РУБРИКИ

Диплом: Валютные операции в Российской Федерации

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Валютные операции в Российской Федерации

Совместные предприятия остаются наиболее распространен­ной формой

инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инве­стиционных сделок.

Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений

- покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Нефтегазовый сектор остается наиболее питаемой отраслью экономики. Тем не

менее, большее число проектов, по итогам ис­следования, было заключено в

области электроники и телекомму­никаций. Другие не менее привлекательные для

иностранного ка­питала отрасли: автотракторная, аэрокосмическая, добывающая

промышленность, а также гостиничный бизнес и сфера банковских услуг. В

действительности, перечень секторов рынка с большой степенью активности

чрезвычайно расширился (см. Приложение 4).

К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов:

- иностранные юридические лиц;

- иностранные физические лица;

- отечественные граждане, проживающие за рубежом;

- иностранные государства;

- международные организации.

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного

инвестора. Возможность таких рисков, именуе­мых часто "некоммерческими",

увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимаемой

стране, при воз­никновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного

положения и т.д. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым

установление определенных гарантий как во внут­реннем законодательстве, так и

в международных договорах.

В РФ предоставляются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций.

Они содержатся в ст. 5 Закона "Об ино­странных инвестициях":

1) гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий

государственных органов и их должностных лиц;

2) гарантии от изменения законодательства;

3) гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

4) гарантии перевода платежей в связи с иностранными инве­стициями;

5) гарантии использования платежей в валюте РФ на ее тер­ритории.

Главное в проблеме инвестиций - их эффектив­ность, создание условий для

интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные

производства, дающие быст­рую отдачу, позволяющие максимально увеличить

доходы пред­приятий, населения и бюджета; предотвращать те капитальные и иные

затраты, которые ведут лишь к растранжированию ресурсов и усилению инфляции.

Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чре­вато серьезными

угрозами. Без значительного притока высокоэф­фективных инвестиций не удастся

решить задачи устойчивой мак­роэкономической стабилизации, реконструкции

народного хозяй­ства и возобновления экономического роста.

Потребность российской экономики в инвестициях для струк­турной перестройки на

ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е.Ясина, 800-900 млрд. долл. Внутренние

возможности страны при максимальном использовании всех резервов - 400-600 млрд.

долл. Чтобы безнадежно не отстать в развитии экономики и не за­тянуть на

десятилетия "переходный период", необходимо за это время привлечь 300-400 млрд.

долл. иностранных инвестиций.1

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой страны, в том

числе и России, должна бази­роваться, прежде всего, на изучении интересов

по­тенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовле­творения без

ущерба для национальной экономики.

Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление получить

максимальную прибыль и благоприятные ус­ловия для ее последующей реализации.

Этот мотив вполне сочета­ется с интересами российской стороны, поскольку

получаемая от реализации инвестиционных проектов прибыль распределяется между

сторонами-партнерами.

Следующий движущий мотив иностранного инвестора состоит в его стремлении

завоевать обширный рынок России, отличаю­щийся потенциальной емкостью, как с

точки зрения инфраструкту­ры, так и производства потребительских товаров.

Необходимость технического обновления производства и инфраструктуры страны,

сравнительно низкая доля конкурентоспособных товаров и услуг открывают перед

иностранными инвесторами немалые перспекти­вы на российском рынке. В

реализации подобного интереса заин­тересована и российская сторона, ибо

потенциально обеспечивает­ся приток дополнительных инвестиций и решение

назревших про­блем. Объем продаж и уровень прибыльности здесь может быть

значительно выше, чем в развитых и так называемых "зрелых" раз­вивающихся

странах. Однако сочетание этого интереса может быть обеспечено определенными

методами государства, регламенти­рующими направления и совокупность

приоритетов в приложении иностранных инвестиций. Если речь идет, например, о

создании производства (в том числе и совместного) и распространении

вы­пускаемой продукции в соответствии с потребностями внутреннего рынка

России, то такое завоевание вполне удовлетворяет интере­сам обеих сторон. В

случае же, когда через зарубежного инвестора как через посредника внутренний

рынок России заполняется това­рами, которые выпускаются местными

производителями и кото­рые, по сути, отвоевывают у них рынок, то такое

положение долж­но пресекаться соответствующей политикой государства. Разумная

протекционистская защита внутреннего производства с помощью тарифных и

нетарифных мер способна, на наш взгляд, стимулиро­вать импорт капитала, а не

товаров.

