РУБРИКИ

Курсовая: Фондовый рынок

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Фондовый рынок

на покупку, либо продать их ему - опцион на продажу. Таким

образом, особенность опциона заключается в том, что в сделке

купли-продажи, где он выступает объектом, покупатель приобретает

не титул собственности (т.е. акции), а право на его приобретение.

Опцион - это двусторонний договор о передаче права на покупку

или продажу определенного базисного актива по определенной цене

до и/или на определенную будущую дату.

Фьючерс (фьючерсный контракт) представляет собой контракт, по

которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство

по истечении определенного срока продать своему контрагенту

(или купить у него) определенное количество биржевого товара

(или финансовых инструментов) по обусловленной цене.

Под безопасностью понимается способность эмитента защитить

привлеченные средства от всевозможных потрясений, возможных

как в экономике в целом, так и на фондовом рынке в частности.

В прибыльности объединена доходность от курсовой разницы и

процентов (дивидендов) от принадлежащих ему ценных бумаг.

3.2 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМИТЕНТОВ ЦЕННЫХ БУМАГ.

Эмитент ценных бумаг - юридическое лицо, которое от своего

имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнять обязан-

ности, вытекающие из условий их выпуска.

Действующее законодательство Украины позволяет практически

всем предпринимательским структурам, зарегистрированным в ка-

честве юридического лица, выпускать те или иные ценные бумаги.

Индивидуальное предприятие.

Индивидуальным называется предприятие, основанное на лич-

ной собственности физического лица и исключительно на его

труде. Следовательно, Индивидуальное предприятие учреждается

одним гражданином (собственником), который является и един-

ственным работником данного предприятия.

Индивидуальное предприятие может эмитировать только такие

виды ценных бумаг, как облигации и векселя.

Частное предприятие.

Собственником Частного предприятия является только один

гражданин с правом найма рабочей силы. Частное предприятие

может осуществлять эмиссию облигаций и векселей, объем эмис-

сии которых законодательно не ограничен.

Семейное предприятие.

Собственниками Семейного предприятия являются члены семьи,

проживающие совместно, и только они являются работниками

предприятия. Семейное предприятие может осуществлять эмиссию

облигаций и векселей.

Государственное предприятие.

Закон "О предприятиях" предусматривает существование двух

видов государственных предприятий - государственных комму-

нальных предприятий, основанных на собственности администра-

тивно-территориальных единиц, и государственных предприятий,

основанных на общегосударственной собственности. Вышеуказан-

ные предприятия могут эмитировать облигации, векселя.

Кроме того, в процессе проведения приватизации эти пред-

приятия осуществляют выпуск акций, однако с этого момента они

приобретают статус акционерного общества, где одним из акцио-

неров является государство в лице специального уполномоченно-

го органа, и предприятия теряют статус государственного.

Акционерное общество.

Акционерным является общество, которое имеет уставный фонд,

разделенный на определенное количество акций равной номи-

нальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам

только имуществом общества.

Акционерные общества бывают двух видов: открытые, акции ко-

торых могут свободно обращаться на бирже, и закрытые, акции

которых распределяются между учредителями.

Учредителями АО (их должно быть не менее двух) могут быть

как граждане, так и юридические лица.

АО выпускает акции на всю величину уставного фонда. Облига-

ции могут выпускаться на сумму, не превышающую 25% от разме-

ра уставного фонда и только после полной оплаты всех акций.

АО может осуществлять выпуск векселей, размер эмиссии кото-

рых законодательно не ограничен.

Общество с ограниченной ответственностью.

Законодательством оно определяется как общество с уставным

фондом, разделенным на доли, размер которых определяется уч-

редительными документами.

Учредителями общества с ограниченной ответственностью (их

должно быть не менее двух) могут быть юридические лица и

граждане.

Общество с ограниченной ответственностью может осуществлять

выпуск облигаций и векселей. Минимальный и максимальный раз-

меры эмиссии ценных бумаг в законодательстве не установлены.

Следует учесть, что несмотря на существующую возможность

для АО и обществ с ограниченной ответственностью осущес-

твлять эмиссию облигаций и векселей любого объема, отвечают

эти общества по своим обязательствам исключительно в преде-

лах своего уставного фонда (и иного имущества, находящегося

на балансе, если размер уставного фонда своевременно не пере-

регистрирован). Учредители (акционеры) не отвечают по обяза-

тельствам таких обществ каким-либо дополнительным имуществом.

Общество с дополнительной ответственностью.

Законодательством оно определяется как общество, уставный

фонд которого разделен на доли определенных размеров. Учас-

тники такого общества отвечают по его долгам своими взносами

в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополни-

тельно принадлежащим им имуществом в размере, пропорцио-

нальном доле каждого участника.

Учредителями такого общества также могут быть как граждане,

так и юридические лица (не менее двух).

Общество с дополнительной ответственностью может осущес-

твлять эмиссию облигаций и векселей, минимальный и макси-

мальный размеры которых неограничены.

Полное общество.

