Курсовая: Государственное регулирование экономики
Курсовая: Государственное регулирование экономики
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: экономики и менеджмента
Дисциплина: макроэкономика
Курсовая работа
На тему: «Государственное регулирование экономики»
Студента факультета
экономики и менеджмента
2 курса, 2 группы
Веденьёва В.О.
Руководитель: доцент кафедры
экономики и менеджмента
Кузнецова Марина Владимировна
Оценка__________________
Дата_____________________
Курск-2002
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование. 7
1.2 Генеральная цель и дерево целей.. 11
Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 12
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.. 12
2.2 Антимонопольное регулирование. 14
2.3 Политика макроэкономической стабилизации.. 16
2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов.. 17
Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 20
3.1 Фискальная политика.. 22
3.2 Налоги их функции.. 24
3.3 Государственный бюджет.. 35
Заключение.. 41
Приложения.. 46
Приложение 1. Дерево целей.. 46
Приложение 2.Схема государственного регулирования экономики.. 47
Приложение 3.Федеральный бюджет России и США.. 48
Приложение 4.Основные параметры проекта федерального бюджета на 2003 год.. 49
Приложение 5.Макроэкономические параметры бюджетов 2001-2003 годов.. 50
Список использованной литературы... 51
"Мы никогда не должны говорить о том, что государство должно напрямую
вмешиваться в экономику. Государство должно выполнять другую функцию. Оно
должно создавать внятные и понятные эффективные правила и, самое главное,
создать систему исполнения этих правил, гарантии этих правил".
В.В.Путин
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия
для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того,
как организована экономика, на каких принципах эта организация строится,
можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы
общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической
системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей
истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка,
законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции
в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой,
представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на
экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления
непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то
государственному органу.
Целью моей работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма,
как регулирование экономики. Более подробно я хотел бы остановиться на
финансовой политике государства, так как данная проблема очень насущна и
актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный
уровень своего развития в таких сферах как:
· Экономика
· Политика
· Социальное развитие
· образование, и др.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как
бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для
всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на
военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).
Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять
на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что
наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части
общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало
как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство
общественной собственности (юридически), которая фактически была
государственной. За государством было закреплено право распоряжения
производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное
использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в
развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на
децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к
рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях
обновления производства, структурных изменений технического перевооружения,
использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений, поиска
новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований
заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и
приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном
управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие
кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для
основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной
программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации,
поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без
временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом
экономическая политика в переходный период значительно отличается от
экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода
трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного,
непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда
она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с
национальных правительств ответственности за экономическое положение страны.
Таким образом, как мне кажется, государственное регулирование экономики имеет
важное значение для экономического и социального развития страны. При этом,
осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор
средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги,
кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Приведенные выше положения, по моему мнению, подчеркивают необходимость
взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования,
государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включает в
себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекс
проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой
хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни
общества.
Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким
осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач
трансформации. Кроме этого, необходима огромная организационная работа по
согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий
по всем аспектам его безопасности.
Все это, я считаю, подчеркивает необходимость активной роли государства, всех
его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период
государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как
гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает.
Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её
становления было различным.
а) Меркантилисты.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В
то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она
провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты
утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В
связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа
А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он
утверждал, что свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire") создает
гармоничное устройство.
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать
безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными
словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить
самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы
рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя
к достижению своих частных интересов является главной движущей силой
экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как
его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для
всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы
основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности,
свобода конкуренции и свобода торговли [10, c.51].
в) Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс
выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль
государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он
рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство
должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного
рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из
кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в
целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов -
перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов.
Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и
др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из
серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается,
считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При
увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет
стимулировать нвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-
финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки
и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не
только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе
образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых
регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания
циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня
занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила
ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных
десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться
несоответствие между возможностями государственного регулирования и
объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть
устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста
национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба
накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко
ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица
и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса
только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса
произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования
и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
г) Неоклассическая теория.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции
неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на
воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер
воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают
необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу
частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как
функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух
источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части
прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с
этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления
капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги
ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым
затрудняет, использование заемных средств, для накопления. Поэтому
неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе
рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот
предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его
дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом
станет сокращение государственных расходов, отказ от использования
бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных
социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации
государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает
ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию
(смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей
силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно
влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития
страны отводится рыночным силам [10, с.51].