И, наконец, еще одним важным мотивом иностранного инве­стора является

возможность доступа к природным ресурсам стра­ны. В эффективной добыче и

переработке сырья, включая решение экологических проблем и применение высоких

технологий, обеспе­чивающих максимальную отдачу от эксплуатации

месторождений, весьма заинтересована и российская сторона. Однако реализация

этого интереса требует значительных инвестиций. Следовательно, для сочетания

интересов сторон необходима соответствующая це­ленаправленная политика

государства, которая бы способствовала разработке природных ресурсов страны

для внутренних потребно­стей производства и населения, а не для превращения

России в "сырьевой придаток".

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и по достоинству оценивая

имеющиеся предпосылки эффективного при­ложения капитала, рассчитывают на

благоприятные условия своей предпринимательской деятельности. Совокупность

условий приема и функционирования иностранного капитала и представляет

инве­стиционный климат страны реципиента.

Состояние инвестиционного климата (благоприятный, небла­гоприятный,

рискованный) и степень привлекательности страны-реципиента определяются

уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой и

действующим законо­дательством в отношении иностранных инвестиций; отношением

к иностранной собственности и зарубежным инвестициям; условиям перевода

капитала, прибылей и движения кредитных ресурсов; ог­раничениями и льготами

для иностранных инвестиций; устойчиво­стью национальной денежной единицы и

уровнем развития мест­ного рынка капиталов, протекционистской защиты и

социально-культурным взаимодействием.

Анализу состояния инвестиционного климата в России посвя­щено достаточно

много исследований специалистов. Все они оце­нивают инвестиционный климат в

России как неблагоприятный.

Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки эффективного

приложения своего капитала в России (огромные природные богатства, дешевые

ресурсы производства, большой производственный и интеллектуальный потенциал,

по­зволяющий в сочетании с богатыми природными ресурсами раз вернуть

производство таких видов продукции, которые пользуются спросом на внутреннем

и конкурентоспособны на мировом рын­ках), весьма осторожно относятся к его

вложению в экономику нашей страны. Они считают, что в сравнении с другими

стра­нами-импортерами капитала инвестиционный климат России является весьма

рискованным. Для такого заключения у них есть основания, поскольку

большинство западных исследований утверждает, что комплексная оценка риска

вложений капитала в российскую экономику заметно выше, чем, например, в

Запад­ной Европе. Так, например, международный финансовый жур­нал "Euromoney"

периодически публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного

инвестирования, оцениваемого по 100-балльной шкале. Чем выше этот показатель,

тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоя­нию на

1993 г. показатель степени риска вложений в россий­скую экономику составляет

18,13. В Японии, например, данный показатель составляет 99,44; в США - 99,07;

во Франции - 96,46; в Эстонии - 23,35.

Главными факторами, обусловившими столь низкую оценку инвестиционного климата

в России, являются политическая и экономическая нестабильность, финансовый

кризис и высокие темпы инфляции, значительность внешнего долга, нестабильное

и противоречивое законодательство, недостаточно развитая инфраструктура

вообще и рыночная, в частности, не конверти­руемость рубля, высокий уровень

преступности и, наконец, профессиональная неподготовленность управленческого

звена к широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству.

Совместные предприятия остаются наиболее распространен­ной формой

инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инве­стиционных сделок.

Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений

- покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Привлекая иностран­ный капитал в СП, национальный парт­нер стремится:

- получить доступ к зару­бежной передовой технологии; попол­нить

внутренние источники накопления;

- использовать иностранный опыт управ­ления для повышения эффективности

производства;

- уменьшить неоправдан­ный импорт и сократить расходы в сво­бодно

конвертируемой валюте;

- расши­рить экспорт, в особенности готовой промышленной продукции.

