РУБРИКИ |
Курсовая: Фондовый рынок |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Фондовый рынокна покупку, либо продать их ему - опцион на продажу. Таким образом, особенность опциона заключается в том, что в сделке купли-продажи, где он выступает объектом, покупатель приобретает не титул собственности (т.е. акции), а право на его приобретение. Опцион - это двусторонний договор о передаче права на покупку или продажу определенного базисного актива по определенной цене до и/или на определенную будущую дату. Фьючерс (фьючерсный контракт) представляет собой контракт, по которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство по истечении определенного срока продать своему контрагенту (или купить у него) определенное количество биржевого товара (или финансовых инструментов) по обусловленной цене. Под безопасностью понимается способность эмитента защитить привлеченные средства от всевозможных потрясений, возможных как в экономике в целом, так и на фондовом рынке в частности. В прибыльности объединена доходность от курсовой разницы и процентов (дивидендов) от принадлежащих ему ценных бумаг. 3.2 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМИТЕНТОВ ЦЕННЫХ БУМАГ. Эмитент ценных бумаг - юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнять обязан- ности, вытекающие из условий их выпуска. Действующее законодательство Украины позволяет практически всем предпринимательским структурам, зарегистрированным в ка- честве юридического лица, выпускать те или иные ценные бумаги. Индивидуальное предприятие. Индивидуальным называется предприятие, основанное на лич- ной собственности физического лица и исключительно на его труде. Следовательно, Индивидуальное предприятие учреждается одним гражданином (собственником), который является и един- ственным работником данного предприятия. Индивидуальное предприятие может эмитировать только такие виды ценных бумаг, как облигации и векселя. Частное предприятие. Собственником Частного предприятия является только один гражданин с правом найма рабочей силы. Частное предприятие может осуществлять эмиссию облигаций и векселей, объем эмис- сии которых законодательно не ограничен. Семейное предприятие. Собственниками Семейного предприятия являются члены семьи, проживающие совместно, и только они являются работниками предприятия. Семейное предприятие может осуществлять эмиссию облигаций и векселей. Государственное предприятие. Закон "О предприятиях" предусматривает существование двух видов государственных предприятий - государственных комму- нальных предприятий, основанных на собственности администра- тивно-территориальных единиц, и государственных предприятий, основанных на общегосударственной собственности. Вышеуказан- ные предприятия могут эмитировать облигации, векселя. Кроме того, в процессе проведения приватизации эти пред- приятия осуществляют выпуск акций, однако с этого момента они приобретают статус акционерного общества, где одним из акцио- неров является государство в лице специального уполномоченно- го органа, и предприятия теряют статус государственного. Акционерное общество. Акционерным является общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номи- нальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества. Акционерные общества бывают двух видов: открытые, акции ко- торых могут свободно обращаться на бирже, и закрытые, акции которых распределяются между учредителями. Учредителями АО (их должно быть не менее двух) могут быть как граждане, так и юридические лица. АО выпускает акции на всю величину уставного фонда. Облига- ции могут выпускаться на сумму, не превышающую 25% от разме- ра уставного фонда и только после полной оплаты всех акций. АО может осуществлять выпуск векселей, размер эмиссии кото- рых законодательно не ограничен. Общество с ограниченной ответственностью. Законодательством оно определяется как общество с уставным фондом, разделенным на доли, размер которых определяется уч- редительными документами. Учредителями общества с ограниченной ответственностью (их должно быть не менее двух) могут быть юридические лица и граждане. Общество с ограниченной ответственностью может осуществлять выпуск облигаций и векселей. Минимальный и максимальный раз- меры эмиссии ценных бумаг в законодательстве не установлены. Следует учесть, что несмотря на существующую возможность для АО и обществ с ограниченной ответственностью осущес- твлять эмиссию облигаций и векселей любого объема, отвечают эти общества по своим обязательствам исключительно в преде- лах своего уставного фонда (и иного имущества, находящегося на балансе, если размер уставного фонда своевременно не пере- регистрирован). Учредители (акционеры) не отвечают по обяза- тельствам таких обществ каким-либо дополнительным имуществом. Общество с дополнительной ответственностью. Законодательством оно определяется как общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных размеров. Учас- тники такого общества отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополни- тельно