РУБРИКИ |
Диплом: Влияние ТНК на мировой экономический процесс |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Влияние ТНК на мировой экономический процесспроизводства. Первая фаза производственного цикла имеет тенденцию быть расположенной в наиболее развитой индустриальной стране или странах, таких как Великобритания в XIX веке, США в ранний послевоенный период и Япония в конце XX века. Олигополистические корпорации в этих странах имеют сравнительные преимущества в развитии новой продукции и индустриального процесса благодаря большому внутреннему рынку, а, следовательно, высокому спросу и весьма хорошим условиям для осуществления инновационной деятельности. На начальной стадии деятельности ТНК получают огромные преимущества, используя свои монопольные позиции, и, прежде всего, благодаря созданной ими технологии. В связи с увеличением продуктов производства корпорации на первых этапах идут на увеличение поставок на внешние рынки. В условиях требования увеличения роста иностранной продукции, распространения технологии, в условиях существования иностранных соперников и создания торговых барьеров, требование создания продукции, товаров за рубежом становилось необходимым и желательным. Во время второй фазы процесс производства продолжает улучшаться, и производство имеет тенденцию переноса из страны ядра в другую. На третьей стадии производственного цикла стандартизация процесса производства делает возможным перенос его в новые индустриальные и слаборазвитые страны, где существуют более низкие сравнительные издержки и более низкая заработная плата. В результате происходит процесс переноса производства. Такие внутрифирменные связи стали одним из важных компонентов современной мировой экономики. Сам по себе этот производственный цикл существовал с конца XIX века. Однако, вплоть до конца Второй мировой войны он не приобретал столь больших масштабов. Но после окончания Второй мировой войны степень и размеры технологических открытий, их распространение резко возросли. К этому добавилась активная исследовательская работа, быстрое улучшение средств коммуникации и управления - все это усилило соревновательную значимость инноваций и их более интенсивное распространение среди соперников. Международное производство стало важнейшей частью корпоративной стратегии олигополистических корпораций, которые пытались усилить свои монополистические позиции посредством иностранных прямых капиталовложений. Таким образом, произошло соединение высоко стандартизированного производства и производственной техники с существенно дешевым трудом в новых индустриальных странах, которые в свою очередь стали важными источниками промышленного производства. В итоге, международная торговля и иностранные капиталовложения стали высоко динамичными, и мы можем сказать, что циклическая теория исследует ряд существенных и важнейших характеристик современной мировой экономики: значение ТНК и олигополистического соревнования, роль развития и распространения индустриальных технологий как важнейшего фактора торговли и глобального расположения экономической активности, интеграции торговли иностранного производства в корпоративную стратегию. Распространение и успех этих вертикальных форм мультинациональной организации обусловлен тремя факторами. Первый - интернационализация или вертикальная интеграция различных стадий бизнеса, связанная прежде всего с сокращением стоимости. Фирма стремится поставить под контроль все ступени производственного процесса, в том числе такие как источники и стоимость доставки сырьевых материалов и комплектующих изделий. Второе - производство и использование технических знаний. Это связано со все возрастающей стоимостью исследований. Фирмы стремятся сохранить свою монополию на исследования как можно дольше. И, наконец, возможность расширения деятельности за рубежом обусловлена возможностями развития средств коммуникации и транспорта. Эти же факторы приводят к доминированию больших олигополистических корпораций над национальной экономикой и ее преобразованию. В результате процесс развития приобретает чрезвычайно сложный характер и структуру. Стратегия вертикального интегрирования связана с различными ступенями производства в различных географических пунктах земного шара. Первичными факторами осуществления иностранных капиталовложений является попытка снижения стоимости производства и преимущества местного налогообложения. Результатом интеграции производственного процесса становится быстрое расширение внутрифирменных поставок. Поэтому экспорт-импорт комплектующих деталей приобретает более важное значение, чем торговля готовой продукцией. В олигополистических условиях, когда экономика размеров и внутреннего спроса становятся важными факторами международной соревновательности, фирма осуществляет иностранные капиталовложения в надежде получить существенную компенсацию. Этому способствует индустриальная и торговая политика местных правительств. Передача транснациональными корпорациями внутренней системы индустриальной организации имеет серьезные экономические и политические последствия. Тот факт, что прямые иностранные вложения и интернационализация производства имеют место в политически разделенной международной системе соревновательности национальных систем, приводит к появлению многих политических проблем. Они открывают возможность местным правительствам использовать и манипулировать ТНК для достижения своих целей во внешней политике и других областях. Однако, рабочая сила внутри стран рассматривает прямые зарубежные инвестиции как прямую угрозу своим собственным интересам. С другой стороны, принимающие страны опасаются, что внедрение ТНК окажет решающее воздействие на их экономические, политические и другие развития. Говоря о новейших тенденциях прямых зарубежных инвестиций, следует отметить, что первый и самый главный момент -замедление уровня роста совокупных иностранных вложений, который связан с падением уровня экономического роста и увеличением политической неопределенности во всем мире. Растет конкуренция между промышленно развитыми и развивающимися странами за капитал и технологию. Развитые страны, подстегиваемые ростом безработицы ведут весьма жесткую конкуренцию за привлечение капитала. Слаборазвитые страны шире открывают свои двери для притока иностранных инвестиций в связи с мировым спадом, глобальным кризисом долгов, усложнением условий передачи технологии и г. п. Хотя в ряде PC и произошли определенные улучшения экономического положения, а растущая конкуренция. Между самими РС происходит все большая дифференциация по их способности привлекать капиталовложения. Растущая политическая и экономическая неопределенность заставляет ТНК диверсифицировать свои вложения, усиливая их направление в экономически развитые страны. Сами вложения имеют также тенденцию концентрироваться в нескольких странах, таких как Южная Корея, Тайвань, Мексика, Сингапур, Филиппины, Гонконг и Бразилия, чья работающая на экспорт экономика все активнее растет. Эти страны располагают дешевой рабочей силой, а также большими расширяющимися внутренними рынками. Иностранные инвестиции в этих странах осуществляются главным