По данным Госкомстата, в 1996 г. в России работало 7,8 тыс. совместных и

иностранных предприятий с численнос­тью персонала 220 тыс. человек.

1

1997 г. общий объем иностранных инвестиций достиг 10,5 млрд. долл. плюс 10,4

трлн. руб., в том числе прямых — 3,9 млрд. долл. плюс 8,3 трлн. руб. Годовые

объемы привлеченных иностран­ных инвестиций, таким образом, незначитель­ны и не

соответствуют основным макропоказа­телям российской экономики; минимальными

являются также значения иностранных инвес­тиций надушу населения. Так, в 1996

г. общий объем иностранных инвестиций на душу насе­ления составил 44 долл., а

прямых — 14,3 (для сравнения: в том же году - соответствующий по­казатель в

Польше находился на уровне 140, а в Венгрии — 1300 долл.).

2

Наиболее выгодным для иностранных прямых инвестиций является российский

топливно-энергетический комплекс, а наибо­лее крупным источником привлечения

таких инвестиций - США.

Сейчас в различной стадии проработки находится несколько десятков крупных

проектов освоения нефтегазовых месторождений в разных регионах России с

участием американских и других ино­странных инвесторов.

Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли:

электронная, аэрокосмическая, автомобиле и судострое­ние, гостиничный бизнес

и сфера банковских услуг.

В последние годы заметно увеличились портфельные инве­стиции в экономику

России, на сегодня в России обосновалось бо­лее 20 крупных инвестиционных

институтов. Среди них: Европей­ский банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация (МФК), банк CSFirst Boston, Morgan

Grenfell, Фонд Pioneer Investment, инвестиционный банк Brunswick Investment и

т.д.

Решающая роль в изменении сложившейся ситуации с инве­стиционным климатом

России принадлежит, в частности, государ­ственной политике в отношении

иностранных инвестиций.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и решений,

определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и

отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание

благоприятно­го режима для иностранных инвесторов с помощью введения

нало­говых и других льгот, институциональная определенность в управлении

процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и

дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение в

этом плане имеет правовое регули­рование инвестиционной деятельности,

которое, как правило, предполагает законодательство о собственности, включая

положе­ния об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в том

числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде,

социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное

законодательство, законодательство об охране природы в связи с

производственной деятельностью и др.

Представление о законодательной базе России в области ре­гулирования

иностранных инвестиций дает следующий перечень:

Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 4.07.1991 г.;

Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ" от 26.06.1991 г.;

Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 г.:

Указ Президента Российской Федерации от 27. 09.1993 г. " О совершенствовании

работы с иностранными инвестициями";

Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. "Вопросы соглашений о разделе продукции

при пользовании недрами";

Указ Президента РФ от 25.01.1995 г. "О дополнительных ме­рах по привлечению

иностранных инвестиций в отрасли матери­ального производства Российской

Федерации";

Постановление Правительства РФ от 29.09.1994 г. "Об акти­визации работы по

привлечению иностранных инвестиций в эко­номику Российской Федерации";

Любой инвестор постоянно действует, исходя из соотношения между получением

размера возможной прибыли и риском. В отли­чие от участников процесса прямой

купли-продажи товара инве­стор намеревается вложить свой капитал в расчете на

будущий ре­зультат и должен быть в определенной степени уверен в надежно­сти

планируемой им операции. В этой связи задача принимающей стороны, если она

всерьез и надолго заинтересована в иностран­ных инвестициях, состоит в

создании стабильного для деловой ак­тивности и ясного для вкладчика капитала

инвестиционного ре­жима. Как считают сами инвесторы, лучше иметь, возможно, и

не очень хорошие, но стабильные правила и условия инвестиционной деятельности

(отношения собственности, уровень налогообложе­ния, репатриации прибылей и

капиталов и пр.), чем более привле­кательные, но подверженные постоянным

изменениям. При посто­янно меняющихся "правилах игры" инвесторы не могут

уверенно планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо

требуют более высокой прибыли в порядке компенсации за риск, либо

воздерживаются от вложения капитала, либо выбирают минимально рискованную

стратегию.