принадлежащим им имуществом в размере, пропорцио- нальном доле каждого участника. Учредителями такого общества также могут быть как граждане, так и юридические лица (не менее двух). Общество с дополнительной ответственностью может осущес- твлять эмиссию облигаций и векселей, минимальный и макси- мальный размеры которых неограничены. Полное общество. Законодательством оно определяется как общество, все учас- тники которого занимаются совместной предпринимательской дея- тельностью и несут солидарную ответственность по обяза- тельствам общества всем своим имуществом. Участниками полно- го общества могут быть как юридические лица, так и граждане (не менее двух). Полное общество вправе осуществлять выпуск облигаций и век- селей. Эти ценные бумаги обладают более высокой степенью на- дежности, так как ответственность участников общества по его обязательствам не ограничена, и взыскание по обязательствам, порожденным эмиссией вышеуказанных ценных бумаг, может быть обращено как на средства общества, как и на все личное иму- щество его участников, на которое в соответствии с законода- тельством Украины может быть обращено взыскание. Коммандитное общество. Законодательством оно определяется как общество, которое включает наряду с одним и более участников, ответственных по обязательствам общества всем своим имуществом, также одного и более участников, ответственность которых по обязательствам общества ограничивается вкладом в имуществе общества. Коммандитное общество вправе осуществлять выпуск облигаций и векселей, при этом не установлены какие-либо ограничения на объем эмиссии. Ценные бумаги коммандитного общества обладают опреде- ленной привлекательностью вследствие наличия коммандитистов, обладающих значительным объемом имущества, на которое можно обратить взыскание. 3.3 ИНСТИТУТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА. Институты фондового рынка- юридические лица, осуществляю- щие следующие функции: посредническую деятельность, организа- цию выпуска ценных бумаг и выдачу гарантий по их размещению в пользу третьих лиц; выпуск акций с целью мобилизации денеж- ных средств инвесторов и их вложения в ценные бумаги; оказа- ние консультационных услуг по выпуску и обращению ценных бу- маг. Основными институтами централизованного биржевого рынка на Украине являются: фондовая биржа, центральный депозитарий, клиринговый банк, брокерские конторы, банки, инвестиционные фонды и компании, доверительные общества, эмитенты ценных бу- маг. Фондовая биржа - это место котирования (определения кур- сов) ценных бумаг, принятых для обращения и котирования на бирже. Центральный депозитарий ценных бумаг - хранилище бумаг, где ведется их учет, сбережение и фиксируются перемещения от од- ного владельца к другому. Клиринговый банк осуществляет платежи по всем операциям (сделкам), совершающихся на рынке. Наряду с централизованным биржевым рынком в Украине фун- кционирует внебиржевой рынок ценных бумаг. Его инфраструкту- ру составляют инвестиционные фонды, инвестиционные компании, доверительные общества, холдинговые фирмы, страховые компа- нии и другие юридические лица. 3.3.1 ТИПЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ И ВИДЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ. Таблица 3. ---T-------------------------------T---------------------------¬ ¦N ¦Типы финансовых ¦Виды деятельности ¦ ¦nn¦посредников. ¦с ценными бумагами ¦ ¦ ¦ ¦(и/или с приватизационными)¦ +--+-------------------------------+---------------------------+ ¦1.¦Торговцы ЦБ ¦ А,Б,В,Г(Ж) ¦ ¦2.¦Инвестиционные фонды и взаимные¦ ¦ ¦ ¦фонды инвестиционных компаний. ¦ А,Д(А) ¦ ¦3.¦Доверительные ¦ ¦ ¦ ¦ общества ¦ А,Б,В,Г,Е(А,Е,Ж) ¦ ¦4.¦Страховые компании ¦ (Ж) ¦ ¦5.¦Общества покупателей ¦ (Ж) ¦ ¦6.¦ Банки ¦ А,Б,В,Г ¦ L--+-------------------------------+---------------------------- Обозначения видов деятельности с ценными бумагами: А - ком- мерческая; Б - комиссионная; В - выпуск; Г - консультирова- ние; Д - совместное инвестирование с помощью эмиссии инвести- ционных сертификатов; Е - представительская; Ж - посредничес- кая. Деятельность по выпуску ЦБ предполагает, что определенное предприятие поручает Торговцу ЦБ осуществить все необходимые работы по выпуску и продаже ценных бумаг этого предприятия. Таким образом, Торговец проводит всю подготовительно-оценоч- ную работу на предприятии, производит регистрацию выпуска ЦБ этого предприятия в Министерстве финансов, а также произво- дит продажу этих ценных бумаг. Следовательно, покупатели (инвесторы) приобретают ценные бумаги не у самого эмитента, а у Торговца, который не может нести какую-либо ответственность за выплату дивидендов и иные права, связанные с этим видом ЦБ. Кроме того, следует учесть, что очень часто Торговцы продают ЦБ не по их номинальной стоимости, а по так называемой курсовой стоимости (которая может быть выше или ниже номинальной). Результаты деятельнос- ти по выпуску ЦБ представляют интерес для предприятия-эмитен- та, так как, заплатив