|
|
|
|
Курсовая: Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке
Рассчитывать на приток частных инвестиций в аграрный сектор Дальнего Востока
нельзя. Необходимо создать условия для появления собственных инвестиций у
субъектов хозяйствования и выделять инвестиционные кредиты для структурной
перестройки.
Потребление нефтепродуктов в сельском хозяйстве региона по сравнению с 1990
годом значительно сократилось: бензина - в 10 раз, дизтоплива -в 7,7 раз
(табл. 15).
Это объясняется изменениями в структуре производства, резким сокращением
животноводства в этих регионах, и исключением ряда работ из технологий,
переходом к примитивным технологиям. В целом по России использование бензина
в сельском хозяйстве уменьшилось в 5 раз, а дизельного топлива - в 4 раза.
Таблица 15 | Потребление нефтепродуктов в сельском хозяйстве (тыс. т) | Территории | Автобензин | Дизельное топливо | 1990 | 1996 | 1997 | 1997 в % к 1990 | 1990 | 1996 | 1997 | 1997 в % к 1990 | Дальний Восток | 445 | 76,6 | 44,5 | 10 | 765 | 143,2 | 100 | 13 | Республика Саха | 66 | 16,6 | 10.4 | 16 | 129 | 26.4 | 17,1 | 13 | Амурская область | 112 | 22,2 | 11,9 | 11 | 197 | 47,7 | 34,1 | 17 |
Одновременно в сельском хозяйстве сократилось потребление других ресурсов
промышленного производства: комбикормов, строительных и ремонтных материалов,
запасных частей. Ресурсы поступают с большими задержками, хозяйства не
выдерживают агротехнические сроки, вынуждены нарушать технологии. Все это
ведет к снижению эффективности сельского хозяйства. В то же время ухудшаются
условия для развития промышленности. Спад в сельском хозяйстве стимулирует
кризис во взаимодействующих отраслях.
1.3. Результаты реформ в социальной сфере села.
Кризис в аграрном секторе сопровождается нарастанием отрицательных тенденций
в социальной сфере, ухудшением социально-экономической ситуации. В краях и
областях Дальнего Востока сложилась устойчивая тенденция сокращения
численности населения. По сравнению с 1990 годом численность населения
уменьшилась на 8,7%, в т. ч. сельского на 8%. Повышенный отток населения
наблюдается в северных территориях.
Серьезным признаком неблагополучия в демографическом развитии региона
является естественная убыль населения, которая началась с 1993 г. и
продолжается по настоящее время. Начиная с 1992 г. все территории Дальнего
Востока теряют свое население и в результате миграции. В структуре населения
растет доля лиц старше трудоспособного возраста, идет постарение населения,
возрастает нагрузка на экономически активную его часть. Это может привести к
социальной нестабильности в регионе. В первые годы реформ в связи с созданием
крестьянских хозяйств, вовлечением в сельскохозяйственное производство
населения, занятого в других отраслях и жителей городов, численность занятых
в сельском хозяйстве росла в большинстве территорий. С 1994 года началось
сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве (табл. 16).
В результате сокращения производства, ликвидации подразделений социальной
сферы безработица в сельской местности стала хронической (табл.17).
За 1997 год число занятых в сельском хозяйстве уменьшилось в Амурской области
11%.
Таким образом, и в основных сельскохозяйственных районах Дальнего Востока
процесс сокращения числа занятых в сельском хозяйстве усиливается. Выбывают
прежде всего специалисты, трактористы-машинисты и другие работники массовых
профессий. Сокращается число занятых в животноводстве.