образом в индустрию услуг и производство готовых товаров. Банкиры предоставляют займы слаборазвитым странам, и это вызывает растущее соревнование между ними за прямые вложения. Эти тенденции углубляют неравномерное развитие между развитыми странами и отказ от капиталовложений в ряд стран создают парадоксальную ситуацию новых форм капиталистического империализма. В результате увеличивается значимость "вертикальных", как противоположных "горизонтальным", прямых иностранных капиталовложений; происходит расширение межкорпоративных союзов через национальные границы; возрастает роль оффшорного производства полуфабрикатов, промежуточных продуктов. По мере увеличения нетарифных барьеров между развитыми странами ТНК развивают производство компонентов в НИС. Такой подход ярко проявил себя начиная с конца 1970-х годов. Горизонтальные вложения за рубежом, связанные с некоторыми операциями корпораций у себя дома и вертикальные вложения происходят, когда фирма расширяет мощности для производства в своей собственной стране, используя производимую во вне продукцию для своих предприятий. Вертикальные иностранные вложений разделяют процесс производства и его расположения в различных странах мира и улучшают возможности конечной сборки компонентов. Эта фрагментация направлена на достижение экономики размеров, уменьшение стоимости товаров, производимых в различных географических зонах. Она позволяет использовать льготы налоговой политики правительств, такие, как, например, свободный от налогов провоз полуфабрикатов, сборка товаров дома из компонентов, привезенных из-за рубежа, или сборка товаров за рубежом из компонентов, произведенных у себя в стране. Развитие и увеличение специализации отраслевых предприятий ведет к увеличению торговли между фирмами и корпорациями. Эта форма торговли составляет около 60 % американского импорта. Переход к созданию совместных предприятий, к другим формам межкорпоративного сотрудничества обусловлен рядом политических, экономических, технологических факторов: улучшением условий доступа к рынкам; увеличением затрат на разработку технологии до такой степени, что даже для ТНК это представляет риск; необходимостью роста капиталовложений в условия глобального рынка: для американских фирм по связано но многих случаях с потерей технологического лидерства в ряде областей; для японских фирм по связано с предупредительным протекционизмом. Глобальная рационализация международного производства обусловлена ростом значимости союзов между ТНК и зарубежными поставщиками продуктов и компонентов. Япония, например. поставляет для американской электроники около 40 % компонентов и т.д. В этой интернационализации производства быстро расширяется роль НИС. Посредством такого механизма как СП, контрактные соглашения, американские и другие ТНК передают новейшие технологии НИС и заключают соглашения о сотрудничестве со все расширяющимся числом стран: Мексикой, Тайванем, Южной Кореей и т.д. Соединяя производительные технологии и глобальные рыночные организации, корпорации, использующие низкооплачиваемую рабочую силу стран НИС, совместно с фирмами этих стран значительно укрепляют свою конкурентную силу на местных рынках. Например, американские и корейские фирмы добились огромных успехов в производстве компьютерных чипов. Подъем курса иены и связь доллара с корейской валютой способствовали этому союзу. Широко использовать сотрудничество ТНК для повышения конкурентоспособности своей продукции стал Китай. Союзы между фирмами в ряде случаев, санкционировавшиеся и поддерживаемые местными правительствами приобретают все большее и большее значение. Увеличение цены технологического развития, значимость экономики размеров и расширение нового протекционизма на трех основных рынках мира - США, Западная Европа, Япония - потребовали от ТНК лучшего знания местных рынков. В результате ТНК стали захватывать внутренние рынки один за другим. В 1983 году была создана Новая Объединенная Автомобилестроительная Компания, которая объединяла Дженерал Моторз и Тойоту. Это существенно повысило конкурентоспособность данной корпорации на мировом рынке. Таким образом, новое развитие покончило со старым транснационализмом. Прошли те дни, когда ТНК могли свободно оперировать и даже доминировать над экономикой страны-хозяина и прямые иностранные капиталовложения означали контроль и собственность. Вместо огромного множества соглашений, которые имели место, пришел обмен лицензиями на технологии между корпорациями различных государств, СП, рыночные соглашения, оффшорное производство компонентов, изменяющееся право собственности. Теперь корпорации видят в PC меньше экспортеров сырья и больше представляет их как расширяющиеся местные рынки и индустриальные партнеры. Такой процесс развития меняет политику как слаборазвитых стран так и развитых. Слаборазвитые страны становятся более восприимчивыми к деятельности ТНК. Однако PC стремятся также использовать политику капиталовложений в свою пользу. Это поставило довольно-таки трудную дилемму перед ТНК. В США, в Западной Европе, Японии стали происходить широкие дебаты по вопросу о том, кто получает и кто теряет больше в результате подобных изменений. Усилились противоречия между государствами и корпорациями в борьбе за глобальный рынок, на котором, что очень важно помнить, большое влияние на результат экономического соревнования оказывают национальные и корпоративные стратегии, в частности такие, как традиционные факторы сравнительных издержек. Начиная с 1970-х годов и в 1980-е годы в Америке существенным образом стадо меняться отношение к прямым иностранным вложениям. Хотя общественное мнение США было весьма благосклонно к ТНК, выдвигался вопрос о вложениях в те отрасли промышленности, которые были связаны с упадком традиционных отраслей и высоким уровнем безработицы. Под нажимом общественного мнения американские корпорации предприняли шаги по ограничению производств за рубежом и экспорту за границу с американских предприятий. США также попытались увеличить свою долю в мировых капиталовложениях и долю прибыли от них. Они старались направить глобальный поток капиталовложений в экономику США. Однако, в начале 1990-Х годов подорожавший доллар, высокий уровень заработных плат и высокий процент за капитал в совокупности с другими факторами производства способствовали факту бегства за рубеж и расширению оффшорного производства. Таким образом, развивалась тенденция прямых вертикальных зарубежных инвестиций, а в Америке росла тревога по поводу превращения ее в простую "сборщицу компонентов", производимых за рубежом и по поводу того, что первичной задачей американских корпораций стала сборка и распределение продукции, произведенной за рубежом. Можно сказать, что в США усилились страхи, что американская экономика трансформируется из производящей в распределяющую. Раскручивался эффект бумеранга, связанный с мнением о том, что расширение импорта из-за рубежа ослабит производственные мощности США и не рационально распределит американскую технологию во всем мире. Подобная точка зрения была обусловлена тем, что все большая и большая часть продукции, технологии, которая была разработана в