Генеральной целью государственного регулирования экономики является
экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри
страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих
конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть
достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного
регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена
на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на
окружающую среду и.т.п (см. приложение 1).
Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и,
во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может
быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно
представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления
капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры
экономики, стабильного денежного обращения.
Перечисленные цели, я считаю, частично перекрывают друг друга, одна может
оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от
реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации
субъектами государственного регулирования экономики и от установленной
правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов
целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или
препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей
могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях
кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле
- оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и
правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль над их
исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил
поведения экономических агентов, юридических принципов экономического
общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические
агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил
можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной
собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия
функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.
Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность
труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых
важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования
экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как
представление законного статуса частным предприятиям, определение прав
частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство
устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между
предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе
законодательства, нетрудно заметить, что правительство получает возможность
выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи
нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения
соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством,
включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка,
введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Принятый в 1906 г. Закон о
чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой
великолепный пример того, как правительство подкрепляет функционирование
рыночной системы. Правительство вводит правила поведения, которыми должны
руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно
запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых
продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и
ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно
указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает
помещать ложные сведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры
преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно
укрепить веру публики в совершенство рыночной системы. Аналогичное
законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, к
отношениям между самими фирмами.
Имеется в виду, что такого рода деятельность улучшает распределение ресурсов.
Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов,
определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий
контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они
расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в
использовании как и материальных, так и людских ресурсов. А такая
специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако
некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения
предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы
и подрывая эффективность производства [6, с.301].
Антимонопольная деятельность государства, как мне кажется, является одной из
важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование
развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия
препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в
так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные
регулирующие органы, для контроля за их экономическим поведением. На
большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью,
общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.
Далее я попытаюсь рассмотреть особенности регулирования деятельности
естественных монополий.
Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может
обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,
достигаемые за счет эффекта масштаба. Это характерно для предприятий
общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима
крупномасштабная деятельность.
Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться
два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход,
т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собой
отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы
защитить общество от рыночной власти естественных монополий путём регулирования
цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование
только там, где это не приводит к снижению эффективности производства.
Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может
обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
Другим видом контроля являются антимонопольные законы. Эта форма
контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана,
запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо
отрасли. Однако формулировка была довольно размыта, что не позволяло чётко
определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В
принципе он был продолжением закона Шермана и, лишь, уточнял некоторые его
пункты.
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В её компетенцию
входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать
нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии
расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому
антимонопольному органу полномочия для проведения расследований.
Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним
доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно,
бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу
применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких
производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим
качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других
негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не
должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов
конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у
предпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятие более
сильным и выпускать больше продукции.
Таким образом, как мне кажется, государство выступает в роли арбитра,
который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между
монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для
различных стран это соотношение было различным, корректируемым под особенности
развития экономики, государство должно умело и эффективно использовать этот
механизм [5, с.207].
Другое, не менее важное направление деятельности государства в условиях
рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить
как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического
роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе
рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем
безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция
и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику,
направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как
деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов [7, с.261-292].
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.
Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности
государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем
вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или
иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия,
само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении
также влияют действия правительства [3, с.268-293].
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо
увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования
расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно
сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал
расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит
инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства,
приходится судить по последствиям.
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия
государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством
конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять
ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные
товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального
распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально
справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и
сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются
определенные разновидности государственного воздействия. В качестве
инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное
государственное регулирование и т.д.
Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на
производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести
льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки,
образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство
общественных благ.
В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках
производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды,
которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся
непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции
неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно,
данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не
регулируемых рынком [7, с.261-292].
Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление
стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации
вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные
расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные
издержки ведут к сокращению объемов производства до оптимального уровня. В
результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством.
Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно
через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях,
связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно
установить источник загрязнения, характер ущерба.
Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но
приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах
возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще
всего с помощью субсидий.
Правительство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов в нашем
обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ.
Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся,
помощь иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Все эти
программы осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам,
которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не
имели. Во-вторых, правительство изменяет также распределение доходов
путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых
рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных
ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует
цены с целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории
США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у
богатых, чем у бедных, а поэтому он производил на распределение дохода
своеобразный "эффект Робин Гуда". Однако проведенные недавно пересмотры
личного подоходного налога существенно уменьшили его перераспределительное
воздействие. Правда, считается, что в действительности налоговая система
оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности
государства являются:
1.Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что
предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную
профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной
системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь
восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать
многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного
управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много
другое.
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально
допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих
экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или
неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного
законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения,
банковской системы и др [7, с.261-292].
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению
и использованию на основе финансового законодательства страны называются
финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от
экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет
финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада
производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных
налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их
эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на
сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д.
Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления
финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от
критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от
соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и
рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а
не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей
тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании
национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства
на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня
доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Между возникновением опасности, принятием решений, проведением
соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е.
промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой
сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным
прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при
принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще
более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений
деятельности государства: в области налогообложения и регулирования
структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная
политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика) [1,
с.689-714].
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства
взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для
регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение
налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной
политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно
они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной
политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается
сознательное регулирование государством налогообложения и государственных
расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства,
занятость, инфляцию и экономический рост.
Рассмотрим дискреционную фискальную политику.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
· увеличения государственных расходов;
· снижения налогов;
· сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию,
но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост),
сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
· уменьшения государственных расходов;
· увеличения налогов;
· сочетания сокращения государственных расходов с растущим
налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая
фискальная политика, или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается
экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение
экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны
правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых,
изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов,
поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и,
наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами,
прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере
потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического
роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и
различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев
населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период
экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата
различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный
спрос [1, с.689-714].
Другим важным инструментом государственной бюджетной политики, который я
хотел бы рассмотреть, является налогообложение.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с
уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой
системы, отвечающей условиям развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции
они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно
начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании
доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это
главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно
сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений
от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место,
по моему мнению, следует поставить функцию, без которой в экономике,
базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.
Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я.
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по
этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить
себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не
регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется,
какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны
варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место,
несомненно, в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
Ø регулирование рыночных;
Ø регулирование товарно-денежных отношений.
Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть
разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения
действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и
наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции
государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а
также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения
аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление
государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в
условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в
обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о
финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей,
предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном
обществу направлении.
В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения
предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей
организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью
распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность
предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, не
отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на
предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система
экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,
возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике
отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а
зарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они,
как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется
финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок
и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают налоги [6, с.301].
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время
нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства,
решение продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации
освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы,
другие производители сельскохозяйственной продукции. Если доля доходов от
несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и
они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от
такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.
Приведенные положения могут служить примером использования государством
возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в
необходимом обществу направлении.
Можно рассмотреть и другой пример.
Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно
себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать
благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую
среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия, "мастодонты"
промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из
смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают
характерной для рынка гибкостью и маневренностью.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно
поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных
фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их
деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу -
особые льготные условия налогообложения.
Другая функция налогов, которую необходимо рассмотреть в рамках моей работы –
с т и м у л и р у ю щ а я.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в
расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с
помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли,
направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления, оборудование для производства
продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Эта льгота, конечно, очень существенная. В прежнем Законе о налогах этой
льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но
непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются
в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от
налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из
облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предусмотрена и у нас,
в прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшалась на сумму,
составлявшую 30% затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ. Было бы целесообразно и сейчас установить, что в
состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например,
50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь - включать эти расходы в
затраты на производство.
Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление
способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше
налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов
банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. В
то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес
кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50% всех
вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20%.
Страницы: 1, 2
|