РУБРИКИ

Курсовая: Инвестиции

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Инвестиции

Курсовая: Инвестиции

План курсовой работы

Введение

Глава 1. Сущность инвестиций и их экономическое значение

1.1. Сущность инвестиций и их формы

1.2. Источники инвестиций

1.2.1. Внутренние источники инвестиций

1.2.2. Внешние источники инвестиций

Глава 2. Государственная политика в инвестиционной сфере

2.1. Государственная политика в инвестиционной сфере

2.2. Переход к инвестиционной активности – новый этап в развитии

предпринимательства

2.3. Финансовые базы развития инвестиционной деятельности

2.4. Страхование инвестиционных рисков

Глава 3. Инвестиционная ситуация в РФ

3.1. Анализ инвестиционной ситуации в целом

3.2. Анализ инвестиционной ситуации по регионам страны

3.2.1. Результаты рейтинга регионов

3.2.2. Слагаемые инвестиционного климата

3.2.3. Динамика рейтинга регионов

3.2.4. Реальная инвестиционная активность

Глава 4. Методология оценки инвестиций

4.1. Роль экономической оценки инвестиций

4.2. Основные методы оценки инвестиций

4.3. Динамические методы в инвестиционном проектировании

Заключение

5. Список литературы

6. Приложения

Введение

На данный момент российская экономика переживает глубочайший

кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на

социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в

обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис,

однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет

правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно

вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в

преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций

предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его

мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало:

все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады,

понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако

до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация

складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала

потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может

снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство,

попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах

Б.Н.Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в

нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск

вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому

им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству может

говорить тот факт, что Б.Н.Ельцин просил принятия Государственной Думой

бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую очередь для

того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская экономика уже

стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет никакого

риска.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них

не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в

России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять

вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из

самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из

самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону,

пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не

потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются

прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется

независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той

или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству,

это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом

отношения к власти у россиян "правительство работает только на себя".

Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на

то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на

российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение

ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для

России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь

множество людей во время становления рыночной экономики "сколотили" себе

огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и

американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных

странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за

рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию

российского производства. По данным правоохранительных органов из России

было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно

представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради

получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной

политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли

не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных

стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою

очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение

экономики России. Определим, что задачами данной работы являются проведение

исследования инвестиционного климата России, при последовательном

рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку

его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование

источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний

момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений

инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих

тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также

необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их

устранения.

Глава 1

СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1.1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ФОРМЫ

Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает

"вкладывать". В более широкой трактов­ке инвестиции представляют собой

вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост

капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору

отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде,

вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем

периоде.

В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

- инвестиции в физические активы;

- инвестиции в денежные активы;

- инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и

сооружения, а также любые виды машин и оборудо­вания со сроком службы более

одного года. Под денежными активами понимаются права на получение

денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в

банке, облигаций, акций и т. п. Под нематериальными (незримыми) активами

понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ

переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков,

приобретения лицензий и т. д.

Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а

инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы.

Эти оба типа инве­стиций имеют большое значение в экономике. Однако в на­стоящем

учебном пособии мы сосредоточим внимание на проблемах инвестиций в реальные

активы.

Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим

основным группам.

Инвестиции в повышение эффективности. Их целью являет­ся прежде всего

создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения

персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более

выгодными условиями производства.

Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования

является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся

рынков в рамках уже существующих производств.

Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обес­печивают

создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не

изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят,

например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами

на новые для нее рынки.

Инвестиции ради удовлетворения требований государствен­ных органов

управления. Эта разновидность инвестиций стано­вится необходимой в том

случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования

властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции,

либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только

совершенствования менедж­мента.

Причиной, заставляющей вводить такого рода классифи­кацию инвестиций,

является различный уровень риска, с кото­рыми они сопряжены. Зависимость

между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не

угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после

завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего

своей целью выпуск не знако­мого рынку продукта, сопряжена с наибольшей

степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффектив­ности

(снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную

опасность негативных последствий инвестирования.