Торговцу определенное вознаграждение, эмитент избавляется от необходимости заниматься несвойствен- ной ему работой по распространению ЦБ, а Торгвец получает вознаграждение, занимаясь реализацией значительного объема ЦБ. Комиссионную деятельность с ЦБ законодатель определяет как покупку-продажу ЦБ Торговцем от собственного имени, по пору- чению и за счет другого лица. Этот вид деятельности предпола- гает, что Торговец ЦБ заключает с неким предприятием либо гражданином (клиентом) договор комиссии либо договор поруче- ния, согласно которому обязуется осуществить покупку на средства комитента либо продажу принадлежащих комитенту ЦБ. За проведение такой операции Торговец получает комиссионное вознаграждение. Осуществляя комиссионную деятельность, Торго- вец ЦБ выполняет функции брокера, т.е. выступает посредником между продавцом и покупателем ЦБ, не участвуя в сделке соб- ственным капиталом. Под коммерческой деятельностью с ЦБ понимается покупка-про- дажа ЦБ, осуществляемая Торговцем от собственного имени и за свой счет. Таким образом, Торговец (такие Торговцы называют- ся дилерами) покупает какие-либо ЦБ за собственные дегьги, а затем продает, дождавшись повышения их стоимости. Разница между ценой покупки и ценой продажи и составляет доходы диле- ра. Обобщая обзор операций, проводимых Торговцами ЦБ, следует отметить, что в любом случае Торговец продает либо покупает ценные бумаги других эмитентов. Торговцу запрещено торговать ЦБ, которые выпустил он сам, либо выпустило общество, где торговец является учредителем и владеет долей в уставном фон- де большей, чем 5%. Покупая ЦБ у Торговца, инвестор должен понимать, что Торгвец не отвечает по обязательствам эмитента, и никакие претензии по поводу невыполнения эмитентом своих обязанностей перед держателями ЦБ, к Торговцу не могут быть предъявлены. Торговцами ценными бумагами могут быть банки, акционерные общества, уставный фонд которых сформирован исключительно за счет именных акций, либо иные хозяйственные общества. Пос- кольку банки сами, как правило, учреждаются в форме хозяй- ственных обществ, можно сделать вывод о том, что торговцы ценными бумагами создаются только в форме хозяйственных об- ществ, а именно - акционерных обществ, обществ с ограничен- ной ответственностью, коммандитных обществ, полных обществ, обществ с дополнительной ответственностью. Очень важно подчеркнуть, что термин "Торговец ЦБ" подразу- мевает именно хозяйственное общество и не может быть приме- ним к физическим лицам - гражданам, предпринимателям. Закон предусматривает, что для Торговцев ЦБ операции с ЦБ являются исключительным видом деятельности, т.е. они не мо- гут заниматься никакой иной коммерческой деятельностью, поми- мо операций с ЦБ. Допускается лишь проведение определенных видов деятельности, связанных с оборотом ЦБ, например кон- сультирование собственников ЦБ и т.д. Чтобы осуществить свою деятельность, Торговец ЦБ должен по- лучить специальную лицензию, которую выдает Министерство фи- нансов Украины. Условия выдачи такой лицензии регламентируют- ся положениями Закона о ЦБ и Порядком выдачи разрешений на осуществление деятельности по выпуску и обороту ЦБ как исклю- чительного вида деятельности. В этот перечень, помимо иных сведений, необходимо включать сведения о величине оплаченного уставного фонда Торговца, сведения о должностных лицах торговца, в том числе и об от- сутствии у них судимостей за экономические преступления и подделку документов. Особо следует сказать об учредителях Торговца. Для получе- ния лицензии необходимо представить сведения об учредителях Торговца, если они владеют долей более 10% в уставном фонде Торговца. Дело в том, что законодательство Украины, воспри- няв элементы соответствующих нормативных актов США, предус- матривает определенные ограничения для слияния капиталов Тор- говцев ЦБ. Так, доля зарегистрированного Торговца ЦБ в устав- ном фонде другого Торговца (непосредственное участие) не мо- жет превышать 5 % в его уставном фонде. Косвенное же участие одного Торговца в уставном фонде другого Торговца ограничено 10% (под косвенным владением Закон подразумевает владение до- лей в уставном фонде Торговца другим Торговцем посредством участия в ином обществе). Кроме того, если предприятие (либо гражданин) является учредителем нескольких торговцев и вла- деет в уставном фонде каждого долей в размере 5 %, то такие Торговцы не могут осуществлять операции друг с другом. 3.3.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ. Траст - это институт доверительной собственности, возник- ший в средневековом английском праве справедливости и играю- щий весьма значительную роль в деловом мире стран англо-аме- риканской правовой системы. Отношение доверительной собствен- ности заключаются в том, что собственник имущества, учреждая траст, передает свое имущество другому лицу в доверительную собственность для использования этого имущества в определен- ных целях или в интересах определенного лица - бенефециария. В отношениях со всеми третьими лицами тот, кому передано иму- щество (доверительный собственник), выступает как собствен- ник. В то же время он несет ответственность перед настоящим собственником - учредителем траста и перед бенефециарием за надлежащее использование имущества и его сохранность. Аналогом трастовых компаний в Украине являются довери- тельные общества. В соответствии с Декретом "О доверительных обществах" доверительное общество может быть создано только как общество с дополнительной ответственностью, т.