РУБРИКИ |
Курсовая: Способы и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса на примере ЕС |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Способы и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса на примере ЕСпланирует потратить 11000 млн. Евро на развитие способности к адаптации (например, через более эффективный обмен технологиями между МСП и тренинги персонала).
3.2. Более дешевый и быстрый запуск предприятияЛюбые препятствия в создании новых предприятий могут стать прямым тормозом развития предпринимательства. Поэтому значительный акцент должен быть сделан на упрощении таких процедур. В ответ на предложение Лиссабонской конференции Европейского Совета Комиссия провела в 2001 г. тестирование программы "Лучшая административная методика" при непосредственном участии экспертов и представителей власти. Тестирование выявило реально использующиеся процедуры в каждой стране ЕС и позволило собрать значительное количество данных по лучшим методам ведения бизнеса. Была замерена производительность системы регистрации новых предприятий, в ходе которой были выявлены цели для дальнейшего улучшения национальными правительствами. Анализ показал устойчивый прогресс в отношении снижения издержек в административных процедурах за последние годы, хотя некоторые из основных элементов, описанных Рекомендациями Комиссии [19] от 1997 г. до сих пор не были внедрены.
3.3. Улучшение законодательстваПроект "Банкротство в бизнесе (Business failure and Bankruptcy)", запущенный в 2001 г. сфокусирован на выявлении ключевых вопросов, сборе значимой информации и обмене лучшим опытом разрешения финансовых проблем и облегчения восстановления после банкротства. В мае 2001 г. совместно с Голландским правительством был проведен семинар[20], выявивший необходимость создания четкой правовой структуры, своевременного вмешательства и реструктуризации жизнеспособного бизнеса. Комиссия также запустила проект изучения правовых и социальных последствий банкротства. В течение 2001 г. Комиссия сделала три вклада в дело упрощения и улучшения регулятивного окружения: промежуточный отчет Стокгольмской конференции Европейского Совета, "Белая Книга" Европейского правительства (оба документа содержат руководства по улучшению процесса регулирования) и открытие диалога по формированию координированной стратегии[21] . В рамках диалога предполагается проводить дискуссии по основным вопросам улучшения законодательного регулирования: упрощению acquis communautaire [22], качеству подготовки законов, новой культуре внутри организаций и улучшению переносимости законов Сообщества. В сентябре 2000 г. на основе существующей системы оценки влияния бизнеса Business Impact Assessment System (BIA) был запущен проект оценки лучшей методики ведения бизнеса Best Procedure, при этом были приняты во внимание все разработки в рамках общей стратегии упрощения законодательного регулирования. Проект был нацелен на изучение методов установления издержек и выгод от новых законопроектов, а также на расширение обсуждения методов лучшего регулирования. На семинаре в июне 2001 года производился обмен лучшим в этой сфере опытом стран ЕС. Страны ЕС и Комиссия передали Лекенской (Laeken) конференции Европейского Совета свои отчеты о регулятивной среде. В отчете Комиссии помимо прочего ставится акцент на необходимости внедрения механизма систематической оценки влияния – для анализа примерных издержек и выгод от внедрения нового и пересмотрения действующего законодательства. Такая система должна была быть внедрена в конце 2002 г., к этому же сроку планировалось внедрить механизм более широкой оценки влияния законов (в т.ч. оценка влияния на устойчивый рост). В настоящее время происходит пересмотр существующего законодательства по Внутреннему Рынку. Этим занимаются национальные эксперты, бизнесмены, потребители и торговые организации в рамках инициативы упрощенного законодательства для внутреннего рынка (Simplified Legislation for the Internal Market, SLIM). Целью является пересмотр нечетких положений, положений с истекшим сроком действия, а также положений, влекущих за собой увеличение издержек и бюрократической волокиты для пользователей и национального правительства. Для тестовой проверки новых законов в 1998 г. был запущен механизм Испытательных Площадок (ИП), призванный дополнить другие процедуры оценки влияния детализированной информацией от бизнеса, которая могла бы послужить источником новых предложений касательно снижения издержек и бюрократических барьеров. Комиссия постоянно развивает ИП и проводит консультации с странами ЕС о повышении их эффективности. В апреле 2001 года Комиссия запустила инициативу Интерактивного Законотворчества (Interactive Policy Making), предназначенную для сбора и анализа реакций рынка, для использования этих данных в процессе создания законодательства ЕС. МСП могут участвовать в on-line консультациях посредством web-сайта "Your Voice in Europe". МСП также могут обращаться в любой из 200 Европейских информационных центров для передачи информации о том, с какими проблемами они столкнулись во время деятельности на внутреннем рынке. Такая обратная связь помогает Комиссии оперативно реагировать на требования МСП, сделать более прозрачным, полным и эффективным процесс формирования законодательства ЕС. В целях упрощения регулятивной среды и снижения административных барьеров, Комиссия поддерживает стремления официальных национальных регистраторов торговли (Official National Commerce Registers) улучшить свои услуги в отношении предприятий и их сети для обмена опытом между более чем 20 Европейскими официальными регистраторами. 29 ноября 2000 года Комиссия приняла новую структуру законодательства для горизонтальных кооперационных соглашений. Оно состоит из двух блоков освобождающих положений (в соответствии со Статьей 81(3) Договора Европейского Сообщества) – для категорий соглашений по специализации (specialisation agreements) и для категорий соглашений по разработкам и исследованиям [23] (R&D), а также руководств по применению Статьи 81 к соглашениям по горизонтальной кооперации[24]. Принятие этих документов облегчает процедуру обжалования для компаний, т.к. процедура применения Статьи 81 к горизонтальным соглашениям становится более предсказуемой и менее обременительной. Такие преимущества особенно очевидны в отношении МСП. Новый принцип de minimis, принятый Комиссией в декабре 2001 г.[25], проясняет, что соглашения между МСП выходят за рамки Статьи 81(1), т.к. они не затрагивают торговлю между странами ЕС. 12 января 2001 года Комиссия приняла положение "Regulation (EC) No 70/2001" по применению Статей 87 и 88 Договора Европейского Сообщества, устанавливающих финансовую помощь для малых и средних предприятий [26], и таким образом замещающие руководства Сообщества по установлению финансовой помощи для МСП от 1996 года. Новое положение освобождает участников ЕС, желающих предоставлять помощь, от обязательства предварительно уведомлять Комиссию о таком намерении. Освобождение действует только при условии соответствия условий предоставления помощи условиям, оговоренным в Положении. Положение принято с целью упрощения управления и возможности МСП получать финансовую помощь. В тот же день Комиссия приняла положение [27], разъясняющее подход к предоставлению помощи de minimis, которая может быть предоставлена без предварительного извещения. Финансовая помощь de minimis предоставляется в размере до 100 000 Евро на одного бенефициара в течение трех лет. Ожидается, что помощь такого размера будет особенно полезной для малых компаний.
