РУБРИКИ

Курсовая: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

Курсовая: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

экономический факультет

специальность "Статистика"

Курсовая работа

Природа экономического кризиса в России в 80-90-е годы

Выполнила студентка I курса 112 гр.

Бигильдеева А.К

Проверил Говрякова Н.Н.

Оценка ______________________

Саранск 2002

содержание

С.

Введение 3

1. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В РОССИИ 5

1.1. Определение инфляции, её причины 5

1.2. Причины российского кризиса конца 80-90 годов 6

1.3. Специфические источники инфляции в Российской экономике 7

1.4. Причины начальной "волны" инфляции 14

2. Инвестиции как метод выхода из кризиса 19

2.1. Сущность и формы инвестиций 19

2.2. Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики

и экономики России 20

3. Роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России

23

3.1. Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций 23

3.2. Инвестиции в Республике Мордовия 29

Заключение 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

45

приложение 1 47

приложение 2 48

приложение 3 49

Введение

В конце 80 годов российская экономика переживала глубочайший кризис, что

сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной

сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе.

Правительство всеми силами пыталось преодолеть этот кризис, однако довольно

безуспешно.

Дефицит бюджета не позволял правительству справиться с кризисом своими

силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета.

Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции,

предназначеные для поднятия и развития производства, увеличения его

мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало, однако

до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не

лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций,

готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег.

Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических

мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических

исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов

на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая

стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов

затрудняют выработку правильной денежной политики .

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные

отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных

факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные

отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный

ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного

сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в

принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов

усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы. Исследование

этих и других проблем, затронутых в данной курсовой работе делает её как

нельзя более актуальной (хотя бы потому, что проблема экономического кризиса

актуальна и на данный момент).

Целью работы является изучение природы экономического кризиса в России в

конце 80 – начале 90 годов.

Объектом исследования является экономический кризис исследуемого периода,

предметом исследования – предприятия России и Республики Мордовия.

Основные задачи исследования:

- оценить инфляционные последствия кризиса в России и возможные пути

ликвидации их последствий;

- рассмотреть инвестиции как метод выхода из кризиса;

- показать роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике

России и Республики Мордовия.

Методы исследования: анализ методических трудов по теме исследования;

сравнительно-описательный, классификационный.

Полученные результаты: рассмотрена природа экономического кризиса в России в

конце 80 – начале 90 годов.

Область применения: на предприятиях, в учебных заведениях при углубленном

изучении экономической теории.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка

использованных источников и приложений.

1. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В РОССИИ

1.2. Определение инфляции, её причины

Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой

товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами,

означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому).

Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия

или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными

факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание

производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на

рынок товаров, не пользующихся спросом.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что

приводит к их обесцениванию. [19, с. 43]

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием

денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать

эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но

больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

1. Обесценивание денег по отношению к золоту;

2. Обесценивание денег по отношению к товару;

3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это конечно не означает, что

повышаются обязательно все цены, даже в периоды довольно быстрого роста

инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие

падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию

подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более

умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Причину инфляции нужно искать в трех видах монополий:

1. Государственная монополия на эмиссию денег;

2. Профсоюзная монополия;

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.

Эти три вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать

баланс спроса и предложения. [13, с. 10-11]

Причины инфляции могут лежать и вне государства, их нужно искать в мировой

торговле тоже.

Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом.

Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить.

Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос

увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже

полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным

ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть

инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. "Слишком много денег охотится

за слишком малым количеством товаров".[13, с. 12]

1.2.Причины российского кризиса конца 80-90 годов

В процессе экономической трансформации в России в 90-е годы все основные

институциональные и системные реформы, связан­ные с переходом от командной

экономики к рыночной, проводились медленно, непоследовательно, а иногда даже

обращались вспять. Это относится, например, к темпам либерализации цен,

политики обменно­го курса и торговли (как внутренней, так и внешней),

реформам зако­нодательства, созданию современной налоговой системы,

рационализа­ции социальных расходов, введению эффективной процедуры

банк­ротства и ликвидации убыточных отраслей и видов деятельности. Не удалось

серьезно демонополизировать и раздробить отраслевые струк­туры,

унаследованные от прежней командной системы. Приватизация главным образом с

использованием ваучерных схем почти полностью контролировалась работниками и

управленческим персоналом пред­приятий ("инсайд ёрами"), что позволило выжить

и продолжить свою управленческую деятельность большинству "красных

директоров". Россия результативно начала денежную стадию приватизации. Однако

это не помогло создать действительно конкурентоспособный частный сектор,

работающий в соответствии с принципами рыночной экономики из-за недостаточной

открытости и "прозрачности" прива­тизационного процесса, что привело к

образованию огромных конгло­мератов, принадлежащих узкой прослойке финансовой

олигархии, фак­тически контролирующей российскую экономику и политическую

жизнь. [13, с. 14-15]