е. общес- тво, уставный фонд которого поделен на доли, определенные уч- редительными документами. Участники такого общества отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставной фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника. Для участников доверительных об- ществ предусмотрена дополнительная ответственность в пятик- ратном размере к вкладу участника. Отметим, что величина уставного фонда доверительного об- щества играет важную роль при осуществлении его деятельности, т.к. стоимость имущества, которое доверенное лицо от имени доверительного общества берет на обслуживание у клиентов, не должна суммарно превышать долю доверенного лица в уставном фонде доверительного общества и соответственно его личную до- полнительную ответственность. Так что каждый участник довери- тельного общества может привлечь в доверительное управление имущество, не превышающее 6-кратного размера внесенного им вклада в уставный фонд, и в целом доверительное общество мо- жет привлечь в доверительное управление имущество не более, чем 6-кратный размер его уставного фонда. Уставный фонд доверительного общества должен быть сформиро- ван исключительно за счет денежных средств и ценных бумаг участников. Предмет деятельности доверительного общества определен как представительная деятельность с денежными средствами, ценны- ми бумагами и иными документами, которые переданы довери- тельному обществу доверителем, которым может стать и гражда- нин, и юридическое лицо. Для граждан доверительное общество осуществляет сохран- ность и представительские услуги для обслуживания имущества граждан. Для юридических лиц доверительное общество может осущес- твлять агентские услуги, ведение счетов ценных бумаг, управ- ление голосующими акциями. Декрет предусматривает возмож- ность распоряжения доверительным обществом имуществом довери- теля, однако не установлены пределы такого распоряжения. Доверительное общество может также осуществлять операции с приватизационными бумагами на основании лицензии Фонда госи- мущества Украины. Схема отношений между доверителем и доверительным общес- твом выглядит следующим образом. Доверитель передает в управ- ление доверительному обществу определенное имущество (это мо- гут быть денежные средства, акции, облигации, приватизацион- ные ценные бумаги и т.д.). От имени доверительного общества доверенное лицо заключает с доверителем договор на управле- ние этим имуществом. Доверительное общество обязуется в тече- ние обусловленного времени обеспечивать сохранность этого имущества, управлять им так, чтобы извлечь какую-то прибыль. По окончании срока действия этого договора доверительное об- щество возвращает доверителю переданное имущество, а также доход, полученный в результате управления этим имуществом. За осуществление управления имуществом доверительное общество получает определенное вознаграждение, размер которого обус- ловливается в договоре. Следует также отметить, что все опе- рации по управлению имуществом проводит именно доверенное ли- цо, принявшее это имущество в управление. Банковский учет операций с имуществом, переданным в довери- тельное управление, осуществляет специальное лицо-депозита- рий. В соответствии с требованиями действующего законода- тельства Украины депозитарием может быть только банк, имею- щий специальную лицензию. В обязанности депозитария входит отслеживание движения средств, переданных каждым доверителем, а также осуществление контроля за тем, чтобы доверительное общество не приняло в управление средства, размер которых превышал бы описанные выше пределы. 3.3.1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ. Инвестиционные фонды (ИФ) и инвестиционные компании (ИК) - это посредники, деятельность которых строится гораздо слож- нее, чем деятельность доверительных обществ. ИФ - это юридическое лицо, основанное в форме закрытого ак- ционерного общества, исключительным видом деятельности кото- рого является совместное инвестирование. ИФ бывают двух видов - открытые, которые создаются на неоп- ределенный срок и выполняют обязательства по выпуску своих инвестиционных сертификатов в установленные самим фондом сро- ки, и закрытые, которые выкупают свои сертификаты по истече- нии срока, на который они создаются. Учредителями ИФ могут быть физические и юридические лица, за исключением тех, доля государственного имущества в кото- рых превышает 25%. Устав ИФ должен содержать требования относительно запрета создания каких-либо специальных или резерных фондов, а