РУБРИКИ

Курсовая: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

порядок его исчисления нео­днократно изменялся. Ныне действующий Закон,

при­нятий Верховным Советом Российской Федерации 7 декабря 1991 г. № 1999-1

«О подоходном налоге с физи­ческих лиц», во многом принципиально отличается

от действовавшего ранее законодательства России и быв­шего СССР. В конце 1991

г. была создана правовая осно­ва проведения налоговой политики в условиях

претво­рения экономической реформы в жизнь — новая нало­говая система России,

в которой одно из центральных мест занял подоходный налог с физических лиц.

В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13%

и занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и прибыль.

Велика и социальная значимость этого налога, так как он затрагивает интересы

всего экономически активно­го населения страны. Все граждане Российской

Федера­ции, иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением лиц,

не имеющих постоянного места жительства в России) по своим доходам теперь

платят подоходный налог по единой шкале прогрессивных ста­вок. Уровень

налогообложения определяет размер их фактического совокупного дохода,

полученного за год.

Подоходный налог с физических лиц является фе­деральным налогом, поступающим

в местный бюджет и обязателен к уплате. Порядок определения платель­щиков,

объектов обложения, размеров ставок уста­навливает Верховный орган

законодательной власти Российской Федерации, а исключение из совокупного

дохода отдельных видов доходов, освобождение от об­ложения подоходным налогом

отдельных категорий физических лиц и предоставление других льгот может

производиться и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статус подоходного налога зак­реплен Законом Российской Федерации от 27

декабря 1991 г. №2 II 8-1 «Об основах налоговой системы в Рос­сийской

Федерации.”

Законом о подоходном налоге предусмотрено, что граждане, занимающиеся

предпринимательской дея­тельностью либо другой деятельностью, не связанной

трудовыми отношениями, подлежат обложению нало­гом на основании деклараций,

подаваемых ими в нало­говые органы. Также декларацию о совокупном годовом

доходе подают граждане, имевшие в течение календар­ного года доходы от двух и

более источников (по месту основной работы, от работы по совместительству и

тп.) в размерах, превышающих суммы дохода, облагаемого по минимальной ставке

налога (12 млн руб. в 1996 г).

Вопросы декларирования в настоящее время очень важны как для экономки страны,

так и для различных категорий граждан. Следовательно, определенный инте­рес

представляют и данные по итогам декларирования.

Декларирование гражданами своих доходов в том виде, в котором оно действует

се­годня, введено впервые с 1993 г. по доходам, получен­ным в 1992 г.

Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие

декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растет Количество

деклараций поданных в 1996 г. возросло по сравнению с 1993 г. в 3,3 раза.

Доля подоходного нало­га, уплаченного по декларациям от общей суммы

по­доходного налога выросла в 5,4 раза.

Однако далеко не каждый гражданин считает уплату налогов долгом чести и своей

конституционной обя­занностью.Оперативная информация налоговых органов

свиде­тельствует, что значительное число физических лиц ук­лоняется от подачи

деклараций, то есть от налогообло­жения своих доходов или скрывает их

истинные размеры.

Так, к 1 апреля 1996 г. декларации добровольно пред­ставили 2,2 млн. чел., а

в период с 1 апреля 1996 г. до 1 января 1997 г. налоговые органы заставили

представить декларации еще более 600 тыс. человек, что составляет 23% от

числа граждан, подавших декларации Об этом же говорят и следующие данные: за

занятие предпринимательной деятельностью без государственной регистрации, за

неподачу или несвоевременную подачу декларации, за искаженные данные в

декларации к административ­ному штрафу в сумме 39,6 млрд. руб. привлечено

230,1 тыс. человек. Кроме того, проверками достоверности декла­раций,

произведенными налоговыми органами, доначис­лено около 400 млрд. руб.

подоходного налога и санкций в связи с занижением (сокрытием) ими доходов. Но

это только то, что выявлено.

По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются

потенциальными платель­щиками подоходного налога около 6 млн. человек. Та­ким

образом, вне контроля находится значительная часть граждан. В основном это

так называемые «челно­ки» — как российские, так и иностранные граждане.

