|
|
|
|
Диплом: Строительный комплекс в новых экономических условиях
Крупными инвесторами в жилищное строительство является АО "Ангарское
управление строительства", "Иркутскжилстрой", "Радужный", "Таласс",
"Иркутскпромстрой". На сокращение темпов ввода жилья повлияло тяжелое
финансовое положение ТОО "Иркутскгражданстрой", сдавшего в прошлом году
только 23.7 тысячи кв.метров жилья, в десять раз меньше, чем вводили
домостроители в лучшие свои годы.
Что же мешает домостроителям ускорить преобразовательный процесс? Ответ
прост: они сами. Необходимо прежде всего, выбросить из головы управленцев
иллюзии о возврате к прежним "бесплатным" деньгам и объемам строительства с
помощью устаревших мощностей производственной базы.
Закрепились и выживают на рынке подрядных работ структуры с современной
базовой основой, профессиональными кадрами и новым экономическим мышлением
руководящего персонала. С этих позиций неплохо смотрится АО
"Иркутскпромстрой". Промстроевцы превзошли даже коммерческие структуры,
выиграв в острой борьбе тендер на строительство хирургического корпуса
областного онкодиспансера на 150 коек.
Руководители же "Иркутскгражданстроя" слишком долго тешили себя надеждой,
что государство спохватиться и вернет себе функции единого заказчика и все
пойдет по плану. Это привело к тому, что их теснят на обочину уже такие
молодые коммерческие структуры, как "Радужный", "Таласс"...
Сегодня на рынке подрядных работ наметилась тенденция преклонения ведущих
заказчиков перед иностранными подрядчиками, которые сегодня работают на
стройках Иркутска, Братска, Усть-Илимска, Ангарска. Это объясняется тем, что
заказчик отдает предпочтение тому, кто в состоянии обеспечить нужные ему
сроки и качество работ. Пусть даже с некоторой переплатой, но это при
сегодняшней инфляции окупается с лихвой.
Наши подрядчики с их выработанной годами "инерцией покоя" к такой работе не
привыкли, они уступают инофирмам и в темпах, и главное, в качестве. Те же,
кто может соперничать на равных, заказами не обделены. Пример тому -
"Агродорспецстрой". Все дело в организации. Во главе инофирм стоят очень
толковые, грамотные бизнесмены, у нас же - зачастую не знающие рыночной
экономики люди.
Резкий спад бюджетных инвестиций явился одной из основных причин сокращения
темпов ввода жилья. В этой связи нужно сказать о роли банков, инвесторов,
фондов. В условиях инфляции коммерческим структурам выгоднее вкладывать
деньги в сферу обращения, чем в инвестиции - и риска меньше, и отдача
быстрее. Ипотечные кредиты не оказывают значительного влияния на
платежеспособный спрос, выделение жилищных субсидий, предусмотренных
правительством, практически не производится, в бюджетах городов и районов
средств на это тоже нет.
В связи с тем, что личные сбережения, имеющиеся у граждан, в настоящий
момент не позволяют им приобрести квартиру, развитие системы жилищных
сертификатов является решающим фактором. Поэтому и получили развитие
инвестиционные жилищные фонды.
Для привлечения средств населения создан Восточно-Сибирский фонд жилищного
строительства, на базе которого образованы филиалы в Братске, Саянске, Усть-
Илимске. В прошлом году в Иркутске сформирован и распространяется
муниципальный заем на 10 млрд.рублей, предусматривающий инвестирование
жилья. Начать распространение жилищных облигаций АО "Иркутскиндстрой" на
сумму 45 млрд.рублей и т.д..
Однако сокращение бюджетных средств не покрывается ростом ассигнований за
счет новых источников в условиях инфляции и неплатежей. К тому же люди боятся
вкладывать деньги в коммерческие структуры, так как зачастую условия
договора не выполняются. Поэтому в данной ситуации до 30% жилья должны
строить государственные и акционерные предприятия как это делают
железнодорожники: они строят и продают квартиры в зависимости от стажа работы
- есть бесплатная часть и платная, в рассрочку. Если предприятия и
организации перестанут заботиться о воспроизводстве рабочей силы, то долго не
протянут.
Что касается бюджета, то бюджетные средства в разумных пределах будут
восстановлены. Зарубежный опыт показывает, что
примерно 20% населения неспособно откладывать на жилье и когда-нибудь его
купить. Люди, требующие бюджетной поддержки, были и останутся всегда.
В промышленном строительстве особых всплесков не предвидится. Будут
продолжены работы по достройке объектов энергетики, федеральной дороги
Красноярск-Иркутск с обходом областного центра, обустройство газового
месторождения в Жигаловском и Савинского магнезитивого месторождения в
Черемховском районе.
Несмотря на все трудности строители трудятся и строят планы на будущее.
$3 Хозяйствующие субъекты формирующие, строительный комплекс.
Понятие "предприятие" означает " предпринимать что-либо, вести дело". В самом
общем виде можно выделить внутреннюю и внешнюю деятельность предприятия, его
микро- и макромир. Микромир предприятия создан его основными экономическими
агентами (участниками). Макромир предприятия представлен отношениями с
поставщиками, потребителями, конкурентами, инвесторами, государственными
органами, общественными организациями. Предприятие невозможно рассматривать
изолированно, вне окружающей внешней среды.
При рассмотрении предприятия как сложного организационно-экономического
образования можно использовать множество критериев, что неизбежно приводит к
многообразию классификаций.
Одна из них: по отраслям народного хозяйства; по формам собственности; по
организационно-правовым формам предприятия; по видам деятельности
(производственная, страховая, биржевая, информационное обслуживание и т.д.).
В условиях рыночной экономики определяющее значение для оценки деятельности
предприятий приобретает форма связей между ними.
Как было отмечено выше, предприятие функционируют во взаимодействии,
устанавливая хозяйственные связи, последние могут быть самого различного
рода. Для систематизации хозяйственных связей предприятий в регионе может
быть использована классификация, представленная на рис.1.1
Хозяйственные связи предприятий в регионе
Рис.1.1
По пространственной сфере деятельности
- местные
- региональные
- межрегиональные
- межреспубликанские
- межгосударственные
По характеру взаимоотношений:
- прямые
- опосредованные
По юридическому оформлению:
- договорные
- бездоговорные
По характеру отношений:
- стабильные
- разовые
По длительности отношений:
- длительные
- краткосрочные
По целевым функциям:
- одноцелевые
- многоцелевые
По зависимости от регулирования со стороны региональных
органов государственного управления:
- зависимые
- независимые
Необходимо отметить преобладающие типы хозяйственных связей:
1. Договорный характер деятельности взаимодействующих предприятий.
Хозяйственные связи осуществляются на основе договоров о сотрудничестве,
заключаемых заинтересованными сторонами.
