РУБРИКИ

Диплом: Правовое регулирование лизинга

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Правовое регулирование лизинга

Диплом: Правовое регулирование лизинга

Оглавление

Введение ...............................3

Глава 1. Правовое регулирование лизинга

§ 1.1. Понятие лизинга, его виды ...................8

§ 1.2. Гражданско - правовая природа лизинга .............20

§ 1.3. Особенности договора финансовой аренды лизинга ......27

Глава 2. Организационно – экономические аспекты лизинга

§ 2.1. Организация деятельности лизинговых компаний .......33

§ 2.2. Проблемы и перспектива развития лизинга ..........57

Заключение .............................61

Библиографический список .....................65

Приложения

Введение.

Актуальность темы - глубокие преобразования, происходящие в мировой

экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене

основных фондов, а так же необходимость более эффективного использования

финансовых ресурсов потребовали новых методов обновления

материально-технической базы. Одним из таких нетрадиционных и достаточно

эффективных в последние десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг.

В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла;

вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера,

реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа - и

железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования,

многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины

- здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу,

т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового

рынка в содружестве независимых государств, обусловлена, прежде всего,

неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес

морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,

необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих

проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых,

кредитных и инвестиционных операций.

Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в

России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, по мнению автора,

является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт

использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих

стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и

существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям,

со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность

лизингового механизма. И, наконец, в-третьих, автор уверен, что с помощью

лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее

уязвимых звеньев российской экономики.

Понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов.

Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия

"финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по финансированию

аренды". Такой подход обусловлен точным переводом английского слова «leasе»

как аренда. Получается, что под термином "лизинг" может пониматься не только

финансовая аренда, но и другие арендные отношения.

Использование лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт возможность

использовать в производстве наиболее передовую технику, не оплачивая её

полной цены; повышать уровень квалификации работников, работающих на этой

технике. В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране резко

возрастает необходимость использования лизинга, об этом свидетельствует

интенсивное развитие арендных коллективов.

Объектом исследования стали обязательные договорные отношения в сфере

владения и пользования имуществом. Это может быть как движимое, так и

недвижимое имущество.

Предметом исследования данной работы являются организационно – правовые и

экономические проблемы лизинга.

Целью исследования работы является рассмотрение правовых и организационно

– экономических особенностей лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с

традиционными формами финансирования, а также, анализ нормативно – правовой

базы, выработка на этой основе выводов и предложений по федеративно - правовому

регулированию предмета лицензирования и описание разновидностей лизинговых

операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его

становление и развитие в нашей стране.

В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:

· Рассмотрены особенности лизинга, как организационные, так и

экономические;

· Выявлены преимущества лизинга по сравнению с другими формами

финансирования;

· Проведен анализ, и выработка нормативно – правовой базы,

соответственно были сделаны различные выводы и предложения по правовому

регулированию организационно – правовых и экономических проблем лизинга.

Лизинг, как трактует это понятие Федеральный закон РФ «О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге»

[1], есть совокупность экономических и правовых отношений,

возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением

предмета лизинга. Близкое по смыслу определение лизинга дано в ст. 1 Конвенции

УНИДРУА (Оттавской) о международном финансовом лизинге 1988 г., к которой

присоединилась Российская Федерация: .сделка.

а) в которой одна сторона (арендодатель) заключает по спецификации другой

стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной

(поставщиком), в соответствии, с которым арендодатель приобретает комплектное

оборудование, средства производства или иное оборудование (оборудование) на

условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его

интересы;

б) заключает договор (договор лизинга) с арендатором, предоставляя ему право

использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Статья 665 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет лизинг как

сделку, при которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность

указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и

предоставить такое имущество лизингополучателю за плату во временное владение

и пользование для предпринимательских целей. Согласно, параграфа 6 главы 34

ГК РФ, финансовая аренда (лизинг) является одним из видов договора аренды.

Этот договор включен в систему договоров аренды (гл. 34) и на него

распространяются нормы ГК, регулирующие общие вопросы для всех видов арендных

отношений, если иное не установлено положениями ГК о финансовой аренде.

