РУБРИКИ

: Мировая экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

: Мировая экономика

- 2 место после США, ВВП на душу населения - 270 долларов (100 место в мире).

С 80 по 94 гг. ВВП вырос в 4 раза, объем внешней торговли в 10 раз,

среднегодовые темпы роста ВВП составили 13% (1 место в мире). 12 место по

объему экспорта. По абсолютному размеру 26 видов продукции Китай входит в 10

наиболее крупных производителей мира. Развивается электронная,

аэрокосмическая, автомобильная промышленность и энергетика. 5 место в мире по

размеру нефтедобычи, 1 - по добыче угля, 2 - по объему производства

текстильной промышленности, 1 - по выращиванию риса и хлопка. За годы реформ

(открытая экономика и внешнеэкономическая политика) товарооборот увеличился с

20 до 236 млрд. долларов. 14 место в мире по объему экспорта и 16 - по

объему импорта. Доля в мировой торговле увеличилось в 3 раза с 78 по 92 гг.,

но составляет всего 2% мировой. Это вызвано низким качеством,

неконкурентноспособностью. 54% внешнеторгового оборота - с промышленно

развитыми странами, основные торговые партнеры: Япония, США, Гонконг (45%

всего внешнеторгового оборота). Импорт: 70% - техника и технологии, машины и

оборудование, высокотехничная продукция, самолеты и ЭВМ, 20% - сырье и

полуфабрикаты. Экспорт: товары народного потребления 50%, промышленная

продукция, электроника. 1 место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и

шелка. Доля сырья и полуфабрикатов составляет около 30%. От экспорта зависят

отрасли текстильной промышленности: хлопчатобумажная - 52% на экспорт,

шелковая - 65%, легкая - 45%. Химическая промышленность работает в основном

на внутренний рынок.

Объем иностранных инвестиций за 79-94 гг. превысил 120 млрд. долларов, что

составляет 10% всех капиталовложений в КНР. Коэффициент долговой

ответственности (отношение внешнего долга к ВВП) не более 13% при опасной

границе в 20%. Коэффициент задолженности (отношение внешнего долга к годовому

экспорту) не превышает 80% при опасной отметке 100%. Основными инвесторами

являются Гонконг, США, Япония.

Экономика КНР полуоткрытая или Экспортноориентированная, но не открытая. Доля

экспорта в ВВП - 20%, доля импорта - 9%. В области движения НИОКР КНР

выступает как чистый импортер. КНР является также чистым импортером капитала,

как ссудного, так и прямых инвестиций. Внешний долг около 100 млрд. долларов.

Китай занимает 2 место в мире после США как объект приложения иностранного

капитала. В инвестициях в развивающиеся страны на Китай приходится 30%. В 95-

м г. было инвестировано 100 млрд. долларов.

Вопрос 47.

Модель экономического развития Японии.

После второй мировой войны курс на реформы. В Японии установлен механизм,

который действует до последнего времени, система приоритетных производств,

необходимых для восстановления экономики (черная металлургия, ж/д и морской

транспорт, каменноугольная). Методы прямого контроля: цены устанавливаются

на заниженном уровне, компенсация цен доля производителей со стороны

государства, квотирование импорта.

Вторая половина 50-х гг. - политика рационализации, способствующая

образованию базовых отраслей. Инструменты модернизации - прямой

административный контроль, создание специальной организации для

предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Реформы:

легализация профсоюзов, ликвидация феодального землевладения,

антимонополистические мероприятия, демонополизация и деконцентрация

экономической власти, с утверждением новой конституции произошло установление

лимита на военные расходы - 1% от ВВП, что способствовало ускорению

экономического развития, накопления базировались на собственных источниках,

объем заемного капитала невелик, экономический рост обеспечивался внутренними

сбережениями. Создание механизма регулирования учетных ставок

капиталовложений, основные капиталовложения направляются в эффективные

элементы основного капитал, то есть машины и оборудование. Основные средства

направляются на создание новых производственных мощностей (норма накопления в

1,5 - 2 раза больше, чем в других промышленных странах, а средний возраст

оборудования - 5-6 лет). Организация серийного производства обеспечила

высокую эффективность капиталовложений, позволила создать энерго, ресурсо и

капиталоемкие отрасли (черная и цветная металлургия, судостроение,

нефтепереработка) - эти базовые отрасли создали основу для технических

изменений. Увеличение количества и повышение качества рабочей силы из-за

притока населения из с/х и введения всеобщего 9-летнего образования (95%

закончили среднюю школу и 30% молодежи учится в Вузах).

Научно-техническая политика направлена на заимствование научных достижений

других стран с незначительными техническими усовершенствованиями, связанных

с особенностями японского рынка. Это экономит финансовые ресурсы, приносит

выигрыш во времени.

В 70-х гг. - новый этап развития экономики, что было вызвано резким скачком

цен на нефть и сырье, повышением реальной зарплаты, понижением

конкурентоспособности японских трудоемких отраслей, переход к

энергосберегающим технологиям и росту наукоемких отраслей, рост сферы услуг,

переход от заимствования научного опыта к созданию собственной научно-

технической базы, увеличение затрат на прикладные и фундаментальные

исследования.

Корпоративная модель развития экономики. Социальная структура хозяйства

характеризуется дуализмом, основное место в занятости и современном

производстве - мелкие и средние предприятия, нет тенденции к их сокращению.

На мелких предприятиях сосредоточено около 50% рабочей силы, на крупных - 6%.

Мелкие и мельчайшие предприятия могут конкурировать так как они группируются

по вертикальной системе. 1 вид группирования: переплетение капитала и личной

унии, объединение мелких компаний с крупными и средними, где мелкие компании

являются поставщиками более крупных (60% мелких и средних предприятий

обрабатывающей промышленности охвачено субподрядными отношениями). В отличие

от Зап. Европы в японской экономике существует трехслойная система: рынок,

группа предприятий, предприятие. Происходило поглощение мелких и средних

компаний крупными. Характерно взаимное владение акциями предприятий, но сами

компании не могут владеть своими акциями, контроль за акциями осуществляют не

физические, а юридические лица. Доходы на капитал небольшие, около 10%,

поэтому некоторые исследователи называют Японию - социальной экономикой. В

таких гр уппировках существует система взаимного держания акций,

совместные расходы на содержание мелких предприятий, на выплату зарплаты,

которая ниже, чем на крупных, на устройство социального обеспечения. Система

взаимного держания акций позволяет выводить компании, входящие в эту

группировку из-под влияния колебания акций, угрозы скупки акций другими

компаниями. Банки заинтересованы не привлекать иностранных инвесторов,

поэтому они дают деньги даже под низкие проценты (предприятиям). Заработанные

средства не раздаются акционерам, а используются для развития производства.

Собрание акционеров носит формальный характер, все определяют директора

компаний, входящие в группировку. Суть корпоративного характера - все

предприятия Японии объединяются в определенные финансовые и производственные

группы и борются не за расширение прибыли, а за расширение производства. К

этому добавляются национальные традиции и особенности национальной рабочей

силы: принцип пожизненного найма, но он постепенно отмирает, пожизненные

работники в данный момент составляют 20-30% всей рабочей силы. Второй принцип

- фирма - наш общий дом: характерная черта длительный рабочий день, труд с

большой отдачей. Профсоюзы - часть структуры компании, то есть трудовые

соглашения заключаются на уровне компаний. Нет значительной разницы между

зарплатой директора и работника (10кратная, в США - 100кратная). Гармоничные

отношения между предпринимателями и рабочими.

С 70-го г. концепция того что у служащих больше удовлетворения, если их

работа носит целостный характер. Япония отошла от конвейерных линий,

создаются малые группы, ответственные за весь производственный процесс. В

результате брак снизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась на

20%, себестоимость - на 30%.

В Японии существует планирование хозяйства: национальное, отраслевое,

региональное и внутри предприятий. В планировании участвуют союзы

предпринимателей, при перестройках компаний им дается дотация. Стабильные

цены, нет инфляции. Свободного рынка не существует, до 40% всех товаров и

услуг при их реализации регулируются.

Вопрос 48.

Стратегия экономического развития США и ее влияние на мировое хозяйство.

Перспектива активизации взаимодействия с основными партнерами, укрепления

стихийных механизмов и институтов интеграционных связей.

