РУБРИКИ

Курсовая: Принципы распределения и дифференциации доходов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Принципы распределения и дифференциации доходов

составили 55% от уровня 1990 г., хотя уже в 1997 г. они достигали почти 73,5%

уровня 1990 г. При этом реальные доходы упали менее значительно, чем реальная

начисленная заработная плата и реальный размер назначенных месячных пенсий.

Их уровень составляет 41% и 37%, соответственно, от уровня 1990 г.

Парадоксальный, на первый взгляд, результат, заключающийся в том, что ,

казалось бы, определяющие компоненты душевого дохода понизились более

существенно, чем сам доход, объясняется просто. Действительно, в 1990г.

суммарная доля оплаты труда и социальных трансфертов составляли 88,8%

денежных доходов населения : 74,1% - оплата труда и 14,7% - социальные

трансферты. К 1995 г. суммарная доля оплаты труда и социальных трансфертов

понизилась до 50,9% (из них 37,8% - оплата труда и 13,1% - социальные

трансферты) и стабилизировалась на уровне 51% - 55%. В 1998 г. эта доля

составила 52,9% (38,7% - оплата труда и 14,1% - социальные трансферты).

Снижение в денежных доходах населения удельного веса оплаты труда и

социальных трансфертов связано целиком и полностью со снижением доли оплаты

труда с 74,1% в 1990г. до 38% - 40% в 1998 - 2000г.г. за счёт роста за тот же

период времени долей доходов от собственности - с 2,5% до 7,4%, от

предпринимательской деятельности - с 3,8% до 14,5%, и "других" доходов с 4,9%

до 26% - 27% (удельный вес социальных трансфертов оставался, практически,

стабильным, варьируясь в диапазоне 13,1% - 16,3%).

Начиная с 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда" включён объём скрытой

заработной платы, ранее учитываемый в статье "другие доходы ". В результате

пересчёта доля оплаты труда в денежных доходах населения " возросла " в 1998,

1999, 2003 гг. до 64,8%, 64,2% и 63,5%, соответственно. После пересчёта доля

оплаты труда "возрастёт "и в 1990г., составив (по аналогии с 1999 и 2003 гг.)

77% - 78%. Таким образом, если до пересчёта удельный вес оплаты труда в

денежных доходах населения за период с 1990г. по 2003г. уменьшился почти

вдвое (в 1,95 раза), то с пересчётом - только в 1,18 раза. Другими словами,

при учёте скрытой заработной платы в показателе "оплата труда" реальная

начисленная заработная плата в 2003 г. будет составлять 65,0% её уровня в

1990 г.

Таким образом не столь значительное (за 13 лет социально -экономических

преобразований) снижение реальных располагаемых денежных доходов населения РФ

(в 1,8 раза), по сравнению со снижением реальной среднемесячной, начисленной

заработной платы (без учёта скрытых форм заработной платы - в 2,5 раза) и

снижением реального размера назначенных месячных пенсий (в 2,7 раза),

объясняется компенсирующим воздействием роста суммарного удельного веса

доходов от собственности, доходов от предпринимательской деятельности и

"других доходов" в денежных доходах населения. Суммарная доля первых двух

видов дохода возросла в 3,5 раза - с 6,3% в 1990 г. до 21,9% в 2003г, а доля

"других доходов" выросла в 5,4 раза - с 4,9% до 26% - 27%, что и позволило

(после включения почти полного объёма

этого вида доходов в виде скрытой заработной платы в состав показателя

"оплата труда") значительно увеличить показатель "реальная среднемесячная

начисленная заработная плата" в 2003г. по сравнению с 1990 г., подняв его с

41% до 65%. Тем самым значительно увеличивается доля заработной платы и в ВВП

Абсолютного минимума реальные располагаемые денежные доходы населения

достигли во втором квартале 2002г. - 51% от уровня 1990гг. Первое полугодие

2003 года, также как и второе полугодие 2002 года, характеризовалось стойким

ростом как номинального, так и реального располагаемого денежного дохода

населения. Так денежные доходы на душу населения в апреле 2003 г. составили

1934 руб. в месяц, на 28,7% превысив номинальные среднедушевые денежные

доходы населения в апреле 2002 г. и на 108% - среднедушевые денежные доходы

населения в апреле 2001 г.