Законодательством оно определяется как общество, все учас-

тники которого занимаются совместной предпринимательской дея-

тельностью и несут солидарную ответственность по обяза-

тельствам общества всем своим имуществом. Участниками полно-

го общества могут быть как юридические лица, так и граждане

(не менее двух).

Полное общество вправе осуществлять выпуск облигаций и век-

селей. Эти ценные бумаги обладают более высокой степенью на-

дежности, так как ответственность участников общества по его

обязательствам не ограничена, и взыскание по обязательствам,

порожденным эмиссией вышеуказанных ценных бумаг, может быть

обращено как на средства общества, как и на все личное иму-

щество его участников, на которое в соответствии с законода-

тельством Украины может быть обращено взыскание.

Коммандитное общество.

Законодательством оно определяется как общество, которое

включает наряду с одним и более участников, ответственных по

обязательствам общества всем своим имуществом, также одного и

более участников, ответственность которых по обязательствам

общества ограничивается вкладом в имуществе общества.

Коммандитное общество вправе осуществлять выпуск облигаций

и векселей, при этом не установлены какие-либо ограничения на

объем эмиссии.

Ценные бумаги коммандитного общества обладают опреде-

ленной привлекательностью вследствие наличия коммандитистов,

обладающих значительным объемом имущества, на которое можно

обратить взыскание.

3.3 ИНСТИТУТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА.

Институты фондового рынка- юридические лица, осуществляю-

щие следующие функции: посредническую деятельность, организа-

цию выпуска ценных бумаг и выдачу гарантий по их размещению в

пользу третьих лиц; выпуск акций с целью мобилизации денеж-

ных средств инвесторов и их вложения в ценные бумаги; оказа-

ние консультационных услуг по выпуску и обращению ценных бу-

маг.

Основными институтами централизованного биржевого рынка на

Украине являются: фондовая биржа, центральный депозитарий,

клиринговый банк, брокерские конторы, банки, инвестиционные

фонды и компании, доверительные общества, эмитенты ценных бу-

маг.

Фондовая биржа - это место котирования (определения кур-

сов) ценных бумаг, принятых для обращения и котирования на

бирже.

Центральный депозитарий ценных бумаг - хранилище бумаг, где

ведется их учет, сбережение и фиксируются перемещения от од-

ного владельца к другому.

Клиринговый банк осуществляет платежи по всем операциям

(сделкам), совершающихся на рынке.

Наряду с централизованным биржевым рынком в Украине фун-

кционирует внебиржевой рынок ценных бумаг. Его инфраструкту-

ру составляют инвестиционные фонды, инвестиционные компании,

доверительные общества, холдинговые фирмы, страховые компа-

нии и другие юридические лица.

3.3.1 ТИПЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ И ВИДЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ.

Таблица 3.

---T-------------------------------T---------------------------¬

¦N ¦Типы финансовых ¦Виды деятельности ¦

¦nn¦посредников. ¦с ценными бумагами ¦

¦ ¦ ¦(и/или с

приватизационными)¦

+--+-------------------------------+---------------------------+

¦1.¦Торговцы ЦБ ¦ А,Б,В,Г(Ж) ¦

¦2.¦Инвестиционные фонды и взаимные¦ ¦

¦ ¦фонды инвестиционных компаний. ¦ А,Д(А) ¦

¦3.¦Доверительные ¦

¦

¦ ¦ общества ¦ А,Б,В,Г,Е(А,Е,Ж) ¦

¦4.¦Страховые компании ¦ (Ж) ¦

¦5.¦Общества покупателей ¦ (Ж) ¦

¦6.¦ Банки ¦ А,Б,В,Г

¦

L--+-------------------------------+----------------------------

Обозначения видов деятельности с ценными бумагами: А - ком-

мерческая; Б - комиссионная; В - выпуск; Г - консультирова-

ние; Д - совместное инвестирование с помощью эмиссии инвести-

ционных сертификатов; Е - представительская; Ж - посредничес-

кая.

Деятельность по выпуску ЦБ предполагает, что определенное

предприятие поручает Торговцу ЦБ осуществить все необходимые

работы по выпуску и продаже ценных бумаг этого предприятия.

Таким образом, Торговец проводит всю подготовительно-оценоч-

ную работу на предприятии, производит регистрацию выпуска ЦБ

этого предприятия в Министерстве финансов, а также произво-

дит продажу этих ценных бумаг.

Следовательно, покупатели (инвесторы) приобретают ценные

бумаги не у самого эмитента, а у Торговца, который не может

нести какую-либо ответственность за выплату дивидендов и иные

права, связанные с этим видом ЦБ. Кроме того, следует учесть,

что очень часто Торговцы продают ЦБ не по их номинальной

стоимости, а по так называемой курсовой стоимости (которая

может быть выше или ниже номинальной). Результаты деятельнос-

ти по выпуску ЦБ представляют интерес для предприятия-эмитен-

та, так как, заплатив Торговцу определенное вознаграждение,

эмитент избавляется от необходимости заниматься несвойствен-

ной ему работой по распространению ЦБ, а Торгвец получает

вознаграждение, занимаясь реализацией значительного объема ЦБ.

