РУБРИКИ

Лекция: Лекции по макроэкономике

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Лекции по макроэкономике

резервы и достигает повышения денежной массы за счет коммерческих кредитов.

Увеличение ставки рефинансирования приведет к снижению избыточных резервов,

падению кредитования и снижению количества денег в экономике.

Наиболее широко в развитых странах используется третий инструмент денежно-

кредитной политики – операции на открытом рынке, покупка и продажа

Центробанком ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ

приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, его резервы увеличиваются:

АктивПассив
Резерв

20 р.

Вклад

100 р.

Ценные бумаги

50 р.

Кредит

30 р.

После того, как ЦБ приобрел все ценные бумаги,

АктивПассив
Резерв

70 р.

Вклад

100 р.

Ценные бумаги

0 р.

Кредит

30 р.

появились избыточные резервы.

При покупке ЦБ ценных бумаг у населения, операция все равно идет через

коммерческий банк:

АктивПассив
Резерв

20 р.

Вклад

100 р.

Кредит

80 р.

+ 50 р.

Ценные бумаги

+ 50 р.

Лекция 9. Денежно-кредитная политика в России.

Норма обязательных резервов

Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве

инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года

коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы.

В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных

ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных

коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в

суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд

кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования

части привлеченных коммерческими банками ресурсов.

Первоначально норма обязательного резервирования R была установлена для всех

вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля 1992 г.

начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования,

причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения

средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы

инфляции, то ЦБ повышал R для связывания денежной массы и снижения инфляции.

До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону

повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без

всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и

очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992

г. были установлены следующие значения R:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования

10%

Обязательства свыше 1 года

5%

В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму

обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на 5

процентных пунктов:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования

15%

Обязательства свыше 1 года

10%

С 1 апреля 1992 года норма была опять повышена на ту же величину и составляла

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования

20%

Обязательства свыше 1 года

15%

После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января 1995

г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию

часто нарушались.

В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется

руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко

изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной

политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым

инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования

деятельности коммерческих банков:

1. Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться

установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции

вплоть до лишения лицензии

2. Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным

обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по

принципу ликвидности.

3. Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это

нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков.

В результате этих изменений были введены следующие нормы:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования и со сроком погашения до 30 дней

22%

Срочные обязательства со сроком погашения от 31 до 90 дней

15%

Срочные обязательства со сроками погашения от 91 дня и более

10%

Счета в иностранной валюте

2%

После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать

действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с

Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением

недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая жесткая денежно-

кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе

России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых

вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли.

Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 г., когда

было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на незначительные уступки:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования и со сроком погашения до 30 дней

20%

Срочные обязательства со сроком погашения от 31 до 90 дней

14%

Срочные обязательства со сроками погашения от 91 дня и более

10%

Счета в иностранной валюте

1,5%

Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было

отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения

обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую

продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое

увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным

покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ

проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в конце

1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось на

кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января 1995

г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных резервов.

Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту, чем

провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о достаточности

размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения

прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету 1995 года на

валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация. Рассмотрим курс

доллара в 1995 г.:

Курс доллара, р.
Янв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сент.Окт.Ноя.Дек.
38584259474950255060

4709

451944164472450145444622

Резкое падение курса доллара в июне приводит к укреплению рубля, что делает

невыгодным экспорт и повышает доходность импорта. Так как российская

экономика сильно зависит от экспорта, развитие экспортных отраслей

замедляется, а импорт начинает развиваться, что грозит дальнейшим отставанием

отечественных предприятий. Это заставило ЦБ отреагировать введением валютного

коридора. После этого ЦБ регулирует курс рубля посредством рублевых и

валютных интервенций. Валютный коридор действительно способствовал

стабилизации рубля, сделал экономическую ситуацию более предсказуемой для

экспортеров и импортеров. 1995 год стал решающим в снижении темпов инфляции

во многом за счет грамотной политики ЦБ.

Следующее изменение нормы обязательных резервов происходит 1 мая 1996 г.

