РУБРИКИ |
Курсовая: Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТРувеличением экспорта сырья (в основном древесины и продукции ТЭК), а также продукции предприятий ВПК. Увеличение импорта в Камчатской и Магаданской областях произошло вследствие замещения отечественных товаров импортными. Падение объемов внешней торговли в Амурской и Еврейской областях объясняется слабым экспортным потенциалом данных областей. В основном Амурская и Еврейская области специализируются на сельском хозяйстве и промышленность в них развита слабо. Очередной спад в объемах внешнеторгового оборота произошел в 1998 году. Этот спад был вызван девальвацией рубля, которая сопровождалась также падением внешнеторговых цен. Объемы внешней торговли Дальнего Востока снизились в 1998 году на 14,6%, при этом объем экспорта и импорта снизился на 21,4% и 33,2% соответственно[27. С.75]. Хотя девальвация рубля к концу 1998 года существенно повысила рублевые доходы экспортных отраслей Дальнего Востока и укрепила их финансовое положение, они не успели развернуть свои производственные программы из-за дефолта. Для Дальнего Востока это означало новый этап в развитии внешней торговли. Финансовый кризис в России в 1998году улучшил положение России с в мировом хозяйстве. Это объясняется положительным эффектом девальвации, который выражался в повышении конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках и в снижении конкурентоспособности импортной продукции на российском рынке. Это привело к частичному вытеснению импортных товаров и услуг с российского рынка и некоторому оживлению экспортных отраслей. Стоимостной объем импорта Дальнего Востока существенно сократился (см. табл. 6).
Таблица 6Показатели внешней торговли Дальнего Востока за 1998-2001 гг. (млн. долл. США)
Источник:[21. С.4] Приведенные данные показывают, что, несмотря на некоторый спад внешней торговли в 1999 году, вызванный финансовым кризисом, в целом имеется тенденция к росту внешнеторгового оборота. При этом наблюдается увеличение доли экспорта и снижение доли импорта во внешнеторговом обороте Дальнего Востока в 1,4 и 2,1 раза соответственно (см. табл. 7).
Таблица 7Удельный вес экспорта и импорта Дальнего Востока во внешнеторговом обороте за 1998-2001 гг. ( % ).
Рассчитано по: [21. С.4] В рассматриваемый период на страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходится наибольшая стоимость внешнеторгового оборота Дальнего Востока (см. рис. 2).
Рис.2. Внешнеторговый оборот Дальнего Востока со странами АТР. Рассчитано и составлено по:[20. С.30; 21. С.4] Внешнеторговый оборот Дальнего Востока со странами АТР увеличивается не только в стоимостном выражении. Увеличивается его доля в общем объеме внешней торговли Дальнего Востока. В 1999 году она составляла 85,73%, в 2000 году – 88,6%, а в 2001 году – 89,7%. Основными внешнеторговыми партнерами Дальнего Востока в АТР являются Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония и США (см. табл. 8).
Таблица 8Показатели внешней торговли Дальнего Востока с ведущими партнерами в АТР (млн. долл. США).
Рассчитано и составлено по:[ 19. С.20; 20. С.30; 21. С.4] Из таблицы видно, что наибольшую долю во внешнеторговом обороте Дальнего Востока занимает Китай. Существенно за последние годы увеличился объем торговли с Сингапуром, в то время как сотрудничество с США в сфере торговли, наоборот, сократилось. О том, как изменяется торговля Дальнего Востока с вышеперечисленными странами можно судить на основании таблицы 9:
Таблица 9Темп прироста показателей внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР ( % ).
Рассчитано по: [ 19. С.20; 20. С.30; 21. С.4] Можно заметить, что в 2001 году темп прироста внешнеторгового оборота Дальнего Востока с рассматриваемыми странами снизился почти в 2 раза, за исключением Японии. При этом существенно уменьшился темп прироста экспорта, и увеличился темп прироста импорта. Наибольшие показатели принадлежат Китаю. Китай занимает первое место по объему внешней торговли и экспорта (см. табл. 10). Таблица 10 Удельный вес внешней торговли Дальнего Востока (%).
Рассчитано по: [ 19. С.20; 20. С.30; 21. С.4] Наибольший удельный вес стоимостного объема экспорта Дальнего Востока в Китай приходится на продукцию самолетостроения (68,7%) и необработанные лесоматериалы (10,5%). Увеличение экспорта в 2000-2001 гг. связано с увеличением поставок рыбы и морепродуктов, кедрового ореха, нефти и нефтепродуктов. По объему импорта Китай занимает лишь 3-е место, уступив 2-е Японии. Наибольший удельный вес импорта из Китая приходится на продовольственные товары и сырье для их производства (27,7%) и обувь (13,1%). Второе место по объемам внешней торговли занимает Республика Корея (1-е место по импорту и 3-е место по экспорту). Здесь стоит отметить, что если раньше рост объемов торговли с этой страной происходил за счет увеличения закупок товаров народного потребления и продуктов питания, то теперь она выступает в качестве основного поставщика в регион инвестиционной продукции, в частности для реализации нефтегазовых проектов на Сахалине[27. С.77]. Несмотря на снижение доли Кореи в общем объеме экспорта Дальнего Востока, стоимостные объемы его имеют тенденцию к росту. Это происходит за счет увеличения экспорта рыбы и морепродуктов, сырой нефти, включая газовый конденсат, древесины, черных металлов. Основными статьями дальневосточного экспорта в эту страну являются: сырая нефть и сырые нефтепродукты (57,8%), рыба мороженная (15,3%), лесоматериалы (9,5%), отходы и лом черных металлов (7,8%). По объему импорта Корея с 2000 года стабильно занимает 1 место, вытеснив с этой позиции США. Рост импорта происходит за счет увеличения импорта электрических машин и оборудования, полимерных материалов, пластмассы и изделий из них, механических устройств, плавучих средств, автобусов. Наибольший удельный вес импорта приходится на продукцию химической промышленности (15,9%), прочее трикотажное полотно (24,8%) Япония, несмотря на то, что она