Иная картина возникает в результате анализа динамики реальных располагаемых

денежных доходов населения. Несмотря на то, что с апреля

2002 г. по апрель 2003 г. наблюдался постоянный (за исключением обычных

скачков в декабре-январе, связанных с окончанием финансового года) рост

реальных располагаемых денежных доходов населения, который составил за

последние 12 месяцев 8,0%, процесс преодоления последствий резкого

падения реальных располагаемых денежных доходов населения, имевший

место в 2002 г. и первом квартале 2003 г., далёк от завершения. Так в апреле

2003 г. реальные располагаемые денежные доходы населения составили лишь

81% от их величины в апреле 2002 г. и только 73% их значения в декабре

(сезонный фактор элиминирован) 2001 г.

Основными макроэкономическими факторами роста реальных денежных доходов

населения в течение последних 12 месяцев являлись:

• рост валового внутреннего продукта на 5,4%; снижение

уровня

инфляции - индекс потребительских цен в апреле 2003 г. по отношению

к апрелю 2002 г. составил 120%

• (для сравнения: индекс потребительских цен за 12 месяцев с апреля 2001

г. по апрель 2000 г. был на уровне 213%), более того в первые четыре

месяца 2003 г. средняя месячная инфляция не превышала 1% ( была на

уровне 0,8%)

Денежные доходы средней российской семьи составляют 85,9% её валового дохода,

который включает и натуральные поступления (из личного подсобного хозяйства,

от государства, предприятий и организаций: плодов и предметов для личного

потребления (9,1%) и в виде дотаций, льгот и субсидий (1,3%)).

В первом квартале 2003 г. доля населения с душевыми доходами на уровне или

ниже прожиточного минимума составила 41,1% . Как показали исследования,

семьи, душевой доход которых не превышает 40% прожиточного минимума (р,

голодают не в смысле невозможности питаться на уровне рекомендаций

продовольственной корзины прожиточного минимума (ПМ) (продовольственная

корзина ПМ включает достаточно разнообразный социально приемлемый набор

продуктов, сбалансированный по энергетической ценности, белкам, жирам,

углеводам, микроэлементам и витаминам), а в самом прямом смысле этого слова,

т.е. семьи не могут

позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов

питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью утолить

голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И это не

удивительно - весь душевой денежный доход в среднем по таким семьям не

превышает 60% продовольственной корзины ПМ. Если до кризиса доля населения в

таких семьях составляла по регионам от 1,2% до 4% населения, во время кризиса

она подскочила до величины в 16,9% населения. Действие адаптационных

механизмов населения и меры, предпринятые государством и региональными

администрациями по социальной поддержке населения, позволили снизить долю

голодающего населения до привычных 2,9%.

Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая

социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство

регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство

одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого

дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в

них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары

и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая

межрегиональная дифференциация прожиточного минимума. Так, например,

стоимость ПМ в Чукотском АО в 5,4 раза выше, чем в Ульяновской области, и 2,3

раза - чем, например, в Москве. А в Москве стоимость ПМ более чем в 2 раза

превышает стоимость ПМ в Татарстане.

Различия в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически, одного

и того же набора благ и услуг (или мало различающихся наборов), т.е. различия

в покупательной способности рубля. Тогда отношения региональных среднедушевых

денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой индикаторы,

которые создают базу для сравнения регионов по реальному содержанию душевых

доходов, по их покупательной способности. Назовём эти индикаторы

нормированными среднедушевыми денежными доходами (НСДД). Чем больше величина

НСДД, тем больше прожиточных минимумов можно купить на среднедушевой денежный

доход, тем выше его реальное содержание при пространственном, т.е.

межрегиональном сравнении.

Дифференциация регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону единой

покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения - одной из

важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина НСДД в

Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД в

Агинском Бурятском А.О. Если исключить из рассмотрения эти крайние точки,

как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине

уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О.

больше НСДД в Корякском А.О. . После исключения и этих вторых по порядку

крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково

соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне

высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным

случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных

регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к которой

все уже привыкли и воспринимают как должное. Резюмируя сказанное в настоящем

разделе можно сделать следующие выводы:

Одним из результатов последних десяти лет социально - экономических

преобразований в РФ стало снижение реальных располагаемых доходов населения в

1,8 раза. Во втором квартале 2003 г. они составили 55% от уровня 1990г.