Темпы инфляции снижаются, внутренние цены стабилизируются, и такая

положительная тенденция позволяет слегка ослабить денежно-кредитную политику.

Происходит смягчение денежно-кредитной политики в области обязательного

резервирования:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования и со сроком погашения до 30 дней

18%

Срочные обязательства со сроком погашения от 31 до 90 дней

14%

Срочные обязательства со сроками погашения от 91 дня и более

10%

Счета в иностранной валюте

1,25%

Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из-за

стабилизации курса рубля. Однако, 11 июня 1996 г. вновь возвращаются прежние

нормативы – 20% и 1,5%, т.к. началась предвыборная гонка и стало необходимым

выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате и т.п.

Министерство Финансов принимает странное решение о передаче Центробанком в

бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Выдача

этих средств осуществлялась в чистом виде за счет денежной эмиссии, и для

того, чтобы денежная масса не увеличилась, необходимо было ее связать при

помощи возврата к прежним нормативам. Особенно резко были поднята норма

резервирования по валютным счетам – до 2,5%. Считается, что в течение

следующего месяца с помощью обязательных резервов была связана половина

денег, перечисленных в Минфин. Это положительно отразилось на снижении темпов

инфляции, и, поскольку процесс дезинфляции продолжался, стало возможным вновь

смягчить денежно-кредитную политику 1 августа 1996 г.

ЦБ вновь начинает новую политику. При достаточно низких темпах инфляции в 12%

в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%. Это приводит к

«эффекту вытеснения» – ситуации, когда инвестиции в реальный сектор

вытесняются инвестициями в государственные ценные бумаги. Инвестирование в

реальный сектор дает очень низкую доходность по сравнению с доходами по ГКО,

и коммерческим банкам невыгодно тратить свои избыточные резервы на

кредитование предприятий. Таким образом, деньги в экономике сосредоточены не

в реальном, а в финансовом секторе, и при наличии всех предпосылок для

экономического роста никакого оживления не наблюдается. ЦБ начинает проводить

политику по оживлению инвестиционного сектора путем выравнивания норм

обязательного резервирования для валютных и рублевых счетов. 1 ноября 1996 г.

снижается норма по рублевым вкладам и повышается для валютных счетов:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования и со сроком погашения до 30 дней

16%

Срочные обязательства со сроком погашения от 31 до 90 дней

13%

Срочные обязательства со сроками погашения от 91 дня и более

10%

Счета в иностранной валюте

5%

Рост нормативов по валютным счетам приводит к росту предложения валюты и

падению курса доллара, с другой стороны, это ориентирует коммерческие банки

на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Процент по первым

поднимается, а по вторым снижается, поощряя население к хранению денег в

рублях, а не в валюте. Появляется возможность кредитования российской, а не

американской, экономики.

Эта тенденция к уравниванию рублевых и валютных вкладов продолжается и далее:

1 апреля 1997 г. происходят следующие изменения

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования и со сроком погашения до 30 дней

14%

Срочные обязательства со сроком погашения от 31 до 90 дней

11%

Срочные обязательства со сроками погашения от 91 дня и более

8%

Счета в иностранной валюте

6%

Снижение нормативов по рублевым счетам оставляет в распоряжении коммерческих

банков больше рублевых резервов для инвестирования, повышение по валютным

вкладам стабилизирует курс доллара и стимулирует желание работать с рублем.

В ноябре 1997 г. происходит кризис, неизвестный широкой общественности.

Только благодаря политике ЦБ мы избежали кризиса, подобного августовскому, в

1997, оттянув его на год. В то время азиатский кризис был сдержан, тогда как

в 1998 году России не удалось его избежать из-за неразумной бюджетной

политики.