3.4. Доступность навыковКомиссия совместно со странами-участницами ЕС создала экспертную группу для анализа и мониторинга потребности в навыках в области ИТ и е-бизнеса, а также потребности в квалифицированной рабочей силе в Европе. Для отслеживания и оценки эффективности национального законодательства в целях повышения доступности навыков в области ИТ и интернет-бизнеса создана группа "ICT Skills Monitoring Group (2001-2002)", состоящая из экспертов из всех стран ЕС. Исследование Комиссии, посвященное е-Экономике [28] выявило срочную необходимость устранить нехватку навыков в области ИТ и интернет-бизнеса, и в этом контексте продвигать решения e-обучения. Электронное обучение[29] представляется важным аспектом образования для взрослых, с особенным акцентом на важности свободного и неформального обучения. Доказано, что это недорогой эффективный способ обеспечить работника необходимыми навыками и компетенцией в условиях быстро изменяющихся потребностей бизнеса (до 60% потребности в тренингах среди ключевых игроков рынка ИТ-сектора обеспечивается именно через е- обучение). Сообщение Комиссии "О Пожизненном Обучении" (Communication on Lifelong Learning [30]) представляет собой всестороннюю стратегию поддержки создания Европейской зоны пожизненного образования. В работе рекомендуется развитие кооперации между МСП и поставщиками тренингов, а также развитие партнерства с другими организациями. Комиссия совместно с Европейскими социальными партнерами также запускает исследование по проблемам обучения в МСП, с особенным упором на свободном неформальном обучении. Программа поддержки имени Леонардо да Винчи поддерживает транснациональные проекты продвижения тренингов для менеджеров МСП. В рамках программы производится финансовое поощрение МСП, принимающих участие в Европейских программах обмена стажерами и работниками, продолжающими свое обучение. Программа поддержки пожизненного обучения, проводимая Европейским Социальным фондом предусматривает финансирование в размере 12 000 млн. Евро на 2000-2006 г.г. Программа последовательно воплощает широкое внедрение пожизненного образования прямо на рабочем месте. Она включает в себя меры по выявлению квалификации и навыков среди персонала, а также разработку мультимедийных тренинговых пакетов и систем дистанционного обучения. В 2001 году Комиссия выпустила сообщение "О новом Европейском рынке рабочей силы" (Communication on New European Labour Markets), утвержденное на Стокгольмском саммите Европейского Совета. В дополнение Комиссия создала Специальную Комиссию по Навыкам и Мобильности (Task Force on Skills and Mobility), представленную высокопоставленными представителями промышленности, экспертами рынка рабочей силы и преподавателями. Эта комиссия рекомендовала последовательность мер для создания открытого общедоступного Европейского рынка рабочей силы к 2005 году. На основе этих рекомендаций Комиссия представит на саммит Европейского Совета в Барселоне план действий, который предусматривает снятие препятствий для мобильности рабочей силы, а также модернизация системы выявления квалифицированных работников и улучшение работы Европейских рынков труда (например, укрепление Европейской сети занятости European Employment, EURES) для поддержки мобильности рабочих и помощи МСП в поиске квалифицированных кадров. В июне 2001 г. Комиссия приняла положение "О стратегии мобильности для Европейских исследователей" (A Mobility Strategy for the European Research Area), которая нацелена на создание благоприятной среды для мобильных исследователей, призванных сделать вклад в распространение знаний и технологий между различными актерами Европейской исследовательской и инновационной системы, в том числе промышленности.
3.5. Улучшение доступа on-lineВ марте 2001 г. Комиссия приняла положение помощи МСП "стать электронными" ("Helping SMEs to GoDigital (eEurope GoDigital)") [31]. Инициатива GoDigital следует плану действий "электронная Европа" (e Europe), утвержденному странами ЕС на саммите Европейского Совета в городе Фейра. План отводит МСП главную роль в продвижении проекта eEurope и определяет специфические мероприятия в рамках этого плана и график их реализации. Для реализации проекта GoDigital предусмотрены мероприятия по координированному обмену опытом, подготовке к массовому внедрению е- Коммерции, систем измерения издержек и эффективности применяемых мер. Для обеспечения информацией и консультациями различных регионов ЕС созданы справочные центры, которые помогают интегрировать электронную коммерцию в бизнес-стратегии малых предприятий. Для проведения конференций и семинаров по проблемам GoDigital выделен грант в объеме 0.75 млн. Евро, в сентябре 2001 года в восемнадцати странах стартовал проект создания Европейского информационного центра (Euro Info Centre). В своем докладе от ноября 2001 г. "Влияние новой экономики (е-Экономики) на Европейские предприятия: экономический анализ и выводы для экономической политики"[32] Комиссия подчеркивает необходимость сделать государственные органы управления примером для всех остальных в области применения online-служб и поощрять МСП в использовании таких служб. Также заостряется вопрос о необходимости усиления проводимых инициатив на всех уровнях, с целью помочь МСП приобрести навыки в области ИТ и электронной коммерции.
