РУБРИКИ

Курсовая: Финансовая политика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Финансовая политика

Курсовая: Финансовая политика

Оглавление

Введение................................................................3

Глава 1. Финансовая политика государства.

1.1. Содержание и значение финансовой политики..........................4

1.2. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой

политики.......................................................................8

1.3. Финансовая политика государства на современном этапе..............10

1.4. Мировые концепции финансовой политики.............................12

Глава 2. Финансовая политика в условиях финансового кризиса.

2.1. Последствия финансового кризиса и

бюджетная политика 1992 - 1998 гг.............................................16

2.2. Региональная финансовая политика..................................21

2.2.1. Государственные финансы и региональное развитие.................21

2.2.2. Направления реформы региональных финансов.......................23

2.3. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса............26

2.3.1. Финансовое положение российских предприятий.....................27

2.3.2. Действия предприятий в условиях недостаточности

финансовых средств............................................................31

Заключение.............................................................33

Список использованной литературы.......................................35

ВВЕДЕНИЕ.

С осени 1997 г. Россия жила под угрозой финансово-экономи­ческого краха.

Кризис развивающихся рынков по­степенно подбирался к России, угнетающе

воздействуя как на госу­дарственные финансы, так и на общее состояние деловой

активности.

Собственно, страна находится в кризисе уже на протяжении 10 лет. Однако в

течение 1995-1997 гг. наблюдались определенные поло­жительные сдвиги, которые

стали особенно заметны к середине 1998 г. На этом фоне наблюдалось некоторое

улуч­шение социальных индикаторов - снижались уровень преступности,

заболеваемость, стабилизировалась продолжительность жизни и т.д. Однако

стабилизация все же не смогла стать устойчивой и зало­жить основы здорового

экономического роста в условиях рыночной де­мократии.

Разумеется, существовал и существует набор экзогенных факторов, обусловивших

дестабилизацию финансово-экономической обстановки в России. Это - начавшийся

в Азии и вскоре охвативший весь мир финансовый кризис, а также падение

мировых цен на энергоресурсы и сырье - важнейшие статьи российского экспорта.

Однако подобная уязвимость российской экономики - результат собственных,

внутренних проблем функционирования экономико-политической системы,

выявле­ние которых и представляет основной интерес в аспекте как понима­ния

причин кризиса, так и определения путей выхода из него.

В силу значимости произошедшего кризиса в августе 1998 г., анализ прово-димой

в России финансовой политики имеет большой научный и практический интерес.

Цель данной работы - показать взаимосвязь составных частей финансовой

политики, проводимой в России и на российских предприятиях в условиях

кризиса. Актуальность этой проблемы не может вызывать сомнений, так как без

стабильной финансовой системы в стране невозможно даже элементарное

воспроизводство.

Чтобы провести анализ осуществляемой в России финансовой политики необходимо

рассмотреть следующие задачи:

· рассмотреть теорию финансовой политики;

· изучить структуру финансовой политики;

· выявить основные направления и особенности финансовой политики в

России;

· проанализировать составляющие и выявить взаимосвязь между

региональной и федеральной финансовой политикой;

· показать особенности формирования финансовой политики на российских

предприятиях в условиях кризиса и её взаимосвязь с федеральной и региональной

финансовой политикой;

При написании данной работы использовались статьи ведущих специалистов в этой

области таких как Я. Уринсон, Е. Строев, А. Ананьев, Л. Абалкин и др., а

также данные компьютерной сети Internet.

Глава 1. Финансовая политика государства.

1.1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

В любом обществе государство использует финансы для осуществ­ления своих

функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации

поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и

претворения в жизнь обеспечи­ваются условия выполнения задач, стоящих перед

обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические

интере­сы.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие

звенья:

выработку научно обоснованных концепций развития финансов.

Они формируются на основе изучения требований экономических законов,

всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития

производительных сил и производственных от­ношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и

текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей,

предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы,

возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных

целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание фи­нансовой политики.

Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций

развития финансов, т.е. ориентиро­ванная на удовлетворение текущих

потребностей; вместе с тем не реалистична финансовая политика, ограниченная

только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без

подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых за­дач финансовая

политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный

на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач,

определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки

прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их

использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор

долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике

необходимы для концентрации финан­совых ресурсов на главных направлениях

экономического и социаль­ного развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития

общества путем своевременного изменения спосо­бов организации финансовых

связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относитель-ной стабильности

финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что

предопреде­ляется подвижностью экономических условий, социальных факторов и

др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стра­тегия создает

благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя

решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы,

путем своевременного из­менения способов, форм организации финансовых связей,

позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать

задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности

относится к категориям надстройки. Между нею и экономи-ческим базисом

общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика

порождается экономически­ми отношениями; общество не свободно в выработке и

проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны,

возникая и развиваясь на основе экономи-ческого базиса, финансовая политика

обладает определенной самосто-ятельностью; у нее специ­фические законы и

логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику,

состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях

посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные

условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что обще­ственный прогресс

приводит к возрастанию степени воздействия политики на эконо-мическую и

духовную жизнь общества. Достигну­тые масштабы хозяйственных комплексов,

усложнение хозяйствен­ных и региональных связей вызывают необходимость

обеспечивать согласованное развитие всех отраслей народ-ного хозяйства и

регио­нов; все большее значение в этой связи приобретает государствен­ное

финансовое регулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются

отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования.

Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в сво­их руках

большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воз-

действовать на экономическую конъюнктуру.

В условиях возрастающего уровня развития производительных сил финансовые

мероприятия во все большей степени направляются на социальные потребности,

обеспечивая достижение более полного бла­госостояния всех членов общества.

Возможности активного воздействия финансовой политики на экономичес-кое

развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого на­учного обосно-вания.

Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяю-щих

политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятель-ность не

перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт

хозяйственного строи­тельства доказывает, что отрыв финансовой политики от

экономики оборачивается серьезными экономи-ческими трудностями, неизбежно

сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.

Научный подход к выработке финансовой политики, знание и изу­чение всех

факторов, определяющих политику, предполагают ее соответствие закономерностям

общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение

этого важнейшего тре­бования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Например, история развития нашего государства свидетельствует, что в

противовес требованиям хозяйственной самостоятельности на протяжении многих

десятилетий у предприятий и хозяйственных организаций изымалась в бюджет

большая доля финансовых ре­сурсов. При этом применялся раскла-дочный способ

определения обязательств по прибыли (вышестоящая органи-зация устанавливала

каждому подведомственному предприятию сумму платежа), не позволявший

предприятиям иметь устойчивую финансовую базу разви­тия. В результате была

подорвана инициатива, заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении

эффективности производ­ства, росте накоплений. Коллективизация (нередко

насильственная), постоянное игнорирование требований закона стоимости

(выразив­шееся в системати-ческом изъятии на протяжении почти четырех

де­сятилетий денежных накоплений из аграрного сектора экономики,

осуществляемом через цены, налоги, страховые платежи) привели к затяжному

кризису в этой области, разрушению у крестьянина чувст­ва хозяина.

Политические решения должны приниматься по законам экономи­ческой логики, на

основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных

финансовых мероприятий, что позволит из­бежать частых, нередко

непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные

условия для деятельности пред­приятий. В связи с этим важно отметить огромное

значение достаточ­ного объема достоверной информации о протека-ющих в

экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных

мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и

политэкономической наук должна составлять необхо­димую базу для выработки

эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной

связи, служащий надежной осно­вой для проверки правильности финансовой

политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер

жизни общества.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объе­ма и эф-

фективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это

как лакмусовая бумажка для проверки дей­ственности финансовой политики. Отказ

от учета повышения эф­фективности использования финансовых ресурсов при

разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению

средств, сокращению источников удовлетво-рения постоянно расту­щих

экономических и социальных потребностей общества. Напри­мер, в последние

десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно

вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако

производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно,

снижалась эффектив­ность капитальных вложений. Эти и другие факты

игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому

ухудшению финансового положения нашей страны.

При выработке финансовой политики следует исходить из конк­ретных

исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития

общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,

реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая

зависимость намеченных и осуще­ствленных расходов от объема финансовых

ресурсов является сви­детельством элементарного финансового благоразумия и

должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого

важнейшего требования приводит к появлению и увеличению де­фицита бюджета,

государственного долга, инфляционным процессам.

Учет особенностей момента предполагает также тщательное изу­чение опыта

предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и

прогрессивных явлений, мирового опыта. Своевременное изменение финансовой

политики на осно­ве учета особенностей текущего момента, назревших

потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и

с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является

соблюдение комплексного подхода при ее выра­ботке и проведении, т.е.

согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы,

путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного

этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными

частями экономической политики - финансовой, кредитной, дивидентной, политики

в обла­сти ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана

присущими ей специфическими способами и методами со­действовать достижению

целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство

финансов России, на ко­торое возлагается разработ-ка финансовой политики,

подготавливает несколько ее вариантов. Они под-вергаются экспертной оценке.

Наиболее оптимальный вариант представляет-ся в правительство для

рас­смотрения и одобрения.

Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использо­вание метода

“наложения” финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в

стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой

политики требуют широкого использования математического моделирования,

электронно-вычисли­тельной техники. Необходимым условием является также

наличие обширной, достоверной информации о состоянии дел в экономиче­ской и

социальной сферах. Учитывая сложность разработки поли-тики, когда приходится

рассматривать многообразные, нередко противо-речивые тенденции экономического

развития, использовать различные способы изучения экономических процессов и

явлений, применять выводы теории к конкретным жизненным обстоятельст­вам,

классики политической экономии определяли политику как ис­кусство.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилиза­ция финансовых

ресурсов, необходимых для удовлетворения на­сущных потребностей развития

общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать

благоприятные условия для активизации предпринима-тельской деятельности.

Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов

пред­приятий в пользу государства, а также доли участия населения в

фор­мировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению

эффективности использования финансовых ресурсов пу­тем их распределения между

сферами общественного производства, а также их концентрации на главных

направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки

финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма,

позво­ляющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и ус­пешной ее

реализации приносит положительные результаты. Ее зна­чение заключается в том,

что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В

процессе выработки и проведения финансовой политики предусмат-риваются

финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения

материального и культурного уровня жизни народа, расширения социального

обслуживания, регулируются налоговые платежи населения; осуществляются

мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного

потребления, услуг и пр.

Финансовая политика играет важную роль, в развитии производительных сил и

рациональном их размещении по территорям страны. Она способствует обеспечению

финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых

направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности

производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии

хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей

со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных

мероприятий. Развитие производительных сил, научно-технического прогресса в

настоящее время достигло такого уровня, что выполнение отдельных программ

непосильно одному государству. Поэтому страны сообща выполняют некоторые

функции, что помогает экономить средства. Только международное сотрудничество

способно обеспечить эффективную помошь развивающимся странам.

1.2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ

ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь

используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов

организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения

благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый

механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношении,

способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные

элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно

множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого

количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового

механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов

власти на основе тщательного изучения действия экономических законов,

закономерностей развития финансов, задач экономи-ческой и финансовой политики

устанавливает методы распределения общественного продукта, национального

дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет

принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и

т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет

осуществле-ние планирования и прогнозирования, нормативное оформление

применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и

пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов

финансовых отношений.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства

и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм

подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных

организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования

государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает

отдельные структурные звенья. Например, механизм государст-венных финансов

подразделяется на бюджетный и механизм функционирова-ния внебюджетных фондов.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм

федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.

При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на

общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья:

мобилизация ресурсов, финанси-рование, стимулирование и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной

частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы

и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство

вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового

механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных)

звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и

разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма

характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений

использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в

организациях определяется отношение между отдельными формами денежных

накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В

страховых организациях широко развита система резервных фондов.

Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации

финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая

приводится в движение путем установления количест-венных параметров каждого

его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня

расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их

определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они

чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий

производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно

изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между

предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота и др.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным

правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в

область финансов имеет большое значение для успешно-го проведения финансовой

политики, четкого функционирования финансового механизма.

Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений,

закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Так, Верховный Совет

России издает законы о налогах, ежегодно принимает Закон о своем бюджете и

т.д. Министерство финансов России и территориальные (в составе России)

финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и

постановлений правительства разрабатывают в пределах своей компетенции

инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах

предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.

Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации

финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов

предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает

страхую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области

финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения

финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую

политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы

жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законода-тельных

проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает

хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в

правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными

социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее

полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода,

что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом

сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового

механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что

является залогом эффективности финансового механизма.

1.3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики,

сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним

относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее

неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего

государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие

стратегических концептуальных разработок; проведение частичных

малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную

выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном

хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового

хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой

базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях,

является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития

хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства.

Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в

изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на

повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной

цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной,

определяющей развитие производства, направление и структуру использования

финансовых ресурсов.

Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основе финансовых

возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций.

Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную

действенность прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии

наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика

разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей.

Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этом

акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства.

Все мероприятия экономической и финансовой политики направлены на

предоставление возможности населению повышать свои доходы, с одной стороны, и

создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности

- с другой.

В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики

перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма -

усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе

развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования

финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены

принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном

хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и

ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные

результаты работы.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые

методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании

производственных факторов, строго регламентировать их финансовую

деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно

заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового

планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за

использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение

финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно

осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через

изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения),

введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог

на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования

целевых программ. Ужесточается система финансовых санкций за нарушение

хозяйственных договоров, качественных

параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране

окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за

несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом

и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложений.

Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

В целях улучшения социального обслуживания населения введен новый

хозяйственный механизм в учреждениях и организациях социальной сферы.

Финансирование их потребностей из бюджета осуществляется на основе

долговременных стабильных нормативов, определяемых из расчета социальных

расходов на одного жителя или других показателей. Учреждениям социальной

сферы предоставлено право оказывать платные услуги, заниматься хозяйственной

деятельностью, самостоятельно распоряжаться полученными доходами.

Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Формирование

доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу;

принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного

финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к

положительным результатам в области организации и управления имущественным и

личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают

акционерные страховые общества; вводятся новые виды страхования; изменяется

соотношение между обязательной и добровольной формами страхования. Улучшение

страхового механизма направлено на качественное обслуживание страхователей,

повышение эффективности страхового дела.

1.4. МИРОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

Монетаризм ратует за свободный нерегулируемый рынок. Государственное

вмешательство в экономику должно быть ограничено поддержанием стабильного

темпа роста денежной массы.

1. Рестриктивная политика основывается на сокращении

государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение

покупательной способности насе­ления, уменьшение бюджетного дефицита и снижение

уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста.

Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста

выпускаемой продукции. В конечном счете задача сводится к переориентации

ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена

возмож­ным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной

заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение

ресурсов от потребления в пользу инвестиций весьма проблематично. Политика

ограничения спро­са усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также

социальную напряженность в обществе.

Своеобразным антиподом монетаризму является финансовая концепция,

разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом, полу­чившая название кейнсианство.

Эта концепция отдает предпочтение государственному регулированию и

государственной под­держке проводимых в экономике преобразований.

Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включа­ющей

расширение государственных расходов и снижение нало­гов, а также

экспансионистской кредитно-денежной политике, связанной с расширением

денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост про­изводства, а значит,

и рост инвестиций. Кроме того, расширяется покупательная способность

населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная

способность тем не менее не повышает конкурентоспособность предприятий и

качество продукции, а эти две проблемы для российской эконо­мики наиболее

актуальны.

2. Экспансионистская политика требует жесткого контроля за

ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль

необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения

эффективности использования бюд­жетных ассигнований либо за счет роста

налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении

произ­водства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае

необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется

налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста

доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для

реа­лизации такой политики государство должно иметь долгосроч­ные программы

централизованных инвестиционных вложений.

Кейнсианство в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко,

так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Слишком большие

задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и

основательной законодательной базы для соблюдения определен-ных рамок

вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Выбор экономической политики особенно сложен при прове­дении в российской

экономике широких приватизационных мероприятий. Отсутствие развитого частного

сектора означает невозможность проведения в чистом виде монетаристской или

кейнсианской политики. Применение мирового опыта без учета конкретных

особенностей и состояния дел в экономике России способно лишь усугубить

кризисные процессы.

3. Политика экономического роста, как правило, включает

укрепление денежной системы через девальвацию, которая снижает цену продукции,

а, следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее

конкурентоспособ­ность на мировом рынке. В то же время она сдерживает

внутрен­нее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к

удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга

и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Поскольку российский рубль

не является конвертируемой валютой, стимулирование экспорта имеет большое

значение для снижения внешнего долга. Стабили­зация даже на высоком уровне цен

на экспортируемые товары и продукцию необходима для того, чтобы восстановить

управляемость внешнеэкономической деятельностью. Для нормального состояния

платеж-ного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать

возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния

экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращениям

себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество

получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций

одновременно с расшире­нием производства. Преимущественный рост накоплений по

сравнению с потреблением - важный итог девальвации. Он может быть тем

позитивнее, чем активнее пойдут приватизация и акционирование, развитие рынка

ценных бумаг. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том

случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики,

который не коснется сокращения государственных расходов. Час­тный сектор

российской экономики не способен к тому, чтобы осуществлять крупные инвестиции

и долгосрочные вложения.