В условиях рыночной экономики осуществление инвести­ций нельзя рассматривать

как "произвольную" форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может

осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление

инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все

возможные инвестиции можно разбить на две группы:

- пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае

неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет

замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся

сотрудников и т.д.

- активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение

конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми

за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом

товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиции, осуществляемые при основании или покупке предприятия, принято

называть начальными инвестициями или нетто-инвестициями. В свою

очередь брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и

реинвестиций, причем последние представляют собой связывание вновь свободных

инвестици­онных средств посредством направления их на приобретение или

изготовление новых средств производства с целью поддер­жания состава основных

фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию, диверсификацию и

т.д.).

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в

различных формах. В связи с этим для анализа и планирования инвестиций важной

представляется классификация инвестиций по признакам, показанным на рис. 1.1.

1. В зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые

инвестиции.

2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции.

Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в

выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование

осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную

информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом

инвестирования.

Признаки классификации инвестиций

1

По объектам вложения средств

2

По характеру участия в инвестировании

3

По периоду инвестирования

4

По формам собственности инвестиционных ресурсов

5

По региональному признаку

Курсовая: Инвестиции

Подпись: Финансовые инвестицииПодпись: Реальные инвестицииПодпись: Непрямые инвестицииПодпись: Прямые инвестицииПодпись: Долгосрочные инвестицииПодпись: Краткосрочные инвестицииКурсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции

Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции Курсовая: Инвестиции

Рис. 1.1. Классификация инвестиций по разным признакам

Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое

другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все

инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов

инвестирования и последующего управления ими. В этом случае они приобретают

ценные бумаги, выпускаемые инвести­ционными и другими финансовыми

посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства

размеща­ют по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты

инвестирования, участвуя в управлении ими, распре­деляя полученные доходы

среди своих клиентов.

3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вло­жения капитала на

период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады,

покупка краткосрочных сбе­регательных сертификатов и т. п.), а под

долгосрочными инвести­циями - вложения капитала на период свыше одного года.

4. По формам собственности инвесторов выделяют част­ные, государственные,

иностранные и совместные инвестиции.

Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляе­мые гражданами, а

также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего

коллективной.

Государственные инвестиции осуществляют центральные и местные органы

власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных

средств, а также государст­венные предприятия и учреждения за счет собственных

и заемных средств.

Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые

иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

Совместные инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной

страны и иностранных государств.

5. По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом.

Под инвестициями внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают

вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных

границах данной страны.

Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения

средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных

границ данной страны (к этим инвестициям относятся также приобретения различных

финансовых инструментов других стран – акций зарубежных компаний, облигаций

других государств и т.п.).

1.2. ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ

1.2.1. Внутренние источники инвестиций

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в

основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в

дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию

привлечения иностранного капитала. Каждой семье приходится постоянно

решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на

текущее потребление, а какую - отложить на будущее? Предположим, что члены

семьи зарабатывают 1 млн. руб. в месяц. Часть этих денег можно израсходовать

на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг,

а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 800 тыс. руб. в течение

месяца, а оставшиеся 200 тыс. помещает в банк или меняет на американские

доллары для инвестирования будущих расходов (159.8 трлн. рублей (20.8% всех

денежных доходов) было затрачено жителями России в первом полугодии 1997 г.

на покупку иностранной валюты...). В этом случае говорят, что уровень

сбережений семьи составляет 20%.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня

сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных

граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что

некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта прибыль

может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может

приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади)

или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть

своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка.

Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда

налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление

(куда входит зарплата государственных служащих, расходы на

оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у

правительства остаются средства, которые могут быть использованы

под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной

связи.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в

стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на

приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в

подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает

часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может

быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным

экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она

помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей

осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные

граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового

посредника (банк).

Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если

предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на

покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги.

Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских

вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей

сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно

соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода

сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно

сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним

сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не

столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать

капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так

и в зарубежном банке. Рассмотрим, какие же существуют внутренние

источники инвестиций.

