РУБРИКИ |
Курсовая: Фондовый рынок |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Фондовый рынокинфраструктуры первичного и вторичного рынков ценных бумаг - его внебиржевой и биржевой торговли, незначительной долей го- сударственных ценных бумаг в общем обороте, отсутствием та- ких важнейших инструментов фондовой торговли как опционы, фьючерсы и залоговые обязательства, отсутствием опыта работы на рынке капиталов всех участников рынка - эмитентов, посред- ников, инвесторов, недостаточностью нормативно-правового ба- зиса регулирующего этот вид деловых отношений, отсутствием на фондовом рынке приватизационных ценных бумаг. Теперь посмотрим как же выглядел рынок ЦБ в 1994 году. Министерство статистики Украины провело исследование сос- тояния рынка ценных бумаг в Украине за 9 месяцев 1994 года. Общая стоимость ценных бумаг в исследованных регионах на 01.10.94 г. составляла 5282,1 млдр. крб. и выросла по сравне- нию с началом года почти в 8 раз. Больше половины общей стои- мости составляют акции (52,5%), больше трети - сберега- тельные сертификаты (40,7%). Удельный вес акций предприятий и акций трудовых коллективов, которые не имеют свободного обра- щения и распространяются только среди работников этих пред- приятий, составлял 5,6%, векселей - 1,1%, облигаций - 0,1%. До 1994 года исследованные предприятия, банки и другие ком- мерческие структуры всех форм собственности выпустили ценных бумаг на сумму 665,3 млрд. крб., на протяжении 9 месяцев 1994 года - на 5398,6 млрд. крб. При этом из общего объема ЦБ, су- ществовавших на начало года и выпущенных на протяжении иссле- дованного периода (6063 млрд. крб.), только 76% были напеча- таны со всеми необходимыми реквизитами ценной бумаги, вклю- чая защиту. Ценные бумаги, существовавшие до 01.01.94г., были на эту дату на 80% размещены покупателями по стоимости, превышавшей номинальную. На протяжении 9 месяцев 1994 года были размеще- ны 79% выпущенных за этот период ценных бумаг с превышением номинальной стоимости на 291,1 млрд. крб., или на 7%. При этом векселя были размещены полностью и по номинальной стои- мости, акции - более чем на 79%, с превышением номинальной стоимости на 251,1 млрд. крб. (на 14%), сберигательные серти- фикаты - почти на 78%, с превышением номинальной стоимости на 4,1 млрд. крб. (на 0,2%). Следует отметить, что за 9 месяцев 1994 года других ценных бумаг было размещено на 6,1 млрд. крб. больше, чем выпущено за этот период, с превышением номи- нальной стоимости на 32,9 млрд. крб. То есть дополнительно размещались ценные бумаги, выпущенные в предыдущие периоды. В целом же номинальная стоимость ЦБ эмитентов - субъектов хозяйственной деятельности Украины, размещенных до 01.01.94г. и впервые размещенных в течение 1994 года, составила 4828,9 млрд. крб., из них со всеми реквизитами ценной бумаги - 3744 млрд.крб., или 78%. Фактическая стоимость размещения превыша- ла номинальную на 355,2 млрд.крб., или на 7%. Почти 79% общего объема размещенных ЦБ было реализовано юридическим лицам (3796,9 млрд. крб.). Из них 60% составляли сберегательные сертификаты, 39% - акции, около 1% векселя. На совсем незначительную сумму (меньше 0,01%) юридическим лицам были размещены облигации и другие ЦБ. Следует отметить, что фактическая стоимость реализации превышала номинальную на 133,2 млрд. крб. (около 4%). Физическим лицам было реализовано 21% общего объема разме- щенных ЦБ (1013,6 млрд. крб.). Из них 64% составляли акции, 27% - другие ценные бумаги, 9% - сберегательные сертификаты. Практически все виды ЦБ размещались среди населения выше но- минальной стоимости (в целом на 220,7 млрд. крб., или на 22%), а именно: акции - на 29% (на 185,7 млрд. крб.), другие ЦБ - на 12% (на 33,9 млрд.крб.), сберегательные сертификаты - на 1% (на 1,1 млрд. крб.). В это же время часть акций и других ценных бумаг размеща- лась за личные приватизационные сертификаты граждан - соот- ветственно на 62,2 млрд. крб. (10% от акций, размешенных по номинальной стоимости физическим лициам) и на 28,3 млрд. крб. (10%). Инвесторам других стран реализовано менее 0,4% общей стои- мости размещенных ЦБ (18,3 млрд. крб.), которые полностью составляют акции. Фактическая стоимость продажи на 7% (на 1,3 млрд. крб.) превышала номинальную. Исследования показали, что эмитенты в основном самостоя- тельно реализовывали ценные бумаги, не пользуясь услугами фи- нансовых посредников. Через них продано лишь 0,3% от общей стоимости размещенных акций (только этот вид ЦБ размещался через посредников) на сумму 6,5 млрд. крб., из нее 62% реали- зовано юридическим лицам, 38% - населению. Фактическая стои- мость этих акций была выше номинальной почти на 10% (на 0,6 млрд. крб.), при этом для юридических лиц - на 6%, для физи- ческих - на 16%. Следует отметить, что 5% акций из размещен- ных населению через финансовых посредников были реализованы за личные приватизационные сертификаты, что составляет всего 0,2% общей стоимости акций, резмещенных за личные приватиза- ционные сертификаты граждан. Часть размещенных ценных бумаг (28%, или 1327,8 млрд. крб.) была выкуплена эмитентами с целью повторной продажи или пога- шения. Это - 1290,1 млрд. крб. Практически все они выкупа- лись по номинальной стоимости, и только акции - с небольшим ее превышением (на 0,6%). Из выкупленных было повторно прода- но 3% акций с превышением номинольной их стоимости на 22% и меньше 1% других ЦБ по номинальной стоимости. Таблица 7. СТОИМОСТЬ ЦЕННЫХ БУМАГ, млн. крб. ---------------------------T----------T----------¬ ¦ Дата ¦01.01.94г.¦01.10.94г.¦ +--------------------------+----------+----------+ ¦ Акции ¦ 397378 ¦ 2771215 ¦ +--------------------------+----------+----------+ ¦ Облигации ¦ 124 ¦ 3706 ¦ +--------------------------+----------+----------+ ¦Казначейские обязательства¦ 23 ¦ 23 ¦ +--------------------------+----------+----------+ ¦Сберигательные сертификаты¦ 212939 ¦ 2152975 ¦ +--------------------------+----------+----------+ ¦ Векселя ¦ 19809 ¦ 56882 ¦ +--------------------------+----------+----------+ ¦ Другие ценные бумаги ¦ 67788 ¦ 297288 ¦ +--------------------------+----------+----------+ ¦ Всего ¦ 698061 ¦ 5282089 ¦ L--------------------------+----------+----------- Но большая часть выкупленных ЦБ была погашена (96%, или 1278,6 млрд. крб.) в основном за счет приватизационных серти- фикатов, которые фактически выкупались с целью погашения (99% или 1278,2 млрд.крб.). Кроме того, было погашено 37% выкуп- ленных и других ценных бумаг и 0,3% акций. Вместе с тем на 01.10.94 г. неразмещенными остались ЦБ на 1283,2 млрд. крб., что составляет 21% от существовавших на начало года и выпущенных на протяжении 9 месяцев 1994 года. На дату исследования у предприятий находилось около 21% соб- ственных акций, 23% сберегательных сертификатов и 9% других ЦБ. За 9 месяцев 1994 года предприятиями-эмитентами было выпла- чено на 872,2 млрд. крб. дивидентов и процентов, что состав- ляет 18% стоимости размещенных ими ЦБ. Основную часть выплат получили владельцы сберегательных сертификатов - 74%, или 642,4 млрд. крб., 23% (202,3 млрд. крб.) - владельцы акций, 3% - владельцы других ЦБ. Как показало исследование, субъекты хозяйственной дея- тельности на начало 1994 года владели ценными бумагами дру- гих эмитентов на 62 млрд. крб., из них 51% составляли акции, 32% - векселя, 16% - сберегательные сертификаты. Меньше 1% приходилось на облигации, казначейские обязательства и дру- гие ЦБ. Но на 01.10.94 г. картина кардинально изменилась. Общая стоимость ЦБ других эмитентов возросла до 623,8 млрд. крб., или в 10 раз, причем удельный вес сберегательных серти- фикатов вырос до 60%, акций - снизился до 34%, векселей - до 5%. Облигации, казначейские обязательства и другие ЦБ, как и раньше, составляли меньше 1%. За 9 месяцев 1994 года субъек- ты хозяйственной деятельности приобрели ценные бумаги других эмитентов на 696,8 млрд. крб., из которых сберегательные сер- тификаты составляли 56%, акции - 29%, векселя - 15%. Факти- ческая же цена покупки была выше на 3%. За этот же период бы- ло продано ЦБ других эмитентов на 134,9 млрд. крб. В основ- ном это были векселя (71%), на сберегательные сертификаты и акции приходилось соответственно 18% и 11%. Предприятия, которые владели ценными бумагами других эми- тентов, получили на протяжении 9 месяцев 1994 года 110,1 млрд. крб. дивидендов и процентов, причем больше половины этой суммы получили владельцы акций. Сложившиеся экономические условия не благоприятствуют вло- жению средств иностранными инвесторами в украинские предприя- тия. Если до 1 января 1994 года неризидентам было реализова- но ЦБ в виде акций на сумму 8,5 млрд. крб., что составляло 2% от стоимости существовавших на этот период акций, то на 1 ок- тября 1994 года их стоимость составляла 13 млрд. крб. А удельный вес снизился до 0,05%. За 9 месяцев 1994 года рези- дентами-эмитентами снова выкуплено у нерезидентов больше по- ловины реализованных за этот же период собственных акций. Не- резиденты, которые владели акциями украинских предприятий, получили за этот период 5,6 