Курсовая: Рынок
подразумевает: во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу
выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли; в-третьих, свободу
перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу
ценообразования.
Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать,
приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное, так и
общее равновесие.
2. Спрос и полезность
Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребительной
стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для
удовлетворения его потребностей. Это общее, и совершенно бесспорное положение
не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если не
рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается,
т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.
Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному
удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные
ступени.
Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность
удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя также должна убывать
по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая
небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления
голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке
используется понятие предельная полезность, т.е. добавочная полезность,
прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие,
сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения
количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к
сокращению.
На рис. 6 на абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на ординате
— общую полезность U. По мере увеличения количества потребленного товара
общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности
(незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией товара сокращается,
пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на
бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть
изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия.
На рис. 7 в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU,
которая по мере увеличения количества товаров убывает.
Таким образом, можно сделать вывод; что величина предельной полезности
зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.
Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые
характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оценка интенсивности
потребности субъективна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные
потребности от менее насущных потребностей. Во всяком случае ясно, что каждый
человек располагает свои потребности, а следовательно, и свой спрос на рынке
в соответствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают самые
неотложные потребности, за ними раcполагаются остальные.
Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы,
приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность?
При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной
потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким
образом, что в конце концов предельные полезности употребленных благ станут
одинаковы.
Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у
каждого товара своя рыночная цена. Если разделим предельную полезность блага
на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это,
каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока
предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не
оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Это условие
потребительского равновесия может быть выражено следующим образом:
MU1 MU2 MU3 MUn
P1 P2 P3 Pn
где MU — предельная полезность отдельных товаров, а Р — их цена.
Таким образом, были рассмотрены более подробно те факторы, которые лежат в
основе кривой спроса. Существенная причина изменения спроса, как обратной
функции цены, заключается в происходящем убывании предельной полезности
товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов
купить последующие количества этого товара, приносящие ему все меньшее
удовлетворение.
Теория предельной полезности позволяет лучше понять, как ведет себя, как
реагирует экономический субъект, произвести более точный анализ спроса и
влияния его количественных изменений на рыночное равновесие. Это теория
подчеркивает воздействие на экономическую систему импульсов, вытекающих из
изменений вкусов потребителей.
3. Предложение и издержки производства
Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего,
его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают
издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции
производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены,
постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее
воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и
на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена
покинуть его.
Таким образом, совокупное предложение как сумма рыночного предложения
отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а
вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек.
Рассмотрим подробнее основные принципы этой взаимосвязи издержек производства
и предложения.
Определим сначала основные виды издержек фирмы. Издержки подразделяются на
две большие категории: постоянные и переменные.
Постоянные издержки — это расходы, которые остаются неизменными, каково
бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду
помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного
персонала и т.п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем продукции Q, а на
оси ординат — издержки С, то постоянные издержки FС будут выглядеть как
прямая линия, параллельная оси абсцисс (рис. 8).
Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства.
Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. На рис. 8 переменные
издержки прибавлены к постоянным и поэтому графически изображены над линией
постоянных издержек. Динамика переменных издержек ( VC неравномерна: начиная с
нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем,
по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает сказываться
фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится
уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда
вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки
снова начинают обгонять рост производства.
Валовые (общие) издержки (ТС) представляют собой сумму постоянных
и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства.
Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере
роста объема производства и издержки на единицу продукции, или средние
издержки. Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на
произведенное количество товара (АС=ТС:Q). Этот вид издержек имеет особое
значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предприниматель
стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную
форму (рис. 9). Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что
большие постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции.
По мере роста производства постоянные издержки приходятся на все большее число
единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке
М По мере роста объема производства основное влияние на величину средних
издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому
вследствие действия закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх.
Следует обратить внимание, что кривая средних издержек непосредственно зависит
от кривых средних постоянных издержек (AFC) и средних переменных
издержек ( AVC).
Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимателя,
поскольку позволяет определить, при каком объеме производства издержки на
единицу продукции будут минимальными.
В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с
разными масштабами, организацией и технической базой производства, а значит,
и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены
дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке.