3.6. Единый рынокВ 1999 году Комиссия приняла пятилетнюю Стратегию развития Внутреннего Рынка, нацеленную на выявление областей, требующих применения воздействия, а также на сохранение острейшего внимания к ним. Стратегия акцентирует внимание на необходимости осуществления продолжительных мер по проведению структурных и экономических реформ при поддержке правительства – для повышения конкурентоспособности Европейского бизнеса. Комиссия ежегодно пересматривает Стратегию развития внутреннего рынка (последний раз она пересматривалась в апреле 2002 года) для рассмотрения результатов деятельности и подготовки предложений по улучшению. Одна из четырех целей Стратегии заключается в улучшении бизнес-среды (например, упрощение процедур государственного заказа). Для того чтобы улучшить Внутренний Рынок в 2001 году была запущена Инициатива внутреннего рынка для промышленных товаров (Internal Market Initiative for industrial goods). Инициатива призвана обеспечить адаптированность правил внутреннего рынка к технологическим изменениям. Комиссия провела четырехмесячную online-консультацию с владельцами бизнеса с целью выявления оставшихся препятствий для свободного перемещения товаров и услуг внутри ЕС. Результаты исследования и план действий опубликованы в начале 2002 года. В ноябре 2001 года Комиссия приняла положение, в котором обрисованы новые предложения для эффективного решения проблем внутреннего рынка - "SOLVIT" [33]. В работе изложен интегрированный подход к решению проблем, связанных с неправильным применением правил органами власти. Комиссия также выпустила Рекомендации[34], адресованные странам ЕС, в которых изложила некоторые общие принципы и предельные сроки реализации проектов, которым должны следовать страны. Пакет предложенных Комиссией изменений в законодательства должен облегчить понимание законов, сделать их более читабельными. Продвижение и широкая реклама электронных средств осуществления закупок вместе с более прозрачной системой заключения контрактов помогут компаниям сконцентрироваться на тех областях, в которых они имеют наибольший шанс выиграть тендер. Просроченные платежи остаются основной проблемой малого бизнеса. В июне 2000 Европейский парламент и Совет приняли Директиву по борьбе с просроченными платежами в коммерческих транзакциях[35] . Директива должна была быть полностью реализована к 8 августа 2002 г. 17 января 2002 вступила в силу Директива по электронной коммерции. На практике это означает, что предприятие в одной стране ЕС может (в большинстве случаев) рассматривать рынок Сообщества как свой собственный внутренний рынок, а для работы на этом рынке ему достаточно знания своего законодательства, вместо того чтобы изучать законы остальных четырнадцати стран. Это приводит к значительной экономии ресурсов и издержек для МСП. Рамочное законодательство ЕС по обработке персональных данных дает аналогичное преимущество. Если предприятие соответствует национальному законодательству по защите информации, оно может также заниматься деятельностью в рамках этого законодательства (сбором персональных данных для осуществления своей деятельности и т.п.) по всему Внутреннему Рынку. Здесь очень важно иметь эффективное законодательство по частной информации, чтобы обеспечить доверие и защиту интересов потребителей. В рабочих программах по Обмену данными между правительствами (ОДП) на 2001 и 2002 годы ставится акцент на мероприятиях по обеспечению прямых выгод для предприятий на Европейском уровне, в соответствии с программами начинаются исследования потребностей предприятий в услугах, предоставляемых органами власти по всей Европе. ОДП также инициировали мероприятия по облегчению создания интероперабельных web-порталов, предоставляющих доступ к информации по коммунальным услугам. Основная цель программ – создание общего портала для Европейской администрации.
3.7. Налоги и финансовые вопросыПроект "Best Procedure" по выявлению лучшей методики передачи бизнеса, запущенный в декабре 2000 года, предназначен для контроля применения Рекомендаций Комиссии от 1994 года по передаче прав собственности на малые с средние предприятия[36]. Рекомендации призывают страны ЕС улучшить правовую и фискальную среду в отношении процесса передачи бизнеса. Комиссия создала экспертную группу для помощи в сборе информации по результатам принятых мер и по оценке их эффективности (отчет группы должен был выйти в июне 2002 г.). Комиссия также проводит изучение правовой и административной среды в отношении проблем участия работников в акционерной собственности компании. Это может играть ключевую роль в продвижении предпринимательства, т.к. помогает привлечь, удержать и мотивировать ключевой персонал, а также сохранить ликвидность. Однако сложное и нечеткое правовое и административное (в особенности налоговое) обеспечение в большинстве стран ЕС затрудняет такое участие. Комиссия выпустила исследование "Корпоративные налоги и инновации: обзор опыта ЕС в 1990-х годах", в котором анализируются сильные и слабые стороны различных методик. План действий по развитию финансовых услуг содержит меры помощи в развитии финансирования МСП на конкурентной основе в рамках ЕС, а также меры по удалению любых ненужных административно-правовых барьеров в привлечении иностранного капитала. Этот план дополнен Директивой по Единому Коммерческому Предложению, регламентирующей, что проспект или иное коммерческое предложение компании будет действительно во всех странах ЕС. Для приведения финансовой отчетности к единому стандарту в ЕС вводятся Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности (IAS). В 2001 году Комиссия провела промежуточную оценку достигнутого прогресса в рамках Плана развития рискового капитала (Risk Capital Action Plan, RCAP). RCAP был принят на Кардиффском саммите Европейского Совета. План предусматривает проведение серий мероприятий по снятию барьеров для создания эффективно функционирующего рынка рискового капитала в Европе. В работе указывается на позитивную динамику развития венчурного капитала в Европе за последние годы, а также рост инвестиций в стартовый капитал. Также обращается внимание на тот факт, что Европейский рынок капитала стал более сложным и лучше организованным. Однако уровень развития таких рынков все еще сильно разнится по регионам ЕС. Особенное внимание должно уделяться методам и средствам стимулирования развития новых компаний, в том числе налаживанию связей с научными институтами. В сентябре 2001 года Комиссия опубликовала отчет о достижениях в рамках Плана действий по развитию рынка стартового капитала (CREA Seed Capital Action). План предусматривает создание фондов стартового капитала в размере не менее 4 млн. Евро для помощи в преодолении начальной нехватки капитала у малых предприятий. 