В 1997 г. финансовые рынки азиатских стран стали нестабильны, и иностранные

инвесторы уводят оттуда капитал. Россия также относится к странам с высоким

риском вложений для нерезидентов, и это приводит к их массовому оттоку с

рынка ГКО. Это означало одновременную продажу большого числа ценных бумаг для

отвода капитала и перевод рублевых средств, полученных в результате продаж в

иностранную валюту. На валютный рынок поступает большая денежная масса и

резко возрастает спрос на доллар, в то время, когда колебания курса доллара

ограничены валютным коридором. ЦБ не может допустить, чтобы курс рубля вышел

за пределы им же установленного валютного коридора, и должен проводить

массированные валютные интервенции для поддержания курса рубля, приводящие к

быстрому истощению золотовалютных резервов. Поэтому для поддержания курса

рубля ЦБ решает призвать на помощь коммерческие банки, для чего поднимает

норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Коммерческие

банки должны были выбросить на рынок большое количество валюты, что уравняло

спрос и предложение и предотвратило обвал рубля в ноябре 1997.

С 1 февраля 1998 года вводится одинаковая норма обязательных резервов по всем

валютным и рублевым счетам в размере 11%. Летом этого года денежно-кредитную

политику слегка ослабляют, так как нарастает неликвидность средств, связанная

с дефолтом и экономическим кризисом. 24 августа для облегчения прохождения

платежей и обеспечения коммерческих банков свободными резервами происходит

снижение R на 1 процентный пункт до 10%.

После финансового кризиса изменяется подход к определению нормы обязательного

резервирования – она устанавливается не по ликвидности средств, а по

удельному весу вложений в ГКО в активах банка. В результате отказа

государства платить по своим обязательствам коммерческие банки стали

неплатежеспособными, т.к. значительная часть активов была заморожена. Банки

не могли проводить платежи своих клиентов, и для нейтрализации этого 1

сентября 1998 года были произведены следующие изменения:

Норма обязательных резервов

Банк с 40% и более долей ГКО в активах

5%

Банк с менее чем 40% долей ГКО в активах

7,5%

Счета в иностранной валюте

5%

Поскольку «замороженные» в ГКО денежные средства все меньше влияют на

ликвидность, то в декабре норма опять становится единой по всем счетам в

размере 5%.

Начиная с августа 1998 г., норма обязательных резервов теряет свою роль

инструмента денежно-кредитной политики и не оказывает влияние на темпы

инфляции и экономического роста, а является лишь средством повышения

ликвидности средств и платежеспособности коммерческого банка.

Весной 1999 года R вновь начинает использоваться как инструмент денежно-

кредитной политики, так как, несмотря на то, что много банков разорилось,

платежная система вновь заработала, и стало необходимым дальнейшее

использование этого инструмента для борьбы с инфляцией.

Тип счета

Норма обязательных резервов

Рублевые счета

7%

Счета в иностранной валюте

5%

До сегодняшнего дня R еще дважды меняется в сторону повышения, т.к. инфляция

вновь становится проблемой. 10 июня 1999 г.:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Рублевые счета

5,5%

Счета в иностранной валюте

8,5%

1 января 2000 г. происходит очередное ужесточение денежно-кредитной политики

для борьбы с инфляцией и поддержки рубля:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Рублевые счета

7%

Счета в иностранной валюте

10%

В 2000 г. необходимо удержать низкий темп инфляции и способствовать повышению

темпов экономического роста одновременно с проведением политики по

дедолларизации страны.

Лекция 10. Денежно-кредитная политика в России.

Уровень

процентной ставки ЦБ и учетная политика ЦБ.

Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики является

инструментом двойного действия. С одной стороны, она оказывает воздействие на

предложение денег в экономике, а с другой – на ликвидность финансовой системы

страны. Нужно иметь ввиду, что эти влияния разнонаправлены с точки зрения

достижения российской экономикой оптимального состояния. Уменьшение

рефинансирования кредитов, которое происходит с ростом ставки, сокращает

предложение денег, и, следовательно, оказывает положительное воздействие на

снижение темпов инфляции. Но, одновременно с этим процессом происходит

снижение ликвидности банковской системы, что может вызвать негативные

последствия для экономики страны. Увеличение рефинансирования кредитов

уменьшает неликвидность, но способствует росту инфляции.

