РУБРИКИ

Диплом: Валютные операции в Российской Федерации

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Валютные операции в Российской Федерации

Диплом: Валютные операции в Российской Федерации

Диплом: Валютные операции в Российской Федерации

Содержание.

Введение.____________________________________________________________________ 3

1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ._________ 5

1.1 Валютная политика СССР.________________________________________________ 5

1.2 Современное валютное законодательство РФ._______________________________ 8

2. Классификация валютных операций в РФ.___________________________________ 20

2.1. Текущие валютные операции.____________________________________________ 20

2.1.1 Экспортно-импортные и бартерные операции._______________________________20

2.1.2 Коммерческие кредиты.___________________________________________________31

2.1.3 Финансовые кредиты______________________________________________________35

2.2 Валютные операции, связанные с движением капитала.______________________ 38

2.2.1 Прямые и портфельные инвестиции.________________________________________38

3. Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе._______________________ 50

3.1 Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый

капитал в условиях политической и экономической нестабильности в

стране._______________________ 50

3.2 «Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним.________________ 57

Заключение.________________________________________________________________ 71

Приложения.______________________________________________________________ 80

Список использованной литературы._________________________________________ 89

Введение.

В 1991 г. Российская Федерация встала на путь политических и экономических

преобразований и столкнулась с естественными трудностями и проблемами.

Нужна была новая, отвечающая современной действительности и курсу реформ,

нормативная база. России предстоял сложный процесс коренной ломки всей

экономической системы и пересмотр роли государства в экономике страны.

Реформирование внешнеэкономической деятельности после распада СССР

происходило в исключительно сложной ситуации. Ее можно охарактеризовать

следующими моментами: не замкнутость таможенной границы, истощение

золотовалютных резервов, резко возросший внешний долг, фактическая

дезорганизация государственной банковской системы. Поэтому изначально

реорганизация системы внешнеэкономической деятельности строилась в

направлении перехода от государственной монополии внешней торговли и

административных методов управления к либерализации внешнеэкономической

деятельности и использованию преимущественно экономических методов

регулирования.

С началом экономических реформ, именно отсутствие должной нормативной базы

предопределило целый ряд просчетов в экономической политике государства.

Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической

деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и

контроля не была сформирована.

Долгое время в стране отсутствовал должный контроль со стороны государства за

проведением экспортно-импортных и бартерных операций. Все это привело к

массовому вывозу из страны сырья и денежных средств.

Пребывание страны в глубоком экономическом кризисе, политическая

нестабильность, несовершенство законодательной базы предопределило также и

недостаточные иностранные инвестиции. Объем прямых и "портфельных" инвестиций

еще больше иссяк после августовского кризиса в 1998 г. Государству в такой

тяжелой экономической ситуации приходится теперь рассчитывать в основном на

внутренние резервы.

Чтобы преодолеть все эти проблемы нужна современная жесткая законодательная

база. Именно вопросу валютной политики страны в области проведения и

регулирования валютных операций посвящена данная дипломная работа. Задачей ее

является попытка выявить те недостатки и просчеты, которые во многом мешают

России выйти из затянувшегося экономического кризиса.

Особое внимание в работе уделено такой важной для экономики России проблеме, как

вывоз капитала, который приобрел в нашей стране массовый характер. За время

экономических реформ из Российской Федерации оказалось вывезено порядка 200

млрд. долларов.1 Именно этих денежных

средств так сейчас не хватает экономике страны. Деньги вывозят как

предприниматели с целью сбережения честно заработанных капиталов в условиях

политической и экономической нестабильности, так и криминальные структуры для

"отмывания", незаконно полученного капитала. Возникает сложный вопрос

взаимодействия государства и покинувшего Россию капитала, а также людей,

вывозящих данные деньги. Во многом от того, как поведет себя в этой ситуации

Правительство России и ЦБ РФ, зависят сроки перехода страны к долгожданному

устойчивому экономическому росту.

И хотя коренные преобразования в области внешнеэкономической деятельности и

валютной политики остались позади, но все равно ощущается необходимость в

доработке и усовершенствовании внешнеэкономического и валютного

законодательства. Особенно остро этот вопрос звучит после августовского

экономического кризиса 1998 года, явственно показавшего все изъяны и

недостатки нормативной базы РФ. Коллапс банковской сферы, резкое падение

импортных операций, продолжающийся вывоз денежных средств из страны – все это

заставляет Правительство страны и ЦБ России искать пути выхода из

сложившегося кризиса. Страна нуждается в усилении всего экономического

законодательства в целом и валютного законодательства в частности.