Абсолютного максимума реальные доходы населения достигли в 1997г., когда они

составляли 73% от уровня 1990г., абсолютного минимума - во втором квартале

1999г. - 51% от уровня 1990г. Последние 12 месяцев характеризуются

невысокими, но устойчивыми темпами роста реальных располагаемых денежных

доходов населения. Однако, докризисный уровень ещё далеко. Отсутствие какой

бы то ни было стратегической линии в социальной политике по поддержке доходов

населения привело к тому, что доля малообеспеченного населения (

малообеспеченными считаются все, чьи душевые доходы ниже стоимости ПМ),

снизившаяся было с 1992г. когда она составляла 33,6%, до 20,8% в 1997г., за

последние 2 года и три месяца возросла до 36% (41% по новой методике

исчисления ПМ).

Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный

Президентом РФ 17 июля 1999г. Федеральный закон " О государственной

социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически (за

исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в

соответствии со своим региональным законодательством) оказывается мало.

4.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная

дифференциация

В апреле 2003г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в

экономике равнялась 323,4 руб., что в реальном выражении составило 41% от

уровня 1990 г. Доля оплаты труда в денежных доходах населения за этот же

период времени снизилась почти вдвое - 74,1% в 1990 г. до 38%-40% в 2003.

Соответственно снизилась доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте. Так

в 1990г. она составляла 42% ВВП, а с 1993г. варьировалась в диапазоне 29% -

32%. В 2003г. доля оплаты труда в ВВП составила 31%.Следует отметить, что сам

ВВП за этот период снизился почти вдвое и в 2000г. составил 55% от уровня

1990 г. С 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда" включается объём скрытой

заработной платы, учитываемый раньше в статье "другие доходы". В этом случае

доля заработной платы в денежных доходах населения увеличивается до 63,5% -

65%, что уже не так сильно отличается от этого показателя в 1990г. (77%-78%),

пересчитанного соответствующим образом. Более приемлемым становится и

удельный вес оплаты труда в ВВП. В 1996 - 1998гг. он уже составляет 49%,

снижаясь в 2003г. до 42%. Совершенно очевидно, однако, что скрытые формы

оплаты труда, которые так улучшили отчётные макроэкономические показатели,

имеют место в негосударственном секторе экономики, где зачастую

в

отчётности отражаются фиктивные ставки заработной платы, ориентирующиеся на

уровень оплаты труда в бюджетной сфере. Сама заработная плата, на порядки

превосходящая эти фиктивные ставки, не фиксируется ни в какой отчётности.

Часто бывает и так, что работник вообще не включается в списочный состав

организации и его заработная плата никак не отражается в бухгалтерской

отчётности, даже на фиктивном уровне. Всё это свидетельствует о том, что, по

крайней мере, работники бюджетной сферы ощущают снижение удельного веса

оплаты труда в ВВП именно до 31%, а работники негосударственного сектора

экономики - более чем пятикратное увеличение доли статьи "другие доходы" в

денежных доходах населения.

Номинальная среднемесячная заработная плата работника за последние два года

более чем удвоилась (выросла на 102%), однако реальная среднемесячная

заработная плата в апреле 2003 г. составила лишь 79% её величины в апреле

2002.

Вместе с тем в течении последних 12 месяцев сложилась тенденция роста

реальной среднемесячной заработной платы одного работника (за

исключением обычных её скачков, связанных с концом финансового года в декабре

- январе каждого года). Годовой прирост реальной среднемесячной заработной

платы одного работника составил 23,6%. Много проблем связано с различиями в

заработной плате работающих в частном секторе экономики и работников

бюджетного сектора. Заработная плата в бюджетном секторе экономики составляет

около 60% средней по РФ заработной платы. Это соотношение связано, в первую

очередь, с заработной платой работников социальных отраслей экономики, таких

как: образование, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное

обслуживание.