То же относится к коммерческим банкам и другим финансо­вым учреждениям.

Внешне их развитие выглядело весьма привлека­тельно, но в действительности

российские банки не соблюдали эле­ментарных критериев надежности и были

высококоррумпированными, больше напоминая азиатские, нежели западные, банки.

1.3. Специфические источники инфляции в Российской экономике

Признавая действие в России ряда традиционных механизмов инфляции, мы бы

хотели сосредоточиться на рас­смотрении ее специфических источ­ников. Начнем

с краткого перечис­ления особых условий, в которых бы­ли начаты реформы.

В централизованной экономике с конца 80-х годов значительно усили­лось

развитие «подавленной» инфля­ции. Толчок этому дало частичное ос­лабление

регламентации формирова­ния и использования предприятиями своей прибыли. В

результате их до­ходы стали расти за счет сокращения доходов бюджета.

Особенно большое перераспределение произошло в 1991 году в результате борьбы

за контроль над экономикой между российскими и союзными органами власти.

Вер­ховный совет и правительство России предоставляли тогда широкие налоговые

льготы предприятиям, переходив­шим под их юрисдикцию, в результа­те чего

резко увеличился дефицит со­юзного бюджета. [13, с. 16-17]

Усиливалась несбалансированность потребительского рынка. Соотноше­ние между

расходами населения (без учета сбережений) и его текущими до­ходами упала с

87,4 в 1990 году до 79,2 процента в 1991 году. Первоначаль­ный толчок

инфляции был дан еди­новременной либерализацией цен с начала 1992 года, когда

не имеющие рыночного опыта предприятия в пер­вый же месяц повысили цены в

сред­нем в 5 раз. Поскольку рост заработ­ной платы при этом почти вдвое

от­ставал от роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще

медленнее, резкое падение спроса стало одной из главных причин сокра­щения

производства.

Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в

нефтегазовом секторе, ко­торый в значительной степени ком­пенсировал

неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча не­фти составляла

542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процен­тов (до 462

миллионов тонн). В кон­це 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся

нарушением мно­гих производственных связей. В те­чение нескольких последующих

лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках

важ­нейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть

ко­операции, развивавшейся в Советс­ком Союзе безотносительно к

республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность

Со­вет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила

значительная интеграция рынков со­циалистических стран. Перечислен­ные

обстоятельства внесли дополни­тельный вклад в сокращение произ­водства.

Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов ин­фляции.

Важнейшее значение для формиро­вания последующих инфляционных процессов имел

характер российской экономики, сложившийся к началу реформ. Одну из главных

ее особен­ностей можно назвать «нерыночной» структурой производства. Под этим

мы понимаем диспропорциональ­ность, удаленность стартового распре­деления

ресурсов от конкурентного равновесия. В рыночной экономике постоянно идут

процессы ликвидации нерентабельных фирм и возникнове­ние новых,

распространение техни­ческих нововведении на всю отрасль и т.д. За счет этого

разброс в нормах рентабельности предприятий одной отрасли остается

ограниченным. Ис­ключение составляют добывающие от­расли и сельское

хозяйство, где раз­личия в рентабельности определяют­ся природными условиями

и рассмат­риваются экономистами как диффе­ренциальная рента. [14, с. 3-5]