Экономический подъем 1983-90-х гг. происходит в обстановке острой конкуренции

лидерству США со стороны ЕС, Японии, НИС. Борьба сосредоточилась в области

НТР, рост темпов которой определял приоритеты. В США наблюдалось напряжение в

обществе в связи с неравномерным распределением доходов несмотря на их

повышение практически по всем слоям населения. Кризис 1991 г. имел мировой

характер, что привело к новым экономическим и политическим реалиям. Все

участники научно-технической гонки оказались перед необходимостью сделать

передышку. Администрация Клинтона произвела пересмотр приоритетов

хозяйственного развития во внутриэкономическом плане. Основная проблема -

поднятие уровня доходов наименее обеспеченных слоев населения, улучшение

медицинского обслуживания и др. социальные проблемы. Президентский план

включал в себя: программу долгосрочных государственных и частных инвестиций

в ведущих отраслях экономики, + меры по сокращению бюджетного дефицита, в

первую очередь за счет расходов на оборону. Он предложил также повысить

налогообложение имущих слоев. Основной проблемой США является сильная

дифференциация доходов. Что касается внешнеэкономического плана, то США

включились в новую международную модель экономического развития, в основе

которой лежит принцип, что движущей силой всех перемен является мировой

интеграционный процесс. Новая ступень интеграции ЕС, на которую страны Европы

вышли после одобрения Маастрихтских соглашений, делает их мощными

конкурентами США, что повело к выработке в США новой стратегии

взаимоотношений с этими партнерами. В 1993 г. был подписан трехсторонний

договор о свободной торговле Североамериканского блока (НАФТА), что связано с

большей ориентацией США на американский континент: создание общего рынка

приведет к активизации американского бизнеса, увеличению рабочих мест,

повышению темпов экономического роста. Активизировался вывоз в Мексику

некоторых производств, что благодаря дешевой рабочей силе позволяет

североамериканской продукции конкурировать с товарами Японии, ЕС и стран Юго-

Восточной Азии. Это может значительно изменить потоки международной торговли,

а также будет способствовать замедлению темпов научно-технического роста в

США. Свободный приток сравнительно несложных товаров из Мексики в США

затронет материало- и трудоемкие отрасли промышленности, заставляя либо

проводить их модернизацию, либо переключать ресурсы на более сложное

производство. Создание общего рынка создает новые возможности для

взаимоотношений США и Канады со странами Лат. Америки (у Мексики существует

свободный торговый режим с 5). Экономическое положение в США в мире в

следующее 10-летие будет определяться характером интеграционных процессов, в

которые кроме США вовлечены их ведущие партнеры.

Вопрос 51.

Мировой экономический порядок.

Международные режимы (порядки) - международнорегулирующие структуры -

условия, в основе которых лежат взаимоприемлемые нормы, определяемые

государственные и межгосударственные рамки поведения в какой-либо сфере

международной деятельности. Понятие мирового экономического порядка

включает в себя международную валютную систему, регулирование

межгосударственных валютных отношений, общемировую торговую систему и

регулируемые отношения, является основой сделок в сфере международного

обмена, международные принципы налогообложения, определяющие права в

межгосударственных отношениях (главная роль принадлежит МВФ и ГАТТ).

На состояние мирового экономического порядка влияние оказывает иерархичность

мирового хозяйства, когда одни страны обладают большей мощью, чем другие (на

долю США приходится 45% ВВП большой семерки). Первые послевоенные годы -

расцвет США, за 30-40-е гг. доля США в мировом доходе возросла с 29 до 33%,

при этом произошло снижение роли Англии с 9% до 6%, в промышленном

производстве на долю США приходилось 37% мирового объема продукции. Политика

формирования послевоенной системы включала план Маршалла для ЕС, расширение

капиталовложений в Лат. Америке, создание системы влиятельных международных

экономических организаций - МВФ, ГАТТ, МБРР, в которых США занимали

лидирующее положение.

Затем произошло усиление позиций ЕС, Японии, которые стали противостоять США

по многим мировым экономическим вопросам. Образование ЕС отразилось на общем

мировом экономическом порядке. С распадом колониальных империй развивающиеся

страны пытались изменить существующую мировую экономическую систему, и в 1974

г. они провели через ГА ООН резолюцию о новом экономическом порядке. В основе

которого находились следующие принципы: эффективный контроль государств над

своими хозяйственными ресурсами, требования справедливого соотношения цен на

сырьевые и промышленные товары и смягчения резких колебаний спроса на сырье,

предложения о ликвидации долгов наименее развитых стран и облегчения условий

погашения кредитов , предоставленных остальным развивающимся странам,

предложение о ежегодной передаче по каналам помощи средств в размере 1% ВВП

промышленно развитых стран без всяких условий, требования создания системы

передачи новых технологий развивающимся странам.

В 80-е гг. США изменили подход к сложившемуся в тот период мировому

экономическому порядку. Была сделана ставка на возрастание доли США в мировом

экспорте. В начале 1991 г. США выступили с предложением о новом мировом

порядке. Данная концепция подразумевала многостороннюю коллективную

безопасность при направляющей роли США, создание инфраструктуры для

распространения в мире влияния США, так как утверждалось, что стабильность

экономического режима моет быть достигнута только в мирохозяйтсвенной

структуре, где доминирует лидер.

Вопрос 54.

Стратегия социально-экономического развития Китая.

С конца 70-х гг. проведение широкомасштабной экономической реформы и открытой

внешнеэкономической политики (переход к рыночной экономике): реформа цен,

приватизация, привлечение иностранного капитала, децентрализация управления,

акционироание предприятий. Цель: решение хозяйственных задач, расширение

участия страны в международном разделении труда. В 93 г. новая модель

реформы, ее цель - социалистическая рыночная экономика, так как

социалистическая система в Китае не исчерпала себя. Причины высоких темпов

экономического развития - изменения в инвестиционной политике:

диверсифицирование источников финансирования (увеличение удельного веса

индивидуальных, коллективных, частных средств, накопления населения),

децентрализация государственных капиталовложений: увеличение роли источников

финансирования в руках местных властей и государственных предприятий., замена

бюджетного финансирования кредитованием банками: развитие коммерческих

банков, финансовых трестовоинвестиционных компаний, создание с/х кредитных

кооперативов, активизация выпуска облигаций, государственных займов, акций

предприятий, облигаций банков, увеличение объема неправительственных

финансовых институтов (облигаций банков, предприятии, акций предприятий,

депозитные сертификаты). Восстановление многоукладной экономики - курс на

развитие многообразных форм собственности для повышения рентабельности,

экономической эффективности с/х. В результате появление разных форм доходов:

трудовые, проценты, дивиденды, арендная плата. Доля государственного сектора

в 94 г. - 18% (79 г. - 24%), коллективный сектор - 54% занятых, 39% ВВП (35%

и 19% соответственно), частный сектор находится на начальной стадии развития

- 1% стоимости промышленной продукции. Гос. сектор - 50% капиталовложений,

40% - коллективный, частный - 3%, иностранный и смешанный - 7%.

Основное направление реформы предприятий - преобразование предприятий,

компаний на основе акционирования. К акционированию дифференцированный

подход, не допускаются к акционированию стратегические, оборонные и новейшие

технологические отрасли, транспортная энергетика при условии контрольного

пакета акций у государства. К началу 95 г. - 60 тыс. акционерных предприятий.

Важный фактор развития - повышение производительности труда. С 87 по 91 гг. -

физический объем национального дохода на одного занятого увеличился на 53%.

Уменьшение роли традиционных факторов (объем инвестиций, рабочая сила),

возрастание роли новых факторов (наука, образование, организация

производства). Развитие науки и техники - один из основных моментов

экономической стратегии КНР. Затраты на НИОКР 2,2% ВВП (= ЕС, меньше США).

Проблемы: низкий уровень развития производительных сил, неразвитые бедные

районы, замкнутость отдельных регионов, преобладание сельского населения,

высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уровень

населения.

Достижение сбалансированности народного хозяйства - одно из важнейших

направлений экономической политики. До начала 70-х гг. 33% ВВП - с/х, 46% -

промышленность, 20% - транспорт, связь и услуги. Задачи структурной

экономической политики в начале 80-х гг.: обеспечение сбалансированного

развития промышленности и с/х (рост с/х отставал от роста промышленного

производства), ускоренное развитие легкой промышленности, привлечение тяжелой

промышленности к снабжению потребительскими товарами, ликвидация диспропорций

внутри тяжелой промышленности, решение энергетической проблемы,

интенсификация экономики, повышение технического уровня. В результате в 890-х

гг. - увеличение инвестиций в с/х, увеличение доли легкой промышленности в

приросте промышленной продукции (39%), переориентация оборонной

промышленности на выпуск продукции гражданского назначения, 43% всех

государственных капиталовложений в 90-е гг. - в топливно-энергетический

комплекс. Программа развития энергетической базы к 2000 г.: атомная

энергетика, разработка нефтяных месторождений, в промышленности приоритетное

направление - обрабатывающая промышленность, в обрабатывающей промышленности

приоритеты -радиоэлектроника, автомобилестроение. В результате машиностроение

дает 25% валовой промышленной продукции и доходов промышленности, но только

10% продукции машиностроения достигло мировых стандартов. самые динамичные

отрасли: электронная промышленность (93 г. - увеличение в 8 раз),

среднегодовой темп прироста химической промышленности - 11% ( доля в

промышленном производстве 12%). С/х - интенсификация, но все еще отсталое:

растениеводство - 47%, животноводство - 17%, подсобные промыслы - 29%, рыбное

хозяйство - 3%, мясное - 2%. Цель: увеличение доли животноводства и

технических культур.