США, производилась за рубежом и была за тем импортирована в США. Такое положение ухудшает соревновательные возможности американской экономики и служит основанием для возникновения нового транснационализма. В странах Западной Европы теория и практика транснационализма используется гораздо реже, чем в США. Экономика США и стран Европейского Сообщества сильно отличаются друг от друга, в свою очередь между странами Сообщества имеются большие различия. Так, экономика Соединенного Королевства характеризуется высоким уровнем приватизации, а экономика Франции - высоким уровнем национализации. Экономика ЕЭС существенным образом закрыта для товаров, произведенных в других странах мира, особенно для товаров новых индустриальных стран и Японии. Хотя, естественно, европейские фирмы сотрудничают с американскими, японскими корпорациями в создании совместных предприятий, в разработке технологии в плане сокращения технологического разрыва между Европой и другими передовыми странами. По мере того, как Общий Рынок увеличивает свои барьеры на пути импорта с целью проникновения на относительно замкнутый европейский рынок, ТНК вкладывали в Европу все больше и больше денег и передавали часть своей технологии. Правительства европейских стран активно вмешиваются и экономику, осуществляя национализацию, инсценируя совместные проекты развития. Значительная часть частного сектора в Западной Европе была национализирована. Стремясь повысить занятость европейские правительства активно вторгались в ключевые секторы корпоративной экономики. Европейцы стремились создать корпоративных "борцов" с конкурентоспособностью американских и японских ТНК в Европе и за рубежом. Эти европейские корпорации должны были превратиться в инструмент индустриальной политики, вносящей существенный вклад в развитие растущей регионализации мировой экономики. Весьма важным представляется резкое развитие с начала 1980-х годов транснационализма в японской экономике. Раньше японские корпорации играли в целом меньшую роль в мире, чем американские и европейские корпорации. С начала 1980-х годов они активизировали свою деятельность. До этого они были сравнительно небольшими по американским и европейским стандартам. Их доля составляла около 7 % от общих иностранных капиталовложений. Японские вложения были сконцентрированы в основных отраслях промышленности. Стратегия японских корпораций отличается от американских. Так, японцы добавили высоки ценностную фазу индустриального производства в японскую экономику, т.е., если раньше они широко использовали зарубежную технологию, то в последние годы -приступили к осуществлению в очень крупных масштабах научно -исследовательских и конструкторских разработок, что и составило эту фазу. Долгое время считалось, что характерной чертой японского национального характера является недостаток творческого мышления, воображения, способности к анимационной деятельности. Писалось и говорилось, что японцы - лишь хорошие подражатели, копиисты, и что они совсем не способны к самостоятельным творческим открытиям. Однако, в последнее время японцы активно занялись инновационной деятельностью, разработкой новых технологий и достигли в этом больших успехов. Таким образом, действительность отвергает мнение многих зарубежных маститых ученых, в том числе и японских, о недостатке творческого мышления у своих соотечественников. Возможно эти успехи были достигнуты благодаря существенным преобразованиям в системе образования и установления самого длительного среднего срока образования в стране. Традиционно японцы проводили политику экспорта со своих предприятий и прямых вложений в добывающие отрасли. После энергетического кризиса и в связи с резким увеличением стоимости рабочей силы у себя дома японцы увеличили вложения а слаборазвитые страны для производства полуфабрикатов и низкостоящих компонентов, перенеся ряд производств в азиатские страны. Следует отметить, что переносилось производство тех товаров и услуг, которые требовали низкого уровня технологической культуры, и предназначались для местного потребления или экспорта в другие развивающиеся страны. Однако повышение торговых барьеров и курса иены в середине 1980-х годов заставили японцев увеличить свое производство в развитых странах. Они стали широко практиковать вложения в экономику США и Западной Европы. Если за период между 1950 и 1975 годом они вложили 303 млн. долл., то в 1990 году прямые японские вложения в США достигли 16,5 млрд. долл. и 1,1 млрд. долл. в Западную Европу. Прямые японские капиталовложения в эти страны были направлены на преодоление торговых барьеров. В итоге японские корпорации вопреки своей воле стали транснациональными. Японские капиталовложения были тесно связаны с торговлей и осуществлением экономической стратегии. Япония рассматривала свои вложения как инструмент поддержки и расширения своей роли в мире. Внедрение в экономику США и в меньшей степени в экономику Западной Европы японских ТНК изменило отношение между передовыми странами. В результате покупки американских фирм, расширения своего долевого участия в них, создания совместных предприятий в таких сферах как автомобилестроение, электроника, сталелитейная промышленность, японские вложения переместились из сферы производства простейших компонентов в сферу самых высоких технологий. В середине 1980-х годов японские автомобильные корпорации превратились в первых из четырех важнейших групп производителей автомобилей. Такое активное проникновение японских ТНК в экономику США вызвало бурную реакцию в этой стране. Например, губернатор штата Колорадо Ричард Лам заявил об осуществлении экономического колониализма Японией. Японцы перенесли свои соревновательный динамизм на американский рынок. Торговые барьеры па японские товары оказали парадоксальный эффект на усиление соревнования Японии и США, и в целом, японские корпорации добились преодоления этих барьеров, укрепили свое влияние на американской земле. Протекционистская политика США и рост японо-американского корпоративного сотрудничества оказали серьезное влияние на продажи стран Европейского Сообщества и США. Необходимо сказать также о том, что ряд высокопоставленных групп США весьма негативно реагировали на "вторжение" Японии в американскую экономику, особенно, в отрасли высокой технологии. Они стали проявлять такой же страх как перед лицом этого проникновения как раньше Западная Европа и другие менее развитые страны испытывали в отношении проникновения американских ТНК. Все это оказало существенное воздействие на изменение мировой экономики в целом. Таким образом, мы можем сказать, что транснационализация японской экономики стала одной из примечательных черт международной экономической и политической жизни. Делая некоторые обобщения о деятельности ТНК в конце нынешнего века, необходимо подчеркнуть, что в своей значительной части они остаются американскими, и в меньшей степени европейскими, в ряде случаев резко возвышаются японские корпорации и корпорации некоторых новых индустриальных стран, особенно Южной Кореи. Они используют такие преимущества как экономика размеров, низкие транспортные издержки, а также некоторые другие преимущества. Эти корпорации нашли для себя хорошую нишу во многих странах, которые они успешно используют в настоящее время. Глава III. ТНК как фактор осуществления глобального влияния. 