РУБРИКИ |
Диплом: Развитие туристического бизнеса в Республике Татарстан |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Развитие туристического бизнеса в Республике Татарстанорганизации работы на стенде. 19 апреля 2002 г. в седьмой раз в г. Казани для специалистов и посетителей открыла двери своих павильонов специализированная выставка «Туризм. Отдых. Спорт - 2002» дала возможность жителям РТ познакомится с предложениями турфирм, выбрать конкретные направления и даже забронировать тур. Широко представлены были туры за рубеж, санаторно-курортные услуги Татарстана, речные круизы. (Приложение 5)1 В методологии проведения туристских выставок можно выделить два основных принципа. Первый и главный принцип – свободная оптовая торговля туристским продуктом. Этот принцип – свободная оптовая торговля туристским продуктом. Тот принцип присущ всем выставкам. Второй принцип заключается в свободе экспонента выбора характера экспонируемого продукта и ограничении требований к нему. Поэтому на туристских выставках, вроде бы предназначенных для оптовой торговли собственно туристским продуктом, можно успешно встретить издателей книжной продукции, спортивного снаряжения и товаров, сувениров и пр. Все это относится к категории туристские товары, а поскольку туризм – это жизнь, то редкий товар не подходит под это определение. В общем случае, туристский продукт не должен противоречить моральным принципам и не быть официально запрещенным национальными и международными нормами. Однако, если в отношении сертификации особых проблем не возникает, поскольку оптовая торговля предусматривает взаимодействие юридических лиц, то в отношении рекламы могут быть проблемы. Закон о рекламе формально одинаково соотносит издателей печатной продукции, предоставляющих площади для оптовой продажи и показа своих достижений, продукции на внутреннем или на внешнем товарном рынке, к категории рекламораспространителей. Публичное экспонирование продукта неразрывно связано с рекламной деятельностью и, следовательно, требования закона о рекламе применимы к рассматриваемому предмету в полной мере. В период проведения выставки собирается большое количество организаторов туризма. Поэтому в эти дни активно проводится работа по проведению съездов ассоциаций, организуются семинары, на которых устраиваются весьма плодотворные встречи представителей туризма с руководителями властных и контрольных органов. Это позволяет проводить разъяснительную и информационную работу. На выставки приезжают руководящие работники ГКФТ РФ, руководители департаментов туризма субъектов Федерации и территориальных образований России. Организуется большой круглый стол для встречи с представителями туристских центров, регионов, туристских организаций, традиционно проводит свои заседания Академия Туризма. 1 Выставки с точки зрения их организации – мероприятие специфическое, требующее для их проведения надлежащей инфраструктуры и, главное, особо оборудованных выставочных площадей. В общем случае. По формальным признакам, выставки мало зависят от собственно представляемого продукта. Поэтому они организуются в региональных выставочных центрах специализированными организациями в огромных павильонах, адекватных по своим размерам хорошим футбольным полям, а часто и на крупных закрытых спортивных площадках. Главная цель выставочной индустрии – создать надлежащие условия для представления отраслевого продукта на мировой ил внутренний рынок потребителей этого вида продукции. Поэтому с позиции специалистов выставочного дела особых отличий туристские выставки от иных по тематической направленности – технологически не имеют, разве что экспонаты не столь громоздки и энергоемки как на промышленных. Организаторы туристских выставок имеют на этот счет отличное мнение и претендуют на некоторые приемы организации и проведения собственно выставок, связанные с характером и свойствами туристского продукта, наличием признаков красочного и шумного шоу-представления. Как можно представлять продукт, суть которого – удовольствие, развлечение, отдых и досуг – скучно, обыденно, непразднично? Туризм близок и понятен массам населения, и туристские выставки, по своей сути являющимися оптовыми ярмарками, привлекают большое количество посетителей из числа местных жителей или приезжих туристов. Значительную часть посетителей составляют работники туристических фирм, как местных, так и прибывших из других стран и регионов. Туристские выставки и ярмарки – важнейший элемент в маркетинговой политике каждой нормальной туристической фирмы. Участие в них и вдумчивое рациональное использование безграничных возможностей, которые представляются экспонентам, позволяют решить многие вопросы создания, апробации и активного продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке. Туристские выставки важны с экономической точки зрения для туристского региона или центра, в котором они проводятся. Выставка является активным и действенным средством продвижения на туристский рынок туристских ресурсов региона или центра, где проводится такая выставка и, что совсем не последнее, крупным мероприятием, привлекающим в данный туристский центр огромное количество участников: экспонентов, посетителей и туристов. Это все в целом позволяет загрузить выставочные площади, дать работу местному населению, привлечь в регион много иностранных специалистов и туристов, обеспечить загрузку гостиниц, транспорта, ресторанной индустрии, привлечь в регион значительные финансовые средства.1 Туристская выставочная индустрия входит в перечень видов туризма и присутствует в категории делового или конгрессного туризма, занимая весьма значительное место как весьма эффективное и выгодное бизнесмероприятие. Выставки должны быть одной из составляющих целостной маркетинговой стратегии. В маркетинговом плане фирмы место выставки и поставленные цели должны быть точно определены. Должны быть выделены сегменты рынка, освоению которых поможет выставочная компания. Однако, следует точно представлять, что собственно выставка – не «панацея» от всех бед, это только один, но важный и весомый элемент рекламной стратегии. Цели участия в выставке должны быть соизмеримы с любыми другими средствами и методами рекламы. Компанию Public Relation необходимо планировать заранее, чтобы вызвать интерес у потенциальных партнеров и клиентов. Необходимо внимательно контролировать план пресс-конференций и деловых встреч, круглых столов и других мероприятий, где присутствует большое количество представителей СМИ. Следует тщательно контролировать помещение информационных материалов в пресс-центре выставки, подготовить пресс-релиз о деятельности фирмы и обеспечить его раздачу журналистам.1 Итак, изученный в главе материал позволяет выделить некоторые выводы. Развитие туризма в Республике Татарстан и ее столице – практически самая эффективная возможность преумножить социально-экономическое благосостояние города и республики в целом. Сделав ставку на устойчивое развитие туризма, по мнению автора, Казань укрепит материальную базу экономики не только города и всей республики, обеспечит приток иностранной валюты, занятость населения, тем более, что потенциал туристических услуг нашей республики действительно велик. Ее преимущества заключаются в большом количестве национально- архитектурных достопримечательностей («Серебряное кольцо» - Раифа – Свияжск – Волго-Камский заповедник, Кремль и т.