РУБРИКИ

Курсовая: Способы и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса на примере ЕС

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Способы и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса на примере ЕС

Курсовая: Способы и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса на примере ЕС

"Способы и механизмы поддержки государством малого и среднего бизнеса

на примере Европейского Союза"

МОСКВА, 2003

Введение.......................................................................4

1. Предпосылки..............................................................7

2. Национальные политики развития предприятий................. 8

2.1. Развитие предпринимательства через образование......... 8

2.2. Более быстрое и дешевое создание предприятий.............. 8

2.3. Улучшение законодательного регулирования................... 9

2.4. Доступность профессиональных навыков......................... 10

2.5. Улучшение доступа on-line.............................................11

2.6. Единый рынок..........................................................12

2.7. Налоги и финансовые вопросы...........................................12

2.8. Усиление технологической мощности малых предприятий 14

2.9. Успешное использование моделей электронной коммерции и высококлассной

поддержки бизнеса............................................... 15

2.10. Разработка более эффективного, сильного представительства интересов

малого бизнеса на национальном уровне и уровне ЕС........ 16

3. Европейская комиссия....................................................17

3.1. Образование и тренинг для предпринимательства......... 17

3.2. Более дешевый и быстрый запуск предприятия............... 17

3.3. Улучшение законодательства............................................17

3.4. Доступность навыков...................................................19

3.5. Улучшение доступа on-line.............................................20

3.6. Единый рынок..........................................................20

3.7. Налоги и финансовые вопросы...........................................21

3.8. Усиление технологической мощности малых предприятий 23

3.9. Успешное использование моделей электронной коммерции и высококлассной

поддержки бизнеса............................................... 24

3.10. Разработка более эффективного, сильного представительства интересов

малого бизнеса на национальном уровне и уровне ЕС........ 25

4. Выводы..................................................................26

Сокращения....................................................................29

Материалы.....................................................................30

Введение

Под малым бизнесом понимаются предприятия с числом работников менее 50. Такие

предприятия играют ключевую роль в экономике Евросоюза (ЕС) – это создание

рабочих мест, условий для развития новых бизнес-идей, а также основной

двигатель инноваций, занятости, социальной и локальной интеграции.

На данный момент в ЕС не менее 20 млн. предприятий малого бизнеса,

обеспечивающих занятость 65 млн. работников (или 53% общей занятости

[1]). Соотношение между занятыми в малом бизнесе и в крупных корпорациях в

ЕС значительно выше, чем в США или Японии, где большая часть занятых работает в

крупных компаниях.

ЕС разработал Устав Малых Предприятий (Charter for Small Enterprises),

являющийся основой политики Еврокомиссий в отношении таких предприятий, а

также ключевым элементом политики государств-членов ЕС.

Одна из проблем поддержки малого бизнеса заключается в том, что не всегда

удается собрать информацию об их нуждах и проблемах. Намного больший объем

информации доступен по малым и средним предприятиям (МСП) и крупным

предприятиям. Представители малого бизнеса более заняты, чтобы принимать

участие в консультативных комитетах. Если обязать руководителей малых

предприятий участвовать в различных опросах, это могло бы дать ценную

информацию правительству и исследователям, но сам процесс такой бумажной

работы является значительной проблемой для руководителей малых предприятий.

По этой причине иногда необходимо обратиться к данным, собранным по проблемам

МСП, и решить (по совету бизнес-организаций и консультативных органов),

которые из них применимы именно к малому бизнесу.

Малый бизнес может быть действительно "малым". В Европе 1.2 млн. малых

предприятий предоставляют рабочие места для 11-50 человек (в среднем – 20

работников); по крайней мере 19 млн. таких предприятий имеют 10 и менее

рабочих мест, со средним количеством работников предприятия 2 человека.

Правительство должно думать о малом бизнесе в первую очередь. Это

одновременно хорошо мотивированная задача, и трудновыполнимая. Мотивация

заключается в том, что это экономически целесообразно и если правительство не

будет разрабатывать какие-то меры по улучшению и развитию малых предприятий,

потеряется голос большинства занятых в экономике. Трудновыполнимость является

следствием дефицита существенной информации о малом бизнесе.

Многие положения политики в отношении малого бизнеса находятся в компетенции

государств-членов ЕС. Еврокомиссия играет важную роль в развитии отношений

государств-членов ЕС и малого бизнеса посредством использования их

законодательств и открытых методов координации, и далее – через посредничество

Структурных фондов, Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и других

финансовых инструментов[2] под управлением

Европейского инвестиционного фонда (ЕИФ), подразделения которого могут

осуществлять прямую поддержку малых предприятий. Наконец, в рамках компетенции

Европейского Сообщества, Комиссия может с пользой влиять на среду малого

бизнеса в области регулятивного окружения и доступа к рынку.

Среди различных законодательных документов Европейского сообщества,

регламентирующих совместные действия в рамках Устава, наиболее важную роль

играет "политика сплочения" (cohesion policy). Основным мотивом является то,

что МСП, а особенно малые предприятия, занимающие важное положение в

экономике регионов, отстают в показателях развития. Следовательно, прогресс,

достигнутый в соответствии с положениями Устава, исключительно важен для

добавленной стоимости, которую может произвести Сообщество через совместные

усилия (синергию) в рамках "политики сплочения".