Например, в 1996 г. совместно с органами ФСНП проведено 27,3 тыс. проверок

физических лиц и доначис­лено 84,5 млрд. руб. налога. За этот же период по

опера­тивным данным 64 регионов при проведении рейдов в местах торговли были

привлечены к налогообложению иностранные граждане на общую сумму 32,9 млрд.

руб. В настоящее время всеми вопросами налогообложе­ния доходов и имущества

физических лиц занимаются всего 35 тыс. специалистов налоговых органов. #9

стр 30-31

Поступления в бюджет (составлено по #8 стр 9)

Курсовая: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики

Проблема безопасности функционирования налоговых органов

Сегодня наряду с проблемой чисто экономической — она касается собираемости

налогов — обострилась и пробле­ма, косвенно с ней связанная, — безопасности

функцио­нирования самих налоговых органов. За восемь месяцев те­кущего года

почти в два раза увеличилось число случаев угроз физической расправы с

налоговыми инспекторами, более чем в два раза, применение огнестрельного

оружия против них, в полтора раза — поджогов и уничтожения их личного

имущества.

То, что криминальное давление проявляется сегодня во всех сферах общественной

жизни, не является ни для кого секретом. Думается, однако, что особую

опасность оно пред­ставляет, когда оказывается по отношению к

государствен­ным органам, в частности — налоговым, выполняющим свои функции в

интересах всего общества. В этом случае, когда идет прямое противодействие

выполнению служебно­го долга работниками госналогинспекций, снижается

эф­фективность контроля за соблюдением налогового законо­дательства и

пополнением госбюджета за счет сбора налогов и других обязательных платежей.

Сама специфика работы налоговых органов предполага­ет возможность

возникновения конфликтных ситуаций. Как правило, они разрешаются в

установленном законом по­рядке, причем в подавляющем большинстве случаев

правы оказываются именно налоговые работники. Однако все чаще такие ситуации

трансформируются не только в угрозы ра­ботникам налоговых инспекций, но и

экстремистские про­явления. тяжкие преступления. К сожалению, подобные

примеры далеко не единичны.

Участились случаи мошенничества, когда преступные элементы под видом

работников налоговых органов осуще­ствляют «проверки» коммерческих структур,

требуют взят­ки и изымают деньги.

Нередки факты посягательства на имущество госнало­гинспекций, причем

связанное с документооборотом и об­работкой информации (печати, чековые

книжки, оргтех­ника, компьютерная техника). Только в Москве за после­днее

время были совершены четыре крупные кражи из на­логовых инспекций.

Все это вызывает тревогу. Аксиомой является то, что государство способно

справиться с любой криминальной ситуацией, хотя бы в силу того, что

располагает несравнен­но большими ресурсами и возможностями, чем все

пре­ступные структуры вместе взятые. Однако для такой победы над преступным

миром необходимо осознание опасности и конкретные усилия, подкрепленные

необходимым финан­сированием.

То, что с преступными проявлениями в сфере налого­вых взаимоотношений, с

попытками незаконного противо­действия работе налоговых инспекторов придется

бороться, было осознано еще в начале реформирования налоговой системы. Это

доказывает, в частности, факт создания нало­говой полиции.

Анализ результатов совместной работы налоговых орга­нов и органов налоговой

полиции говорит о повышении эффективности взаимодействия, особенно при

проведении совместных контрольных и других мероприятий по предуп­реждению,

выявлению и пресечению нарушений налогово­го законодательства. Не остаются

безнаказанными и прямые криминальные проявления по отношению к налоговым

работникам

Охрана зданий налоговых инспекций (составлено по #18 стр 26)

Сторожа и охр.фирмыФСНП и МВДНе охраняются
50% 38% 12%

Проблема безопасности имеет и еще один немаловаж­ный аспект. Дело в том, что,

как утверждают специалисты, сегодня в развитых странах конфиденциальная

финансовая информация по степени защищенности, а попросту говоря секретности,

превосходит любую другую, включая, на­пример, военную. Может ли наш

налогоплательщик, сдав, например, декларацию о доходах, быть уверен, что

све­дения о них попадут только в государственные руки и никому иному? Мало

что известно и о том, насколько продвинулись вперед налоговые органы в защите

информации в процессе ее компьютерной обработки, хранения и передачи.

На защиту безопасности функционирования на­логовой системы, информации,

связанной с налоговыми взаимоотношениями, усилий и средств жалеть не стоит.

