РУБРИКИ

Курсовая: Экономическая безопасность России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Экономическая безопасность России

Курсовая: Экономическая безопасность России

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальный экономический факультет по переподготовке кадров

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Экономическая безопасность России

Выполнил

студент МЭ-13

Рыжков С.Е.

Научный руководитель:

Шеров В.Г.

Оценка отлично

Санкт-Петербург 2001 г.

Содержание.

Введение.

1. Общее понятие экономической безопасности.

2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности.

2.1. Военно-экономическая безопасность.

2.2. Внутриэкономическая безопасность.

2.3. Внешнеэкономическая безопасность.

3. Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных

вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика,

геоэкономика и геостратегия.[1] До второй

половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на

изменение географических границ государств, для достижения своих целей

государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые

им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства,

военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещё

пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в Кувейт),

но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой

перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими (невоенными)

методами. Это вызвано прежде всего возросшей ролью транснациональных

корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые

ресурсы.

Интернационализация коренным образом изменяет характер международного

разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между государствами,

но и прежде всего между транснациональными структурами, мировыми

воспроизводственными центрами (или ядрами), крупными технологическими

мегаполисами. Звеньями этих центров становятся экономические структуры и

системы управления, относящиеся к различным национальным экономикам.

«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы,

которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые

производственные центры подвижны, соответствующие экономические границы носят

изменяющийся характер, именно по этим границам идёт непрерывный передел мира.

В рамках мировых интернациональных структур формируется и перераспределяется

мировой доход. Реализация экономических интересов происходит не только на

мировом рынке, но и на так называемом экономическом атласе мира, в том числе

на национальном геоэкономическом атласе.

Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (или

коньюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции и

соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно,

векторная стратегия задаёт стратегическую модель внешнеэкономических связей,

целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономической ситуации.

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно

с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-

посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических

связей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегические

интересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными

транснациональными структурами.

Если государство берёт на вооружение геоэкономический вектор развития, то

появляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов, такие как

экономические, экологические, демографические и т.д.

Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении к нации

прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либо Россия

будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с атласа мира,

по крайней мере в том виде, в каком оно существует сегодня. Многим

иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики, живущая за

счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Для того, чтобы

выжить, государству необходимо строить свою экономическую политику с учётом

требований техногенного развития мирового сообщества в 21 веке, необходимо

найти свои точки роста в виде новых технологий, в которых мы должны не

догонять, а опережать зарубежных конкурентов.

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только

поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной

стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включением

её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. В данной

работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности страны, а

также мнение автора о направлении развития российской экономики с целью

отражения угроз экономической безопасности России.

1.Общее понятие экономической безопасности страны.

Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности

страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и

т.д.

Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд

понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и

государства:[2]

1. Различия в национальных интересах, стремление к более полному

вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных

процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

2. Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими

отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения

экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

3. Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте

товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать

условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую

работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и

сельскохозяйственные технологии.

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими

рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным

интересам.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой

можно выделить три её важнейших элемента:

1. Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит

абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает

национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях

экономическая независимость означает возможность контроля за национальными

ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и

качества продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и

позволяет на равных учавствовать в мировой торговле, кооперационных связях и

обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие

защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий

для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных

дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике,

недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать

социальные потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в

современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для

инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение

профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников

становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения

национальной экономики.[3]

Необходимо подробнее рассмотреть связь между понятиями развитие и

устойчивость экономики.

Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не

развивается, то резко сокращается возможность её выживания, а также

сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам.

Устойчивость и безопасность, – важнейшие характеристики экономики как единой

системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по своему

характеризует состояние экономики.

Устойчивость экономики характеризует прочность и надёжность её элементов,

вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность

выдержать внутренние и внешние «нагрузки».

Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения

способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз,

а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Чем более устойчива экономическая система (например, межотраслевая структура)

соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем

жизнеспособней экономика, а значит, и оценка её безопасности будет достаточно

высокой.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние

экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная

защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в

целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном

условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая

безопасность – это не только защищённость национальных интересов, но и

готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и

защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания

социально-политической стабильности общества.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и

показателей. Критерий экономической безопасности – оценка состояния экономики с

точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической

безопасности. Критериальная оценка включает в себя:

[4]

· Ресурсный потенциал и возможности его развития.

· Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его

соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а

также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к

минимуму.

· Конкурентоспособность экономики.

· Целостность территориального и экономического пространства.

· Сувериниртет, независимость и возможность противостоять внешним

угрозам.

· Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения

социальных конфликтов.

В системе показателей-индикаторов необходимо выделять:

1. Уровень и качество жизни.

2. Темпы инфляции.

3. Норму безработицы.

4. Экономический рост ВВП.

5. Дефицит бюджета.

6. Государственный долг, встроенность в мировую экономику.

7. Золотовалютные резервы.

8. Деятельность теневой экономики.

Важны пороговые значения – предельные величины, несоблюдение значений которых

препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства,

приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области

экономической безопасности.

Однако нет однозначного ответа на вопрос – какими должны быть эти пороговые

значения. Мировая практика показывает, что даже при существенном несоблюдении

пороговых значений экономика некоторых стран стабильно развивается, причём

темпами, превосходящими те страны, где эти пороговые значения соблюдаются

гораздо жёстче. Все эти критерии и показатели должны коррелировать друг с

другом, и прежде чем браться за

соблюдение данных пороговых значений хорошо бы выяснить, как именно они

взаимодействуют между собой.

Экономическая безопасность – это эффективное удовлетворение общественных

потребностей с условием соблюдения частичной экономической независимости,

стабильности и устойчивости национальной экономики и способности к саморазвитию

и прогрессу.

2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности.

Структура проблем экономической безопасности приведена на схеме 1.

Курсовая: Экономическая безопасность России

Схема 1. Структура проблем экономической безопасности.[5]

2.1. Военно-экономическая безопасность.

Проблемы ВПК.

В течение долгого времени военно-промышленный комплекс Советского Союза

производил до трёх четвертей валового внутреннего продукта страны. Это был

мощный комплекс, успешно конкурировавший с единственным существовавшим на тот

момент противником – ВПК США. В то время основная задача, поставленная

государством перед данным комплексом, была в обеспечении этого государства

средствами защиты и нападения для парирования тех угроз, которые оно таковыми

считало.

После развала Советского Союза развалилось и ВПК. На гребне приватизации

мощные объединения рассыпались на отдельные заводы. Ранее жёстко связанные

между собой серийные заводы и конструкторские бюро тоже стали абсолютно

самостоятельными единицами. Россия строила свою линию поведения в экономике,

добиваясь максимальной конкуренции и либерализации рынка, хотя тенденция

развития мирового сообщества шла радикально противоположным курсом слияния и

поглощения компаний, т.е. перехода от конкурентного к олигополистическому

рынку.

Проблемами реструктуризации оборонки занимались в разное время помощник

президента Ельцина по военно-техническому сотрудничеству Борис Кузык и вице-

премьер правительства РФ Яков Уринсон. Основными идеями их программ

реструктуризации были создание крупных вертикально-интегрированных компаний и

формирование на их основе так называемого ядра оборонного комплекса. К

сожалению, ни одна из задуманных вертикально-интегрированных структур не

оказалась эффективной.

Формально в составе ОПК (ВПК в какой-то момент переименовали в

оборонно-промышленный комплекс) сегодня числятся около 1700 предприятий.

Несколько десятков из них являются головными, замыкающими кооперационные

цепочки. Доля государственных унитарных предприятий (ГУП) и АО со стопроцентным

госучастием составляет около 40%, совсем без госучастия – 30%, остальные имеют

смешанную форму собственности. Объём производства в 1999 году в среднем

составил 22% от уровня 1990 года. По производству военной продукции они

загружены на 14-14,5%, по гражданской – на 20-21%.