Лизинговые отношения в Российской Федерации до недавнего времени регулировались

шестью статьями Гражданского кодекса (гл. 34, параграф 6), постановлением

Правительства «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня

1995 г. № 633, утвержденным им «Временным положением о лизинге», а также

«Положением о лицензировании лизинговой деятельности в РФ» от 26 февраля 1996

г. В числе нормативных актов последнего времени следует особо выделить Закон от

29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге», наряду с ГК РФ он является

основным источником гражданско-правового регулирования лизинговых сделок и

упоминавшийся выше Федеральный закон РФ «О внесении изменений и

дополнений в Федеральный закон «О лизинге»», внесший в последний ряд

существенных поправок.

Учитывая сложный с юридической точки зрения характер лизинговых сделок,

правовое регулирование лизинга играет ключевую роль в определении границ

рынка лизинговых услуг.

Методологическую основу исследования составляет научная теория познания и

ее диалектический метод изучения явлений и процессов реальной действительности,

системный подход, а также, методы: анализа, синтеза, сравнения. Теоретическую

основу исследования составляют отдельные положения общей теории управления,

экономические теории, гражданское право.

В работе необходимо рассмотреть наиболее значимые вопросы правовых и

организационно – экономических особенностей лизинга. Последовательно

реализованный принцип соотношения эмпирических данных и теоретических

источников позволяет получить объективное представление о характере

лизинговых отношений, выделить главные факторы, влияющие на формирование и

реализацию таких отношений.

Положения, выносимые на защиту:

- Особенности правового регулирования лизинговых отношений.

Организационные и экономические аспекты.

- Предложения по совершенствованию правового регулирования лизинга.

Глава 1. Правовое регулирование лизинга.

§ 1.1. Понятие лизинга, его виды.

Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это

вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так

и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных

странах.

В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду,

принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и

эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.

Лизинг представляет собой аренду машин, оборудования, транспортных

средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и

радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного

назначения, а также прав интеллектуальной собственности – лицензий,

компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

[2]

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех

форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести

еще одно – определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу

оборудования (Leaseurope): “Лизинг - это договор аренды завода, промышленных

товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных

целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он

сохраняет за собой право собственности”.

[3]

Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества

(арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный

период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или

ежемесячно.

Лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду

организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг

предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия

лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О финансовой

аренде (лизинге)”, принятым 29 января 2002 года, лизингом является

совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с

реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

договор лизинга - договор, в соответствии, с которым арендодатель (далее -

лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором

(далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и

предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и

пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и

приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность

- вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в

лизинг.[4]

Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не

будет приносить выгод всем участникам договорных отношений и в первую очередь

потенциальному пользователю. Какие же преимущества дает лизинг

лизингополучателю?

Во - первых, снижение потребности в собственном стартовом капитале.

Лизинг предполагает, как правило, 100-процентное финансирование лизингодателем

и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого

финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать

дорогостоящее имущество, увеличивать оборотный капитал для расширения

производства.

Во - вторых, очень часто предприятию проще получить имущество по

лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает

в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от

лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.

В - третьих, считается, что лизинговое соглашение более гибко, чем

ссуда, оно предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему

выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут

производиться после получения выручки от реализации товаров, изготовленных на

взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и

плавающими.

В - четвертых, лизинговая сделка может быть заключена на более

длительный срок, чем кредитный договор. В связи с этим величина периодических

лизинговых платежей будет меньше, снижаются расходы пользователя по уплате этих

платежей, и возрастает надежность исполнения лизингового договора.

В - пятых, для лизингополучателя уменьшается риск морального и

физического износа и устаревания имущества, поскольку имущество не

приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

В - шестых, лизинговое имущество может не числиться у лизингополучателя

на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на

это имущество.

В - седьмых, лизинговые платежи полностью относятся на издержки

производства и обращения (себестоимость) и, соответственно снижают

налогооблагаемую прибыль.

Таким образом, как можно увидеть, в лизинге заинтересованы все участники

сделки: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет

возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат,

лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и

потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство –

возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет,

уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.

