РУБРИКИ

Курсовая: Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР

Курсовая: Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальневосточная Государственная Академия

Экономики и Управления

Кафедра Мировой экономики

Курсовая работа

по дисциплине Внешнеэкономическая деятельность

На тему: “Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР”

Выполнила: студентка гр.151-АМ

Русанова М.А.

Проверил: к. э. н. Кореневский К.Г.

Владивосток

2002

Содержание:

стр.

Введение...............................3

1. Роль Дальнего Востока во внешнеторговых отношениях России со странами

АТР...............................4

1.1. Особенности развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока.4

1.2. Дальний Восток во внешнеторговой политике России........9

2. Современный этап развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока со

странами АТР.......................16

2.1. Динамика внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР.......16

2.2. Проблемы развития внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР......28

3. Перспективы развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами

АТР...........................34

3.1. Проекты развития внешней торговли Дальнего Востока России.....34

3.2. Пути совершенствования внешнеторговой политики Дальнего Востока..........41

Заключение...........................47

Список литературы..........................49

Введение

В настоящее время экономическое положение Дальнего Востока во многом зависит

от объемов его внешней торговли. Это связано с тем, что в силу своей

географической отдаленности от центральных районов России, а также в связи с

трудностями, переживаемыми страной в переходный период, Дальний Восток долгие

годы не получал достаточного финансирования. На протяжении последнего

десятилетия дальневосточная экономика развивалась практически за счет

средств, получаемых от внешней торговли. На сегодняшний день ситуация мало

изменилась. В регионе назрела необходимость в структурных преобразованиях его

экономики, в развитии промышленного производства, осуществить которые,

полагаясь только на государственное финансирование, не представляется

возможным. Поэтому развитие внешней торговли Дальнего Востока, увеличение ее

объемов приобретают особенную значимость.

Данная работа посвящена внешнеторговым отношениям Дальнего Востока со

странами Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится наибольшая

доля его внешнеторгового оборота.

Цель работы – определить влияние внешнеторговых отношений Дальнего Востока со

странами АТР на его экономическое развитие. Для достижения поставленной цели

ставятся следующие задачи:

· определить, какие факторы повлияли на развитие внешнеторговых

отношений Дальнего Востока со странами АТР;

· выявить, какую роль играет Дальний Восток во внешнеторговой политике

России по отношению к АТР;

· проанализировать динамику внешней торговли между регионами за

последнее десятилетие;

· привести проблемы, препятствующие развитию внешнеторговых отношений

Дальнего Востока с Азиатско-Тихоокеанским регионом;

· обозначить перспективы развития внешнеторговых отношений между

регионами, а также определить возможные пути усовершенствования

внешнеторговой политики на Дальнем Востоке.

Глава 1. Роль Дальнего Востока во внешнеторговых отношениях России со

странами АТР

1.1. Особенности развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока

Для развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока изначально

существовало несколько предпосылок, основными из которых являются

географическое положение региона и обилие природных ресурсов. Отдаленность

Дальнего Востока от основных, наиболее обжитых районов страны ограничивает

возможности торгового сотрудничества с ними. При транспортировке продукции на

дальние расстояния она становится нерентабельной и не выдерживает конкуренции

с аналогичными более дешевыми товарами. Тем не менее, стоит отметить, что

долгие годы при плановой экономике торговые связи региона были направлены на

западные районы страны. Издержки, возникавшие при реализации продукции,

покрывались государством.

Наличие в регионе топливно-энергетических, лесных, морских биологических

ресурсов делает Дальний Восток привлекательным для иностранных инвесторов и,

в частности, для инвесторов из стран АТР. Запасы древесины оцениваются в 23

млрд. куб. метров; общий объем биологических ресурсов в российской

экономической зоне Тихого океана составляет 26 млн. тонн рыбы и

морепродуктов; запасы угля оцениваются в 19 млрд. тонн; ресурсы нефти по

прогнозам составляют 8,9 млрд. тонн, газа – 0,5 трлн. куб. метров. На

дальнем Востоке добывается 100% российских алмазов, 95% олова, 24% вольфрама,

90% бора, 88% сурьмы, имеются значительные запасы золота и серебра[11. С.21].