[6] Тяжелее всего приходится государственным унитарным предприятиям.

Программы вооружений на ближайшие 10 – 15 лет правительство до сих пор не

разработало. Более того, в бюджетных расходах до 2010 года расходов на

модернизацию вооружений российской армии не предвидится. А без госзаказа

предприятия остаются на голодном пайке. Предприятие, которому прекращают давать

заказы национальные вооружённые силы, обречено на смерть в стратегической

перспективе.

В российском ОПК есть несколько активных центров, собравших и собирающих

вокруг себя изрядную часть всероссийского оборонного комплекса.

В процессе самостийной реструктуризации ОПК в 1998 году стали заметны два

крупных экономических субъекта – холдинговая компания «Новые программы и

концепции» (НПК), возглавляемая Борисом Кузыком и группа компаний «Каскол»,

во главе которой стоит Сергей Недорослев.

НПК владеет контрольным пакетом «Северной верфи» (строительство и ремонт

военных и гражданских судов), крупными пакетами ЛОМО, Ковровского

механического завода (КМЗ) и ковровского Завода им. Дегтярева (ЗИД). Кроме

того, холдинг очень активно сотрудничает с ГУП «Конструкторское бюро

машиностроения» (КБМ) из Коломны. Разработанный КБМ переносной зенитно-

ракетный комплекс «Игла-2», инфракрасную головку самонаведения для которого

делает ЛОМО, производят совместно и КБМ, и ЗИД, и КМЗ. НПК также сотрудничает

с разработчиками и производителями самолётов «Су» – ОКБ «Сухой», ГУП

«Комсомольское – на – Амуре АПО» и ОАО «Иркутское АПО». Кроме того, в

собственности НПК находятся пакеты предприятий , участвующих в кооперации по

производству зенитно-ракетного комплекса «С-300П» и модернизации ЗРК

«Печора», - ОАО «Московский радиотехнический завод» и ОАО «КБ «Кунцево»».

«Каскол», выросший из группы профессиональных управленцев, владеет крупными

пакетами акций ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»»

(производство и модернизация самолётов «МиГ», а также гражданской

авиатехники), ОАО «Росвертол» (производство и модернизация вертолётов «Ми»),

ОАО «Гидромаш» (монопольный производитель гидравлики и шасси для всей

авиакосмической промышленности России). Помимо этого группа участвует в

управлении ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг»» (ледовое и

атомное надводное судостроение) и ОАО «Центральное конструкторское бюро

«Лазурит»» (подводное кораблестроение, производство перископов).

Рядом с группой «Каскол» недавно появилась группа компаний «Ист» (президент –

Александр Несис), ставшая владельцем контрольного пакета акций Балтийского

завода (единственное в России предприятие, способное производить крупные

корабли).

За ними следуют те, кто поменьше (в военно-промышленной части). Объединённые

машиностроительные заводы (группа «Уралмаш – Ижора»), возглавляемые Кахой

Бендукидзе, имеют два заметных актива в оборонке – контрольный пакет ОАО

«Судостроительная фирма «Алмаз»» (малые ракетные корабли, сторожевые катера и

десантные корабли на воздушной подушке) и крупный пакет акций завода «Красное

Сормово» (дизельные подводные лодки).

Возрастающий интерес к оборонной промышленности демонстрирует АКБ

«Межрегиональный инвестиционный банк» (МИБ), председателем совета директоров

которого является Сергей Кугушев. В активах МИБ крупный пакет акций

«Балтийского завода», а также права требования на значительную часть

голосующих долгов Московского вертолётного завода им. Миля, выпускающего

вертолёты «Ми».

Впрочем, у Московского завода проблемы с выпуском боевой техники. По российскому

законодательству, если иностранной компании принадлежит более 25% акций

предприятия, то данное предприятие не может выпускать боевые вертолёты, и

самостоятельно их продавать на мировом рынке, если государству не принадлежит

контрольный пакет. Этим в начале 90х. после приватизации воспользовался

основной американский конкурент в производстве боевых вертолётов – компания

United Technologies (владеет вертолётной фирмой Sikorski), купив блокирующий

пакет акций вертолётного завода им. Миля. Таким образом американцы смогли прямо

влиять на конструкторскую и производственную деятельность предприятия. До

настоящего времени злоключения московского завода не закончились.