В административной системе ко­лоссальная дифференциация характе­ризовала и

предприятия обрабатыва­ющей промышленности. Так, рента­бельность предприятий

электротехни­ческой промышленности СССР в се­редине 80-х годов охватывала

диапа­зон от 50 до 230 %. Подоб­ное положение достигалось за счет

централизованного перераспределения финансовых ресурсов. Не меньшее значение

имело и распределение ма­териальных ресурсов в соответствии с

«приоритетностью» секторов экономи­ки. В результате современное

обору­дование, наиболее качественный ме­талл и лучшие кадры руководителей

направлялись в военно-промышлен­ный комплекс и тяжелую промышлен­ность в

ущерб легкой, пищевой, сель­скому хозяйству. В плановом хозяй­стве

сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эф­фективностью

обеспечивалось широ­кой системой «нерыночных» механиз­мов, включавшей цены,

не учитыва­ющие спрос и предложение, различ­ные виды дотаций, поддержку

«пла­ново-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной

эко­номике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и

внутриот­раслевая дифференциация эффектив­ности производства оказывается

мощ­ным фактором, вынуждающим убы­точные и низкоэффективные предпри­ятия

сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены

формируются на уровне предель­ных издержек).

Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних

и мировых цен. Сложив­шиеся в рамках административной си­стемы цены имели

существенные пе­рекосы: энергия и сырье были срав­нительно дешевыми, а

продукция об­рабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В

первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей

обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в ми­ровых

ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика

«дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая от­ставание

потребительского сектора. [14, с. 6-8]

Курсовая: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

Рис. 1.

Относящиеся к 1987 году оценки Госкомстата РФ соотношений внут­ренних и

внешнеторговых цен дают в целом сходную картину при сравне­нии и по кругу

экспортируемых, и по кругу импортируемых товаров (см. рис.1). При этом важны

не абсолют­ные значения (обменный курс рубля весьма заметно отличался от его

по­купательной способности), а их раз­личия по секторам.

Такая ситуация могла существовать прежде всего благодаря тому, что вне­шняя

торговля была жестко центра­лизована. Причем решения в очень небольшой

степени учитывали эконо­мическую эффективность, измеренную в действующих

ценах: в расчетах с производителями применялся спектр специальных обменных

курсов, диф­ференцированных по отраслям и по группам продукции. В итоге

Советс­кий Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую

эконо­мику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг

продукции (поставки преимуществен­но нефти, газа, леса, военной тех­ники и

закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности). [14, с. 9-10]

"Открытие" экономики в ходе эко­номических реформ, введение частич­ной

конвертируемости рубля неизбеж­но должны были привести (и приве­ли) к

сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также

стало одним из главных источ­ников инфляции. Переход к рыноч­ному определению

обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал

все внут­ренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового

уров­ня. Так, средняя цена нефти на рос­сийском рынке составила в 1992 году

лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вслед­ствие

этого вся экономика испытыва­ла инфляционное давление со сторо­ны цен

экспортируемых товаров.

Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл так­же

происшедший за годы реформ глу­бокий спад производства. В первом квартале

1996 года объем промышлен­ного производства составил 49 % по сравнению с

аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спа­да объясняется такими

упоминавши­мися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего

СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми ре­формами и

стабилизационной поли­тикой. Значительная часть спада, на наш взгляд,

обусловлена быстрым "от­крытием" экономики, в результате че­го многие

предприятия легкой и пи­щевой промышленности, бытовой электроники и т.д.

оказались потес­нены на отечественном рынке. [15, с. 3]

Взаимосвязь спада и инфляции раз­вивается по нескольким спиралям. Во-первых,

в процессе сокращения производства значительно растут из­держки на единицу

продукции, по­скольку существенную их долю состав­ляют "фиксированные

затраты". В ча­стности, спад не сопровождался адекватным сокращением

численнос­ти занятых.

Таким образом, умень­шение объемов производства создает затратное давление на

цены. Вторую "спираль" взаимного усиления состав­ляют объем производства и

расходы госбюджета. В рамках стабилизационных программ правительство

вы­нуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конеч­ный

спрос. Это влечет за собой до­полнительное уменьшение выпуска и,

следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Борьба с инфляцией путем сжатия денежной массы (по отношению к производимому

продукту) ведет к не­хватке денежных, а следовательно, и материальных

оборотных средств, что, как правило, приводит к сокра­щению производства.

Анализ данных за 1992-1995 годы свидетельствует, что уменьшение реальной

величины денежной массы на 10 % свя­зано с дополнительным снижением

промышленного производства на 1 %.