12 фондов проинвестировали 102 млн. Евро в 114 новых компаний, что привело к созданию 1637 новых рабочих мест. Большинство этих фондов инвестировали в местные компании в отрасли информационных технологий, коммуникаций, электроники и биологии. В декабре 2001 года был проведен Четвертый Круглый Стол Банков и МСП, за которым обсуждались проблемы доступа к финансовым ресурсам. В заключительном отчете содержатся практические примеры решения существующих проблем, а также предложения по коррекции законодательства ЕС. Советом промышленников (Industry Council) в декабре 2001 была созвана Комиссия, которая решала проблемы облегчения взаимодействия банков/финансовых организаций и МСП с целью создания кодекса лучшего опыта в этой области, а также выявлению лучшего опыта в упрощении таких процедур. В октябре 2001 г. Комиссия запустила проект по выявлению лучшего опыта в деятельности рисковых инвесторов. В соответствие с Пятой рамочной программой ЕС развития исследования и технологий (5th RTD Framework Programme) и инициативой "gate2growth" было запущено несколько проектов по облегчению доступа к частному финансированию инноваций: · форум венчурного капитала I-Tech – объединение профессиональных операторов венчурного капитала, занимающихся инвестированием в инновационные технологии на ранних стадиях; · форум бизнес-инкубаторов – сеть инкубаторов технологий, ускорителей бизнеса ("business incubators") и фондов начального капитала; · экспертный канал по предпринимательству, тренингам и инновационному финансированию. На основании решения Совета от 20 декабря 2000 года по Многолетней программе развития предприятий и предпринимательства на 2001-2005 г.г. Комиссия и Европейский инвестиционный фонд договорились о внедрении финансовых инструментов (в соответствии с программой): схема запуска предприятий при участии ETF (Exchange Traded Fund)[37], Программа по расширению возможностей предоставления гарантий малым и средним предприятиям (SME Guarantee Facility) и Seed Capital Action [38]. Эти инструменты распространяются через финансовых посредников. Цель схемы ETF заключается в повышении доступности рискового капитала для инновационных МСП на ранних стадиях развития. Европейский инвестиционный фонд инвестирует на равных условиях с частными инвесторами, действующими через специализированные венчурные инвестфонды. Программа "Guarantee Facility" нацелена на стимулирование создания рабочих мест через поддержку инвестиционных мероприятий МСП и повышение доступности ссудного капитала. Это достигается за счет увеличения производительности схем гарантирования для новых и существующих портфолио. "Guarantee Facility" предоставляет четыре вида финансирования: традиционное ссудное финансирование, микроссуды, инвестиции в высокотехнологичные области и вложения в акционерный капитал. План действий в отношении стартового капитала предполагает стимулирование финансовой поддержки инновационного бизнеса, имеющего потенциал для роста и создания новых рабочих мест (в том числе и в традиционной экономике) через поддержку фондов стартового капитала, инкубаторов и подобных организаций. Такая поддержка нацелена на долгосрочную программу привлечения инвесторов для усиления индустрии венчурного капитала, обеспечивающего инвестиции в стартовый капитал. В рамках схемы "Развитие и Окружающая среда" ("Growth and Environment Scheme") Европейский инвестиционный фонд предлагает гарантии финансовым организациям для предоставлении ссуд МСП на деятельность по защите окружающей среды. За счет спонсорства ЕС такие ссуды не облагаются налогом. Схема включает 38 финансовых посредников и более 4000 предприятий. 7 июня 2001 г. между Европейской Комиссией и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) был подписан Меморандум Соглашения, устанавливающий рамки для более близкой кооперации в деле ускорения исследований и внедрения технологических инноваций в Европе через предложение дополнительных, независимых форм финансовой поддержки. Основная цель кооперации заключается в усилении роли грантов Европейской Комиссии и рисковых ссуд ЕИБ, предоставляемых на осуществление исследовательских проектов, развитие инфраструктуры и инновационных предприятий. Это достигается за счет более широкого использования синергии Рамочной Программы Исследования Сообщества (Community Research Framework Programme) и Инициативы по инновациям ЕИБ (EIB's Innovation 2000 Initiative). 3.8. Усиление технологической мощности малых предприятий МСП являются важнейшим объектом 6-й рамочной программы ЕС развития исследования и технологий (6th RTD Framework Programme), 15% бюджета которой направлено на семь приоритетных направлений развития, зарезервированных за МСП. Это составляет около 1 700 млн. Евро, что делает Рамочную Программу одним из самых мощных инструментов поддержки МСП в области исследований и инноваций в мире. Коллективная программа коллективных и совместных исследований CRAFT (Collective Research and Co-operative Research,) предусматривает ассигнования на исследования в размере 450 млн. Евро для традиционных, слабо-инновационных МСП. Для обеспечения информацией и содействием в рамках 6-й рамочной программы ЕС развития исследования и технологий создается сеть Национальных контактных точек (National Contact Point, NCP). Меры по развитию инноваций в регионах (Regional Innovation Measures) предусматривают поощрение работы регионов на международном уровне посредством упрощения процедур обмена опытом между регионами, вовлеченными в инновационный процесс. Структурными фондами (Structural Funds) финансируется новое поколение инновационных мер на 2000-2006 г.г., особенно актуальных для малого бизнеса. На этот период выбраны три основные темы, на которые выделено 400 млн. Евро: · Создание региональных экономик, основанных на знаниях и технологической инновации (для помощи наименее развитым регионам в развитии конкурентных инструментов и создании партнерств с государственным сектором, предприятиями, исследовательскими организациями и университетами); · eEurope-region: Информационное Сообщество и региональное развитие (для помощи в осуществлении проектов в секторе цифровых технологий для сокращения технологического отставания в развитии периферийных регионов); · Развитие индивидуальных особенностей регионов (для стимулирования использования регионами их естественных особенностей и конкурентных преимуществ). В соответствии с 5-й рамочной программой ЕС развития исследования и технологий, Пилотная акция по созданию образцовых инновационных новых предприятий (Pilot Action of Excellence for Innovative Start-ups, PAXIS) предлагает сеть для экономических областей, которая обеспечит превосходные условия для создания новых и дочерних предприятий. Регионы PAXIS предполагается сделать образцовым примером стимулирования инноваций. В мае 2001 г. начался прием заявок на финансирование в рамках "Механизмов облегчения запуска новых и развития инновационных фирм" ("Mechanisms to facilitate the