Лизинг как своеобразная форма арендных отношений (финансовая аренда) –

перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских

структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск

конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через

лизинг.[5]

В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется

многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм,

регулирующих лизинговые операции.

При выделении видов лизинга исходят, прежде всего, из признаков их

классификации, которые характеризуют:

· Количество участников сделки;

· Тип имущества;

· Сектор рынка;

· Форма лизинговых платежей;

· Срок использования имущества и связанные

с ним условия амортизации.

Остановимся подробнее на некотором из выделенных видов лизинга:

· Лизинг с участием трех сторон.

Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, т.к. в ней

участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель;

· Лизинг с участием множества сторон или раздельный лизинг.[6]

Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных,

крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда,

комплектное оборудование предприятий, буровые платформы и т.п.

Такой лизинг можно еще назвать групповым или акционерным лизингом с

участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и привлечением

кредитных средств из ряда банков. В зарубежной практике такой лизинг считается

наиболее сложным. Ему присуще многоканальное финансирование.

Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель,

покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только

часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При

этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами,

которые рассчитываются из полной стоимости имущества.

[7]

Во многих литературных источниках говорится о прямом лизинге, при

котором собственник имущества самостоятельно, без посредника, сдает объект в

пользование арендатору (двухсторонняя сделка). Но сделка такого рода скорее

ближе к простым арендным отношениям, действующим по схеме «арендодатель –

арендатор». По сути, эту сделку нельзя назвать лизинговой, т.к. в ней не

участвует третье лицо - лизинговая компания. По действующим в настоящее время

российским правилам лизинговая компания обязательно должна быть участником

лизинговой операции.[8]

По типу имущества различают:

· лизинг движимого имущества: рабочие машины,

оборудование для различных отраслей, промышленности и т.п.

· лизинг недвижимого имущества: производственные здания и сооружения .

В зависимости от сектора рынка, где производятся лизинговые операции, выделяют:

· внутренний лизинг, при котором все участники

сделки представляют одну страну;

· внешний (международный) лизинг, при котором

лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах.

В свою очередь международный лизинг может быть экспортным и импортным. В

международной сделке лизингополучатель участвует в импортном лизинге, а

лизингодатель, соответственно, в экспортном. Для России характерен импортный

лизинг.

В зависимости от форм лизинговых платежей различают:

· лизинг с денежным платежом, при котором

выплаты производятся в денежной форме;

· лизинг с компенсационным платежом (или так

называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучатель

рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на

арендуемом имуществе или путем оказанных встречных услуг;

· лизинг со смешанным платежом, при котором

часть платежа поступает в денежной форме, а другая в виде товаров или услуг.

[9]

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на

чистый и полный.

· «Чистый» лизинг - это отношения, при которых

все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель, поэтому в данном

случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

· «Полный» лизинг предполагает обязательное

техническое обслуживание оборудования, а также его ремонт лизингодателем.

Полный лизинг, по стоимости, считается одним из самых дорогих, т.к. у

лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, обеспечение

квалифицированным персоналом и др.

· частичный (с частичным набором услуг), когда

на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

Например, N-ый вертолетный завод сдает

в лизинг изготовленные им вертолеты, в сопровождении экипажа.

В основном на отечественном лизинговом рынке применяется «чистый» лизинг.

По сроку использования имущества и связанным с ним условиями амортизации

различают:

· лизинг с полной окупаемостью и соответственно

с полной амортизацией имущества, когда срок договора равняется нормативному

сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости

лизингового имущества;

· лизинг с неполной окупаемостью и

соответственно неполной амортизацией имущества, при которой срок договора

меньше нормативного срока службы имущества и в течение его действия окупается

только часть стоимости лизингового имущества.

Рассмотрим также такой вид лизинга, как сублизинг – вид поднайма

предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает

третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в

пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга

имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее

предмет лизинга. [10]

Объектом лизинга могут быть любые, не потребляемые вещи, используе­мые

для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других

природных объектов.

Таким образом, в лизинг может передаваться любое имущество, которое не

запрещено к свободному обращению на рынке. Это может быть движимое и недвижимое

имущество.