Комиссионную деятельность с ЦБ законодатель определяет как

покупку-продажу ЦБ Торговцем от собственного имени, по пору-

чению и за счет другого лица. Этот вид деятельности предпола-

гает, что Торговец ЦБ заключает с неким предприятием либо

гражданином (клиентом) договор комиссии либо договор поруче-

ния, согласно которому обязуется осуществить покупку на

средства комитента либо продажу принадлежащих комитенту ЦБ.

За проведение такой операции Торговец получает комиссионное

вознаграждение. Осуществляя комиссионную деятельность, Торго-

вец ЦБ выполняет функции брокера, т.е. выступает посредником

между продавцом и покупателем ЦБ, не участвуя в сделке соб-

ственным капиталом.

Под коммерческой деятельностью с ЦБ понимается покупка-про-

дажа ЦБ, осуществляемая Торговцем от собственного имени и за

свой счет. Таким образом, Торговец (такие Торговцы называют-

ся дилерами) покупает какие-либо ЦБ за собственные дегьги, а

затем продает, дождавшись повышения их стоимости. Разница

между ценой покупки и ценой продажи и составляет доходы диле-

ра.

Обобщая обзор операций, проводимых Торговцами ЦБ, следует

отметить, что в любом случае Торговец продает либо покупает

ценные бумаги других эмитентов. Торговцу запрещено торговать

ЦБ, которые выпустил он сам, либо выпустило общество, где

торговец является учредителем и владеет долей в уставном фон-

де большей, чем 5%. Покупая ЦБ у Торговца, инвестор должен

понимать, что Торгвец не отвечает по обязательствам эмитента,

и никакие претензии по поводу невыполнения эмитентом своих

обязанностей перед держателями ЦБ, к Торговцу не могут быть

предъявлены.

Торговцами ценными бумагами могут быть банки, акционерные

общества, уставный фонд которых сформирован исключительно за

счет именных акций, либо иные хозяйственные общества. Пос-

кольку банки сами, как правило, учреждаются в форме хозяй-

ственных обществ, можно сделать вывод о том, что торговцы

ценными бумагами создаются только в форме хозяйственных об-

ществ, а именно - акционерных обществ, обществ с ограничен-

ной ответственностью, коммандитных обществ, полных обществ,

обществ с дополнительной ответственностью.

Очень важно подчеркнуть, что термин "Торговец ЦБ" подразу-

мевает именно хозяйственное общество и не может быть приме-

ним к физическим лицам - гражданам, предпринимателям.

Закон предусматривает, что для Торговцев ЦБ операции с ЦБ

являются исключительным видом деятельности, т.е. они не мо-

гут заниматься никакой иной коммерческой деятельностью, поми-

мо операций с ЦБ. Допускается лишь проведение определенных

видов деятельности, связанных с оборотом ЦБ, например кон-

сультирование собственников ЦБ и т.д.

Чтобы осуществить свою деятельность, Торговец ЦБ должен по-

лучить специальную лицензию, которую выдает Министерство фи-

нансов Украины. Условия выдачи такой лицензии регламентируют-

ся положениями Закона о ЦБ и Порядком выдачи разрешений на

осуществление деятельности по выпуску и обороту ЦБ как исклю-

чительного вида деятельности.

В этот перечень, помимо иных сведений, необходимо включать

сведения о величине оплаченного уставного фонда Торговца,

сведения о должностных лицах торговца, в том числе и об от-

сутствии у них судимостей за экономические преступления и

подделку документов.

Особо следует сказать об учредителях Торговца. Для получе-

ния лицензии необходимо представить сведения об учредителях

Торговца, если они владеют долей более 10% в уставном фонде

Торговца. Дело в том, что законодательство Украины, воспри-

няв элементы соответствующих нормативных актов США, предус-

матривает определенные ограничения для слияния капиталов Тор-

говцев ЦБ. Так, доля зарегистрированного Торговца ЦБ в устав-

ном фонде другого Торговца (непосредственное участие) не мо-

жет превышать 5 % в его уставном фонде. Косвенное же участие

одного Торговца в уставном фонде другого Торговца ограничено

10% (под косвенным владением Закон подразумевает владение до-

лей в уставном фонде Торговца другим Торговцем посредством

участия в ином обществе). Кроме того, если предприятие (либо

гражданин) является учредителем нескольких торговцев и вла-

деет в уставном фонде каждого долей в размере 5 %, то такие

Торговцы не могут осуществлять операции друг с другом.

3.3.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ.

Траст - это институт доверительной собственности, возник-

ший в средневековом английском праве справедливости и играю-

щий весьма значительную роль в деловом мире стран англо-аме-

риканской правовой системы. Отношение доверительной собствен-

ности заключаются в том, что собственник имущества, учреждая

траст, передает свое имущество другому лицу в доверительную

собственность для использования этого имущества в определен-

ных целях или в интересах определенного лица - бенефециария.

В отношениях со всеми третьими лицами тот, кому передано иму-

щество (доверительный собственник), выступает как собствен-

ник. В то же время он несет ответственность перед настоящим

собственником - учредителем траста и перед бенефециарием за

надлежащее использование имущества и его сохранность.

