РУБРИКИ

Курсовая: Лизинг

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Лизинг

Курсовая: Лизинг

Содержание.

Введение. 3

1.Сущность и экономическое значение арендных отношений. 5

1.1. Развитие арендных отношений. 5

1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды. 7

1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга. 9

2. Особенности аренды транспортных средств. 18

2.1.Правовое регулирование аренды транспортных средств. 18

2.2. Анализ состояния и перспектив развития

специализированного автотранспортного подразделения "Белтрансгаз" 20

3. Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз". 27

3.1. Совершенствование деятельности автотранспортного

предприятия на основе аренды. 27

3.2. Возможности применения лизинга в деятельности

автотранспортного предприятия. 30

Заключение. 35

Список использованной литературы. 36

Приложение. 37

Примерный договор финансового лизинга. 39

Введение.

Новый этап социально-экономических реформ закономерно акцентирует внимание на

процессах, происходящих на микроуровне, Возрастные самостоятельности

предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями,

многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических

взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых

форм и методов хозяйственной деятельности. Ускорение научно-технического

прогресса, как объективная необходимость современного экономического

развития, обусловило создание и все возрастающую эксплуатацию нового

высокопроизводительного оборудования. Стоимость этой техники постоянно и

значительно возрастает, что затрудняет ее обновление. Ускорились темпы

морального старения, предполагающего необходимость периодической замены

основных средств. Обострившаяся конкуренция заставляет многие фирмы

промышленно развитых стран интенсивно использовать имеющиеся средства

производства, прибегая к более совершенным средствам их приобретения,

использования и обслуживания.

В этих условиях активизация арендных отношений ускоряет достижение задач

оптимизации экономической деятельности на предприятии, способствует повышению

эффективности оборудования в условиях действия разного рода ограничивающих

факторов, позволяет осуществить модернизацию производства на основе

современных технологий. Арендные экономические отношения и формы

хозяйствования (включая лизинг) должны быть узаконены и широко развиты во

всех секторах переходной экономики. Это - важное условие развитая

предпринимательской деятельности, позволяющее собственнику с пользой для себя

и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в

состоянии или не желает производительно использовать.

В условиях жесткой конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным

становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и

финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Эти

дополнительные требования позволяет удовлетворить лизинг. Эффективность

лизинговых операций связана с возможностью обеспечить дополнительные каналы

сбыта своей продукции производителем. Для пользователей лизинг является

инструментом оперативной замены производственных фондов и оборудования без

больших начальных вложений, что способствует высвобождению финансовых

средств. Лизинг позволяет пользователю получить налоговые льготы, более гибко

осуществлять арендные платежи, для мелких и средних фирм, он более доступен,

чем получение кредита. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой

практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его

применения участниками хозяйственного оборота, с другой стороны - поощрением

его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство

стимулирования научно-технического прогресса, инструмент инвестиций.

Реформы для многих отраслей проходят неоднозначно. Автотранспортная отрасль в

некоторых отношениях оказывается в более выгодных условиях в сопоставлении с

другими отраслями: автотранспортники имеют возможность быстрее перестраивать

технологию своих работ, связанных с перевозкой и обслуживанием клиентов, шире

применять различные новшества, влияющие на совершенствование процессов

управления и организацию перевозочного процесса, улучшение качества

обслуживания клиентов и повышения эффективности использования подвижного

состава. На современном этапе преобразований автотранспортное предприятие все

меньше может рассчитывать на помощь бывших вышестоящих ведомственных структур

и все более его выживание и развитие зависит от правильной организации

собственных ресурсов и собственной инициативы, от умения самостоятельно

ориентироваться в рыночной обстановке. Организация эффективной аренды

транспортных средств позволяет лучше использовать имеющийся подвижней состав,

своевременно проводить модернизацию и обновление транспортных средств

налаживать удобные отношения с клиентами.

1.Сущность и экономическое значение арендных

отношений.

1.1. Развитие арендных

отношений.

Раскрытие сущности арендных отношений восходит к далеким временам Аристотеля.