В зависимости от объекта лизинга следует различать лизинг движимого

имущества (лизинг оборудования) и лизинг недвижимого имущества.

[11]

Земельные участки и другие природные объекты у нас в стране могут быть

предметом договора аренды[12]

, но не могут быть переданы в финансовую аренду. Данное ограничение предмета

финансовой аренды объясняется тем, что такое использование с

предпринимательской целью земли и других при­родных объектов регулируются в

первую очередь земельным кодексом.

Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет

выделить ос­новные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

· транспортное (транспортные самолеты,

автомобили, морские суда, железнодорож­ные вагоны и т. п.)

· оборудование связи (радиостанции, спутники,

почтовое оборудование и т. п.)

· сельскохозяйственное оборудование

· строительное (краны, бетономешалки и т. п.)

· и многое другое.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом:

Диплом: Правовое регулирование лизинга

Таким образом, субъектами лизинга являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет

привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации

договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве

предмета лизинга лизингополуча­телю за определенную плату, на определенный срок

и на определенных условиях во времен­ное владение и в пользование с переходом

или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

[13]

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в

соответствии с дого­вором лизинга обязано принять предмет лизинга за

определенную плату, на определен­ный срок и на определенных условиях во

временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

[14]

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с

договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в

обусловленный срок имущест­во, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан

передать предмет лизинга лизингодате­лю или лизингополучателю в соответствии с

условиями договора купли - продажи. Продавец может одновременно выступать в

качестве лизингополучателя в пределах одного лизингово­го правоотношения.

В качестве лизингодателя могут выступать:[15]

· Банки и другие кредитные учреждения, в уставе

которых предусмотрена лизин­говая деятельность.

· Лизинговые компании - финансовые компании,

специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или

универсальные, оказывающие не только финансовые услуги, но и другие услуги,

связанные с реализацией лизинговых опе­раций, например, техническое

обслуживание, обучение, консультации и т.п.

· Любая фирма, в учредительных документах

которой предусмотрена лизинго­вая деятельность, имеющая лицензию и достаточное

количество финансовых средств.

Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее

предприни­мательскую деятельность, или гражданин, занимающийся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и

зарегистрированный в качестве индивиду­ального предпринимателя, получающего

имущество в пользование по договору лизинга.

Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель,

торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие

имущество, яв­ляющееся объектом лизинга.

Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными

инвестициями, осуществляющие свою деятельность.

Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании

обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с

товарами од­ной группы стандартных видов (строительное оборудование,

оборудование для техниче­ских предприятий).

Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду

разнообразные виды машин и оборудования.

На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие

как: страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков,

возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя,

кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных

рисков неплатежей и многое дру­гое.

[16]

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое

объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся

лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение

их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно с органами государственного управления,

стратегических на­правлений и программы развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных актов;

г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты,

регулируется законодательством Российской Федерации..

Учитывая сложный с юридической точки зрения характер лизинговых сделок,

думаю, что правовое регулирование лизинга играет ключевую роль в определении

границ рынка лизинговых услуг.

§ 1.2. Гражданско - правовая природа лизинга.

В России правительство уже обратило серьезное внимание на лизинг, как на

один из способов вывода государства из кризиса. Успешному развитию лизинга в

России препятствует ряд обстоятельств, одним из которых является несовершенство

правовой базы

До некоторого времени основным документом для развития лизинга в России

можно было считать постановление Правительства России от 29 июня 1995 г. за №

633.[17] В нем была

сформулирована программа действий правительства и федеральных органов по

формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и

утверждено Временное положение о лизинге. В этом нормативном документе

приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность. Дано

определение лизинга, определены субъекты и объекты лизинговой сделки.

Определено, какие организационно-правовые формы может иметь лизинговая

компания, и кто может быть ее учредителем. Экономическая часть Временного

положения о лизинге определят порядок расчета общей суммы лизинговых платежей

за весь период договора. Так же определено, что должен включать договор

лизинга, чтобы быть токовым.

Кроме этого в 1995 г. появились постановления о бухгалтерском учете

лизинговых операций, о составе затрат, относимых на себестоимость.

