РУБРИКИ

Диплом: Резервные требования

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Резервные требования

Диплом: Резервные требования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 6

1.1Сущность, значение, исторический экскурс

возникновения резервных требований. 6

1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики. 9

1.3 Методы определения величины резервных требований. 13

1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками. 15

2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ.. 20

2.1Основные положения по резервированию.. 20

2.2 Расчет суммы обязательных резервов , подлежащих

депонированию в Банке России. 24

2.3 Порядок учёта операций по формированию обязательных резервов. 34

3.Контроль Банка России за выполнением кредитными

организациями обязательных требований. 44

3.1 Проведение проверки правильности составления

расчетов обязательных резервных требований. 44

3.2 Порядок начисления и взыскания штрафов за допущенные

нарушения резервирования 48

3.3. Право внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов. 53

4. Функции Территориальных Учреждений Банка России по

регулированию фонда обязательных резервов в регионе. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 65

Литература. 66

Приложение...........................

ВВЕДЕНИЕ

Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются

одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных

банков.

Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных

учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем

беспроцентном ( как правило) счете.

Резервная политика как часть современной монетарной политики центральных

банков основана на изменении их требований к обязательным ( минимальным)

резервам коммерческих банков и других кредитных институтов .

Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального

банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно-

кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в

значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных

институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность банковской

системы, и устанавливаются для контроля денежных агрегатов и поддержания на

определенном уровне денежной массы в обращении.

В современной практике минимальные резервные требования используются

преимущественно в инструментарии денежно- кредитного регулирования для

решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и

антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения

роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для

высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение

резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а

как инструмента регулирования деятельности банков.

Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в России минимальные

резервные требования применяются как источник погашения обязательств

кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на

совершение банковских операций, хотя это и характеризует российскую

банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической

и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.

Последствия экономического кризиса в России на какое-то время отодвигают, но

какое-то время отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы достижения банковским

сектором качественно нового уровня, в частности уровня аккумулятора средств

для и собственно инвестора, без чего стабилизация и подъем экономики страны

предоставляются проблематичными. Тем более, что ресурсы для оживления

инвестиций имеются внутри банковской системы. Это- средства в обязательных

резервах кредитной системы, депонируемых в Банке России, которые при

уменьшении резервных норм могут быть использованы для расширения активных

операций , в частности, для оживления инвестиций, причем практически без

инфляционного эффекта- как отчисления в основном от обеспеченных реальным

движением товаров и услуг денежных средств, поступивших на расчетные счета и

во вклады (выручка, зарплата и т .п.).

Корректировка норм резервирования, являющиеся одним из административных

методов денежно- кредитной политики, представляется вполне реалистичной:

ресурсная база банков второго уровня изменяется достаточно быстро: за

недоначисление средств в обязательные резервы в России предусмотрены жесткие

санкции; на избыток средств в обязательных резервах процентный доход не --

выплачивается, как и по обязательным резервам в целом.

Благоприятный инвестиционный климат в стране способствует стабилизации

экономики и банковской системы, а средства обязательных резервов помимо уже

известных направлений использования имеют массу нереализованных возможностей,

также как и сама политика резервных требований.

Поэтому целями данной работы являются:

- Изучение порядка формирования обязательных резервов на основании

законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей

политики резервных требований как в России, так и за рубежом , динамики

изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка

России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов.

- Доказательство того, что в процессе формирования и использования

обязательных резервов , депонируемых в Центральном банке России, произошли

немалые изменения, но все же такой инструмент денежно-кредитной политики как

резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.

1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-

КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1Сущность, значение,

исторический экскурс возникновения резервных требований.

Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока

наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных

кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские

дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие

банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии,

особенности банковского производства (например, необходимость страхования

ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного

количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов

определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе

кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до

введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов

(1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.

С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на

государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих

банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные

требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного

регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали важнейшим составляющим

элементом учрежденной Федеральной резервной системы.

В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным институтам

применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, за исключением

Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента денежно- кредитного

регулирования подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и

кредита ( в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают

зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и

объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.

В России минимальные резервные требования применяются также как источник

погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами

при отзыве лицензии на совершение банковских операций ( статья 38 закона « О

Центральном Банке России»). Тем не менее на практике процедура возврата

денежных средств кредиторами из резервного фонда банка в Центральном Банке

четко регламентирована. Возможно, было бы целесообразным передать часть суммы

резервных отчислений для формирования резерва Корпорации по гарантированию

вкладов (этот институт вводится в России в случае принятия Закона « О

гарантировании вкладов граждан в банках», что, возможно, произойдет в

начале 1997г.).

