РУБРИКИ

Диплом: Разработка мероприятий по формированию политики сектора ценных бумаг Омского отделения Сбербанка №8634

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Разработка мероприятий по формированию политики сектора ценных бумаг Омского отделения Сбербанка №8634

приходилось примерно 1/3 активов банковской системы и более четверти средств

на клиентских счетах и депозитах. Их отличительной чертой являлась самая

тесная связь с властными структурами, что обеспечивало таким банкам выход на

бюджетные потоки и вложения в надежные, высокодоходные проекты и отрасли:

обслуживание ТЭК, торговля энергоресурсами, сырьем и полуфабрикатами;

строительство и торговля недвижимостью; импорт продовольствия и народного

потребления. В условиях, когда государство активно проводит политику

ограничения высокой прибыльности на финансовых и торговых операциях, ведущую

роль в получение банками прибыли в конечном счете должна играть прибыль,

полученная от инвестиций в промышленное производство. В сущности именно такая

политика государства и должна стимулировать банки к расширению кредитования

промышленных предприятий.

К третьей группе относятся «элитные» региональные банки, которые

формировались и функционируют под патронажем местных властных структур и

работают на их интересы.

Четвертая группа включает так называемые «корпоративные» и «операциональные»

банки. «Корпоративные» банки формировались, как правило, на отраслевой,

министерской основе и обслуживали соответствующие производства: Авиабанк,

Автобанк и т.д. Эти банки обеспечивали ведение счетов своих предприятий.

В пятую группу входят «сетевые» банки, созданные на базе бывших

Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР.

Шестая группа включает в себя классические коммерческие банки, «не состоящие

в родстве» с бывшими государственными банками.

Седьмая группа- это российские загранбанки, которые следует считать

одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран.

Маломощность большинства банков, нежелание «возиться» с мелким частным

вкладчиком (который на самом деле создает «депозитную подушку»- основу

устойчивости кредитного учреждения), а также стремление быстро и без хлопот

заработать «легкие» деньги привели к росту в 1993-1994гг. рынка МБК,

питающегося транзитными бюджетными деньгами и льготными кредитами

Центробанка. Обилие недорогих денег на рынке МБК не требовало от банков

проявления высокого профессионализма.

Крах рынка МБК в 1995-1996гг. обнажил главное: отсутствие у большинства

банков устойчивости ресурсной базы, их неспособность работать в относительно

нормальных условиях, при более-менее приемлемых темпах инфляции; их слабую

связь с клиентами; пренебрежение работой с мелкими частным вкладчиком.

Такие противоречия механизма воспроизводства банковского капитала, как

неравновесие между банковскими рисками и внутренними источниками их

компенсации и неравновесие между источниками банковских ресурсов и вложениями

средств банков, явились главными причинами сбоев в работе банковской системы.

Таким образом, анализируя современную ситуацию состояния системы коммерческих

банков, можно сделать следующие основные выводы:

1. Возрастание рисков на межбанковских и других финансовых

рынках ощутимо сужает для банков базу внешнеэкономических заимствований. В

силу данного обстоятельства им приходится рассчитывать на собственную

ресурсную базу, которая у многих коммерческих банков ограничена.

2. Происходит становление российских банковских монополий в

виде полутора-двух десятков крупных банков, поглощающих либо разоряющих

слабые банки.

3. Кредитование реального сектора не только не растет, но,

напротив, снижается. И без того тяжелое положение в народном хозяйстве

усугубляется без четко выраженной кредитной политики, особенно в тех

отраслях, где она традиционно необходима- в легкой и пищевой промышленности,

машиностроении.

4. Складывается система коммерческих банков, ориентированных

на определенную группу высокодоходных топливно-сырьевых отраслей вместо

кредитной поддержки других отраслей и секторов экономики, что не способствует

комплексному развитию народного хозяйства.

5. Сужение кредитного потока имеет еще одно неприятное

последствие - ослабевает поддержка денежного оборота реального сектора в

условиях хронических неплатежей. Производство по-своему отвечает на нехватку

денег, продолжая использовать всевозможный бартер, вводя в оборот различные

заменители денег. В таком качестве выступают векселя, облигации, чеки,

договоры и т.п. Деньги продолжают уходить в теневой сектор экономики, лишая

казну доходной части, а предприятия- денежных оборотных средств.

В августе 1998 г. по причине ошибочной экономической политики произошла

обвальная девальвация, отказ от выполнения обязательств по государственным

ценным бумагам. Сказались крупные недостатки в управлении активами многих

банков. Банковский сектор оказался на грани выживания. Сократилась

банковская инфраструктура (до четверти активов банковской системы без учета

Сбербанка РФ). В основе кризиса 1998 г.-предыстория развития финансового

рынка и банковской системы. Его последствия предопределяют дальнейшее

развитие и современное состояние банковской системы. Можно выделить две

основные фазы восстановления экономики: первая ( октябрь 1998 г.- апрель 1999

г.) характеризуется так называемыми позитивными последствиями девальвации

(рост рентабельности экспорта, сокращение и замещение импорта); вторая ( с

мая 1999 г.) связана с таким положительным фактором, как рост мировых цен на

нефть. В результате наблюдается насыщение экономики деньгами, увеличение

спроса, рост экономики в целом.