Именно ему принадлежит часто цитируемое в отечественной и зарубежной

литературе выражение: " Богатство состоит в пользовании, а не в праве

собственности ". Иными словами, чтобы получить доход, хозяйственнику совсем

не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь

иметь право пользоваться им и в результате получать доход. Многие древние

цивилизации, включая греческую и римскую, считали аренду привлекательным,

доступным и порой единственно возможным средством приобретения оборудования,

земли и домашнего скота. Римскому праву был отлично известен комплекс

имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности.

Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. В частности

практиковалась аренда судов, которая по своей экономико-правовой сути очень

схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество

краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа.

Долговременные "чартерные" соглашения подписывались на срок, покрывавший весь

расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора

принятия на себя большей части обязательств, вытекавших из монопольного

использования арендуемых средств. В этих соглашениях об аренде кораблей

отражен практически тот же круг проблем, который служит предметом обсуждения

и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором.

Таким образом, сама по себе оригинальная идея разделения владения и

собственности и возможности извлекать выгоду из владения, известна праву с

давних времен.

В начале 19 века в Великобритании в связи с развитием промышленности,

увеличением производства различных видов оборудования возросло количество

товаров, сдаваемых в аренду. Особую роль в этом сыграло развитие

железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозка

угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого

финансирования. В этих условиях небольшие компании покупали вагоны для угля и

сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании,

единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов.

При составлении договора они стали включать в него право на покупку (опцион)

предоставлявшееся пользователю по окончании срока аренды. Одной из причин

появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и

бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего

приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров

аренды-продажи.

Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность

производителей техники и оборудования в том, чтобы получить необходимое

финансирование изготовления своей продукции. Изготовители и продавцы

посчитали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым

оборудованием предложат более привлекательный для клиента план-график выплат.

Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого

продавцами.

Во время Второй мировой войны правительстве США активно использовало так

называемые контракты с фиксированной рентабельностью. Это обеспечивало еще

один важный стимул для развития арендного бизнеса: правительственным

подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по

отношению к издержкам. Это было связано с тем, что промышленники сталкивались

с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное

для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того,

специализированные станки и машины вообще могли иметь ограниченную рыночную

стоимость в мирное время. В этих условиях аренда промышленного оборудования

на срок, ограниченный договором о подряде, минимизировала риск.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с

транспортными средствами. Начиная с 30-х гг. Генри Форд эффективно

использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америка в начале

50-х гг. нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства

производства: технологическое оборудование, машины, суда, механизмы, самолеты

и т.д. При этом правительство США оперативно разработало и реализовало

государственную программу стимулирования арендных отношений.

Достаточно активно арендные отношения применялись в нашей стране в сфере

международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением

"Совтрансавто", которое приобретало за рубежом на условиях аренды с

последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта:

тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси.

На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры. В 1990 г,

Аэрофлот сделал заказ на аренду нескольких пассажирских самолетов западно-

европейского производства А-310. В настоящее время эта практика получила

заметное развитие.

1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды.

Аренда представляет собой один из видов предпринимательской деятельности. В

настоящее время многие предприятия имеют на балансе достаточно большое

количество материальных ценностей, недвижимости, машин, механизмов, часть

которых не используется постоянно в производственном процессе. С другой

стороны, небольшие предприятия, расширяющие свое производство, не могут

приобрести дорогостоящее оборудование, помещения для производственной и

административной деятельности, транспортные средства. Следовательно, арендные

взаимоотношения в такой ситуации могут быть выгодны как для арендодателя, так

и для арендатора.

В аренду могут быть сданы здания, сооружения, помещения, объекты,

оборудование, транспортные средства, земельные участки и другое имущество,

которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств ( т.е.

так называемые не потребляемые вещи).

Суть арендных отношений заключается в том, что арендодатель предоставляет

арендатору во временное владение и использование за определенную плату

имущество, которое является собственностью арендодателя как на протяжении

всего срока действия договора аренды, так до и после его действия.