Прибыль как источник инвестиций

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за

счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в

народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако,

увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми

ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как

следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства

многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям

формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития,

тем более что сегодня они являются одним из основных источников

капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет

решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на

инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить

хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся

от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования,

аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в

кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления

направлены на восстановление средств производства, которые

изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в

данный момент в России амортизационные отчисления теряются из-за

инфляции (инфляция практически девальвировала этот источник

капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия используют

средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что

отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов

предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам

инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования

капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней

инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита

амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости

основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер

амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики

и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: однозначно

признать капитальный характер амортизационных отчислений;

распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности

и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы

амортизационного фонда; усилить ответственность производства

(менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование;

ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания,

проедания и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной

территории (пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений).

Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как

следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

Бюджетное финансирование

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение

инвестиционных проблем за счет централизованных источников

финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального

источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного

бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за

целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий

возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости,

в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о

залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на

реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо

эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной

инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных

ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На

этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного

финансирования будут:

- выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных

сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и

топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного потенциала;

- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно

низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его

падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников

инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов

для развития производства в России, которое находится в

катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую

очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они

способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему

подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в

первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства,

однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.

Средства населения

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций

приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности,

могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как

один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать

инвестиционную активность населения можно путем установления в

инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими

учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств

населения на жилищное строительство, предоставление гражданам,

участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на

приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений

населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых

организаций -инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных

фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить

защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности,

установив строгий государственный контроль за предприятиями,

претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая

нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного

потенциала можно считать относительной.

1.2.2. Внешние источники инвестиций

Иностранные инвестиции в России

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

- создания предприятий с долевым участием иностранного капитала

(совместных предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам,

их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность пред­приятий,

имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участии в

предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а

также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного

капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток

должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует

в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в

форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме

кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать

капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в

управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться

прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций

предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может

варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от

распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое

финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне

необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ

повышения производительности и технического уровня российских предприятий.

Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые

технологии, новые способы организации—производства и прямой выход на мировой

рынок.

Отток капитала

Рассмотрев в первую очередь инвестиции/ приходящие из-за рубежа, мы можем

сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За

последние годы в России сложился слой предприятий и

предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости

экономического положения в стране большие средства переводятся в

конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы

ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет

обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по

мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом

основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит

текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень

сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов

(потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток.

Как не парадоксально, но в течение 1993 года Россия выдала больше

кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего

платежного баланса России (когда страна является нетто-экспортером капитала,

т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10

млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к

дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов -

ощущение российскими бизнесменами политической и экономической

нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими

бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в

силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы

переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости

и ценных бумаг.

Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком

нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и

предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри

страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило,

хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы

ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс,

известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И

все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит

логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в

лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому

предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги

в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и

нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные

инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных

предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются

точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно,

учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах

иностранной валюты за пределы России побудил власть принять

организационно-правовые меры по ужесточением контроля за возвращением

валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не

боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо

создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может

быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого

экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Глава 2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ

2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ

Если основные принципы государственной инвестиционной политики сформулированы

и получили правовое оформление, то ситуация с воплощением их такова, что,

скорее, можно говорить об отсутствии на практике ощутимой для

предприни­мателей политики государства в области инвестиций, чем о проведении

ее в жизнь.

"Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций

в экономику России". Эта программа является программным документом,

определяющим направле­ния деятельности правительства по выходу из

инвестиционного кризиса и созданию условий для активной инвестиционной

деятельности.