В России конца 80х – начала 90х гг. ставка рефинансирования устанавливалась

дифференцировано для разных групп банковских учереждений. По отношению к 6

спецбанкам Госбанк СССР применял преимущественно административные методы

регулирования уровня процента, а к коммерческим банкам – в основном

косвенные. В 1988-1989 гг. процентная ставка по централизованным ресурсам

была дифференцирована, и колебалась для коммерческих банков от 5% до 7%

годовых, а для спецбанков являлась строго фиксированной и не зависела от

суммы, сроков кредита и состояния денежного рынка. Кроме того, уровень

процентной ставки по активному кредитованию операций спецбанков

устанавливался директивно сверху. Коммерческие банки устанавливали эту ставку

сами, в зависимости от спроса и предложения на денежные ресурсы. В результате

проведения такой политики в конце 80х гг. преобладающей формой движения

кредитных ресурсов среди государственных спецбанков оставалась система их

ведомственного (отраслевого) распределения при административном управлении

уровнем ставки рефинансирования. Рынок кредитных ресурсов формировали только

коммерческие банковские структуры.

В 1990 году был осуществлен переход от отраслевого планирования к

территориальному распределению кредитных ресурсов через региональные

учреждения Госбанка СССР. Ставка рефинансирования как для трансформированных

спецбанков, так и для вновь создаваемых коммерческих банков была

унифицирована. Резко уменьшилась доля централизованных кредитов в общем

объеме межбанковских ссуд с 93% до 46%, что ослабило влияние официальных

ставок на формирование рыночной цены денег.

С 1991 года Центробанком России вводится единая ставка по рефинансированию

всех банковских институтов второго уровня в размере 20%. Эта ставка

неоднократно повышалась начиная с 1992 года, когда в России начался переход к

рыночным методам управления экономикой.

Период действия

%

Период действия

%

01.01.91-09.04.92 20 22.06.93-28.06.93120
10.04.92-22.05.92 50 29.06.93-14.07.93140
23.05.92-29.03.93 80 15.07.93-22.09.93170
30.03.93-01.06.93 100 23.09.93-14.10.93180
02.06.93-21.06.93 110 15.10.93-28.04.94210

Ставка в 20% в январе 1992 при инфляции 245% черезвычайно низка, и повышения

ее в марте и мае были необходимы. Но даже 80%-ный размер ставки не является

запретительным при том уровне инфляции. Необходимо было дальнейшее повышение

ставки рефинансирования, и в 1993 г. она менялась 7 раз в сторону увеличения

и достигла размера в 210% 15 ноября 1993 г.

Такое повышение ставки постепенно ослабляло давление на денежную массу и

оказывало свое положительное воздействие. Ситуация резко меняется в феврале

1994, когда впервые за все время реформ месячные темпы роста цен опустились

ниже 10%. Это означало переход к положительной ставке рефинансирования.

Период 1992-1993 гг. был черезвычайно выгоден для коммерческих банков, так

как позволял получать огромный размер прибыли, перепродавая взятый в ЦБ

кредит под 50% предприятиям и фирмам под больший на порядок процент. В это

время было создано множество банков, не способствовавших реальному росту

экономики, а занимавшихся подобного рода операциями. Для ЦБ это означало

истощение денежных ресурсов, дополнительные денежные эмиссии для

удовлетворения требований коммерческих банков. Политика повышения ставки

рефинансирования была необходима. Этот период перекачки денег из реального в

финансовый сектор являлся периодом первоначального накопления капитала.

В 1994 году с переходом к положительной ставке начинается новый этап в

развитии банковской системы. ЦБ реагирует на это постепенным снижением

ставки.

Период действия

%

Период действия

%

15.10.93-28.04.9421030.06.94-31.07.94155
29.04.94-16.05.9420501.08.94-22.08.94150
17.05.94-01.06.9420023.08.94-11.10.94130
02.06.94-21.06.9418512.10.94-16.11.94170
22.06.94-29.06.9417017.11.94-05.01.95180

Понижение происходит вплоть до 12 октября 1994, когда происходит резкий

скачок от 130% до 170%. В начале года резко уменьшились инвестиционные

кредиты, так как при среднемесячном уровне инфляции в 7% ставка

рефинансирования находилась в районе 15% в месяц. Поэтому ЦБ активно снижает

ставку, для того, чтобы сделать возможным для предприятий получение кредита в

коммерческих банках.

