РУБРИКИ

Курсовая: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

Курсовая: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации

Кафедра

экономической теории

Курсовая работа

на тему:

Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

Студента группы НП1_2 Еровиченкова А.С.

Научный руководитель доц. Тарасенко С.В.

1998г.

План

Введение

1.Сущность и функции налогов, их виды

2.Налоговая система РФ

2.1.Общие положения налоговой системы РФ

2.2 Критерии оценки НС

2.3 Стабильность НС – ключ к развитию экономики

2.4Налоговый пресс в РФ

2.5 Уплата налогов – Факты и цифры

3 Налоговая полиция как гарант функционирования НС

3.1 Проблема безопасности налоговых органов

3.2 Задачи федеральных органов налоговой полиции

4.1 Реформа налоговой службы

4.2 Реформа налоговой системы

Заключение

Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период

налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,

основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования

экономики.От того, насколько правильно построена система налогообложения,

зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги из

простого инст­румента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в

основной регулятор всего воспроиз­водственного процесса, впияя на все

пропорции, тем­пы и условия функционирования экономики. Известно,что

посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального

дохода в странах с развитой рыночной экономикой: от 10-15% в 30-х годах до

50% и более в последние десятилетия.

На сегодняшний день проблема реформирования налоговой системы России очень

остро стоит перед нашим правительством: ведь, как известно экономической

теории, возможны различные варианты построения национальной экономики: от

сочетания основных законов рынка с жестким и обширным государственным

регулированием до максимально свободных от правительственного вмешательства

взаимоотношений участников экономических отношений. В зависимости от

выбранной модели государство должно строить свои взаимоотношения с гражданами

и предпринимателями в одной из ключевых сфер--финансовой. Регулируются эти

взаимоотношения, как известно, в том числе и налоговым законодательством.

Таким образом, налоги и налогообложение приобретают первостепенное значение

как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников

рыночных отношений и как орудие формирования соответствующей экономической

системы.

Итак, на сегодняшний день одной из основных и самых острых проблем является

совершенствование налоговой системы РФ, которая, судя по статистическим

данным, не выполняет основной возложенной на нее функции- она не может

обеспечить наполнение государственного бюджета. Вообще налоговая система-

основа любого государства, а сейчас, когда экономика нашей страны находится в

переходном периоде, на сложном для нее этапе развития, а многие отрасли

промышленности нуждаются в коренном реформировании, вопрос о функционировании

налоговой системы становится еще более острым. Вот почему совершенствование

налоговой системы, и ее основы- налогового законодательства- так необходимо.

Споры по этой проблеме ведутся очень давно, однако сказать, чья точка зрения

наиболее близка к поставленной цели, достаточно тяжело. В любом случае ясно

одно: в целях совершенствования налоговой системы Российской Федерации,

снижения налогового бремени, защиты прав налогоплательщиков, повышения

ответственности органов, контролирующих поступление налогов и сборов, а

также обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов необходимо

принятие первоочередных мер по совершенствованию налогового законодательства.

Сущность и функции налогов , их виды

Налоги в общепринятом понимании представляют собой не что иное,

как обязательные платежи, устанавливаемые государством и регу­лярно взимаемые

им с граждан и юридических лиц. В более конкретном смысле понятие налога

включает в себя еще и различные сборы, пошлины и

другие обязательные платежи, вносимые в бюджет соответст­вующего уровня или во

внебюджетные фонды в порядке и на условиях, опр

еделяемых соответствующими законодательными актами.

В принципе все налоги, взимаемые с граждан и юридических лиц, принято разделять

на прямые и косвенные.

Прямые налоги, устанавливаемые непосредственно на доходы и имущество, в свою

очередь подразделяются на реальные, то есть взи

маемые с отдельных видов имущества налогоплательщика (поземель­ный, домовой,

промысловый, на ценные бумаги и т. п.), и личные,

взимаемые с дохода и (или) имущества физических и юридических лиц

. (подоходный, на доходы от денежных капиталов, на прирост капитала, на

прибыль предприятий, на сверхприбыль, с наследства

и дарений и т. д.).

К косвенным относят налоги на товары и услуги, оплачиваемые в

цене товара (услуги) или включенные в тариф

(акцизы, таможенные пошлины, сборы и т. п.).

В Российской Федерации ставки налогов устанавливаются высшим органом

государственной власти (за исключением ставок

акцизов и таможенных

пошлин, устанавливаемых Правительством РФ).

Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,

независимо от размеров дохода.

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту

налога без учета дифференциации его величины

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста

дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на

лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в

бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.#16

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект

налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих

групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы

установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что

величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных

средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного

средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или

простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и

налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата

налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога

производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его

уменьшенным на сумму налога.

Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается

предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до

выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и

перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.#7

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Регулирующая.

Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным

образом в определении «правил игры», то есть разработка законов,

нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц,

прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним

относятся законы, постановления, инструкции государственных органов,

регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,

деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых

домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила

обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования

рынка непосредственно с налогами не связано;

регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в

условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим

в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о

финансово-экономических методах воздействия государства на интересы

людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном,

выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами - путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,

выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок

и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в

этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает

условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,

способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический

прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение

производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов

проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на

техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства

товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов

питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,

направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как

производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,

комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и

предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие

и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные

дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный

социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система

позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это

сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем

установления прогрессивных ставок налогообложения, направления

значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного

или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной

защите.

Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие

части доходов предприятий и граждан для содержания государственного

аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая

не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры -

библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного

уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные

заведения и т.п. В России эта функция носит наиболее выраженный характер.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер,

так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. #16

Hалоговая система РФ

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и

обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и

методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные

виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными

ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты,

установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или

юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от

налога.

Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком,

делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом

особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки,

льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц

облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает

планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

В России в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об

основах налоговой системы в Российской Федерации»#12

последующими изменениями и дополнениями) существуют три вида на

логов.

1. Федеральные налоги:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные группы и виды товаров;

· налог на доходы банков;

· налог на доходы от страховой деятельности;

· налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

· налог на операции с ценными бумагами;

· таможенная пошлина;

· отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

· подоходный налог с физических лиц

· налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

· гербовый сбор;

· государственная пошлина;

· налог с имущества, переходящего в порядке насдедования или дарения

· сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»

и образованных на их основе слов и словосочетаний.

2. Налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей

и автономных образований:

· налог на имущество предприятий;

· лесной доход;

· плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

· сбор на нужды образовательных учреждений (взимается с юридических лиц).

3. Местные налоги:

· налог на имущество физических лиц;

· земельный налог;

· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпри

нимательской деятельностью;

· налог на строительство объектов производственного назнач

ения в курортной зоне;

· курортный сбор;

· сбор за право торговли (уплачивается путем приобр

етения разового талона или временного патента);

· целевые сборы с граждан и предприятий (учре

ждений, организаций) независимо от их организационно-правовых форм на содержание

милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

· налог на рекламу;

· налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и

персональных компьютеров;

· сбор с владельцев собак;

· лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

· некоторые другие налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных

органов власти в пределах их компетенции.

Структура поступлений налогов на территории РФ (составлено по #8 стр 27)

Курсовая: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

Как оговорено в Законе о налоговой системе, обязанности налого­плательщика

возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям,

установленным законодательными актами, опреде­ляющим, в частности:

· налогоплательщика (субъект налога);

· единицу налогообложения;

· налоговую ставку (единицу налогового обложения);

· сроки уплаты налога в бюджет или внебюджетный фонд, в который

зачисляется налоговый оклад.

К объектам налогообложения законодательством Российской

Феде­рации отнесены доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные

виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользо­

вание природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача

этого имущества, добавленная стоимость продукции, ра­бот и услуг и некоторые

другие объекты. При этом один и тот же объект может

облагаться налогом одного вида только один раз за

определенный законом период налогообложения.

В качестве налогоплательщиков выступают граждане и юридические лица, а также

другие категории плательщиков, на которых соответстющими законодательными

актами возложена эта обязанность. Уплата налогов юридич

ескими и физическими лицами производится в порядке и в сроки, установденные

законодательством Российской Фе­дерации. При этом предоставлять отсрочки и

рассрочки платежей по илогам в федеральный бюджет имеет право только

Министерство финансов России, а по платежам в другие бюджеты - соответствующие

финансовые органы в порядке, предусмотр

енном законодательством (во есх случаях о принятии таких решений должны быть

уведомлены соответствующие налоговые органы).