Несколько особняком располагается государственная служба, средняя заработная

плата работников которой на 30% выше средней заработной платы в частном

секторе экономики и почти в два раза превосходит среднюю заработную плату

работников социальных отраслей. Так средняя заработная плата работников

образования составляет 41%, здравоохранения - 45%, культуры и искусства -

49%, науки и научного обслуживания - 60% от средней заработной платы

работников государственной службы. Правда, если принять во внимание все

источники заработной платы, в том числе вторую, третью и т.д. работы,

коммерческие источники получения доходов, то уровень заработной платы

отдельных отраслей социальной сферы существенно приблизится к уровню оплаты

труда работников государственной службы. Так, например, в отраслях культуры и

искусства средний уровень оплаты труда составит уже 80%, а в здравоохранении

-58% от среднего уровня заработной платы государственных служащих. Однако, в

науке и научном обслуживании и образовании прирост средней заработной платы

за счёт дополнительных источников не превышает 2% - 3%

Во втором квартале 2003. реальный размер начисленной среднемесячной

заработной платы работника составил 41% от уровня 1990г. За эти годы период

доля оплаты труда в ВВП снизилась с 42% до 31%. При учёте скрытой заработной

платы из статьи "другие доходы" в статье "оплата труда" доля

оплаты труда в ВВП в 2003. "возрастает" до 42% , а в 1996, 1997 и 1998гг.

составляет даже 49%. Но для работников государственного сектора экономики

"скрытая заработная плата" является скорее исключением, чем правилом, в связи

с чем для них доля "оплаты труда" в ВВП составляет именно 31%.

Последние два, два с половиной года средняя заработная плата работников более

высоких децилей в ряду распределения численности работников по заработной

плате росла более высокими темпами, чем средняя заработная плата более низких

децилей. В связи с этим увеличивалось расслоение населения по уровню душевого

дохода и во втором квартале 2003. удельный вес малообеспеченного населения

достиг 41%.

4.4. Доходы населения

Бюджетные проектировки 2004 года определяют рост реальных денежных доходов

населения на 7-8% (по сравнению с 2003 годом), что позволит несколько

превзойти уровень 1997 г. и составит 70-75% уровня 1991 г. При этом прирост

зарплаты составит 8,0-9,5%.

Предложенные показатели их увеличения в проекте федерального бюджета основаны

на следующих проектировках:

• минимальный размер оплаты труда на 2004 год планируется в

размере 600 рублей в месяц;

• прогнозируемая среднегодовая величина прожиточного минимума

трудоспособного населения в 2004 году (по данным Минэкономразвития

России) составит 2730 рублей, пенсионеров - 1900 рублей, детей - 2445

рублей; в 2004 году предполагается пересмотреть потребительскую корзину,

что повысит величину прожиточного минимума ориентировочно на 10

процентных пункта;

• расчетное соотношение между минимальным размером оплаты труда

и среднегодовой величиной прожиточного минимума трудоспособного

населения на 2004 году составит 22,0%; это несколько выше, чем в 2003 году,

но значительно ниже, чем в 2002 году (24,4%);

• доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного

минимума в 2004 году прогнозируется примерно на уровне 20,5 - 21,5% от

общей численности населения (по сравнению с ожидаемой величиной 22,5% в

2003 году). В случае же законодательного пересмотра потребительской

корзины можно ожидать увеличения показателей бедности примерно на 5

процентных пункта.

На повышение тарифных ставок (окладов) ETC работников федеральных

государственных учреждений в проекте федерального бюджета на 2004 год

предусмотрено свыше 42 млрд.рублей в расчете на год, а бюджетам субъектов

Российской Федерации и местным бюджетам потребуется изыскать дополнительно к

2003 году порядка 90,2 млрд. рублей.

Однако в Фонде софинансирования социальных расходов федерального бюджета на

2004 год, через который в предыдущие годы выделялась

финансовая помощь субъектам Российской Федерации на повышение

заработной платы работникам организаций бюджетной

сферы, соответствующие средства не предусмотрены.

В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение

оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального

налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из

федерального бюджета, в общих расходах федерального бюджета, составит в 2004

году 19,1%.

Предполагается, что реализация данных бюджетных проектировок позволит

компенсировать рост цен на товары и услуги в 2004 году. Это означает, что

достигнутый в 2003 году уровень покупательной способности заработной платы

работников бюджетной сферы сохранится в 2004 году, а поэтому сколько-нибудь

серьезного снижения уровня бедности данной категории населения не произойдет.

