РУБРИКИ

Лекция: Экономическая теория

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Экономическая теория

противостояния работодателей и наемных работников.

Для США характерен незначительный антагонизм между управленческим аппаратом и

рядовыми работникам. Эта незначительность антагонизма объясняется тем фактом,

что предприниматели, совершенствуя систему оплаты труда и организации

производства в целом, стремятся не допускать снижения заработной платы

рабочих, регулируют отношения с профсоюзами на основе коллективных договоров,

других соглашений, способствующих решать экономические вопросы с позиций

взаимных интересов. Идеология социального партнерства, существующая в странах

с рыночной экономикой, во многом поучительна и эффективна, она является

альтернативной идеологии классовой борьбы и показала свою жизнеспособность.

Этот вопрос экономической политики государства будет рассмотрен специально.

3. Циклический характер производства и экономический рост производства.

Возможности экономического развития получают полный простор для своей

реализации, если снимаются ограничения в наращивании спроса, предложения и

распределения материальных благ в обществе. Но поскольку в отечественной

действительности существует множество ограничений в использовании основных

факторов производства, необходимо так использовать производственный

потенциал, чтобы все ограничения в спросе и предложении, в использовании

экономических ресурсов находились в состоянии возможного равновесия. Имеется

в виду, что прирост производственного потенциала реализуется в том случае,

если совокупные расходы увеличиваются в такой степени, чтобы поддерживать

состояние полной занятости рабочей силы в обществе, а дополнительные ресурсы,

вводимые в оборот должны использоваться наиболее эффективно, что выражается в

увеличении выпуска дополнительной продукции с меньшими издержками. В этом

случае цены на товары и услуги будут доступны для потребителей, что создает

условия для повышения спроса и роста объемов производства.

Экономический рост можно определить как рост реального национального продукта

или как рост реального национального продукта на душу населения.

Экономический рост определяется следующими факторами:

1) ростом количества и качества природных ресурсов страны,

2)количеством и качеством трудовых ресурсов,

3) ростом капитальных вложений,

4) передовой технологией.

Факторы предложения и спроса, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны.

К примеру, безработица замедляет темпы накопления капитала, поскольку

снижается объем производства из-за низкой покупательной способности

населения. Снижение накопления капитала, в свою очередь, ограничивает

возможность предприятий иметь достаточные средства на исследовательские

работы. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений

могут стать основной причиной роста безработицы.

Однако среди всех факторов и условий, обеспечивающих экономический рост,

главное место занимает рост производительности труда. Под производительностью

труды обычно понимается количество материальных благ и услуг произведенных в

определенный отрезок времени, или обратный покупатель, - количество

общественного времени, потраченного на единицу произведенного товара или

услуг.

Исходя из указанного, увеличение реального продукта и дохода в обществе может

осуществляться двумя основными способами: путем вовлечения большего объема

ресурсов и путем более производительного их использования. Если этот процесс

рассматривать с позиций трудозатрат, то можно сказать, что реальный ВНП в

любое время определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на

количество выработанных товаров на одного занятого работника по формуле

ВНП=число отработанных человеко-часов х производительность труда (количество

произведенных товаров в течение одного часа в денежном выражении). Конечно,

здесь речь идет о средних величинах числа отработанных человеко-часов и ценах

товаров, произведенных в течение часа одним человеком.

Сама производительность труда находится под влиянием таких факторов, как

технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и

эффективность распределения сил на производстве в сочетании с научной

организацией и управлением хозяйственной деятельностью.

Укоренившиеся взгляды на роль и значение производительности труда как

главного условия прогрессивного развития общества в последнее время

подвергаются сомнению и критике.

Это сомнение и критика в первую очередь характерна для экономистов и

политиков стран, где достигнут высокий уровень благосостояния народа.

В основе этих сомнений лежит ряд серьезных аргументов. Против экономического

роста выдвигаются следующие возражения: загрязнение окружающей среды,

расслоение населения и стран на богатых и бедных, проблемы распределения

богатства среди бедствующих слоев населения. Экономический рост в одних

странах и отсталость в развитии других стран создает антагонистические

противоречия в плане хищнического использования сырьевых ресурсов стран с

отсталой экономикой и т.д. Общечеловеческие моральные принципы подвергаются

ударам, результаты которых становятся непредсказуемыми, так как среди людей

растет беспокойство, неуверенность, разочарование “неверие в политические

декларации господствующих элит в богатых” и бедных странах.

На все эти возражения следует ответить исходя из объективных реалий, из

объективных требований экономического развития, из объективной значимости

экономического роста и его основы, каковой является производительность труда.