Так, по данным статистической отчетности, к середине 2000 г. ВВП увеличился

на 7%, промышленное производство выросло более чем на 10%. За весь

послекризисный период инвестиции выросли на 14,3 %, отмечается рост

положительного сальдо внешней торговли. Золотовалютные резервы к середине

2000 г. ВВП увеличился на 7%, промышленное производство выросло более чем на

10%.За весь послекризисный период инвестиции выросли на 14,3%, отмечается

рост положительного сальдо внешеней торговли. Золотовалютные резервы к

середине 2000 г. составили 23 млрд. долл. и продолжается их дальнейший рост,

что гарантирует как выплаты по внешнему долгу, так и стабильность курса

рубля.[13, с.72]

Следует. однако, отметить, что все оптимистические показатели за истекшие два

года не прогнозируются в ближайшей перспективе. В значительной степени это

объясняется стихийностью восстановления экономических процессов без активной

роли государственного управления ими (исчерпан ресурс стихийного роста),

ухудшением экономической конъюнктуры.

Прежде всего это потеря контроля над естественными монополиями. постоянный

рост цен и тарифов на энергоносители, прогнозируемое снижение мировых ценна

нефть, катастрофическое нарастание износа основных фондов в базовых отраслях.

Выход из создавшейся ситуации может быть только один: «Компенсировать

ухудшение конъюнктуры можно лишь осознанной и активной политикой

государства.»

Действительно, в целом оценка текущего состояния российской кредитно-

финансового рынка в послекризисный период достаточно противоречива, что

объективно отражает его неустойчивость.

С одной стороны, в процессе восстановления финансового рынка имеет место

позитивные результаты – сохранение инфраструктуры , относительное

восстановление деятельности всех секторов финансового рынка, активизация

межбанковских операций и рынка корпоративных акций и облигаций. Проявились и

фундаментальные экономические факторы – положительная динамика торгового

баланса, начало роста промышленного производства, усиления влияния ЦБ РФ на

финансовом рынке.

С другой стороны, необходимо признать, что не восстановлена экономическая

роль финансового рынка, не работает инструмент государственных ценных бумаг

как источник финансирования бюджетного дефицита, ЦБ РФ практически не

реализует операции на открытом рынке в интересах осуществления денежно –

кредитной политики. Продолжается отток капиталов из страны. Не определены

проблемы, связанные с теневой экономикой, не используются в полной мере

накопления населения.

Финансовый рынок по – прежнему не способен аккумулировать средства для их

направления в производственный сектор экономики.

В послекризисный период отмечается все еще высокий уровень неплатежей.

Неплатежеспособные предприятия составляют около 40%. Неудовлетворительно

функционирует фондовый рынок. По данным Национальной Ассоциации фондового

рынка (НАУФОР) остаются крайне низкими собственные средства многих активных

операторов. У большинства из них они несопоставимы с оборотом.

Рост инфляций составляет 18 – 20% за год. В дальнейшем рост ВВП не

прогнозируется; напротив, прогнозируется спад, поскольку послекризисная

девальвация перестала стимулировать экономику.

В первой половине 2000 года объем денежной массы увеличился на 18%, что дало

всплеск инфляции – в мае вдвое по сравнению с апрелем; в июне 1,5 раза против

мая.

И главное, наблюдается крайне ограниченное участие банков в инвестирование

реального сектора экономики. Старые источники роста исчерпываются, новые не

освоены. В активных велика и продолжает расти доля просроченных,

пролонгируемых кредитов, рефинансируемых новыми – своеобразная кредитная

пирамида.

Следует также отметить ограниченность действий ЦБ РФ по преодолению

последствий кризиса – медлительность реструктуризации и санации банковской

системы, практическое отсутствии мер по реструктизации. Очевидна

необходимость радикальной корректировки денежно – кредитной политики –

восстановление и рефинансирование кредитных организаций, обеспечение

кредитования производства.

В чем основные причины произошедшего кризиса финансового рынка и банковской

системы – его системообразующей основы? Учитывая, что это третий кризис, что

причины, их породившие, не устранены, этот вопрос имеет достаточно важное

методологическое значение. Это и обобщение прошлого и выводы для будущего.

Проблема эта комплексная. Ее основа лежит в проводимой либерально –

монетаристской политике, заимствованной из теории так называемого равновесия,

практически исключающей управляющую, координирующую и контролирующую роль

государства, что недопустимо в сложных экономических системах, особенно в

период перехода из одного состояния – плановая экономика в другое – рыночная

экономика. Уже признано даже на Западе, что традиционный капитализм,

ориентированный на максимизацию прибыли, изжил себя, что основой

экономического развития является ориентация на научно – технический прогресс,

наукоемкие технологии, интеллектуальный потенциал, информатизацию общества.

