РУБРИКИ |
Лекция: Лекции по макроэкономике |
РЕКЛАМА |
|
Лекция: Лекции по макроэкономикеоптимальным для страны, но экономика находится в состоянии равновесия и сама из него не выйдет. Для сдвига точки равновесия в более благоприятное положение необходимо изменить спрос. Наиболее простым способом является повышения государственных расходов как одной из составляющих совокупного спроса. Политика дефицита государственного бюджета в данном случае – благо для экономики. План Рузвельта по выводу американской экономики из кризиса и был основан на увеличении совокупного спроса путем повышения государственных закупок. Революционность идей Кейнса и состояла в предложении действенных мер по стимуляции спроса в условиях спада. Если мы находимся на классическом отрезке кривой, в состоянии полной занятости, то рост совокупного спроса приводит к росту цен – инфляции спроса. Так как максимальная производительность достигнута, реальный объем ВНП расти не будет, в то время как номинальный ВНП увеличится из-за роста общего уровня цен. В этом состоянии нельзя увеличивать государственные расходы и допускать дефицит бюджета, так как это подстегнет развитие инфляции спроса. На промежуточном отрезке кривой совокупного предложения имеем промежуточную ситуацию – при росте совокупного спроса растут и цены, и объем производства. За изменением номинального ВНП частично стоит изменение реального ВНП, а частично – рост цен. Рассмотрим ситуацию падения совокупного спроса. Последствия этого различны с точек зрения кейнсианцев и монетаристов. Классики говорят, что в краткосрочном периоде при падении спроса мы перейдем из точки 1 в точку 2. В результате снижения уровня цен падают издержки производства, и в следующем периоде времени кривая совокупного предложения сдвигается вправо. Таким образом, выход из кризиса произойдет в результате сдвига кривой предложения, и экономика придет в состояние 3, которое характеризуется тем же ВНП, причем цены установились на более низком уровне. Главный вывод – кривая совокупного предложения представляет собой вертикальную прямую (1)-(3), кризисы краткосрочны, экономика сама устраняет последствия кризиса и всякое вмешательство в эти процессы губительно. С точки зрения кейнсианцев экономика нестабильна. Если совокупный спрос снизится, то это приведет к снижению объемов производства и занятости, следовательно снизятся денежные доходы, что приведет к уменьшению потребительских расходов, а значит, и спроса. Таким образом начнется новая волна сокращения объемов производства, а за ней еще и еще одна – и так до бесконечности. В самой экономике нет механизмов, которые бы остановили развитие экономического спада. Что же произойдет в случае понижения спроса на модели? Кейнсианцы утверждают, что цена в сторону понижения негибка и неэластична, поэтому экономика никогда не перейдет в состояние 2 или 3. Экономика придет в точку 4 – цены на том же уровне, а ВНП резко снизился. Сокращение государственных расходов вызовет сильнейший кризис в экономике из-за неэластичности цен в сторону понижения. Этот эффект получил название «эффект храповика», и он выражает суть кейнсианской теории – кризисы возможны в связи с падением совокупного спроса. Для выхода из кризиса необходимо стимулировать повышение спроса, причем наиболее быстрый способ сделать это – повысить государственные расходы. Рассмотрим ситуацию в России с помощью модели совокупного спроса и совокупного предложения. В 1988 году вышел закон «О государственном предприятии», дающий некоторые экономические свободы и разрешающий использование части прибыли. Прибыль выдавалась в качестве премий и т.п., произошел рост заработной платы, и, следовательно, увеличился спрос. Произошло смещение равновесия из точки 1 в 2. В условиях плановой экономики это привело не к росту цен, а к скрытой инфляции и дефициту, в то время, как на «черном рынке» (нелегальном рынке свободных цен) цены начали стремительно расти. В такой ситуации сформировались высокие инфляционные ожидания директоров предприятий, инфляция неизбежно приводит к падению эффективности производства – происходит новое смещение равновесия из 2 в 3. Кривая совокупного предложения сдвигается влево, цены растут еще больше, и происходит стагфляция в чистом виде. Зарплата индексируется, вновь растет спрос, директора предприятий видят свои сбывшиеся инфляционные ожидания – происходит новый виток стагфляции (точка 4). Жесткая политика Гайдара в 1992 году фиксирует спрос (жирная линия), но инфляционные ожидания по-прежнему велики и производство продолжает падать в точку 5, затем в точку 6 и т. д.