Человеческая цивилизация и культура потому и существует, что общество в своем

развитии находило возможности создавать все более и более благоприятные

условия для творчества народных масс, посредством изменения технического и

экономического уклада жизни. Сама культура является материализацией

творчества людей в самых различных областях общественной жизни. Люди могут

заниматься самым различным видом деятельности благодаря тому, что в обществе

созданы соответствующие предпосылки экономического свойства, т.е. при более

высоком уровне производительных сил в обществе человек может отдавать

производству только часть своего времени, другую часть он может иметь в своем

распоряжении только в том случае, если время труда во имя добычи,

производства средств существования не будет поглощать все его время активной

жизнедеятельности. В этом случае возникают условия для образования,

приобретения знаний, которые развивают потенциальные его способности. Кроме

этого, высокий уровень производительности труда в сферах материального

производства становится условием развития сфер услуг в части дальнейшего

более производительного труда по основному виду профессиональной

деятельности, до приобщения к другим видом творческой жизнедеятельности.

Но коль скоро экономический рост желателен с одной стороны, и нежелателен с

точки зрения других сторон, о которых было сказано раньше, возникает вопрос:

каким образом государство может регулировать эти процессы, стимулировать одни

тенденции и глушить другие.

Конечно, осуществление необходимой политики стимулирования экономического

роста нуждается в соответствующем теоретическом обосновании направлений мер,

необходимых для решения поставленных задач.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост с позиций действия законов спроса

и предложений. Низкие темпы роста объясняются неадекватным уровнем

совокупности расходов, что сдерживает необходимый прирост ВНП. Для

стимулирования спроса, по их мнению, правительство должно обеспечивать

соответствующие закупки товаров общественных потребностей, рост инвестиций.

При этом высокий уровень капиталовложений не должен превышать роста инфляции,

то есть при определенных условиях должны вступать в силу ограничения

правительственных расходов и потребления.

В противоположность Кейнсианской существует теория, основанная на идее

предложения, то есть делается упор на факторы, повышающих потенциал данной

экономической системы. Для решения проблем предлагается снижать налоги на

прибыль, что позволяет предпринимателям увеличивать инвестиции. В этом же

направлении обосновываются требования стимулировать трудовые усилия мелких и

средних бизнесменов по развитию своего производства.

Есть и другие направления экономической теории, связанные в основном с

раскрытием особой экономической роли государства, как фактора влияющего на

совершенствование отраслевой структуры. Правительство, по их мнению, могло бы

принять меры, способствующие развитию высокопроизводительных отраслей, с

высокой наукоемкой продукцией, что обеспечило бы перемещение ресурсов из

низко производительной отрасли в высокопроизводительные. В самых различных

вариантах предлагаются варианты идеи связанные со стимулом повышения научно-

технического прогресса, повышение образования и качества рабочей силы.

4. Экономический рост в свете теорий занятости

Ведущие экономисты XIX века, к числу которых мы в первую очередь относим

классиков буржуазной политической экономики, считали, что рыночная система

сама может обеспечивать полное использование ресурсов в экономике,

обеспечивать полное использование ресурсов в экономике обеспечивая

поступательное и прогрессивное развитие общества. При этом классики

экономической теории допускали возможность обострений экономического

положения вызываемых войнами, политическими переворотами, биржевыми

кризисами, спадом производства т.п. Но при этом доказывалось, что все

неблагоприятные обстоятельства в экономическом развитии преодолеваются

автоматически силами саморегулирования, присущими рыночной экономике. При

этом частный капитализм, по их мнению, способен обеспечить постоянную и

полною занятость. Этот вывод основывается на законе эластичности цен и

заработной платы, то есть если растут доходы, то и увеличивается потребление

товаров. А сам доход соответствует в равной величине стоимости произведенных

товаров.

Коль скоро возникает спрос на товары вследствие роста доходов, то

производство будет постоянно развиваться по восходящей линии и

перепроизводство невозможно. Положение дел не ухудшалось и тогда, когда доход

превращался в сбережения, то есть спрос откладывался на определенное время,

когда полученные средства в виде дохода (заработная плата, прибыль)

накоплялись в банках на специальных счетах. В этом случае денежный рынок

автоматически приводит к снижению процента ставки, что создает более

благоприятные условие для заимствования средств с целью их инвестирования.

Согласно этой теории занятости, даже если и произойдет временное сокращение

общих расходов, то оно будет компенсировано стимулом цен и заработной платы,

так как реальный объем производства, занятости и реальный доход не снизятся.

В этих условиях само вмешательство государства в экономические процессы может

нанести вред. Логика рассуждений подобного вида обосновала экономическую

политику невмешательства в дела предпринимателей.

