РУБРИКИ

Курсовая: Антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности

Курсовая: Антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Внешнеэкономическая деятельность

По теме: Антимонопольное регулирование: российская и зарубежная практика

Подготовила:

Русанова М.А.

Группа 151 – АМ

Проверила:

Прогунова Л.В.

Владивосток

2002

ПЛАН

Введение

Глава I. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом

1.1. Понятие и эволюция монополий

1.2. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах

1.3. Антимонопольное регулирование в США

Глава II. Антимонопольная политика в Российской федерации

2.1. Особенности российского монополизма

2.2. Антимонопольная политика в России

2.3. Методы антимонопольной политики

Глава III. Антимонопольное регулирование в Приморском крае

3.1. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике

3.2. Деятельность Приморского территориального управления МАП

3.3. Практика антимонопольного регулирования в Приморском крае

Заключение

Список литературы

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках

привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких

слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия

твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех

экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических

преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы

регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В

нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-

административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-

монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и

недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по

разным вопросам.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во

всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента

предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей

среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование -

важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах

с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это

целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и

в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и

реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с

целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных

отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для

развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в

государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская

экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации

производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной

властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах

экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России"

контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 %

внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное

регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и

организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий

успешного социально-экономического развития России.

Целью данной работы является исследование опыта антимонопольного

регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе, в США и

в России.

Работая над курсовой, я ставила следующие задачи:

1. Проанализировать систему антимонопольного

регулирования в США в сравнении с Россией;

2. Выявить преимущества и недостатки антимонопольного

регулирования в этих странах

3. Рассмотреть деятельность Приморского территориального

управления по антимонопольной политике

В своей работе я использовала материалы Интернет-сайтов Министерства РФ по

антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также сайт

Приморского территориального управления МАП, статьи Качалина В.В., Никифорова

А.А., Вильсона Дж. и другие источники.

Глава 1. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом

1.1. Понятие и эволюция монополий

Монополия – (от моно. и греч. Poleo – продаю), исключительное право в

определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты,

концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной,

групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками

и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с

целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии

оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном

производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий,

хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество

продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение

на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь

наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии)

является занятие монопольного положения. Последнее определяется как

доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность

самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать

конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или

предприятия, т.к. оно позволяет избегать целого ряда проблем и рисков,

связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке,

концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на

других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что

монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные

интересы.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина

"монополия". Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии

слова "моно"- один, "полио" - продаю. В реальной действительности практически

невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная

фирма – производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в

использовании термина монополия, а тем более "чистая" монополия всегда

присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты

стремятся найти замену этому термину: "несовершенный конкурент"

(П.Самуэльсон), "ценоискатель" (П.Хейне).

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов

создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти

возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует

извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты

доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это

желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические

изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои

монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою

монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как

себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что

монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса,

нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если

он угрожает их прибыли [6].

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в

разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития

рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в

последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873

года). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из

причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от

кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в

тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою

многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла

реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого

атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде

монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на

каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы.

К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль

банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ

централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и

новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное

значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них

по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Существует два способа образования монополий: посредством капитализации

прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается

существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не

обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового

производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и

фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности.

Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности,

находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием

быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и

решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации

капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других

финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации

производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли

банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для

получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения

экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во

всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего

распределения средств производства». Но по содержанию это распределение

частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала.

Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию

финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов

явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной

форме организации компаний и принадлежит владельцу контрольного пакета

акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то

она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией.

Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер,

обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над

громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации,

происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации

капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических

слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В

результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые

отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной –

«Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний

произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы

монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д.

В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно

характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили

распространение и на международной арене, как форма международной монополии.

Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия,

получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские

компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные

компании).

Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью

более тесной кооперации различных производств, что требовало более

централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45

г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в

число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным

централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс

создания новых форм монополистических объединений, так называемых

конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США,

объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой

никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными

условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины XX

века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются

условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный

рынок капитала.