Проблема требует пристального внимания. #18 стр 26

Налоговая полиция как гарант функционирования налоговой системы

Создание и развитие федеральных органов налоговой полиции происходит в

сложный исторический период становления в России новых социально-

экономических отношений и перехода к иным формам государственного управления.

На этом этапе неизбежно возникают и обостряются противоречия общественного

развития, обусловленные проводимыми экономиче­скими преобразованиями,

слабостью и неразвитостью рыночных институтов экономики и социальным

расслоением общества, а так­же распространением коррупции и ростом

преступности, переделом собственности, проникновением криминальных структур в

наиболее прибыльные отрасли производства.

Ослабление роли государственных институтов в регулировании экономических

отношений оказало влияние на снижение стабильно­сти финансовой системы

страны, которая во многом определяется устойчивым формированием доходной

части федерального бюдже­та. Именно федеральный бюджет, являясь источником

финансиро­вания соответствующих федеральных и региональных программ,

непосредственно влияет на обеспечение политической стабильности в обществе,

сохранение государственной целостности России, ус­пешное проведение

экономических и социальных преобразований.

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части

бюджета. Поэтому в эффективности работы государ­ственных органов по сбору

налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой

стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период

тенденции массового сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов постепенно

сфор­мировалось в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике. Для того,

чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и

развития общественных противоречий, которые могут в определенный период

времени трансформироваться в угрозу безопасности, а также эффективно

управлять этими про­цессами и воздействовать на них, государство должно

принимать меры экономического, политического и иного характера, соразмер­ные

величине угрозы.

Важное место среди таких мер принадлежит мерам правового и организационного

характера. Одной из целей их реализации являет­ся создание сил и средств

обеспечения безопасности, а также зако­нодательное и нормативно-правовое

обеспечение деятельности.

Принятые государством на первом этапе экономических преобра­зований

организационные и правовые меры по созданию и обеспе­чению деятельности

федеральных органов налоговой полиции яви­лись адекватной реакцией на

возникшую и имеющую тенденцию к увеличению угрозу экономической безопасности.

Федеральные органы налоговой полиции были образованы и осуществляют свою

деятельность как составная часть сил обеспече­ния экономической безопасности.

В настоящее время их деятель­ность непосредственно регулируется законом

Российской Федера­ции «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральным

законом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-

процессуальным законодательством и другими правовыми актами Российской

Федерации.

Федеральные органы налоговой полиции являются динамично развивающейся,

централизованной системой органов налоговой по­лиции, которые созданы и

выполняют возложенные на них обязан­ности во всех субъектах Российской

Федерации. Основные направ­ления их деятельности охватывают не только вопросы

борьбы с пра­вонарушениями в сфере налоговых правоотношений, но и связаны с

осуществлением ряда функций по выявлению, предупреждению и пресечению

нарушений валютного и финансового законодательства, а также по соблюдению

требований ряда других законодательных и нормативных правовых актов,

регулирующих отношения в различ­ных отраслях предпринимательской

деятельности.

Вместе с тем, анализ ситуации, сложившейся в сфере экономики и, в частности,

связанной с собираемостью налогов, пополнением доходной части,

свидетельствует, что в настоящее время налоговые правонарушения и

преступления по своим социальным и экономи­ческим последствиям, по их

взаимосвязи с другими экономическими преступлениями представляют собой

реальную угрозу экономиче­ской безопасности государства.

Эффективность деятельности федеральных органов налоговой полиции могла бы быть

более значительной, если бы они располага­ли достаточной правовой базой для

выполнения возложенных зако­ном обязанностей по борьбе с налоговыми

преступлениями и нару­шениями, а также связанными с ними экономическими

преступле­ниями.#2 стр 11

Задачи федеральных органов налоговой полиции

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохрани­тельными органами и

составной частью сил обеспечения экономи­ческой безопасности Российской

Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. №

5238-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Фе­деральным законом от 17

декабря 1995 г. № 200-ФЗ) «О федераль­ных органах налоговой полиции» задачами

федеральных органов налоговой полиции являются:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступ­лений и

правонарушений. О выявленных при этом других экономи­ческих преступлениях

органы налоговой полиции обязаны проин­формировать соответствующие

правоохранительные органы;

— обеспечение безопасности деятельности государственных на­логовых инспекций,

защиты их сотрудников от противоправных по­сягательств при исполнении

служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в нало­говых органах.