Кейнсианская теория занятости отвергает положение о том, что ставка процента

уравнивает сбережения и инвестиции, поскольку считается, что субъекты

сбережений и инвесторы представляют совершенно разные группы, осуществляющие

сбережения и инвестиции. И эти процессы часто не имеют отношения к величине

ставки процента. Кроме того, вследствие изменений в величине денег на руках у

населения и ссудах, предоставляемых банками и другими финансовыми

учреждениями, предложение средств может превысить или быть меньше текущих

сбережений, в связи с тем, что сбережения и инвестиции не равны.

Центральный пункт системы взглядов Кейнса — так называемый

принцип эффективного спроса, с которым Кейнс связывает сущность своей теории.

Кейнс исходит из того, что ключевой проблемой капиталистического

воспроизводства является емкость рынка, возможность его расширения в

соответствии с увеличением производства товаров. Такая постановка вопроса тесно

связана с критикой ранее обозначенных взглядов экономистов о том, что рынок сам

регулирует производство и спрос (теория Сэя). Кейнс утверждает, что капитализм

автоматически не восстанавливает равновесие, отсюда делается верный вывод о

необходимости государственного регулирования, о чем было сказано в предыдущем

параграфе данного учебного пособия.

Сущность кейнсианского принципа эффективного спроса сводится к провозглашению

необходимости всемерного увеличения неограниченного спроса в современных

условиях господства системы монопольных цен, что равнозначно поискам путей

расширения рынка при непременном условии обеспечения монопольно высоких

прибылей бизнесменов, то есть той прибыли, которая превосходит так называемую

нормальную прибыль по терминологии экономистов стран с развитой экономикой.

Только при допущении такой предпосылки спрос становится по настоящему

эффективным для крупного капитала. В теориях экономистов Запада категории

"спроса" и "дохода" отождествляются, что с практической точки зрения делает

более понятной логику объяснения взаимодействия доходов и спроса на данную

величину цен соответствующих товаров.

Недостаток, "эффективного спроса", то есть его отсутствие ведут к сокращению

производства, появлению кризисных явлений, безработицы, низких темпов роста

производства и т.п. Среди этих последствий вопрос безработицы, то есть

проблемы занятости занимает важное место в теории Кейнса. Он писал: "Конечная

цель нашего анализа — установить, чем определяется уровень занятости. Уровень

занятости устанавливается предпринимателем под влиянием стремления довести до

максимума его нынешнюю и будущую прибыль" (см. Кейнс Д.М. Общая теория

занятости, процента и денег. М. 1948 с. 74)

Проблема полной занятости интересует экономистов Запада с двух сторон: во-

первых, определить путь наиболее эффективного функционирования

капиталистического производства, во-вторых, обосновать конечную социальную

перспективу между предпринимателем и рабочими.

Под полной занятостью в кейнских работах понимается так называемая

безработица, уровень которой колеблется между 3% – 6% от общего числа

занятых. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в работах представителей

левого кейнсианства и других направлениях экономической теории стран с

рыночной экономикой.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику совокупному спросу.

2. Как влияет уровень цен на товары и услуги на спрос и каким образом уровень

процентной ставки определяет спрос на инвестиционные товары?

3. Основные факторы влияющие на увеличение совокупного предложения.

4. Экономический рост производства и факторы его определения.

5. В чем главная идея Кейнса в обосновании теорий экономического роста?

Тема VIII

Деньги, банковское дело и денежная политика

1. Деньги, их роль в обороте

Деньги представляют собой товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, то

есть такого товара, который выражает стоимость всех других товаров и

обмениваемый на любой из них. С развитием товарного производства роль

всеобщего эквивалента закрепилась за благородными металлами (золотом,

серебром), ставшими деньгами, а потом бумажными деньгами, которые заменяют в

обращении действительные деньги.

Основными функциями денег в развитом рыночном хозяйстве являются: меры

стоимости, средства обращения, сокровище, средства платежа, всемирные деньги.

Функции денег следует отличать от масштаба цен. Масштабом цен называются

количество золота или серебра принятое в стране за денежную единицу и ее

кратные части. Денежная единица любой страны может служить для измерения и

выражения цен всех товаров. Денежное выражение стоимости товаров является

ценой соответствующего товара. Сама цена складывается стихийно и колеблется

вокруг стоимости в простом товарном производстве или вокруг цены производства

в развитом товарном производстве в зависимости от спроса и предложения на

товары и услуги. Сама цена производства в капиталистическом хозяйстве

представляет собой основную экономическую форму стоимости товара, равную

сумме издержек производства и средней прибыли.

Общим законом денежного обращения является закон количества необходимых для

обращения денег, действующих при всех способах производства, где существуют

товарно-денежные отношения.

