РУБРИКИ |
Курсовая: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.) |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)установлении системы льгот в налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для социального и экономического развития региона отраслях. [23, с. 16] Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством. В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов. Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и необходимость обновления большей части производственных фондов во всех отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем: учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным, что будут учтены потребности отдельных регионов. [18, с. 31] Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской деятельности в отдельных регионах. Именно поэтому на начальном этапе развития совместного предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю (Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока, который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они имеются практически повсеместно. В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из других районов России относительно высокий уровень вложений в Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.), из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан (85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по регионам России (см. Приложение 2). Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме производственной деятельности. В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75% объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область (соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5 и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994 года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской, Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края. [22, с. 530] Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только свои интересы. Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям, прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на региональном размещении иностранных инвестиций. Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном она отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%, лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%. Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма незначительный процент. Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году играли крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от общего объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с сырьевой ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4, Республика Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно особенностью, отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных промышленных центрах России, является отрицательное сальдо их внешнеэкономической деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и морепродукты, они имеют, как правило, значительное превышение экспорта над импортом. Существующее территориальное размещение СП в России свидетельствует о том, что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с усилиями российской политики в области привлечения иностранных инвестиций. [17, с. 19-21] Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь, значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического развития региона. С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного стимулирования следует отнести края, области и республики: · в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский экономические районы); · в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан); · со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья); · с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из других регионов России; · находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего Поволжья, Кузбасс); · пострадавшие от межнациональных столкновений или принимающие основные потоки беженцев и переселенцев (Северный Кавказ). В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность. Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны. В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность. Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны. [28, с. 3-4] 3.2. Инвестиции в Республике Мордовия С января 1990 года в Мордовию начал поступать иностранный капитал. В настоящее время на территории республики зарегистрированы 18 предприятий с иностранными инвестициями. Необходимость привлечения в республику иностранного капитала определяют стоящие перед Мордовией задачи структурной перестройки хозяйственного комплекса, становления и развития фондового рынка при имеющемся дефиците финансовых ресурсов. Активизация внешнеэкономической политики Мордовии определяется и координируется принятым Государственным Собрание законом "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия". Он гарантирует и регулирует налоговые льготы для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты с участием иностранного