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход

на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в

производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за

рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональные

корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно

возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых

стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте -40% и в обмене технологией –

80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших

государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их [11].

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому,

что все большая часть национального дохода и национального богатства стран

сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом

свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших

200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов

обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В

Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших

фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953

году до 62% общего объема активов в 1963 году.

Мне бы также хотелось уделить внимание естественным монополиям.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает

ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной

или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и

обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В

этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное

национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное

положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии

конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства

и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например,

транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже,

чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки,

связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь

высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же

самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка

железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги,

производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от

изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не

возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие

потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам

относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили

заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины,

и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное

повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее

потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы

протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание

определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой

необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе

времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров

для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может

стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных

ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это

месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет:

закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом

(что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность

такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии,

возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими

причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание

в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.

Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе

кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно

пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной

сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и

транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров

фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это

проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей

фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению

затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом

общество, естественно, не заинтересовано [3].

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство

любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство

двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной

монополией.

1.2. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах

Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом

осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В

последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в

судах.

Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и

ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует

в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя

системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что

антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете

монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства

является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за

монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и

о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле,

Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности.

Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной

торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В

целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как

следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого

государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о

злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации

в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за

предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в

суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и

поддержания перепродажных цен.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в

проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или

возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния

предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о

нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие

полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя:

вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке

товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний,

о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным

способом.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании

связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в

области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о

добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике

1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ

регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон

о конкуренции.

Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет

по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным

органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он

выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций,

а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу

прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока;

наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина

которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать

от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует

возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В

настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров

по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен.

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к

смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так

называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся

Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр

экономики и высшие органы земель. К ним примыкает

Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о

концентрации предприятий в ФРГ.

Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает

промежуточное положение между двумя системами антимонопольного

законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного

законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в

послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об

обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по

монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в

1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе

получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно

отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения

конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон

были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в

редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и

датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух

принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования

монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную

категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления.

Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в

значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так,

если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора,

ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным

исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от

горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не

запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения

антиконкурентной практики.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных

методах правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и

монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и

законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада,

ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в

области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция);

антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области

пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США) [12].

1.3. Антимонопольное регулирование в США

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США,

имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах»,

трех основных законодательных актах:

· Закон Шермана (1890 год).

Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни

США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме

треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на

ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом

законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо

пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между

несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться

правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его

статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право

привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных

наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения,

причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое

распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный

запрет, а в экстраординарных случаях суд может вынести предписание о

децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий, как это

произошло с огромным концерном «Американ Телефон Энд Телеграф (АТТ)».

Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате

нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в

случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое

превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом

в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

· Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона

Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ.

Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и разукрупнение

«Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не менее, в эту пору

целый ряд должностных лиц высказывал сомнения во всеобъемлемости мероприятий,

регламентированных Законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном

акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших в результате

слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на

свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в

1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:

n запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;

n накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с

принудительным ассортиментом;

n запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если

такие действия уменьшали конкурентную борьбу;

n запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и

деловых предприятий.

Одновременно с Законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о

Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт

давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому

органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия

нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за

рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере.

Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных

средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от

влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения

судебных разбирательств.

· Закон Робинсона- Питмэна (1936 год)- запрет на

ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая

дискриминация и др.

К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера- Кефовера

: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки

активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям

крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно

проводящими в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в

следующем: а каковы те экономические критерии, на основании которых

устанавливается факт монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит

каждый раз решать государственным службам: что считать низким (или наоборот,

завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства

свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения

выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

А если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем

снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще

хозяйственной эффективности? И вообще, вводя запрет на запрет на продажу «по

чрезвычайно низким ценам», кого защищает антитрестовское законодательство-

конкуренцию или какие- то группы конкурентов.