млрд. крб. дивидендов. Расширяется выток капитала с целью приобретения ЦБ субъек- тов хозяйственной деятельности других стран. Если на начало 1994 года у нерезидентов было куплено акций на 2,7 млрд. крб., то на 1 ноября стоимость нерезидентских акций выросла более чем в 30 раз и составила 89,5 млрд. крб. Фактическая цена покупки этих акций превышала номинальную на 4%. За 9 ме- сяцев 1994 года резиденты Украины получили от нерезидентов 1,3 млрд. крб. дивидендов. Проанализируем состояние рынка ЦБ в 1995 году. Стоимость ЦБ, выпущенных или находящихся в обращении в Украине, составила на начало 1995 года 55,1 трлн. крб. и вы- росла по сравнению с началом 1994 года почти в 10 раз. Невероятно быстрыми темпами за этот период увеличилась стоимость векселей - в 1024 раза - и на 1 января 1995 года составила 31,4 трлн. крб., что обусловлено оформлением вексе- лями взаимозадолженности субъектов предпринимательской дея- тельности. Их удельный вес в общем объеме ценных бумаг повы- сился за 1994 год с 0,5% до 57%. Значительно выросла за этот период доля сберегательных сер- тификатов - с 11% до почти 25%. Их объем увеличился в 21 раз и на 01.01.95 г. составил 13,5 трлн. крб. Это объясняется возможностью быстрого обращения и отдачи от этой формы вложе- ний, что при высоком уровне инфляции является для вкладчика принципиально важным. Стоимость акций выросла в 17 раз и составила на начало 1995 года 6,8 трлн. крб.; их удельный вес повысился с 7% до 12%. В 6 раз увеличился объем других ЦБ (акции предприятий и акции трудовых коллективов, которые не имеют свободного обращения и распространяются только среди сотрудников этих предприятий), он составил 3,0 трлн. крб.; однако удельный вес таких бумаг в общем объеме снизился от 9 до 5%. Следует отметить, что из обращения практически изъяты обли- гации, сберегательные сертификаты и казначейские обяза- тельства, представляющие долю Украины в долговых обяза- тельствах бывшего Советского Союза. Их остатки хранятся в Сберегательном банке Украины и постепенно погашаются. На 1 января 1995 года они составляли, соответственно, 16 млн. крб., 405 млн. крб. и 1,2 млрд. крб. На 1.01.95 г. субъектами хозяйственной деятельности Украи- ны было выпущено ЦБ на сумму 30,2 трлн. крб., в частности за 1994 год - 95% этого объема (28,6 трлн. крб.). ЦБ, существо- вавшие до 1.01.94 г., были на 88% размещены среди покупате- лей. Всего было размещено 96% (28,9 трлн. крб.) ЦБ из выпу- щенных до 1994 года и на протяжении 1994 года; при этом век- селя и облигации - практически полностью, сберегательные сер- тификаты - на 97%, другие ЦБ - на 94%, акции - на 89%. Часть размещенных ЦБ (около 21% или 5,9 трлн. крб.) была выкуплена эмитентами с целью повторной продажи или погашения. Это 47% суммы векселей (2,0 трлн. крб.) и 20% сберегательных сертификатов (3,1 трлн. крб.), которые были полностью погаше- ны, 13% (0,7 трлн. крб.) акций, из которых 80% были повторно проданы и около 1% - погашено. Также было выкуплено незначи- тельное количество (менее 0,1%) других ЦБ и облигаций. Кроме того, на начало 1995 года неразмещенными остались 5,3% (1,6 трлн. крб.) выпущенных ЦБ, в основном, за счет ак- ций, на которые приходилось 52% общей стоимости неразмещен- ных бумаг, остальную часть составили сберегательные сертифи- каты (37%) и другие ЦБ (11%). Из общей стоимости размещенных на 1.01.95 г. эмитентских ЦБ 42% находилось у юридических лиц (12,1 трлн. крб.), 39% - у инвесторов других стран (12,1 трлн. крб.), 19% - у физичес- ких лиц (5,6 трлн. крб.). При этом юридические и физические лица владели почти равными долями акций (соответственно 50% и 48% от общего количества размещенных), тогда как на инвесто- ров других стран приходилось только 2%. Следует отметить, что 13% акций, приобретенных физическими лицами, было приобрете- но за личные приватизационные счета (имущественные сертифика- ты). В то же время инвесторы других стран имели 70% (11,1 трлн. крб.) сберегательных сертификатов, тогда как юридичес- кие лица-резиденты - 28% (4,5 трлн. крб.), физические лица - 2% (0,3 трлн. крб.). Такая ситуация возникла благодаря взаи- моотношениям некоторых банков с субъектами предпринима- тельской деятельности дальнего зарубежья. Векселями почти полностью владели юридические лица. Что ка- сается других ЦБ, то подавляющее их количество находилось у физических лиц - 87% (2,5 трлн. крб.; из них 3% приобретено за личные имущественные сертификаты), а 13% (0,4 трлн. крб.) - у юридических лиц. На рынке капитала доминирующее место продолжают занимать банки, хоты их доля в общем объеме выпущенных ЦБ на 1.01.95 г. снизилась до 74% по сравнению с 88% на 1.01.94 г. В то же время за 1994 год вдвое вырос удельный вес промышленных пред- притий (с 7% до 14%), существенно увеличились доли строи- тельства (почти 4%), сельского хозяйства, транспорта и связи (более чем по 1%). Субъектами хозяйственной деятельности всех других отраслей народного хозяйства выпущено окло 6% общего объема ЦБ. Сложившиеся в Украине экономические условия не способ- ствуют вложению средств в украинские предпрития иностранными инвесторами. Несмотря на то, что общая стоимость ЦБ субъектов хозяйственной деятельности Украины у нерезидентов за 1994 год выросла почти в 900 раз и на 1.01.95 г. составляла 11,2 трлн. крб., это, как уже указывалось, стало результатом денежных вкладов в виде сберегательных сертификатов в некоторые ук- раинские банки зарубежными юридическими лицами. В то же вре- мя объем акций, реализованных нерезидентами (он характери- зует реальное инвестирование экономики), на начало 1995 года составлял 0.1 трлн. крб. или только 2% от общей стоимости всех выпущенных акций. Во все больших масштабах стали приобретаться ЦБ субъектов предпринимательской деятельности других стран, что в нынеш- них условиях не идет на пользу Украине. Если до 1994 года та- кое обращение имели только акции, то в 1994 году - почти все виды ЦБ (в разных объемах). Основной рост стоимости ЦБ нере- зидентов, находящихся у субъектов хозяйственной деятельности Украины за 1994 год (почти в 1200 раз) произошел за счет век- селей, опять-таки, - за счет взаимоотношений банков. Объем нерезидентских акций, находящихся у резидентов, возрос за 1994 год в 38 раз и составил на 1.01.95 года 0,4 трлн.крб., почти втрое превышая стоимость акций украинских предприятий, приобретенных к этому времени в другие страны. Следует отме- тить, что тенденция превышения оттока капитала в виде ЦБ из Украины над его притоком в 1994 году появилась впервые. Таблица 8. ----------------------------------------------------------------------------- ---¬ ¦ ВЫПУСК И ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ, МЛН.КРБ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Виды ценных бумаг ¦ ¦ ----------------------------------------------------------------------- ---+ ¦ Всего в том числе ¦ ¦ ---------------------------------------- ---------------+ ¦ акции облигации казнач. сберегат. векселя другие¦ ¦ обязат. сертиф. ¦ +---------------------------------------------------------------------------- ---+ ¦1. Стоимость ¦ ¦на 1.01.95 55122815 6836821 349363 1231 13509599 31401436 3024365¦ ¦на 1.04.95 343811547 9283500 2111516 49248 17923219 309512322 4381734¦ ¦на 1.07.95 99951077 18829092 6475974 360679 20387136 42987136 10993048¦ ¦2. Обращение ¦ ¦Выпущено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 36597600 10072114 53627 0 18911967 3178074 4381898¦ ¦1 полуг.1995г.56745819 18842561 55229 0 23258206 3596709 10993114¦ ¦Размещено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 34718024 8947120 53626 0 18387471 3102610 4222197¦ ¦1 полуг.1995г.53672551 16709115 55228 0 22620423 3524281 10763504¦ ¦Выкуплено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 4766952 498089 35000 0 2225345 2007570 948¦ ¦1 полуг.1995г. 7906568 1065550 25288 0 4396839 2371298 37593¦ ¦Повторно продано за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 922993 66470 0 0 856025 0 498¦ ¦1 полуг.1995г. 1564136 690740 0 0 856683 0 16713¦ ¦Погашено за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 3338071 63648 35000 0 1161225 2078054 164¦ ¦1 полуг.1995г. 5691033 89014 35288 0 3276012 2290489 230¦ ¦Остаток неразмещенных ЦБ на: ¦ ¦1 кв. 1995г. 2385544 1492965 0 0 732591 0 159987¦ ¦1 полуг.1995г. 3724667 2419242 0 0 901927 153237 250260¦ ¦3. Объемы взаимного инвестирования в виде ЦБ ¦ ¦1. ЦБ эмитентов Украины, реализованные в другие страны: ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦ 1.01.95 г. 11246476 140471 0 0 11100085 0 ¦ ¦Приобретено в другие страны за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 4138189 11581 0 0 4126600 0 ¦ ¦1 полуг.1995г. 7211667 16293 0 0 7195374 0 ¦ ¦Выкуплено эмитентами Украины за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 97191 97191 0 0 0 0 ¦ ¦1 полуг.1995г. 104881 104881 0 0 0 0 ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦1.04.95 г. 15304740 78127 0 0 15226613 0 ¦ ¦1.07.95 г. 18347262 51883 0 0 18295379 0 ¦ ¦2. ЦБ эмитентов других стран, приобретенные в Украину: ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦1.01.95 