Программа в целом отвечает требованиям системности при формировании

государственной политики по стимулиро­ванию инвестиций, хотя и носит

несколько общий характер. Она характеризует сложившуюся ситуацию в

инвестиционной сфере, предпосылки роста инвестиций и задачи по их

стиму­лированию, пути создания благоприятного инвестиционного климата,

направления государственной поддержки инвести­ционной деятельности,

организационно-правовые условия инвестирования. Важно также, что в программе

выделен специальный раздел по снижению транзакционных издержек инвесторов, не

относящихся к прямым затратам на реализа­цию конкретных проектов. В этой

связи особое значение приобретают развитие информационной инфраструктуры

инвестиционного рынка, регулирование тарифов на услуги монополий, защита

собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Мероприятия программы были ориентированы на повы­шение объема капитальных

вложений в экономику России за счет всех источников финансирования уже в 1996

г. на 4% и в 1997 г. - на 7%, в том числе на увеличение доли государствен­ных

инвестиций до 3% валового внутреннего продукта. При этом средства в объеме

0,5% ВВП намечалось использовать на конкурсной основе для оказания

государственной поддержки частным инвесторам.

Практическая ценность программы состоит, в частности, в содержащемся в ней

конкретном плане мероприятий по право­вому обеспечению эффективного

инвестиционного процесса от основополагающих законодательных актов до

инструкций и методических рекомендаций.

Ход реализации программы нельзя признать удовлетвори­тельным. Это относится

как к срыву намеченных объемов финансирования предусмотренных ею мероприятий,

так и к своевременному принятию необходимых нормативных актов.

Состояние правового обеспечения инвестиционной деятель­ности. Работа по

совершенствованию хозяйственного законо­дательства, в том числе в области

инвестиций, постоянно является одним из ключевых направлений деятельности

прави­тельства Российской Федерации.

Центральной правовой проблемой формирования благо­приятного инвестиционного

климата является проблема гаран­тий прав собственности, особенно реального

обеспечения прав частной собственности. Соответственно среди основных

зако­нодательных препятствий на пути иностранных, да и отечест­венных

инвестиций остается неурегулированность земельного вопроса и прежде всего

вопроса о частной собственности на землю.

Притоку иностранных инвестиций в Россию могло бы спо­собствовать формирование

правовой среды, аналогичной правовой среде, принятой в экономически развитых

странах. Такая среда предполагает использование преимущественно

частноправового (или гражданско-правового) регулирования, при котором

принимающая сторона и иностранный инвестор выступают в качестве равноправных

сторон в отношениях, основанных на договоре между ними.

Важным направлением улучшения юридической основы привлечения иностранных

инвестиций является также подклю­чение России к международной системе

правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Имеется в виду

растущее число заключаемых межправительственных соглаше­ний о взаимной защите

и поощрении капиталовложений, присоединение к международным конвенциям,

вступление в международные организации.

Инвестиционная деятельность затрудняется также серьезной несогласованностью

правовых подходов к регулированию этой сферы, которая имеется в

законодательствах субъектов Россий­ской Федерации. Как и в других областях,

здесь господствует обилие нормативных актов на уровне ведомств при отсутствии

какой-либо координации даже в целях обеспечения единообраз­ной юридической

техники, не говоря уже о содержании.

Государственная политика стимулирования частных инве­стиций. "Комплексная

программа стимулирования отечествен­ных и иностранных инвестиций в экономику

РФ" сориентиро­вана на увеличение доли государственных инвестиций с 1,5 до 3%

от ВВП, из которых на развитие социальной сферы предна­значено около 60-70%, а

производственной сферы 30-40% средств. Причем прямое государственное

финансирование социальных и производственных объектов планируется в основном в

случаях, когда их значение для страны можно отнести к чрезвычайному.

В наше время вероятнее ожидать ухудшения ситуации с прямыми государственными

инвестициями по сравнению с прошлой. Об этом говорит и фактический провал

государст­венной инвестиционной программы за последние годы.

Когда не хватает денег, особое значение приобретает рас­становка приоритетов.

С одной стороны, понятно стремление сейчас, в условиях широкой бедности,

задержек заработной платы, финансовой подорванности социальной сферы,

выдви­гать на одно из ведущих мест в государственном бюджете социальный

приоритет. Но, с другой стороны, невозможно сколько-нибудь заметно укрепить

социальную сферу в условиях спада без роста производства, создающего

устойчивую базу для увеличения бюджетных доходов. Поэтому и для самой

социальной сферы будет более перспективным вложить сейчас средства прежде

всего в стимулирование инвестиций, обеспечи­вающих экономический рост.

Иными словами, выдвижение финансирования бюджетных расходов на стимулирование

частных инвестиций в качестве первого приоритета помогло бы на деле

реализовать роль государства по активизации капиталовложений и по переходу к

экономическому росту в самый ответственный для этого период.