также содержать положения о полном распределении прибыли между уч- редителями и собственниками инвестиционных сертификатов. Уставный фонд ИФ должен быть не менее 2 тысяч минимальных зарплат, установленных на момент регистрации. ИК - это Торговец ЦБ, который помимо проведения операций с ЦБ привлекает средства для осуществления совместного инвести- рования путем выпуска своих ценных бумаг. ИК учреждается и функционирует как Торговец ЦБ, для проведения же инвестицион- ной деятельности ИК учреждает специальный филиал без права юридического лица - взаимный фонд, который осуществляет вы- пуск своих ценных бумаг. Инвестиционный фонд и взаимный фонд осуществляют выпуск своих ценных бумаг - инвестиционных сертификатов. Это особые ценные бумаги. Они не дают их владельцу статус совладельца ИФ или ИК, они порождают право на получение прибыли, полученной в результате деятельности фондов. 3.3.1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ И ИНВЕСТИЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ. Общая схема проведения этой деятельности следующая: инвес- тиционный фонд либо инвестиционная компания производят регис- трацию выпуска инвестиционных сертификатов в Министерстве фи- нансов Украины. После проведения такой регистрации информа- ция о выпуске сертификатов обязательно публикуется в периоди- ческих изданиях. Кроме того, законодательство обязывает ИФ и ИК опубликовать специальный документ - инвестиционную декла- рацию (которая также включается в Устав ИФ и ИК). После размещения указанных публикаций осуществляется разме- щение (продажа) инвестиционных сертификатов. От имени ИФ та- кое размещение проводит специальная фирма - инвестиционный управляющий. Инвестиционным управляющим может быть только Торговец ЦБ. Законодательством предусмотрено, что от имени ИФ только инвестиционный управляющий осуществляет управление ак- тивами ИФ, готовит проекты публикуемых документов, органи- зует продажу инвестиционных сертификатов. Инвестиционный управляющий открытого инвестиционного фонда обязан принимать меры для выкупа инвестиционных сертификатов по требованию их собственников от имени и за счет средств ин- вестиционного фонда, а в случае отсутствия таких средств - за счет собственных средств. Договор с инвестиционным управляющим может быть составной частью учредительного договора, если инвестиционный управляю- щий является учредителем инвестиционного фонда. При выполнении своих обязанностей инвестиционный управляю- щий должен действовать исключительно в интересах учредителей и участников инвестиционного фонда. Как видим, по сути, ИФ выполняет две важные функции - прив- лекает средства и осуществляет затем их распределение среди акционеров и владельцев инвестиционных сертификатов. Инвестиционная компания не обращается к услугам инвести- ционного управляющего, поскольку она сама, будучи Торговцем ЦБ, выполняет его функции для учрежденного ею взаимного фонда. ИФ и ИК реализуют свои инвестиционные сертификаты за денеж- ные средства, либо приватизационные ЦБ. Фонды имеют право осуществлять общую эмиссию инвестицион- ных сертификатов на сумму, размер которой не должен превы- шать 15-кратного размера их уставных фондов. Открытые фонды выпускают инвестиционные сертификаты, не подлежащие свободной перепродаже, а закрытые - подлежащие свободной перепродаже. Инвестиционные сертификаты закрытых фондов могут обмени- ваться на приватизационные ценные бумаги, если эти фонды в установленном Фондом государственного имущества Украины по- рядке получили разрешение на осуществление коммерческой дея- тельности с приватизационными бумагами. Фонд имеет право осуществлять дополнительную эмиссию инвес- тиционных сертификатов в 50-кратном размере к объему приня- тых для размещения приватизационных бумаг в порядке, утвер- жденном Фондом государственного имущества Украины и Министер- ством финансов Украины. После того как инвестиционные сертификаты размещены, не ме- нее 70% от полученных средств фонды должны вложить в ЦБ дру- гих эмитентов (т.е. происходит либо покупка этих ЦБ, либо об- мен приватизационных ЦБ на акции этих приватизированных пред- приятий), при этом фонды не могут приобретать более 5% ЦБ од- ного эмитента и инвестировать свыше 10% своих средств в ЦБ одного эмитента, кроме инвестирования в облигации внутренних государственных займов, казначейские обязательства и другие ЦБ, получение доходов от которых гарантировано Прави- тельством Украины. Доходы фонда состоят из дивидендов и дру- гих поступлений от ЦБ, находящихся в собственности фонда, и доходов от операций с ЦБ и другими активами. Прибыль фонда подлежит распределению между учредителями и участниками в ви- де дивидендов. Помимо взаимодействия с инвестиционными управляющими, ИФ и ИК обязательно заключают договоры с депозитарием, который ве- дет хранение активов, обслуживает операции фондов и ведет все расчеты. Такая сложная система взаимодействия фондов, инвестицион- ных управляющих, депозитариев предусмотрена законода- тельством для того, чтобы разделить обязательства по сбору, использованию и распределению средств инвесторов между неза- висимыми организациями. 