Поэтому попытка выявить недостатки современной валютной законодательной базы

страны и возможные пути решения накопившихся проблем и явились главной целью

данной дипломной работы.

1. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

1.1 Валютная политика СССР.

Государственная валютная монополия

была главным принципом валютной политики СССР. Это означает, что государство

является единственным законным владельцем иностранной валюты, которая

концентрируется в одних руках и распределяется из центра с помощью валютного

плана, имеет исключительное право на совершение операций с валютными

ценностями, на управление принадлежащими ему золото-валютными резервами.

Абсолютно все должны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической

деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР). Все важнейшие решения принимались

Советом Министров СССР, и отдельные министерства и ведомости имели ограниченную

свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам.

Валютная монополия традиционно рассматривалась в качестве составной части

монополии государства на внешнеэкономические связи. Валютная монополия

государства (как и монополия внешней торговли) была одной из наиболее

популярных догм, так как с ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних

связей страны, экономика защищалась от неблагоприятных воздействий извне,

обеспечивалось рациональное распределение иностранной валюты, планирование и

регулирование состояния платежного баланса.

Валютная политика СССР, основанная на государственной валютной монополии,

сводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и привлеченных

иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к

переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению

официальными золото-валютными резервами и надзору за жестко ограниченными

валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не

могло быть).

За время своего существования, валютная политика СССР претерпела ряд

изменений и имела следующую периодизацию:

1917 – 1921 гг. – период валютного администрирования («валютный военный

коммунизм»);

1922 – 1926 гг. – период валютного регулирования;

1927 – 1985 гг. – административная валютная политика государства («новый

валютный военный коммунизм»).

1986 – 1991 гг. – демонтаж государственной валютной монополии и формирование

новой политики.

Период с 1917 по 1922 гг. был характерен реквизициями и конфискациями

валютных ценностей, а также монополией Госбанка на проведение валютных

операций.

Но начало НЭПа характеризуется изменениями в валютной политике государства. В

1922 г. произошла отмена сдачи валютных ценностей государству, было разрешено

свободное распоряжение валютой и драгоценными металлами, а также открытие

валютных счетов. Правительство страны действовало достаточно гибко и быстро,

и уже 15 февраля 1923 г. вышел декрет, который давал самые широкие права по

проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие

иностранной валюты из внутреннего обращения. Это наглядно демонстрирует тот

факт, что валютная политика понималась как неразрывная часть экономической

политики. Упор в тот период делался на валютное регулирование, на овладение

валютным рынком, а термин «валютная монополия» просто отсутствовал.

В 1922 г. в стране были созданы первые фондовые биржи, прошли первые

официальные котировки червонца на Московской товарной бирже. Разрешение

валютных операций на биржах и банках совпало с началом золотых и валютных

интервенций Госбанка.

Но, начиная с 1927 г., происходят серьезные изменения в валютной политике

страны в пользу монополизации государством валютных операций. В этот период,

как и в последующие десятилетия, власть больше уже не уделяла должного

внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным образом

административными мерами. Так, в СССР в области валютного законодательства,

по сути, не было ни одного настоящего закона, и даже пресловутый принцип

валютной монополии должным образом не был юридически оформлен. Центральными

моментами валютных актов были определение понятия «валютные ценности»,

установление порядка их вывоза и ввоза, а также исключительное право Госбанка

на совершение на территории СССР сделок с любыми валютными ценностями.

Что касается валютных прав населения, то с конца 20-х годов советским

гражданам в основном было запрещено владеть иностранной валютой или заключать

валютные сделки. Только лица, работавшие за границей или получившие

наследства, подарки, гонорары, могли открывать определенные виды счетов во

Внешторгбанке. В недавнем прошлом средства с таких счетов использовались в

основном для покупок в «Березках» на чеки Внешпосылторга.

Валютное регулирование в стране сводилось к распределению валютных ресурсов

на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению

порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Экономика была

фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не

помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний. Напротив, результатом

стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных

ставок, уязвимость перед лицом внешних ставок.