С началом валютного кризиса и ростом темпов инфляции ставка рефинансирования

перестает воздействовать на кредитные ресурсы и начинает использоваться для

борьбы с инфляцией. В начале следующего года происходит очередное увеличение

ставки до 200%.

Период действия

%

6.01.95-15.05.95200
16.05.95-18.06.95195
19.06.95-23.10.95180
24.10.95-30.11.95170
01.12.95-09.02.96160

Со сменой руководства ЦБ и приходом Парамоновой начинается ужесточение

политики в области обязательного резервирования и развивается противостояние

между коммерческими банками и Центробанком. Окончание конфликта в мае 1995

делает возможным смягчение денежно-кредитной политики, и ставка

рефинансирования начинает снижаться. Но даже установленная 1 декабря ставка в

размере 160% слишком высока для такого уровня инфляции, какой наблюдался в

конце года. Ставка рефинансирования является запретительной, так как цена на

кредитные ресурсы очень высока.

В 1996 году наметилась позитивная тенденция в снижении темпов инфляции, и

основной макроэкономической целью стало стимулирование экономического роста.

Таким образом, ставка рефинансирования должна снижаться:

Период действия

%

Период действия

%

10.02.96 - 23.07.96 120 21.10.96 - 01.12.96 60
24.07.96 - 18.08.96 110 02.12.96 - 09.02.9748
19.08.96 - 20.10.96 80

Данный инструмент денежно-кредитной политики работал на достижение глобальной

задачи – экономического роста. Вместе со снижением нормативов обязательного

резервирования была достигнута согласованность работы всех инструментов на

достижение общей задачи.

В 1997 году до ноября продолжалась благоприятная тенденция развития экономики

и происходило дальнейшее снижение ставки рефинансирования.

Период действия

%

10.02.97 - 27.04.9742
28.04.97 - 15.06.9736
16.06.97 - 05.10.9724
06.10.97 -10.11.9721
11.11.97 - 01.02.9828

Начиная с 11 ноября 1997, политика в области ставки рефинансирования резко

меняется, так как начинается Азиатский кризис. Норма обязательных резервов по

валютным счетам увеличивается, а ставка поднимается до 28%. Так можно было

ликвидировать последствия мирового кризиса.

В это время с рынка ГКО уходит иностранный капитал, и доходность бумаг резко

растет, вызывая повышение давления на государственный бюджет. Возникает

достаточно сложная ситуация с острой нехваткой средств на обслуживание

внутреннего долга. ЦБ пытается пойти навстречу бюджету и поддержать

доходность ГКО на прежнем уровне, проводя их скупку.

Итак, до осени 1997 г., во время благоприятной экономической ситуации,

происходит снижение ставки рефинансирования. Рост доходности ГКО, связанный с

оттоком иностранного капитала, побуждает ЦБ к активной скупке ценных бумаг.

Но и на валютном рынке ситуация достаточно сложна, и у Центробанка не хватает

средств на одновременную поддержку курса рубля и доходности по ГКО. Для

компенсации недостатка резервов Центробанк повышает норму резервирования и

пытается лишить коммерческие банки сверхприбыли, получаемой в результате

покупки ГКО на взятые кредиты, путем повышения ставки рефинансирования.

Период действия

%

Период действия

%

02.02.98 -16.02.984227.05.98 - 04.06.98150
17.02.98 - 01.03.983905.06.98 - 28.06.9860
02.03.98 -15.03.983629.06.98 - 23.07.9880
16.03.98 - 18.05.983024.07.98 - 09.06.9960
19.05.98 - 26.05.9850

2 февраля 1998 ставка поднимается до 42%, затем идет ее медленной снижение. В

мае 1998 становится понятно, что проблема не решена и доходность ГКО по-

прежнему растет. Резкое увеличение ставки рефинансирования сначала до 50%, а

затем до 150% (запретительный уровень) приводит к тому, что коммерческие

банки практически полностью прекращают кредитование. Для преодоления данной

ситуации ставка вновь снижается.

После кризиса августа 1998 ставка рефинансирования на время теряет роль

инструмента денежно-кредитной политики, и ее использование для воздействия на

экономику возобновляется в середине 1999 г.