Юридические лица, которые в соответствии с законодательством должны уплачивать

несколько налогов, выплачивают их в такой последовательности:

· уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие пла­тежи;

· местные налоги, расходы по которым относятся на финансовые ре­зультаты

деятельности, уплачиваются с налогооблагаемого

дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного на сумму уже вы­плаченных

налогов (поимущественных, пошлины и т.

д.);

· все остальные налоги, вносимые за счет

дохода (прибыли), уп­лачиваются в установленном

порядке с налогообдагаемого дохода (прибы

ли) налогоплательщика, уменьшенного и на сумму уже уп­лаченных местных

налогов;

· подоходный налог (налог на прибыль) вносится за сч

ет дохода (прибыли), остающегося после уплаты

всех названных налогов.

Следует отметить, что в порядке и на условиях, опре

деляемых соответствующими законодательными актами,

отдельным категориям налогоплательщиков могут быть

предоставлены налоговые льготы, а именно:

· необлагаемый минимум объекта налога;

· изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

· освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий

пла­тельщиков;

· понижение налоговых ставок;

· вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

· целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку

взимания кредитов);

· прочие налоговые льготы.

Поскольку налоговые льготы независимо от вида налога могут

быть применены только в соответствии с существующим

законодательством, предоставление их в так называемом «индивидуальном

порядке» запрещено.

Права и обязанности налогоплательщика определены

действующим конодательством, в частности, уже

упоминавшимся Законом «Об основах налоговой

системы в РФ:

· Так, налогоплательщик имеет право:

· пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в

порядке, установленных соответствующими законодательными актами;

· представлять налоговым органам документы; подтверждающие

право на льготы по налогам;

· знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

· представлять налоговым органам пояснения по исчислению и

уплате налогов и по актам проведенных проверок;

· в установленном Законом порядке обжаловать решения налоговых

органов и действия их должностных лиц и другие права, установлен­ные

законодательными актами.

Что же касается обязанностей налогоплательщика, то, прежде всего,

налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной на­логовой

службы Российской Федерации

Кроме того, в соответствии с тем же Законом о налоговой системе

налогоплательщик обязан:

· своевременно и в полном объеме уплачивать налоги

· вести бухгалтерский учет

· составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности,

обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

· предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты

налогов документы и сведения;

· вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы

сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленной провер­ками налоговых

органов;

· в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,

про­изведенной налоговым органом, представлять письменные поясне­ния по

мотивам отказа от подписания этого акта; .

· выполнять требования налогового органа об устранении выявленных

нарушений законодательства о налогах;

· в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по реше­нию

собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать

налоговым органам в десятидневный срок о принятии решения по ликвидации

(реорганизации);#1

Критерии оценки налоговой системы

Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика

оценивается на основании критериев, главные из кото­рых —

равенство (справедливость), эффек­тивность и простота. К этому списку можно

добавить мобилизацию поступлений, между­народную конкурентоспособность и

поддер­жку национальных приоритетов.

Критерий «равенство» или «справедли­вость» характеризует относительный режим

налогообложения различных налогоплатель­щиков.

Существуют два типа справедливости.

Первый тип — вертикальная справедли­вость — подразумевает, что налоговое

бремя должно прогрессивно распределяеться меж­ду уровнями доходов. Иными

словами, став­ка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода

налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налого­плательщики с

большим доходом располага­ют увеличенной способностью платить боль­шие налоги.

В российском законодательстве, регули­рующем подоходное налогообложение

физи­ческих лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем

свидетельствует прогрессив­ная шкала ставок налога.

Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного

подо­ходного налога демонстрирует следующее.

Законом о подоходном налоге предусмот­рено исключение из совокупного дохода

пяти-, трех- или однократного размера оп­латы труда, расходов на детей, на

благотво­рительные цели, на строительство и приоб­ретение жилья. Однако

данное положение Закона при определенных условиях может уравнять

налогоплательщиков с высокими и с низкими доходами, имеющих одинаковое право

на вычеты. На практике это означает,что граждане, имеющие значительный

сово­купный доход до вычетов, при исключении таких расходов находятся в более

выгодном положении, так как суммы вычетов могут по­влиять на переход размера

доходов из ступе­ни шкалы ставок налога, предусматриваю­щей высокие ставки, в

ступень с более низкими ставками. Соответственно, снижа­ется и размер налога.