Устав не статичен. Постоянно принимаются изменения и дополнения, как на

уровне стран ЕС, так и на уровне Евросоюза в целом. Устав фокусирует внимание

на текущих проблемах малого бизнеса. Прогресс, достигнутый в результате

применения Устава, не был изначально им регламентирован. Главный результат

применения Устава – это само наличие прогресса.

Акцентирование на проблемах малого бизнеса – длительный процесс, это должно

войти в привычку – постоянно думать об этих проблемах. Только так можно

добиться постоянного успеха от весьма богатого потенциала малого бизнеса.

Экономический и Монетарный Союз придают ускорение малым предприятиям через

создание стабильной макроэкономической среды и постоянный вклад в дело

полного наполнения внутреннего рынка, предоставление компаниям возможности

кросс-граничной торговли на более прозрачной и безопасной основе, чем раньше.

Это особенно важно для малого бизнеса.

Оценить реальный прогресс и проводимые мероприятия позволяет Ежегодный отчет

по проделанной работе в рамках Европейского Устава для Малых Предприятий,

основанный на исследованиях Комиссии и стран-участников ЕС. Отчет показывает,

что прогресс, достигнутый в одной из стран-участниц ЕС, часто стимулирует

успех в других странах.

Отчет довольно тяжело поддается консолидации. Большая часть работы проводится

в странах-участницах ЕС, а когда результаты передаются на уровень ЕС, то не

дают целостной картины. Тем не менее, для выявления прогресса, который явился

результатом действия различных разделов Устава, нет другого пути, кроме как

изучение отчета.

Может быть выявлено несколько общих тенденций:

1. Успех достигнут во многих областях, но для полного ощущения

результатов должно пройти некоторое время. Примером может служить

образование. Подготовка к ведению бизнеса традиционно не играла

главенствующей роли в образовании, но теперь такой элемент образовательной

программы присутствует в том или ином виде в примерно 2/3 средних школ стран

ЕС. Похожая картина вырисовывается и в высшем образовании.

2. Прогресс в некоторых областях действительно впечатляет. Например, в

области создания новых фирм. В форме единоличного владения бизнес может быть

создан при минимальных затратах за два и менее дня в по крайней мере 8 странах

ЕС. Для частных товариществ время создания компании не превышает двух недель в

10 странах ЕС (а в некоторых – менее недели), а стоимость создания фирмы –

меньше 500 Евро в шести странах[3].

3. Существуют признаки нарастающей поддержки со стороны правительства.

Как пример – упрощение регулирования, оценка влияния бизнеса на экономику и

применение альтернативного регулирования. Большинство стран ЕС или уже

последовательно применяют методики оценки бизнеса, или разрабатывают

процедуры, позволяющие это делать.

4. Несмотря на активное продвижение идеи развития предпринимательства

через введение и широкую рекламу соответствующих дисциплин в ВУЗах, некоторые

члены ЕС до сих пор не уделяют должного внимания данной проблеме.

5. Остаются проблемы в некоторых областях, для которых существует риск

быть никогда не решенными из-за существования бизнес-циклов. Например, при

низких процентных ставках, являющихся следствием подготовки к вступлению в

монетарный союз и медленного экономического роста, доступ к ссудам для малых

предприятий стал более легким. Также за последние несколько лет значительно

облегчился доступ к стартовому рисковому капиталу частного и общественного

происхождения. Но в последнее время проблема финансирования новых и

действующих предприятий приобрела более острый характер, в основном за счет

ухудшения экономической ситуации и реорганизации банковского сектора. К тому

же рисковые инвесторы стали очень пугливы. Даже действительно хорошие

инвестиционные предложения могут быть не реализованы, если не предоставлены

гарантии или большая доля собственности в залог.

6. Имеется множество примеров успешного развития малых предприятий.

Предприятия, начинавшие свой путь в инкубаторе, имеют значительно больше шансов

выжить, чем остальные - 90% таких предприятий оставались действующими спустя

три года после их образования[4]. Хотя

общее количество инкубаторов в ЕС растет, их использование по странам

неравномерно.

7. И, наконец, самый нерешенный вопрос: как наиболее эффективно

представлять интересы малых предприятий на уровне ЕС и национальном уровне?

Защита интересов малого бизнеса должна быть заложена в основу всех уровней

законодательства, эти интересы должны постоянно акцентироваться. Это очень

важный момент.

1. Предпосылки

Устав Малых Предприятий (Charter for Small Enterprises), одобренный

Европейским Советом в испанском городе Фейра в июне 2000 года является

ключевым документом, отражающим стратегию развития Европы до 2010 года. Эта

стратегия подразумевает создание в Европе к 2010 году самой динамично

развивающейся и конкурентоспособной экономики, ключевую роль в которой займет

малый бизнес.