Аналогом трастовых компаний в Украине являются довери-

тельные общества. В соответствии с Декретом "О доверительных

обществах" доверительное общество может быть создано только

как общество с дополнительной ответственностью, т.е. общес-

тво, уставный фонд которого поделен на доли, определенные уч-

редительными документами. Участники такого общества отвечают

по его обязательствам своими вкладами в уставной фонд, а при

недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им

имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к

взносу каждого участника. Для участников доверительных об-

ществ предусмотрена дополнительная ответственность в пятик-

ратном размере к вкладу участника.

Отметим, что величина уставного фонда доверительного об-

щества играет важную роль при осуществлении его деятельности,

т.к. стоимость имущества, которое доверенное лицо от имени

доверительного общества берет на обслуживание у клиентов, не

должна суммарно превышать долю доверенного лица в уставном

фонде доверительного общества и соответственно его личную до-

полнительную ответственность. Так что каждый участник довери-

тельного общества может привлечь в доверительное управление

имущество, не превышающее 6-кратного размера внесенного им

вклада в уставный фонд, и в целом доверительное общество мо-

жет привлечь в доверительное управление имущество не более,

чем 6-кратный размер его уставного фонда.

Уставный фонд доверительного общества должен быть сформиро-

ван исключительно за счет денежных средств и ценных бумаг

участников.

Предмет деятельности доверительного общества определен как

представительная деятельность с денежными средствами, ценны-

ми бумагами и иными документами, которые переданы довери-

тельному обществу доверителем, которым может стать и гражда-

нин, и юридическое лицо.

Для граждан доверительное общество осуществляет сохран-

ность и представительские услуги для обслуживания имущества

граждан.

Для юридических лиц доверительное общество может осущес-

твлять агентские услуги, ведение счетов ценных бумаг, управ-

ление голосующими акциями. Декрет предусматривает возмож-

ность распоряжения доверительным обществом имуществом довери-

теля, однако не установлены пределы такого распоряжения.

Доверительное общество может также осуществлять операции с

приватизационными бумагами на основании лицензии Фонда госи-

мущества Украины.

Схема отношений между доверителем и доверительным общес-

твом выглядит следующим образом. Доверитель передает в управ-

ление доверительному обществу определенное имущество (это мо-

гут быть денежные средства, акции, облигации, приватизацион-

ные ценные бумаги и т.д.). От имени доверительного общества

доверенное лицо заключает с доверителем договор на управле-

ние этим имуществом. Доверительное общество обязуется в тече-

ние обусловленного времени обеспечивать сохранность этого

имущества, управлять им так, чтобы извлечь какую-то прибыль.

По окончании срока действия этого договора доверительное об-

щество возвращает доверителю переданное имущество, а также

доход, полученный в результате управления этим имуществом. За

осуществление управления имуществом доверительное общество

получает определенное вознаграждение, размер которого обус-

ловливается в договоре. Следует также отметить, что все опе-

рации по управлению имуществом проводит именно доверенное ли-

цо, принявшее это имущество в управление.

Банковский учет операций с имуществом, переданным в довери-

тельное управление, осуществляет специальное лицо-депозита-

рий. В соответствии с требованиями действующего законода-

тельства Украины депозитарием может быть только банк, имею-

щий специальную лицензию. В обязанности депозитария входит

отслеживание движения средств, переданных каждым доверителем,

а также осуществление контроля за тем, чтобы доверительное

общество не приняло в управление средства, размер которых

превышал бы описанные выше пределы.

3.3.1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ И

ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ.

Инвестиционные фонды (ИФ) и инвестиционные компании (ИК) -

это посредники, деятельность которых строится гораздо слож-

нее, чем деятельность доверительных обществ.

ИФ - это юридическое лицо, основанное в форме закрытого ак-

ционерного общества, исключительным видом деятельности кото-

рого является совместное инвестирование.

ИФ бывают двух видов - открытые, которые создаются на неоп-

ределенный срок и выполняют обязательства по выпуску своих

инвестиционных сертификатов в установленные самим фондом сро-

ки, и закрытые, которые выкупают свои сертификаты по истече-

нии срока, на который они создаются.

Учредителями ИФ могут быть физические и юридические лица,

за исключением тех, доля государственного имущества в кото-

рых превышает 25%.

Устав ИФ должен содержать требования относительно запрета

создания каких-либо специальных или резерных фондов, а также

содержать положения о полном распределении прибыли между уч-

редителями и собственниками инвестиционных сертификатов.

Уставный фонд ИФ должен быть не менее 2 тысяч минимальных

зарплат, установленных на момент регистрации.

ИК - это Торговец ЦБ, который помимо проведения операций с

ЦБ привлекает средства для осуществления совместного инвести-

рования путем выпуска своих ценных бумаг. ИК учреждается и

функционирует как Торговец ЦБ, для проведения же инвестицион-

ной деятельности ИК учреждает специальный филиал без права

юридического лица - взаимный фонд, который осуществляет вы-

пуск своих ценных бумаг.

Инвестиционный фонд и взаимный фонд осуществляют выпуск

своих ценных бумаг - инвестиционных сертификатов. Это особые

ценные бумаги. Они не дают их владельцу статус совладельца ИФ

или ИК, они порождают право на получение прибыли, полученной

в результате деятельности фондов.