1. Взаимоотношения ТНК и государства. Широкое распространение и рост ТНК в период после Второй мировой войны является одним из важнейших феноменов последнего времени, что породило многочисленные его исследования. Как уже отмечалось, при определении самого понятия ТНК самими исследователями обращается внимание на то, что они владеют, контролируют, производят или оказывают услуги вне той страны, где они обоснованы, отмечается неоднозначный характер собственности ТНК, которая может быть частной, государственной или корпоративной (смешанной). По- разному оценивается роль ТНК в мировом экономическом развитии и в международных отношениях, Но во всех странах общепризнанным является факт очень широких возможностей ТНК и неуклонного расширения их деятельности вне национальных границ. Обще признана также их роль в широких вложениях капитала в национальную экономику. Сама оценка деятельности ТНК дается весьма различно, начиная от крайне позитивной и заканчивая крайне негативной. В качестве негативных факторов выделяется то, что внедряя современные технологии, ТНК резко увеличивают безработицу, ухудшают финансовые балансы и нарушают правила нормальной конкуренции. Во многих странах указывается на то, что собственность и контроль над ключевыми экономическими секторами переходит в руки иностранных предприятий, что оказывает существенное влияние на политический суверенитет и на изменение социокультурных ценностей, т.е. внесение зарубежных ценностей и принижение роли или полное уничтожение местных ценностей. Широко обсуждается также проблема влияния ТНК на увеличение благосостояния местного населения, причем мнения высказываются самые различные, от того, что они поднимают, до признания, что они снижают благосостояние. Обсуждается их взаимодействие с профсоюзными организациями в странах, дискутируется роль ТНК в формировании и реализации интересов потребителей, качества и цен товаров, ими производимых. Одной из чрезвычайно сложных и противоречивых проблем, которой дается разная характеристика в трудах зарубежных авторов, является проблема взаимоотношения ТНК с национальными правительствами. Здесь можно выделить три основных подхода: либеральный (ортодоксальный), марксистский (радикальный), националистический (неомарксистский) . Каждый из них по-своему интерпретирует взаимоотношения ТНК и их национальных правительств. За последние тридцать лет эти отношения претерпели большие перемены: от конфликтов к сотрудничеству. Если раньше правительства пытались ограничить деятельность ТНК, то сегодня ТНК рассматриваются ими как средство укрепления национальных позиций, создания национальных преимуществ. Система отношений между государством и ТНК представляет собой диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие противоречий, главным из которых является противоречие между интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориально ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК осуществляя спою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру страны- базирования или принимающей страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами государственного регулирования экономики. Дж. Даннинг в своей статье "Правительство и ТНК: от конфронтации к кооперации" развивая свою "эклектическую теорию, исследовал отношение между правительствами и ТНК за последние три десятилетия и оценил перспективу их развития. Вот основные его положения: 1. в прошлом государственная политика в отношении ТНК не была явно связана с общей государственной стратегией либо потому, что ТНК контролировали крайне незначительную часть экономики, либо потому, что правительство считало результаты регулирования деятельности ТНК незначительными; 2. сегодня правительства вынуждены рассматривать достижения сравнительных преимуществ в области ресурсов, которые находятся под их юрисдикцией, как самостоятельную экономическую цель, отводя все большее значение как внешним, так и внутренним инвестициям. Это произошло вследствие сближения экономических структур стран. Кроме того, ТНК становятся все более независимыми в выборе места размещения своих филиалов. Действия правительств в 1960 - 1970-е годы Дж. Даннинг оценивает как нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно приводили к конфронтации с ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК. В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический прогресс способствовали переоценке правительствами политических последствий деятельности ТНК и изменению отношения к ним. В 1990-е годы, правительства стали играть координирующую роль в использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции рассматриваются как дополнение к внутренним- Они разрабатывают политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках. Стратегическое единство интересов ТНК и государств вполне конкретно проявляется и в том факте, что государственная политика, партийная система, армия не могут существовать без опоры на финансово-техническую поддержку ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка. Так, стоимость парламентских выборов в Японии за последние двадцать лет увеличилась в 70 раз. Общие расходы по выборам президента и состава Конгресса США выросли с 1976 года по 1980 год со 160 млн. долларов до 2,2 млрд. долларов. Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, 87 % корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное для них законодательство и политический курс. Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют различные методы: организации кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения; финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие. В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий субподрядчиков, банкиры - своих клиентов. Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств. Так, в правительстве Р. Рейгана каждый четвертый член был мультимиллионером. Более того, многим из них были вверены государственные посты в секторах экономики, в которых они до назначения имели крупные финансовые интересы. Поскольку американские корпорации являются очень крупными вкладчиками капитала, поскольку они оказывают важное влияние на зарубежную производственную стратегию, постольку обычно основное внимание в вопросах отношений ТНК и правительств уделяется именно им. Интересы американских корпораций и внешней политики США в значительной степени совпадают. Это совпадение интересов ведет к проведению более общей политики между ТНК и американским правительством. Лидеры американских корпораций и лидеры государства в общем и целом верят, что иностранная экспансия американских ТНК служит наиболее важным интересам ТНК. Вследствие этого американская политика за рубежом, как правило, защищает их. Совпадение интересов существует в различных областях. Так, до конца 1970-х годов американцы контролировали добычу большей части мировых сырьевых материалов и нефти в несоциалистических странах и гарантировали, таким образом, безопасность снабжения и предпочтения для