Второй тип справедливости — горизон­тальная справедливость —

подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятель­ствах должны

платить по одинаковым став­кам налогообложения. Иными словами,

на­логоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы

налога.

Основной проблемой в достижении дан­ного типа справедливости является

различ­ный режим налогообложения «честных» на­логоплательщиков, ведущих учет

своих доходов и расходов и представляющих дек­ларации, и налогоплательщиков,

получивших такой же доход, но сокрывших его от нало­гообложения и не подавших

декларации.

Следующий критерий, который исполь­зуется при анализе налоговой политики, это

собственно эффективность налоговой систе­мы. Этот

критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономи­ческое

производство.

Высокая эффективность может быть до­стигнута там, где налоговая система как

мож­но меньше вовлечена в систему ценообразо­вания рынков. Это достигается

взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода раз­личных источников.

Налоговая система, эф­фективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода

различных источников, яв­ляется нейтральной.

Отклонения от строго нейтральной сис­темы могут иметь место при существовании

препятствий к сбалансированному распреде­лению ресурсов на рынках. В

некоторых слу­чаях это может произойти, если не все рас­ходы и доходы в

результате действий налогоплательщика могут быть учтены.

С позиции существования единой шка­лы ставок для любых доходов из различных

источников налоговую систему России в от­ношении подоходного налога можно

признать нейтральной.

Простота является важнейшим критери­ем оценки налоговой политики,

который, несмотря на его значение, чаще всего при­носится в жертву для

следования другим це­лям.Сложные правила сами по себе трудны для понимания, что

может привести к пута­нице и неуверенности в их

применении. Труд­ности возникают также при ведении под­робных записей, служащих

только целям налогообложения.

В Российской федерации подробный учет доходов

ведется предпринимателями исклю­чительно для определения налоговых

обяза­тельств. Несмотря на существование упрощен­ного порядка налогообложения,

учета и отчетности, индивидуальные предпринима­тели должны, тем не менее,

регистрировать получаемые доходы.

Форма декларации о годовом доходе физического лица,

чрезвычайная сложность заполнения которой была признана

Госналогслужбой России в ходе декларационной кампании в 1997 году,

разработана непосред­ственно главным налоговым органом страны более двух лет

назад.

Простота налоговой системы важна так­же и для управл

ения сбором налогов. Систе­ма должна управляться четким и предсказуе­мым для

налогоплательщиков образом, избегая произвола и содействуя горизонталь­ной

справедливости. С другой стороны, не­обходимо, чтобы руководство налоговых

ор­ганов могло точно оценить, платит конкретный налогоплательщик,

соответству­ющий размер налога согласно установленно­му порядку или нет.

Критерий, подразумевающий простоту, часто входит в противоречие с соблюден

ием двух предыдущих критериев — равенства (справедливости) и эффективности,

для осуществ­ления которых необходимо разрабатывать под­робные и порой

труднопонимаемые правила и положения, которые выглядят простыми при замысле, но

трудно реализуются в законодательстве и управлении сбором налогов.

Главной целью налоговой системы яв­ляется мобилизация поступлений.

Налоговые поступления финансируют государственные программы и помогают

вы­полнить макроэкономические задачи правительства. Прогнозирование возможных

постулений на основании особых мер является важным аспекгом их оценки.

Стоимость про­ведения таких мероприятий должна быть со­поставлена с доходами,

увеличение которых ожидается в связи с принятием этих мер.

Как правило, предшествующий крите­рий — простота — приносится в жертву ради

мобилизации налоговых поступлений.

Можно предположить, что устранение сложности нормативной базы по подоходному

налогу, охват налогообложением доходов, выведенных из-под налогообложения

легально или противозаконно, то есть максималь­но

возможное соблюдение описанных выше критериев

эффективности налоговой систе­мы, позволило бы

увеличить поступление подоходного на

лога, по крайней мере, в два раза.

Кроме проблем, связанных непосред­ственно с налоговым законодательством, на

недопоступление подоходного налога влия­ют также

общеэкономические причины, ос­новной из которых является невы

плата в срок заработной платы.