При рассмотрении механизма арендных отношений необходимо разграничивать

капитал-собственность и капитал-функцию. Кому отчуждается капитал-функция, не

имеет значения. Это может быть унитарное предприятие, формируемое

государственными и муниципальными органами, частное физическое или

юридическое лицо и т.д. Важны принципы: полное отчуждение прав на

использование (собственность-функцию), возмездность, (возвратность) капитала-

собственности, платность пользования имущественным и денежным капиталом.

Взаимоотношения между арендатором и арендодателем определяются договором

аренды, который оформляется в письменном виде и должен содержать подробные

данные о передаваемом в аренду имуществе, а также о сроках аренды, размере

арендной платы и порядке ее внесения. Основным документом, определяющим права

и обязанности участников договора аренды, условия предоставления имущества

арендатору, ответственность арендатора за недостатки сданного в аренду

имущества является Гражданский кодекс. Арендная плата за имущество включает в

себя сумму амортизационных отчислений на полное восстановление, затраты на

ремонт и поддержание переданного в аренду имущества в работоспособном

состоянии, а также проценты от прибыли.

Различается два основных вида аренды; краткосрочная, предполагающая возврат

арендатором арендодателю арендованного имущества через определенный период

времени, и долгосрочная или финансовая аренда (лизинг).

В практике западных фирм краткосрочная аренда производится на срок от одного

дня до одного года и представляет собой аренду машин, оборудования,

транспортных средств и других видов техники без права их последующего

приобретения арендатором. Среднесрочная аренда имущества производится на

срок от одного года до трех лет и более. Наконец, долгосрочная аренда

имущества или лизинг представляется партнерами на срок от трех лет и более.

Вместе с тем приведенные сроки представляют скорее элемент классического

подхода к временному аспекту, характеризующим арендные отношения. На практике

они во многом определяются содержанием и формой непосредственно самого

договора, экономическими и правовыми условиями, в рамках которых действуют

участники арендных отношений.

В договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество

переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его

истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором

выкупной цены.

Договором предусмотрены обязанности сторон по содержанию арендованного

имущества. Так, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный

ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено договором

аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии,

производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание

имущества. При этом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои

обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях

преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на

новый срок. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть

арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом

нормального износа.

Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в

субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому

лицу.

Законодательством предусмотрены нормы, регулирующие возможность досрочного

расторжения договора по требованию одной из сторон. Так, по требованию

арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях,

когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или

назначения имущества, либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа

не вносит арендную плату,

4) не производит капитального ремонта в установленные договором сроки ( в тех

случаях когда в соответствии с договором производство капитального ремонта

является обязанностью арендатора).

Отношения аренды являются двухсторонними, поэтому, любые изменения в

стоимости предмета аренды должны отразиться на балансе обоих предприятий.

1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно

определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы

хозяйствования. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению

лизинговых операций в банковскую практику.

Целью программы развития лизинга на 1996-2000 гг. является создание

благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий

для развития лизинга, включая создание нормативно- правовой базы,

совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов

по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний,

организацию Фонда содействия развитию лизинга.

В программе дан прогноз развития лизинга: предполагается увеличение доли

лизинга к 2006 г, в общем объеме инвестиций до 20%.

Термин "лизинг" происходит от английского глагола ''lease” и означает -

сдавать и брать имущество внаем. Единого международного признанного понятия

"лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием,

отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе

отчетности и налогообложения в разных странах.

В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято

четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти

последние понятия относятся к разновидности лизинга.

Лизинг как экономико-правовая категория, представляет собой особый вид

предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно

свободных или привлечение финансовых средств, когда по договору лизинга

лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором

имущество у определенного продавца и предоставить это имущество

лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских

целей.

К прямым участникам лизинговой сделки, т.е. к субъектам лизинга относятся:

а) лизинговые фирмы и компании - лизингодатели:

лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность,

т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого

имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица и регистрируемый в качестве индивидуального

предпринимателя;

б) производственные предприятия - лизингополучатели;

в) поставщики объектов сделки - оборудования, техники, другого имущества,

т.е. продавцы.