Либерализация внешнеэкономической политики. В результате увеличения

внешнеторгового оборота, экспорта и импорта главная задача внешней торговли -

приобретение техники и технологии. В результате за счет импорта техники и

технологического обеспечения - 60% прироста промышленного производства.

Снижение импортных пошлин и тарифов. Сотрудничество со всемирным банком:

развитие программ ТЭК, науки и образования, транспорта, с/х, финансирование

мелких и средних промышленных предприятий. Привлечение в страну прямых

иностранных инвестиций, образование совместных предприятий с участием

китайского и иностранного капитала, чисто иностранных предприятий. Доля

совместных предприятий в общем объеме экспорта в 94-м г. - 24%. В Приморском

поясе 80% предприятий с участием иностранного капитала. Организация

свободных экономических зон в приморских районах (14 зон): зоны обеспечивают

20% всего экспорта Китая.

В Китае высокая норма накоплений - свыше 30%.

Положительные сдвиги в уменьшении неграмотности, в развитии высшего

образования, но это еще отстает от потребностей. Также сдерживают страну

военные расходы (около 3% ВВП).

Собственное развитие космической техники и технологии, доминирование в

запуске коммерческих ракет, если темпы роста сохранятся, то к 2010 г. Китай

достигнет уровня среднеразвитых стран, а к 2040 - превзойдет США по

экономической мощи и уровню производства на душу населения.

Произошли изменения: директивное планирование сменилось инлдикативным, формы

оплаты труда, участие наемных рабочих в управлении. Это способствовало

увеличению инициативности и производительности труда.

Вопрос 57.

Позиции Японии в мировом хозяйстве.

Япония - одна из ведущих промышленно развитых стран мира. Национальная

экономика занимает 2-3 место в мире. Население страны составляет около 2,3%

населения мира. В стране создается приблизительно 16% валового мирового

продукта, если вести подсчет ВВП по текущим валютным курсам (по

покупательной способности иены - 8,4, занимая по этому показателю второе

место после Китая). Экономический потенциал Японии составляет около 60%

потенциала США, но по производству продукции на душу населения Япония

превышает уровень США.

Положение Японии в Восточной Азии: около 70% совокупного продукта, по текущим

валютным курсам в 6 раз больше, чем Китай, по покупательной способности на

одном уровне с Китаем.

Объем продукции и услуг: в 38 г. 3% мировой валовой продукции приходилось на

Японию, однако высокие темпы роста, которые превышали темпы экономического

роста других промышленно развитых стран в 2 раза. В 50-е гг. производство

продукции на душу населения возросло в 20 раз, а среднегодовой прирост ВВП на

душу населения составил 8% (что в 4 раза превышало соответствующий показатель

для США и в 8 раз для Великобритании). В 1975 г. Япония первый раз испытала

кризис перепроизводства и перенакопления капитала, была проведена структурная

перестройка экономики под регулированием правительства. После второй мировой

войны был предопределен курс экономических реформ: линия Доджа (экономический

советник американской администрации). За первые послевоенные годы в Японии

был установлен механизм, который действовал до военного времени -

установление системы приоритетных производств. В 60-х гг. общий рост

заработной платы подорвал конкурентоспособность японских продуктов. В 70-е

гг. начался новый этап, связанный с изменением положения на мировом рынке

ресурсов и сырья. Переход к энерго и ресурсосберегающим технологиям

сопровождался сокращением доли с/х (которое на данный момент в структуре ВВП

составляет 2,3%). Если в 70-х гг. доля промышленного производства была 45%

ВВП, то в последнее время она сократилась. Особая роль принадлежит

обрабатывающим отраслям (около 28%, что превышает соответствующий показатель

для США). Сейчас в Японии самый высокий уровень расходов на научно-

технические исследования (3,6-3,9% ВВП, что является самой высокой нормой). В

Японии производится более 50% мирового производства роботов, 40-50%

полупроводников, 10-20% мирового производства легковых автомобилей, судов,

резины, стали, холодильников, стиральных машин. Ведущие позиции сохраняются

и в традиционных отраслях, которые развивались после войны. В развитии

наукоемких отраслей Япония уступает только США.

См. вопрос 47.

Вопрос 50.

Механизм мирового хозяйства, понятие, функции и инструменты.

Механизм мирового хозяйства - это общественная система организации

производительных сил, совокупность форм и методов регулирования экономических

процессов в планетарном масштабе, а также организационно-правовых основ,

которые обуславливают производство, распределение, обмен и потребление

производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры экономического

развития. Функции механизма: 1) экономическая реализация собственности,

которая проявляется в производстве и присвоении прибавочной стоимости; 2)

регулирование пропорций мирового хозяйства ; 3) разрешение противоречий между

уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Основная организационная сила мирового хозяйства - постоянно растущий мировой

рынок (рынки). Интернационализация хозяйственной жизни усиливает зависимость

национальных хозяйств от мирового рынка. Центральное звено рынка -

конкуренция, которая способствует выявлению, распределению и эффективному

использованию новых данных о предпочтениях, ресурсах, технологиях.

Функционирование рынка в конечном счете определяется сочетанием и

взаимодействием таких сил, как конкуренция и монополия.

Инструменты механизма - конкретные формы движения капитала в мировом

хозяйстве: 1) международная цена - цены и их динамика обуславливают мотивы и

стимулы агентов производства и через них изменения производства в ответ на

изменение общественного спроса, ценообразование выступает не только

регулятором производства и обмена, но организатором общественного

производства в мировом масштабе, что способствует сбалансированности

глобальной системы. 2) ссудный процент или учетная ставка - изменения учетных

ставок в мировом хозяйстве служат причиной движения краткосрочных вкладов, то

есть так называемых “горячих денег”, достигающих многомиллиарлдных сумм. 3)

валютный курс - колебания валютных курсов оказывают влияние на изменение

физических объемов экспорта и импорта. Динамика валютных курсов оказывает

влияние на движение предпринимательского капитала: повышение курса валют

усиливает стимулы к иностранному инвестированию; понижение курса делает

привлекательным национальное производство и уменьшает стимулы к иностранному

инвестированию. Изменения процентных ставок, движение валютных курсов

оказывают большое влияние на принятие агентами мировой экономики решений в

инвестиционных и торговых областях, на динамику цен и в конечном итоге на

перспективы экономического роста в странах и в мировом хозяйстве.

Вопрос 52.

Сельскохозяйственное производство 70-90-х гг.

С/х - главный источник продовольствия. Доля с/х в ВВП мира сократилась с 7,5%

в 70-м г. до 6% в 85 г. Причем доля продовольственных культур возросла, а

доля технических сократилась.

Основа продовольственных культур - зерно, за его счет обеспечивается 56%

потребностей человека в пище (17% - корнеплоды, 10% - фрукты и овощи, 7% -

сахар, 9% - жиры и масла, 11% - продукция животноводства). С 80 по 92 гг.

мировое производство продовольствия увеличилось на 25%. В промышленно

развитых странах с/х производство увеличилось на 10%, в развивающихся - на

45%. Особенно большой прирост с/х в Индии и КНР. На 13% увеличилось

производство с/х продукции на душу населения, но не во всех развивающихся

странах: в странах Ближнего Востока с/х производство упало, в Лат. Америке

стагнация, в Восточной Европе и бывшем СССР - снижение.

Земельные ресурсы - исходный момент с/х производства. Крупнейшие земельные

ресурсы в Австралии (671 га на одного занятого в с/х), Северная Америка

(155), Новая Зеландия (69), в ЕС (12), в Лат. Америке (13), в развивающихся

странах в целом - 2,2, в мире - 3,7.

Происходит сокращение используемых с/х земель, в растениеводстве их площади

сократились на 2% с 79 по 91 гг., но увеличение производства обеспечивается

за счет интенсификации, химизации. Применение химических удобрений обеспечило

до 40% полученного прироста основных с/х культур (наибольший объем

применяемых удобрений в Европе, Новая Зеландия, Япония, КНР - 100-110 кг/га),

для сравнения в Африке - около 10-11 кг/га. Орошение - в 90-х гг. в мире

орошалось 17% обрабатываемых земель, они дали 40% всей с/х продукции (Новая

Зеландия 68% орошаемых земель, Китай - 49%, Ближний Восток - 34%).