г. 11768663 109782 396661 0 5 11262295 ¦ ¦Приобретено предпритиями Украины за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 4265457 2194 114875 27162 36 4121190 ¦ ¦1 полуг.1995г. 7545824 3853 158712 127552 36 7255671 ¦ ¦Продано предприятиями Украины за: ¦ ¦1 кв. 1995г. 214986 29870 0 3695 0 181421 ¦ ¦1 полуг.1995г. 350611 38005 0 66418 0 246188 ¦ ¦Остаток на: ¦ ¦1.04.95 г. 15583272 29699 511536 23467 41 15818529 ¦ ¦1.07.95 г. 18963876 75550 555373 61134 41 18271778 ¦ L---------------------------------------------------------------------------- ---- По состоянию на 01.11.95 с начала года в Украине зарегис- трировано 2756 эмиссий ценных бумаг на общую сумму 78,3 трлн. крб.. 43% эмитированных ЦБ составили векселя, 18,8% - акции, 6,5% - облигации. Суммарная стоимость ценных бумаг по сравне- нию с их номиналом возросла в этом году на 81%. По облига- циям этот показатель возрос на 1775%, по акциям - на 176%, по сберегательным сертификатам - на 50%, по векселям - на 37%. За прошедший 1995 год некоторые ЦБ утратили свою ликвид- ность, в обращении появились новые ЦБ, но в целом число лик- видных ЦБ акционерных компаний практически не изменилось. В то же время структура фондового рынка Украины претерпела су- щественные изменения - рынок пополнился акциями приватизируе- мых предприятий, облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ), ценными бумагами местных органов власти. Можно сказать, что сегодня в Украине существует несколько фондовых рынков, на которых находятся в обращении ЦБ с различными нор- мами доходности и степенями кредитного и процентного рисков. Эти рынки (или секторы фондового рынка) пребывают на разных стадиях своего формирования, на каждом рынке действуют опре- деленные категории эмитентов, торговцев, инвесторов. Рядовые инвесторы (граждане) обнаруживают склонность к рис- кованным операциям на рынке ЦБ, а потерпев неудачу, требуют возмещения ущерба у государства, которое не в состоянии соз- давать условия для того, чтобы считать такие требования неу- местными. Правительство занимается созданием собственного рынка ЦБ, а НБУ пытается сократить дефицит государственного бюджета с помощью изменения учетной ставки и девальвации кар- бованця. Акционерные компании, не имея возможности осущес- твлять денежную эмиссию, производят эмиссию иных долговых обязательств.Все это похоже на поиски "философского камня" для превращения бумажного карбованця в золотой. Однако "алхи- мизация народного хозяйства" вряд ли станет более успешной, чем реализация идеи 1992 года по "созданию бездефицитного бюджета, замкнутого на инфляцию". РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. В эпоху свободной конкуренции государственное вмешательство в экономику носило ограниченный и эпизодический характер. В начале ХХ в. масштабы этого вмешательства расширились, а с 30-х гг. стали беспрецедентными, государство превратилось в одного из ведущих субъектов экономической жизни практически всех развитых экономических стран. Деятельность крупного капитала способствует обострению всех социальных и экономических потребностей до такой степени, что ставит под угрозу само его существование. Необходимо усилие государственного вмешательства в экономику. В современных условиях государственному воздействию подвержены все стороны хозяйственной жизни: производство, торговля, финансы, денежное обращение; как внутренняя экономика, так и международные экономические отношения и это воздействие но- сит систематический, постоянный характер. Социальная рыночная экономика означает рост социальной за- щищенности рабочего класса и усиливающееся стремление гаран- тировать каждому человеку нормальные условия существования. Предпринимаются попытки защитить потребителя то произвола предприятий путем антимонопольной политики. Если бы экономи- ческий процесс не регулировался соответствующими правовыми нормами, широкие и неограниченные свободы привели бы к воз- никновению хаоса в обществе. Без обдуманных законодательных актов, касающихся порядка заключения соглашений, рыночная экономика немыслима. Экономическое законодательство является основой экономического порядка. В этих законодательствах большое внимание уделяется тем группам населения, которые имеют средний и низкий уровень доходов. Поэтому такой поря- док и называют социальной рыночной экономикой. Рынок ценных бумаг представляет собой особый сегмент финан- сового рынка, на котором складываются отношения по поводу купли-продажи специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость, свободно обращающихся и свиде- тельствующих об отношениях совладения, займа и производных от них, между теми, кто привлекает ресурсы, выпуская ценные бу- маги (эмитенты), и теми, кто их приобретает (инвесторы), опосредованный, как правило, участием особых субъектов пред- принимательской деятельности финансовых посредников. Принципиально важно подчеркнуть, что рынок ценных бумаг не представляет собой некий абсолютно самостоятельный институт рыночной экономики, а является частью финансового рынка, включающего также банковские и страховые институты. Если не принимать во внимание их общую экономическую природу, то для государства становится затруднительным выработка действенной политики регулирования фондового рынка. Хотя он, с одной сто- роны, и является частью финансового рынка, и, значит, может быть подвержен неким общим для всех его составляющих методам воздействия, но, с другой стороны, все же имеет свою специфи- ку, которую нельзя не учитывать. Соответственно и механизм его регулирования должен включать особые способы и приемы, отличающиеся от тех, с помощью которых государство влияет на рынки банковских или страховых услуг. Схема 1. --------------¬ ¦ Финансовый ¦ ¦ рынок ¦ L-------------- -------------¬ --------------¬ ------------¬ ¦ Банковский ¦ ¦ Рынок ценных¦ ¦ Страховой ¦ ¦ рынок ¦ ¦ бумаг ¦ ¦ рынок ¦ L------------- L-------------- L------------ Лишь опредилившись с участниками этого рынка и с их фун- кциями, государство, во-первых, сможет более достоверно прог- нозировать их реакцию на те или иные повороты в своей эконо- мической политике. И, во-вторых, ясное представление о харак- тере операций на фондовом рынке несомненно скажется и на раз- работке четкого механизма налогообложения его участников. Итак, сначала перечислим субъекты рынка. Во-первых, это предприятия-эмитенты, во-вторых, - инвесторы (это продавцы и покупатели), в-третьих, - посредники, помогающие им найти друг друга, и, в-четвертых, - государство, которое, принимая либо поощрительные, либо ограничительные меры, содействует тому, чтобы одни беспрепятственно покупали, а другие продава- ли, и при этом не воровали и не обманывали. Наличие на рынке ЦБ разных структурных звеньев различных интересов, принимающих участие в их деятельности субъектов порождают проблему, во первых, обеспечения его сбалансирован- ности, во-вторых, воздействия в этих целях на движение цен- ных бумаг как органов государственного (местного) управления, так и саморегулирования рыночными структурами (фондовая бир- жа, различные ассоциации участников рынка ЦБ и т. д.). Ключе- вое значение для сбалансированности рынка ЦБ имеет обеспече- ние ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется: узким раз- рывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими ко- лебаниями цен от сделки к сделке. Ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников продажи и чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг. Отклонения от этих норм чреваты развитием кри- миногенной ситуации, панических настроений среди инвесторов. Чтобы этого избежать, торговля ценными бумагами должна проис- ходить стабильно, без резких изменений. Поэтому соответствующая сфера является объектом особенно жесткого государственного контроля и регулирования. Основопо- лагающий принцип государственного воздействия - обеспечивать полное, ясное и правдивое оглашение эмитентами всех факторов, касающихся выпуска ценных бумаг в свободную продажу. До тех пор, пока орган управления рынка ЦБ - государственная инспек- ция по ценным бумагам - не уверен, что поступившая от эмитен- та документация (главным образом проспект размещения) полна, правдива, понятна, продажа ценных бумаг считается незаконной. Воздействие органов управления направленно на то, чтобы, не подрывая нормальный инвестиционный бизнес, предотвратить, насколько это возможно, подделку и обман, защитить инвесторов. Одна из главных причин слабого регулирования рыцка ЦБ се- годня (кроме противоречивого законодательства) состоит в нез- доровом духе соревновательности между различными государ- ственными органами. Если ни одному из министерств и на ум не приходит регулировать отношения в банковской системе (есть прекрасный квалифицированный регулятор - НБУ), то на рынке ЦБ это далеко не так. Различные органы, которые объективно имеют разные интересы и субъективно подвержены влиянию разных лоб- бистских групп, имеют прямое или косвенное влияние на усло- вия формирования рынка ЦБ. В такой ситуации действия в облас- ти