В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены
существует своего рода «внешний предел», при котором производители или
вступают в данную отрасль, или же выталкиваются из нее. Повышение цены
обусловливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены
приводит к тому, что предприятия с высоким уровнем издержек становятся
убыточными и должны данную отрасль покинуть.
Рассмотрим так называемые предельные издержки, т.е. дополнительные
издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее
дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками
производства п единиц и издержками производства п—1 единиц:
MC=TCn-TCn-1
На рис. 15 показана динамика предельных издержек. Кривая предельных издержек не
зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют
независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Сначала
предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это
объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно,
каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих
продуктов, т.е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних
издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих
средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию
средних издержек в ее минимальной точке М.
Вместе с тем, производство дополнительной единицы продукции, порождая
дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход,
выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного
дохода представляет собой разность между выручкой от продажи n и
п- 1 единиц продукции: MR=TRn— TRn-1. В
условиях свободной конкуренции, как известно, производитель не может повлиять
на уровень рыночной цены и, следовательно, продает любое количество своей
продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной
конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции
будет при любом объеме производства одинаков, т.е. предельный доход будет равен
цене: MR=P.
Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, можем теперь гораздо
более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает
производство, добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли.
Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая
дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную
прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем
предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные
издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.
На рис. 11 показано, что с увеличением производства кривая предельных издержек (
МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного
рыночной цене Р1, в точке М, соответствующей объему
производства Q1. Любое отклонение от этой точки
приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме
производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска
продукции.
Таким образом, условие равновесия фирмы можно сформулировать следующим образом:
МС=MR=P. Любой конкурент, добивающийся прибыли, стремится установить такой
объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия.
Соотношение предельных издержек и предельного дохода — это своего рода
сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли
оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако нельзя
точно определить получаемую фирмой массу прибыли только на основании динамики
предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают
постоянных издержек. Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена
как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС).
В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества
продукции на цену (TR==Q×P), а валовые издержки — это
произведение количества продукции на средние издержки (TС=Q×AC).
Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и
предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить
объем получаемой прибыли.
Таким образом, определена кривая индивидуального предложения. Суммируя
индивидуальные предложения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую
совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены
различные фирмы, входящие в отрасль, расширяют свое производство и свое
предложение. Изменения рыночной цены на какой-либо товар будут происходить
до тех пор, пока совокупный спрос не сравняется с совокупным предложением.
Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого
имеет тенденцию сохранить этот уровень в течение короткого периода.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного
производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры
производства товаров к объему и структуре общественных потребностей,
распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается
вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие
условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение
издержек и рост производительности труда и технического уровня производства,
определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких
ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого
производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход
между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной
квалификацией и т.д.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель.
Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей
продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его
распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то,
что производится и куда идут произведенные товары.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях
экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства,
свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу
ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.
Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система,
которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства
государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется
определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами
людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается
сбалансированность спроса и предложения.
Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад,
развивался естественным путем, прошел сложный путь развития,
приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою
жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как
достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех
существовавших форм организации общественного производства.
Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный
механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к
установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе
дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного
характера этого процесса являются определенные потери общественного труда.
Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и
тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут
оказаться излишними.
Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость
положения участников производства. С понижением цены определенное количество
производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей
может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в
рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может
предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим —
получать несоразмерные или чрезмерные доходы.
Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение
прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом
задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей
среды и т.д.
Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к
необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства
государства в экономическую жизнь.
Процесс формирования рынка в России. Проблемы перехода к рыночной экономике
Необходимость в общественных преобразованиях назревала давно, что выражалось
в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов, но все
эти попытки не шли дальше «совершенствования» существовавшей системы. В итоге
существенного улучшения экономической ситуации не происходило. Требовался
новый, качественно иной подход к осмыслению достигнутого и к перспективе. В
самом деле, если в огромной стране есть значительные природные и трудовые
ресурсы, солидный интеллектуальный потенциал, но нет нужных результатов,
причину надо искать в самой общественной системе. Таким образом, объективные
обстоятельства так стали влиять на сознание людей, что появились
благоприятные возможности для преобразования всей общественной системы.