Научная селекция, создание высокоурожайных гибридных сортов зерновых и

кормовых культур определило увеличение урожайности зерновых более, чем на

30%.

Промышленно развитые страны: доля с/х в ВВП - 6%, преобладают технические

культуры и животноводство, в развивающихся странах с/х - 16% ВВП, преобладает

растениеводство. Растет роль животноводства, роль технических культур

сокращается. Тенденция к росту орошаемых земель. За 50 лет обрабатываемые

земли сократились на 25% из-за роста населения, городских площадей,

транспортных коммуникаций, износа земли из-за нерационального использования.

Вопрос 53.

Моделирование в исследовании мирового хозяйства.

Наиболее полное исследование экономических систем обеспечивается с помощью

метода математического моделирования. Эффективность метода определяется

зрелостью научных представлений об экономических процессах и уровнем развития

математического аппарата. В экономической науке в самостоятельное направление

было оформлено глобальное моделирование, изучающее проблемы глобального

масштаба и позволяющее охватывать более длительный период времени и объем

информации. Глобальное моделирование используется для оценки будущих

последствий современных экономических процессов, раннего выявления проблем

мирового развития, возможности их разрешения, обеспечение согласованности

краткосрочного и долгосрочного анализа.

Первые модели концентрировали внимание на глобальном характере проблем, не

учитывая социальных и политических факторов развития. Модели второй половины

70-х гг. отличаются более серьезными требованиями к исходной информации,

высокой степенью региональной и отраслевой детализации, ориентации на решение

проблем долгосрочного глобального развития. Современные модели решают

проблемы отражения социально-политических аспектов в глобально развитии и

разрабатывают нормативные программы долгосрочного глобального развития.

При разработке глобальных моделей используются следующие методологические

подходы: 1) макроэкономические модели - в кратко и среднесрочном

прогнозировании уровня и структуры мирового производств, торговли, платежного

баланса и цен, исследований и влияния колебаний цен на динамику

экономического роста (модель ЛИНК). 2) модели общего равновесия -

предназначены для сравнительного анализа альтернативных равновесных

состояний, соответствующих различным сценариям развития, используются для

оценки влияния конкретных вариантов политики на состояние рассматриваемой

экономической системы. 3) межотраслевой подход обеспечивает технологическую

сбалансированность альтернативных вариантов долгосрочного равновесия в

мировой экономике, применяются в перспективном анализе размещения ресурсов и

распределения доходов.

Типы моделей различаются по принципам выбора среди сбалансированных

альтернатив. Глобальная межотраслевая модель Леонтьева не содержит какого-

либо механизма выбора вариантов мирового и регионального развития. Другая

модель (выбора предпочтительных альтернатив) решает проблему

сбалансированности путем выделение я множества предпочтительных альтернатив,

на основе которых осуществляется выбор компромиссных решений, которые в

различной степени отвечают интересам отдельных участников системы.

По принципу поиска компромиссных решений выделяются два типа глобальных

экономических моделей: 1) оптимизационная модель, которая предполагает

использование техники оптимизации для поиска предпочтительных вариантов

развития и для имитации возможностей последствий достижения различных

сочетаний целей регионов и стран. 2) модель экономического взаимодействия

включает основные элементы международного экономического механизма, такие как

регулирование торговых и платежных балансов, ценообразование. Модель отражает

процесс выбора решений о перспективах мирового развития, когда каждый регион

стремится к достижению своих целей.

Экономические модели имеют сходную структуру, используют в основном общее

информационное и математическое обеспечение, различия между ними, как

правило, в формулировке начальных условий. Модели используются международными

организациями (отдел прогнозирования перспективных исследований при ООН,

используется глобальная экономическая модель, базовым показателем развития

регионов является ВВП). Для среднесрочного прогнозирования используется

модель ЛИНК. Стандартные блоки моделей включают предложение, потребление,

инвестиционный спрос, внешнюю торговлю, доходы, занятость, цены, денежное

обращение. При разработке общей социально-эклономической перспективы развития

регионов мира используется модель ФУГИ, состоящей из субмоделей: глобальная

межотраслевая модель и глобальная макроэкономическая модель - инструмент

сценарного анализа долгосрочного развития мировой экономики, прогнозирования

долгосрочных тенденций развития, социально-экономического развития регионов

мира, перспектив развития межрегиональной торговли, проблем обеспеченности

продовольствием, энергии и т.д.

Вопрос 55.

Основные признаки промышленно развитых стран.

См. вопросы 37, 60, 65, 66.

Промышленно развитые стран характеризуются интенсивностью развития экономики,

высоким уровнем развития производительных сил, капиталистическим способом

производства (единство взаимодействия производительных сил и производственных

отношений), ростом производства, не владеющие средствами производства рабочие

продают свою рабочую силу. До 19 в. существовала свободная конкуренция, потом

был осуществлен переход к олигополии, централизация и укрупнение

производства, тенденции к монополии, увеличение доли финансового капитала.

Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем по уровню

экономического развития ВВП на душу населения, который почти в 5 раз

превышает среднемировой уровень, наличием гражданского общества, характерными

общественными отношениями, связанными с социальной структурой общества.

Вопрос 56.

Движущие силы социально-экономического развития стран Третьего мира.

Ликвидация социально-экономической отсталости подразумевает: развитие

производительных сил, трансформацию традиционных структур, перестройку соц-

экономических отношений, развитие современного хозяйства. 3 движущих силы:

государственный сектор, современный сектор и иностранный. Современный сектор:

средние и крупные государственные, частнокапиталистические, иностранные

предприятия. В отличие от традиционного сектора, который тормозит

экономический рост (но он важен в силу его социального стабилизирующего

фактора), современный сектор является проводником новых экономических

отношений, внедрения новых производительных сил, расширения инвестиций,

притягивает наиболее образованные и квалифицированные кадры, его продукция

направлена на внутренний и на внешний рынки, что влияет на укрепление

внешнеторговых связей. Государственный сектор: выполняет функцию

стабилизирующего и организующего фактора - направления экономической

политики государства путем директивного или индикативного планирования,

непосредственного участия в предпринимательской деятельности, что позволяет

на первых порах формировать базовые отрасли без которых невозможно дальнейшее

развитие экономики (гос. сектор от 50 до 100% в зависимости от страны). Он

выполняет регулирующую функцию путем квотирования, лицензирования

экономической деятельности, налогообложения, тем самым концентрируя ресурсы

на приоритетных отраслях, также выполняет социально-политическую функцию.

Иностранный сектор: может присутствовать как в предприятиях с чисто

иностранным капиталом, так и в совместных предприятиях. Основная функция -

помощь в проведении индустриализации, вкладывание средств в наиболее выгодные

отрасли, помощь в интегрировании во внешнеторговые операции, внедрение

новых технологий (главная проблема - степень включенности ТНК во внутренний

рынок), содействие в обучении нац. кадров в соответствии с НТП,

инвестирование. Эти три движущие силы действуют в совокупности, но степень их

влияния зависит от каждой страны в отдельности в зависимости от политической

ориентации.

Социально-экономическая структура хозяйства (высокая степень

многоукладности): 1) низший уклад - докапиталистические формы хозяйства

(община, натуральные и полунатральные крестьянские хозяйства в Тропической

Африке, Южной и Ю.-В. Азии, латифундии в Лат. Америке). 2) мелкотоварный

уклад - крестьянские хозяйства и ремесленники - развитие экстенсивным путем.

Азия - 27% докапиталистического и мелкотоварного уклада, Африка - 25%. 3)

высший уклад, государственно-капиталистический: гос. сектор и смешанные

предприятия (особенность - сильные позиции государственно-капиталистического

уклада, так как странам досталась дезорганизованная структура хозяйства). 4)

национальный частнокапиталистический уклад - как правило, развивающийся, в

смычке с иностранным капиталом, отличается неоднородностью типов и форм

предпринимательства. 5) иностранный уклад - высоко рентабельные предприятия,

высокий технический уровень, использование новых технологий, которые через

рабочую силу поступают в национальную экономику.

Вопрос 58.

Мировой рынок и ТНК, ТНБ.

См. вопрос 64.

В функционировании рынка произошли большие изменения, во многом он утратил

черты свободного и стал в определенной мере управляемым, так как значительная

часть спроса формируется на основе внутрифирменной торголи ТНК,

протекционистских мер государства, государственных и межгосударственных

заказов и программ.