Кроме того, по-прежнему сохраняются существенные различия в уровнях

заработной платы по отраслям экономики. Средняя заработная плата работников

образования, здравоохранения, культуры, органов социального обеспечения в

2004 году не превысит 60% от средней заработной платы в промышленности и

сохранит свою крайне низкую покупательную способность.

Более того, в проекте федерального бюджета на 2004 г. не предусмотрен

очередной этап повышения ставок и окладов работников бюджетной сферы при

постоянном отставании их заработков от роста прожиточного минимума.

В этой связи важно отметить следующие принципиальные моменты. Размеры

заработной платы, пенсий и социальных выплат в связи с временной или

постоянной утратой трудоспособности, безработицей, виды и качество доступной

медицинской помощи определяют базовые характеристики социальной политики

государства, эффективность ее бюджетных механизмов, типы воспроизводства

населения: простого, суженного или расширенного.

При этом определяющее значение для формирования бюджетов государственных

внебюджетных социальных фондов имеет заработная плата. Это связано с тем, что

заработная плата является базой исчисления единого социального налога и

страховых взносов в Пенсионный, медицинские фонды и Фонд социального

страхования.

В этой связи характеристики заработной платы (ее доли в ВВП и в доходах

населения), динамика роста и показатели распределения по группам населения

позволяют оценить возможности и перспективы роста величины пенсий и пособий,

виды и объемы медицинской помощи.

Благоприятные тенденции в экономике страны в последние четыре года

положительно сказались на общих макроэкономических показателях доходов и

уровне жизни населения. В течение 2000-2003 годов отмечен реальный рост

денежных доходов населения, включая заработную плату, который составил около

10% в год. Однако данная тенденция во многом объясняется опережающими темпами

доходов у состоятельных граждан, доля которых составляет примерно только

пятую часть населения. На другом полюсе значительная по численности бедная

часть населения, доходы которого ниже прожиточного минимума, а также

нуждающиеся группы с доходами,

незначительно превышающими прожиточный минимум.

С апреля 2002 года по апрель 2003 года в группе состоятельных граждан рост

средней месячной прибавки составил 3300 рублей, а в группе бедной части

населения величина прибавки составила всего 116 рублей в месяц. Поэтому для

группы бедных и нуждающихся граждан, доходы которых в полтора-два раза меньше

средних по стране (а они составляют большую часть населения) размеры пенсий и

пособий, которые находятся в зависимости от заработной платы и частично ее

замещают, также будут ниже уровня прожиточного минимума или незначительно его

превышать. Это является основной причиной консервации замкнутого круга

проблем: низкая заработная плата может воспроизвести только низкие по размеру

пенсии и пособия.

Особенно обостренна проблема низкой заработной платы, пенсий и пособий в

региональном разрезе. Так, в 2002 году в Ивановской области, Ингушской

Республике, Агинско-Бурятском, Коми-Пермском, Эвенкийском и Усть-Ордынском

Бурятском автономных округах подавляющая часть населения (70-90%) имела доходы

ниже прожиточного минимума. В целом по стране в 58 субъектах Федерации доля

только бедных слоев населения находится в диапазоне 25-50% (см. таблицу 1).

При этом, наиболее массовую группу бедных (две трети) составляют

домохозяйства с работниками. Из них почти половина приходится на малодетные

семьи (1-2 ребенка) с двумя работающими родителями и одиноких трудоспособных

граждан, которые ранее (в дореформенный период) не относились к

малообеспеченным группам населения.

Следует отметить и низкий средний уровень доходов населения. Так, по оценкам

специалистов величина среднедушевого дохода 80% россиян составила примерно

2,2-2,4 тыс. рублей в месяц, что соответствует только физиологическому

прожиточному минимуму. Это в свою очередь ограничивает финансовые возможности

бюджетов всех уровней, так как за счет населения формируется около 70% всех

налоговых поступлений.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции

социальной политики и бюджетного регулирования, является оптимальная (и

необходимая) доля заработной платы в ВВП, которая законодательно

резервируется на все виды обязательного социального страхования.