В свою очередь, в Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает значительная часть

населения планеты (так, например, в одном только Китае население по

численности превосходит российское почти в 10 раз), и его ресурсный потенциал

практически исчерпан. В то же время в странах АТР производятся товары,

необходимые Дальнему Востоку и которые невыгодно привозить из западных

районов страны. В связи с этим создаются реальные возможности расширения

внешнеторговых связей между Дальним Востоком и АТР.

Немаловажное значение для развития внешней торговли Дальнего Востока имеет

возможность доставки груза морем, что сокращает расходы и время на

транспортировку. Особенностью Тихоокеанского побережья России является его

большая протяженность, что создает возможность строительства крупных морских

портов. Южная часть береговой линии направлена на Японию, Австралию, страны

Юго-Восточной Азии, северная – на США и Канаду [2. С.49].

Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР имеют долгую

историю. Уже в предреволюционный период (начало 20 века) Дальний восток

активно участвовал во внешнеэкономических связях страны и находился от них в

большой зависимости. Недостаточный уровень развития местной промышленности

ставил снабжение Дальнего Востока в зависимость от внешних рынков и от

иностранного капитала. Вследствие этого, иностранные компании интенсивно

проникали в торговлю и промышленность Дальнего Востока. К 1923 году в руках

иностранного капитала сосредоточивалось 87% общего товарооборота региона. Для

защиты отечественных интересов была введена государственная монополия на

внешнюю торговлю [2. С.33].

Внешнеторговые связи Дальнего Востока способствовали подъему экономики, как

региона, так и страны в целом. Подъем экономики, в свою очередь, позволил

значительно увеличить экспортные поставки Дальнего Востока, расширить их

номенклатуру. Полученная валюта использовалась на восполнение недостающего

сырья, полуфабрикатов и оборудования для местной промышленности региона, на

приобретение потребительских товаров.

Наиболее высокие темпы развития внешнеторговых связей Дальнего Востока

характерны для 1926-1931 годов. Именно в этот период развитие экспортных

операций становится одной из главных черт экономической политики в регионе,

что выражалось в строительстве промышленных предприятий экспортного

назначения. Особенно ярко это наблюдалось в развитии рыбной и лесной

промышленности, продукция которых составляет большую часть экспорта и по сей

день[2. С.37].

Характерной особенностью развития международных связей Дальнего Востока в 20-

х годах является растущая заинтересованность иностранного капитала в

получении концессий на разработку природных ресурсов. Иностранный капитал

сыграл немаловажную роль в разработке нефтяных, угольных и лесных ресурсов,

что позволило ускорить развитие региона с одной стороны, а с другой привело к

развитию добывающих отраслей и возникновению диспропорций в промышленном

производстве.

Во второй половине 30-х годов внешнеторговые связи Дальнего Востока стали

заметно сокращаться вследствие напряженной политической обстановки. Тем не

менее даже в период Второй Мировой войны внешняя торговля не прекращалась.

Так, война способствовала развитию нового вида внешнеторговых операций между

США и Советским Союзом – операций по ленд-лизу. Основной поток ленд-лизовских

товаров поступал через Владивосток морем и через Якутск воздушным

транспортом.

После окончания войны внешнеторговые связи региона стали снова развиваться

быстрыми темпами. В период 1970-1985 годов объем экспорта увеличился почти в

2 раза, а номенклатура экспортной продукции расширилась до сотни наименований

(по сравнению с четырнадцатью в 1922-1924 годы). Создавались

специализированные экспортные предприятия в лесозаготовительной,

деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбной и химических отраслях [2.

С.46].