капитала, путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав. Одновременно действие закона распространяется на отечественных юридических и физических лиц, принимающих участие в реализации инвестиционных проектов с долей иностранного капитала. Налоговые льготы - снижение налоговых ставок на прибыль, имущество и земельный налог - позволяет активизировать привлечение отечественного и иностранного капитала в экономику республики. [24, с. 36] Принятие закона "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия" уже дает ощутимые результаты. Внешнеторговый оборот республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, по предварительной оценке, за 1997 год достиг 47 млн долларов США. (см. Приложение 1) Сегодня внешнеторговую деятельность осуществляют около 70 предприятий и организаций республики различных форма собственности. Их торговые партнеры находятся в 48 странах. Наибольший объем внешней торговли приходится на АО "Лисма", АО "Резинотехника", АО "Сарансккабель", АО "Биохимик", АО "Электровыпрямитель". (см. Приложение 3) В рамках реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита правительственной делегации Республики Мордовия в Итальянскую Республику, подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве между правительством Республики Мордовия и областями Ломбардия и Лацио. Приняты меры по включению проектов пяти предприятий республики на общую сумму более 27,5 млн долларов США в итальянскую и немецкую кредитные линии. Разработан "Инвестиционный паспорт Республики Мордовия", включающий в себя перечень проектов с их характеристиками, объемами инвестиций и сроками окупаемости. [22, с. 539] Результатом такой политики является заинтересованность зарубежных инвесторов в реализации проектов предприятий республики. Акционерным обществом "Сарансккабель" и швейцарско-финской компанией "Нокиа-Майллефер" подготовлены контракты на поставку и монтаж технологического оборудования для производства кабелей на сумму более 10 млн долларов США. Финансирование будет осуществляться под гарантии правительства России по швейцарской кредитной линии. Англо-американской фирмой "Массей Фергюсон" при содействии правительства РМ подписано соглашение о создании СП "Фергюсон-Сарэкс" по производству тракторов на базе АО "Сарэкс" с годовым выпуском 25 тыс. штук с привлечением других предприятий республики. Ведутся переговоры с немецкой фирмой "Карл Ценнер" по созданию совместного предприятия по выпуску водосчетчиков на базе ОАО "Саранский приборостроительный завод", изучается предложение немецкой фирмы "Фритц Вернер" о создании на площадях АО "Висмут" производства мобильных телефонов по технологии фирмы "Сименс". Заметно активизировалась работа по привлечению кредитных ресурсов отечественных коммерческих банков, и в первую очередь таких, как "Российский кредит", "Возрождение", "Инкомбанк" и других. Так, с участием КБ Российский кредит" и международной финансовой корпорации "Мерилл Линч" прорабатывается вопрос размещения еврооблигаций Республики Мордовии на мировых фондовых биржах. Развивается сотрудничество с деловыми кругами Финляндии и Ближнего Востока. [25, с. 17-18] На территории Мордовии зарегистрировано 24 совместных, иностранных предприятия и филиала. Они созданы при участии инвесторов из Индии, Австрии, Узбекистана, Германии, Турции, Венгрии, Молдавии, Украины, Польши, Южной Кореи, Великобритании, США, Сянгана (Гонконга), Лихтенштейна. Сумма уставного капитала по зарегистрированным совместным и иностранным предприятиям на 1 июля 1997 года составила 924,3 млн рублей, при этом доля зарубежных партнеров в уставном капитале достигла 55,6 %. Правительством Республики Мордовия была создана и зарегистрирована в Великобритании как британская фирма с ограниченной ответственностью инвестиционная компания "Моросса Лтд.". Ее цель - привлечение иностранного капитала в республику для финансовой стабилизации экономики, создания реальных условий для развития народного хозяйства, а значит и создание новых рабочих мест, и решение социальных проблем. Учредителями "Моросса Лтд." являются правительственные организации Республики Мордовия. Конечно, главная задача фирмы - поиск инвесторов, но не секрет, что многие из них не идут пока работать в российскую экономику из-за недостаточной финансовой и правовой защиты своих интересов в России. "Моросса Лтд." Такую защиту западным партнерам гарантирует от лица правительства Мордовии. Стоит сказать и о том, что "Моросса Лтд." - член Торгово-промышленной палаты Великобритании, уполномоченный представитель корпорации "Англо Американ Групп" в России, поддерживает тесные деловые отношения с такими всемирно известными финансовыми компаниями, как "Англо-Американ Венчурз", "Мерилл Линч интернешнл", с Европейским банком реконструкции и развития, банком "Кредитоншталь", "Нэшнл Уэстминстер Банк", "Барклайс банк" и другими. Это позволяет фирме иметь независимые и постоянные источники финансирования, а значит оперативно и эффективно решать