2. Длительность и устойчивость связей. Носящие разовый характер гражданско-
правовые отношения связей не образуют основу производственной деятельности.
Однако, в зависимости от отрасли народного хозяйства и других специфических
условий хозяйствования, эффективными могут быть и кратковременные
договорные связи.
3. Единое экономическое пространство деятельности, которое не ограничивается
территорией только данного региона и может распространяться за его пределы,
вплоть до пересечения национальных границ и выхода на мировой рынок.
4. Определенность конкретной цели. Четко определенная конкретная цель
взаимодействия должна фиксироваться в договоре.
5. Восприимчивость большинства хозяйственных связей к регулирующему
воздействию со стороны региональных регионов государственного управления.
Если рассматривать предприятия в экономике региона с позиций теории
построения больших организационных систем, то цели предприятия как системы
более низкого уровня должны подчиняться требованиям развития региона как
системы более высокого уровня, а само предприятие наряду с самоуправлением
может подвергаться внешнему воздействию. При этом обе системы претерпевают
соответствующие изменения. Исходя из этого принципа и имея в виду основную
функцию предприятия - удовлетворение определенных общественных потребностей,
- любое конкретное взаимоотношение предприятий в регионе можно представить
как систему элементов, включающую:
- предприятие - производителя продукции, работы, услуги (как
производственного, так и непроизводственного характера);
- предприятие - потребителя продукции, работы, услуги;
- хозяйственную связь, обусловленную экономическими интересами предприятия-
потребителя и предприятия-производителя;
- элементы внутренней и внешней среды региона, осуществляющие внешнее
воздействие на предприятие;
- регион в целом как организационно-экономическое единство (рис.1.2).
Система связей в регионе
Рис.1.2
ЭР
ПП ХС ПТ
ВВ
ПП - предприятия-производители
ПТ - предприятия-потребители
ХС - хозяйственная связь
ВВ - внешнее воздействие
ЭР - состояние экономики региона
С одной стороны данное АО выступает, как предприятие-производитель. Его
продукцией является жилье, объекты соцкульбыта и промышленности.
С другой стороны АО является предприятием-потребителем. Оно потребляет
различные виды ресурсов (таблица 1.6).
Таблица 1.6
Ресурсы, потребляемые АО "Востоктяжстрой"
Вид ресурса | Предприятия-поставщики | 1 | 2 | 1. Металлопрокат | "Иркутскметаллоптторг"; Челябинский, Магнитогорский, Железногорский металлургические комбинаты; АО "ландшафт" | 2. Трубы и металлопродукция | Таганрогский и Самарский трубенные заводы, Выксунский завод металлоизделий | 3. Лесоматериалы | Усольский и Шелеховский деревообрабатывающие заводы, Иркутское лесопромышленное хозяйство | 4. Кровельные материалы | Завод "Полимер", г.Колпино; АО "Черемховкровля" | 5. Стекло | Улан-Уденский и Тулунский стекольные заводы | 1 | 2 | 6. Кирпич и облицовочные материалы | Иркутский кирпичный, Ангарский керамический, Черемховский огнеупорный заводы | 7. Теплоизоляция | Мальтинский завод стройматериалов, Бобруйский шинорезинный завод | 8. Вяжущие материалы | Ангарский цементно-горный комбинат | 9. Сантехнические изделия | Ангарский керамический завод; завод "Универсал", г.Новокузнецк | 10. Оборудование | Челябинский тракторный завод, АО "Астро", АО "Байкал-Лада", Ижевский механический завод | 11. Обои | Братский обойный комбинат | 12. Сборный железобетон | Усольский ЖБИ, Шелеховский ЖБИ-1 |
Посредническими организациями, формирующими строительный комплекс, выступают
субподрядные организации, которые производят специальные работы:
сантехнические, электромонтажные, подземные коммуникации, благоустройство.
А основными потребителями продукции АО являются: АО "Химпром", ОКС Мэрии г.
Усолье-Сибирского, "Иркутск-энерго" - ТЭЦ-11, областное сельхозуправление.
В настоящее время произошел окончательный демонтаж централизованной системы
управления строительством в России и на территории области. Фактически
ликвидированы мощные территориальные строительные объединения такие как ГПО
"Братскгэсстрой", ТСО "ВостСибстрой", ПО "ИркутскСтройматериалы" и др.
Структурные подразделения этих объединений, преобразовавшись в АО, не
передали руководству созданных на их базе объединений никаких функций,
связанных с оперативным управлением, регулированием производственно-
хозяйственной деятельности, контролем за сооружением важнейших объектов.
АО "Востоктяжстрой" (бывший трест) являлся структурным подразделением ТСО
"ВостСибстрой". Процесс децентрализации строительного производства в АО
привел к рассредоточению основных фондов и численности. Последнее сказалось
на потере функций оперативного управления, невозможности своевременного
получения информации о состоянии дел. Данное предприятие впервые за
несколько десятков лет оказалось без загрузки.
Инфляция и общий спад производства значительно уменьшили объемы инвестиций из
централизованных источников и фондов развития производства.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что цели которые пытались достичь
путем изменения формы собственности оказались не достижимыми.
$4 Государственное регулирование в функционировании строительного комплекса.
Государственное регулирование строительным комплексом на Федеральном уровне
осуществляет Министерство строительства (Минстрой) России.
Минстрой - это высший орган власти в строительной отрасли. Он осуществляет
ряд организационных, экономических и научно-технических мероприятий для
стабилизации положения дел в отрасли, сохранения ее производственного
потенциала и кадров.
Важнейшее значение для продвижения жилищной реформы имели Всероссийское
совещание строителей "О новом этапе реализации Государственной целевой
программы "Жилище", состоявшееся в марте 1996 года в Кремле с участием
Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, и принятый президентом пакет
указов по вопросам жилищного строительства, постановление Правительства "О
Федеральной целевой программе "Свой дом". Всего за прошедший год было
принято 28 законодательных , иных правовых и нормативных актов, необходимых
для развития жилищной реформы на новом этапе, подготовленных с участием
нашего министерства.
Положительный результат дали усилия Минстроя России и субъектов Федерации по
привлечению внебюджетных источников финансирования строительства Средства
предприятий, населения, субсидии, банковские кредиты, жилищные сертификаты,
региональные внебюджетные фонды, иностранные инвестиции составили в прошлом
году более 80% общего объема инвестиций. Эти источники используются сегодня
во всех регионах. На финансовую поддержку жилищной реформы направлен кредит
Всемирного банка в размере 400 млн. долларов США.
В 1996 году Минстроем в соответствии с программой "Свой дом" был проведен
конкурс по отбору наиболее эффективных проектов малоэтажного жилищного
строительства - рассмотрено 112 проектов. По его итогам готовится к изданию
альбом лучших проектов. В соответствии с постановлением правительства
подготовлены документы об учреждении Агентства по ипотечному кредитованию.