[7]

Вокруг активных располагаются все остальные живые. Их объединяет важнейший

квалифицирующий признак – они в существенно большей степени зависят от

государства. И если НПК или «Каскол» смогут выжить без заказов государства,

за счёт своей диверсифицированности и соотношения «военное-гражданское», то

для всех остальных поддержка государства критически необходима. Кроме того,

над ними висит дамоклов меч государственного самодурства, хотя форма

собственности не так уж и важна – мир знает и убыточные частные, и

чрезвычайно прибыльные государственные компании. Например, в Италии с 30-х

годов успешно работает государственный холдинг, объединяющий около 200

высокотехнологичных компаний. А в США практически весь бизнес частный. У

англичан было несколько волн национализации-денационализации. В самой России

есть успешные частные и вполне прибыльные государственные компании. Основная

проблема в качестве собственника. Менеджмент в России на многих

государственных унитарных предприятиях часто неподконтролен государством.

Государство самоустранилось от процесса управления, а если и пытается

управлять своей собственностью, то часто это делает крайне неэффективно.

Ощущается острый дефицит высококвалифицированных менеджеров, и даже когда они

есть их вряд ли допустят до управления на государственном предприятии, т.к.

при существующей системе управления государственными предприятиями необходимо

потратить несколько лет для того, чтобы менеджера оценили должным образом.

Проблемы экспорта продукции ОПК заключаются в отсутствии внутреннего спроса и

стремительного старения экспортного потенциала ОПК. «То, что не принято на

вооружение в стране, крайне неохотно покупают за её пределами. Считается, что

только национальные вооружённые силы могут обкатать технику и при

необходимости заставить её работать»,- утверждает Сергей Недорослев.

Другой аспект этой проблемы – стремительное старение экспортного потенциала

ОПК. Россия торгует в основном «платформами» военной техники, а этот рынок

просто исчезает на глазах. В рамках многочисленных офсетных и лицензионных

соглашений технологии производства платформ постепенно широко

распространяются. Стремительно растёт другой рынок – электронных, оптических

и других подсистем.

Именно поэтому от государства требуется чёткая программа вооружений, которая

должна быть техническим отражением чёткой военной доктрины.

Ещё одной актуальнейшей проблемой ОПК, связанной с государственной

стратегией, является проблема сохранения научной школы.

Длительное отсутствие господдержки российских военных учёных и конструкторов

уже сильно проредило их ряды. Если в 1990 году средний возраст персонала в

оборонке составлял 39 лет, - то сегодня – 58. Число работающих докторов наук

сократилось в 1,7 раза, кандидатов – в 1,6. Госразработок осталось на 3 – 5

лет. Работающим сейчас оборонщикам просто некому передавать свой опыт.

Всё последнее десятилетие структура военных расходов была такой: 75 – 80% на

содержание войск, 10 – 15% на НИОКР, остальные 5 – 10% приходились на

гособоронзаказ.[8] Мировому опыту

соответствует другое соотношение – 40/40/20. То есть необходимо увеличить

расходы на НИОКР в полтора – два раза и в четыре раза – на гособоронзаказ.

В бюджете 2001 года расходы на НИОКР были пересмотрены в сторону увеличения

на 40%, но этого явно недостаточно.

По планам правительства из 1700 предприятий ВПК останется 400 – 500 холдингов,

финансируемых государством. На заседании кабинета министров 11 мая было принято

решение о реструктуризации авиационной промышленности путём формирования двух

крупных универсальных самолёто-вертолётостроительных комплексов (СВСК)

холдингового типа и нескольких специализированных (по двигателям, вооружению и

т.д.) комплексов поменьше.[9] По

утверждениям чиновников состав СВСК – 1 и СВСК – 2 были сформированы по

принципу сложившихся связей. И если у СВСК – 1 естественным ядром является РСК

«МиГ», то в отношении СВСК – 2 с потенциальным ядром комплекса – АВПК «Сухой»

ещё не всё ясно. Формально входящие в него АПО в Иркутске и Комсомольске – на –

Амуре проводят совершенно самостоятельную политику. Неясно как будет

позиционирована к СВСК – 1 и СВСК – 2 группа компаний «Каскол», т.к.