занимает 2-е место по объемам экспорта и импорта, занимает только 3-е место в стоимостном объеме внешней торговли Дальнего Востока, причем ее доля в общем товарообороте и экспорте стабильно уменьшается. Дальневосточный регион экспортирует в Японию в основном непереработанные лесоматериалы (40%), уголь каменный и твердое топливо (20,5%), рыбу и морепродукты (18,3%). Можно отметить, что по некоторым прогнозам следует ожидать снижения спроса в Японии на импортную лесопродукцию и, как следствие, уменьшения дальневосточного экспорта лесоматериалов в эту страну. Это связано с неблагоприятной экономической ситуацией в Японии, увеличением уровня безработицы и уменьшением доходов населения, из-за которого снизятся объемы домостроения, а это один из основных секторов лесопотребления в Японии [15. С.46]. Наибольшую долю в стоимости импорта Дальнего Востока из Японии занимают плавучие краны, доки, спецсуда (28,2%), бульдозеры и экскаваторы (9,9%), изделия из черных металлов (7,2%), автомобили грузовые (6,4%) и легковые автомобили (6,1%). Следующее место в общем объеме внешнеторгового оборота Дальнего Востока занимает Сингапур, доля которого в нем значительно увеличилась (с 3,94% в 1999г. до 10,52% в 2001г.). Произошло это в большей степени за счет увеличения объемов экспорта (почти в 6 раз с 1999 года), которое связано с увеличением поставок нефти и нефтепродуктов, инструментов и оптических, измерительных и контрольных аппаратов. Наибольший удельный вес экспорта в Сингапур составляют следующие товары: ареометры и аналогичные приборы (42%), нефть и нефтепродукты, кроме необработанных (33,5%), приборы геодезические (10,3%), приборы для физического и химического анализа (8,9%). Доля импорта из этой страны крайне незначительна и снижается каждый год. США, долгое время являвшиеся одним из основных партнеров во внешнеторговых отношениях Дальнего Востока со странами АТР, утрачивают свои позиции. Необычным в отношениях дальневосточного региона с этой страной является то, что объемы импорта из США превышают объемы экспорта в отличие от внешней торговли с другими странами. Наибольший удельный вес стоимости экспорта Дальнего Востока в США приходится на одежду (75% – немаловажный вклад в увеличение объемов экспорта одежды внесли корейские фабрики, расположенные на территории Дальнего Востока), готовую или консервированную рыбу, икру (4,5%), продукты из ракообразных (4,4%). Стоит отметить, что в 2000 году на долю одежды в стоимостном объеме экспорта Дальнего востока в США приходилось лишь 50% и целых 31,4% – на нефть и нефтепродукты сырые. Что касается импорта, то здесь преобладает продукция машиностроения (31,5%) и продовольственные товары и сырье для их производства (15,1%) [21. С.5-9; 20. С.32-35]. Для США в торговых отношениях с Дальним Востоком характерно снижение как экспорта, так и импорта, причем не только в долевом, но и в стоимостном выражении. Основной причиной этого послужило то, что после кризиса 1998 года по мере насыщения местного рынка иностранными продовольственными товарами дальневосточные потребители стали отдавать предпочтение отечественным продуктам питания, а из США в то время ввозились в основном продовольственные товары. Также в тот период наблюдалось некоторое охлаждение в российско- американских отношениях. Вследствие чего объемы внешней торговли между Дальним Востоком и США значительно сократились, и наибольший удельный вес в объеме импорта из США принадлежит теперь не продовольствию, а машинам, оборудованию и транспорту [13. С.18]. Наибольший удельный вес в стоимостном объеме внешнеторгового оборота Дальнего Востока приходится на Хабаровский, Приморский края и Сахалинскую область. Лидирующее место с 1998 года занимает Хабаровский край, и его доля участия во внешней торговле растет (см. табл. 11).
Таблица 11Внешнеторговый оборот лидирующих субъектов Дальнего Востока по объемам внешней торговли.
Рассчитано и составлено по: [21. С.3;20. С.30 и 33] В Хабаровском крае 62,4% объема экспорта составляет продукция машиностроения, 17% – топливно-энергетические товары, 15,5% – древесина и изделия из нее. В импорте преобладает продукция машиностроения (64,8%), продовольственные товары и сырье для их производства (9,8%) и текстильные изделия и обувь (7,5%). Приморский край экспортирует в основном машины, оборудование и транспортные средства (42,6%), древесину и изделия из нее (15,5%), металлы и изделия из них (10,9%), рыбу и морепродукты (9,8%), топливно-энергетические товары (9,3%). В импорте преобладают продовольственные товары и изделия для их производства (27,8%), продукция машиностроения (27,7%), текстильные изделия и обувь (21, 8%), продукция химической промышленности (12,7%). Что касается Сахалинской области, то 79,3% объема ее экспорта приходится на товары ТЭК, 7,9% – на рыбу и морепродукты, 5,1% – на древесину и изделия из нее. Основными статьями импорта для области являются: продукция машиностроения (72%), металлы и изделия из них (14,5%), продукция химической промышленности (5,1%) [21, с.5,8]. За первое полугодие 2002 года внешнеторговый оборот Дальнего Востока составил 1855,1 млн. долл. США, что больше на 3,6% по сравнению с аналогичным показателем того же периода в 2001 году. Экспорт сократился на 3,9%, составив 1327,4 млн. долл., импорт увеличился на 28,8% и составил 527,6 млн. долл. Как и в предыдущие годы, максимальные объемы внешней торговли пришелся на Приморский и Хабаровский края, Сахалинскую область (см. рис.3).
Рис.3.Удельный вес субъектов ДВ во внешнеторговом обороте за 1-е полугодие 2002 года. Составлено по: [33] Основными торговыми партнерами, как и в 1-м полугодии 2001 г. стали: Китай (35,9% внешнеторгового оборота), Республика Корея (16,6%), Япония (16,5%), Сингапур (10,9%) и США (4,1%).Товарная структура внешней торговли Дальнего Востока за 1-е полугодие 2001 года выглядит следующим образом (см. табл.12):
Таблица 12Товарная структура экспорта и импорта за 1-е полугодие 2002 года (млн. долл.).