Одним из субъектов мирового хозяйства являются хозяйственные объединения, в

настоящее время имеющие форму ТНК. В современных условиях ТНК планируют свою

деятельность в мировом масштабе. ТНК в зависимости от изменения хозяйственной

обстановки, социально-политического климата в странах или регионах,

маневрирует производственными и финансовыми ресурсами в масштабах всего

мирового хозяйства, перебрасывает массы капитала. Больше 25% мировой торговли

представляют собой внутрифирменные поставки ТНК, осуществляемые по

трансферным ценам (внутрифирменным).

ТНК стремятся установить цены на таком уровне, который обеспечивал бы

получение сверхприбыли и в то же время не создавал бы сильных стимулов для

проникновения на рынок новых опасных конкурентов, если не существует высоких

технологических и организационных барьеров.

ТНК и ТНБ превратились в основной структурообразующий фактор мирового

хозяйства. Капитал ТНК действует глобально за пределами государств

происхождения, широко используя сравнительные преимущества в размещении

производительных сил. 5- крупных ТНК контролируют около половины всего объема

заграничных прямых капиталовложений. В 70-м г. было 7 тыс. ТНК, в 92 - 73

тыс. + 170 тыс. дочерних компаний и филиалов за границей. Они контролируют

1/3 часть промышленности мира, особенно велико влияние в нефтяной,

автомобильной, химической и фармацевтической отраслях. ТНК концентрируются

главным образом в промышленно развитых странах благодаря интенсивному

взаимопроникновению предпринимательского капитала и перекресчиванию структур

международного производства этих государств, хозяйственной деятельности их

компаний. За исключением Японии, в хозяйстве которой роль иностранного

капитала невелика, во всех других промышленно развитых странах интенсивно

развивается взаимодействие и соперничество ТНК. США и Канада - 35% (доля

капиталовложений) , ЕС - 29%, развивающиеся страны - 17%.

ТНК США - 80% экспорта Канады, значительная часть канадо-американской и

американо-мексиканской торговли - поставки филиалов ТНК. Активно ТНК

действуют в свободных экономических зонах. ТНК оказывают существенное влияние

на цены на мировых рынках - господство ТНК приводит к появлению монопольных

цен.

Вопрос 59.

Особенности процесса сбережений накопления в развивающихся странах.

В развивающихся странах внутренние сбережения так же, как и в промышленно

развитых странах, являются важнейшим источником пополнения производственных

фондов, обеспечивая более 95% инвестиций. Они составляют около 24% ВВП.

Высокий уровень сбережений (более 30%) отмечался в Сингапуре, Алжире,

Индонезии, Таиланде, Танзании. Норма внутренних сбережений сокращается в тех

странах, которые испытывают трудности с обслуживанием внешнего долга. Основу

внутренних сбережений составляют частные накопления, наиболее высоки в

странах Африки, где доля частных накоплений достигает 90% общих сбережений.

В 90-е гг. в формировании накоплений развивающихся стран усиливается роль

иностранного капитала, примерно 6% против 3% в 70-х гг. Приток иностранного

капитала необязательно приводит к увеличению капиталовложений, иностранный

капитал может замещать внутренние сбережения, то есть, финансировать

потребление, отвлекать экспортные поступления для обслуживания внешнего

долга.

Норма накопления в среднем 25%, однако в наименее развитых она не превышает

18%. В странах с низким уровнем национального дохода даже при высокой норме

накопления абсолютные размеры капиталовложений малы, поэтому им не под силу

осуществить быстрое развитие всех отраслей. В ряде стран норма сбережений

имеет отрицательную величину (в группе беднейших стран в 92-м г. их 10).

Мотивы сбережений в промышленно развитых странах характерны и для

развивающихся стран (рост доходов, переоценка богатства, пенсионное

обеспечение, относительные цены). Но среда, в которой происходит процесс

сбережения в развивающихся странах, отличается от промышленно развитых стран.

Эти различия влияют на использование ресурсов и сроки движения капитала,

характер предпочтений домашних хозяйств.

Доходы домашних хозяйств в развивающихся странах невелики. В странах, где

большая часть совокупного спроса сберегается домашними хозяйствами подобного

типа, реакция частных сбережений на время увеличения уровня дохода

проявляется слабо, так как этим доходам трудно ограничить потребление. Обычно

развивающиеся страны с высоким уровнем дохода - имеют долее высокую норму

сбережений, чем в странах с низким уровнем дохода. Доходы домашних хозяйств

непостоянны, так как большая часть доходов создается в с/х, где цены

колеблются под влиянием спроса на мировом рынке. Более высокие уровни

сбережения в странах с низкой инфляцией подтверждают значение стабильной

общеэкокномической ситуации. Формирование сбережений домашних хозяйств

происходит в условиях неразвитости кредитной системы. Мелкие предприниматели

не имеют доступа к огромному рынку капитала, располагают весьма ограниченными

возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции

сбережений играет неофициальная система. В ряде стран расширение масштабов

ссудных операций ростовщиков. В результате средства замораживаются в

ростовщических операциях, не зависят от производства, создается

экономический предел росту хозяйств, вовлекаются сбережения с сферу

спекуляции, создается перенакопление. На частные сбережения в развивающихся

странах оказывают влияние распределение доходов, уровень прироста населения,

дохода на душу населения (доход на душу вырос на 1%, а сбережения хозяйств -

на 0,3%).

Особенности форм сбережения общественного сектора: роль нефинансовых

государственных предприятий, значение внешних поступлений внешнего долга. В

развивающихся странах в общественном секторе значительное место занимают

производственные предприятия, чистый доход которых является источником

государственных расходов. Во многих случаях управляющие этих предприятий не

руководствовались целями максимизации прибылей, что приводило к переводу

средств из гос. бюджета и снижению сбережений государства. В связи с

незрелостью финансовой инфраструктуры затрудняется сбор налогов, это понижает

сбережения общественного сектора, на него также оказывают влияние колебания

во внешних поставках и международных учетных ставках.

В большинстве развивающихся стран гос. сектор является дебитором, высокая

доля гос. инвестиций в общем объеме капиталовложений.

Уровень частных сбережений негативно реагирует на нестабильность экономики.

Страны, которые могут регулировать инфляцию, имеют более высокую норму

сбережений, так как инфляция отрицательно влияет на реальные ставки и

увеличивает неопределенность, что приводит к уменьшению сбережений.

Вопрос 60.

Основные направления экономической политики и стратегии индустриальных стран

в 70-90-е гг.

С 60-х гг. после проведения политики экономического роста был взят курс на

перераспределение созданного национального дохода, цель: строительство

государства всеобщего благоденствия - предоставить всем членам общества

определенные социальные права (фиксированная минимальная зарплата,

значительные государственные расходы на социальные нужды, предоставление

пенсий, медицинское обеспечение на основе страховки, система безвозмездной

помощи нуждающимся, защита наемной рабочей силы от неопределенностей и

случайностей, в 75-м г. на соц. цели было выделено 22% ВВП). определялась эта

политика тем, что социальное обеспечение формировало цену рабочей силы, что

являлось капитальным вложением в человеческий фактор, социальные выплаты

поддерживали уровень потребления, являясь компонентом спроса. Эта политика

привела к изменению различных видов доходов в их общей структуре: 60% доходов

- различные виды заработной платы, возросла доля прямых переводов.

Политика полной занятости, поддержание безработицы на минимальном уровне. США

- безработица 3-4%, Великобритания - 1,5%. Воздействие на качественные

характеристики рабочей силы, выделение средств на образование и

переподготовку. Политика полной занятости увеличила социальную мобильность.

Также в 60-е гг. вводились элементы планирования

С середины 70-х гг. в промышленно развитых странах произошли острые

структурные и экономические кризисы, перед их лицом прежние традиционные меры

оказались бессильными, отход от активного регулирования государства

экономики. Задача - переход на новый тип экономического развития с

использованием интенсивных факторов. Теория стимулирования спроса уже не

отвечала потребностям, был совершен переход на рыночные методы регулирования.

В основе - неоклассическая теория, теория монетаризма, рациональных ожиданий,

которая базируется на том, что должна быть обеспечена максимальная свобода

действия рыночных сил, и они сами справятся с экономическими трудностями.

Теория и практика монетаризма предполагала поддержку определенных темпов

роста денежной массы, неизменной от состояния рыночной конъюнктуры. Вся

экономическая стратегия западных стран была направлена на повышение гибкости

экономической системы. Основное место - структурная политика, которая

направлена на быстрое реагирование на изменения в мировой экономике.

Сокращение роли государства.