Одной из особенностей развития внешнеторговых отношений являлось заключение

компенсационных соглашений, основным участником которых была Япония. Сначала

японская сторона предоставляла кредиты на срок 3-10 лет (в период с 1968 по

1973 годы). На таких условиях было заключено первое генеральное соглашение по

лесу, соглашение о строительстве первой очереди Порта Восточного и др. С 1974

года Япония стала предоставлять банковские кредиты, отличающиеся

крупномасштабностью и долгосрочностью. Так, например, в апреле 1974 года было

подписано первое межправительственное соглашение с Японией о предоставлении

Японским экспортно-импортным банком кредитов на разработку южноякутских

коксующихся углей, освоение дальневосточных лесных ресурсов, проведение

геологоразведочных работ на якутских газовых месторождениях.

В 1975 году Япония подписала соглашение, которое предусматривало проведение

на шельфе Сахалина в течение 10 лет геологоразведочных работ по нефти и газу.

Был предоставлен кредит, погашение которого должно было проводиться

поставками в Японию нефти (или газа). Кроме Японии, компенсационные

соглашения заключались также с США и другими странами Тихоокеанского

Бассейна. Негативным моментом развития компенсационных соглашений стало

закрепление сырьевой направленности дальневосточного экспорта, так как оплата

кредитов предусматривала поставки значительных объемов сырья (леса, угля,

нефти).

В 80-е годы на Дальнем Востоке получает развитие такое направление

экономического сотрудничества как создание смешанных компаний с фирмами АТР.

В большой степени это касалось предприятий рыболовства, а также некоторых

других отраслей. Например, в 1986 году недалеко от Иркутска было создано

первое советско-японское совместное предприятие "Игирма-Тайрику" по

производству пиломатериалов, а в 1985 году было подписано соглашение о

создании на территории Советского Союза первого советско-американского

предприятия "ПРИС" (Прикладные инженерные системы)[3. С.27 и 31].

Развитие внешнеторговых отношений Дальнего Востока при советской власти

проходило при активном участии и поддержке государства. В конце 80-х годов

многие предприятия получили право самостоятельного выхода на внешние рынки,

что должно было ускорить процесс развития внешнеторговых отношений [2. С.6].

Однако распад СССР стал переломным моментом в дальнейшем развитии

внешнеэкономических связей Дальнего Востока.

Начало 90-х годов характеризовалось отказом государства от своих обязательств

и вообще от проведения какой-либо акцентированной экономической политики на

Дальнем Востоке. В результате дальневосточный регион, несмотря на

исключительно выгодное географическое положение и обилие природных ресурсов,

оказался одним из наиболее экономически отсталых [23. С.117].

По ряду причин, основной из которых является рост транспортных расходов,

предприятия региона столкнулись с проблемой реализации своей продукции на

внутреннем рынке. По этой же причине традиционные поставки на Дальний Восток

товаров из европейской части России стали экономически невыгодными. В то же

время, необходимые региону товары народного потребления и продовольствие

производятся в соседних странах АТР.

Единственным выходом из кризиса для Дальнего Востока была вынужденная

переориентация экономических связей региона на внешние рынки Азиатско-

Тихоокеанского бассейна. Либерализация внешнеэкономических связей и

сокращение спроса на внутреннем российском рынке на продукцию дальневосточных

предприятий создали необходимые для этого торгово-экономические предпосылки

[9. С.98].

Благодаря либерализации внешней торговли, начавшейся в 1992 году, Дальнему

Востоку удалось в короткий срок оптимизировать внешнеэкономические связи,

избавившись от навязанных Госпланом партнеров и найдя на рынках восточно-

азиатских соседей новые ниши для традиционного экспорта минерального сырья,

леса, рыбы и морепродуктов, а также расширить импорт из стран АТР

промышленного оборудования, потребительских товаров и продовольствия. Тем

самым за счет интенсивного развития внешней торговли Дальнему Востоку удалось

в значительной мере компенсировать спад в отраслях, ориентированных на

внутренний рынок, и сгладить социальные проблемы, появившиеся в пореформенный

период.