Разработан и направлен в Минфин России проект инструкции о примерном порядке
предоставления долгосрочных кредитов для приобретения жилья физическим лицам.
Продолжалась перестройка производственной базы жилищного строительства
направленная на внедрение современных технологий, организацию выпуска
высококачественной конкурентоспособной продукции. За год введено в действие
более 40 цехов и технологических линий по выпуску эффективных материалов.
Реализуется программа "Энергосбережение в строительстве". С 1 июля 1996 года
были повышены требования к уровню теплозащиты ограждающих конструкций при
строительстве, реконструкции, модернизации и капитальном ремонте зданий.
Минстроем изданы альбомы технических решений по увеличению теплозащиты
проектируемых и вновь строящихся зданий в соответствии с установленными
нормами.
Получает развитие конкуренция при предоставлении гражданам жилищно-
коммунальных услуг. Разработано Минстроем примерное положение о порядке
конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и
муниципальных жилищных фондов. В 58 регионах начали действовать жилищные
инспекции.
Вместе с тем кризисная ситуация с бюджетным финансированием жилищного
строительства не позволила в прошлом году достигнуть намеченного уровня
ввода жилья. Из федерального бюджета на эти цели фактически было выделено
только 16 процентов предусмотренных средств.
Минстрой и Госкомстат утвердили и направили субъектам Федерации "Временный
порядок учета законченных строительством жилых домов", который поможет
обеспечить полноту учета и достоверность показателей по вводу жилья.
В целях улучшения финансового состояния строительных организаций Минфин,
Минстрой, Госналогслужба России разработали механизм взаимозачетов
задолженности строителям за выполненные работы по объектам, сооружаемым за
счет Федерального бюджета, и задолженности строителей по налоговым платежам.
Такие взаимозачеты в прошлом году прошли на сумму около 2 трлн.рублей.
По заказу Минстроя был выполнен значительный объем научно-исследовательских
и проектных работ. Особое внимание уделялось созданию Российской системы
нормативных документов в строительстве. Получила развитие работа по
сертификации продукции. Завершена работа над 4-х томным изданием Российской
архитектурно-строительной энциклопедии.
Осуществлялось научно-техническое и экономическое сотрудничество Минстроя
России с 38 зарубежными странами. Сегодня в стране уже действует около 950
совместных предприятий строительного профиля. Регулярно проводились
заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной
деятельности стран СНГ.
Улучшилось информационное обеспечение строительного комплекса. При участии
Минстроя в 1996 году было организовано и проведено 27 международных выставок-
ярмарок.
В ноябре в министерстве состоялось совещание с участием Ассоциации
строительных вузов, ректоров 25 академий, университетов и институтов,
деканов более 100 факультетов, директоров 97 техникумом и колледжей,
выпускающих специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для
строительного комплекса России.
Основные задачи и приоритетные направления работы строительного комплекса на
этот год намечены в проекте Программы действий Минстроя России на 1997 год.
Это Программа направлена на повышения эффективности капитального
строительства и жилищно-коммунального хозяйства в условиях дальнейшего
развития и углубления экономической реформы.
Приоритеты:
1) эффективнее бороться с неплатежами, обеспечить своевременную выплату
зарплаты и расчеты по налогам;
2) всемерно повышать инвестиционную активность за счет привлечения
внебюджетных источников, направлять финансовые ресурсы первую очередь в
реальные быстроокупаемые проекты;
3) полнее использовать все имеющиеся резервы и возможности по реализации
нового этапа программы "Жилище" и программы "Свой дом", максимально увеличить
ввод жилья;
4) принять дополнительные меры по повышению эффективности капитального
строительства.
И еще один приоритет: всемерно поднимать престиж профессии строителя.
Регулирование строительным комплексом на региональном уровне осуществляет
комитет по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству при
администрации Иркутской области.
Данный комитет занимается организационными, экономическими, научно-
техническими мероприятиями на региональном уровне, а так же распределением
бюджетных инвестиций, выделенных минстроем России из бюджета. Комитет свою
очередь денежные средства выделяет строительным организациям для
строительства объектов соцкульбыта, жилья для ветеранов ВОВ, афганцев,
малоимущих и т.д. А остальные объекты акционерные общества возводят за счет
собственной прибыли.
Необходимо отметить, что финансирование федеральных программ по
строительству социальных объектов области в течении 1996 года не
производилось и только в IY квартале при содействии и участии комитета были
произведены взаимозачеты с Минфином РФ на полный объем инвестиций в сумме
187.4 млрд.рублей.
Комитет по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
администрации Иркутской области совместно с Иркутской государственной
экономической академией разработал проект основных направлений нового этапа
реализации областной программы "Жилище", представленный на областном
совещании строителей, прошедшем 30 апреля 1996 года в Иркутске. Цель этой
программы - это обеспечение каждому гражданину права приобретать в
собственность или получать в пользование благоустроенное жилье - квартиру
или дом.
На базе Иркутского филиала ЦМИПКС комитетом были организованы курсы по
повышению квалификации ведущих ИТР строительных организаций. Начата работа
по страхованию строительно-монтажных рисков, привлечены две страховые
компании.
Главным управлением архитектуры и градостроительства проведено
лицензирование 24 городских и районных архитекторов, разработан и утвержден
"Порядок приемки в эксплуатацию индивидуальных жилых домов". Разрабатывается
программа по созданию и ведению единого комплексного геофонда изысканий для
строительства. Выполнялся контроль и оказывалось содействие при реализации
программы "Сейсмобезопасность Иркутской области" институтом земной коры СО
РАН в соответствии с утвержденной сметой на 1996 год.
Осуществляется выполнение "Программы проектных работ по повышению теплозащиты
ограждающих конструкций", разработан проект одноквартирного жилого дома из
современных эффективных экологически чистых материалов с автономным
инженерным обеспечением, подготовлен ряд проектов малоэтажной застройки.
Органами госархстройнадзора на объектах строительства за год проведено 4412
проверок, из них на объектах жилья и соцкультбыта 3401. Выдано 1841
предписание, приостановилось строительство 283 объектах. В течение года
выявлено 19 жилых домов общей площадью 35.5 тыс.кв.м, сдача которых проведена
с нарушением правил приемки (заселение до сдачи в эксплуатацию). В результате
принятых мер по актам госкомиссии сданы 7 тыс.кв.м, по оставшимся домам
застройщикам предложено дать сведения в органы статистики в соответствии с
"Временным порядком учета законченного строительством жилья в РФ".
За выявленные нарушения организационно-правового порядка к виновным применены
штрафные санкции на сумму 1.64 млрд.рублей, переданных в консолидируемый
бюджет области. Количество нарушений, большое число выданных предписаний и
наложенных штрафов показывает, что качество СМР и соблюдение организационно
правового порядка строительства не улучшилось.