Лизингополучателем и поставщиком может являться любое юридическое лицо. В

зависимости от предоставляемых услуг лизинговые компании условно можно

подразделить на:

- финансовые, которые действуют лишь как кредитные институты;

- сервисные, которые сдавая оборудование в лизинг, берут на себя все (или

часть) обязанности, связанные с обслуживанием, ремонтом, страхованием

оборудования, контролируют оплату налогов, консультируют пользователя в

отношении эксплуатации оборудования;

- брокерские, основными функциями которых является посредничество по

совершению лизинговых сделок путем сведения вместе участников лизинговой

операции.

В лизинговых операциях большая роль отводится участию банков, которое может

быть прямым (непосредственная сдача машин и оборудования во временное

пользование) и косвенное (предоставление ссуд лизинговым компаниям).

В настоящее время в лизинговых операциях все чаще принимают участие страховые

компании, а также пенсионные фонды.

Различается лизинг недвижимости (здания и сооружения) и лизинг движимого

имущества (транспортные средства, строительная техника, средства связи,

оргтехника, станки, механизмы, приборы и т.д.).

Подавляющую часть лизинговых операций в европейских странах составляют сделки

с движимым имуществом (см. табл. 1)

Таблица 1

Структура лизинга оборудования в Европе

ГОДЫ199819992000
ВСЕГО, %100100100

Виды оборудования,

в т.ч. в %

1. Промышленное оборудование30.926.224.3
2. Компьютеры и оргтехника16.717.113.9
3. Грузовые автомобили13.215.413.8
4. Легковые автомобили29.131.138.8
5. Самолеты, суда, вагоны4.54.24.2
6. Прочее5.65.95.0

Как видно, лидером по удельному весу в общем объеме лизинговых операции и

лидером по темпам роста является лизинг легковых автомобилей.

Наибольший удельный вес по срокам предоставления оборудования в лизинг в

Европе составляет лизинг от двух до пяти лет. Вместе с тем значительные

объемы (14.2%) приходятся на лизинговые операции свыше пяти лет.

Несмотря на то, что объем лизинговых операций в промышленности несколько

сократился, эта отрасль народного хозяйства совместно со строительством

продолжает оставаться наиболее крупными потребителями лизинговых услуг в

странах - членах Ассоциации “LEASUEROPE” (См. табл. 2)

Таблица 2.

Структура пользователей услугами лизинговых компаний

ГОДЫ199819992000
ВСЕГО, %100100100

Секторы экономики,

в т.ч. в %

1. Аграрный сектор2.63.03.2
2. Промышленность и строительство41.835.838.1
3. Частный сектор услуг41.447.342.4
4. Коммунальное хозяйство4.25.24.7
5. Индивидуальные потребители6.85.77.6
6. Прочие3.23.04.0

По -прежнему крупнейшим заказчиком выступает частный сектор - здесь

преобладает лизинг легковых и грузовых автомобилей, на который приходится в

совокупности свыше половины объемов лизинговых сделок.

Основными видами лизинга признаются финансовый лизинг и оперативный лизинг,

Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на который оборудование

передается во временное пользование, приближается по продолжительности к

сроку его службы. По окончании срока действия договора лизинга пользователь

может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на

льготных условиям либо прекратить договорные отношения.

Для Оперативного лизинга характерно частичное возмещение стоимости

отдаваемого в лизинг имущества (срок амортизации длиннее срока договора)

Поэтому лизингодатель вынужден сдавать имущество в пользование несколько раз,

как правило, разным пользователям, а чтобы сохранить предмет лизинга в

хорошем техническом состоянии он принимает на себя, наладку, обслуживание и

ремонт техники. Оперативный лизинг предпочтителен в тех случаях, когда

сдается оборудование с высокими темпами морального износа, при сезонных

работах или разовом целевом использовании арендуемого оборудования. Как

правило, основными объектами оперативного лизинга являются ЭВМ копировальные

устройства» автомобили.

Таким образом, договор лизинга предполагает наличие следующих особенностей:

1. Во взаимоотношениях участвуют три субъекта лизинга: лизингополучатель,

лизингодатель и продавец.