Акции, предпринимаемые в рамках Устава, включают множество мер. Среди них –

Многолетняя Программа развития Предприятий и Предпринимателей

[5] и большое количество проектов типа "Лучшая административная методика

(Best Procedure)"[6] (для выявления и

распространения лучшего опыта и навыков среди предприятий и предпринимателей),

которые проводятся в тесном сотрудничестве со странами ЕС. Объединенный Отчет о

Занятости[7] содержит ежегодный обзор

национальных мер по развитию предпринимательства.

2. Национальные политики развития предприятий

2.1.

Развитие предпринимательства через образование

Европа должна воспитывать в своих гражданах дух предпринимательства и

новаторства начиная с раннего возраста. Базовые знания о бизнесе и

предпринимательстве должны быть усвоены еще в школе. Специальные курсы по

ведению бизнеса должны составить существенную часть схем образования средних

школ, колледжей и университетов.

Большинство стран усиливают свою деятельность в направлении развития

образования на уровне университетов, ориентированного на предпринимательство.

В университетах Германии, Испании и Австрии основаны специальные кафедры, на

которых студенты изучают, как основать свое дело и управлять им. В Дании,

Ирландии, Португалии, Финляндии и Швеции также есть университеты,

предлагающие курсы по предпринимательству и менеджменту. Правительство

Соединенного Королевства запустило программу по установлению связей между

университетами и бизнесом – для коммерческого использования исследований

университетов. Проводятся меры по повышению осведомленности населения о новых

образовательных программах - это ежегодное соревнование по составлению

лучшего бизнес-плана среди студентов университетов в Ирландии, дни открытых

дверей во Франции, предпринимательская конференция в Португалии; также

созданы информационные центры по поддержке студенческих бизнес-идей в

Испании.

В некоторых странах, особенно в Финляндии и Швеции, в программу обучения

средней школы входит курс по предпринимательству. Пилотные проекты обучения

студентов навыкам создания бизнеса стартовали в Германии, Ирландии, Австрии,

Швеции и Соединенном Королевстве. Проекты по развитию основных

предпринимательских навыков, таких как независимость и творчество,

разработаны в Италии, Нидерландах и Австрии. В Бельгии, Дании и Ирландии

существуют программы поощрения предпринимательства специальными призами.

Несмотря на это, случаи попыток развития предпринимательских навыков на этапе

начального образования все еще редки, только несколько стран объявляют о

прогрессе в этой области. Английская схема образования подразумевает обучение

студентов начальной школы навыкам профессионального образования. Два проекта

в Швеции призваны стимулировать творческие навыки и инициативность среди 6-11

летних учеников, а также подготовку учителей для предпринимательского

образования.

Мы должны поощрять и поддерживать стремления молодежи, а также разрабатывать

соответствующие образовательные схемы для менеджеров малых предприятий.

Системы консультирования и поддержки, предназначенные для помощи

потенциальным предпринимателям в реализации их бизнес-идей созданы в Бельгии,

Дании, Греции, Ирландии, Финляндии и Швеции. Их цель – обеспечить

консультирование, обучение, наставничество и другие мероприятия для создания

успешного предпринимательства. Существует относительно немного инициатив

развития схем обучения для менеджеров и персонала МСП. Например, в Финляндии

доступны специальные тренинги для женщин, а в Соединенном Королевстве –

стипендии для потенциальных предпринимателей из бедных районов, а также

проекты по интеграции обучения с практическими занятиями.

Создаются программы развития инициативности и навыков управления рисками

малого предприятия. В сфере образования предпринимаются меры по выработке

отношения к предпринимательству как к академической дисциплине.

2.2. Более быстрое и дешевое создание предприятий

Стоимость создания компании должна быть самой конкурентной в мире, процедура

ее создания – самой быстрой и свободной от большей доли бюрократии, процедура

регистрации должна быть доступна on-line через интернет.

По статистическим данным Комиссии минимальное время для создания компании

единоличного владения (с 1-2 работниками) занимает от одного до двух бизнес-

дней в Бельгии, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландах, Австрии и

Соединенном Королевстве. Минимальная регистрационная стоимость для этого типа

фирм – менее 100 Евро во всех странах-участниках ЕС, кроме двух. Однако

реальное время, необходимое для регистрации может быть несколько больше.

В части регистрации частных товариществ наблюдается больший разброс по

времени регистрации и ее стоимости. В настоящее время минимальный капитал,

необходимый для регистрации такой компании варьируется от 1 EUR в Ирландии до

23 500 EUR в Соединенном Королевстве. Существует тенденция, что регистрация

частного товарищества относительно дороже в Европе, хотя в Дании она

бесплатна. Во Франции, Ирландии, Португалии, Финляндии, Швеции и UK стоимость

регистрации составляет менее 500 EUR. Во всех странах (кроме двух)

минимальное время для регистрации не превышает двух недель, в то время как в

восьми странах регистрация может быть произведена в течение недели.

В целях упрощения процедуры регистрации для начинающих бизнесменов

используется единая регистрационная форма и налажена лучшая связь с

администрацией, особенно по вопросам налогообложения. Значительный объем

информации доступен on-line через интернет. Это описание административных

процедур, необходимых разрешений и финансовых возможностей.

Особенный упор делается на упрощение законодательного регулирования,

выравнивание по субъектам ЕС стоимости оплаченного уставного капитала и

улучшение информационной поддержки предприятий.