Лекция 6. Деньги и банковское дело.Что такое деньги? Деньги – это то, что легко и без издержек превращается в любые другие товары, т.е. это высоколиквидный товар. Современная экономическая теория, в отличие от более ранних представлений и марксистской теории, выделяет 3 функции денег: 1. Средство платежа. Деньги принимаются в качестве средства платежа, так как предполагается, что эти деньги также будут приняты другими людьми в последующих платежах. Деньги обеспечивают удобство обмена одного товара на другой, выполняя функцию всеобщего эквивалента товаров, позволяют отказаться от бартера и связанных с ним неудобств. 2. Деньги являются средством накопления богатств. 3. Являются счетной единицей или мерой стоимости других товаров. Деньги как национальная денежная единица должны выполнять все три функции, только тогда деньги являются деньгами, финансовая система работает эффективно и без сбоев, экономика страны стабильна. Уравнение Фишера, рассмотренное выше, помогает вычислить необходимый размер денежной массы, но сама денежная масса состоит не только из наличных денег. Функцию платежа могут исполнять три ее составляющие: 1. Наличные деньги. 2. Средства на текущих вкладах населения и расчетных счетах предприятий. 3. Долговые обязательства. Необходимо, чтобы эти обязательства подчинялись всем законам, регулирующим рынок ценных бумаг; организация, выпускающая их, была зарегистрирована и имела соответствующее разрешение, в противном случае, долговые обязательства превращаются в денежные суррогаты и не являются деньгами как таковыми. Если денежные суррогаты, т.е. долговые обязательства, выпущенные теми, кто не имел на это права, вытесняют из каналов денежного обращения реальные деньги, говорят, что финансовая система разлажена и экономика нестабильна. Деньги – это долговые обязательства государства или банков. Эти обязательства успешно выполняют функции денег, пока их покупательная способность относительно стабильна. Стоимость денег определяется не количеством драгоценных металлов, как это было раньше, а количеством товаров и услуг, которое можно на них купить. Так как деньги являются долговым обязательством государства, то оно, в лице Центробанка, несет ответственность за стабильность денежной единицы. Эта ответственность предполагает эффективный контроль за количеством денег в обращении. Если количество денег растет, то разрушается стабильность товарно-денежных потоков, начинается инфляция и деньги теряют свою покупательную способность. Потеряв управление над денежными инструментами, мы теряем контроль над экономикой в целом, так как деньги - единственный рычаг управления рыночной экономикой. В отсутствие других способов управления экономикой, крайне важной становится стабильность денег, количества денежной массы и т.д. Именно в рыночной экономике появляется денежная статистика, которая позволяет измерить денежную массу с помощью особых показателей. В России эта статистика была налажена в 1992 году, когда с приходом Гайдара и началом его реформ появилась необходимость в отслеживании количества денег в обращении. Существует несколько показателей денежной массы – денежные агрегаты: 1. М0 – все наличные деньги. 2. М1= М0 + текущие вклады населения и расчетные счета предприятий, вклады до востребования. Таким образом, в денежный агрегат М 1 входят, помимо государственных обязательств, еще и обязательства коммерческих банков. 3. М2= М1 + небольшие срочные вклады, положенные на определенное время. 4. М3= М2 + крупные срочные вклады, отличающиеся меньшей ликвидностью, так как потери при нарушении условий вклада очень значительны. Такого рода вложения выполняют функцию накопления богатства, сбережений. Таким образом, денежная масса делится на агрегаты по показателю ликвидности, причем, несмотря на то, что существуют непринципиальные различия в составе и количестве денежных агрегатов, выделяемых в различных странах, основа деления остается неизменной. В СССР этой статистики не существовало вообще, и в качестве денежной массы рассматривали только наличные деньги, не принимая во внимание вклады населения. В случае возникновения инфляционного психоза люди стремились снять деньги со счетов, что приводило к резкому увеличению денежной массы. Чтобы этого не допустить, вводились ограничения на размер единовременного съема денег со счета, что приводило к огромным очередям в Сберкассы и дальнейшему развитию инфляционных ожиданий. Все это происходило из-за недоучета денежной массы, рост которой при неизменных ценах приводит к катастрофе. Рассмотрим необходимость регулирования Центробанком коммерческих банков. Введем термин «баланс коммерческого банка» и рассмотрим его на примере. Баланс коммерческого банка, как и любой бухгалтерский баланс, состоит из двух частей – актива и пассива. Если вкладчик вносит на свой счет 100 рублей, баланс коммерческого банка будет выглядеть следующим образом:
В правой части (пассив) отражена задолженность банка перед вкладчиком, в левой части – задолженность государства перед банком, так как наличные деньги являются кредитным обязательством государства. Каким образом осуществляется регулирование коммерческих банков в России? Деятельность их основана на так называемых «частичных резервах». Банк должен иметь резервный счет в Центробанке, причем его размер определяется резервной нормой, устанавливаемой Центробанком. Эта норма рассчитывается как доля от общего размера вкладов. Если в нашем примере установлена резервная норма в размере 10%, то банку необходимо положить на резервный счет 10 р. На самом деле, банки зачастую имеют на резервном счете сумму больше обязательной. Выделяют три вида резервов · Обязательные резервы – установленные нормой необходимые средства на резервном счете. · Фактические резервы – та сумма, которая в действительности лежит на счете. · Избыточные резервы – разница между фактическими и обязательными резервами. Обязательные резервы вводятся для контроля за денежной массой, который необходим ввиду объективных причин – при выдаче кредита, т.е. выполнения основной задачи банка, денежная масса увеличивается. Рассмотрим это подробнее на примере. При резервной норме 10% банк из предыдущего примера размещает всю наличность на резервном счете, получая, таким образом, 90 р. избыточных резервов. На эти деньги он выдает кредит предприятию, и в итоге получаем баланс
В момент выдачи кредита денежная масса возрастает Как видно, денежная масса увеличилась на 90 р. за счет текущих вкладов. Причем это увеличение произошло без дополнительной эмиссии денег и, таким образом, коммерческие банки могут увеличивать денежную массу. Если бы коммерческий банк получил вклад, то размер денежной массы не изменился бы, изменилась бы только ее структура. Выдавая кредит, банк расширяет денежную массу, и резервная норма играет здесь роль ограничителя. Банк не может выдать кредит на сумму, превышающую его избыточные резервы, так как это может привести к нарушению законодательства в случае использования предприятием кредита. Рассмотрим это на примере. Пусть предприятие переводит деньги со счета для покупки оборудования.
Деньги со счета предприятия переводятся за счет резервов. Если бы изначально выданный кредит превысил избыточные резервы, то остаток на резервном счете был бы меньше нормы. Максимальный кредит, который может выдать коммерческий банк, равен размеру избыточных резервов. Рассмотрим случай возвращения кредита
Банк получил наличные на погашение долга предприятия, и денежная масса снизилась на 90 р. за счет снижения наличных денег в обращении. Денежная масса в момент погашения ссуды уменьшается Если бы долг гасился переводом с текущего счета, то
Денежная масса снижается за счет размеров вклада, причем у банка снова имеются избыточные резервы в размере 9 р. для выдачи кредита. Рассмотренные нами примеры касались одного коммерческого банка, воздействующего на денежную массу в момент выдачи кредита. Размер его воздействия жестко ограничен количеством избыточных резервов. Каким же образом воздействует на экономику сеть банков? В этом случае появляется понятие денежного мультипликатора – многократное увеличение денежной массы. Рассмотрим механизм действия денежного мультипликатора. Пусть резервная норма R=20%. 1. Банк А выдает кредит на все избыточные резервы
2. Предприятие переводит деньги в банк Б
3. У банка Б появляются избыточные резервы и он выдает кредит
4. Новый кредит переводится в банк В
В результате у банка В также появляются избыточные ресурсы и т.д.
Первоначальное вложение в сеть коммерческих банков 100 р. наличными в конечном итоге увеличивает денежную массу многократно через создание текущих счетов. Общий размер прироста денежной массы составит 400 р. Таким образом, избыточные резервы позволяют всей банковской системе с помощью системы ссуд создать 400 р. на текущих счетах. Денежный мультипликатор, который возникает в данном случае, показывает, во сколько раз увеличение денежной массы больше, чем первоначальное увеличение избыточных ресурсов Регуляция коммерческих банков, как видно, необходима, так как воздействие, которое они оказывают на денежную массу очень велико. Банки могут усиливать инфляцию, провоцировать инвестиционные кризисы и многое другое, но существование рыночной экономики без них невозможно.