Таким образом, на развитие внешнеторговых отношений Дальнего Востока со

странами АТР во многом повлияла отдаленность недостаточно освоенного региона

от развитого центра страны, чему в большой степени способствовало выгодное

географическое положение и обеспеченность природными ресурсами. В советский

период при поддержке государства внешняя торговля развивалась достаточно

быстрыми темпами, но начиная с 90-х годов наблюдается более динамичное

развитие. При переходе страны к рыночной экономике внешняя торговля приобрела

для Дальнего Востока принципиально новое значение, помогая преодолевать

трудности, возникающие в социально-экономической сфере.

1.2. Дальний Восток во внешнеторговой политике России

Несмотря на экономические возможности России и ее политическую значимость в

мировом сообществе, уровень участия страны в мировой торговле довольно

ограничен. После распада СССР Россия стала проводить политику, направленную

на стимулирование внешней торговли, основными направлениями которой стали [1.

С.102]:

1) либерализация внешней торговли;

2) отмена государственной монополии на ведение ВЭД;

3) совершенствование системы регулирования ВЭД;

4) улучшение доступа российских товаров на внешние рынки;

5) ужесточение таможенно-тарифной политики;

6) постепенная отмена бюджетного датирования импорта.

При этом большие усилия были направлены на интеграцию России в систему

экономических отношений Запада. Страна стала активно сотрудничать со странами

Европы. В настоящее время на долю Европейского Союза приходится около 40%

внешнеторгового оборота России. В силу тесной привязки транспортной, сбытовой

и иной инфраструктуры к европейскому рынку, а также чрезвычайно больших

объемов поставляемого сырья и материалов, Россия нуждается в ЕС в качестве

делового партнера.

1 декабря 1997 года вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве

(СПС) между Россией и ЕС, которое предусматривает распространение на взаимную

торговлю большинства основополагающих норм ВТО. Были сняты количественные

ограничения в отношении российских товаров, за исключением ограничений,

допускаемых в мировой практике [10. С.36].

Проведение политики в направлении развития внешнеэкономических связей со

странами Запада способствовало росту внешней торговли с ними, но в то же

время породило ряд проблем. Россия оказалась в стороне от интеграционных

процессов, проходящих в Азии и от процесса взаимодействия Европейского Союза

и Восточной Азии, который начался во второй половине 90-х годов с созданием в

1996 году АСЕМ (ASEM - Asia-Europe Meeting) – института регулярных встреч

между руководителями Восточной Азии и ЕС. Для России, которая одновременно

имеет договор о сотрудничестве с ЕС, а также является страной-членом АТЭС,

присоединение к АСЕМ было бы исключительно выгодным. Она могла бы послужить

связующим звеном в торгово-экономических связях между ЕС и Восточной Азией.

Также, развитие внешнеэкономической политики в западном направлении привело к

тому, что внешнеэкономические связи России со странами АТР очень неразвиты.

Так, например, внешнеторговый оборот России со странами АТР в последние годы

составляет 19-20% от общего товарооборота со странами дальнего зарубежья[12.

С.20]. А между тем АТР сегодня занимает особое место в мировом сообществе.

Это один из наиболее динамично развивающихся регионов мира, где высокими

темпами идет процесс глобализации экономики стран. Этот регион является

огромным и перспективным рынком сбыта, как для России, так и для всего мира.

Быстрый рост экономик стран АТР, укрепление структуры их многостороннего и

двустороннего политического и экономического взаимодействия привели к

пересмотру ориентиров внешней политики России. На формирование новой

концепции внешней политики России повлияло также изменение геополитической

обстановки в мире, потеря многих портов на Балтийском и Черном морях после

распада СССР. Теперь выход на международные морские пути сообщения для России

возможен через дальневосточные порты. Вот почему тихоокеанское направление

приобретает для России стратегическую значимость.

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция

российской экономики в АТР, главная роль в достижении которой отводится

Дальнему Востоку. Огромный по площади, богатый по ресурсам Дальневосточный

регион является естественным выходом России в АТР, но в то же время он

остается одним из наименее развитых регионов России. Без улучшения его

экономического положения достижение поставленных целей невозможно.