Более подробно историю развития законодательной базы по лизингу можно

проследить в Приложение 1 (“Развитие лизингового законодательства в России”. В

нем приведен перечень всех законодательных актов касающиеся лизинговых

отношений как до появления 633 постановления, так и после).

В октябре 1998 г. был принят долгожданный Федеральный закон Российской

Федерации «О лизинге». Этот закон уже неоднократно критиковался в отечественной

печати. С точки зрения специалистов в этой области, этот закон имеет ряд

недоработок. [18]

Остановимся пока лишь на трёх статьях и трёх проблемах: определение

лизинга (статья 2); формы, типы и виды лизинга (статья 7); лизинговые платежи

(статья 29).

Определение лизинга данное в этом законе

[19]: «Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению

имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим

лицам за определённую плату, на определённый срок и определённых условиях,

обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателя» страдает

не только редакционными погрешностями («на определённых условиях, обусловленных

договором»), но и неверно по существу. Ни за рубежом, ни в России право выкупа

имущества лизингополучателя не является обязательным атрибутом лизинга.

Так, например, при оперативном лизинге лизингополучатель не может

требовать перехода предмета лизинга в свою собственность. Об этом чётко

сказано в том же Федеральном законе «О лизинге»: «по истечении срока договора

лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы,

предусматриваемой договором лизинга, предмет лизинга возвращается

лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода

права собственности на предмет лизинга». Значит, статья 2 закона противоречит

статье 7, и право выкупа имущества лизингополучателем может иметь место только

при финансовом лизинге, а не лизинге вообще.

Теперь о формах, типах и видах лизинга. На первый взгляд может

показаться, что этот вопрос сугубо технический и никакого практического

значения не имеет. На самом же деле он имеет весьма существенное значение как

для анализа развития, так (что особенно важно) и для организации

целенаправленной работы по освоению этого признанного во всём мире

инвестиционного инструмента.

В экономической литературе, действительно, допускается смешение форм,

типов и видов лизинга. Как справедливо отмечал В.А. Горемыкин: «В экономической

литературе пока нет однозначного толкования видов лизинга, допускается смешение

понятий. До сих пор нет чёткой классификации более или менее полного перечня

лизинговых отношений. Границы между ними не всегда должным образом

обозначаются, и признаки того или другого вида в различной степени сочетаются в

одном договоре. Нет определённости и упорядоченности в терминологии,

обеспечивающей понятийный аппарат, теории и практики лизинговой деятельности».

[20] К сожалению, сам автор признаёт только те виды лизинга, которые

в зависимости от классификационных признаков объединены им в восемь групп.

Можно предположить, что авторы текста закона руководствовались благим

намерением – упорядочить градацию форм, типов и видов лизинга, что делалось это

в помощь практике, а не во вред ей, так как от классификации форм, типов и

видов лизинга зависит оценка каждого конкретного лизингового соглашения, объём

льгот, предоставляемых (или не предоставляемых) его участникам, а также

налоговые обязательства каждого из субъекта лизинговых отношений. Однако данная

градация не вносит ясности в суть вопроса.

Границы долгосрочности не должны быть едиными для всех объектов лизинга.

Они должны соотноситься и с экономическим сроком службы данного конкретного

оборудования. И наряду с уже действующим твёрдым общим сроком 3 года и более

нужнее будет для оборудования со сроком службы 5 лет ввести дополнительный,

определяемый 30% экономического срока службы данного вида оборудования.

[21]

В основу деления лизинга на типы и виды положен только один-единственный

критерий – срок заключения договора. Все остальные критерии деления, как то:

форма организации сделки (прямой, косвенный, возвратный), объём обслуживания,

условия амортизации, тип лизинговых платежей, – в Законе даже не упоминаются.

Особого внимания заслуживает вопрос налогообложения лизинговых операций.

Как известно, лизингуемое оборудование подвергается двойному налогообложению:

первый раз – налогом на добавленную стоимость при покупке оборудования

лизингодателем (назовём его НДС-1) и возмещается лизингополучателем в составе

амортизационных отчислений, и второй раз – налогом с оборота (или НДС-2),

начисляемом на всю сумму «выручки» лизингодателя, включающую не только

комиссионное вознаграждение и плату за дополнительные услуги, но и

амортизационные отчисления, проценты за кредит, страховые взносы и другие

затраты, включаемые в лизинговые платежи, которые добавленной стоимостью не

являются.