д.) целебных водах и грязях, аналоги которых есть только в лучших санаториях Франции и Швейцарии, пригодных для развития лечебно-профилакторного туризма, в удачном географическом положении Волги и Камы. (см. Приложение 6) ГЛАВА 3 Перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан Татарстан является одним из наиболее крупных по населению и экономическому потенциалу регионов России. Благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам Республика Татарстан идеальна для туризма. Она находится на пересечении крупных автомагистралей, связана железнодорожными линиями со многими городами страны. Современный Татарстан стремится занять достойное место в мировом сообществе. Из недр Татарстана уже более пятидесяти лет качают нефть. Запасы “черного золота” исчерпаемы, в отличие от резервов туристической деятельности. Потенциал таких туристских продуктов, как Казанский Кремль, Раифский заповедник, древний Булгар, Свияжск, церкви и музеи Елабуги, Чистопольские и Бугульминские исторические достопримечательности, неисчерпаем. Вопрос стоит о том, как распорядиться этими ресурсами. Сеть санаторно-курортных учреждений Республики Татарстан насчитывает 19 санаториев на 4215 мест, 50 санаториев-профилакториев на 5150 и 11 детских санаториев на 1195 мест. В республике 120 гостиниц на 8695 мест, из них готовых к приему иностранных туристов – 1211 мест. В последние годы введены в эксплуатацию гостиницы “Акация” в Чистополе, “Альметьевск” в Альметьевске, “Сафар-отель” в Казани, после капитального ремонта здесь открыта гостиница “Дом иностранного специалиста”. Туристский поток в республике и Казани обслуживают 4 авиакомпании, судоходная компания “Татфлот”, Казанское отделение Горьковской железной дороги, достаточное количество автотранспортных предприятий. Сложная ситуация начала 90-х годов в течение двух лет имеет тенденцию к выравниванию: увеличилось количество посещений Казани за счет возобновления пассажирской скорой линии по Волге, возрос поток экскурсантов в Булгары, Билярск, Раифу, Свияжск, Елабугу. Так, если в 1996 г. 45 турфирм обслужили 29186 человек, и оказали услуг на сумму 17,1 млрд. руб., то в 1997 г. уже 60 турфирм обслужили 50928 человек, при этом объем услуг возрос до 186,2 млрд. руб. в текущих ценах. Открыты регулярные рейсы из Казани до Франкфурта-на-Майне авиакомпанией “Люфтганза”, 6 авиакомпаний Татарстана осуществляли чартерные рейсы в Турцию (Стамбул, Анталия), ОАЭ, Кипр, Грецию. 1 После августовского кризиса прогнозировалось, что на региональном туристическом рынке останутся не более 2 десятков туристических фирм, но уже к весне 1999 г. стало ясно, что туристический бизнес, хотя и понес большие потери, но выжил и постепенно набирает обороты, изыскивая новые для себя направления туристской деятельности. Так, летом 1999 года в “высокий сезон” работало более 75% зарегистрированных в республике туристических фирм, причем не только в области международного туризма, объем которого по сравнению с 1998 г. сократился, но и на внутренних маршрутах. Особой популярностью у граждан Татарстана пользовались Черноморские курорты России. Не меньший спрос был и на местные курорты, которые смогли предоставить улучшенный сервис по вполне доступным ценам и, по предварительным данным, обслужили вдвое больше человек, чем в 1998 г. Об оживлении внутреннего туризма свидетельствует и тот факт, что железная дорога с начала 1999 г. обслужила, по данным республиканских ведомств, около 200 тыс. человек, выехавших на отдых через Казань. В Татарстане 12 профессиональных театров, филармония, несколько государственных оркестров, ряд издательств, 88 государственных музеев, включая 5 музеев-заповедников, свыше 300 ведомственных музеев, 1717 библиотек, в том числе научная библиотека Казанского университета (4,8 млн. томов) и Национальная библиотека Республики Татарстан (3,1 млн. томов). Ежегодно в республике издается около 500 наименований книг общим тиражом около 2,5 млн. экземпляров, выпускается 170 газет и около 35 журналов. Традиционно в республике проводятся международные и республиканские фестивали и конкурсы: оперного искусства имени Ф.Шаляпина, классического балета имени Р.Нуриева, фестиваль современной музыки “Европа-Азия”, конкурс исполнителей татарской песни “Татар жыры”, гармонистов имени Ф.Туишева, театральный фестиваль имени К.Тинчурина, конкурс вокалистов имени С.Сайдашева. В сентябре 1997 года в республике прошли основные мероприятия Первого Международного фестиваля тюркских народов. В последние годы в республике появились новые музеи: Каюма Насыри, Ризы Фахрутдинова, Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Сибгата Хакима, Баки Урманче и других. В столице республики Казани ведется реставрация Казанского Кремля, который станет не только административным, но и музейным комплексом. Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. В республике живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культуры, а также культурных и исторических ценностей. В республике выявлено около семи тысяч объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в том числе 1165 (1327) поставлено на государственную охрану федерального (общероссийского), республиканского (Республики Татарстан) и местного (городского, районного) значения. Среди них ансамбли городской застройки исторических населенных пунктов - Казани, Елабуги, Чистополя, Свияжска, Бугульмы, Мензелинска, Менделеевска, Лаишево и Тетюш; комплексы историко-архитектурных и археологических памятников Болгарского, Билярского и Суварского городищ; архитектурно-градостроительные ансамбли и комплексы Казанского Кремля, Казанского университета, Старотатарской слободы, Раифского и Макарьевского монастырей; памятники архитектуры - Петропавловский собор, церковь и колокольня Богоявления; мечети Апанаевская, Марджани, Султановская, Бурнаевская, Соборная, Иске-Таш, Закабанная; Александровский пассаж; дома Ушковой, Шамиля, Кекина, Апанаева, усадьбы Сандецкого и Боратынского, памятники и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г.Тукая, Ш.Марджани, К.Насыри, Н.И. Лобачевского, К.Фукса, Н.М. Бутлерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Качалова, Г.Исхаки, М.Н. Максуди, М.Джалиля и многих других. 1 На базе историко-архитектурных, археологических и природных комплексов памятников созданы и ведут работу по сохранению культурных и исторических ценностей:
Кроме того, ведется работа по организации Казанского государственного историко-архитектурного заповедника “Старотатарская слобода”, Свияжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Зеленодольском районе. Количество туристических объектов по административным районам Республики Татарстан: объекты экологического туризма – 79; объекты экскурсионного туризма – 90; объекты лечебно-оздоровительного туризма – 10; объекты паломнического туризма – 5; объекты спортивного и приключенческого туризма – 31; озера – 33; объекты бизнес-туризма – 6. В современных условиях становления рынка отсутствие финансовых и организационных возможностей в городах, которые по своему историко-культурному значению и узловому положению на маршрутных трассах являются потенциальными центрами развития международного туризма, привело к тому, что не созданы условия восприятия силуэта городов и их панорам с основных въездов и точек обзора; не разрабатываются и не осуществляются меры по снижению влияния диссонирующих объектов; не выявляется градостроительный потенциал застройки и территории в исторических центрах и других зонах городов для размещения нового строительства; перезагружены исторические центры транзитными транспортными потоками; не используются исторические производственные и хозяйственные комплексы с точки зрения их возможной конверсии в целях туризма; не проводится благоустройство основных въездов в города, главных улиц и подъездов к туристским объектам.1 На рассматриваемой территории находится значительное число старинных сельских поселений, расположенных в сфере влияния основных центров туризма и в совокупности с ними образующих районы высокой концентрации достопримечательностей (историко-культурные и природные зоны) с потенциалом превращения их в систему охраняемых территорий с особым статусом. Очевидно, что для сохранения старинных сел и деревень, имеющих памятники истории и культуры, живописное природное окружение, необходимо предусмотреть их включение в систему туризма, создать примеры (образцы) реконструкции и благоустройства, что станет стартовым импульсом для распространения процесса регенерации на все исторические территории с помощью местного самоуправления, субъектов собственности и хозяйственной деятельности. Памятники выдающейся значимости или особенно характерные для зодчества региона, представляющие интерес для культурно-познавательного использования (музеи, выставки, экскурсионный показ), – мечети, церкви, храмовые комплексы, монастыри, здания, связанные с памятными историческими событиями и лицами и т.