Количество денег, необходимое для нормального функционирования товарного

производства, определяется четырьмя переменными экономическими факторами:

1. суммой цен товаров подлежащих к продаже; плюс

2. суммой платежей, приходящихся на этот же период; минус

3. суммы цен товаров погашающих друг друга;

4. скоростью обращения денег. Последняя величина делит сумму величин

перечисленных в пунктах 1-3 с их знаками (+ -),

то есть Кд =цены товаров + суммы платежей — взаимопогашения
скорость обращения денежной единицы

2. Денежные системы стран с развитой рыночной экономикой

Когда характеризуется та или иная денежная система, речь идет о структуре

этих денежных систем.

Развитому товарному производству соответствуют сложившиеся стабильные

денежные отношения, которые регламентируются. Формирование денежных систем

началось еще в 16-17 вв. Во всех странах, по мере того как утверждались

рыночные отношения, возникает объективная необходимость в управлении

скоростью движения денежного оборота, в создании единой и централизованной

регламентации денежного обращения и денежных отношений, а также общего

финансового аппарата, центрального банка, принадлежащего государству или

контролируемого им.

Основными разновидностями денег в преобладающем большинстве стран является

разменные монеты, бумажные деньги и банковские депозиты, подлежащие

перечислению посредством чеков.

К разменным монетам относятся медные, никелевые, серебряные монеты. В целом

они составляют — 7-8% всех наличных денег общества. Поскольку металл во всех

этих монетах имеет меньшую стоимость, чем их нарицательная стоимость их

называют иногда ненастоящей монетой.

Второй тип денег — бумажные деньги, куда входят федеральные резервные билеты,

казначейские билеты США, прочие бумажные деньги (как правило деньги

находящиеся в процессе изъятия), что составляет около 20% обменной массы

наличных в обращении денег.

В сфере оборота находится значительная часть так называемых банковских денег,

куда относятся бессрочные депозиты во всех банках. Это третий тип денег, этот

тип денег называют чековыми вкладами. Они составляют около 70-72% объема

массы денег, обеспечивающих хозяйственный оборот.

Кроме указанных типов денег, обеспечивающих рыночную экономику, существуют

средства обращения и кредиты, которые можно назвать деньгами условно или

“почти деньгами”. Сюда относятся срочные вклады, включая вклады во

взаимосберегательных банках, почтовые сбережения и вклады в ссудо-

сберегательных учреждениях, государственные облигации, находящиеся в руках

отдельных лиц и фирм (исключая банки, страховые компании и т.п.).

3. Современное состояние банковского дела в капиталистических странах (на

примере США)

В настоящее время США имеет более 13 тыс. банков, которые принимают чековые

депозиты. Из них только треть являются национальными банками, остальные

находятся в распоряжении штатов. Автоматически все национальные банки

являются членами федеральной резервной системы.

Начиная с 1933 года практически все коммерческие банки — национальные и

штатные — страхуют депозиты в Федеральной корпорации страхования депозитов.

Экономические функции коммерческих банков сводятся к следующему:

1. аккумулирование бессрочных депозитов, то есть ведение текущих счетов и

оплата чеков, выписанных на соответствующие банки;

2. предоставление кредитов местным торговцам, промышленникам, фермерам.

Банки выполняют и многие другие функции, составляя конкуренцию другим

финансовым структурам, финансовым институтам. Как правило, такие банки

принимают сберегательные и срочные вклады. По данным вкладам выплачивается

процент, а по текущим счетам — нет. Коммерческие банки конкурируют со

“взаимно-сберегательными банками”, которые берутся принимать срочные вклады.

Практически коммерческие банки конкурируют с кооперативными обществами по

предоставлению ссуд на строительство и федеральными сберегательными

обществами.

Банки также принимают денежные переводы, выдают туристические чеки, тем самым

они составляют конкуренцию почтовым агентствам и специальным компаниям.

Коммерческие банки выполняют функции советников по инвестициям, управляют

имуществом, дают рекомендации по вложению капитала в ценные бумаги.

Подводя итог общей характеристики коммерческих банков, следует указать на их

экономическое значение в жизни страны. Коммерческие банки являются важным

финансовым институтом. Это единственная организация, которая может создать

банковские деньги, то есть срочные чековые депозиты, которые всегда удобно

использовать как средство обращения.

Вторая важнейшая функция этих банков является функция кредитования. Банки

могут предоставить краткосрочный кредит бизнесу и населению, предоставляют

долгосрочные займы под залог недвижимости, а также банки предоставляют и

средне срочный кредит на срок и более года через систему “срочных ссуд”.