3.3.1.4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ. Одной из особенностей фондового рынка является тот факт, что основными инвесторами на нем выступают страховые компа- нии и пенсионные фонды. В Украине рынок страховых услуг дос- таточно развит и можно говорить о наличии системы страховых институтов. Пенсионные фонды, хотя и не запрещены действую- щим законодательством, однако в силу разных объективных и субъективных причин только начинают утверждаться. Характер- ной чертой страховых компаний и пенсионных фондов является осуществление приема денежных средств от инвесторов (лицо, страхующее какой-то риск, осуществляет страховой платеж, а участник пенсионного фонда осуществляет накопительные плате- жи), а через определенное время у этих институтов возникает необходимость проведения выплат (страховая компания выплачи- вает страховую премию, а пенсионный фонд - пенсию). Чтобы полученные денежные средства не подвергались влиянию инфляционных процессов, страховые компании и пенсионные фон- ды активно участвуют в сделках с ценными бумагами. Это дает им возможность за счет полученной курсовой разницы от куп- ли-продажи ЦБ, а также дивидендов, полученных по ЦБ, осущес- твлять необходимые выплаты. 3.3.1.5 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКОВ УСЛУГ С ЦБ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФИНАНСОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ. Сформировавшийся в нашей экономике рынок услуг, предостав- ляемых финансовыми посредниками, можно в зависимости от ви- дов их деятельности с ценными бумагами разделить на два ти- па (см. таблицу 4.). Таблица 4. --------------------T-------------------T-------------------¬ ¦ ¦Операции с "класси-¦Операции с привати-¦ ¦ ¦ческими ЦБ" ¦зационными ЦБ ¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦Отличительные черты¦Чистая конкуренция ¦Монополист. конкур.¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦Число компаний ¦Очень большое (фир-¦Большое (лицензиро-¦ ¦ ¦мы-торговцы ЦБ, ба-¦ванные в ФГИ инвес-¦ ¦ ¦нки, доверительные ¦тиционные фонды и ¦ ¦ ¦общества), больше ¦взаимные фонды ин- ¦ ¦ ¦ 1000 ¦вестиционных компа-¦ ¦ ¦ ¦ний, доверительные ¦ ¦ ¦ ¦общества, страховые¦ ¦ ¦ ¦компании), больше ¦ ¦ ¦ ¦ 300 ¦ +-------------------+-------------------¦-------------------¦ ¦ Тип услуг ¦Стандартизированный¦Дифференцированный ¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦ Контроль над ценой¦ ¦Существует в очень ¦ ¦предоставляемых ¦ Отсутствует ¦ограниченной ¦ ¦услуг ¦ ¦степени ¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦Условия вступления ¦Весьма легкие с ¦Сравнительно ¦ ¦в данную сферу ¦минимумом препятст-¦ легкие ¦ ¦ бизнеса ¦вий. ¦ ¦ L-------------------+-------------------+-------------------- Первый тип по своим основным чертам приближается к модели чистой конкуренции. Операции на нем производятся большим чис- лом независимых фирм, которые предлагают идентичные ценные бумаги одних и тех же эмитентов. Поэтому неценовая конкурен- ция, делающая упор в различие качества услуг, рекламу или стимулирование сбыта, в данном сегменте фондового рынка от- сутствует. У финансового посредника нет возможности контроли- ровать цены и продавать ценные бумаги по завышенным ценам, так как его конкуренты в состоянии оказать те же самые услуги дешевле. Еще одна особенность данной модели связана с тем, что но- вые фирмы могут относительно свободно входить в эту сферу бизнеса, а уже существующие - покидать ее. Как показывает практика, условия для получения соответствующих лицензий Мин- фина не являются серьезным препятствием. По крайней мере, все, кто намеревался заняться этим видом деятельнотси, нас- колько известно, свои желания осуществили без каких-либо проблем. Технология финансового посредничества не требует и специализированного оборудования, которое было бы трудно приобрести или продать, если фирма намерена прекратить опера- ции. Второй тип рынка услуг финпосредников достаточно удачно вписывается в рамки модели монополистической конкуренции, в которую они вступают в ходе привлечения приватизационных средств населения. Именно в этой сфере услуги по совместному инвестированию привлекаемых приватсредств во многих случаях приобретают реальные (или мнимые) отличия. Отсюда - разверты- вание не только ценовой, но и неценовой конкуренции, включаю- щей агрессивную рекламу с акцентом на известность и ста- бильность учредителей, удобства в оформлении "ваучеров" и т.