Под влиянием этих факторов осуществляется концентрация капитала, снижение

роль государственных барьеров, формируется так называемое глобальное

экономическое пространство. Этот процесс получил время определения

глобализации экономики.

Кризис на финансовых рынках непосредственно отражается на банковской

деятельности. Банковская система одной из первых принимает на себя

негативные последствия кризиса, что проявляется в следующем:

- кризис неплатежей, выражающийся в несвоевременном

исполнении обязательств перед клиентами;

- неплатежеспособность клиентов банков приводит к

сокращению базы и, как следствия, к сокращению кредитования реального сектора

экономики;

- невозможность заимствования денежных средств на рынке

межбанковского кредита;

- невозможность как реализации имеющегося пакета

государственных российских ценных бумаг, так и рефинансирования под

обеспечение;

- ухудшение качества кредитного портфеля.

В результате наблюдается общая стагнация банковской активности,

продолжающееся социальное недоверие к кредитным организациям.

Стратегия преодоления кризиса должна базироваться на учете принципиальных

ошибок и недостатков в управлении экономикой, отчетливо проявившихся в ходе

предыдущих кризисов. Иных, более простых, путей нет.

Предстоит реформирование национальной банковской системы с учетом современных

потребностей экономики на основе наращивания капиталов, создания надежной

инфраструктуры, эффективного участия банков в развитии реального сектора

экономики и реализации социальных программ.

1.3. Приоритетные направления совершенствования деятельности коммерческих банков

Совершенствование кредитной системы связано с внедрением новых банковских

продуктов и услуг.

Банковская услуга – это предоставляемые клиентам технические,

технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды

деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских

операций.[14, с.128]

Банковская операция – комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента,

производимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и

направленных на решение конкретной экономической задачи.

Банковский продукт – комплекс взаимосвязанных банковских услуг и операций,

направленных на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах

банковской деятельности.

Портфель банковских услуг – совокупность банковских услуг, сопровождающих

банковские операции в определенной сфере деятельности банков.

Банковская деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг,

организации торговли и сбыта их конечному потребителю, то есть нуждается в

рынке банковских услуг. Рынок банковских услуг – это специфичная сфера

рыночных отношений, обеспечивающая спрос и предложение на услуги банков,

направленные на стимулирование банковских операций в целях удовлетворения

потребностей клиентов.

Применительно к рынку банковских услуг его инфраструктуру следует определить

как совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих формирование

спроса и предложения, покупку-продажу банковских услуг через кредитно-

финансовые институты.

Основными составляющими инфраструктуры рынка банковских услуг являются

центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты,

информационные технологии и средства связи, налоговая система.

В свою очередь структура рынка банковских услуг состоит из следующих секторов:

1) рынок платежных или корреспондентских услуг;

2) услуги на рынке ссудных капиталов;

3) рынок коммерческих услуг корпоративным клиентам;

4) рынок услуг частным клиентам;

5) рынок услуг по банковскому обслуживанию внутренней и внешней торговли;

6) рынок электронных банковских услуг;

7) рынок услуг по доверительному управлению активами.

Предоставление новых банковских услуг является одним из наиболее рисковых

мероприятий, на которые может решиться банк. Особенно высок риск в индустрии,

ориентированной на обслуживание, так как конкурентам в этой сфере легче

воспроизвести те же самые услуги, чем в большинстве производственных отраслей

промышленности, где новые продукты защищены патентами. Более того, успех или

неудача новых услуг в банковском деле часто определяется общими факторами,

находящимися вне контроля отдельной банковской фирмы, особенно регулированием

банковской деятельности, которое может возвести вокруг новых услуг жесткие

барьеры, а также экономическими условиями, в частности колебаниями процентных

ставок, которые могут резко и радикально изменять возможное соотношение между

расходами и доходами от новых услуг.

Возникновение новых банковских услуг и продуктов обусловлено в основном тремя

причинами:

- непрерывным движением предпринимательской мысли и стремлением

обойти конкурентов;

- периодически возникающим кризисом (или общим, или частным) в

банковской сфере, что является стимулом к усилению финансовой мысли и

повышению финансовой устойчивости банка;

- функционированием финансового рынка в зарубежных странах, что дает

информацию о банковских нововведениях за рубежом.

Стратегии разработки и предложения новых банковских услуг обычно основываются

на фундаментальных концепциях маркетинга – дифференциации услуг и сегментации

рынка. Дифференциация услуг достигается тогда, когда банк смог убедить своего

клиента в том, что является единственным в своем роде учреждением как по

качеству, так и по количеству предоставляемых им услуг. Обычно для этого

требуется мощная рекламная кампания, в ходе которой управляющие маркетингом

банка стараются внедрить в сознание клиентов нужную банку идею и образ

предлагаемой им услуги. Успешная дифференциация услуг – дорогостоящее

занятие. Управлению банка необходимо производить частое обследование

клиентуры, чтобы быть уверенным, что клиенты осознали идею и образ новой

услуги, созданные с помощью этой рекламной кампании.