Источник: [4, с.30] Таким образом, начиная с 1992 года внешняя торговля Дальнего Востока развивалась особенно быстрыми темпами. К 2001 году объем внешней торговли увеличился в 1,7 раза по сравнению с 1992 годом. При этом внешняя торговля Дальнего Востока развивается циклически, и до настоящего времени регион ощутил 2 периода спада внешней торговли – в 1994 и 1998 годах, которые были вызваны как экономическими проблемами внутри страны, так и изменением конъюнктуры на внешних рынках. В силу географического расположения региона и исторически сложившихся экономических взаимоотношений во внешней торговле Дальнего Востока большую роль играет Азиатско-Тихоокеанский регион. Внешнеторговый оборот Дальнего Востока со странами АТР до 1998 г. занимал около 75% от общего товарооборота, после 1998 г. его доля стала увеличиваться и в 2001 году составила 89,7%. При этом динамика последних лет свидетельствует о том, что существует тенденция к росту объемов внешней торговли между регионами. Ведущими торговыми партнерами Дальнего Востока на протяжении долгих лет были Китай, Республика Корея, Япония и США. В последние годы, в четверку лидеров вошел Сингапур, отодвинув США на 5-е место. Динамика внешней торговли показывает, что доля экспорта в товарообороте растет, а импорта снижается. Вместе с тем в товарной структуре экспорта, несмотря на сохранение его сырьевой направленности, происходит увеличение доли машин, оборудования, различных приборов. В структуре импорта также произошли сдвиги в сторону уменьшения доли продовольственных товаров. Развитие внешней торговли в условиях рыночной экономики при несовершенном законодательстве и без надлежащего контроля привело к возникновению проблем, связанных с внешней торговлей на Дальнем Востоке. 2.2. Проблемы развития внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР По мере развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР, возникли проблемы, негативно влияющие на размеры внешней торговли между ними. Это: · низкая конкурентоспособность дальневосточной продукции; · преобладание в экспорте Дальнего Востока сырья; · криминализация бизнеса на территории Дальнего Востока; · нелегальный ввоз и вывоз товаров; · слабое развитие транспортных сетей; · нестабильное экономическое положение Дальнего Востока; · наличие таможенных барьеров; · различия в требованиях к стандартизации и сертификации товара; · исторически сложившиеся разногласия по вопросам принадлежности некоторых территорий Дальнего Востока. Одной из важнейших проблем, с которыми столкнулись дальневосточные предприятия, выходя на рынки стран АТР, стала низкая конкурентоспособность их продукции. При этом стоит отметить, что конкурентоспособность дальневосточной продукции уступает не только продукции зарубежных стран, но и продукции, производимой в других регионах России. Это связано с тем, что на Дальнем Востоке самая высокая энергоемкость производства, которая в совокупности с увеличением транспортных расходов приводит к удорожанию продукции. В результате снижаются экспортные поставки в АТР по ряду отраслей. Так, например, экспорт дальневосточной древесины постепенно замещается экспортом сибирской древесины, а среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, импортировавших древесину Дальнего Востока, остались лишь 4 – Япония, Китай, Республика Корея и Тайвань [24. С.13]. В силу исторически сложившихся условий для экспорта Дальнего Востока характерна сырьевая направленность, что привело к диспропорциям в отраслевой структуре дальневосточной экономики. Кроме того, это ставит развитие внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР в зависимость от мирового уровня цен на сырьевые товары. Между тем, практически во всех сегментах мировых рынков сырьевых товаров в последние годы наблюдается падение цен. Это вызвано крупными структурными и технологическими изменениями в экономике развитых и развивающихся стран. Особенно это относится к таким странам, как, например, Корея, Япония и США. Предприятия переходят на энергосберегающие технологии, утилизацию отходов и многократную переработку природных ресурсов. Для Дальнего Востока, экспортирующего в страны АТР в основном сырье, такая ситуация является крайне неблагоприятной. Предприятия стран АТР, экспортировавшие свою продукцию в дальневосточный регион, в первые годы после распада СССР также сталкивались с множеством проблем. Эти проблемы возникали в связи с экономическим кризисом, переходным состоянием российской экономики, политической нестабильностью, отсутствием правового обеспечения иностранной предпринимательской деятельности, несовершенством налоговой и таможенных систем, отсутствием коммерческой инфраструктуры. Это во многом тормозило развитие внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР, но не привело к полному уничтожению налаженных торговых связей. В настоящее время многие из этих проблем успешно решены, и доверие внешнеторговых партнеров по отношению к дальневосточным предприятиям в некоторой степени возросло. Одной из давних и трудно решаемых проблем, препятствующих продвижению внешнеторгового сотрудничества Дальнего Востока со странами АТР, является слабое развитие транспортных сетей. Сегодня плотность железнодорожных путей на Дальнем Востоке в 3,6 раз ниже, чем в среднем по стране. Автодорог с твердым покрытием меньше почти в 5 раз [7. С.30]. Это увеличивает время транспортировки товара, приводит к возникновению дополнительных издержек. В связи с этим для дальневосточного региона особую важность приобретает реализация Государственной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", которой предусмотрены различные проекты развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Еще одной давно существующей проблемой является проблема территориальных споров. Эта проблема является скорее политической, нежели экономической, но, тем не менее, косвенно она затрагивает и внешнеэкономические отношения. Здесь стоит выделить давний территориальный спор между Россией и Японией по поводу Южных Курил, а также разногласия по российско-китайским приграничным территориям. По словам губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, посетившего Японию в феврале 2001 года, в Японии уже не скрывают и открыто говорят, что решение вопросов экономического взаимодействия с российским Дальним Востоком напрямую связано с возвращением ей "северных территорий"[34]. Некоторые проблемы, возникающие с внешней торговлей Дальнего Востока со странами АТР, связаны с несовершенством законодательной базы. Торговые потоки между Дальним Востоком и АТР не контролируются должным образом. Так, например, челночная торговля, объемы которой достигают огромных размеров, в статистику по объемам внешнеторгового оборота не входит. Это уменьшает доходность бюджета, так как таможенные платежи в данном случае не взимаются. К подобного рода проблемам можно отнести браконьерство. В значительных