д., находятся в крайне неудовлетворительном или аварийном состоянии. Для этой группы памятников практически нет иных возможностей привлечения значительных единовременных вложений на консервацию и реставрацию, кроме государственной и местной бюджетной поддержки с участием общин верующих, а также отдельных пользователей по ряду объектов. Требуют реконструкции здания, предназначенные для коммерческих целей (гостиницы, торговые ряды, лавки), и здания, назначение которых не противоречит коммерческому туристскому использованию (жилые дома, усадебные комплексы, хозяйственные постройки). Для этой группы памятников, наряду с бюджетной поддержкой, необходима организация частного инвестиционного финансирования. Требуется проведение исследований, опережающих археологические работы на историко-культурных памятниках, подлежащих реставрации на участках реконструкции и нового строительства в исторических зонах городов, сельских поселений, на трассах исторических дорог. Остро стоит вопрос развития сети домов ремесел, художественных школ, мастерских; более широкого привлечения к обучению подростков, пенсионеров переселенцев, демобилизованных военнослужащих; участия в преподавании мастеров, владеющих техникой производства, характерной для данной территории. Требуется расширение и развитие надомного труда, оказание помощи мастерам в обеспечении материалами, оборудованием.1 Необходимость преодоления экономического кризиса методами реализации конкретных программ развития туризма для каждой области связана с особенностями современного периода формирования рынка в стране, а в частности, с возможностями управления и финансирования программных мероприятий и последующего распределения поступлений от туризма на решение насущных проблем населения области и дальнейшего развития. В настоящее время перед республиканскими органами управления туристической деятельностью должны быть поставлены следующие задачи: · разработка и принятие программы развития туризма, не противоречащей Федеральной программе;
· разработка системы региональных и местных программ проектов туризма с выделением приоритетных для каждой местности перспективных видов туристической деятельности; · упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей туристической деятельности; · интеграция региона в систему российского и мирового туристского рынка и участие в международном сотрудничестве в туризме; · создание современного дифференцированного туристского рынка на основе развития конкуренции, специализации и кооперации в работе туристских организаций всех форм собственности; · стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения внебюджетных источников (включая иностранные инвестиции); · реализация в республике концепции устойчивого развития в туризме как экономически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов; · создание республиканской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, отвечающей современным условиям; · разработка положения о координационном центре по подготовке кадров, информационном и статистическом обеспечении, маркетинговых и социологических исследованиях; положения о рекламе для турфирм; положения об экскурсоводах и гидах-переводчиках; · содействие в разработке и внедрении на республиканском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания; · формирование системы рекламно-информационного обеспечения туристской индустрии республики;
· целевое использование средств, поступающих в бюджет от предприятий туристско-экскурсионной отрасли; · развитие системы статистической отчетности по видам туристской деятельности и смежных с ней отраслей экономики республики; · эффективное использование, поддержание и восстановление рекреационных ресурсов республики (введение дополнительных сборов и платежей за использование рекреационных ресурсов); · обеспечение достаточной привлекательности туристского комплекса и туристского потенциала региона как сферы активного международного предпринимательства и делового сотрудничества; · обеспечение благоприятных условий для малого бизнеса, способного развиваться без привлечения государственных средств; · расширение сети гостиниц разных категорий (с парками, пляжами и т.п.), в том числе сети мелких гостиниц; · расширение охотничьих и рыбных угодий (с возможностью проката инвентаря и др.);
На основании проведенного анализа необходимо отметить, что потенциал анализируемых территорий позволяет развивать в исторических центрах и других активно посещаемых зонах исторических городов и сел необходимые системы объектов культуры, торговли, питания, производства и продажи изделий народных ремесел и объекты размещения туристов, однако для этого необходима реконструкция, модернизация и перестройка существующей материальной базы туризма, объектов административной, культурной и деловой сферы, жилья и сопутствующих социальных объектов, объектов хозяйственного и производственного назначения. Для расширения географии туристских поездок требуется разработка маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко- культурного и природного потенциала региона, которые будут способны удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, религиозные, научные и учебные, экологические, спортивно-оздоровительные, конные, специализированные по интересам). Катализатором развития туризма на аналогичных территориях по мировому опыту может стать организация культурных проектов, фестивалей, праздников, конгрессов, выставок, соревнований. Задача сохранения и закрепления, стабилизации туристской сферы предполагает выход к ранее существовавшим параметрам потока (1991 г.), но на качественно новом уровне; создание условий для дальнейшего развития туризма в основном путем совершенствования проведения работ по реконструкции и функциональной перестройке существующей базы одновременно с изменением ее структуры, в том числе и за счет нового строительства гостиниц, туристских деревень, клубных отелей, мотелей и кемпингов на основных маршрутных трассах. 3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность туристического бизнеса В настоящее время Интернет развивается столь стремительно, что стал повседневным средством передачи и получения информации для сотен миллионов человек. Среди его преимуществ - абсолютная децентрализация. Ни правительство, ни крупные корпорации не контролируют работу всемирной сети. Выход в Интернет также не требует официального разрешения. Сеть формируется совершенно свободно, и сегодня любая современная система компьютеров имеет все возможности для подключения к Интернету. Лидером по числу таких подключений являются США. В Соединенных Штатах к середине 90-х годов было более половины всех мировых компьютерных систем, на долю американцев приходилось свыше трех четвертей общего информационного потока. Эта статистика постоянно меняется, потому что всемирная сеть все больше захватывает Европу. В последние годы Интернет быстро развивается и в России. Что касается работы туристической фирмы, то в настоящее время существует несколько возможных вариантов. Во-первых, это создание простой странички, имеющей чисто информационный или рекламный характер. Турфирма может постоянно менять информацию на более актуальную, но при этом для покупки какого-либо турпродукта необходимо непосредственное