РУБРИКИ |
Курсовая: Угрозы экономической безопасности |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Угрозы экономической безопасностиполитике и резкое ухудшение уровня жизни населения. Еще сложнее с внешним долгом, который по различным данным равняется 125-150 млрд. долларов США. Нынешний режим, стремясь продержаться любой ценой, ищет новые источники заимствования за рубежом, распространяет ценные бумаги и обязательства. Одновременно не видно конца утечке российских капиталов за рубеж, которая в сумме оценивается в амплитуде от 100 до 300 млрд. долл. Рассчитывать на возвращение этих средств пока нет оснований. Иностранные инвестиции до сих пор не превысили 8-10 млрд. долларов. По сути дела страна села на «финансовую иглу», попав в глубокую зависимость от Международного валютного фонда и других внешних структур государств. Ярким подтверждением этого стали международные обязательства, принятые как часть «революционных преобразований» российскими руководителями с огромным ущербом для национальных интересов страны: отказ от компенсации России стоимости оставляемого после вывода войск имущества в восточной Германии и других странах Варшавского договора, подписание Энергетической хартии, предусматривающей отказ от национального суверенитета в использовании энергетических ресурсов страны; отказ от защиты внутреннего рынка и проведения самостоятельной финансовой политики, государственного стимулирования развития промышленности, науки и техники, фиксируемый в заявлениях российского правительства и Центрального банка в адрес Международного валютного фонда, и другие решения. Одним из ярких примеров такой политики национального предательства, последних лет, стало подписание соглашения о присоединении России к Парижскому клубу, в котором от имени России развивающимся странам, имеющим соглашения с Парижским клубом, было списано до 90% ранее предоставленных нашей страной кредитов. Огромные, в десятки миллиардов долларов, финансовые активы России, унаследованные от СССР, превратились в пыль. Странам «семерки» это решение нужно было для облегчения обслуживания бремени задолженности развивающимися странами в пользу остальных кредиторов; руководителям же российской делегации, возглавлявшейся Чубайсом, нужно было отличиться в качестве дисциплинированных исполнителей рекомендаций международных финансовых организаций, реализующих интересы транснационального капитала. Их исполнительность была оценена по достоинству — Чубайса объявили «лучшим министром финансов» 1997 года. Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондововооружснность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности. Из всех бед, навалившихся на экономику России, самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны. Еще в годы Советской власти сложилось устойчивое отставание земледелия от промышленности и от уровня его развития в индустриально развитых странах. Проведение реформ усугубило положение в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает более, нежели другие отрасли производства. Стихийные силы природы, восстания, революции, смена курса общественного развития наносят ему особенно тяжелые и медленно заживающие раны. Так, в 30-е гг. по сельскому хозяйству больно ударила «сплошная коллективизация», и оно долго не могло выйти из нокаута. В наши дни аграрный сектор экономики еще в большей степени страдает от проводимого реформирования хозяйственной жизни, а серьезные просчеты, допущенные в ходе преобразований, когда была предана забвению цель аграрного производства - обеспечение населения продовольствием, а промышленности сырьем - ради создания разнообразных форм собственности, привели отечественное земледелие и животноводство к катастрофе. В силу названных причин начался процесс абсолютного и относительного сокращения сельскохозяйственного производства в экономике. В 1990 г. его удельный вес в национальном доходе страны составлял 20%, в 1997 г. - лишь 9%. По данным Аналитического управления при Президенте РФ, спад сельскохозяйственного производства в 1991-1995 гг. составил 61,3%. Он продолжается и в наши дни. Для сравнения отметим, что в годы второй мировой войны сельскохозяйственное производство в СССР сократилось только на 40%. Если существующие тенденции не переломить, то урожайность в России к 2005 г., по оценкам специалистов, упадет еще на 26%. Поголовье крупного рогатого скота снизилось к настоящему времени до уровня 1965 г., свиней - до уровня 1963 г., а такого незначительного поголовья овец в России в XX столетии вообще не было. Созданная за годы командно-административной экономики материально-техническая база сельского хозяйства стремительно разрушается. Объемы производства промышленной продукции сельскохозяйственного назначения, в особенности орудий и средств труда, упали намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования и сохраняющего приемлемый уровень производства сельскохозяйственной продукции. Так, поставки сельскохозяйственной техники, по сравнению с 1991 г., сократились в 1997 г. в 7-10 раз. Произошло значительное ухудшение использования земли и снижение ее плодородия. За годы реформ почти на 25 млн. га уменьшилась площадь сельскохозяйственных угодий и на 15 млн. га - посевные площади. Программа «Плодородие», разработанная научными учреждениями России и направленная на воспроизводство плодородия почв, в 1996-1997 гг. из-за отсутствия финансирования была полностью сорвана. Провалился курс на создание фермерских хозяйств. Их было организовано около 280 тыс., но они, занимая 6,3% пашни, производят около 2% валовой продукции сельского хозяйства. Результаты хозяйствования этого сектора в 3 раза ниже, чем в крупном производстве. Диспаритет цен в обмене сельскохозяйственных товаров на продукцию других отраслей народного хозяйства перерос в постоянное нарушение эквивалентных связей между отраслями. Сельское хозяйство превратилось в финансового донора промышленности. Отсутствие надлежащего финансирования (в 1997 г, сельскому хозяйству из федерального бюджета было выделено 13,1 трлн. рублей при потребности в 31 трлн. рублей), инфляция привели к убыточности большинства (свыше 70%) сельскохозяйственных предприятий. В целом по сельскому хозяйству России в 1996 г. убыток составил 16 трлн. рублей, в 1997 г. - свыше 18 трлн. рублей. Общеизвестно, что рынок продовольствия малоэласгичсн. Уменьшение на нем предложения отечественных продуктов питания привело к возрастанию импорта продовольственных товаров (как в впрочем и в большинстве отраслей промышленности). Насытить рынок продуктами питания из-за глубокого кризиса сельского хозяйства не удастся еще длительное время. Подрыв сельского хозяйства в своей основе вызвал ухудшение питания населения России. Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению продовольствием на душу населения занимала 6-е место в мире. Теперь же - 40-е. Ухудшение питания вызвано не только снижением объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в деревне составляет 42% от средней по стране. Понятие продовольственной безопасности было введено в оборот в 70-е и ХХв. ФАО - международной продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН для развивающихся стран. Продовольственная безопасность должна была гарантировать устойчивое -экономическое развитие и социально-политическую стабильность этих стран. То, что через 20 лет продовольственная безопасность станет в повестку дня в одной из «супердержав», тогда и в «кошмарном сне» никому не могло привидеться. Во второй половине 90-х гг. Россия теряет продовольственную независимость. Мировая практика свидетельствует, что от потери продовольственной независимости до потери национальной независимости - один шаг. Снижение продовольственной безопасности России означает, прежде всего, ликвидацию гарантий устойчивого экономического развития и социально-политической стабильности. Страна все больше впадает в зависимость от других государств. Ухудшение питания наряду с другими негативными явлениями в экономической и социальной обстановке, такими, как несвоевременная выплата заработной платы и пенсий, межнациональные конфликты, падение нравов, обнищание и маргинализация населения и др., вызвали к жизни тенденцию к депопуляции населения, что не наблюдалось с окончания второй мировой войны. В 1995 г. смертность превысила рождаемость в 1,5 раза, в 1996 г. - в 1,7 раза. В 1995-2000 гг. положение в этой области не улучшилось. Согласно данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, численность населения со 148,2 млн. человек (по состоянию на 1.01.1995 г.) уменьшится по наиболее реалистичному варианту к концу 2005 г. до 138,7 млн. человек, причем смертность будет превышать рождаемость. На фоне снижения рождаемости и роста смертности произошло резкое сокращение длительности жизни граждан России: женщин с 74,8 лет в 1989 г. до 71,1 г. в 1994 г., мужчин - с 64,2 лет до 57,3 г. соответственно, что беспрецедентно и не имеет аналогов в современной истории. 4. Обнищание населения. По данным Госкомстата, реальные денежные доходы населения за 1992-1998 годы снизились примерно на 43 процента, в частности, реальная зарплата – на 52 процента, пенсии на 45 процентов. 21 процент населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. По этому показателю бедность в России увеличилась по сравнению 1990 годом в 15 раз[6]. Заработная плата половины занятых не превышает прожиточный минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого в передовых странах Запада. А заработная плата научного работника в России в 20-30 раз ниже, чем в тех же США. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Наша средняя заработная плата в три раза ниже этого порогового значения. Не менее 30 миллионов человек, т.е. треть населения России находится на грани или за гранью нищеты. Снижение реальных доходов населения привело к снижению потребления. Душевое потребление мяса и мясопродуктов снизилось за последние годы более, чем на треть, молока и молочных продуктов – более, чем на четверть, рыбы и рыбопродуктов – на 2/3. Возникает угроза массового недоедания и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит белка в питании россиян составляет 35-40%. Калорийность питания, определяющая состояние здоровья и работоспособность человека, уже снизилась до 2200 ккал (сутки, что значительно ниже необходимой нормы: 2500-3500 ккал(сутки)) . Обеспеченность витаминами, определяющая иммунитет к болезням, сократилась до 50% от нормы. Проблема обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась «неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость еще большего снижения жизненного уровня населения. Однако, правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей. Сейчас приоритетность государственных расходов на цели социальной поддержки неуклонно снижается. По всем отраслям социально-культурной сферы реальное финансирование сократилось за последние 7 лет в 3-4 раза, причем уменьшение расходов на эти цели опережает общие темпы экономического спада и сжатия государственного бюджета. Так доля расходов на здравоохранение в ВВП снизилась до 2.5% по сравнению с 8% в других европейских странах. В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало снижение рождаемости. Свыше 40% семей с двумя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50%. Неудивительно, что за последние 10 лет родилось почти на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее десятилетие. Из всех статей расходов федерального бюджета неуклонный и быстрый рост наблюдается лишь по одной - расходам на обслуживание государственного долга, которые (как уже упоминалось выше) достигли четверти всего федерального бюджета. Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольной мафии представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи. 5. Физическое и духовное здоровье нации. В бедственном положении оказались системы образования, культуры и здравоохранения вследствие резкого сокращения бюджетных ассигнований. Снизилось качество обучения в государственных общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Наметилась тенденция к уменьшению числа студентов на тысячу населения. Наблюдается нечто вроде культурной революции наоборот . Число театров и музеев возросло, но посещать их стали примерно вдвое меньше. Тираж книг и брошюр упал почти втрое, газет - в пять, журналов - более чем в пятнадцать раз. Сказываются приспособление населения к режиму выживания, коммерциализация культуры, размывание культурных ценностей в общественном сознании. Здоровье нации подрывается не только в духовном, но и в прямом физическом смысле. При общем росте числа заболеваний, превысившем в 1995 году сто миллионов, произошли вспышки туберкулеза (с 50,6 до 85 тыс.), сифилиса (с 7,9 до 261,9 тыс.). Быстро нарастает потребление алкоголя, число состоящих на учете наркоманов возросло за пять лет более чем вдвое, а по сравнению с 1980 г. - вчетверо и составило в 1995 г. 72,6 тыс. человек. Доля затрат на здравоохранение в ВВП в 5 раз ниже аналогичной доли в США. Прежняя система здравоохранения полуразрушена, новая, основанная на медицинском страховании, не создана. Ее материально-техническая база перестала развиваться, падает обеспеченность медучреждений техникой, лекарствами, средним и младшим медицинским персоналом. 6. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица Не снижается имущественная дифференциация населения. Доходы 10% наиболее богатых в 15 раз выше, чем у 10 процентов наиболее бедных (а в Москве в 50 раз). Для сравнения заметим, что в США и наиболее развитых странах этот показатель колеблется в пределах 1:6-8. Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%. Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%. 7. Криминализация. Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля. Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%. К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка. Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12, 5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. человек. По данным на 1998 год, в стране сохранялась сложная оперативная обстановка. Общий массив зарегистрированных преступлений возрос на 7, 7% и составил 2 млн. 582 тыс. Отмечаемый в прошлом году рост зарегистрированных экономических преступлений связан не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшей криминализация финансово-хозяйственного комплекса. Как и в предыдущие годы, доминировали уклонения от налогообложения, противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж. Более половины (60, 3%) уголовно наказуемых правонарушений в экономической сфере составили посягательства на собственность. Треть выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления связана со взяточничеством. Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности. В 1998 году выявлено 252,4 тыс. (+15,3%) экономических преступлений. Размер причиненного материального ущерба превысил 20 млрд. рублей. Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязвимой перед преступной экспансией оказалась кредитно- финансовая сфера. Здесь выявлено 34, 1 тыс. преступлений (+17, 1%), причиненный ими ущерб оценивается в 7, 9 млрд. рублей. Более 3 тыс. (+29, 4%) преступлений вскрыто во внешнеэкономической сфере. Общий ущерб, нанесенный контрабандой, составил 74, 3 млн. рублей. На потребительском рынке вскрыто более 22,3 тыс. (+22, 7%) преступлений. Зарегистрировано почти 3, 8 тыс. преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, их прирост по России составил 33%. Выявлено 118 фактов незаконного получения кредита, 1003 — легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (1997 г. — 207). Возросло количество фактов фальшивомонетничества. Выявлено 9, 5 тыс. случаев изготовления, сбыта поддельных денег или ценных бумаг. Вскрыто 1, 6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» и одноименного Постановления Правительства России начиная с 6 октября 1998 г. прекращена деятельность почти 3 тыс. подпольных цехов по производству спиртового суррогата. Из незаконного оборота изъято около 4, 5 млн. декалитров фальсифицированного алкоголя. По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1, 5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуется и ликвидируется десятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т. п. Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один. В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности. Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики. В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга. На сегодняшний день в России сложилась своеобразная система ухода от уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, использование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, получение необоснованных льгот, создание дочерних структур и т. п. По данным Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ, всего 1,5% опрошенных руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке сделки и платят все налоги. Предпринимательские структуры, появившиеся после экономических реформ, вынуждены были подчиняться тем правилам, которые были приняты в теневой экономике. Господствующая в хозяйственной деятельности преступность навязывала им эти правила, направляя их на путь противозаконного получения доходов, ухода от налогообложения. Однако одна лишь поддержка теневой экономики общеуголовной преступностью не давала и не дает сейчас полной гарантии безопасности. Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает. На содержании теневого финансового капитала находятся многие государственные структуры и общественные организации, формирующие политику государства. Коррупция проникла во все ветви государственной власти и приобрела огромный размах. Так, 87 % опрошенных оперативных работников и руководителей управлений по борьбе с организованной преступностью указали на сращивание организованных преступных формирований с властными структурами, особенно с органами управления на местах, 64% — на сращивание с правоохранительными органами, а 31 % — с органами управления на государственном уровне. Особенность преступности России также состоит в том, что криминальные структуры внедряют своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Это позволяет создавать обстановку хаоса в экономике, противостоять принятию либо исполнению принятых законов. Принимаемые в законодательном порядке нормы хозяйствования отторгаются определенными группами законодателей, находящих «веские» причины для провала предложенных проектов, способных препятствовать криминальному экономическому поведению в предпринимательстве. Одним из индикаторов противостояния многим законодательным актам в области экономических реформ является голосование депутатов в Госдуме, где сразу становится ясно, интересы каких групп населения защищают те или иные депутатские фракции. По прогнозам различных независимых экспертов-социологов, политологов, организованная преступность активно включилась в борьбу за места представительной власти в 1995 и 1996 г. и сумела провести, по самым скромным оценкам, 8-10% своих представителей. Сегодня, как представляется, выделение так называемой «теневой экономики» теряет смысл, поскольку практически криминализируется вся экономическая система, сущность которой заключается в насыщении экономических отношений общественно опасными методами и способами (как противоправными, так и не противоправными) ведения хозяйственной деятельности. Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура. Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика. Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества. Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации. Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности. 8. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации. Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 субъектов Федерации – доноров федерального бюджета из 89. На эти регионы приходится около 40% оставшегося промышленного производства. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму составляет - 5 раз (при пороговом значении 1.5) Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств. 9. Ликвидация оборонной промышленности. Уместно привести выдержки из доклада Лиги содействия оборонным предприятиям. «Практически в России не осталось серийного производства сложных образцов вооружения и военной техники, а есть дорогостоящие производства единичных образцов вооружения и военной техники, при этом потеряны сотни технологий, создававшиеся десятки лет. Доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках продолжает снижаться. Если в 1995 году она составляла 30%, то к 2000 году – 10%, а к 2005 будет составлять – 5-7%. Армии НАТО и США имеют современного вооружения 60-70% от общего количества вооружения и военной техники в вооруженных силах.» Однако Правительство не только игнорирует и эту проблему, но своими действиями ее усугубляют. Из общего числа предприятий, которые раньше выпускали военную продукцию, часть лишена оборонного заказа полностью, а многие при заведомо избыточной инфраструктуре загружены лишь на 13-15%. Финансирование государственного оборонного заказа в течении 1992-1998 годов ухудшалось из года в год. И в 1998 году задолженность бюджета перед предприятиями, выполняющими госзаказ, составила 15.6 млрд. рублей. Фактически оборонная промышленность по большей части видов вооружений сегодня не в состоянии не только обеспечивать вооруженные силы современной техникой, но и поддерживать в работающем состоянии уже созданный оборонный потенциал. Все это происходит на фоне укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток, увеличения возможности появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов. Ярко высветила бессилие нашей вооруженных сил и экономик в целом расправа натовских карателей над непокорной Югославией. За десятилетие политики национального предательства и воровства Россия оказалась отброшена на задворки мирового сообщества, лишилась половины производственного потенциала, и обороноспособности, превратилась из мировой державы в банкрота. Причина тому — политика саморазрушения национальной экономики, последовательно проводившаяся марионеточными правительствами под диктовку Международного валютного фонда и компрадорской олигархии, выросшей на казнокрадстве и стремящейся защитить награбленное при помощи иностранных покровителей путем закрепления за ними контроля над российской государственной машиной. Эта политика подвела нас к последней черте, за которой — окончательная утрата национального суверенитета, колонизация экономики международным капиталом, демонтаж системы национальной безопасности. Вызов натовской агрессии в Югославии по сути означает утверждение нового мирового порядка, в котором России нет места в качестве самостоятельного геополитического субъекта. Добившись расчленения Союза, основательного разрушения его научно-производственного потенциала, враждебные нам силы приступили к полномасштабному переделу мира за счет нашей страны, фактически подорвав послевоенное мировое устройство. Место легитимной ООН самозахватом занимает НАТО, навязывая всему миру диктат международного капитала под контролем американской военно-политической машины. Многочисленные высказывания идеологов нового мирового порядка и практические действия ведущих стран Запада и международных организаций в отношении России не оставляют сомнений, что в рамках нового мирового порядка ей отводится роль сырьевой колонии, назначение которой — смягчить последствия сырьевого и экологического кризисов, угрожающих благополучию и стабильности развитых стран. В рамках этой концепции России навязывается стратегия деиндустриализации, свертывания наукоемких технологий, сырьевой специализации, приведения правового и экономического пространства страны в соответствие с интересами транснационального капитала. Показательной в этом контексте является книга влиятельного американского политолога З.Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы», которая вносит ясность во многие направления современной американской геополитики. Если официальная доктрина национальной безопасности США лишь констатирует претензии американской администрации на вмешательство во внутренние дела других стран и на диктат своих интересов в любой точке мира, то рассуждения Бжезинского не оставляют сомнений: главной разменной картой американской геополитики оказалась Россия. Из книги следует, что «холодная война» против СССР сегодня перешла в агрессию против России. Бжезинский, который постоянно подчеркивает тождественность России и СССР, недвусмысленно констатирует необходимость уничтожения России с точки зрения американских интересов, описывая ее будущее в американской геостратегии то как «политическую черную дыру», то как свободно конфедеративную Россию, состоящую из «Европейской части России, Сибирской республики и Дальневосточной республики» Конечно, г-н Бжезинский — не президент США и даже не госсекретарь. Официальный Вашингтон едва ли подтвердит наличие подобной геостратегии в отношении России. Тем не менее, многие факты свидетельствуют о несомненном влиянии идей, высказываемых этим политологом, на работу американских спецслужб и взгляды влиятельных кругов американского истэблишмента. Любопытно, что в своих геостратегических рассуждениях Бжезинский отдает должное интересам всех крупных евразийских держав, кроме России. По отношению к Китаю и Японии он декларирует необходимость глубокого стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем, а также четкого определения растущей роли Японии. Турцию Бжезинский также определяет как стратегического партнера США: «Регулярные консультации с Анкарой по вопросу о будущем Азии способствовали бы возникновению у этой страны ощущения стратегического партнерства с США». Не забывает Бжезинский и об интересах традиционно притесняемых Америкой Индии и Ирана: «... Постоянное участие Индии в дискуссиях по вопросу региональной стабильности, особенно по вопросу о судьбе Средней Азии, своевременно, не говоря уже о стимулировании развития более прямых двусторонних связей между военными сообществами Америки и Индии». Или: «США заинтересованы в сильном, даже направляемом религией ... Иране». Сосредоточив в свое время все геополитические ресурсы на борьбе с СССР, США «прозевали» появление двух новых мощных геополитических конкурентов — Японии и Китая, вслед за которыми о своих претензиях заявляют другие крупные и быстро растущие державы региона. Теперь, предлагая евразийским сверхдержавам подчиниться мягкой американской гегемонии, Бжезинский словно заискивает перед ними, уговаривая взять в обмен контроль над частями российской территории. Огромные деньги, вложенные американскими налогоплательщиками в гонку вооружений, милитаризацию Европы и Ближнего Востока, обесцениваются в новой геополитической реальности, определяющейся не силой оружия, а динамизмом национальных и международных инновационных экономических систем. Американская гегемония, отягощенная сотнями миллиардов долларов ежегодных военных расходов, становится для Евразии ненужной обузой. Бжезинский, опасаясь обесценения триллионов долларов, вложенных в уничтожение СССР, фактически предлагает новым конкурентам США поделиться добычей «холодной войны», в качестве которой он рассматривает Россию и СНГ, в обмен на согласие на сохранение дорогостоящей гегемонии США. Баланс сил в новом мировом порядке, по замыслу ведущего американского политолога, предполагается достичь за счет России, вплоть до раздела ее территории. С его точки зрения, «потеря территорий не является главной проблемой для России». Расчленение России на три части, считает Бжезинский, станет основой для достижения баланса сил в американских интересах в Евразии: «Каждый из этих трех членов конфедерации имел бы более широкие возможности для использования местного творческого потенциала, на протяжении веков подавляющегося тяжелой рукой московской бюрократии». Развитие «творческого потенциала» кусков расчлененной России будет происходить, согласно этому замыслу, под руководящим влиянием США и их партнеров. То же касается других государств СНГ. Американскую колонизацию Украины предполагается осуществлять совместно с Германией и Францией, Азербайджана и Узбекистана — совместно с Турцией и частично Ираном, Сибири и Дальнего Востока — совместно с Японией и Китаем. Как видно, с точки зрения главного американского геостратега, российского наследства хватит на всех, что позволит США реализовывать стратегию своей «мягкой гегемонии» в мире, расплачиваясь российскими ресурсами. За счет России предполагается построить трогательную систему трехстороннего согласия, основанного на «мощи Америки на мировом уровне, преобладающем положении Китая в регионе и лидерстве Японии на международном уровне» Очевидно, новый мировой порядок по-Бжезинскому будет строиться против России, за счет России и на обломках России. Если советские диссиденты, по словам Зиновьева, целились в коммунизм, а попали в Россию, то их заокеанские покровители с самого начала целились именно в Россию, до сих пор рассматривая ее как врага, которого следует обязательно добить насмерть. Писанину Бжезинского можно было бы рассматривать как бред выжившего на старости лет из ума антисоветчика с комплексом неполноценности, помешавшегося на россофобии, если бы не его авторитет ведущего американского геополитического стратега и роль публичного выразителя геополитических интересов и настроений весьма влиятельных и богатых кругов американской олигархии. Кроме того, слова Бжезинского обычно не сильно расходятся с делами американских спецслужб, которые со времени своего основания. считают уничтожение России своей первостепенной задачей. Непосредственное участие и активная роль ЦРУ в разрушении СССР уже не является секретом после многочисленных публикаций американских авторов, описывающих целенаправленные и последовательные усилия в этом направлении президента Рейгана и директора ЦРУ Кейси, а также последующих руководителей США и ЦРУ (см. напр. Эта же линия наблюдается в работе американских спецслужб против России. На фоне громких