объемах из Дальнего Востока вывозятся дикие растения и животные, некоторые из которых записаны в красную книгу. Наибольший спрос эта продукция находит в таких азиатских странах, как Республика Корея, КНДР и Япония [26. С.95]. Во многом это объясняется традициями данных стран, согласно которым дикие растения и животные широко применяются в медицине и просто при приготовлении пищи. Браконьерство затрагивает также рыбную отрасль. Рыбу вылавливают в гораздо больших количествах, чем это разрешено, и продают иностранным компаниям непосредственно в море. Увеличение браконьерства в данной отрасли во многом связывают с введением аукционов на продажу квот на вылов биоресурсов. Введение этих квот наряду с отменой в 2000 г. 50%-ой скидки на железнодорожный тариф при перевозке рыбы, а также неоднократным повышением его, буквально отрезало Дальний Восток от рынков сбыта в центральных и западных районах России и привело к росту цен на рыбопродукты[6. С.11]. В то же время близкие к Дальнему Востоку иностранные государства предлагают рыбакам более выгодные цены. Поэтому результатом введения квот стало занижение реального объема вылова. Рыбопродукты продаются нелегально по заниженным ценам в огромных количествах, что приводит к истощению водных биоресурсов и сокращению доходов в бюджет. Существуют также проблемы, которые могут возникнуть в перспективе в связи с вступлением России в ВТО. В частности, предвидится увеличение доли импорта на товарном рынке Дальнего Востока, в результате которого следует ожидать снижения ценовой конкурентоспособности дальневосточной продукции и ухудшения положения целого ряда отраслей. Наиболее устойчивое положение сохранится у предприятий оборонно-промышленного комплекса, особенно в области товаров военного назначения, так как спрос на них не изменится. Рыбная отрасль также не понесет существенных потерь. Могут прекратить свое существование дальневосточные судоремонтные предприятия. Сейчас многие судовладельцы производят ремонт судов за границей. Некоторых останавливает величина таможенных сборов, которые они вынуждены платить по возвращении судна из ремонта. В случае вступления России в ВТО этот сдерживающий фактор исчезнет, что для наших судоремонтных предприятий означает банкротство. Помимо этого, могут произойти существенные изменения в худшую сторону в сфере осуществления экспортно-импортных перевозок дальневосточными компаниями. На сегодняшний день на Дальнем Востоке основная часть экспортно-импортных перевозок осуществляется иностранными компаниями, и при вступлении в ВТО, дальневосточные перевозчики могут окончательно потерять рынок. Исходя из вышеизложенного, развитие внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР сопровождается наличием целого ряда проблем. Безусловно, вышеперечисленные проблемы не являются полным перечнем тех проблем, которые возникают при внешнеторговых отношениях Дальнего Востока со странами АТР. Существуют также такие проблемы, как применение дискриминационных мер по отношению к дальневосточным товарам, неустойчивое политическое и экономическое положение на Дальнем Востоке, которые имеют большое влияние на степень доверия иностранных партнеров к нашим предприятиям, и другие. Определить, насколько препятствует плодотворному сотрудничеству наличие той или иной проблемы довольно сложно, но все они в комплексе могут стать серьезным препятствием для дальнейшего развития внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР. Таким образом, наблюдая динамику внешней торговли Дальнего Востока с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона за последнее десятилетие, становится очевидным, что их взаимодействие растет. Однако, темпы роста внешней торговли между ними снижаются. Во многом это обусловлено наличием широкого спектра проблем, которые требуют незамедлительного их решения. Для этого необходимо искать новые пути в развитии внешнеторговых отношений, вносить изменения во внешнеторговую политику Дальнего Востока. Одной из причин снижения темпов роста внешнеторгового оборота между Дальним Востоком и АТР является преобладание в экспорте Дальнего Востока сырьевой продукции, в то время как цены на нее в мире имеют тенденцию к снижению. Для придания динамичности дальнейшему развитию внешней торговли региона необходимо наращивать в экспорте долю готовой продукции с высокой степенью переработки, для чего необходима реконструкция уже имеющихся предприятий и создание новых. В настоящее время государство не в состоянии обеспечить Дальний Восток достаточными финансовыми средствами, поэтому для осуществления поставленных целей необходимо привлечение иностранного капитала. На наш взгляд, сотрудничество дальневосточных предприятий с иностранными инвесторами в перспективе приведет к росту внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР. Глава 3. Перспективы развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР 3.1. Проекты развития внешней торговли Дальнего Востока России Активизация в 1990-х годах интеграционных процессов в Западной Европе побудила страны Азиатско-Тихоокеанского региона к усилению взаимодействия. Это выразилось не только в оживлении сотрудничества между странами- участницами АСЕАН, но и в создании новой группировки – Азиатско- Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), призванного реализовать идею экономической интеграции в рамках региона в целом. На сегодняшний день в АТЭС входит 21 государство, на которые приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема мировой внешней торговли и 40% населения земного шара [17. С.34]. Россия была принята в АТЭС в 1997 г. Тем не менее, ее участие в АТЭС остается незначительным – на долю стран АТЭС приходится около 10% внешнеторгового оборота России, а без учета США и Канады – всего 5%[10. С.36]. Этот показатель имеет тенденцию к росту. В 2001 г. товарооборот России со странами-участницами АТЭС увеличился на 10,4% и превысил 23,2 млрд. долл. США. Основными торговыми партнерами здесь стали США, Япония, Республика Корея и КНР[22. с.2]. Основной задачей АТЭС является создание открытой системы торгового сотрудничества с единым инвестиционным рынком без изменения политического устройства государств. Она предусматривает устранение ограничений в сфере прямых иностранных инвестиций, тарифных и нетарифных барьеров при осуществлении внешнеторговых операций. Немаловажным является тот факт, что интеграционные процессы здесь находятся на начальной стадии, и Россия представлена в их формировании как равноправный участник, что отвечает ее национальным интересам. Участники АТЭС стараются получить различные выгоды от участия в этой группировке. Такие страны, как США и Япония, которые являются экономически более развитыми, стремятся с помощью АТЭС укрепить свое положение в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Страны АТЭС с менее развитой экономикой, к которым относится и Россия, заинтересованы