setting-up and development of innovative firms"). Финансирование предусмотрено для 22 Европейских экономических областей, удовлетворяющих критерию "образцовости" в создании инновационных фирм, сгруппированных в пять тематических сетей. Сообщество информационных служб по исследованиям и разработке (Community Research and Development Information Service, CORDIS) возглавляет новую службу помощи МСП в получении финансирования на исследования. Оно имеет особенное значение для МСП, подающих заявку на финансирование в соответствии с 5-й рамочной программой ЕС развития исследования и технологий, а также для заинтересованных в подаче такой заявки. CORDIS занимается повышением осведомленности общества об инновационных процессах и инициацией диалога между технологами, экономическими актерами и их сообществами. Повышенное внимание уделяется мобильности человеческих ресурсов, что чрезвычайно полезно для распространения знаний между секторами (например, исследовательскими институтами и индустрией). Для помощи в усилении кооперации между исследовательскими организациями (в особенности университетами) и индустрией, а также для облегчения обмена знаниями и технологиями создана инициатива "gate2growth" (см. п.3.7), которая поддерживает сеть "Proton Europe". Это сеть Представительств по Связям с Индустрией (ПСИ), которые помогают обмениваться опытом между собственно ПСИ и менеджерами по Интеллектуальным Правам Собственности (ИПС). Также создана экспертная группа и проводятся исследования по выявлению и продвижению лучшего опыта согласно правилам ИПС в отношении общественно финансируемых исследований с целью облегчения транснациональной исследовательской кооперации и перемещения технологий между университетами и предприятиями (в том числе МСП). Это также может иметь значение в создании благоприятной среды для создания "дочек" общественных исследовательских организаций. Углубление кооперации между предприятиями и исследовательскими организациями – одна из тем, раскрытых в работе "Курс инноваций в Европе" ("Trend Chart in Europe"). В октябре 2001 проводился семинар "Улучшение отношений наука- индустрия посредством повышения мобильности человеческого капитала", на котором обменивались опытом законотворцы 12 стран ЕС. В рамках раздела Программы технологий информационного сообщества (Information Society Technologies, IST Programme), посвященного образованию и тренингам, создана группа проектов по разработке лучших методик для продвинутых решений обучения по месту работы для МСП. Цель – поощрять применение технологических решений, обеспечивающих полный жизненный цикл обучения на рабочем месте для МСП, в том числе создание устойчивых бизнес-моделей. 3.9. Успешное использование моделей электронной коммерции и высококлассной поддержки бизнеса Инициатива GoDigital (см. п.3.5) показала, что измерение эффективности является основным инструментом продвижения использования информационных технологий и интернета малыми предприятиями. Исходя из этого, Комиссия запустила проект выявления лучшей методики анализа и определения эффективности национальных и региональных законов и инструментов поощрения использования технологий Электронного бизнеса (e-Business) в МСП. Для написания руководств по законодательству, а также для установления целей и индикаторов, создана Группа по разработке правил ведения электронного бизнеса ("E-Business Policy Group”, EBPG), состоящая из экспертов всех стран ЕС и Норвегии. "Курс инноваций в Европе" ("Trend Chart in Europe") регламентирует процесс сбора, регулярного обновления и анализа информации по инновационному законодательству на национальном уровне и уровне Сообщества, с особенным акцентом на финансировании инноваций, установлении и развитии инновационного бизнеса, защите прав интеллектуальной собственности и обмене технологиями между исследовательскими организациями и индустрией; в работе также регламентирована деятельность Европейского форума по оценке эффективности и обмену опытом. Результатом проекта "Лучшая административная методика" ("Best Procedure") явилось создание 15 руководств по лучшим методикам [39]. В них содержатся факты, подтверждающие фундаментальную важность ориентированности на клиента при создании служб поддержки. Также сделан акцент на необходимости создания более понятных, логичных служб, основанных на профессиональном подходе; необходимости создания индивидуальных служб по потребностям каждого отдельного предприятия; необходимости установления основных требований к культуре развития, которая в конечном счете отразится на структуре и функциях службы поддержки. В октябре 2001 г. комиссия запустила проект создания базы данных "Меры поддержки и инициативы для предприятий" (Support Measures and Initiatives for Enterprises, SMIE). Проект включает в себя базу данных по мерам поддержки и инициативам в Европе (ЕС, EEA, шесть стран-кандидатов и Швейцария) - 2000 примеров, и пополняемую базу данных примеров лучших методик и инициатив поддержки бизнеса. Цель создания таких БД – проведение периодического обзора вновь появляющихся методик и их сравнительного анализа. 3.10. Разработка более эффективного, сильного представительства интересов малого бизнеса на национальном уровне и уровне ЕС Для консультаций Европейской Комиссии на высшем уровне по вопросам законодательства для малого предпринимательства в ноябре 2000 г. был создан консультативный орган - Группа по разработке политики предприятий (Enterprise Policy Group, EPG)[40]. Группа разделена на две части: · группа генеральных директоров (Директорат), ответственных за Промышленность и МСП в странах ЕС; · Палата Профессионалов, состоящая из представителей сообществ предприятий промышленности, сферы услуг и торговых союзов. Среди 35 главных представителей Палата имеет в своем составе предпринимателей МСП и тех, кто имеет опыт работы в малом бизнесе и с малым бизнесом. Палата консультирует Комиссию по вопросам установления приоритетов при разработке законодательства, помогает распространять информацию о мероприятиях Комиссии или стран ЕС, а также обеспечивает обратную связь для оценки влияния и коррекции программ Сообщества. Комиссия также проводит регулярные встречи с Европейскими бизнес-организациями, с особенным акцентом на представителей МСП. Директорат имеет своего представителя (SME Envoy), наделенного полномочиями организовывать диалог с малыми предприятиями. Эти формализованные консультационные структуры дополняют специально проводимые двусторонние дискуссии с Европейскими и национальными организациями малого бизнеса. Например, в июне 2001 г. проводился специальный семинар по пересмотру Европейского законодательства в отношении химической промышленности. Расширенное использование интернета и возможность создания испытательных площадок (ИП) обеспечивает лучшую прозрачность для законотворцев и больше обратной связи для бизнеса.