Исторически сложилось так, что развитие дальневосточной экономики происходило

под влиянием преимущественно внешнеполитических факторов, нежели

экономических. Во времена Советского Союза Дальний Восток выполнял функцию

военно-политического форпоста страны на Тихом океане, и соответственно

развитие его осуществлялось с акцентом на военный аспект. Во время холодной

войны ставилась задача сдерживания двух стратегических противников – Китая и

альянса США и Японии. Поэтому здесь уделялось особое внимание военному

строительству, а экономической инфраструктуры на востоке страны создано не

было[5. С.26].

По мере усиления экономической мощи стран АТР за последние десятилетия,

экономическая позиция России в регионе, наоборот, ослабевает. Переориентация

оборонных предприятий на производство качественной продукции, предназначенной

как для внутреннего потребления, так и для экспорта, а также возрождение

промышленного сектора в регионе – вот те задачи, которые становятся

приоритетными в политике России на Дальнем Востоке. Успешное решение этих

задач поможет России в значительной степени не остаться в стороне от перемен,

происходящих в АТР [30. С.42].

Существенную роль в реструктуризации экономики региона должна была сыграть

Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и

Забайкалья, принятая в 1996 году. Стоит отметить, что подобные целевые

программы принимались с 30-х годов, и степень реализации заданий этих

программ постоянно снижалась (см. табл.1).

Таблица 1

Выполнение инвестиционных заданий программ развития Дальнего Востока и

Забайкалья.

Документ, решениеВыполнение заданий, %
Постановление ВЦИК и ЦК ВКП(б) 1930г.130
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1967г.80
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1972г.65
Государственная целевая программа на 1986-2000гг.(1987г.)30
Президентская Программа на 1996-2005гг.(1996г.)10

Источник:[35]

Отличительной чертой программы 1996 года от других являлось стимулирование

центром Российской Федерации внешнеэкономической деятельности и

международного экономического сотрудничества территорий Дальнего Востока и

Забайкалья, что предполагалось достигнуть через [8. С.27]:

· проведение активной государственной политики проникновения

российских производителей на рынки стран АТР, представления и защиты их

интересов;

· развитие сотрудничества с международными экономическими и

финансовыми организациями, зарубежными инвестиционными фондами, эффективное

использование зарубежной технической помощи, поступающей в районы Дальнего

Востока и Забайкалья;

· создание механизма, позволяющего аккумулировать в регионах доходы

от внешнеторговых операций с целевыми направлениями этих сумм на инвестиции;

· обеспечение финансирования развития комплексной инфраструктуры на

Дальнем Востоке, привлечение российских и зарубежных коммерческих структур и

банков к финансированию строительства и реконструкции транспортных объектов,

телекоммуникационных сетей, гостиниц и др.;

· создание свободных экономических зон, включая таможенные,

внедренческие зоны и зоны экспортного производства.

К 2001 году заметных результатов реализация программы не принесла. Процесс

интеграции Дальнего Востока в АТР практически незаметен. К 2000 году только

достигнут уровень экспорта 1997 года [35]. Крупные инвестиционные проекты не

реализуются, оставаясь на бумаге. Основной причиной такого положения является

недостаточное финансирование. На достижение программных целей

предусматривалось выделение в 1996-2005 годы государственных средств в

размере 75 млрд. долл. США, причем почти 50% этих средств должны были

выделить бюджеты разных уровней. Но нагрузка на бюджеты оказалась

непосильной, реальное выделение ресурсов из федерального бюджета составило

5,2%, а из региональных – около 17% от планировавшихся сумм. Валовой объем

инвестиций в регион составил примерно 15 млрд. долл., в том числе инвестиции

в программные объекты составили 3 млрд. долл. [28. С.31].

19 марта 2002 года Правительством Российской Федерации утверждена новая

редакция программы экономического и социального развития Дальнего Востока и

Забайкалья, в основе которой лежит идея формирования открытой модели развития

региона. Это предполагает включение его в международное сотрудничество на

основе интеграции с Азиатско-Тихоокеанским Регионом (на базе создания

образований инфраструктуры), экспортной специализации (исходя из имеющихся

сравнительных преимуществ), а также структурной и технологической

модернизации технологического производства.