При этом дефицит кредитно-денежных средств в сфере материаль­ного

производства имеет две состав­ляющие. Одна обусловлена измене­нием суммарного

предложения денег, т.е. может рассматриваться как побоч­ный результат

проведения жесткой мо­нетарной политики; Другой аспект той же проблемы -

перетекание средств из сферы материального про­изводства в финансово-

посредничес­кий сектор (в первую очередь в бан­ковскую систему). Причиной

служит одна из наиболее разрушительных дис­пропорций в структуре российской

экономики после начала реформ: раз­рыв в эффективности капитала в

ма­териальном производстве и в сфере финансовых и посреднических услуг.

Согласно данным о прибыли и капи­тале 100 крупнейших банков отноше­ние их

суммарной прибыли за 1994 год к суммарному капиталу на середину года

составляет 71 %. В то же время средняя рентабельность к про­изводственным

фондам (переоценен­ным с учетом индекса оптовых цен) в промышленности

равнялась пример­но 15 %. [9, с. 28-29]

Традиционное представление об оп­тимизирующем воздействии рыночных механизмов

на структуру производства основано на предпосылке о свобод­ном перетоке

ресурсов из депрессив­ных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых

ресурсов, то их территориальная мобильность в Рос­сии была всегда резко

ограничена из- за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний

между промышленными центрами. О пере- токах капитала бессмысленно говорить в

условиях, когда объем производ­ственных капитальных вложений сни­зился в 4

раза по сравнению с пред- реформенными годами. Неопределен­ность,

непредсказуемость даже близ­кого будущего (в частности, из-за вы­сокой

инфляции), неурегулирован­ность прав собственности и т.д. яви­лись тормозом

для отечественных и зарубежных инвестиций, а следова­тельно, и для

перестройки производ­ственной структуры. В результате дисбаланс спроса и

предложения раз­решался только одним способом: сни­жением предложения.

Двустороннюю связь между темпа­ми инфляции и объемом производства

иллюстрирует динамика этих показа­телей в 1995 и начале 1996 годов.

Ос­лабление инфляции совпало по вре­мени с периодом ослабления про­мышленного

спада - можно предпо­ложить, что здесь имеется и некото­рая причинная связь.

Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-

ноябре к локальному конъюнктурному спаду. Рассмотрим сформировавшиеся в

ре­зультате действия описанных факторов отраслевые пропорции (рис. 2, 3).

Приведенные данные свидетель­ствуют, что соотношения цен суще­ственно

приблизились к соотношени­ям цен на мировых рынках. Обраща­ет на себя

внимание тот факт, что близкую зависимость имеют и индек­сы спада. Очевидно,

эти показатели менялись в тесной зависимости. Пе­рераспределение добавленной

стоимо­сти, происходившее в рамках инфля­ции, определялось преимущественно

"силой" сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следую­щие

факторы:

1. Соотношение между внутрен­ней и мировой ценой. Сырьевые от­расли, имеющие

благоприятные со­отношения этих цен, получили воз­можность экспортировать

свою про­дукцию по ценам, значительно пре­вышающим внутренние. Это не толь­ко

усилило их переговорные позиции, но и привело к тому, что до недавне­го

времени они нередко вообще не бы­ли заинтересованы в сохранении по­купателя

на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспор­тные поставки

все равно были выгод­нее). Если сырьевые отрасли имели возможность вывозить

свою продук­цию, то производители потребитель­ских товаров, наоборот, были

вынуж­дены бороться (и не слишком успеш­но) с конкуренцией иностранных фирм

на внутреннем рынке.

Курсовая: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

Рис.2, 3.

2. Монопольная структура россий­ской экономики. Средний размер про­мышленного

предприятия в нашей стра­не в 10 раз выше, чем в США. Если гам средняя

численность работающих на одном предприятии составляет 80 чело­век, то в России

- 800. Согласно оп­росу предприятий[AK1] , проведенному в 1992 шву, 2/3

из них полагали, что могут най­ти альтернативные источники максимум для 10

процентов получаемых ими по­ставок. При этом большинство руково­дителей считали

свое влияние на цены поставщиков слабым (лишь 4 % назвали его значительным и

еще 13 % - умеренным). Заметим, что степень монополизации, грубо

характе­ризуемая размерами предприятий, за­метно различалась по отраслям: она

бы­ла максимальной в отраслях тяжелой промышленности (где среднеотраслевая

численность превышала 1,6 тысячи че­ловек) и минимальной в отраслях

потребительского сектора и сельском хо­зяйстве (0,6 тысячи человек и менее).

Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснован­ной

гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, спо­собствующий

поддержанию высокого уровня относительных цен. [9, с. 30-32]

Отметим, что в индустриально раз­витых странах важнейшее нормализу­ющее

влияние на стабилизацию цен и формирование их структуры оказы­вают (особенно

в последние десяти­летия) ассоциации предприятий и крупные корпорации,

связанные меж­ду собой долгосрочными соглашени­ями. Функции такой

организацион­ной системы во многом сходны с ро­лью, выполнявшейся в СССР

аппа­ратом министерств и ведомств. В на­стоящее время процесс образования в

России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался.

Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпо­раций - еще одна важная

причина, затрудняющая формирование согласо­ванной рациональной системы цен.

Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными

факторами. Несколь­ко выпадает на первый взгляд из об­щей тенденции лишь

пищевая промышленность. Однако ее сравнитель­но высокий уровень цен может

быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило,

"ло­кальными монополистами", что по­зволяет им диктовать цены произво­дителям

сельскохозяйственного сырья.

1.4. Причины начальной "волны" инфляции

B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегод­ные

темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100 %.

Социально-экономические послед­ствия инфляции очевидны. Обесце­ниваются

результаты труда, уничто­жаются сбережения физических и юридических лиц.

Высокая инфля­ция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых

ресур­сов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капита­ла,

способствует вытеснению наци­ональной валюты во внутреннем обращении

иностранной, подрывает возможности устойчивого финанси­рования

государственного бюджета. Это эффективнейшее средство пере­распределения

национального богат­ства от наиболее бедных слоев насе­ления к наиболее

богатым усиливает социальную дифференциацию обще­ства. Подрывается социально-

поли­тическая стабильность в стране, раз­виваются популистские,

авторитар­ные, диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая

инф­ляция оставалась для России эконо­мической проблемой номер один. [10, с.

11-12]

Как создается, ускоряется и укро­щается инфляция? Основным ее ис­точником

выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центра­льным банком. На

первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов

правитель­ству, коммерческим банкам, зару­бежным странам и отдельным

пред­приятиям (если такое предусмотре­но национальным законодатель­ством), а

также в результате увели­чения золотовалютных резервов. Рост активов

Центрального банка одновременно приводит к соответ­ствующему возрастанию его

пассивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из налич­ности

в обращении, а также обяза­тельных и необязательных («излиш­них») резервов

коммерческих банков в ЦБ.

Вторая стадия создания денег на­ступает тогда, когда коммерческие банки,

опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают

кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков в

совокупнос­ти с наличными деньгами в обраще­нии составляют денежную массу.

Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое

количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы,

называется денежным мульти­пликатором.

Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кре­дитной

эмиссией ЦБ. Увеличение его активов - по какому бы напра­влению оно ни

происходило - не­избежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря

эф­фекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, кото­рая и

воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк - это

единственное учрежде­ние в стране, которому позволено «создавать деньги».

Поэтому любое его увеличение активов носит инф­ляционный характер. [10, с.

17]

В отличие от этого кредиты ком­мерческих банков новых денег не создают, и

потому их природа не инфляционна. Тем не менее, увели­чение денежного

мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков

способствует ускорению инфляции. Если же кре­дитная экспансия коммерческих

банков при стабильном уровне денем- ной базы превосходит некий уровень

приемлемых рисков, то ее следстви­ем может стать крах банков, прово­дящих

наиболее рискованную поли­тику. В результате банковских банкротств клиенты

теряют свои средства на банковских счетах, раз­меры денежной массы

сокращаются, объем совокупного денежного спро­са уменьшается, цены падают.

Си­стема возвращается в свое первона­чальное состояние.

Другим важнейшим фактором, постоянно влиявшим на темпы инфляции, выступала

скорость денеж­ного обращения. За последние годы динамика этого показателя

несколь­ко раз менялась, что свидетельство­вало о серьезных изменениях в

рос­сийском денежном механизме.

В первой половине 1992 года его значение росло, в августе - ноябре того же

года - падало. С декабря 1992 года по апрель 1994 года скорость об­ращения

денег в российской эконо­мике вновь стабильно возрастала, увеличившись за

полтора года почти вдвое - с 5,4 до 10,6 раза. После короткого периода

уменьшения до 8,8 раза в мае-августе 1994 года в течение следующего года она

устой­чиво росла, поднявшись к сентябрю 1995 года на 35 процентов - до 1 1,8

раза. Однако явное приближение финансовой стабилизации осенью 1995 года

способствовало резкому сокращению скорости денежного обращения: за октябрь

1995 года - март 1996 года она упала на 25 %.