Для мобилизации налоговых поступле­ний необходимо,

прежде всего, повышение заинтересованност

и граждан России и юри­дических лиц в полной и своевременной уп­лате

налогов. Одно из направлений — доведение налоговыми и финансовыми орга

нами в доступной форме до налогоплатель­щ

иков информации о суммах собра

нных и израсходованных налогов и на

правлениях их использования, анализ проблем,

возника­ющих при финанси

ровании социальной и иных бюджетных сфер, имеющихся

резер­вов увеличения поступлений и

подготовка конкретных предложений по исправлению

ситуации. Весьма важным представляется также

введение в образовательные програм­мы не только высш

их, но и средних учеб­ных заведений предметов,

затрагивающих вопросы формирования и расходован

ия бюд­жетов и разъясняющих обязанност

и каждо­го члена

общесгва выполнять обязанности по

уплате налогов. #19 стр22

Стабильность налоговой системы – ключ к развитию экономики

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее

система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он

может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления

того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой

операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства.

Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по

крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры

прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок,

условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и

самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем

периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в

бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,

льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем

налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает

характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость

социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству -

и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и

иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней

требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития

народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные

ее элементы (ставки, льготы и т. п. ) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением

устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень

налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными

основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее

значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не

выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они

были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала

нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год,

наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить

целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3

пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не

нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют

эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет

основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и

ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с

государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна

идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы.

Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны

меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном

производстве. #10 стр 54

Налоговый пресс в России.

Новая налоговая система России, сформированная с 1992 г., ха­рактеризуется

преобладанием фискальной функции при малом значе­нии или при полном

игнорировании других функций. В наибольшей мере эта особенность

налогообложения проявляется в том, что гораздо большую роль в налоговых

поступлениях по сравнению с ведущими странами Запада играют изъятия из

прибыли предпринимателей, и в том, что косвенные налоги, составля­ют 55—60%

всех налоговых поступлений. Можно указать на ряд ис­точников завышенной роли

указанных налогов.

Во-первых, это крайняя завышенность налога на прибыль, состав­ляющего до 2/3

всех налоговых изъятий из прибыли. Формально став­ка налога на прибыль в

России умеренна: 35% — для предприятий и 43% — для банков и кредитных

учреждений. На самом же деле реаль­ная ставка заметно выше за счет жестких

ограничений при формирова­нии издержек производства, используемых для

последующего опреде­ления налогооблагаемой прибыли.

В развитых странах Запада разрешено включать в издержки про­изводства все

статьи подобных расходов; ограничения установлены только на включение в

издержки чрезмерных представительских рас­ходов. В России же подобные

ограничения гораздо шире; например, в издержки производства не разрешается

включать большую часть про­центных платежей за кредиты, которые весьма

высоки, проигрыш на разнице в валютных курсах и др.; в России крайне низки

амортизаци­онные издержки. По нашим оценкам, ставка налога на прибыль в

Рос­сии в случае ее определения в соответствии с международными стан­дартами

оказывается равной не 35, а примерно 64 %.

Во-вторых, в 1992—1995 гг. из прибыли оплачивался налог на сверх­нормативную

зарплату (35% от средней зарплаты свыше достаточно низкого ее

минимума).(отменён 1 января 1996 г)

В-третьих, в России по сравнению с западными странами более ограниченно

используются налоговые льготы функционального харак­тера. Применительно к

стимулирующим производство льготам на на­лог с прибыли наиболее значимы

льготы для мелкого предпринима­тельства, для инвестиций из прибыли или

отчислений в резервные и аналогичные фонды предприятий; из социальных льгот —

льготы для предприятий с преобладанием работников-инвалидов, льготы на

рас­ходы предприятий на образовательные и социально-культурные цели. Более

широко в России распространены индивидуальные льготы на налог с прибыли для

отдельных предприятий, часто полученные путем лоббирования. Главным же

ограничением льгот по налогу на прибыль служит положение, согласно которому

общая их сумма не может умень­шать налогооблагаемую прибыль более чем на 50%.

В-четвертых, одновременно с налогом на прибыль предприятие на федеральном,

региональном и местном уровнях облагается и други­ми налогами, которые

покрываются из его прибыли. Наиболее значи­мы из них налоги на имущество и за

пользование недрами и природны­ми ресурсами.

Поэтому фактически в государственный бюджет изымается 80—90% общей

прибыли предприятий России, а во многих случаях и свыше 100%. Подобное

налогообложение прибыли действует разруши­тельно на производственные стимулы. К

тому же существует крайняя нестабильность в налогообложении прибыли; изменения

происходят два—три раза в квартал.