Управлением государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования
рассмотрено 287 документов на общую заявленную стоимость 943.9 млн.рублей в
ценах 1991г. и рекомендовано к утверждению 138 стоимостью 518 млн.рублей.
Уменьшена заявленная стоимость на 145.2 млн.рублей.
Управлением разработаны "Временные рекомендации по подготовке ПСД на
капитальный ремонт зданий и сооружений в Иркутской области ежемесячно
выпускается "Информационный бюллетень на промышленные и
строительныематериалы". Управление осуществляет работу по оценке основных
фондов предприятий и объектов, принадлежащих физическим лицам. Для этих целей
разработан и утвержден администрацией области "Сборник укрупненных
показателей для оценки строений, принадлежащих физическим лицам". Внедрение
методики подсчета стоимости зданий и сооружений находящихся в собственности
физических лиц, позволил увеличить наполняемость доходной части бюджета
городов и районов.
По инициативе комитета организовано издание журнала "Стройинфо" (вышло 2
номера). В 1996 году был учрежден Союз строителей Иркутской области, первый
съезд которого состоялся в феврале 1997 года.
Одной из основных задач комитета является обеспечение жизнедеятельности
жилищно-коммунального хозяйства области, особенно в зимний период.
Подготовлено постановление о работе в осенне-зимний период 1996-1997гг., по
которому из областного бюджета на эти цели выделено 61.5 млрд.рублей.
Действует система защиты муниципалитетами мероприятий по подготовке к зиме,
потребности в материальных и финансовых ресурсах. В целом отопительный сезон
проходит без чрезвычайных ситуаций. Сбои в работе, в основном, наблюдается у
ведомственных теплоисточников: Лесогорский ЛЗК (г.Чуна), котельная
АО"Тяжмаш" (г.Иркутск), КЭЧ г.Иркутска, Слюдфабрика в г.Нижнеудинске. Для
вывода их из кризисного состояния направлялись работники областных
коммунальных служб, по ходатайству комитета из фонда непредвиденных расходов
выделены дополнительные финансовые и материальные ресурсы (19.0 млрд.рублей
в 1996г.).
Продолжается развитие материальной базы ИОГП ЖКХ, набирает мощности
ремонтно-механический завод. В истекшем году РМЗ выпустил готовой продукции
на сумму 8,81 млрд.рублей, для коммунальных предприятий капитально
отремонтировано 7 единиц спецавтотранспорта, 65 автомобильных двигателей,
изготовлено 114 котлов КВД и НРС мощностью от 0.5 до 1 Гкал/час, 1370
задвижек 80-100 и др. Завод приступил к изготовлению котлов малой мощности
"Иркут" новой модификации.
За счет средств областного бюджета коммунальным предприятиям муниципалитетов
направлено 2863 тн труб разных диаметров, 1127 тн металлопроката, 4400
радиаторов, 119 котлов, 1847 задвижек, 162 насоса, 74 тн электродов, 172
электродвигателя, 51 тысячи листов шифера. За счет этих средств сформирован
аварийно-технический запас на 5.2 млрд.рублей. Отремонтировано и
восстановлено 66 артезианских скважин в 10 городах и районах области. Это
позволило подготовить к отопительному сезону 1996-1997гг. 851 котельную, 29.3
тысячи жилых домов общей площадью 23052 тысячи кв.м, переложить 69 км ветхих
тепловых и 39 км водопроводных сетей.
При формировании запасов угля и мазута, особый контроль установлен за
поставками топлива для северных районов области, которые затянулись до
октября-ноября 1996г. 10 районов постоянно работают с "колес" или имеют
запасы угля, мазута и щепы на 2-3 дня.
В настоящее время в муниципальной собственности сосредоточено 68%
общественного жилого фонда, 70% водопроводных и 82% канализационных сетей,
40% теплоисточников, за два года дополнительно принято 600 котельных. В
системе "Облкоммунэнерго" функционирует 14 энергопредприятий, которые
эксплуатируют 9.3 тыс.км распределительных электросетей, 2360
трансформаторных подстанций мощностью 1.16 млн.кВа, три длительных
электростанций на 5450 кВт. Энергетическое хозяйство подготовлено к работе
в зимний период.
За 1996г. приватизировано квартир общей площадью 1110,6 тыс.кв.м (66% к
1995г.). Всего с начала приватизации владельцами своих квартир площадью
1326.2 тыс.кв.м стали 258734 семей, что составляет 44% от жилого фонда
подлежащего приватизации (30.1 млн.кв.м). В областном центре объем
приватизации составил 66%. В ноябре 1996г. комитет принял активное участие в
проведении семинара "Реформа жилищно-коммунального хозяйства, создание службы
заказчика, конкурсы подрядчиков в коммунальном хозяйстве". Проводится
определенная работа по переводу жилищно коммунального хозяйства на
самоокупаемость. В 1996 году доля затрат владельцев в расходах на
эксплуатацию жилого фонда по области составила 40%.
Для стабилизации работы организаций строительного комплекса, повышения
инвестиционной активности в 1997 году комитетом ставятся задачи:
- активизировать на местах работу по исполнению целевой программы "Жилище",
"Свой дом", сократить до норматива незавершенку в жилищном строительстве, в
том числе за счет реализации недостроенного жилья в виде субсидий, кредитов,
оплаты за выполненные работы, безвозмездной передачи застройщику;
- привлечь к инвестированию жилищного и дорожного строительства кредиты
Всемирного банка и Международного банка реконструкции и развития;
- оказания помощи организациям строительного комплекса в улучшении
финансового состояния и расчетов с бюджетами всех уровней;
- продолжить практику размещения инвестиций федерального и областного
бюджетов на конкурсной основе (тендерные торги( среди подрядных организаций
области;
- организация службы заказчика по эксплуатации жилищного фонда и переход на
договорную основу с владельцами жилья;
- проведение работы по сбережению энергоресурсов в коммунальном хозяйстве
области на основе внедрения индивидуальных приборов учета и регулирования в
системах тепловодоснабжения;
- продолжать работу по переводу жилищно-коммунального хозяйства области на
самоокупаемость с увеличением доли владельцев жилого фонда до 60%;
- образовать жилищную инспекцию с целью улучшения использования жилого фонда
и наведению порядка в эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства.
$5 Проблемы строительного комплекса и направления совершенствования его
развития.
Напрашивается вывод: капитальное строительство в России оказалось в положении
заложника существующей финансовой системы. Все большая часть создаваемого
экономикой национального продукта, абсолютная масса которого ежегодно
уменьшается, трансформируется в налоги, используемые бюджетами всех уровней
для поддержания в равновесии самой финансовой системы, эксплуатирующей
больную экономику. Финансы экономики, подрываемые растущими внутренними
займами (ГКО, ОФЗ), работают только в пожарном режиме, обслуживая сиюминутные
нужды бюджета, хозяйствующих субъектов. Для инвестиций, так и не ставших
элементом эффективного бизнеса, денег нет.