При этом сервисная дифференциация и рыночная сегментация новых услуг обычно

эффективны лишь как краткосрочные стратегии. Поскольку и другие финансовые

сервисные фирмы легко могут воспроизвести каждую из банковских операций, в

скором времени в дифференцированной и сегментированной областях, которые

становятся прибыльными, возникает конкуренция. В этом случае банку необходимо

искать путь к следующей новой сервисной идее.

В современных условиях большой потенциал в развитии и совершенствовании

деятельности коммерческих банков содержат новые информационные технологии. С

появлением новых видов программных продуктов и новых процессоров появилась

реальная возможность почти полностью автоматизировать банковские услуги. В

настоящее время автоматизация идет по следующим основным направлениям:

1. электронная обработка бумажных финансовых документов;

2. компьютеризация расчетных и платежных операций;

3. внедрение систем связи между отдельными рабочими местами и между банками.

Концепция электронных денег позволяет банкам доставлять свои услуги клиентам

на дом. Одним из главных условий для банка является наличие представительства

в Интернете.

Вместе с использованием электронных систем расчетов и банкоматов банки

предоставляют клиентам такую услугу, как ведение банковских операций на дому

– «home banking». Эта услуга заключается в том, что клиент покупает

необходимое оборудование, то есть оборудует домашний терминал, который по

телекоммуникационным линиям связи подключается к банковскому компьютеру. Банк

дает консультации по поводу оборудования и программного обеспечения домашних

терминалов. При такой системе предоставления банковских услуг операции могут

вестись круглосуточно и постоянно. Банк может управлять текущими счетами

клиентов, вкладами, расчетами клиентов с бюджетом. Выделяются следующие виды

операций: оплата услуг различных компаний (например оплата вперед счетов за

пластиковую карточку); получение баланса за текущий день; отчет о движении

средств на счете; заказ чековой книжки; ведение операций с ценными бумагами;

осуществление перечислений по счетам клиентов за определенный промежуток

времени. Клиент может выполнить любую операцию в любое удобное для него время

дня и ночи, так как банк осуществляется последующий контроль. Перед каждой

операцией владелец домашнего терминала использует специальный «ключ» в коде

защиты от неправомочного подключения к системе.

С 1998 года начали работать в Интернете и российские банки. Их клиенты имеют

возможность совершать практически любые операции: открывать депозитные счета

в рублях и в валюте; переводить деньги на пластиковую карточку; оплачивать

коммунальные платежи; продавать и покупать валюту; оплачивать услуги

Интернет-провайдеров и тому подобное. Системы российских банков похожи: надо

открыть в банке счет, получить или «скачать» из Интернета необходимое

банковское программное обеспечение, после получить индивидуальный пароль,

электронно-цифровую подпись или чип с шифром. После этого можно управлять

своим счетом из любого места, где есть подключенный к Интернету компьютер.

Для этого не надо получать специального образования, достаточно элементарных

навыков обращения с компьютером.

Использование Интернета в секторе корпоративных клиентов дает банку сразу

несколько преимуществ. Во-первых, снижение расходов на обслуживание клиентов,

обусловленное автоматизацией электронного документооборота. Во-вторых,

улучшение качества предлагаемых клиенту продуктов, за счет их индивидуальной

настройки под его потребности. В-третьих, дает возможность быстрого

расширения масштаба деятельности, выхода на региональные и смежные финансовые

рынки.[19, с.247]

Интернет в России используют примерно 2 млн. человек, таким образом, число

клиентов «сетевых» банков очень невелико. После кризиса 1998 года граждане не

доверяют свои сбережения банкам, да и сами банки не хотят вкладывать в

рекламу сетевых услуг большие средства, поскольку это может сыграть на руку

более сильным конкурентам.

В будущем, вероятно, обслуживание клиентов банками на дому станет основной

формой банковских услуг.

Банки используют также систему «Клиент-Банк».

Система "Клиент—Банк" — это услуга, создающая дополнительные удобства для

клиентов, позволяющая банку улуч­шить качество расчетно-кассового

обслуживания, повысить доходность этих операций, уменьшить объем ручного

труда при приеме, обработке и учете расчетно-денежных документов клиентов.[9,

с.206]

Программный аппаратный комплекс "Кли­ент—Банк", включает в себя две

подсистемы — "Клиент"' и "Банк".

Комплекс "Банк" устанавливается на ПЭВМ в отделах, специализирующихся на

обслуживании юридических лиц.

Комплекс "Клиент" устанавливается на ПЭВМ в офисе клиента.

Обслуживание клиентов банка по системе "Клиент—Банк" является коммерческой

услугой. Эта система обеспечивает реализацию следующих целей:

• привлечение крупных, устойчивых в финансовом отно­шении клиентов, в том

числе находящихся на значи­тельном расстоянии от банка, получающих, благодаря

внедрению данной услуги возможность оперативного управления лицевыми счетами;

• закрепление уже имеющейся крупной клиентуры;

• экономия времени операционистов на прием и обработ­ку документов клиентов.