Банковская система как особый институт регулирующий движение денежных масс

имеет самые непосредственные отношения к величине денег необходимых для

потребности в деньгах.

Банковское дело по своей направленности стоит в одном ряду с любым другим

видом деятельности бизнесменов. Коммерческий банк — это сравнительно

несложное деловое предприятие, обслуживающее клиентов, предоставляя

соответствующие услуги, что дает возможность банку получить соответствующую

прибыль.

Баланс банка выглядит таким же, как и баланс любого другого предприятия. В

балансе отражаются активы банка, обязательства, собственный капитал. Конечно,

в деятельности банки есть свои специфические особенности, однако они носят

второстепенный характер.

Главной особенностью сводного банковского баланса является величина и

стабильность пассивов, то есть заемных средств, которые подлежат выплате по

первому требованию вкладчиков. Теоретически существует вероятность того, что

все клиенты вкладчики в один день потребуют возвращения своих денег, и тогда

банк прекратит свое существование. Однако вероятность такого положения

слишком мала, если руководствоваться средними условиями состояния дел в

экономике, не подверженной кризисным явлениям.

В банках каждый день одни изымают свои деньги, другие делают вклады. В этом

случае ситуация находится в некотором равновесии. В условиях развивающейся

экономики новые вклады на много больше привычного изъятия вкладов из банка.

Сумма изъятий денежных средств из банка может быть в какой-то момент быть

больше суммы вкладов. На этот случай у банка всегда имеются резервы в

качестве банковской наличности, которая находится в ближайшем Федеральном

резервном банке.

Кассовые деньги, хранящиеся в сейфах банков, а их резервы в резервном банке

должны составлять только необходимую часть аккумулированных денег или

депозитов. Практика показывает, что 2% денежной наличности бывает достаточно,

чтобы уравновесить изымаемые депозиты. Против необходимости иметь кассовый

резерв действует другой аргумент: кассовый резерв не приносит дохода, поэтому

у банкира есть соблазн иметь его как можно меньше, но это рискованно. Банкира

подстерегают на каждом шагу и другие риски. Для банка всегда остается

желательным часть свободных денежных средств использовать для приобретения

облигаций, акций, то есть инвестировать средства в производство, чтобы

получить по ним соответствующие проценты, если банкир вдруг допускает ошибку

в своих инвестициях? Ведь любые инвестиции заключают в себе долю риска.

Руководство банка в этом случае предпринимает некоторые защитные меры от

возможности волны изъятия денежных средств из своего банка клиентами своего

же банка. Держать для такого случая денежную наличность слишком накладно,

поскольку, как было сказано, наличные деньги не приносит дохода. Поэтому

банки, как правило, предпочитают держать в своих портфелях некоторые ценные

бумаги, которые легко превратить в деньги реализуя ценные бумаги на фондовом

рынке. Тоже можно сказать и о государственных облигациях. Эти ценные бумаги

практически не меняются по своей стоимости и могут быть проданы в любой

момент. Существует пословица: “Государственную облигацию легко продать даже в

воскресенье”. Всегда можно продать и долгосрочные государственные облигации,

правда по несколько более низкой цене. В данном случае первостепенное

значение имеет не срок погашения облигаций, а характер ликвидности активов

банка, насколько легко переходить от одних денег –– кассовой наличности к

использованию менее ликвидных средств, коими являются акции и облигации.

В теоретическом плане для нас имеет значение вопрос, как деньги обслуживают

хозяйственный оборот, какое количество денег существует в обращении, какое

количество денег необходимо для покрытия потребностей в деньгах и каково

качество этих денег.

Спрос на деньги определяется двумя основными причинами. Первая и наиболее

известная всем состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве

обращения, то есть как средстве приобретения необходимого товара, оплаты

коммунальных услуг и т.п.

Предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.п.

Необходимые для всех этих целей деньги формируют спрос на деньги для сделок.

Количество денег, необходимых для заключения сделок, определяется, главным

образом, общим денежным уровнем или денежным уровнем валового национального

продукта, т. е. величиной материальных благ, произведенных в течение года

всеми отраслями народного хозяйства, реализующих свою продукцию по рыночным

ценам.

Чем больше общая стоимость произведенных товаров и услуг, находящихся в сфере

обращения, тем больше потребуется денег для заключения сделок. Спрос на

деньги для приобретения элементов производства изменяется пропорционально

номинальному ВНП.

Второй причиной, влияющей на величину спроса на деньги, является склонность

населения или бизнесменов иметь сбережения или резервы денежных средств. Это

вытекает из функции денег как средства сбережения. Люди склонны держать свои

финансовые активы в различных формах –– в виде акций корпораций, частных или

государственных облигаций или же в форме обычных денег. Спрос на деньги со

стороны общества и частных лиц изменяется обратно пропорционально ставке

процента.