Монетаристы считают, что результатом свободного цено­образования являются

уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианисты

утверждают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние

спроса и предложения. Поэтому для предприятий изменение цен не служит

ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвиж­ны в этом смысле объемы

продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако, если цены

остаются стабиль­ными, то при снижении спроса производство также должно

сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммо­билизации оборотных

средств.

При возрастании спроса производство увеличивается. Всеоб­щий дефицит товаров

и продукции приводит к тому, что расши­рение производства возможно при

налаживании хозяйственных связей. Поэтому решающее значение приобретает

взаимодейст­вие предприятий - смежников, участвующих в разделении труда и его

кооперации. Необходимо добиться заинтересован-ности партнеров в поставках

сырья, материалов, выполнении работ и оказании взаимных услуг.

Когда денежная система находится в кризисном состоянии, устанавливает-ся

натуральный обмен. Бартерные сделки тем активнее, чем хуже состояние

денежного оборота. Недоверие к деньгам оказывается столь велико, что даже

оплататруда производится в натуральной форме. Для этого используется

продукция, выпускаемая данным предприятием, либо закупаемая или получа­емая

по бартеру. Бартер выгоден предприятиям, так как позволяет в каждом

конкретном случае пользоваться особыми пропорция­ми обмена. Государство при

этом недополучает налоговые платежи.

Действующая система налогообложения предусматривает, что при бартерном обмене

предприятия обязаны платить НДС и налог на прибыль в размерах,

соответствующих рыночной оценке стоимости осуществляемых опера­ций, а

работники - подоходный налог с суммы, полученной в оплату труда в натуральном

выражении. Контроль за этими платежами настолько неэффективен, что

натуральный оборот практически полностью исключен из области налогообложения.

Это подрывает основы формирования доходной части бюджета.

Одной из основных проблем экономики в кризисном ее состоянии является выбор

способа финансирования бюджетного дефицита. Достаточно отметить, что в 1995 г.

дефицит федерального бюджета составил 50,6% по отношению к расходам. Предельный

размер дефицита в 1997 г. составил 29,5% по отношению к расходам, что

соответствует 8% ВВП.1

Весомый вклад в исследование проблемы финансирования бюджетного дефицита внёс

американский ученый Джеймс Тобин. Он доказал, что от условий финансирования

бюджетного дефицита зависит управление денежным оборотом в предприяти­ях,

порядок выбора портфеля, характер инвестиций.

В основе поведения инвесторов и эмитентов - ценообразова­ние на рынке капиталов

. Новые инвестиции можно стимулировать с помощью низких банковских

процентов. Это достигается сле­дующим образом. Имея инвестиционный проект,

компания, его предлагающая, определяет затраты на финансирование и срок

окупаемости. При этом всегда существуют альтернативные вари­анты использования

капитала. Для оценки их эффективности обычно пользуются нормой процента,

который можно получить на рынке. Это некая усредненная величина, так как

существуют

многообразные сферы размещения капитала. При высокой норме процента

инвестиции оказываются невыгодными, потому что ежегодно получаемая прибыль,

как правило, ниже суммы доходов по процентам. Чем ниже банковский процент,

тем выгоднее операции с акциями. Оживление торговли акциями создает

благоприятные условия для обеспечения предприятий капита­лом. Выпуск акций -

это эмиссионная деятельность и ее активность улучшает состояние денежного

оборота. В противо­положность этому высокие ставки на долгосрочные ссуды

делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку

предприятиями друг у друга свободных денежных средств.

Анализ показывает, что наиболее распространенной формой привлечения ресурсов

в последние годы стали договора о совмес­тной деятельности или возвратной

материальной помощи, кото­рые предприятия заключают на длительные сроки. До

внесения изменений в налоговое законодательство эти договора позволяли

значительно снижать платежи НДС и налога на прибыль в бюджет. Однако и после

внесения соответствующих изменений в порядок расчета налогооблагаемой базы

предприятия уклоняются от уплаты налогов. Это не способствует расширению

рынка ценных бумаги снижает инвестицион-ную активность.

Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так

считают монетаристы. Поэтому, если бюджет­ный дефицит покрывается за счет

эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен . Для устранения этого

негативного явления банк должен строго контролировать прирост денежной массы.

Это сложно из-за того, что, кроме денег, в оборот поступают другие ценные

бумаги, в том числе облигации, акции, депозитные сертификаты, векселя.

Поэтому на практике усилия банка часто оказываются бесперспективными, тем

более, что государствен­ные и муниципальные предприятия не могут защищать

свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег в обращении, необходимо поддерживать

определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных.

Решение этой проблемы затруднено вследствие того, что регули-рование

наличного и безналичного оборота в России сохраняет разные подходы.

Значительный интерес представляет модель Эдгрена-Факсэна-Однера. Суть её в

том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как

производительность труда не связана с заработной платой, которая растёт более

высокими темпами. Это следствие дефицита предлагаемых к реализации товаров,

диктата производителей. Повышение заработной платы финансирует потребитель,

уплачивая за продукцию все возраста­ющую цену. Чем выше степень монополизма,

тем больше себес­тоимость. Однако поставщики и потребители заинтересованы в

установлении длительных хозяйственных связей. Изменение цен приводит к

изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности,

связанные с реализацией. Потребители промышленной продукции редко меняют

поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий. Инфляция способствует

росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного

повышения цен компенсирует потери путем приоб­ретения товаров. Если не

добиться стабильности цен, то насыще­ние рынка товарами невозможно. Кроме

того, индексация дохо­дов автоматически повышает заработную плату вслед за

ростом цен. Это также подрывает стимулы к повышению производитель­ности

труда. Очень важно проводить политику снижения себес­тоимости, издержек

производства и обращения, так как это один из основных факторов роста цен.

Предприятия должны ощущать конкуренцию. Высококонкурентная среда устраняет

влияние монополистов на уровень цен.

Глава 2. Финансовая политика в условиях финансового

кризиса.

2.1. ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 1992 - 1998 гг.

Долгое время назревавший и в конце концов разразившийся в августе 1998 г.

кризис уже признан наиболее острым финансовым ка­таклизмом по крайней мере с

осени 1991 г. Его непосредственными следствиями стали понесенные многими

экономическими субъекта­ми значительные финансовые потери, временный паралич

платежно-расчетной системы, фактическое прекращение внешнего кредитования

российских компаний и государства, резкое ускорение спада реального

производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее ры­ночно

продвинутых секторах российской экономики (банковском, ин­формационно-

издательском, рекламном, торговом), заметное увеличение безработицы, причем

среди наиболее квалифицированной, энергичной и предприимчивой части

населения, существенное сокращение реаль­ных доходов, снижение уровня жизни

населения.

Хотя, очевидно, ещё далеко не все порождённые кризисом пере­мены в социально-

политической ситуации успели обрести чёткие очертания, тем не менее кризис

привел к замене действовавшего пять месяцев правительства новым кабинетом,

уже недвусмысленно объя­вившем о смене целей, приоритетов и инструментов

экономической политики. Произошел и весьма мощный сдвиг как в общественном

сознании, так и в практической деятельности властей в сторону акти­визации

вмешательства государства в экономическую жизнь страны, всестороннего

усиления государственного регулирования. Бывшая довольно влиятельной и ранее

идеологическая позиция, связывавшая переживаемые страной экономические

потрясения с осуществлением, как утверждалось, либеральных рыночных реформ,

получила на первый взгляд весьма убедительное фактическое подтверждение.

В силу значимости происшедшего рассмотрение природы, причин и особенностей

нынешнего российского финансового кризиса представляет большой научный и

практический интерес. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что

главную ответственность за развертывание финансового кризиса действительно

несут правительство РФ, осуществлявшее бюджетную политику, и ЦБР, проводивший

денежно-кредитную и валютную политику.

Заметно усугубил течение финансового кризиса целый ряд конкретных действий,

предпринятых летом 1998 г. влиятельными российскими бизнесменами и

чиновниками. Наконец, весьма негативным оказалось и воздействие последней

программы МВФ, попытка осуществления которой значительно увеличила масштабы и

осложнила долгосрочные последствия российского кризиса

Важнейшими параметрами, по которым можно и нужно анали­зировать особенности

проводившейся в России бюджетной политики, являются:

- величина фактически перераспределяемых через бюджетную систему финансовых

ресурсов;

- уровень планируемой властями налоговой нагрузки;

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.