американских потребителей в периоды сокращения поставок. Например, во время Корейской и Вьетнамской войн американцы в значительной мере регулировали цены на поставки этих товаров. Это достигалось путем собственности и контроля над ресурсами в других странах. Хотя они были существенно подорваны в 1980-е годы, влияние американцев в этих секторах продолжает оставаться весьма сильным. Американские политические лидеры убеждены, что национальные интересы США реализуются путем экспансии корпораций в производстве товаров и услуг. Прямые иностранные вложения рассматриваются как основной инструмент, посредством которого США могут поддерживать свои позиции на зарубежных рынках. А зарубежная экспансия ТНК - как средство поддержания американской доминирующей позиции в мировой всерасширяющейся экономике, и прежде всего в Западной Европе и Японии. Эта экспансия считается более эффективной, чем расширение экспорта из США. Производство товаров в развивающихся странах, особенно производство, которое требует высоких издержек труда, позволяет американским корпорациям успешно конкурировать в области производства товаров, стоимость которых бывает низкой. Хотя американские корпорации экспортируют капитал и технологии, их реальная сила - финансы, исследования развития и управленческий контроль - остается в США. ТНК других стран также развивают свое производство, стремясь поддержать и увеличить свою долю на мировом рынке. Считается также, что американские ТНК продолжают финансировать баланс и являются главным источником сохранения обмена и баланса этого обмена с зарубежными странами, что укрепляет американскую глобальную военную и политическую позицию, поэтому они рассматриваются как важный фактор американского экономического и политического благосостояния и глобального влияния. Естественно, что ТНК, в свою очередь, боятся национализации или определенного ограничения своей деятельности в зарубежных странах и нуждаются в существенной поддержке и защите американского правительства. ТНК оцениваются также как проводники глобального экономического развития и механизм распространения американской свободной предпринимательской системы. Начиная с Плана Маршалла, ТНК отводилась роль усиления иностранных экономик и противостояния коммунизму и социалистическим моделям экономического развития. Так как ТНК по своему характеру являются международно-оперирующими, помимо вышеперечисленных функций они выполняют и функцию дипломатии в сфере внешних сношений, в которой они выступают как политические агенты, имея в этом плане большой потенциал: 1. наличие густой и широкой сети филиалов, дочерних компаний, представительств, связей, которую не имеет ни одно дипломатическое ведомство; 2. присутствие ТНК в экономике принимающих стран, в их инфраструктуре, внешней торговле, в отличие от официальной дипломатии, которая действует на межгосударственном уровне; 3. распространение ТНК своего контроля на средства массовой информации, связи, что означает обладание мощным оружием формирования местного общественного мнения; 4. создание в зависимых странах послушной силы в лице представителей местных политических, общественных кругов. Таким образом, ТНК имеют огромные возможности участвовать в политических процессах не только в странах базирования, но и принимающих странах. Однако роль инструмента проведения внешней политики одной страны против другой и случае скрытого или прямого конфликта вызывает неудовольствие бизнесменов, поскольку правительство США пытается манипулировать или контролировать деятельность американских ТНК для оказания давления на правительства других стран. Таких примеров можно привести великое .множество. Например, в тех случаях, когда государство проводит антиамериканскую позицию, принимаются ограничительные меры по экспорту определенных товаров в эту страну. ТНК перестают поставлять им необходимую технику и технологии, хотя зачастую, это бывает для них крайне экономически не выгодно. Вообще, угроза непоставки техники и технологии очень часто применяется правительством США. Принимаемые решения по ограничению экспорта и импорта ставят другие страны под контроль и создают для них большие трудности. Необходимо отметить и то, что правительства других стран тоже все чаще стали рассматривать ТНК как инструмент своей национальной политики, например, в плане большего безопасного обеспечения своих стран сырьевыми материалами. В ряде случаев при ослаблении американских ТНК их место занимают японские и другие корпорации. Тесное отождествление корпоративных и национальных интересов стало наблюдаться особенно после энергетического кризиса 1973 года. Определенные круги ученых, профсоюзных деятелей, журналистов стали говорить и писать о том, что иностранные капиталовложения надо использовать для осуществления политики занятости, более эффективного распределения национального дохода и повышения соревновательных позиций американской экономики. Сама по себе позиция и действия ТНК в других странах стали подвергаться все большему обсуждению и критике. Вместе с тем необходимо сказать, что в связи с относительным упадком американской промышленности, большим торговым дефицитом и ростом безработицы, хроническим упадком баланса платежей утвердилось более критическое отношение к деятельности ТНК за рубежом. Распространилось мнение о необходимости больше вкладывать в американскую экономику и ограничить передачу американских технологий. Несмотря на осуществление в 1980-е годы очень энергичной поддержки прямых иностранных капиталовложений, политические чувства в Америке по этому вопросу характеризуются все большими и большими противоречиями. Сами американцы стремятся увеличить экспорт продукции, производимой в США, и получить прибыль от иностранных капиталовложений в американскую экономику. Однако, основной позицией американского правительства остается поддержка прямых иностранных капиталовложений в экономике зарубежных стран. В 1980-е годы увеличивается поток зарубежных капиталовложений в экономику США, что бесспорно послужило ослаблению враждебности в отношении американских капиталовложений. Однако, несмотря на это, американское общественное мнение становится в последние годы все более и более критично настроенным к иностранным капиталовложениям и деятельности ТНК. В США широко распространяется мнение, что прямые американские вложения в другие страны создают условия деиндустриализации американской экономики. Стала утверждаться точка зрения на американскую промышленность как простую сборщицу готовых компонентов, произведенных за рубежом. Сами американцы задают много вопросов, причем сами эти вопросы формулируются порой в весьма категоричной форме. Например, что произойдет, если американским фирмам будет запрещено вкладывание капитала за рубежом? Улучшит или ухудшит это положение США? Таким образом, мы должны скачать о том, что отношение американцев к правительству и ТНК в последнее время стало чаще меняться и подвергаться сомнению. 