РУБРИКИ

Курсовая: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Высокую активность на российском рынке проявляет концерн Siemens, который создал

здесь 11 совместных предприятий и одно предприятие со 100%-м иностранным

капиталом, получил крупные заказы на строительство магистральных и местных

коммуникационных линий, на выполнение ряда проектов некоторых металлургических

заводов, на реконструкцию ТЭЦ и автоматизацию сборочных линий ГАЗа

[16]. Концерн приобрел крупные пакеты акций ряда российских предприятий, в

частности Калужского турбинного завода[17]

, АО “Электросила”[18].

При этом продвижение на российский рынок не происходит бессистемно. Siemens

создает структуры для координации своих действий и анализа российских условий.

В частности, в концерне создан спецотдел, занимающийся проблемами организации

финансовых потоков в России, выработкой мер против нехватки оборотных средств,

в т.ч. организацией бартерных поставок[19]

.

Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемой доли рынка

достигается благодаря характерной для ФПГ связке финансовые структуры -

промышленность - торговые структуры, а не методами административного

характера. Например, одно из характерных обвинений американских

производителей против Японии - это недопущение американских товаров в

японскую торговую сеть (часто при отсутствии законодательных ограничений и

таможенных барьеров). Поэтому в рамках стратегии по внедрению на российский

рынок иностранные ФПГ создают собственные финансовые и торговые структуры в

России.

Примером создания развитых структур при внедрении на российский рынок может

служить российско-швейцарский холдинг “Э.К.С.Интернешнл” (Пермь). Холдинг

контролируется швейцарской инвестиционно-торговой компанией Norrexim (Цюрих). В

него входят: “ЭКС опт” (оптовая торговля), ООО “ЭКС лимитед” (розничная

торговля и управление инвестициями), ООО “Доктор ЭКС” (поставка медикаментов) с

филиалами в Москве, Екатеринбурге, Ижевске и Пермской области,

российско-швейцарское предприятие “ЭКС Хандельс АГ”. Кредитование импортных

поставок осуществляет компания Norpexal. Холдинг владеет 35% АКБ “Развитие”

(Пермь) и 19% АКБ “Заря Урала”.[20]

Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции на

российском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россию

часто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданием дистрибьюторской

сети. Иностранная компания может создать, купить (или поставить под контроль

иным способом) российскую торговую фирму и выдать ей льготный товарный кредит

с целью внедрить свой товар на рынок. После этого проводится планомерное

расширение присутствия на рынке, включающее (кроме рекламы и привлечения

дилеров) создание сервисных центров, конечных производств (из иностранных

комплектующих или полуфабрикатов), привлечение к сотрудничеству финансовых

структур. Финансовые структуры используются не только для денежных расчетов,

но и для покупки российских предприятий схожего профиля.

Одна из причин успехов компании Coca-Cola на российском рынке - развитая сеть

дистрибьюторов[21]. Характерно, что

многие российские производители проиграли конкурентную борьбу на рынке

прохладительных напитков именно из-за отсутствия сбытовой сети.

Компания Rank Xerox создала на территории России 17 франчайзинговых центров

(полиграфические центры, действующие самостоятельно, но от имени Rank Xerox).

Характерно, что за использование торговой марки Xerox российская сторона

обязуются закупать расходные и комплектующие (включая бумагу) только у Rank

Xerox.

Специфика российского рынка требует создания специальных структур, которые

хорошо ориентируются на рынке и занимаются выработкой стратегии, координацией

действий, установлением контактов и связей, заключением контрактов на поставку

продукции. Так, для продвижения на российский рынок автомобилей “Мерседес”

создано АОЗТ “Мерседес-Бенц Автомобили”. Необходимость создания такой компании

диктуется тем, что, по мнению одного из дистрибьюторов, “благодаря политике

государства процесс торговли автомобилями стал скорее творческим, чем

технологическим”.[22]

Иностранные компании, внедряющиеся на российский рынок, стараются применять

современные финансовые инструменты, уменьшающие издержки потребителей их

продукции. Это ставит иностранные компании в более выгодное положение по

сравнению со многими российскими производителями. Например, компания General

Electric предполагает передать Челябинскому электрометаллургическому комбинату

в лизинг работающую на газе электростанцию стоимостью $125 млн.