В Современной практике минимальные резервные требования используются

преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решения

долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной

борьбы. Резервные требования применяются для ограничения темпов роста

денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для

высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных резервных

требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как

инструмента регулирования деятельности банков.

По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только

эффективным, но и сильнодействующим « экономическим лекарством»(П.

Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и

необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики.

Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого « лекарства», что , к

сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.

Минимальные резервные требования к коммерческим банкам стала применяться в

России с конца 80-хгг., когда происходило бурное развитие коммерческих

банков. Государственным Банком СССР была установлена норма резервов в размере

пяти процентов от суммы привлеченных средств. Однако даже такая скромная

норма резервирования ( по сравнению с действующими в настоящие время)

считалось непомерно завышенной в газах политиков и банкиров. Центральный

Банк Российской Федерации в 1991 г. издал известную Инструкцию №1 «О порядке

регулирования деятельности коммерческих банков», которой устанавливалась

норма резервирования в размере двух процентов. В определенной мере это был

политический шаг, так как в это время (1990-1991гг.) линия фронта в войне

Центра и республик проходила в банковской системе. Спустя всего год, в 1992

г., норма резервирования всего за четыре месяца увеличилась до двадцати

процентов. Правительство Гайдара быстро отбросило в сторону популизм и

иллюзии, и стало проводить жесткую монетарную политику. Высокие нормы

резервирования в условиях инфляции- краеугольный камень монетаристской

политики.

Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы в

зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по счетам

до востребования- двадцать процентов; по срочным обязательствам коммерческого

банка и кредитного учреждения – пятнадцать процентов.

Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать,

безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что

дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных

учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно

вследствие « более избирательного удара», нежели единые номы, но и более

разумны в социальном аспекте.

С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные

требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую

инфраструктуру России были внесены серьезные изменения.

В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий,

длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке

Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит

достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.

Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О Центральном

Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые параметры, что,

несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве

России.

Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из

главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.

Динамика обязательных резервов за последние годы свидетельствует о постоянном

увеличении обязательных резервов как в абсолютном выражении, так и в удельном

весе в денежном выражении. Таким образом, влияние резервных требований на

состоянии банковской системы и всего народного хозяйства постоянно

возрастает.

Многие экономисты и банкиры считают существующие в настоящее время в России

нормы резервирования чрезмерно завышенными и даже вредными для экономического

развития. Тем не менее этот вопрос достаточно дискуссионен.

1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики

Выбор инструментов денежно- кредитного регулирования, применяемых

центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование

различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности

экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся

традиций и конкретных обстоятельств.

Имеющиеся в расположение центрального банка инструменты денежно- кредитного

регулирования различаются:

· по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос

на деньги),

· по своей форме ( прямые и косвенные),

· по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования

(количественные и качественные),

· по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные).

Все эти методы используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная

политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной

эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение ( кредитная

рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки

преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи

кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры,

наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

По форме инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются

административные (прямые) и рыночные ( косвенные). Административными

являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций,

исходящих от центрального банка и направленные на ограничение сферы

деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике

центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в

развивающихся государствах.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия

центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования

определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (

косвенные) инструменты отличаются большой гибкостью по сравнению с

административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной

цели. Тем не менее, в настоящие время отмечается переход центральных банков

развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия

центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно- кредитного

регулирования разделяются на количественные и качественные.

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на

состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное

обращение в целом. Качественные инструменты предоставляют собой вариант

прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно- стоимости

банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно- кредитного регулирования

разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами

реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под

долгосрочными ( конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются

те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1

года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относится инструменты

воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-

кредитной политики.

Основными инструментами денежно- кредитного регулирования, наиболее часто

используемые центральными банками большинства стран, являются:

· регулирование официальной учетной ставки;

· установление минимальных резервных требований;

· рефинансирование коммерческих банков;

· операции на открытом рынке.

Однако этим арсенал инструментов денежно- кредитного регулирования не

исчерпывается. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким

методам как,

· установление кредитных ограничений,

· лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам

коммерческих банков,

· портфельные ограничение и другие.

Выбор и сочетание инструментов денежно –кредитного регулирования зависит

прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе

экономического развития страны.