Все это не просто теоретические вопросы. Например, закон Робинсона - Питмэна,

запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен, по сути, против крупных

розничных магазинов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать

цены для определенных групп покупателей. Но этого не могли позволить себе

мелкие торговые фирмы. Так против кого был направлен этот закон и чьи

интересы он защищал? П. Самуэльсон оценивает его так: «Это (т. е. запрещение

ценовой дискриминации) и другие предложения закона способствовали ограничению

конкуренции. Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был

направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из

них были малоэффективны». Так что же выиграло общество от того, что

антимонопольным законодательством в данном случае были защищены мелкие

торговые фирмы, которые продавали свои товары по более высоким ценам, чем

крупные торговые предприятия? Ведь потребители уплачивали более высокую

цену, поскольку супермаркетам было запрещено осуществлять политику ценовой

дискриминации.

Многие экономисты сомневаются по поводу якобы неизменной эффективности

антимонопольной политики государства. Например, П. Хейне настойчиво проводит

мысль о том, что антимонопольное регулирование (независимо от его благих

намерений) защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы

конкурентов. «Важно помнить,- подчеркивает Хейне,- что наиболее эффективное

давление на государственную политику оказывают не потребители, а

производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием

стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной

жизни» [12].

Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного

законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: во-первых, жестко

следуя букве закона и, во-вторых, «принципам разумности». Дело в том, что во

многих отношениях юридический язык антитрестовских актов (например, Закон

Шермана) настолько декларативен, что федеральный суд США мог бы подвести под

сферу его действия «любых двух партнеров, решивших вести совместное дело» (П.

Хейне). Поэтому, «принцип разумности» означает, что только неразумное

ограничение торговли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, т. е.

искусственный дефицит) подпадают под действия акта Шермана. Но что считать

неразумным ограничением?

Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое

воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно

балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностью разрушительного

монополизма и опасностью ограничения конкуренции. Как известно, благими

намерениями вымощена дорога в ад. Антимонопольная практика должна

действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя

наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет

других.

Для того, чтобы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование

предполагает широкое использование математического инструментария и вообще

всего теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции Э.

Чемберлена, Дж. Робинсон, В. Парето и других экономистов. Исполнительные

органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по

предотвращению монополистических ограничений. Например, министерством юстиции

издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и

поглощению компаний, которые попадают под действие антитрестовского

законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается

заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства

одного или нескольких предприятий: 33%- для одного предприятия, 50%- для

трех, 66,6%- для пяти.

Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против

крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании

еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное

регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей

эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных

издержек и дополнительных выгод, который исповедуется в рыночной экономике,

то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми сопровождается

антимонопольное регулирование, все- таки оказываются ниже тех преимуществ,

которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной

экономике[13].

Глава II. Антимонопольная политика в РФ

2.1. Особенности российского монополизма

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию

экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию

полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий,

несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была

командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании,

государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных

ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей

части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств,

министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными

субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан,

Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и

крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению

с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие

приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе -

86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии,

машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную

продукцию выпускало одно - два предприятия, которые диктовали свои условия

потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший

ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного

дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических

аналогов. Капиталистические монополии возникли "снизу" в результате

конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в

тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-

лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-

технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую

появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии,

участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения

конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые

образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические

ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного

регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии

появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы

воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных

монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны

важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим

положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их

нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

[10].

Антимонопольное законодательство включает в себя законы "О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта

1991 г., "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в

Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для

федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-

промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17

августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О

некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля

1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при

осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также

нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Сегодня, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать,

преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит

так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать

злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих

субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам,

включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной

власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество

товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг".

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и

предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере

естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания

условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по

антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его

преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует

признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной

конкурентной среды.

В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике и

поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба

России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ),

Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области

связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого

предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная

энергетическая комиссия (ФЭК).

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты

называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела,

как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о

развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация

(реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла

бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих

субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой

формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных

технологических и экономических проектов. У него больше возможностей

маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой,

ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам

фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска

малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать

на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе

хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше

конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились,

занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное

налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков,

бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а

также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные

программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за

скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия

чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

  • наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов,

    аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для

    государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты

    на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

  • ввести

    жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе

    перемещения товаров и капитала по всей России;

  • совершенствовать правовое регулирование использования государственных

    средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации

    производства и уменьшения ведомственного монополизма;

  • согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их

    Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.