[23] Учитывая, что основная стоимость электростанции приходится на турбины,

можно утверждать, что General Electric имеет преимущество перед российскими

производителями турбин, которые не работают через лизинг, а также не могут

наладить поставки электростанций “под ключ”.

Некоторые крупные фирмы, реализуя масштабную стратегию продвижения на рынок СНГ,

не только захватили часть рынка, но и активно внедряют свои стандарты:

например, концерн Siemens получил крупный контракт по модернизации системы

телевещания Узбекистана и к 2000 году переделает ее со стандарта SECAM в

немецкий стандарт PAL[24].

Один из методов захвата сектора рынка - приобретение ключевого звена в

технологической цепочке. После этого может быть спровоцирован кризис на

технологически зависимых предприятиях, которые, в результате, могут быть

куплены по низкой цене. Возможности такого воздействия на предприятия

продемонстрировала компания Japan Chrome, которая, поставив под контроль

казахстанских производителей хромовой руды, фактически разорила российские

заводы, выпускающие хром[25].

Многие иностранные компании стремятся захватить конечные звенья

технологических цепочек российских экспортноориентированных производств, т.е.

поставить под контроль торговые компании, которые получают российскую

продукцию и продают ее на мировом рынке. Это облегчается тем, что российские

поставщики часто в должной степени не ориентируются на рынке и не в состоянии

создать собственные сбытовые структуры за рубежом. Кроме того, российским

поставщикам выгодно иметь дело только с одним партнером (с которым имеются

доверительные отношения), т.к. в российских условиях бывает необходимо

переориентировать финансовые потоки за поставленную продукцию на посредников.

Ряд иностранных компаний, имеющих опыт работы в развивающихся странах, при

продвижении на рынок большое внимание уделяют лоббированию своих интересов во

властных структурах. Иногда компания находит чиновника, который “курирует” ее

деятельность и защищает ее интересы. Особенно это касается нефтедобывающих

СП.

Внедрение иностранных компаний на российский рынок часто сопровождается

давлением и финансовой поддержкой государственных институтов этих стран.

Например, значимая доля поставок оборудования в Россию финансируется

эксимбанками стран-экспортеров (для стран ЕЭС эту функцию выполняет также

ЕБРР); при этом деньги перечисляются непосредственно производителям продукции

(т.е. российские потребители фактически получают товарный кредит). Один из

ярких примеров - финансирование Эксимбанком США производства самолетов Ил-96 с

американскими двигателями фирмы Pritte&Whitney. Переход российского

авиастроения на использование американских двигателей устраняет последнего

конкурента Pritte&Whitney - АО “Пермские моторы” - на мировом рынке

двигателей для магистральных гражданских самолетов и делает эту фирму полным

монополистом[26].

Иностранные государства также осуществляют политическое давление с целью дать

выход продукции своих производителей на российские рынки. Особенно часто это

касается таможенных пошлин. Могут приниматься также специальные стандарты,

ставящие “своих” производителей в более благоприятные условия. Например,

когда российские авиакомпании начали использовать самолеты российского

производства в рейсах Россия - США, то американские экологические стандарты

на самолеты были изменены таким образом, чтобы российские самолеты им не

соответствовали. В результате, в этих рейсах российские компании используют

самолеты американского или европейского производства.

Во многих странах созданы специальные государственные органы, в функции которых

входит содействие в сбыте национальных товаров за рубежом. Например, в США

имеется Американская торговая палата, в Совет директоров которой входят

представители крупнейших компаний, в т.ч. присутствующие на российском рынке -

Coca-Cola, General Electric и др. Устав этой организации включает положение о

том, что в ее обязанности входит “обеспечение связи с российским

правительством”.[27]

Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать

следующие цели:

1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску

продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России

значительно выше мировых.

2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже

мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая

цена некоторых видов сырья.

3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых

и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в

других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.

4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки

иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков

сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.

5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно

экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли

после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга

и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-

сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих

стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и

высокие таможенные сборы.

7) Использование морально устаревшего или экологически вредного

оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах.

Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо

отработана.