Только в 1986 г. начинается демонтаж государственной валютной монополии. С

принятием Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР №991 от 19.08.86 «О

мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», №1074 от

17.09.87 « О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической

деятельности в новых условиях хозяйствования», Постановлений Совета Министров

СССР №1405 от 02.12.88 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической

деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий,

объединений и организаций», №203 от 07.03.89 «О мерах государственного

регулирования внешнеэкономической деятельности», а также с принятием Порядка

перевода средств в иностранной валюте на счета предприятий, объединений,

производственных кооперативов и иных организаций от 02.12.88 правительство

продемонстрировало готовность ликвидировать государственную валютную

монополию.

Предприятиям была предоставлена возможность оставлять себе часть валютной

выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Была создана система валютных

фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству

валютной выручки в виде фиксированного процента (40–50% для предприятий

машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и

более низкие для сырьевых отраслей). Одновременно отраслевые министерства,

Советы Министров республик могут централизовать до 10% валютных отчислений

подчиненных им предприятий. С 1989 г. валюту можно было зачислить на счета и

использовать по поручении экспортной выручки, причем до 25% ее объема - для

закупок потребительских товаров, медикаментов для нужд коллектива.

Но основные изменения в валютной политике произошли после распада СССР и были

приняты уже в другом государстве - Российской Федерации.

1.2 Современное валютное законодательство РФ.

Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на

путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и,

прежде всего – либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в

России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №213 «О

либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этот

Указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на

осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших

роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и

их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем

зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям независимо

от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и

посреднической, деятельности.

Коренные преобразования в валютной политике страны были произведены с

принятием Закона РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» от 9

октября 1992 г. №3615-1. Он определил принципы осуществления валютных

операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного

регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и

физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными

ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Закон состоит из трех разделов:

1. Общее положение.

2. Валютное регулирование.

3. Валютный контроль.

В первом разделе закона рассматриваются основные понятия, такие как:

- валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте РФ;

- иностранная валюта;

- валютные ценности;

- резиденты и нерезиденты;

- текущие валютные операции и валютные операции, связанные с

движением капитала;

- уполномоченные банки.

Вторая глава освещает такие вопросы как:

- защита валюты Российской Федерации;

- право собственности на валютные ценности;

- внутренний валютный рынок РФ;

- счета резидентов в иностранной валюте;

- валютные операции резидентов в РФ;

- счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской

федерации;

- валютные операции нерезидентов в РФ;

- Центральный банк РФ как орган валютного регулирования.

В раздел «Валютный контроль» входят следующие статьи:

- цель и направления валютного контроля;

- органы и агенты валютного контроля;

- полномочия органов и агентов валютного контроля;

- права и обязанности резидентов и нерезидентов;

- ответственность за нарушение валютного законодательства;

- права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного

контроля.

Согласно закону, к валюте РФ относятся:

- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из

обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ

РФ и монеты;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях

в РФ;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях

за пределами РФ.

Иностранная же валюта определена как:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,

находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в

соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также

изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

Под понятием «валютные ценности» в соответствии с Законом «О валютном

регулировании и валютном контроле» понимается:

- иностранная валюта;

- ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки,

векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и

другие, долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

- драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме лома и ювелирных

изделий).

Согласно Закону к валютным операциям относятся:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на

валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в

качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в

иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка

из РФ валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов.

Действующим законодательством в области валютного регулирования валютные

операции подразделяются по своему содержанию на текущие валютные операции и

операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов

без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для

осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных

операций на срок не более 90 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180

дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по

вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением

капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм

заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных

операций.

Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции является

соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен контракт

предприятия-резидента с иностранной фирмой.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия

с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении

предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное

имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его

местонахождение к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней

по экспорту и по импорту товаров, работ, услуг;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными

операциями.

Указанные валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом

Центральным банком РФ. Валютные операции могут совершаться как гражданами

России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим

производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской

Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,

с местонахождением в РФ;

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,

созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

- дипломатические и иные официальные представительства РФ,

находящиеся за пределами РФ;

- находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.

К нерезидентам относятся:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами

РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,

созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с

местонахождением за пределами РФ;

- находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства и

международные организации;

- находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Законодательство Российской Федерации дает четкое разграничение валютных

операций резидентов и нерезидентов.

Валютные операции резидентов РФ включают в себя:

- текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без

ограничений;

- валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются

резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБР;

- право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные

ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

- право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации

на внутреннем валютном рынке РФ в порядке, предусмотренном Законом РФ «О

валютном регулировании и валютном контроле»;

- физические лица-резиденты имеют право переводить, вывозить и

пересылать из РФ ранее переведенные, ввезенные или пересланные в РФ валютные

ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации

или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в

Российскую Федерацию.

Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации включают в себя:

- наличие права без ограничений переводить, ввозить и пересылать

валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил;

- право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в

порядке, установленном ЦБ России;

- право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ

валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные

ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Россию или

приобретены в РФ на основаниях, указанных в предыдущем подпункте, и в иных

случаях в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е. банками,

имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.

Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия лицензии или

разрешение ЦБ РФ. Однако бывают исключения. Резиденты должны обратиться в ЦБ

РФ за получением разрешения на совершение валютной операции в следующих

случаях:

- если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней;

- если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90 дней от

даты их оплаты. То же самое относится к платежам по консигнационным

соглашениям, по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам,

по реэкспортным сделкам;

- если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от

нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту. Все

валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензий

ЦБ РФ.

Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только банками,

имеющими лицензию ЦБ РФ.

Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции:

генеральная, расширенная, внутренняя.

Генеральная лицензия разрешает проведение валютных операций, как на

территории РФ, так и за ее пределами. При наличии генеральной лицензии банки

могут вести расчеты на территории РФ и устанавливать корреспондентские

отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Генеральная

лицензия дает право на совершение коммерческим банком всех банковских

операций в иностранной валюте, позволяет выполнять все сделки на

международных валютных биржах, арбитражные сделки и другие валютные операции,

заключать любые корреспондентские отношения.

Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на

территории РФ без ограничений, а за границей – устанавливать

корреспондентские отношения с шестью иностранными банками.

Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах РФ и

установление корреспондентских отношений без специального разрешения ЦБ РФ со

следующими банками: Московским Народным банком (Лондон, Сингапур); Эйробанком

(Париж), Ист-Вест-Юнайтед Банком (Люксембург), Ост-Вест-Хандельсбанком

(Франкфурт), Донау-Банком (Вена), т.е. с иностранными банками, в уставном

капитале которых ведущая роль принадлежит Центральному банку РФ и другим

уполномоченным банкам. Если банк, обладающий расширенной лицензией,

устанавливает корреспондентские отношения с указанными банками, то они не

входят в квоту шести банков-корреспондентов. Наличие внутренней лицензии

позволяет банку осуществлять только валютные операции с клиентами, а

корреспондентские отношения устанавливать через уполномоченные банки. Однако

в порядке исключения при наличии обоснованных причин ЦБ РФ может разрешить

банку, имеющему внутреннюю лицензию, открыть счет в иностранном банке.

Банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной валюте,

выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.

Необходимо иметь в виду, что любые сделки по купле-продаже иностранной

валюты за рубли между резидентами и нерезидентами, совершенные минуя

уполномоченные банки, являются недействительными.

Основополагающая роль в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» отведена Центральному банку России. ЦБ РФ наделен следующими

функциями:

- определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и

ценных бумаг в иностранной валюте;

- издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами

и нерезидентами;

- проводит все виды валютных операций;

- устанавливает правила проведения в РФ операций с иностранной

валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения

нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

- устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в

Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,

принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами

счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

- устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным

учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и

статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также

порядок и сроки их предоставления;

- готовит и публикует статистику валютных операций Российской

Федерации по принятым международным стандартам;

- выполняет другие функции, предусмотренные законом.

Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на

счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты в

РФ должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа в

любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты

требований на нерезидента или обязательств последнего, а также каким либо

способом уменьшать сумму этих требований и обязательств.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования

валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента, за

границей только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов,

непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой

получена эта выручка.

Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет

уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные

средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк

плательщика. Эти данные просто обязательны, т.к. необходимы для осуществления

валютного контроля.

Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей может

быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ РФ

учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для

осуществления которых и предполагает открыть соответствующий счет за

границей. Причем учитывается также и возможность открытия такого счета в

уполномоченных банках РФ.

В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за границей,

его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам средств на

счете, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ

во время отчетного периода. Сумма средств на счетах за границей не должна

превышать рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, с целью

проведения которых был открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в

РФ.

Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда валютная

выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит обязательному переводу

в РФ. К таким случаям относятся:

- валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими

объектов на территории иностранных государств и представлявшие собой

оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов (на период

строительства);

- валютные поступления резидентов от их участия в фондовых

операциях за границей, которые используются для дальнейшего проведения этих

операций и покрытия операционных расходов (на период проведения этих

операций);

- валютные поступления резидентов от проведения выставок,

спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые для

покрытия расходов по их проведению (на период проведения этих

мероприятий).

После завершения строительства, проведения фондовых операций, выставок,

спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в иностранной валюте в

течение 30 дней от даты завершения соответствующих операций и

урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть

реализован на валютном рынке.

На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в национальной

валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых требований и

обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых платежных

документов в иностранной валюте допускается только с разрешения ЦБ РФ,

который определяет порядок и сферу их обращения.

Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и платежных

документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в следующих

случаях:

- в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и

экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по

доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и

оплачиваются иностранными покупателями;

- при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и

экспедиторскими организациями за их услуги;

- при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;

- за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи

для российских предприятий;

- при оплате комиссионного вознаграждения организациям,

осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по

заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

- при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на

экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;

- при оплате расходов банковских учреждений и посреднических

внешнеэкономических организаций;

- при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и

банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при

проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на

внутреннем валютном рынке.

С 1 января 1994 года реализация гражданам на территории Российской Федерации

товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена. При этом

расчеты между предприятиями и гражданами за покупаемые последними на

территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться

в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной

практике (включая оплату кредитными картами), за исключением расчетов

наличной иностранной валютой.

Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам

внешнеэкономических связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить и

пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации

государственных займов, акций российских предприятий и организаций в рублях,

вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за

границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных

действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за

границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются

Центральным банком РФ.

Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за

границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими и

физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля.

Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в

собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в РФ

из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с действующим

законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и

использовать на цели, не запрещенные законодательством РФ.

Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и

нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:

- передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и

благотворительные цели;

- дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

- завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

- приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования

единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из

драгоценных металлов.

Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»

установил не только основные понятия валютного законодательства, обозначил

объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных

государственных органов в области валютного регулирования и валютного

контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного

контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:

- Центральный банк Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- Государственный таможенный комитет.

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с

законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции

валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим

органам валютного контроля. Так, например, уполномоченные банки являются

агентами валютного контроля и подотчетны Центральному Банку, а региональные

таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному

комитету.

В октябре 1992 г. Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

на Центральный банк России была возложена функция основного органа валютного

регулирования в стране.

ЦБ России устанавливает единые формы первичной учетной документации,

отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными

банками.

Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного

законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет

непосредственно Правительством и Центральным банком России, а также через

агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе

проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного

контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать

документы, содержание которых противоречит действующему валютному

законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по

счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения

валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации. В

конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля, помимо ЦБ РФ,

осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой,

Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с

заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными,

правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами

участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и

министерств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России),

образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. №

1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют

контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству,

условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По

представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют

право налагать установленные законодательством взыскания.

2. Классификация валютных операций в РФ.

2.1. Текущие валютные операции.

Согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к текущим

валютным операциям относятся (полный перечень приведен в Приложении 1):

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов

без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для

осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных

операций на срок не более 90 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180

дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по

вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением

капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм

заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных

операций.

2.1.1 Экспортно-импортные и бартерные операции.

Экспорт - это вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или

предназначенных для продажи на иностранном рынке. К экспорту относятся также

вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом

через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи

их в третьей стране.

Импорт - это ввоз в страну иностранных товаров.

К экспорту и импорту относятся сделки со следующими признаками:

- пересечение товаров государственной границы;

- оплата производится за границей или валютные средства поступают из-за границы;

- участие в сделке нерезидента.

В законе о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности

достаточным и единственным признаком, определяющим экспорт и импорт, является

факт пересечения товаром государственной границы.

Первичная учетная документация по экспортным операциям, являющаяся основой

системы банковско-таможенного контроля, определена инструкцией «О порядке

осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию

валютной выручки от экспорта товаров», и включает в себя:

- паспорт сделки (ПС);

- учетную карточку (УК) – возвратный документ. Она составляется

таможенными органами на основании грузовой таможенной декларации (ГТД).