На федеральные органы налоговой полиции не могут быть воз­ложены другие, не

предусмотренные законом задачи.

На основе приведенных выше общих задач и имеющегося зако­нодательства

определяются задачи отдельных подразделений феде­ральных органов налоговой

полиции с учетом направлений их дея­тельности.

В частности, в задачи оперативных подразделений федеральных органов налоговой

полиции входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие налоговых

преступлений, а также выявле­ние и установление лиц, их подготавливающих,

совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от

орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного нака­зания;

добывание информации о событиях или действиях, создаю­щих угрозу

экономической безопасности Российской.Федерации.

Основные задачи следственных подразделений федеральных орга­нов налоговой

полиции включают: обеспечение экономической безо­пасности государства путем

быстрого и полного производства рас­следования по уголовным делам, отнесенным

законом к ведению фе­деральных органов налоговой полиции, привлечения к

уголовной от­ветственности лиц, совершивших преступления; возмещение

матери­ального ущерба, причиненного государству преступлениями; обеспе­чение

законности при производстве предварительного следствия по уголовным делам;

участие в профилактике преступлений и мероприя­тиях по повышению уровня

правовой культуры населения; анализ налоговой преступности, разработка на их

основе мероприятий и ре­комендаций по совершенствованию процессуальной

деятельности; выполнение в пределах компетенции федеральных органов налоговой

полиции следственных поручений, в том числе международных.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции основы­вается на

Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О федеральных

органах налоговой полиции» и иных законодательных актах Российской Федерации,

а также правовых актах республик в составе Российской Федерации, правовых

актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы

и Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области налогообложения и

правоохранительной деятельности, принимае-

мых в пределах их полномочий.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осущест­вляется на основе

принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина;

подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и

исполнительной власти Российской Фе­дерации; сочетания гласных и негласных форм

деятельности.#2 стр 15

Реформа налоговой службы

Ход экономической реформы обуславливает адек­ватные изменения не только

налогового законодатель­ства и системы налогов, но и организации

деятельно­сти Госналогслужбы России. В соответствии с поста­новлением

Правительства РФ «Вопросы Государствен­ной налоговой службы Российской

Федерации» от 11 марта 1997 г. № 269 осуществляется реформирование налоговой

службы.

За пять лет реформ в России прошла массовая при­ватизация, появились десятки

тысяч независимых пред­приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков

и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли

объемы внеш­ней торговли,

В изменившихся условиях стало чрезвычайно акту­альным создание качественно

новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных

пре­образований и масштабам российской экономической системы. Сложившаяся

ситуация показала, что и кон­тролирующие органы, и налогоплательщики

оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это стало особенно

очевидным в период проведения жест­кой финансовой политики, когда печатный

станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.

К сожалению, за семьдесят с лишним лет в стране а значительной степени была

утрачена налоговая культу­ра. Государство привыкло к тому, что налоговые

плате­жи поступают в бюджет автоматически. Граждане утвер­дились во мнении,

что налоги — это дело государства.

Можно с уверенностью сказать, что простое

«зак­ручивание гаек» при сборе налогов не дает сегодня ра­дикального результата.

Оно приведет лишь к углубле­нию противостояния налогоплательщика и государства.

Сегодня, вместе с реформой налогового законода­тельства, нужно провести и

глубокую реформу нало­говой службы. Эта реформа должна затронуть не толь­ко

налоговые органы, но, фактически, все российс­кое общество. Необходимо

добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противни­ками,

а партнерами в налоговой деятельности.

Степень готовности граждан к добровольному и со­знательному выполнению

налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько

беспристрастной, эффективной и действенной общественность считает налоговую

службу. Иными словами, речь идет о новом ее образе в глазах населения России,

который соответ­ствовал бы и новому характеру ее деятельности. Необ­ходимо

превратить налоговую службу в орган, который:

· действует в интересах всего общества, отдель­ных граждан и работает во

взаимодействии с ними;

· обеспечивает соблюдение равенства всех граж­дан и предприятий перед

налоговым законодательством,

· обеспечивает эффективное наполнение бюджета

· наряду со сбором и взысканием налогов, инфор­мирует и консультирует

налогоплательщиков, помо­гает им в осуществлении финансовой деятельности и

налогового планирования;

· принципиально, профессионально и бескомпро­миссно борется с

сознательными нарушениями нало­говой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели, начата ко­ренная реорганизация всей

системы Государственной налоговой службы. Она готовилась почти год. В

приня­той концепции учтен не только собственный опыт, но и все то, что

накоплено многолетней мировой прак­тикой налоговой деятельности.