8) Инвестирование средств российского происхождения под видом

иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий

властей.

Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке не

заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали

инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным

образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство

товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств по

выпуску бытовой техники.

Одними из первых свои предприятия в России организовали McDonalds (рестораны

быстрого обслуживания), Coca-Cola (производство одноименного напитка), Funai

(сборка видеотехники). Собственное пищевое производство в Подмосковье

организует компания Mars (объем инвестиций - $100 млн.)

[28], инвестиционный проект намерена реализовать компания Cadburi

(производство шоколада)[29]. Компания

Philipp Morris купила контрольный пакет Краснодарской табачной фабрики и

намерена финансировать ее реконструкцию в объеме $60 млн.

СП Poly Form создано американской ассоциацией производителей де- ловых и

защищенных бумаг Standard Rotator и российскими частными лицами. Сейчас СП

специализируется на выпуске финансовых документов и защищенных бумаг по заказу

российских страховых компаний и пенсионных фондов. Его нынешняя мощность

позволит обрабатывать 5 тыс. тонн бумаги в год, в основном финской.

[30] Продукция СП пользуется высоким спросом, т.к. до недавнего времени в

России было лишь одно предприятие этого профиля - Гознак.

Еще один мотив для вложения средств в российские предприятия - невысокая

стоимость рабочей силы и некоторых видов сырья.

Японская фирма Ensu организовала на Стерлитамакском станкостроительном заводе

выпуск обрабатывающих центров из японских комплектующих. За счет невысокой

стоимости труда и дешевой энергии себестоимость продукции на 40% ниже, чем в

Японии[31].

В отличие от слаборазвитых стран в России нет чрезвычайно дешевой

неквалифицированной рабочей силы, но стоимость труда квалифицированных

работников занижена. Это способствует использованию российских научных и

инженерных кадров иностранными компаниями. Например, фирмы Motorola и Samsung

проинвестировали создание собственных научно-исследовательских центров в

области электроники в России. Подобный центр намерена создать американская

фирма Texas Instruments[32].

Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы России.

Прежде всего - это нефтедобыча; в этой области создано более 30 СП, которые

добыли в 1994 г. около 12 млн. тонн нефти

[33] (общероссийское производство - около 300 млн. тонн). Добыча газа

монополизирована “Газпромом”, поэтому интерес инвесторов вызывают либо

глобальные проекты, реализуемые совместно с “Газпромом”, либо разработка

небольших месторождений (при поддержке местных властей), газ которых

используется в этом же регионе. Подобный небольшой проект реализуется,

например, в Оренбургской области[34].

Кроме того, при помощи иностранного капитала некоторые нефтяные компании

реализуют проекты по использованию попутного газа.

Ряд факторов препятствуют вложениям иностранного капитала в разработку

российских полезных ископаемых. Один из них - неясность прав собственности на

землю и недра. Кроме того, часто возникают транспортные и таможенные

проблемы, например, нефтедобывающие СП сталкивались с отказами доступа к

нефтепроводам и с произвольными повышениями тарифов за перекачку нефти и

таможенных пошлин.

Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российских

предприятий - возможность купить потенциально прибыльное предприятие по

низкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легко

могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за

отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания рынка

(особенно западного), неумения находить и работать с западными партнерами.

Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что приводит к невысокой

стоимости их акций. После покупки контрольного пакета акций иностранная фирма

может добиться улучшения положения предприятия с помощью ограниченных

инвестиций в непроизводственную сферу, главным образом в создание системы

сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная фирма может использовать

свой опыт работы на иностранных рынках, готовые каналы сбыта, свою финансовую

систему (например, предоставлять гарантии и векселя при расчетах).

Так, купив петербургский пивзавод “Вена”, финская компания Sinebrychoff уволила

руководство завода и коммерческую службу, поставила оборудование для разлива

пива в бочки европейского образца (т.к. тара имеет большое значение при сбыте)

[35].

Многие иностранные фирмы, желая обеспечить спрос на свою продукцию на

российском рынке, создают сервисные центры, сборочные производства, торговые

предприятия.

Несколько сборочных производств организовала в России корейская фирма Goldstar.