контролируемые ей предприятия оказались по решению чиновников в разных

комплексах. Впрочем, особого вреда от этого постановления ожидать не стоит. Как

заявил Илья Клебанов «не ожидается никакого силового давления и никаких

директивных решений, да они и невозможны в самом деле».

Ещё одной серьёзной проблемой является взаимодействие транснациональных

корпораций с российской наукой и наукоёмкими отраслями отечественной

промышленности, «оно приобретает явно односторонний . характер. Например,

транснациональные корпорации запатентовали сотни российских изобретений,

применяемых на самых современных образцах военной техники . масштабы «патентной

агрессии» против России достигают огромных размеров. В результате этого Россия

может столкнуться с весьма серьёзными правовыми проблемами при продвижении

своего новеёшего наукоёмкого оружия на мировой рынок».

[10]

Проблемы вооружённых сил.

В начале ноября 2000 года Совет безопасности России подвёл черту под дискуссиями

о военной реформе, продолжавшиеся с большей или меньшей степенью интенсивности

все последние десять лет. Плачевное состояние вооружённых сил признают и сами

военные, сделавшие горький вывод о том, что в ближайшей перспективе Россия

будет не способна «вести крупномасштабную войну обычными средствами». Как

признал секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, «людей в погонах в России

сейчас около трёх миллионов – это непосильная ноша для нашей экономики».

[11] Из общего состава силовых структур, где сегодня числятся 2 млн. 360

тысяч военных и 960 тысяч гражданского персонала, должны быть уволены около 600

тысяч. В том числе армия и флот, где под ружьём находятся около 1 млн. 200

тысяч, потеряют 365 тысяч штыков, а другие войска – чуть больше 100 тысяч. В

России на одного солдата два командира и три гражданских.

Согласно принятой Концепции безопасности страны, необходимо довести уровень

расходов на оборону и безопасность до 5,1% от ВВП, и эта цифра в бюджете

превышена: на оборону направляется 3,41%, на безопасность – 1,85%. Более

трети расходной части бюджета 2001 года направлено на оборону и безопасность.

Больший упор делается именно на безопасность. Антитеррористическая операция

вЧечне стоит очень дорого для российского бюджета. Плохо то, что эта статья

расходов будет ещё долго тормозить экономику России. Как ни парадоксально,

она выгодна обеим воюющим сторонам. Это своего рода высокооплачиваемая

работа, где российский контрактник получает большие деньги за наведение

конституционного порядка на территории Чеченской республики – федерального

субъекта РФ, а террористу хорошо оплачивается убийство российских солдат и

офицеров. В безусловном проигрыше оказывается Россия, кроме экономических

несущая людские и духовные потери. С теми контрактниками и срочниками, кто

благополучно выполняют свою работу и возвращаются живыми в Россию необходимо

проводить долгую психологическую реабилитацию, иначе они могут не

приспособиться к мирной жизни и рано или поздно неадекватно среагируют на

стрессовую ситуацию.

Но вывод войск из республики нанёс бы серьёзный удар по единству и

территориальной целостности РФ. Ещё Макиавелли писал, что для удержания

захваченной территории необходимо либо организовывать на её территории

крупные военные поселения, либо переносить туда столицу государства. Так как

депутаты скорей всего не захотят жить и работать в разрушенной республике, то

остаётся первый вариант развития событий. В настоящее время существуют и

другие, прежде всего экономические рычаги воздействия на данную проблему. Чем

быстрее будут созданы рабочие места на территории Чечни, задействованы законы

РФ, и обезврежены источники, вызывающие открытую конфронтацию, тем больше

шансов на стабилизацию ситуации.