регулирования деятельности на рынке ЦБ являются хаотичны- ми, противоречивыми и вводящими субъектов рынка в заблужде- ние. И первый шаг к прекращению такого беспорядка уже сделан - создана государственная Комиссия по ценным бумагам и фондо- вому рынку (КЦБ). Однако для дальнейшего движения нужен еще и второй шаг - Комиссия должна получить четкий круг полномочий, в рамках которых она уже сама сможет направлять движение рын- ка. Сейчас рынок ЦБ контролирует около 10 государственных структур, в частности Кабмин, Минфин, Фонд государственного имущества, комиссия Верховного Совета и другие. Так, до это- го времени лицензирование и контроль за деятельностью торгов- цев ценными бумагами осуществляет Управление денежного оборо- та и ценных бумаг Минфина. Целостность финансового рынка в Украине значитедьно нарушена вследствие введенного механизма приватизации имущества государственных предприятий, который отличается от модели фондового рынка, заложенной в законе "О ценных бумагах и фондовой бирже" еще в 1991 г. В частности, Фонд государственного имущества лицензирует посредников, ко- торые должны работать с приватизационными бумагами, и фор- мально несет ответственность за деятельность доверительных обществ и других финансовых посредников, которые аккумули- руют средства вкладчиков для инвестирования в ценные бумаги предприятий, которые приватизируются. Национальный банк Украины имеет намерение подчинить себе национальную депози- тарную систему, а также получить исключительные права на об- служивание оборота государственных ценных бумаг. Контроль за процессом слияния и поглощения одних акционерных обществ другими и возникновение вследствие этого монопольных образо- ваний осуществляет Антимонопольный комитет Украины. Довольно значительные права в сфере регулирования рынка ценных бумаг имеет и Министерство экономики Украины. Несмотря на перераспределение функций между государственны- ми органами и Государственной комиссией по ЦБ и фондовому рынку, последняя не может сегодня возложить на себя функции, определенные Положением о Комиссии и концепции функционирова- ния и развития фондового рынка, не нарушая действующего зако- нодательства. И решить эту задачу в состоянии Закон "О госу- дарственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине", проект которого разработан КЦБ и подан в Верховный Совет. Нет ничего удивительного в том, что проект Закона был создан са- мой Комиссией - основная ноша государственного управления так или иначе будет возложена на нее. Итак, Закон определяет правовые основы осуществления госу- дарственного регулирования рынка ценных бумаг и государствен- ного контроля за выпуском и обращением ЦБ в Украине. Интерес- но, что первой целью госрегулирования называется обеспечение возможности участников РЦБ эффективно мобилизовать и разме- щать финансовые ресурсы, а не "защита социальных интересов". Кроме того, во главу угла ставятся информационное обоспече- ние рынка, создание равных возможностей для доступа на рынок эмитентов, инвесторов и посредников, контроль за соблюдением законодательства и предотвращение монополизации. При этом госрегулирование осуществляется следующими путями: регулированием выпуска и обращения ЦБ, прав и обязанностей участников рынка; лицензированием участников; регистрацией эмиссии ЦБ; контролем за информацией эмитентов. Предусматри- вается создание системы гарантий прав инвесторов, установле- ние нормативов операций и контроль за ценообразованием на РЦБ. Далее идут главные для КЦБ статьи, описывающие ее полномо- чия на рынке. Во - первых, Комиссия ставится на первое место в ряду госструктур, осуществляющих государственный контроль на рынке. (Упомянуты еще НБУ, Антимонопольный комитет, Мин- фин, ФГИ "и другие"). КЦБ является центральным органом госу- дарственной исполнительной власти, подотчетным Кабинету ми- нистров. Далее идет повторение основных положений ранее выпу- щеного Указа Президента: состав КЦБ - 5 человек, срок полно- мочий - 5 лет. При Комиссии создается консультативно-коорди- национный совет. Что же должна выполнить Комиссия? Закон дает сразу 15 отве- тов. Среди них: установление стандартов выпуска ЦБ, порядок его регистрации и вид информации о выпуске, осуществление са- мой регистрации выпусков, разработка и утверждение правил осуществления посреднической деятельности, установление по- рядка и регистрация фондовых бирж и саморегулирующихся орга- низаций, обеспечение обязательного раскрытия информации учас- тниками рынка по требованиям и стандартам, устанавливаемым КЦБ. Список полномочий КЦБ имеет 12 пунктов. Среди них достаточ- но интересны следующие. Первый - Комиссия может делать выво- ды об отнесении ЦБ к тому или иному виду. Второй - КЦБ уста- навливает обязательные нормативы достаточности собственных средств и другие показатели (кроме банковских операций). До сего времени эти нормативы оговаривались в Законе "О ЦБ ...". Третий - Комиссия может взимать плату за лицензирование, ре- гистрацию, предоставление информации. Четвертый - КЦБ уполно- мочена проводить проверки финансово-хозяйственной деятельнос- ти эмитентов и посредников. И, наконец, пятый - разрабаты- вать и утверждать по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательные для выполнения нормативные акты. (Профессионалы знают, что большинство перечисленных функций ныне выполняет Минфин. Более того, до сих пор в нем разрабатываются соответ- ствующие инструкции и положения. Так, что вопрос о переходе всех полномочий к КЦБ несколько преждевременен). Что касается самодеятельности участников рынка, то КЦБ мо- жет делегировать саморегулирующимся организациям и фондовым биржам свои полномочия по контролю за достоверностью информа- ции, о проверке финансово-хозяйственной деятельности. Фискальные полномочия КЦБ ограничены наложением штрафа в размере 50 необлагаемых минимумов за уклонение от выполнения распоряжений КЦБ по удалению нарушений законодательства и в размере 20 необлагаемых минимумов за непредоставление инфор- мации КЦБ или за предоставление недостоверных данных. В целом проект выглядит очень неплохо. Хотя, разумеется, все будет зависеть от содержания документов, которые должна принять Комиссия после утверждения Закона. Вот там может поя- виться всякое. И еще несколько замечаний. Список обязаннос- тей и полномочий настолько широк, что трудно себе предста- вить, во что должна вылиться структура КЦБ для их выполнения. Сейчас даже Минфин с трудом справляется лишь с частью полно- мочий КЦБ. И то говорить о том, что обеспечен контроль за 700- ми посредниками и несколькими тысячами эмитентов, еще очень рано. Сегодня основной критерий контроля - работал пос- редник в отчетном квартале или нет. Но даже после такой безо- бидной проверки более чем половине посредников посланы пре- дупреждения о возможном их закрытии из-за бездействия. Куда уж там до проверок конкретных сделок купли-продажи. И еще пара недостатков: разработчики слишком много места в проекте уделили своей Комиссии, незаслуженно позабыв и дру- гие госструктуры (чья роль на рынке практически не оговари- вается), и посредников. Кроме того, в проекте отсутствует упоминание двух систем обращения ЦБ - наличных и безналичных. А следовательно, никак не прорабатываются вопросы обеспече- ния выпуска и обращения наличных бумаг (контроль за их качес- твом, за защитой от подделок). С момента создания усилия Комиссии были направлены, глав- ным образом, на решение организационных проблем и отработку стратегических направлений работы. На основании анализа сос- тояния развития рынка ценных бумаг в Украине Комиссия опреде- лила главные обстоятельства, которые мешают реализации еди- ной государственной политики по развитию рынка ценных бумаг. Во-первых, недооценка роли Комиссии как главного координа- тора процесса реформирования финансового рынка не дает воз- можности переадресовки финансовой помощи на его развитие со стороны таких структур как Мировой банк или Европейское Сооб- щество в адрес Комиссии, которая в настоящее время предостав- ляется различным государственным органам и коммерческим структурам. Для такого переадресования Комиссия не наделена правительством Украины достаточными полномочиями. Во-вторых, продолжительный процесс передачи полномочий со стороны Минфина умножает проблемы на финансовом рынке, о чем свидетельствуют результаты комплексной проверки деятельности доверительных обществ. Бесконтрольность участников фондового рынка и других небан- ковских структур, отсутствие правового механизма государ- ственного регулирования этой деятельности могут привести к полной утрате доверия инвестора при вложении средств в цен- ные бумаги. Такая ситуация сделает невозможной реализацию концепции функционирования и развития фондового рынка в Украине. В свою очередь, для реализации этой концепции недос- таточно действия одного закона "О государственном регулирова- нии рынка ценных бумаг", а необходима срочная разработка и принятие еще около 10 законопроектов, которые бы дали возмож- ность разрабатывать обязательные для исполнения нормативные акты. Намерения Кабмина Украины предоставить ей дополнительные полномочия по регулированию деятельности небанковских финан- совых учреждений в части операции с денежными средствами и имуществом ставит Комиссию перед серьозной проблемой - выпол- нение несвойственных ей функций, которые не отвечают формам государственного регулирования рынка ЦБ. С учетом этих обстоятельств Комиссия считает необходимым осуществить целый ряд неотложных мероприятий. Среди них глав- ными являются: создание фонда защиты инвестиций; признание приоритетным направление построения рынка ценных бумаг, ста- новление и развитие его инфраструктуры, в частности создание акционерных обществ "Национальный депозитарий" и "Нацио- нальная фондовая биржа", и телекоммуникационной системы сбо- ра и обработки данных по рынку ценных бумаг на всей террито- рии Украины, разработки порядка бухгалтерского учета опера- ций доверительных обществ и другие. РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА УКРАИНЕ. Особенностью фондового рынка Украины является отсутствие отдельных секторов рынка, необходимых для функционирования всей системы рыночных отношений. Нет рынка земли в полном его понимании как рынка, подкреп- ленного правами на владение землей, а не правами на ее пользование, нет рынка труда, т.