Основные черты и проблемы переходного периода. Формирование рыночной структуры
Начавшись в 1985 г., перестройка положила начало переходному периоду от
командно-административной к рыночной экономике. В течение этого периода
должны произойти радикальные политические и экономические реформы,
сформироваться новое мировоззрение. Это означает, что активно формируется
многопартийная политическая система, торжествует свобода печати, митингов,
демонстраций и других демократических атрибутов взаимодействия властей всех
уровней и народа. В экономической сфере центральной проблемой становится
разгосударствление собственности: наряду с государственными предприятиями
появляются кооперативные, арендные, акционерные общества и товарищества,
индивидуальные предприниматели.
Исключительно серьезная и трудная проблема, подлежащая обязательному решению
в переходный период,— это формирование нового мышления, основанного на
разнообразных представлениях о развитии человеческой цивилизации, плюрализме
политической жизни и экономических форм деятельности. Подчеркивая значимость
этой проблемы, вспомним Гегеля, который утверждал, что установившиеся мысли
гораздо труднее привести в состояние текучести, чем чувственное наличное
бытие. В самом деле, разве поступки человека не созревают предварительно в
его голове, чтобы потом превратиться в конкретные действия? Может быть, и
разруха в хозяйстве является следствием разрухи в головах? Вот почему
сегодня, как никогда, обществу необходима систематизированная совокупность
представлений о его прошлом, настоящем и будущем.
К сожалению в течение семи последних лет не только перелома к лучшему не
произошло, напротив, кризисная ситуация продолжает развиваться. Есть все
основания предполагать, что кризис охватил практически все стороны жизни;
экономику и управление, политику и национальные отношения, культуру и
общественную мораль. Надвигается экологическая катастрофа. Все это говорит об
исключительной серьезности переживаемого страной момента и требует выработки
системы срочных мер для стабилизации положения в стране и дальнейшего
преобразования общества.
В переходный период можно и нужно вскрыть объективные и субъективные причины
этого кризиса — давнюю и недавнюю историю страны, когда истоки сложившейся
тоталитарной системы пытаются найти во времена царей Ивана Грозного или Петра
I (а не которые публицисты и раньше) или во взглядах и методах большевиков,
недостаточно продуманной и не всегда последовательной политике правительства,
излишнем радикализме и чрезмерной осторожности, активном и пассивном
сопротивлении реформам во всех слоях общества. Однако безмерно поощрять
критический настрой — дело и не благородное, и не благодарное. Ведь
результатом этого может оказаться сознание исторической обреченности и
вызванное им состояние общественной пассивности, идеализация прошлых этапов
развития и абсолютизация помощи извне.
Этому опасному, не имеющему перспективы для России, состояния должна быть
противопоставлена активная антикризисная и реформаторская политика,
основанная как на честной оценке собственных ошибок, так и на принятии ясных
и конкретных решений, понятных большинству народа и потому поддержанных им.
Для получения положительных результатов есть практически все: и собственные
огромные человеческие ресурсы, и колоссальные природные богатства, и уже
накопленный промышленный потенциал, транспорт и т.п.
Итак, каковы же основные проблемы, которые должны быть решены в переходный
период? Это — приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение
предпринимательства, открытие границ для импорта. Обязательно — социальная
политика, направленная на защиту беднейших слоев.
Формирование рыночной структуры.
Рынок — это не самоцель развития общества, а всего лишь средство. Рыночные
механизмы нужны для того, чтобы человек не в отдаленной персективе, а уже
завтра, через неделю, месяц или год жил лучше, чем в каждый предшествующий
период.
В предыдущих главах уже отмечалось, как видится рынок вообще и в нашей
стране, в частности. Не останавливаясь подробно на этом, необходимо
подчеркнуть те цели, с которыми мы связываем наши понятия о рынке.
Цель первая—развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идет как о
товарах и услугах производственного назначения. Казалось бы, что подобный
рынок не нов, он уже был и есть. Однако подлинный рынок — не просто место
продажи и купли, подлинный рынок — это возможность выбора товаров и услуг.