Уменьшение предложения денег создает временную нехватку денег на денежном

рынке. В этом случае лица и учреждения, в руках которых сосредоточено

определенное количество облигаций, выбрасывают их на рынок, что ведет к

снижению их цен и поднимает процентную ставку.

Увеличение предложения денег создает временный их избыток, в результате чего

увеличивается спрос на облигации, и цены на них становятся выше.

Несмотря на имеющуюся тенденцию дерегулирования фондовой системы в странах

Запада, степень централизации и государственного контроля остается

значительной.

Избыток денег может усложнять нежелательные инфляционные ожидания, в свою

очередь недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя

накоплению и процессу инвестирования капитала. Все это вызывает объективную

необходимость введения системы монетарного контроля в рамках Закона о

Федеральной резервной системе соответствующих стран.

Сама эта система характеризуется достаточно сложной организационной

структурой. В этой структуре немаловажное место занимают консультативные

советы, осуществляющие многосторонние исследования состояния денежного рынка.

Большое теоретическое и практическое значение имеют данные о величине

национального продукта, денежной массе и скорость обращения денежной единицы.

Ранее мы рассмотрели общую концепцию определения количества денег,

необходимых для покрытия потребностей товарооборота. Необходимо более

детально рассмотреть вопрос о количестве денег и скорости их обращения.

Количество денег и скорость их обращения

Правительство и соответствующие кредитно-финансовые институты стремятся

держать под контролем движение денег и кредита, чтобы активно влиять на

соотношение между сбережениями и инвестициями. На правительство возложена

ответственность за ограничение инфляции и борьбу с застоем в экономике. Для

этого правительство пользуется сведениями о состоянии экономики в целом и

денежного обращения в частности.

Сами деньги, выполняя указанные соответствующие функции, существуют в

нескольких видах: разменных монет, бумажных денег и банковских депозитах,

которые перечисляются чеками.

К примеру, в США в 1960 году, как указывается в учебнике П.А. Самуэльсона

“Экономика” разменные монеты в обращении составляли 1, 3 млрд. долларов,

соответственно бумажные — 29,3; банковские деньги (бессрочные депозиты во

всех банках) — 108,8 — всего 140,4 млрд. долларов.

Зная общую массу денег, участвующих в обращении в течение года, и зная

величину чистого национального дохода, нетрудно определить скорость обращения

денег. В 1960 году в США чистый национальный доход составлял 460 млрд.

долларов. В этом случае скорость обращения денежной единицы составит 460 :

140 = 3,6 оборота в год.

Скорость обращения денег по существу является отражением скорости обращения

дохода. Когда сумма денег оборачивается медленно, то темп расходования

денежного дохода низок и следовательно скорость мала.

Когда же оказывается, что люди держат у себя денег меньше по отношению к

возрастающему потоку чистого национального продукта, то скорость обращения

денежной единицы будет высокой.

Эта величина изменяется во времени и зависит от изменений финансовой системы,

привычек, мнений и видов на будущее распределение общей массы денег между

различными видами организаций и классами людей с различными доходами.

Количество денег, обслуживающих обращение, имеет самое непосредственное

отношение к формированию уровня цен. Если в обращении присутствует излишние

количество денег, то это грозит ростом цен и возникновением инфляции. Вот

почему проблема поддержания оптимального соотношения денежной массы к

величине чистого национального дохода является не только экономической, но и

социальной задачей.

Система денежного контроля в различных странах характеризуется своей

структурой, схематично ее можно изобразить следующим образом, исходя из

устоявшегося опыта и многолетней практики в США.

Структуры организаций, осуществляющих контроль за денежными потоками.

Рис. 1

Лекция: Экономическая теория

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные функции денег?

2. Основные факторы определяющие количество денег необходимых для покрытия

потребностей денежного оборота.

3. Основные типы денег.

4. Какова скорость обращения денежной единицы в США в 60-х годах?

Тема IX

Государство и экономическая политика

1. Экономические функции правительства

Экономические функции правительства многообразны и сводятся к следующим:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих

эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры

национального продукта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции,

порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование

экономического роста.

При изменении политической обстановки наблюдаются перемены в экономической

политике.

Управление экономикой — это целенаправленное воздействие на процесс

общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать

и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и

производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.

В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества

осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной

деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для

исполнения.

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, является

предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая

правовая база предполагает также меры, как предоставление законного статуса

частным предпринимателям соответствующие права и гарантии

предпринимательства. Правительство устанавливает также законные "правила

игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и

потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает

возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей,

выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для

наложения соответствующих наказаний.