Реализация данной программы позволит России успешно интегрировать

национальное хозяйство в экономическое пространство АТР и повысить уровень

жизни, как на Дальнем Востоке, так и во всей стране. Интеграция России в АТР

принесет стране не только экономические, но и политические преимущества. В

мире постоянно происходит борьба за военное и политическое лидерство, одними

из ярых участников которой являются США. Усиление взаимодействия России с

Китаем и новыми индустриальными странами Азиатско-Тихоокеанского региона

может привести к формированию в районах Восточной Азии и российского Дальнего

Востока союза, способного противостоять экономическому и политическому

могуществу США и Западной Европы.

Несмотря на то, что проведение внешней экономической политики страны

характеризуется разобщенностью усилий, а иногда и противоречивостью шагов,

предпринимаемых различными ведомствами, федеральными и региональными органами

власти, государственными и частными структурами, в целом была проделана

огромная работа по налаживанию экономических связей между азиатско-

тихоокеанскими странами и Россией. В результате целенаправленных мер

федеральных органов России и Совета межрегиональной ассоциации "Дальний

Восток и Забайкалье" (МАДВиЗ), а также усилий деловых кругов, местных и

центральных органов власти стран АТР была сформирована система органов,

обеспечивающих расширение сотрудничества территорий Дальнего Востока со

странами АТР. Так, например, были сформированы: российско-японская

межправительственная комиссия, специальная инициативная рабочая группа

"Дальний Восток России – западное побережье США", российско-китайская группа

по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Это лишь небольшая часть

организаций, обеспечивающих экономическое сотрудничество между Дальним

Востоком и странами АТР на межправительственном уровне.

В 1993 г. произошла первая после распада СССР конференция губернаторов

Дальнего Востока и Японии. Такого же рода встречи проходили между

представителями региональных администраций России, КНР, Кореи и других стран

АТР [9. С.98-104].

Несомненно, проведение политики в направлении расширения внешнеэкономических

связей со странами АТР, заключение договоров по экономическому сотрудничеству

способствовало становлению и расширению контактов между различными странами

Азиатско-Тихоокеанского региона. Способствуют расширению направлений

российской внешней политики в АТР и визиты президента Путина в некоторые из

стран региона, например, на Корейский полуостров, во Вьетнам, Китай.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на ряд существующих проблем,

Россия намерена интегрироваться в мировое хозяйство. Приоритетом ее

внешнеэкономической политики на сегодняшний день является расширение

экономических связей с АТР, что возможно только при поддержке и развитии ее

дальневосточного региона. Реализация правительственной программы

экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья будет

способствовать налаживанию внешнеэкономических связей между дальневосточным

регионом и АТР, что в свою очередь ускорит достижение поставленных перед

Россией целей.

Долгие годы советское правительство рассматривало дальневосточный регион с

точки зрения его военной значимости для государства. Недостаточное внимание

уделялось экономике региона. В результате Дальний Восток на фоне других

регионов России выглядит более чем неразвитым. Новое правительство стало

рассматривать дальневосточный регион с другой точки зрения. Экономическое

развитие, налаживание внешнеэкономических отношений региона являются

инструментом российской политики для реализации новой стратегии, направленной

на интеграцию России в мировое хозяйство. В течение 90-х годов наблюдался

значительный прогресс в экономических отношениях между Азиатско-Тихоокеанским

регионом и Дальним Востоком. Выгодное географическое положение и обилие

природных ресурсов способствовало развитию внешнеторговых отношений Дальнего

Востока, о чем свидетельствует динамика внешней торговли за последние годы.

Глава 2. Современный этап развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока

со странами АТР

2.1. Динамика внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР

Развитие внешнеторговых связей российского Дальнего Востока после 1991 года

осуществлялось при неблагоприятных социально-экономических условиях внутри

региона под влиянием новой экономической политики России, направленной на

развитие международного сотрудничества. Внешняя торговля начала развиваться

быстрыми темпами, что послужило одним из факторов выживания экономики

дальневосточного региона. В то время как стоимостной объем промышленного

производства в 1991-1998 годы сократился в 2,5 раза, стоимостной объем

экспорта увеличился в 2,7 раза. Рост экспорта компенсировал около 12% потерь

производства от уменьшения совокупного спроса в промышленности. Можно

сказать, что спрос на зарубежных рынках компенсировал в некоторой степени

падение внутринационального спроса [27. С.71].