Таблица 16 | Численность занятых в сельскохозяйственном производстве (тыс. чел.) | Территории | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1997 в % к | 1994 | 1996 | Дальний Восток | 176,4 | 164,3 | 150,3 | 130,6 | 74 | 87 | Республика Саха | 36 | 36,5 | 30,8 | 27,8 | 77 | 90 | Амурская область | 44 | 41,8 | 37,6 | 33,5 | 76 | 89 |
Таблица 17 | Безработица в сельской местности (тыс. чел.) | Территории | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1997 в % к | 1993 | 1996 | Дальний Восток | 10,9 | 22,5 | 47,4 | 51,7 | 41,1 | 377 | 80 | Республика Саха | 0,5 | 0,9 | 1,8 | 2,7 | 3,4 | 680 | 125 | Еврейская АО | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 150 | 100 | Приморский край | 3,1 | 5,6 | 11,4 | 18,1 | 14,1 | 454 | 78 | Хабаровский край | 1,8 | 4,5 | 11,8 | 12,8 | 9,8 | 544 | 77 | Амурская область | 2,3 | 5,9 | 13,2 | 9,2 | 4,6 | 200 | 50 | Камчатская обл. | 1,2 | 2,0 | 2,6 | 2,6 | 3,0 | 250 | 115 | Магаданская обл. | 0,6 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 133 | 100 | Сахалинская обл. | 1,0 | 1,8 | 3,6 | 3,0 | 3,0 | 300 | 100 |
Наибольший рост безработицы произошел в 1995-1996 годах. Некоторое её
снижение на части территорий Дальнего Востока в 1997 г. вызвано не улучшением
ситуации, а прекращением выплат пособий из-за отсутствия средств и длительных
сроков безработицы, снятием с учета. Среди безработных две трети составляют
женщины и более одной трети молодежь. Сократилась потребность в животноводах,
учителях, воспитателях и медицинских работниках. Как показали опросы сельских
жителей, более 80% опрошенных не уверены в будущем, считают, что практически
никто, не защищает их интересы, профсоюзы бездействуют и не могут решать
возникающие проблемы на рынке труда.
Увеличивается продолжительность безработицы, она приобретает застойные формы,
ведет к потере квалификации, деградации значительной части сельского
населения. На предприятиях сельского хозяйства имеется скрытая безработица,
не занято или частично занято более 25% общей численности работающих.
Доведение реформ до логического завершения приведет к тому, что в сельской
местности окажется более 70% незанятого трудоспособного населения.
Сохранение большинства сельскохозяйственных предприятий в значительной мере
поддерживается за счет низкой оплаты труда, задержек ее выплат и замены
натуральной выдачей продуктов.
В 1997 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 55% от средней по
народному хозяйству и была в 2,3-2,4 раза ниже, чем в других отраслях (табл.
18).
Наиболее низкая оплата труда в основных сельскохозяйственных территориях; она
составила в Амурской области 476 тыс. руб. или 32 и 38% от средней заработной
платы, сложившейся во всех отраслях. Она в Амурской области в 3-3,5 раза
ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990 гг. среднемесячная
зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г. увеличилась в 1107-
1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный период оплата труда
работников сельского хозяйства северных территорий была выше, чем в основных
сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г. разрыв увеличился до 270-
480%. Свыше 50% сельского населения находится за чертой бедности. Это ведет к
неприятию реформ и криминализации сельской жизни.
Таблица 18 | Уровень заработной платы по отраслям народного хозяйства (май 1997 г) | Территории | Средняя заработная плата (тыс. руб) по всем отраслям | Оплата в отраслях материального производства, в % к средней | Промышленность | Строительство | Транспорт | Связь | Сельское хозяйство | Республика Саха | 2269 | 131 | 133 | 127 | 131 | 55 | Амурская область | 1034 | 118 | 107 | 153 | 150 | 38 |
Принципиальные изменения произошли в структуре доходов. Как показало
обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную
плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не обеспечивает
минимальной мотивации труда. Личное подворье приносит сельским жителям
больше, чем труд в хозяйстве.
Предприятия во многих случаях рассматриваются прежде всего как источник
ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Заработная плата перестала
выполнять функцию воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она
превратилась в разновидность пособия, не связанного с результатами труда.
Усилились негативные процессы в развитии социальной инфраструктуры. Ввод
жилья по сравнению с 1986-1990 гг. сократился в 4 раза, общеобразовательных
школ - в 15 раз, прекратился ввод дошкольных учреждений и учреждений
культуры. Разрушается сеть сельских лечебных учреждений, закрываются
фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, прекращается выездное
медицинское обслуживание сельского населения.
Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работу по
подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального
обучения. Это обуславливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад
производства. Особую тревогу вызывает состояние сельской торговли. Низкая
заработная плата, постоянные ее задержки привели к падению платежеспособного
спроса населения. Завоз товаров в сельскую местность постоянно сокращается.
Розничный товарооборот на душу населения в сельской местности в 4 раза
уступает городским показателям. В то же время ликвидируются автобусные
маршруты, и сельское население оказывается в затруднительном положении. Все
это стимулирует миграцию сельского населения, в первую очередь молодежи.
Таким образом, в ходе реформ ни одна из социальных проблем не была решена,
они еще больше обострились. В процессе выхода из кризиса прежде всего
необходимо обеспечить восстановление стимулирующей, воспроизводственной
функции заработной платы и повышение доходов сельского населения.
2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора.
Радикальная экономическая реформа, начатая в 1992 году, направлена на
коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы
привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее
негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин не
могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям.
2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание.
С начала экономических реформ за основу была принята схема монетарного
макроэкономического регулирования. В плане практических действий это привело
к сосредоточению внимания на финансовой стабилизации, а не на росте
эффективности производства. Это предопределило и предпринятые шаги реформ.
Прежде всего либерализацию цен, направленную на сжатие покупательского спроса
населения и спроса предприятий на инвестиционные ресурсы, сокращение объёма
кредитов за счёт резкого повышения ставок кредитования, обеспечение
сбалансированности на внутреннем рынке путём либерализации внутренней и
особенно внешней торговли.
Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением
производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала
повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось
принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий,
акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением
акций.
Это был ультрареволюционный подход к реформе, когда абстрактная схема,
декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов власти.
Но все экономические действия были прикрытием для решения главной
политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного
уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной
собственности.
Либерализация цен привела к гиперинфляции. В то же время стоимость основного
капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов началась только
через два года. Оборотные средства практически были конфискованы - они не
переоценивались. Это привело к обесцениванию основных средств и стимулировало
проведение приватизации.
Ваучерная приватизация позволила передать государственную собственность в
руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров были “хранителями
собственности”, обеспечившими снижение социальной напряжённости. Кризис
неплатежей так же служил цели ускорения перераспределения и централизации
собственности. В результате невыплаты заработной платы акции прибыльных
предприятий по заниженным ценам концентрировались в руках новых владельцев и
банков. Этому так же способствовало подавление инфляции методами сжатия и
регулирования денежной массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной
части бюджета и росту социальной напряжённости. Правительство ищет выход в
реализации пакетов акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения
рекламируется пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача
государственной собственности в руки крупных частных собственников.
Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации направлены на
дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих небольшими пакетами
акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание рассредоточенного
капитала и последующую его концентрацию в руках узкого круга “стратегических”
собственников, часто иностранных. В аграрном секторе главной проблемой
остаётся решение вопроса о свободной продаже сельскохозяйственных земель.
Если этот вопрос получит положительное решение, в современных условиях при
искусственно созданной убыточности всех отраслей сельского хозяйства, земли
по низким ценам, а то и бесплатно, в результате залога перейдут в
собственность отдельных лиц или финансовых групп , банков.
Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были направлены на
разрушение общественного производства, а не на повышение эффективности. При
проведении коллективизации проходило изъятие земли и имущества у крестьян,
при современной реформе проведена конфискация у коллективов и в целом у
общества.
При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей и
полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно
четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение
результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя
(табл. 19).
Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы
применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно способствовали
развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только в условиях
кризиса создается возможность перераспределения собственности при минимальных
затратах со стороны новых собственников.
Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и
просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности
правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности,
ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения
национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую
роль в этом сыграла либерализация цен.