2. Право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит

лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором.

3, Лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца лизингового

имущества только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю,

4. Специфическое финансирование лизингополучателя лизингодателем

осуществляется путем покупки сдаваемого в лизинг оборудования.

5. Лизинговое имущество используется лизингополучателем тальков

предпринимательских целях,

6. Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную

(или близкую к ней) стоимость лизингового имущества в ценах на момент

заключения сделки.

7. Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора

лизинга является собственностью лизингодателя (как правило).

8. По соглашению сторон в договоре лизинга может быть предусмотрена

ускоренная амортизация лизингового имущества в соответствии с

законодательством с последующим уведомлением об этом налоговых органов.

Существуют два методологических подхода во взглядах на лизинг. В рамках

первого анализируют лизинг с помощи традиционных институтов гражданского

права: договоров аренды, купли-продажи, займа, поручения. Второй подход

акцентирует внимание на том, что сложность и оригинальность отношений лизинга

дает основания рассматривать их как особые отношения. При этом желание

определить юридическую природу лизинга с помощью уже известных институтов

приводит к тому, что какая-то часть отношений его участников остается за

пределами этого института, будь то аренда, продажа в рассрочку, заем или

поручение.

Во многих странах распространен взгляд на лизинг как на одну из форм

финансирования, применяемую наряду с кредитом, займом и пр. В этом случае

основное внимание уделяется финансовой стороне сделки, Действительно, хотя

лизинг фактически возник из аренды-продажи, он далеко не исчерпывается

отношениями по временному использованию оборудования. В лизинге сочетаются

элементы купли-продажи, аренды, а в некоторых случаях - еще займа, гарантии и

др. Отношения сторон этих договоров, их взаимосвязанность и

взаимообусловленность представляют собой сложную структуру. В более широком

смысле под лизингом понимается весь комплекс имущественных отношений,

связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его

приобретения. Тем не менее в комплексе отношений лизинга, как представляется,

главенствующую роль играют отношения по временному использованию

оборудования, отношения по купле-продаже остаются как бы вспомогательным

звеном, хотя именно они являются "пусковым механизмом " для возникновения

первых. Договор о передаче оборудования во временное пользование (договор

лизинга) как важнейший элемент комплекса лизинговых отношений имеет много

общего с договором аренды. Оба договора опосредуют отношения по передаче

оборудования во временное пользование, но при этом отличаются субъектный

состав, содержание договоров, наличие в договоре лизинга элементов купли-

продажи и пр. К тому же имеется "перекрестная" связь участников разных

элементов: продавец оборудования, хотя и заключает договор со

специализированной компанией (покупателем), передает его лизингополучателю и

несет ответственность за качество оборудования перед ним, а не стороной

договора купли- продажи, силу этих особенностей договор лизинга отличается от

договора классической аренды.

В самостоятельную отрасль лизинг выделился первоначально в США, а затем в

короткие сроки распространился в странах Западной Европы и Японии. Причины

"лизингового бума" за рубежом заключены в высокой эффективности и

чрезвычайной гибкости лизинга как инвестиционного инструмента. Лизинг был

востребован экономикой ввиду резко возросших инвестиционных потребностей

хозяйства, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не

могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов

финансирования. В условиях обостряющейся конкуренции лизинг стал

дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной

продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и

завоевывать новые рынки сбыта. Одной из причин быстрого развития лизинга в

США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная

налоговая льгота (до 1092 стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы

налога).

После Второй мировой войны почти во всех промышленно развитых странах была

введена ускоренная амортизация, при этом появлялась возможность списать

основную часть капиталовложений в первые годы эксплуатации оборудования, что

способствовало более быстрому накоплению амортизационного фонда, а

следовательно, и более быстрому восстановлению, обновлению оборудования.

В 1981 г. в США была проведена налоговая реформа, основные положения которой

были отражены в Налоговом законе экономического восстановления, принятом

Конгрессом по предложению администрации Р. Рейгана. Законом были введены

самые значительные в истории страны нормы амортизационного списания основного

капитала такие как:

- легковые, грузовые машины, специальное оборудование 3 года,

Реформа предоставила право корпорациям более свободно распоряжаться своими

налоговыми льготами, используя при этом лизинг.