Практика развитых стран использует несколько моделей распределительной

политики. Для одних стран (Германия, Франция, Швеция, Италия) это соотношение

следующее: 60-70% идет на текущую заработную плату (при этом объем чистой без

налогов заработной платы, выплачиваемой работникам, составляет 22-30% ВВП), а

20-30% резервируется на всю совокупность видов социального страхования (что

составляет от 18 до 34% ВВП).

Таблица 1

Численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума по

регионам (2003г.; в процентах от общей численности населения в каждом

субъекте РФ, по данным Госкомстата России)

I группа (за чертой бедности - пятая часть жителей или меньше):
Тюменская область 16,1Карелия20
в том числе:Москва21
Ханты-Мансийский а.о.11,8Санкт-Петербург21,1
Ямало-Ненецкий а.о.7,6
Российская Федерация (в целом)25,0
II группа (масштабы бедности в регионе -ниже или на уровне средних показателей по России):
Ярославская область21,4Татарстан24,0
Республика Коми21,5Пермская область24,1
Тульская область22,1Омская область24,3
Нижегородская область22,9Мурманская область24,5
Башкирия23,1Свердловская область24,9
Томская область 23,3Северная Осетия - Алания24,9
Кемеровская область23,5Белгородская область25,0
Саха (Якутия)23,8
Аутсайдеры (более половины населения - за чертой бедности):
Республика Марий Эл54,7Коми-Пермяцкий а.о.70,4
Читинская область57,3Агинский-Бурятский а.о.74,5
Республика Калмыкия57,4Усть-Ордынский Бурятский а.о.82,7
Ивановская область67,4Ингушская Республика87,6
Эвенкийский а.о.67,8

V. Социальная политика государства. 5.1.Система социальной защиты и ее развитие

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в

различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и

используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли

на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного

социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет

государственного бюджета и только 25-30% средств — за счет прибылей

предприятий).

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в

воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных,

обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень

удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях

уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в

обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем

направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых

населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во

внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи

с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на

удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают

пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на

специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских

учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества

детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть,

выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в

натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.

Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные»

доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее

усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда

и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный

конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи

выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом

потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной

медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее

болеет и не может оплачивать

медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в

школьном возрасте.

Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия

в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне

самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда

потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей

к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и

культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но

поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и

каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области

должна быть особенно активной

5.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в

постсоветский период.

Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего

"среднего класса" как приспособления общества - большинства населения - к

рыночным условиям.

Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как

сви­детельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того,

что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый характер.

Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации

является одним из существенных признаков общества, определяемого как

"развитое", "цивилизованное". В то же время отсутствие среднего класса после

десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикальном

изменении политического курса.

Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем

классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном, постсоветском

обществе средний класс фактически существовал, но был "размыт", погублен

курсом реформ, а его место заняли полукриминальные "элементы". Согласно

противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в

результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом

сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на

наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень

образования, социально-профессиональный статус).

Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую

и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к

этому тезису, есть и "классические" признаки и функции среднего класса в

обществе. Прежде всего - это основной экономический донор: бюджет страны

складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих

себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать

его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала

лишь декоративные формы контроля, типа "народного контроля". К

тому же система

уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы

формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие

которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала

сравнительно недавно.

Другая важнейшая функция среднего класса - его ведущая роль в процессе

вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе

происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами

социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной

мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают

образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень

благосостояния представителей среднего класса. В СССР, безусловно, был высок

престиж образования, его уровень обеспечивал достижение относительно высоких

профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел, преодоление которого

было связано с вступлением в партию, другими демонстративными проявлениями

лояльности к режиму, то есть факторами, лежащими в иной плоскости, нежели

про­фессионально-квалификационные.

В "экономике дефицита" величина дохода напрямую не определяла характер

потребления. Уровень престижного потребления достигался с помощью "блата",

связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т. л.

Таким образом, была закреплена зависимость соответствующего социального слоя

от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима. Речь,

конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и

безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на 99,9%.

Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми чертами

классического среднего класса, не являлась им по своим социальным функциям.

Это был псевдосредний класс, который в плановой экономике не имел никаких

шансов превратиться в настоящий средний класс. .