Среди названных выше документов есть ряд нормативных актов, при­званных

облегчить участь иностранных инвесторов. Так, в соответствии с Указом

президента РФ от 25.01.1995 г. 73 «О дополнительных мерах по

привлечению иностранных инвести­ций в отрасли материального производства"

принято предло­жение Правительства РФ о применении в отношении отдельных групп

товаров (за исключением алкогольных напитков и табач­ных изделий) при ввозе их

на таможенную территорию РФ ста­вок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в 2

раза. Уста­новлено, что эти ставки могут применяться в отношении ино­странных

товаров не более 5 лет при условии, что поставляю­щие их компании являются

учредителями предприятий по про­изводству аналогичных товаров на территории РФ

с использо­ванием отечественного сырья и труда российских работников и

осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материаль­ного производства РФ в

сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долл. США. При этом вклад иностранного

участника в ус­тавный фонд такого предприятия должен составлять сумму,

эк­вивалентную не менее 10 млн. долл. США.

Что касается регионов – лидеров по привлеченным инвестициям, то данные

приведены в таблице.

Пять регионов с наибольшим объемом капитальных вложений за 1993-1997 гг.

РегионОбъем в 1993-1997 гг. млрд. неденом. руб.Доля в России, %
Москва263626,314,92
Ханты-Мансийский АО132931,97,52
Ямало-Ненецкий АО94523,75,35
Республика Башкортостан62127,93,52
Московская обл.57272,33,24

Распределение объема иностранных инвестиций в I полугодии 1998г. в

региональном аспекте (млн. долларов США).1

ПоступилоВ том числе
Всегов % к итогупрямыепортфельныепрочие

Всего инвестиций

76981001509,432,46156,1
из них:

Центральный район

545670,976817,14670,4
Москва505465,6550,75,24497,7

Западно-Сибирский район

494,86,4121,12,5371,2
Тюменская область96,91,343,40,153,4

Северо-западный район

219,92,9112,74,8102,4
Санкт-Петербург 135,81,887,94,843,1

Дальневосточный район

328,24,3204,3-123,9
Приморский край35,70,518,7-17
Магаданская область22,70,320,7-2

Поволжский район

672,18,793,70578,4
Самарская область52,50,745,5-7

Характерно сохранение позиций Центральным районом во главе с Москвой,

сырьевых регионов, крупных машиностроительных центров, а также регионов,

расположенных в приграничных районах.

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительности регионального

распре­деления иностранных инвестиций. Одна из при­чин этой деформированности

— слабость ре­гиональной политики привлечения иностран­ных инвестиций, прежде

всего в аспектах стра­хования, залога, гарантий безопасности капи­тала и

инвесторов, обеспечения последних ин­формацией об инвестиционных проектах

По­литика, о которой идет речь, тоже должна быть дифференцированной и

направленной в первую очередь на привлечение капиталов в депрессив­ные

регионы. Для улучшения региональной структуры иностранных инвестиций

желательно создать на территории России (помимо Мос­квы и Санкт-Петербурга)

несколько крупных инвестиционных центров, в частности, в Ниж­нем Новгороде,

Самаре, Екатеринбурге, Ново­сибирске и во Владивостоке.

Но говорить о перспективах дальнейших иностранных инвестиций сложно, т.к.

августовский кризис 1998 г. явно показал, что Россия до сих пор подвержена

экономической и политической нестабильности.

Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед экономикой России,

является продолжающийся вывоз капитала из страны. В то время как Правительство

РФ изыскивает свободные кредитные средства на Западе и ведет переговоры с МВФ о

предоставлении стране очередного транша на сумму 4 – 5 млрд. $, из России, по

оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М., ежегодно уходит порядка

20-25 млрд. долларов. Общая сумма капитала, вывезенного из России за период

реформ, оценивается в сумму равную 200 млрд. $.

1

Вывоз капитала преследует следующие цели:

- попытка сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и

экономической нестабильности в стране;

- «отмывание» денег, полученных в результате преступной деятельности.

Поэтому целесообразно рассмотреть два данных вопроса в отдельности.

3.1 Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый

капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране.

Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России, неверно. Как

свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует на угрозу

политической и экономической нестабильности и именно тогда начинает

перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается после

восстановления национальной экономики, введения конвертируемости национальной

валюты и других положительных экономических сдвигов.