взаимодействие с туристической фирмой. Хотя для размещения такого рода информации сейчас открыто уже несколько сайтов, куда турфирма за определенную плату может поместить свои предложения, не открывая при этом собственную страничку. Далее по сложности можно выделить Интернет-магазин отдельной фирмы. Здесь уже есть возможность прямого получения заказов и бронирования через Интернет. В принципе, сложность в данном случае может иметь только техническое выполнение магазина, а внесение предложений будет осуществляться также как и в первом случае вручную, без использования систем автоматизации. Хотя такой принцип работы приемлем лишь при сравнительно небольших объемах информации. Некоторые же системы автоматизации турфирмы уже включают в себя инструмент для создания Интернет-магазина и предусматривают возможность вынесения внутренней информации по турпродуктам на продажу. Для этого турфирме необходимо иметь собственное доменное имя и сотрудника, который будет отвечать клиентам. Менеджеры просто помечают нужные турпродукты как готовые к продаже в Интернет, и те выставляются на продажу. Можно также выделить несколько другую структуру работы, где предложения по турпродуктам заводит также одна фирма, но бронирование разрешено только агентам этой фирмы. Такая система позволяет агентской сети через Интернет входить в общую базу данных, в ней подыскивать тур своим клиентам, а затем осуществлять бронирование. Такая схема также позволяет Интернет-клиентам (частным лицам или туристским организациям) в режиме on-line произвести бронирование. Однако фирмы-агенты при бронировании имеют право на снятие мест из базы данных без предварительной связи с фирмой-оператором. (см. Приложение 7) Разновидностью описанной агентской сети являются системы, позволяющие вносить информацию о своем турпродукте и осуществлять бронирование любым фирмам, подписавшим договор с организаторами. Фирмы-организаторы при этом могут не иметь собственных предложений, а получать прибыль с каждого размещенного пакета либо размещать информацию бесплатно и получать процент с каждой сделки, проведенной через систему. Однако последний вариант может привести к тому, что турфирмы будут рекламировать свой турпродукт, а сделки заключать по-прежнему в офисе, в обход системы из-за нежелания делиться прибылью. Тем не менее, некоторые действующие системы предусматривают бесплатное размещение информации. Бизнес здесь разработчики делают на перепродаже этой информации путем выпуска туристических газет, бюллетеней оперативной информации и различных листов горящих путевок. Наиболее сложной задачей является создание полностью автоматизированной интерактивной базы данных, что подразумевает полное объединение всех действующих субъектов туристского рынка. Любое предприятие, подписавшее договор с учредителем, сможет заявить о себе, регулярно заносить информацию о своих предложениях, описания маршрутов, профильные программы лечения, уникальные методики рекреации и др., а также получать подобную информацию от всех организаций, работающих в этом магазине. Подобная система позволит получать заказы, бронировать и продавать, т.е. упростится процесс обмена информацией: средства размещения смогут заявить о себе, туроператоры продвигать свой продукт, турагентства получать полную информацию об имеющихся предложениях и соответственно смогут быстрее подобрать оптимальный вариант для своих клиентов. Нужно сказать, что идея создания такого единого информационного пространства в туризме уже давно прорабатывается многими организациями, однако в полной мере пока не реализована. Небольшие фирмы просто не имеют достаточно средств, чтобы тратить их на разработку таких затратных проектов; более крупные организации пока останавливаются на более простых проектах, однако, возможно, в перспективе будет создан и такой своеобразный «Интернет-рынок». Итак, человечество вступает в эру информационной цивилизации. В ближайшие десятилетия компьютеры и сети станут основным инструментом бизнеса, и готовность той или иной компании к переходу на высокие технологии станет критерием развития и залогом конкурентоспособности. 3.2. Социальные программы. Туристские перспективы столицы Республики Татарстан Город Казань обладает богатейшим культурно-историческим и природным туристским потенциалом, который в настоящее время с точки зрения организации туристской индустрии используется малоэффективно. Специалистами Национальной Академии Туризма по заказу Администрации г. Казани разработана «Программа развития туризма в г. Казани до 2005 года» Предложенная в Программе туристская структура, состоящая из совокупности объектов размещения, питания торговых, спортивных и развлекательных комплексов, учреждений транспортного обслуживания и других компонентов туристского сервиса, позволит в корне изменить положение Казани на туристском рынке России и стать одним из ведущих туристских центров в Поволжском регионе. Функционально-планировочные аспекты организации туристской структуры предлагается решить в рамках 7 туристских зон, составляющих ядро, каждая из которых обладает индивидуальным туристским потенциалом и, в соответствии с ним, ярко выраженной специализацией. Всего предложено создать (с учетом реорганизации имеющихся) 90 предприятий туристского обслуживания: 14 объектов размещения (музей-гостиница, конгресс-отель, апарт-отель, хостел, клубная гостиница и др.) общей вместимостью 900 мест/600 номеров; предприятия питания на 3000 мест (в отдельных стационарных предприятиях, в составе гостиниц и в сезонных предприятиях); предприятия торговли общей площадью 6700 кв.м., (в составе гостиниц и отдельных стационарных и сезонных объектах. Эти базовые предприятия туристской индустрии явятся важнейшей предпосылкой и надежной основой для успешного развития и функционирования сети объектов досуга, развлечений, оздоровления и иного туристского предназначения. Наряду с материальной основой формирования туристского предложения в Программе предусмотрены конкретные шаги по продвижению казанского туристского продукта на отечественный и международный туристские рынки. В частности предусмотрено создание Информационного туристского центра и сети информационных бюро, которые будут удовлетворять потребности не только иностранных и отечественных туристов, но и жителей Казани, желающих воспользоваться услугами объектов туристской индустрии. В настоящее время туристский поток в Казань незначительный. Он составляет не более 20 тыс. туристов и 50 тыс. экскурсантов. В 80-е годы, например, количество экскурсантов по линии Казанского бюро путешествий и экскурсий составляло более 600 тыс. чел. в год (что высоко характеризует пропускной потенциал города). Существующие средства размещения в настоящее время даже при среднегодовом коэффициенте загрузки 60% (что, в общем-то, вполне достижимо), могут принимать более 65 тыс. чел. ежегодно. Поэтому даже в ближайшие 2-3 года при правильно проводимой политике формирования и продвижения казанского туристского продукта на отечественный и международный туристские рынки, такой результат может быть достигнут, что соответственно станет весьма ощутимым в структуре денежных (в т.ч. и валютных) поступлений в городской и республиканский бюджеты. В перспективе же, к 2005 г., по мере наращивания мероприятий, так или иначе приуроченных к 1000-летию Казани, увеличения числа гостиниц и их вместимости до 2000 мест, развития других компонентов туристской инфраструктуры и целенаправленного проведения маркетинговых мероприятий по привлечению и качественному обслуживанию клиентуры ежегодный туристский поток может составить ок. 160 тыс. чел., (т.е. увеличится в 8 раз), а количество экскурсантов может возрасти до 300 тыс. чел. Причем, если сейчас львиную долю среди приезжих занимают деловые люди, то в перспективе их удельный вес несколько снизится. Такое ощутимое увеличение потока станет возможно благодаря предстоящему грандиозному событию – тысячелетию Казани – в сочетании с благоприятной конъюнктурой на международном и внутреннем туристских рынках. 