Телевизоры этой фирмы начал собирать радиоэлектронный завод “Авест”

(Комсомольск-на-Амуре)[36].

Зеленогорский электрохимический завод (Красноярск-45) приступил к сборке

видеоплееров и телевизоров Goldstar из корейских комплектующих

[37].

Фирма Mercedes-Benz организовала несколько “отверточных” производств по сборке

своих автобусов. Автобусы собираются, в частности на Голицынском заводе и в

аэрокосмическом объединении “Полет”.[38]

Иностранные компании могут использовать в России экологически “грязное” или

устаревшее оборудование, которое запрещено или неэффективно использовать в

западных странах.

Германский концерн “Сименс” предложил России свои технологии и оборудование для

переработки оружейного плутония в урано-плутониевое топливо для российских АЭС

на предприятии “Комплекс-300” ПО “Маяк” (Челябинская область). “Сименс” намерен

использовать оборудование, которое простаивает уже более 4 лет на

законсервированном предприятии в Ханау (Германия). Оно было построено в 1991

г., но из-за протестов общественности по поводу экологии не проработало ни

одного дня[39].

Возможно также перемещение звена технологической цепочки (связанного с

“грязным” производством) в Россию без перемещения оборудования, т.е. покупка

предприятия соответствующего профиля.

Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику -

создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование

в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы

по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень

больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для

решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на

“латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать

не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.

Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое

положение и устаревшую структуру. Иностранные инвесторы не привыкли работать

с такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не

позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают

иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно

иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и

получать государственную поддержку. Инвестирование в российское предприятие

предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в

противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть

неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме

того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских

условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его

руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.

Примером неудачных инвестиций в предприятие, не поставленное полностью под

контроль, может служить проект петербургского пивзавода “Вена” и бельгийской

фирмы De Konink. Бельгийская фирма поставила оборудование на крупную сумму для

выпуска высококачественного пива. Однако затем завод отказался от

сотрудничества, не вернул оборудование и стал использовать фирменные наклейки,

завезенные бельгийцами, на своей продукции. Впоследствии при приватизации завод

был куплен другой фирмой, которая поставила его под контроль и уволила

руководство[40].

Совместное предприятие позволяет “отгородить” отдельным юридическим лицом

выполнение какого-либо проекта (например, модернизация части оборудования или

производство новых видов продукции) от проблем основного производства. Если

российское предприятие находится в очень плохом положении, то в совместное

предприятие может быть выделена наиболее жизнеспособная часть производства,

которая в дальнейшем развивается с помощью иностранных инвестиций. Кроме

того, совместное предприятие позволяет руководству российской стороны не

бояться за сохранение своих мест в рамках старой структуры и одновременно

внедриться в “новую экономику”.

Одна из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны

сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно

применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса,

позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать

текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное обращение

и т.д.

В целом, методы применяемые иностранными инвесторами при вложении средств

определяются тем, что иностранный капитал стремится:

· контролировать использование вложенных средств (контролировать

структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их

от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;

· по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от

экономического положения российского предприятия-партнера;

· перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами,

на западные стандарты;

· свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой

системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют

те же методы, что и российские).

В целом, масштаб иностранных инвестиций в производственный сектор будет

зависеть от экономической политики Правительства и политической ситуации. В

настоящее время нет оснований говорить о том, что отношение к иностранному

капиталу изменится в лучшую сторону.

Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций - прежде всего

те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший

экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная

промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий

немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство

товаров народного потребления).

Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только

учреждения, непосредственно контролируемые государством, но и международные

организации, такие как ЕБРР и Всемирный банк.

Можно выделить цели, которые преследуют государственные иностранные

финансовые институты, инвестирующие средства в России:

· продвижение товаров национальных производителей на российский рынок;

· помощь национальным компаниям, которые намерены инвестировать

средства в России, включая сбор информации, выполнение функций маркетинга,

участие в проектах, пробное (или венчурное) финансирование;

· “привязка” определенных кластеров российской промышленности к

соответствующим отраслям национальной экономики; развитие двустороннего

экономического сотрудничества в целом.

Продвижение товаров “своих” производителей на российский рынок часто

осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров.