Бегство капитала – это анормальный отток капиталов, вызванный страхом

инвесторов перед возможной потерей активов. К анормальным мотивам вывоза

капитала относятся те мотивы, которые возникают у экономических агентов в

обстановке возрастания страновых рисков (усиление экономической либо

политической нестабильности, ухудшение состояния основных макропеременных) и

в ожидании неблагоприятных поворотов в экономической политике государства

(риски национализации, девальвации, повышения налогов, ужесточения мер

валютного контроля, замораживания выплат по внутреннему госдолгу и др.).

Можно также сказать, что к убежавшим относятся все те легально и нелегально

вывезенные за рубеж инвестиционные ресурсы, доходы по которым не вернулись в

страну.

Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после

объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х

годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической

деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и

контроля не была сформирована.

Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от

непредсказуемых изменений российской политической и экономической

конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого

российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании

которых давно идут жаркие дебаты.

Все основные каналы утечки капиталов известны.

Значительная доля российских денег попадает на Запад после проведения

внешнеторговых сделок через подставные фирмы. При импорте товаров заключаются

договоры комиссии со специально для того созданными фирмами-однодневками.

Туда переводятся значительные валютные средства, фирма заключает контракты на

импорт товаров, отправляет контрагенту деньги, а товар не поступает. При этом

директор – владелец денег подает иск на то, что товар не поставлен. Налоговые

органы ничего не могут поделать, так как у фирмы-однодневки нет никаких

активов, а ее директор к этому времени уже уволился. При этом владелец денег

остается чист перед законом.

При экспортном варианте используется та же схема с использованием фирмы-

однодневки. Она поставляет деньги за рубеж, получает деньги, переводит их на

счета в зарубежные банки, а затем ликвидируется. Даже не смотря на запрет

иметь счета в иностранных банках, этот запрет игнорируется.

Еще один часто используемый способ вывоза капитала – игра с контрактными

ценами. Экспортные цены занижаются, импортные завышаются, а разница

переводится на счет в зарубежный банк.

Также регулярно встречается такой способ как штрафные оговорки во

внешнеторговых контрактах. Например, покупатель товара (российский импортер)

обязуется выплатить поставщику (иностранной фирме) штраф в размере, к

примеру, 25% таможенной стоимости товара, если товар не пройдет таможенную

очистку в течение суток. После этого данный срок превышается, импортер платит

штрафы - то есть вывозит деньги за рубеж.

Очень часто российские компании для вывоза капиталов используют офшорные

компании и прибалтийские банки. Основное преимущество работы с прибалтийскими

банками состоит в том, что они принимают и конвертируют рубли, равно как и

валюты стран СНГ. Схема вывоза денег состоит в том, что российская фирма

через российский банк перечисляет деньги на счет офшора на основании,

например, фиктивного контракта на проведение консалтинговых работ. При этом

офшорная компания должна иметь счет в прибалтийском банке. Если будут

перечислены рубли, то банк проведет их конвертацию в любую валюту по выбору

клиента и перечислит ее, куда он скажет. Бороться с этой схемой трудно, так

как сложно проверить реальное выполнение консалтинговых услуг.

При вывозе капитала за границу используется также фиктивный экспорт услуг,

ссылки на недобропорядочность контрагентов, вывоз денег физическими лицами и

другие способы.

Оценки капитала, нелегально вывезенного из страны за годы реформ, находятся в

диапазоне от 40 до 300 млрд.$. Нижняя граница, 40 миллиардов долларов, по

мнению депутата Госдумы и в прошлом министра внешнеэкономических связей

Александра Шохина, получается в результате суммирования пропусков и ошибок

платежного баланса страны за последние семь лет. Однако эта оценка не отражает

реальной ситуации и является слишком заниженной. Максимальную цифру в 200

миллиардов долларов называют эксперты МВД РФ, ссылаясь на своих зарубежных

коллег. Последнюю оценку, 25 миллиардов долларов ежегодного вывоза капитала,

дал бывший премьер-министр России Е.М. Примаков. Если ориентироваться на нее,

то сегодняшняя официальная оценка эмигрировавшего капитала – 200 миллиардов

долларов. И именно эта цифра приводится чаще всего

[1].