н. биржи труда, нет в полном и широком понимании рынка инструментов займа, отсутствуют го- сударственные ценные бумаги, облигации и казначейские обяза- тельства, нет рынка инструментов недвижимости - не идет большая приватизация крупных предпритий. Что мешает развитию? Дальнейшее развитие национального фон- дового рынка сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Основными среди них являются: 1. Отставание существующей законодательной и норматив- но-правовой базы функционирования фондового рынка от разви- тия реальных процессов. Проблема становления и развития рынка ЦБ - это проблема не только его инфраструктуры, но и законодательства о собствен- ности, коммерческого кодекса, корпоративного права, а также институциональных инвесторов: инвестиционных (трастовых) ком- паний, пенсионных фондов, страховых компаний. Очевидно, что почти по всем указанным направлениям законодательная база ли- бо отсутствует совершенно, либо явно недостаточна. Сложность ситуации связана не только с отсутствием законо- дательной базы, которая регулирует рынок капитала, но и с ис- торическим отсутствием (в границах столетия) понятия необхо- димости защиты собственности, ментальностью нашего народа, которая в данном случае определяется в чрезвычайно большом доверии к тому, что рекламируется в средствах массовой инфор- мации, отсутствием специалистов-экспертов и развитой инфрас- труктуры фондового рынка. Неосведомленность в этой сфере приводит к тому, что про- цесс приватизации сопровождается почти полной неразберихой в создании акционерных обществ, недостаточным осмыслением эми- тентом самого механизма осуществления эмиссии и последствий неверно выбранного пути. 2. Недостаточность государственного регулирования нацио- нального рынка ценных бумаг. Комиссии по ЦБ должны быть переданы все полномочия по регу- лированию рынка ЦБ в полном объеме. Комиссия должна быть независимой, ибо в ней должны рабо- тать только профессионалы, на работу которых не должны оказы- вать влияние политические события. Только независимость Ко- миссии позволит обеспечить главных участников рынка ЦБ - ин- весторов - уверенностью, что ко всем участникам рынка будут относиться одинаково справедливо. Независимости Комиссии мож- но добиться процедурой совместного назначения комиссионеров Президентом и Верховным Советом и невозможностью снятия с лю- бого члена Комиссии до конца срока полномочий, кроме случаев совершения им преступлений, а также жестким механизмом пос- тоянной ротации. 3. Недоверие населения и его психологическая неподготовлен- ность к операциям на фондовом рынке. 4. Отсутствие необходимой защиты интересов мелких инвесто- ров со стороны государства. Особое внимание на рынке ЦБ в начальной стадии его разви- тия в связи с приватизационными процессами должно быть уделе- но важнейшему и первоочередному вопросу - вступлению в право собственности и передаче (продаже) этого права. Именно реше- ние или нерешение этого вопроса может координально повлиять на весь дальнейший ход развития инвестиционного процесса. Эта проблема может быть решена путем создания института не- зависимых регистраторов. Проблема независимых регистраторов является первоочередной, поскольку уже существует потреб- ность ведения реестров акционерных обществ приватизированных предприятий, которая будет обостряться с новыми волнами при- ватизации. Введение первых аукционных центров по реализации акций приватизируемых предприятий мгновенно поставит вопрос: кому передавать реестры акционерных обществ и их ведение. При этом мы сталкиваемся с конфликтом интересов, сторонами которого будут: 1) мелкий инвестор (акционер); 2) руководство акционерных обществ (инсайдеры); 3) внешний инвестор и другие афилированные лица, среди ко- торых наиболее опасными для становления рынка ЦБ будут банки. В этом конфликте интересы только одной стороны должны быть поставлены превыше всего - это интересы мелкого инвестора (акционера), а именно: каждому акционеру должна быть предос- тавлена возможность провести беспрепятственно любую операцию со своими акциями и получить беспрепятственный доступ к лю- бой акции любого открытого акционерного общества. Неизбежный конфликт между другими сторонами должен быть за- конодательно устранен путем введения института независмых ре- гистраторов. Если ведение реестров будет поручено одной из этих сторон, об открытости и честности на рынке ЦБ можно бу- дет забыть. Как руководство акционерных обществ, так и внеш- ний инвестор будут монопольно скупать, как правило, за бесце- нок, акции не только членов трудовых коллективов, но и дру- гих акционеров, не допуская к этому рынку других заинтересо- ванных лиц. То же касается и банков, но в этом случае возникает еще од- но очень опасное обстоятельство - ввязывание банковского ка- питала в инвестиционный процесс, что в конце концов неизбеж- но приведет к кризису, подобному Большой депрессии в США. Если кредитные ресурсы отвлекаются в инвестиции на приобрете- ние акций предприятий, которые обслуживаются этим же банком, возникает цепочка, приводящая к эффекту "петли". Если банк предоставляет кредиты предприятиям, акциями которых владеет этот же банк, то в случае невозвращения этих кредитов акции предприятий падают, что приводит к падению активов банка. Для поддержания этих активов и спасения предприятий банк вынуж- ден предоставлять новые кредиты, которые снова не возвращают- ся. Это в конце концов может привести к банкротству предприя- тия, банкротству банка, банкротству всех предприятий, кото- рые обслуживаются этим банком. Вот почему необходимо вывести функции регистрации прав собственности из под котроля всех конкурирующих сторон и соз- дать институт независимых регистраторов, подчиненный лишь од- ному контролирующему органу - Комиссии по ЦБ. Очень важно законодательно определить тот минимальный объем информации, который должны предоставлять независимые регис- траторы своим клиентам. Еще одну проблему, возникающую в связи со становлением ин- ститута независимых регистраторов, представляет собой взаи- мосвязь их с системой депозитарного обслуживания и депозита- риев. Здесь, кроме чисто понятийного определения этих катего- рий, которое дискутируется до сих пор, возникает проблема "номинального владельца" в связи с раскрытием его вплоть до "реального владельца". Опыт России показывает, что ограниче- ния в раскрытии "реального владельца" в случае цепочки из последовательной системы нескольких "номинальных владельцев" могут привести к нарушению налогового и антимонопольного за- конодательства. Функционирующий фондовый рынок Украины требует восстановле- ния доверия населения к ценным бумагам путем: - законодательного обеспечения гарантий государства относи- тельно защиты интересов вкладчиков и инвесторов; - создания государственных органов регулирования и контро- ля за функционированием рынка ценных бумаг; - ускорения процессов приватизации, прежде всего путем кор- поратизации и акционирования государственной собственности; - осуществления выпуска и обращения государственных всеук- раинских и муниципальных ценных бумаг; - решения на государственном уровне комплекса вопросов, ка- сающихся обращения в Украине ценных бумаг иностранных компа- ний, покупки украинских ценных бумаг иностранными инвесторами; - привидения действующего законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов, потребностями сегод- няшнего функционирования и дальнейшего развития украинского фондового рынка; - государственного содействия деятельности существующих структур, которые уже работают на национальном рынке ценных бумаг. Почти сплошь наблюдается неподготовленность менеджеров при- ватизированных предприятий к управлению ими как акционерными обществами. Безусловным тормозом развития инвестиционного процесса яв- ляется создание в ходе приватизации закрытых акционерных об- ществ и объединение в одном лице двух противоположных по су- ществу функций - функции акционера-собственника и наемного работника. Отсутствие развитой инфраструктуры рынка капиталов не дает возможности определить реальную стоимость ценных бумаг, что, наряду с отсутствием в законодательстве норм о недопущении использования "внутренней информации", приводит к сплошной практике использования этой информации для обогащения как ру- ководителей предприятий, так и торговцев ценными бумагами за счет мелкого инвестора. В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда и бирже- вой рынок акций и внебиржевой одинаково мертвы. В перестроеч- ное время во всех регионах стихийно возникли товарно-сырье- вые и фондовые биржи, но затем, после 1992 г., успешно исчез- ли даже те, которые крепко стояли на ногах. Причина - отсут- ствие необходимости в них. Если говорить откровенно, то в Украине все же есть внебиржевой рынок, но это рынок россий- ских акций. Внебиржевой рынок во всем мире является самым емким рынком ЦБ. Его основное отличие от биржевого - это то, что к элемен- там (компаниям, выпускающим ЦБ) не применяется листингирова- ние (т.