Государство также представляет услуги обществу в форме содержания

государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка:

суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса,

качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования

рынка товаров, капитала и рабочей силы.

Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для

состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации

результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между

производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В

этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой

деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату

покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и

предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что

индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть

желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к

желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции является монополия. При возникновении

монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят

интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему

обществу.

В странах Запада правительства устанавливают контроль над монополиями, и это

оно делает двумя способами.

Во - первых, правительство с помощью "естественных монополий" оказывает

прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых

источников и т.п. В этих сферах правительство формирует комиссии для

регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на

предоставление услуги.

Во - вторых, важным противодействующим фактором диктату монополий

является система антимонополистических и антитрестовых законов с целью защиты

свободы предпринимательства в качестве эффективного регулятора поведения малых,

средних и крупных представителей бизнеса.

2. Перераспределение дохода

В развитых капиталистических странах существует глубокая дифференциация

населения по величине получаемых доходов, что является причиной определенного

социального неравенства во взаимоотношениях различных классов в обществе.

С целью снижения этой напряженности правительство берет на себя задачу

уменьшения неравенства в доходах. Эта задача находит свое разрешение в ряде

политических и экономических мер, предпринимаемых правительствами стран с

рыночной экономикой. Среди этих мер следует указать на трансфертные платежи,

обеспечивающие выплаты остронуждающимся малообеспеченным, инвалидам,

безработным. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства

тем экономическим структурам, которые не могут существовать без поддержки

правительства, к примеру, сельское хозяйство.

Важным направлением перераспределения доходов является вмешательство

правительства в процессе формирования рыночных цен. Это достигается путем

гарантийных цен на продукцию фермеров, а также законодательства о минимальных

ставках заработной платы.

Государство активно стимулирует спрос и предложения товаров и услуг,

потребление которых приносит обществу пользу. Существуют определенные виды

товаров и услуг, которые называются государственными или общественными

благами, которые рыночная система несклонна производить в силу особой

дороговизны или отсутствия прибыли.

Классическим примером общественного блага предоставляемого обществу со

стороны государства служат организации экологического назначения,

навигационные системы — строительство морских маяков, предостерегающих

корабли от кораблекрушений. Другими видами общественных благ является

национальная оборона, регулирование паводков, строительство дорог и т.п.

Следовательно, чтобы общество могло пользоваться указанными благами и

услугами, финансировать их должен государственный сектор за счет налогов,

пополняющих государственную казну.

Указанные виды услуг порождают некомпенсируемые издержки, то есть затраты

больше чем выручка, получаемая от реализации этих услуг. В данном случае речь

идет о так называемых издержках перелива. Наиболее известными издержками

перелива связаны с загрязнением окружающей среды (затраты на сооружения

очищающие воду, воздух, содержание инспекций и т.п. покрывается за счет

государственного бюджета).

Государство осуществляет комплекс мер, направленных на стабилизацию развития

производства посредством проведения политики полной занятости ресурсов

(капиталов, сырья, рабочей силы и поддержания стабилизации уровня цен).

Для того, чтобы вмешательство правительства в политику было эффективным, в

обществе получает соответствующее развитие государственный сектор экономики

как важнейший экономический фундамент общественного развития.

3. Государственный сектор и его роль в экономике страны

За последние несколько десятилетий значительно возросла регулирующая роль

государства в самых различных областях экономической деятельности, как-то: в

производстве, занятости, производительности труда, уровне цен, распределении

ресурсов, сборе налогов и правительственных расходах. Между деятельностью

частного и государственного секторов в экономике существует различие, но есть

и общие черты, которые дополняют друг друга в решении общенациональных,

социальных, политических, экономических задач страны.

Воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и

правительственные расходы. Однако существуют много других путей вмешательства

государства в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших причин, порождающих необходимость роста государственного

сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления

производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности

населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и

сокращение неравенства доходов и другие).

О масштабах экономической роли государства свидетельствуют правительственные

закупки товаров и услуг и государственные трансфертные платежи. В США

трансфертные платежи составляют почти 30% национального продукта. Их доля в

других странах еще выше, например, в Швейцарии они составляют 51%, во Франции

— 46%, в Великобритании — 45%.

Государственные расходы на товары и услуги в США за последние 60 лет возросли

более чем в 100 раз (с 9 млрд. долларов в 1929 г. до 1 трилл. долларов в

конце 80 годов). В последние десятилетия правительственные закупки колебались

на уровне 20-30% национального продукта. Из указанной суммы расходов около

половины составляют трансфертные платежи, то есть выплаты определенным слоям

населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и

пособий ветеранам войны и т.п. За период с 1929 г. по 1988 год они возросли с

3,7 млрд. долларов до 586 млрд. долларов, то есть почти в 150 раз.