Последнее наступает лишь при довольно высоком уровне развития
производительных сил, когда учитывается широкий спектр потребностей,
отражающих человеческую природу. К сожалению, в нашей стране подобное не
учитывалось, да и не могло приниматься во внимание, так как на протяжении
многих десятков лет происходило конструирование единообразного,
«унифицированного» человека. По сути, происходило насилие над человеческой
природой, когда отрицалась индивидуальность, неповторимость каждого человека.
Поэтому решить проблемы выбора — значит создать необходимые условия для
формирования рынка товаров и услуг.
Эти условия необходимые, но и достаточные. Дело в том, что проблема выбора не
абсолютна. Чтобы человек среди огромного разнообразия товаров и услуг мог
выбрать нужный ему товар, он должен иметь соответствующий уровень образования
и культуры, получать различную информацию и уметь пользоваться рекламой,
которые в конечном счете и формируют одну из важнейших способностей человека
— умение выбирать.
Другими словами, развитие рыночных отношений зависит также от уровня
социальной инфраструктуры общества.
Цель вторая — формирование финансового рынка. Речь идет о специфическом,
ранее для нашего бытия незнакомом, рынке ценных бумаг (акций, облигаций и
др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт
западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. В
принципе финансовый рынок — это вершина рыночной структуры, сложнейший и
чуткий механизм его регулировки и подстройки. Переходный период как раз и
необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций
и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима. Выпуск и свободное
обращение ценных бумаг, свидетельствующих о том, что их владелец является
собственником капитала и имеет право на доход — необходимые условия покончить
с монополизмом государственной собственности на заводы, фабрики,
недвижимость.
Другими словами, обладатели ценных бумаг (а они в развитом рыночном хозяйстве
исчисляются миллионами) получают возможность не только иметь дополнительные
источники доходов, но и становиться собственниками. Это серьезно снижает
социальную напряженность, способствует сближению различных слоев общества.
Кроме того, ценные бумаги выступают как товары и тем самым служат
дополнительным обеспечением денег.
Цель третья — создание и регулирование рабочей силы (или труда). Это самый
сложный и деликатный вопрос в наших условиях. В самом деле, десятки лет
утверждалось, что в СССР нет и не может быть рынка труда, так как считалось,
что рабочая сила не отделена от средств производства, но теперь его создание
становится императивом. Эта проблема становится исключительно актуальной уже
в ближайшей перспективе. Недооценка рыночных отношений вообще и в сфере
занятости, в частности, поставила страну в такое положение, когда просто нет
исследовательской базы для определения социальной структуры безработных, ее
изменения, параметров государственной политики занятости в новых условиях.
В печати указываются цифры от 6 до 12 млн. безработных — таков прогноз ряда
экономистов. Много это или мало? Хорошо или плохо? Ответы на эти вопросы
довольно просты, если учитывать некорректность подсчетов уровня занятости в
прошлом. Ведь экономисты-догматики, не допуская мысли о безработице при
социализме, вольно или невольно конструировали искусственно модель занятости.
Участие в общественно-полезном труде (т.е. в общественном производстве,
домашнем и личном подсобном хозяйстве) представлялось как достижение полной
занятости. Однако миллионы людей не работали, не имели никаких официальных
(т.е. от общественного производства) доходов, но считались занятыми. Ныне же
устанавливается другой подход: занятыми считаются те, кто получает доход от
своего труда и платит налоги.
С введением с июля 1991 г. Закона «О занятости в РФ» наше общество сделало
еще один шаг к созданию рыночной системы. Значение этого Закона определяется
прежде всего тем, что он заложил основополагающие принципы создания рынка
рабочей силы. Во-первых, вводится принцип добровольности труда. Практически
впервые за последние 65—70 лет российские граждане получили возможность
выбирать любую сферу деятельности. Отныне перед гражданами России перестал
маячить страх судебного преследования и получения тюремного срока за
тунеядство. Во-вторых, всем гражданам, в том числе и иностранцам,
предоставляются равные права в сфере найма, независимо от того, на
предприятиях какой формы собственности они работают. Это позволяет нашим
работодателям привлекать квалифицированную рабочую силу из-за рубежа, а наши
граждане теперь могут работать за границей. Тем самым страна начала
постепенное вхождение в мировой рынок рабочей силы. В-третьих, в Законе
подчеркнуты социальные гарантии, предоставляемые лицам, не имеющим или
теряющим работу. Например, безработные россияне смогут получать пособие в
течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного возраста этот срок
увеличивается в два раза.