е. допуск или недопуск на рынок акций), а биржевая торговля в обязательном порядке проводит качественный отбор АО и только после этого допускает их к котированию на бирже. Внебиржевой рынок прежде всего существует, с одной стороны, для малоизвестных начинающих компаний, только начавших вы- пуск акций, и с другой - для инвесторов и посредников РЦБ, желающих рискнуть приобрести акции малоизвестной компании, рассчитывая на быстрый рост курса этих ЦБ. Но структура вне- биржевого рынка еще зависит от особенностей конкретного РЦБ. К примеру, на американском внебиржевом рынке обращаются прак- тически все банковские акции и ЦБ страховых компаний. Если говорить об акциях украинских банков и страховых ком- паний, то их выпуски реализуются в основном через филиалы и представительства этих же учреждений и на внебиржевой рынок не попадают. Акции инвестиционных компаний также минуют вне- биржевой рынок, т.к. эти фирмы стремятся к созданию сети фи- лиалов и к самостоятельному размещению своих ЦБ. Вышеперечис- ленные компании вынуждены распространять свои ЦБ самостоя- тельно и зачастую стараются избегать внебиржевой рынок (а биржевой торговли акциями фактически нет). Следует добавить, что когда создавались инвестиционные ком- пании и фонды, то ориентировались они на большое акционирова- ние. Теже надежды были у компаний, специализирующихся на ра- боте с ЦБ. Само акционирование госпредприятий еще не приводит в движе- ние внебиржевой рынок. Можно сказать, что сначала оно коснет- ся только компаний, имеющих право представительской дея- тельности с имущественными сертификатами и разрабатывающих планы акционирования госпредприятий (это трастовые, инвести- ционные компании и фонды). Последнее ускорит переход госпред- приятий к акционированной форме собственности и приведет к широкому вовлечению в этот процесс граждан Украины. Внебиржевой рынок может оживиться только при выбросе акций госпредприятий на вторичный рынок (это рынок, где ценная бу- мага переходит от первого владельца к последующим, и т.о. оп- ределяется ее курсовая цена и ликвидность). Но сложилось так, что даже банковские акции (наиболее широко представленные в Украине), пройдя первичное размещение, исчезают - и на вто- ричном рынке их нет. Оживлению рынка препятствует и то, что часть госпредприятий стремится сформировать свой уставной фонд из акций на 50% оплаченных имущественными сертификатами, что дает им право не отчуждать свое имущество ( в т.ч. и ак- ции) до введения национальной валюты. А это значит, что вла- делец простых именных акций госпредприятия (большую часть ак- ций продавшего за приватизационные сертификаты), приобретен- ных за имущественные сертификаты, в дальнейшем не сможет их продавать иному лицу вплоть до введения национальной валюты. Госпредприятия пока не заинтересованы в движении своих ак- ций на внебиржевом рынке, не имея от этого для себя никаких выгод (как и положено все средства от акционирования идут в фонд госимущества, а от обращения на вторичном рынке - пос- редникам), им выгодней или поставить невыполнимые условия ак- ционирования (например, оплата всех акций имущественными сер- тификатами), или добиться такого положения, чтобы сторонних инвесторов было как можно меньше, и т.о., остаться в полуры- ночном состоянии на неопределенное время. Исключением может служить банкротство предприятия или то, что оно частично яв- ляется арендным (т.е. большая часть имущества уже выкуплена у государства за денежные средства) - тогда акции могут свобод- но предлагаться на РЦБ. Арендаторы, как несторонние инвесто- ры, с трудом отказываются от своих акций. А при отсутствии рыночных отношений банкротства трудней дождаться, чем светоп- редставления. Но даже те акции госпредприятий,которые выйдут на внебирже- вой рынок, ожидает сложная судьба, т.к. они не принесут ин- вестору высокие дивиденты потому, что рассчитаны только на долговременные капиталовложения с отдачей минимум через 2-3 года. Но кто все же сумеет проявить терпение, в конечном сче- те сможет стать владельцем надежных ЦБ. Однако, главным тормозом в становлении фондового рыкка стал тяжелейший кризис, который поразил все отрасли экономики Украины. В таких условиях рыночные механизмы не срабатывают. Пред- приниматели и хозяйственники предпочитают "день простоять да ночь продержаться", чем рисковать организовывая производство и осуществляя инвестиции. Что надо делать? Учитывая проиобретенный опыт формирования национального РЦБ, требования мировых стандартов фондовой торговли, в частности, рекомендаций "Группы Тридцати" и Ди- рективы ЕС по регулированию обращения ценных бумаг с целью усовершенствования механизмов фондового рынка, в настоящее время следует считать главными принципами формирования, фун- кционирования и дальнейшего развития украинского фондового рынка централизованное государственное регулирование и кон- троль обращения ценных бумаг и операций, связанных с ними, целостность и прозрачность биржевого и внебиржевого фондово- го рынка. Необходимо привести действующее законодательство Украины в части фондового рынка в сооветствие с требованиями его совре- менного функционирования на уровне международных стандартов и дальнейшего развития, предусматривающих разработку и приня- тие законов Украины о государственном регулировании фондово- го рынка, о государственной Комиссии по ценным бумагам, об обращении государственных ЦБ, об электронном обращении ЦБ и Национальном депозитарии. Необходимо создать двухуровневую систему депозитарного уче- та, которая состоит из Национального депозитария ЦБ и регио- нальных депозитариев, осуществляющих свою деятельность на ос- нове лицензий Комиссии по ЦБ. Это позволит осуществить переход от материального обраще- ния бумажных акций и облигаций к их дематериальному обраще- нию в форме записей на счетах, и постепенно внедрять и ис- пользовать стандарты международной кодификации ценных бумаг (ISIN) Международной организации стандартизации (ISO). Целесообразно установить законодательную норму, в соответ- ствии с которой эмитент, насчитывающий более ста акционеров (участников), обязательно должен передать реестр акционеров в депозитарную национальную систему. Назрела необходимость объединить усилия и материальные ре- сурсы государственных органов, хозяйственных обществ, субъек- тов фондового рынка, зарубежной технической помощи в созда- нии единой всеукраинской телекоммуникационной сети для обес- печения электронного обращения ценных бумаг. Кроме того, уже сегодня необходимо: - ускорить процессы массовой приватизации и корпоратизации государственных предприятий путем образования на их базе от- крытых акционерных обществ, акции которых могут свободно об- ращаться на всей территории страны в пределах целостного и прозрачного национального фондового биржевого и внебиржевого рынков; - осуществить четкую и последовательную государственную программу приватизации с целью повышения эффективности управ- ления производством на основе равенства прав всех граждан Украины, открытости и гласности; - развернуть во всех средствах массовой информаци, периоди- ческих изданиях широкую разъяснительную работу среди населе- ния относительно его участия в процессах приватизации и осу- ществления операций с ценными бумагами; - обеспечить государственную поддержку в расширении систе- мы подготовки и переподготовки профессиональных кадров фондо- вого рынка, проведении их стажировки в зарубежных финансовых структурах; - разработать и принять четкие условия участия зарубежных инвесоров в приватизационных процессах в Украине с учетом го- сударственных приоритетов, национальных интересов и интере- сов большинства населения Украины. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сегодня степень развития рынка ЦБ значительно ниже, чем других составных финансового рынка: денежного и рынка банков- ских кредитов. Положение, которое сложилось, требует основа- тельного анализа и систематизации. Говоря о причинах слабого развития отечественного рынка ЦБ, его крайне медленном становлении необходимо остановиться на следующих вопросах. Одним из основных условий построения и развития фондового рынка является расширение и совершенствование процессов при- ватизации государственных предприятий. Эти процессы неразрыв- но связаны с насыщением фондового рынка новыми финансовыми инструментами, формированием мнвестиционных портфелей вла- дельцев средств. В дальнейшем от результатов работы этих ак- ционерных предприятий зависит и возможность их дальнейшего инвестирования. Небходимо выяснить в чем заключаются преимущества и недос- татки наличной и безналичной систем обращения ЦБ? Начнем с наличной системы. Среди положительных ее качеств можно назвать психологический фактор, так как множество ин- весторов более комфортно себя чувствуют, когда держат в ру- ках конкретную "бумажную основу", а не имеют запись у ко- го-то в компьютере. Кроме этого, наличные ЦБ являются и до- полнительной рекламой для эмитента. А отрицательной же сторо- ной такой системы считается невозможность перевода некоторых ЦБ на электронный вид (вексель, сберегательный сертификат). Если же говорить о безналичных ЦБ, то необходимо отметить дороговизну использования большого количества компьютеров и программ, затруднение обеспечения ликвидности и свободной пе- репродажи. Но у безналичных ЦБ есть и свои положительные ка- чества: "не горят и не тонут", да и изготовление высококачес- твенных наличных ЦБ некоторым эмитентам попросту не по карма- ну. Но когда говорят о недостатках и достоинствах физических и безналичных ЦБ, то забывают о главном - они не должны друг друга исключать, они должны работать параллельно. Если говорить о перспективе, то развитие фондового рынка Украины должно базироваться на мнении граждан, а они-то отно- сятся с недоверием к безналичным ЦБ. В то же время государ- ство вложило много денег именно в безналичную форму обраще- ния и приложит много усилий для того, чтобы окупить эти сред- ства. Проблемы оборота ЦБ на фондовом рынке можно решать и ком- промиссным путем. В Германии, например, это делается следую- щим образом. В соответствии с законодательством все ЦБ выпус- каются в наличной, "бумажной" форме и хранятся в системе Цен- трального депозитария. А вот уже обращаются они в безналич- ной форме. Таким образом, происходит так называемый "симбиоз" двух форм обращения ЦБ, наличной и безналичной, при сохране- нии положительных черт обеих форм учтен и психологический фактор - при очень большом желании ЦБ все-таки можно потро- гать; и сохранена мобильность процесса работы с ЦБ (оформле- ние, купля-продажа и учет владельцев). Теперь рассмотрим некоторые причины кризиса трастов в Украине. При полном отсутствии коммерческого законодательства, зако- нодательства о доверительной собственности,которые в других странах охватывают сотни страниц законодательных текстов,у нас был принят декрет о доверительных обществах, которым фак- тически был санкционирован на государственном уровне беспре- цедентный доверительный обман. Поддержка этого декрета други- ми, крайне необходимыми законодательными актами, даже и не предусматривалась. Любой законодательный акт, санкционирую- щий проведение какой-либо деятельности, прежде всего должен содержать четкое ограничение в деятельности и квалифицирован- ные требования к лицам, которые этой деятельностью будут за- ниматься. Это также полностью отсутствует в данном декрете. Поэтому не удивительно, что этим документом была произведена замена трастовых операций очень узким направлением - опера- циями с приватизационными бумагами и отождествление разреше- ния на последние с разрешением на проведение трастовых опера- ций в целом. Трастовые операции во всем мире рассматриваются как наибо- лее сложные, требующие самой высокой квалификации в области права, инвестиционного и финансового менеджмента, страхова- ния, знания макро- и микроэкономики. Траст, вообще, условно можно разделить на два направления: финансовый и юридический. При этом к первому относится бан- ковский и инвестиционный траст, ко второму - все другие, включая операции с недвижимостью. Исторически сложилось так, что именно инвестиционный траст имеют в виду, когда говорят о трасте вообще. По крайней мере, когда говорят о траст-фондах, трастовых компаниях, подразуме- вают именно инвестиционные трасты, которые охватывают не только инвестиционные компании различных видов, но и пенсион- ные фонды и некоторые виды страховой деятельности. Не понимание этого и привело к логическому абсурду. Трасто- выми операциями начали заниматься даже те, кто не имел лицен- зии Министерства финансов на осуществление операций с ЦБ. Одной из основных причин кризиса трастов явилось то, что регулирование данной деятельности было отдано Фонду государ- ственного имущества-органу, очень далекому от рынка капитала, от инвестиционной деятельности. Лишь принятие Указа об инвес- тиционных компаниях и фондах несколько оживило этот процесс. Вместо ожидаемого мы получили глубочайший кризис трастов и широкомасштабный обман населения. Неопределенность понятия траста как такового, а также тот факт, что рынком ЦБ, т.е. инвестиционным трастом, у нас зани- маются и Министерство финансов, и Министерство экономики, и Национальный банк, и Фонд госимущества, т.е. никто определен- но, и явились еще одной причиной мошенничесва в этой сфере. Следующей причиной кризиса являлась полная невозможность для общественности получать необходимую информацию по дея- тельности тех финансовых институтов, которым они хотели дове- рить свои активы. Соответствующая служба и должна быть созда- на при едином органе государственного регулирования рынка ка- питалов. Кризис трастов был бы невозможен, если бы с самого начала было проведено жесткое разграничение банковских и инвести- ционных трастов, и, соответственно, области компетенции орга- нов, занимающихся лицензированием и регулированием их дея- тельности. Должно быть установлено, что: - ни одно лицо, как физическое, так и юридическое, не имеет права привлекать денежные средства и финансовые инстру- менты граждан и юридических лиц, а также проводить любые опе- рации с ними в качестве финансового посредника без соответ- ствующей лицензии; - операции на денежно-кредитном рынке лицензируется ис- ключительно Национальным банком Украины; - операции на рынке ЦБ лицензируются исключительно Комис- сией по ценным бумагам и фондовым биржам - единым государ- ственным органом, созданным для регулирования всех видов дея- тельности, касающихся финансовых инструментов, вовлеченных в торговлю на публичных рынках ЦБ. Однако становление рынка ЦБ происходит в крайне непростых условиях смены общественного строя и всеобъемлющего со- циально-экономического кризиса. И все-таки реформы идут. Ры- нок ЦБ, основные его инструменты созданы, он развивается, ук- репляется. Несмотря на свою молодость, фондовый рынок нашей страны по своей структуре все больше начинает приближаться к тем, кото- рые сложились за многие десятилетия в странах с развитой ры- ночной экономикой. Таблица 9. ФОНДОВЫЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ---------------------------T--¬ ---T--------------------------T-¬ ¦Корпоратизируемые и прива-¦ ¦ ¦ ¦ Граждане ¦ ¦ ¦тизируемые предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ Государства ¦ ¦ +--T-----------------------¦ ¦ ¦ +--T-----------------------+ ¦ ¦ ¦Юридические лица - су- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Институциональные ¦ ¦ ¦ ¦бъекты предприниматель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвесторы: ¦ ¦ ¦ ¦ской деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - страховые компании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - пенсионные фонды ¦ ¦ ¦ ¦Государство: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - инвестиционные фонды¦ ¦ ¦ ¦Национальный банк ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-----------------------+ ¦ ¦ ¦Министерство финансов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Местные органы власти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Обычные инвесторы ¦ ¦ L--+-----------------------+--- L--+--+-----------------------+-- ------------------------------¬ --------------------------------¬ ¦Специализированные организа- ¦ ¦Государственные органы, регули-¦ ¦ции по учету, хранению и рас-¦ ¦рующие рынок ценных бумаг ¦ ¦четам за ценные бумаги ¦ +-------------------------------+ ¦-----------------------------+ ¦Комиссия по ценным бумагам ¦ ¦ Национальный депозитарий ¦ ¦Министерство финансов ¦ ¦ Клиринговый банк ¦ ¦Национальный банк ¦ L------------------------------ ¦Министерство экономики ¦ ------------------------------¬ ¦Фонд госимущества ¦ ¦ Финансовые посредники ¦ ¦Антимонопольный комитет ¦ +-----------------------------+ L-------------------------------- ¦Торговцы ценными бумагами ¦ --------------------------------¬ ¦Инвестиционные фонды ¦ ¦Инфраструктура рынка ЦБ ¦ ¦Банки ¦ +-------------------------------+ ¦Доверительные общества ¦ ¦Семинары и курсы профессиональ-¦ ¦Фондовые биржи ¦ ¦ного образования ¦ ¦Страховые компании ¦ ¦Аудиторские и консультационные ¦ L------------------------------ ¦фирмы ¦ ------------------------------¬ ¦Специализированные производства¦ ¦ Ценные бумаги ¦ ¦бланков ценных бумаг ¦ +--T--------------------------+ ¦Специализированная пресса ¦ ¦ ¦Акции ¦ L-------------------------------- ¦ ¦Облигации: ¦ --------------------------------¬ ¦ ¦ - предприятий ¦ ¦Саморегулирующиеся организации ¦ ¦ ¦ - республиканских и ¦ ¦участников рынка ЦБ ¦ ¦ ¦ местных займов ¦ +-------------------------------+ ¦ ¦Казначейские обязательства¦ ¦Украинская Ассоциация торговцев¦ ¦ ¦Сберегательные сертификаты¦ ¦ценными бумагами ¦ ¦ ¦Векселя ¦ ¦Украинская Ассоциация доверите-¦ ¦ ¦Инвестиционные сертификаты¦ ¦льных обществ, инвестиционных ¦ ¦ ¦Сертификаты на компенсацию¦ ¦фондов и компаний ¦ ¦ ¦вкладов населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Земельные сертификаты ¦ ¦ ¦ L--+--------------------------- L-------------------------------- Его главные действующие лица те же - эмитенты, инвесторы и финансовые посредники. Финансовые инструменты, обращающиеся на рынке, тоже однотипны. Одной из особенностей украинского фондового рынка является то, что между его участниками еще не успели сложиться устой- чивые отношения, позволяющие говорить об их постоянном вос- производстве. Для многих предприятий выход на рынок ЦБ закан- чивается с первой же эмиссией. Связано это с тем, что руково- дители предприятий-эмитентов часто не довольны результатами продажи своих акций. Многие из них рассматривали этот рынок в качестве своеобразного и более дешевого заменителя банков- ских кредитов, не задумываясь над тем, что акционеры стано- вятся совладельцами компании и с их мнением также придется считаться. В дальнейшем руководство компаний уже предпочи- тает обходиться без новых эмиссий. Еще один фактор, существенно влияющий на неустойчивый ха- рактер взаимоотношений между субъектами рынка ЦБ, связан с ролью финансовых посредников. Если, к примеру, американская или английская компания осуществляет эмиссию своих ЦБ, то почти всегда в этом участвуют фирмы, специализирующиеся на операциях с ЦБ. Без их деятельности практически невозможно грамотно сконструировать выпуск ЦБ, так как только они, дос- конально зная положение на рынке ЦБ, в состоянии определить оптимальную стратегию привлечения средств инвесторов. К тому же следует учитывать и то, что на западных рынках значи- тельный объем ЦБ размещается с помощью подписки. В этом слу- чае прибыль инвестиционной компании напрямую зависит от ее возможностей найти инвесторов, способных в кратчайший срок приобрести выпущенные ЦБ. В Украине же, по крайней мере до последнего времени, тор- говцы ЦБ не играли сколь-нибудь заметной роли в ходе первич- ной их эмиссии. У руководителей многих отечественных компа- ний, как свидетельствует практика, уже успел сложиться опре- деленный стереотип выхода на рынок с собственными ЦБ, начис- то отвергающий услуги финансовых посредников. Особенно сильно эта идеология опоры на собственные силы проявляется при выбо- ре способов первичного размещения акций. Мотивы такого пове- дения различны и имеют, как правило, объективный характер. Многое зависит от вида деятельности акционерной компании. Не случайно, что именно коммерческие банки наиболее последо- вательно придерживаются стратегии самостоятельной работы на первичном рынке своих акций. Во-первых, высокая доходность банковского бизнеса обеспечивает и высокий спрос на их акции. Во-вторых, при создании почти всех коммерческих банков уже изначально закладывался принцип первоочередного размещения подавляющего объема новых эмиссий среди учредителей и влия- тельных акционеров. В-третьих, у банковского топ-менеджмента существуют опасения, что даже незначительная утеря контроля за эмиссией акций способна привести к нежелательному перерас- пределению власти среди акционеров банка. Ясно, что во всех этих случаях банки либо не нуждаются, либо не желают пользо- ваться услугами профессиональных посредников. При оценке последствий такой стратегии для развития фондо- вого рынка следует учитывать, что место, занимаемое ими сре- ди украинских эмитентов, исключительно велико. Еще несколько слов о рынке ОГВЗ. Уже к концу 1995 года ук- раинский рынок государственных облигаций по своим масштабам превзошел РЦБ венчурных компаний и акций приватизированных предприятий. Масштабы рынка ОГВЗ еще не позволяют в полной мере называть его важнейшим макроэкономическим фактором. Однако влияние на валютный и кредитный секторы оспаривать не приходиться. Нет сомнений, что доходы от размещения облига- ций - единственно возможный цивилизованный способ покрытия дефицита госбюджета, который в достаточной мере управляем Нацбанком, а также имеет существенный потенциал развития. Украина делает пока что наиболее трудные шаги на пути ры- ночных преобразований, приватизации и формирования рынка ка- питала, и от того, насколько обоснованно и взвешенно они бу- дут сделаны, в значительной мере зависит получение ею эконо- мической самостоятельности и улучшение уровня жизни населения. Человек создает мир по образу и подобию своему. Внутренне не свободный, не цивилизованный человек не способен создавать свободное демократическое общество. Этому должен предшес- тврвать переходной период, в течение которого будут созданы предпосылки. Это именно, тот случай, когда не экономику, а сознание т.е. духовность народа следует понимать как "базис". И можно определенно утверждать, что этот период окажется весьма продолжительным, займет целую историческую эпоху, на которой уместится жизнь нескольких поколений. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы . 1. "Концепция функционирования и развития фондового рынка в Украине" О приватизации N10 1994г. 2. "Закон о ценных бумагах и фондовой бирже" О приватизации N8 1993г. 3. "Законодательное регулирование рынка ценных бумаг в Украине" //Бизнес N5 1995г. 4. "Законодательное регулирование рынка ценных бумаг в Украине" //Бизнес N7 1995г. 5. "Проблемы становления фондового рынка Украины" //Бизнес N4 1995г. 6. "Фондовый рынок: институты и инструменты" //Бизнес N8 1995г. 7. "Основы рыночной экономики" Пруссова Л. Г. Киев 1993г. 8. "Введение в рыночную экономику" под редакцией Лившица. Москва 1994г. 9. "Фондовый портфель" под редакцией Петракова Н. Я. Москва 1992г. 11. "Портфель приватизации и инвестирования" под редакцией Петракова Н. Я. Москва 1992г. 12. "Международные стандарты фондовой торговли и украинский рынок ценных бумаг" Киев.УФБ.1994г. 13. "Цiннi папери в Украiнi" Киiв.УФБ.1993г. 14. "Ваше слово, товарищ "ваучер"! //Бизнес N39,95. 15. "Государство и фондовый рынок: партнерство, а не диктат" //Бизнес N7 1995г. 16. Грищенко Д. "Фондовый рынок в Украине" //Деловая Украина N13 1994г. 17. Давыдов А. "Ценные бумаги в инвестиционном процессе" Экономика Украины N 7 1992г. 18. Дзись Г. "Участие иностранных инвесторов в формировании украинского рынка ценных бумаг" Экономика Украины N9 1992г. 19. Дмитренко Я. "Упорядочение рынка ценных бумаг" //Закон и бизнес N1 1996г. 20. Дубовик Ю. "Рынок контроля" //Бизнес N5 1995г. 21. Зверев А.Ф. "Фондовые биржи - рынок ценных бумаг" 22. Колесник В.В. "Ринок цiнних паперiв i принципи правового регулювання" Киiв. 1993г. 23. Кошевой Д. "Государство должно знать свое место на рынке" //Финансовая Украина 26 декабря 1995г. 24. Кошевой Д. "Дела портфельные" //Финансовая Украина 3 октября 1995г. 25. Кошевой Д. "Равнение на старшего брата" //Финансовая Ук- раина 14 ноября 1995г. 26. Никольский Ю. "Какие ЦБ нужны Украине" //Финансовая Украина 28 ноября 1995г. 27. Одереми Д.А., Бакаре Х.А. "От А...до Я... об акциях и фондовых биржах" 1992г. 28. Пронишин А. "Фондовый рынок Украины в коматозном состоянии" //Деловой мир 9 июня 1993г. 29. Рожков С. "Барометр фондового рынка" //Голос Украины N 15 1996г. 30. "Рынок ценных бумаг в Украине" //Финансовая Украи- на 9 ноября 1994г. 31. Сорока I. "Фондовий ринок: джерела, проблеми, перспекти- ви" //Дiло NN 70, 78, 84. 32. "Состояние рынка ценных бумаг на Украине" //Бизнес N 11 1995г. 33. "С прежними долговыми обязательствами покончено" //Финансовая Украина 24 октября 1995г. Третья конференция украинской Ассоциации торговцев цен- 34. ными бумагами. "Фондовый рынок Украины: проблемы и пер- 35. спективы" //Финансовая Украина N 39 1994г. "Украинский рынок ценных бумаг" //Бизнес N2-3 1995г. 36. "Фондовый рынок и приватизация" //Деловая Украина N 40 1995г. 37. Хвыля А. "Кто есть кто на фондовом рынке Украины" 38. //Бизнес N 42 1995г. "Ценные бумаги" //Бизнес N 46 1995г. 39. Ющенко В. "Рынок ценных бумаг и реформы" //Бизнес" N5 1995г. 40. Янко А. "Внебиржевой рынок акций и акционирование" //Украинские деловые новости N9 1994г. Р Е Ц Е Н З И Я. ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------- = C [1]яF *.FRMяя[1]A*.FRMђљ"И h *.MAC> Mђњ"]ђd*.MACkђo0ёs A Ѓ[1]F*.FRMяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя |
|
© 2007 |
|