизнеса, в особенности маленького и среднего. И прежде всего необходимые формирования всех форм бизнеса за надежной защитой прав собственников, а также содействие и поддержка а развития рыночной инфраструктуры, которая обслуживает предприятия бизнеса. Украина как самостоятельное, независимое государство гарантирует ныне всем предпринимателям (независимо от выбранных ними организационных форм предпринимательской деятельности) равные права и создает одинаковые возможности для функционирования, доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, естественным и другим ресурсам при условии выполнения работ и поставок для государственных потребностей. Государственная поддержка бизнеса осуществляется на основе Закона Украины о предпринимательстве", в котором отмечается, что с целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства государство: · на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, предоставляет земельные участки, передает предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые помещения, законсервированные и недостроенные объекты и сооружения, оснащение, которое не используются), необходимое для осуществление предпринимательской деятельности; · оказывает содействие организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров; · осуществляет начальное упорядочение неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их в кредит предпринимателям; · стимулирует с помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот и т.п.) модернизацию технологий, инновационную деятельность освоения новых видов продукции и услуг; предоставляет предпринимателям кредиты и др. Эти положения Закона стали отправной точкой стимулирования создание предприятий (фирм) малого бизнеса. Так, по данным Министерства финансов Украины в 1997 г. 88,8 % предприятий - новообразованные и только 11,2 % создан реорганизацией действующих. Из общего количества малых предприятий лишь 18,8 % есть частными, 0,3 % приватизированные трудовыми коллективами. Наибольшую частицу составляют предприятия (фирмы) из производства товаров народного потребления (18,3 %), стройматериалов (5,7 %), строительные и ремонтно-строительные (17,9 %), научновнедрительные (10 %), из производства и переработки сельхозпродукции (4,4 %) и др. Поддержку предпринимательства, маленького и среднего бизнеса осуществляют государственные органы управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и местного управления и государственной администрации. Ныне предполагается осуществить комплекс мероприятий по реформированию системы государственной поддержки предприятий бизнеса с целью обеспечения на протяжении следующих лет коренного перелома в развития предпринимательства, в особенности частного, малого бизнеса. Предполагается законодательное установить правовые, экономические и организационные основы регулирования их деятельности. Соответственно этому планируется осуществить формирование правовой базы развития и поддержки предпринимательства и прежде всего готовится Закон Украины про маленькое и среднее предприятие"; финансово-кредитную поддержку предпринимательской деятельности. Вместе с тем приходится констатировать, что сегодня в Украине отсутствует действующий механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Об этом свидетельствуют недостатки и трудность, которая случаются в процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством, заинтересованными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом следует синхронно развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так и инициативу предпринимателей маленьких, средних предприятий из объединения усилий в сфере государственно-финансовой деятельности. Положительным примером последнего есть образование Союз маленьких и средних предприятий Украины и их региональных ассоциаций (гильдий). Так, Союз маленьких и средних предприятий Украины осуществляет их правовая защита, аудиторское консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, конференции; создает школы предпринимательства, разработку документов, методических пособий; организовывает работу собственной товарной биржи; создает компьютерно-информационный банк данных о малом бизнесе Украины; занимается редакционно-издательской деятельностью; оказывает содействие развитию внешнеэкономических связей предпринимателей и, в конце концов, обеспечивает социальная защита работников малых предприятий. Положительной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации маленьких и средних предприятий „львовская гильдия", в структуре которой создан информационно-обслуживающий центр и прочие подразделы инфраструктуры коллективное пользование. Основной организационной формой государственной поддержки бизнеса должны быть долгосрочные и текущие программы, которые осуществляются на общегосударственном и региональном уровнях. Проекты программ поддержки бизнеса разрабатываются Министерством экономики Украины с привлечением других министерств и ведомств, представителей предпринимательских структур, ученых, специалистов, в том числе иностранных. Все затраты, связанные с разработкой и экспертизой программ поддержки бизнеса, финансируются из государственного и местных бюджетов. Итак, созданная система поддержки бизнеса станет для предпринимательских структур стимулом для развития и усовершенствования производства товаров и услуг, а не поиском обводных путей действующего законодательства (а это, к сожалению, еще часто случается), что поясняется его несовершенством, а также непродуманной налоговой и кредитной политикой. В мировой практике есть примеры как повседневной опеки и заботы о бизнесе (в особенности маленьком), так и факты его полного игнорирования. В одних странах есть четкая система государственной поддержки этого сектора национальной экономики, в других - подобная система находится из стадии становления. Тем не менее есть пример и интернациональных усилий - комитет ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), что активно поддерживает стимулирование малого бизнеса. Бизнес в Украине сегодня требует помощи и поддержки, чтобы стать ведущим сектором экономики.