вопросы инвестирования и кредитования. Основными направлениями работы "Моросса Лтд." являются: · подготовка и оказание содействия выхода западных фирм на рынок Мордовии и других субъектов Российской Федерации; · структуризация проектов для привлечения западных и российских инвесторов и партнеров; · подбор и предоставление инвестиционных проектов потенциальным западным и российским партнерам, включая возможных поставщиков оборудования, а также операторов и покупателей готовой продукции; · поиск организаций, способных обеспечить финансирование различных проектов, включая западные государственные агентства по оказанию экспертных кредитов, коммерческие банки, лизинговые компании, специализированные международные банки, частных инвесторов, и работа с ними; · содействие в подготовке технико-экономических обоснований по западным стандартам, включающее в себя компьютерное моделирование, разработку схем страхования от возможных рисков, а также документации для кредиторов; · содействие в выборе оптимальной правовой и коммерческой структуры инвестиционного проекта; · получение всех лицензий и разрешений необходимых для осуществления проекта; · подготовка гарантий финансовой и правовой защиты интересов западных инвесторов в России, а также по ряду других направлений. [28, с. 20-21] Компанией "Моросса Лтд." Подготовлены и представлены в различные финансовые структуры бизнес-планы 8 республиканских предприятий на общую сумму 164,5 млн долларов США. Среди них проекты АО "Лисма", "Ламзурь", "Электровыпрямитель", "Мордовцемент", "Связьинформ", "Саранский приборостроительный завод", "Центролит", "Рузхиммаш", ГП "Саранский аэропорт" и другие. Будучи членом Торгово-промышленной палаты Великобритании, "Моросса Лтд." Обеспечила поставку в республику низаплина (средства для консервирования пищевых продуктов), а также участвовала в разработке контракта на поставку в Мордовию медикаментов. Одним из самых важных событий 1997 года в жизни промышленной Мордовии стало объединение светотехнических предприятий республики под "крылом" крупнейшего производителя источников света в стране Саранского АО "Лисма". Вскоре после объединения на фондовых рынках республики акции "Лисмы" подорожали ровно вдвое - с 50 тысяч (в прежних ценах) до 100 тысяч за ценную бумагу номиналом 1000 рублей, и финансисты АО высказали уверенность в том, что в течение 1998 года рыночная стоимость акции достигнет миллионной отметки. "Лисма" по- прежнему крупнейшее светотехническое предприятие страны, производящее 67 % источников света в России. [22, с. 540] Объединение решает и задачи развития производства. Подготовлено несколько бизнес-планов, их которых наиболее крупными являются четыре проекта. Первый из них - освоение собственного производства вольфрамовой и молибденовой нити для ламп накаливания. Тот материал, который используется в настоящее время, весьма низкого качества, и поставляется он из Узбекистана. Свой, к тому же, будет значительно дешевле. Второй проект - налаживание производства стеклянных колб для ламп по новой технологии. Ее применение позволит значительно снизить себестоимость готовых изделий и высвободит значительные площади под новое производство. Продолжая курс на все более полное самообеспечение, АО "Лисма" начало строительство крупной картонажной фабрики по выпуску гофротары как для собственных нужд, так и для потребностей других предприятий. Объем будущего производства - 55 миллионов квадратных метров картона в год. Сметная стоимость проекта - 22,4 миллиарда рублей (в прежних ценах). Еще одно начинание связано с производством бутылок. Подписан договор с корпорацией "Росалко" на поставку в лизинг сроком на 48 месяцев оборудования по производству стеклопосуды - евробутылки с рельефной печатью на стекле. Общая стоимость проекта - 100 миллиардов рублей (в прежних ценах), 35 из которых "берет" на себя "Лисма". АО "Сарансккабель - одно из немногих российских предприятий, которые относительно стойко выдержали катаклизмы экономических реформ. Еще в восьмидесятые годы, объявив "заслон браку", саранские кабельщики добились того, что все 100 % основной продукции были аттестованы Знаком Качества. Тогда же активно внедрялись безотходные технологии. А с 1988 года коллектив начал работать на полном хозрасчете и самоокупаемости. Высокая конкурентоспособность заводских изделий, технический уровень производства и финансовая самостоятельность дали предприятию возможность с уверенностью войти в рыночную экономику. В трудных экономических условиях АО "Сарансккабель" не только удержалось "на плаву", но и сделало ставку на расширение производства, освоение принципиально нового вида продукции - волоконно-оптического кабеля связи. Существует межправительственная договоренность о выделении средств в сумме 10 миллионов швейцарских франков по швейцарско-российской кредитной линии. На заводе подготовлен корпус, где будет монтироваться оборудование. Его изготавливает швейцарско-финская фирма "Нокиа-Майллефер", с которой "Сарансккабель" установил добрые партнерские отношения. С волоконно-оптическим кабелем на заводе связывают главные надежды уже на следующий век. Сегодняшний ассортимент продукции также пользуется спросом и в стране, и за рубежом. [25, с. 23-24] Саранский экскаваторный завод, ныне АО "Сарэкс", достиг своего пика к началу 90-х годов, когда со всей территории бывшего Советского Союза покупатели приезжали в Саранск, чтобы приобрести экскаваторную и другую дорожно- ремонтную технику. Однако 95-й стал "черным" годом. Трудности предприятия были завязаны на тот момент не на экономике, не на технологии, а только на политике. Руководство предприятия решило, что переломить негативные тенденции - в их силах. Уверенность поддерживало и то, что из десятка предприятий соответствующего профиля, которые имелись в Союзе, фактически сохранились только АО "Сарэкс" и, может быть, еще два завода. Остальные либо останавливали производство, либо банкротились, либо меняли номенклатуру выпускаемой продукции.. При поддержке главы Республики Мордовия Николая Ивановича Меркушкина управленцам завода удалось заключить ряд соглашений с англо-американской корпорацией "Массей Фергюсон". "Сарэкс и этот тракторный гигант намерены создать совместное производство по выпуску машин класса "Беларусь" (до 10 тыс. единиц в год). До половины всех комплектующих будет производиться на саранском предприятии. Эти и другие программы - удел ближайшего будущего. Но и сегодня завод может предложить покупателям образцы высокопроизводительной, надежной и экономичной техники. Открытое акционерное общество "Рузхиммаш" - ведущий российский производитель железнодорожных цистерн, технологического оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой и других отраслей промышленности. Завод, работающий 36 лет, располагает высококвалифицированным производственным персоналом (около 4 тысяч человек), способным выполнить любые технологические требования заказчика. Развитие в последние годы тесного сотрудничества с ведущими фирмами США позволило улучшить качество изделий, подняв его до требований международных стандартов; благодаря сертификации по "Международному стандарту ASME значительно расширился круг потребителей за рубежом. Среди клиентов завода известные фирмы Америки, Великобритании, Швейцарии, Израиля, Китая и другие. В 1993 году продукция "Рузхиммаша" удостоена Приза коммерческого престижа, в 1994 году - Приза за качество в Мадриде, а также престижной награды "Факел Бермингама". [25, с. 27] Технологические возможности предприятия, современное высокоэффективное оборудование, квалифицированные кадры и накопленный опыт гарантируют высокое качество изделий из углеродистой, низколегированной, коррозионностойкой сталей, титана и биметалла. Качество выпускаемой продукции, низкие цены и сжатые сроки исполнения заказов, различные формы оплаты привлекают клиентов и расширяют круг заказчиков. Конструкторский отдел постоянно работает над созданием новых видов вагонов-цистерн. "Рузхиммаш" - перспективное предприятие, стремящееся к замкнутому производственному циклу. Все детали и узлы сложного оборудования, включая железнодорожные платформы под цистерны, будут изготавливаться на месте. Это в свою очередь требует немалых средств. Гарантией возврата многократно умноженных инвестиций является растущий спрос на продукцию АО "Рузхиммаш". Открытое акционерное общество "Биохимик" является одним из крупнейших промышленных предприятий Мордовии и одним из важнейших производителей антибиотиков и кровезаменителей в России, находясь в первой шестерке лидеров по производству медикаментов. Правительством Мордовии разработана республиканская программа, в которой четко определена сумма инвестиций "Биохимику" до 2000 года в размере 417,6 миллиарда рублей (в прежних ценах) на освоение еще не существующей в России и ближнем зарубежье технологии получения промежуточного продукта при изготовлении лекарств. Кроме того, по соглашению о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Москвой и Мордовией правительство столицы намерено выделить 15 млрд рублей (в прежних ценах) для организации нового производства по выпуску капсульных лекарств. Существенно, что этот кредит предприятие будет возвращать не деньгами, а своей продукцией. Таким образом, решаются сразу три задачи: получение инвестиций, выход на новую продукцию и гарантированный рынок сбыта. Высококвалифицированные кадры, огромный производственный опыт позволяют ОАО "Биохимик" поддерживать лучшие традиции российской фармацевтической промышленности и имидж надежного делового партнера не только на внутреннем рынке. Качество продукции предприятия получило мировое признание. Подтверждением этого является присуждение ему международных наград и призов. Наиболее значительные: Бриллиантовая Звезда Качества и Алмазная звезда, присужденные "Биохимику" Международной комиссией по качеству продукции в Мехико по итогам работы 1994 и 1995 годов; приз "Золотой Глобус" (США) и международный приз "Эртсмейкер" за успешное развитие в трудных экономических условиях и ряд других. Развитие существующего производства, освоение новых видов медицинской продукции позволяет саранским биохимикам уверенно чувствовать себя в новых экономических реалиях, выступать в роли надежного делового партнера. В 1992 году после образования акционерного общества кондитерская фабрика Мордовии "Пищевик" получила новое название "Ламзурь". Сейчас здесь выпускается весь групповой перечень кондитерских изделий, за исключением плиточного шоколада, - всего порядка 250 наименований. Ежегодная производительность - до 14 тонн. Ассортимент расширяется постоянно. Так, только за первые 6 месяцев 1997 года комбинатом было освоено 24 новых видов продукции. На сегодняшний день численность акционерного общества составляет порядка 900 человек. На фабрике идет постоянный поиск дизайнерских разработок, высокохудожественного оформления, применения современных упаковочных материалов. На выставке "Российский фермер-97" в С.-Петербурге "Ламзурь была награждена дипломом 1-й степени за разработку новых видов кондитерских изделий и шоколадных конфет. В Москве на экспозиции "Российские продукты питания-97" саранские кондитеры были также удостоены диплома 1-й степени за карамель "Ламзурь". Есть и международная награда - "Факел Бирмингама" за экономическое выживание, - полученная в 1995 году. Многие разработки "Ламзури" не имеют аналогов в России. Не случайно ее продукция пользуется спросом в Тюмени, Ханты-Мансийске, Омске, Казани, Пензе, Ульяновске, Оренбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Петербурге, Москве, многих других городах и селах страны. В ближайшие годы производственная программа предусматривает значительное расширение ассортимента за счет ввода в эксплуатацию высокопроизводительной итальянской линии. Планируется также наладить выпуск "сухих завтраков" и крекера, для чего предполагается создать совместное предприятие, в котором нашим партнером выступит московский завод "Крекер". Наверное, все это станет неплохим заделом для дальнейшего развития ОАО "Ламзурь". [25, с. 37-38] Выиграть жесточайшую конкуренцию на алкогольном рынке можно только с новейшими технологиями и высококачественным продуктом. Это на АО "Мордовспирт" понимают все - от рабочего до генерального директора и работают соответственно. Шесть небольших спиртзаводов, входящих в состав АО "Мордовспирт", производят исходное сырье: 3,0 млн декалитров в год спирта высшей очистки, "Экстра" и "Люкс". Из него на ликероводочном заводе "Саранский" изготавливают более пяти десятков наименований высококачественной алкогольной продукции. Причем две трети сортов разработаны в последние годы. Все эти напитки производятся по новейшим технологиям и на современном оборудовании. В последние годы благодаря инициативе генерального директора и помощи концерна "Росалко" на Саранском ликеро-водочном заводе заработали две германские автоматические линии по розливу водки производительностью 6 тысяч бутылок в час. И три автомата немецкой фирмы "Кронес" по оформлению водочных изделий с нанесением акцизной марки. Стоимость оборудования - 2 млрд рублей. Сейчас в России всего 9 таких линий. Первые были установлены в Саранске. АО "Лисма", как уже упоминалось выше, планирует начать собственный выпуск евробутылок - уникальных, прессовыдувным методом. Вместо привычных этикеток прямо на стекло будет напыляться многокрасочное покрытие. Это большой проект "Росалко" стоимостью 20 млн долларов. Но в первую очередь эти бутылки пойдут в АО "Мордовспирт". И тогда мордовскую водку трудно будет подделать. А то уже есть информация о появлении в магазинах некоторых регионов подделок. Это свидетельствует о всенародном признании мордовской алкогольной продукции. Получила он признание и специалистов. Например, "Мордовская особая" отмечена дипломом Нижегородской ярмарки-96. Независимые эксперты оценили ее в 9,75 балла, в то время как знаменитый "Pierre Smirnoff" получил от 9,5 до 9,6 балла. А на Всероссийском смотре-конкурсе фирменных водок в апреле 1997 года в Москве мордовские спиртовики получили сразу три золотые медали: за "Мордовскую особую", "Эрьзю" и "Саранскую". Шесть Почетных дипломов за высокое качество и уникальное оформление получили мордовские спиртовики на международной выставке "Осенняя ярмарка вин-96 (Санкт-Петербург). Кроме того, АО "Мордовспирт" награждено Дипломом Всероссийского выставочного центра и отраслевым знаком Прогресса за техническое перевооружение предприятия, разработку и производство высококачественных ликеро-водочных изделий. Мордовская водка успешно конкурирует как на общероссийском, так и на региональных рынках. Только по межрегиональным договорам в текущем году АО "Мордовспирт" отгружено продукции на 180 млрд рублей, с том числе на 52 млрд в Удмуртию, на 32 млрд в Астраханскую область, на 26 млрд в Свердловскую и в другие. Не случайно на предприятиях акционерного общества размещен заказ на производство водки "Довгань". Между