Как уже отмечалось, существует ряд проблем, которые ограничивают возможности
нормального функционирования предприятий в этой области. Среди них:
- кризис неплатежей;
- устаревшая сметно-нормативная база;
- задолженность федерального бюджета перед рабочими - строителями;
- инфляция;
- частое изменение индексов цен на некоторые виды строительной продукции;
- отсутствие инвестиций;
- налогообложение.
Этот список можно продолжать и продолжать.
А в результате мы видим, что строительные организации зачастую не выполняют
своих обязательств, а именно превышают сроки выполнения работ (особенно в
части возведения жилых объектов), качество работ далеко не соответствует
желаемому и т.д.
В сложившейся экономической ситуации практикуется строительство жилья и
других объектов на основе предоплаты и договорных отношений. Как правило,
средств которые поступают в качестве предоплаты, хватает только на то, чтобы
начать работы, после чего объект длительное время находится в незавершенном
состоянии и сложно проследить куда же на самом деле были направлены эти
средства. Следовательно, заказчики остаются недовольны. То есть получается,
что строительные организации находятся в жесткой зависимости от выше
перечисленных причин и соответственно все эти проблемы ложатся на плечи
заказчиков.
Ситуация в инвестиционно-строительной сфере может быть и должна быть изменена
к лучшему. Для этого необходимо преодолеть финансовый кризис, причем
экономическими методами, а не форсировать мнимую финансовую стабилизацию
ценой удушения экономики. Нужна национальная комплексная программа вывода
экономики из кризиса, обеспечивающая активизацию отечественного
производства. Достойное место в ней должно быть отведено и капитальному
строительству, являющемуся основой развития экономики.
На кризис неплатежей влияют многие факторы: инфляция, рост или снижения
уровня производства, налоговое законодательство, периодичность выплат из
бюджета и другие.
Налоговое законодательство России не способствует развитию производительных
сил в стране. Налоги настолько значительны, что они тормозят всякое новое
дело. И мне кажется, что выход из тупика - в дифференцированном подходе к
налогообложению. В частности для строительных организаций - это прибыль
используемая на обновление основных фондов не должна облагаться налогом.
При расчетах между предприятиями и организациями главным и конечным должником
является федеральный бюджет. Федеральный бюджет, в свою очередь, из-за
кризиса неплатежей недополучает часть средств, которые могли бы погасить
задолженность бюджета перед хозяйствующими субъектами.
К проблеме решения кризиса неплатежей можно подойти двумя путями. Первый -
ждать, когда страна станет выходить из кризиса, начнется подъем
производства, снизится инфляция, тогда проблема неплатежей разрешиться сама
собой. Второй - снижать взаимную задолженность между предприятиями, что
приведет к подъему производства, снижению инфляции и, как результат,
постепенному выходу из экономического кризиса. На региональном уровне,
думается, наиболее разумно пойти по второму пути.
Избавлятся от неплатежей можно различными взаимосвязанными мерами:
- взысканием задолженности через арбитражный суд;
- переложением своих долгов перед бюджетами различных уровней на своих
должников;
- проведением взаимозачетов по длинным цепочкам;
- страхованием и перестрахованием контрактов;
- применением для расчетов между предприятиями вексельной системы;
- осознанием акционерами своих прав, поиском и заключением контрактов с
руководителями, способными вывести предприятие из экономического кризиса;
- привлечением инвестиций на фоне стабилизирующихся темпов инфляции.
Снижение уровня неплатежей на региональном уровне, рассмотренное в разрезе
страны, как совокупности регионов, должно привести к решению проблемы
неплатежей на федеральном уровне. Выход из кризиса неплатежей положительно
повлияет на снижение темпов падения производства, инфляционные процессы и в
конечном итоге даст толчок для выхода государства из экономического кризиса.
Таблица 1.7
Предложения и их экономический эффект
Предложение | Эффект для предприятия | Эффект для региона | Эффект для страны | 1 | 2 | 3 | 4 | Улучшение климата налоговой и амортизационной политики. Предоставление строительному комплексу косвенных льгот в части снижения сроков списания стоимости ОФ | 1.Увеличение оборотных средств 2.Возможность дополнительных инвестиций. | 1. Совершенствование и развитие рынка строительного комплекса. 2. Дополнительные инвестиции в промышленность за счет собственных средств предприятий. | 1. Совершенствование и развитие рынка строительного комплекса. 2. Дополнительные инвестиции в промышленность за счет собственных средств предприятий. | Создание ассоциаций, объединяющих подрядчи ков строительства и заказщиков. | 1. Защита интересов компаний и продвижение на строительном рынке выпускае мой ими продукции. 2. Получение услуг по вопросам строительного законодательства подготовки кадров, налогообла- жения, страхования и др. | 1. Совершенствование и развитие рынка строительного комплекса. | 1. Совершенствование и развитие рынка строительного комплекса. | Применения для строительства местного сырья. | 1. Снижение себестоимости конечного продукта. | 1. Снижение загруженности транспортных магистралей. 2. Развитие отраслей в региональной экономике. | 1. Снижение загруженности транспортных магистралей 2.Увеличение спроса и развитие других отраслей народного хозяйства страны. | 1 | 2 | 3 | 4 | Применение “суперлегких” ограждающих конструкций из алюминия, стальных и волокнисто цементных плит. Снижения массы возводимых зданий и сооружений базирующихся на использовании местного сырья. | 1. Снижение веса ограждающих конструкций в 20-30 раз увеличивает экономию топлива на транспорте изделий в 10-15 раз. 2. Снижение сроков возведения конструкций, простота и удобство в монтаже. | 1. Снижение загруженности транспортных магистралей. 2. Увеличение спроса и развитие других отраслей региональной экономики, в част- ности, цветной ме таллургии. | 1. Снижение загруженности транспортных магистралей. 2. Применение "суперлегких" конструкций дает импульс разработке и применению высокоэффективных теплоизоляционных материалов. 3. Увеличение спроса и развитие других отраслей народного хозяйства страны. |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО ВОСТОКТЯЖСТРОЙ"
$1. Состояния рынка строительных материалов
В период предшествовавший началу рыночных реформ (1990г.), промышленность
строительных материалов, главным образом формирующая рынок строительных
материалов, бывшего СССР представляла собой довольно мощный многоотраслевой
комплекс, объединявший 23 подотрасли, различные по технологии, с широкой
номенклатурой (свыше 400 наименований) выпускаемых материалов и изделий для
строительства, а также для отраслей народного хозяйства, разнообразной
промышленной продукции (асбест, графит, тальк, слюда, специальное и
техническое стекло, стеклотара и другие). В составе отрасли насчитывалось
более 4.5 тысячи самостоятельных предприятий численностью более 2
млн.человек, объем производства в ценах 1990 года составил свыше 30
млрд.рублей, основные фонды - около 35 млрд.рублей. Отрасль базировалась на
довольно развитой системе специализации и кооперации по поставкам сырья и
комплектующих изделий, имелись специализированные ремонтные и геологические
службы, комплекс необходимых научно-исследовательских и наладочных
организаций.