С дальнейшим развитием технических возможностей, появлением новых

телекоммуникационных линий связи появится возможность объединить услуги

банкоматов и услуги на дому в единую универсальную систему полного

комплексного обслуживания клиента.

Рассматривая российский рынок пластиковых карт как устоявшееся нововведение,

следует отметить ряд присущих ему особенностей.

Во-первых, рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в

последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых

карт. С одной стороны, ведущие российские банки активно работают с

международными системами пластиковых карт, а с другой – они сами включились в

конкурентную борьбу за пальму первенства на российском рынке высоких

технологий, создавая собственные электронные системы платежей и расчетов либо

объединенные системы пластиковых карт. При этом преобладающей является

тенденция к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и

фирм в единую универсальную платежную систему.

Во-вторых, важная особенность российского рынка пластиковых карт состоит в

том, что основными элементами систем платежей являются банковские карточки.

Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше

клиентов. В результате острой конкурентной борьбы снижается стоимость

карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими.

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт отстает от темпов

выпуска банковских пластиковых карточек.

Очевидно, что каждый из эмитентов по отдельности не в состоянии наладить на

должном уровне инфраструктуру собственных карточек (организовать каналы

связи, установить банкоматы, создать широкую торговую сеть обслуживания и так

далее). По оценкам, для этого только в Москве необходимо затратить более 200

млн. долларов США, а прибыль от реализации соответствующих программ возможна

лишь при объема эмиссии не менее 1-1,5 млн. карточек. Ясно, что,

объединившись, эмитенты справятся с этой задачей с гораздо меньшими

затратами.

Но еще важнее другое – добиться технологического единства, совместимости

систем. И эта задача должна рассматриваться как главная, даже если бы каждый

эмитент карточек в одиночку был в состоянии справиться с финансовой стороной

проблемы. Иначе говоря, необходимо не только экономить средства, но и

добиваться унификации сфер и стандартов использования карточек и технологии

их обслуживания.

В-четвертых, многие банки идут по пути диверсификации своей деятельности,

сочетания выпуска международных карточек, членства в российских системах и

выпуска собственных индивидуальных карточек.

В-пятых, российские банки-эмитенты пластиковых карт в большинстве своем

выпускают в обращение дебетовые карточки в связи с особенностями

экономической ситуации в стране (инфляция, платежный кризис, повышенные

экономические риски и прочее). Банки стремятся застраховать себя от возможных

потерь и поэтому при выдаче даже кредитной карты требуют внесения страхового

депозита, превышающего лимит кредитования, что, безусловно, ставит суть

«кредитной сделки» под сомнение и позволяет говорить о суррогатных российских

кредитных картах или, по существу, платежных карточках.

В-шестых, большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, является

магнитным вследствие относительно низкой себестоимости их производства и

обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание

не менее дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этих карт. Но основным

фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам, является

слабо развитая инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Нужны огромные

средства для переоборудования существующих систем.

Пластиковая карточка – это универсальное платежное средство, которое

позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги безналичным путем, а

также более безопасно (по сравнению с наличными деньгами) хранить и

перевозить свои денежные средства.[29, с.48]

В настоящее время в мире действует несколько крупных ассоциаций банковских

карточек, таких как VISA, MasterCard, Diners Club, American Express, Europay

International (бывшая Euro Card). Ассоциации вырабатывают общие правила,

координируют свою деятельность, охраняют патенты и права, разрабатывают

стандарты и правила ведения операций, новые платежные продукты, рекламируют

их, обмениваются информацией.

Деятельность российских банков с карточками началась в марте 1988 года, когда

в Лондоне между бюро путешествий ВАО «Интурист» и международной организацией

VISA International было подписано соглашение, в результате которого

«Интурист» стал членом этой международной организации, обладающим

эмиссионными правами. Сбербанк РФ разработал систему расчетов населения за

товары и услуги пластиковыми карточками, и в настоящее время почти все

крупные банки РФ предоставляют населению и организациям целый спектр услуг по

выпуску и обслуживанию пластиковых карт. К такого рода услугам относятся:

- изготовление и обслуживание пластиковых карт;

- выплата работникам предприятий заработной платы через

пластиковые карточки;

- выпуски и обслуживание пластиковых карт российской

платежной системы Union Card;

- обслуживание торгово-сервисных предприятий по приему

безналичной оплаты с использованием карт;

- повторное изготовление утерянной карточки;

- блокирование карточки на определенный срок;

- выпуск и обслуживание карточек международных платежных

систем.