2. Деятельность ТНК в развивающихся странах. На мой взгляд, было бы неполным рассмотрение только отношения политических деятелей и общественности развитых стран к деятельности ТНК. Необходим анализ отношения слаборазвитых стран к активности ТНК. Здесь могут даваться совершенно разные варианты ответов. Например, либералы могут утверждать, что установление цен не связано с деятельностью национального или многонационального предпринимательства, что национальная собственность на средства производства не оказывает существенного влияния на модель экономического поведения. Даже руководители ряда развитых стран очень остро реагировали на деятельность ТНК. Таковой была реакция Президента Франции Ш. де Голля в 1960-е годы. Но особенно рельефно эта проблема взаимодействия правительства и ТНК проявилась в развивающихся странах. На этом вопросе я и хотел бы остановиться. Прежде всего хотелось бы отметить, что проблема иностранных капиталовложений, их роли, также стара, как и деятельность Ост-Индских компаний - это факт, который обычно широко отмечается в зарубежной литературе. Но, на наш взгляд, эта позиция еще более стара, чем деятельность Ост-Индских компаний. Ее можно увидеть и в деятельности Ганзы, и в деятельности Венеции и Генуи, а явные истоки ее лежат гораздо глубже, и сама проблема, очевидно, впервые возникла, когда начал формироваться Великий шелковый путь. В современном мире можно выделить три основных волны таких капиталовложений. В XVII - XVIII веках в эпоху старого колониализма английских, голландских, испанских и других компаний создавались шахты и плантации в различных частях земного шара, которые сопровождались эксплуатацией местного населения и извлечением минеральных и других богатств. Расцвет второй волны пришелся на конец XIX века, на эпоху, так называемого, нового империализма, когда Африка, Юго-Восточная Азия и другие страны мира были включены в имперские системы. Хотя в этот период времени эксплуатация и извлечение богатств из этих стран продолжались, для обеспечения и облегчения этой эксплуатации европейцы стали вкладывать средства в развитие портового хозяйства, строительство железных дорог, городских центров, т.е. в создание инфраструктуры, весьма важной для слаборазвитых государств, Третья волна началась в 1960-е годы XX века, когда слаборазвитые страны стали использовать импортозамещающую стратегию как наиболее быстрый путь осуществления индустриализации. Существование высоких торговых барьеров, различных налогов и т.д. вынудило США и другие развитые государства субсидировать производство вне своих собственных границ. Этот период в мировой литературе часто называется революцией растущих ожиданий. Новые государства пытаются модернизировать и совершенствовать свою экономику и хотят подняться на уровень передовых индустриальных стран. Они нуждаются в стабильности и безопасности. И, естественно, что они хотят увеличить свою экономическую и политическую мощь. Для этого им необходимо улучшить жизненные условия, по сами их возможности значительно ограничены. Существуют большие различия между разными слаборазвитыми странами, как в целях самого развития, так и в политике, ими проводимой, но существует и большое сходство в основных проблемах, которые перед ними стоят и которые они должны решить. Развивающиеся страны сталкиваются с различными проблемами в реализации своих ожиданий, правительства этих стран находятся под сильным давлением своего собственного населения, которое требует решить основные социальные проблемы. Например, в определенных регионах существует большое стремление к получению образования, но сам факт получения образования часто приводит к резкому возрастанию безработицы и разочарованию молодежи. Одним из главных препятствий экономического развития большинства развивающихся стран является демографический взрыв. Как указывает Невель Браун, главная угроза человечества сейчас идет не от ядерного оружия, но от демографического взрыва. Одним из серьезных результатов демографического взрыва является резкий рост безработицы. Основная проблема, стоящая перед развивающимися странами, это выбор пути развития, определение тех путей, которые наиболее эффективны для данной страны, развивать государственное или частное предпринимательство, плановую или рыночную экономику? Каковы должны быть приоритеты развития - сельское хозяйство или промышленность? Каков должен быть уровень отношений с промышленно развитыми странами? Какова должна быть внешняя торговля, иностранные частные вложения, внешняя помощь? В решении всех этих вопросов активное участие стали принимать ТНК. Сердцевиной трудностей ТНК в отношении развивающихся стран является низкая производительность труда, низкий уровень потребления там и основные экономические и социальные факторы, связанные с этим. Положение усугубляется растущим разрывом между промышленно развитыми и развивающимися странами. Кроме того, развивающиеся страны страдают от политической нестабильности. Они являются жертвами неоколониализма: получение независимости не сопровождается экономической независимостью. За последнее время развивающиеся страны создали множество региональных организаций, которые пытаются решить экономические, социальные, политические и другие вопросы. Само развитие стран представляет собой сложный процесс взаимодействия между национальными, международными элементами и включает в себя широкий комплекс экономических, политических и социальных проблем. Развитие не обязательно связано с немедленным ростом производства, сокращение в неравенстве доходов и благосостоянии является одной из основных задач. В этой связи часто ставится вопрос о том, что ТНК являются мощными двигателями роста, что они сокращают неравенство, даже, если правительства не осуществляют политику, направленную на ее сокращение. Многие ТНК действуют в развивающихся странах, вкладывают большие средства в эти регионы. Правда, сейчас появилась тенденция, когда они стали замыкать свою деятельность в рамках промышленно развитых стран, и большая часть частных капиталовложений концентрируется в относительно развитых регионах. Поэтому возникает вопрос, насколько частные капиталовложения ТНК способствуют развитию стран третьего мира, и на сколько они им помогают. Проблема экономической помощи является относительно новым подходом в экономических отношениях промышленно развитых стран с развивающимися странами. Бесспорно, нельзя отвергать позитивную роль этой помощи, однако, иностранная помощь порождает очень сложную политическую проблему взаимоотношений донора и получателя, поскольку и у того и у другого есть свои собственные интересы. Трудно отделить иностранную помощь от других аспектов международных отношений. Здесь возникает проблема выработки взаимно приемлемых отношений в качестве центральной. Иностранная помощь, деятельность ТНК имеют экономический смысл и политическое содержание. Проблемы целей, происхождения, получения могут порождать конфликты и диалоги национальных интересов и силовой политики. Получая помощь от иностранных инвесторов, государства стремятся сохранить свою независимость, но часто иностранные капиталовложения и особенно деятельность ТНК рассматриваются как направленные на эксплуатацию местных ресурсов, поскольку иностранный капитал часто проникает в те области экономики, которые поддерживают экономическую зависимость развивающихся стран от