2.3. Улучшение законодательного регулирования

Национальные законодательства по банкротству должны быть пересмотрены с

практической точки зрения. Изучение текущих показателей и статистики должно

привести к улучшению действующей практики в ЕС.

В настоящее время растет необходимость в прекращении применения чрезмерного

наказания для предпринимателей-банкротов, а также в заблаговременном выявлении

и решении финансовых проблем испытывающего трудности, но жизнеспособного

бизнеса. Некоторые страны, включая Бельгию, Германию, Нидерланды, Австрию,

Финляндию и Соединенное Королевство, уже предпринимают шаги по модернизации

своего законодательства по банкротству. Общей целью является повышение

эффективности схем реструктуризации задолженности и облегчение санкций,

применяемых к "честным" должникам, разрешая создание нового предприятия после

банкротства. В некоторых странах предоставляется государственная поддержка при

затруднительном финансовом положении. В Нидерландах финансовыми и

стратегическими консультациями несостоятельных МСП занимаются на добровольной

основе бывшие (находящиеся на пенсии) эксперты – аудиторы и предприниматели,

имеющие опыт решения таких проблем. Во Франции ассоциация "RE-CREER" занимается

поддержкой предпринимателей и поиском путей избежания банкротства. В Австрии

МСП могут рассчитывать на поддержку специализированных организаций, если

какой-либо их должник признан несостоятельным

[8].

Новое законодательство должно быть пересмотрено, чтобы оценить его влияние на

малые предприятия и предпринимателей. Там где это возможно, национальное

законодательство и правила ЕС должны быть упрощены. Правительства должны

создавать регулирующие документы, удобные для конечного пользователя.

В большинстве стран ЕС применяются Системы Оценки Влияния регулятивных

документов (СОВ), которые позволяют удостовериться в том, что принятию всех

новых законодательных актов предшествует анализ возможных альтернатив,

стоимостной анализ процедур, анализ трудоемкости прохождения таких процедур

для бизнеса и граждан, а также консультации с пайщиками предприятий. Для этих

целей обычно создается отдельный департамент и издаются руководства по

применению законов. В Дании, Италии, Австрии, Финляндии, Швеции и Соединенном

Королевстве до принятия законов систематически анализируются возможные

альтернативные пути регулирования (например - добровольные соглашения).

Для облегчения законодательного бремени для бизнеса правительства используют

такие приемы:

· продленные периоды консультаций с представителями бизнеса;

· налаживание межминистерских связей для реформирования

законодательства;

· "испытательные площадки" для новых законов (в виде отдельных

представителей бизнеса, работающих под наблюдением по новым законам до их

официального принятия) – для отлаживания связей между законами.

Дания и Швеция разработали системы, нацеленные на измерение бремени

существующих законов для бизнеса и чаще стали использовать процедуру

прекращения действия "лишних", устаревших, обременительных документов.

Особенно в деле аннулирования отживших законов преуспела Италия.

Малый бизнес может быть освобожден от некоторых обязательств. Комиссия может

упростить законы о конкуренции для малого бизнеса.

В настоящий момент принято очень мало исключений для малых предприятий. Тем

не менее есть примеры: Соединенное Королевство проводит исследования, как

облегчить жизнь малому бизнесу, особенно с точки зрения бухгалтерского учета

и аудита.

Исходя из изложенного, можно сделать несколько выводов.

Существует необходимость облегчить возвращение в бизнес предпринимателей-

"честных" банкротов. Банкротство в этом случае должно рассматривать как

нормальный этап развития бизнеса. При банкротстве должны учитываться интересы

увольняемого персонала. Большинство стран в настоящее время использует

некоторые системы оценки планируемого к принятию законодательства; те же, кто

только планирует использование СОВ, могут получить консультации от уже

использующих такие системы.

В любом случае, предпринимаемые усилия недостаточны. Необходимо ускорить

темпы проводимых реформ, а в некоторых случаях – хотя бы начать их.

2.4. Доступность профессиональных навыков

Необходимо создать систему, которая позволяла бы контролировать процесс

распространения адаптированных для нужд малого бизнеса знаний обучающими

организациями, создания собственных тренинговых систем предприятий, а также

обеспечить предприятия постоянными тренингами и консультациями.

Примерно 10% Европейцев в возрасте 25-64 лет так или иначе участвуют в тренингах

[9]. Этот показатель значительно выше только в Дании, Нидерландах,

Финляндии, Швеции и Соединенном Королевстве. Растущее число малых и

микро-предприятий рассматривают недостаток квалифицированной рабочей силы как

свою главную проблему (для малых предприятий этот показатель вырос с 17% в 1999

г. до 30% в 2001, а для микро-предприятий – с 13% в 1999 г. до 20% в 2001)

[10].

Европа испытывает нехватку квалифицированных кадров в таких жизненно важных

секторах, как ИТ (IСT, Information Computer Technology, информационные

технологии), инженерия и т.п. хотя Германия, Испания, Ирландия, Италия и

Соединенное Королевство имеют неплохое количество выпускников в области

компьютерных наук и математики, большинство стран-участниц имеют низкие

показатели в этой области, по сравнению с такими конкурентами, как США.