корпорацией "Довгань" и АО "Мордовспирт" заключен контракт на 150 тысяч декалитров, в том числе "Славянская", "Минная", "Можжевеловая", "Апельсиновая", "Кофейная". И на каждой бутылке, кроме довганевской этикетки, будет стоять товарный знак АО "Мордовспирт" - произведено в Мордовии. [25, с. 39-43] Трудно не согласиться с тем, что электроэнергетика является стержнем экономики любого государства. Однако ситуация в данной отрасли экономики России приближается к катастрофе: 40% из всех работающих в стране энергетических мощностей сегодня уже исчерпали свой физический ресурс. Немало проблем у этой отрасли и в Мордовии. Особую организационную и финансовую поддержку со стороны правительства Республики Мордовия проект Мордовской ГРЭС получает в последние два года. К реализации проекта Мордовской ГРЭС, кроме РАО "ЕЭС России", проектных и научно-исследовательских институтов нашей страны была подключена энергетическая корпорация Великобритании "ПАУЭР-ДЖЕН", которая оказывает технологическую поддержку по экологической части проекта, по подготовке пакета-заявки в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также по другим направлениям. Агропромышленный комплекс - крупнейший сектор народного хозяйства республики, от состояния дел в котором во многом зависит экономическая и социальная обстановка на ее территории. Одной из основных задач развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия на 1996-2000 годы является приоритетное направление инвестиций в наращивание производственного потенциала перерабатывающей промышленности, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, переориентация в инвестиционной политике на сочетание крупнотоварных современных предприятий с предприятиями средней мощности, а также строительство перерабатывающих цехов в отдельных сельских районах республики для использования сырья, не требующего глубокой переработки. Проектом "Производство экологически чистых овощей" предусматривается: · Реконструкция цеха по производству консервов в ТОО "Тепличное". · Строительство цеха по производству плодоовощных консервов в совхозе "Мордовский" Ардатовского района. · Реконструкция кондитерского цеха на овощесушильном госпредприятии "Темниковскпй". Источниками финансирования этих объектов будут собственные средства, республиканский и муниципальный бюджеты, кредиты на конкурсной основе и другие источники. А значит, прежде всего, - это широкое поле деятельности для инвесторов. [3, с. 12-15] "Островом процветания" в Мордовии журналисты назвали Саранскую пивоваренную компанию. Сейчас оно вошло в состав российско-джерсийской фирмы "САН групп офкомпаниз", учрежденной в Англии и имеющей представительства в Нью-Йорке, Лондоне и Москве. Образовалось совместное предприятие, в котором объединились, наряду с саранским, еще четыре российских пивоваренных заводов из Перми, Курска, Екатеринбурга и Иванова. Мордовский "Пивовар" стал АО закрытого типа "Саранская пивоваренная компания". Эта группа российских производителей изготовляет солод, различные виды пива и безалкогольных напитков. Саранский пивзавод вошел в компанию САН в 1993 году. Его проектная мощность составляет 7,2 млн тонн пива и 20 тыс. тонн солода в год. САН произвела значительные капиталовложения в развитие и модернизацию производства. Это позволило увеличить объемы производства, улучшить качество и увеличить сроки годности продукции. Результат: на последней выставке "Пивоиндустрия-97" в Москве саранское пиво "Толстяк" завоевало три золотые медали. [3, с. 19] Основным конкурентным преимуществом мордовских предприятий является наличие свободных производственных площадей, незаконченных объектов с высокой строительной готовностью, а также высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Поэтому наиболее предпочтительным является привлечение иностранных инвестиций для развертывания на территории Республики Мордовия производств на базе импортного оборудования и комплектующих с использованием передовых технологий. Заключение Анализ, проведенный В.В. Поповым относительно состояния российской экономики в начале 90-х годов. позволяет судить о том, что в этот период экономика России, как и других стран СНГ, оказалась в худшем состоянии, чем большинство стран Восточной Европы и Балтии, не говоря уже о Китае. Реформы России пошли по “третьему пути”, отличному как от шоковой терапии, так и от китайского постепенного перехода. Мгновенная (а не постепенная) либерализация цен, введение конвертируемости национальной валюты, попытки быстрых структурных реформ (приватизация) и, конечно, демократический политический режим - все это роднит российские реформы с восточноевропейской и балтийской моделью, тогда как сохранение заниженных цен на топливо и энергию, открытого и скрытого субсидирования многих предприятий и целых отраслей, низкая безработица позволяют проводить параллели с Китаем. [21, с. 3-15] Издержки российского “третьего пути” оказались очень высокими – падение производства в России оказалось намного выше, чем в Китае и в большинстве стран Восточной Европы и Балтии. В то время как в странах Восточной Европы, наиболее последовательно осуществлявших радикальные реформы, падение производства продолжалось 2-3 года и составило 25-30% в год, в России, как показывает анализ, объем выпуска в промышленности за 2 года (с1992 по 1994) снизился на 70%. На 60% упал выпуск продукции в машиностроении и металлообработке. Наиболее сильный спад произошел в легкой промышленности, где объем выпуска снизился на 42%. В электроэнергетике выпуск продукции в 1994 г. по сравнению с 1990 г. составил 87% А.