В тоже время с принятием нового закона для российских граждан закончился
период «гарантированной» занятости, когда руководитель предприятия фактически
был лишен возможности уволить непроизводительного работника, если только с
его стороны не было зафиксировано антиобщественного поведения. Рабочие места
были гарантированы для выпускников высших и средних специальных учебных
заведений, других категорий населения. Теперь же вводится контрактная
система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих
сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, также как и на
рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением — вещь
довольно болезненная. Далеко не каждый, кто потерял работу, отправляется на
биржу труда. Те, кто надеется на собственные руки и голову, обычно находят
более высокооплачиваемые и престижные места, чем может предложить служба
занятости. К помощи государства обычно обращаются люди, которым не под силу
справиться с поиском работы самостоятельно.
Но те и другие сталкиваются в общем-то со сходными проблемами. Например,
потеря работы совсем не равнозначна потере только зарплаты, которую регулярно
выдавали два раза в месяц. Теряется очередь на жилье. Автоматически теряется
право, вчера еще обыденное и привычное, на продуктовые заказы, распродажи,
путевки в санатории и дома отдыха, даже в родной буфет, где можно было
прикупить продукты для дома. Было очевидно, что социальную защищенность в
нашей стране вытягивали на себе предприятия, позволявшие человеку
обустроиться в жизни. Теперь же люди должны понять, а кто-то и почувствовать
на себе: прежней, сравнительно уютной, жизни ждать неоткуда.
Итак, рыночная экономика — это экономика самого разнообразного выбора:
товаров и услуг, ценных бумаг, рабочей силы. Пути к такой экономике отнюдь не
однозначны, даже если приверженность к ней демонстрируют все структуры власти
в нашей стране. Какая же дорога ведет к рынку? Ответ на этот вопрос видится
во взаимосвязи политических и экономических шагов, ведущих к рынку, о чем
будет сказано далее.
Приватизация
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к
тому, чтобы ведущие позиции заняли частный сектор, акционерные общества,
совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависят и
социальный мир и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит
восстановить равенство и неприкосновенность всех форм собственности —
государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку
собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и
ответственного производителя и конкурентоспособной продукции.
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В
самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50
стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и
промышленность выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду
правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований
особенно усилились с 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех
идеологических направлений и с любым уровнем развития. Идея приватизации
оказалась актуальной и привлекательной для многих государств. разительно
отличающихся друг от друга.
Предпосылки приватизации. Основной причиной приватизации. особенно в
наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание
того, что государственные предприятия, , как правило, выступают растратчиками
национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо
накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают
казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль
частного сектора. Со временем большинство государственных предприятий,
являющихся монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму,
обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических
деятелей, отставных военных. Во всех странах эти предприятия существуют за
счет прямых и косвенных налогов. На плаву они постоянно держатся благодаря
налоговым льготам, получая, кроме того, дополнительные субсидии в виде
иностранных займов и кредитов от внутренних банков, обкрадывая таким образом
частный сектор на рынках капитала. Само присутствие таких государственных
монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления.
В нашем случае проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в
голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности.
Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный
характер, не оставляющий частной собственности никакой перспективы. На
подавление естественного стремления человека к частной собственности была
брошена вся мощь государственной машины.
Между тем, имущественные интересы, как бы их порой не пытались спрятать или
замаскировать, стоят за многими общественными процессами. Более того, они
играют решающую роль и в процессе преобразований в нашей стране. Командно-
административная система, если формально и не владела, то монопольно
распоряжалась так называемой общенародной собственностью. Поэтому не следует
ожидать, что она добровольно уступит это право владения. И это несмотря на
то, что собственность в ее руках превратилась на практике в ничейную и
утратила свои важнейшие качества источника доходов для владельцев как основы
их экономической независимости, важнейшего фактора мотивации трудовой и
предпринимательской деятельности. В разрушении и деформации отношений
собственности кроются главные причины банкротства командно-административной
системы.