Первая задача реорганизации — сосредоточить ус

и­лия профессионалов-налоговиков на тех сферах эко­номической деятельности, где

особенно велики резер­вы увеличения налоговых поступлений. Не секрет, что

10-15% налогоплательщиков обеспечивают до 80% налоговых поступлений. К числу

таких налогоплательщиковков относятся: интегрированные экономические структуры

— промышленно-финансовые группы, транснациональные структуры, крупные

корпорации; предприятия, занимающиеся производством

и оборотом алкогольной прод

укции; финансово-банковские струк­туры; крупнейшие

по масштабам своей деятельности предприятия общ

егосударственной значимости.

с этими группами налогоплательщиков в системе налоговых органов создаются

специализированные службы налогового контроля. Работники этих структур будут

а деталях знать специфику соот-ветстпующего вида деятельности и оперативно

конт­ролировать хозяйственную ситуацию. Они будут распо­лагать эффективными

методами и средствами для на­логовою контроля и взыскания платежей с

подконт­рольных им налогоплательщиков. Эти службы будут согласованно

действовать на всех уровнях от район­ной налоговой инспекции до

Госналогслужбы России.

· Вторая задача заключается в создании принципи­ально новых

технологий налоговой деятельности, ос­нованных на применении компьютерных сетей

и баз данных. Намечается оснастить органы налоговой сис­темы современной

компьютерной техникой, связав их с действующими национальными и международными

информационными сетями. Предполагается создать общегосударственную систему

учета налогоплательщи­ков и контроля их деятельности, связав ее уже в

бли­жайшей перспективе с базами данных МВД, налого­вой полиции, таможенного

комитета, других органов. В дальнейшем эти связи будут расширены.

Решение этой задачи обеспечит не только точный учет, регистрацию

налогоплательщиков и постоянный контроль за уплатой налогов. Возникает

возможность одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к справочной

информации по вопросам налогообложения, а в перспективе — перейти к

компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.

· Третья задача — качественное совершенствование методики

налоговой деятельности.

Чтобы обеспечить постоянную организационно-методическую поддержку налоговых

инспекций, созда­ются зональные органы Госналогслужбы.

Предусматривается оперативное формирование ра­бочих групп специалистов для

проведения комплексных налоговых проверок. Особое внимание будет уделено

работе с нарушителями налоговой дисциплины. Все они будут подвергаться

постоянному углубленному нало­говому контролю. Специальная служба создается

для серьезного изучения методов уклонения от уплаты на­логов и принятия

соответствующих контрмер.

Еще одно новшество — организация работы «учас­тковых» налоговых инспекторов,

которые будут знать своих налогоплательщиков «в лицо». Единый комплекс четких

регламентов, по которым будут работать все налоговые инспекторы страны,

поможет исключить разночтения и недоразумения при трактовке налого­вого

законодательства.

Создастся также система внутреннего инспектиро­вания и аудита для постоянного

контроля за правиль­ностью действий налоговых органов.

Все эти меры позволят качественно изменить со­держание оперативной работы

налоговых органов и значительно повысить ее эффективность. .

Четвертая задача заключается в подготовке и реа­лизации Государственной

программы пропаганды на­логовой культуры и налогового воспитания. Основные цели

этой программы:

· поставить воспитание налоговой культуры и при­витие «налоговой

грамотности» таким образом, что­бы они стали неотъемлемой составной частью

систе­мы образования, начиная с первых классов школы;

· сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о

налоговом законодатель-стае, порядке исчисления и уплаты налогов;

· выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и

других органов налоговой сис­темы, сделав их доступными для граждан,

обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным

образом имидж налогового инспектора;

· создать эффективную систему профессионального консультирования

налогоплательщиков;

· использовать все возможные средства для посто­янного и повсеместного

разъяснения гражданам по­ложений налоговой политики государства, убедить их в

необходимости и выгодности добровольного и со­знательного соблюдения

налогового законодательства.