С. Зелтынь также согласен с тем, что преодоление негативных тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для его роста и необходимых изменений в отраслевой и технологической структуре вряд ли возможна без разработки базирующейся на цивилизованном партнерстве государства и бизнеса, стратегии промышленного развития страны и государственной промышленной политики как одного из инструментов реализации такой стратегии. [11, с. 59-62] Стратегия промышленного развития страны, по его мнению, предполагает определение основных целей в более или менее долгосрочной перспективе основных препятствий на пути реализации этих целей и средств преодоления этих препятствий и достижения поставленных целей. К важнейшим стратегическим целям развития промышленности России А.С. Зелтынь относит сохранение и усовершенствование основных элементов инфраструктуры жизнеобеспечения; повышение качества жизни (физическое и психическое здоровье нации, экология, образование и жилье); поддержание достаточного уровня обороноспособности страны. Основные препятствия на пути реализации этих целей заключаются в продолжающемся развитии глубокого и затяжного общеэкономического и промышленного кризиса, не сопровождающегося позитивными сдвигами в технологической структуре промышленного производства, отсутствие критической массы способных к саморазвитию промышленных фирм, дефиците инвестиционных ресурсов. Государственная промышленная политика России должна быть ориентирована на преодоление этих препятствий и носить инициативный характер, опираясь на видение желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе. Важным направлением государственной промышленной политики должно стать смягчение негативных социальных последствий изменений в структуре промышленных производств. Необходимо также активная деятельность по повышению эффективности управления промышленными предприятиями, остающимися в собственности государства. Дополняя и обобщая сказанное выше, отметим, что комплекс мер, определяющих суть и эффективность промышленной политики в России должен включать: 1) стратегическое целеполагание; 2) мобилизацию инвестиционных ресурсов; 3) макроэкономическую политику; 4) формирование эффективной организационной структуры промышленности; 5) арсенала конкретных инструментов. [4, с. 10-11] Стратегическое целеполагание включает, во-первых, определение стратегических приоритетов промышленной политики. Важнейшими критериями здесь должны, думается, стать имеющиеся конкурентные преимущества на мировом рынке, воплощенные в первую очередь в высоких технологиях. В этой связи фундаментальной целью промышленной политики становится эффективная интеграция в мирохозяйственные связи; во-вторых, – формирование действенной концепции реструктурирования секторов промышленности, в особенности отнесенных к стратегическим приоритетам (оборонная, аэрокосмическая и автомобильная отрасли; судостроение; производство оборудования для финансовой сферы, образования, здравоохранения, информатики и для телекоммуникаций; новые технологии, материалы и лекарства; электроэнергетика, информационно- телекоммуникационная и торгово-транспортная инфраструктура промышленности; и т.д.). Концепция должна дать четкие ответы на вопросы: какие секторы (и с использованием каких инструментов) государство собирается поддерживать, а какие производства ликвидируется; какие модели организации отраслей будут реализовываться (ограничения на вертикальную интеграцию, границы допустимой горизонтальной диверсификации и т.д.). Мобилизация инвестиционных ресурсов предполагает, во-первых, реформирование банковской системы, нацеленное на "связывание" избыточных сбережений и повышение эффективности управления инвестиционным процессом. Во-вторых, – аккумулирование бюджетных средств, резервных фондов предприятий и средств населения, гарантированных государством, на счетах в уполномоченных банках, обеспечивающих их использование для предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов или размещающих в государственные облигации. В случае успешного продвижения по указанным приоритетным направлениям будут существенно упрочены предпосылки изменения объектной направленности промышленной политики. Речь идет о перспективе ее переориентации на непосредственное решение задач научно-технического прогресса, освоения на конкурентоспособном (по меркам мирового рынка) уровне наукоемких