Принятый после долгих мук Федеральный закон «О Лизинге» не только не

отменил этот налоговый произвол, но и придал ему статус закона. А число

слагаемых лизингового платежа, предусмотренных статьёй 29 закона, увеличилось с

пяти до восьми (согласно «Методическим рекомендациям по расчёту лизинговых

платежей»).[22]

Всё сказанное свидетельствует о том, что установленная сегодня система

налогообложения лизинга необоснованна, неэффективна и разрушительна, поскольку

является серьёзнейшим препятствием на пути развития самого эффективного

инструмента финансирования инвестиций, обновления производственного аппарата и

выведения страны из глубокого инвестиционного и производственного кризиса.

Для исправления недостатков Федерального закона Российской Федерации «О

лизинге» 29 января 2002 года был принят новый закон, название которого

изменилось на «О финансовой аренде (лизинге)».

[23] Авторы такой новации руководствовались стремлением привести

терминологию указанного закона в соответствие с параграфом 6 главы 34

Гражданского кодекса Российской Федерации, который называется «Финансовая

аренда (лизинг)». На наш взгляд, такая новация не вполне обоснованна.

Во-первых, термин «финансовая аренда» для лизинга не годится по

существу, то есть по содержанию. Термин «финансовая аренда» должен, видимо,

обозначать аренду финансов, но это не выдерживает критики. С определённой

степенью условности его можно отнести к аренде денег. Но даже это мы называем

кредитом, а не финансовой арендой.

В лизинге же арендуется оборудование. Конечно, его можно рассматривать и

как долгосрочный кредит в товарной форме. Аренда предполагает двух субъектов

отношений, классический лизинг – трёх: изготовитель (поставщик) оборудования,

покупатель – лизингодатель и пользователь – лизигоплучатель.

Далее, лизинг отличается от аренды и по объекту отношений. Арендовать

можно практически любое имущество. Предметом же договора лизинга согласно

Гражданскому кодексу Российской Федерации, могут быть любые непотребляемые

вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных

участков и других природных объектов.

При аренде предметом договора между арендодателем и арендатором является

имущество, которым арендодатель уже располагает. В лизинге это бывает редко.

Лизингополучатель сам выбирает необходимое ему имущество, определяет

поставщика и условия договора купли-продажи, осуществляет приёмку данного

имущества непосредственно от поставщика. Лизинговая фирма лишь подписывает

договор купли-продажи с поставщиком и производит оплату выбранного

лизингополучателем имущества. Лизингодатель, являясь собственником

приобретаемого имущества, может вообще не видеть объект своего владения.

Подменой рассматриваемых понятий выхолащивается инвестиционный смысл

лизинга. Лизинг – это вид инвестиционной деятельности, это расширение не только

функционирующего, но и авансированного капитала страны. Традиционная аренда

таковой не является. Она представляет собой передачу прав пользования уже

имеющимся потенциалом, но не расширение и не развитие его. Поэтому

отождествление лизинга и аренды чревато отказом в государственной поддержке, на

которую вправе рассчитывать субъекты лизинговых отношений.

При аренде пользователь имеет отношения только с

собственником-арендодателем. В лизинге пользователь связан с

собственником-лизингополучателем только финансовыми обязательствами. Все

вопросы, касающиеся поставки оборудования, а, как правило, и его эксплуатации,

он решает непосредственно с поставщиком-изготовителем.

Наиболее яркое различие договоров аренды и лизинга проявляется в решении

вопросов ответственности и перехода риска. В договоре аренды арендодатель несёт

ответственность перед арендатором за несвоевременное предоставление имущества

во владение арендатора, за обнаруженные дефекты и т.д.

В договоре же лизинга ответственность за нарушение условий, относящихся

к предмету договора (качество, несоответствие целям пользователя), обычно несёт

изготовитель оборудования. Перед пользователем отвечает не собственник

оборудования, а изготовитель, который вообще не является стороной договора

лизинга.