Разработка направлений работы с пластиковыми картами является наиболее

перспективной для банков в настоящее время. Вопрос создания национальной

платежной системы, в рамках которой возможно качественное развитие

«пластикового» бизнеса, пока еще находится в стадии обсуждения. Для создания

такой системы должны выполняться следующие требования:

- услуги и продукты этой системы на территории России

должны быть более дешевыми, чем услуги международных систем;

- расчетным банком системы обязательно должен стать

российский банк;

- система должна базироваться на стандарте, совместимом с

международным;

- необходимы большие капитальные вложения для возможности

обслуживания карточек на всей территории России, производства оборудования,

программного обеспечения.

В настоящее время многие коммерческие банки России проделали сложный этап

своего становления и стоят перед проблемами сохранения своего места в

рыночном пространстве, оперативного реагирования на экономические угрозы

своего существования и расширения сфер собственной деятельности. Данные

процессы происходят как за счет совершенствования и повышения эффективности

уже действующих банковских операций и услуг, так и внедрения в банковскую

практику качественно новых инструментов, таких как системы банковского

маркетинга, трастовые и забалансовые операции.

С ростом конкуренции на финансовом рынке России и усилением требований

клиентов к предлагаемым банковским услугам коммерческие банки вынуждены

рассматривать маркетинговую стратегию как одну из основных в своей финансовой

деятельности.

Маркетинг – научная концепция и основанная на ней система управления

производственной и сбытовой деятельностью предприятия, обеспечивающая

выявление потребностей потребителей, производство соответствующих этим

потребностям продукции и услуг, продвижение товаров к потребителям и

получение на этой основе максимальной прибыли. Маркетинг включает следующие

основные элементы:

- исследование рынка;

- сегментирование и отбор целевых рынков;

- разработка комплекса маркетинга;

- реализация маркетинговых мероприятий.

Таким образом, управление банковским маркетингом включает в себя анализ,

планирование, осуществление и контроль за проведением мероприятий,

рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с

целевыми покупателями ради достижения определенных задач банка, таких как

получение прибыли и увеличение доли рынка. Банковский маркетинг появился с

запаздыванием по отношению к промышленному лет на десять.

В России банковская система сформировалась совсем недавно, но уже на

сегодняшний день чувствуется необходимость использования маркетинга в

банковской деятельности. Банковский маркетинг практически полностью похож на

промышленный маркетинг; разница заключается лишь в сугубо финансовом

характере целого ряда услуг коммерческого банка.

Маркетинг коммерческого банка России характеризуется, прежде всего,

невысокими потребностями клиентов-россиян в отличие от мировой практики, где

сам клиент заставляет банки осваивать новые маркетинговые технологии.

Банковская система России несколько опережает промышленную, однако многие

коммерческие банки до сих пор основной своей целью ставят не увеличение

качества предлагаемых услуг, а расширение сбыта предлагаемых услуг, хотя на

самом деле эти два понятия в скором времени будут неразрывно связаны между

собой. В условиях возрастания банковской конкуренции даже средние и мелкие

банки, которым легче всего заниматься деятельностью по повышению

эффективности системы управления, как правило, осваивают рутинные банковские

процедуры, продавая услуги, которые ничем не отличаются от услуг других

банков. Иная ситуация у крупных банков, которые обладают более крупными

ресурсными и профессиональными возможностями, более высокой управленческой

квалификацией. Наличие маркетинговых подразделений в крупных банках России,

имеющих за своей спиной достаточный опыт деятельности, - свидетельство более

широких возможностей нарастить свой успех, трансформировать банковский

менеджмент в банковский маркетинг.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»,

кредитной организации запрещено заниматься страховой деятельностью. Однако в

последнее время многие коммерческие банки России стали участвовать своим

капиталом в создании многих страховых компаний, переходя затем к ним на

постоянное обслуживание.

Многие финансовые аналитики и ученые считают, что в будущем произойдет

слияние деятельности коммерческих банков и страховых компаний, так как каждый

из этих финансовых институтов имеет свои уникальные характеристики и свойства

для занятия страховой деятельностью. В частности, коммерческие банки имеют

удобную разветвленную филиальную сеть в различных областях страны, а

страховые компании – постоянную клиентуру и опыт страховой деятельности. В

последнее время наблюдается и такая интересная тенденция, когда коммерческие

банки, на определенных условиях, дают возможность страховым компаниям

арендовать помещение в коммерческом банке и предоставлять клиентам как

страховые услуги, так и услуги по кредитованию, инвестициям и другие.

Коммерческие банки сами не имеют права финансировать или являться владельцами

инвестиционных фондов. Однако банки обходят эти ограничения следующими

путями: банковская холдинговая компания может создать посредническую фирму,

которая будет предлагать населению услуги инвестиционных фондов; банк,

совместно с другой финансовой компанией, может создать инвестиционный фонд,

где сам банк не является его учредителем, но клиенты банка имеют

непосредственный доступ к этому инвестиционному фонду.

С развитием кредитных отношений в России коммерческие банки стали расширять

перечень предлагаемых кредитных услуг, предоставляя своим клиентам новые для

России виды кредитов.