Такие кредиты обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде

кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-

либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться.

Однако и в случае предоставления средств в непосредственное распоряжение

заемщика, иностранный кредитор устанавливает жесткий контроль за их

расходованием.

Обычно кредитор стремится, чтобы часть затрат была покрыта самим заемщиком

или профинансирована из других источников. В этом случае фирмы страны-

кредитора получают больше средств, чем было затрачено государством на

предоставление кредита.

Государственные кредиты используются как метод конкурентной борьбы - например, в

результате кредита Эксимбанка США на закупку американской тяжелой техники была

сорвана сделка по покупке подобной техники у японской фирмы Comatsu

[41].

Несколько лет назад значительная доля импорта, финансируемого иностранными

государствами приходилась на продовольствие и потребительские товары; в

настоящее время большая часть поставок - оборудование.

Зарубежные государственные банки и другие финансовые институты оказывают

многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и

инвестировании средств в российскую экономику.

Такая помощь осуществляется по следующим направлениям:

· участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;

· сбор информации о российских производителях, финансовых институтах,

правовых нормах и т.д.;

· поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным

(т.е. зарубежным) инвесторам;

· взятие на себя риска по “раскрутке” подобных проектов; т.е.

государственный банк может гарантировать вложенные на начальной стадии

проекта частным инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в

проекте, а в случае успеха привлекает к нему частные компании;

· политическое и экономическое давление на российские властные

структуры в интересах “своих” компаний.

Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов - включить

российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это

подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров

национальных производителей, а также конструирование таких финансовых и

технологических связей, чтобы “развивающий центр” совместного производственного

кластера находился в стране, интересы которой представляет соответствующий

государственный институт. Иначе говоря, предполагается, что в развитой стране

сосредоточены высокотехнологические производства и, прежде всего, создание и

внедрение новых технологий, а в России - производство по отработанной

технологии и\или по лицензии. Как показывают ряд экономических исследований,

управление “развивающим центром” промышленного кластера дает в долгосрочной

перспективе более эффективный контроль над кластером, чем использование чисто

финансовых методов контроля[42]. Поэтому

государственные банки охотнее кредитуют проекты с долгосрочными перспективами

(например, поставки оборудования), чем краткосрочные закупки конечной

продукции.

Например, Эксимбанк США ведет целенаправленную политику по захвату

американскими компаниями российского рынка нефтедобывающего оборудования. В

результате неразвитости в России ряда финансовых инструментов (таких как

лизинг и др.) нефтедобывающие предприятия вынуждены оплачивать российское

оборудование “живыми” деньгами, изымая их из оборотных средств. При закупке

американского оборудования нефтяная компания может получить сравнительно

дешевый кредит Эксимбанка США. Таким образом, российские производители

нефтедобывающего оборудования оказались практически вытеснены с рынка. Причем

такое вытеснение носит долгосрочный характер (учитывая грамотную политику

американских компаний в сфере послепродажного обслуживания и маркетинга

“старых” клиентов). Т.е. произошло “привязывание” российской нефтедобывающей

отрасли к американской машиностроительной промышленности и образование

устойчивого кластера “добыча нефти в России - производство оборудования в

США”.

Следует отметить, что в условиях неблагоприятного инвестиционного климата

подобные процессы закономерны и с ними бессмысленно бороться

административными методами. Более того, в тех областях, где технологическое

отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых

иностранным капиталом, способствует развитию экономики.

Государственные иностранные финансовые институты реализуют ряд программ по

развитию инфраструктуры в России (включая средства коммуникаций, финансовые

структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих программ - создание условий для

работы иностранного капитала. Естественно, что проекты в этой области

реализуются таким образом, чтобы дать преимущества предпринимателям и компаниям

из страны базирования соответствующего государственного финансового института

перед предпринимателями из других стран. Например, развитие телекоммуникаций

финансируется в том случае, если это приводит к улучшению телефонной связи с

той страной, которая выделяет деньги. Одна из задач региональных венчурных

фондов ЕБРР - создание рынка акций российских предприятий (в которые вкладывает

деньги ЕБРР).[43] Очевидно, что на этот

рынок будут допущены прежде всего европейские инвесторы (либо инвесторы из тех

государств, которые выделили деньги для фонда).

Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки своего

бизнеса, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не

входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит

во многом потому, что государственная политика нацелена прежде всего на

защиту так называемых “государственных интересов”, а не интересов

отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению

конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший

эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих

производителей.

Заключение

В РФ в последнее время происходят существенные изменения в структуре

источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств

негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации

экономического положения главная роль остается по-прежнему за

государственными инвестициями.

Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде

инициатора инвестиционного процесса:

· поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном

секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности

функционирования технических систем;

· поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение

принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий

экологических бедствий и других направлений социального развития;

· заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или

приватизировать в связи с их незавершенностью.

Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные

инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации

международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать увеличение

притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Например, по

оценке премьер министра России В. Черномырдина, потребность страны в

зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12 млрд. долларов в год.

Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который

продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической

нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской

деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных

инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области

инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.

Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые природные

ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный аппарат, наличие

дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический

потенциал.

Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия

негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России, среди

которых в качестве первоочередных выделю:

1. Достижение национального согласия между различными социальными

группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы

выхода России из экономического кризиса.

2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.

3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.

4. Радикализация борьбы с преступностью.

5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам,

отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с

целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с

другими оборотам их деятельности.

6. Формирование общего рынка республик Союза со свободным перемещением

капитала, товаров и рабочей силы.

Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть положительную

роль в становлении отечественной экономики.

В заключение необходимо отметить, что инвестиции внутренние и внешние

представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной

степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех,

достигнутый в данной сфере, во многом предопределит реализацию всей реформы в

целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Береговой С. Результат бездействия // Коммерсантъ - ДЕНЬГИ №5 09.02.99

2. Вардуль Н. Предварительный диагноз — асфиксия // Коммерсантъ. 24

октября 1995.

3. Гришаников Д., Быков П. Инвестиции в имидж страны // Эксперт №11,

22.03.99

4. Гришаников Д. Все решения принимаю я лично // Эксперт №18, 18.05.98

5. Гусева К. Государственное регулирование частных инвестиций //

Экономист, 1999г, №5

6. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России в

1994-96г и I полугодии 1997г. // Инвестиции в России 1997г, №11-12

7. Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок

ценных бумаг. 1995. № 12.

8. Климович М. Акционирование московских предприятий // Российский

экономический журнал. 1995. № 1.

9. Кошкин В. К эффективной приватизационно-инвестиционной модели //

Российский экономический журнал. 1995. № 1.

10. Кравченко Н.А., Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост // ЭКО, 1997г.

11. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.

М. 1994. Гл. 9.

12. Кузнецов А. Превратим долги в капитал // Эксперт №9, 08.03.99

13. Куранов Г., Михайлов А. Социально-экономическое развитие страны в 1999г

// Экономист 1999г, №4

14. Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги

деятельности // Рынок ценных бумаг. 1995. № 13.

15. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Российский

экономический журнал. 1994. № 2.

16. Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика

и международные отношения. 1994. № 11.

17. Уринсон Я. Порог чувствительности снизился // Эксперт №48, 21.12.98

18. Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые

ориентиры // Рынок ценных бумаг. 1995. № 9.

19. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов // МэиМО 1997г, №3.

20. Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24

октября 1995.

21. Москва наиболее привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6

октября 1995.

22. Основы внешнеэкономических знаний. М. 1994. Гл. 24.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица №1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ (млрд.$)

ВсегоПрямыеПортфельныеПрочие
Накоплено на 01.01.94г2,92,60,070,3
Поступило в: 1994г1,10,50,000,5
1995г2,81,90,030,9
1996г6,52,10,054,4
1997г14,4
1998г»103,36
Ожидается в 1999г3,5-4,5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПИВШИХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Таблица 2