Всё сказанное свидетельствует о том, что содержание лизинга не

тождественно содержанию аренды, оно значительно выходит за пределы обычной

аренды.

Во-вторых, замена «лизинга» на «финансовую аренду (лизинг)» и сдача

позиций в принципиальных положениях этого закона (в частности в вопросах норм

амортизационных списаний, налогообложения, состава лизингового платежа и т.п.)

приводит к выводу о том, что все усилия по изменению текста закона сводятся

главным образом к формальному моменту без должного учёта содержательной и

экономической стороны закона.

Сравнение Закона «О лизинге» и Закона «О финансовой аренде

(лизинге)» приведено в Приложении 2.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что интересы развития

экономики страны, преодоления инвестиционного кризиса требуют основательного

подхода к совершенствованию нормативно-правовой и налоговой базы лизинговых

операций.

§ 1.3. Особенности договора финансовой аренды (лизинга).

Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на который передается

имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку

его эксплуатации. Основные обязанности в отношении имущества

(техобслуживание, ремонт, страхование) перекладываются на пользователя и

поставщика.

Финансовый лизинг аналогичен долгосрочному кредитованию. Отличие состоит в

переходе права собственности на объект – по завершении последнего платежа -

при лизинге.

Важно отметить, что надо получать лицензию для осуществления деятельности в

области финансового лизинга

К сожалению, количественная оценка соотношения срока договора лизинга и величины

амортизации за этот срок, по которой договор может быть отнесен к финансовому

лизингу, в нормативных документах отсутствует. Можно только предположить, что

минимальный срок договора лизинга должен быть не менее трех лет, так как только

для таких договоров в постановлении Правительства России #M12291 9025658от

29.06.95 г. N 633#S предусмотрены льготы по налогам. Поэтому на компании,

специализирующиеся на оперативном лизинге, аренде, прокате, данное Положение не

распространяется и, следовательно, никакого лицензирования проходить не надо.

Также не надо проходить лицензирования банкам и другим кредитным учреждениям, у

которых лизинговые операции предусмотрены Законом Российской Федерации "О

банках и банковской деятельности в РФ" (ст.5).

[24]

Лицензирование лизинговой деятельности возложено на Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации “Положением о лицензировании

лизинговой деятельности в Российской Федерации”, которое утверждено

постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 года N167.

[25]

Для получения лицензии лизинговая компания должна предоставить в лицензионный

орган:

а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием

наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее

юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего

банка и срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о

постановке лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет

о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее

проверки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов,

указанных в пунктах "е" и "ж".[26]

Стандартная форма договора финансового лизинга имеет следующее содержание:

- место заключения договора;

- дата заключения договора;

- наименования трех сторон договора;

- их юридические адреса и расчетные счета;

- наименование оборудования, предназначенного в лизинг,

#G0расчет которого является неотъемлемой частью договора;

- роли во взаимоотношениях между сторонами договора;

Кроме того, оговаривается, для каких целей оборудование приобретается в

лизинг. При этом одним из основных требований к договору лизинга является то,

что лизинговое имущество используется лизингополучателем только в

предпринимательских целях.

#G0Оборудование выбирается непосредственно Арендатором при содействии

продавца без участия Лизинговой фирмы.

Лизинговая фирма не несет ответственности за выбор оборудования и

соответствие его интересам Арендатора.

Существуют различные условия для совершения лизинговой операции:[27]

#G1- оплата стоимости оборудования лизинговой фирмой (лизинговым отделом

банка), формы оплаты и ее сроки; за просрочку платежа на срок более

оговоренного. Лизинговая фирма уплачивает продавцу штраф в размере

установленных договором процентов от стоимости покупаемой продукции за

каждый день просрочки;

- #G0расходы по транспортировке оборудования, его установке в #G1месте,

указанном арендатором и согласованном с Лизинговой фирмой, а также по пуску

его в эксплуатацию несет Арендатор. #G0Если Арендатор обнаружит

несоответствие оборудования #G1согласованной с Продавцом спецификации, то он

должен сообщить об этом Продавцу и Лизинговой фирме не позднее оговоренного

срока. Если он этого не сделает, оборудование считается полностью

соответствующим заказу.#G0 При получении извещения о несоответствии

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.