Использование при лизинге амортизационных и налоговых льгот оказалось

экономически выгодно для всех участников: арендодатель получал все налоговые

льготы, которые обычно не мог получить при покупке того же оборудования; для

арендатора с учетом полученных льгот, мог рассчитывать на определенное

понижение арендных ставок со стороны арендодателя, которые в ряде случаев )

могли оказаться в полтора-два раза меньше размеров процентов по обычному

кредиту; наконец, фирма-продуцент получала возможность обеспечить

гарантированную реализацию своей продукции.

Распространенность лизинга объяснятся теми преимуществами, которые он может

предоставить его участникам.

Преимущества арендатора (лизингополучателя) состоят в том, что:

- возможно использование дорогостоящей, подчас новейшей техники без больших

стартовых вложений (как правило, арендатор финансируется на полную стоимость

арендуемого оборудования, тогда как кредиты покрывают обычно 80-85% контракта

на поставку, к тому же в большинстве случаев оплата оборудования начинается

после монтажа и ввода в эксплуатацию),

-освобождает арендатора от процедур и расходов, связанных с владением

имуществом (например, налоги на имущество), платежи по лизингу объектов

основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции и не

подлежат налогообложению (поскольку являются арендной платой);

- некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких

дополнительных гарантий, поскольку предполагается, что обеспечением сделки

служит сам предмет лизингам лизинг доступен малым и средним фирмам, в то

время как получение банковских кредитов на благоприятных условиях для них

проблематично, т.к. они не являются "первоклассными " заемщиками

- имущество по лизинговой сделке обычно не учитывается на балансе арендатора,

а его стоимость не включается в остаток кредитной задолженности что улучшает

финансовые показатели предприятия-арендатора и, следовательно позволяет ему

привлекать дополнительные кредитные ресурсы;

- дает возможность приобрести оборудование, которое нужно лишь в течение

какого-то срока, либо для сезонных работ, по окончании которых необходимость

в оборудовании отпадает, а содержать его не используя - невыгодно;

- позволяет включать в себестоимость продукции услуг проценты за полученные

заемные средства;

- позволяет снижать налог на прибыль, т.к. лизинговые платежи у

лизингополучателя относятся на затраты - порядок осуществления данных

платежей более гибок, чем по Кредитным соглашениям (арендатор может

рассчитывать поступление своих доходов и совместно с арендодателем выработать

удобную схему платежей: (регулярность, постоянные или "плавающие ",. Фактор

сезонности порядок выплат платежей из выручки от реализации продукции и др.);

- международный лизинг в ряде случаев позволяет арендатору воспользоваться

налоговыми льготами страны арендатора (снижение арендных ставок; ускоренная

амортизация предметов лизинга позволяет существенно снизить налогооблагаемую

прибыль и срок лизингового соглашения и т.п.);

- оформляя договор лизинга, арендатор может рассчитывать на получение

дополнительных услуг (страхование оборудования, консультирование по вопросам

эксплуатации, информационные, юридические услуги, организация рекламы, услуги

по сбыту продукции со стороны лизинговых фирм);

- в интересах арендатора лизинговая фирма выполняет также такие работы, как

подборка и обработка информации о возможных поставщиках, изучение

рентабельности крупных проектов ,и оценка целесообразности их реализации,

запрос субсидий у банков, оформление таможенных документов, осуществление

координирующих функций по техническому обслуживанию и поставке запасных

частей;

- лизинг дает возможность пользователю в течение срока действия договора

ознакомиться с работой оборудования, испытать его в эксплуатации, а затем,

только если нужно, приобрести eго в собственность, причем покупка в этом

случае может осуществляться с учетом ранее уплаченных взносов, т.е. на

льготных для пользователя условиях;

- лизинг удобен для бухгалтерского учета, т.к. арендуемое оборудование не

берется на баланс арендатора, а начисление амортизации, выплату части налогов

в управление долгом осуществляет лизинговая компания.