Соотношение числа компьютеров на 100 учеников значительно разнится в ЕС - от 5

и менее до более чем 30 в Дании, Люксембурге и Финляндии

[11].

Для поощрения тренингов персонала МСП разработан ряд мер. Испания, Италия,

Австрия и Швеция предоставляют налоговые льготы для проведения тренингов

собственного персонала и/или найма квалифицированного персонала. Дания,

Ирландия, Австрия, Финляндия, Швеция и Соединенное Королевство предлагают

уникальные, специально разработанные курсы для менеджеров малого бизнеса.

Инициативы развития навыков в области ИТ особенно развиты в Дании, Греции,

Португалии, Швеции, Соединенном Королевстве и Норвегии. Меры поддержки

пожизненного обучения включают:

· Шведскую инициативу предоставления среднего образования для

безработных;

· Итальянское законодательство, декларирующее право на обучение

рабочих в течение всей жизни, а также предоставление отпусков для этих целей;

· Создание экспертной группы для анализа навыков персонала

предприятий и требований к тренингам в Ирландии;

· Немецкий проект выявления структур развития навыков среди

быстрорастущего сектора МСП и распространения опыта создания таких структур;

· Финский проект разработки инструментов анализа навыков для МСП;

· Германия и Австрия имеют хорошо налаженную взаимную

профессиональную тренинговую систему.

Заключение

Несмотря на все эти меры, польза от профессиональных тренингов остается

низкой в Европе. Хотя большое развитие получили различные тренинговые

системы, налоговые льготы для получения тренингов все еще недостаточно

распространены. В то время как хорошо осознается необходимость тренингов в

области ИТ, а некоторые страны-участницы приняли соответствующие меры, все

еще существует дефицит квалификации в этой области, а уровень квалификации

значительно разнится в ЕС. Также существует необходимость установления более

тесных связей между образовательными учреждениями и бизнесом. Обучение

иностранным языкам особенно важно для предпринимателей, желающих работать за

пределами рынка их страны.

2.5. Улучшение доступа on-line

Важно убедить органы власти в необходимости развития связи с сектором малого

бизнеса через интернет. Компании смогут легко, оперативно и значительно дешевле

получать консультации, заполнять различные формы, оформлять возврат налогов и

получать различную консультационную информацию.

Создание "электронного правительства" принесет выгоду обоим сторонам в плане

оперативности, стоимости, эффективности и прозрачности, а также стимулировать

использование компьютерных технологий среди предпринимателей. Число малых

предприятий ЕС, использующих интернет, постоянно растет – от 40% в 1999 г. до

70% в 2001 г. микропредприятий, и с 67% до 81% соответственно для малого

бизнеса[12].

Все правительства продемонстрировали осведомленность в необходимости сделать

их службы максимально доступными особенно посредством on-line доступа, а

также в минимизации количества заполняемых предприятиями форм, содержащих

одни и те же данные для разных органов власти. Многие правительства уже имеют

свои сайты, предоставляющие различную консультативную информацию по

административным процедурам, финансовым возможностям и т.п. Также есть

прогресс в области установления электронных связей между правительствами

удаленных регионов, что позволяет более быстро и легко распространять

информацию. Единые точки доступа ко всей информации и услугам,

предоставляемым правительством становятся очень распространенными. Например,

Шведское правительство разработало интерактивный сайт для обеспечения бизнеса

информацией и возможности его диалога с администрацией.

Широкое распространение получили электронные транзакции между бизнесом и

правительством в области электронной коммерции, взимания налогов и

социального страхования во Франции, Австрии и Норвегии; многие страны имеют

электронные торговые площадки. В Соединенном Королевстве и Норвегии открыты

электронные посольства.

Заключение

Все правительства правильно понимают проблематику данной области и

предпринимают определенные шаги для улучшения своего электронного

взаимодействия с бизнесом. Однако по некоторым позициям необходимо

приостановить разработку и согласовать направление движения с бизнесом,

понять его нужды. Несмотря на то, что во многих странах регистрационные формы

доступны on-line, невозможны процедуры регистрации on-line – необходимо

представление заполненных документов в бумажном виде.

2.6. Единый рынок

Комиссия и страны ЕС должны следовать реформам с целью завершения создания

единого рынка в рамках ЕС. Основным качеством этого рынка должна стать

дружественность малому бизнесу, особенно в области электронной коммерции,

телекоммуникаций, систем социального страхования и кросс-граничных платежных

систем.

Экономики стран ЕС сильно зависят от торговли, особенно между собой. Поэтому

либерализация внутренней торговли является ключом к экономическому росту. В

некоторых странах достигнут значительный прогресс в области либерализации

рынков телекоммуникаций, газа и электроэнергии. Уделяется внимание облегчению

доступа малого бизнеса к публичным тендерам, особенно в Дании, Германии,

Ирландии, Швеции и Финляндии.

Должны активнее применяться общеевропейские и национальные правила

конкуренции с тем, чтобы малый бизнес использовал каждый шанс для проникновения

на новые рынки, а также для честной конкуренции.