В 80-е гг. переход на методы регулирования предложения. Основной метод

регулирования - кредитно-денежный механизм; сокращение бюджетов, стремление

сделать их бездефицитными, изменения налогообложения компаний и физических

лиц (снижение налоговых ставок). Осуществление нейтральности налоговой

системы по всем хозяйственным системам (ликвидация промежуточных ставок

налогов; сокращение доли прямых государственных субсидий). Приватизация

государственной собственности (наибольший масштаб в Англии, сейчас почти

полностью ликвидирован государственный сектор).

Доля государственных предприятий в к. 80-х гг. сократилась с 9% ВВП до 7%

промышленно развитых стран.

Трудности в мобилизации ресурсов на социальные цели (сокрушение в Германии,

Швеции, Англии уровня социального обеспечения до уровня 70-х гг., так как

пересмотрены или отменены системы индексации заработной платы). В некоторых

странах отменены законы по минимальной заработной плате, так как минимальная

зарплата растет быстрее, чем средний уровень зарплаты в стране, что ведет к

довольно значительным различиям в уровне доходов населения (доходы богатейших

- 5-10%, доходы беднейших - 20%). В США в 70-е гг. зарплата составляла 60%

всех видов доходов, в 90-е гг. - 52%, так как увеличились доходы от

собственности, акций.

Направления 80-х гг. - 1) стремления к усилению конкурентоспособности

западных стран (следовательно, отстранение от работы малопроизводственных

сфер экономики). 2) корректирование в зависимости от уровня деловой

активности. 3) корректирование рабочих мест, времени. Это способствовало

росту производительности труда (в 70-е гг. он превысил рост заработной платы

на 10%).

Но государственное регулирование не может опускаться ниже определенного

уровня, так как рынок все не может регулировать.

Основные направления внешнеэкономической политики:

Их изменение связано с тем, что вторая половина 20 в. ознаменована

расширением внешнеэкономических связей и повышением их роли. Процесс

интеграции охватил весь воспроизводственый процесс. Внешнеэкономические связи

превратились из дополнительных в определяющие. Правительства стремятся

создать национальному капиталу условия для завоевания позиций на

международном рынке.

Вторая половина 20 в. - тенденция к координации внешнеэкономической стратегии

и политики. Либерализация внешнеэкономических отношений, внедрение

многосторонних валютных обменов и платежей, сокращение количественных

ограничений в области движения капитала, начавшееся еще в 50-х гг.,

изменилось в 80-90-х гг. Несмотря на внешнюю либерализацию государства стали

вводить скрытые средства для защиты внутреннего рынка. Произошло снижение

таможенных пошлин, были введены технические стандарты. Применение

протекционистских мер было запрещено договорами. За 80-е гг. импорт не

увеличился, а сократился. Импорт индустриальных стран составил 17% всего

импорта (что касается развивающихся стран - 20%, СССР - 30%). В валютной и

кредитной сферах произошло дерегулирование. Во внешнеэкономической политике

наблюдалась двойственность (в 90-х гг. наблюдались противоречивые тенденции

во внутренней и внешней экономической политике). В кредитной сфере после

снятия ограничений произошел рост капитала, финансовых потоков. В валютной

сфере произошло увеличение колебаний валютных курсов в 4 раза, что создало

условия для валютного соперничества. Поддержание роли своей валюты (прежде

всего США) проводилось путем валютных интервенций.

Вопрос 61.

Экономический рост и социальный прогресс.

Социальное выражение экономического роста - развитие и обогащение

потребностей человека расширением свободы его выбора, освобождения от

социального неравенства. Экономический рост и социальное развитие

характеризуют уровень жизни людей, степень обеспеченности материальными

благами. Потребности человека формируются под влиянием социальных,

экономических и природных условий жизни. Потребности бывают: неотъемлемыми

(пища, одежда, кров), социально обусловленные - относительные. При росте

дохода на душу населения спрос смещается от более простых жизненных благ к

более сложным видам. Большая часть относительных потребностей порождается

производством, наряду с производством новых товаров экономический рост

создает новые потребности. На низком уровне экономического развития

абсолютные потребности доминируют, и каждый прирост в национальном доходе

ведет к дальнейшему удовлетворению этих потребностей. При зрелой и развитой

экономике каждому проценту последующего увеличения производства соответствует

относительно меньшие изменения в общественном благосостоянии. Для определения

изменений общественного благосостояния используется индекс экономических

аспектов благосостояния, подсчет которого базируется на статьях личного

потребления (расширение реальных возможностей членов общества способствует

росту их экономического благосостояния, но включаемые в ВВП компоненты,

например, инвестиции, прямо не влияют на благосостояние). Личное потребление

вместо общего, так как в общее включаются военные расходы, полиция и т. д.,

которые не повышают общественное благосостояние. Индекс экономических

аспектов подсчитан греком Золотасом, его рост происходит более медленными

темпами, чем ВВП. Повышение или понижение общественного благосостояния

зависит от соотношения между предельными полезностями различных компонентов

общественного благосостояния. На современном высоком уровне экономического

развития индустриальных стран предельный рост экономических аспектов

благосостояния меньше экономического роста, так как для определения приростов

отдельных аспектов благосостояния требуются большие приросты ВВП.

Совершенствование производительных сил влечет за собой расширение

потребностей человека и изменение способов их удовлетворения. Совокупный

потребительский спрос менее развитых стран, формируясь на базе денежных

доходов отдельных индивидов, но под внешним влиянием, стал концентрироваться

на товарах и услугах, производство которых опирается на более высокие по

сравнению с традиционными технические стандарты. Возник так называемый

демонстрационный эффект. Под его влиянием в менее развитых странах

материальные потребности обгоняют экономический рост и развитие. В результате

во многих странах углубился разрыв между состоянием производительных сил и

характером потребностей, что усложняет задачи экономического развития.

Бедность. Во второй половине 20 в. произошло увеличение подушевого ВВП вдвое.

Быстрый и устойчивый рост уровня жизни достигнут за счет политики,

направленной на расширение занятости, распространение на все слои населения

социальных услуг, начального образования. Что касается развивающихся стран,

то в них положительную роль сыграла помощь промышленно развитых стран, однако

81% помощи предоставлялся по политическим мотивам. Однако в 80-е гг. а

отдельных регионах произошел откат назад. В Лат. Америке сократились доходы

на душу населения, в Тропической Африке уровень жизни упал до стандартов 60-х

гг., снизился уровень жизни в Восточной Европе. Бедность - неспособность

поддерживать минимальные стандарты жизни. Понятие бедности, основанное на

потреблении, включает 2 элемента: расходы на приобретение минимума питания

определенной калорийности, стоимостное выражение ценностей, соответствующих

уровню прожиточного минимума. Стоимостный показатель бедности - 275 долларов

и 370 долларов дохода на душу населения в год по покупательной способности в

ценах 1985 г. Верхний показатель сложит для определения общего числа бедных в

развивающемся мире (1/3 всего населения развивающихся стран). Наибеднейшие

располагают доходом, не превышающим 275 долларов (18% населения развивающихся

стран). 1/2 всех бедняков живет в Южной Азии, 16% - в Тропической Африке, 25%

- в Восточной Азии.

Вопрос 62.

Южная Корея в мировом хозяйстве.

За последние 10 лет Южная Корея из объекта превратилась в субъект МЭО.

Ежегодно рост внешней торговли - 10%. Объем внешней торговли увеличился в 10

раз. Изменения в структуре внешней торговли: продукция текстильной

промышленности, судостроения, бытовая электроника. Факторы успеха: рост

производительности труда, квалификация рабочей силы, уровень зарплаты,

дешевизна товара. До 80-х гг. Южная Корея - объект вывоза

предпринимательского капитала, ссудного капитала, но благодаря увеличению

экспорта она не стала неплательщиком. В 80-е гг. - Южная Корея сама стала

вывозить предпринимательский капитал (в Юго-Восточную Азию), так как резко

повысилась стоимость рабочей силы.

ВВП - 300 млрд. долларов, на душу населения - 8 тыс., экспортная квота - 30%.

90-е гг. - увеличение экспорта, внутреннего спроса, инвестиций в

промышленность, темпы роста ВВП составили 6,4%, темпы роста населения 0,91%.

В 1992 г. численность населения- 43 млн. человек, темпы роста экспорта -

7,3%, импорта - 2,5%. Рост личного потребления - 6,2%, правительственного -

1,7%. Темпы роста сферы услуг - 9,5%, снижение производства легкой

промышленности - 0,1%, рост производства тяжелой и химической промышленности

- 13,3%.

Торговля. 12 место в мире по экспорту и импорту на 90-й г. Структура экспорта

(82 млн. долларов): продукция тяжелой промышленности, легкой промышленности,

текстиль, прочее в легкой промышленности, товары первой необходимости.