4. ВыводыОбщие С момента проведения саммита Европейского совета в городе Фейра достигнут несомненный прогресс, однако сложно оценить общее влияние всех принятых мер. Тем не менее количество и разнообразие этих мер само по себе является хорошей базой для дальнейшего развития. Принимая во внимание недавнее ухудшение экономической ситуации в Европе, на данном этапе очень важно вернуть доверие малого бизнеса и поддержать предпринимательский динамизм. Достижения и эффективность принятых мер различаются от страны к стране. Большинство стран обратили свое внимание, например, на необходимость облегчения процедуры создания новых предприятий и доступа к электронной коммерции. Это произошло отчасти из-за очевидной необходимости поддержания темпов развития в краткосрочной перспективе. Развитие предпринимательского духа, с другой стороны, более трудная задача и занимает больше времени. Образование и тренинги для предпринимательства Поощрение развития духа предпринимательства требует широкого спектра среднесрочных мер. · Дух предпринимательства остается относительно слабым в Европе, несмотря на то, что все страны ЕС предпринимают попытки развития предпринимательства в системе образования и среди других групп потенциальных предпринимателей. Необходимо поощрение проведения тренингов среди предпринимателей и работников их предприятий. · Другая интересная область – бизнес-инкубаторы. Существует громадный потенциал использования этого инструмента в Европе, результаты впечатляют и очень полезны. Более быстрый и дешевый запуск нового предприятия В некоторых странах комбинация времени, издержек и требований к капиталу составляет значительное препятствие для предпринимательства. Требуется поддержка усилий по упрощению существующих требований. Например, процедура утверждения документов может быть заменена на "самоутверждение" документов (self-certification). Дальнейший прогресс может быть достигнут за счет более широкого применения Рекомендаций Комиссии по Улучшению и Упрощению бизнес- среды для начинающего бизнеса. · В целях повышения эффективности (время и издержки), все процедуры для начинающего бизнеса могут быть важной целью для упрощения. · Все еще остаются значительные возможности применения информационных технологий, особенно для внедрения online-регистрации. Это должно происходить одновременно с реформой самих процедур регистрации. · Страны ЕС, в которых остались высокие требования к минимальному капиталу предприятий должны пересмотреть эти требования. Улучшение законодательно регулирования Представители бизнеса сами говорят о необходимости срочного проведения реформ в этой области. Таким образом особенно приветствуется деятельность правительства, направленная на уменьшение регулятивной нагрузки на бизнес и повышения качества новых законов. · Повышенное внимание должно уделяться отмене и изъятию излишнего регулятивного законодательства, а также пересмотру старых законов. Можно избежать принятия новых обременительных законов за счет усиленного мониторинга регулятивных программ, лучшей кооперации между правительственными департаментами и грамотно проведенной консультации по внесенным законопроектам. · Больше пользы должно извлекаться из периодической оценки влияния, которая должна стать основным инструментом правительства при создании и рассмотрении нового законодательства. · В целях оценки предполагаемых издержек и выгод для бизнеса должно поощряться широкое применение методик экономического анализа и привлечение владельцев бизнеса и других заинтересованных сторон для рассмотрения новых законов. · Законодательство по банкротству должно быть пересмотрено с целью предоставить возможность выжить несостоятельному, но жизнеспособному бизнесу, а также облегчения наказания для "честных" банкротов. Доступность навыков За исключением редких примеров, Европа пока не может побороть недостаток в квалифицированной рабочей силе. Для обеспечения таких потребностей Европейской экономике необходима долгосрочная программа действий. · Существует необходимость тщательнее сфокусироваться на определенных ключевых навыках в сфере образования, в развитии сильной правительственной поддержки связей промышленность-наука и поощрения инвестирования в R&D (разработки и исследования). · Для преодоления дефицита квалификации необходимо поощрение применения пожизненного обучения, особенно в области информационных технологий. · Должна поощряться мобильность рабочей силы внутри и между странами ЕС, для преодоления нехватки квалификации и предоставления МСП доступа к более широкому фонду квалифицированной рабочей силы. Улучшение доступа online Наблюдается возрастающая активность национальной администрации в отношении предоставления online-доступа ко всем основным документам и формам, а также предоставления консультаций через интернет. · Страны, создавшие возможность online-регистрации, заполнения налоговых форм и форм социального страхования для предприятий должны служить примером для остальных. · Для соответствия требованиям бизнеса прогресс в этой области должен быть непрерывным, а меры постоянно совершенствоваться и корректироваться. Единый рынок Единый рынок уже сейчас является источником огромного числа выгод для бизнеса. МСП могут получить значительные выгоды от реформирования системы государственных заказов. · страны ЕС извещены о необходимости соответствовать требованиям по переносимости законодательства на