В целом созданные в границах России мощности по производству традиционных
строительных материалов и изделий (цемент, шифер, мягкая кровля, сборный
железобетон, нерудные материалы, стекло, лесопродукция и ряд других)
позволяли при их нормальной загрузке в основном удовлетворять потребности
капитального строительства.
Следует при этом подчеркнуть, что при сложившейся на тот период структуре
строительных работ материальные затраты в их стоимости составляли около 60%,
из которых на долю непосредственно промышленности строительных материалов
приходится примерно половина, в то время как доля продукции черной и цветной
металлургии - 9%, металлообработки - 13%, леса - 10%, машиностроения - 7% и
химия - только 4%.
деятельность строительного комплекса на протяжении последних шести лет
осуществляется в условиях крайней ограниченности инвестиционных ресурсов.
В 1995-1996 годах не преодолена тенденция снижения объемов капитальных
вложений в развитие экономики. Неустойчиво работают подрядные организации,
промышленные предприятия по производству строительных материалов, конструкций
и изделий. Платежеспособный спрос на строительную продукцию составил лишь 25-
30% от объема, который строительный комплекс реально способен выполнять.
Капитальные вложения в промышленность строительных материалов в 1996 году по
сравнению с 1991 годом сократились более чем на 80 процентов. В общем объеме
производственного строительства в 1996 году доля промышленности строительных
материалов составила 1.3 процента.
За шесть лет (1991-1996г.г.) за счет строительства новых, расширения и
реконструкции действующих предприятий введены в действие мощности по
производству 410 тыс.тонн цемента, 13.6 млн.штук черепицы, 6.2 млн.кв.метров
керамической плитки, 6.1 млн.куб.метров нерудных материалов, 38.5
млн.кв.метров линолеума, 759 млн.штук строительного кирпича, 0.6 млн.штук
санитарных керамических изделий, 385 тыс.штук ванн, 634.5 тыс.кв.метров
столярных изделий, 1.7 млн.куб.метров сборных железобетонных конструкций и
изделий в том числе 845 тыс.кв.метров общей площади панелей и других
конструкций для крупнопанельного домостроения.
Из-за значительной изношенности, а также в результате свертывания
производственного строительства и объектов социальной сферы не полностью
используются мощности предприятий по производству основных видов строительных
материалов и конструкций. По состоянию на 1 января 1996 года использование
среднегодовой мощности по сборным железобетонным конструкциям и изделиям
составило 35.2 процента (на 1 января 1992 года - 72.8), строительному кирпичу
- 54.9 (79.7), стальным строительным конструкциям - 25.7 (48.2), легким
металлическим конструкциям - 17.2 (43.5), цементу - 47.9 (88.6), материалам
мягким кровельным и изолу - 39.2 (83 процента).
При сокращении объемов подрядных по сравнению с 1990 годом на 60 процентов
производство сборных железобетонных конструкций и изделий снизилось на 73,
мягких кровельных материалов и изола на 61, цемента - на 56, оконного стекла
- на 55, строительного кирпича - на 49 процентов.
Поддержание неиспользованных и устаревших производственных фондов требует
крупных затрат, которые в условиях нехватки финансовых средств предприятиями
не обеспечиваются. Тем не менее многие из них предпочитают их не
ликвидировать не только из-за нехватки средств на капитальные вложения, но и
в надежде на возможность большей их загрузки при улучшении конъюнктуры и
выгодной приватизации.
Имеющийся крупный потенциал промышленности строительных материалов в 1996
году использовался неполно и неэффективно. На работу промышленности оказывало
существенное влияние продолжающееся снижения инвестиционной активности и
спад объемов как производственного так и непроизводственного строительства. В
результате не удалось повлиять на стабилизацию работы предприятий и
приостановить снижения производства многих видов строительных материалов и
изделий.
Отсутствие конкурентных инвестиционных программ и промышленной сферы
вызывает свертывание наиболее значимых производств, приводит к резкому
снижению объемов производства и необходимости перепрофилирования цехов и
заводов на выпуск другой продукции с выводом специализированных мощностей.
Уже частично выведены мощности по производству чугунных труб на Сукремльском
и Думиническом заводах в связи с отсутствием сбыта в России и созданием
мощностей по этой продукции на Украине. То же самое имеет место в связи с
вводом мощностей по производству кранов смесителей в Казахстане.
На Липецком трубном заводе частично, взамен стальных ванн, начат выпуск
стальной эмалированной посуды. Из-за отсутствия сбыта сократилось за 3 года
производство отопительных приборов в 3 раза, ванн - в 2.5 раза, труб в 4
раза, котлов в 5 раз. В керамической промышленности в настоящее время
остановлен Щекинский завод кислотоупорных изделий из-за отсутствия сбыта
керамических канализационных труб. По этой же причине на Волгоградском
керамическом заводе вместо производства канализационных труб начат выпуск
кирпича.
Часть предприятий приспосабливаясь к требованиям рынка, стремясь выжить в
тяжелых экономических условиях, идет по пути совершенствования технологии и
модернизации производства, а по пути повышения цен на строительные материалы
и изделия, снижая при этом существенно объемы выпуска продукции.
Снижение производства строительных материалов усугубилось и в результате
неплатежей. Опережающий рост тарифов на энергоносители, транспортные
перевозки, высокий процент банковского кредита сделали многие предприятия
неплатежеспособными.
Говоря о ситуации в строительном комплексе в целом, нельзя обойти вниманием
промышленность строительных материалов.
Как отмечалось выше, последние годы характеризуются заметным сокращением
производства практически во всех отраслях народного хозяйства региона. Не
стала исключением и промышленность строительных материалов. За последние
годы производство продукции по всей номенклатуре уменьшилось в 1.5 2 раза.
Причем, если в таких стратегически важных для региона отраслях, как
нефтепереработка, электроэнергетика, химическая промышленность, лесной
комплекс, прирост объема промышленного производства в 1996 году по сравнению
с 1995 годом составил от 2 до 26%, то тенденция спада в производстве
строительных материалов (исключение - производство цемента) на протяжении
1996 года сохранилось. Основной причиной резкого снижения выпуска
строительных материалов является значительное сокращение объемов жилищного и
производственного строительства, в недалеком прошлом основных потребителей
продукции.
Необходимо отметить и сложившуюся специализацию действующих производств по
выпуску строительных материалов. В структуре региональной промышленности
строительных материалов преобладающими являются производства сборных
железобетонных и бетонных конструкций и изделий. Ни для кого не секрет, что
данная продукция, хотя и находит в настоящее время наиболее широкое
применение в строительстве, тем не менее, уже давно признана как "морально
устаревшая". В сложившейся ситуации, когда инвестиционных ресурсов не хватает
на обновление действующих основных фондов, говорить о создании новых
производств по выпуску продукции с лучшими потребительскими свойствами не
приходится. Аналогичная ситуация сложилась и в других подотраслях
промышленности строительных материалов.