ВыводыПроделав вышеизложенную работу, можно прийти к следующим выводам: мелкие и мельчайшие фирмы – фундамент экономики не только развивающихся стран, но и стран с уже сложившейся экономикой. Не будь мелких предприятий, могла бы возникнуть «лоскутная» экономика. Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, а другие, те, на базе которых нельзя развернуть крупный, сверхвыгодный бизнес, игнорировались. Для экономики стран деятельность мклких компаний оказывается важным факором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Именно они предоставляют более 50% рабочих мест (в Германии более 60%, а в Японии – более 75%) Но малый бизнес имеет и свои недостатки, например, часто короткий жизненный цикл. После непродолжительного периода своей деятельности многие из них могут либо реорганизовываться, либо разоряться. Но именно, это и создает благоприятную обстановку для формирования нового бизнеса методом проб и ошибок. Крупные корпорации (их часто сравнивают с мамонтами) сильны своей финансовой мощью, мелкие (их сравнивают с москитами) – своей многочисленностью. Таким образом, борясь на два фронта, выживают среднии компании. Оставаясь небольшой по размерам, она проводит стратегию, состоящую в сосредоточении усилий на производстве, пользующейся ограниченным спросом продукции. Доля крупных и крупнейших предприятий численно невелика. Однако именно они обеспечивают 90% объема продаж товаров и услуг, наводняют рынок массовыми, стандартными, качественными товарами по доступным ценам. Также велик вклад этих предприятий в научно-технический прогресс. Стремление полностью использовать плоды своих открытий заставляет эти компании выступать возмутителями спокойствия, делать основную ставку на прямую победу над соперниками в конкурентной борьбе. Но все крупные компании не могут быть одновременно первыми. Механизм рыночной экономики стихийно отработал ту форму обновления, которая единственно приемлима для массового производства : обновление без потрясений. Каждый тип компаний выполняет наиболее свойственные ему функции, а система в целом достаточно эффективно обеспечивает общественные потребности в основных видах технического прогресса: текущем, адаптивном и пионерном. Следовательно, стихийный механизм рынка может быть и разрушителен и созидателен. Научиться использовать открываемые им возможности – одна из важнейших задач науки и практики.
Литература1. Современный бизнес: Учебник в 2 томах, Т.1: Пер. с англ./Д.Дж. Регмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви. – М.: Республика, 1995 – 431 с. ил. 2. Деньги и кредит – 8.1996. Вопросы становления и развития малого бизнеса Антал Сабо.Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой (с.58) 3. Кисилев А.П. Основы бизнеса. – К.: 1997 4. Юданов А.Ю. Фирма и рынок. – М.: Знание, 1990 г. 5. Платонов В.С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. Ростов н/Д.:Издат., «Феникс», 1997 – 576 с. 6. Банківська справа - №1 (31) – 2000 Еріх Штаудт. Створення і середніх підприємств та сприяння їм у країнах з перехідною економікою (с.3). 7. Винес Р. Введение в бизнес. – Л.: 1992 8. Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. – Л.: 1991 9. Бизнес и менеджер (сост. М.С.Дараховский и др. – М.: Совмест.предприятие «Х.Г.С.»: Азимут – центр, - 1992 – 447 с. 10. Муравьев А.И.Игнатьев А.М. Крутик А.С. Малый бизнес: Экономика, организация, финансы,-Издательский дом «Бизнес–пресса». 1999 г. – 608 с. 11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). – И.: Экономика, 1999. – 416 с. 12. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.:Юристъ, 1998 - 336 с. 13. В.М. Маидрица «Руководителю», Ставрополь, 1989г., 149стр. 14. Н.Г. Любимова «Менеджмент – путь к успеху», Агропромиздат, 1992г. 57с. 15. Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. – 351 c. 16. Ильенко Н.Д. Спрос: анализ и управление. — М.: Финансы и статистика.— 160 с. 17. Основы предпринимательского дела под ред. Осипова Ю.М. 18. Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс, Москва, "Республика", - 1992г. 432 c. 19. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых/ Москва, - 1995 г. - 642 с. 20. Экономикс. Фишер, Дорнбуш, Шмалензи, Москва,- 1993. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|