3.3.1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ

ФОНДАМИ И ИНВЕСТИЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ.

Общая схема проведения этой деятельности следующая: инвес-

тиционный фонд либо инвестиционная компания производят регис-

трацию выпуска инвестиционных сертификатов в Министерстве фи-

нансов Украины. После проведения такой регистрации информа-

ция о выпуске сертификатов обязательно публикуется в периоди-

ческих изданиях. Кроме того, законодательство обязывает ИФ и

ИК опубликовать специальный документ - инвестиционную декла-

рацию (которая также включается в Устав ИФ и ИК).

После размещения указанных публикаций осуществляется разме-

щение (продажа) инвестиционных сертификатов. От имени ИФ та-

кое размещение проводит специальная фирма - инвестиционный

управляющий. Инвестиционным управляющим может быть только

Торговец ЦБ. Законодательством предусмотрено, что от имени ИФ

только инвестиционный управляющий осуществляет управление ак-

тивами ИФ, готовит проекты публикуемых документов, органи-

зует продажу инвестиционных сертификатов.

Инвестиционный управляющий открытого инвестиционного фонда

обязан принимать меры для выкупа инвестиционных сертификатов

по требованию их собственников от имени и за счет средств ин-

вестиционного фонда, а в случае отсутствия таких средств - за

счет собственных средств.

Договор с инвестиционным управляющим может быть составной

частью учредительного договора, если инвестиционный управляю-

щий является учредителем инвестиционного фонда.

При выполнении своих обязанностей инвестиционный управляю-

щий должен действовать исключительно в интересах учредителей

и участников инвестиционного фонда.

Как видим, по сути, ИФ выполняет две важные функции - прив-

лекает средства и осуществляет затем их распределение среди

акционеров и владельцев инвестиционных сертификатов.

Инвестиционная компания не обращается к услугам инвести-

ционного управляющего, поскольку она сама, будучи Торговцем

ЦБ, выполняет его функции для учрежденного ею взаимного фонда.

ИФ и ИК реализуют свои инвестиционные сертификаты за денеж-

ные средства, либо приватизационные ЦБ.

Фонды имеют право осуществлять общую эмиссию инвестицион-

ных сертификатов на сумму, размер которой не должен превы-

шать 15-кратного размера их уставных фондов.

Открытые фонды выпускают инвестиционные сертификаты, не

подлежащие свободной перепродаже, а закрытые - подлежащие

свободной перепродаже.

Инвестиционные сертификаты закрытых фондов могут обмени-

ваться на приватизационные ценные бумаги, если эти фонды в

установленном Фондом государственного имущества Украины по-

рядке получили разрешение на осуществление коммерческой дея-

тельности с приватизационными бумагами.

Фонд имеет право осуществлять дополнительную эмиссию инвес-

тиционных сертификатов в 50-кратном размере к объему приня-

тых для размещения приватизационных бумаг в порядке, утвер-

жденном Фондом государственного имущества Украины и Министер-

ством финансов Украины.

После того как инвестиционные сертификаты размещены, не ме-

нее 70% от полученных средств фонды должны вложить в ЦБ дру-

гих эмитентов (т.е. происходит либо покупка этих ЦБ, либо об-

мен приватизационных ЦБ на акции этих приватизированных пред-

приятий), при этом фонды не могут приобретать более 5% ЦБ од-

ного эмитента и инвестировать свыше 10% своих средств в ЦБ

одного эмитента, кроме инвестирования в облигации внутренних

государственных займов, казначейские обязательства и другие

ЦБ, получение доходов от которых гарантировано Прави-

тельством Украины. Доходы фонда состоят из дивидендов и дру-

гих поступлений от ЦБ, находящихся в собственности фонда, и

доходов от операций с ЦБ и другими активами. Прибыль фонда

подлежит распределению между учредителями и участниками в ви-

де дивидендов.

Помимо взаимодействия с инвестиционными управляющими, ИФ и

ИК обязательно заключают договоры с депозитарием, который ве-

дет хранение активов, обслуживает операции фондов и ведет все

расчеты.

Такая сложная система взаимодействия фондов, инвестицион-

ных управляющих, депозитариев предусмотрена законода-

тельством для того, чтобы разделить обязательства по сбору,

использованию и распределению средств инвесторов между неза-

висимыми организациями.

3.3.1.4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И

СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ.

Одной из особенностей фондового рынка является тот факт,

что основными инвесторами на нем выступают страховые компа-

нии и пенсионные фонды. В Украине рынок страховых услуг дос-

таточно развит и можно говорить о наличии системы страховых

институтов. Пенсионные фонды, хотя и не запрещены действую-

щим законодательством, однако в силу разных объективных и

субъективных причин только начинают утверждаться. Характер-

ной чертой страховых компаний и пенсионных фондов является

осуществление приема денежных средств от инвесторов (лицо,

страхующее какой-то риск, осуществляет страховой платеж, а

участник пенсионного фонда осуществляет накопительные плате-

жи), а через определенное время у этих институтов возникает

необходимость проведения выплат (страховая компания выплачи-

вает страховую премию, а пенсионный фонд - пенсию).