Дания, Нидерланды и Соединенное Королевство приняли различные акты, которые

помогают выровнять конкурентное законодательство в рамках Евросоюза в целом, а

также нацелены на улучшение возможностей малого бизнеса на внутреннем рынке.

Пока еще существуют некоторые проблемы в адаптации Европейских Директив на

уровне национального законодательства[13]

.

Заключение

Не возникает сомнений, что создание Внутреннего Рынка изменило торговлю внутри

ЕС. Страны ЕС продолжают создавать новые инструменты регулирования, причем

делают это слишком интенсивно. Общее количество рассмотренных в странах ЕС

законопроектов[14] регулирования

торговли выросло с 591 в 1999 г. до 751 в 2000 г. Такая тенденция может

привести к значительному увеличению бюрократической волокиты для малого

бизнеса, т.к. бизнес будет вынужден соблюдать правила, составленные из

множества элементов законодательства. Однако трудно установить прямую связь

между положениями, принятыми странами ЕС и проблемами соответствия

законодательству для малого бизнеса. Решающим фактором в решении данной

проблемы является наполнение национального законодательства координирующими

положениями.

2.7. Налоги и финансовые вопросы

Налоговая система должна быть настроена таким образом, чтобы поощрять успехи

в бизнесе, создание новых предприятий, экспансию малого бизнеса в целом и

создание новых рабочих мест, а также успехи в развитии малых предприятий.

Страны-участницы должны применять лучшие методы в вопросах налогообложения и

поощрения индивидуальных инициатив.

Германия освободила малый бизнес от налога с оборота и планирует налоговую

реформу с принятием льгот для единоличных хозяев предприятия. Франция

уменьшила ставку налога на корпорации для предприятий с оборотом менее 7.6

млн. Евро. Португалия упростила процедуру взимания налогов для предприятий с

оборотом менее 150 000 Евро. Финляндия уменьшила налоговую ставку для

предпринимателей с малыми доходами. Швеция позволяет своим предпринимателям

откладывать часть своих налоговых платежей для реинвестиций. Франция также

создала налоговые льготы для мотивации инвесторов в развивающиеся компании.

Италия разработала льготу в предоставлении налогового кредита для поддержки

инвестиций в предприятия невыгодных отраслей. Греция, Австрия и Финляндия

внесли поправки в свое законодательство о налогах на наследство и дарение –

для облегчения процесса передачи бизнеса. Испания, Португалия и Соединенное

Королевство разработали налоговые льготы для покупки малыми предприятиями ИТ-

оборудования и/или проектов. Бельгия создала программу "Федеральный план

+1+2+3", которая позволяет разово уменьшить взносы в фонды социального

обеспечения при наборе в штат первого, второго и третьего работника.

Предприниматели нуждаются в финансах для реализации своих амбиций. Для

улучшения доступа малых предприятий к финансовых услугам необходимо:

1. Выявить и удалить барьеры для создания общеевропейского рынка

капитала, а также реализовать План действий по развитию финансовых услуг и План

по развитию рискового капитала.

2. Улучшить взаимоотношения между банковским сектором и малым бизнесом

посредством создания нормальных условий доступа к кредитам и рисковому

капиталу.

Для стимулирования появления новых компаний большинство стран-участниц ЕС

предлагает венчурный капитал как средство развития новых предприятий.

Бельгийская концепция "Bourses de pre-activite" предоставляет

финансирование предварительного анализа и составления бизнес-плана, а "

Coupole financiere des PME" заключает в единую структуру инструментарий

государственных финансов, обеспечивающий доступ к долгосрочному рисковому

капиталу и гарантиям. В Дании созданы две специальных инвестиционных компании

для обеспечения стартовым капиталом инновационного бизнеса, который слишком

рискован для существующих венчурных компаний. Греческое правительство создало

фонд венчурного капитала для новых технологий и фонд для высокотехнологичных

компаний. Австрийская программа финансирования стартового капитала "Seed

Financing Programme" ориентирована на инновационные технологические

бизнес-идеи. В Финляндии Национальный Фонд Исследований и Разработки

поддерживает стартовое финансирование для новых предприятий и инструменты

стартового финансирования для технопарков и бизнес-инкубаторов. Шведский

Инновационный Центр предоставляет рисковые ссуды с низкими процентными ставками

предпринимателям на ранних стадиях развития инновационного бизнеса. В

Соединенном Королевстве Фонд Высоких Технологий (фонд фондов) инвестирует в

фонды раннего финансирования предприятий сектора высоких технологий.

Испания и Италия разрабатывают взаимные схемы гарантий, помогающих малым и

средним предприятиям получить доступ к кредитам. Дания, Греция и Швеция

используют фонды гарантирования ссуд, которые занимаются предоставлением

гарантий, требуемых финансовыми организациями, для стимулирования банковского

сектора в области кредитования МСП.