1 Уникальное сочетание исторической среды города, объектов наследия и современных объектов (в т.ч. спортивных и досуговых сооружений) усиливается центральным положением города в политической, культурной и экономической жизни Республики Татарстан и придает, соответственно, городу роль и функцию Казани, как «Главных ворот Татарстана», которая может выступить существенным дополнительным фактором привлечения туристской клиентуры, т.к. Казань всегда так или иначе будет включена в любой туристский маршрут, целью которого является ознакомление с республикой. Расширение туристского пространства в Казани и за ее пределами – весьма важная задача. Здесь прежде всего имеется ввиду усиление туристских связей и взаимодействия Казани с туристско- рекреационными центрами и зонами РТ (Зеленый дол, Елабугага, Рыбная Слобода и др.). В этом случае роль Казани, как «Главных туристских ворот» республики и эту функцию следует учитывать и стимулировать укреплением туристских взаимоотношений с соседними территориями. Максимальный пик приема гостей нетрудно предвидеть в 2005 году. Однако следующей стратегической задачей станет задача поддержания въездного и транзитного туристского потока на соответствующем уровне, т.е. именно эта ситуация даст основания считать, что факт преобразования Казани в туристский центр состоялся и туристская функция заняла свое прочное место в экономической структуре города. Важен вывод исследователей о том, что львиную долю приезжих иностранцев будут составлять деловые туристы. Поэтому туристским администраторам города рекомендовано уделить самое пристальное внимание при создании соответствующей инфраструктуры для этой категории клиентуры. Здесь помогут контакты с Ассоциацией Делового Туризма, которая успешно действует во многих регионах России с учетом того, что в экономике целого ряда стран деловой туризм по доходности сопоставим с нефтяным бизнесом. Деловой туризм способен притянуть в Казань весьма существенные иностранные капиталы. Следует учитывать также, что бизнес-турист тратит в месте своего пребывания втрое больше, чем обычный путешественник. Создание предложенной туристской инфраструктуры становиться возможным только при условии полноценного использования организационно-управленческого ресурса. Поэтому в Программе предложен целый ряд мер и методов (в т.ч. альтернативных) для достижения желаемых результатов. Муниципальная туристская корпорация, специализированное подразделение в структуре Администрации Казани, подготовка управленческих кадров, создание благоприятного налогового и инвестиционного климата, применение современных методов работы на туристском рыке, создание общественных консультационных образований, участие в работе специализированных туристских ассоциаций, совершенствование нормативно-правовой основы организации туристского обслуживания и многое другое призвано сформировать атмосферу всесторонней поддержки туристского бизнеса, ориентированного на прием и обслуживание туристов в Казани. Особое место в программных мероприятиях занимают вопросы формирование кадрового туристского потенциала, в т.ч. ныне работающих кадров и персонала для гостиничного хозяйства. Свое место в этой системе должна занять подготовка общественных туристских кадров - инструкторов и руководителей самодеятельного туризма. На протяжении всего процесса реализации программных предложений должна активно осуществляться деятельность по организации детальной проработки планировочной структуры каждой туристской зоны, созданию бизнес-планов и проектной документации для конкретных туристских объектов; формированию маркетинг-программ, обеспечивающих продвижение на рынке всех видов туристской деятельности. В специальном разделе Программы рассчитан общий объем инвестиций, необходимых для создания предложенной туристской структуры, определены ожидаемые доходы и сроки окупаемости затрат. В сфере туризма и сопутствующих отраслях будут образованы 10 тыс. рабочих мест. Многие предложения по конкретным объектам могут представить интерес для отечественных и иностранных инвесторов. 3.3. Регулирование туристического бизнеса в Республике Татарстан Развитие рыночной экономики в России усилило интерес к методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма.Коммерциализация туристской деятельности привела к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы отдельных туристских предприятий. В силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт, которые следует учитывать в практической работе.1 В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего туристский комплекс стал важным элементом национальной базовой социальной инфраструктуры России. Рыночное реформирование российской экономики в известной степени разрушило прежнюю систему туризма. В последние годы принципиально усилились роль и значение услуг туристических фирм. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от экономических принципов и методов государственного регулирования туристской сферы, которое должно сочетаться с развитием маркетинговых исследований рынка туристских услуг и формированием современной стратегии продвижения региональных турпродуктов.1 Для реализации регионального потенциала турпродуктов необходимы следующие изыскания: o Анализ туристского маркетинга в регионе. o Обобщение методов продвижения турпродукта. o Анализ состояния турпродукта в регионе. o Определение перспектив инвестирования туризма. o Обоснование сегментации регионального рынка туристских услуг. При этом для развития системы отдыха в регионе необходимо: o содействовать созданию современного туристского рынка на основе развития конкуренции; o углубление специализации туристических фирм;
o обеспечить интеграцию региона в сферу Российского и мирового туристского рынка;
o содействие в разработке и внедрении на отечественном туристском рынке прогрессивных технологий туристского сервиса; o обеспечить сертификацию и лицензирование туристской деятельности для защиты прав потребителей этих услуг; o обеспечить более тесную координацию деятельности государственных органов управления и туристских предприятий по вопросам активизации туризма и отдыха в регионе; o расширить предпринимательскую деятельность туристских предприятий в части увеличения ассортимента предоставляемых услуг и повышения их качества;
o обеспечить более широкий охват экономических проблем туризма и отдыха в научно-исследовательских учреждениях, особенно в сфере методики статистических и социологических исследований и мониторинга; o создание более благоприятного регионального инвестиционного климата;