В результате взаимодействия обо­их важнейших факторов инфляции - динамики

денежной массы и скоро­сти ее обращения - среднемесячные темпы инфляции

последовательно снижались. Если в 1992 году они до­стигали 31,2 процента, то

в 1993 году - 20,6, в 1994-м - 10,0, в 1995-м - 7,2, а в первой половине 1996

года они упали до 2,5 процента., а в таблице указаны еженедельные темпы

инфляции за период с 27 февраля по 9 апреля 1997 года. [10, с. 34-36]

Таблица 1

Еженедельные темпы инфляции (%)

МАРТАПРЕЛЬ
27.02-5.036.-12.0313.-19.0320.-26.0327.03-2.043.-9.04
0,3%0,4%0,3%0,3%0,2%0,2%

Таким образом, за последние пять лет произошел последовательный переход

российского правительства и Центрального банка от весьма мяг­кой денежно-

кредитной политики к умеренной и, наконец, к достаточ­но сдержанной.

Закономерным ре­зультатом этого стало последователь­ное замедление темпов

инфляции.

На установление реального уровня инфляции повлияли и та­кие психологические

факторы, как инфляционные и девальвационные ожидания и политическая

нестабильность.

Во-первых, меры, предпринимавшиеся для преодоления кризи­са в России и на

Украине, были разными. Россия решила объявить дефолт на рынке ГКО-ОФЗ и

мораторий на выполнение коммер­ческими банками своих внешних обязательств.

Вскоре после этого она ввела "плавающий" курс рубля. Украинские власти

выбрали путь административного контроля обменного курса. Кроме того, они

смогли реструктуризовать большую часть государственного долга". Как раз в

начале кризиса Совет директоров МВФ утвердил программу расширенного

кредитования для Укра­ины. Россия же, напротив, фактически потеряла доступ к

выделен­ному в июле кредиту МВФ.

Во-вторых, Россия пережила не только девальвационный, но и банковский кризис,

которого на Украине пока удалось избежать. Хаотич­ные меры, предпринятые в

России для пре­одоления кризиса, еще больше усилили панику и "бегство" от

рубля.

В-третьих, политический хаос в России дополнительно дестабилизировал

ситуацию. Отставка ориентированного на рыночные реформы правительства С.

Кириенко и назначение на ключевые руководящие посты в правительстве и ЦБР

протеже коммунистов ясно сигнализировали о том, что новые власти вместо

проведения непопулярных, но необходимых реформ.

Все вышеупомянутые факторы значительно повлияли на внутрен­ний спрос на

деньги через изъятие депозитов, замещение национальных валют долларом США, а

также способствовали временному увеличению спроса на некоторые товары,

главным образом длительного пользования.

Важнейшими причинами российского кризиса являются бюджетная

несбалансированность и задержка с осуществ­лением микроэкономических и

институциональных реформ, что при­вело к долговой ловушке, платежному и

банковскому кризисам, обра­тило вспять дезинфляционную тенденцию и

подтолкнуло эконо­мику к новому витку спада производства. тому же оно еще

больше усложнило бюджетную ситуа­цию, поскольку значительная часть

государственного долга деноми-нирована в иностранной валюте. Была также

нарушена непрочная ста­бильность системы коммерческих банков. [10, с. 38]

Таким образом, девальва­ция не восстановила автоматически макроэкономическое

равновесие, а инициировала очень опасную психологическую спираль

самоускоря­ющейся рыночной паники. Опыт некоторых стран с хронически вы­соким

уровнем инфляции, низким уровнем монетизации и слабым финансовым сектором

(например, латиноамериканских) демонстри­рует, что такая спираль очень быстро

может привести к гиперинфля­ции. Чтобы избежать такого катастрофического

развития событий, необходимо проведение кардинальной бюджетно-налоговой

реформы и жесткой денежной политики.

2. Инвестиции как метод выхода из кризиса

2.1. Сущность и формы инвестиций

Инвестиции – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они

осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и

других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество,

интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности.

Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно

охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.

“Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения

оборотного капитала называются капитальными вложениями. В России в объем

капитальных вложений включаются затраты на новое строительство,

реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих

промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других

предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. К

капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов;

затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и

не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на

приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря,

включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не

входящих в смету на строительство; на прочие капитальные работы и затраты.

Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.

Капитальные вложения как часть инвестиций могут быть названы инвестициями в

экономическом смысле, так как связаны с воспроизводством реального капитала”.

[1, с. 37 ]

Рассмотрим формы иностранных инвестиций, которые связанны с непосредственным

привлечением иностранного капитала (создание совместных предприятий,

привлечение капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание

на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным

владельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделе

продукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных

кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда

можно разделить на три категории:

- прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над

предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

- портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно

в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве

случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных

бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов

на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

- к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и

т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а

также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из

них.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно

предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного

(уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов -

портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными

инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление

представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со

спецификой вложения (не в уставной капитал). [6, с. 4]

2.2. Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и

экономики России

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место

занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-

командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения

капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела

к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это

проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми

странами.

Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает

углубление международного разделения труда и интернационализацию

производства. Современное производство под давлением научно-технической

революции становиться все более сложным.

Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается

экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие

международной специализации и кооперации производств. Производство конечного

продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются

в разных странах. [6, с. 8-10]

Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется.

Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний

сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта,

оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно

крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные

границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются

предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной

специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть

возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом,

взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных

компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической

взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется

значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно

развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение

капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и

Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В

1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в том

числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4 млрд.,

из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных инвестиций

четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл. [6, с. 13-14]

Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение капитала в

современном мире, при этом вывозимый капитал направляется прежде всего в

промышленно развитые страны. Из более чем 200 млрд. долл. Ежегодных мировых

прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику стран Японии и США, а

остальное - главным образом в экономику развивающихся стран.

Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в том

числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.

На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в конце 1993

года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из них 5,5

млрд. составляли вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую

Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было

вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы

смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то

время как на Азию пришлось 20,9%. [6, с. 16-17]

Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода

к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в

процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И

тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.

3. Роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России

3.1. Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций

Экономика Российской Федерации находится в состоянии экономического кризиса,

испытывая острый дефицит накоплений. Частично проблема может быть решена

посредством привлечения иностранного капитала. В данной главе рассматриваются

объем, структура и проблемы привлечения иностранного капитала в экономику

России на примере предприятий с иностранными инвестициями, значение которых

в экономике Российской Федерации возрастает. Так, по данным Госкомстата, по

итогам 1994 года в России было зарегистрировано 13 300 предприятий с

иностранными инвестициями, в том числе количество действующих предприятий с

иностранными инвестициями составило 9887, или 74,3% от общего числа

зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями. Уставной фонд

этих предприятий достиг на 1 января 1995 г. 2,3 трлн. руб. При этом доля

иностранных партнеров в их уставном фонде составила 58,7%, а российских -

41,3%. В 1994 году число занятых на предприятиях с иностранными инвестициями

равнялось 331 тыс. человек. Объем производства продукции ( работ и услуг)

достиг более 12,9 трлн. руб. [26, с. 47]

Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как части

целостной системы организации и управления народнохозяйственным комплексом

России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников

внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в

хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической

деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и

стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной

территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции

региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во

внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного

предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-

технического сотрудничества с зарубежными партнерами.

В современных условиях, когда народное хозяйство страны переориентируется

на рыночную экономику, коренным образом меняются требования и к методам

регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне краев, областей и

бывших автономных образований.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной

экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные

функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала. Так

или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией ресурсов ,

определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и

взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом хозяйстве.

Регулирование на региональном уровне способствует достижению баланса взаимных

интересов, т о есть обеспечивает эффективное распределение доходов и

ресурсов в интересах всех участников хозяйственной деятельности. Поэтому не

случайно в последнее время резко обострилась проблема увязки методов

государственного регулирования с формирующимся механизмом хозяйствования на

уровне субъектов Федерации. Субъекты Федерации выступают за повышение их роли

в организационно-правовом оформлении регионального рыночного механизма, в

разработке и проведении программы приватизации на подведомственной

территории, в определении механизма стимулирования развития территории

через фонд имущества, инвестиционные фонды и холдинговые компании, в

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.