Таблица 19 | Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ | Период | Методы и практические шаги | Декларированная цель | Полученные экономические результаты | 1992-1993 | Либерализация цен | Согласование спроса и предложения, макроэкономическое равновесие | Разрушение экономической базы государственного регулирования | Либерализация торговли | Насыщение товарного рынка | Модификация отношений собственности, стимулирование мелкой частной собственности | Реорганизация, акционирование и приватизация предприятий | Рост эффективности производства путем передачи собственности работникам, формирование слоя собственников | Разрушение общественной собственности путем ее диффузии | Ограничение денежной массы, отказ от индексации основных и оборотных средств | Борьба с инфляцией, обеспечение финансовой стабильности | Обесценение общественного, акционерного и мелкого частного капитала | 1994-1996 | Переход к денежной приватизации | Формирование стратегических собственников фондового рынка, стимулирование инвестиций | Перераспределение собственности, рост стоимости активов, скупка акций иностранными инвесторами | Ограничение массы платежных средств | Контроль над инфляцией, сокращение бюджетного дефицита | Поглощение мелкого капитала, уменьшение числа мелких держателей акций | Попытка государственного регулирования, введение валютного коридора | Поддержка отечественных товаропроизводителей, стимулирование производства | Ухудшение положения в экспортно-ориентированных от-раслях, снижение стоимости акций, формирование государственно-монополистичес-ких групп | 1997-1998 | Ограничение массы платежных средств, поддержание курса рубля | Стабилизация финансового состояния, обеспечение конвертируемости | Спад производства, усиление портфельных инвестиций, переход права собственности к крупным отечественным и иностранным инвесторам | Либерализация доступа иностранных инвесторов на рынок ГКО ОФЗ | Пополнение бюджета, снижение его дефицита | Свободный вывоз капитала при осложнении ситуации на мировых рынках, полная зависимость от внешних инвесторов | Продажа государственных пакетов акций рентабельных предприятий | Пополнение бюджета, финансирование государственного долга | Перераспределение собственности в пользу крупного капитала, последующее снижение доходов |
2.2. Изменение ценовой среды
Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос
предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и
сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе
реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался
эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в
значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными
условиями.
В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного
времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом
комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США
еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе
стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены
росли значительно медленнее (табл. 20).
Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были
близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве
индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет
цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но
отличается по территориям.
Таблица 20 | Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз) | Вид производства, территория | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1995 в % к 1990 | Топливный комплекс | Амурская область | 0,8 | 127 | 1 | 21 | 2,7 | 5760 | Республике Саха | 2,2 | 188,1 | 6,2 | 2,7 | 2,6 | 18011 | Лесной комплекс | Амурская область | 3,0 | 20 | 13,7 | 3,8 | 1,9 | 5934 | Республике Саха | 3,7 | 18,3 | 12,5 | 4,1 | 2,8 | 2959 | Сельское хозяйство | Амурская область | 2 | 7,9 | 8,8 | 4 | 2,7 | 1501 | Республике Саха | 1,6 | 6,9 | 14,4 | 4 | 2,9 | 1844 |
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных
тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил
для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и
для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары
составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто
превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост
отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).
Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход
инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по
усилению государственного регулирования цен на товары производственного
назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно
допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста
цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен
производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных
предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать
цены на их продукцию.
Таблица 21 | Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1) | Виды продукции | 1991 | 1994 | 1995 | 1997 | Трактор ДТ-75 | 1,93 | 2671 | 7359 | 19125 | Трактор МТЗ-80 | 1,86 | 4568 | 6086 | 14482 | Мин. удобрения | 2,00 | 1352 | 5297 | 18750 | Дизельное топливо | 2,25 | 6822 | 22970 | 26625 | Автобензин | 1,53 | 4946 | 15491 | 19923 |
В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены,
по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции.
Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам
хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства
сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности
применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые
часто были ниже закупочных.
С января 1992 г. цены на сельскохозяйственную продукцию были полностью
освобождены, а дотации и надбавки к ним не выплачивались. Расчет строился на
формирование соотношения цен под влиянием спроса и предложения. Большая часть
продукции сельского хозяйства представляет предметы первой необходимости.