o развивать систему подготовки кадров для нужд туристических предприятий, гостиничного хозяйства, предприятий общественного питания, лечебных и культурно-зрелищных учреждений; o расширить информационно-рекламную деятельность туристских предприятий. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного видов туризма. Особое значение для подъема отечественного туризма имеет закрепление в Законодательстве статуса социального туризма как приоритетного, поддерживаемого государством. Туристские услуги внутреннего туризма должны быть доступными для всех слоев населения. В этом случае появится серьезный стимул для расширения рынка потребителей этих услуг, которые обеспечат рост занятости в сфере туризма и отдыха. 27 февраля 2002 года в Администрации Ульяновской области прошло заседание Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Ассоциации «Большая Волга». В заседании приняли участие представители 12 регионов Поволжья (Астрахань, Волгоград, Киров, Нижний Новгород, Пенза, Самара, Саратов, Ульяновск, республики Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия), а также представители Министерства образования РФ, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Татарстанскую делегацию возглавил генеральный директор Департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Министерстве торговли и внешнеэкономического содействия Республики Татарстан Нури Мустафаев. На заседании обсуждались следующие вопросы: - взаимодействия малых предприятий с общественными объединениями в формировании делового климата в РФ; - роль малых предприятий в развитии социальной сферы; - создание подкомитета по туризму при Комитете по поддержке и развитию малого бизнеса Ассоциации «Большая Волга»; - обсуждался вопрос о проекте новой редакции Закона о едином налоге на вмененный доход. Заслушав и обсудив доклады о взаимодействии малых предприятий с общественными объединениями в формировании делового климата в Российской Федерации и роли малых предприятий в развитии социальной сферы, комитет принял следующие решения: 1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ ассоциации «Большая Волга» заключать соглашения с общественными организациями по решению социально-экономических задач и формированию делового климата в регионе. 2. Консолидировать усилия органов власти, общественных организаций и средств массовой информации в формировании благоприятного предпринимательского климата. 3. Отметить положительные тенденции в развитии малых предприятий социальной сферы Ульяновской области. 4. Рекомендовать администрациям субъектов Ассоциации «Большая Волга» совместно с органами исполнительной власти, курирующими социальную сферу разработать предложения по решению проблем, тормозящих развитие малых предприятий социальной направленности. 5. Поручить членам комитета осуществить совместную подготовку предложений по разработке единой методики расчета ставок базовой доходности и рекомендуемых для применения формул расчета ставок единого налога на вмененный доход для каждого вида деятельности. 6. С целью совершенствования законодательной базы субъектов малого предпринимательства исполкому Ассоциации в порядке законодательной инициативы направить проект закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в Государственную Думу РФ. 1 С 1998 года был принят ряд положений в сфере туристического бизнеса: 1. «Положение об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства».2 Настоящее Положение, разработанное в соответствии с частью второй статьи 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", устанавливает порядок оформления приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуется - приглашение) российским физическим или юридическим лицом. Приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, при наличии действительного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, приглашение является основанием для въезда в Российскую Федерацию без визы. Приглашение в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства российским юридическим лицом оформляется Министерством иностранных дел Российской Федерации или его представительствами на территории Российской Федерации, а там где их нет - соответствующими органами внутренних дел Российской Федерации на основании письменного заявления этого юридического лица. В случае если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению гражданина Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или знакомыми, приглашение оформляется органами внутренних дел Российской Федерации на основании его письменного заявления. Российское физическое или юридическое лицо, приглашающее иностранных граждан или лиц без гражданства в Российскую Федерацию, должно при необходимости обеспечить их пребывание в Российской Федерации и выезд из Российской Федерации. Бланки приглашений являются документами строгой отчетности. Форма бланка, порядок учета и хранения таких бланков, порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при оформлении и выдаче приглашения определяются ведомственными нормативными правовыми актами. 2. «Положение о предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации». 1 Настоящее Положение, разработанное в соответствии с подпунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", регулирует порядок предъявления иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания в Российской Федерации и выезда из Российской Федерации. Гарантии предъявляются иностранными гражданами и лицами без гражданства при обращении за российской визой в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации. Гарантиями признаются: а) приглашение иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию, выданное в установленном порядке Министерством иностранных дел Российской Федерации или его представительствами на территории Российской Федерации либо органами внутренних дел Российской Федерации; б) оформленный надлежащим образом договор о туристической поездке иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию и подтверждение их приема зарегистрированной в установленном порядке российской туристической организацией; в) действительные для выезда из Российской Федерации проездные билеты или подтвержденная гарантия их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации в случае транзитного проезда через территорию Российской Федерации; г) подтверждение российскими юридическими лицами или международными организационными комитетами предоставления ими средств для проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и выезда из Российской Федерации; д) подтверждение российскими физическими лицами обеспечения ими пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и выезда из Российской Федерации; е) оформленный надлежащим образом полис медицинского страхования иностранного гражданина и лица без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации из государства, установившего в качестве обязательного условия въезда на его территорию граждан Россйиской Федерации осуществление на время их пребывания медицинского страхования. Предъявление гарантий не требуется в случае: а) следования в служебную командировку в иностранное дипломатическое представительство, консульское учреждение или международную организацию, аккредитованные при Министерстве иностранных дел Российской Федерации; б) официальных визитов в Российскую Федерацию; в) поездок в Российскую Федерацию в качестве гостей работников иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации; г) следования в Российскую Федерацию члена семьи иностранного гражданина, работающего в Российской Федерации, для совместного с ним проживания; д) следования в Российскую Федерацию лиц, признанных в Российской Федерации беженцами. Нормативными актами, регулирующими въезд, выезд, пребывание иностранных граждан в Республике Татарстан являются: · Постановление Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. N 212 "Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан в СССР" (в редакции от 4 ноября 1991 г.) · Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 459 "О введении нового порядка оформления приглашений иностранных граждан на территорию Российской Федерации" · Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г.) · Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Татарстан" от 12 февраля 1997г. · Привлечение и использование иностранной рабочей силы в Республике Татарстан регламентируются Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993г. N2146 и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 63 от 23 января 1997г. Личные и служебные автотранспортные средства иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, подлежат постановке на учет в органах государственного таможенного контроля. Транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию иностранными владельцами на срок более 6 месяцев, регистрируются в органах Государственной автомобильной инспекции с заменой национальных номерных знаков.1 Анализируя вышеизложенное, автор пришел к следующим