На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными

являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно кредитную

сферу:

-административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих

банков,

-установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов,

-изменение уровня минимальных резервов.

По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным (

косвенным ) методам регулирования денежной массы, и, прежде, всего к

операциям на открытом рынке и изменения уровня процентных ставок.

К основным инструментам и методам денежно- кредитной политики Банка России

согласно новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995г. № 65- ФЗ

отнесены:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативные обязательства резервов, депонируемых в Банке России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы ;

7) прямые количественные ограничения.

8) выпуск от своего имени облигаций.

Банк России ежегодно не позднее 1 октября предоставляет в Государственную

Думу проект основных направлений единой государственной денежно- кредитной

политики на предстоящей год не позднее 1 декабря- основные направления единой

государственной денежно –кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно –

кредитной политики представляются Президенту Российской Федерации и

Правительству Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на

предстоящий год включают в себя анализ состояния и прогноз развития экономики

Российской Федерации и основные ориентиры, параметры и инструменты единой

государственной денежно- кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой

государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год принимает

соответствующее решение.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с

принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

1.3 Методы определения величины резервных требований.

Величина минимальных резервов может определяться двояким способом — по

от­ношению к банковским пассивам либо к банковс­ким активам. Способ

определения резервных требований к банковским пассивам является наиболее

старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в

обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в

цен­тральном банке. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот

способ определения объе­ма резервных требований. В немногих странах базисом

исчисления размера минимальных резер­вов служат предоставленные кредиты. На

практике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться по

отношению ко всем банковским пассивам или к их отдельным статьям.

Разновидностью метода определения резерв­ных требований по отношению к

банковским пас­сивам является метод установления минимальных резервов к

изменению объема совокупных пасси­вов банков, то есть к увеличению или

уменьшению их сальдо за определенный период времени, кото­рое формируется в

результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с

них денежных средств. В большинстве стран используется именно этот спосб

установления резервной базы, особенно удобной при введении схемы резервных

требований.

Второй способ определения величины резерв­ных требований по отношению к

банковским акти­вам (кредитам) считается чисто французским изоб­ретением и на

практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в

лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством

установления верхних пределов об­щей суммы кредитов или их прироста. Причем

ука­занные параметры устанавливаются в индивиду­альном порядке для каждого

коммерческого банка. Кроме того, могут лимитироваться объем и число кредитов,

предоставляемых банком одному клиен­ту. На практике рассмотренные выше

директивные параметры в области развития кредитных опера­ций банков получили

название "кредитные потол­ки", а сам метод определения величины резервных

требований по отношению к банковским кредитам нередко называется методом

"кредитных потолков" (ограничений). За нарушение установленных кре­дитных

лимитов коммерческие банки подвергаются со стороны центрального банка

санкциям в виде уплаты высокого учётного процента или обязательного

перечисления на беспроцентные счета в центральном банке суммы, равной

превышению этих лимитов.

Таким образом, центральный банк может регу­лировать темпы роста денежной

массы, используя технику кредитных ограничений.

У каждого способа определения резервной базы по отношению к банковским

пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и недостатки. С

одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению банковской

ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных банковских

операций. В данном случае их влияние на экономику является опосредственным.

Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведёт к снижению

размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если банк не намерен

сократить общий объём активных кредитных операций. Результатом этого является

рост взимаемых банком по активным операциям про­центных ставок и сокращение

объема кредитов. С другой стороны, основанные на активных кредит­ных

операциях нормы обязательных резервов выс­тупают в качестве прямого

ограничителя осуще­ствления инвестиций, способствуя в целом под­держанию

умеренных процентных ставок. Исклю­чение составляют периоды, когда

центральный банк проводит политику, направленную на урегулирова­ние

платежного баланса страны, например, путем привлечения иностранных капиталов.

Но метод установления резервных требований по отношению к банковским активам

не лишен и существенных недостатков. Кредитные ограничения — это самая

жесткая форма глобального воздействия на кре­дит. В свою очередь, такая

практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудше­нию

функционирования банковской системы в це­лом, препятствует развитию

конкуренции в банков­ском деле, затрудняет доступ мелких и средних фирм к

банковскому кредиту, ухудшая их платеже - и кредитоспособность и финансовое

положение. Поэтому селективный характер кредитных ограни­чений часто

подкрепляется системой субсидий и льгот для кредитов, предоставляемых банками

от­дельным секторам экономики, например, энергети­ке, сельскому хозяйству или

экспортным отраслям.

1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками.