Чтобы полученные денежные средства не подвергались влиянию

инфляционных процессов, страховые компании и пенсионные фон-

ды активно участвуют в сделках с ценными бумагами. Это дает

им возможность за счет полученной курсовой разницы от куп-

ли-продажи ЦБ, а также дивидендов, полученных по ЦБ, осущес-

твлять необходимые выплаты.

3.3.1.5 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКОВ УСЛУГ С ЦБ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФИНАНСОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ.

Сформировавшийся в нашей экономике рынок услуг, предостав-

ляемых финансовыми посредниками, можно в зависимости от ви-

дов их деятельности с ценными бумагами разделить на два ти-

па (см. таблицу 4.).

Таблица 4.

--------------------T-------------------T-------------------¬

¦ ¦Операции с "класси-¦Операции с привати-¦

¦ ¦ческими ЦБ" ¦зационными ЦБ ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Отличительные черты¦Чистая конкуренция ¦Монополист. конкур.¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Число компаний ¦Очень большое (фир-¦Большое (лицензиро-¦

¦ ¦мы-торговцы ЦБ, ба-¦ванные в ФГИ инвес-¦

¦ ¦нки, доверительные ¦тиционные фонды и ¦

¦ ¦общества), больше ¦взаимные фонды ин- ¦

¦ ¦ 1000 ¦вестиционных компа-¦

¦ ¦ ¦ний,

доверительные ¦

¦ ¦ ¦общества,

страховые¦

¦ ¦ ¦компании),

больше ¦

¦ ¦ ¦ 300 ¦

+-------------------+-------------------¦-------------------¦

¦ Тип услуг ¦Стандартизированный¦Дифференцированный ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦ Контроль над ценой¦ ¦Существует в очень ¦

¦предоставляемых ¦ Отсутствует ¦ограниченной ¦

¦услуг ¦ ¦степени ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Условия вступления ¦Весьма легкие с ¦Сравнительно ¦

¦в данную сферу ¦минимумом препятст-¦ легкие ¦

¦ бизнеса ¦вий. ¦ ¦

L-------------------+-------------------+--------------------

Первый тип по своим основным чертам приближается к модели

чистой конкуренции. Операции на нем производятся большим чис-

лом независимых фирм, которые предлагают идентичные ценные

бумаги одних и тех же эмитентов. Поэтому неценовая конкурен-

ция, делающая упор в различие качества услуг, рекламу или

стимулирование сбыта, в данном сегменте фондового рынка от-

сутствует. У финансового посредника нет возможности контроли-

ровать цены и продавать ценные бумаги по завышенным ценам,

так как его конкуренты в состоянии оказать те же самые услуги

дешевле.

Еще одна особенность данной модели связана с тем, что но-

вые фирмы могут относительно свободно входить в эту сферу

бизнеса, а уже существующие - покидать ее. Как показывает

практика, условия для получения соответствующих лицензий Мин-

фина не являются серьезным препятствием. По крайней мере,

все, кто намеревался заняться этим видом деятельнотси, нас-

колько известно, свои желания осуществили без каких-либо

проблем. Технология финансового посредничества не требует и

специализированного оборудования, которое было бы трудно

приобрести или продать, если фирма намерена прекратить опера-

ции.

Второй тип рынка услуг финпосредников достаточно удачно

вписывается в рамки модели монополистической конкуренции, в

которую они вступают в ходе привлечения приватизационных

средств населения. Именно в этой сфере услуги по совместному

инвестированию привлекаемых приватсредств во многих случаях

приобретают реальные (или мнимые) отличия. Отсюда - разверты-

вание не только ценовой, но и неценовой конкуренции, включаю-

щей агрессивную рекламу с акцентом на известность и ста-

бильность учредителей, удобства в оформлении "ваучеров" и

т.п. Существенно более жесткими, чем в Минфине, являются и

условия получения лицензий Фонда госимущества, что является

еще доним признаком рынка монополистической конкуренции.

Различные типы рынков определяют и различную долго- и крат-

косрочную стратегию финансовых посредников, и соответствен-

но, различные меры государственного регулирования. Так, в ус-

ловиях монополистической конкуренции, затраты фирм на пред-

оставление услуг оказываются выше, чем это свойственно для

чистой конкуренции. Одна из причин - неполное использование

ресурсов фирмы в условиях сильной конкуренции за привлечение

"ваучеров" населения. Цена этих услуг соответственно повы-

шается, но в качестве компенсации за повышение цены клиенты

финпосредников могут пользоваться весьма широким спектром ус-

луг.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ И СТАТИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ

БУМАГ В УКРАИНЕ.

Состояние рынка ценных бумаг в отраслевой структуре эконо-

мики на конец 1992 года представлено и таблице 5.

’ Ў«Ёж 5 .

ЋЃЋђЋ’ –.ЌЌ›• Ѓ“ЊЂѓ ЏЋ Ћ’ђЂ‘‹џЊ ќЉЋЌЋЊˆЉˆ ЌЂ 1.01.93 Ј.

ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДї

і іЋЎ®а®в ­ і“¤Ґ«м­л© іЋЎ®а®в ­ і“¤Ґ«м­л© і

і і1.01.92, іўҐб ў ®Ў®-і 1.01.93,іўҐб ў ®Ў®-і

і і¬«­.ЄаЎ іа®вҐ, % і¬«­.ЄаЎ іа®вҐ, % і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДґ

іЏа®¬ышленность ¦ 2644,1 ¦ 22,1 ¦ 5425,1 ¦ 20,43 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Сельское хозяйство¦ 1015,5 ¦ 8,4 ¦ 3250,5 ¦ 12,24 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Транспорт ¦ 114,9 ¦ 0,9 ¦ 195,1 ¦ 0,73 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Связь ¦ 1,8 ¦ 0,01 ¦ 17,8 ¦ 0,06 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Строительство ¦ 243,8 ¦ 2,0 ¦ 477,4 ¦ 1,79 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Торговля и обще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ственное питание ¦ 175,2 ¦ 1,4 ¦ 917,9 ¦ 3,45 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Снабжение и сбыт ¦ 17,4 ¦ 0,1 ¦ 110,2 ¦ 0,41 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Заготовки ¦ 7,4 ¦ 0,06 ¦ 85,2 ¦ 0,32 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Жилищно-коммуналь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ное хозяйство ¦ 22,7 ¦ 0,1 ¦ 44,1 ¦ 0,16 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Информ.-вычислите-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦льное обслуживание¦ 1,9 ¦ 0,01 ¦ 3,8 ¦ 0,01 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Наука и научное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживание ¦ 110,9 ¦ 0,9 ¦ 132,3 ¦ 0,40 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Бытовое обслужива-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ние населения ¦ 516,3 ¦ 4,3 ¦ 288,2 ¦ 1,08 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Банковская деяте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦льность ¦ 6293,0 ¦ 52,6 ¦14815,1 ¦ 55,79 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Другие виды деяте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦льности ¦ 784,3 ¦ 6,5 ¦ 791,1 ¦ 2,97 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦ВСЕГО ¦11949,2 ¦ 100,0% ¦26553,7 ¦ 100,0% ¦

L------------------+----------+----------+---------+-----------

Уверенно и агрессивно в 1991 году возглавили борьбу за ин-

весторов банковские учреждения - из общего оборота ценных бу-

маг в 11949,2 млн. крб. они захватили 52 % рынка. В тройку

лидеров вошли также эмитенты из промышленности - 22 %,

сельского хозяйства - 8 %. Следующая тройка представляла та-

кие отрасли как бытовое обслуживание - 4 %, строительная ин-

дустрия - 2 % и торговля - 1,4 %. Активность остальных отрас-

лей в этой области не превышала 1 %.

Эти данные со всей очевидностью характеризуют значи-

тельное развитие банковского бизнеса, который в прошлом был

полностью государственным. Новые экономические отношения пот-

ребовали развития финансовой и прежде всего банковской ин-

фраструктуры. Значительная доля участия промышленных пред-

приятий в фондовых операциях также говорит о развитии новых

форм хозяйствования в этой отрасли. Общий оборот рынка цен-

ных бумаг в абсолютном выражении в 1992 году увеличился бо-

лее чем в два раза.

Неоспоримое лидерство на фондовом рынке в конце 1992 года

продолжали удерживать банковские институты даже с некоторым

увеличинием доли рыека до 55,79 % всех ценных бумаг, что сос-

тавило 14815,1 млн. крб. Затем следовали промышленные пред-

приятия, но несколько сдавшие свои позиции до 20,43 % (5425,1

млн.крб.) и предприятия сельскохозяйственной отрасли с увели-

чением до 12,24 % (3250,5 млн.крб.). Несколько укрепила свои

позиции на рынке торговля, увеличив свою долю до 3,4 % , а

строительство и бытовое обслуживание уменьшили свой сегмент

до 1,79 % и 1,08 % соответственно. Остальные отрасли по-преж-

нему значительно отставали и их доли в обороте ценных бумаг

не превышали одного процента.

Рассмотрим региональную картину рынка ценных бумаг в 1991

году: из данных таблицы 2 видно, что чуть больше половины

всего фондового оборота приходилось на г. Киев. И это вполне

объяснимо - на Киев приходилась большая часть эмитентов. Без

сомнения столица является центром деловой активности государ-

ства, где сосредоточена большая капитала всего фондового рын-

ка, находится большая часть банков, которые, как видно, из

таблицы 1, доминировали среди эмитентов, и значительная часть

эмитентов производственной сферы. Вторую позицию занимала

Харьковская область - около 14 % рынка и оборотом 1691 млн.

крб. Харьковвторой по величине город Украины и многие факто-

ры, характерные для Киева, присутствуют и здесь, но в меньшем

масштабе. Только Львовская и Закарпатская области смогли

преодолеть рубеж 5 % и скорее всего это говорит об уровне де-

ловой активности и политических аспектов - прогрессивной ад-

министрации области и ожиданий деловых кругов возможного при-

дания этому региону статуса свободной экономической зоны.