Лекция 7. Денежный мультипликатор.В рассмотренных ранее примерах мы предполагали, что коммерческие банки превращают все избыточные резервы в ссуды. Фактические резервы, которые хранятся на резервном счете в Центробанке состоят из 1. Обязательных резервов ЦБ 2. Банкнот и монет, находящихся в сейфах банка. Эти резервы используются для следующих нужд: 1. Фактические резервы необходимы для удовлетворения спроса клиентов коммерческого банка на наличность. 2. Используются для перевода средств по платежам клиентов в другие банки. И если для первой цели используются наличность, имеющаяся в сейфах, то для осуществления платежей в основном используются резервные счета в ЦБ. Рассмотрим изменения в балансе коммерческого банка при переводе денег клиента из банка А в банк Б.
Пусть клиент банка А переводит деньги (30 р.) со своего счета клиенту, который обслуживается в банке Б. Это означает, что банк А должен осуществить перевод денег со своего счета в Центральном Банке на счет банка Б.
Если бы у банка А не было в наличии дополнительных резервов, то он не смог бы осуществить перевод без нарушения инструкций ЦБ. Таким образом, главная задача банка – обеспечение платежеспособности, и для этого коммерческие банки должны, помимо обязательных резервов, иметь резервы про запас для обеспечения платежей между банками.
Отношение резервов к депозитам определяет предпочтения банков, и, как правило, это соотношение гораздо больше, чем норма обязательного резервирования. На размер re накладываются определенные ограничения: 1. Минимальные резервные требования, установленные ЦБ. 2. Желание иметь избыточные резервы. Страховой спрос на деньги – если у коммерческого банка нет избыточных резервов и он не может удовлетворить спрос на наличность или осуществить платежи своих клиентов, то он должен будет занять средства в ЦБ или у других коммерческих банков. 3. Процентная ставка ЦБ для коммерческих банков, берущих у него в долг. В России эта плата за кредит носит название “ставка рефинансирования”, в других странах – “учетная ставка”. 4. Ставка межбанковского кредита. Стоимость получения денег на межбанковском рынке. 5. Упущенные процентные поступления. Поскольку избыточные резервы, хранящиеся на резервном счете в ЦБ, не приносят дохода, то, храня деньги на счете и не выдавая кредитов, коммерческий банк теряет прибыль. Соответственно, чем выше потерянная прибыль, тем меньше желание хранить деньги на расчетном счете, и избыточные резервы снижаются. Размер упущенной прибыли зависит от рыночной ставки процента, под который ссуда выдается предприятиям.
Таким образом, мы можем выразить re как функцию от вышеперечисленных факторов: Где i – рыночная ставка процента за кредит (упущенная выгода) iцб – ставка рефинансирования ЦБ iмбк – ставка межбанковского кредита, сильно зависит от i и iцб. r – норма обязательного резервирования d - характеристика неопределенности притока и оттока банковских вкладов. Чем больше неопределенность, тем больше избыточных резервов. Если растет i, то re падает. Увеличение упущенной прибыли побудит банки к уменьшению резервов. Если растет iцб или iмбк, то re также растет. Это связано с повышением издержек в случае нехватки ресурсов, что приводит к росту запасов. Рост r также вызывает повышение re.
Теперь рассмотрим более сложную схему денежного мультипликатора, учитывая избыточные резервы на счетах в ЦБ. Ранее мы исходили из наиболее простой модели, по которой все ИР выдавались в виде ссуд. Следующее предположение в новой модели денежного мультипликатора – предпочтения населения, которое само решает, какую часть от своих денежных доходов оно предпочитает иметь в виде наличных, а какую – в виде вкладов. Поэтому очень важным становится соотношение наличности и вкладов: В этой формуле учитываются лишь самая ликвидная часть депозитов – вклады до востребования. Это соотношение зависит от привычек населения, доступности вкладов, наличия и распространенности чековых книжек, банковских рисков, процентов по счетам до востребования, разветвленности сети уличных банкоматов. Таким образом, это ограничение на денежный мультипликатор связано с тем, что часть денег население не несет в коммерческие банки.
Теперь выведем формулу денежного мультипликатора с учетом вышеизложенных ограничений. Для этого введем понятие денежной базы, или базы денежного обращения. Денежная база – это наличность и резервы коммерческих банков в ЦБ.
Определим значения равновесной денежной массы и мультипликатора. Во-первых, рассмотрим равновесие между предложением и спросом на деньги. Во-вторых, рассмотрим равновесие между предложением и спросом на денежную базу.