Одним из наиболее применяемых центральным банком инструментов денежно-

кредитного регулирования являются резервные требования в отношении

обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой

применения, что в совокупности с непосредственным воздействием на уровень

ликвидности коммерческих банков делает его весьма привлекательным.

Минимальные резервы это обязательная норма вкладов коммерческих банков в

центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных

требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных

параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате

повышения норм обязательных резервных требований центральным банком

уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в расположении

коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение

нормы резервов, напротив, увеличивают возможности кредитования.

Изменение норм резервных требований – один из старейших и наиболее

распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном

порядке. Механизм использования резервных требований достаточно

дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном

отношении. Прежде всего неодинакова «база» обязательных резервов, что находит

проявлении требований к разным частям баланса- активам или пассивам

коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой

установления резервных требований является определение нормы как процента от

обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме

пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто.

Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются

срочные депозиты и депозиты до востребования. Вместе с тем появление новых

видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже

существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды

пассивов. Так, в Германии в середине 80-х гг. резервные требования были

распространены на предъявительские ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США –

на банковские обязательства в евровалютах. В то же время отдельные виды

обязательств в различных странах не подпадают под «базу» исчисления

обязательных резервов. Практикуется также исключение из «базы» минимальных

резервных требований депозитов нерезидентов- такая система действует в

Германии.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к

определенным отрицательным последствиям – в частности, банки начинают

манипулировать составам своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных

средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом

случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.

Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам

депозитов, что обусловлено разграничением по степени « денежности» различных

компонентов денежной массы. Разграничение по степени « денежности» необходимо

для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как

правило, на депозиты до востребования устанавливаются более высокая норма

резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным

депозитам. Но и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в

Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы

минимальных резервных требований.

Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми

для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства.

Качественный состав этих средств различен- это могут быть наличные средства в

кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные

бумаги, а в некоторых странах (США, Германия, Швеция)- иностранная валюта на

сетах центрального банка. В любом случае все они должны быть максимально

«денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных

требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в

центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом

как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет

1 месяц- подобная схема используется в Японии, Франции, и других странах; в

США расчетный период равняется двух недельному сроку , в Канаде он составляет

2 полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность

зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего

периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер- этот механизм

используется в США и Франции. Существует также возможности варьирования

расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных

требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому,

чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения,

тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данной момент

денежно-кредитной сферы, а, следовательно, ниже эффективность регулирующих

мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв

расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих

банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно

времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает;

более короткие периоды-до 1 дня способствуют установлению жесткого контроля

центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным

периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры

которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса

резидентства коммерческого банка. Например, в Германии по вкладам до

востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать

30%, по срочным обязательствам ( от 1 месяца до 4 лет)-20%, по сберегательным

вкладам- 10%. В то же время в отношении обязательств банков – нерезедентов

Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте,

значительно ниже норм, применяемых в национальной валюте, а зачастую вклады в

иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов.

Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов,

включаемых в базу их расчета,- подобная практика характерна для Японии и

Австралии.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного

института, что наиболее часто встречается развивающихся странах. Так, на

Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов

установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков.

В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований

носит штрафной характер- в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы

устанавливались в случае превышения объема депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах.

Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии(25%) и Испании (17%). В

условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных

требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%. В Японии,

напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляет 2,5% Банк

Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-

кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,43% объема обязательств

коммерческих банков.

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований

в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота

допустимых изменений- одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным

банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных

требований делает данный инструмент денежно- кредитной политики гибким и

действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за

собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для

банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса.

Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру

центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в США в ответ на

повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро другие

источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи

правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва

устойчивости системы государственных финансов.

Следует отметить , что большинство центральных банков не практикует выплату

процентов по обязательным резервам коммерческих банков.

2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

2.1Основные положения по резервированию

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Федерации ( Банке России) Банк России во взаимодействии с Правительством

Российской Федерации разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику,

направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, применяя методы и

инструменты, установленные законом.

Обязательные резервы ( резервные требования) – один из основных инструментов

осуществления денежно-кредитной политики Банка России – представляет собой

механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемой для

контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных

возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне

денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона « О банках и банковской

деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных

резервов, депонируемых в Банке России.

Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения

лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций

и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет

ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в

Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не

являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию

обязательных резервов в Банке России.

Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется исключительно на

основании Положения Банка России « Об обязательных резервах кредитных

организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30

марта 1996 года №37( далее по тексту Положение Банка России № 37) . При

осуществлении депонирования правила расчетов и других банковских операций

применяются в случаях, прямо указанных Положением Банка России № 37.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона « О Центральном банке

Российской Федерации ( Банке России)» размер обязательных резервов в

процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок

их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка

России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов

обязательств кредитной организации.

Порядок депонирования части привлеченных денежных средств, установленный

Положением Банка России № 37 ,распространяется на все кредитные организации,

действующие на территории Российской Федерации на основании лицензии (

разрешения) Банка России с правом совершения соответствующих банковских

операций.

Небанковские кредитные организации (НКО) осуществляют депонирование части

привлеченных денежных средств в порядке, установленном Положением Банка

России №37, при наличии в лицензии на осуществление банковских операций

записи, предусматривающей право размещения привлеченных НКО средств (

остатков на открытых банковских счетах) в кредиты участникам расчетов, и

наличии в балансе НКО остатков на счетах, входящих в перечень обязательств

кредитной организации, подлежащих депонированию в Банке России в соответствии

с п.2.1 Положения Банка России №37

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию

кредитными организациями, производится территориальным учреждением (

расчетно- кассовым центром) Банка России по местонахождению головной

кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы,

находящиеся на территории России.

Если кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации,

имеют свои филиалы, открытые в установленном порядке за границей ( в странах

ближнего зарубежья либо на территориях государств дальнего зарубежья), то

указанные филиалы самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в

национальном банке того государства, на территории которого открыт филиал, в

порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным

банком соответствующего государства. При этом кредитная организация

представляет в территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка

России документ, подтверждающий факт депонирования филиалом кредитной

организации обязательных резервов со стороны национального банка этого

государства, если такое подтверждение предоставляется национальным банком

страны местонахождения филиала.

В этом случае кредитная организация, расположенная на территории Российской

Федерации, представляет в соответствующее территориальное учреждение (

расчетно-кассовый центр) Банка России, кроме сводного баланса в целом по

кредитной организации, включая все ее филиалы, также баланс без включения в

него филиалов, расположенных на территории зарубежных государств.

Если зарубежный филиал кредитной организации-Российской Федерации в

соответствии с законодательством государства местонахождения филиала не

депонирует обязательные резервы в национальном банке этого государства,

кредитная организация представляет Расчет регулирования размера обязательных

резервов, депонируемых в Банке России ( далее по тексту-Расчет), по данным

сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы (в

т.ч. расположенные на территории зарубежных государств).

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию

кредитной организацией, производится территориальным учреждением (расчетно-

кассовым центром) Банка России ежемесячно ( по состоянию на 1 число месяца,

следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных кредитной

организацией средств и подлежащих внесению из остатков на счетах по учету

обязательств кредитной организации, установленных п. 2.1 Положения Банка

России №37 , и действующих нормативов обязательных резервов.

Кредитная организация, не имеющая в своем составе филиалов, представляет

Расчет на 1 число месяца, следующего за отчетным, и другие документы,

установленные Положением Банка России №37, соответствующему территориальному

учреждению ( расчетно-кассовому центру) Банка России в третий рабочий день

месяца, следующего за отчетным, кредитная организация, имеющая филиалы, - в

четвертый рабочий день месяца, следующего за отчетным.

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию

кредитной организацией за декабрь отчетного года ( по состоянию на 1 января

года. Следующего за отчетным), производится территориальным учреждением (

расчетно-кассовым центром) Банка России дважды. При этом кредитная

организация представляет Расчет и другие необходимые документы в выше

указанный срок, и повторно в срок, установленный Банком России кредитным

организациям для предоставления годового бухгалтерского отчета.

На основании представленного в составе годового бухгалтерского отчета

бухгалтерского баланса и Расчета территориального учреждения (расчетно-

кассовый центр) Банка России производит перерасчет обязательных резервов

кредитной организации в порядке, установленном Положением Банка России №37.

Исходя из целей денежно-кредитной политики на основании решения Совета

директоров Банка России Банк России вправе проводить регулирование размера

обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, на

внутримесячные даты (внеочередное регулирование размера обязательных

резервов).

Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активами не

допускается.

На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке

России, проценты не начисляются.

2.2 Расчет суммы обязательных резервов , подлежащих

депонированию в Банке России.