Из косвенных налогов решающую роль в России играет налог на добавленную

стоимость (НДС). Вместе с некоторыми другими налога­ми на потребление

(налогом на дорожные фонды и транспортным на­логом) он формирует более 25%

налоговых поступлений, что превышает и аналогичную долю в странах ЕС (17—18%)

и тем более в западных странах с меньшей ролью косвенных налогов.

Современные ставки НДС в России (10% — на продовольствие и 20% — на остальные

товары и услуги) выше, чем в преобладающем числе стран ЕС. Отметим, что

ставка НДС свыше 20% (например, 25%) в этих странах распространяется обычно

на предметы роскоши. Тем более ставки НДС в России превышают ставки

аналогичных или род­ственных налогов в других развитых странах .

В теории и практике налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины

прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательсккой производственной

деятельности.Оптимальным же сочетанием задач фискального и стимулирующего

характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не более

трети её величины.

В среде руководителей предприятий, особенно новых, негосударственных форм

собственности, су­ществует достаточно стойкое мнение о размерах на­логовых

изъятий. В печати приводятся цифры изъ­ятий: 80-95 и более процентов выручки

«идут в налоги», а от прибыли вообще ничего не остае

тся. Так, в газете «Труд» от 30 мая 1996 г. вице-прези­дент Вольного

экономического общества В.Исправников заявляет,

что 93-95 копеек с каждого рубля доходов забирает

государство в виде налогов.

Действительно, налоговый пресс в России, как и почти во всех развитых и

неразвитых капиталис­тических странах, нелегок (легкий налоговый пр

есс - это нонсенс). Проведенные расчеты показыва­ют, что в среднем по

предприятиям Москвы пос­редством налогов, налоговых платежей, взносов во

внебюджетные фонды, в том числе социальной на­правленности, отчуждается до

четверти выручки. Эти цифры подтверждаются

руководителями ряда крупнейших предприятий России.

Здесь уместно вспомнить наше неда

лекое прошлое, когда предприятия практически до

двух третей и бо­лее прибыли «добровольно» перечисляли в

бюджет или в централизованный фонд своего

министерства в качестве псевдосвободного остатка.

И все это по известным

причинам не находило никаких критических откликов в

прессе, на телевидении. Появ

ля­лись, правда, отдельные статьи в академических из­даниях, которые читали

ученые и специалисты. От­сюда возникает резонный

вопрос: действител

ьноли усилился налоговый пресс или просто об

этом стало возможным писать и говорить вслух в

условиях пред­

оставленной свободы? Руководите

ли предприятий со стажем на это могут ответить однозначно.

Несомненно, налоговый пресс мог бы быть и легче. Здесь следует обратить внимание

на один очень важный момент. Дело в том, что некоторые налогоплательщики не

осознают, а дру­гие вполне

сознательно не хотят знать, что налоги, их количество и размеры ставок,

налогооблагаемая база и другие параметры, а в конечном итоге нало­говое бремя

суть следствие бюджетной политики государства. Уровень налогов определяется

прежде всего размером государственных расходов. Как известно, источн

ики получения государст

вом доходов ограничены, особенно и услови

ях экономического спада. Вот здесь и приходит

на по­мощь испытанный десятилетиями за рубежом, а теперь уже и хорошо освоенныи

прием: увеличе­ние ставок налогов, придумывание новых их ви­дов, расширение

объектов налогообложения и прав местных органов власти в проя

влении налоговой самостоятельност

и и т.д.. С вхож­дением в рыночную экономику налоги стали ос­новным

наполнителем доходной части бюдж

ета. Из периода безналожья мы сд

елали такой огромный скачок, что сумели, теп

ерь уже вполне легально, по количеству

итогов, ставкам,

налогооблагаемой базе и другим парам

етрам вплотную приблизиться к западным странам.

И все-таки можно утверждать, что с

егодняш­ний налогов

ый пресс существенно

слабее того, что давил на каждого из нас в недале

ком прошлом. Видимо, наше сч

астье заключилось в наше

м неве­дении о том,

какая часть прибавочною продудкта возвращалась

работнику в виде

оплаты труда, сколь­ко изымалось и на какие нужды, сколько трати­лось на оборону

и т.д. Все это было тайной за с

емью печатями. К слову сказать, и сегодня

об­щество многого не знает, что не служит улучш

е­нию сбора налогов.#13 стр 13-14

Уплата налогов: цифры и факты(на примере подоходного налога)

Подоходный налог был введен в России в апреле 1916 г., в последующие годы

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.