Пятая задача состоит в резком повышении профессионального и кадрового

потенциала налоговой служ­бы. Нужно резко повысить статус налогового служа­щего

и сделать работу в органах налоговой службы со­циально престижной и

профессионально привлека­тельной. Необходимо создать такие условия работы в

налоговых органах, которые сводили бы к минимуму возможности для

профессиональной недобросовестно­сти или коррупции.

Предполагается, в частности, значительно усилить кадровый потенциал налоговых

органов за счет наиболее надежиых и опытных людей, покидающих ряды

вооруженных сил в процессе военной реформы. В то же время налоговые органы

будут решительно избавляться от некомпетентных работников и от тех, кто не

хочет учиться работать по-новому.

Решение перечисленных задач уже осуществляется. Начата радикальная реорганизация

Государственной налоговой службы.#4 стр 27

Реформа налоговой системы

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она

представдяет собой слож­ный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный

с состоянием экономики.

Задачи налоговой системы меняются с учетом

по­литических, экономических и социальных требова­ний, предьявдяемых к ней.

Налоги из простого инст­румента мобилизации доходов бюджетов государства

превращаются в основной регулятор всего воспроиз­водственного процесса, впияя

на все пропорции, тем­пы и условия функционирования экономики.

Посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального

дохода в странах с развитой рыночной экономикой: от 10-15% в 30-х годах до

50% и более в последние десятилетия.Вот почему так важно на современном этапе

развития обратить внимание на проблемы совершенствование налоговой системы

России.

Одной из важнейших налоговых проблем явля­ется упрощение налоговой системы

России. Конеч­но, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране

мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская

налоговая система, как нам кажется, наиболее сложна.

Наметилась в последние годы тенденция к опе­режающему росту региональных и

местных нало­гов по сравнению с федеральными налогами. При­чиной явился

поворот экономики развитых стран на социальную ориентацию, с передачей

социаль­но-ориентированных отраслей местным органам управления. В настоящее

время основным направле­нием деятельности в сфере налогообложения Рос­сии

является приведение ее в соответствие с усло­виями развития общества и

стоящими перед госу­дарством задачами.

Налоговая система РФ создана только в 1992 г., и строго говоря, в настоящее

время находится только в процессее апробирования и создания первоначальных

предпосылок для новой налоговой системы. Введение На­логового кодекса должно

стать завершающим эта­пом в формировании налоговой системы Российс­кой

Федерации.

В будущем Налоговом кодексе необходимо пре­дусмотреть отмену многих налогов,

которые мож­но охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные. В

проекте Налогового ко­декса по существу запрещены налоги, взимаемые с

выручки: налог на пользование автомобильными порогами, на содержание сферы

социального и культурного обеспечения. Должны быть отменены налоги, затраты на

взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за уплатой

которых затруднен или невозможен.

Предполагается также объединить налоги, име­ющие сходную налоговую базу и

аналогичный кон­тингент налогоплательщиков: например, в сфере налогообложения

природных ресурсов действуют платежи эа право пользования этими ресурсами,

акциэы на минеральные ресурсы, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой

базы.

Ряд налогов подлежит принудительному рефор­мированию. К таким налогам

относится налог на недвижимость.

При определении основных направлений феде­ральной налоговой политики следует

исходить из особой важности стимулирования роста производ­ства и его

качественного параметра. В основе при­оритетов также должно быть заложено

решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров

народного потребления, тор­говли и бытового обслуживания населения.

Требуют дальнейшего глубокого осмысления и практического применения вопросы

льгот по на­логу на прибыль, введения дифференцированных налоговых ставок для

создателей и перераспределителей национального богатства: дальнейшего

со­вершенствования подоходного налога в условиях инфляции; налога на

имущество.