разоблачительных скандалов вокруг провалов завербованных КГБ и выданных сегодня советских (а с точки зрения американских СМИ — русских) разведчиков, действовавших против США, практически реализованных требований к России прекратить всякую разведывательную деятельность резко активизируется шпионская деятельность американских спецслужб против России. Она ведется не только традиционными тайными средствами, но и вполне открыто, с участием легально работающих в высших эшелонах государственной власти «агентов влияния». Под покровительством руководителей приватизационного ведомства российский фондовый рынок оказывается под контролем странного сообщества иностранных «экспертов», шпионов и авантюристов. Антироссийские действия ряда влиятельных руководителей «новых независимых государств» направляются связанными с иностранными спецслужбами «советниками», непосредственно координирующими становление враждебного России «санитарного кордона». Одновременно с активизацией деятельности американских спецслужб против России все более россофобский характер приобретает и официальная внешнеполитическая линия Вашингтона. Слегка закамуфлированная поддержка чеченских сепаратистов, расширение НАТО на Восток, в том числе с намерениями включить под протекторат этой военной машины страны Балтии и Украину, объявление среднеазиатских республик и Кавказа зоной жизненных интересов США, демонстративный розыгрыш украинской карты с целью противопоставления Украины России, объявление ее стратегическим партнером США и активизация антироссийских выступлений украинских националистов, отказ отменить принятые против СССР и дискриминирующие Россию законодательные акты — все это далеко не полный перечень антироссийских признаков официальной американской внешнеполитической линии. Считается, что холодная война закончилась, и у демократической России нет врагов. Некоторые вершители американской внешней политики, такие, например, как 3. Бжезинский, полагают иначе — Россия проиграла холодную войну и должна быть расчленена, ограблена и окончательно уничтожена как самостоятельное государство. Также, видимо, считают и вершители американской культурно-информационной политики. Во всяком случае, те, кто «заказывает музыку» в Голивуде, делают это с сильным россофобским уклоном. Новая волна американского кинематографа пронизана антироссийской истерией, рисуя русских почти исключительно как террористов, бандитов, насильников и нелюдей, которых следует бояться и против которых «все дозволено» для защиты «цивилизованного мира». В общественном мнении Америки и всего мира активно создается новый образ врага в лице российского преступного сообщества и «криминально- синдикалистского» российского государства. Именно так характеризует новое общественное устройство в России широко разрекламированный российским телевидением доклад «Организованная преступность в России», подготовленный осенью 1997 г. Вашингтонским Центром стратегических и международных исследований для Конгресса США. Доклад представляет собой явно тенденциозное исследование, содержащее наукообразное обобщение всевозможных слухов и домыслов в отношении криминализации российского государства и общества. В нем нет реальных фактов, но в изобилии — всевозможные субъективные оценки и суждения, в том числе некоторых российских официальных лиц, вырванные из контекста и препарированные под социальный заказ. Последний, что очевидно из содержания доклада, заключается в доказательстве крайней криминализации России, которая, превращаясь в «криминально-синдикалистское», по определению авторов, государство, представляет собой угрозу национальной безопасности США и всего мира. Авторы доклада пугают читателей (которыми являются американские конгрессмены) колоссальным размахом российской организованной преступности, призраками ядерного террора, крупномасштабных компьютерных диверсий, передачи технологий производства и применения оружия массового поражения нестабильным режимам, никак не подтверждая свои домыслы реальными фактами, но явно рассчитывая на достижение эмоционального эффекта россофобии. Цель этой «аналитической халтуры» — обосновать возможность и необходимость новой международной изоляции России, вплоть до введения в отношении нее жестких экономических и политических санкций. Наиболее важный и наиболее тревожный вывод, по мнению авторов доклада, состоит в том, что при существующем уровне взаимосвязей между государствами для Соединенных Штатов и других стран традиционные взаимовыгодные контакты с Россией, превращающейся в криминально- синдикалистское государство, находящееся под контролем коррумпированных правительственных чиновников, политиков, бизнесменов и преступников, становятся невозможными. Констатируется прямая угроза национальным интересам и безопасности США со стороны организованной преступности в России, которая усугубляет нестабильность в огромной ядерной державе. В том же направлении работают всевозможные опросные агентства, фабрикующие результаты опросов ведущих фирм, согласно которым Россия признается самым коррумпированным в мире государством. Как говорится, слишком много совпадений. И в геополитической теории, и в официальной доктрине национальной безопасности США, и в деятельности американских спецслужб, и во внешней политике Вашингтона, и в направленности американского кинематографа, и в формировании мнения американского истэблишмента прослеживается одна и та же тенденция быстро нарастающей россофобии. Учитывая наращиваемые США усилия по обеспечению своего лидерства в установлении нового мирового порядка, этим подтверждается вывод: новый мировой порядок с гегемонией США создается, как говорилось выше, против России, за счет России и на обломках России. В модели этого нового мирового порядка для России нет места — ее территория рассматривается как свободное пространство с богатыми природными ресурсами, которое должно быть разделено по сферам влияния США и их союзников для обеспечения баланса их интересов. Обо всем этом свидетельствуют как методы, так и последствия проводившейся в стране политики. Российская экономика быстро и успешно загонялась во все перечисленные ловушки, втягивалась в механизмы неэквивалентного внешнеэкономического обмена, правительство брало на себя внешние обязательства, которые неминуемо вели к быстрой утрате независимости и колонизации страны в интересах мировой олигархии и транснационального капитала. И с точки зрения специализации страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Россия все более приобретала типичные черты сырьевой колонии. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров — 3/4, а машин и оборудования — лишь 8—9%. В обмен на природную ренту Россия приобретала товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом. Политика колонизации России поддерживается заинтересованностью правящей олигархии в закреплении своего господствующего положения. Это достигается путем деморализации и сокращения населения, разложения государственной власти, отказа России от важных элементов государственного суверенитета, навязывания нашей стране международных обязательств в сфере собственных внутренних дел. Выше уже говорилось о том, что лучшая гарантия сохранения присвоенных богатств, достигнутого положения и безопасности для правящей в России олигархии — это колонизация России и уничтожение российского государства. Не случайно в новой Конституции закреплен примат международного права над национальным, который дублируется практически во всех сколько- нибудь существенных федеральных законах, что позволяет легко демонтировать национальное законодательство, подчинив его через сеть межправительственных соглашений интересам международного капитала ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 19107 351 С79 Степашин С.В. Роль и возможности Федеральной службы безопасности России в становлении цивилизованного предпринимательства / Науч. ред. Прозоров Б.Л.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1995. - 56 с.: 3000.00 1 - 1: 620-б/н-96б КС: государственное управление; государственная безопасность; органы государственной безопасности; федеральные службы; экономическая безопасность; спецслужбы; контрразведка; ФСК; цивилизованный рынок; предпринимательство; Россия ; исторический аспект ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 20614 332.1 Г97 Гутман Геральд Викторович, Лапыгин Юрий Николаевич, Прилепский Александр Иванович Экономическая безопасность региона : Теория и практика. - М.: Наука, 1996. - 120 с. ISBN 5-02-013525-9: 6000.00 1 - 1: 826-06-96 КС: экономика; региональная экономика; экономическая безопасность; экологическая безопасность; информационный контроль; экономические теории; отечественный опыт; Россия ----------------------------------------------------------------------- Номер записи: 22727 338.1 И76 Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России / Рос. Союз предприятий безопасности. - М.: Политех-4, 1996. - 263 с.: 15000.00 1 - 1: 121-04-97 КС: экономика; экономическая безопасность; управление экономикой; рыночные отношения; социально-политическое положение; экономическая независимость; экономическая политика; спецслужбы; разведка; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 27034 Д/98/ 03501; 03501/2; 03501/3 Ведута Е.Н. Экономическая безопасность Российской Федерации / Ком. Гос. Думы по делам ветеранов, по обороне и по безопасности. - Изд. Гос. Думы. - М., 1997. - 87 с.: 4000.00; 4000.00; 4.00 1 - 3: 624-02-97, 625-01-97, 334-01-98 КС: экономика; экономическая безопасность; управление экономикой; рыночные отношения; социально-политическое положение; экономическая независимость; экономическая политика; национальная политика; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 35071 Д/98/ 05623 Кисловский Игорь Юрьевич Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем /погранично-таможенный аспект/ / Науч. ред. Радачин В.М. - М.: Юпапс, 1998. - 247 с. ISBN 5-89467-004-7: 14.00 1 - 1: 668-08-98 КС: экономика; экономическая безопасность; общественное мнение; договорные отношения; территориально-экономический комплекс; таможенная политика; таможенный режим; государственная безопасность; пограничная служба; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 36423 Д/98/ 06416 Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии: Всероссийская научно-практическая конференция : Сборник материалов. - М.: Знание, 1998. - 383 с. - На обл. загл.: Безопасность России. - ISBN 5-87633-038-8: 22.00 1 - 1: 820-20-98 КС: экономика; экономическая безопасность; государственная политика; предпринимательство; научно-техническое развитие; информационная деятельность; издательская деятельность; банковская деятельность; финансовая деятельность; финансовый рынок; мировая экономика; внешнеэкономическая деятельность; коммерческая деятельность; сборники ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 47271 Д/99/ 04240 Бушков Анатолий Федорович Теневая экономика и экономическая безопасность России : Учеб. пособие / Юрид. ин-т МВД России; Ин-т экономики и упр. УДГУ. - М., 1998. - 62 с.: 3.00 1 - 1: 631-02-99б КС: теневая экономика; экономическая безопасность; Россия; учебники ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 47271 Д/99/ 04240 Бушков Анатолий Федорович Теневая экономика и экономическая безопасность России : Учеб. пособие / Юрид. ин-т МВД России; Ин-т экономики и упр. УДГУ. - М., 1998. - 62 с.: 3.00 1 - 1: 631-02-99б КС: теневая экономика; экономическая безопасность; Россия; учебники ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 52143 Д/99/ 08443; 08443/2; 08443/3 Богданов Игорь Яковлевич, Калинин Александр Петрович, Родионов Юрий Николаевич Экономическая безопасность России: Цифры и факты, 1992-1998. - М., 1999. - 289 с. ISBN 5-7556-0119-4: 40.00; 40.00; 40.00 1 - 2: 1198-04-99, 1228-01-99; 2 - 1: , 124-02-00 КС: экономическая безопасность; социально-экономическое положение; уровень жизни; качество жизни; макроэкономика; промышленность; регионы; преступность; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 53982 Д/00/ 00241 Проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации : Материалы засед. "круглого стола", 27 мая 1998 г. / Моск. юрид. ин-т МВД РФ; Сост.: Старостенко В.