Макроэкономическая стабилизация
Движение от командно-административной к рыночной экономике для своего
успешного осуществления должно опираться на мировой опыт в этой области и
иметь логику, сформулированную в шести классических принципах. Классическими
они названы потому, что были положены в основу экономических реформ во многих
странах мира, успешно осуществивших переход от тоталитарных систем к
рыночному хозяйству.
1. - Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита
государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и
кредитования.
2. Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.
3. Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве гарантированная
законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения
хозяйственных договоров.
4. Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права
частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части
государственной собственности и демонополизацию производств в различных
отраслях.
5. Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые
отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций предоставление
возможности для репатриации, прибылей и конвертируемый рубль.
6. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное
завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной
роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые
государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики:
государственные заказы на большинство видов продукции, одобрения
государством большей части инвестиционных проектов, государственное
установление большинства цен и т. . д. Вместо этого в рыночной экономике
главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей
реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров,
содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики,
разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты,
помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры — транспорта и средств
связи и др.
Существуют разные точки зрения по вопросу о том, как нужно реанимировать
экономику после утопических экспериментов — медленно, шаг за шагом, либо
через «шоковую терапию». Но важно подчеркнуть, что все главные действия
макроуровневой стабилизации с учетом мирового опыта должны осуществляться
единовременно. «Незначительный косметический ремонт не поможет излечить
болезни экономики. Полумеры только осложняют проблемы». Необходима срочная
«хирургическая операция». «Эта «операция» должна быть тщательно подготовлена,
а разрез сделан решительной рукой» (Корнай Я. Путь к свободной экономике.
М.. 1990. С. 3).
Рассмотрим подробнее отдельные проблемы макроэкономической стабилизации,
следуя не только букве, но и духу классической переходной программы.
Среди проблем, требующих немедленного решения в ходе «операции стабилизации»,
одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции. На
макроуровне спрос и предложение должны быть сбалансированы. Правительству
требуется провести либерализацию цен, после которой через определенный период
времени наступает равновесие рынка. Неизбежный «ценовой скачок», связанный с
переводом экономики с режима подавленной инфляции на режим открытого ее типа,
должен сопровождаться жесткой антиинфляционной политикой. Процесс инфляции,
динамично происходящий в триаде цены — заработная плата — цены необходимо
остановить, а триаду разрушить.
Антиинфляционная политика невозможна без ликвидации бюджетного дефицита самым
решительным образом. Расходы бюджета необходимо определять только на основе
его доходной части, а это влечет за собой радикальную реформу ее основного
института — налоговой системы.
Соответствующая рыночной экономике налоговая система обладает целым рядом
отличительных принципов. Прежде всего, это система может быть только
деидеологизированной и политически нейтральной.
Принцип уравнительности, теоретически оформленный и практически внедрявшийся
последователями «единственно верного учения», в налоговой системе рыночной
экономике неприемлем, ибо уравнять материальное благосостояние различных
социальных групп можно только по низшему уровню (опыт бывших и нынешних
социалистических стран наглядно свидельствует об этом).
Принцип социальной справедливости, в трактовке люмпенских
[1] слоев населения, также не может быть воплощен в рассматриваемой реформе
налоговой системы. В рыночной экономике социальная справедливость воплощена в
тезисе «Защита — слабым, Свобода — Сильным!»
Принципом «Не навреди!» необходимо во многом руководствоваться при
формулировке налоговых статей и вообще реформы налогообложения.
Фактическими налоговыми формами, материализующими принципы налоговой реформы,
могут быть налоги на добавленную стоимость, количество занятых,
налогообложения прибыли, таможенные пошлины, налог на собственность и т. д.
Дефицит бюджета можно ликвидировать, не только увеличивая его доходную часть
через налоги, но и уменьшая расходную часть. Правительство должно максимально
уменьшить военные расходы, бюджетные дотирования цен и различные
производственные дотации.