Представление о том, насколько серьезным является этот финансовый ресурс,

дает простое сравнение 200 миллиардов долларов с несколькими жизненно важными

для экономики страны параметрами.

Вывезено капиталов из России за 1991-1998 гг.200 млрд. $
Российский внешний долг (без учета долгов СССР)100 млрд. $
Выплаты по долгам в 1999 г. (без учета возможной реструктуризации)17 млрд. $
Сумма рефинансирования текущей задолженности России в 1999 г. (при условии договоренности с МВФ) 4,5 млрд. $
Объем реального финансирования всех федеральных инвестиционных программ в 1998 г.

862 млн. руб.1

Масштабы вывоза капиталов из России и степень развития теневой экономической

деятельности во многом обусловлены недопустимым затягиванием решения вопросов

организационно-правового укрепления валютного контроля.

Однако, несмотря на отсутствие в стране достаточной законодательной базы,

адекватной сложившейся ситуации, Правительство и Банк России как основные

органы валютного регулирования и валютного контроля посредством своих решений

все-таки добивались определенных позитивных сдвигов в решении данной

проблемы. Первым шагом к контролю за репатриацией валютной выручки от

экспорта принятие совместной Инструкции Банка России и ГТК России №19 «О

порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую

Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг» и введение с 1

января 1994 года таможенно-банковского контроля с помощью паспортизации

экспортных сделок. Мера была вынужденной: она стала реакцией на кульминацию

контрабандного экспорта.

Уже в 1994 году валютным контролем было охвачено 57% всех экспортных поставок, в

1995 г. – 73%, а в 1996 г. – 82%. Величина необоснованных поступлений валютной

выручки сократилось примерно с 40% в 1992-1993 гг. до 5% в 1997г

2.

Следующим шагом стало принятие совместной Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №30 «О

порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в

иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г. Это помогло

поставить заслон необоснованным переводам иностранной валюты по каналам

импорта посредством предоплаты импортных поставок (по существу, беспроцентных

кредитов иностранным партнерам), завершения ценовых параметров.

Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции экспортных

операций побудили недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности

использовать другие, менее контролируемые каналы вывоза капиталов и сокрытия

валютной выручки. Так, одним из таких каналов до недавнего времени оставались

внешнеторговые товарообменные операции – бартерные сделки. В 1996 году их объем

по сравнению с 1995 годом возрос на 6,2%. Если учесть, что в это период на долю

бартерных операций приходилось 40% внешней торговли России, то большая

пропускная способность товарообменных операций при бегстве капиталов стала

очевидной.1

С этим связан следующий шаг в совершенствовании валютного контроля,

реализованный в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г.

№1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и

соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г. №1300.

Введение системы контроля за внешнеторговыми бартерными операциями немедленно

сказалось на резком снижении их объемов. По данным таможенной статистики, уже в

первом полугодии 1997 года против соответствующего периода предыдущего года они

сократились на 43%, в том числе – экспорт на 46%, а импорт на 40%.

2

Предотвращению дальнейшего нелегального оттока капиталов при экспорте

ресурсов во многом должно способствовать создание системы независимой

предотгрузочной инспекции экспортируемых товаров в соответствии с

постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 г. №1267 «О создании в стране

системы экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров»

и в рамках действия соответствующей комиссии.

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного контроля

произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г. Банк России

взял курс на ужесточение, в том числе административных мер, регулирования

валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Посткризисные меры ЦБ по усилению валютного и капитального контроля

сосредоточились на следующих направлениях:

- повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию

валютной выручки;

- упрощение перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного

банка в другой;

- модификации организации торгов на ММВБ с целью отделения торговли

валютой в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок;

- усиление собственно контрольной деятельности, направленной на

ужесточение санкций к нарушителям и разработку мер, повышающих качество

валютного регулирования.