Относительно устойчивая структура внешнеэкономических связей региона

сложилась уже к 1994 году, ориентация которых на страны АТР стала очевидной

(см. табл.2):

Таблица 2

Динамика внешней торговли Дальнего Востока за 1992-1998 годы.

страна

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

млн. долл.млн. долл.

темп роста*

млн. долл.темп ростамлн. долл.темп ростамлн. долл.темп ростамлн. долл.темп ростамлн. долл.темп роста

Япония

960,6

1100,2

114,5

1105,1

100,4

1361,3

123,2

1196,8

87,9

1244

103,9

833,2

67

Китай

984,1

1188,3

120,7

250,6

21,1

328

130,9

962,2

283

619,7

66,8

1040

167,8

Республика Корея

247,6

188,5

76,1

261,9

138,9

465,7

177,8

635,7

136,5

815,5

128,3

901,1

110,5

США

106,5

104,1

97,7

176

169,1

597,2

339,3

541.5

90,7

845,1

156,1

637

75,4

Прочие

430,1

657,8

152,9

460,4

70

1428

310,2

1268,1

88,8

1744,2

137,5

1141,6

65,5

Всего

2728,9

3238,9

118,7

2254

69,6

4180,2

185,5

4568,3

109,3

5268,5

115,3

4552,9

86,4

*темп роста измеряется в процентах

Рассчитано и составлено по: [27. С.72]

В дореформенный период основным экспортным рынком для Дальнего Востока

являлась Япония, потреблявшая основную часть сырьевых ресурсов региона и

направлявшая сюда на основе компенсационных кредитных соглашений значительные

инвестиции, привлекавшиеся в угольную, лесную и газовую промышленность. После

начала экономической реформы Япония сохранила свои позиции во внешней

торговле Дальнего Востока (см. табл.3).

Таблица 3

Доля стран во внешнеторговом обороте Дальнего Востока ( % ).

страна

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Япония

35,2344932,626,223,618,3

Китай

3636,711,17,920,311,822,8

Республика Корея

9,15,811,611,113,915,519,8

США

3,93,27,814,311,91614

Прочие

15,820,320,534,127,733,125

Всего

100100100100100100100

Источник: [27. С.72]

Второе место во внешней торговле региона занял Китай, которому в 1993 году

принадлежало 48% всего импорта. Как японский, так и китайский рынки в начале

90-х активно эксплуатировались благодаря фактору внезапности. Партнеры

оказались неготовыми откликнуться на резкое открытие каналов для новых

экспортеров и увеличение предложения ранее недоступной для них сырьевой

продукции [27. С.73].

Основной составляющей импорта в этот период были продовольственные товары.

Причиной появления в начале 90-х на дальневосточном рынке продовольствия из

США, Китая и др. стран явилось практически полное прерывание экономических

связей Дальнего Востока с другими российскими территориями, а также отмена

советской системы распределения продовольствия. В результате регион оказался

без достаточного количества продуктов питания, и экспортеры продовольствия

стали увеличивать свое присутствие на внутреннем рынке [13. С.15].

Однако активизация внешней торговли оказалась временной ввиду следующих причин:

· рост объемов внешней торговли происходил за счет временных эффектов

от форсированной либерализации внешнеторговых операций, переориентации

экономических обменов в сторону внешних рынков.

· усугубляющийся кризис производства и сбыта продукции

· падение инвестиционной активности

· отсутствие стимулов модернизации экспортных отраслей.