К. - М.: МЮИ МВД России, 1999 . - 79 с.: 12.00 1 - 1: 27-02-00б КС: экономическая безопасность; продовольственная безопасность; безопасность предпринимательства; экономические преступления; дисциплинарная ответственность; общественная безопасность; конференции; Россия; сборники ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 67073 Д/98/ 07471 Раздина Елена Викторовна Экономическая безопасность: сущность и тенденции развития : Автореф. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук: Спец.: 08.00.01-политическая экономия. - М., 1998. - 22 с.: Б.ц. 1 - 1: 1032-б/н-98 КС: экономика; экономическая безопасность; политическая экономия; Россия; авторефераты кандидатских диссертаций ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 69032 Е/00/ 00285 Астапов Кирилл Леонидович Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности России : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: Спец.: 08.00.05- Экономика и упр. нар. хоз-вом / Моск. гос. ун-т. - М., 1999. - 20 с.: Б.ц. 1 - 1: 6-10-00 КС: внешнеэкономическая деятельность; внешнеторговая политика; экономическая безопасность; вывоз капитала; бюджетная политика; государственный долг; Россия; авторефераты кандидатских диссертаций ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 20657 Колесников В. Растущая угроза национальной и экономической безопасности // Финансовый бизнес. - 1996. - № 8. - С. 12-13. Ключевые слова: национальная безопасность; экономическая безопасность; преступность; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 41742 Кротков Б. Россия: экономическая безопасность под угрозой? // Профсоюзы. - 1998. - № 2. - С. 5. Ключевые слова: экономическая безопасность; промышленность; валовой внутренний продукт; предприятия; сельское хозяйство; финансы; золотой запас; Государственная Дума второго созыва; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 51735 Арсентьев М. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации органами ФСБ // Обозреватель - Observer. - 1998. - № 12. - С. 79-83. Ключевые слова: экономическая безопасность; службы безопасности; федеральные службы; спецслужбы; контрабанда; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 64166 Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности // Юрист. - 1999. - № 10. - С. 20-24. - Библиогр.: 14 назв. Ключевые слова: экономическая безопасность; теневая экономика; экономические преступления; коррупция; борьба с преступностью; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 83311 1 Ж/00/02095/2 Никитин О. Исследование угроз экономической безопасности (на примере банковской системы) // Проблемы эффективности банковской системы. - 1998. - Вып. 2. - С. 26-38. - Библиогр.: 44 назв. - 5 табл. Ключевые слова: экономическая безопасность; банки; банковская деятельность; банковская система; региональные банки; банковский надзор; Россия; Дальний Восток; Приморский край; региональный аспект ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 24052 Глазьев С. Ключевые аспекты экономической безопасности // Финансовый бизнес. - 1996. - № 12. - С. 2-7. - Ст. из газ. "Экономика и жизнь": Моск. вып. Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; государственный контроль; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 33577 Глазьев С. Состояние экономики и угроза национальной безопасности // Информ. вестн. Фонда развития полит. центризма. - 1997. - № 2. - С. 3-4. - Прил.: Показатели экон. безопасности. Ключевые слова: экономическое положение; экономическая безопасность; Россия ---------------------------------------------------------------------- Номер записи: 33577 Глазьев С. Состояние экономики и угроза национальной безопасности // Информ. вестн. Фонда развития полит. центризма. - 1997. - № 2. - С. 3-4. - Прил.: Показатели экон. безопасности. Ключевые слова: экономическое положение; экономическая безопасность; Россия ---------------------------------------------------------------------- [1] Под экономическими угрозами понимается совокупность условий, ущемляющих экономические интересы общества, нарушающих воспроизводственный процесс [2] Пороговые значения – предельные величины, превышение которых может привести к деформации экономики, ослаблению ее безопасности. Расчет пороговых значений (пределы импортной зависимости, инфляции, безработицы) довольно сложное и трудоемкое дело. Такая работа впервые начала проводится в России сравнительно недавно рядом академических и отраслевых институтов. [3] Принято считать, что для стран, претендующих на экономическую самостоятельность , доля в экспорте обрабатывающей промышленности, должна составлять не менее 40%, в том числе не менее 10% должно приходиться на высокотехнологическую и наукоемкую продукции. Эти показатели в России составляют соответственно около 12% и 1%. [4] Эффективность экспорта рассчитывается как соотношение товарного паритета по соответствующему товару или товарной группе и номинального курса доллара США к российскому рублю. Товарный паритет рассчитывается по формуле
где - товарный паритет по товару i (руб./долл.); - цена производителя на экспортируемый товар на внутреннем рынке в российских рублях; - внешняя цена реализации экспортируемого товара в долларах США; tr - транспортные расходы; te - ставка экспортных пошлин. [5] По данным на 1998 год средние ежемесячные расходы бюджета на обслуживание внутреннего госдолга составляли 3.5 млрд. рублей при средних налоговых поступлениях 16-18 млрд. рублей. [6] Правда в 1997 году падение реальных денежных доходов населения прекратилась. Более того, имеет место некоторый их рост – на 1.5%. Это безусловно позитивная тенденция. Однако этот сравнительно небольшой рост идет на фоне крайне низкого абсолютного уровня доходов населения и практически не ощущается. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|