национальный уровень, установленным на Стокгольмском саммите Европейского Совета. · Комиссия продолжает деятельность по улучшению бизнес-среды (особенно для малого бизнеса) посредством целевых мероприятий в рамках Стратегии Внутреннего Рынка (Internal Market Strategy). Налоги и финансовые вопросы Доступ к финансам – самый существенный вопрос при воплощении в реальность бизнес-идей. Несмотря на существенный прогресс в этой области, все еще существует нехватка финансовой поддержки, что является значительным препятствием для развития. · Хотя в одних странах наблюдается быстрый рост венчурного финансирования - в основном быстрорастущего и технологичного бизнеса, в остальных странах венчурный капитал находится в зародышевом состоянии и нуждается в существенном развитии. Финансирование на ранних стадиях (стартовый капитал) все еще составляет небольшую часть от всего доступного венчурного капитала. Также существует потребность более активного использования потенциала рисковых инвесторов, действующих в настоящее время во всех странах ЕС. · Нельзя пренебрегать мерами обеспечения доступа к финансированию малого бизнеса в более традиционных секторах, таких как ссуды и взаимные гарантии. · Приветствуется применение налоговых вычетов и льгот, позволяющих малым предприятиям реинвестировать. Развитие фондовых опционов поможет малым предприятиям привлекать и вознаграждать персонал. Усиление технологической мощности малых предприятий Все правительства заинтересованы в повышении технологичности малого бизнеса и уделении большего внимания кооперации между предприятиями и исследовательскими институтами. Однако поступает мало сведений о межфирменной кооперации, создании групп и сетей компаний, что поднимает вопрос о достаточности произведенных мер в этой области. · Улучшение в этой области требует долгосрочных усилий по поощрению и облегчению применения технологических изменений в МСП, межфирменной кооперации и объединению (clustering). Успешное использование моделей электронной коммерции и высококлассной поддержки бизнеса Электронная коммерция является ключевым приоритетом во всех странах, результаты проводимых мероприятий ободряющи. Однако, эффективность принятых мер сильно отличается для разных стран. Существует много направлений для возможных улучшений в этой области и использования е-коммерции в среде малого бизнеса. Все еще трудно оценить степень и глубину прогресса в области развития систем поддержки. Следствием прогресса в развитии инфраструктуры, таких областей как реструктуризация услуг, создание электронных супермаркетов, региональная координация предоставления услуг, увеличение количества web-порталов и т.д. является рост предложения более понятных ориентированных на клиента и дружественных услуг. · Усиление правовой структуры для е-коммерции и улучшения инфраструктуры должны комбинироваться с мерами по повышению осведомленности бизнеса в последних разработках и тренингами в области информационных технологий. · Страны ЕС могут использовать многочисленные примеры опыта в организации служб поддержки. Основные руководства по улучшению включают в себя развитие более клиенто-ориентированных услуг, предоставление простых и понятных услуг с целью помощи предприятиям в построении собственного "потенциала менеджеров" (management capacity) и усиленного развития и разработки новых услуг. Разработка более эффективного, сильного представительства интересов малого бизнеса на национальном уровне и уровне ЕС Хотя некоторые страны ЕС проводят инициативы по созданию консультационных комитетов с участием представителей малого бизнеса, регулярные консультации с такими комитетами при создании и пересмотре законодательства все еще редкость в Европе. Критически важным моментом является предоставление малому бизнесу систематической возможности заявлять о своих интересах.
СокращенияЕС Европейский Союз МСП Малые и Средние Предприятия (Small & Medium Enterprises, SME) ЕИБ Европейский Инвестиционный Банк ЕИФ Европейский Инвестиционный Фонд СОВ Системы Оценки Влияния регулятивных документов (Regulatory Impact Assessment systems) ИТ Информационные Технологии (Information Computer Technology, IСT) ЕСЗ Европейская Стратегия Занятости (European Employment Strategy, ЕES) ИП Испытательные Площадки бизнеса (Business Test Panels, ИП) ОДП Программа по Обмену Данными между Правительствами (Interchange of Data between Administrations, ОДП) ПСИ Представительство по Связям с Индустрией (Industrial Liaison Office, ПСИ) ИПС Интеллектуальные Права Собственности (Intellectual Property Rights, ИПС)
МатериалыBrussels, 6.2.2002 COM(2002) 68 final REPORT FROM THE COMMISSION TO THE COUNCIL AND THE EUROPEAN PARLIAMENT REPORT ON THE IMPLEMENTATION OF THE EUROPEAN CHARTER FOR SMALL ENTERPRISES [1] Источник: Observatory of European МСПs. [2] Они включают, например, инструменты поддержки в рамках многогодичных программ поддержки предприятий и предпринимателей. [3] Источник: Benchmarking Enterprise Policy: Results from the 2001 Scoreboard, SEC(2001) 1900, 21.11.2001. [4] Источник: Benchmarking Enterprise Policy: Results from the 2001 Scoreboard, SEC(2001) 1900, 21.11.2001. [5] Решение Совета от 20.12.2000 по многолетней программе развития предприятий и предпринимательства, в особенности для малых и средних предприятий (SMEs) (2001-2005) (2000/819/EC). [6] 2001 Best Procedure Report, SEC(2001) 1704, 29.10.2001. [7] COM(2001) 438 final, 