199519961997
Всегопрямыевсегопрямыевсегопрямые

РФ – всего

266

342

233

111

333

392

Производственные отрасли266319198112161186
Из них: промышленность всего161243180176185210
Из неё: топливная промышл.50111191169386334
Металлургия172174348146137356
Машиностроение383223106724089
Хим. и нефтехим. пром-ть 106740261988169
Пром-ть стой. материалов17530311691699696
Деревообрабатывающая пром-ть.3221441812307065
Легкая пром-ть1591733604251212
Пищевая пром-ть11321714264239254408
Сельское хоз-во2829109121158186
Строительство1932762717181211
Транспорт и связь2401682402077136
Торговля и общепит8001132645815796
Общая коммерческая деят-ть по обеспечению функционирования рынка90478899112138168940
Непроизводственные отрасли9155613741097421226
Жилищно-коммунальное хоз-во425045347360234
Здравоохранение и соц. обеспечение1011891471008501
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение21358474831737951632

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПИВШИХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ (в

% к соответствующему периоду предыдущего года)

Таблица 3

199519961997
Всегопрямыевсегопрямыевсегопрямые

РФ – всего

266

342

233

111

333

392

Северный р-н174510611467143
Северо-западный р-н47350917792155137
Центральный р-н775675294110426754
Волго-Вятский р-н6561552275476853
Центрально-Чернозёмный р-н2924580629493
Поволжский р-н7936497151170185
Северо-Кавказский р-н17721013916411093
Уральский р-н313303120121157129
Западно-Сибирский р-н166761728929260
Восточно-Сибирский р-н5858663815989
Дальневосточный р-н4893331881628395
Калининградская обл.2132091922506264

СТРУКТУРА ОБЩЕГО ОБЪЁМА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ,

Курсовая: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

НАКОПЛЕННЫХ В РОССИИ (в % к итогу)

Курсовая: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Диаграмма 1

СТРУКТУРА ПОСТУПИВШИХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

Курсовая: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

(млн.долларов)

ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

Курсовая: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

СТРАНЫ, ВНЕСШИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Курсовая: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

(общий объём накопленных инвестиций на 01.01.98г)

[1]Московские новости, 14-21.01.96.

[2]Коммерсант-Weekly, 24.10.95.

[3]Интерфакс, 30.01.96.

[4]Эксперт, 11.06.95.

[5] Интерфакс-Финансы, 18.01.96.

[6]Эксперт, 29.01.06.

[7]Рынки капиталов, 05.02.96.

[8]Финансовые известия, 16.01.96.

[9] Интерфакс-Финансы, 15.01.96.

[10]Коммерсантъ-DAILY, 09.02.96.

[11]Коммерсантъ-DAILY, 04.04.95.

[12]Финансовые известия, 16.01.96.

[13]Интерфакс-Финансы, 26.10.96.

[14]Интерфакс-Финансы, 06.12.96.

[15]Эксперт, 29.01.96.

[16]Коммерсантъ-DAILY, 18.01.96.

[17]Рабочая трибуна, 24.01.95.

[18]Рынки капиталов, 28.08.95.

[19]Коммерсантъ-DAILY, 18.01.96.

[20]Финансовые новости, 02.02.96.

[21]Эксперт, 29.01.96.

[22]Эксперт, 29.01.96.

[23]Финансовые новости, 02.11.95.

[24]Коммерсантъ-DAILY, 18.01.96.

[25]Коммерсантъ-DAILY, 14.02.96.

[26]Сегодня, 01.02.96.

[27]Коммерсантъ-DAILY, 14.04.94.

[28]Коммерсант-Weekly, 24.10.95.

[29]Коммерсант-Weekly, 08.08.95.

[30]Коммерсантъ-DAILY, 09.09.94.

[31]Рынки капиталов, 05.02.96.

[32]Коммерсантъ-DAILY, 26.01.96.

[33]"Иностранные инвестиции ", обзор Анком-ТАСС.

[34] Интерфакс-Финансы, 09.10.95.

[35]Коммерсантъ-DAILY, 01.02.96.

[36]Коммерсантъ-DAILY, 02.02.96.

[37]Финансовые известия, 05.10.95.

[38]Коммерсантъ-DAILY, 02.02.96.

[39] Деловая Россия, 16.01.96.

[40]Коммерсантъ-DAILY, 01.02.96.

[41]Эксперт, 29.01.96.

[42]М.Портер, "Международная конкуренция", 1993 г.

[43]Финансовые известия, 11.01.96.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.