Если выполняются оба равновесных уравнения, мы оказываемся в состоянии денежного равновесия, так как население держит свои денежные доходы в соответствии сих предпочтениями по нормативу наличность/депозиты, а банки – точно по нормативу резервы/депозиты. Денежный мультипликатор численно выражает общее увеличение массы денег, созданное приростом денежной базы на 1 денежную единицу. Таким образом, отношение денежной массы и денежной базы дает нам денежный мультипликатор.
Или Из последнего уравнения видно, что денежная масса зависит от денежной базы с учетом мультипликатора, который выражает предпочтения населения и коммерческих банков. Каково практическое применение денежного мультипликатора? Денежная база – это сумма резервов коммерческих банков в ЦБ и наличных денег в обращении. Таким образом, ЦБ, контролируя размер денежной базы, может контролировать и размер денежной массы, если мультипликатор постоянен или предсказуем. Но мультипликатор меняется достаточно часто, так как меняются предпочтения населения или коммерческих банков, соответственно, ЦБ, контролируя денежную базу, не всегда точно может определить размер денежной массы. Готовность банков кредитовать меняется еще и от циклов деловой активности. Предположим, что в экономике наблюдается период экономического роста, промышленного бума. В это время банки готовы активно кредитовать, так как ссуда приносит процентный доход, а риск невозврата очень незначителен. Совокупный спрос растет за счет увеличения инвестиций и роста потребительских расходов населения. Возможность спровоцировать инфляцию велика, и в этот период надо немного сдерживать готовность коммерческих банков выдавать большой объем ссуд. Рассмотрим ситуацию кризиса в экономике. В этом случае банки не хотят кредитовать, что ведет к снижению инвестиций и потребительских расходов. Это еще более усугубляет экономический кризис. Итак, банковская система оказывает значительное влияние на объем денежного предложения, где возникает эффект денежного мультипликатора, и, следовательно, банки могут усиливать циклические колебания в экономике. Нормальную ситуацию развития вокруг тренда 1 банки усугубляют увеличившимся размахом деловых циклов 2. Таким образом, банковская система способствует нестабильности экономики страны. Для предотвращения этого ЦБ обязан регулировать деятельность коммерческих банков и следить за объемом денежного предложения. Целенаправленное и эффективное регулирование деятельности банков и проводимая ЦБ денежно-кредитная политика должны привести к уменьшению размаха циклических колебаний в экономике и максимально приблизить развитие к определенному тренду, приведя экономику в состояние 3. Что
является ориентиром в денежно-кредитной политике, проводимой ЦБ? Дискуссия по этому поводу идет уже достаточно длительное время, и проблема не разрешена до сих пор. Одни утверждают, что ЦБ должен регулировать ставку процента, которая складывается в экономике, другие говорят, что ЦБ должен устанавливать объем денежной массы. Если ЦБ стремится зафиксировать некоторый уровень процентной ставки, то он должен предложить такой объем денег, на который будет предъявляться спрос при данной ставке. Если же ЦБ стремится установить на каком-либо уровне объем денежной массы, то он должен позволить процентной ставке меняться таким образом, чтобы уравнять спрос и предложение на деньги. Отсюда же следует вывод, что ЦБ не может одновременно фиксировать ставку процента и объем денежной массы. Поэтому требования небольшой денежной массы при низкой процентной ставке невыполнимы. В реальной экономике проще регулировать величину процентной ставки, чем денежную массу. По статистике, в изменениях денежной массы существуют временные лаги, и самое главное в регулировании – это не причины технического характера, а изменения предпочтений населения и банков, непостоянство денежного мультипликатора. В виду этих причин регулирование денежной массы очень сложно. Попытки ЦБ регулировать оба фактора одновременно не приносят успеха, и надо точно представлять, в какой конкретной ситуации наиболее эффективен каждый из методов.