Это привело к цикличному развитию внешней торговли региона, первый спад

которой произошел в 1994 году на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры на

внешних рынках и ужесточения торгового режима в российско-китайских

отношениях. Снижение внешней торговли объяснялось еще и ухудшением

финансового состояния дальневосточных предприятий, девальвацией рубля,

увеличением таможенных тарифов, в которых правительство увидело один из

источников пополнения бюджета.

Сильно сократилась доля Китая во внешней торговле региона. Во многом это было

обусловлено тем, что из-за постоянно меняющихся и растущих цен на продукцию,

удорожания транспортных расходов, бартер стал невыгодным и практически

невозможным, а он составлял большую часть (около 90%) товарооборота между

Дальним Востоком и Китаем [25. С.57]. Увеличилась доля участия во внешней

торговле таких стран, как США и Республики Корея. Позиции Японии остались

довольно прочными, что объяснялось сохранившимся эффектом экспорта российско-

японских совместных предприятий.

В 1995-1997 годах начался цикличный подъем внешней торговли Дальнего Востока,

которому способствовало улучшение международной конъюнктуры, смягчение

таможенного режима (см. рис. 1).

Курсовая: Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР

Рис.1.Динамика внешней торговли Дальнего Востока за 1992-1998 гг.

Составлено по: [27. С.72]

Увеличению стоимости внешнеторгового оборота Дальнего Востока способствовали

отмена экспортных пошлин и повышение импортных пошлин на отдельные группы

товаров. В 1995-1996 годах завершилось становление таможенных служб Дальнего

Востока и их инфраструктуры. Сформировалась сеть таможенных органов,

таможенных постов и пунктов пропуска через границу, обеспечивающих контроль

за внешнеэкономической деятельностью в регионе, 1 января 1996 года был введен

паспорт сделки.

Наибольший объем внешней торговли приходился на страны АТР, и в частности на

Японию, Китай, Республику Корея и США. В 1996 году Доля этих стран в общем

стоимостном объеме внешнеторгового оборота составила 80,5% (см. табл. 4).

Таблица 4

Показатели внешней торговли Дальнего Востока в 1994-1998 гг. (млн. долл. США).

Страна

1994

1995

1996

1997

1998

экспортимпортэкспортимпортэкспортимпортэкспортимпортэкспортимпорт

Япония

8901987821817341461021252712238

Китай

2531922051557462086492971023175

Республика Корея

138227155218333275334583336578

США

27,623314337454244553266345

Составлено по: [11. С.20; 14. С.16]

Увеличение экспорта в эти страны произошло за счет увеличения поставок рыбы,

морепродуктов, древесины, лесоматериалов, черных и цветных металлов, а также

авиационной техники. Стоит отметить, что начиная с 1994 года в структуре

экспорта появляется кроме гражданской и военная техника.

Объем внешней торговли распределялся по отдельным административным районам

Дальнего Востока неравномерно (см. табл. 5).

Таблица 5

Стоимость экспорта и импорта отдельных административных районов Дальнего

Востока в 1994-1998 гг. (млн. долл. США)

Административные территории

1994

1995

1996

1998

экспортимпортэкспортимпортэкспортимпортэкспортимпорт

Приморский край

443581469613601630545,54493,09

Хабаровский край

428306585287829246984,7182,79

Сахалинская область

269246181271346215227,04476,21

Республика САХА

23115724422122819762,1678,24

Камчатская область

1258870134173150212,27187,67

Магаданская область

678341232212717,9492,45

Амурская область

91986476465244,8951,33

Еврейская АО

121076542,744,25

Чукотский АО

-4-38-170,0350,686

Итого:

1605156816541769225016382097,31566,7

Составлено по: [11. С.21; 19. С. 19, 21 и 23]

Наибольшая доля внешнеторгового оборота приходилась на Приморский и

Хабаровский края, Сахалинскую область, Республику Саха. На протяжении

рассматриваемого периода лидирующие позиции занимал Приморский край. Такое

положение сохранялось вплоть до 1998 года, когда внешнеторговый оборот

Хабаровского края превысил аналогичный показатель по Приморскому краю на

12,5%.

Увеличение объемов экспорта Приморского и Хабаровского краев связано с

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.