Для предоставления начинающим предпринимателям информации о том, как получить

доступ финансам, в некоторых странах созданы соответствующие информационные

системы. В Италии программа стимулирования на 2000-2006 годы позволяет

предприятиям спланировать свое развитие, получение инновационных финансов,

тренинги и взаимодействие с другими предприятиями. В Нидерландах для

информирования о возможностях получения доступа к капиталу создан web-сайт

"SME Account"

3. Облегчить доступ к профильным фондам через Европейский Инвестиционный Банк

для увеличения возможных объемов финансирования начинающих и hi-tech

предприятий, а также через новые финансовые инструменты.

Выводы

Объем финансирования на ранних стадиях, выраженный в части ВВП стран ЕС по

состоянию на 2000 г., удвоился по сравнению с 1999 г

[15]. Доступность венчурного капитала постоянно растет, хотя и варьируется

достаточно сильно по странам ЕС; капитал доступен в основном для инновационных

и hi-tech предприятий. Ссудные схемы наряду со схемами взаимных гарантий

помогают преодолеть разрыв в уровне финансирования по сравнению с более

традиционными секторами экономики. Хотя такие схемы существуют во многих

странах, значение их роли сильно варьируется от страны к стране. Вдобавок,

существующая налоговая система дает серьезное преимущество инвестициям через

долговые инструменты. Для предприятий невыгодно финансирование через новые

финансовые инструменты, т.к. не предусмотрено вычетов соответствующих платежей

из налогооблагаемой базы[16]. В условиях

недостаточной доступности рискового инвестиционного капитала для hi-tech фирм

должен поощряться более легкий доступ к ссудам и гарантийным схемам, причем

лучшие виды таких схем должны быть распространены как лучший опыт.

2.8. Усиление технологической мощности малых предприятий

Должны быть усилены текущие программы, нацеленные на развитие и

распространение технологий среди малых предприятий. Также нужно развивать

способность малого бизнеса выявлять и применять на практике нужные технологии.

Повышенное внимание уделяется усилению технологической мощности малых

предприятий, а также содействию в передаче технологий из НИИ в МСП. Бельгия,

Дания, Испания и Норвегия разработали меры по поощрению занятости в МСП

технически квалифицированного персонала. Финляндия использует инициативу

помощи МСП в наиболее полном освоении ИТ. Германия применяет несколько

программ помощи технологичному бизнесу в получении начального капитала и

консультации там, где рынок не способен их предоставить. Греция и Франция

активно создают технопарки и бизнес-инкубаторы.

Должна поощряться технологическая кооперация среди компаний разного размера,

а особенно между малыми предприятиями. Нужно развивать программы,

сфокусированные на коммерческом применении знаний и технологий, разработать и

внедрить системы сертификации и контроля качества для малых предприятий. Важно

удостовериться, что для малых предприятий легко доступен патент Европейского

экономического сообщества.

Должна поощряться кооперация между малыми предприятиями на локальном,

национальном, Европейском и международном уровнях, а также кооперация между

фирмами и образовательными учреждениями и исследовательскими институтами.

Акции на национальном и региональном уровнях нацелены на развитие групп

компаний (кластеров) и соответствующих сетей их взаимодействия, развитие

общеевропейской кооперации между малыми предприятиям, использующими лучший опыт

применения информационных технологий и распространения кооперационных

соглашений – для усиления позиций предприятий на общеевропейском рынке и рынках

третьих стран.

Нидерланды имеют примеры кооперации между государственными и частными

предприятиями – для улучшения условий существования инновационных hi-tech

компаний, поощряется кооперация между малыми и большими фирмами для создания

инновационных групп компаний. Австралийские программы нацелены на продвижение

информационных технологий с целью повышения конкурентоспособности предприятий

и распространение опыта самых успешных в своей области предприятий. В Швеции

действует программа внедрения информационных технологий для фирм с числом

работников 1-10.

Заключение

Хотя всем правительствам поручено продвигать технологии из исследовательских

институтов к малым предприятиям и способствовать их кооперации, все еще редки

доклады об успехах в области межфирменной кооперации, создании групп компаний

и объединении их в сети. Для изменения ситуации необходимо выполнение

правительствами долгосрочных обязательств по таким типам кооперации, а также

активизация усилий в области облегчения информатизации МСП.

2.9. Успешное использование моделей электронной коммерции и

высококлассной поддержки бизнеса

Комиссия и страны ЕС должны поощрять малые предприятия в области применения

лучшей практики и лучших моделей бизнеса.

Количество малых и микро-предприятий, подключенных к интернет значительно

выросло в последние годы – с 40% в 1999 г. до 70% в 2001 г. для

микро-предприятий и с 67% до 81% для малых предприятий

[17]. Также растет количество МСП, получающих платежи через интернет; в

целом по ЕС наблюдается большой разброс по количеству таких предприятий в

разных странах. Электронные платежи – совершенно обычное явление в Дании,

Люксембурге, Австрии, Финляндии и Швеции; Бельгия и Германия активно развивают

данные направления.

Ирландия и Финляндия разработали приемы распространения примеров лучших

предприятий и их историй средствами электронной коммерции. Испания, Австрия,

Швеция и Норвегия разработали программы углубленного информирования МСП о

возможностях и преимуществах е-коммерции, Норвегия продвигает инициативу,

позволяющую сделать покупки через интернет более легкими и безопасными для

потребителей и продавцов. Соединенное Королевство имеет свой план развития

электронных торговых площадок.