Преимущества лизингодателя состоит в том, что:

- лизинг позволяет ускорить обновление оборудования; появляется возможность

замены техники, ориентируясь на ее использование, до наступления полного

износа, получения арендных платежей, стоимость оборудования погашается в

зависимости от условий договора в течение 4-7 лет, при этом срок эксплуатации

этого оборудования может составлять 10-12 лет

- общая сумма арендных платежей, как правило, на 30-40% превышает стоимость

арендного оборудования;

- при лизинге нового оборудования в ряде. стран лизинговым компаниям

предоставляются налоговые льготы (особенно, если эти отрасли приоритетны с

точки зрения государства);

- лизингодатель застрахован от неплатежей своего арендатора, т.к. для

погашения обязательств может отобрать имущество, переданное в лизинг, отдать

в аренду другому пользователю либо продать;

- лизингодатель за счет расширения круга выполняемых операций, имеет

возможность привлекать новых клиентов. Преимущества изготовителя оборудования

состоят в том, что:

- лизинг является средством активного маркетинга, средством расширения рынка

за счет увеличения количества потенциальных, но, зачастую, в финансовом

отношении не очень сильных покупателей на дорогостоящее оборудование;

- использование лизинга в сбытовой программе увеличивает круг потребителей за

счет тех предприятий, которые: а) не нуждаются в оборудовании в постоянное

владение; б) не могут прибрести его в собственность по финансовым

соображениям) хотят опробовать оборудование на практике;

- появляется возможность налаживания канала обратной связи с лизинговой

компанией и пользователем (информационный аспект), что дает возможность

оперативно выявлять и устранять конструктивные и технологические недостатки

оборудования, тем самим повывшая его качество и конкурентоспособность;

- изготовитель, используя лизинг, немедленно получает платежи за обслуживание

от лизинговой компании, т.е. снижается риск потерь от неплатежеспособности

заказчика;

- изготовитель с помощью лизинга получает возможность ускоренного обновления

своей продукции, сокращения жизненного цикла товара, своевременной смены

моделей ( фирма получает возможность практически ежегодно выпускать на рынок

новые образцы, сдавая старые в аренду).

Выгоды, получаемые отдельными фирмами при заключении лизинговых сделок,

суммируются в общий хозяйственный эффект, выражающийся в концентрации в

стране новых технологий, дополнительных объемах производства товаров и услуг.

Для государства поощрение лизинга служит средством регулирования

инвестиционной политики, позволяющей привлекать капитала именно в те отрасли,

которые в этом нуждаются.

Кроме этого лизинг создает дополнительные стимулы к накоплению, ускоряет

процесс трансформации капитала из ссудного в производственный, является

важным источником внешнего финансирования.

Основными препятствиями для развития лизинга являются:

1. Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в

банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и

долгосрочных, получение ссуди на три - четыре года (оптимальный срок

погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма

проблематично.

2. Высокий уровень налогов. Один из них - налог на лицензирование. Не

освобождены от уплата налога на прибыль.

3. Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании,

т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

4. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, который мог бы обеспечить

полное техническое обслуживание объектов лизинга.

5. Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых

услуг.

Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в

отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая

неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые

отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической

нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизация и

признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих

субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем

основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату

стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность

по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуации какая

организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7

лет (обычный срок финансового лизинга)? Именно это обстоятельство в

значительной степени сдерживает развитие лизинга. Последовавший с начала 90-х

гг. спад деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог

конкурировать с быстрым кругооборотом и высокой доходностью "коротких денег

". Однако, как и на Западе лизинг постепенно способен стать эффективным

каналом сбыта произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в

основные фонды.

2. Особенности аренды транспортных средств.

2.1.Правовое регулирование аренды транспортных средств.