Учитывая всю тяжесть августовского кризиса в России и важность принятых

действий, следует перечислить ключевые решения ЦБ РФ в области валютного и

капитального контроля за посткризисное время:

16.09.98 – продажа валюты экспортерами в рамках обязательной продажи части

экспортной выручки должна осуществляться только на валютных биржах;

28.09.98 – введение института специальных торговых сессий на валютных биржах;

01.10.98 – обязательная продажа части экспортной выручки производится только

на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж;

01.11.98 – импортерам вменено в обязанность приобретать необходимую им валюту

не ранее чем за семь дней до срока платежа и продавать ее обратно на

внутреннем рынке по истечении срока платежа, если по каким-либо причинам

резиденты не смогли выполнить свои обязательства перед иностранными

контрагентами;

12.11.98 – запрет покупки на специальных торговых сессиях банкам иностранной

валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и результатов

интеллектуальной деятельности;

31.12.98 – норматив обязательной продажи экспортной выручки повышен с 50% до

75%;

01.01.99 – с шести до трех месяцев сокращен срок репатриации валютной выручки

и период времени, в течении которого необходимо осуществить ее продажу;

01.01.99 – понижены лимиты открытой валютной позиции банков;

07.04.99 – отмена права покупки долларов США уполномоченными банками от

своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной валюте

физическим лицам по открытым в данных банках счетам и вкладам на специальных

торговых сессиях межбанковских валютных бирж.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда нелегальный

вывоз капитала по каналам внешней торговли (имеется в виду невозврат экспортной

выручки и непогашенные авансы по импорту) снизился с 2,5 млрд. долларов в

среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до 0,8 млрд. в IV квартале.

1

Кроме того, сокращение вывоза капитала обусловлено заметным ослаблением, а в

ряде случаев и парализацией его «проводящей сети» – российских банков. В

связи с фактическим банкротством Токобанка, Инкомбанка, «Российского

кредита», являвшихся до кризиса крупнейшими оптовыми импортерами наличной

валюты, ввоз ее (а это есть не что иное, как форма вывоза капитала) в Россию

по итогам прошлого года сократился более чем вдвое – с 37 до 16,2 млрд.

долларов. Этому же способствовало, безусловно, и сокращение спроса экономики

(прежде всего населения) на наличную валюту в связи с шоковым падением

реальных доходов.

Диплом: Валютные операции в Российской Федерации

Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны, немаловажной

также является задача репатриации хотя бы части из этих 200 млрд. долларов,

вывезенных из России. Но вернуть такие деньги только репрессивными методами

невозможно. Поэтому в последнее время часто идут дискуссии по вопросу

экономической амнистии. Под экономической амнистией подразумевается полное

или частичное освобождение от ответственности за любые экономические

нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во внутрироссийский

экономический оборот изъятых из него средств, где бы они не находились.

Предприниматели, вывезя деньги за рубеж, зачастую не могут воспользоваться

ими за границей так, чтобы капитал работал (речь не идет о покупке

недвижимости, средств роскоши и т.д.). Это обусловлено тем, что российским

бизнесменам трудно вступить в деловой мир Запада. Поэтому часть денег готово

вернуться в Россию, чтобы работать здесь, но для этого необходимы ряд

условий.

Прежде всего, говорить о возврате капиталов можно будет только после того,

как будет изменен налоговый режим. Смягчение налогового режима является

необходимым условием для репатриации капиталов. Нужно создать в стране такие

условия, чтобы деньгам было выгодно работать внутри страны.

Немаловажной также является политика государства по поводу экономической

амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические нарушения,

сопутствовавшие вывозу денег и на само происхождение данного капитала, либо

государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание идти на компромисс

с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об острой

необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

3.2 «Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним.

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой

общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными

организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу

безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших

сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень важные

задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с «отмыванием» денег,

должен обеспечивать защиту легальной экономики от криминальных инвестиций и,

следовательно, от установления контроля со стороны преступных организаций.

Во-вторых, выявление и конфискация преступных доходов подрывают финансовую

основу деятельности организованной преступности, препятствуют их дальнейшему

развитию. Наконец, восстановление всей цепочки движения преступных денег

позволяет от низшего звена исполнителей на руководство преступной

организации.