Запада. Считается, что тем самым нарушается сама природа экономического развития слаборазвитых стран и создается, так называемое, "зависимое развитие". Отмечается также, что создание филиальной экономики делает не возможным осуществление полного всестороннего развития. Субсидии, которые даются им как придаткам метропольной корпорации, и создание анклавной экономики в слаборазвитых странах, не способно служить инструментом сам о поддерживающегося роста. Корпорации обвиняются и во внедрении несоответствующих типов технологий, использующих дорогостоящее оборудование, что ведет к росту безработицы и предотвращает появление местных технологий. Утверждается и то, что ТНК сохраняют контроль над наиболее передовыми технологиями, не передают их развивающимся странам по разумным ценам. Выдвигается положение, что прямые иностранные капиталовложения ухудшают распределение доходов в развивающихся странах. Марксистская объективная зарубежная критика правильно подчеркивает, что они увеличивают разрыв между богатыми и бедными странами и создают тем самым условия для новых социальных потрясений в этом регионе. Вполне обоснованным представляется и мнение о том, что вывоз прибылей за рубеж подрывает местные финансы и препятствует развитию, таким образом, местного предпринимательства. Правительства многих развивающихся стран существенно обеспокоены динамикой роста ТНК. Проблема связана с тем, что ТНК, например, контролируют более половины мировой торговли сырьем и энергоносителями. Огромная финансовая сила и влияние находятся в их распоряжении, поэтому нет ничего удивительного в том, что, по мнению местных правительств, они ведут переговоры с позиции силы и ведут к увеличению зависимости. Помимо чисто экономической критики, давалась и дается политическая оценка деятельности ТНК. Так, указывается, что ТНК создавали местные правительства, симпатизирующие исключительно капитализму, и при этом совершенно не учитывали национальные особенности развития страны и регионов Африки и Латинской Америки, считая, что они могут делать все, что им угодно. На практике это может привести и к разрушению экономики, и подрыву образа жизни, и другим негативным последствиям. Можно по-разному оценивать деятельность ТНК в развивающихся странах, позитивную или негативную роль играют они в этом регионе. Очевидно, к ней нельзя относиться как полностью негативной или полностью позитивной. Бесспорно, существует достаточно негативных факторов деятельности ТНК. Однако, здесь возникает довольно сложный вопрос. Являются ли эти негативные результаты результатами деятельности ТНК или результатами неумелой политики самих слаборазвитых стран или они - интегральная часть самого процесса развития. Возникает много проблем, которые нуждаются в тщательном анализе. Суть одной из них - небольшой объем местных внутренних рынков - заключается в том, что развивающиеся страны устанавливают в ряде случаев высокозащищенные внутренние рынки, где трудно производить продукцию в широких масштабах, и поэтому цена их бывает относительно высокой. На практике предприятия, создаваемые ТНК во многих развивающихся странах носят анклавный характер, изолированный от других секторов экономики, слабо контактируя с ними, они не преобразуют экономику в целом, оказание влияния на быструю индустриализацию можно наблюдать только в новых индустриальных странах. Даже в Мексике и во многих других странах этого не произошло. Но все эти страны стремятся осуществить индустриализацию. Говоря об использовании технологии, необходимо отметить, что развивающиеся страны стремятся получить не только самые передовые ее виды, но и использовать технологию, требующую максимального использования труда в порядке обеспечения максимальной занятости. В реальности обе эти цели находятся в глубоком конфликте друг с другом, и только две НИС, Тайвань и Сингапур, имеют относительно небольшую безработицу. Передачи технологий, требующих больших капиталов, бесспорно выгодны, но необходимо сказать о том, что ТНК проявляют мало инициативы в развитии соответствующей технологии, которая могла была бы конкурировать на мировом рынке, потому что они осуществляют свои вложения на защищаемом рынке. Кроме того, передача технологии вызывает конфликт экономических интересов между корпорациями и местными правительствами из-за определения цен, по которым эта технология продается. Никто не станет отрицать того факта, что ТНК играют очень важную роль в осуществлении международного разделения труда, интернационализации капитала. Бесспорно также, что ТНК играют свою роль в обеспечении природными ресурсами стран, которые испытывают их недостаток. На наш взгляд, существуют следующие тенденции, связанные с деятельностью ТНК: 1. Человечество вступило в такую фазу развития глобальной экономики, когда изменения в экспорте - импортных ценах являются основным фактором, определяющим перераспределение богатства. Цены на нефть являются самой яркой иллюстрацией этого. 2. Перспективы иностранной помощи представляются весьма неясными. Затраты на амортизацию оборудования и обслуживания долгов развивающихся стран снижают значимость их внутренних ресурсов. 3. В этих условиях ТНК могут выступать как такие организации, которые способствуют экономическому росту развивающихся стан. 4. Роль ТНК усиливается тем обстоятельством, что на пороге XXI века богатые индустриально развитые страны вступают в постиндустриальный век и для них крайне необходимо передать промышленную деятельность развивающимся странам, поскольку они сами переходят на постиндустриальный этап развития. Возможно, что ТНК - лучшие агенты этой передачи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Хотя сам феномен ТНК сравнительно молод (массовое распространение этой формы международной монополии началось лишь с конца 50-х гг.), последствия их деятельности не позволяют обходить стороной эту тему. Несмотря на определенные достижения, рост ТНК вширь практически не замедляется. Они проникают во все отрасли экономики. В работе показано, что ТНК отражают такое состояние мира, в котором движение капитала и технологии приобрело очень высокую степень подвижности, и, что именно деятельность ТНК в значительной степени способствует превращению мира в целое, где части становятся функционально взаимосвязанными, и, где возникают новые тенденции и законы развития. В работе также указывается недостаточность подхода, который мировое взаимодействие рассматривает преимущественно на основе межгосударственного взаимодействия. ТНК осуществляют экономическое, финансовое, торговое, технологическое, а на новом этапе и политико-социальное взаимодействие стран мира. Деятельность ТНК принципиально меняет картину мира, и поэтому без учета этого мы не можем изучать процессы, происходящие в современном мире. Существуют разнообразные и противоречивые оценки деятельности этих гигантских экономических корпораций, не принимающих во внимание национальные границы. Проведенный анализ экономических и политических последствий интернационализации экономик показывает, что нельзя оценивать ТНК только негативно или позитивно. В связи с этим феномен ТНК нуждается в дальнейшем исследовании. Глубокого изучения также требуют проблемы, связанные с ТНК. Это и проблема взаимосвязи деятельности ТНК с национальным интересом, национальной стратегией и волей, и проблема международного права, и проблема глобальной картины мира, в которой деятельность ТНК разворачивается на фоне распределения глобальных ресурсов и глобальных проблем (эксплуатации, ресурсов и т.