В продолжение налоговой реформы главное сей­час — усиление стимулирующей

предприниматель­ство функции налогов, поощрение товаропроизво­дителей,

осуществление региональной экономичес­кой политики и устранение противоречий в

дей­ствующем законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике

является ста­бильность налогового законодательства. Корректи­ровка налоговой

системы, особенно в переходный период развития общества, — естественный и

не­избежный процесс. Тем не менее осуществлять его нужно безболезненным для

налогоплательщиков способом. Недопустимо вносить изменения в нало­говое

законодательство каждые два-три месяца. Нужно анализировать ситуацию,

накапливать не­обходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмо

трение вместе с бюджетом, вводить с пер­вого января следующего года и уж ни

в коем слу­чае не задним числом, как это бьио неоднократно. Д в настоящее время

ежегодно вносятся и пере­сматриваются на федеральном уровне десятки

за­конодательных актов по налогам. Сроки изменения тех или иных налогов не

соответствуют показате­лям утвержденного бюджета, поэтому нарушается главное

требование, необходимое для эффектив­ного и бесперебойного функционирования

налого­вого механизма: устойчивость и предсказуемость законодательства,

касающегося налогообложения юридических и физических лиц, ибо нестабиль­ность

налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных

инвесторов.

Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы

необходимо приве­сти в порядок всю систему не только законода­тельных, но и

подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. В настоящее

вре­мя таких нормативных актов существует (по разным подсчетам) от 600 до

800. Причина этого — огромное число налогов и ведомств, имеющих право

издавать документы, касающиеся налоговых законов и трак­тующих их по разному.

Нередко даже инструкции по налогам подправляют налоговые законы,

Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по

полной мобили­зации в бюджеты всех уровней налоговых поступ­лений. Особо важно

подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогооблажения было и

остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо

зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное

внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расшире­нию

налогооблагаемой базы, в том числе и с по­мощью налогов, которые могут оказывая

стимулирующее влияние на ее налогообложение. Налоговый механизм должен

взаимодействовать с кредитно-банковской политикой, процентными ставками,

предоставяять определенные преимущества

финансовым, кредитным

учреждениям и предприятиям, использующим

долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

Особого внимания требует тактика перехода к усовершенствованной налоговой

системе. Коренная перестройка имела бы для кашей налоговой систе­мы и

экономики отрицательные последствия. Пе­риод адаптации к новой налоговой

системе требует определенного времени. И, если даже новая налого­вая система

будет превосходить старую, первый год ее применения будет сопровождаться

колоссальными потерями для бюджетов всех уровней. Выдержать та­кой удар может

только экономика, обладающая зна­чительными финансовыми резервами, какими

наша экономика в настоящее время не обладает.

Поэтому в текущей ситуации акцент должен быть сделан на совершенствовании

системы нало­гообложения предпринимателей, обеспечении тем­пов роста

налогооблагаемой базы, изменение ста­вок и льгот.

Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более

нейтральной по отноше­нию к отдельным участникам экономической дея­тельности,

не только составит дополнительные ба­рьеры перед злоупотреблениями и

коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.

Однако льготы, связанные со структурной пе­рестройкой экономики и

стимулированием инвес­тиций, необходимо сохранить. В этих условиях льго­ты

должны иметь временный и направленный ха­рактер, и, что особо важно, льготы

должны да­ваться участникам экономической деятельности, а не отдельным

регионам и территориям.

Объективное налоговое

планирование не может не учитывать такой важный экономический фак­тор, как

инфляция. Между налогами и инфляцией существует тесная многосторонняя связь,

т.к. оба эти метода выступают в качестве основных инст­рументов

перераспределения государством ВВП и НД, за счет

которых оно формирует свои доходы.

С одной стороны, эта связь обратная: рост нало­гов приводит к сокращению

платежеспособного спроса, что ослабляет инфляционных процесс. С другой

стороны, рост налогов, особенно косвен­ных, может усилить инфляцию, так как

ведет к росту цен потребительских товаров. А инфляция обесценивает не только

доходы населения, но и государства, что усиливает налоговый гнет на

на­селение.

Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию

развития экономики и социаль­ного прогресса в стране. Совершенствование

нало­говой системы Российской Федерации позволит быстро и надежно решить

практически все вопро­сы, мешающие стране нормально и достойно раз­виваться

.#9 стр 23

Заключение

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она

выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства,

определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим

необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым

общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества

налогов, льгот и т.д. ,несомненно,играет отрицательную роль, особенно в

период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также

препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность

налоговой системы на сегодняшний день-главная проблема реформы

налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию

налоговой системы:обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым

налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и

осмысленный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но

ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно

неразумно не удделять первостепенное внимание специфике экономических,

социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути

реформирования своего народного хозяйства.