Структура импорта (83 млн. долларов по данным на 93-й г.): сырье,

производственные товары, потребительские товары. 90-й г. - дефицит торгового

баланса 4,8 млрд. долларов, то есть объем импорта превышает объем экспорта.

90-й г. - доля в мировом экспорте 1,9%. Политика поощрения экспорта и

импорта.

Место в мировой экономике: с начала 60-х гг. - принятие

экспортноориентированной стратегии развития, начло интеграции Южной Кореи в

мировую экономику, поощрение экспорта и ограничение импорта только сырьем и

производственными товарами для промышленности. В начале 80-х гг. -

либерализация импорта, так как это способствует расширению позиций на мировом

рынке, это требовал средний класс, чтобы увеличить доступ к импортным

товарам, чтобы примирить отношения с основными торговыми партнерами.

Экспортноориентированная экономика добилась успехов: в течение 30 лет

произошло увеличение доходов и улучшение уровня жизни. Сейчас экономика

Южной Кореи на перепутье: экспортная продукция стала терять свои позиции в

мировой торговле, темпы роста ВВП не увеличиваются, инвестиции снижаются,

растет безработица и инфляция, В 92-м г. дефицит торгового баланса составил

5,1 млрд. долларов. Причины: падение спроса на продукцию Южной Кореи в США,

ЕС, Японии (в результате экономического спада), снижение

конкурентоспособности, недостаток инвестиций в исследования и развитие.

Иностранные инвестиции: 68% всех инвестиций в промышленности, из них 87% - в

химическую промышленность (электроника, транспортное оборудование,

машиностроение, легкая промышленность). В 93-м г. иностранные инвестиции

составили 8,6 млрд. долларов. Япония (в основном сфера услуг) - 39%, США

(химическая промышленность, электроника, транспортное оборудование) - 29%, ЕС

- 23%.

Инвестиции Кореи за рубежом: начались в 68-м г. К 92-му г. - 4,5 млрд.

долларов, в основном направлены в сырьевую и лесную промышленность. 52% в

Азии, 24% в Сев. Америке, 8% в ЕС, 7% в Лат. Америке, 1,5% - Бл. Восток,

1,5% - Африка.

Вопрос 63.

Взаимозависимость в мировом хозяйстве и экономическая безопасность.

Интернационализация хозяйственной жизни вызвала возникновение

взаимозависимости национальных воспроизводственных процессов на мировом

уровне. Увеличение национального дохода в одной стране способствует

увеличению импорта товаров и услуг, что вызывает рост дохода в другой стране

и спрос на импорт в третьих странах в силу взаимосвязанности

воспроизводственных процессов. Крупная в экономическом отношении страна может

стимулировать внутреннее производство и импорт, что вызовет рост экспорта и

доходов, производства и занятости в мире.

Для определения эффекта взаимозависимости нужно знать насколько прирост ВВП

на 1% в одной стране увеличивает доход в другой. Подсчитано, что увеличение

расходов в США на 1% приводит к увеличению внутреннего дохода на 1,4%, а в

Германии на 0,23%, Японии - 0,68%. Обратный эффект : если страна меняет свою

денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения, то

результатом будет падение спроса на производимые внутри страны товары и

услуги в связи с падением доходов и занятости. Часть падения спроса

приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта и сжатию.

экономики в других странах. Это является проблемой для

экспортноориентированных стран и для стран с узкой специализацией. Это делает

позиции сторон в мировой экономике неравными, создает возможность давления,

экономического шантажа.

Международная экономическая безопасность - экономическое взаимодействие

стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим

интересам какой-либо страны. Способы нанесения ущерба: применение эмбарго,

внедрение тарифных, технологических ограничений, искусственное завышение или

занижение цен на те или иные товары, нарушение валютного режима страны,

замораживание вкладов в банках, занижение валютного курса, организация бега

капитала из какой-либо страны, организация утечки мозгов.

Способы обеспечения безопасности: средства давления на уровне отдельных

государств, создание равновесия сил путем организации различного рода

объединений и блоков.

Национальная экономическая безопасность - защищенность экономики от внешних и

внутренних неблагоприятных факторов.

Вопрос 64.

Институциональная структура мирового рынка капиталов.

Институциональная структура международного рынка судных капиталов

представляет собой совокупность частных, государственных, межгосударственных

кредитных учреждений, внебанковских фондов финансирования и ТНК. ТНК - важные

посредники кредитования мировой торговли, организаторы вывоза и

перераспределения капиталов по странам в зависимости от спроса и

предложения.

В капиталистических странах функционирует более 50 тыс. частных банков, около

500 из которых выполняют роль главного звена в системе институтов

международного кредита. По мере роста спроса ТНК на международные кредиты,

деятельность ведущих банковских монополий промышленно развитых стран на

мировых рынках переживала перестройку. За рубежом была создана сеть

банковских отделений, что привело к тому, что банки стали фактически

международными. Наблюдается тенденция к международной кооперации банков,

взаимному использованию сети отделений, созданию совместных бюро, так как

потребности ТНК в банковском обслуживании растут так, что аппарат одного ТНБ

не в состоянии обслужить своих постоянных клиентов. Процесс

интернационализации кредитно-финансовой структуры привел к созданию

банковских синдикатов для разовых операций по сбыту и распространению.

облигаций промышленных компаний. Удлинение сроков предоставляемых кредитов

привело к тому, что группы крупных банков стали создавать устойчивые

консорциумы для предоставления средне и долгосрочных займов. Следующий шаг на

пути интеграции национальных кредитно-банковских структур - образование

международных ассоциаций крупнейших банков в целях совместного обеспечения

своих клиентов всеми видами услуг. От консорциумов они отличаются: полным

набором предоставляемых услуг, постоянным характером сотрудничества банков-

членов.

Важное место на мировом кредитном рынке занимает государство, которое

выступает в лице центральных и местных органов власти, казначейства,

эмиссионного банка. Государство может выполнять функции непосредственного

кредитора, заемщика или играть роль гаранта, поручателя по внешним

обязательствам частных юридических лиц. Особая роль государства в

страховании экспортных кредитов и прямых капиталовложений. В государстве

созданы специальные институты для проведения государственного страхования

экспортных кредитов. В США это государственные организации, в Англии и

Франции - полугосударственные, в Германии - частные, оперирующие от имени и

за счет правительства.

2 тенденции деятельности ТНК: к расширению в отдельных странах набора услуг,

предоставляемых государствами-страховщиками в области внешней торговли; на

межгосударственном уровне принимаются меры, направленные на унификацию

условий страхования и предоставление экспортных кредитов с государственной

поддержкой. В большинстве промышленно развитых стран экспорт кредитуется

главным образом частной банковской системой. Практика частного кредитования

внешнеторговых операций в той или иной мере распространена всюду через

деятельность государственных или полугосударственных банков. Особое место в

институциональной структуре мирового рынка ссудных капиталов занимают

межгосударственные банки и валютные фонды: банк межгосударственных расчетов

содействует центральным банкам государств- частников в проведении взаимных

расчетов, наблюдает за состоянием еврорынка, обеспечивает регулирование

валютных и кредитных отношений во всем мире. Наряду с мировым существуют

региональные и континентальные межправительственные банки: Европейский

инвестиционный банк, Межамериканский банк развития, Африканский банк

развития, Азиатский банк развития.

Роль ТНК - обладают гигантским внутрикорпоративным накоплением, однако

существует необходимость в займах для обслуживания растущего заграничного

производства и сбыта продукции. Финансирование операций ТНК наиболее

интернационализировано и глобально. Как заемщики они используют все типы

рынков - национальные, иностранные и межгосударственный Еврорынок. На начало

90-х гг. 40% суммарной кратко и среднесрочной задолженности ТНК приходилось

на еврозаймы. ТНК используют кредитные рынки не только для получения кредитов

на обслуживание текущих платежей, но ми для выгодного размещения портфеля

принимаемых ими денежных и финансовых требований. В 90-е гг. доля финансовых

операций во мировом платежном обороте - 90% (70 - 60%). ТНК извлекают прибыль

и от перемещения ликвидных ресурсов в зависимости от конъюнктуры мирового

кредитного рынка в различных его частях.

Вопрос 65.

Типы хозяйственного механизма индустриальных стран.

Основные модели и типы развития промышленно развитых стран: колониальный

капитализм бывших метрополий, рентный капитализм (Австралия, Канада),

эндогенный капитализм северных стран.