Период действия

%

10.06.99 - 23.01.0055
24.01.00 - 06.03.0045
07.03.00 - 20.03.0038
21.03.00 - 09.07.0033
10.07.00 - 28

Валютная политика

При рассмотрении валютной политики как инструмента денежно-кредитной

политики, надо иметь в виду, что проведение валютной политики не является

самоцелью государства. Показатели валютного рынка должны рассматриваться как

подчиненные приоритетам достижения желаемых макроэкономических параметров.

Достижение основных целей макроэкономической политики – темпов инфляции,

размеров ВНП и уровня безработицы – должно быть задачей валютной политики.

Традиционные ориентиры действий государственных органов по управлению

валютным рынком таковы:

1. Уровень и динамика курса национальной денежной единицы.

2. Структура и сальдо внешнеторгового баланса

3. Состояние основных сегментов финансового рынка и, прежде всего,

движения капитала.

4. Борьба с отмыванием денег и неуплатой налогов. Контроль за оттоком

средств за рубеж через коммерческие банки.

Лекция 11 Валютная политика как инструмент денежно-кредитной политики.

Выделяют следующие цели валютной политики:

1. Воздействие на уровень инфляции.

Таким образом, валютная политика может использоваться как один из

инструментов финансовой стабилизации экономики. Все макроэкономические школы

согласны с тем, что воздействие валютного курса на рост цен значительно. Но,

все теории также утверждают, что необходимо учитывать и другие факторы, такие

как эмиссионные или неэмиссионные источники финансирования дефицита

государственного бюджета, размер внутреннего и внешнего государственного

долга, налоговая политика, политика заработной платы и доходов, а также и

другие инструменты денежно-кредитной политики. Все эти факторы, вместе с

валютной политикой, являющейся одним из основных инструментов, оказывают

давление на инфляцию. В некоторых странах валютной политике отдана ведущая

роль в сдерживании инфляции. Валютный курс является «якорем» и может сыграть

решающую роль в борьбе с ростом цен, и многие страны бывшего

социалистического лагеря использовали именно этот подход в качестве главного

рычага антиинфляционной политики. Главной проблемой являлся выбор между

гибким валютным курсом, фиксированным валютным курсом и механизмом валютного

регулирования.

Для того, чтобы валютная политика стала рычагом антиинфляционной политики,

необходимо выполнение следующего правила: надо добиться, чтобы обесценение

национальной денежной единицы было меньше роста внутренних цен. Для

проведения подобной политики необходимо наличие достаточно больших

золотовалютных резервов в распоряжении Центробанка. Именно это обстоятельство

не было учтено в России в 1994 г.

2. Воздействие на объем производства через внешнеторговое сальдо.

Лекция: Лекции по макроэкономике

Это объясняется регулировкой компоненты Xn уравнения совокупного спроса

Лекция: Лекции по макроэкономике Рост этой составляющей

приведет к росту совокупного спроса, что будет иметь различные последствия для

экономик в различных состояниях, но для кризисной ситуации это влияние будет

благоприятным.

Лекция: Лекции по макроэкономике

Для увеличения Xn надо проводить политику девальвации, т.е.

обесценения национальной денежной единицы. Экспорт становится относительно

более выгодным, а импорт – невыгодным. Внешнеторговое сальдо растет:

Так можно выйти из кризиса с помощью валютной политики. Однако существует

достаточно серьезные ограничения и последствия. Если растет экспортная

составляющая, то происходит стимулирование в первую очередь тех отраслей,

которые ориентированы на мировые рынки. В случае, если эти отрасли

преимущественно сырьевые, как в России, то политика девальвации, направленная

на выход из экономического кризиса, усиливает сырьевую специализацию страны,

что неблагоприятно для дальнейшего развития. Таким образом, ухудшается

структура внешнеторгового баланса, и страна все больше экспортирует сырье и

импортирует технологии в условиях дорожающего импорта, усиливая свое

технологическое отставание.

3. Вывод экономику из депрессии через инвестиции.

При проведении политики по определению курса национальной денежной единицы

нужно следовать правилу: курс должен быть таким, чтобы обеспечивать

устойчивое отставание доходности валютных спекуляций от альтернативных

финансовых операций, в первую очередь, то кредитных операций.