п. Существенно более жесткими, чем в Минфине, являются и условия получения лицензий Фонда госимущества, что является еще доним признаком рынка монополистической конкуренции. Различные типы рынков определяют и различную долго- и крат- косрочную стратегию финансовых посредников, и соответствен- но, различные меры государственного регулирования. Так, в ус- ловиях монополистической конкуренции, затраты фирм на пред- оставление услуг оказываются выше, чем это свойственно для чистой конкуренции. Одна из причин - неполное использование ресурсов фирмы в условиях сильной конкуренции за привлечение "ваучеров" населения. Цена этих услуг соответственно повы- шается, но в качестве компенсации за повышение цены клиенты финпосредников могут пользоваться весьма широким спектром ус- луг. РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ И СТАТИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ. Состояние рынка ценных бумаг в отраслевой структуре эконо- мики на конец 1992 года представлено и таблице 5. ’ Ў«Ёж 5 . ЋЃЋђЋ’ –.ЌЌ›• Ѓ“ЊЂѓ ЏЋ Ћ’ђЂ‘‹џЊ ќЉЋЌЋЊЉ ЌЂ 1.01.93 Ј. ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДї і іЋЎ®а®в і“¤Ґ«мл© іЋЎ®а®в і“¤Ґ«мл© і і і1.01.92, іўҐб ў ®Ў®-і 1.01.93,іўҐб ў ®Ў®-і і і¬«.ЄаЎ іа®вҐ, % і¬«.ЄаЎ іа®вҐ, % і ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДґ іЏа®¬ышленность ¦ 2644,1 ¦ 22,1 ¦ 5425,1 ¦ 20,43 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Сельское хозяйство¦ 1015,5 ¦ 8,4 ¦ 3250,5 ¦ 12,24 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Транспорт ¦ 114,9 ¦ 0,9 ¦ 195,1 ¦ 0,73 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Связь ¦ 1,8 ¦ 0,01 ¦ 17,8 ¦ 0,06 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Строительство ¦ 243,8 ¦ 2,0 ¦ 477,4 ¦ 1,79 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Торговля и обще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ственное питание ¦ 175,2 ¦ 1,4 ¦ 917,9 ¦ 3,45 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Снабжение и сбыт ¦ 17,4 ¦ 0,1 ¦ 110,2 ¦ 0,41 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Заготовки ¦ 7,4 ¦ 0,06 ¦ 85,2 ¦ 0,32 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Жилищно-коммуналь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное хозяйство ¦ 22,7 ¦ 0,1 ¦ 44,1 ¦ 0,16 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Информ.-вычислите-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льное обслуживание¦ 1,9 ¦ 0,01 ¦ 3,8 ¦ 0,01 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Наука и научное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживание ¦ 110,9 ¦ 0,9 ¦ 132,3 ¦ 0,40 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Бытовое обслужива-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние населения ¦ 516,3 ¦ 4,3 ¦ 288,2 ¦ 1,08 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Банковская деяте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льность ¦ 6293,0 ¦ 52,6 ¦14815,1 ¦ 55,79 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Другие виды деяте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льности ¦ 784,3 ¦ 6,5 ¦ 791,1 ¦ 2,97 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦ВСЕГО ¦11949,2 ¦ 100,0% ¦26553,7 ¦ 100,0% ¦ L------------------+----------+----------+---------+----------- Уверенно и агрессивно в 1991 году возглавили борьбу за ин- весторов банковские учреждения - из общего оборота ценных бу- маг в 11949,2 млн. крб. они захватили 52 % рынка. В тройку лидеров вошли также эмитенты из промышленности - 22 %, сельского хозяйства - 8 %. Следующая тройка представляла та- кие отрасли как бытовое обслуживание - 4 %, строительная ин- дустрия - 2 % и торговля - 1,4 %. Активность остальных отрас- лей в этой области не превышала 1 %. Эти данные со всей очевидностью характеризуют значи- тельное развитие банковского бизнеса, который в прошлом был полностью государственным. Новые экономические отношения пот- ребовали развития финансовой и прежде всего банковской ин- фраструктуры. Значительная доля участия промышленных пред- приятий в фондовых операциях также говорит о развитии новых форм хозяйствования в этой отрасли. Общий оборот рынка цен- ных бумаг в абсолютном выражении в 1992 году увеличился бо- лее чем в два раза. Неоспоримое лидерство на фондовом рынке в конце 1992 года продолжали удерживать банковские институты даже с некоторым увеличинием доли рыека до 55,79 % всех ценных бумаг, что сос- тавило 14815,1 млн. крб. Затем следовали промышленные пред- приятия, но несколько сдавшие свои позиции до 20,43 % (5425,1 млн.крб.) и предприятия сельскохозяйственной отрасли с увели- чением до 12,24 % (3250,5 млн.крб.). Несколько укрепила свои позиции на рынке торговля, увеличив свою долю до 3,4 % , а строительство и бытовое обслуживание уменьшили свой сегмент до 1,79 % и 1,08 % соответственно. Остальные отрасли по-преж- нему значительно отставали и их доли в обороте ценных бумаг не превышали одного процента. Рассмотрим региональную картину рынка ценных бумаг в 1991 году: из данных таблицы 2 видно, что чуть больше половины всего фондового оборота приходилось на г. Киев. И это вполне объяснимо - на Киев приходилась большая часть эмитентов. Без сомнения столица является центром деловой активности государ- ства, где сосредоточена большая капитала всего фондового рын- ка, находится большая часть банков, которые, как видно, из таблицы 1, доминировали среди эмитентов, и значительная часть эмитентов производственной