в разработке и внедрении проектов и программ, которые позволят им получить максимальную отдачу от глобализации мировой экономики. В рамках АТЭС регулярно проходят встречи, заседания, форумы, ярмарки с участием представителей правительства государств, региональных представителей и деловых кругов. Вопросы, обсуждаемые на этих встречах, так или иначе, затрагивают и интересы Дальнего Востока, который представляет интересы России в АТР. Близость дальневосточного региона к странам АТР обусловливает широкие перспективы экономического сотрудничества между регионами в области энергетики, развитии транспортных связей, эксплуатации морского шельфа. Наибольшее значение для дальневосточного региона имеют инвестиционные ресурсы стран АТЭС. Дальнему Востоку необходимы дополнительные источники финансирования для подъема экономики, для строительства новых предприятий и расширения старых в экспортоориентированных отраслях. Поднятие промышленности региона до должного уровня, наращивание экспорта готовой продукции с высокой степенью переработки позволит увеличить внешнеторговый оборот Дальнего Востока и таким образом обеспечить стабильные поступления финансовых ресурсов, так необходимых региону. С целью привлечения инвестиций в экономику Дальнего Востока российской стороной было предложено провести во Владивостоке ярмарку и симпозиум по вопросам инвестиций. В сентябре 2002 г. во Владивостоке состоялся форум АТЭС, редкое по своим масштабам мероприятие для Дальнего Востока. На форуме обсуждались такие вопросы, как изменение валютного законодательства, упрощение валютно-экспортного контроля, налогообложения предприятий, ведущих инвестиционную деятельность и другие аспекты экономического взаимодействия партнеров. Со стороны Дальнего Востока были представлены приоритетные для него проекты в области транспорта, телекоммуникаций, развития топливно- энергетического комплекса, туризма, освоения и переработки биоресурсов, создания зон торгового сотрудничества. Наиболее перспективным представляется торгово-экономическое сотрудничество в развитии транспортной инфраструктуры. Если говорить о развертывании транспортной сети на Дальнем Востоке, то это такие проекты как строительство железной дороги из Приморья в южнокорейский порт Пусан, мост между островом Сахалин и Японией, а также строительство тоннеля к Сахалину[16. С.33]. Использование железнодорожного пути при перевозке грузов из АТР в Европу снизит транспортные расходы на 15-20% по сравнению с транспортировкой морским путем[32]. Для Дальнего Востока реализация данного проекта означает увеличение грузопотока через его территорию, что принесет существенные прибыли. В развитии торговых отношений между странами АТР (особенно Китаем) и Дальним Востоком немаловажную роль сыграет реализация представленного на форуме АТЭС совместного проекта о создании приграничного торгово-экономического комплекса "Пограничный-Суйфэньхе". Российская сторона выделяет под него 300 га на границе, китайская – 153 га. Строительство будет проходить в три этапа и должно начаться уже в скором времени [18. С.25]. В рамках государственной политики, направленной на изменение структуры российского, и, в частности, дальневосточного экспорта в сторону увеличения поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости, на территории комплекса планируется создать экологически чистые производства. Так как для России реализация данного проекта имеет федеральное значение в силу своей принадлежности к внешнеполитическому курсу, направленному на стратегическое партнерство с КНР, то можно сказать, что степень реализации этого проекта довольно высокая. Экспортное производство обеспечивает значительную часть денежных поступлений Дальнего Востока. В то же время оно представлено в основном товарами с низкой степенью переработки и небольшой добавленной стоимостью. Поэтому были разработаны программы по импортозамещению и развитию экспортных отраслей с применением современных технологий. Некоторые проекты по созданию продукции с применением высоких технологий и высокой добавленной стоимостью также были представлены на форуме. Несколько проектов, представленных на форуме, относились к развитию энергетической инфраструктуры, освоению месторождений и газа на Дальнем Востоке. Значимыми для дальневосточной экономики являются проекты, связанные с модернизацией комплекса по добыче и переработке морских биологических ресурсов и рыбодобывающего флота, развитием искусственного воспроизводства сырьевой базы ценных пород рыб. Приморский край представил на форуме 88 инвестиционных проектов, среди которых строительство линий электропередач из Владивостока в КНДР и строительство АЭС на юге Дальнего Востока, изготовление платформ для морского шельфа по проекту "Сахалин-2" и другие. Более 30 проектов были представлены Камчатской областью. По мнению губернатора Приморского края Сергея Дарькина, на форуме были заключены контракты на миллионы долларов [22. С.2]. Помимо проектов, представленных на форуме АТЭС во Владивостоке, существуют и другие проекты, касающиеся развития международного сотрудничества Дальнего Востока со странами АТР. Во многом это проекты напоминают компенсационные соглашения, которые заключались еще в 60-70-е гг. между Дальним Востоком и некоторыми странами АТР (например, с Японией) по освоению природных ресурсов в регионе. Среди недавно заключенных проектов с привлечением иностранного капитала можно выделить крупные инвестиционные проекты США и Малайзии в лесной промышленности, сахалинские нефтегазовые проекты по освоению шельфа, проект использования восточносибирских и южноякутских месторождений природного газа и другие. Наличие подобных долгосрочных проектов говорит о развитии стабильного и долговременного международного сотрудничества, о наличии возможностей для привлечения иностранных инвестиций для реализации проектов. Рейтинг Дальнего Востока по абсолютным преимуществам для иностранных инвесторов представлен в таблице 13:
Таблица 13Абсолютные преимущества отдельных стран в АТР.
*ранг 4 показывает наличие максимальных преимуществ, 1 – минимальных. Источник: [27. с.81] Хотя рейтинг дальневосточного региона уступает некоторым странам, он не сильно отличается от рейтингов НИС и АСЕАН, с Австралией и Новой Зеландией он одинаков. При этом Дальний Восток имеет абсолютное преимущество по уровню обеспеченности природными ресурсами. Имеются также предпосылки для развития высоких технологий. В свою очередь развитые страны, Япония и США, обладают значительными финансовыми средствами и высокотехнологичным производством. Следовательно, сотрудничество России со странами АТР в рамках АТЭС создает перспективы для привлечения иностранных инвестиций для реализации проектов на Дальнем Востоке. Существует целый перечень проектов, реализация которых принесет региону значительные прибыли в будущем и усилит экспортную специализацию региона (см. табл. 14).