Направляется ими в уполномоченные банки для текущего контроля за полнотой и

своевременностью поступления валютной выручки предприятиям от экспорта

товаров, работ и услуг;

- реестр – документ, выписываемый таможенными органами на базе

сведений ГТД. Содержание его включает информацию об отгрузках товаров на

экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

- досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением

валютной выручки; формируется уполномоченными банками по каждому паспорту

сделки;

- журнал – учетный регистр, составляемый банком для ведения

отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля.

Для осуществления валютного контроля за экспортно-импортными контрактами

основополагающую роль играет Паспорт сделки (ПС).

В соответствии с инструкцией Банка России от 12.10.1993 г. №19 и ГТК РФ от

12.10.1993 г. № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за

поступлением валютной выручки от экспорта товаров" по каждому заключенному

экспортному контракту, включая контракты, расчеты по которым проходят по

клиринговым счетам, оформляется ПС, подписываемый уполномоченным банком.

Паспорт сделки представляет собой всеохватывающий документ, который, с одной

стороны, включает реквизиты уполномоченного банка, на транзитный валютный

счет которого должна поступать экспортная выручка, реквизиты предприятия -

экспортера, включая официальное наименование, полный юридический адрес, код

ОКПО и номер транзитного валютного счета, а с другой стороны -реквизиты

иностранного партнера (наименование, страна, адрес), условия контракта, в

т.ч. сумма сделки, валюта платежа, форма расчетов и сроки поступления

валютной выручки.

Заполненный и подписанный экспортером ПС в двух экземплярах предоставляется в

соответствующий уполномоченный банк вместе с оригиналом или копией контракта,

заверенной со стороны экспортера.

После подписания ПС экспортер несет полную ответственность за соответствие

приведенных в нем данных условиям контракта и полное и своевременное

зачисление валютной выручки на транзитный валютный счет в оформляющем ПС

уполномоченном банке. Причем сроки поступления валютной выручки

рассчитываются экспортером самостоятельно, исходя из времени движения товаров

по территории Российской Федерации, времени пробега банковских документов,

условий платежа по контракту и других факторов. Указанные сроки исчисляются

от даты таможенного оформления товаров. При этом если срок поступления

валютной выручки превышает 90 дней, то в ПС вносятся данные о лицензии ЦБ РФ.

Разрешающие предоставление подобного рода отсрочки платежа иностранным

покупателем.

Уполномоченный банк отказывает экспортеру в подписании ПС в следующих случаях:

- несоответствия указанных в нем сведений данным, содержащимся в

контракте;

- несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций

требованиям действующего законодательства РФ;

- оформление ПС с нарушением установленных требований;

- наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной

выручки по нему на счета других, помимо экспортера, предприятий и лиц;

- отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление

экспортной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ;

- отсутствия в контракте сведений, необходимых для составления ПС в

установленном порядке.

Паспорт сделки выписывается в двух экземплярах предприятием-экспортером в

уполномоченном банке или его филиале. Оба экземпляра ПС сверяются банком на

предмет соответствия условиям контракта и подписи в карточке образцов

подписей лиц, имеющих право первой подписи, и заверяется им при отсутствии

расхождений. За выполнение данной операции уполномоченный банк как агент

валютного контроля берет с предприятия плату в размере не выше 0,15 процентов

от суммы контракта, которая взимается им не ранее поступления в банк первой

суммы экспортной выручки по данному контракту.

Копия (ксерокопия) паспорта сделки передается банком в таможню и

соответственно является контрольным документом. Оригинал паспорта сделки с

одним экземпляром контракта возвращается экспортеру, о чем банком делается

запись в Журнале отдельного учета.

Второй экземпляр паспорта сделки остается в банке и формирует досье –

специальную подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки

от экспорта товаров.

Если после оформления паспорта сделки произошли изменения и (или) дополнения

по контракту между участниками, предприятие-экспортер в 10-дневный срок с

даты внесения изменений и дополнений, но не позже предоставления к

таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в

контракт изменений и дополнений, представляет в уполномоченный банк:

- оригиналы или заверенные в установленном порядке копии изменений и

дополнений к контракту;

- дополнительные листы к ПС, оформленные в том же порядке, что и ПС,

но с заполнением только тех граф, сведения о которых подлежат уточнению.

Заверенные ответственным лицом банка и скрепленные его печатью копии паспорта

сделки и дополнительные листы к нему, а также копии ГТД на экспортируемые

товары предприятие-резидент предъявляет, наряду с другими документами,

таможенному органу. При отсутствии замечаний с его стороны в процессе

взаимной сверки представленных документов и при выполнении всех других

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.