Государственная структурная и промышленная политика. Государственная

структурная и промышленная политика как целостное явление также в стране

отсутствует. В лучшем случае встречаются лишь отдельные фрагменты ее в виде

пока еще недостаточно последовательной поддержки жилищного строи­тельства,

малого бизнеса, отдельных финансово-промышлен­ных групп, некоторых

конверсионных мероприятий и т.п.

Ведется также разработка программы поддержки национальной технической базы,

направленной прежде всего на сохранение и развитие критических технологий,

упускать которые недопустимо.

Создание перспективного инвестиционного задела. Иннова­ционная и

научно-техническая политика. Одним из кардинальных вопросов структурной

перестройки отечественной экономики и повышения ее эффективности является

целенаправленное технологическое перевооружение народного хозяйства, его

переориентация на выпуск качественной современной продукции. Решить этот вопрос

без активизации деятельности научно-технической и инновационной сфер

невозможно. Их же состояние к настоящему времени иначе как катастрофическим

назвать нельзя. Эта ситуация явилась следствием отсутствия обосно­ванной

научно-технической политики, недостаточного объема выделяемых ресурсов,

невысокого темпа проведения институциональных преобразований и т.д.

Российские государственные органы должны в кратчайшие сроки предпринять

чрезвычайные меры по спасению научного потенциала страны. При этом необходимо

отдавать отчет в том, что в России нет другой силы, способной решить эту

задачу, и вряд ли она появится в ближайшие годы. Если же сфера исследований и

разработок будет разрушена, то страна не только потеряет наукоемкие отрасли,

но и не сможет создать конкурентоспособные обрабатывающие производства.

Особенно важно при утверждении рыночной экономики создать инновационную

сферу, которая традиционно недооце­нивалась в СССР, а затем и в России.

Инновационная сфера является тем инструментом, с помощью которого

осуществля­ется согласованное взаимодействие научной, технической и

промышленной политики. Целями инновационной политики являются обеспечение

конкурентных преимуществ в новой продукции и ключевых технологиях, повышение

эффективно­сти экономики в целом. Мировой опыт свидетельствует о том, что в

инновационной сфере успеха добиваются структуры, базирующиеся на

предпринимательской модели поведения.

Несмотря на быстрый рост инновационной сферы, она также сталкивается с

серьезными трудностями. Главные из них заключаются в отсутствии спроса со

стороны промышленности на новые продукты и технологии. При стагнирующей

промыш­ленности рассчитывать на быстрое оживление в инновацион­ной сфере не

приходится. Однако было бы недальновидно запаздывать с созданием национальной

инновационной систе­мы, имея в виду соответствующую законодательную базу,

систему льгот, формы государственной поддержки, информа­ционную

инфраструктуру и многое другое.

2.2. ПЕРЕХОД К ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ – НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

При всей важности государственной инвестиционной политики и государственной

поддержки они не смогут оказать, особенно при нынешнем дефиците средств, не

только определяющего, но и существенного воздействия на динамику инвестиций.

Главным каналом государственного влияния на инвестиции остается формирование

более благоприятного инвестиционного климата.

Если от политики государства зависит создание системы предпосылок и

возможностей для инвестиционной активности, то нет другой социальной силы,

способной стать двигателем использования этих возможностей, кроме

предпринимательства. Только предприниматели, заинтересованные в инициативной

и эффективной деятельности, рискующие собственным капиталом, могут на деле

повернуть производство на путь удовлетворения спроса, создать стимулы к

производительному труду, обеспечив его достойную оплату, наладить современную

организацию труда и управления, реализовать высокую эффективность и быструю

окупаемость инвестиций. Поэтому вопрос о создании условий для нового

инвестиционного витка и о принятии практических мер по эффективному

инвестированию касается предпринимательства не в меньшей, а вероятно, в

большей степени, чем государство.

Однако приходится признать, что готовность широких предпринимательских кругов

к переходу к инвестиционному этапу развития российской экономики остается

совершенно недостаточной, что объясняется, с одной стороны, инерцией

прошлого, с другой - слабой пока еще приспособленностью к требованиям

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.