Другой характерной чертой внутрирегионального производства является
практически полное отсутствие производств по выпуску конкурентоспособных
кровельных и отделочных материалов, теплоизоляционных изделий и многих других
"мелочей" столь необходимых в строительном потреблении. Этот пробел
заполняется импортной продукцией.
В настоящее время большое количество коммерческо-посреднических предприятий
специализируется на поставках в регион импортных материалов фурнитуры.
Причем, импортная продукция, прежде чем попасть на местный рынок, к
конечному потребителю, проходит 2-3 и более посредников. В результате ее
конечная стоимость, по которой приобретает потребитель, увеличивается на
100-200%. Это объясняется тем, что местные коммерческие предприятия по сбыту
строительных материалов пока еще не в состоянии выходить на прямые связи с
западными партнерами. Здесь сказывается и нехватка опыта, и ограниченность в
финансовых средствах, и неразвитость банковской системы и транспортных
коммуникаций и многое другое.
Поэтому импорт характеризуется тем, что движения через более развитые
экономические районы России (Москва, Санкт-Петербург) через образовавшиеся
там крупные торговые центры, отличительной чертой которых являются не только
прямые хозяйственные связи, но и возможные льготы, предоставленные импортные
скидки, а также, в определенной степени, лоббированная поддержка.
Участие других регионов Российской Федерации в Формировании
внутрирегионального предложения заключается в удовлетворении местного рынка
продукцией невыпускаемой предприятиями региона. Из-за тяжелого
экономического состояния многих региональных предприятий строительного
комплекса создание этих производств вряд ли осуществится. Поэтому
межрегиональные связи сохранятся, а в ближайшее время могут даже
расшириться.
В Иркутском регионе не развита асбестоцементная промышленность. Поставки
асбеста, в чистом виде, на нужды производственно-инвестиционной деятельности
в основном осуществляются из Екатеринбургской области. Прогнозируется
частичное снижение спроса на асбест на протяжении 1997 года. Тем не менее,
поставки асбеста из Екатеринбургской и Волгоградской области, где развито
производство этого материала, сохраняются. Нет пока альтернативы применению
асбестоцементным местам, региональный спрос на которые удовлетворяется
Бурятией, Кемеровской и Новосибирской областями, а также Красноярским и
Приморским краями. Прогнозируемое незначительное увеличение спроса на эту
продукцию, в том числе, со стороны индивидуальных застройщиков, не вызовет
значительных изменений в структуре предложения этого вида стройматериалов.
Заглядывая в будущее, можно предложить снижение объемов потребления
асбестоцементных изделий из-за их экологической опасности тем более не стоит
вопрос по созданию этих производств в регионе.
Меньше всего спад производства в области затронул цементную промышленность.
Спрос на ее продукцию достаточно высок и только на половину удовлетворяется
местным производством. Крупные поставки цемента идут из Бурятии и
Красноярского края, при том, что много цемента вывозится из Иркутской области
в Читинскую. Оценка ситуации предполагает резкое увеличение спроса. Здесь
существует крупный потенциал для создания в регионе новых мощностей по
выпуску цемента существующих марок.
Превышение спроса над предложением оконного стекла определяется
дополнительным спросом на него других территорий - Красноярского края, а
также Читинской, Сахалинской и Амурской областями, и при сохранении
существующих объемов выпуска увеличится. Частичное его покрытие происходит
из Владимирской, Саратовской и Амурской областями, где налажен выпуск стекла
более современными методами с лучшими свойствами.
Особо следует остановиться на выпуске линолеума. Пользующийся до последнего
времени спросом местный линолеум сегодня все менее охотно покупается
потребителями других регионов да и местные потребители предпочитают продукцию
более высокого качества из Московской, Свердловской, Владимирской,
Ульяновской области и Санкт-Петербурга. При росте спроса на линолиум со
стороны производственно-инвестиционной деятельности сократилось
внутрирегиональное производство и увеличилось предложение других регионов, в
том числе дальнего зарубежья.
Значительный дефицит на рынке отопительного оборудования обусловлен резким
увеличением внутрирегионального спроса на принципиально новые виды этой
продукции. Причем по мере увеличения спроса, остро становится проблема
нехватки отопительного оборудования. Резкое снижение выпуска радиаторов и
отопительных конвекторов подчеркивает негативность местных производителей
быстро ориентироваться на потребности рынка. Не удается заполнить потребность
этой ниши за счет поставок из других регионов.
Относительной стабильностью характеризуется ситуация на рынке санитарных
керамических изделий. Валовый спрос на эту продукцию удовлетворяется
региональным производством. Развиты широкие межрегиональные связи по сбыту.
Данная продукция отправляется во все регионы Восточной Сибири и Дальнего
Востока, наиболее крупными потребителями продукции остаются Красноярский и
Приморский край. Отмечены значительные темпы роста (25% в год) спроса со
стороны населения.
Аналогичное положение дел сложилось на рынке керамических плиток. Потенциал
местных производителей достаточно высок, и вполне удовлетворяет потребность
как внутрирегионального рынка, так и других регионов. Крупные поставки
керамической глазурированной плитки для внутренней облицовки стен и плитки
керамической для полов осуществляются в Красноярский край, Приморский край,
Алтайский край, Кемеровскую область, Читинскую область, Тюменскую область,
Республику Бурятию и другие. Существует на рынке ниша для продукции с более
высокими потребительскими свойствами и более высокой ценой. Этот пробел
восполняется поставками продукции из Москвы, а также из Белгородской,
Ленинградской и Калужской областей.
Необходимо затронуть вопрос и о ваннах - полностью завозной продукцией в наш
регион. Основным поставщиком продукции является Кемеровская область. Спрос на
ванны в последнее время подвержен стагнации, обусловленной относительно
стабильным спросом со стороны производственно-инвестиционной деятельности.
Поэтому только темпы роста инвестиционной деятельности могут оказать
воздействие на изменение потребления этой продукции.
Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что определяющими факторами
развития регионального рынка строительных материалов являются:
1. Направленность регионального производства на местный рынок;
2. Наметившееся увеличение спроса на протяжении 1997 года по основным группам
стройматериалов в регионе;
3. Развитая инфраструктура сбыта в регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири.
4. Наличие широких хозяйственных связей с крупнейшими потребителями и
поставщиками стройматериалов.
В заключении хотелось бы отметить, что в данное время рынок строительных
материалов насыщен строительными материалами, как отечественного
производства, так и импортного. Следовательно прямо можно сказать о том, что
на рынке строительных материалов предложение превышает спрос. Это связано с
сокращением строительства, что влечет за собой минимальное потребления
строительных материалов.