производств, поэтапной модернизации материально-технической базы всего народного хозяйства. Но к такому повороту необходимо готовиться, и в рамках этой подготовки важно развернуть на государственном уровне соответствующие исследования, включая разработку перспективного прогноза основных линий научно-технического прогресса. Опыт широкомасштабной прогнозной деятельности у нас имеется: с 70- х годов под руководством Президиума АН СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике разрабатывалась "Комплексная программа научно-технического прогресса СССР" на 20 лет – по пятилетиям программируемого периода (в частности, в 1982 г. – на 1986-2005 гг., а в 1988 г. – на 1991-2010 гг.). В исследованиях участвовали сотни академических и ведомственных институтов, объединенных общими целями, программой и методикой формирования итоговых материалов. Институты естественного и технического профиля определяли наиболее значимые направления научно-технического прогресса в соответствующих областях, а институты экономические создавали на базе этих данных прогностическую модель динамики и структуры народного хозяйства – с учетом изменения в различные периоды ресурсных возможностей, необходимости постоянного обеспечения сбалансированности экономики и достижения высоких показателей народнохозяйственной эффективности, императивности улучшения качества жизни населения страны и социальной ситуации в целом. [27, с. 12-14] Проведение аналогичного рода исследовательской работы, пусть в меньших масштабах, но с учетом принципиально новых реальностей в хозяйственной эволюции, помогло бы сформировать широкую научную базу государственной промышленной политики России на долгосрочную перспективу
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Алексеев А.В., Н.Н.Кузнецова. Дожить до подъема: ситуация в российской промышленности // ЭКО.-1998.-№5.-С.37. 2. Аукуционек С.П.Опросы промышленных предприятий//ЭКО.-1996.-№6.-С.10-12. 3. Булатов А.С “Экономика”, изд. “Бек” М.-1997 4. Батчиковым С., Петровым Ю. в статье «Промышленная политика в реформационном выборе России» // «РЭЖ».-1997.-№10.-С.10,11 5. Василевский З. “Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы” // Эксперт 1997 г. №47, 8 декабря. 6. Дробышева И. “Иностранные инвесторы предпочитают 100% -контроля”., // Золотой рог. 1998 г. 24 февраля. 7. Дробышева И. “Сибирь и ДВ: “Дайва-фонд” набирает темп”., // Золотой Рог. 1998 г. 24 марта. 8. Дробышева И. “Приморье - Республика Корея: Пока будет только торговать”., // Золотой Рог . 1998 г. 7 апреля. 9. Журнал Маркетинг. № 2 / 1999 год. 10.Журнал Консультант. № 8, 9 / 1999 год. 11.Зелтынь А.С. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО. – 1999. – № 5. – С. 59-62. 12.Крецу Н., Коротченков А. “Инвестиционная деятельность в Приморском крае”, // Проблемы Дальнего Востока 1998 г. № 1. 13.Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал.–1998.-№9-10.-С.10-18; 14.Курьеров В.Г. Экономика России в 1995-1996 гг.: тенденции года (1995) // ЭКО.-1996.-№6.-С.3-10 15.Кушлин В. Проблемы реальной экономики на фоне финансовых кризисов // Экономист.-1999.-№3.-С.3 16.Липсиц И.В. “Экономика”. Москва. “Вита-Пресс”. - 1996г. 17.Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России// Внешнеэкономический бюллетень 1998 № 4. 18.MATTHEW KAMINSKI “Прямые иностранные инвестиции”, // Финансы и кредит. № 5 (29) , 7. 97 май. 19.Основы экономики. Ростов-на-Дону, “Феникс”. - 1996г. под редакцией О.Ю. Мамедов. 20.Петрова И. “Подписан еще один меморандум”. // Золотой Рог 1998 г. 24 марта. 21.Попов В.В. Экономика России в 1992-1994 гг.: общие тенденции // ЭКО.- 1995.-№ 2.-С.3-15. 22.Российский статистический ежегодник : статистический сборник // Госкомстат России.-Москва.,1997.-749с. 23. Свириденко В. “В ожидании иностранных капиталовложений”, // Экономика и жизнь 1998 г. № 13 март. 24. Свиридонова Е. “Лекарство для пугливого инвестора”, // Экономика и жизнь 1998 г. № 13 март. 25.Смирнов В. “К задействованию внебюджетных источников финансирования”// Российский экономический журнал.-1997 г. - №5-6. 26. “Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы” Москва “Международные отношения” 1995 г., под ред. Фаминского И.П. 27.Фальцман В. Как разрабатывалась Комплексная программа Научно-технического прогресса (из воспоминаний участника) // Российский экономический журнал. – 1994. – №11. 28.Филатов К. “Иностранные инвестиции в экономику России”, // Статистическое обозрение 1998 г. № 2. 29.Экономика России в 1996 г. // ЭКО.-1997.-№5.-С.27-35 Приложение 1 Распределение по отраслям иностранных инвестиций на 01.01.97 г. [7, с. 43]
Приложение 2 Прямые иностранные капиталовложения по регионам России (нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.)
По материалам Российского статистического ежегодника Приложение 3 Инвестиционная деятельность в Мордовии (на 1 января 1992 г)
По материалам Российского статистического ежегодника [AK1] Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|