Таблица 14Разработка и реализация проектов экспортной направленности.
Источник: [29. с.87] Дальний Восток может превратиться в крупнейшего экспортера нефти, природного газа, угля и электроэнергии. Это должно быть достигнуто за счет увеличения производства основных видов продукции ТЭК в результате ввода в эксплуатацию новых производственных объектов. В рыбной промышленности планируется строительство ряда новых рыборазводных заводов, создание предприятий марикультуры и развитие береговых рыбообрабатывающих производств. В лесной промышленности должна увеличиться доля переработки древесины. Наиболее реальными и перспективными проектами являются проекты в области энергетики. Создание электроэнергетических линий (например, "Южная Якутия – Сахалин – Япония", "Приморский край – КНДР – Республика Корея") позволит в перспективе экспортировать до 60 млрд. КВт/час. в год [29. С.84]. В создании единой энергетической системы заинтересован и Китай. Совместное использование нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока, сооружение сети нефте- и газопроводов, строительство мощных сверхдальних линий электропередач приведет к созданию и развитию единой инфраструктуры для Дальнего Востока и АТР. Перспектива увеличения грузопотока между Дальним Востоком и странами АТР создает необходимость развития транспортной инфраструктуры. Среди наиболее перспективных проектов в этой сфере можно выделить проект о соединении Транссибирской магистрали с Корейской железной дорогой. Проект "Транссиб – Транскорея" дает около 30% экономии во времени при трансконтинентальной транспортировке грузов по сравнению с морскими перевозками [31]. Реализация этого проекта вопрос уже практически решенный, уточняются последние детали. Стоит отметить еще такой проект развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока с АТР, как создание Российско-Корейского промышленного комплекса на территории СЭЗ "Находка" (РКИК). По оценкам корейской стороны на территории РКИК могли бы развернуть свою деятельность около 200 фирм и компаний. Большая доля в общем объеме производства продукции на территории Комплекса приходилась бы на продукцию текстильной промышленности (годовой объем производства около 350 млн. долл. США), бытовую электронику (около 350 млн. долл.), изделия машиностроительного производства (115 млн. долл.), химической (102 млн. долл.) и пищевой промышленности (92 млн. долл.). Ориентировочная доля экспорта для всех перечисленных производств должна составить не менее 50% [31]. Таким образом, дальневосточный регион пытается модернизировать свою экономику. Основной составляющей предстоящих изменений является идея создания прочной базы экспортоориентированных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Учитывая состояние российской экономики в целом, государство в настоящее время не может выделить средства, достаточные для реализации поставленной задачи. В связи с этим, очень благоприятным и перспективным видится участие России в Азиатско-Тихоокеанском Сообществе, некоторые страны которого обладают значительными возможностями для направления инвестиций в экономику других стран, и в том числе России. Прошедший в сентябре 2002г. во Владивостоке форум АТЭС показал заинтересованность иностранных инвесторов в реализации некоторых проектов, готовность вкладывать средства в экономику дальневосточного региона. Безусловно, осуществление подписанных соглашений принесет доходы Дальнему Востоку, поможет сформировать промышленную базу, основанную на производстве товаров высокой переработки. Это в свою очередь приведет к наращиванию экспорта высокотехнологичных товаров. Расширение торговых связей со странами АТР и в частности СВА будет способствовать укреплению преимуществ Дальнего Востока в рыбной, лесной, горнодобывающей промышленности, в ТЭК, а также привлечению необходимых региону финансовых ресурсов и новейших технологий. Сотрудничество Дальнего Востока с азиатско-тихоокеанскими странами будет взаимно плодотворным. Со стороны государства необходимо всецело поддерживать развитие внешнеторговых отношений, создавать благоприятные условия для иностранных инвесторов и для деятельности предприятий, занимающихся ВЭД на Дальнем Востоке. 3.2. Пути совершенствования внешнеторговой политики Дальнего Востока Развитие Дальнего Востока России и его вовлечение в систему международных отношений АТР является, как уже говорилось выше, одним из направлений внешнеэкономической политики России, направленной на интеграцию в мировое хозяйство. Следовательно, основной целью дальнейшего развития внешней торговли Дальнего Востока является содействие развитию экономики региона, а также интеграции экономики России через ее дальневосточный регион в АТР. Чтобы достичь обозначенной цели государство должно всецело поддерживать Дальний Восток с точки зрения финансирования, проводить внешнеэкономическую политику, основанную на принципах экспортной ориентации. Внешнеторговая политика должна быть направлена на стимулирование экспорта, рационализацию импорта, эффективное использование прямых иностранных инвестиций, расширение рынков сбыта. Это позволит увеличить экспортный потенциал региона, улучшит положение экспортоориентированных отраслей. Основным принципом внешнеторговой политики Дальнего Востока должно стать всемерное содействие экспорту с целью его наращивания. Это в свою очередь может послужить дополнительным источником финансирования экономического развития региона. Реализация принципов экспортоориентированной политики должна осуществляться с помощью следующих методов [28. С.33]: · финансовая поддержка проектов, направленных на развитие и модернизацию экспорта; · предоставление субъектам Дальнего Востока права распоряжаться частью фискальных доходов, получаемых от внешней торговли на их территории; · субсидирование производителей экспортной продукции путем частичного возврата импортных пошлин на приобретаемую ими продукцию в целях увеличения объемов производства и экспорта; · стимулирование получения максимальной прибыли путем предоставления налоговых льгот, освобождения или отсрочки для создания высокотехнологичных экспортоориентированных производств. Данные методы предусмотрены Президентской программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. Предполагается, что интенсивное развитие внешнеэкономических связей и реализация проектов международного сотрудничества позволят увеличить объем экспорта Дальнего Востока к 2005 г. почти вдвое. В 2006-2010 гг. интенсивный рост экспорта продолжится и к 2010 г. его объем составит около 11500 млн. долл. США[28. С.34]. К методам стимулирования развития экспортных отраслей можно также добавить дифференциацию экспортной политики по территориям Дальнего Востока, выделение приоритетных