Основные показатели контрольной работы Госналогслужбы РФ(составлено по:#8 стр

18)

Содержание показателей1995 г.1996 г.1997 г-. к 1995 г.
Поступило в бюджет и государствеиныс внебюджетные фонды (млрд.руб.)397 196527497в 1,3 рааа
Дополнительно начислено проверками налогов и других платежей (млрд.руб.)53 338165 100в 3,1 раза

в % к сумме поступлений в бюджет

13,4%31,3%+17,9 пункта

Из них: доначислено проверками (млрд.руб.)

уменьшено (млрд.руб.)

57 925

4 587

172000 6900

в 3,0 раза

в 1,5 раза

Из суммы дополнительно начисленных платежей: предъявлено финансовых санкций (млрд.руб.) 46 510152600в 3,3 раза
в%80,3%

88,7%

+ 8,4 пункта

Из суммы доначисленных платежей юридическим лицам выявлено:

документальными проверками (млрд.руб.)

3106249400в 1,6 раза
в%53,6%28,7%-24,9 пункта
камеральными проверками (млрд.руб.)27292122600в 4,5 раза
в%46,4%71,3%+24,9 пункта
Из доначисленных платежейжей взыскано (млрд.руб.) 1669222200в 1,3 раза
в%31,3%13.4%-17,9 пункта
Количество плательщиков-юридическихлиц, поставленных на учет (тысяч)25532 715106%
из них проверено документально (тысяч)92784391%
в%36,3%31,1»-5,2 пункта
Доначислено платежей на одного документально проверенного плательщика (млн.руб.)33,558,6в 1,7 раза

Привлечено к административной ответственности: а) должностных лиц (тысяч)

б) физических лиц (тысяч)

533

379

410

539

77%

142%

Сумма наложенных административных штрафов (млрд.руб.)107,8201ц 1,9 раза
Количество случаев приостановления операций в финансово-кредитных учреждениях (тысяч)46143193%
Количество материалов направленных в правоохранительные органы (тысяч)101,2148,9

в 1,5 рада

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 27 декабря

1991 года №2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

2. Григорьев В.Н , Кучеров И.И. Налоговая полиция. Правовое регулирование

деятельности.- М.: Изд-во “Юринфор“,1998г.-252с.

3. Ильин В. Налоги, которые нас ожидают в 1998 году. О фискальном

суверенитете и налоговом управлении финансами // Зеркало недели. - 1997. -

N6. - С.12.

4. Левин А.Н.Налоговая реформа //Финансы 1997 №12 стр 27-30

5. Мартынов А.В. Решить проблему неплатежей //Финансы -1997 №10 стр 31

6. Мартынов А.В. О структуре налоговой инспекции //Финансы 1997 №6 стр 45

7. Назначения по платежам в федеральный бюджет выполнены // Финансы 1997

№3 стр 19

8. Павлов В.А. Предстоит решать сложные задачи //Финансы 1997 №3 стр 9

9. Павлов. Л.П .Проблемы совершенствования налогообложения в Российской

Федерации //Финансы 1998 №1 стр23-26

10. Пансков В. Налоги и налоговая политика-96. // РЭЖ 1996 №1 стр 14

11. Попонова Н.А. Некоторые аспекты налогового планирования в развитых

странах.//Финансы 1997 №8

12. Пуртов В.А. Бюджет и налоговая служба //Финансы 1997 №1 стр 19

13. Рагимов С.Н. Размышления о налоговом бремени // Финансы 1997 №3 стр 13

14. Итоги и планы // Финансы 1997 №3 стр 16

15. Семёнов А.В. Налоги и региональные бюджеты //Финансы 1996 №12 стр 26-27

16. Споры с налоговой инспекцией – М.: изд-во “Приор”,1998.-112c

17. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического

регулирования. – М.:”Финансы и статистика”, 1996г.-222с.

18. Телятников Н.Б. Налоговым органам – гарантии безопасности//Финансы 1997

№11 стр 26

19. Юмаев М.М. соблюдение экономических критериев эффективности налоговой

системы //Налоговый вестник 1998 №2 стр 22-24

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.