Общие положения о договоре аренды применяются к различным видам арендных

сделок. Весьма распространенной разновидностью арендных отношений является

аренда транспортных средств. Специфика правового регулирования аренды

транспортных средств заключается в том, что транспортными уставами и

кодексами могут быть установлены иные особенности аренды отдельных видов

транспортных средств. Как известно, договор аренды транспортных средств

бывает двух видов: с предоставлением услуг по управлению и технической

эксплуатации средства ( с экипажем) и без предоставления таких услуг (без

экипажа).

Договор аренды транспортного средства с экипажем объединяет в себя два вида

обязательств арендатора по отношению к арендатору, а именно:

1) предоставить транспортное средство за плату во временное владение и

пользование:

2) оказать своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации

транспортного средства,

В отличие от вышеуказанного договора по договору аренды транспортного

средства без экипажа арендодатель только предоставляет арендатору

транспортное средство за плату во временное владение и пользование.

Для договоров аренды транспортных средств возможна только письменная форма

независимо от сроков их действия. Это касается как юридических, так и

физических лиц.

Объектами договора аренды транспортного средства являются прежде всего

морские, воздушные суда, автомобили, арендуемые, как правило, для перевозки

грузов и пассажиров. Возможно использование арендуемого транспортного

средства и в личных целях, что относится прежде всего к автомобильному

транспорту.

Обязанности сторон в договоре распределяются в зависимости от того,

арендуется ли транспортное средство с предоставлением услуг по управлению и

технической эксплуатации (с экипажем) или без предоставления таких услуг.

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендодателя

возлагается обязанности: поддерживать надлежащее состояние транспортного

средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и

предоставление необходимых для эксплуатации принадлежностей; страховать

транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который

может быть причинен им. Также арендодатель несет ответственность за вред,

причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством.

По договору аренды транспортного средства без экипажа все вышеперечисленные

обязанности несет арендатор, на него возлагается ответственность за вред

причиненный третьим лицам транспортным средством.

Различный подход к определению субъекта ответственности за вред, причиненный

третьим лицам транспортным средством, объяснятся тем, что согласно ГК,

обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей

повышенную опасность для окружающих, возлагается на юридическое лицо или

гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве

собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо

на праве аренды и т.п. При заключении договора аренды транспортного средства

с экипажем арендодатель принимает на себя обязанность по управлению

транспортным средством, следовательно, он продолжает оставаться владельцем

источника повышенной опасности. В соответствии с условиями договора аренды

транспортного средства без экипажа уже арендатор самостоятельно управляет

транспортным средством и является его владельцем в течение всего срока

договора аренды,

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендатора может быть

возложена ответственность за вред, причиненный транспортному средству. В

случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор

обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет,

что повреждения произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в

соответствии с договором аренды. Ответственность может быть возложена на

арендатора, если вред, причиненный транспортному средству, произошел по его

вине или по вине лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях при исполнении

ими своих служебных обязанностей.

Риск случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет

арендодатель как его собственник (если иное не предусмотрено договором

аренды.).

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного

средства, в том числе расходы на оплату топлива и других необходимых в

процессе эксплуатации материалов, а также оплату сборов, несет арендатор,

если иное не предусмотрено договором аренды,

Кроме того, заключив договор аренды транспортного средства без экипажа,

арендатор своими силами управляет арендованным транспортом и осуществляет его

техническую эксплуатацию,

Услуги, которые арендодатель предоставляет арендатору по управлению и

технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечить его

нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями, указанными в

договоре аренды транспортного средства с экипажем. Данным договором могут

быть предусмотрены дополнительные услуги, например, экскурсионное

обслуживание и т.д.

В целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства

Гражданский кодекс устанавливает, что состав экипажа и его квалификация

должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора ( либо,

если такие правила и условия не установлены, то требованиям обычной практики

эксплуатации транспортного средства данного вида.). Члены экипажа находятся в

трудовых отношениях с арендодателем и подчиняются его распоряжениям,

относящимся к управлению и технической эксплуатации. По вопросам коммерческой

эксплуатации транспортного средства распоряжения членам экипажа дает

арендатор. Так как члены экипажа являются работниками Арендодателя, то он

несет расхода по оплате услуг членов экипажа и расходы на их содержание, если

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.