районов и отраслей для осуществления проектов ускоренного развития экспорта. Первоначальная ориентация на развитие сырьевой направленности экспорта является оправданной, так как наращивание экспорта в этой области является практически единственным источником финансовых ресурсов, необходимых для развития Дальнего Востока и в дальнейшем для структурной перестройки промышленного производства в регионе. Поэтому одним из приоритетных направлений региональной политики должно быть содействие наращиванию экспортного потенциала в экспортоориентированных отраслях – топливной, лесной, рыбной, горнодобывающей. В связи с этим целесообразным является создание на Дальнем Востоке целевых фондов для поддержки экспорта, в основе финансирования которых предполагается использовать как средства из региональных бюджетов, так и около 15-20% фискальных доходов, получаемых от внешней торговли на их территориях[29. С.85]. Средства целевых фондов для поддержки экспорта должны направляться на: 1) финансирование наиболее перспективных проектов, с точки зрения сроков их окупаемости и возможных объемов экспорта; 2) освобождение предприятий от уплаты налога на прибыль в региональные бюджеты на величину соответствующих сумм, в случае реинвестирования ими прибыли на создание высокотехнологичных экспортоориентированных производств; 3) предоставление льготных кредитов на развитие экспортных производств; 4) субсидирование производителей экспортной продукции. По мере наращивания экспортного потенциала сырьевых отраслей, основным направлением экономической политики должно становиться создание экспортных производств с высокой степенью переработки. Это позволит расширить номенклатуру товаров, поставляемых на экспорт и, соответственно, увеличить стоимостной объем экспорта. Необходимо создавать условия для привлечения иностранных инвестиций. В рамках Президентской программы это предполагается достигнуть через: · восстановление для предприятий с участием иностранного капитала части льгот, существовавших на территории Дальнего Востока в конце 80-х – начале 90-х гг. · создание Дальневосточного банка международного сотрудничества · создание сети локальных зон экономического и технологического развития с введением дифференцированных льготных режимов функционирования капиталов. Помимо развития экспортоориентированных отраслей должно уделяться внимание и импортной политике на Дальнем Востоке. Ее основной задачей является рационализация структуры импорта за счет увеличения в нем доли инвестиционных товаров, новых для региона технологий, необходимых для усовершенствования экспортных производств. Для этого предполагается предоставление налоговых льгот и других поощрений импортерам инвестиционных товаров и технологий, которые имеют важное значение для экономики региона. Причем подобные льготы должны распространяться как на национальные предприятия, так и на предприятия с участием иностранного капитала. В то же время, движение импортных потоков не должно происходить стихийно, а быть регулируемым процессом. В этом смысле линия на последовательную либерализацию внешней торговли не должна сопровождаться полным отказом от нетарифного регулирования импорта на региональном уровне. Вместе с тем, по мере решения задач рационализации структуры импорта, акцент в регулировании последнего должен смещаться в сторону тарифных и налоговых регуляторов. К методам совершенствования внешнеторговой политики можно отнести также ужесточение борьбы с контрабандной торговлей, браконьерством, ослабление влияния криминальных структур в бизнесе, наращивание научно-технического потенциала с целью внедрения научных достижений в производство, обучение квалифицированных специалистов за рубежом с целью приобретения опыта и применения его на наших промышленных предприятиях и другие. Таким образом, новая стратегия России в отношении развития Дальнего Востока является не только одним из факторов динамичного развития внешней торговли в регионе, но и одной из причин возникновения проблем, связанных с ней. Это привело к уточнению приоритетов во внешнеторговой политике на Дальнем Востоке, отвечающим как интересам России, так и интересам дальневосточной промышленности. В Президентской программе развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. обозначены основные пути совершенствования внешнеторговой политики на Дальнем Востоке. По мере реализации этой программы будет усиливаться экспортный потенциал Дальнего Востока, что будет способствовать увеличению доходной части бюджетов в регионе, созданию новых рабочих мест и в итоге приведет к повышению уровня жизни населения. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что внешнеторговые отношения Дальнего Востока со странами АТР имеют широкие перспективы развития. Это обусловлено заключением множества совместных проектов, реализация которых приведет к усилению торгового сотрудничества между странами АТР и российским Дальним Востоком, а также проведением целенаправленной внешнеторговой политики России, предусматривающей развитие экспортных производств с целью наращивания экспорта продукции высокой степени переработки. Рационализация импорта, увеличение в нем наукоемкой, высокотехнологичной продукции позволит в более короткие сроки достичь указанной цели. По мере развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР при одновременном проведении политики, направленной на повышение уровня жизни в регионе, будут преодолеваться экономические и социальные проблемы, препятствующие динамичному развитию экономики Дальнего Востока. Заключение В результате проведенного исследования было выявлено, что развитие экономики Дальнего Востока во многом зависит от внешнеторговых отношений региона со странами АТР. Это объясняется тем, что государство в настоящее время не может выполнять обязательства по финансированию региона в полном объеме. Поэтому развитие внешней торговли, и в частности экспорта, имеет для Дальнего Востока существенное значение, помогая преодолевать трудности, возникающие в социально-экономической сфере. Развитие внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР во многом обусловлено отдаленностью его от центра страны, чему в большой степени способствуют выгодное географическое положение и обеспеченность природными ресурсами. В последнее время дополнительным фактором, влияющим на динамичное развитие внешнеторговых отношений между Дальневосточным регионом и АТР, является новая внешнеэкономическая политика России, направленная на расширение экономических связей со странами этого региона с целью интеграции национальной экономики в экономическую систему АТР. Анализ динамики внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР показал, что существует тенденция к росту объемов внешней торговли