сферы. Вторую позицию занимала Харьковская область - около 14 % рынка и оборотом 1691 млн. крб. Харьковвторой по величине город Украины и многие факто- ры, характерные для Киева, присутствуют и здесь, но в меньшем масштабе. Только Львовская и Закарпатская области смогли преодолеть рубеж 5 % и скорее всего это говорит об уровне де- ловой активности и политических аспектов - прогрессивной ад- министрации области и ожиданий деловых кругов возможного при- дания этому региону статуса свободной экономической зоны. Обращает на себя внимание тот факт, что в таких крупных дело- вых регионах, как Днепропетровская, Донецкая и Одесская об- ласти не было существенной активности на фондовом рынке адек- ватной уровню развития региона. ’ Ў«Ёж 6. ЋЃЋђЋ’ –.ЌЌ›• Ѓ“ЊЂѓ ЏЋ ЋЃ‹Ђ‘’џЊ “ЉђЂЌ› ЌЂ 1.01.93 ѓЋ„Ђ ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДї і іЋЎ®а®в і“¤Ґ«мл© іЋЎ®а®в на ¦Удельный ¦ ¦ ¦ 1.01.92,¦вес в обо-¦ 1.01.93 ¦вес в обо-¦ ¦ ¦ млн.крб.¦ роте,% ¦ млн.крб. ¦ роте,% ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Республика Крым ¦ 66,2 ¦ 0,5 ¦ 160,7 ¦ 0,60 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Винницкая область ¦ 76,4 ¦ 0,6 ¦ 448,3 ¦ 1,68 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Волынская область ¦ 140,5 ¦ 1,1 ¦ 3227,1 ¦ 1,23 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Днепропетровская обл¦ 230,0 ¦ 1,9 ¦ 449,5 ¦ 1,69 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Донецкая область ¦ 127,0 ¦ 1,0 ¦ 520,1 ¦ 1,95 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Житомирская область ¦ 45,9 ¦ 0,3 ¦ 146,3 ¦ 0,55 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Закарпатская область¦ 794,6 ¦ 7,25 ¦ 3,22 ¦ 3,0 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Запорожская область ¦ 93,9 ¦ 0,7 ¦ 158,1 ¦ 0,59 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Ивано-Франковская ¦ 28,3 ¦ 0,2 ¦ 134,4 ¦ 0,50 ¦ ¦ область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Киевская (без Киева)¦ 22,0 ¦ 0,1 ¦ 215,4 ¦ 0,81 ¦ ¦ область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Кировоградская обл ¦ 434,1 ¦ 3,6 ¦ 924,8 ¦ 3,48 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Луганская область ¦ 50,1 ¦ 0,4 ¦ 183,1 ¦ 0,68 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Львовская область ¦ 805,1 ¦ 6,7 ¦ 1459,6 ¦ 5,49 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Николаевская область¦ 437,5 ¦ 3,6 ¦ 523,6 ¦ 1,97 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Одесская область ¦ 102,2 ¦ 0,8 ¦ 498,1 ¦ 1,87 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Полтавская область ¦ 56,9 ¦ 0,4 ¦ 160,5 ¦ 0,60 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Ровненская область ¦ 30,9 ¦ 0,2 ¦ 107,9 ¦ 0,40 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Сумская область ¦ 20,2 ¦ 0,1 ¦ 0,28 ¦ 0,6 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Тернопольская обл ¦ 109,5 ¦ 0,9 ¦ 88,1 ¦ 0,33 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Харьковская область ¦ 1691,1 ¦ 14,1 ¦ 2380,2 ¦ 8,96 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Херсонская область ¦ 46,4 ¦ 0,3 ¦ 158,7 ¦ 0,59 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Хмельницкая область ¦ 31,9 ¦ 0,2 ¦ 1123,6 ¦ 4,23 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Черкасская область ¦ 72,9 ¦ 0,6 ¦ 414,7 ¦ 1,56 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Черновицкая область ¦ 7,0 ¦ 0,05 ¦ 63,1 ¦ 0,23 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦Черниговская область¦ 208,7 ¦ 1,7 ¦ 464,2 ¦ 1,74 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦г. КИЕВ ¦ 6222,9 ¦ 52,07 ¦ 14510,9 ¦ 54,67 ¦ +--------------------+---------+----------+----------+----------+ ¦ВСЕГО ¦11949,2 ¦ 100 % ¦ 26553,7 ¦ 100 % ¦ L--------------------+---------+----------+----------+----------- Как же развивалась ситуация в 1992 году? Доминирование Киева было бесспорным и 2,5 % увеличения доли рынка об этом свидетельствует. Сдали свои позиции Харьковская, Закарпат- ская и Львовская области на 5 %, 3 % и 1 % соответственно. В целом же ситуация практически не изменилась. Подводя итог от- раслевому и региональному обзору состояния фондового рынка Украины в 1991-1992 годах, можно выделить несколько характер- ных моментов: - возрос оборот ценных бумаг, что говорит о позитивном развитии фондового рынка, как одного из элементов новых эко- номических отношений; - в распределении по областям большая половина ценных бу- маг приходилась на банковскую деятельность, значительную до- лю на рынке имели также компании производственной сферы; - более половины всего фондового оборота было сосредото- чено в г. Киеве, выделялись также Харьковская и Львовская об- ласти; - наличие низкой фондовой активности в таких крупных про- мышленных регионах, как Днепропетровская и Одесская области. Фондовый рынок, являющийся определяющим на рынке капиталов стран с развитой экономикой, не выполнял этой своей функции в Украине в 1991-1992 годах. Это было связано с неразвитостью |
|
© 2007 |
|