В настоящий момент чтобы иметь боеспособную армию России необходимо выйти на

уровень 800 тысяч человек, если её кормить, учить и вооружать по мировым

стандартам. Очень раздуты инфраструктуры тылового, технического, медицинского

обеспечения, сеть вузов. Ни для кого не секрет, что наличие военной кафедры в

институте – это способ уклонения от армии.

В СССР был один генеральный штаб ВС, который координировал всех, включая

внутренние и пограничные войска. Генеральный штаб ВС ситуацией в других

войсках не владеет. При передаче несколько лет назад внутренних войск в

ведение МВД (для обхода подписанного договора об обычных вооружениях в

Европе) были сохранены прежние формирования МВД. Получилась чрезвычайно

разбухшая структура. По количеству милиционеров на 100 тысяч населения мы

перегнали многие промышленно развитые страны. Это связано с чрезвычайно

низкой эффективностью работы данных служб.

40% всего личного состава армии расположены в Московском военном округе, в

радиусе 70 километров от столицы. В армии 12 тысяч котельных, половина из них

никакого отношения к отоплению воинских частей не имеет, но в каждой работают

солдаты или гражданский персонал.

В большинстве воинских частей одна и та же картина – пьяные прапорщики, всё

разворовано, полный развал. Вызвано это тем, что государство последние

десятилетие просто старалось не замечать армию и её проблемы, считая что если

не замечаешь, то и денег платить не нужно. Принцип призыва восемнадцатилетних

мальчишек со школьной скамьи привёл к тому, что те кто может, – уклоняются от

службы поступая в институт, или просто откупаясь. В результате в армию

попадают деревенские дети и правонарушители, которым предлагают на выбор –

либо сесть, либо отслужить. И порядки в армии, а некоторых частях, мало

отличаются от порядков на зоне. Это вызывает стойкое нежелание служить у

молодежи, не желающей погибнуть, стать инвалидом, или просто потерять впустую

два года жизни. Если же человек по своим убеждениям идёт в армию или в

воинское училище с намерением связать свою жизнь с военной службой, то он

должен быть готов к бедной, одинокой жизни (девушки редко выходят замуж за

малообеспеченных).

Некоторые предлагают перейти на профессиональную армию, но это было бы

достаточно рискованным шагом. Единственная гарантия, что армия не пойдёт

против своего народа, это его дети, которые в ней служат. Профессиональная

армия – очень опасное оружие, и в демократическом государстве вооружённые

силы должны быть поистине народными. Профессионал (наёмник), по определению

служит за деньги, и если ему предложат больший контракт, – он может не

устоять. Иностранцы явно превосходят нас по финансовым возможностям. Израиль,

Германия, Швейцария не имеют профессиональных армий и не собираются их

заводить. В США и Англии ВС давно формируются по контракту, но у этих стран

особое географическое положение – им этого достаточно. Во Франции существует

промежуточный вариант: есть части постоянной боевой готовности, в которых

служат профессионалы – это контрактники, и есть система подготовки населения,

- призыв на четыре-шесть месяцев. Людей учат, с какой стороны держать за

автомат, куда нажимать. Вопрос с профессиональной армией остаётся открытым.

Из-за серьёзности положения президент назначил Сергея Иванова министром ВС

России. Перед правительством поставлена задача поднять уровень оплаты

военнослужащих до уровня заработной платы гражданских государственных

работников в 2002 – 2003 годах. Как уже упоминалось, более трети расходов

бюджета 2001 года предназначены на оборону и безопасность страны.

2.2.Внутриэкономическая безопасность.

Региональный уровень экономической безопасности.

Классификация и ранжировка регионов. Система региональных

социально-экономических показателей.

К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности России

относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического

развития регионов России. Важнейшими факторами угроз являются:

· Объективно существующие различия в уровне социально-экономического

развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом

отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве.

· Нарушение производственно-технических связей между предприятиями

отдельных городов России.

· Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на

душу населения между отдельными субъектами РФ.