Поэтому рост цен на нее ограничивался как федеральными, так и местными
органами власти.
В то же время снижение реальных доходов населения привело к сокращению
спроса. Сельскохозяйственные предприятия испытывали затруднения со сбытом
продукции, стали проявляться признаки перепроизводства. Все это сдерживало
рост цен на продукцию сельского хозяйства и усиливало диспаритет (табл. 22).
Таблица 22 | Выручка за 1 центнер реализованной сельскохозяйственной продукции (тыс. руб.) | Виды продукции | Территории | 1990 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1997 к 1990, раз | Зерно | РФ | 29 | 10 | 32 | 64 | 64 | 2206 | Д. Восток | 33 | 19 | 53 | 89 | 110 | 3333 | Картофель | РФ | 30 | 26 | 84 | 99 | 110 | 3666 | Д. Восток | 39 | 68 | 141 | 218 | 234 | 6000 | Овощи | РФ. | 25 | 38 | 82 | 105 | 116 | 4640 | Д. Восток | 34 | 97 | 158 | 229 | 240 | 7058 | Молоко | РФ | 65 | 21 | 83 | 108 | 127 | 1953 | Д. Восток | 135 | 46 | 173 | 297 | 351 | 2600 | Мясо КРС | РФ | 372 | 91 | 272 | 380 | 487 | 1309 | Д. Восток | 670 | 209 | 485 | 814 | 1018 | 1519 | Мясо свинина | РФ | 311 | 156 | 495 | 721 | 893 | 2871 | Д. Восток | 483 | 316 | 971 | 1776 | 2434 | 4937 | Мясо птиц | РФ | 253 | 168 | 477 | 769 | 887 | 3505 | Д. Восток | 354 | 256 | 728 | 1255 | 1550 | 4353 | Яйца, тыс. шт. | РФ | 108 | 97 | 283 | 433 | 465 | 4305 | Д. Восток | 123 | 160 | 475 | 716 | 855 | 6751 |
На Дальнем Востоке цены на сельскохозяйственную продукцию выросли больше, чем
в среднем по Российской Федерации. Однако их индекс по отдельным продуктам
был в 5,6-17,5 раза ниже индекса цен на основные промышленные ресурсы
производственного назначения. Таким образом, под влиянием географических и
природных условий на Дальнем Востоке диспаритет цен на сельскохозяйственную и
промышленную продукцию проявляется сильнее. Вследствие этого аграрный сектор
региона разрушается более высокими темпами.
То, что обвальный, нерегулируемый переход от централизованного к свободному
ценообразованию вел к разрушению аграрного сектора, стало ясно после
короткого периода. Поэтому с мая 1992 г. были введены дотации на молоко и
молокопродукты, скот и птицу, яйцо, дифференцированные по зонам; дотации на
шерсть, лен, коноплю и сою введены с 1994 года. В 1992 г. специальным
соглашением правительства, заготовителей и производителей определялись
рекомендуемые цены на зерно, семена масличных культур и сахарную свеклу,
закупаемые в Федеральные фонды. Рекомендуемые цены на продукцию, поступающую
в региональные фонды, устанавливались в субъектах федерации. Однако
рекомендуемые цены не были обязательными для субъектов рынка, и их применение
не получило распространения.
В декабре 1994 года был принят Федеральный закон “О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд”. В соответствии с этим законом вводились гарантированные закупочные
цены, а также коэффициенты соотношения закупочных и оптовых цен на
продовольствие.
Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию для
федеральных нужд были введены в 1995 г.; на продукцию, поступающую в
региональные фонды, они устанавливались на местах органами исполнительной
власти. Но финансовые ресурсы для обеспечения гарантированных цен были
недостаточны, а на продукцию животноводства не предусматривались. Поэтому их
применение не способствовало стабилизации аграрного рынка, а породило новые
противоречия. В ряде случаев гарантированные цены были выше рыночных цен, что
затрудняло реализацию продукции переработчикам.