Термин «отмывание» денег впервые употребляется в начале 80-х годов в США в

связи с ростом незаконной торговли наркотиками и доходов от нее и обозначает

процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег в легальные

(«белые») деньги.

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от

преступной Деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против

незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19

декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего

законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от

преступной деятельности понимаются:

- конверсия или передача имущества, если известно, что такое

имущество в результате правонарушения или правонарушений, или в результате

участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или

утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи лицу,

участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем

чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника,

местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в

отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое

имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в

результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- приобретение, владение или использование имущества, если в момент

его получения было известно, что такое имущество получено в результате

правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком

правонарушении или правонарушениях;

- участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью

совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше,

покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также

пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их

совершении.

Венская конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления «отмывание»

денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие

организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций,

получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также

стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

Реагируя на эти процессы, Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании,

выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от

08.11.90 признала преступлением действия, связанные с «отмыванием» денег,

полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной

деятельности. Но в разных странах существуют различия в законодательстве при

определении перечня деяний, являющихся источником происхождения средств,

подвергаемых «отмыванию». В качестве таковых могут рассматриваться:

- преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

- преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

- правонарушения;

- преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом

наркотиков.

Российские законодатели избрали в проекте Федерального закона «О

противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным

путем» вариант более широкого перечня. Уже в названии Закона речь идет о

доходах, полученных незаконным путем, что, разумеется, гораздо более широкое

понятие, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные

незаконным путем, определяются как «вещи, деньги, ценные бумаги, иное

имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате

совершения преступления или иного правонарушения».

«Отмывание» денег представляет собой сложный, достаточно продолжительный

процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и

описания этого процесса выработано несколько моделей, хотя на практике они не

всегда четко прослеживаются.

Наиболее распространенной в мировой практике является трехфазовая модель:

1. Placement;

2. Layering;

3. Integration.

Первая фаза подразумевает предварительное «отмывание» денег (преобразование в

другие виды валют, купюры иного достоинства, ценные бумаги). В банковском

секторе формы первой фазы направлены на обход существующих во многих странах

положений об обязательной идентификации клиента.

Основные формы первой фазы:

- мошенничество с использованием подставных лиц и фирм;

- подкуп и запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации

клиента;

- смурфинг – организованная покупка легко преобразуемых имущественных

ценностей, преимущественно финансовых инструментов (каждая покупка

осуществляется на сумму ниже той, с которой возникает обязанность

идентификации);

- структуринг – платежи небольшими суммами на один банковский счет;

- обменные сделки – организованный обмен денег на купюры иного

достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

- использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной

выручке которых примешиваются «грязные» деньги;

- создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих «грязные»

деньги в качестве выручки.

Цель второй фазы – отделение преступных доходов от источника их происхождения

путем проведения комплекса финансовых операций. В результате обрывается

цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей.

Операции второй фазы носят, как правило, международный характер. «Отмывание»

внутри страны применяется прежде всего как предварительная ступень к

международному «отмыванию».

Для осуществления операций во второй фазе широко используются подставные лица

и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием перевода

денег. Используются также так называемые «подпольные» («подземные») концерны,

в которые входят предприятия одной сферы, имеющие вертикальные и

горизонтальные связи.

«Грязные» деньги вводятся в оборот через розничных торговцев как выручка от

торговли. На эти деньги у оптового торговца закупаются скоропортящиеся

продукты, которые далее списывают как испортившиеся. Это, разумеется, лишь

одна из возможных схем деятельности «подпольных» концернов.

В настоящее время для проведения операций второй фазы большую роль играют

оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слаборазвитой

системой финансового контроля. Для страны, в которой осуществляется

«отмывание» денег характерны следующие условия:

- отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков;

- анонимные банковские счета;

- отсутствие обязательной идентификации клиентов;

- недостаточно эффективно работающие органы юстиции;

- отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное

происхождение;

- др. условия.

В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются следы

финансовых операций. В Европе к таким регионам относятся: Андорра, Болгария,

Кампион (Италия), Гибралтар, Гернси, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Монако,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.