между регионами. Ведущими торговыми партнерами Дальнего Востока в АТР на протяжении долгих лет были Китай, Республика Корея, Япония и США. Со второй половины 90- х в четверку ведущих партнеров вошел Сингапур, отодвинув США на пятое место. Динамика внешней торговли за последние годы показывает, что доля экспорта в товарообороте растет, а импорта снижается. В месте с тем, в товарной структуре экспорта, несмотря на сохранение его сырьевой направленности, происходит увеличение доли машин, оборудования, различных приборов. В структуре импорта также происходят сдвиги в сторону уменьшения доли продовольственных товаров. Несмотря на то, что взаимодействие Дальнего Востока со странами АТР растет, темпы роста межрегиональной торговли снижаются. Во многом это обусловлено наличием широкого спектра проблем, которые требуют незамедлительного решения. В связи с этим необходимо искать новые пути сотрудничества, предпринимать меры по совершенствованию внешнеторговой политики на Дальнем Востоке. Одной из основных причин замедления темпов роста внешнеторгового оборота между АТР и Дальним Востоком является преобладание в экспорте Дальнего Востока сырьевой продукции. Поэтому для придания динамичности дальнейшему развитию внешней торговли региона необходимо наращивать в экспорте долю готовой продукции с высокой степенью переработки. В связи с этим планируется модернизация многих предприятий, создание новых производств экспортной направленности, разработаны некоторые проекты, способствующие увеличению экспортного потенциала Дальнего Востока. Так как государство не в силах обеспечить регион достаточными финансовыми ресурсами, очень благоприятным и перспективным для Дальнего Востока видится участие России в интеграционных объединениях стран АТР, например в АТЭС. Некоторые страны-участницы АТЭС обладают значительными возможностями для вкладывания инвестиций в экономику других стран, и в том числе российского Дальнего Востока. Таким образом, реализация проектов торгово-экономического сотрудничества между Дальним Востоком и АТР приведет к созданию прочной экспортоориентированной базы, привлечению необходимых региону финансовых ресурсов и новейших технологий. В совокупности с реализацией Президентской программы развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г., это будет способствовать увеличению поступлений в бюджет, созданию благоприятных условий для развития экономики Дальнего Востока, и в конечном итоге, повышению уровня жизни населения. Список литературы: 1. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 503 с. 2. Шлык Н. Л., Катков Г.А. Все флаги в гости. – Дальневосточное книжное издательство, 1987. – 175 с. 3. Шлык Н. Л. Внешнеэкономические связи на Дальнем Востоке. – М.: Сов. Россия, 1989. – 152 с. 4. Экономические и социальные индикаторы по Приморскому краю в сравнении с другими регионами Дальнего востока и Читинской областью на 1 июля 2002 года. 5. Абазов Р. Политика России в АТР: смена парадигм// Мировая экономика и международные экономические отношения. 1997. – №2. 6. Ардальянова Е. Конец большой рыбы// Дальневосточный капитал. – 2002. – №1. 7. Борисов О. Противоречия и контраст региона// Экономика и жизнь. – 2002. – №35. 8. Бурый А. Реформы на Дальнем Востоке и развитие международного сотрудничества// Проблемы Дальнего Востока. – 1996. – №4. 9. Бурый А. Межрегиональная ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье" и интеграция российского Дальнего Востока в АТР// Проблемы Дальнего Востока. – 1998. – №5. 10. Внешнеэкономический комплекс России – проблемы и перспективы// Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2001. –№5. 11. Внешняя торговля Дальнего Востока России// Внешняя торговля. 1998. – №1-3. 12. Воропай Н. И., Санеев Б. Г. Перспективы международной энергетической корпорации в Северо-Восточной Азии// Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2002. – №1. 13. Гарусова Л. Н. Российско-американская торговля на Дальнем Востоке: американский продовольственный импорт (90-е гг. 20 в.) // Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2002. – №1. 14. Горчаков В. В., Кирсанов В. А., Свинухов В. Г. Торговля Дальнего Востока России и КНР, осуществляемая через пограничные переходы// Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2000. – №4. 15. Дегтярева А. Япония сокращает импорт древесины// Дальневосточный капитал. – 2002. – №3. 16. Дробышева И. Мы можем сделать форум максимально эффективным для народов АТЭС// Дальневосточный капитал. – 2002. – №5. 17. Дробышева И. Успех форума АТЭС во Владивостоке запрограммирован// Дальневосточный капитал. – 2002. – №8. 18. Дробышева И. Приморье – на перекрестке стратегических интересов// Дальневосточный капитал. – 2002. – №9. 19. Итоги внешнеэкономической деятельности предприятий Дальневосточного региона за 1999 г.// Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2000. – №1. 20. Итоги внешнеэкономической деятельности предприятий Дальневосточного региона за 2000 год// Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2001. – №1. 21. Итоги внешнеэкономической деятельности предприятий Дальневосточного региона за 2001 г.// Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2002. – №1. 22. Итоги форума АТЭС во Владивостоке// БИКИ. – 2002. – №107. 23. Караваев В. Стратегия регионального развития и сотрудничества: взгляд с Дальнего Востока// Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2000. – №2. 24. Конкурентоспособность экономики российского Дальнего Востока на рынках Северо-Восточной Азии// Вестник ДВО РАН. – 2000. – №6. 25. Лазыкин А. Прямое и приграничное торгово-экономическое сотрудничество// Проблемы Дальнего Востока. – 1994. – №5. 26. Ляпустин С. Н. Незаконный оборот частей диких животных и растений Дальнего Востока, применяемых в традиционной восточной медицине// Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2002. – №4. 27. Минакир П. А. Внешнеэкономическое сотрудничество на Дальнем Востоке России// Регион: экономика и социология. – 2000. – №1. 28. Минакир П. А. Перспективы интеграции Дальнего Востока и Забайкалья в Азиатско-Тихоокеанский регион// Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2001. – №4. 29. Минакир П., Даваева Е. Российский Дальний Восток и Забайкалье: программа международного экономического сотрудничества// Проблемы Дальнего Востока. –2002. – №1. 30. Матяш В. Н. О месте и роли России в АТР на рубеже столетий// США – экономика, политика, идеология. 1996. – №9. 31. http://personal.primorye.ru/dal/korea.htm 32. http://itogi.ru/paper2002.nsf/article/itogi_2002_09_14_5048html 33. http://dvtu.vladivostok.ru/make.htm 34. http://economer.khv.ru/content/n031/region 35. http://www.adm.khv.ru/Invest2.nsf)b66f Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|