выводам: эффективность использования туристского потенциала нашего города и республики в целом во многом определяется внедрением инновационных технологий и международного опыта, формированием целенаправленной политики городской администрации. Социально-экономический и культурный прогресс Татарстана в новом миллениуме зависит во многом от того, насколько правильным окажется выбор приоритетных направлений в экономике. Правительство нашей республики уделяет большое внимание развитию турбизнеса в Республике Татарстан. Была разработана государственная целевая программа «Развитие туризма в РТ до 2005 г.» к 1000-ию Казани, задачами которой являются: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу туризма; сотрудничество с научными центрами РТ; помощь правительства в тех сферах, где частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли; подготовке квалифицированных кадров для туристской сферы. В заключении хотелось бы отметить, что автор не сомневается в том, что Республика Татарстан, обладая всеми критериями для успешного развития туристского бизнеса, в скором времени превратится в один из крупных туристический центров России. Заключение Проведенный автором анализ данных по изучаемой теме позволяет выделить следующие выводы. В настоящее время туризм становится важной, динамично развивающейся отраслью, вклад которой в экономику будет постоянно расти, в силу своего воздействия на развитие многих других отраслей хозяйства, создание дополнительных рабочих мест при низких стартовых издержках, возможности значительного пополнения бюджета, в том числе за счет притока иностранной валюты. Основой этого является огромный потенциал уникальных исторических и природных ресурсов, многокультурности, этнонациолнального состава, великой реки Волги, объединяющей и связывающей в единое целое большие территории, их хозяйственную и социальную деятельность. Автору в работе удалось показать, что туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. По мнению автора, для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого поводятся маркетинговые исследования. Вполне очевидно, что маркетинговые исследования являются крайне необходимыми не только в области туризма, но и во всех сферах деятельности человека. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на проведение маркетингового исследования, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы. Как удалось рассмотреть в работе вместе с тем, в настоящее время в туризме существует много проблем, создающих для его развития определенные трудности. Без решения этих проблем переоценка истинной значимости туристского сектора для экономики региона, а также страны в целом, осознание того, что он представляет собой реальную точку экономического роста и потому является сферой государственного интереса, который должен воплощаться в реальную туристическую политику, информационную поддержку и создание условий для привлечения инвестиций в государственный и частный сектор всей инфраструктуры туризма. Следовательно, для того, чтобы решить все возникшие вопросы по мнению автора, необходимо государственное регулирование туристического бизнеса и взаимодействие участников туристического рынка, а именно укрепление законодательно-правовой базы туристского комплекса, а также укрепление взаимодействия органов государственного управления туризмом с непосредственными производителями туристских услуг через привлечение к решению проблем развития туризма туристские ассоциации, учебные заведения и другие структуры, действующие на туристском рынке. Необходимо отметить, что разработка и осуществление программ развития туризма должна осуществляться с учетом единых концептуальных подходов к развитию туристского комплекса конкретного города или района с последующей интеграцией через создание комплексных маршрутов в областные, республиканские, а также межрегиональные и, возможно, федеральную программы для развития туризма. Несомненно, что в регионах Центральной России имеются все предпосылки для того, чтобы международный туризм в самые короткие сроки стал одним из приоритетных направлений экономики, обеспечив рост бюджетных доходов, создание новых рабочих мест, развитие целого ряда смежных областей производства и сферы обслуживания. Таким образом, проанализированный в дипломной работе материал позволяет автору внести такие предложения: 1. Создать в системе органов федеральной власти самостоятельный орган управления туристской деятельностью для решения следующих задач: - разработки единой государственной политики в области туристской деятельности; - обеспечения приоритетного развития въездного и внутреннего туризма; - координации действий регионов, направленных на развитие туризма как отрасли экономики; - продвижения российского и, в том числе, татарстанского туристского продукта на международном рынке; - привлечения инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. 2. Разработать общероссийскую концепцию развития туризма с учетом интересов регионов и внедрить на практике. 3. Принять меры к обеспечению на территории Российской Федерации равных прав и условий для обслуживания российских и татарстанских туристов и иностранных граждан. 4. Обеспечить совершенствование законодательства в сфере туризма на основе учета современных реалий и экономических интересов государства. 5. Разработать в тесном взаимодействии с регионами пакет законодательных актов, определяющих приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма. 6. Сформировать систему показателей, необходимых для оценки вклада туризма в социально-экономическое развитие территорий с учетом международного опыта. 7. Рассмотреть вопрос об упрощении визового режима въезда в Российскую Федерацию, в том числе и Республику Татарстан для иностранных туристов. 8. Рассмотреть вопрос о возможности установления с другими государствами безвизовых режимов для приезжающих туристов. 9. Развивать систему делового партнерства региональной, местной власти, организаций культуры и туристического бизнеса, в том числе согласовать межобластные программы туризма. И в заключении хотелось бы отметить тот факт, что Россия и ее регионы, обладая колоссальным туристским потенциалом, займут достойное место на мировом рынке туристских услуг. Список литературы 1. Закон Республики Татарстан «Об административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Татарстан» от 12 февраля 1997 г. 2. Национальная Академия Туризма «Программа развития туризма в г. Казани до 2005 года» (разработана по заказу Администрации г. Казани), 2002 г. 3. Постановление Правительства РФ «О лицензировании международной туристической деятельности» от 12 декабря 1995 г. 4. Постановление Правительства РФ «Об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства», №1142 от октября 1998 г. 5. Постановление Правительства РФ « О предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации», №1142 от октября 1998 г. 6. Программа Правительства РФ «О развитии туризма в РФ» от 26 февраля 1996 г. 7. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности» от 11 октября 1996 г. 8. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию» от 18 июля 1996 г. 9. Алексеев А.А. «Маркетинговые исследования рынка туристических услуг» // «МЭ и МО». – 1998. - №12. – с.31-40 10. Барсуков И.Н. «Медицинская страховка за рубежом – осознанная необходимость» // «Туризм и отдых». – 2001. - №3. – с.22-28 11. Гермогенов М.А. «Основные направления и проблемы государственного регулирования туризма в РТ» // «Туризм и отдых». – 2001. - №7. – с.42-54 12. Голубков Е.П. «Маркетинговые исследования» // «Маркетинг в России и за рубежом». – 1998. – июнь. – с.7-12 13. Добрецов А.Р. «Экспорт услуг и международный туризм» // «Экономика и жизнь» – 1999. - №42. – с.45-52 14. Дурович А.П. – «Маркетинг в туризме», учебное пособие – Минск: «Новое издание». – 2001. – 325 с. 15. Ибрагимов А.