Лекция 8. Денежно-кредитная политика.В каком случае наиболее эффективным является фиксирование процентной ставки, а в каком – денежной массы? Для ЦБ основной макроэкономической целью является достижение определенного уровня ВНП. И главный вопрос звучит так: «Какой из инструментов является наиболее эффективным в достижении этой цели?» В качестве временного периода при рассмотрении эффективности подобных инструментов обычно берется краткосрочный – от 3х до 9 месяцев. Для ответа на данный вопрос применяется анализ американского экономиста Пуля. Им были сделаны следующие выводы: 1. Если желаемый объем ВНП зависит от меняющегося инвестиционного спроса, который трудно предсказать заранее, то в данном случае в качестве целевого ориентира выбирается постоянный объем денежной массы, а процентная ставка колеблется. Эти изменения процентной ставки благоприятно воздействуют на стабилизацию инвестиционного спроса, от которого зависит целевой уровень ВНП. ЦБ в этом случае руководствуется монетарными целями по установлению желаемого уровня денежной массы. 2. Если целевой ВНП зависит от спроса на деньги или скорости их обращения, то необходимо фиксировать процентную ставку, а денежную массу либо снижать, либо повышать для достижения желаемого уровня процента. Подобный способ регулирования денежно-кредитной политики был применен в США дважды – в 1982 и 1985 годах. Осенью 1982 года в начале экономического кризиса и в середине 1985, когда стало очевидным вхождение экономики в состояние депрессии, Федерально-Резервная система США (аналог ЦБ) повысила ориентиры по денежной массе. В обоих случаях причина заключалась в изменении спроса на деньги, а именно – в снижении скорости их обращения. Осенью 1982 экономика была в состоянии глубокого спада. Опасаясь еще большего ухудшения экономической ситуации, ФРС резко увеличила темпы прироста денег в экономике для компенсации очевидного уменьшения скорости их обращения. Это способствовало преодолению экономического спада, так как увеличение денежной массы привело к снижению процентных ставок и к фиксированию инвестиционного спроса на нужном уровне, обеспечивающем рост ВНП и выход экономики из кризиса. В середине 1985 года отмечался небольшой, но стабильный экономический рост и из-за неожиданного снижения скорости обращения денег ФРС ожидала приостановку общего оживления в экономике. Таким образом, в середине 1985 года возможным было начало нового спада в экономике, что и заставило ФРС вмешаться, подняв размер денежной массы и сделав ориентиром своей политики низкий фиксированный процент. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, дополнительная эмиссия денег не привела к всплеску инфляции, и в оставшийся период 1985 года наблюдался умеренный экономический рост. Таким образом, анализ Пуля позволяет определить тот момент, когда ЦБ должен менять цели и ориентиры денежно-кредитной политики. Для своевременного отслеживания этого момента необходимо иметь отлаженный статистический аппарат по сбору информации о денежных агрегатах и скорости обращения денег. Кроме вышеуказанных двух целей, существует и еще один фактор, на который должен ориентироваться ЦБ. Помимо денежной массы и процентной ставки необходимо обращать внимание на прирост общего долга нефинансового сектора, т.е. на прирост долга правительства, домохозяйств и фирм нефинансового профиля. Этот долг равен ссудам, который были им предоставлены, и ЦБ на практике преследует также и кредитные цели. Почему отслеживание долга является таким важным? Было доказано, в первую очередь Фридманом в 50-е годы, что существует тесная корреляционная взаимосвязь между объемом задолженности в экономике и ВНП, причем эта связь более тесная, чем связь между величиной денежной массу и номинальным ВНП. Следовательно, посредством контроля за кредитом в экономике, возможно регулировать целевой ВНП, что, через механизм мультипликатора и акселератора, означает воздействие на ставку по инвестициям и поддержание стабильности в экономике. Какую же цель следует выбрать ЦБ? Итак, ЦБ устанавливает целевые ориентиры для прироста денежной массы, регулирует размеры внутреннего долга и кредита, а также устанавливает интервалы для изменения процентных ставок. На практике, как правило, не удается достичь этих целей одновременно. Отметим следующие моменты при выборе целей ЦБ: 1. Имеются существенные различия между конечными и промежуточными целями денежно-кредитной политики. Конечные цели выставляются в виде глобальных переменных, таких как темпы инфляции, объем реального выпуска или уровень безработицы. Ставка процента, темп прироста денежной массы, долга или кредита являются промежуточными целями политики. 2. Важно знать, как часто пересматриваются цели. Если промежуточные цели меняются достаточно часто, то в принципе неважно, какая цель использовалась для выполнения основной задачи. Но если промежуточные цели стабильны и не пересматриваются в течение длительного времени, то подобная цель приобретает большое значение. К примеру, если ЦБ в качестве промежуточной цели ставит прирост денежной массы на 3% в течении 5 лет, то нужно быть уверенным в том, что скорость обращения денег не изменится случайным образом, например, под воздействием политических факторов. В противном случае, фактический объем ВНП будет серьезно отличаться от запланированного. 