· Усиление национального сепаратизма, которому способствует

этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда

общественных образований.

Разница в отношениях с федеральным бюджетом некоторых субъектов Федерации,

появившаяся в середине 90-х годов, ведёт к невозможности реализации

фундаментального конституционного принципа равноправия для всех субъектов

Федерации.

Сегодня ведётся работа по приведению в соответствие с конституцией России

законов субъектов Федерации, но многие субъекты идут на это крайне неохотно.

Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономического развития в

отсталых и слабоосвоенных районах с экстремальными природно-климатическими

условиями в силу острой неконкурентоспособности местных производств и

практически стихийного оттока населения из районов Севера.

Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил в

результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского

капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России,

особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Так в 1997 году 11 регионов (гг. Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская,

Свердловская, Нижегородская, Пермская области, республики Татарстан и

Башкортостан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) обеспечили

66% доходов в федеральный бюджет.[12]

И если на данный момент положение в связи с ростом российской экономики немного

изменилось, диспропорции в развитии регионов сохраняются. Об этом можно судить

по уровню покупательной способности населения 20 первых регионов России,

приведённому в таблице 1, и по уровню концентрации доходов населения

приведённому в таблице 2.[13]

Рейтинг инвестиционного потенциала в 1999-2000 гРегионСоотношение доходов населения и прожиточного минимума
1Москва7,76
5Ханты-Мансийский АО5,26
19Ямало–Ненецкий АО5,01
32Тюменская область4,39
33Республика Коми3,77
26 Мурманская область3,24
7 Самарская область3,10
63Республика Северная Осетия – Алания 3,03
6Красноярский край2,99
8 Республика Татарстан2,81
62Новгородская область2,71
12Челябинская область2,66
17Республика Саха (Якутия)2,63
55Тамбовская область2,61
48Томская область2,60
13Кемеровская область2,58
9Пермская область2,54
11 Республика Башкортостан2,54
16Иркутская область2,51
10Краснодарский край2,50

Таблица 1. 20 лучших регионов по уровню покупательной способности населения.

Рейтинг инвестиционного потенциала 1999-2000 гРегионДоля в общероссийских доходах (%)
1Москва25,15
2Санкт-Петербург3,85
3Московская область3,39
7Самарская область2,61
4Свердловская область2,48
5Ханты-Мансийский АО2,45
10Краснодарский край2,36
15Ростовская область2,25
6Красноярский край2,11
11Республика Башкортостан2,10
12Челябинская область2,06
8Республика Татарстан2,02
13Кемеровская область2,02
16Иркутская область1,87
9Пермская область1,83
14Нижегородская область1,50
17 Республика Саха (Якутия)1,49
18Новосибирская область1,40
21Саратовская область1,26
20Приморский край1,24

Таблица 2. 20 первых регионов с наибольшей концентрацией доходов населения.

Из приведённой выше таблицы видно, что на долю 20-ти первых регионов с

наибольшей концентрацией доходов населения приходится 65% всех доходов

населения, причём 25% всех доходов приходится на одну Москву. Подобный

дисбаланс естественно вызывает социально-экономическую напряжённость

населения. В России к москвичам нередко относятся как к представителям

другого государства, чьи представления и образ жизни сильно оторваны от

представлений и образа жизни всей остальной России. И это естественно, так

как Москва является наиболее привлекательным инвестиционным регионом,

предоставляющим максимальные возможности при минимальном риске. Её потенциал

составляет 17 процентов от всего инвестиционного потенциала России, несмотря

на то, что физический объём промышленного производства в Москве в 1999 году

составил 35% от объёма 1991 года.

Структуру современного социального пространства российского общества можно

охарактеризовать следующими стратами: 0,1:2:15:66:10:7.

[14]

Первый уровень, включающий самую малочисленную часть богатого населения,

владеющего половиной российского богатства, представляют руководители семи

финансово-промышленных групп. Сюда же включаются руководители 50 корпораций,

в руках которых сосредоточено почти всё богатство страны.