Если, как это случилось в России в 1995 г., доходность валютных операций

очень высока, то возникает много банков, занимающихся только операциями на

валютном рынке. Такие банки вообще не имели клиентов и не выполняли никаких

макроэкономических функций. В России политика властей в отношении рубля не

отслеживала доходность различных сегментов рынка, и валютные спекуляции были

более доходны, чем кредитные операции. В такой ситуации структуры, которые

должны способствовать кредитованию экономики, анализируя прибыльность

различных своих операций, быстро приходили к выводу, что доходы кредитных

операций для инвестирования значительно ниже прибыли, получаемой от валютных

спекуляций. Власти сами способствовали перетоку средств из реального сектора

в финансовый и снижение объемов инвестиций.

Итак, доходность валютных операций должна быть ниже, чем доходность рублевых

операций для того, чтобы постепенно происходил перевод накоплений и

сбережений населения и предприятий в форму национальной денежной единицы.

Очень важен политический аспект этой проблемы, так как за ним стоит вопрос

доверия населения к национальной денежной единице.

Снижению курса валюты способствует также и приток средств от иностранных

инвесторов. Это послужило причиной допуска иностранного капитала на рынок

ГКО: необходимо было повысить приток валюты в страну. Чтобы стимулировать

иностранные инвестиции, необходимо проводить политику ревальвации –

укрепление национальной денежной единицы. Но политика длительной ревальвации

в условиях усиления спада производства и отсутствия товарного обеспечения

невозможна, потому что ЦБ вынужден проводить усиленные валютные интервенции

для подержания стабильности рубля, истощая свои золотовалютные резервы и

повышая возможность новых кризисов и обвалов курса.

Кроме того, политика ревальвации ведет к понижению конкурентоспособности

отечественных производителей на мировых рынках. Именно поэтому введение

валютного коридора вызвало негативную реакцию со стороны ведущих экспортеров.

Если в стране не повышается внутренний спрос, ревальвация может

спровоцировать кризис.

Главный вывод из вышесказанного следующий: валютная политика должна быть

скоординирована с другими инструментами антиинфляционной и антикризисной

политики и не может проводиться изолированно.

Роль валютной политики очень противоречива в тот момент, когда необходимо

бороться одновременно и с инфляцией, и с кризисом. В этой ситуации непонятно,

какую политику проводить, и это было очень заметно в России.

Существует два варианта валютного режима в стране: фиксированный и гибкий

валютный курсы. Выбор между ними представляет собой классическую проблему,

всегда являвшуюся предметом особого внимания макроэкономической литературы. И

тот, и другой вариант имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор сильно

зависит от конкретной ситуации и страны, причем в числе структурных факторов

необходимо учитывать общую открытость экономики и ее интеграцию в торговые

отношения с иностранными партнерами.

Кроме структурных факторов крайне важно учитывать степень доверия

экономических агентов к государственной политике. Страны с низким доверием,

как правило, страдают от высокой инфляции и оттока капитала за рубеж.

Национальная валюта в таких странах имеет ограниченное хождение, вместо нее

используются более надежные валюты, к примеру, доллар США или DM.

Экономические агенты в таких странах учитывают свой предыдущий опыт, и их

крайне сложно убедить в том, что власти будут проводить разумную

стабилизационную политику. В таких условиях фиксированный курс может быть

предпочтительнее, но огромное значение имеет следующее обстоятельство:

обязательства фиксировать валютный курс могут вызвать доверие у населения

лишь в том случае, если созданы институциональные механизмы, исключающие

политическое воздействие на выработку решений в денежно-кредитной сфере,

более того, если осуществляются адекватные дополнительные мероприятия в

области бюджетной политики. Именно в этом состоит идея механизма валютного

управления. Эта проблема особо остро стояла в России, и механизм валютного

коридора без институциональной базы под ним не вызывал доверия.

Механизм валютного управления доказал свою плодотворность в ситуациях, когда

главная проблема страны состоит в низком уровне доверия к экономической

политике властей и отсутствии финансовой стабильности. Валютное управление

предполагает прикрепление национальной валюты к иностранной валюте,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.