Ухудшение общей экономической ситуации, сложности с формированием доходной
части федерального бюджета, снижение средств, выделяемых на поддержку АПК,
привело к тому, что с 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства
передана регионам. Органам исполнительной власти субъектов федерации дано
право определять перечень дотируемой продукции и размер дотаций, исходя из
возможностей региональных бюджетов. В этих условиях часть регионов не
выплачивает дотаций на продукцию животноводства из своих бюджетов, не
регулирует отпускные цены. В итоге происходит дифференциация территорий по
уровню цен, не связанная с условиями производства. Часто стимулируется
производство в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат
(табл. 23).
Наименьшие темпы роста выручки наблюдаются в Амурской области, хотя в ней
сосредоточены основные площади сельскохозяйственных угодий. На продукцию,
поступившую из других регионов на переработку, дотации не выплачиваются. В
этих условиях разрушается единое рыночное пространство и создаются условия
для взаимной изоляции регионов.
В 1997-1998 гг. возможности федерального и региональных бюджетов еще больше
сократились. Доля аграрного сектора в расходной части бюджета Российской
Федерации в 1998 г. составила менее 2% против 12% в 1991 году. Поэтому
активная ценовая политика практически не проводится.
Ценовая политика 1992-1998 гг., сориентированная на либерализацию и полный
уход государства из экономики, привела к глубокому диспаритету цен и не
позволяет решать экономические и социальные проблемы аграрного сектора.
Производители сельскохозяйственной продукции не могут приобретать технику,
горючее, средства защиты растений и животных, элитные семена и племенных
животных. Это ведет к разрушению потенциала, переходу к примитивным
технологиям, дальнейшему сжатию внутреннего рынка и автаркии сельского
хозяйства.
Таблица 23 | Динамика выручки за 1 ц молока и картофеля по территориям Дальнего Востока (тыс. руб) | Территории | 1990 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1997 к 1990, раз | Картофель | | | | | | | Дальний Восток | 39 | 68 | 141 | 218 | 234 | 6000 | Республика Саха | 45 | 141 | 131 | 368 | 304 | 6755 | Амурская область | 35 | 44 | 72 | 117 | 133 | 3800 | Молоко | | | | | | | Республика Саха | 172 | 67 | 190 | 366 | 395 | 2296 | Амурская область | 115 | 23 | 112 | 149 | 180 | 1593 |
Индекс цен на промышленную продукцию и услуги в целом по Российской Федерации
в 5 раз превышает индекс цен на сельскохозяйственную продукцию, а на
продовольственные товары в 2,8 раза. Доля сельского хозяйства в конечной цене
резко упала и составляет от 12 до 40% по отдельным продуктам. Значительная
часть дохода, созданная в сельском хозяйстве, реализуется и используется в
других отраслях, отрасль теряет его при приобретении ресурсов и продаже
сельскохозяйственного сырья.
Снижение инфляции в 1996-1997 годах при отсутствии государственной поддержки
аграрного сектора означало закрепление крайне неблагоприятных для сельского
хозяйства ценовых соотношений. Особенно неблагоприятные условия сложились на
продукцию молочно-мясного скотоводства. Эта отрасль была основной в
сельскохозяйственных предприятиях Дальнего Востока. Сельскому хозяйству
региона еще в течение продолжительного времени придется работать в условиях
диспаритета цен. Поэтому необходима разумная поддержка молочного скотоводства
и, прежде всего, на федеральном уровне.
В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный
платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам
формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора.
Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского
хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное Правительство и
органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово-
кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление
аграрного производства на новой социальной, организационной и технической
базе.
2.3. Финансово-кредитная политика и ее последствия
В странах с эффективной рыночной экономикой финансово-кредитная политика
государства ориентируется на обеспечение доходов производителей
сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности производства и его
концентрацию в районах с наиболее благоприятными условиями. При этом
применяются прямые и бюджетные выплаты в виде субсидий и дотаций,
государственное финансирование различных программ, развитая система
кредитования, обеспечивающая доступ к кредиту.