Каковы же перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во

многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных

моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся

хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время

очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство

приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и

возможности. Жестко заданные и ограниченные типы социально-экономического

поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену

прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому

контролю приходят такие универсальные регуляторы, как деньги и правовые

нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными

источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми

нравственными нормами, ни правовыми санкциями.

В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание законов

вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей и

денег, причем деньги часто являются производной от связей.

Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы

второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым

условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только

при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование -квалификация -

доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления, обеспечивающую

формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует получение

работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата у

представителей одной профессии в частном и государственном секторах

различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие

источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства,

несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в

правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников

обращать внимание не столько на их профессиональные и деловые качества,

сколько на факторы, подтверждающие их безусловную "надежность". При этом

доверие со стороны нанимателя и лояльность со стороны работника

поддерживаются жесткими санкциями в виде "отлучения" от источников дохода или

потери рабочего места.

Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы нестабильности,

не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической

политике имеет место "чехарда законов", "законы непоследовательны и

противоречат друг другу", "существующая система не стимулирует легальную

деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает

потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста

благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу

потребления.

Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность

взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что

"выливается" в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность

реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний,

повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать

продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное

напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы социальных

институтов, замедляющее формирование социальной структуры с прочной фиксацией

социальных ролей и функций.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального

среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на

стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация

заключается прежде всего в делегировании властных полномочий в форме

электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных

политических партий и движений, индивид должен сделать "осознанный выбор" в

пользу политической организации, в наибольшей степени выражающей его

интересы. В условиях, когда не "работает" традиционная политическая шкала

западноевропейского типа, а

рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска

"работающего" индикатора политической идентификации. На наш взгляд,

прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности

населения и существующим спектром политических взглядов различных групп

населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-

экономического развития страны, предлагаемых различными политическим силами,

фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым условиям

жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также объективно

диктуются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты, в

обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными

специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью,

которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль,

социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в обществе.

Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых, относительную

немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения); во-вторых, его

замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие преимущественно в

"своей" среде, своеобразную кастовость, символом которой является

"де­монстративное потребление" (по Т. Веблену).

Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи все

основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции,

поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия,

практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и

связанный с последней образ жизни.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна

дисгармрния отношений между типом идентичности и занимаемой статусной

позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование

масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это

связано с механизмом приватизации, способствовавшим созданию крупных, но не

средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в

качестве основной "архитекторами" приватизации,

Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности. Потенциальное

ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает примерно 15-20%

населения, характеризуется адаптационными навыками, реализацией достаточно

успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, еще

не делает данную часть общества "классом в себе", поскольку, хотя и имеются

важные предпосылки формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-

первых, стереотипы массового социокультурного поведения, а во-вторых,

устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической

поддержкой, выступающей в виде признания особого достоинства, символической

оплаты за издержки адаптационных усилий.

Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние слои

не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и

политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие

последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых

горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных

организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери

достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система,

стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со

стороны налогоплательщиков.

Структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого

и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу .

внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание

круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы

социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних - стабилизацию

социально-экономических и политических институтов и способность общества к

воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не

консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий

власти.

5.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты

Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они заключаются

непосредственно в области перераспределения доходов в рамках социальной

защиты населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской

Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в 2005 году реальные

доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым годом. При этом

реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет повышения

производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по

оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Ускоренное

развитие сферы социальных услуг и адресная социальная защита позволит

обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми

темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Новые механизмы

финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут

способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и

повышению уровня жизни пенсионеров.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип

адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости,

сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на

удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и

реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-

экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015

года». Она состоит из двух этапов:

На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по

уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим

показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже

прожиточного минимума будет снижена на 15%.

На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году)

предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу

населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю

населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в регионах

принимаются свои законы и другие нормативные правовые акты по вопросам борьбы

с бедностью и адресной социальной помощи. В Белгородской области разработана

и принята программа «Улучшение качества жизни Белгородской области». В

Томской области разработана «Стратегия сокращения бедности на территории

Томской области до 2005 года». В Санкт-Петербурге, Москве, Самарской области

утверждены целевые ориентиры и пороговые значения показателей

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.