Обращает на себя внимание тот факт, что в таких крупных дело-

вых регионах, как Днепропетровская, Донецкая и Одесская об-

ласти не было существенной активности на фондовом рынке адек-

ватной уровню развития региона.

’ Ў«Ёж 6.

ЋЃЋђЋ’ –.ЌЌ›• Ѓ“ЊЂѓ ЏЋ ЋЃ‹Ђ‘’џЊ

“ЉђЂˆЌ› ЌЂ 1.01.93 ѓЋ„Ђ

ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДї

і іЋЎ®а®в ­ і“¤Ґ«м­л© іЋЎ®а®в на ¦Удельный ¦

¦ ¦ 1.01.92,¦вес в обо-¦ 1.01.93 ¦вес в обо-¦

¦ ¦ млн.крб.¦ роте,% ¦ млн.крб. ¦ роте,% ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Республика Крым ¦ 66,2 ¦ 0,5 ¦ 160,7 ¦ 0,60 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Винницкая область ¦ 76,4 ¦ 0,6 ¦ 448,3 ¦ 1,68 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Волынская область ¦ 140,5 ¦ 1,1 ¦ 3227,1 ¦ 1,23 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Днепропетровская обл¦ 230,0 ¦ 1,9 ¦ 449,5 ¦ 1,69 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Донецкая область ¦ 127,0 ¦ 1,0 ¦ 520,1 ¦ 1,95 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Житомирская область ¦ 45,9 ¦ 0,3 ¦ 146,3 ¦ 0,55 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Закарпатская область¦ 794,6 ¦ 7,25 ¦ 3,22 ¦ 3,0 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Запорожская область ¦ 93,9 ¦ 0,7 ¦ 158,1 ¦ 0,59 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Ивано-Франковская ¦ 28,3 ¦ 0,2 ¦ 134,4 ¦ 0,50 ¦

¦ область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Киевская (без Киева)¦ 22,0 ¦ 0,1 ¦ 215,4 ¦ 0,81 ¦

¦ область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Кировоградская обл ¦ 434,1 ¦ 3,6 ¦ 924,8 ¦ 3,48 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Луганская область ¦ 50,1 ¦ 0,4 ¦ 183,1 ¦ 0,68 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Львовская область ¦ 805,1 ¦ 6,7 ¦ 1459,6 ¦ 5,49 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Николаевская область¦ 437,5 ¦ 3,6 ¦ 523,6 ¦ 1,97 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Одесская область ¦ 102,2 ¦ 0,8 ¦ 498,1 ¦ 1,87 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Полтавская область ¦ 56,9 ¦ 0,4 ¦ 160,5 ¦ 0,60 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Ровненская область ¦ 30,9 ¦ 0,2 ¦ 107,9 ¦ 0,40 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Сумская область ¦ 20,2 ¦ 0,1 ¦ 0,28 ¦ 0,6 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Тернопольская обл ¦ 109,5 ¦ 0,9 ¦ 88,1 ¦ 0,33 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Харьковская область ¦ 1691,1 ¦ 14,1 ¦ 2380,2 ¦ 8,96 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Херсонская область ¦ 46,4 ¦ 0,3 ¦ 158,7 ¦ 0,59 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Хмельницкая область ¦ 31,9 ¦ 0,2 ¦ 1123,6 ¦ 4,23 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Черкасская область ¦ 72,9 ¦ 0,6 ¦ 414,7 ¦ 1,56 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Черновицкая область ¦ 7,0 ¦ 0,05 ¦ 63,1 ¦ 0,23 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦Черниговская область¦ 208,7 ¦ 1,7 ¦ 464,2 ¦ 1,74 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦г. КИЕВ ¦ 6222,9 ¦ 52,07 ¦ 14510,9 ¦ 54,67 ¦

+--------------------+---------+----------+----------+----------+

¦ВСЕГО ¦11949,2 ¦ 100 % ¦ 26553,7 ¦ 100 % ¦

L--------------------+---------+----------+----------+-----------

Как же развивалась ситуация в 1992 году? Доминирование

Киева было бесспорным и 2,5 % увеличения доли рынка об этом

свидетельствует. Сдали свои позиции Харьковская, Закарпат-

ская и Львовская области на 5 %, 3 % и 1 % соответственно. В

целом же ситуация практически не изменилась. Подводя итог от-

раслевому и региональному обзору состояния фондового рынка

Украины в 1991-1992 годах, можно выделить несколько характер-

ных моментов:

- возрос оборот ценных бумаг, что говорит о позитивном

развитии фондового рынка, как одного из элементов новых эко-

номических отношений;

- в распределении по областям большая половина ценных бу-

маг приходилась на банковскую деятельность, значительную до-

лю на рынке имели также компании производственной сферы;

- более половины всего фондового оборота было сосредото-

чено в г. Киеве, выделялись также Харьковская и Львовская об-

ласти;

- наличие низкой фондовой активности в таких крупных про-

мышленных регионах, как Днепропетровская и Одесская области.

Фондовый рынок, являющийся определяющим на рынке капиталов

стран с развитой экономикой, не выполнял этой своей функции в

Украине в 1991-1992 годах. Это было связано с неразвитостью

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.