Между государственными закупками и трансфертными платежами имеются важные

различия. Через правительственные закупки (закупки оружия, строительство

учреждений, оплата услуг судей, пожарных и учителей) перераспределяются

ресурсы от частного к общественному потреблению товаров. А через трансфертные

платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного

сектора (приобретая товары и услуги лиц и отдельные группы при помощи

государства приобретают оплаченные обществом товары, влияя на

производственную структуру и активность через рост спроса на соответствующую

продукцию). Но в оценке роли закупок и трансфертов во влиянии государства на

экономику первостепенная роль принадлежит государственным закупкам.

Само государственное вмешательство в экономику осуществляется в трех

направлениях — это вмешательство федерального правительства, правительств в

штатах и местных органов власти. Каждая из указанных ветвей государственного

сектора имеет в себе доходы, соответствующие денежные источники и расходы

своих бюджетов.

4. Финансы госсектора и их источники и расходы

Доходы федерального бюджета формируется за счет нескольких статей: личных

подоходных налогов — 46%, налогов с фонда заработной платы — 35%, налогов на

прибыль корпораций —10%, других налогов — 10%, куда входят акцизные сборы,

таможенные пошлины, налоги на дарение и т.п.

Ставка федерального личного подоходного налога в США вначале 90-х годов

выглядит следующим образом.

Доходы (долларов) в год

до 29750

от 29751 до 71900

от 71900 до 142200

более 149251

Налоговая ставка (%)

15

28

33

28

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (на страховые взносы по

пенсионному обеспечению, бесплатной медицинской помощи), выплачивают

работодатели и лица наемного труда. Каждый работодатель и каждое лицо

наемного труда выплачивают в виде налога 7,51% на первые 48 тыс. долларов

годового дохода (заработной платы) ставка налогового обложения прибыли

корпорацией составляет 34%.

Акцизные налоги взимаются с ограниченного количества товаров: алкогольные

напитки, табак, бензин. Указанные ставки подоходного налога и налога на

прибыль введен в США в 1989 году.

Расходы федерального бюджета характеризуются широким разнообразием и на 80%

составляют три величины ставки расходов бюджетных средств: 1. Помощь

престарелым, безработным, инвалидам, малообеспеченным гражданам страны, что

составляет 40%. 2. Национальная оборона —28%. 3. Процент по государственному

долгу — 14%.

На образование и здравоохранение в 1987 году было израсходовано 70 млрд.

долларов или 7% бюджета.

Финансы штатов характеризуются своими особенностями. Во-первых, доходы

формируются в основном за счет налогов с продажи (налоги с оборота, акцизные

сборы), которые составляют около 50%. Во-вторых, налоги с физических лиц

(подоходный налог) составляет 31%, лицензии, визы — 9%.

Расходная часть бюджета штатов покрывает затраты на образование (24%),

социальное страхование (12%), общественную безопасность (7%). Каждый штат в

соответствии со своими законами устанавливает нормы расхода на перечисленные

нужды, что порождает значительные колебания в размерах налоговых поступлений

и расходов.

Доходы местных органов власти (округов, муниципалитетов, районов) в основном

поступают от поимущественных налогов (74% в 1987 г.), налогов с продажи и

акцизов (11%). В настоящее время статьей доходов местных органов власти стали

так называемые "неналоговые поступления" в виде лотерей и субсидий

федерального правительства и власти штатов.

Главными статьями расходов местных бюджетов является финансирование

образования — 43%, здравоохранения и социальной защиты — 12%, потребности в

сохранении и защите окружающей среды и жилищные расходы — 11%.

Финансы госсектора являются наиболее полным отражением экономической

деятельности государства, поскольку госсектор все больше и больше становится

субъектом хозяйственной деятельности. Через состояние финансов

государственных органов можно судить об уровне производственной деятельности

в этом секторе экономики. Через распределение финансовых средств

правительство раскрывает содержание и характер распределительных отношений в

обществе с рыночной экономикой. Дело в том, что система распределения

финансовых средств в госсекторе осуществляется в соответствии с действующим

законодательством, что само по себе представляет собой пример требований

закона. С другой стороны развитие госсектора ведет ко все большему и большему

его влиянию на общие тенденции развития экономики страны, что дает основание

утверждать положительные результаты воздействия госсектора в качестве

определенного стандарта применительно к сфере хозяйственной деятельности.

5. Виды налогов, их распределение и общественный дефицит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.