Вторая группа – это правящая государственная бюрократия, сконцентрированная

преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Третья группа включает средний слой, социально разнородный,

сконцентрированный в небольшом числе крупных городов (преимущественно крупная

и средняя буржуазия, местная бюрократия, частично верхушечная прослойка

интеллигенции).

Четвёртую группу образует базовый слой населения, отчуждённого не только от

собственности, но и от рабочих мест и оплаты за труд (большинство рабочих и

служащих государственных и муниципальных предприятий, массовая интеллигенция,

врачи, учителя, инженеры, учёные, низшая и средняя часть чиновничества).

Пятую группу составляют бедняки, нуждающиеся в социальной защите.

Шестая группа формируется из криминальных, и полукриминальных групп населения,

рассредоточенных также преимущественно в крупных городах.

[15]

После дефолта 1998 года часть третьей группы перешла в четвёртую, а часть

четвёртой – в пятую и шестую группы. По оценкам экспертов, региональный срез

четвёртой и пятой групп населения (более трёх четвертей общей численности)

распределяется по регионам страны примерно в следующих пропорциях: Северный и

Северо–Западный регионы – 10%, Центральный – 18%, Волго-Вятский – 7%,

Центрально-Чернозёмный – 5%, Поволжский – 11%, Северо-Кавказский – 12%,

Уральский – 13%, Западно-Сибирский – 11%, Восточно-Сибирский – 7%,

Дальневосточный – 6%.

Различия в экономическом положении и интересах этих слоёв населения,

обусловленные имущественной поляризацией, всё более приобретают

антагонистический характер, что находит своё выражение в борьбе за

удовлетворение своих насущных требований, и приводит чаще всего к

возникновению социальных конфликтов.

В России децильный коэффициент – больше 13. Это означает, что разрыв в

доходах между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными гражданами

различается в 13 раз, хотя по международным меркам он не должен превышать 7 –

8, исключением является США, где он составляет 11 – 12 раз, но и жизнь в

Америке значительно более напряжённая по сравнению с Западной Европой.

Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В

политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть

уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в

значительной степени связан с тем, что в современной России инфляционное

бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг

в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые

удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления

малообеспеченных слоёв населения.

Коэффициент Джини в России составляет 38%[16]

, что ниже чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Дании

(24%), Швеции (25%), Чехии (26%). Данный коэффициент необходимо снижать.

Как уже упоминалось, существуют опасности сепаратизма, связанные не с выходом

тех или иных субъектов РФ из её состава, а со своеобразной «внутренней

эмиграцией» регионов, формированием на их территории закрытых политико-

экономических систем.

В этих условиях законотворчество субъектов РФ, в частности принятие

республиканских конституций, уставов краёв и областей, становится не столько

юридической, сколько политической проблемой. Конституции и законодательные

акты некоторых субъектов Федерации по многим важным положениям не

соответствуют Конституции РФ и федеральным законам. В нарушение положений

Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» к компетенции многих субъектов

отнесено назначение судей федеральных судов, а в отдельных случаях и

прокуроров. Указанные противоречия объективно создают правовые предпосылки

для сепаратистских устремлений отдельных субъектов Федерации и политической

дезинтеграции России.

При этом следует учитывать, что «национализация» региональной политики носит

формальный и искусственный характер, являясь для местных элит формой

легитимизации власти и способом реализации собственных экономических

интересов.

В целом, при рассмотрении данной проблемы можно выделить три основных

направления, формирующих её содержание:

1. Концепция территориальной, «губернской» федерации, что предполагает

отказ от национально-территориального деления РФ.

2. Концепция «укрупнения регионов», что ведёт к сокращению числа

субъектов РФ, в первую очередь, не располагающих достаточным экономическим

потенциалом.

3. Концепция развития и укрепления горизонтальных связей в РФ на основе

консолидирующих процессов формирования межрегиональных ассоциаций

экономического взаимодействия.

Третий путь значительно проще, но менее эффективен. Недавнее разделение

России на семь федеральных округов, переподчинение судебной власти данным

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.