В России в ходе реформ финансово-кредитная политика постоянно меняется. Но в
процессе этих изменений прослеживается устойчивая тенденция ухода государства
из экономики. Это увеличивает влияние стихийных факторов, отрицательно
сказывается на сельскохозяйственном производстве и усиливает проявление
кризиса.
В дореформенный период сельское хозяйство Дальнего Востока значительную часть
средств получало в виде надбавок к закупочным ценам. Они составляли 40% к
себестоимости сельскохозяйственной продукции по региону, в основных
сельскохозяйственных территориях 32-36%, а в северных 57-62%. Выплачивались
надбавки из федерального бюджета.
В процессе реформ выплачиваются дотации на отдельные виды продукции и
компенсации по отдельным видам ресурсов. Значение этих выплат постоянно
снижается. Если в 1990 г. выплаты в себестоимости продукции составляли по
Дальнему Востоку 40%, то в 1997 г. 13,6%, а в Амурской области лишь 9% (табл.
24).
Таблица 24 | Отношение надбавок, дотаций, компенсаций к себестоимости сельскохозяйственной продукции, % | Территории | 1990 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | ДВ район | 40 | 14,9 | 17,4 | 12,9 | 13,6 | Республика Саха | 59 | 29,6 | 19,7 | 19 | 19,6 | Амурская область | 36 | 7,1 | 12,7 | 7,7 | 9,0 |
С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на
бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились
во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных
сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат
сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие
средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный
вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по
региону, в 2,2 раза - в Амурской области.
Под влиянием этих процессов произошло перераспределение дотаций в районы с
наименее благоприятными условиями. В республике Саха (Якутия) выплачивается
третья часть дотаций региона, при объеме ее валовой продукции 19%, а в
Амурской области выплачивается дотаций 12% при удельном весе валовой
продукции 22% (табл. 25).
Таблица 25 | Распределение производства валовой продукции сельского хозяйства, дотаций и компенсаций по территориям Дальнего Востока, % | Территории | 1990 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | Валовая продукция | Дальний Восток | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Республика Саха | 10,7 | 19,7 | 18,8 | 18,1 | 19,3 | Амурская область | 25,9 | 20,2 | 17,6 | 19,4 | 21,8 | Выплаты дотаций и компенсаций | Дальний Восток | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Республика Саха | 18,1 | 44,1 | 24,7 | 34,0 | 33,1 | Амурская область | 22,5 | 7,6 | 12,7 | 11,0 | 12,4 |
Таким образом, в современных условиях объем выплат слабо увязан с объемами и
эффективностью производства, а определяется структурой народного хозяйства и
возможностями бюджета. Об этом свидетельствует сопоставление уровня поддержки
республики Саха и Амурской области. В республике Саха в последние годы
основная поддержка (95%) оказывалась из местного бюджета и в 4,5-6 раз
превышала размеры поддержки в Амурской области (табл. 26).
Таблица 26 | Уровень государственной поддержки сельского хозяйства | Источники поддержки | Республика Саха | Амурская область | 1995 | 1996 | 1997 | 1995 | 1996 | 1997 | 1.Получено из федерального бюджета, млрд. руб. | 10,84 | 13,81 | 25,4 | 89,5 | 50,3 | 44,8 | в т.ч. дотации и компенсации | 5,44 | 5,01 | 11,4 | 56,4 | 37,2 | 40 | 2.Получено из местного бюджета, млрд. руб. | 240,3 | 537, 5 | 504,4 | 51,3 | 48,8 | 88,5 | в т.ч. дотации и компенсации | 173,3 | 290,4 | 309,1 | 30,6 | 29,7 | 68,4 | 3. Всего получено поддержки, млрд, руб. | 251,14 | 551,31 | 529,8 | 140,8 | 99,1 | 133,3 | 4. Приходится средств поддержки на 100 руб. валовой продукции, руб. | 15,6 | 23,5 | 20,4 | 9,3 | 3,9 | 4,5 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
|