Наряду с развитием банковского сектора страны проблема осведомленности

клиентов банка о деятельности финансовых институтов, новых видах финансовых

услуг становится все более актуальной. Именно поэтому коммерческие банки

стали предлагать своим клиентам новый вид банковской услуги – финансовое

консультирование.

Коммерческие банки проводят финансовые консультации по самым разнообразным

вопросам. В зависимости от кредитоспособности и финансового благополучия

клиента банк консультирует его по вопросам кредитования, подбирает наиболее

подходящие для клиента виды ссуд и составляет наиболее удобный график их

погашения, осуществляет по согласованию с клиентом страхование его депозитов

и ссудных счетов, проводит консультации по вопросам инвестиционной политики,

трастовых услуг и регулирования банковской деятельности законодательными

актами.

В последнее время во многих банках действуют так называемые финансово-

исследовательские отделы, которые занимаются оценкой деятельности многих

финансовых институтов и консультируют клиентов по вопросам наиболее выгодного

и менее рискованного вложения их средств. За подобные виды услуг банки

получают соответствующие комиссионные. Эти услуги не приносят значительной

прибыли, но они увеличивают имидж и авторитет банка и привлекают к нему новых

клиентов.

Развитие новых видов услуг коммерческих банков носит не «слепой» характер, а

является глубоко продуманной и гибкой политикой коммерческого банка. Прежде

чем расширить перечень предлагаемых населению услуг, банк проводит тщательный

анализ сегмента рынка; уровня конкуренции в нем; нормативной базы в регионе;

собственных финансовых возможностей и так далее. И только после анализа

результатов исследовательской работы делаются выводы о целесообразности

предоставления новых видов услуг и расширении операций коммерческого банка.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В ОМСКОМ ОСБ № 8634

2.1. Общая характеристика Омского ОСБ № 8634

История развития СБ началась 161 год назад, когда в 1841 году был открыт

первый Сбербанк. Он назывался «Государственный банк» и основной его

деятельностью было обеспечение сохранности вкладов. В начале Сбербанки

занимались в основном благотворительностью, но постепенно они становились

значительными элементами Российской экономической политической системы

государственного кредитования . В последствии банк был преобразован в

Сбербанк СССР, а в 1991 г. – в Акционерный Коммерческий Сбербанк РФ.

Сбербанк является юридическим лицом и со всеми своими учреждениями составляет

единую систему банков РФ.

Организационная структура банка представлена следующим образом:

- Сбербанк РФ (как головная);

- Территориальные банки;

- отделения;

- филиалы.

Сберегательный банк РФ как головная контора организует работу низовых

подразделений банка. При этом осуществляются исследование и анализ

деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению

приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование;

изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка

РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами

и анализ эффективности их использования, а также оказываемых учреждениями

банка услуг. Кроме того Сбербанк РФ совместно с другими службами

разрабатывает предложения по ведению новых финансовых продуктов с целью

привлечения клиентов, устанавливает тарифы комиссионного вознаграждения за

услуги, осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и

юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги, проводит анализ практики

применения действующего банковского законодательства , обеспечивает сбор,

проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности

учреждений банка и т.д.

В состав СБ входят 17 территориальных банка, расположенных во всех областях,

краях и автономных республиках.

Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из

их подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее

выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В

настоящее время в связи с обострением конкурентной борьбы систематически

проводится анализ ситуации, складывающейся в регионе на финансовом и

кредитном рынках. При этом определяется количество финансовых учреждений,

изучается работа коммерческих банков, структура их пассивов и активов,

основные виды банковских услуг качество обслуживания клиентов, процентная

политика банков, рынок ценных бумаг, потенциальные клиенты.

Самостоятельность региональных банков в настоящее время существенно

ограничена, так как из-за отсутствия информации и координаций действий в

начале 90-х годов Сберегательный банк в целом понес существенные убытки.

Средства, отданные в ссуду в разных регионах без согласования с вышестоящими

органами возвращены не были. Было принято решение, согласно которому средства

регионального банка могли обращаться только внутри своей области, таким

образом ликвидировалась конкуренция между отделениями Сбербанка, усиление

централизации способствовало укреплению контроля за активными операциями.

Ссуды стали выдаваться под 100 % ликвидное обеспечение.

Отделение и филиалы являются наиболее массовыми подразделениями Сбербанка.

В составе СБ насчитывается 1511 отделений и 20206 филиалов.

Процесс консолидации и укрепления банковской сети проявился в том, что были

ограничены права отделений самостоятельно выбирать вложения средств. Был

введен мягкий контроль за выдачей отделениями и филиалами межбанковских и

коммерческих кредитов – выдаче ссуд необходимо было уведомить головной банк.

Филиалы создаются при крупных предприятиях или организациях, либо в

отдаленных уголках страны, где имеются мало населенные районы и выполняют

узкий круг операций.

Таким образом, проведенная в последние годы централизация управления

учреждениями Сбербанка обеспечила усиление контроля и координацию работ его

структурных подразделений.