Согласно решения Совета директоров Банка России (протокол N 1 от 11 января

2000 г.), начиная с регулирования размера обязательных резервов на 1 января

2000 года для кредитных организаций и Сберегательного банка Российской

Федерации устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов,

депонируемых в Центральном банке Российской Федерации:

- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и

привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - в

размере 10 процентов;

- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в

валюте Российской Федерации - в размере 7 процентов. (Указания ЦБ РФ от

11.01.2000 N 731-У.)

В состав обязательств кредитной организации включаются средства в валюте

Российской Федерации и иностранной валюте, учитываемые на расчетных, текущих и

депозитных счетах, счетах бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов -

пассивные остатки по балансовым счетам N N 30109 (отдельный лицевой счет

Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитной

организации"), 30220, 30223, 30601, 30603, 30604, 30606, 40101, 40102 (за

минусом активных остатков по б/сч. N 40104) <*>, 40105, 40106, 40107,

40108 (за минусом активных остатков по б/сч. N 40109) <*>, 40110 (за

минусом активных остатков по б/сч. N 40111) <*>, 40112, 40113, 40114,

402, 40301, 40302, 40307, 40309, 40312, 40314, 404, 405, 406, 407, 40801,

40802, 40803, 40804, 40805, 40806 (за исключением остатков по отдельным лицевым

счетам по учету средств банков - нерезидентов), 40807, 40810, 40811, 40812,

40813, 40814, 40815, 40901, 40902, 40903, 40905, 40909, 40910, 40911, 410, 411,

412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422, 423, 425, 426, 427, 428,

429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 437, 438, 439, 440, 47401, 47405,

47407, 47409, 47411, 47416, 47418, 47422, 47426, 476, 520, 521, 522, 523, 524,

52501, 60322 (отдельные лицевые счета покупателей акций). (в ред. Указаний ЦБ

РФ от 18.12.1998 N 446-У, от 26.11.1999 N 684-У, от 24.04.2000 N 784-У, от

25.12.2000 N 883-У, от 23.04.2001 N 956-У)

--------------------------------

<*> Уменьшение пассивных остатков по балансовым счетам N N 40102, 40108,

40110 на величину активных остатков по балансовым счетам N N 40104, 40109,

40111 соответственно производится в пределах пассивных остатков по указанным

балансовым счетам.

Определение суммы средств, подлежащей включению в Расчет по ниже

перечисленным балансовым счетам, производится в следующем порядке:

- из пассивного остатка балансового счета N 40110 следует исключать

пассивные остатки отдельных лицевых счетов по учету средств, выделенных

Министерством финансов Российской Федерации в 1992 году по решениям

Правительства Российской Федерации для финансирования инвестиционных и

конверсионных программ, а также бюджетных средств, выделенных АККОРом в 1992

году для обеспечения гарантий при льготном кредитовании крестьянских

(фермерских) хозяйств.

Из пассивного остатка балансового счета N 40806 "Юридические и физические

лица - нерезиденты - счета типа "С" (конверсионные)" следует исключать

пассивные остатки отдельных лицевых счетов этого счета по учету средств

банков - нерезидентов в уполномоченных.

Из пассивного остатка балансового счета нр 47409 "Обязательства по

аккредитивам по иностранным операциям", открытого в кредитной организации -

эмитенте (посреднике), следует исключать пассивные остатки отдельных лицевых

счетов указанного счета по учету импортных покрытых (депонированных)

аккредитивов в размере суммы аккредитива (покрытия), перечисленного кредитной

организацией - эмитентом (посредником) в распоряжение иностранного банка

(кредитной организации - посредника) в пределах остатков отдельных лицевых

счетов балансового счета нр 47410 "Требования по аккредитивам по иностранным

операциям”.

Из пассивного остатка балансового счета N 52006 "Выпущенные облигации со

сроком погашения свыше 3 лет" следует исключать пассивные остатки отдельных

лицевых счетов этого счета, на которых учитываются выпущенные кредитной

организацией облигации со сроком погашения свыше 5 лет и не содержащие в

условиях выпуска обязательства кредитной организации - эмитента по выкупу

своих облигаций ранее чем через 5 лет.

Из пассивных остатков балансовых счетов N 41107, 41207, 41307, 41407, 41507,

41607, 41707, 41807, 41907, 42007, 42107, 42207, 42507, 42807, 42907, 43007,

43107, 43207, 43307, 43407, 43507, 43607, 43707, 43807, 43907, 44007

исключаются пассивные остатки отдельных лицевых счетов, на которых

учитываются привлеченные кредитной организацией субординированные кредиты

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.