$2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
акционерного общества закрытого типа Востоктяжстрой”(ЗАО “Востоктяжстрой”)
Анализ хозяйственной деятельности строительной организации в новых условиях
хозяйствования проведен на примере ЗАО “Востоктяжстрой”. Район деятельности
ЗАО “Востоктяжстрой” распространяется на город Усолье-Сибирское, Иркутск села
и деревни Усольского и Заларинского районов.
16 мая 1950 года - приказом министра строительства предприятий тяжелой
индустрии в составе Главдальсреднеазстрой в Восточной Сибири был создан
общестроительный трест “Востоктяжстрой”. Главная задача которую должна была
решить вновь созданная строительная организация, сооружение новых современных
химических производств объединения “Химпром”.
В действительности, же строители шагнули далеко за рамки стоящие перед ними
задачи. За 45 лет своего существования трест и его субподрядные организации
создали совместно с заказчиками солидную базу стройиндустрии, необходимую для
выполнения народно-хозяйственных задач, как в городе, так и на селе.
Обеспечили ввод в эксплуатацию всех производственных мощностей на территории
города и района без привлечения сторонних строительных организаций.
Построили город на 100 тысяч жителей, одних из крупнейших агропромышленных
комплексов в Усольском районе.
За годы своего существования трест пережил множество различных реорганизаций.
В процессе своей деятельности он использовал следующие формы и методы
хозяйствования.
В восьмидесятые годы основным показателем стала товарная строительная
продукция, что способствовало сокращению объемов незавершенного производства.
Основным фондообразующим показателем определена расчетная прибыль.
Позднее коллектив треста стал работать в условиях полного хозрасчета,
обеспечивая самоокупаемость и самофинансирование своих производственных и
хозяйственных затрат.
Работа треста на первой модели хозрасчета как бы закалила коллектив и
подготовила его к переходу с 1 января 1989 года на арендный подряд. Это
заставило трест повсеместно внедрить коллективный подряд, который и стал
основой перехода на аренду.
5 октября 1992 года трест “Востоктяжстрой” акционировался.
Сегодня - это Акционерное общество закрытого типа “Востоктяжстрой”.
Организационная структура управления ЗАО “Востоктяжстрой” приведена в
приложении.
В состав акционерного общества входят следующие подразделения.
Строительно-монтажные управления (СМУ) - 1 - осуществляют строительство
объектов промышленного назначения.
СМУ- 5 - строительство жилья и объектов соцкультбыта.
Передвижная механизированная колонна (ПМК) - 108 - ведет строительство
сельскохозяйственных объектов.
Управление механизированных работ (УМР) - осуществляет обеспечение
строительства малой и большой механизацией. УМР располагает: бульдозерами,
кранами, экскаваторами и др.
Управление производственно-технологической комплектации (УПТК) - осуществляет
обеспечение всеми видами материалов. УПТК представлено: складами, колерным
цехом, цехом металлоконструкций, лесопильным цехом.
Основные заказчики с которыми работает ЗАО “Востоктяжстрой”: АО “Химпром”,
ОКС Мерии г. Усоле-Сибирского, Иркутсэнерго ТЭЦ-11, Областное
сельхозуправление.
Основные субподрядчики: ТОО “Востоксантехмонтаж”, АО
“Востоксибэлектромонтаж”, АО “Иркутскспецстрой”.
Основные поставщики: Усольский ЖБИ-1, Усольский ДОЗ, Шелеховский ДОЗ, Петров-
Забайкальский и Магнитогорский металлургические заводы.
Основным показателем работы строительно-монтажной организации является ввод в
действие мощностей и объектов.
Основными источниками для анализа ввода в действие объектов являются: отчет
по форме №1 - КС “Отчет о строительстве объектов и выполнении подрядных
работ”, акты приемки объектов в эксплуатацию.
На основе отчетных данных проанализировано выполнение плана ввода в
эксплуатацию производственных мощностей и объектов (Таблица 2.2).
Таблица 2.2
Анализ ввода в действие объектов
в ЗАО “Востоктяжстрой” за 5 лет
тыс.руб. в ценах 1991 года
Годы | Наименование объектов | Ед. | Ввод в действие | | | изм. | План | Факт | % | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1991 | Жилищное строительство Соцкультбыт a) Детский сад - с\з Тырецкий b) Женская консультация c) Детский сад - с\з Заря d) Ус.ППО Клуб e) Спорткомплекс Промышленное строительство a) Тельминский спиртзавод b) КНС - коллектор c) АТС Теплотрасса по К.Либкнехта d) Теплотрасса по Комсомольскому проспекту | кв.м мест мест мест мест кв.м тыс.руб. куб.метр тыс.ном тыс.руб. тыс.руб. | 47364 140 200 145 200 540 254 3000 10 101 241 | 42349 - 200 145 200 540 596 254 - - 101 241 | 89.4 - 100 100 100 100 100 - - 100 100 | 1992 | Жилищное строительство Соцкультбыт a) Детский сад-с\з Тырецкий b) Магазин c) Ателье d) КБО Промышленное строительство | кв.метр мест кв.метр кв.метр мест | 59132 140 250 180 35 | 36524 - 250 180 35 2170 | 61.8 - 100 100 100 | | a) АТС b) КНС c) Реконструкция теплотрассы на 1106 м. d) Картофелехранилище на 5000 тонн | тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. | 163 380 921 700 | 163 380 921 700 | 100 100 100 100 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1993 | Жилищное строительство Соцкультбыт a) Детский сад-с\з Тырецкий b) Детский сад-с\з Заря c) Профилакторий ЗАО “ВТС” d) Магазин “Товары для детей” Промышленное строительство a) Гараж СЭС b) Цех расфасовки муки c) Модуль гор.электросети d) Зерносклад в п.Низовцево e) Овощехранилище п/о“Химпром” | кв.метр мест мест мест кв.метр тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тонн тыс.руб. | 38924 140 145 50 200 110 220 135 100 395 | 24272 140 145 50 200 860 110 220 135 100 395 | 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 | 1994 | Жилищное строительство Соцкультбыт a) Буретское ОПХ Школа Промышленное строительство a) ТНС 6140 куб.метр./час b) Производственный корпус ЖБИ c) Гаражи ГОВД d) Склады энергохозяйства | кв.метр ученик тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. | 34676 216 948 249 30 64 | 19636 216 1291 948 249 30 64 | 56.6 100 100 100 100 100 | 1995 | Жилищное строительство Соцкультбыт a) Музыкальная школа Промышленное строительство a) Внеплощадочные инж. сети УПТК b) ТНС-1 - техперевооружение | кв.метр мест км. куб.м/ч. | 32421 150 2,3 5338 | 16928 150 2,3 5338 | 52,2 100 100 100 |
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
|