Омское отделение № 8634 СБ РФ является одним из крупнейших отделений СБ

России и имеет 11 дополнительных офисов и около 63 филиалов, из которых 2

осуществляют только коммунальные платежи. Имеет операционный отдел. В

филиалах и операционном отделе открыты обменные пункты валюты.

Банк имеет лицензию на проведение банковских операций и на проведение

операций с иностранной валютой. Омское ОСБ имеет собственную печать, штампы,

бланки с наименованием банка, действует на основании положений, разработанных

в соответствии с Уставом Акционерного Коммерческого СБ РФ.

Омское ОСБ является юридическим лицом и входит в организационную структуру СБ

РФ.

Юридический адрес: 644024, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 4/1.

Отделение совершает сделки и иные юридические действия от имени СБ и в его

интересах. ОСБ наделено имуществом, которым оно владеет, пользуется и

распоряжается от имени СБ России; имеет отдельный баланс, собственный счет.

В своей деятельности отделение руководствуется законодательством России,

нормативными актами СБ РФ и территориального банка.

В отделении банка осуществляют следующие операции :

- прием, выдача вкладов и других видов сбережений;

- прием платежей от клиентов;

- предоставление клиентам индивидуальных сейфов во

временное пользование для хранения документов и ценностей;

- оказание брокерских и консультационных услуг,

осуществление лизинговых операций;

- осуществление расчетов по поручению клиентов, их

кассовое обслуживание, услуги по инкассации;

- ведение счетов клиентов;

- выдачу и оплату, покупку и продажу, хранение платежных

документов и ценных бумаг (облигации, чеки, аккредитивы, векселя, акции и

др.) и иные операции с ними;

- проведение операций по обмене валюты и других валютных

операций в установленном Сбербанком России порядке;

- привлечение и размещение средств, управление ценными

бумагами по поручению клиентов (трастовые операции);

- операции с пластиковыми картами ;

- долгосрочное и краткосрочное кредитование юридических

лиц и физических лиц, находящихся на обслуживаемой территории, при этом

запрещается выдача кредитов для погашения ранее полученных ссуд и запрещается

выдача кредитов юридическим лицам в случае превышения основного оценочного

показателя роста просроченной задолженности установленного Сбербанком России;

Оказание банковских услуг клиентам осуществляется за определенную плату,

размер устанавливается Сбербанком России для населения. Для юридических лиц-

отделением банка на договорной основе с учетом рекомендаций Сбербанка России

или по тарифам, устанавливаемым Территориальным банком.

Цель деятельности отделения:

- привлечение денежных средств от юридических и

физических лиц и размещение их на условиях возвратности, платности и

срочности;

- осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов

и других банковских операций;

- обеспечение сохранности денежных средств и других

ценностей клиентов, вверенных отделению банка.

Высокая степень безопасности и государственные гарантии делают банк

привлекательным для вкладчиков.

Отделение гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов. Все

служащие обязаны хранить служебную тайну по операциям, счетам и вкладам

отделения банка и его клиентов.

Организационную структуру управления Омского отделения № 8634 Сбербанка

города Омска можно отнести к линейно-функциональному типу, то есть

организация делится на блоки (отделы), каждый из которых имеет свою четко

определенную задачу и обязанности. Деятельность каждого отдела соответствует

наиболее важным направлениям деятельности всей организации.

Кроме функциональных отделов существует также линейные подразделения

(дополнительные офисы).

Руководство отделением банка осуществляет управляющий. Отделами руководят

начальники, филиалами - заведующие.

По отделению распределены обязанности между руководством отделения и

управляющим, тремя заместителями и главным бухгалтером, с вытекающей из этого

ответственностью за свои участки работы.

Управляющий отделением :

- осуществляет общее руководство отделением, обеспечивает

устойчивую эффективную работу отделения, правильное применение действующего

законодательства и ведомственных нормативных актов , несет персональную

ответственность за выполнение возложенных на отделение задач, определяет

стратегию деятельности отделения и организует его работу на основе

перспективных и текущих планов работ;

- распределяет обязанности между своими заместителями и

определяет степень ответственности за полученные им направления деятельности,

принимает решения, направляемые на качественное и своевременное выполнение

функциональных задач;

- заключает от имени Сбербанка России кредитные,

хозяйственные договора и иные сделки с юридическими и физическими лицами,

предъявляет иски в суды, совершает иные процессуальные действия и т.д.

Заведующие филиалами непосредственно подчиняются управляющему.

Структура управления представлена (см. Приложение 1.).

Сектор по работе с персоналом осуществляет следующие функции:

- анализ состояния кадров а отделении и пути их

совершенствования;

- подбор специалистов по их профессиональным и социально

– психологическим качествам;

- подготовка, переподготовка кадров;

- ведение необходимой документации по работе с кадрами.

Юридический сектор:

- поддерживает связь с органами юстиции и участвует в

семинарах повышения квалификации работников и специалистов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.