Греция разработала механизм постоянных консультаций между органами

государства, представителями бизнеса и академическими сообществами по

вопросам конкурентоспособности МСП в условиях "новой экономики". Германия

создала сеть центров повышения квалификации в области е-коммерции.

Возникла необходимость координации действий стран ЕС и Евросоюза в целом для

создания систем информационной и бизнес-поддержки малых предприятий, а также

создания легкодоступных и легких для понимания сетей и сервисов, точно

соответствующих нуждам бизнеса. Также требуется облегчить доступ предприятий к

наставникам (менторам) и рисковым инвесторам, в первую очередь через web-сайты

и единый ресурс – Европейскую бизнес-обсерваторию малых предприятий.

Дания запустила портал, предлагающий единую точку доступа к информации о

создании и ведении бизнеса, также предлагающий on-line консультации по

вопросам ведения бизнеса. Франция разработала стандарт качества бизнес-услуг.

Бельгия, Испания, Финляндия, Швеция и Англия применяют менторские программы,

а в Швеции к тому же действует бизнес-консультация для женщин-

предпринимателей. Во всех (кроме двух) странах ЕС действуют сети рисковых

инвесторов.

Заключение

Большинство стран повысили активность в деле выявления и снятия официальных

барьеров для е-коммерции, а также стимулирования предприятий к

"электронному" ведению бизнеса. Однако несмотря на большое количество

предприятий, использующих интернет в своей деятельности, в реальности трудно

заставить предприятия торговать в электронном пространстве. Согласно

исследованию 2001 ENSR Survey, 40% Европейских малых предприятий (и 43%

микро-предприятий) считают, что интернет не подходит для их типа бизнеса. Для

того, чтобы убедить бизнес в выгодах электронной коммерции необходимо усиление

правовых основ е-коммерции вместе с улучшением инфраструктуры,

объединенное с использованием методов повышения информированности и получения

навыков в сфере информационных технологий.

Создать систему поддержки бизнеса топ-класса – означает ежедневную практику

тысяч бизнес-консультантов, действующих по большей части на локальном уровне по

всему ЕС. Существует множество примеров создания действительно высококлассных

систем поддержки бизнеса, их можно найти в работе "Comission Staff Working

Paper"[18].

2.10. Разработка более эффективного, сильного представительства

интересов малого бизнеса на национальном уровне и уровне ЕС

Создание консультационных комитетов для малого бизнеса, предназначенных для

консультирования законодательных органов власти становится стандартной опцией

правительства в попытке создать систему регулярных консультаций для МСП.

Некоторые из таких комитетов, например Ирландский Круглый Стол по вопросам

малого бизнеса, Шведская группа представителей малого бизнеса и Шотландская

министерская группа для консультаций малого бизнеса в Соединенном

Королевстве, занимаются организацией встреч представителей правительства с

представителями малого бизнеса, агентств развития и представителями науки. В

Германии создана должность федерального государственного представителя по

вопросам малого бизнеса, который учитывает интересы бизнеса в законодательной

деятельности. Испания открыла "Обсерваторию для Малых Предприятий", Норвегия

разработала "Барометр малого бизнеса".

Интересы малого бизнеса часто представлены в широком смысле в виде комитетов

или организаций, где участвуют малый и крупный бизнес. В плане представления

интересов малых предприятий на уровне ЕС только Соединенное Королевство

предприняло прямую акцию, открыв представительство в Брюсселе

("smallbusiness|europe").

Заключение

В то время как большинство стран в той или иной степени проводят консультации

заинтересованных лиц (например, специальные брифинги с представителями

бизнеса до принятия законов, или в контексте СОВ), систематические

консультации малого бизнеса все еще не являются правилом.

3. Европейская комиссия

3.1. Образование и

тренинг для предпринимательства

В октябре 2000 года совместно с французским правительством Комиссия

организовала форум "Тренинг для предпринимательства". Затем был запущен

проект по образованию и тренингам предпринимательства (начиная с начальной

школы и до университета) в рамках программы "Лучшая административная методика

(Best Procedure)". Целью проекта являлось выявление и оценка мер и лучших

методик ведения бизнеса, разработанных на национальном и локальном уровнях и

внесение их в образовательную программу. Комиссия также запустила аналогичный

проект, предназначенный для женщин-предпринимателей.

В соответствии с Европейской Стратегией Занятости (ЕСЗ) страны ЕС обязаны

содействовать получению образования в среде предпринимательства и проведению

тренингов для предпринимателей. ЕСЗ также представляет программу экспертной

оценки, которая объединяет экспертов и законодателей из нескольких стран ЕС

для оценки переносимости законодательства.

Программы Европейского Социального Фонда (ЕСФ) сфокусированы на поддержке

развития человеческих ресурсов для МСП. В 2000-2006 годах ЕСФ планирует

инвестировать до 8000 млн. Евро в развитие предпринимательства в ЕС. Среди

планируемых акций – развитие предпринимательских навыков у населения,

обучение созданию новых предприятий и созданию групп компаний. Также ЕСФ

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.