д.). До сих пор мы не можем дать однозначного ответа на целый ряд вопросов международного развития. Однако, по моему мнению, возникшие в последнее время реалии позволяют дать ответ на некоторые из них. Один из основных вопросов, стоящих перед современным миром в плане субъект - объектных отношений, - это проблемы ликвидации отсталости" бедности, отчуждения, обеспечения свобод, прав граждан и т.п. На нынешнем этапе при исследовании субъект - объектных отношений необходимо обратить самое серьезное внимание на то, усиливается или ослабляется проблема противоречивости, конфликтности, соперничества в современном мире? Или, наоборот, складываются отношения гармоничного равновесия, устойчивости, стабильности в мире? Перед всем миром стоит проблема управляемости, согласованности, выработки определенных норм и принципов взаимоотношений субъектов на мировой арене. Либо мир может быть ввергнут в пучину катастроф и потрясений, либо он может стать воплощением порядка, стабильности. Человечество стоит перед сложным выбором. Разные силы действуют в разном направлении. В работе вычленяется деятельность одного из важнейших институтов современного мирового политического процесса, а именно деятельность ТНК, показывается вся сложность и противоречивость этого процесса, его неоднозначность и выявляются оптимистические и пессимистические черты в рамках этого подхода. Весьма серьезными пессимистическими выводами являются выводы о том, что ТНК как инструмент, субъект мировой политики усиливает отношение конфронтации, конфликтности между основными субъектами и превращает слаборазвитостъ, отсталость в одну из самых . существенных характеристик мира. Вместе с тем, нам не хочется быть пессимистами. Нельзя не отметить, что многие институты и субъекты мирового политического процесса под влиянием человечества существенно трансформируются и, что сами ТНК могут служить не только серьезным фактором технологического прогресса, но, возможно, что в будущем они будут более тесно взаимосвязаны с ликвидацией разрыва между ядром и периферией, слаборазвитости и отсталости. БИБЛИОГАФИЯ I. Литература на русском языке 1. Абгарян Э.С. Основные критерии общественного прогресса. Б.. 1986. 2. Авраменко ЮЛ. Современное предпринимательство в стратегии ТНК/США: Экономика, политика, идеология. 1992, №2. 3.Агафонов В.П. Марксистско - ленинское учение о некапиталистическом пути развития. М., 1978. 4. Агафонов В.П. Национально - освободительные революции современной эпохи. М.,1980. 5. Аджубей Ю.В. Иностранный капитал в экономике капиталистических государств. М., 1984. 6. АджубеЙ Ю.В.ТНК: последствия экспансии. М., 1985. 7. Аксенов ЛА. Фетисов Н.С. Далекие острова Вест-Индии. М., 1984. 8. Андреев С.С. Теория политической деятельности. М., 1995. 9.Андрющснко В.И., Костикова Б.В. Книга акционера для чтения и принятия решений / ТНК "Гермес-Союз" АО "МТВ". М.: Финансы и статистика, 1994. 10. Антонова Н. Английское завоевание Индии в XVIII веке. М., 1958. 11 Арефьева Г.С. Социальная активность.(Проблсма субъекта и объекта в социальной практике и поэнании).М."1974. 12.Лртамошкин М. Проблемы борьбы с транснациональной преступностью .'М., 1993. 13. Астапович А.З. Транснациональный капитал США в мировом хозяйстве. М., 1990. 14. Астапович A.3. ТНК и процесс интернационализации капиталистического хозяйства. М" 1989. 15. Барулин B.C. Социальная жизнь общества.М., 1980. 16. Безруков А.И., Зубчснко ЛА. Европейское сообщество на пути к единому рынку: роль ТНК- М., 1990. 17. Белоус Т.Я. Международные монополии и вывоз капитала. М.,1992. 18. Бельсон Я.М. За фасадом власти - монополии. М., 1981. 19. Бережкова М. О торговле России с Ганзой до конца XV века. С.-Пб,1879. 20. Березной А.В. Интернационализация предпринимательского капитала развивающихся стран. Дис. на соискание уч. ст. д-ра экон. наук. М., 1991. 21 Богокин А.Л. Стратегическое управление и его роль в развитии корпорации (на примере США). Дис. на соискание уч. ст. канд. эк. наук. 1991. 22. Бокарева М.А., Бондарь Л.А., Васильева В.Ю. Монополизм и антимонопольное регулирование: опьп\ проблемы, решения. М., 1991. 23. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. М.. 1986- 1992. Т. 1 -3. 24. Буглай В.Б. ТНК и теория международных экономических отношений капиталистических стран. М.. 1996. 25. Буренин А.Н. Социально-экономические последствия экономической экспансии международного монополизма. М" 1988. 26. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980. 27. Былиняк С.А. Развивающиеся страны. М" 1990. 28 .B центре комиссии по ТНК - окружающая среда и развитие /У Хроника ООН. - Нью-Йорк, 199]. ТНК. "28, №3. 29. Герасимов В.В. Повышение роли транснациональных корпораций в мировом капиталистическом хозяйстве. Л., 1990. 30. Голубева С. Актуальные аспекты теории транснациональной кооперации предприятий//Росс. эк. журн. М"199б,№10. 31. Горчаков Р.С. Экономическая история зарубежных стран. М., 1963. 32. Грицай О.В., Колосов В.А. Транснациональные корпорации и региональное развитие в капиталистических странах // Изв. Сиб. отд. АН СССР. Сер. Регион: экономика и социология. -НовосибирскГ1990. 33. Гуржий Д.В. Особенности внутрифирменного международного технологического обмена японских фирм // Бюл. иностр. коммер. информ. М., 1990.-21 авг.-.№102. 34. Дайоуб Косай, Совместное предпринимательство в мировой экономике-Дис. на соискание уч. ст. Канд. Эк. наук.М.,1996. 35. Демидов А.И.. Федосеев А.А. Основы политологии. М.. 1995. Зб. Джексон Т. ТНК становятся главной силой в мировой экономике // Фин. известия, 1993, №39 37. Дидковская Н.Ф. Диалектика объективного и субъективного в политике. М" 1985. З8. Догаев А.. Гумилевский А., Вадюхин А. Реализация внешнеэкономического потенциала России // Внешняя торговля. 1994, №12. 39. Дозорцев С.С. особенности развития монопольных предприятий в промышленности России. Л" 1993. 40. Дурнев В.А. Восточная Европа, Развитие транснациональных форм сотрудничества (тенденция 80-х гг.). М.. 1991. II. Литература на иностранных языках 41. Aharoni J. On the definition of a multinational corporation, Quarterly Review of Economics and Business, Autumn. 1971. 42. Alavi H. India: Transition to colonial capitalism - capitalism and colonial Production. London, 1982. 43. Bairoch P. The Main Trends in National Economic Disparities since the industrial Revolution. Disparities in economic development since the industril revolusion. L.. 1981. 44. Bence-Jones M. Clive of India. L., 1974. 45. Bronstein R.. Eaton N. Reagan's Ruling Class: Portraits of the President 100 Top Officials. Wash.. 1982. 46. Buckley PJ." Dunning J.H. & Pearce R.D. The influence of firm size. industry, nationality and degree of multinationality on the growth and profitability of the world's largest firms, 1962 - 1972. 1978. Weltwirtschaflliches Archiv. |
|
© 2007 |
|