12.9.2001. [8] Более подробную информацию по этому вопросу можно найти в брошюре " Helping business overcome financial difficulties: a guide to good practices and principles on restructuring, bankruptcy and a fresh start" и результатах семинара по банкротству, проведенному в Нордвике в мае 2001 г. [9] Источник: Benchmarking Enterprise Policy: Results from the 2001 Scoreboard, SEC(2001) 1900, 21.11.2001. [10] Источник: 2001 ENSR Survey on МСПs, Observatory of European МСПs. [11] Источник: Benchmarking Enterprise Policy: Results from the 2001 Scoreboard, SEC(2001) 1900, 21.11.2001. [12] Источник: 2001 ENSR Survey on МСПs, Observatory of European МСПs [13] Источник: Internal Market Scoreboard No 9 (19 ноября 2001). [14] Директива 98/34/EC от 22 июня 1998 г., с изменениями, внесенными Директивой 98/48/EC от 20 июля 1998 г., описывающими процедуру распространения информации в области технических правил, а также правил Служб Информационного Общества (Information Society Services), OJ L 204, 21.7.1998, стр. 37, и OJ L 217, 5.8.1998, стр. 18. Директива обязывает страны-участницы предоставлять в Комиссию на согласование черновые варианты законов, затрагивающих технические правила и службы Информационного Общества. Такая процедура позволяет избежать создания технических барьеров, а также позволяет определить склонность страны к регулированию. [15] Источник: Benchmarking Enterprise Policy: Results from the 2001 Scoreboard, SEC(2001) 1900, 21.11.2001. [16] Источник: “Towards an Internal Market without tax obstacles - A strategy for providing companies with a consolidated corporate tax base for their EU-wide activities”, COM(2001) 582 final, 23.10.2001. [17] Источник: 2001 ENSR Survey on МСПs, Observatory of European МСПs и European Observatory for МСПs – Шестой Отчет, Luxembourg, 2000. Рост наименее заметен среди средних предприятий: от 86 % в 1999 г. до 92 % в 2001 г. [18] “Creating Top-class Business Support Services”, SEC(2001) 1937, 28.11.2001. [19] Рекомендации Комиссии по улучшению и упрощению бизнес-среды для начинающих предприятий (Commission Recommendation on Improving and Simplifying the Business Environment for Business Start-ups), OJ L 145, 5.6.1997, стp. 29. [20] Информацию по семинару можно получить здесь: http://www.businessfailure.ez.nl [21] “Simplifying and improving the regulatory environment”, COM(2001) 726 final, 5.12.2001. [22] В правовом лексиконе ЕС " acquis communautaire" впервые появилось в проекте Договора о Европейском Союзе (Договор о ЕС), принятого Европейским Парламентом 14 февраля 1984 г. Во французском варианте этого документа "acquis communautaire" буквально означает "то, что достигнуто в рамках Сообщества". Перевод на другие языки ЕС породил различные формулировки, иногда далеко не идентичные по смыслу, как то "наследие Сообщества" на английском, "нормативное наследие" на шведском, или "действующее право Сообщества" на датском. Возможно, трудности в точном переводе acquis communautaire и заставили институты ЕС в дальнейшем отдать предпочтение употреблению французского варианта. [23] Commission Regulation (EC) No 2658/2000 of 29 November 2000 on the application of Article 81(3) of the Treaty to categories of specialisation agreements (Text with EEA relevance), OJ L 304, 5.12.2000, p. 3-6 and Commission Regulation (EC) No 2659/2000 of 29 November 2000 on the application of Article 81(3) of the Treaty to categories of research and development agreements (Text with EEA relevance), OJ L 304, 5.12.2000, p. 7-12. [24] Commission Notice - Guidelines on the applicability of Article 81 to horizontal co-operation agreements, OJ C 3, 6.1.2001, p. 2. [25] Commission Notice on agreements of minor importance which do not appreciably restrict competition under Article 81(1) of the Treaty establishing the European Community (de minimis), OJ C 368, 22.12.2001, p. 13-15. [26] OJ L 10, 13.1.2001, p. 33. [27] Commission Regulation (EC) No 69/2991 on the application of Articles 87 and 88 of the EC Treaty to de minimis aid, OJ L 10, 13.1.2001, p. 30. [28] “The impact of the e-Economy on European enterprises: economic analysis and policy implications”, COM(2001) 711 final, 29.11.2001. [29] Также см. “The eLearning Action Plan - Designing tomorrow’s education” на странице: http://europa.eu.int/comm/education/elearning/doc_en.html [30] COM(2001) 678 final, 21.11.2001. [31] COM(2001) 136 final, 13.3.2001. [32] “The impact of the e-Economy on European enterprises: economic analysis and policy implications”, COM(2001) 711 final, 29.11.2001. [33] COM(2001) 702 final, 27.11.2001. [34] COM(2001) 3901 final, 7.12.2001. [35] Directive 2000/35/EC of 29.6.2000, OJ L 200, 8.8.2000. [36] OJ L 385, 31.12.1994, p. 14 and the accompanying Communication containing the motivations of the Recommendation, OJ C 400, 31.12.1994, p. 1. [37] Подробное описание на http://www.cic.ru/ci/tregub5/index.html [38] Инструмент стимулирования создания нового инновационного бизнеса, имеющего потенциал роста и создания новых рабочих мест (в том числе и в традиционной экономике), через создание фондов стартового капитала, инкубаторов и подобных организаций при участии ЕИФ. [39] “Creating Top-class Business Support Services”, SEC(2001) 1937, 28.11.2001. [40] Commission Decision of 8 November 2000 setting up an Enterprise Policy Group, OJ L 285, 10.11.2000. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|