Хозяйственная модель США. Превосходство частной собственности над

государственной, доминирование частных решений в сфере производства, сбыта и

потребления. Правительство играет роль в макро и микроэкономике в основном

через законодательство, а не административными мерами, направленными на

содействие конкуренции. В США отсутствует массовая рабочая партия, единое

профсоюзное движение. Существует практика заключения соглашений на уровне

предприятий - экономический индивидуализм, коллективные контракты заключаются

на уровне предприятий не в один период, а разновременно. Большой разброс в

оплате труда, который ограничивается уровнем образования. 90-е гг. -

понижение реальной зарплаты, сокращение налогов на финансирование социальный

программ, трудовыми соглашениями охвачено лишь 18% рабочей силы, работодатели

могут по своему усмотрению нанимать и увольнять рабочих.

Корпоративистская модель имеет 2 направления. 1) демократический

корпоративизм: правительство во главе с социал-демократической партией,

высокий удельный вес государства в предпринимательстве, содействие

экономическому росту со стороны государства путем координации общественных

интересов, направленных на поиск социального консенсуса, сильные профсоюзы,

выражающие интересы наемных рабочих. Профсоюзы и предприниматели заключают

договоры о зарплате, координации конфликтов (Швеция, Австрия). 2)

иерархический корпоративизм: огромная роль государства в регулировании

экономики, участие государства как предпринимателя в экономике незначительно

при его высокой роли, ежегодно устанавливается уровень зарплаты. Рынок труда

реагирует на изменения внутреннего спроса (Япония).

Социальноориентированная модель: поддержка социально не защищенных слоев

(молодежь, фермеры, мелкие и средние фирмы) (ФРГ).

Деление на модели достаточно условно. В последние годы они изменяются. ФРГ -

урезание социальных льгот. В социально ориентированных странах (ФРГ, Япония)

за весь послевоенный период самый высокий темп экономического роста, также

больше норма накоплений. В период стабилизации экономического развития

наиболее эффективной была корпоративистская модель. В периоды кризисов -

либеральная.

Вопрос 66.

Промышленно развитые страны в МЭО.

МЭО играют важную роль для промышленно развитых стран, так как капитал не

может функционировать, не расширяя границ своих внутренних рынков. В середине

90-х гг. 19% ВВП промышленно развитых стран реализовывалось за рубежом, а 20%

создавалось за счет импортных товаров и услуг, больше половины компаний

производят продукцию за границей. Наиболее высокий уровень открытости

экономики у малых промышленно развитых стран, где доля экспорта и импорта

обычно превышает 50% ВВП.

Форма внешнеэкономических связей: 1) движение капиталов (индустриальные

страны - основные объекты и субъекты движения капитала). Ссудный капитал

обращается на 90% внутри промышленно развитых стран, основной инструмент

движения этой формы капитала - синдицированные займы. В 80-е гг. промышленно

развитые страны - нетто-импортеры финансовых средств за счет оттока средств

из развивающихся стран. Основные объекты приложения финансовых средств в 80-

90-е гг. - США, Англия; Япония, Германия - чистые кредиторы. Основной поток

капитала - между США и Японией (80 млрд. долларов в год, что составляет около

50% мирового потока). Движение ресурсов происходит в форме прямых и

портфельных инвестиций. Прямые капиталовложения увеличиваются в год в 3-4

раза больше, чем торговля и ВВП. На промышленно развитые страны приходится

94% экспорта капитала в форме прямых инвестиций. В 90-е гг. происходит

увеличение доли капитала, идущего в развивающиеся страны, это происходит из-

за перехода государственных предприятий под контроль западных компаний.

Экономическая помощь: официальная помощь развитию и неправительственная.

Скандинавские страны выделяют на оказание экономической помощи 1% ВВП, в

среднем по странам - 0,3% ВВП, причем большая часть - в форме даров. 1 место

занимает Япония - 11 млрд. долларов, второе - США (10 млрд.). Идет процесс

относительного сокращения помощи. Экономическая помощь имеет важное

функциональное и социальное значение, так как с точки зрения

функционирования, мировое хозяйство обеспечивает движение товаров и услуг

даже если бы в нормальных условиях это было бы затруднено. Таким образом

средства, предоставляемые в форме помощи, не являются чистым вычетом из ВВП

промышленно развитых стран. Большой политический эффект предоставляемой

помощи.

Торговля развивалась после войны более высокими темпами, чем производство, но

уступала движению капитала. Наиболее высокие темпы роста - 50-60-е гг. - 9%,

сейчас - 4,5%. 70-е гг. - на долю промышленно развитых стран приходилось

71,4% мировой торговли. С увеличением спроса на сырьевые товары - 90-е гг. -

75%, 95-й г. - 69%. Наиболее высокие темпы роста экспорта у Японии в

послевоенные годы, наиболее низкие - у Англии. Наибольший торговый оборот на

душу населения - у малых стран.

Структура экспорта: доля промышленно развитых стран уменьшается в тех

товарных группах, где казалось бы должна увеличиваться и наоборот ( доля

экспорта с/х увеличилась с 61% до 70%, топлива - с 18% до 33%, руды и цветных

металлов - с 67% до 69%, текстиль сократился с 61 до 48%, химикаты и

машиностроение сократилась ненамного, черная металлургия намного). Импорт:

сдвиги в структуре производства, вызванные влиянием НТР, повлекли к

изменениям в импорте: доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась с

10 до 20%, рост импорта за счет конечной и промежуточной продукции,

сокращение доли промышленно развитых стран в импорте сырьевых товаров, так

как произошло усиление самообеспеченности, собственная добыча, воздействие

НТП, снижение материалоемкости производств. Развивается движение технологий,

лицензий, патентов, наукоемкой продукции. 90-е гг. - на промышленно развитые

страны приходится 93% движения технологий (ведущие позиции принадлежат США и

Швейцарии, остальные являются нетто-импорами технологии).

1) возросла интеграция хозяйства промышленно развитых стран;

2) резко увеличился положительный эффект внешнеэкономических связей (90-е гг.

- у большинства стран положительное сальдо торгового баланса);

3) все обмены в основном происходят внутри самой подсистемы промышленно

развитых стран, она воспроизводит сама себя, использует другие подсистемы для

сохранения своего лидирующего положения.

Вопрос 67.

Саудовская Аравия в мировом хозяйстве.

До начала 70-х гг. С. А. - слабо населенная пустыня, вся масса населения

вела кочевой образ жизни, племенная организация общества сохранилась до сих

пор. 0,3% земли пригодно для земледелия, растениеводство не развито.

Хозяйство создано благодаря нефтедолларам. Население составляет 15 млн.

человек, темпы его роста 4%. Правительство поощряет рождаемость, большая

миграция рабочих из других стран (Египет, Индия, Пакистан, Йемен). Коренное

население не склонно к техническому иди физическому труду. Благоприятный

климат для развития предпринимательства. Иностранный капитал допускается

только под контролем, но его много (США - 15 млрд. долларов, ЕС, Япония), так

как стабильная политическая ориентация и есть высоколиквидный товар - нефть,

который находится близко к поверхности и является наилучшим по качеству во

всем мире. На С. А. приходится 25% разведанной в мире нефти, добывается 11%.

Структура хозяйства: все вертится вокруг нефти. 90% сырой нефть отправляется

за границу (300 млн. тонн ежегодно). Ежегодно С. А. получает от 40 до 50

млрд. долларов за продажу нефти за границу. В начале получаемые за нефть

деньги тратились впустую. С 73-го г. стали разрабатывать планы хозяйственного

развития, 95% всех активов находится в руках государства. Стержень всех

планов - нефть, кроме нефтяной промышленности в С. А. есть легкая, пищевая,

химическая. топливно-энергетическая.

Место и роль в мировом хозяйстве определяется: наличием крупных запасов нефти

и газа, формированием крупного международного финансового центра, страна

выступает крупным потребителем промышленных товаров, вооружения (13% ВВП),

продовольствия, так как обеспечивает себя на 60%, является центром притяжения

излишков рабочей силы, 3-й центральной стратегической зоной США после ЕС и

Японии.

Внешнеэкономические связи: продают исключительно нефть, вывозят капитал (за

рубежом по оценкам 200 млрд. долларов).

Сбережения превышают накопления. Разница вывозится за границу. Выплавляется

1,5 млн. тонн стали, производится алюминий, машиностроение в начальной

стадии развития, представлено автосборочными предприятиями. В экспорте + к

нефти вывозится зерно. Импорт: машиностроение, продовольственные,

потребительские товары. С началом процесса индустриализации увеличились

закупки оборудования, зап. частей, сырья. Страна предоставляет 2/3 всей

помощи странам Персидского Залива. Структура ВВП: 80% - нефтедобыча,

горнодобывающая промышленность, строительство. ВВП - 100 млрд. долларов,

самый большой ВВП на душу населения среди развивающихся стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.