Л. «Туристский потенциал Татарстана и пути совершенствования развития туризма в регионах» // «Актуальные проблеммы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТИСБИ. – 2001. – 56 с. 16. Иванова И.М. «Туристские услуги в международной торговле» // «Туристская деловая газета». – 1999. – 23 сентября. – с.4-5 17. Ильина Н.И. «Место туризма в экономике России и Татарстана на примере трех экономических функций туризма» // «Актуальные проблеммы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТИСБИ. – 2001. – 56 с. 18. Квартальный В.А., Романов А.А. «Международный туризм: политика развития» // «Советский спорт». – 1998. - №2. – с.15-18 19. Легорнев С.Ф. «Туризм в экономике открытого типа» // «Вестник Московского Университета». – 1999. - №2. – с.21-28 20. Маркова В.Д. «Маркетинг услуг» // «Маркетинг в туризме». – 1999. - №4. – с.23-30 21. Муртазин Х.М. «Отчет о работе Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму в области организации и координировании туристской деятельности за 1999-2001 гг.».. – Казань. – 2001. – 35 с. 22. Очередное заседание Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Ассоциации «Большая Волга» // «Новости». – 2002. – 27 февраля. – с.4-7 23. Рожков И.Я. «Международное рекламное дело» // «Маркетинг в России и за рубежом». – 1998. – август. – с.44-56 24. Уваров В.Д., Борисов К.Г. «Международные туристские организации» // «Международные отношения». – 1999. - №5. – с.23-32 25. Хамидуллина М.Н. «Регулирование турбизнеса: перспективы развития, стратегия продвижения» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VII научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТАРИ – 2002. – 45 с. 26. Чудновский А.Д. – «Гостиничный и туристический бизнес», учебное пособие. – Ассоциация авторов и издателей: ЭКСМОС. – 1999. – 460 с. 27. Интернет «Туризм, отдых, спорт – 2002», VII Международная специализированная выставка 18-20 апреля. – 2002. – www.vico.ru 28. Интернет «Международный и внутренний туризм. Отдых в санаториях РТ, Чувашии, Марий-Эл, Подмосковья, на Черноморских курортах, а также в ОАЭ, Турции, Греции, на Кипре». – 2002. – www.exprogramm.ru 29. Peter F., Drucker S. «Management. Tasks. Responsibilities. Practices» - New York. – 1999. – 195 р. 30. Viters D, Vipperman K. «As you can sell your services» // «Travel & Tourism». – 2000. - №14. – р.21-27 1 Дурович А.П. «Маркетинг в туризме», учебное пособие – Минск: «Новое издание». – 2001. – с.34 1 Чудновский А.Д. - «Гостиничный и туристический бизнес», учебное пособие. – Ассоциация авторов и издателей: ЭКСМОС. – 1999. - с.5 2 Маркова В.Д. «Маркетинг услуг» // «Маркетинг в туризме». – 1996. - №4. - с.3 1 Чудновский А.Д., указанное сочинение. – с.45 2 Дурович А.П., указанное сочинение. – с. 39 1 Квартальный В.А., Романов А.А. «Международный туризм: политика развития» // «Советский спорт». – 1998. - №2. – с.15 1 Легорнев С.Ф. «Туризм в экономике открытого типа» // «Вестник Московского Университета». – 1999. - №2. – с.21 1 Гермогенов М.А. «Основные направления и проблемы государственного регулирования туризма в РТ» // «Туризм и отдых». – 2001. - №7. – с.42 1 Дурович А.П., указанное сочинение. – с.52 1 Чудновский А.Д., указанное сочинение. – с.12 1 Алексеев А.А. «Маркетинговые исследования рынка туристических услуг» // «МЭ и МО». – 1998. - №12. –с.17 2 Дурович А.П., указанное сочинение. – с.56 1 Голубков Е.П. «Маркетинговые исследования» // «Маркетинг в России и за рубежом». – 1998. – июнь. – с.7 1 Уваров В.Д., Борисов К.Г. «Международные туристские организации» / «Международные отношения». – 1999. - №5 – с.23 1 Уваров В.Д., Борисов К.Г., указанное сочинение. – с.27 1 Уваров В.Д., Борисов К.Г., указанное сочинение. – с.32 1 Иванова И.М. «ятуристские услуги в международной торговле» // «Туристская деловая газета». – 1999. – 23 сентября. – с.5 1 Маркова В.Д. «Маркетинг услуг» // «Маркетинг в туризме». – 1999. - №4. – с.23 1 Ибрагимов А.Л. «Туристский потенциал Татарстана и пути совершенствования развития туризма в регионах» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТИСБИ. – 2001. – с.3 2 Интернет «Международный и внутренний туризм. Отдых в санаториях РТ, Чувашии, Марий-Эл, Подмосковья, на Черноморских курортах». - .2002. – www.exprogramm.ru 1 Ильина Н.И. «Место туризма в экономике России и Татарстана на примере трех экономических функций туризма» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТИСБИ. – 2001. – с.9 1Хамидуллина М.Н. «Регулирование турбизнеса: перспективы развития, стратегия продвижения» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТИСБИ. Кафедра маркетинга и прогнозирования экономических систем. – Казань. – 2001. – с.9 2 Хамидуллина М.Н., указанное сочинение. – с.8 1 Хамидуллина М.Н., указанное сочинение. – с.13 1 Интернет «Туризм, отдых, спорт – 2002», VII Международная специализированная выставка 18-20 апреля. – 2002. – www.vico.ru 1 Алексеев А.А. «Маркетинговые исследования рынка туристических услуг» // «МЭ и МО». – 1998. - №12. - с.31 1 Рожков И.Я. «Международное рекламное дело» // «Маркетинг в России и за рубежом». – 1998. – август. – с.44 1 Рожков И. Я., указанное сочинение. – с.53 1 Маркова В.Д., указанное сочинение. – с.15 1 Разработано автором на основе данных полученных во время прохождения преддипломной практики в турфирме «ОСТ-ВЕСТ» в г. Москве 1 На сегодняшний день Государственный комитет РТ по физической культуре, спорту и тризму переименован в Министерство по делам молодежи и спорту РТ (2002 г.) 2 Муртазин Х.М. «Отчет о работе Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму в области организации и координировании туристской деятельности за 1999-2001 гг.». – 2002. – с.2 1 Муртазин Х.М., указанное сочинение. – с.5 1 Муртазин Х.М., указанное сочинение. – с.7 1 Муртазин Х.М., указанное сочинение. – с.9 1 Постановление Правительства РФ «О лицензировании международной туристической деятельности» от 12 декабря 1995 г. 2 Муртазин Х.М., указанное сочинение. – с.9 1 Интернет «Туризм, отдых, спорт – 2002», VII Международная специализированная выставка 18-20 апреля. – 2002. – www.vico.ru 1 Хамидуллина М.Н. «Регулирование турбизнеса: перспективы развития, стратегия продвижения» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VII научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТАРИ . – 2002. – 45 с. 1 Интернет «Туризм, отдых, спорт – 2002», VII Международная специализированная выставка 18-20 апреля. – 2002. – www.vico.ru 1 Viters D., Vipperman K. «As you can sell your services» // «Travel & Tourism», №14. – 2000. – р.21 1 Viters D., Vipperman K., указанное сочинение. - р.26 1 Ибрагимов А.Л., указанное сочинение. – с.12 1 Добрецов А.Р. «Экспорт услуг и международный туризм» // «Экономика и жизнь», №42. – 1999. – с.49 1 Очередное заседание Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Ассоциации «Больша Волга» // «Новости», 27 февраля. – 2002. – с.4 1 Национальная Академия Туризма «Программа развития туризма в г. Казани до 2005 года» (разработана по заказу Администрации г. Казани). – 2002. 1 Национальная Академия Туризма «Программа развития туризма в г. Казани до 2005 года» (разработана по заказу Администрации г. Казани). – 2002. 1 Peter F., Drucker S. «Management. Tasks. Responsibilities. Practices» - New York. – 1999. – р.31 1 Гермогенов М.А., указанное сочинение. – с.54 1 Очередное заседание Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Ассоциации «Большая Волга» // «Новости». – 2002. – 27 февраля. – с.5 2 Постановление правительства РФ «Об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства», № 1142 от 1 октября 1998 года 1 Постановление правительства РФ «О предъявлении иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации», № 1142 от 1 октября 1998 года 1 Закон Республики Татарстан «Об административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Татарстан» от 12 февраля 1997 г. |
|
© 2007 |
|