3. Формирование промежуточных целей дает ЦБ возможность действовать более конкретно в течение планового периода. Установление таких целей помогает также и частному бизнесу, дает возможность предпринимателям лучше понимать, что можно ожидать в будущем. Если ЦБ декларирует свои цели открыто и действительно им следует, фирмы лучше понимают, какова денежно-кредитная политики, и имеют возможность предсказывать будущий объем выпуска и уровень цен. Таким образом, ЦБ является ответственным за проведение денежно-кредитной политики в целом. Идеалом являлась бы такая цель, которую ЦБ мог полностью контролировать. Предположим, что конечной целью ЦБ является определенный уровень ВНП. В случае, если бы денежный мультипликатор и скорость обращения денег были бы неизменны, ЦБ мог бы достичь своей цели, утвердив определенный размер денежной базы в качестве промежуточной цели. Но, поскольку и денежный мультипликатор, и скорость обращения денег не являются постоянными, задача ЦБ очень сложна. Ему приходится выбирать между теми факторами, на которые возможно частичное влияние, и теми, влияние ЦБ на которые очень ограничено. Рассмотрим общие характеристики денежно-кредитной политики. В развитых странах она рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Очень важно, чтобы при проведении определенной макроэкономической политики эти два способа – денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование – не вступали в конфликт друг с другом, а действовали согласованно на достижение макроэкономических целей. К сожалению, в России в 90-е годы это далеко не всегда было так, и этому существует ряд примеров. В самом начале реформ 1992 года, когда правительство проводило жесткую бюджетную политику, ЦБ вел мягкую денежно- кредитную политику, что не способствовало стабилизации ситуации в стране. На основе денежно-кредитной политики возможно воздействие на денежную массу и ставку процента, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика, по сравнению с бюджетной, является более гибкой и оперативной, ее проводит ЦБ, который, по закону о Центральных банках, практически в любой стране не зависит от правительства и от политического лоббизма, главной проблемы бюджетной политики. Каковы минусы денежно-кредитной политики? Ее ограничения связаны с тем, что денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенной воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и денежный мультипликатор. Таким образом, денежно-кредитная политика определяет размер денежной массы, но не может заставить коммерческие банки повысить или понизить выдаваемые кредиты в обязательном порядке. Если бюджетная политика напрямую воздействует на экономических субъектов через субсидии, льготы и государственные закупки, то денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию. В настоящее время в России используется 5 инструментов денежно-кредитной политики, причем 3 из них являются стандартными для всех стран, а 2 – характерными для российской ситуации. 1. Политика обязательного резервирования. 2. Уровень процентной ставки ЦБ. 3. Операции на открытом рынке. Достаточно мягкий инструмент, широко используется в странах с развитой экономикой. В России не развит. 4. Валютная политика 5. Условия рефинансирования коммерческих банков. Последние два пункта, хотя и используются в других странах, но не так широко, как в России. Валютная политика является самостоятельной отраслью, и мы будем рассматривать лишь ту ее часть, которая является инструментом денежно-кредитной политики. Проследим, каким образом меняется денежная масса, если ЦБ меняет политику в области обязательного резервирования. Рассмотрим пример со стабильными вкладами и резервами в условиях повышения ставки обязательного резервирования.
Если ЦБ изменяет ставку по обязательным резервам, то это скажется на избыточных резервах и повлияет на способность банков создавать дополнительные деньги. Таким образом, этот механизм воздействует на денежную массу очень сильно, и в развитых странах установленный норматив стараются не менять, чтобы избежать сильных потрясений на межбанковском рынке. Этот инструмент применяется в критических ситуациях. Более часто используется второй инструмент – изменение процентной ставки. В развитых странах учетная политика, проводимая ЦБ с помощью установки и пересмотра процентных ставок, делится на 2 вида: 1. Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг). 2. Ставка по рефинансированию. В России нет первой ставки, так как до настоящего времени ЦБ не практиковал переучета ценных бумаг. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, берущим у него ссуду. Плата за подобный кредит и определяется ставкой рефинансирования. Беря ссуду в ЦБ, коммерческие банки увеличивают свой резервный счет, и ставка рефинансирования выступает в качестве издержек получения избыточных резервов. Если ЦБ снижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению у него кредитов, увеличивает избыточные |
|
© 2007 |
|