Социально-политический аспект макростабилизации связан с тем, что любое
правительство не сможет избежать непопулярных мер в ходе достижения бюджетной
сбалансированности как важного фактора ограничения темпов инфляции.
В процессе стабилизации, наряду с рассмотренными мерами, необходимо и
постоянно наблюдать за макроэкономическим спросом (совокупным спросом).
Регулирование спроса на макроуровне в данный период состоит в политике
жестких денежных ограничений. Одним из главных методов проведения подобной
является установление высоких процентных ставок на заемные средства. При
проведении этой политики важно учитывать ее последствия, выражающиеся в
возрастающей неплатежеспособности предприятий и вынужденном административном
установлении предела роста заработной платы на государственных предприятиях.
Выйти за установленный предел повышения заработной платы государственные
предприятия могут, лишь сменив нынешнюю форму собственности на частную.
В процессе проведения «стабилизационной хирургии» необходимо наряду с
вышеперечисленными мерами добиться;
введения единого обменного курса;
введения конвертируемости национальной валюты. Центральный банк будет
свободно менять национальную валюту на любую конвертируемую валюту всем
физическим и юридическим лицам;
либерализации всей внешнеторговой деятельности, независимо от форм
собственности.
Перед введением конвертируемости валюты среди прочих условий необходимо
соблюсти два основополагающих. Одним из них является осуществление жесткого
контроля спроса на конвертируемую валюту со стороны предприятий госсектора.
Здесь должна сыграть свою роль жесткая денежная политика (высокие процентные
ставки на кредиты).
Другим условием, предваряющим конвертируемость, является наличие осу
дарственных резервов конвертируемой валюты.
Осуществление мер по установление единого курса, введению конвертируемости
валюты и либерализации внешней торговли способствует установлению внешнего и
внутреннего равновесия экономики, а следовательно, положительно влияет на
объем и качество выпускаемой продукции.
Меры по макроэкономической стабилизации, если проводить их разновременно,
некомплексно, способны принести больше экономического вреда, чем пользы.
Например, либерализация цен без сочетания с жесткой кредитно-денежной
политикой способна вовлечь общество в спираль гиперинфляции с ее последующим
разрушительным эффектом.
Все предпринимавшиеся до сих пор в нашей стране попытки рыночных реформ в
виде непоследовательных, инертных, половинчатых мер, определяемых
экономической некомпетентностью, идеологической засоренностью, склонностью к
политическому лавированию «архитекторов реформ», были обречены на провал.
Сущностью макроэкономической стабилизации является взаимозависимость всех
проводимых мер. «Прекращение инфляции требует сбалансированного бюджета.
Сбалансированность бюджета в свою очередь может быть достигнута только на
основе новой налоговой системы. Бюджет нельзя сбалансировать при разгуле
инфляции, так как доходы, более подверженные влиянию инфляции, чем расходы,
всегда оказываются меньше.
Прекращение дотирования убыточных предприятий связано с ведением новой
системы налогов, а также с возможностью определения рентабельности
предприятий на основе рыночных цен равновесия. Настоящие рыночные цены не
могут, однако, возникнуть в условиях ускоряющейся инфляции. Частичные
изменения цен, не приводя к формированию рациональной системы относительных
цен, сами по себе только подхлестывают инфляционную спираль. Список этих
взаимосвязанных проблем можно было бы продолжить. Все они, вместе взятые,
дают экономическое обоснование необходимости проведения операции сразу одним
ударом».
В период проведения макроэкономических мер по стабилизации нельзя
обстрагиваться от мировой реакции на проводимые реформы. 27 апреля 1992 г.
Россия и ряд других государств СНГ были приняты в Международный валютный фонд
(МВФ). Россия получила квоту в 3%, что дает ей возможность получать ежегодные
кредиты приблизительно в 4 млрд. долл. В 1992 г. Большая семерка и
международные организации намерены оказать финансовую помощь России в 24
млрд. долл. Из них 6 млрд. долл. предназначены для формирования
стабилизационного фонда конвертируемости рубля. Эти б млрд. долл. могут быть
Страницы: 1, 2, 3, 4
|